На страже Заполярья. 1948 год. Май.
НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 20 мая 1948 г., № 117 (3113). Хорошо готовиться к полету Огтнажды летчик лейтенант Яковлев прекратил выполнение задания из-за недо статка горючего. Это получилось потому, что летчик при подготовке к полету не уяснил, как нужно правильно расходовать горючее. Зная особенности моторов, Яков лев все же не сумел подобрать необходи мый режим их работы, сжег полуторную норму бензина и вернулся с маршрутного полета. Эют случай поварит, прежде всего, о Несерьезном отношении летчика Яковлева к прадполетпой подготовке. Он, понадеяв шись на свои знания, а также на то, что подобные задания ему приходилось выпол нять еще в училище, забыл известную авиаторам истину: готовишься к полету— думай о полете, ставь себе задачу — вы полнить задание отлично. Мне, как командиру звена, пришлось признать свою серьезную ошибку — вы пуск летчика Яковлева в воздух без конт роля его подготовленности. Летчик, готовясь к полету, должен детально обдумать и точно уяснять все свои действия на земле и в воздухе, начи ная с приема доклада < уг механика и го товности материальной части и кончая выключением моторов на стоянке после полета. В этом летчику обязан помочь командгр звена и разрешать взлет только при условии, если у летчика не останется никаких сомнений в том, что полет он за кончит успешно, что все летчиком преду смотрено, все взвешено. Воспитывая молодых летчиков, коман диру звена надо особо подчеркивать, что советский летчик и, в частности, летчик- торпедонюсец — это человек горячо любя щий свою Родину, до конца преданный ве ликому делу коммунизма. Советский пат- земле. Этой цели надо подчинять и часы предполетной подготовки. С молодыми летчиками следует обяза тельно проводить проигрыш полета у само лета, в кабине, где давать летчику ввод ные и смотреть, как он действует при неожиданных изменениях обстановки. Малоопытный летчик Попов однажды плохо выполнил задание по сбрасыванию 'Торпеды, он не справился с работой на бое вом курсе. При анализе его ошибок выяс нилось, что Постов неправильно распределял внимание. Боясь малой высоты, он все внимание сконцентрировал на водной по верхности, упуская при этом главное — выдерживание режима полета при сбрасы вании торпеды. Проиграв этот полет ва земле, в кабине, командиру звена стало совершенно ясно, что необходимо сделать, чтобы летчик в следующий раз подобной ошибки не допу стил. Да и сам Попов, видимо, хорошо это понял, потому что в последующих полетах он сбрасывал торпеду точно и правильно. При подготовке к полету нельзя упу скать такой вопрос, -как приемку самолета летчиком от механика. Здесь должна быть выработана техническая принципиальность летчика и даже «придирчивость». Необхо димо приучить себя быстро, умело и на дежно проверить все необходимое, уметь находить слабые места в подготовке мате риальной части. Обязательно надо при нимать доклад от каждого члена экипажа о готовности и в то же время контролиро вать. Это повышает чувство ответствен ности членов экипажа. Однажды летчик не проверил подготовку пулеметов к выполнению воздушных стрельб, а стрелок сержант Пронин не до ложил летчику о готовности к полету. В воздухе после первой очереди сорвало пу- о д г о т о в к а партийного с о б р а н и я Важнейшее место во внутршмргжйяой ро тов. Ястребов, который за несколько Подготовка самолета к полету. Отличники ремонта меканики сержанты И. Дряхлых и Г. Нессем и старший сержант П. Меркулов за проверкой готов ности самолета к вылету. Фото М. Бугакова. ОБУЧАЕТ ОФИЦЕР рпотспм героев-торпедоносцев Сыромятни- лемет с крепления. Это привело весь экп- кова, Баштыркова, Киселева и был той паж к невыполнению задания. Если бы силой, против которой оказывались бес-! подобное произошло в боевой обстановке, сильными враги вашего социалистического экипаж оказался бы безоружным. государства, которая вела героев на подви ги во славу своей Родины. Летчик-торпадо- восец должен обладать большой силой во ли, владеть исключительным хладнокро вием, выдержкой, умением итти на риск, сообразуясь с обстановкой и опираясь ва свое воинское мастерство. Воспитывать эти качества надо не толь ко в зоздухе, но, я бы сказал, больше на Предварительная подготовка летчика к полету должна быть всегда в центре вни мания при воспитании молодого летчика. Еоманхир катера лейтенант Глуханов проверял готовность личного состава к по ходу. Матросы заняли боевые посты, по ступали громкие доклады комендоров, пу леметчиков о готовности заведываний к бою. Командир дает вводную: — Самолеты противника, справа..., угол мсста... усилить наблюдение. Пулеметчики и комендоры вращают ус тановки, проверяют визирные кольца. — Цель поймана, — докладывает ма трос Кузнецов. Поступает доклад и от ко мендора Комлева. Командир подходит к пу леметчику Кузнецову. — Подготовьте исходные данные для стрельбы по самолету. Кузнецов отвечает: «При ракурсе три четверти кольцо визирования должно быть третье». Убсдпвшпсь в правильности ответа, командир дает следующую вводную: — Пулеметчик Кузнецов убит, — за менить! Согласно боевому расписанию пудемет- сложной обстановке. Он приказал комен дору Лазареву убрать из ахтерпика боеза пас, чтобы он не взорвался. Лазарев рабо тает в дыму, но он знает, где расположен литорганом, они не могут отразить и охва- боезапас, и быстро выбрасывает один ящик : тить все то, что является «злобой дня» за другим. Хорошо действовали и другие партийной организации данного корабля, жизни первичной организации занимает собрание ее членов. Здесь коммунисты со вместно обсуждают все волнующие их во просы, принимают решения, которые ста новятся законом для каждого члена и кан дидата партии. Активно участвуя в обсуж дении внутрипартийных, общеполитиче ских вопросов, коммунисты идейно растут и закаляются. В своих выступлениях на отчетно-выбор ных собраниях и партийных конференци ях коммунисты указывали секретарям, чтобы они имели твердый план работы и основательно, по-серьезному готовили бы каждое собрание, добивались того, чтобы оно способствовало мобилизации масс на решение той или иной задачи. Одним из серьезных моментов подготов ки партийного собрания является выбор повестки дня. Часто мы видим, что секре тари партийных организаций не проявля ют в выборе повестки дня свою инициати ву ,^ ждут указаний сверху. Но как бы ни были важны вопросы, рекомендуемые го- матросы. Ликвидировав пожар, Кичигнн доложил командиру. Но командир давал од ну вводную за другой, чем повышал на пряжение в работе. Борьба за живучесть катера является одним из основных элементов боевой под готовки, и это хорошо знает каждый матрос и старшина катера. Вот поступила вводная радисту Брагину: «Пулей разбит амперметр, связь с базой потеряна, устранить повреждение». Бра гин, хорошо зная материальную часть ра диостанции, быстро снял прибор, заменил его и наладил связь с базой. Следует до клад командиру: части. Вот почему в повестке дня собраний должны находить свое место и специфи- дней до собрания созывает бюро, обсужда ет предварительно повестку дня. Члены бюро, в свою очередь, знакомят с ней ком мунистов, раз’ясняют им, какую цель пре следует обсуждение этого вопроса. Мне кажется, что следует предостеречь секретарей парторганизаций от чрезмерно го увлечения «подготовкой» выступлений. Некоторые руководители парторганизаций стараются заранее дать рецепт каждому коммунисту — как и по какому вопросу ему следует выступать. На собрании такая показная активность не приносит пользы, ибо выступающий в таком случае, будучи заранее подготовлен, имея заранее на^^р санную речь, не умеет высказать того, зкдет от него собрание. Подобная практика препятствует развитию критики и само критики. Молодым секретарям парторганизаций следует всегда помнить, что идейный уро вень собрания определяется активностью его участников в обсуждении вопросов по вестки дня. Собрание, на котором комму нисты не выступали, нужно считать серь езным провалом в работе бюро. Особое внимание нужно обратить на ак тивность молодых коммунистов и кандида тов ВКЩ б). Секретарь должен неустанно раз’яснять им Устав ВКП(б), их права и ческне вопросы, касающиеся внутренней 1 обязанности, раз’яснять, что они должны жизни организации корабля. Да и любой общеполитический вопрос должен при об суждении увязываться с конкретными де лами и задачами своей партийной органи зации. Приведем примеры из практики работы парторганизаций подплава. Секретарь парт бюро тов. Сазонов умело подбирает повест ку дня. Обычно, прежде чем назначить день собрания, он советуется с команди ром, с членами бюро и отдельными комму нистами, учитывает обстановку, в которой находится корабль, и на основе всего ет вуется, что оружие он знает слабо. При Не жалеть времени на подготовку к поле- \ проверив командиром комендора Комлева ту, проводить ее обстоятельно, и можно оказалось, что Комлев не может быстро ре- быть уверенным, что задание будет выпол нено отлично. А это значит — при встрече с противником ты выйдешь победителем. Гвардии мйтенант П . КОВАЛЕНКО. Он любит свою службу Старший матрос Бритвин пользуется I Сноровисто действует он на трениров- заслукенным авторитетом среди своих то -1 Так да одной из тренировок с варишей. На Доске отличников боевой и политической подготовки помещена его фо тография. 1 Его заведывание всегда в образцовом порядке. Любовно ухаживает он за элект ро-двигателями. При несении службы на вахте дежурный электрик Бритвин пер вым долгом проверяет все ли в порядке с освещением в жилых и служебных по мещениях, в исправности ли ночной и ава рийный свет на корабле. Ничего не упу скает из виду 1 дежурный электрик Брпт- вип во время своей вахты. командного пункта сообщили в первую аварийную партию о том, что в котельном отделении возник «пожар». Почти одно временно поступило приказание немедлен но ликвидировать его. За выполнение этой задачи первым взялся старший матрос Бритвин и выполнил ее с большим уме нием. Командир корабля неоднократно ставил Бритвина в пример другим. Старшина 2 статьи С. ЗУБАРЕВ. — Пробоина в кубрике — заделать! Кичпгин, зная расположение помещений этого принимает решение о содержании по- чпкл Кузнепова заменяет торпедист Бута- j нз Сь' стро спускается в кубрик и м е т и дня очередного партайного со ков Вот он УЖР V ттоели пполрпярт го - ' руководит действиями личного состава, i брания. Так, например, в связи е перехо- товность пулемета к стрельбе. Но действу- 1 0я приказывает матросам аварийной пар- W * к изучению в группе политзанятий со Бутаков мелленно неуверенно ч у в с т - I тии ДМ™011™ необходимые материалы, старшинами «Краткого курса истории поставить подпоры и закрепить их. Ма- ВКП (б)», а в группах матросов — биогра- тросы показали хорошие знания и умение Фии товарища И. В. Сталина и, учитывая бороться за живучесть корабля — пробои- недостатки, которые имели место в органи- на была быстро и правильно заделана. зации и проведении политзанятий, тов. Са- п . . . зо нов решил поставить на обсуждение ком- После выполнения каждой вводной лей- Лпггт'л п 3 _ г - мунпстов вопрос «О состоянии политиче- тенант Глуханов проходил по боевым по- стам, сам проверял качество работы, ука зывал на недостатки и разъяснял, как пра вильнее поступить в том или ином слу чае. На политических занятиях КОГДАРУКОВОДИТЕЛЬ НЕПОДГОТОВИЛСЯ Темой очередного политического занз -1 Третьего апреля 1917 года в Петроград тия со старшинами было — «Великая Ок- приехал В. И. Ленин и на другой день тябрьст ая социалистическая революция и после своег() приезда выступил со своими ее историческое значение». Руководитель старший лейтенант Воскресенский начал свой рассказ с изложения событий, пред шествовавших Февральской революции 1917 года в России. Он коротко обрисовал хозяйственную разруху, вызванную в стране первой мировой войной, положе ние на фронте, сказал о стачке 9 января, знаменитыми Апрельскими тезисами. Рас сказывая об этом, тов. Воскресенский опять-таки очень неточно определил цели приезда В. И. Ленина. Как известно, политическое положение в стране после июльских дней 1917 года которой начался семнадцатый год, о нара- резко изменилось. Не стало двоевластия, станни революционного движения в Рос сии. Власть сосредоточилась в руках Временно го правительства, паша партия шла к Затем тов. Воскресенский рассказал о вооруженному восстанию. В этой обста- победе буржуазно-демократической рево- новке 26 июля 1917 года открылся люции, о тбм, что в результате этой рево люции власть в свои руки захватила бур жуазий. Б сожалению, все это было рассказано в чрезвычайно путанной форме. Каза лось, что руководитель пдахо подготовил ся к занятиям, нетвердо знает материал. Тов. Воскресенский неправильно истол ковал характер Временного правительства, запутав слушателей в этом совершенно ясном вопросе. • Ошибки следуют за ошибками, одна нечеткая формулировка сменяет другую. Тов. Воскресенский говорит о том, что по сле. Февральской революции партия боль шевиков перешла на легальное положе ние, восстановила свои легальные органы печати и на этом ставит точку. Ни сло вом не упоминается о том, что затем пар тия ввиду разгула реакции изменила свою тактику, вновь перешла в подполье. По лучилось, что ваша партия после февра ля семнадцатого года все время находи лась на легальном положении. А ведь сам тов. Воскресенский правильно сказал, что шестой с’езд партии проходил нелегально. V I с’езд партии. — Шестой с’езд партии, —: сказал тов. Воскресенский, — назначил день вооруженного восстания, и в ночь с 6 на 7 ноября началась социалистическая ре волюция. Нужно совершенно не .знать историю партии, чтобы так говорить. Основными вопросами с’езда были политический от чет Центрального Комитета и вопрос о по литическом положении. Все решения V I с’езда были направлены на подготовку пролетариата и беднейшего крестьянства к вооруженному восстанию. Но V I с’езд только нацелил партию па вооружепное восстание, на социалистическую револю цию, но никакого дня рооруженного вос стания не назначал. Вопрос же о воору женном восстании был решен 10 октября 1917 года на историческом заседании ЦК партии после приезда Ленина (7 октября) из Финляндии. По указанию ЦК партии был создан Военно-Революционный Комитет при Пет роградском Совете, ставший летальным штабом восстания. 16 октября состоялось шить задачу по подготовке исходных дан ных для стрельбы по воздушным целям. Он нс мог правильно ответить, какое будет кольцо визирования, а это комендоры и пулеметчики должны твердо знать. Для ка тера авиация противника является опас ным врагом. Для того, чтобы успешно бо роться с ним, нужно быть метким стрел ком, действовать сноровисто, незамедли тельно. Командир дает указания тт. Бута кову и Комлеву усилить тренировки на боевых постах, добиться автоматизма в ра боте. Главнейшую роль в обеспечении боеспо собности катера играет умение личного состава бороться за живучесть корабля. Лейтенант Глуханов дает вводную аварий ной партии: «Пожар» в ахтерпике». Аварийная группа во главе со старши ной Кпчигиным бежит к ахтерпику. Стар шина Кичигин командует матросами, ру ководит ими, показывает, как нужно поль зоваться противопожарными средствами в расширенное заседание ЦК партии, на ко тором был избран партийный центр по руководству восстанием во главе с товарищем Сталиным. Враги народа Каменев, Зиновьев и Троцкий выдали буржуазии сроки восста ния. Для того, чтобы правительство Ке ренского но смогло сорвать вооруженное восстание, ЦК партии принял решение начать я провести восстание раньше на меченного срока — за день до открытия II с ’езда Советов. О5о всем этом тов. Во скресенский не сказал ни слова так жв|, как, непонятно почему, не сказал о том, что после июльских дней лозунг «Вся власть Советам!» был снят, так как ими руководил*"^епыневики и эсеры, и Советы скатились в лагерь буржуазии и выступа ли в роли пособников Временного пра вительства. Снятие этого лозунга отнюдь не означало отказа от борьбы за власть Советов. Речь шла о Советах, руководи мых меньшевиками и эсерами. Когда раз вернулась полоса большевизации Советов, на очереди вновь стал лозунг — «Вся власть Советам!», «...это был лозунг вос стания Советов против Временного прави тельства с целью передачи всей власти в стране Советам, руководимым больше виками» («Краткий курс истории ВКЩ б)». Совершенно ясно, что этот вопрос в рас сказе руководителя политзанятий о Вели кой Октябрьской социалистической рево люции должен был пайтп свое место. Недоумение вызывает и последующее положение, развитое тов. Воскресенским. Вот как наивно и примитивно он расска зал о ходе Октябрьской революции н ее историческом значении. «От Смольного части рабочих направи лись к Временному правительству, и сразу был решен вопрос мира, земли, прав наро да и т. д. В России был создан новый об щественный строй, новый тип демократии рабочих и солдат». ского воспитания личного состава и роль коммунистов в оказании помощи руководи телям в проведении политических заня тий». Члены бюро поддержали это предло жение. Злободневная повестка определила После учения Глуханов сделал разбор. п высокую активность коммунистов при Он остановился на ошибках матроса Ком- обсуждении этого вопроса. Собрание про лева, который медленно заменял ствол Шло по-деловому и принесло большую поль- пушки. «Бой катера с противником будет Зу; быстротечным, поэтому оружие должно Вторым немаловажным фактором в под готовке собрания является выбор доклад чика. Плохо, если на партийном собрании быть всегда в боевой готовности, а в слу чае его выхода из строя матрос обязан быстро заменять детали». Экипаж лейтенанта Глуханова учится с полным напряжением сил. Матросы и стар шины хорошо понимают, что чем сложнее они f i v i v T (чшавать гр б г о б с т а н о в к у в у ч р - Р ВИЛЬН0 постУпает секретарь парторга- они будут создавать себе оостаповк) в } че шшцт1 ТеЛышй, который стремится бе, тем легче им будет в бою, тем оыстрее ___ у они овладеют воинским мастерством. докладчиков. Так, напри- себя чувствовать на собрании не как го сти, а как хозяева. Надо воспитывать коммунистов в духе непримиримости к недостаткам в пат ной работе. Смелая критика и самокр] на собрании — залог того, что недостач... будут своевременно вскрыты и устранены? Отсюда следует, что собрание, на котором люди выступают «вообще», не вскрывая промахи, не показывая, как необходимо устранить эти недостатки, своей цели не достигает. Наконец, последним, весьма важным но-' ментом в работе собрания является приня тие решения по докладу. Долг каждого ком муниста — активно участвовать в разра ботке практических мероприятий. Резолю ция, принятая по докладу, должна выра жать волю всех членов партии. В этой связи часто задают вопрос: сле дует ли резолюцию готовить заблаговре менно. Ответ может быть положительный. Да неплохо, если проект решения будет заранее подготовлен партийным бюро вме сте с докладчиком. Но именно проект, а н процессе обсуждения доклада секретарь парторганизации, докладчик, а также пре зидиум собрания обязаны внимательно при слушиваться в выступлениям, ко всем предложениям коммунистов, высказанным в прениях, и обеспечить, чтобы наиболее ценные предложения были включены в ре золюцию. Опыт учит, что когда собрание проходит активно, проект резолюции, при нятый за основу, получает целый ряд до полнительных пунктов, внесенных комму нистами уже на самом собрании. Целесо- все время выступают с докладами одни и образно после этого решение обсуждать по т-п „ * * пунктам. И лишь, после того, как исчерпа- те жо товарищи, а широкий партийный актив не привлекается к этому делу. И Старший лейтенант М . КОРЧАКОВ. мер, он поручил доклад л задачах комму нистов в подготовке личного состава к сдаче задач по боевой подготовке активи сту партийной организации тов. Хлоннну. И ни слова о диктатуре пролетариата, Доклад был конкретен, содержателен, ком- как о величайшем завоевании Великой мунисты активно выступали по докладу. Октябрьской социалистической револю- ции, ни слова о союзе рабочего класса и крестьянской бедноты, вообще о кресть янстве на протяжении двух часов не было , сказано почти ни слова. Доклад на собрании может сделать лю бой достаточно подготовленный член пар тии. Но ны все дополнения, изменения и поправки, тогда лишь голосовать резолюцию в целом. Однако известно, что принятие решения — это только начало дела. Самое главное — организовать выполнение принятого ре шения. Сейчас жо после собрания перед секретарем и членами бюро встает эта важнейшая задача. Необходимо, в соответ ствии с принятым решением дать персо нальные поручения коммунистам и органи зовать контроль за их выполнением. Сек ретарь парторганизации обязан на очеред- бюро со своей стороны обязано ных собраниях систематически доклады- своевременно помочь докладчику. Опыт по казывает, что если доклад изобилует об- Затем тов. Воскресенский, сказав, что щимп фразами, не содержит критики, не- наша страна стала могучей и крепкой, в самокритичен, это отрицательно сказывает- подтверждение этого сразу же перешел к 1 ся на активности коммунистов. Поэтому Великой Отечественной воине (кстати, это 1 __ „ ч v целесообразно практиковать предварнтель- тема другого занятия), птп-тп ^ пытался ч о о рассказать о странах новой демократии, об’яснить, почему нет революции во Фран ции, потом стал говорить о под’еме эконо мики нашей страны после войны и, окон чательно запутавшись, на этом закончил занятие. Одним из самых существенных пробелов беседы тов. Воскресенского является то, что на протяжении двух часов он не су мел рассказать слушателям о партии большевиков, которая во главе с Лениным и Сталиным явилась организатором и вдохновителем победы Великой Октябрь ской социалистической революции. Вопрос был этот спутан, скомкан и по существу не освещен. Тов. Воскресенский провел политическое занятие на низком идейно-политическом уровне. Большие претензии можно пред’я- вить к руководителю п в отношении методи ки преподавания. Говорит тов. Воскресен ский серым, невыразительным языком, все время путается, повторяется, топчется па одном месте. Он часто отделывается общи ми фразами там, где можно привести яр кие, интересные факты, проиллюстриро вать материал. Беда тов. Воскресенского в том, что, как выяснилось, он мало работает над собой, почти не читает произведений классиков марксизма-ленинизма, ссылаясь на пе чально знаменитое «некогда». Жизнь су рово наказывает за это. Капитан 3. СОКОЛИНСКИЙ. ное оосуждение доклада на бюро. От этого содержание доклада только выигрывает. К собрапию должны готовиться все ком мунисты. Мало ограничиться тем, что за 3— 4 дня вывешивается об’явление о пред стоящем собрании. Вывесить об’явленпе — это еще но значит подготовить коммуни стов к собранию. В этой связи примером может служить молодой секретарь партбю- вать о ходе выполнения ранее принятых решений. П только тогда, когда намечен ные мероприятия выполнены полностью, можно будет считать, что партийное собра ние достигло своей цели. # Таким образом, умелый выбор повестки Дня, докладчика, помощь ему в подготовке доклада, всестороннее деловоо обсуждение коммунистами поставленного вопроса, при нятие конкретного решения, организация его выполнения — все это имеет огромное значеппе для успеха собраппя, все это необ ходимо для того, чтобы внутрипартийная работа велась па высоком идейно-полити ческом уровне. Капитан 3 ранга А. ГРИЧИШКИН. Семинар секретарей комсомольских организаций На-днях в нашем соединении прово дился четырехдневный семинар секретарей первичных комсомольских организаций. Офицер тов. Артеев сделал доклад «О фор мах и методах работы по воспитанию у комсомольцев чувства национальной гордо сти п патриотизма». Были заслушаны также доклады об организация политиче ского просвещения, о росте рядов ВЛКСМ, о культуре речи и т. д. Во второй половине семинара секретари комсомольских организаций рассказали о своей работе. Секретарь комсомольской организации тов. Сергеев рассказал о том, как они готовят и проводят литературные вечера. «Пе так давно, — говорит тов. Сергеев, — у нас был проведен - литера турный вечер, посвященный советской поэзии. С докладом выступил офицер тов. Блинов. Такие вечера мы проводим часто и это дает положительные результаты в развитии комсомольцев». Выступивший на семинаре тов. Марле- вич рассказал о том, как они добиваются высоких показателей в политической под готовке воинов. Наиболее сильные товари щи прикрепляются к слабым, и таким об разом за короткое время заметно повыси лась успеваемость комсомольцев на поли тических занятиях. В заключение семинара выступил командир соединения, поставивший перед комсомольским активом конкретные зада чи в области боевой подготовки и укре пления воинской дисциплины, в первую очередь, среди комсомольцев. Семинар многое дал для всех его участ- НИКОВ. После окончания семинара были про смотрены кинокартины «Петр 1 » л «Фе стиваль советской молодежи». Мичман Н. ВОЕВОДИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz