На страже Заполярья. 1948 год. Май.
* НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 21 мая 1948 г.. № 118 (3114). В море—смотри в оба! Велика роль хорошо организованного наблюдения за торлегйо* натерт. Оць и з обретает егао большую важпость у нас на Севере, так как здесь на протяжении зна чительной пасти года бывают спижяые за ряды, стоят густые тумапы, а раяпость температур воцы и воздуха приводят к па рениям. • В отдельных прибрежных районах моря, иногда и далеко в открытом море встре чается много плавающих бревен (топляка). Серьезные препятствия для плавания соз дает длительная полярная тточь. Большая скорость торпедного катерг почти пол ностью исключает возмодпогть уклонить ся от поздно замеченной оиаспости. Веем морякам известна истина, что в наблюдении должен участвовать весь лич ный состав верхней команды, находящий ся на своих боейых постах. Само наблюде ние полпопенно, если оно ведется непре рывно, по всему горизонту, за морем и воз духом, визуально и при помощи техниче ских средств. Но я* все еще научились на практике осуществлять такое наблюдение. Erne встречаются случаи, когда па некото рых катерах плохо организована служба наблюдении ва походе. Поэтому следует поделиться опытом примерных в атом от ношении офицеров и младших командиров. Вот как организует наблюдение на сво ем боевом посту опытный комендор стар шина 2 статья Державин. Сразу же после выхода но базы комен дор Державин выбирает удобное положе ние у пушки в ведет наблюденио в пору ченном секторе, стараясь держать под не прерывным вниманием наиболее опасное направление. Таким в его секторе является курс катера. Так как подолгу задерживать ся на одном направления нельзя (утом ляется зрение, теряется его острота и сни жается наблюдательность), то Державин делает такие просмотры периодически, уме ло чередуя их: после обзора водно# поверх ности переводит свое наблюдение на бере говую черту, а затем ведет наблюдение в воздушном секторе. Условия похода бывают елммкп раллот ними. Иногда приходится вегти наблюде ние при большой волне, в тумане, при сильном парении моря, в снежных заря дах. В таких случаях Державин бывает особенно внимательным, сосредотачивая наблюдение по курсу катера. Важное значение для правильного на блюдения имеет знание района плавания. За свою долголетнюю практику ко-м^тор Державин твердо изучил, в -каком районе чаще всего встречаются плавающие брев на, льды и т. п. Поэтому, когда его катер выходит в море, Державин уже знает, где вероятнее всего и какая опасность может встретиться на курсе катера. Однако не следует временным опасностям уделять все внимание, считать их постоянными, ибо можео упустить многое другое. Значит, наблюдение всегда должно быть осмыслен ным, тщательным и беспрерывным. Если наблюдатель ясно представляет н четко выполпяет свои обязанности, то он всегда и при любых обстоятельствах своевремен но обнаружит любую опасность. Конечно, здесь много помогает богатый опыт плавания в простых и сложных ус ловиях. Вод его и надо передать молодым матросам. Они еще не внагот, что обнару жение плавающих предметов или других об’ектов происходит по различным призна кам. Например, прн плохой видимости об наружить плавающее бревно можно только благодаря внимательному наблюдению, за то в ясную погоду качающееся на волнах бревно отражает лучи солнца и периодиче ски дает отблеск. Надводные корабли можно обнаружить на большой дистанции по дымам или по надстройкам и мачтам. Труднее заметить подводную лодку. Наиболее вероятными признаками ее появления в районе плава ния катера является временами появляю щийся над водной поверхностью перископ, а в свежую погоду иногда показывается верхняя часть рубки. Подводную лодку безошибочно обнаруживали по воздушному пузырю, если она стреляет торпе!амп, илп по следу самой торпеды. Труднее дается быстрое обнаружение воздушной цели. Шум моторов катрра пол ностью исключает обнаружение самолета наслух. Поэтому матросам следует особен но об'яеиить, что от них требуется боль шое зрительное наблюдение в своем секто ре. Иногда самолеты, чтобы достигнуть внезапности атаки, заходят па цели пз-под солнца или с кормовых курсовых углсв. рассчитывая, что внимание верхней коман ды катера устремлено вперед по курсу. Наблюдателям необходимо строго учиты вать эти особенности, тогда будет исклю чена возможность внезапной атаки своего катера гамоартами. Как в условиях боевой обстановки, так и в мирное время для более действенного и правильного наблюдения надо знать силу эты своих, а также иностранных кораб лей и самолетов. Это позволяет точно и безошибочно определять их тип и нацио нальную принадлежность. Опыт комендора Державина и многих других показывает, что чередование ви зуального наблюдения с использованием биноклей, облегчает наблюдение, при учает наблюдателя точно и безо шибочно определять дистанцию до обнару женного об’екта. Составной частью всякого наблюдения является доклад. Обыкновенно молодые ма тросы докладывают об обнаруженных пред метах поздно и тихо. Доклад должен быть точным, кратким, быстрым и громким. Ма ло пользы, если наблюдатель сам увидит опасность, но своевременно о ней не доло жит командиру. Только точность, пра вильность и быстрота доклада позволяет командиру катера своевременно принять решение, построенное на точном расчете. Хорошо организованное наблюдение поз воляет экипажу катера в самых сложных условиях успешно справляться с любой поставленной задачей. Старший лейтенант М . КОРЧАКОВ. Лишь бы время прошло Нет необходимости доказывать, какую неоценимую пользу приносит личному со ставу утренняя зарядовая гимнастика. Несмотря на требования устава, младшие командиры у нас на корабле не уделяют этому важному мероприятию серьезного внимания. ' Например, старшине 2 статьи Хомут- скому командование доверило проводить зарядовую гимнастику с группой матросов. Казалось бы, Хомутский обязан был со всей ответственностью взяться за это дело я с честью оправдать доверие, но, к сожа лению, этого не видно. Зарядовая гимнастика проводится здесь :«для отвода глаз» или, как обычно говорят, лишь бы время прошло. Как только по дается дудка: «на гимнастику», на верх нюю палубу выходят матросы, а за ними появляется и старшина 2 статьи Хомут ский. Но, вместо того, чтобы сразу по строить л и чны й состав и начать гимнасти ку, Хомутский стоит среди бойцов и разду мывает, чт!» делать и какие отрабатывать упражнения. ) Матросы курят, разговаривают, ходят по палубе. Так улетают первые 10 минут. Затем Хомутский строит людей и начинает об’яснять упражнения. Но в это время подается сиГпал вахтенной службы — «закончить зарядовую гимнастику», и старшина Хомутский распускает личный состав, нисколько не задумываясь о том, что время, отпущенное на зарядовую гим настику, прошло впустую. Такая практика проведения зарядовой гютастнки повторяется ежедневно. И не удивительно, что отдельные матросы этой группы, такие, как Басенко, Калугин и Калиниченко, стараются увильнуть от гимнастики и не посещать ее. Физрук корабля лейтенант Данилов ский также но проверяет и не контроли рует, как проходит зарядовая гимнастика. Матросы и старшины не видят его утром на верхней палубе. Зарядовая гимнастика — это небольшая частица корабельного распорядка дня. Ее нужно выполнять наравне с другими во просами, предусмотренными по плану. Старшина 1 статьи Р . БОРИСОВ. За примерную службу —• отпуск С первого дня прихода на корабль, ма трос Котиков с любовью стал относиться к изучению своей специальности артилле рийского электрика. В освоении этого сложного дела молодому маггросу помог командир отделения старшина 1 статьи Медведев. • Напряженная учеба, желание быстрее изучить свою специальность помогли ма тросу Когидову быстрее стать специалис том. Вскоре он был поставлен на штатную должность артиллерийского электрика и допушен к самостоятельной работе на агре гате. Это доверие воодушевило молодого ма троса. Он еше старательнее стал относить ся к исполнению своих обязанностей и за ботливее ухаживать за вверенной ему бое вой техникой. Котиков всегда содержит материальную часть агрегата в чистоте и исправности. На-днях проходила артиллерийская стрельба. Котиков хорошо справился со своими обязанностями. Все электрические приборы бесперебойно обеспечивались пи танием. Агретат матроса Котикова работал безотказно. При разборе стрельбы матросу Котиваву за отличное обеспечение электро питанием командир подразделения об’явил благодарность. Но и это не успокоило молодого матро са. Он еще больше стал совершенствовать своп знания по специальности, крепить воинскую дисциплину в отделении. При проверке усвоения тем боевой и политиче ской подготовки Котиков показал отлич ные знания. Ему присвоили звание стар шего матроса. Сейчас артэлектрпк гото вится к новым артиллерийским стрельбам. Недавно приказом командира корабля за отличные успехи по боевой и политиче ской подготовке старшему матросу Коти- кову предоставлен внеочередной отпуск на 10 суток. Матрос В. ИВАНОВ. Не успокаиваясь на достигнутом Артэлектрикп младшего сержанта Конд- рахина добились значительных успехов в боевой и политической подготовке. Продол жительное время в этой группе нет ни одного нарушения * дисциплины. При мер точного выполнения уставов показы вает сам старшина группы секретарь ком сомольски организации Кшдрахин. Строго по уставу работают подчиненные старшины. Отличник учебы матрос Сини цын за сравнительно короткий срок служ бы получил 12 благодарностей. Комсомолец тов. Сорожко еще недавно был рядовым. Честной службой он заслу жил 8 благодарностей, званпо отличника боевой и политической подготовки. Сейчас комсомолец Сорожко — младший сержант, командир центрального поста. Особенно много поработал старшина группы с матросов Солодовником. Долгое время оп был отстающим и считался «пас сивным» комсомольцем. Частые беседы старшины, его конкретная помощь помогли Солодовнику подтянуться до уровня пе редовиков: сейчас он о тл и чн и к учебы, ак тивно выступает на комсомольских собра ниях, вносит деловые предложения. Успехи пе успокаивают ни старшину группы, пи его подчиненных. Артэлектри- кп с каждым дилм повышают напряжение в учебе, уверенно идут к воинскому ма- стерптву. Младший лейтенант П. ПЕТРУХИН . Иа корабельных работах Полный день с утра и до пооднего ве чера матросы занимались авральными ра ботами. Поело среднего ремонта корабль нужно было покрасить и подготовить к выходу. Впей подготовительной работой руково дил хозяин верхней палубы — боцман, старшина 2 статьи Доронин. Он расставил личный состав по об’ектам работ, показал, как надо мыть борта п надстройки и очи щать их от старой полупившейся краски, а также учил матросов производить по краску. Старшины отделений Пучнзгпн и Красно- луцкий хорошо организовали работу со своим личным составом и внимательно сле дили за тем, чтобы работающие матросы на рангоуте и за бортом корабля правильно обвязывались копиями. Успешно справились с покраской 'ко рабля старшие матросы Фролов, Давыдов, Коношков, матрос Ппхтусов и другие. После окончания работы боцман Доронин собрал бойцов н поблагодарил их за чест ное отношение к труду. Старший матрос А. БУТКИН . Учеба старшин Регулярно проводятся занятия с груп пой старшинского состава нашего подраз деления, которыми руководят опытные моряки. Внимательно слушают старшины руко водителей занятии— старшего лейтенанта тов. Аристова и отличника боевой и поли тической подготовки главпого старшину Староверова. Успех учебы об’ясняется хорошей подготовкой руководителей к за нятиям. Занятия проводятся у разрезпых торпед и мин, где каждый слушатель име ет возможшняь не только хорошо видеть части сложпого оружия, но и ясно пред ставить себе их взаимодействие. Мичман Н. ПЕГОВ. ...Вот оя стоит у стенки причала, не большой, с удлиненным корпусом и краси выми обводами— катер. Оя совсем неболь шой— его водоизмещение измеряется всего несколькими десятками тонн. Окрашенный в светлую шаровую краску под цвет мор ской воды, он тщательно и ревниво скрывает под ней своп раны — рубцы от осколков, пулевые дыры... Все это — шра мы войны. Десятки, сотни раз катер был под огнем вражеских береговых батарей вступал в единоборство с самолетами, ме ченными черной паучьей свастикой, от разрывов близко ладающпх бомб у него нередко лопались швы корпуса... Спасая другие суда, корабли, зато нувшие или терпящие бедствие, он сам много раз подвергался смертельной опасно сти, и только несгибаемое мужество коман ды всегда спасало его от гибели. И еще одна важная, существенная де таль: не было случая, чтобы катер терял ход или скисала его машина по вине команды. Машина всетда работала безотказ но: у нее был рачительный и бесстраш ный хозяин — мичман Обушный. Вот одна строчка пз характеристики, данной Михаилу Никитовичу: «В сложных условиях не теряется». Но, чтобы глубоко понять и по достоинству оцонпть, что скрывается за этой скупой фрззой харак теристики, надо сказать несколько слов о службе мичмана до войны. Не нужно, пожалуй, большого воображе ния, чтобы понять, что произошло с кате ром, когда его однажды во время шторма сорвало с двух отданных якорей в узкой бухте. Как щепку, подхватили его громад ные волны и выбросили- на мысок. От уда ра о подводные камни сломался пггок ру ля, его «перо» утонуло, одна лопасть ока залась сломанной, на kodmo оказались вмя тины. Это случилось ночью, когда Обушный спал. От удара катер сильно вздрогнул; ме ханик выскочил на палубу в брюках и тельняшке. Волны подхватили катер на свои бушующие белогривые гребни и бро сали на камни. Гибель суденышка каза лась неизбежной. Обушный сбежал вниз, в машину и, улучив момент, когда катер под няло волной, дал задний ход. Судно ока залось на воде. По прпказаппю Обушного несколько матросов между кормовыми кнех тами просунули узкий трап п им... рулили. Катер спасен, но пттп-то своим ходом он не может: сломан руль. Команда ждала решения своего механика, — что он ска жет, какие примет меры? — Матросы, не теряться! — скапал он людям. — Выход должен быть найден, и мы его обязательно найдем! Когда погода успокоилась, Обушный на берегу нашел трубу для шгока, подыскал кусок железа для «пера» руля. Все это он добыл в заржавевшей машине судна, давным-давно выброшенного на берег. Бы стро разжег он костер, подогрел на его ог не железо и пробил дыры для болтов кре пления «пера». Руль бьгл собран а водола зы помогли его установить на место. «В сложных условиях яе теряртея»... Да, это действительно было так во время того случая, о котором память мичмана до сих пор хранит воспоминания. Когда п а пам был нанесен знаменитый сталннеигй «десятый удар» и немецких фашистов, изгнав из Заполярья, погнали из дружест венной нам Норвегии, катер выполнял специальное вад&ав* комоддоводил. Около Киркенеса, на середине залива, в нескольких десятках метров от катера ворвалась мина, одна из тех, которыми Мичман Михаил Никитович Обушный. немцы при отступлении засорили узкость. От сильного толчка катер подпрыгнул ц* воде, образовался крен на левый борт. ...Я почувствовал, что машина сбавляет обороты. Сразу остановил ее. Осмотр дм неутешительные результаты — оборван фундамент реверсивной муфты, лопнул кронштейн опорного подшипника, оборва лись крепящие кронштейны водолазного компрессора, вышли из строя некоторые трубы. Понимаете, боль ударила в сердце — стало обидно за свой корабль, он бес- помошпо качался на волнах. Нужно было немедленно принимать решение. — Ну, что ж, мичман, — сказал нахо дившийся на борту командир отряда. —- Придется, кажется, радировать в штаб флотз! — Давайте подождем, постараюсь отре монтировать своими силами. — Обушный уверенно посмотрел в глаза командиру отряда: «Разрешит пли нет?». — Сможете? — спросил тот. — Слово североморца — твердое слово! Да, надо все начистоту выложить коман де. Пусть люди знают, что половина ме ханизмов выведена из строя. Трудно, но можно! Так он сказал матросам: — Матросы, нам нужен рвой ход! У нас его сейчас нет. Нужен дозарезу... И хотя он знал, что ответят его подчиненные, все жо спросил: — Сделаем? Я дал слово командиру от ряда... Конечно, раз мичман дал слово— значит не зря. Он знает, что говорит. Конечно, они будут работать, как сказал его помощ ник моторист Козлов, «до седьмого пота». Пусть мичман сейчас немедленно скажет, что делать — время не ждет... Всю ночь Обушный, мотористы Фельд ман, Козлов и другие не выходили из ма шинного отделения. Они сделали все воз- ное: кронштейн прихватили болтами, ы отремонтировали. А как сделать уак, ы вал машйНы вращался без помех? — Вот что мы сделаем, — сказал Ми хаил Никитович негромко, хотя его все сразу услышали. — Мы подвесил— крон штейн подшипника машины к бимсу при помощи стальных строп... Ладно? Скааано ~-Ъсделано. Вал оказался на весу я свободно вращался. Конечно, это не ахти какой капитальный ремонт, но итого окааалось вполне достаточно, чтобы своим ходом дойти до базы. Однажды катер попал под бомбежку. От езрызиой волны лопнула обойма шарико подшипника. Обойму надо было заменить немедленно. И тут механик, как он говорит, «срапионализировал». Было выточено стальное кольцо, в горячем виде его поса дили на обойму — и вышло преотлично! Сколько случаев, глубоко поучительных, примерных, мог бы привести мичман Обушный, рассказывая о машине катера. Но одного вполне достаточно, чтобы по нять, как благодаря его усилиям с 1940 года машина, давно подлежащая замене из- за сильного износа, до сих пор нормально эксплоатируется. я Обушный— отличный специалист, уме лый воспитатель. За свою трпнадцатидет- птою службу на флоте он подготовил мно го грамотных, высококвалифицированных мотористов. — Одних только старшин подготовил 16 человек. А сколько рядовых мотористов — даже не припомню, — улыбается Ми хаил Никитович. _ Сейчас Михаил Никитович Обушный — начальник ремонтной группы, служит на берегу, хотя часто его тянет на просторы Баренцова моря. Еще бы! Он сроднился со своим катером, знает его от носа до кор мы, не раз спаси и «лечил» его машину — как же его может не тянуть в море?! ...Иногда Михаил Никитович приходит на катер, и тогда матросы, недавно при шедшие служить на катер,— особенно мо тористы — с захватывающим вниманием слушают трудовую и боевую историю сво его корабля. Корабля! Да, маленького, не особенно казистого на вид, потрепанного в жарких схватках, со шрамами на бортах, но горделиво носящего краснозвездный военно-морской флаг корабля. Под этим развевающимся на ветру бело- синим флагом за 10 лет службы на ма леньком катере мичман Обушный напла вал 50.562 мили. Если на минуту вообра зить себе этот катерок, как ласково зовет его сейчас команда, ныряюшим в волнах залива, бороздящим морские дороги вокруг берегов Кольского полуострова, то эта вну шительная цифра приобретает вполне кон кретное, весомое содержанпе — за эти 10 лет Обушный на своем катере мог совер шить 4 рейса — от Мурманска до Влади востока и обратно великим северным пу тем или же 25 рейсов от столицы Запо лярья до бухты Тихой, что на Земле Фран- па Иосифа. Самоотверженная, трудная, почетная служба мичмана Обушного достойна того, чтобы о ней не только знали те, кто недав но одел бескозырку и бушлат, но и достой но подражали бы ему. Старший лейтенант Л. ШАХН0ВСКИЙ. ЗА ДОХОДЧИВУЮ НАСТУПАТЕЛЬНУЮ ПОЛИТИНФОРМАЦИЮ В походе. Фото М. Бугакова. Качество каждой политической инфор мации зависит от того, насколько доходчи во, убедительно будет освещена та пли иная тема личному составу. Установлен ное распорядком дня короткое время для политинформации обяз.ывает заблаговре менно готовиться к ней. Целесообразно составлять для каждой политинформации конспект. Пользуясь конспектом, можно сделать политинформацию живой и доход чивой, не ограничиваться читкой газеты. Только читать ту или пнуто статью— зна чит суживать политинформацию, снижать ее качество. А это подрывает авторитет проводившего политинформацию. Ведь важды?. из матросов сам в состоянпи про честь газетную статью. фшажды. я проводил политинформацию на тему: «Подписание договора между СССР и Финляндией о дружбе, сотрудни честве и взаимной помощи». Если читать статьи договора, то должного интереса у личного состава не будет, так как многие уже сами прочли это пз газет. Поэтому я провел информацию в форме живой беседы. Например, рассказал о значении договора с Финляндией, коротко ознакомил личный состав с тем, что из себя пред ставляет Финляндия. После так называе мой вводной части я перешел к изложе нию договора, разъясняя каждую статью. В этом случае я считал целесообразным после изложения текста статей прибегать к дословному чтению отдельных статей до говора. Политинформацией слушатели ос тались довольны. В отдельных случаях, я считаю, нуж ным проводить дословное чтение отдель ных выдержек из какого-либо материала, но не в процессе всей информации, чтобы не утомлять внимание слушателей. Практика работы подсказывает, что це лесообразно каждую информацию, ее тему и сроки предусматривать в недельпом пла не. При составлении недельного плана за местителя командира по политчасти я включаю туда и темы политинформаций. Например, в одном плане у меня было на мечено произведение следуюшпх политза- (Из опыта политраВЬтнина) • нятпй: «Итоги выполнения государствен ного плана восстановления и развития народного хозяйства на 1948 год за 1-й квартал», «78-летпе со дня рождения В. И. Ленина», «Итоги выборов в Италии». Что этим достигается? Во-первых, я заранее подбираю нужный материал п в день проведения политин формации мне не надо рыться в газетах и раздумывать над тем, что же рассказать личному составу. Во-вторых, имея кон- , кретный план информации и материал, | я смело могу поручать тому или иному командиру боевой части, провести полити ческую информацию, проинструктировав предварительно п проверив его подготов ленность. Большое значение в проведении полит информации должно быть отведено подбо ру тел: от ее злободневности зависит ее | наступательный дух. В своей практике при подборе тем политинформаций я исхожу из следующего: в первую неделю месяца обязательно провожу такие информации, как о задачах личного состава, вытекаю щих из приказа командира соединения по боевой и политической подготовке, о меж дународной обстановке, о текущих событи ях в нашей стране. Освещая эти вопросы, я ставлю конк ретные задачи перед личным составом по боевой подготовке на месяц и в то же время в последующих информациях зна комлю матросов с событиями международ ного п внутреннего характера. Такая си стема пе может быть неизменным рецеп том, но в основном я этого придерживаюсь, ибо это придает определенную направлен ность каждой информации. В последующий период я обращаю внимание личного со става на вопросы пропаганды устава, рассказываю о выполнении рабочими и колхозниками пятилетнего плана, а так же провожу специальную информацию аа тему из жизни корабля. Кроме того, праж- # такую проведение информаций с такими вопросами, как, например: «Матрос Фом- ченко получил цоощренпе от командира I соединения». Здесь я подробно останавли- ‘ ваюсь на характеристике матроса Фом- ченко, рассказываю, за что он получил поощрение. Комсомолец Фомченко по спе циальности акустик. Среди акустиков I соединения он занял первое место, за что получил от командира соединения 10 су ток внеочередного отпуска. Иногда провожу политинформации и по таким вопросам: «Брать пример в службе с матроса Гущина». Гущин на корабль пришел из Учебного отряда трюмным уче ником. Матрос Гущин хорошо изучил ко рабль, он интересовался каждой деталью и стал опытным специалистом. За отлич ные успехи в боевой п политической под готовке приказом командира Гупшн « ч и слен в списки отличников корабля, ком сомольская организация выбрала его чле ном бюро. Проведением таких информаций я до стигаю две цели: во-первых, ва примере Гущина, Фомченко и других отличников показываю, как надо выполнять присягу и уставы, и, во-вторых, пх положительный опыт работы по боевой п политической подготовке делаю достоянием всех матро сов. Важное место в системе политинформа ций занимает умелое использование кар ты. Говоря о стройках социалистической промышленности, надо обязательно пока зать их на карте, учитывая, что кроме Слуховой памяти, человек обладает зри тельной. Когда речь идет о строительстве или восстановлении города, завода, то пользование картой дает большой эффект. Какой можно сделать вывод? Чтобы каждая политическая информация имела наступательный характер, необходимо за ранее тщательно готовиться к ней. Только при этом условии политическая информа ция будет действенной формой политнче* ского воспитания личного состава. Старший лейтенант А . МОНРУШИН. *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz