На страже Заполярья. 1948 год. Май.
* ИД С Т Р А Ж Е « А П О Я Я Я М 1'8 ми 1941 г., № 115 (3111). ЗЯВОЕВЯНО ОКТЯБРЕМ ОГДА бушующее море обруши- ыет свои грозные водны на корабль, когда крутом только мрак и пучина, с какой радо стью увидят тогда люди сверкнувшие в черной ночи огни далекого маяка. И этот огонь, прорезавший мрак, вселяет в сердце человека такую надежду на жизнь, придает столько мужества! П с новой силой человек начинает борьбу со стихией и, кажется, что уже ночь не так темна и пучина не проглотит корабль. И придет он к желанному берегу* 1 «м ог ням, что осветили ему путь меред. Так наша страна, подобно маяку, стокгг среде бунтующего моря и освещает всем народам нх путь, и люди видят WOT пы лающий маяк, и сердце их наполняется новой надеждой, жаждой жизни, еще боль шим лмланием бороться. Род®а! С какой гордостью ирвпяоекм мы его священное слово. Сколько рее свет ее перекрывал темные силы fta/pwwraa и мощь ее спасала народы и государства! Кто только ни протягивал свойх жадных лап к ее несметным богатствам и необ’ят- ным просторам! Монголы и турки, немцы л поляки, шведы и французы, англичане Я ЙПОНЦЙ... Защищая себя* наша страна защищала других, Она спасла Западную Европу от монголе татарских орд, заслонив ее своей грудью, сплела мир от наполеоновского нашествия. Она, страна наша, в годы Ве ликой ОтечестБ-енной войны спасла мир от фашистской чумы. Йарод всегда любил свою Родау горя чей, безмерной любовью. Все было дорого сердцу его: и плавное течение рек, и ве личественные просторы степей, и бескрай ние поля, и белая береза в тенистой роще, и маленький ручеек, и вочная нежная трель соловья. И от того в годину тяжелых испытаний он всегда находил в себе силы, сокрушавшие силу врага. Яо неласковой была к нему земля, тяжелой жизнью жил он. Измывались над рабочим людом поме щики, выжимали последние соки фабрикан ты и чиновники. Наша страна — самая большая в мире, а не было в ней угла, где бы вольно и счастливо дышал человек. - Задавленный беспросветной нуждою на род наш поднялся 30 лет назад и пошел на приступ старого мира. В бешенстве ме талась буржуазия, пыталась снова зажать рабочих и крестьян в тиски нищеты и не вежества. Но не было силы, которая могла бы повернуть страну вспять. Партия боль шевиков повела народ вперед. Сбылось все, о чем мечтали поколения. Народ взял власть в свои .руки. И тогда Родину свою тепло и благодарно назвал он Матерью. Как родник, долго копивший силы где- то под землей, а потом в один прекрасный день вдруг вырвавшийся наверх могучим потоком, так вырвалось наружу и раскры лось с невиданной полнотой все лучшее, что было у трудящегося человека, в что веками мял и душил царизм, — широкий душевный размах, яркий талант, пытливый ум. Рабочий, крестьянин, тот, кто сто летиями горбил спину на других, стал хо зяином плодов рук своих, судьбы своей. П яойдя хозяином в новую ЖИЗНЬ, повел хозяйство умело к рачительно. А хозяй ство это громадное. Земля и все, что в недрах ее, реки и моря, необ’ятные лесные массивы, заводы и шахты — все стадо чародным достоянием, собственностью со циалистического государства. Но это был хозяин, подобного которому еще не знал мир. Не в благоустроенном Юме жклп мы и не наслаждались покоем. Страна наша напоминала гигантскую строя*-! телъаую плошадку, покрытую лесами стро ек. И каждый вновь построенный завод, каждый дом были Зданиями нового мира. За жизнью этого мира с затаенным дыха нием наблюдало все человечество. Одни наблюдали с ненавистью, смотря на него, как на угрозу своего существования, дру гие — с радостью, видя в нем свою буду щую жизнь. Иностранные газеты писали о скором падении советской власти, каркали проро ки и защитники капитализма о том. что скоро наступит наш крах. А страна Сове тов все росла и мужала. Все новыми жиз ненными соками наливалась земля. Непо бедима та прана, где нет рабов и гоепот. угнетателей и угнетенных, где один не живет за счет другого. Непобедима страна, где создано новое общество и новый строй, тмя которому — социализм. Непобедима страна, в конституции которой записано, что вся власть в стране принадлежит наро ду, тому, кто работает. Вся власть принадлежит трудящимся! Вспомним, кому до революции принадлежа ла власть в нашей стране. У рабочих и кре стьян почти не было политических прав. Созданная под влиянием революционных событий 1905 года Государственная Дума не имела законодательных прав. Но и в этот ублюдочный царский «парламент», который Ленин назвал «грубой поддел кой народного представительства», рабочим и крестьянам доступ был почти закрыт. *Трем миллионам рабочих в Думе было пре доставлено шесть мест. А ньше в Советском Союзе Советы де путатов трудящихся управляют страной через огромное количество депутатов, из бираемых самим народом на основе всеоб щего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Ни одна страна в мире не знает такого широкого вовлечения народных масс в уп равление государством, в государственную теятелыюсть. Вое органы советской вла сти — от местных Совета» до Верховного Совета СССР — соотоят талые из пред* ставителей трудящихся. Советская власть не знает никаких дру гих интересов, кроме ж м рш в народа. Какой жианеявой правдой звучит сцена, описанная Фадеевым 8 «Молодой гвардии»! Колхозница Марфа, простоя украинская пятидесятилетия* женщина, говорит командиру партизанского отряда Проценко: «Так скашге ж ят ям , пусть вони бьются до конца. П у т наши мужья себя не жалеют. А так окажу: може наш батько пне вернете!, може вил сложит свою голо ву в бою, мм буде* знать за що! А юмы наша власть вернется, вона будет отцом моим детям!». Вот это и есть народная, истинно своя власть. Где и когда могла рядовая женщина сказать, что власть будет отцом ее детям! Вот почему мы гордимся своей Родиной. Вот почему воины Советской Армии в го ды Отечественной войны шли в бой и по беждали с грозным кличем: —• За нашу Советскую Родину! — За Сталина! ской литературе под именем Айтона- Горемыки и подобных ему. Выросла новая, колхозная, богатая де- j ревня. Появился новый тал зажиточного I колхозника. Так, еще в 1937 году на один 1 колхозный двор было выдано по тртдодмм в среднем по 106,2 пуда septa ЖПо 376 рублей деньгами. До промышленность н сельское хозяйст во не могли бы двигаться вперед без культуры, искусства и науки. В великих преобразованиях (наших огромная заслуга принадлежит советской науке. Она доби лась крупных результатов в изучении производительных сил страны, в том, что бы поставить их на службу народу, В годы Великой Отечественной войны деятельность советских ученых обеспечи ла быстрейшую перестройку народного хозяйства на военный лад, неуклонный рост производства вооружения для Совет ской Армии, в труднейших условиях воен ного времени. Мы гордимся нашей наукой, давшей миру Ломоносова, учение которого легло в основу современной физики м химии, j Лобачевского, совершившего переворот в мировой науко, Менделеева — автора пе риодической системы елементов, Сеченова, Пирогова, Павлова, Тимирязева, Ползуне- ва. Яблочкила, Циолковского, Попова я многих, мпогих других. Н аш Родййа дала миру таких корифеев науки, как Ленин и Сталин. Ленин силой своего гения разработал новое революционное мировоззрение, ов ладевшее массами, ставшее материальной силой, — ленинизм. Сталин вместе о Ленивым вел лапту страну по пути в будущее. Когда Ленин умер, Сталин воплотил в жизнь заветы Ленива. Возглавляя построение социализ ма в нашей стране, Сталии обогатил уче ние Ленина, дальше разработал марксист скую науку об обществе, претворил ее в жизнь. Щк С первого же момента своего появлeww русская наука вошла в мировую науку, • в мировую культуру, как смелая, чуждая шаблону, жизненно-конкретная, ибо она была детищем той нации, которую Сталин назвал «великой русской налией, нацией Плеханова и Ленина, Белинского и Черны шевского, Пушкина и Толстого, Глинки и ЧаЙковското, Горького н Чехова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова». Советские ученые поднимают науку на новую высокую ступень. Своей работой они помогают стране достичь сверкающих вершин коммунизма. И советский народ гордится успехами своей неуки. В ней он видит великую прогрессивную силу своей страны* ЧЕЛОВЕК—ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО записано в конституции “X 0 ^ЛЕГКИМ б ш ж ш я г » П о * )5д. С первых же хвеЛ дао- 1ющт я стране рввтормвет ■жесточеллая классовая борь- 5а. Но советский парод все иреоди.*ел: и вооруженную интервенцию 1 4 иностранных государств, и белогвавдей- гкую контрреволюцию, и голод, п разруху. Он шел к новому будущему и победил во имя его. В 1936 году Чрезвычайный V III Все союзный с’езд Советов законодательно за крепил в Конституции СССР все те всемир но-историческис победы, которые одержал наш народ под руководством партии Ленина — Сталина. Наша Конституция — самая демокра тяческая Конституция в мире. Никогда ни в одной стране не было подлинной де мократии, так же, как нет ее сейчас в »ка питалистических странах. 0 какой подлип ной демократии можно говорить, например в Америке, если там в руках буржуазии находятся около 80 процентов всех нацио нальных богатств. ' И мы гордимся тем, что только в нашей стране впервые был осуществлен подлин ный всенародный демократизм. Наша стра на самая демократическая в мире, потому что власть в ней принадлежит народу. Советская демократия не только про возглашает широкие демократические пра ва, но п обеспечивает их осуществление на деле. В этом ее особенность и отличие. Каждая из статей Сталинской Конституции говорит о великих преобразованиях, про исшедших в нашей стране. Вить хоти бы статью о праве на труд. И&к t во м ех капиталистических стразах, рабочя# ижюе дорвволюткииой Россия жестоко страдал от безработицы. В 1911 году, например, в Петербургскую биржуj труда обратилось 43.156 человек чернора бочих в поисках заработка, получило же работу всего 6.076 человек. В вашей стране давно исчезло само по нятие — «безработный». И из тяжелого, подневольного бремени труд стал делом че сти, доблести и геройства. В Еоиспггуцпи записано о том, что граждане нашей страны имеют право на образование. В царской России министр Делянов издал приказ, вапрещавппгй «де тям кухарок, лакеев, поваров, мелких ла вочников» учиться в средних учебных за ведениях. Когда один из губернаторов ука зал в своем отчете, что среди крестьян, призванных ва военную службу, почти нет грамотных, царь с большим удовлетворе нием сказал: «И слава богу». А читая письмо одной крестьянки, в котороЫ она сообщала о том, что хочет учить своего сына, царь с негодованием написал: «Это-то и ужасно. Мужик, а тука же ле зет, в гимназию». Советское правительство расходует ог ромные средства на то, чтобы поднять ва- .родные массы на боаее высокую ступень культуры. Накануне Отечественной войны в школах училось около 35 миллионов че ловек, в вузах учится 670 тысяч студен тов. Из 13 миллионов человек, занимаю щихся в СССР умственным трудом, боаее 10 миллионов воспитаны советской вла стью. Сталинская Конституция обеспечивает равноправие всех граждан страны, незави симо от их национальноета и расы. Царизм мял, душил, нещадно и бесстыд но вкоплоатировал, обрекал на вырожде ние все национальности, населяющие земля огромной российской империи. Мно гие из них не могли даже свободно поль зоваться родным языком, не имели своей письменности, ле имели никаких прав, кроме права — умирать от голода, нищеты и болезни. Их натравливали друг на друга, разжигали национальную рознь, пресле дуя только одну цель — подавить малей шие попытки национально-освободитель ного движения, выкачать как можно боль ше богатств. Такова была зверская, волчья национальная политика царизма. Советское правительство с первого дня своего существования провозгласило рав ноправие всех народов, населяющих нашу страну. Уже 25 октяоря, в первый депь победы Октябрьской революции, Второй Всероссийский с’езд Советов заявил на весь мир, что новое, Советскоо правитель ство «обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределе ние». Великая революция в октябре семнад цатого гота была спасением для всех паро- дог пашей страны. С помощью великого русского народа все ранее угнетенные нации и национальности достигли пебы- инлого расцвета хозяйства и культуры. В степях, где стояли юрты кочевников и среди густых лесов выросли новые со циалистические города, там, где обрабаты вали яемлю мотыгой и плугом, прошел мощный трактор. О расцвете бывших национальных ок- ракп позаботилась советская власть, про водившая летпгпско-сталинскую националь ную политику дружбы и братства междл народами, политику взаимной помощи и сотрудничества. Русский парод выделил огромные силы и средства в помощь ранее отсталым народам. И как выросли за годы советской власти бывшие национальные окраины! По сравнению с 1913 годом продукция крупной промышленности в Ка захстане и Армении выросла в 22 раза, в Грузии— в 26 раз. Много тысяч ученых, инженеров, -врачей, педагогов, квалифици рованных рабочих поехали строить народ ное хозяйство в национальные республики. Вот почему так крепка дружба народов СССР. Дружба, выдержавшая самое тяже лое испытание, какое только могло быть, испытание войной, испытание кровью. Когда на пашу Родину напали фашист ские орды, все народы Советского Союза пошли на драга. В труде и в боях сблизились, сроднились все пароды Советского Союза. Это великое чувство кровного родства хорошо было пе редано в годы войны в обращении узбек ского народа к бойцам-узбекам: «Твой народ является детищем Совет ского Союза. Русский, украинец, белопусс. азербайджанец, грузин, армянин, таджик, туркмен, казах и киргиз совместно с тобою в течение 25 лет днем и почью строили наш большой дом„ наигу страну, нашу культуру... Теперь Же в дом твоего старшего бра та — русского, в дом твоих братьев— бело- русса и украинца — ворвался германский бнемач. Он .несет коричневую чуму, висе лицу и кнут, голод и смерть!.. Но дом рус ского также и твой дом!.. Ибо СоветскиГ’ Союз — дружная семья, где каждый жи вет хотя и в своем доме, но двор и хозяй ство едины и неделимы». МОГУЧАЯ ДЕРЖАВА ЕЛИЧАПШИМ завоеванием советской власти является то, что, дав народу право на достойную жизнь, она обес печила это право матери- й* ально. Посмотрите .на карту СССР. Как изменилась наша страна за*30 лет, не та Русь уже теперь, какая была когда-то. За годы советской власти, за годы сталинских пятилеток наша Родина из страны отсталой, аграрной превратилась в могучую индустриальную державу. По темпам .роста промышленности наша страна заняла первое место в мире. Магнитогорск, Сталинец, Комсомольск- на-Амуре, Игарка-, Сталиногорск, Кировск, Березники— новые города и новые заводы. В пустынях, в г.тупш вырастали они. Но вые железные дороги, каналы, морские и воздушные пути пересекли страну от «края и до края». Новые домны на Украи не, шахты под Москвой, нефть в районе Средней Волги, цветные металлы в Ка захстане, текстильная промышленность в Узбекистане — всо создано народом за го ды советской власти. Бурно развивались такие отрасли про мышленности, как металлургия и станко строение, производство автомобилей, трак торов и других машин, В 1940 году про мышленная продукция нашей страны пре высила уровень 1913 года в 12 с полови ной раз. А как преобразилась наша деревня! В результате мудрой политики большевист ской партии и Советского правительства сельское хозяйство СССР превратилось в самое передовое в мире крупное механи зированное, высокотоварное социалистиче ское хозяйство. В 1940 году в нашей стране было более 240 тысяч колхоеов, 4 тысяч совхозов, около 7 тысяч МТС. На колхозных и сов хозных полях работало около 530 тысяч тракторов, 182 тысячи комбайнов. В де ревне было 228 тысяч грузовых автома шин. Все увеличивался урожай. Накануне первой мировой войны Россия имела наибо лее высокий валовой урожай хлеба— около 4,9 миллиарда пудов. В СССР накануне Отечественной войны было собрапо 7,3 миллиарда пудов. Исчезла старая деревня, где на общем фоне убожества и нищеты выделялись своим богатством и добротностью лишь дома урядника, кулака да лавочника. Исчез и старый тип крестьянина в лаптях, в пестрядиных штанах и посконной рубахе, тип крестьянина, воспетый в старой рус СТЬ в романе А. Гончара «Знаменосцы» один рас сказ о гордости советского человека — строителя и защитника новой жиз ни. «— А вот скажите мне, товарищ, — Воронцов передал ордипарцу пустой коте лок. — Скажите мне, у кого из них есть ленинизм? — Ле-ни-лизм? — переспрашивает Ма- ковейчЛков, ошеломленный этим неожи данным вопросом. — Ленинизм? — Да, ленинизм. У кого из них есть такое учение, которое, как солнце, осве тило бы дорогу всему человечеству? — Ни у кого. — А у кого из них есть такое государ ство,—-постепенно повышал голос майор,— которое бы выстояло, как скала, в этакую бурю? — Ни у кого. — А у кого из нцх есть люди, которые, не сломав хребет, вынесли бы все то, что вынесли мы с вами?». Вот эта гордость за свой народ, за свою Родину — неот’емлемое качество каждого советского человека. Он имеет право на эту гордость. Только в нашей стране, лишь впервые в нашем социалистическом обществе миллионные массы людей стали активными деятелями и творцами полити ческой, общественной жизни страны. * Шахтер Стаханов создал переворот в технике, положил начало новому Мощному движению современности, Паша Ангелина и Мария Демченко, и тысячи других колхозников своим трудом показали, что можно взять от земли при социалистиче ском ведении сельского хозяйства. Стаха новское движение — олицетворение сво бодного тпорческого труда. И вот от того, что труд в нашей стране свободен и радостен, оттого каждый день пополняются ряды Героев Социалистиче ского Труда. В эту славную TUjropTy, в один ряд. становятся и деятели науки, и рабочие, п мастера высоких урожаев — колхозники п колхозницы. Советский строй осуществил мечту лучших людей прошлого о том, что каж дый человек «гражданином быть обязан». П если в капиталистическом обществе все построено на деньгах, если в Америке ’удят о человеке по тому, «сколько он тчжт», то-есть, сколько у него денег, то п нашем социалистическом обществе са мый ценный капитал — это люди. У нас предоставлены все условия для полного развитая всех способностей и талантов, духовных качеств человека. Каждый мо жет стать ученым, музыкантом, писате лем, архитектором, тем, к чему у него есть способности и призвание. Советский человек свободен от всего, что сковывало людей в дореволюционной России, от всего, что сковывает человека сейчас в капиталистических странах, — от эксплоатации и гнета. Вот почему у него сильно развито чувстве подлинно^, а не формальной свободы. Вся жизнь в капиталистическом обще стве, вся мораль капиталистического об щества строятся по принципу «человек— человеку волк», «или всех грызи, или лежи в грязи». Капиталистическое обще ство — это то же «темное царстао», <Г котором в свое время говорил Добролюбов: «Тут ликто ив может ни на кого поло житься: каждую минут у вы можете ждать, что приятель ваш похвалится тем, как он ловко обсчитал или обворовал вас; ком паньон в выгодной спекуляции — легко может забрать в руки все деньги и доку менты и засадить своего товарища в яму за долги... Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: гос подствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него вся кое сознание чести и права... И не может быть их там, где повержено в прах и наг ло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в лю бовь и счастье и святыня честного тру да». Капитализм не может существовать без гнета человека человеком, без порабоще ния слабых и малых народов и государств. Мораль же советского человека, его куль тура зиждется на принципе, сформулиро ванном В. И. Лениным: «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры етанут общенародным достоянием, и отны не никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации». Советская власть в течение короткого времени сделала для народа то, что бур жуазия пе могла сделать за все время своего существования. Она открыла наро ду широкие пути во все сферы обществен ной жизни, культуры, к расцвету всех прав. 0 размахе культуры в нашей стране говорит хотя бы такой факт. До войны в СССР было свыше 240 тысяч библиотек. За годы советской власти у нас издано 889 тысяч названий книг, общим тира жом 11,3 миллиарда экземпляров ва 119 языках. Издано в 5 раз больше, чем за последние 30 лет существования царской России. Развивается культура всех народов, живущих в Советском Союзе. Вот почему советский человек так бес предельно любит свою Родину, гордится ею. Патриотизм советского человека — это прежде всего чувство гордости за свою страну, за свой народ, который первый в мире покончил со строем гпета и експлоа- тацни и созвал новое социалистическое общество. Советский патриотизм — это патриотизм людей, строящих на своей земле самое передовое общество — ком мунистическое.* По-новому, гордо и возвышенно звучат теперь слова поэта: Уж и есть ва что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать ватеры», Стать эа честь твою Против недруга, За тебя в нужде Сложить голову! * СВЕТОЧ ПРЛВДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ Ш народ, одержав все мирно-историческую победу в битве с темными силами фашизма, с невиданным под’емом стал выполнять сталинский план великих раоот. Он уверенно шагает вперед, он уве ренно смотрит в будущее. Народ помнит страстные слова Легана: «...Жизнь возьмет свое. Пусть буржуа зия мечется, злобствует до умопомраче ния, пересаливает^ делает глупо«тн, зара нее мстит большевикам и старается пере бить... лишние сотни, тысячи, сотни ты сяч завтрашних или вчерашних большеви ков: поступая таи, буржуазия поступает, как поступали все осужденные историей на гибель классы». История осудила буржуазию ва гиОель* Порвана цепь империализма. Все ноше ж новые страны становятся под знамена на стоящей народной демократии. Они берут пример с нашей страны, перенимают опыт борьбы советского народа за светлое буду щее. Грозной, несокрушимой крепостью, как светоч правды и справедливости, стоит Советский Союз на страже мира. Н*т§ Родина — гордость и слава паша!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz