На страже Заполярья. 1948 год. Май.
те им 1841 г., К 11В (Sltt)< M l I г р а ж е Раньше других, лучше всех Экипаж. Барабанова ввел самолшп в строй 3 : • • Ж Т 'Т ? Ранним майским утром, необычно теплым и ясным, у огромной летающей лодки появились люди в комбинезонах. По заведенной традиции они прежде чей приступить к работе выстроились у борта самолета. После рапорта коман диру борттехнпк тов. Радченко по ука занию летчика старшего лейтенанта Барабанова рассказал экипажу о плане ввода самолета в строй. В нем предусмат ривались все мелочи, каждому отведен участок работы, указаны сроки выпол нения. (Выясняются и уточняются неясные вопросы. Подвешиваются стремянки, ■расколачиваются моторы. Работают все, начиная от •командира и кончая стрел- ном -мотористом. Экипаж коммунистов и комсомольцев трудится с большой анергией. Мысли каждого из них слились воедино, их можно выразить несколькими короткими словами — выполнить приказ командо вания, сделать всо работы раньше дру гих, лучше всех. Для этого у них есть все основания. Экипаж считается луч шим в части, а его люди — отличники боевой и политической подготовки. С каждым часом нарастают темпы работы. Механик самолета сержант Ка* рочкин, пристроившись на стремянхе, (иммает карбюратор. От его умения, от Точности зависит безупречная работа сердца самолета — мотора. Поэтому он с большим вниманием оавмривает все детали агрегатов и под руководством бортмеханика устраняет дефекты. У радистов тоже горячая пора. Стар шие матросы Хазапович, Мажариков приводят в порядок свои оаведнвания. И они стараются сделать все насовесть, добротно. Очищается антенна, осматри вается тщательно каждый прибор. Младший техник-лейтенант Радченко сам показывает высокие образцы в тру де. Он не страшится черновой работы. Вместе с мотористом младшим сержан том Шиловым, старшим матросом Собо левым он промывает моторы, снимает и осматривает панели бензобаков, прове ряет зазоры в магнето. Как опытный специалист, выросший от механика до борттехника, Радченко не только стре мится все сделать в срок, но и исполь зовать это благоприятное время для учебы всего экяпажа. Тут же на сня тых агрегатах он рассказывает млад шим специалистам, летчикам, какие должны быть зазоры в магнето, как распределены бензокраны. Мотористу Шилову было непонятно, чик устранить люфт в элероне. Любо знательному мотористу борттехннк не только рассказал, но и вместе с ням исправил дефект на самолете. Экипаж, не считаясь с отдыхом, рабо тал с (раннего утра и до поздней ночи. Как и для младших специалистов, так и для летчиков, штурмана этот про филактический осмотр и ремонт мате риальной части явился своеобразной школой. Нет сомнения, что весь эки паж значительно расширил свои знания по специальности. С большой пользой прошла подготов ка самолета к полетам в экипаже стар шего лейтенанта Барабанова. Благодаря умелой организации рабочего процесса экипаж не только раньше других ввел самолет в строй, но и сделал это луч ше всех. В этом немалая заслуга борт техника и командира. И когда в части появились их портреты с надписями: «Равняйтесь по ним!», личный состав горячо подхватил их опыт подготовки и осмотра боевых машин. Командир час ти об’явил всему экипажу благодар ность. Это—заслуженная награда за са моотверженный труд экипажу. Передовой экипаж за напряженной работой по досрочному вводу самолета в строй. Снимок первый — стре лок-моторист старший «матрос Соболе® смааьсээет пулемет. На вторам снимке— борттехник младший техник-лейте- мвнт Радченко проверяет герметич ность блмстерлтокэ. На третьем сним ке — радист Мажариков, мотористы Соболев я Гладийчук осматривают ма териальную часть. Второй летчик млад ший лейтенант Бражников, механик Карочкин и Гладийчук (снимок № 4 ) за монтированием правого мотора. Текст В. Лагошного. Фото М. Мугалимова. ВАХТЕННЫЙ НАРУШИЛ ИНСТРУКЦИЮ Старший матрос Столбов всего несколько месяцев, как исполняет обязанности по мощника главного боцмана. Однако за этот хорошей срок он успел уже зазнаться своими «успехами». Столбов груб в обра щении с матросами и показывает плохой пример для подчиненных. На матросов, ко торые « нему обращаются по служебным делам, он кричит и редко выслушивает их. Столбов также плохо относится к несе н о вахты на корабле. Во время несения службы он курит в неположенном месте, ее реагируя на замечания старших. Стар- шхЗ матрос Столбов не следит за сигнала ми, а если его вызывают, то он идет всег да лениво, вразвалку. Однажды Столбова вызвал офицер Ивнн- ский. Вахтенный матрос, не обращая вни мания на сигналы, продолжал курить. Он выполнил приказание только через б ми нут. — Почему вы не выполняете своих обя занностей и нарушаете устав? — спросил его офицер Ивинскпй. — Не мог бросить на палубу папиросу. За нарушение Устава внутренней служ бы и инструкции Столбов был снят с вах ты. В. ВОРОБЬЕВ. Нет контроля за учебой На итоговой беседе комсомолец Насташев не дал точного ответа ни на один из во просев руководителя группы политзанятий. В чем причина отставания этого воина? На политзанятиях тов. Насташев сидел ти хо II, казалось, внимательно слушал, ва* лки вал . На самом деле Насташев только формально присутствовал ва занятиях. Мысли же его витали где-то в простран стве. Об этом ярко свидетельствует содер жание его «конспекта» — в нем нет за писей материала, какие ведутся у акку ратных воинов, но зато имеется много за писей- совершенно посторонних, не имею щих отношения к политическим занятиям. Комсомольская организация слабо помо гает руководителю политзанятий в воспи тании воинов, бюро комсомольской органи зации систематически не проверяет, как учатся члены ВЛКСМ. Старший матрос И . ЗАХАРКИН. Примерный киномеханик Заслуженным авторитетом пользуется среди личного состава нашего корабля ки номеханик матрос Горовенко.. Год тому назад, окончив курсы киномехаников, он был допущен к самостоятельной работе и благодаря настойчивости и добросовестному отношению к порученному делу достиг за мечательных успехов. Киноаппаратура в руках Горовенко рабо тает безукоризненно, а качество демонст рации кинокартин — отличное. В приказах командира корабля среди лучших всегда отмечается примерный киномеханик. ^ Основная военная специальность Горо венко моторист-дизелист. Очень часто ему приходится после демонстрации кинокартин заступать на вахту, а затем вновь этги за фильмами яа находящуюся далеко от под* разделения кнвобазу. Не считаясь с отдыхом, добросовеегйЬхй матрос Горовенко хорошо выполняет свои обязанности и моториста-дизелиста, и ки номеханика. * Старшина 1 статьи Н. БОРИСОВ. Строго по уставу Зз время пребывания в нашей части старшина 2 статьи Федотовский завоевал всеобщий авторитет. Этого он заслужил вы сокой дисциплиной, точным выполнением своего вокве&ого долга. Старшина Федотовский безупречно несет дежурную службу. Когда заступает на вах ту Федотовский. то с полной уверенностью . мо«во сказать, что в помещении будет всеща чистота и порядок. Он строго следит за выполнением распорядка дня. Все команды Федотовский подает по уставу — четко и ясно. ~ . За хорошую службу тов. Феюговский имеет ряд благодарностей, Стзммий ка тм с А. K0!?0!:(3g. Лов рыбы По инициативе сержанта Глаголева в на шем подравделении организован лов рыбы. С наступлением лета своими силами бой цы отремонтировали шлюпку и изготовили необходимое для нее снаряжение. В предпраздничные дни команда шлюп ки под руководством Глаголева выловила 120 рыб. Рыба использована для улучше ния и разнообразия питания личного со става. Старший гсПтсязнт II. П1ТЙ11А* К оче редным поли т ичеоиим з а н я т и я м Балтийский флот вВеликой Отечественной войне В жизни нашей Родины Ленинград и прибалтийские советские республики —- Эстонская, Латвийская и Литовская имеют большое экономическое в политическое значение, они расположены на беретах Балтийского моря и его заливов — Риж ского н Финского. Большое народно-хозяй ственное значение имеет также располо женная на южном берегу Балтийского моря к Калининградская облает^ входящая в состав РСФСР. Планируя вероломное нападение на Со ветский Союз, гитлеровцы, естественно, учитывали всю важность для хода вой ны быстрого овладения советскими при балтийскими республиками и городом Ленинградом; Еще в декабре 1940 года, то-есть за полгода до начала войны, гер манский генеральный штаб разработал стратегическим: план, так навиваемый «план Барбаросса». В этом типичном во площении авантюрной стратегии гитлеров цев значительное место отводилось стра тегическим и оперативным целям борьбы немецких вооруженных сил в Прибалтике, захвату Ленинграда и Кронштадта, уничто жению Краснознаменного Балтийского фло та. Немцам не удалось осуществить ю т ? т т , изложенные в «плане Барбаросса». Сталин ская стратегия и тактика со всей силой проявила в сражениях в Прибалтике и под Ленинградом. Под стенами этого вели кого города немцы потерпели одно из са мых сильных поражений в ходе войны. Перед Балтийским флотом были постав лены задачи: оборона нашего побережьлют вражеских ударов с моря, содействие всеми своими боевыми стрецствами операциям советских сухопутных войск, стойкая за щита своих баз и островов, отвлечение и пе ремалывание значительных сил противни ка, защита своих морских коммуникаций, приобретавших в условиях блокады Ленин града решающее значение, нарушение вра жеских морских перевозок. Всю боевую деятельность Балтийского флота в Великой Отечественной войне можно разделить на три этапа: (Первый этап — с 22 июня 1941 года по 2 декабря 1941 года, когда закончилась эвакуация гарнизона с полуострова Ханко. На этом этапе Балтийский флот в тге- ном взаимодействии с частями Советской Армии активно оборонял наши военно- морские базы Прибалтика: Либаву, Ригу, Таллин, Ханко, а танже острова Моонзунд- ского архипелата. Второй этап — с декабря 1941 года по январь 1944 года. На этом этапе балтийцы вместе с частя ми Ленинградского п Волховского фрон тов, вместе с героическими ленинградцами непосредственно обороняли город Ленина от натиска гитлеровских полчищ. Третий этап боевых действий Балтий ского флота — с 14 января 1944 года по 9 мая 1945 года. На этом этапе флот активно участвовал в наступательных операциях Советско; Армии, умело помогал ей разгромить нем цев под Ленинградом н погнать их на запад. В августо 1941 года разыгрались бои на подступах к столице Советской Эстонии — Таллину. В те дни артиллерия кораблем и береговых батарей оказывала мощную поддержку сухопутным частям. Особенно большие потери нанес немцам в те дни крейсер «Киров», награжденный впослед ствии орденом Красного Знамени. Залпы крейсера н других кораблей, стоявших на таллинском рейде, производили большое опустошение, уничтожали вражеские тан- к г. ж орудия, истребляли живую силу про тивника. Корабли выделили для боев на суше около 14 тысяч матросов, старшин н офицеров. Из них были созданы подраз деления морской пехоты, сражавшиеся плечом к плечу с армейскимж частями. Несмотря на потери всех своих запад ных баз, Балтийский флот не допустил противника! в Финский залив. Вход в залив преграждали минные поля и надежно охра няли оставшиеся в глубоком немецком тылу гарнизоны полуострова Ханко п островов Даго, Эзель, Осмуссар и другие. По тем же причинам немцы не мстли усилить свои морские перевозки и сокра тить за счет их растянутые сухопутные коммуникации. В первых числах сентября 1941 года немцы приступили к операциям по захвату островов Моовзушского архипелага. У немцев был особый счет к гарнизонам этих островов. Именно с острова Эзель летчики Героя Советского Союза гвардия полков ника Преображенского первыми нанесли чувствительные удары по столице гитле ровской Германии — Берлину. Но овладеть Bj»ary островами оказалось де так просто. Только к 20 октября немцц^захватнлн зссь архипелаг. В боях за остроз враг по- глрял около 30 тысяч солдат л офицеров, 3 ос^щцсз, 2 п од ен ные лодки, 10 транспортов, около» 100 катеров и шлюпок с войсками, 37 само летов и много различного вооружения. т На этом не закончилась борьба против ника за овладение базами Балтийского Флота. Незыблемым баетшяом оставался Ханко. Оборона этого полуострова — при мер величайшего упорства и отвага. 9 Противник не мог поколебать мужества балтийских моряков. Они не только оборо нялись, но и активно наступали. Десант ный- отряд балтийцев, руководимый капи таном Гранины*, захватил семнадцать близлежащих вражеских островов ж унич тожил их гарнизоны. Все.самые яростные атаки против Ханко неизменно отражались его защитниками с большими потерями для противника. Столь же отважно действовали и дру гие защитники полуострова Ханко. Лет чики взлетали с аэродрома, по которому противник выпустил более четырех тысяч пятисот снарядов. Балтийские соколы привыкли Е-злетать п садится под разры вами снарядов. В этих условиях Антонен ко и Бринько (впоследствии Герои Совет ского Союза) научились сбивать бомбар дировщики минимальным количеством патронов. Только за нюнь и август летчи ки Ханко сбили 51 вражеский самолет, не потеряв ни одного своего. В сентябре усилился артиллерийско- минометный обстрел базы. По ней выпу скалось до семи тысяч снарядов в сутки, по шесть-восемь раз в сутки налетали на полуостров вражеские самолеты. Защитники полуострова Ханко удержи вали своп позиции до начал! зимы. 2 де кабря 1941 года только тогда, (когда за дача, поставленная Главнокомандующим, была выполнена, закончилась эвакуация гарнизона полуострова Ханко. B c j силы Балтийского флота, сосредоточенные в рай оне Кронштадт — Ораниенбаум, на реке Неве н в Ленинграде до последнего кораб ля и последнего матроса встали на защи ту города Ленина. В длительный период обороны Ленин града Советская Армия и Балтийский флот своими активными действиями от ражали натиок вражеских войск, срывали все их планы «решительного штурма» города Ленина. Моряки Батйского флота ва корао- лях, в береговой обороне, авиации, мор ской пехоте энергично помогали Совет ской Армии защищать Ленишдод. * Особенно большую роль в отражении пемецкого натиска на Ленинград сыграла мощная артиллерия кораблей и фортов; Немцы нигде на Балтийском море, в том числе и в его западни» районах, не чув ствовали себя в безопасности от ударов советских кораблей и морской авиации. Только подводные лодки Балтийского фло та потопили за навигацию 1942 года более пятидесяти вражеских кораблей об щим водоизмещением свыше четырехсот тысяч тонн. А ведь известно, что ни на одном морском театре не было столь не благоприятных условий для действий под водников, какие создаваясь в ходе войны гта Балтике. Балтийское морс— одно из са- чых мелководных морей в мире. Само по п его заливы изобилуют многочислен ными мелями, банками и другими подвод ными преградами. Немцы заминировали все фарватеры, ведущие из Кронштадта в море, установили сильную противолодоч ную оборопу и, как им казалось, обезопа сили плавание своих кораблей. Но совет ские подводники отважно а умело пре одолели все препятствия в опрокинули н этот расчет гитлеровского командования. О том, пасколько серьезное значение придавали немцы морской войне на Бал тике, свидетельствуют хотя бы такие факты, как увеличение количества тсораб- лгй, оперировавших там. Это количество возросло с 1941 года по 1944 год почти в пять раз. К этому следует добавить и такой Факт, каг. установка пятидесяти километровой противолодочной сета в Финском заливе и т. д. Однако все это не принесло немцам никакого успеха. Балтийский флот изо дня в день наращивал силу ударов. Когда пришел срок, он смог с®оевреме®во я бы стро продвинуться на запад, активно под держивая стремительное наступление со ветских войск. Помимо успешных действий кораблей, личный состав Балтийского флота в пе риод обороны Ленинграда оказал большую помощь сухопутным войскам в действиях па суше. Только в 1941 году около 90 ты сяч (моряков-балтийцев сошло с кораблей иа сушу, организовав бригады морской пехоты, отличавшиеся необыкновенной стойкостью в обороне и отвагой в насту плении. Авиация Балтийского флота тесно взаимодействовала с армейской авиацией. Так действовали силы Балтийского флота па протяжении всех 900 дней герои ческой обороны города Ленина. На суше, в воздухе и на море балтийцы проявляли замечательные подвиги во сла ву Родины. Летом 1942 года подводная лодка капи тана 3 ранга Кабо потопила в течение од ного похода пять кораблеС, четыре ^тран спорта общим водоизмещением в 30 ТЫСЯЧ тонн и один миноносец противника; Расскажем еще об одном подвиге, со вершенном уже не на подводной лодке, а на надводном корабле — лидере «Ленин град». Этот корабль обеспечивал своим огнем оборону на важнейшем учлСТХв фронта. У самого корабля разорвался не мецкий снаряд, осколком был ранен коман дир орудия Василий Кузнецов. Одновре менно загорелись пороховые заряды яа палубе. Раненый старшина бросился ту шить пожар. Он схватил голыми руками горящий заряд, понес его к борту, но упал. Тогда он пополз по палубе, толкая % бор ту заряд. На Кузнецове горела одежда, оя истекал кровью, но герой дополз до борта и столкнул заряд в воду. Пожар был лик видирован. Умирая, Кузнецов сказал то варищам: «Меня оставьте, спасайта ко рабль». Имя доблестного советского пат риота навечно внесено в списки личного состава лидера «Ленинград». Воины Ленинградского и Волховского Фронтов н моряки Краснознаменного Бал тийского флота неустанно н умело** гото вились к осуществлению сталинского пла на разгрома немецких войск под Ленин градом. Для прорыва прочной, глубоко эшело нированной обороны противника требова лось усилить группировки наших войск, в частности, группировку на южном по бережья Фпнското залива на плацдарме в районе Ораниенбаума. Эта задача была возложена на корабли Балтийского флота. Решать ее пришлось в очень сложной об становке. Коммуникация, по которой долж ны были проходить перевозки, лежала вблизи занятого противником берега. Для того, чтобы враг не разгадал замысел на ступления, все перевозки производились только по ночам н таким образом, чтобы ничем не нарушать обычный порядок движения кораблей в этом районе. Войска и техника перевозились из Ленинграда в Ораниенбаум в ноябре — декабре и в на чале января в условиях ледостава. Нес мотря на тяжелую обстановку, балтийцы успешно выполнили задачу и скрытно пе ревезли целую армию со всей ее техни кой. Одновременно перед флотом была поставлена и другая задача — при помо щи корабельной и береговой артиллерии содействовать Сухопутным войскам в про рыве обороны противника. Для этого на Красносельском направлении и на напра влении Гостилицы — Рошпа — Кипень было использовано 207 морских орудий, из них 85 орудий калибром от ста пятидеся ти двух до четырехсот шести миллимет ров. План артиллерийского наступления выполнялся балтийцами с исключительной четкостью. Высокое боевое мастерство проявили балтийские летчики. Йм дове лось действовать в чрезвычайно сложных метеорологических условиях. Несмотря на это, онп всюлу настигали немцев п били их всей силой своего оружия. 27 января 1944 года город Ленина оза рился вспышками побецвого салюта в честь доблестных воинов Ленинградского фронта п Балтийского флота, сиявших блокаду Ленинграда. С января 1944 года корабли п части Балтийского флота продолжали активно участвовать в наступательных боях совет ских войск. В июне 1944 года Советская Армии нанесла сокрушительный удар врагу в районе Карелии. Этот удар вошел в исто рию Отечественной войны под названием четвертого сталинского удара. В этой операции Балтийский флот так же сыграл роль верного помощника Со ветской Армии. Сложная минная обстановка на Балтике не позволяла использовать никакие дру гие «корабли, кроме быстроходных и мелко сидящих торпедных катеров п тральщи ков. Bcfe же балтийцы и в этпх условиях активно помогали наступавшим советским войскам. Успешно действовали части мор ской авиации. Их неоднократно благода рил в приказах товарищ Сталин. Морскуе пехотинцы проводили одну за другой де сантные операции, занимая острова в Фин ском заливе, участвуя в занятии Таллин ского и других портов. Мелкие корабли флота и морская авиацпя взаимодейство вали с частями Советской Армии в опера ции по освобождению островов Моонзгунд- ского архипелага, в боях на Земландском полуострове п в других операциях. К это му надо добавить систематические удары наших торпедных катеров, подводных ло док и авиации по коммуникациям против ника. Немцы несли значительные потери не только на суше, но и на море. Советское правительство высоко оце нило боевые заслуги балтийцев. Более ста тысяч правительственных наград бы ло вручено за годы войны балтийским мо рякам. Сто тридцать пять воинов удостое ны звания Героя -Советского Союза, из них три человека дважды награждены медалью «Золотая Звезда». Свыше двух десятков кораблей и частей флота пре образованы в гвардейские, а 66 кораблей и частей награждены орденами. Советский народ может быть уверен в том, что доблестные балтийские моряки, как и всегда, будут надежно охранять его мирный труд и стоять на страже го сударственных интересов своего Отечест ва. Инженер-капитан 3 ранга Г. ПАДАЛКА,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz