На страже Заполярья. 1948 год. Май.

si пая 1948 г., Tfi 118 (3114У, ЙА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я КОМСОМОЛЬСКОЕ БЮРО ЗА Р Ш Й •? N yw 3 » 0 P 4 e c t b o Когда старшину 2 статьи Павла Логи­ нова избрали секретарем низовой органи­ зации ШВОМ, он пришел к секретарю пар­ тийной организации главному старшине Молопшому и попросил совета, как луч­ ше организовать, с чего начать комсомоль­ скую работу. Логинова избрали секретарем впервые. Конечно, многое для него было неясно, и на первых порах оп встретился с трудностями. Тов. Молошный рассказал новому секре­ тарю, что работу необходимо начинать с реализации решений отчетно-выборного со­ брания, направив на это все силы и энер­ гию комсомольцев. Они вместе тут же со- ставили план работы бюро, в котором поч­ ти все мероприятия нацеливались на ус- ; а а щ 1 возросла активность вой и политической венной жизни. Это видно из того, что боль­ шинство комсомольцев на прошедших уче­ ниях получали хорошие и отличные оценки. Повысилась также воинская и союзная дис­ циплина, значительно сократилось число проступков. Возросло число отличников. Особенно следует отметить тт. Малышева, Царева, Барышникова, Запорощенко, Да- ввденко — комсомольцев, пользующихся большим авторитетом ва корабле. Члены ВЛКСМ Горшков и Малышев учатся в партийной школе, несколько то­ варищей учатся в кружке по мучению Устава <ВЛКСМ. Чаще стали проводиться индивидуальные и групповые беседы, по- lAlyU Лт ж пешную сдачу курсовых задач. Членам священные важным политическим вопро- юро поручалось проводить беседы с ком- сам — ходу выполнения плана третьего ольцамп и молодежью на боевых по- решаюшего года послевоенной пятилетки, х, были прикреплены отлпчпяки к от- о задачах воинов Вооруженных Сил, о друж- стающпм, намечалось заслушивать на бю- бе и товариществе. Бюро успешно пропа­ ро отдельных членов ВЛКСМ о том, как они гандпрует книгу. У многих товарищей по- готовятсд к артиллерийским стрельбам. За выполнением плана был установлен строгий контроль. Благодаря этому наме- ^ Щ Э Д ф И К О В - С Е В Е Р О М О Р Ц Е В явился вкус к чтению литературы. 9 I Новый состав бюро много уделяет вни­ мания комсомольским поручениям. Рань- лять ■ р та Л а я л ченные мероприятия проведены в жизнь. У Ш0 добрая половина комсомольцев не была Логинове после этого появилось больше вовлечена в общественную жизнь. Сейчас уверенности в свои силы, больше инпцна- положение несколько изменилось. Поруче- тивы в работе. нпя ^ 0 ^ значительно большее число чле- Работа в комсомольской организации в нов ВЛКСМ, чем это было раньше. Однако прошлом была не на высоком уровне. По- -в этом деле существует еще много недо- этому необходимо было резко повысить статков. Отдельные товарищи продолжают деятельность организации, добиться, чтобы находиться в стороне от общественнойра- она на деле была помощником командира боты. Так, например, комсомольцев Коря- в (решении задач боевой и политической жонкова и Новоселова на собрании критп- подготовки, в укреплении дисциплины. | ковали за пассивность. Они и сейчас не Секретарь бюро тов. Логинов стал уде- участвуют в комсомольской работе. Боль- болыпоо внимание политическому вое- шая вина в этом, копечно, бюро ВЛКСМ, т нию членов ВЛКСМ. Он прежде всего которое мало заботится об этих комсомоль- ся за обеспечение авангардной роли цах. комсомольцев на политических занятиях. I Серьезным недостатком в работе бюро Членам бюро Цареву и Барышникову он является слабо поставленная пропаганда поручил проверить ведение членами ВЛКСМ воинских уставов. Только этим можно об*- конспектов. При проверке оказалось, что яснить тот факт, что члены ВЛКСМ Кпрпач комсомолец Блинов не вел записей изу- и Щербаченко грубо нарушили уставной чаемых тем и отставал в учебе. Погрешны порядок. Бюро не сделало из этого должных были в этом и другие товарищи. Члены выводов. Ни Кирпач, ни Щербаченко до еих бюро провели с комсомольцами индивиду- пор не привлечены к союзной ответствен- альныо беседы, раз’яснлли им, какую ности. Среди союзной и песоюзной молоде­ большую роль играют конспекты для проч- . жи с момента 'отчетно-выборного собрания яого усвоения маириала. После этого ком- не было проведено ни одной беседы об сомольцы стали составлять конспекты. |уставах Советской Армии и Военно-Мор- !В настоящее время комсомольцы и мо-,ского Флота, лодежь изучают биографию товарища Сталина. Бюро ВЛКСМ мобилизовало матро- м Нужно еще отметить, что члены бюро в работе недостаточно активны. По все они сов на то, чтобы лучше изучить жизнен- проявляют творческую инициативу, а ждут, ный путь вождя. С этой целью пока С€Кретарь даст поручение. Недостаток проводятся беседы, в свободные же тов Логинова в том, что он стремится ( часы практикуются читки отдельных все сделать сам, мало привлекает к работе глав биографии, а также газетных и жур- членов бюро. В комсомоле должны быть яалъных статей о товарище Сталине. Пала- особенно развиты творческая инп- дилась работа Красного стола. Здесь по ве- цпатпва и коллективизм в работе, на- черам комсомольцы читают книги и брэ- правленпые на воспитаппе гоюры, связанные с жизнью и революпион- ответственности у каждого ком ной деятельностью товарища Сталина. СОмольпа за деятельность своей органп- Сейчас нет таких комсомольцев, которые защш> в этом ОТНОшепии здесь чувствует- TBOp4e.CROM успехо ? ЧЛСТШ1К0В Вдожест- бы не успевали па политических занятиях. ся п т - т о робость и нерешительность, веннои самодеятельности. Большинство их учится нз «хорошо» и что подчас тормозит решение ряда пасущ- «отлично». ных вопросов комсомольской работы. На четвертой общефлотской выставке .овмадатльвого жю*равительвого искуоСт* ва были представлены работы разного жаира; здесь мы видим миниатюрные этю- Дь{, рисунки^ портреты, пейзажи, ватюр- морты и сложные композиции. Наряду с графикой и масляной живописью на вы­ ставке также представлена и акварель — трудный род живописи. Я, как художник я кате участник вы­ ставки, хочу выразить свое мнение о рабо­ тах своих флотских товарищей. Обращают на себя внимание полотна матроса Осичева. Выделяется прекрасно написанный маслам натюрморт. В нем тов. Осичев хорошо передал материальность и фактуру- стекла, фарфора, ложечки, поло­ женной в стакан, наполненный чаем. Хо­ рошо смотрится его рисунок мальчика в шубе. Этюд «За чтением» (со свечой) явно не удался- автору, хотя он над ним работал очень много. Лежащая на ноге рука, без­ жизненна, как бы вылеплена из воска, у нее нет крови, она мертва, лицо читаю­ щего не отделено воздушной перспективой от огня свечи. Эта тема сочень сложная. Выполнение ее требует большой кропотли­ вой работы, теоретической и практической подготовки. У матроса Плетнева самой удавшейся вешью является написанный маслом этюд «Русские я плен не сдаются». Исключи­ тельный по выразительности, он надолго запоминается. На разбитом, медленно ухо­ дящем в морскую пучину катере, изобра­ жен погибающий моряк. Советский матрос гордо держит в руке проби­ тый во многих местах родней военно-мор­ ской флаг. Он крепко его держит, не упус­ тит, он умрет, но ве посрамит своего зна­ мени, не сдастся врагу. Этой работой Плетнев показал свои незауряцные способности будущего худож­ ника морской тематики. В трех работах маслом Минина виден зрелый художник-пейзажист. Менее удачен этюд «Рассвет». Нависшая над водой туча вапвеава очень корпус но, не прозрачна в цвете. Из рисунков тов. Минина хорошо сакщмггся этюд «Старуш­ ка». Хорошим рисовальщиком является лей­ тенант Мищенко. У него уверенный штрих, смелый подход в использованию каранда­ ша. Прекрасные работы дал на выставку Кунников. В этюдах «Мыс Чаячий», «На закате» он правдиво рисует волну, ее строение, сопки, воздух. В сложном по композиции этюде «Кара­ ван идет» есть недостатки. Рисуя корабли па передаем плане, Кунников с такой же выразительностью показывает их и вдали. Этим самым он сушит свою работу. Даль­ ние корабли нужно рисовать мягко. Оку­ танные воздухом, опи должны быть как бы завуалированные. В работах тт. Пермякова, Голубева. Ма­ лых, Федорова наказана красота северной природы. Это их первые шаги, еще робкие, как художников, но нередко и удачные. Лейтенант Пакулов написал работу «Вражье гнездо». Она интересна по за­ мыслу и композиции, но слаба в рисунке. Тов. Пакулову нужно больше рисовать с натуры. Творчество самого молодого из участни­ ков выставки 18-летнего юноши Анатолия Суслова представлено неплохими этюдами «Северный пейзаж» и «На рыбной ловле». Просмотрев выставку, можно сделать вы­ вод, что пашп молодые художники флота мало пишут море, не затрагивают тем жиз- ЧЕЛОВЕН ПОБЕЖДАЕТ СТИХИЮ Вышла в свет «шга М. Ильин» «Чело­ век и стихия», повествующая об истории и достижениях метеорологии, океаногра­ фии, гидрологии х климатологии. Для чи­ тателя* моря ка, особенно для молодеоки, эта книга будет интересна. Она знакомит нас с тем, как советские ученые изучают ветры, бури, морские течения, моря я управляющие ими законы. Шаг за шагом автор раскрывает читателю трудности и успехи этой работа, рассказывает о том, как люди искали и нашли пути управле­ ния силами природы, побеждают стихию. Повествуя обо всем этом в увлекательное художественной и популярной форме, пи­ сатель знакомит читателя с остовами тех отраслей науки, ютгорые изучают стихию. «Я только что вернулся нз путешест­ вия, — пишет автор в предисловии к своей книге, — по не очень известным странам, которые называются «Метеороло­ гия» и «Гидрология»... Я видел там мно­ го такого, что показалось мне интерес­ ным... Не терпится поскорее рассказать всем, кто там не бывал... Мне показали дневник, который вело Солнце, автографы Индийского океана, Юждо-Китайского мо­ ря... На скале, среди волн, в маленьком домике живет Робинзон. Его едшетаенная ни личного состава, его учебы, быта, куль- j забота — следить за погодой х передавать по радио сводки на материв. И он делает это с точностью автомата, та> н вполне понятно, так как это не человек, а ав- лучшей его работой является, пожалуй, этюд «Скалистый берег». В нем художник передал состояние погоды, водную даль. Он мастерски владеет цветом. туры, спорта. Все эти темы благородны и требуют большой работы над ними. В этом году исполнится 15 лет со 1 ня. ___ когда великий Сталин создал Северный томат. Я встретил людей, которые следят флог. К этой знаменательной дате наши 88 природой, как часовые, и нредупреж- Флотскне художники' должны создать по- Дагот моряков о шторме, земледельцев лотна, отображающие строительство флота, 0 засухе... Рядом с метеорологами стоят нх героическую борьбу североморцев против ! товарищи — гятрологи, яоторые следят за ■М0- белофиннов и немецких фашистов. Нужно жизнью четырнадцати морей. Вся они вер- показать ратные и трудовые подвиги на­ ших замечательных людей. В. БАРАНОВ. ГУБЕРНАТОР ПРОВИНЦИИ“ Постановка драмколлектив* Драмколлектив под руководством сержап- | вуется излишнее напряжение п суета на та Евгения Соколова показал зрителю свою сцене. Надо думать, что со временем драм- новую постановку «Губернатор ировншппг» vnv- братьев Тур п Шейпппа. Спектакль, тепло встреченный зрителем, свидетельствует о Бюро ВЛКСМ и его секретарю тов. Логи- В этой пьесе сержант Соколов, награж­ денный на смотре художествсплои само­ деятельности Почетной грамотой, еще раз коллектив изживет эти недостатки, и тогда пьеса еще лучше п сильнее зазвучит клубной сцены. Секретарь бюро тов. Логинов после каж- дого занятия беседует с руководителе* -~г - --- " 7 “ " ' - ‘T ’ ” 1“ « « ч * ™ » . ««* ч-нч-*™» «■»- „им. Все это, естественно, сказалось п на группы политзанятии тов. Алакшиным, Н0ВУ неоохи дим о у с т р а н и т ь и м и и щ и е с н j Поляяет роль полковника американской узнает у него, кто как отвечал, затем бесе- недостатки, вовлечь всех комсомольцев в СЛуЖбы Гилла. дует с комсомольцами, советует им про- активную раооту, воспитывать из них честь нужные материалы, проверяет ис- идейно закаленных бойцов, умеющих пра- полненпе. В течение двух месяцев, прошедших после отчетно-выборного собрания, комсо­ мольская вабота значительно оживилась, вильно разбираться в политических собы­ тиях, бойцов, мужественных и стойких, уверенных в своих силах. Лейтенант А. РЫБАКОВ. ЗНАТЬ КАЖДОГО КОМСОМОЛЬЦА Бывает иногда — с виду боен как будто дисциплинирован: пуговицы и бляха надраены, одет по фо?ме, старших привет- Нпхотясь на вахте, Дозмаров получил от дежурного по частп приказание, касаю­ щееся изменения распорядка па следую- ствует, с товарищами вежлив. Все это , ший день. Приказание нужно было немед- очень важно. Но все же это — внешняя сторона дисциплины. Главное же заклю­ чается в том, чтобы она была следствием внутренней дисциплины. Под внутренней дисциплиной я понимаю ленпо передать командиру, а потом оз я- вить личному составу. Но комсомолец Доз- маров безответственно отпес^я к своим обязанностям и никому о полученном при­ казании нс сообщил, в результате на сле­ пнях нужно докладывать командиру. О недисциплинированности Дозмарова то, что боец является отличным знатоком : дующий день была допущена потеря драго-" своего дела, мастером своей специально- j ценного временя. Будь Доомароз дисци- стй, что он любит военную профессию и шинированным во всех отношениях, он неустанно совершенствует свои знания., бы нс нарушил инструкцию, которая ясно Привитие этих качеств бойцу является говорит, что о всех полученных приказа- нашей первейшей обязанностью. Между тем, встречаются руководители, которые интересуются только внешним вп- tofopttt и его беспечпоз отношение к поли­ дом волна, забывая о его воспитании в тпчсским занятиям. Па собеседовании по пройденной теме он получил оценку «пло­ хо». Что касается отношения к работе, то и здесь мы видим, что Дозмаров относится плохо, лишь бы время убить. Все это дало командиру лодраздзления основание осудить поведение Дозмарова пе­ ред всем личным составом. П тут-то се­ кретарь комсомольской организации сер­ жант Щедрин убедился, что нужно судить о людях не только по пх внешнему еиду, но п по их внутреннему содержанию. Гвардии старший лейтенант Н . ШИРЯЕВ. широком смысле слова. В подразделение, где секретарем комсо­ мольской организации гвардии сержант Щедрин, недавно прибыл комсомолец Доз­ маров. Первое впечатление ог него было хорошее — внешне подтянут, аккуратен, тщательно заправляет койку. И тов. Щед­ рин решил, что новичком нечего за­ ниматься. Между тем, если бы тов. Щед­ рин заглянул, что называется, в душу Дозмарова, то убедился бы, что он еще недостаточно воспитан. Когда нет партийного руководства В конце апреля в комсомольской орга­ низации, где секретарем тов. Пахолков, со­ стоялось комсомольское собрание. Оно не­ сколько раз переносилось из-за того, что многие товарищи не могли на нем присут­ ствовать, и состоялось только тогда, когда дальше его переносить было нельзя. — кто желает выступить — таких не оказалось. Лишь после длительной паузы и настойчивых просьб председателя вы­ ступило несколько человек. Собрание про­ шло плохо. Нелегко было участникам подготовить спектакль. Не было костюмов ^ ^ “баламавской' буре,''которая' ^з- и в предоставлении их отказал театр Се- разилась в прошлом веке во время Сева- верного флота. Костюмы изготовил* своими СТОпольской кампании. Бурей стопушечные показал^сво« мастевство Он пвеквасно не- силам"* П>пмпроваться тоже прпшлось са- внглИиские линейные корабли разбивались показал свое мастерство, ин прекрасно пс мн > стественно, сказало и 0 скалы> спектакле. Драмколлектив вправо ждать более внп- Умело ведут своп роли сержанты Бо- тт нательного отношения со стороны команто- рпсов и Пшцальюгков, раное участвовав- , v v “ шие в постановках «Русский вопрос», ! “ и дмовой п-омощ,[ театРа СевеРтого флота. «Орленок», «Сады цветут». Отрадно, что в спектакле «Губернатор Зрители надеются, что постановка «Гу- провинпии» заняты новые участники са- j бернатор провинции» пе последняя работа j нз корабельных мачтах. «Люди смотрели модеятельности, впервые выступающие нз j участников художественной самодеятель- j снизу... и узнавали, есть ли ветер и огку- спепс. Хочется отметить лейтенанта Кузь- пости. При соответствующем руководстве да он дует* ' ____ мина, тт. Недорезова, Зуева, емдата Егор- домколлекТ„ в, несомненно, может пока-' С " « л5гчше кина, хорошо справившихся со своими ро- ! зать новые пьесы, которые с нетерпением тов. По этому пути каравеллы Еолумба дошли до Вест-Индии, а вскоре... «одвшу из испанских мореплавателей удалось сделать еще более удивительное открытие. Он увидел широкую голубую реку, кото­ рая текла посреди зеленосиних вод океа­ на... Она текла с той же скоростью, с та­ кой текут реки на суше, но она была го­ раздо шире и глубже... заметно теплее. Ее •назвали Гольфстрим — «река 8 Ш М » , потому что она вытекает из Мексиканско­ го залива». С каждым плаванием моряки вс* ближе присматривались к жизни воздушного я водного океанов, покоряли их. Автор под- pofao рассказывает о работах русских гид­ рологов, климатологов и метеорологов, о Ломоносове, Каразине, Спасском, Вое£адве. В нашей стране научпые работы по изу­ чению стихии уже широко развернулись при Петре Первом. «Где был флот, где бы­ ла навигация, должна была появиться х наука о воде и воздухе». Русские хотели знать свою страну, своя моря, они вели наблюдения над магнитной стрелкой компаса, занимались изучением Каспийского и Белого морей. Еще в 1725 году русские академики ’ принялись за гидрологические и метеорологические на­ блюдения, чтобы можно было предвидеть погоду. В 1849 году, когда научное Лон­ донское королевское общество еще только совещалось об устройстве Центральной фи­ зической обсерватории, в Петербурге такое учреждение ужо работало и получало от 75 русских станций наблюдения, обобща­ ло их. В 1872 году морским ведомством был открыт при Главной физической обсерватории отдел штормовых предупреж­ дений. В помощь морякам начались составлять­ ся карты ветров и течений, таблицы про­ ливов, было придумано немало различных приборов, облегчающих мореплавание. В свет вышли труды по океанографии, напи­ санные русскими учеными Ю. М. Шокаль­ ским «Физическая океанография» и В. В. Шулейкиным «Физика моря». В главе «Море синее» автор рассказы­ вает о том, как человек, борясь со стихией, изучает ее, чтобы суда п портовые прича­ лы не стали доЗычей моря и не боялись волн. «А для этого надо знать, что такое волны... надо измерить силу моря, чтобы правильно строить пристани, волноломы. И корабли тоже надо-строить в расчете на волны». Академик В. В. Шулейкнн много лет назад построил такой прибор, который зарисовывал волны во время плавания ко­ роля. Этот прибор был установлен на одном транспорте, который шел на Даль­ ний Восток. «Опытному человеку доста­ точно взглянуть на рисунок, сделанный прибором, чтобы узнать «почерк» моря. Слегка волнистая плавная кривая ■— это мертвая зыбь в Индийском океане... Поры­ вистые крутые размахи — это шторм в Восточно-Китайском или Японском морях»j Книга М. Плыгна убедительно показы­ вает, как могуча наука, которая человека учился управлять стихией. Моряки узла- делает властелином стихии. В этом до- но служат своей науке и своему Отечеству — Советскому Союзу». Эти примеры, взятые из книги М. Ильи­ на. дают яркое представление о стиле и образном повествовании нового произведе­ ния известного советского писателя-попу­ ляризатора. В книге— главы о ветрах-невидимках и штормах, о законах, ими управляющих, о предвычпелешш бурь и приливов, о том, как человек научился следить за стихией. В главе «Когда погода не в духе» автор с ! рассказывает, что бора в Новороссийске причиняет большие бедствия. Если бы кто- нибудь захотел написать историю бурь, он коллектива д0Лжен 5 ЫЛ бы почетное место отвести зна- Человек давно и успешно воюет со сти­ хией на суше и на море, в воздухе и под ведой. Люди заставили ветер-невидимку надувать паруса, гнать по морю корабли. Задолго до появления первых метеороло­ гических станций развевались вымпелы лями. Разумеется, что постановка пе лишена , ЖД€Т лпчпыи состав, •недостатков. Не все ровно играют. Чувст- Ссржзнт В. ОРЛОВ. ли, что в Индийском океане существуют муссоны, а близ экватора с северо-восто­ ка па юго-запад проходит дорога пасса- стоннетво и ценность книги. Капитан А. КРЕМЛЯНСКИЙ, Г. БРЕГМАН. Заочная экскурсия по музэчм страны Дзм-музей великого кобзаря 1818 году им за 2.500 рублей удается вьпуппть 24-летнего Шевченко из крепо­ стного состояния. М-’Трриалы музея показывают сближе­ ние Шсвчспяо с людьми, вызволившими Этот деревянпый одноэтажный домпт* на тихом Крещатицком переулке Кпетя дорог сердцу каждого трудящегося чело­ века. С чувством благоговения пересту­ пают его порог украинцы и русские, гру­ зины и белоруссы, узбеки и армяпе, сыпы и Дочери всех советских наротоз. Каж­ дый, кто чтит талант и мужество, лю'озь и преданность своему пароду, прпходит сюда, чтобы отдать дань уважения вели­ кому украинскому поэту Тарасу Григорье­ вичу Шевченко. •"Ых меняют на собак». Рядом полотно, изображающее группу крепостных деву­ шек, загнанных самодуром-помещиком в темпый, холодный погреб. Какая правди­ вая иллюстрация к многострадальной жпз- ии великого Шевченко! В такую жестокую для народа пору жил и творил поэт-революцпонер, смелый и гневный борец против помещиков и царей. «История моей жизни это частица элегия «Думы, мои думы», поэмы «Кате- исторпи моей родины», — пишет Шев- р 1 П 1 а», «Тополя» и другие. Памятная доска на фасаде гласит; «В . ченко в своей автобиографии, хранящейся Чем все это об’ястгпть? Тем, что парт- Как же прошло собрание? Бюро нодгото- бк>1>0 ■» м аю с сакретарем тов. Огрызко- вило его плохо, секретаря организации вьш ыаб° интересуется состоянием ком- тов. Пахолкова на собрании не было. От- | сомольскои раооты, не осуществляет^под- комится с мрачным бытом эпохи крепост- инициативная группа, в которую этом доме жил Т. Г. Шевченко в 1846 го­ ду». В саду, прилегающем к зданию, со- хра при цей, посаженной самим поэтом, растет мо­ лодой дуб, взятый с могплы Кобзаря в Ка- неве. Здесь, в этой уютной, тихой усадьбе витает дух великого гения. В доме по­ мещается мемориальный музей. Сколько драгоценных реликвий о поэте-страдальце, поэте-борце хранят эти стены! Историче­ ские документы, рукописи, рисунки, ху­ дожественные картины и старинные фо­ тографии волнующе повествуют о жизнен­ ном и творческом пути ноэта-революцио- нера-демократа. Экспонаты первых двух компат показы­ вают социальное окружение, детские и юношеские годы Тараса. Посетитель зна- в О 1 ДП 0 Й нз витрин. В музее — фотографии отца поэта, его Экспонаты третьей комнаты иллюстри­ руют период наибольшего расцвета твор- нплпсь деревья, которые росли здесь * ' , чества Шевченко — 1843— 1847 годы, при Шевченко. Рядом с могучей шелком- бра™ в’ варюоки уоогой хаты сельи. , Дважды за это время приезжает он на не- 11 а двенадцатом году Тарас остался жно любимую Украину. В родном краю on круглым сиротой. Мечты мальчика — учиться живописи и стать художником— были оборваны жестокой рукой хозяина- помещика, который смышленного подрост­ ка сделал своим козачком. Экспонаты му­ зея показывают этот тяжелый период в жизни одаренного юноши. По ночам Тарас тайком читает книги, рисует. В 1835 году Шевченко случайно по­ знакомился с художником П. М. Сошенко. Большая картина в музее показывает эту встречу, сыгравшую в дальнейшей судьбе Тараса Григорьевича крупную роль. Со­ шенко оцепил самородный талант юноши. Пн знакомит ШевченКо со знаменитым ху­ дожником К. П. Брюлловым. Создается г линпого руководства комсомольской ирга- крыл соорание заместитель секретаря млад- „ у ший сержант Розанов. Когда докладчик .шз.а1*иеи- кинчил и иредоедательствующий спросил ! Младший сержант А. АВЕРЬЯН^"1 кроме ного пра<ва, когда люди труда были вещыо, Сошенко •входят поэт В. А. Жуковский, собственностью помещиков. Сильное впе- К. П. Брюллов и другие представители 1 могло выходить возмутительных и паск «тление .пвопцводп* картина «Крепост- *передовой интеллигенции Петербурга. В . впльных сочинений». Но палачу-царю и эта кара показа­ лась малой, и он собственноручно припи­ сал: «Под гтрожаГшвй надзор с запреще­ н а писать и рЛовзть». Претерпев невероятные лишения и стра- его из рабства Поэт нрпобщается к рус- Д^ник. с надорванным Здоровьем воэвра- скоп культуре, слушает и читает произ- таете я рано постаревший поэт ш деся- ведеппя русских писателей,, становится тилетней ссылки. горячим поклоннивом Пушкина. Обучаясь В одной пз комнат музея собраны экс* ^пвописп под руководством К. П. Брюлло- понаты, характеризующие последние го- ва в академии искусств, Шевченко одно- ды его жизни. Он провел их в Петербурге, временно пишет стихи. В 1840 году на под неусыпным надзором полиции. Еро- украппском языко выходит пз печати грессивная русская интеллигенция окру- первыи его сборник — «Кобзарь». Эк-; жила поэта-мученика трогательным внп- земпляр этого издания экспонирован в манием п заботой. В эти годы гоаос Шев- музее. В сборнике напечатаны знаменитая ченко звучал, как набатный призыв, к расправе с угнетателями народа. Крутая лесенка ведет в самый интерес- ный уголок музея — в небольшую квад­ ратную комнату, где в 1846 году Тарас Шевченко провел несколько месяцев. Здесь хранятся его личные вещи: полот­ няный костюм, две сорочки, одна из иит вышитая сестрой поэта Ириной, карман- ные часы, трубка, которую ему подари историк Костомаров. На столике, за кото­ рым работал Шевченко, лежат его щик надлежности для рисования — кистк, краски, готовальня, гусиные перья, ко­ торыми он пользовался. Здесь же не­ сколько экземпляров «Кобзаря» с собст­ венноручными надписями автора. В книж­ ном шкафу — любимые книги поэта. ...Не зарастет тропа, по которой почи­ татели великого гения приходят в этот священный для украинского народа дом. Около 10.000 человек посетило иувей за последний год. Сейчас в музее органи­ зована выставка произведений Т. Г. Шев­ ченко, изданных при советской власти на 15 языках. С.ПОЛЕВОИ Ни* в* много пишет и рисует — мы вядим етн произведения в витринах и на стенах музея. За участие в тайном обществе «Кирилле- Мефодиевское братство», поставившем себе целью борьбу против крепостного строя и царизма, Шевченко в 1846 году был арестован и отправлен в Петербург. В музее хранится бесчеловечны! при­ говор, назначенный поэту шефом жандар­ мов графом Орловым: «Художника Шевченко за сочинение возмутительных и в высшей степени дерз­ ких стихотворений определить рядовым в Оренбургский отдельный корпус, поручив начальству иметь строжайшее наблюде­ ние, дабы от него ни под каким видом не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz