На страже Заполярья. 1948 год. Май.
1В и м 1948 г., М 113 (3109), NA 0 Т Р А Ж 1 З А П О Л Я Р Ь Я УРОКИ ДВУХ КОМСОМОЛЬСКИХ СОБРАНИЙ 9 » Лигямолъцы подразделения, где секре- Wpeei организации тов. Вида, пришли па собраие . На повестке дня доклад на тему: «Дорокить честью и традициями своего корабля». Председатель предоставляет сло во для доклада коммунисту Барбасову. В точение 30 минут докладчик читает цитаты то из брошюр, то из газет, имею щих очень отдаленное отношение к теме доклада, и только последние пять минут сн посвящает этому вопросу, в общих сло ве* призывая комсомольцев крепить дис циплину, дорожить честью и традициями своего корабля. Во всем докладе — ни одного живого примера пз жизни и дея тельности комсомольцев подразделения, из практики личното состава корабля. Доклад ок<хнче;н. Вопросов нет. «Кто желает выступить?» — обращается пред седатель к комсомольцам. Тпшпна. Впдя, что кпкто не выступает, слово берет тов. Старичков. Однако его выступление слабо повлияло на присутствующих. Без всякого обсуждения принимается резолюция, п председатель об’являет собрание закрытым. Принесло ли это собрание пользу комсо мольцам? Конечно нет. Почему же оно так плохо прошло? В чем причина? Причина состоит в том, что собрание ни кто не готовил. Члены бюоо и секретарь сгарпшна 1 статьи Бида не побеседовалп предварительно с комсомольцами о значе нии собрания и всю подготовку к пему ограничили тем, что вывесплп об’явленпе, кстати сказать, написанное так, что оно по могло привлечь внимание комсомольцев. Не помогло тов. Бида и бюро общекорабель ной комсомольской организации, возглав ляемое офицером тов. Пльяшенко. Пи он, h i члены бюро не оказали практической по мощи в подготовке собрания. Большая вина в плохом проведении со брания ложится и на исполняющего обя занности секретаря первпчпой партийной организации тов. Шмуйловпч, который свою помощь комсомольцам в подготовке собрания ограничил тем, что выделил до кладчика, причем не поинтересовался, как товарищ готовится к докладу. П лишь пос ле стало известно, что тов. Барбасов начал готовиться к своему выступлению всего лишь за два часа до начала собранпя, не успев, естественно, собрать самый необхо димый фактический материал. Если бы секретарь партийной организации осуще ствлял контроль за тем, как коммунисты выполняют партийные поручения, он бы своевременно обнаружил беспечность тов. Барбасова в отношении партийного пору чения. Этот факт еще раз показывает, что са мотек приносит только вред, что там, где полагаются на самотек, там нет плодо творной работы. • Совершенно по-вному готовилось комсо мольское собрание в этой же организация, проведенное двумя неделями позже. Пе чальный урок научил партийных я комсо мольских работников подразделения. На этот раз бюро общекорабельной комсомоль ской организации заранее дало поручение всем членам бюро в связи с подготовкой к собраниям. Комсомольцы-активисты про водили с молодыми товарищами беседы о значении предстоящих собраний. В подраз делении, о котором идет речь, коммунисты активно помогали комсомольцам. На по вестке дня стоял вопрос: «Об авангардной роли комсомольцев в боевой и политичес кой подготовке». В своем докладе ком мунист офицер Шидловский содержа тельно и доходчиво осветил практи ческие задачи, стоящие перед личным со ставом корабля, и роль комсомольцев в их решении. Отметив успехи личного состава п особенно сигналыпиков на учениях в море, докладчик подверг критике отдель ных комсомольцев,, в частности, тт. Вайспаппр и Буаркова, отстающих в боевой подготовке, слабо знающих свою специальность. Затем докладчик подробно остановился на вопросах идейно-политиче ского воспитания комсомольцев, па состоя нии дисциплины и показал, что нужно де лать каждому члену ВЛКСМ, чтобы обес печить авангардную роль комсомольцев в боевой учебе. Живой, интересный доклад будил мысль, вызывал желание выступить, поделиться опытом, помочь командиру в устранении недостатков. Вот слово берет комсомолец •таршппа 2 статьи Осетров. Он говорит о гом, что в радиоцентре нет должного по рядка, много шума, суетни, ряд товарищей еще недостачио знает свои заведывания. Комсомолец старший матрос Полонский подверг критике тг. Антонова и Буаркова за то, что онп нарушают распорядок дня, «утром тяжелы на под’ем», за то, что койки заправляют небрежно. « В этом, — замечает тов. Полонский, — есть вина и комсомольского бюро, которое мало требует с комсомольцев». — Не могу понять,— сказал в своем вы ступлении комсомолец старший матрос Тимченко, — почему у нас не организова ны физкультурные секции. Желающих за ниматься много, а физрук тов. Прозоров этим вопросом не интересуется. Выступали также комсомольцы Калмы ков, Псаков, Бпда, отметившие недостатки в боевой и политической подготовке. Это собрание надолго останется в памяти комсомольцев. Бойцы расходились доволь ные, вдохновленные. — Вот что значит хорошо подготовить собрание, — говорили они. Лейтенант Я. МАКАРОВ. Шефы в гостях у подводников На Н-скую подводную лодку недавно прибыла из орденоносной Москвы делега ция шефов. В ее составе — секретарь ком сомольского комитета текстильного комби ната имени Щербакова Ася Зеленкова, мастер сновального отдела Тамара Сурко ва п ткачиха Сима Лисицына. Экипаж тепло п радушно встретил дорогих гостей. Выражая свое внимание п заботу о военных моряках, московские ткачихи- стахановки доставили на подшефный ко рабль ценные подарки. Они ознакомили подводников со своими текстильными изде лиями и вручили экипажу голубые шелко вые занавески для окон и кроватей, раз ноцветные скатерти и бархатные дорожки |л я столов п тумбочек. Совместно с шефами состоялось строе вое собрание личного состава корабля. Коммунист офицер Ужаровскпй говорил о ваботе советского народа о своих Воору женных Силах, о крепнущем традиционном содружестве шефов с моряками. Зеленкова Ася рассказала подводникам о том, как ткачихи текстильного комбината имени Щербакова борются за досрочное выполнение производственной программы третьего года сталинский пятилетки. Вы ражая благородные думы и высокие стрем ления советских тружениц, Зеленкова заявила, что текстильщицы комбината полны решимости выполнить досрочно j послевоенную пятилетку. — К Первому Мая было разработан», — говорит она, — около двухсот новых образцов различных расцветов шелковых тканей. В борьбе за досрочное выполнение и перевыполнение плана сталинской пя тилетки наш комбинат уже в концу апре ля изготовил сверх плана, как подарок матери-Родине, 67 тысяч метров шел ковых тканей. Наша молодежь и комсомоль цы обязались завершить досрочно — к 30-й годовщине ленинского комсомола — план выпуска продукции третьего, решаю щего года сталинской пятилетки. Кроме того, они обязались дать сверх плана 280 тысяч метров готовой ткани. В работе от личились стахановские комсомольские бри гады Зайцевой Раи, Ивановой Ани, Ар сентьевой Юлн н многих других, всегда перевыполняющих нормы. Весь экипаж корабля выразил свою ре шимость но отставать от своих шефов и повседневно добиваться новых успехов в учебе. — Так будем же обоюдно умножать экономическую и боевую мощь любимой Родины, — заявила Сима Лисицына, — мы — своим самоотверженным трудом, а вы — бдительной охраной нашего труда и неустанным совершенствованием своего боевого мастерства. Капитан И . ШАИРКО. Суровое мор*, туманы и штормы, Удары тяжелой войны, Но смело и гордо по морю идем мы Под флагом Советской страны. Мы в годы войны в етом море сражались, Святая здесь кровь пролилась. Здесь, в этом море, мы славу стяжали, Здесь песня о нас родилась. Катера торпедные. Быстрые, победные — Ордена на знамени сияют и горят, Моряни умелые, Беззаветно смелые, 0 славе их и доблести поют и говорят. Водили нас в бой офицеры-герои# Нам память о них дорога, В содружестве тесном, развернутым строем В атани мы шли на врага. И враг испытал нашу грозную силу, Удар наш, разящий на смерть. За Родину нашу, сердцам нашим милую, Готовы мы в бой и теперь. Катера торпедные, Быстрые победные — Ордена на знамени сияют и горят. Моряни умелые. Беззаветно смелые, О славе их и доблести поют и говорят. С . Г РИ ГО Р Ь Е В . На курсах киномехаников Хорошее двухэтажное здание. Простор ные и светлые кубрики матросов. Акку ратно, по-уставному заправлены койки. Чет ко раадаются команды давальных «при ступить к занятиям». В отведенный для учебы кубрик быстро собирается группа сержантов, старшин п матросов, люди, при бывшие со всея частей п кораблей флота. Каждый слушатель должен твердо пом нить, что его ждут в части хорошим спе циалистом своего дела. Хорошо учатся старший сержант Силин, старший матрос ЗавгородннЗ, матросы Эфенциев, Фомкин, Васяков, Бек- лемешев, Кузнецов и другие. Показывая образцы в дисциплине, учебе, добросовест но овладевая специальностями киномеха ников, они стремятся стать настоящими мастерами своего дела. Главный старшина Л. КОЛЕСНИЧЕНКО. Помощь военных почтальонов Большую помощь работникам сортиро вочного отдела, почты оказывают военные почтальоны. Сразу ж© после прихода ма шины с корреспонденцией они, возглав ляемые тт. Хачатурьяном н Шуплецовым, быстро разгружают ее, а затем помогают распределить ее по адресатам. Этим самым военные почтальоны уско ряют доставку писем и газет на корабли и в подразделения. Почтовый работник В. ЧУПРОКОВ. ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЖИВОПИС (К столетию со дня рождения В . М. Васнецова) Большой русовий художник, горячи! патриот своей Родиньг, Виктор Мнхайло* вич Васнецов, рассказывая о своем твор честве, говорил своим друзьям: «Я всегда только и жил Русью». Он выступаа страстным поборником рус ского национального искусства: «Мм только тогда п внесем свою лепту в со кровищницу всемирного искусства, — го ворил он, — когда все силы своп устре мим на развитие своего родного искус ства, т. е. когда с возможным для нас совершенством и полнотою изобразим и выразим красоту, мощь, смысл родных наших образов, нашей русской природы и человека, пашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы...». В этих взглядах на искусство Вас нецов не был одинок. Эти взгляды раз делялись всеми прогрессивными русски* ми художниками второй половины XIX века, боровшимися за создание русском народного реалистического искусства. Каждый из крупных мастеров по- своему разрешал эту задачу. Так, например, великий представи тель демократической реалистической живописи И. Е. Репин сосредоточил свое главное внимание на современной ему русской социальной действитель* ности. Он с исключительной полнотой и яркостью показал в своих картинах ок ружавшую его жизнь и людей, дал об разы революционной интеллигенции сво его времени, запечатлел в своих портре тах многих выдающихся деятелей рус ской науки, литературы и искусства. Виктор Михайлович Васнецов, глав ным образом, черпал свое вдохновение" из сокровищницы русского народного ис кусства п образов народной поэзии. В сказках русский народ выражал свои мечты о счастье, о свободной и радостной жизни, а в былинах и песнях создал об разы, в которых воплотил лучшие черты народного характера, свои представления о человеческом достоинстве и доблести, со здал образы героев, полных любви к Роди не и заботы о народной судьбе. Выступив как автор бытовых картин: «Нитцпе», «С квартиры на квартиру», «Чаепитие» и другие, Васнецов уже в пер вой половине 70-х годов думал о произве дениях на исторические и былинные темы. П именно в этом он нашел свое подлинное призвание. Первой значительной картиной Васне цова явилось большое полотно — «После побоища Игоря Святославовича с половца ми», законченноо в 1880 году. Тема была взята из великого произведения древне-русской литературы «Слово о полку Игореве», призывавшего русский народ к единению для защиты родной земли. 1) своей картине Васнецов поэтически изо бразил гибель полков Игоря в одной из битв со степными кочевниками. ...Величественная тишина разлита по всему полю сражения. Кровавая луна под нимается из-за туч. Над телами павших русских витязей и поЪовцев как бы замер ли в схватке степные орлы. «Никнет тра ва от жалости, а дерево с кручиною к земле приклонилось» («Слово о полку Игореве»). Не все художяпкп и критики сразу по няли и верно оцепили это произведение Васнецова. Но нашлись у Васнецова дру зья, которые горячо поддержали его. Так, например, великий русский художник И. Е. Репин, возражая критикам, восторженно писал: «...Это необыкновенно замечатель ная, новая и глубоко поэтическая вещь. Таких еще не было в русской школе». А учитель Васнецова по Академии худо жеств, выдающийся педагог П. П. Чистя ков в пжсьме к художнику говорю: «Вы, благороднейший Виктор Михайлович, по эт-художник. Таким далеким, таким гран диозным, по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня...». -Ободренный друзьями, Васнецов уверен но вступает на путь поэтического воссоз дания в живописи образов русского про шлого и образов, созданных народной фан тазией. В картине «Аленушка» воплощен взя тый из русской народной сказки образ бед ной крестьянской девочки, которую сжила со света злая мачеха. Черты народной по эзии проявились здесь в. глубокой вну- треипей связи переживаний человека н окружающей его природы. Они проявились и в изображении типично русского пейза жа с хрупкими осинками л елочками, верхушки которых рисуются на сером осеннем небе, и в горестной позе Аленуш ки, одиноко сидящей у тихой, как бы за стывшей воды. Создавая «Аленушку», проникнутую теплым сочувствием ко всем, для кого жизнь была «злой мачехой», Васнецов од новременно работал над иными сказочны ми темами. Он обращался к таким сказкам, в которых проявилась народная мечта о счастье, о покорении человеком природы. Он создаст картину «Три царевны под водного царства». Это — олицетворение скрытых в недрах земли богатств (золота, драгоценных камней и руды), которых ни кто не мог найти и которые нашел про стой крестьянский сын Иванушка — один из любимых образов русской народной сказки, — сдвинув тяжелый камень, скры вавший вход. Васнецов написал картину «Ковер-са молет». ...Высоко над землей, над полями и ре ками, свободно и плавно, словно громад ная птица, летит ковер-самолет. На нем стоит тот же излюбленный герой русских сказок — Иванушка — и крепко держит в клетке пойманную Жар-птицу — сим вол счастья. В 80-х и 90-х годах, в период расцве та своего таланта, Васпецов создал карти ны «Витязь на распутье», «Иван-царе- вич на сером волке», «Царь Иван Василье вич Грозный» и другие, написал большие картины для стен Исторического музея в Москве — «Каменный век» и выполнил декоративно-монументальные работы в Киеве. Заочная экскурсия по музеям страны В музее Дальнего Востока Лучшей стенной газетой на линкоре «Архангельск» является стенгазета, -ре дакторам которой старший матроо А. Захаров. НА СНИМКЕ: ч л ены < р г д к о л л е т и с т е н г а з е ты (слева направо) старшие Ma- В. Антановский, А. Захаров, Г. Смирнов и м атрос А. Чернов за выпу. тросы ском очередного камера. Фото М. Бугакоза. Хабаровский краевой музей имеет свою историю, наполненную яркими фактами и событиями освоения и развития Дальнего Востока. Музей создан более полувека тому на зад. Еще задолго до постройки теперешне го зданпя музея в его исторический фонд стали поступать экспонаты первоисследо вателей дальневосточных земель, путе шественников, этнографов, коренных жи телей края. Люди приносили сюда в дар звериные шкуры, древние китайские моне ты я многие другие редкие веши. Экспонаты музея отображают деятель ность знаменитых русских землепроходцев — Пояркова, Дежнева, Хабарова. Здесь много документов, рассказывающих о жиз ни и деятельности выдающегося исследо вателя Дальнего Востока путешественни ка, писателя и ученого В. К. Арсеньева. Автор пенных познавательных книг — «В дебрях Уссурийского края», «Дерсу У :ша», «Лесные люди» В. К. Арсеньев провел многочисленные экспедиции. Он — один из первых директоров Хабаровского музея и активный собиратель имеющихся здесь экспонатов. Из своих экспедиций по непроходимой Уссурийской тайге Арсеньев привез гольдяцкий наряд, удегейское копье на медведя, детскую люльку с при- вешеннуми позади побрякушками из копыт кабарги, принадлежности соболиных ло вушек и много других интересных экспо- патов. шли быт местного населения. Большой интерес вызывают у посетителя такие экспонаты, как старинный казацкий се ребряный кубок, кусок окаменелого дерева, найденный в Кессоне при постройке Амурского моста, бивень мамонта, недавно обнаруженный в ледниках Чукотки, вулка ническая бомба с Авачннского вулкана па Камчатке, кусок дерева с погибшего фре гата «Паллала», осколки знаменитого сяхотэалинского метеорита и много дру гих. В многочисленных залах музея выстав лены чучела животных, птиц натуральных размеров. Здесь есть редкий экземпляр скелета морской коровы. Экспонаты дают полное представление о зверях и пернатых тайги, о богатствах дальневосточных недр и морей, о растительном мире. В музее экспонировано много материа лов, отражающих развитие края за годы сталинских пятилеток. Выросли города, которых раньше не было па карте. Показа на замечательная эпопея строительства на берегах Амура большого современного го рода Комсомольска, ставшего индустри альным сердцем Дальнего Востока. Уси лиями советских людей на пустынном бе регу Охотского моря был заложен город Магадан — центр огромного горнопро мышленного района. На месте безвестной i войны станции Тихонькая построеи город Биро биджан. За короткое время создана уголь ная кочегарка края, где вырос иовый го- Любовно оборудован отдел, показываю- рз* горняков — Райчжхндок. Убедительные цифры и факты, собран ные в музее, паглядпо показывают, как преобразились п старые города края — Хабаровск, Благовещенск, Ннколаевск-яа- Амуре и другие. Посетитель музея узпает, что вложения иа капитальное строитель ство в 1937 году были равны всем за тратам царского правительства па народ ное хозяйство Дальнего Востока за 60 лет. В разделе, показывающем промышлен ное развитие края, демонстрируются ма териалы, говорящие о размахе строитель ства новых путей сообщения. Десятки воздушных линий пересекли огромный край. Колыма, Нижний Амур, Сахалин связаны регулярным авиасообщением с Хабаровском и центром страны. Мощное развитие получило сельское хозяйство. По посевам ценнейшей техниче ской культуры сои край занимает одно из первых мест в стране. На колхозных по лях работают сотни тракторов и других машин. Всесторонне показано развитие культу ры и здравоохранения в крае. За годы со ветской власти количество учебных заве дений и учащихся по сравнению с 1910 годом выросло почти в 12 раз. Построены десятки кинотеатров, театров, клубов и лечебных учреждений. Во дворе музея несколько пушек. Боль шой интерес представляет орудие, со стоявшее на вооружении русских войск в Маньчжурии в период русско-японской и потерянное в неравном бою. Че рез 40 лет, в памятные августовские дни 1945 года войска 2-го Дальневосточного Фронта, разгромив яиоаских самураев у города Цаммусы, обнаружим здесь эту Васнецов проявил себя п как замеча тельный театральный декоратор. Сохрани лись его акварельные эскизы декораций и костюмов для постановки (в IS 53 году) оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», этой поэтической весенней сказкп о побе де света над тьмой, сказке-мечты о кра сивой, радостной жизни. В «Снегурочке», как и во всех лучших работах Виктора Васнецова, сказалось не ’ только его мастерство декоратора, осно ванное на глубоком понимании своеоб разия и красоты народного искусства, но н его уменье раскрыть земную жиз ненную основу народпых фантастиче ских образов и творчески воплотить их в своем реалистическом искусстве. Период расцвета таланта Васпецова был как бы завершен появлепнем его замечательной картины «Богатыри». Над этой особенно дорогой ему кар тиной, задуманной еще в 70-годах, Васнецов работал много лет и показал ее на выставке лишь в 1898 году. В этой картине нашлп свое живопис ное воплощение образы любимых героев русских был"н. Сам художник так об‘- нснял содержание своей картины: «Бо гатыри — Добрыня, Илья п Алеша По пович на богатырском выезде — при мечают в поле, нет лп где ворога, не не обижают лп где кого». Посредине — Илья Муромец, могу чий «крестьянский сын», на таком же могучем вороном копе. Справа от Ильи — Добрыня Никитич, обнажаюшпй меч, смелый борец за правду. Слева — заго товивший «стрелочку каленую» Алеша Попович, который, по былипам, с си лой и удалью богатырской соединял лов кость и хитрость. Четко выделяются бога тыри па Фоне суровой п прекрасной рус ской природы. Прав был биограф и друг Васнецова — В. В. Стасов, когда писал: «...Я считаю, что в истории русской жпвоппсп «Богаты ри» Васнецова занимают одно из самых первейших мест» и что в нпх показана «сила торжествующая, спокойная п важ ная, никого ©с боящаяся п выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нра вится, что ей представляется потребным для всех, для народа». За свою долгую творческую деятель ность (художник умер в 1926 году) В. М. Васнецов наппсал свыше 30 крупных про изведений, десятки превосходных этюдов и рисунков. Творчество Васнецова, разносто роннее по своему характеру, было посвя щено одной великой теме: Родине, родному народу, было проникнуто идеей пламенного патриотизма, верой в сплы и величие сво ей Родины... Васнецов стоит в одном ряду с теми русскими художниками, писателями и музыкантами, о которых М. Горький го ворил: «Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рож денных Россией XIX века, но и поражаю щее разнообразие их». Советскому народу понятны, близки п дороги произведения Васнецова, столетие со дня рождения которого будет отмечать ся 15 мая 1948 года. Его луяшпе работы, проникнутые любовью к Родине, верой в могучие народные сплы, доставляют совет скому человеку не только художественную радость, но и укрепляют его стремление самоотверженно трудиться во имя процве тания и могущества своей велико5 Родины, готовность стать на защиту родней земли. С. ДРУЖИНИН , старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи. пушку п доставили в Хабаровск как ценную реликвию. С волнением посетители осматривают вал, в котором отображена гражданская вейна на Дальнем Востоке. Панорама ле- гепдарного Волочаевского боя воспроизво дит эпизод героической борьбы партизан и бойцов народио-революцнонной армпп за освобождение Дальнего Востока. Здесь же выставлены овеянные боевой славой зпа- мепа Забайкальской стрелковой дпвпзпп и партизанских соединений, изгнавших вра га из родной земли. Один и з уголков м рея рассказывает о многочисленных провокациях японских самураев на Дальневосточных рубежах. Здесь много материалов, посвященпых памятным боям у озера Хасап. Много интересных документов собрано в отделе «Великая Отечественная война». Трудящиеся края за военные годы дали в фовд обороны свыше 2 миллиардов рублей. Дальневосточники в тылу держали тесную связь со своими земляками па фронте. Вместе с многочисленными письмами, при сланными с поля боя, как пеппые релик вии, хранятся телеграммы от Верховного Главнокомандующего товарища Сталина, где выражена благодарность дальневосточ-. никам за помощь фропту. Всегда людно у стенда, отражающего рост Хабаровского края в послевоенной сталинской пятилетке. За 54 года Хабаровский музей приобрел известность не только в крас, но п далеко за его пределами. Этот культурный очаг иосешают сотни людей пз различных угол ков Советского Союза. И. ПЕРЕПЕЛИЦКИЙ. г. Х а б а р о в с к .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz