На страже Заполярья. 1948 год. Май.

ИХ СТ Р ХЖЕ 9ДЯ « Я Я Р К Я 16 мая 1048 г.. № 114 (3110). EI службе и в учебе—быть всегда впереди Повышают политическиезнания Яовый состав бюро во главе с его секре­ тарей упор в своей деятельности ваяли на то, чтобы на деле добиться авангардной роли комсомольцев на политических заня­ тиях. Прежде всего тов. Переплеснин и члены бюро тт. Егоров, Зайцев, Шарипов и Бы­ ков побеседовали с каждым комсомольцем, выяснили, как успевают они на политиче­ ских занятиях, как усвоили пройденные за текущий год темы, как ведут записи и кон­ спекты изучаемого материала и, главным образом, какой помощи ждут они от бюро. Естественно, что такой подход позволил выяснить подлинную картину учебы комсо­ мольцев на политических занятиях. Вскоре состоялось комсомольское собра­ ние, на которое были приглашены и руко­ водители групп политзанятий. Комсомоль­ цам предлагалось обсудить вопрос о их авангардной (роли в политической подго­ товке. Правильно и самокритично построен­ ный доклад вызвал активное обсуждение. Комсомольцы прямо и резко говорили о том, что мешает ем хорошо усваивать изу­ чаемый материал и в какой помощи бюро они нуждаются. Многие из комсомольцев, а;оторые имеют низкий политический и об* щеобразовательный уровень, сказали чле­ нам бюро и всем активистам: научите нас работать с книгой и составлять конспек­ ты, повседневно помогайте нам. •После собрания секретарь комсомоль­ ской организации и члены бюро взялись (за выполнение принятого решения и поже­ ланий -комсомольцев. Как же они добивают­ ся этого, как помогают комсомольцам и не- союзвой молодежи повышать свой поли­ тический кругозор? Самым трудным оказалось научить мо­ лодых бойцов делать последовательные за­ писи по пройденным темам и составлять ■конспекты, ибо раньше это делали только немногие. Однако Переплеснин й члены бюро нашли правильный в>ыход. Они по-* ■шли ъ комсомольцам в кубрики и там .на­ чали учить их вести записи на занятиях и составлять конспекты; в часы самостоя­ тельной работы и в свободное время при­ вивали навыки работы с книгой. Замести­ тель секретаря коммунист Быков в течение двух месяцев помогал комсомольцу Рябп- нину. Вместе они занимались по вечерам, выбирали для этого другое свободное вре­ мя. С комсомольцем Архиповым занимался ЧЛея бюро тов. Егоров. К этой важной ра­ боте привлечены и многие комсомольские активисты, обладающие высокой полити­ ческой подготовкой. Сейчас все комсомоль­ цы и несоюзная молодежь ведут записи и конспекты тем. Инициатива бюро ВЛКСМ нашла дело­ вую поддержку партийной организации. По ео решению в помощь комсомольцам выделен опытный агитатор коммунист старшина 2 статьи Некрасов, который ча­ сто беседует с молодежью по существу тем, изучаемых на политзанятиях. Ценным является п другое начинание в работе комсомольской организаций по обес­ печению передовой роли членов ВЛКСМ в политической подготовке. Бюро вниматель­ но следит за успеваемостью комсомольцев. Для тех, кто из-за низкой подготовки сла­ бо усваивает материал или в силу служеб­ ной занятости отсутствует на занятиях, проводятся дополнительные занятия в ве­ чернее время. Кроме того, уже проведено пескояько бесед, которые имеют прямую связь с тематикой политических занятий й способствуют усвоению материала. Вот некоторые из них: «Жизнь и революцион­ ная деятельность Владимира Ильича Ленина», «Моральный облик советского моряка», «Боевой пост комсомольца». Их проводили наиболее подготовленные комсо­ мольские активисты. В каждой группе есть члены бюро и комсомольские активисты. С их помощью, а также благодаря тесной связи с руководителями групп политиче­ ских занятий секретарь всегда знает, в чем нуждаются комсомольцы, как они учатся. Все это благотворно сказывается на ус­ певаемости комсомольцев и несоюэной мо­ лодежи. Лейтенант В. ПОПОВ. Комсомольское отделение старшины 2 статьи Винопкщюа жыиегея лучшим на к<ц*«л«. С*** заЖДьтанне отделение содержит в образцовом порядке. дНедавно за досрочнъйремонт мекапмэмов к о м а н д о й не об'явило отделению благодарность. КомсОМММШ эТОгО «гАеЛстя являются передовиками боевой я пЛлиПгческоЙ Подготовки •ы отулшмяют активное участие в обществ зннои рзботс. __ __ НАО д аМ К Е Г ком ан д яр отделения старшина 2 статья Александр ВиВоградо» подаодаг «топи работы « учебы отделения за прош адпую ^ед^ю . £ Хртюдд О В О И Н С К О Й Д Р У Ж Б Е Слово не расходится с делом Комсомольское собрание приняло реше­ ние— добиться примерности комсомольцев во всех работах по ремонту. Выполняя решение собрания, члены ВЛКСМ работают сейчас, не считаясь со временем, не жалея сил. Тт. Гудов и Ворот­ ником покинули рабочее место’ только после выполнения задания. Тов. Морозов закончил ремонт в половину установленно­ го срока. Ранее отстававший комсомолец Тюрнков сейчас идет в ногу с передови­ ками. Старшина 2 статьи Ковалев умело соче­ тает работу с учебой подчиненных. У ра­ зобранного электромотора старший матрос Федяев. С помощью командира отделения он ш практике изучает правила подклю­ чения шунговой обмотки. Матросу Павлову тов. Ковалев разъяснил принцип работы электродвигателя. С утра до вечера находятся комсомоль­ цы у механизмов. Каждый полон желания как можно быстрее и лучше подготовить техцвку к предстоящему выходу в море. Старший матрос С. КАНЕВ. Среди комсомольцев гвардейской под­ водной лодки завязывались оживленные дискуссии* темой которых было: «Что та­ кое дружба? Возможна лй она в условиях воинской службы?». Мнения были самые разнообразные. Секретарь комсомольской организации гвардий старшина 1 стать» Гурьев тоже участвовал в этих спорах. Постепенно у него созрело решение,»,что этот вопрос на­ до разрешить организованно. Так родилась идея проведения комсомольского собрания с повесткой: «0 воинской ДРУ^бе и това­ риществе». Тов. Гурьев посоветовался по этому во­ просу с секретарем партийной организации гвардия главным старшиной Лебедевым и политработником офицером Смирновым. Они поддержали инициативу Гурьева. До­ клад взялся сделать офицер Смирнов. На собрание, кроме комсомольцев, при­ шли коммунисты и не«сон>зная молодежь. “ Крепкая боевая дружба, — начал (докладчик, —■ото замечательное качество советских воинов. Дружба и товарищество укрепляют экипаж корабля, помогают ему одерживать победы в сражениях, добивать­ ся новых успехов в боевой учебе в мирное время. Напомнив требование Устава внутренней службы о том, что каждый советский воин «должен дорожить войсковым товарищест­ вом, помогать товарищам словом и Делом, удерживать их от дурных поступков» и, не Жалея своей жизни, выручать их из опасностей, докладчик привел ряд ярких примеров настоящей воинской дружбы, когда военные моряки, не щадя своей кро­ ви и жизни, шли на выручку боевых то­ варищей, избавляли от опасности родную семью — экипаж своего корабля. Выступившие после доклада комсомоль­ цы один за Другим говорили о значении воинской дружбы, комсомольской спайки, призодя примеры из жизни экипажа. — Великая дружба боинов , — сказал гвардии старшина 2 статьи Парамонов,— немыслима без отличного знания военного Неизвестно когда народ создал послови­ цу: «Учение — свет, а веучение — тьма», йо простые слова эти «раскрывали отношение народа к учению, к науке. Что­ бы познать тайны природы, сын рыбака пробирался попутными обозами с далеко­ го Севера в Москву, калужский простой учитель всю жизнь отдавал науке, строил, экспериментировал; в маленьком заштат­ ном городе он мечтал о больших межпла­ нетных путешествиях, подкрепляя меч­ ты свои научно обоснованными опытами. Сын русского солдата первым в мире, за­ долго до англичанина, построил паровую машину^ И все же это были одиночки. Их жизнь, йх работа говорили о силе таланта русско­ го человека, о его пытливом живом уме, о том, что может достигнуть народ, если распахнуть перед ним широко ворота в ту крепость, что называется наукой. Ворота крепости была заперты на замок. Ёе запирали правящие классы, запирали всякие иноземпы, бывшие у себя на роди­ не неучамц и приезжавшие в Россию учителями. Чтобы попасть в школу, Ломоносов был вынужден выдать себя за сына дворянина. Мичурин, этот великий преобразователь земли, прожил большую часть своей жиз­ ни на скудные гроши, в нужде и только после революции получил всенародное признание и поддержку правительства. г Так было в далеком прошлом. Революция вошла в мир, как утверждение всех прав человека. Сбылось замечательное пророче­ ство великого русского революционного де­ мократа Белинского: «Завидуем внукам и правнукам нашим, которым суждено ви н а с т о й ч и в о с т ь делау а это достигается систематической учебой, в борьбе даже с мелкими недостат­ ками. Есть у нас комсомолец Белоусов. На корабле он недавно. Специальность знает плохо и, что опасно,— не стремится овла­ девать ею. Кроме того, Белоусов нарушает воинскую дисциплину. Если Белоусова во­ время не исправить, то он не будет отве­ чать тем требованиям, которые необходимы для воина. С большим вниманием комсомольцы слу­ шали выступление гвардии старшины 2 статьи Абакумова. Говоря о недостойном поведении комсомольца Дунаева, Абакумов критиковал отдельных товарищей за to, что они примиренчески относятся к Ду­ наеву, не указывают ему иа ошибки и по­ ступки, пятнающие честь члена ВЛКСМ. Гвардии старшина 1 статьи Гурьев ска­ зал: — Когда мы находимся в боевом похо­ де, дисциплина среди личного состава крепкая. А вот когда приходим в базу и попадаем на берег, некоторые матросы ве­ дут себя недостойно. Посмотрите на комсо­ мольца Торянина. Он на берегу грубит с товарищами, проявляет невыдержанность. И плохо и то, что -комсомольцы не удержи­ вают его от проступков. Затем выступили комсомольцы Назаров, Кувшинов и другие. Они тоже поделились своими взглядами на дружбу. В своем выступлении офицер Ушаков, сказал: — Нам надо воспитывать молодежь в духе сознания тех благородных задач, ко­ торые мы выполняем, находясь в рядах Вооруженных Сил. Хорошо, что мы *рж- тикуем отдельных товарищей за их недо­ статки. Но нельзя забывать ж то, что мы должны воспитывать моряков и на хоро­ ших примерах из жизни экипажа, ва бое­ вых традициях военных моряков. Собрание помогло комсомольцам лучше понять, каким должен быть моряк, комсомо­ лец, какими методами надо воспитывать чувство дружбы среди матросов. Старший сержант И . СВИСТУНОВ. Суровой осенью 1944 года поезд увозил Ивана Белякова из .родного Мурманска. В окнах вагона мелькали скалы, сопки, по­ крытые чахлыми, пожелтевшими березка­ ми. Рядом с Беляковым сидели такие же, как и он, молодые парни, его сверстники, только что призванные во флот и назначен­ ные курсантами в Учебный отряд. Иван Беляков рад. Давнишняя его мечта исполнилась. И когда в райвоенкомате спросили, куда бы он хотел пойти служить, юноша, не задумываясь, ответил: — Во флот, связистом. Просьба Ивана была удовлетворена. Его определив в школу связи Учебного отря­ да курсантом в подразделение радистов. Прибыв в школу, молодой воин ревно­ стно взялся за учебу. Наказ отца — слу­ жить честно, высоко держать честь семьи — он хорошо помнйл и свято выполнял. С первых дней за курсантом Беляковым утвердилась добрая слава передового вои­ на: он был всегда чисто и аккуратно одет, подтянут, вежлив с товарищами и коман­ дирами. Учился старательно, отдавая все силы Изучению новой специальности и воинских уставов. В учебе были трудности, сложная бое­ вая техника требовала напряженной рабо­ ты, усидчивости, хорошей памяти. В ус­ тройстве некоторых сложных радиоприборов было нелегко разобраться малоопытному бойцу. Но все эти трудности Беляков упор­ но преодолевал. Он не жалел для учебы ни сил, ни времени. Нередко свободные мину­ ты он посвящал учебе, .работая Самостоя­ тельно, равбирался в схемах и чертежах. Большую помощь оказали ему в учебе ста­ рослужащие, опытные радисты. 15 апреля 1945 года отличника боевой и политической подготовки курсанта Бе­ лякова приняли в ряды ленинско-сталин­ ского комсомола. — Этот день, — рассказывает Беля­ ков, — надолго останется в моей памяти, как один из самых счастливых дней моей жизни. С еще большей старательностью принял­ ся комсомолец Беляков за учебу. Напря- К Р Е П О С Т Ь деть Россию в 1940 году, стоящую во гла­ ве образованного мира, дающую законы и науке, и искусству, и принимающую бла­ гоговейную дань уважения от всего про­ свещенного человечества»; Вчерашний пастух стал академиком и доярка — профессором. Осенний месяц — октябрь стал весной человечества, все, что было лучшего у советского человека, расцвело под его живительными лучами. Партия устами своих вождей звала на­ род к вершинам культуры и знаний. Пра­ вительство отпускало огромные средства яа строительство школ, институтов, ака­ демий, для их работы. Новому социалистическому обществу нужны были новые люди, вооруженные знаниями, впитавшие в себя все лучшее, что создала .русская я мировая наука, культура. Перед нашей молодежью большое, пре­ красное будущее. Но, чтобы завоевать это будущее, надо много звать, надо учиться, и поход в пауку стал массовым походом в нашей стране. Что говорили о солдате в старой дорево­ люционной России? «Няжнему чину науки не нужны». И это были не только слова. Забитый, замордованный «нижний чин» пе имел права входа в то светлое здание жизни, которое именуется крепостью науки. j А ваш солдат, наш матрос! Он учится, [он с каждым днем все больше и больше познает сокровенные тайны природы, чу­ десное многообразие техники, законы раз­ вития человеческого общества. На флоте нет, пожалуй, такого корабля, несколько матросов которого бы не учились в Заочных высших учебных заведениях. А сколько учатся в средних школах, в ве­ чернях университетах, в лекториях! А сколько учатся самостоятельно, просижи­ вая вечерами над книгами, познавая марк­ систско-ленинскую теорию. Все условия созданы для того, чтобы учиться, к только ленивый, только инерт­ ный человек не возьмет в руки книгу. Есть, к сожалевищ, еще люди, которые принимаются за учение, а потом остывают, пугаются трудностей, отступают, сворачи­ вая с большой дороги энанпй. Незавидная участь ожидает такого человека. Он отста­ ет от жизни, горизонт его суживается. Отступать нельзя. И пугаться нече­ го. Крепость науки наскоком, атакой яе возьмешь. Нужна длительная, кропотли­ вая осада. Какие прекрасные примеры терпения, упорства, настойчивости, страстного жела­ ния учиться, познавать имеют комсо­ мольцы, вся наша молодежь. В ссылке н на каторге, в тюрьмах, в боях с царизмом учились старые большевики. Сидя в камере смертников Фрунзе изучал иностранный язык. женный труд не прошел даром: по всем предметам Беляков получил хорошие и от­ л и в е ошейки. ...Снова поезд идет по знакомым местам, только на этот рае в обратную сторону — к Мурманску. Короткая встреча с родными, и молодой радист матрос Беляков получает назначение в одно из отдаленных подраз­ делений Северйото фЛхгга. Матрос Беляков попал ва подвахту * старшему матросу Воробьеву — бывалому, опытному радисту, всю войну прослужив­ шему в этом подразделении. С помощью старшего товарища Беляков быстро ос­ воился в новой обстановке. Его способно­ сти, усердие в службе обратили на себя внимание начальников, и спустя две неде­ ли молодой специалист был допущен к са­ мостоятельному несению радиовахты. Как и в Учебном отряде, Беляков яро- | должал настойчиво совершенствовать свои военные и политические внания. На заня­ тиях он внимательно слушал руководите­ ля,, делал необходимые записи. Вечерами, в часы, свободные от вахты, он повышал свои знания, самостоятельно изучал «Крат* кий курс истории ВКП(б)», читал художе­ ственную литературу. За безупречную службу командование присвоило Ивану Белякову воинское зва­ ние «старший матрос», а спустя год — •«старшина 2 статьи». Беляков был назна­ чен комаадиром отделения радистов. Все силы и знания отдает старшина 2 статьи Беляков*, делу обучения и воспи­ тания своих подчиненных. На службе — оп требовательный начальник, в часы от­ дыха — хороший товарищ. Отделение Белякова — одно из лучших в подразделении. Его бойцы старшие матросы Аристархов и Ильин, матросы Беляев и Буянов считаются мастерами своего дела. Упорно и настойчиво овладевая знания­ ми, Иван Беляков вырос от бойца до коман­ дира, окреп, возмужал. Он достойно выпол­ няет свой священный долг перед социали­ стической Родиной. < Капитан Е . ЧИБИСОВ. Вся жизнь великих корифеев науки Ленина и Огалйна — пример и образец каждому советскому человеку. Двадцать лет назад на Восьмом Все- союзном с’езде ВЛКСМ великий Сталин призвал всех комсомольцев, всю молодежь учиться, учиться, стиснув зубы, не боясь трудностей, но отступая. Призыв этот на­ шел горячий отклик в сердцах миллионов советских юно-шей и девушек. Словами Сталина говорила страна учись, учись, твои знания нужны Родине Но человек никогда не скажет—доволь но, никогда не остановится на достигну в ы п о л н я я н а н а з к о м с о м о л ь ц е в ВыВ 6 £ияя решение отчетно-выборного собрания, бюро обсудило вопрос о воинской дясцмпаине. Комсомольцы активно высту­ п ал , резко критиковали тех товарищей, которые продолжают нарушать воинские уставы. Было осуждено поведение СЯ|ше- го мОДб&ь Панова и Макроса ПыХеШова. Члеи BJK0M Панов не Соблюдал ВрМила поведения военнослужащих на берегу, а комсомолец Пылепков небрежно относился^ « (военной форме. Я Наряду с этим в пример другим оыли поставлены лучпГйе войны старшие ма­ тросы Колодяй и Пчелян, матросы Худя­ ков, Тропин и Малышев, старший 2 статьи Чуприна и другие. Ойй хорошо овладели военными специальностями, слу­ жат образцом в поведении, являются Пере­ довиками ремонта л Критика повлияла на товарищей. Огме- ченйые недостатки стали исправляться, комсомольцы начали лучше относиться в своему воинскому долгу. Бюро использовало и другие действен­ ные формы воспитания. На заседании б$- ро заслушивались доклады лучших млад­ ших командиров-комсомольцев о том, как Члены ВЛКСМ помогают йм в воспитании подчиненных. Mfioro пользы принесло тфоведейное со­ брание с повесткой дшк: *0 ДруМбе и f О-'Я варишестве». После доклада Офиад» ^ Слуцкого развернулись оживленные пре­ ния. Комсомольцы на примерах жизни своего корабля показали вред ложной дружбы отдельных матросов, скрывающих проступки друг друга. Всеобщее осужде­ ние получил Авдеев, оставивший в беде товарища, и Кушнпр, скрывший от коман­ дования проступок своего друга. Здесь же была отмечена настоящая боевая дружба комсомольца матроса Комарова со старшим Матросом Костровым. Эти воины помогают ДРУГ другу искоренить йедостатки, в со­ вершенстве изучить военное дело. Даже малейшее нарушение формы одежды од­ ним из них не остается без замечания do стороны другого. Взаимная помощь спо­ собствует их успехам в учебе й службе. Большое место в работе -комсомольского бюро занимает популяризация прймерйы* в поведении воинов, отличников учебы, передовиков ремонта. Секретарь комсо­ мольской организации тов. Козин Высту­ пает инициатором новых Мероприятий, лично ведет воспитательную работу. Большую помощь комсомольскому бюро оказывает офицер Слуйкйй и секретарь партийной организация главный старшина Шишкин. Они дают практические указа­ ния секретарю комсомольской организа­ ции, выступают на комсомольских собра­ ниях, способствуют теализапин решений бюро ВЛКСМ. Возросшая дисциплинированность бла­ гоприятно сказывается на боевой и поли­ тической подготовке комсомольцев, на их отношении к порученному делу. Коли­ чество дисциплинарных проступков комсо­ мольцев резко сократилось. Однаяо, несмотря на достигнутые ус* пехи, не все еще комсомольцы служат примером для молодежи в выполнении воинских уставов. Задача комсомольской Организации — добиться, чтобы все комсо­ мольцы показывали пример юсцяплини- рованзости. Лейтенант Е . КОЗЛОВ. том. Мы идем вперед, идем к такому рас цвету человеческого общ ест, о копиром веками мечтали люди. Но только наша страна первая проложила к нему путь. Какая прекрасная ждет нас жизнь! Все, что и сейчас еще елрыго в природе, ш нед­ рах земли, все будет поставлено ва служ­ бу человека. Чудесные открьгШ Ь аукя сделают его еще более сильным, независи­ мым и счастливым. Имя этому будущему —- коммунизм! Флотская молодежь живет одяой жизнью со страной. У каждого матроса и офицера та же цель, что у .рабочего, у колхозника, у деятеля науки. Вот почему каждый из нас должен жить в постоянной учебе, н е на миг не уставая пополнять свои знания. Во многих сражениях участвовали моря­ ки во время войны, брали крепости и с меря, и с суши. Не отступят и теперь* Крепость науки распахнет перед ними свои ворота. Нужны только упорство, настойчи­ вость. повсеане<вный и кропотливый труд. 3. С0Н0ЛИНСКИ& Изучают историю ВКП(б) В подразделении, где секретарем пар­ тийной организации старший лейтенант Пелепягин, для комсомольцев-активисто» организован кружок по изучению «Крат­ кого курса истории ВКП(б)», руководить которым поручено коммунисту офицеру Мельник, Занятия посещают член комсомольского бюро сержант Сухомлинов, комсомольцы- активисты младшие сержанты Комягин, Голофаст, рядовые Столповских, ГоЯовчук. Рябых н другие. Занятия в кружке помогают росту идейно-политического уровня комсомол** цев-активистов. Ефрейтор А. ЕВТУШЕНКО. Выполняют свой долг Большие и почетные обязанности возло­ жило командование на воинов нашего под­ разделения. Наша задача — дать флоту больше леса. Добросовестно выполняют бойцы свой долг. Комсомольцы личным примером ве­ дут за собой всех воинов. Члены ВЛКСМ Степочкин, Пидорич выполняют производ­ ственное задание на 200 процеяпой, ком­ сомольцы Шадура, Доронин, Островский, Джумаряый, Белый, Бондаренко, Новак, Белоус ежедневно вырабатывают по пол­ торы нормы. Командование высоко оценило честный труд комсомольцев. Тов. Степочкину предо­ ставлен внеочередной краткосрочный от­ пуск, многие удостоены денежных пре­ мий. Родителям тт. Белоус, Джумарвогц, Вслого я Островского посланы бланн дарственные письма. Ефрейтор Е. ПЕРЕЛЬМУТЁР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz