На страже Заполярья. 1948 год. Май.
si пая 1948 г., Tfi 118 (3114У, ЙА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я КОМСОМОЛЬСКОЕ БЮРО ЗА Р Ш Й •? N yw 3 » 0 P 4 e c t b o Когда старшину 2 статьи Павла Логи нова избрали секретарем низовой органи зации ШВОМ, он пришел к секретарю пар тийной организации главному старшине Молопшому и попросил совета, как луч ше организовать, с чего начать комсомоль скую работу. Логинова избрали секретарем впервые. Конечно, многое для него было неясно, и на первых порах оп встретился с трудностями. Тов. Молошный рассказал новому секре тарю, что работу необходимо начинать с реализации решений отчетно-выборного со брания, направив на это все силы и энер гию комсомольцев. Они вместе тут же со- ставили план работы бюро, в котором поч ти все мероприятия нацеливались на ус- ; а а щ 1 возросла активность вой и политической венной жизни. Это видно из того, что боль шинство комсомольцев на прошедших уче ниях получали хорошие и отличные оценки. Повысилась также воинская и союзная дис циплина, значительно сократилось число проступков. Возросло число отличников. Особенно следует отметить тт. Малышева, Царева, Барышникова, Запорощенко, Да- ввденко — комсомольцев, пользующихся большим авторитетом ва корабле. Члены ВЛКСМ Горшков и Малышев учатся в партийной школе, несколько то варищей учатся в кружке по мучению Устава <ВЛКСМ. Чаще стали проводиться индивидуальные и групповые беседы, по- lAlyU Лт ж пешную сдачу курсовых задач. Членам священные важным политическим вопро- юро поручалось проводить беседы с ком- сам — ходу выполнения плана третьего ольцамп и молодежью на боевых по- решаюшего года послевоенной пятилетки, х, были прикреплены отлпчпяки к от- о задачах воинов Вооруженных Сил, о друж- стающпм, намечалось заслушивать на бю- бе и товариществе. Бюро успешно пропа ро отдельных членов ВЛКСМ о том, как они гандпрует книгу. У многих товарищей по- готовятсд к артиллерийским стрельбам. За выполнением плана был установлен строгий контроль. Благодаря этому наме- ^ Щ Э Д ф И К О В - С Е В Е Р О М О Р Ц Е В явился вкус к чтению литературы. 9 I Новый состав бюро много уделяет вни мания комсомольским поручениям. Рань- лять ■ р та Л а я л ченные мероприятия проведены в жизнь. У Ш0 добрая половина комсомольцев не была Логинове после этого появилось больше вовлечена в общественную жизнь. Сейчас уверенности в свои силы, больше инпцна- положение несколько изменилось. Поруче- тивы в работе. нпя ^ 0 ^ значительно большее число чле- Работа в комсомольской организации в нов ВЛКСМ, чем это было раньше. Однако прошлом была не на высоком уровне. По- -в этом деле существует еще много недо- этому необходимо было резко повысить статков. Отдельные товарищи продолжают деятельность организации, добиться, чтобы находиться в стороне от общественнойра- она на деле была помощником командира боты. Так, например, комсомольцев Коря- в (решении задач боевой и политической жонкова и Новоселова на собрании критп- подготовки, в укреплении дисциплины. | ковали за пассивность. Они и сейчас не Секретарь бюро тов. Логинов стал уде- участвуют в комсомольской работе. Боль- болыпоо внимание политическому вое- шая вина в этом, копечно, бюро ВЛКСМ, т нию членов ВЛКСМ. Он прежде всего которое мало заботится об этих комсомоль- ся за обеспечение авангардной роли цах. комсомольцев на политических занятиях. I Серьезным недостатком в работе бюро Членам бюро Цареву и Барышникову он является слабо поставленная пропаганда поручил проверить ведение членами ВЛКСМ воинских уставов. Только этим можно об*- конспектов. При проверке оказалось, что яснить тот факт, что члены ВЛКСМ Кпрпач комсомолец Блинов не вел записей изу- и Щербаченко грубо нарушили уставной чаемых тем и отставал в учебе. Погрешны порядок. Бюро не сделало из этого должных были в этом и другие товарищи. Члены выводов. Ни Кирпач, ни Щербаченко до еих бюро провели с комсомольцами индивиду- пор не привлечены к союзной ответствен- альныо беседы, раз’яснлли им, какую ности. Среди союзной и песоюзной молоде большую роль играют конспекты для проч- . жи с момента 'отчетно-выборного собрания яого усвоения маириала. После этого ком- не было проведено ни одной беседы об сомольцы стали составлять конспекты. |уставах Советской Армии и Военно-Мор- !В настоящее время комсомольцы и мо-,ского Флота, лодежь изучают биографию товарища Сталина. Бюро ВЛКСМ мобилизовало матро- м Нужно еще отметить, что члены бюро в работе недостаточно активны. По все они сов на то, чтобы лучше изучить жизнен- проявляют творческую инициативу, а ждут, ный путь вождя. С этой целью пока С€Кретарь даст поручение. Недостаток проводятся беседы, в свободные же тов Логинова в том, что он стремится ( часы практикуются читки отдельных все сделать сам, мало привлекает к работе глав биографии, а также газетных и жур- членов бюро. В комсомоле должны быть яалъных статей о товарище Сталине. Пала- особенно развиты творческая инп- дилась работа Красного стола. Здесь по ве- цпатпва и коллективизм в работе, на- черам комсомольцы читают книги и брэ- правленпые на воспитаппе гоюры, связанные с жизнью и революпион- ответственности у каждого ком ной деятельностью товарища Сталина. СОмольпа за деятельность своей органп- Сейчас нет таких комсомольцев, которые защш> в этом ОТНОшепии здесь чувствует- TBOp4e.CROM успехо ? ЧЛСТШ1К0В Вдожест- бы не успевали па политических занятиях. ся п т - т о робость и нерешительность, веннои самодеятельности. Большинство их учится нз «хорошо» и что подчас тормозит решение ряда пасущ- «отлично». ных вопросов комсомольской работы. На четвертой общефлотской выставке .овмадатльвого жю*равительвого искуоСт* ва были представлены работы разного жаира; здесь мы видим миниатюрные этю- Дь{, рисунки^ портреты, пейзажи, ватюр- морты и сложные композиции. Наряду с графикой и масляной живописью на вы ставке также представлена и акварель — трудный род живописи. Я, как художник я кате участник вы ставки, хочу выразить свое мнение о рабо тах своих флотских товарищей. Обращают на себя внимание полотна матроса Осичева. Выделяется прекрасно написанный маслам натюрморт. В нем тов. Осичев хорошо передал материальность и фактуру- стекла, фарфора, ложечки, поло женной в стакан, наполненный чаем. Хо рошо смотрится его рисунок мальчика в шубе. Этюд «За чтением» (со свечой) явно не удался- автору, хотя он над ним работал очень много. Лежащая на ноге рука, без жизненна, как бы вылеплена из воска, у нее нет крови, она мертва, лицо читаю щего не отделено воздушной перспективой от огня свечи. Эта тема сочень сложная. Выполнение ее требует большой кропотли вой работы, теоретической и практической подготовки. У матроса Плетнева самой удавшейся вешью является написанный маслом этюд «Русские я плен не сдаются». Исключи тельный по выразительности, он надолго запоминается. На разбитом, медленно ухо дящем в морскую пучину катере, изобра жен погибающий моряк. Советский матрос гордо держит в руке проби тый во многих местах родней военно-мор ской флаг. Он крепко его держит, не упус тит, он умрет, но ве посрамит своего зна мени, не сдастся врагу. Этой работой Плетнев показал свои незауряцные способности будущего худож ника морской тематики. В трех работах маслом Минина виден зрелый художник-пейзажист. Менее удачен этюд «Рассвет». Нависшая над водой туча вапвеава очень корпус но, не прозрачна в цвете. Из рисунков тов. Минина хорошо сакщмггся этюд «Старуш ка». Хорошим рисовальщиком является лей тенант Мищенко. У него уверенный штрих, смелый подход в использованию каранда ша. Прекрасные работы дал на выставку Кунников. В этюдах «Мыс Чаячий», «На закате» он правдиво рисует волну, ее строение, сопки, воздух. В сложном по композиции этюде «Кара ван идет» есть недостатки. Рисуя корабли па передаем плане, Кунников с такой же выразительностью показывает их и вдали. Этим самым он сушит свою работу. Даль ние корабли нужно рисовать мягко. Оку танные воздухом, опи должны быть как бы завуалированные. В работах тт. Пермякова, Голубева. Ма лых, Федорова наказана красота северной природы. Это их первые шаги, еще робкие, как художников, но нередко и удачные. Лейтенант Пакулов написал работу «Вражье гнездо». Она интересна по за мыслу и композиции, но слаба в рисунке. Тов. Пакулову нужно больше рисовать с натуры. Творчество самого молодого из участни ков выставки 18-летнего юноши Анатолия Суслова представлено неплохими этюдами «Северный пейзаж» и «На рыбной ловле». Просмотрев выставку, можно сделать вы вод, что пашп молодые художники флота мало пишут море, не затрагивают тем жиз- ЧЕЛОВЕН ПОБЕЖДАЕТ СТИХИЮ Вышла в свет «шга М. Ильин» «Чело век и стихия», повествующая об истории и достижениях метеорологии, океаногра фии, гидрологии х климатологии. Для чи тателя* моря ка, особенно для молодеоки, эта книга будет интересна. Она знакомит нас с тем, как советские ученые изучают ветры, бури, морские течения, моря я управляющие ими законы. Шаг за шагом автор раскрывает читателю трудности и успехи этой работа, рассказывает о том, как люди искали и нашли пути управле ния силами природы, побеждают стихию. Повествуя обо всем этом в увлекательное художественной и популярной форме, пи сатель знакомит читателя с остовами тех отраслей науки, ютгорые изучают стихию. «Я только что вернулся нз путешест вия, — пишет автор в предисловии к своей книге, — по не очень известным странам, которые называются «Метеороло гия» и «Гидрология»... Я видел там мно го такого, что показалось мне интерес ным... Не терпится поскорее рассказать всем, кто там не бывал... Мне показали дневник, который вело Солнце, автографы Индийского океана, Юждо-Китайского мо ря... На скале, среди волн, в маленьком домике живет Робинзон. Его едшетаенная ни личного состава, его учебы, быта, куль- j забота — следить за погодой х передавать по радио сводки на материв. И он делает это с точностью автомата, та> н вполне понятно, так как это не человек, а ав- лучшей его работой является, пожалуй, этюд «Скалистый берег». В нем художник передал состояние погоды, водную даль. Он мастерски владеет цветом. туры, спорта. Все эти темы благородны и требуют большой работы над ними. В этом году исполнится 15 лет со 1 ня. ___ когда великий Сталин создал Северный томат. Я встретил людей, которые следят флог. К этой знаменательной дате наши 88 природой, как часовые, и нредупреж- Флотскне художники' должны создать по- Дагот моряков о шторме, земледельцев лотна, отображающие строительство флота, 0 засухе... Рядом с метеорологами стоят нх героическую борьбу североморцев против ! товарищи — гятрологи, яоторые следят за ■М0- белофиннов и немецких фашистов. Нужно жизнью четырнадцати морей. Вся они вер- показать ратные и трудовые подвиги на ших замечательных людей. В. БАРАНОВ. ГУБЕРНАТОР ПРОВИНЦИИ“ Постановка драмколлектив* Драмколлектив под руководством сержап- | вуется излишнее напряжение п суета на та Евгения Соколова показал зрителю свою сцене. Надо думать, что со временем драм- новую постановку «Губернатор ировншппг» vnv- братьев Тур п Шейпппа. Спектакль, тепло встреченный зрителем, свидетельствует о Бюро ВЛКСМ и его секретарю тов. Логи- В этой пьесе сержант Соколов, награж денный на смотре художествсплои само деятельности Почетной грамотой, еще раз коллектив изживет эти недостатки, и тогда пьеса еще лучше п сильнее зазвучит клубной сцены. Секретарь бюро тов. Логинов после каж- дого занятия беседует с руководителе* -~г - --- " 7 “ " ' - ‘T ’ ” 1“ « « ч * ™ » . ««* ч-нч-*™» «■»- „им. Все это, естественно, сказалось п на группы политзанятии тов. Алакшиным, Н0ВУ неоохи дим о у с т р а н и т ь и м и и щ и е с н j Поляяет роль полковника американской узнает у него, кто как отвечал, затем бесе- недостатки, вовлечь всех комсомольцев в СЛуЖбы Гилла. дует с комсомольцами, советует им про- активную раооту, воспитывать из них честь нужные материалы, проверяет ис- идейно закаленных бойцов, умеющих пра- полненпе. В течение двух месяцев, прошедших после отчетно-выборного собрания, комсо мольская вабота значительно оживилась, вильно разбираться в политических собы тиях, бойцов, мужественных и стойких, уверенных в своих силах. Лейтенант А. РЫБАКОВ. ЗНАТЬ КАЖДОГО КОМСОМОЛЬЦА Бывает иногда — с виду боен как будто дисциплинирован: пуговицы и бляха надраены, одет по фо?ме, старших привет- Нпхотясь на вахте, Дозмаров получил от дежурного по частп приказание, касаю щееся изменения распорядка па следую- ствует, с товарищами вежлив. Все это , ший день. Приказание нужно было немед- очень важно. Но все же это — внешняя сторона дисциплины. Главное же заклю чается в том, чтобы она была следствием внутренней дисциплины. Под внутренней дисциплиной я понимаю ленпо передать командиру, а потом оз я- вить личному составу. Но комсомолец Доз- маров безответственно отпес^я к своим обязанностям и никому о полученном при казании нс сообщил, в результате на сле пнях нужно докладывать командиру. О недисциплинированности Дозмарова то, что боец является отличным знатоком : дующий день была допущена потеря драго-" своего дела, мастером своей специально- j ценного временя. Будь Доомароз дисци- стй, что он любит военную профессию и шинированным во всех отношениях, он неустанно совершенствует свои знания., бы нс нарушил инструкцию, которая ясно Привитие этих качеств бойцу является говорит, что о всех полученных приказа- нашей первейшей обязанностью. Между тем, встречаются руководители, которые интересуются только внешним вп- tofopttt и его беспечпоз отношение к поли дом волна, забывая о его воспитании в тпчсским занятиям. Па собеседовании по пройденной теме он получил оценку «пло хо». Что касается отношения к работе, то и здесь мы видим, что Дозмаров относится плохо, лишь бы время убить. Все это дало командиру лодраздзления основание осудить поведение Дозмарова пе ред всем личным составом. П тут-то се кретарь комсомольской организации сер жант Щедрин убедился, что нужно судить о людях не только по пх внешнему еиду, но п по их внутреннему содержанию. Гвардии старший лейтенант Н . ШИРЯЕВ. широком смысле слова. В подразделение, где секретарем комсо мольской организации гвардии сержант Щедрин, недавно прибыл комсомолец Доз маров. Первое впечатление ог него было хорошее — внешне подтянут, аккуратен, тщательно заправляет койку. И тов. Щед рин решил, что новичком нечего за ниматься. Между тем, если бы тов. Щед рин заглянул, что называется, в душу Дозмарова, то убедился бы, что он еще недостаточно воспитан. Когда нет партийного руководства В конце апреля в комсомольской орга низации, где секретарем тов. Пахолков, со стоялось комсомольское собрание. Оно не сколько раз переносилось из-за того, что многие товарищи не могли на нем присут ствовать, и состоялось только тогда, когда дальше его переносить было нельзя. — кто желает выступить — таких не оказалось. Лишь после длительной паузы и настойчивых просьб председателя вы ступило несколько человек. Собрание про шло плохо. Нелегко было участникам подготовить спектакль. Не было костюмов ^ ^ “баламавской' буре,''которая' ^з- и в предоставлении их отказал театр Се- разилась в прошлом веке во время Сева- верного флота. Костюмы изготовил* своими СТОпольской кампании. Бурей стопушечные показал^сво« мастевство Он пвеквасно не- силам"* П>пмпроваться тоже прпшлось са- внглИиские линейные корабли разбивались показал свое мастерство, ин прекрасно пс мн > стественно, сказало и 0 скалы> спектакле. Драмколлектив вправо ждать более внп- Умело ведут своп роли сержанты Бо- тт нательного отношения со стороны команто- рпсов и Пшцальюгков, раное участвовав- , v v “ шие в постановках «Русский вопрос», ! “ и дмовой п-омощ,[ театРа СевеРтого флота. «Орленок», «Сады цветут». Отрадно, что в спектакле «Губернатор Зрители надеются, что постановка «Гу- провинпии» заняты новые участники са- j бернатор провинции» пе последняя работа j нз корабельных мачтах. «Люди смотрели модеятельности, впервые выступающие нз j участников художественной самодеятель- j снизу... и узнавали, есть ли ветер и огку- спепс. Хочется отметить лейтенанта Кузь- пости. При соответствующем руководстве да он дует* ' ____ мина, тт. Недорезова, Зуева, емдата Егор- домколлекТ„ в, несомненно, может пока-' С " « л5гчше кина, хорошо справившихся со своими ро- ! зать новые пьесы, которые с нетерпением тов. По этому пути каравеллы Еолумба дошли до Вест-Индии, а вскоре... «одвшу из испанских мореплавателей удалось сделать еще более удивительное открытие. Он увидел широкую голубую реку, кото рая текла посреди зеленосиних вод океа на... Она текла с той же скоростью, с та кой текут реки на суше, но она была го раздо шире и глубже... заметно теплее. Ее •назвали Гольфстрим — «река 8 Ш М » , потому что она вытекает из Мексиканско го залива». С каждым плаванием моряки вс* ближе присматривались к жизни воздушного я водного океанов, покоряли их. Автор под- pofao рассказывает о работах русских гид рологов, климатологов и метеорологов, о Ломоносове, Каразине, Спасском, Вое£адве. В нашей стране научпые работы по изу чению стихии уже широко развернулись при Петре Первом. «Где был флот, где бы ла навигация, должна была появиться х наука о воде и воздухе». Русские хотели знать свою страну, своя моря, они вели наблюдения над магнитной стрелкой компаса, занимались изучением Каспийского и Белого морей. Еще в 1725 году русские академики ’ принялись за гидрологические и метеорологические на блюдения, чтобы можно было предвидеть погоду. В 1849 году, когда научное Лон донское королевское общество еще только совещалось об устройстве Центральной фи зической обсерватории, в Петербурге такое учреждение ужо работало и получало от 75 русских станций наблюдения, обобща ло их. В 1872 году морским ведомством был открыт при Главной физической обсерватории отдел штормовых предупреж дений. В помощь морякам начались составлять ся карты ветров и течений, таблицы про ливов, было придумано немало различных приборов, облегчающих мореплавание. В свет вышли труды по океанографии, напи санные русскими учеными Ю. М. Шокаль ским «Физическая океанография» и В. В. Шулейкиным «Физика моря». В главе «Море синее» автор рассказы вает о том, как человек, борясь со стихией, изучает ее, чтобы суда п портовые прича лы не стали доЗычей моря и не боялись волн. «А для этого надо знать, что такое волны... надо измерить силу моря, чтобы правильно строить пристани, волноломы. И корабли тоже надо-строить в расчете на волны». Академик В. В. Шулейкнн много лет назад построил такой прибор, который зарисовывал волны во время плавания ко роля. Этот прибор был установлен на одном транспорте, который шел на Даль ний Восток. «Опытному человеку доста точно взглянуть на рисунок, сделанный прибором, чтобы узнать «почерк» моря. Слегка волнистая плавная кривая ■— это мертвая зыбь в Индийском океане... Поры вистые крутые размахи — это шторм в Восточно-Китайском или Японском морях»j Книга М. Плыгна убедительно показы вает, как могуча наука, которая человека учился управлять стихией. Моряки узла- делает властелином стихии. В этом до- но служат своей науке и своему Отечеству — Советскому Союзу». Эти примеры, взятые из книги М. Ильи на. дают яркое представление о стиле и образном повествовании нового произведе ния известного советского писателя-попу ляризатора. В книге— главы о ветрах-невидимках и штормах, о законах, ими управляющих, о предвычпелешш бурь и приливов, о том, как человек научился следить за стихией. В главе «Когда погода не в духе» автор с ! рассказывает, что бора в Новороссийске причиняет большие бедствия. Если бы кто- нибудь захотел написать историю бурь, он коллектива д0Лжен 5 ЫЛ бы почетное место отвести зна- Человек давно и успешно воюет со сти хией на суше и на море, в воздухе и под ведой. Люди заставили ветер-невидимку надувать паруса, гнать по морю корабли. Задолго до появления первых метеороло гических станций развевались вымпелы лями. Разумеется, что постановка пе лишена , ЖД€Т лпчпыи состав, •недостатков. Не все ровно играют. Чувст- Ссржзнт В. ОРЛОВ. ли, что в Индийском океане существуют муссоны, а близ экватора с северо-восто ка па юго-запад проходит дорога пасса- стоннетво и ценность книги. Капитан А. КРЕМЛЯНСКИЙ, Г. БРЕГМАН. Заочная экскурсия по музэчм страны Дзм-музей великого кобзаря 1818 году им за 2.500 рублей удается вьпуппть 24-летнего Шевченко из крепо стного состояния. М-’Трриалы музея показывают сближе ние Шсвчспяо с людьми, вызволившими Этот деревянпый одноэтажный домпт* на тихом Крещатицком переулке Кпетя дорог сердцу каждого трудящегося чело века. С чувством благоговения пересту пают его порог украинцы и русские, гру зины и белоруссы, узбеки и армяпе, сыпы и Дочери всех советских наротоз. Каж дый, кто чтит талант и мужество, лю'озь и преданность своему пароду, прпходит сюда, чтобы отдать дань уважения вели кому украинскому поэту Тарасу Григорье вичу Шевченко. •"Ых меняют на собак». Рядом полотно, изображающее группу крепостных деву шек, загнанных самодуром-помещиком в темпый, холодный погреб. Какая правди вая иллюстрация к многострадальной жпз- ии великого Шевченко! В такую жестокую для народа пору жил и творил поэт-революцпонер, смелый и гневный борец против помещиков и царей. «История моей жизни это частица элегия «Думы, мои думы», поэмы «Кате- исторпи моей родины», — пишет Шев- р 1 П 1 а», «Тополя» и другие. Памятная доска на фасаде гласит; «В . ченко в своей автобиографии, хранящейся Чем все это об’ястгпть? Тем, что парт- Как же прошло собрание? Бюро нодгото- бк>1>0 ■» м аю с сакретарем тов. Огрызко- вило его плохо, секретаря организации вьш ыаб° интересуется состоянием ком- тов. Пахолкова на собрании не было. От- | сомольскои раооты, не осуществляет^под- комится с мрачным бытом эпохи крепост- инициативная группа, в которую этом доме жил Т. Г. Шевченко в 1846 го ду». В саду, прилегающем к зданию, со- хра при цей, посаженной самим поэтом, растет мо лодой дуб, взятый с могплы Кобзаря в Ка- неве. Здесь, в этой уютной, тихой усадьбе витает дух великого гения. В доме по мещается мемориальный музей. Сколько драгоценных реликвий о поэте-страдальце, поэте-борце хранят эти стены! Историче ские документы, рукописи, рисунки, ху дожественные картины и старинные фо тографии волнующе повествуют о жизнен ном и творческом пути ноэта-революцио- нера-демократа. Экспонаты первых двух компат показы вают социальное окружение, детские и юношеские годы Тараса. Посетитель зна- в О 1 ДП 0 Й нз витрин. В музее — фотографии отца поэта, его Экспонаты третьей комнаты иллюстри руют период наибольшего расцвета твор- нплпсь деревья, которые росли здесь * ' , чества Шевченко — 1843— 1847 годы, при Шевченко. Рядом с могучей шелком- бра™ в’ варюоки уоогой хаты сельи. , Дважды за это время приезжает он на не- 11 а двенадцатом году Тарас остался жно любимую Украину. В родном краю on круглым сиротой. Мечты мальчика — учиться живописи и стать художником— были оборваны жестокой рукой хозяина- помещика, который смышленного подрост ка сделал своим козачком. Экспонаты му зея показывают этот тяжелый период в жизни одаренного юноши. По ночам Тарас тайком читает книги, рисует. В 1835 году Шевченко случайно по знакомился с художником П. М. Сошенко. Большая картина в музее показывает эту встречу, сыгравшую в дальнейшей судьбе Тараса Григорьевича крупную роль. Со шенко оцепил самородный талант юноши. Пн знакомит ШевченКо со знаменитым ху дожником К. П. Брюлловым. Создается г линпого руководства комсомольской ирга- крыл соорание заместитель секретаря млад- „ у ший сержант Розанов. Когда докладчик .шз.а1*иеи- кинчил и иредоедательствующий спросил ! Младший сержант А. АВЕРЬЯН^"1 кроме ного пра<ва, когда люди труда были вещыо, Сошенко •входят поэт В. А. Жуковский, собственностью помещиков. Сильное впе- К. П. Брюллов и другие представители 1 могло выходить возмутительных и паск «тление .пвопцводп* картина «Крепост- *передовой интеллигенции Петербурга. В . впльных сочинений». Но палачу-царю и эта кара показа лась малой, и он собственноручно припи сал: «Под гтрожаГшвй надзор с запреще н а писать и рЛовзть». Претерпев невероятные лишения и стра- его из рабства Поэт нрпобщается к рус- Д^ник. с надорванным Здоровьем воэвра- скоп культуре, слушает и читает произ- таете я рано постаревший поэт ш деся- ведеппя русских писателей,, становится тилетней ссылки. горячим поклоннивом Пушкина. Обучаясь В одной пз комнат музея собраны экс* ^пвописп под руководством К. П. Брюлло- понаты, характеризующие последние го- ва в академии искусств, Шевченко одно- ды его жизни. Он провел их в Петербурге, временно пишет стихи. В 1840 году на под неусыпным надзором полиции. Еро- украппском языко выходит пз печати грессивная русская интеллигенция окру- первыи его сборник — «Кобзарь». Эк-; жила поэта-мученика трогательным внп- земпляр этого издания экспонирован в манием п заботой. В эти годы гоаос Шев- музее. В сборнике напечатаны знаменитая ченко звучал, как набатный призыв, к расправе с угнетателями народа. Крутая лесенка ведет в самый интерес- ный уголок музея — в небольшую квад ратную комнату, где в 1846 году Тарас Шевченко провел несколько месяцев. Здесь хранятся его личные вещи: полот няный костюм, две сорочки, одна из иит вышитая сестрой поэта Ириной, карман- ные часы, трубка, которую ему подари историк Костомаров. На столике, за кото рым работал Шевченко, лежат его щик надлежности для рисования — кистк, краски, готовальня, гусиные перья, ко торыми он пользовался. Здесь же не сколько экземпляров «Кобзаря» с собст венноручными надписями автора. В книж ном шкафу — любимые книги поэта. ...Не зарастет тропа, по которой почи татели великого гения приходят в этот священный для украинского народа дом. Около 10.000 человек посетило иувей за последний год. Сейчас в музее органи зована выставка произведений Т. Г. Шев ченко, изданных при советской власти на 15 языках. С.ПОЛЕВОИ Ни* в* много пишет и рисует — мы вядим етн произведения в витринах и на стенах музея. За участие в тайном обществе «Кирилле- Мефодиевское братство», поставившем себе целью борьбу против крепостного строя и царизма, Шевченко в 1846 году был арестован и отправлен в Петербург. В музее хранится бесчеловечны! при говор, назначенный поэту шефом жандар мов графом Орловым: «Художника Шевченко за сочинение возмутительных и в высшей степени дерз ких стихотворений определить рядовым в Оренбургский отдельный корпус, поручив начальству иметь строжайшее наблюде ние, дабы от него ни под каким видом не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz