На страже Заполярья. 1948 год. Май.
ИХ СТ Р ХЖЕ 9ДЯ « Я Я Р К Я 16 мая 1048 г.. № 114 (3110). EI службе и в учебе—быть всегда впереди Повышают политическиезнания Яовый состав бюро во главе с его секре тарей упор в своей деятельности ваяли на то, чтобы на деле добиться авангардной роли комсомольцев на политических заня тиях. Прежде всего тов. Переплеснин и члены бюро тт. Егоров, Зайцев, Шарипов и Бы ков побеседовали с каждым комсомольцем, выяснили, как успевают они на политиче ских занятиях, как усвоили пройденные за текущий год темы, как ведут записи и кон спекты изучаемого материала и, главным образом, какой помощи ждут они от бюро. Естественно, что такой подход позволил выяснить подлинную картину учебы комсо мольцев на политических занятиях. Вскоре состоялось комсомольское собра ние, на которое были приглашены и руко водители групп политзанятий. Комсомоль цам предлагалось обсудить вопрос о их авангардной (роли в политической подго товке. Правильно и самокритично построен ный доклад вызвал активное обсуждение. Комсомольцы прямо и резко говорили о том, что мешает ем хорошо усваивать изу чаемый материал и в какой помощи бюро они нуждаются. Многие из комсомольцев, а;оторые имеют низкий политический и об* щеобразовательный уровень, сказали чле нам бюро и всем активистам: научите нас работать с книгой и составлять конспек ты, повседневно помогайте нам. •После собрания секретарь комсомоль ской организации и члены бюро взялись (за выполнение принятого решения и поже ланий -комсомольцев. Как же они добивают ся этого, как помогают комсомольцам и не- союзвой молодежи повышать свой поли тический кругозор? Самым трудным оказалось научить мо лодых бойцов делать последовательные за писи по пройденным темам и составлять ■конспекты, ибо раньше это делали только немногие. Однако Переплеснин й члены бюро нашли правильный в>ыход. Они по-* ■шли ъ комсомольцам в кубрики и там .на чали учить их вести записи на занятиях и составлять конспекты; в часы самостоя тельной работы и в свободное время при вивали навыки работы с книгой. Замести тель секретаря коммунист Быков в течение двух месяцев помогал комсомольцу Рябп- нину. Вместе они занимались по вечерам, выбирали для этого другое свободное вре мя. С комсомольцем Архиповым занимался ЧЛея бюро тов. Егоров. К этой важной ра боте привлечены и многие комсомольские активисты, обладающие высокой полити ческой подготовкой. Сейчас все комсомоль цы и несоюзная молодежь ведут записи и конспекты тем. Инициатива бюро ВЛКСМ нашла дело вую поддержку партийной организации. По ео решению в помощь комсомольцам выделен опытный агитатор коммунист старшина 2 статьи Некрасов, который ча сто беседует с молодежью по существу тем, изучаемых на политзанятиях. Ценным является п другое начинание в работе комсомольской организаций по обес печению передовой роли членов ВЛКСМ в политической подготовке. Бюро вниматель но следит за успеваемостью комсомольцев. Для тех, кто из-за низкой подготовки сла бо усваивает материал или в силу служеб ной занятости отсутствует на занятиях, проводятся дополнительные занятия в ве чернее время. Кроме того, уже проведено пескояько бесед, которые имеют прямую связь с тематикой политических занятий й способствуют усвоению материала. Вот некоторые из них: «Жизнь и революцион ная деятельность Владимира Ильича Ленина», «Моральный облик советского моряка», «Боевой пост комсомольца». Их проводили наиболее подготовленные комсо мольские активисты. В каждой группе есть члены бюро и комсомольские активисты. С их помощью, а также благодаря тесной связи с руководителями групп политиче ских занятий секретарь всегда знает, в чем нуждаются комсомольцы, как они учатся. Все это благотворно сказывается на ус певаемости комсомольцев и несоюэной мо лодежи. Лейтенант В. ПОПОВ. Комсомольское отделение старшины 2 статьи Винопкщюа жыиегея лучшим на к<ц*«л«. С*** заЖДьтанне отделение содержит в образцовом порядке. дНедавно за досрочнъйремонт мекапмэмов к о м а н д о й не об'явило отделению благодарность. КомсОМММШ эТОгО «гАеЛстя являются передовиками боевой я пЛлиПгческоЙ Подготовки •ы отулшмяют активное участие в обществ зннои рзботс. __ __ НАО д аМ К Е Г ком ан д яр отделения старшина 2 статья Александр ВиВоградо» подаодаг «топи работы « учебы отделения за прош адпую ^ед^ю . £ Хртюдд О В О И Н С К О Й Д Р У Ж Б Е Слово не расходится с делом Комсомольское собрание приняло реше ние— добиться примерности комсомольцев во всех работах по ремонту. Выполняя решение собрания, члены ВЛКСМ работают сейчас, не считаясь со временем, не жалея сил. Тт. Гудов и Ворот ником покинули рабочее место’ только после выполнения задания. Тов. Морозов закончил ремонт в половину установленно го срока. Ранее отстававший комсомолец Тюрнков сейчас идет в ногу с передови ками. Старшина 2 статьи Ковалев умело соче тает работу с учебой подчиненных. У ра зобранного электромотора старший матрос Федяев. С помощью командира отделения он ш практике изучает правила подклю чения шунговой обмотки. Матросу Павлову тов. Ковалев разъяснил принцип работы электродвигателя. С утра до вечера находятся комсомоль цы у механизмов. Каждый полон желания как можно быстрее и лучше подготовить техцвку к предстоящему выходу в море. Старший матрос С. КАНЕВ. Среди комсомольцев гвардейской под водной лодки завязывались оживленные дискуссии* темой которых было: «Что та кое дружба? Возможна лй она в условиях воинской службы?». Мнения были самые разнообразные. Секретарь комсомольской организации гвардий старшина 1 стать» Гурьев тоже участвовал в этих спорах. Постепенно у него созрело решение,»,что этот вопрос на до разрешить организованно. Так родилась идея проведения комсомольского собрания с повесткой: «0 воинской ДРУ^бе и това риществе». Тов. Гурьев посоветовался по этому во просу с секретарем партийной организации гвардия главным старшиной Лебедевым и политработником офицером Смирновым. Они поддержали инициативу Гурьева. До клад взялся сделать офицер Смирнов. На собрание, кроме комсомольцев, при шли коммунисты и не«сон>зная молодежь. “ Крепкая боевая дружба, — начал (докладчик, —■ото замечательное качество советских воинов. Дружба и товарищество укрепляют экипаж корабля, помогают ему одерживать победы в сражениях, добивать ся новых успехов в боевой учебе в мирное время. Напомнив требование Устава внутренней службы о том, что каждый советский воин «должен дорожить войсковым товарищест вом, помогать товарищам словом и Делом, удерживать их от дурных поступков» и, не Жалея своей жизни, выручать их из опасностей, докладчик привел ряд ярких примеров настоящей воинской дружбы, когда военные моряки, не щадя своей кро ви и жизни, шли на выручку боевых то варищей, избавляли от опасности родную семью — экипаж своего корабля. Выступившие после доклада комсомоль цы один за Другим говорили о значении воинской дружбы, комсомольской спайки, призодя примеры из жизни экипажа. — Великая дружба боинов , — сказал гвардии старшина 2 статьи Парамонов,— немыслима без отличного знания военного Неизвестно когда народ создал послови цу: «Учение — свет, а веучение — тьма», йо простые слова эти «раскрывали отношение народа к учению, к науке. Что бы познать тайны природы, сын рыбака пробирался попутными обозами с далеко го Севера в Москву, калужский простой учитель всю жизнь отдавал науке, строил, экспериментировал; в маленьком заштат ном городе он мечтал о больших межпла нетных путешествиях, подкрепляя меч ты свои научно обоснованными опытами. Сын русского солдата первым в мире, за долго до англичанина, построил паровую машину^ И все же это были одиночки. Их жизнь, йх работа говорили о силе таланта русско го человека, о его пытливом живом уме, о том, что может достигнуть народ, если распахнуть перед ним широко ворота в ту крепость, что называется наукой. Ворота крепости была заперты на замок. Ёе запирали правящие классы, запирали всякие иноземпы, бывшие у себя на роди не неучамц и приезжавшие в Россию учителями. Чтобы попасть в школу, Ломоносов был вынужден выдать себя за сына дворянина. Мичурин, этот великий преобразователь земли, прожил большую часть своей жиз ни на скудные гроши, в нужде и только после революции получил всенародное признание и поддержку правительства. г Так было в далеком прошлом. Революция вошла в мир, как утверждение всех прав человека. Сбылось замечательное пророче ство великого русского революционного де мократа Белинского: «Завидуем внукам и правнукам нашим, которым суждено ви н а с т о й ч и в о с т ь делау а это достигается систематической учебой, в борьбе даже с мелкими недостат ками. Есть у нас комсомолец Белоусов. На корабле он недавно. Специальность знает плохо и, что опасно,— не стремится овла девать ею. Кроме того, Белоусов нарушает воинскую дисциплину. Если Белоусова во время не исправить, то он не будет отве чать тем требованиям, которые необходимы для воина. С большим вниманием комсомольцы слу шали выступление гвардии старшины 2 статьи Абакумова. Говоря о недостойном поведении комсомольца Дунаева, Абакумов критиковал отдельных товарищей за to, что они примиренчески относятся к Ду наеву, не указывают ему иа ошибки и по ступки, пятнающие честь члена ВЛКСМ. Гвардии старшина 1 статьи Гурьев ска зал: — Когда мы находимся в боевом похо де, дисциплина среди личного состава крепкая. А вот когда приходим в базу и попадаем на берег, некоторые матросы ве дут себя недостойно. Посмотрите на комсо мольца Торянина. Он на берегу грубит с товарищами, проявляет невыдержанность. И плохо и то, что -комсомольцы не удержи вают его от проступков. Затем выступили комсомольцы Назаров, Кувшинов и другие. Они тоже поделились своими взглядами на дружбу. В своем выступлении офицер Ушаков, сказал: — Нам надо воспитывать молодежь в духе сознания тех благородных задач, ко торые мы выполняем, находясь в рядах Вооруженных Сил. Хорошо, что мы *рж- тикуем отдельных товарищей за их недо статки. Но нельзя забывать ж то, что мы должны воспитывать моряков и на хоро ших примерах из жизни экипажа, ва бое вых традициях военных моряков. Собрание помогло комсомольцам лучше понять, каким должен быть моряк, комсомо лец, какими методами надо воспитывать чувство дружбы среди матросов. Старший сержант И . СВИСТУНОВ. Суровой осенью 1944 года поезд увозил Ивана Белякова из .родного Мурманска. В окнах вагона мелькали скалы, сопки, по крытые чахлыми, пожелтевшими березка ми. Рядом с Беляковым сидели такие же, как и он, молодые парни, его сверстники, только что призванные во флот и назначен ные курсантами в Учебный отряд. Иван Беляков рад. Давнишняя его мечта исполнилась. И когда в райвоенкомате спросили, куда бы он хотел пойти служить, юноша, не задумываясь, ответил: — Во флот, связистом. Просьба Ивана была удовлетворена. Его определив в школу связи Учебного отря да курсантом в подразделение радистов. Прибыв в школу, молодой воин ревно стно взялся за учебу. Наказ отца — слу жить честно, высоко держать честь семьи — он хорошо помнйл и свято выполнял. С первых дней за курсантом Беляковым утвердилась добрая слава передового вои на: он был всегда чисто и аккуратно одет, подтянут, вежлив с товарищами и коман дирами. Учился старательно, отдавая все силы Изучению новой специальности и воинских уставов. В учебе были трудности, сложная бое вая техника требовала напряженной рабо ты, усидчивости, хорошей памяти. В ус тройстве некоторых сложных радиоприборов было нелегко разобраться малоопытному бойцу. Но все эти трудности Беляков упор но преодолевал. Он не жалел для учебы ни сил, ни времени. Нередко свободные мину ты он посвящал учебе, .работая Самостоя тельно, равбирался в схемах и чертежах. Большую помощь оказали ему в учебе ста рослужащие, опытные радисты. 15 апреля 1945 года отличника боевой и политической подготовки курсанта Бе лякова приняли в ряды ленинско-сталин ского комсомола. — Этот день, — рассказывает Беля ков, — надолго останется в моей памяти, как один из самых счастливых дней моей жизни. С еще большей старательностью принял ся комсомолец Беляков за учебу. Напря- К Р Е П О С Т Ь деть Россию в 1940 году, стоящую во гла ве образованного мира, дающую законы и науке, и искусству, и принимающую бла гоговейную дань уважения от всего про свещенного человечества»; Вчерашний пастух стал академиком и доярка — профессором. Осенний месяц — октябрь стал весной человечества, все, что было лучшего у советского человека, расцвело под его живительными лучами. Партия устами своих вождей звала на род к вершинам культуры и знаний. Пра вительство отпускало огромные средства яа строительство школ, институтов, ака демий, для их работы. Новому социалистическому обществу нужны были новые люди, вооруженные знаниями, впитавшие в себя все лучшее, что создала .русская я мировая наука, культура. Перед нашей молодежью большое, пре красное будущее. Но, чтобы завоевать это будущее, надо много звать, надо учиться, и поход в пауку стал массовым походом в нашей стране. Что говорили о солдате в старой дорево люционной России? «Няжнему чину науки не нужны». И это были не только слова. Забитый, замордованный «нижний чин» пе имел права входа в то светлое здание жизни, которое именуется крепостью науки. j А ваш солдат, наш матрос! Он учится, [он с каждым днем все больше и больше познает сокровенные тайны природы, чу десное многообразие техники, законы раз вития человеческого общества. На флоте нет, пожалуй, такого корабля, несколько матросов которого бы не учились в Заочных высших учебных заведениях. А сколько учатся в средних школах, в ве чернях университетах, в лекториях! А сколько учатся самостоятельно, просижи вая вечерами над книгами, познавая марк систско-ленинскую теорию. Все условия созданы для того, чтобы учиться, к только ленивый, только инерт ный человек не возьмет в руки книгу. Есть, к сожалевищ, еще люди, которые принимаются за учение, а потом остывают, пугаются трудностей, отступают, сворачи вая с большой дороги энанпй. Незавидная участь ожидает такого человека. Он отста ет от жизни, горизонт его суживается. Отступать нельзя. И пугаться нече го. Крепость науки наскоком, атакой яе возьмешь. Нужна длительная, кропотли вая осада. Какие прекрасные примеры терпения, упорства, настойчивости, страстного жела ния учиться, познавать имеют комсо мольцы, вся наша молодежь. В ссылке н на каторге, в тюрьмах, в боях с царизмом учились старые большевики. Сидя в камере смертников Фрунзе изучал иностранный язык. женный труд не прошел даром: по всем предметам Беляков получил хорошие и от л и в е ошейки. ...Снова поезд идет по знакомым местам, только на этот рае в обратную сторону — к Мурманску. Короткая встреча с родными, и молодой радист матрос Беляков получает назначение в одно из отдаленных подраз делений Северйото фЛхгга. Матрос Беляков попал ва подвахту * старшему матросу Воробьеву — бывалому, опытному радисту, всю войну прослужив шему в этом подразделении. С помощью старшего товарища Беляков быстро ос воился в новой обстановке. Его способно сти, усердие в службе обратили на себя внимание начальников, и спустя две неде ли молодой специалист был допущен к са мостоятельному несению радиовахты. Как и в Учебном отряде, Беляков яро- | должал настойчиво совершенствовать свои военные и политические внания. На заня тиях он внимательно слушал руководите ля,, делал необходимые записи. Вечерами, в часы, свободные от вахты, он повышал свои знания, самостоятельно изучал «Крат* кий курс истории ВКП(б)», читал художе ственную литературу. За безупречную службу командование присвоило Ивану Белякову воинское зва ние «старший матрос», а спустя год — •«старшина 2 статьи». Беляков был назна чен комаадиром отделения радистов. Все силы и знания отдает старшина 2 статьи Беляков*, делу обучения и воспи тания своих подчиненных. На службе — оп требовательный начальник, в часы от дыха — хороший товарищ. Отделение Белякова — одно из лучших в подразделении. Его бойцы старшие матросы Аристархов и Ильин, матросы Беляев и Буянов считаются мастерами своего дела. Упорно и настойчиво овладевая знания ми, Иван Беляков вырос от бойца до коман дира, окреп, возмужал. Он достойно выпол няет свой священный долг перед социали стической Родиной. < Капитан Е . ЧИБИСОВ. Вся жизнь великих корифеев науки Ленина и Огалйна — пример и образец каждому советскому человеку. Двадцать лет назад на Восьмом Все- союзном с’езде ВЛКСМ великий Сталин призвал всех комсомольцев, всю молодежь учиться, учиться, стиснув зубы, не боясь трудностей, но отступая. Призыв этот на шел горячий отклик в сердцах миллионов советских юно-шей и девушек. Словами Сталина говорила страна учись, учись, твои знания нужны Родине Но человек никогда не скажет—доволь но, никогда не остановится на достигну в ы п о л н я я н а н а з к о м с о м о л ь ц е в ВыВ 6 £ияя решение отчетно-выборного собрания, бюро обсудило вопрос о воинской дясцмпаине. Комсомольцы активно высту п ал , резко критиковали тех товарищей, которые продолжают нарушать воинские уставы. Было осуждено поведение СЯ|ше- го мОДб&ь Панова и Макроса ПыХеШова. Члеи BJK0M Панов не Соблюдал ВрМила поведения военнослужащих на берегу, а комсомолец Пылепков небрежно относился^ « (военной форме. Я Наряду с этим в пример другим оыли поставлены лучпГйе войны старшие ма тросы Колодяй и Пчелян, матросы Худя ков, Тропин и Малышев, старший 2 статьи Чуприна и другие. Ойй хорошо овладели военными специальностями, слу жат образцом в поведении, являются Пере довиками ремонта л Критика повлияла на товарищей. Огме- ченйые недостатки стали исправляться, комсомольцы начали лучше относиться в своему воинскому долгу. Бюро использовало и другие действен ные формы воспитания. На заседании б$- ро заслушивались доклады лучших млад ших командиров-комсомольцев о том, как Члены ВЛКСМ помогают йм в воспитании подчиненных. Mfioro пользы принесло тфоведейное со брание с повесткой дшк: *0 ДруМбе и f О-'Я варишестве». После доклада Офиад» ^ Слуцкого развернулись оживленные пре ния. Комсомольцы на примерах жизни своего корабля показали вред ложной дружбы отдельных матросов, скрывающих проступки друг друга. Всеобщее осужде ние получил Авдеев, оставивший в беде товарища, и Кушнпр, скрывший от коман дования проступок своего друга. Здесь же была отмечена настоящая боевая дружба комсомольца матроса Комарова со старшим Матросом Костровым. Эти воины помогают ДРУГ другу искоренить йедостатки, в со вершенстве изучить военное дело. Даже малейшее нарушение формы одежды од ним из них не остается без замечания do стороны другого. Взаимная помощь спо собствует их успехам в учебе й службе. Большое место в работе -комсомольского бюро занимает популяризация прймерйы* в поведении воинов, отличников учебы, передовиков ремонта. Секретарь комсо мольской организации тов. Козин Высту пает инициатором новых Мероприятий, лично ведет воспитательную работу. Большую помощь комсомольскому бюро оказывает офицер Слуйкйй и секретарь партийной организация главный старшина Шишкин. Они дают практические указа ния секретарю комсомольской организа ции, выступают на комсомольских собра ниях, способствуют теализапин решений бюро ВЛКСМ. Возросшая дисциплинированность бла гоприятно сказывается на боевой и поли тической подготовке комсомольцев, на их отношении к порученному делу. Коли чество дисциплинарных проступков комсо мольцев резко сократилось. Однаяо, несмотря на достигнутые ус* пехи, не все еще комсомольцы служат примером для молодежи в выполнении воинских уставов. Задача комсомольской Организации — добиться, чтобы все комсо мольцы показывали пример юсцяплини- рованзости. Лейтенант Е . КОЗЛОВ. том. Мы идем вперед, идем к такому рас цвету человеческого общ ест, о копиром веками мечтали люди. Но только наша страна первая проложила к нему путь. Какая прекрасная ждет нас жизнь! Все, что и сейчас еще елрыго в природе, ш нед рах земли, все будет поставлено ва служ бу человека. Чудесные открьгШ Ь аукя сделают его еще более сильным, независи мым и счастливым. Имя этому будущему —- коммунизм! Флотская молодежь живет одяой жизнью со страной. У каждого матроса и офицера та же цель, что у .рабочего, у колхозника, у деятеля науки. Вот почему каждый из нас должен жить в постоянной учебе, н е на миг не уставая пополнять свои знания. Во многих сражениях участвовали моря ки во время войны, брали крепости и с меря, и с суши. Не отступят и теперь* Крепость науки распахнет перед ними свои ворота. Нужны только упорство, настойчи вость. повсеане<вный и кропотливый труд. 3. С0Н0ЛИНСКИ& Изучают историю ВКП(б) В подразделении, где секретарем пар тийной организации старший лейтенант Пелепягин, для комсомольцев-активисто» организован кружок по изучению «Крат кого курса истории ВКП(б)», руководить которым поручено коммунисту офицеру Мельник, Занятия посещают член комсомольского бюро сержант Сухомлинов, комсомольцы- активисты младшие сержанты Комягин, Голофаст, рядовые Столповских, ГоЯовчук. Рябых н другие. Занятия в кружке помогают росту идейно-политического уровня комсомол** цев-активистов. Ефрейтор А. ЕВТУШЕНКО. Выполняют свой долг Большие и почетные обязанности возло жило командование на воинов нашего под разделения. Наша задача — дать флоту больше леса. Добросовестно выполняют бойцы свой долг. Комсомольцы личным примером ве дут за собой всех воинов. Члены ВЛКСМ Степочкин, Пидорич выполняют производ ственное задание на 200 процеяпой, ком сомольцы Шадура, Доронин, Островский, Джумаряый, Белый, Бондаренко, Новак, Белоус ежедневно вырабатывают по пол торы нормы. Командование высоко оценило честный труд комсомольцев. Тов. Степочкину предо ставлен внеочередной краткосрочный от пуск, многие удостоены денежных пре мий. Родителям тт. Белоус, Джумарвогц, Вслого я Островского посланы бланн дарственные письма. Ефрейтор Е. ПЕРЕЛЬМУТЁР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz