На страже Заполярья. 1948 год. Май.

1В и м 1948 г., М 113 (3109), NA 0 Т Р А Ж 1 З А П О Л Я Р Ь Я УРОКИ ДВУХ КОМСОМОЛЬСКИХ СОБРАНИЙ 9 » Лигямолъцы подразделения, где секре- Wpeei организации тов. Вида, пришли па собраие . На повестке дня доклад на тему: «Дорокить честью и традициями своего корабля». Председатель предоставляет сло­ во для доклада коммунисту Барбасову. В точение 30 минут докладчик читает цитаты то из брошюр, то из газет, имею щих очень отдаленное отношение к теме доклада, и только последние пять минут сн посвящает этому вопросу, в общих сло­ ве* призывая комсомольцев крепить дис­ циплину, дорожить честью и традициями своего корабля. Во всем докладе — ни одного живого примера пз жизни и дея­ тельности комсомольцев подразделения, из практики личното состава корабля. Доклад ок<хнче;н. Вопросов нет. «Кто желает выступить?» — обращается пред­ седатель к комсомольцам. Тпшпна. Впдя, что кпкто не выступает, слово берет тов. Старичков. Однако его выступление слабо повлияло на присутствующих. Без всякого обсуждения принимается резолюция, п председатель об’являет собрание закрытым. Принесло ли это собрание пользу комсо­ мольцам? Конечно нет. Почему же оно так плохо прошло? В чем причина? Причина состоит в том, что собрание ни­ кто не готовил. Члены бюоо и секретарь сгарпшна 1 статьи Бида не побеседовалп предварительно с комсомольцами о значе­ нии собрания и всю подготовку к пему ограничили тем, что вывесплп об’явленпе, кстати сказать, написанное так, что оно по могло привлечь внимание комсомольцев. Не помогло тов. Бида и бюро общекорабель­ ной комсомольской организации, возглав­ ляемое офицером тов. Пльяшенко. Пи он, h i члены бюро не оказали практической по­ мощи в подготовке собрания. Большая вина в плохом проведении со­ брания ложится и на исполняющего обя­ занности секретаря первпчпой партийной организации тов. Шмуйловпч, который свою помощь комсомольцам в подготовке собрания ограничил тем, что выделил до­ кладчика, причем не поинтересовался, как товарищ готовится к докладу. П лишь пос­ ле стало известно, что тов. Барбасов начал готовиться к своему выступлению всего лишь за два часа до начала собранпя, не успев, естественно, собрать самый необхо­ димый фактический материал. Если бы секретарь партийной организации осуще­ ствлял контроль за тем, как коммунисты выполняют партийные поручения, он бы своевременно обнаружил беспечность тов. Барбасова в отношении партийного пору­ чения. Этот факт еще раз показывает, что са ­ мотек приносит только вред, что там, где полагаются на самотек, там нет плодо­ творной работы. • Совершенно по-вному готовилось комсо­ мольское собрание в этой же организация, проведенное двумя неделями позже. Пе­ чальный урок научил партийных я комсо­ мольских работников подразделения. На этот раз бюро общекорабельной комсомоль­ ской организации заранее дало поручение всем членам бюро в связи с подготовкой к собраниям. Комсомольцы-активисты про­ водили с молодыми товарищами беседы о значении предстоящих собраний. В подраз­ делении, о котором идет речь, коммунисты активно помогали комсомольцам. На по­ вестке дня стоял вопрос: «Об авангардной роли комсомольцев в боевой и политичес­ кой подготовке». В своем докладе ком­ мунист офицер Шидловский содержа­ тельно и доходчиво осветил практи­ ческие задачи, стоящие перед личным со­ ставом корабля, и роль комсомольцев в их решении. Отметив успехи личного состава п особенно сигналыпиков на учениях в море, докладчик подверг критике отдель­ ных комсомольцев,, в частности, тт. Вайспаппр и Буаркова, отстающих в боевой подготовке, слабо знающих свою специальность. Затем докладчик подробно остановился на вопросах идейно-политиче­ ского воспитания комсомольцев, па состоя­ нии дисциплины и показал, что нужно де­ лать каждому члену ВЛКСМ, чтобы обес­ печить авангардную роль комсомольцев в боевой учебе. Живой, интересный доклад будил мысль, вызывал желание выступить, поделиться опытом, помочь командиру в устранении недостатков. Вот слово берет комсомолец •таршппа 2 статьи Осетров. Он говорит о гом, что в радиоцентре нет должного по­ рядка, много шума, суетни, ряд товарищей еще недостачио знает свои заведывания. Комсомолец старший матрос Полонский подверг критике тг. Антонова и Буаркова за то, что онп нарушают распорядок дня, «утром тяжелы на под’ем», за то, что койки заправляют небрежно. « В этом, — замечает тов. Полонский, — есть вина и комсомольского бюро, которое мало требует с комсомольцев». — Не могу понять,— сказал в своем вы­ ступлении комсомолец старший матрос Тимченко, — почему у нас не организова­ ны физкультурные секции. Желающих за­ ниматься много, а физрук тов. Прозоров этим вопросом не интересуется. Выступали также комсомольцы Калмы­ ков, Псаков, Бпда, отметившие недостатки в боевой и политической подготовке. Это собрание надолго останется в памяти комсомольцев. Бойцы расходились доволь­ ные, вдохновленные. — Вот что значит хорошо подготовить собрание, — говорили они. Лейтенант Я. МАКАРОВ. Шефы в гостях у подводников На Н-скую подводную лодку недавно прибыла из орденоносной Москвы делега­ ция шефов. В ее составе — секретарь ком­ сомольского комитета текстильного комби­ ната имени Щербакова Ася Зеленкова, мастер сновального отдела Тамара Сурко­ ва п ткачиха Сима Лисицына. Экипаж тепло п радушно встретил дорогих гостей. Выражая свое внимание п заботу о военных моряках, московские ткачихи- стахановки доставили на подшефный ко­ рабль ценные подарки. Они ознакомили подводников со своими текстильными изде­ лиями и вручили экипажу голубые шелко­ вые занавески для окон и кроватей, раз­ ноцветные скатерти и бархатные дорожки |л я столов п тумбочек. Совместно с шефами состоялось строе­ вое собрание личного состава корабля. Коммунист офицер Ужаровскпй говорил о ваботе советского народа о своих Воору­ женных Силах, о крепнущем традиционном содружестве шефов с моряками. Зеленкова Ася рассказала подводникам о том, как ткачихи текстильного комбината имени Щербакова борются за досрочное выполнение производственной программы третьего года сталинский пятилетки. Вы­ ражая благородные думы и высокие стрем­ ления советских тружениц, Зеленкова заявила, что текстильщицы комбината полны решимости выполнить досрочно j послевоенную пятилетку. — К Первому Мая было разработан», — говорит она, — около двухсот новых образцов различных расцветов шелковых тканей. В борьбе за досрочное выполнение и перевыполнение плана сталинской пя­ тилетки наш комбинат уже в концу апре­ ля изготовил сверх плана, как подарок матери-Родине, 67 тысяч метров шел­ ковых тканей. Наша молодежь и комсомоль­ цы обязались завершить досрочно — к 30-й годовщине ленинского комсомола — план выпуска продукции третьего, решаю­ щего года сталинской пятилетки. Кроме того, они обязались дать сверх плана 280 тысяч метров готовой ткани. В работе от­ личились стахановские комсомольские бри­ гады Зайцевой Раи, Ивановой Ани, Ар­ сентьевой Юлн н многих других, всегда перевыполняющих нормы. Весь экипаж корабля выразил свою ре­ шимость но отставать от своих шефов и повседневно добиваться новых успехов в учебе. — Так будем же обоюдно умножать экономическую и боевую мощь любимой Родины, — заявила Сима Лисицына, — мы — своим самоотверженным трудом, а вы — бдительной охраной нашего труда и неустанным совершенствованием своего боевого мастерства. Капитан И . ШАИРКО. Суровое мор*, туманы и штормы, Удары тяжелой войны, Но смело и гордо по морю идем мы Под флагом Советской страны. Мы в годы войны в етом море сражались, Святая здесь кровь пролилась. Здесь, в этом море, мы славу стяжали, Здесь песня о нас родилась. Катера торпедные. Быстрые, победные — Ордена на знамени сияют и горят, Моряни умелые, Беззаветно смелые, 0 славе их и доблести поют и говорят. Водили нас в бой офицеры-герои# Нам память о них дорога, В содружестве тесном, развернутым строем В атани мы шли на врага. И враг испытал нашу грозную силу, Удар наш, разящий на смерть. За Родину нашу, сердцам нашим милую, Готовы мы в бой и теперь. Катера торпедные, Быстрые победные — Ордена на знамени сияют и горят. Моряни умелые. Беззаветно смелые, О славе их и доблести поют и говорят. С . Г РИ ГО Р Ь Е В . На курсах киномехаников Хорошее двухэтажное здание. Простор­ ные и светлые кубрики матросов. Акку­ ратно, по-уставному заправлены койки. Чет­ ко раадаются команды давальных «при­ ступить к занятиям». В отведенный для учебы кубрик быстро собирается группа сержантов, старшин п матросов, люди, при­ бывшие со всея частей п кораблей флота. Каждый слушатель должен твердо пом­ нить, что его ждут в части хорошим спе­ циалистом своего дела. Хорошо учатся старший сержант Силин, старший матрос ЗавгородннЗ, матросы Эфенциев, Фомкин, Васяков, Бек- лемешев, Кузнецов и другие. Показывая образцы в дисциплине, учебе, добросовест­ но овладевая специальностями киномеха­ ников, они стремятся стать настоящими мастерами своего дела. Главный старшина Л. КОЛЕСНИЧЕНКО. Помощь военных почтальонов Большую помощь работникам сортиро­ вочного отдела, почты оказывают военные почтальоны. Сразу ж© после прихода ма­ шины с корреспонденцией они, возглав­ ляемые тт. Хачатурьяном н Шуплецовым, быстро разгружают ее, а затем помогают распределить ее по адресатам. Этим самым военные почтальоны уско­ ряют доставку писем и газет на корабли и в подразделения. Почтовый работник В. ЧУПРОКОВ. ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЖИВОПИС (К столетию со дня рождения В . М. Васнецова) Большой русовий художник, горячи! патриот своей Родиньг, Виктор Мнхайло* вич Васнецов, рассказывая о своем твор­ честве, говорил своим друзьям: «Я всегда только и жил Русью». Он выступаа страстным поборником рус­ ского национального искусства: «Мм только тогда п внесем свою лепту в со­ кровищницу всемирного искусства, — го­ ворил он, — когда все силы своп устре­ мим на развитие своего родного искус­ ства, т. е. когда с возможным для нас совершенством и полнотою изобразим и выразим красоту, мощь, смысл родных наших образов, нашей русской природы и человека, пашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы...». В этих взглядах на искусство Вас­ нецов не был одинок. Эти взгляды раз­ делялись всеми прогрессивными русски* ми художниками второй половины XIX века, боровшимися за создание русском народного реалистического искусства. Каждый из крупных мастеров по- своему разрешал эту задачу. Так, например, великий представи­ тель демократической реалистической живописи И. Е. Репин сосредоточил свое главное внимание на современной ему русской социальной действитель* ности. Он с исключительной полнотой и яркостью показал в своих картинах ок­ ружавшую его жизнь и людей, дал об­ разы революционной интеллигенции сво­ его времени, запечатлел в своих портре тах многих выдающихся деятелей рус­ ской науки, литературы и искусства. Виктор Михайлович Васнецов, глав­ ным образом, черпал свое вдохновение" из сокровищницы русского народного ис­ кусства п образов народной поэзии. В сказках русский народ выражал свои мечты о счастье, о свободной и радостной жизни, а в былинах и песнях создал об­ разы, в которых воплотил лучшие черты народного характера, свои представления о человеческом достоинстве и доблести, со­ здал образы героев, полных любви к Роди­ не и заботы о народной судьбе. Выступив как автор бытовых картин: «Нитцпе», «С квартиры на квартиру», «Чаепитие» и другие, Васнецов уже в пер­ вой половине 70-х годов думал о произве­ дениях на исторические и былинные темы. П именно в этом он нашел свое подлинное призвание. Первой значительной картиной Васне­ цова явилось большое полотно — «После побоища Игоря Святославовича с половца­ ми», законченноо в 1880 году. Тема была взята из великого произведения древне-русской литературы «Слово о полку Игореве», призывавшего русский народ к единению для защиты родной земли. 1) своей картине Васнецов поэтически изо­ бразил гибель полков Игоря в одной из битв со степными кочевниками. ...Величественная тишина разлита по всему полю сражения. Кровавая луна под­ нимается из-за туч. Над телами павших русских витязей и поЪовцев как бы замер­ ли в схватке степные орлы. «Никнет тра­ ва от жалости, а дерево с кручиною к земле приклонилось» («Слово о полку Игореве»). Не все художяпкп и критики сразу по­ няли и верно оцепили это произведение Васнецова. Но нашлись у Васнецова дру­ зья, которые горячо поддержали его. Так, например, великий русский художник И. Е. Репин, возражая критикам, восторженно писал: «...Это необыкновенно замечатель­ ная, новая и глубоко поэтическая вещь. Таких еще не было в русской школе». А учитель Васнецова по Академии худо­ жеств, выдающийся педагог П. П. Чистя­ ков в пжсьме к художнику говорю: «Вы, благороднейший Виктор Михайлович, по­ эт-художник. Таким далеким, таким гран­ диозным, по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня...». -Ободренный друзьями, Васнецов уверен­ но вступает на путь поэтического воссоз­ дания в живописи образов русского про­ шлого и образов, созданных народной фан­ тазией. В картине «Аленушка» воплощен взя­ тый из русской народной сказки образ бед­ ной крестьянской девочки, которую сжила со света злая мачеха. Черты народной по­ эзии проявились здесь в. глубокой вну- треипей связи переживаний человека н окружающей его природы. Они проявились и в изображении типично русского пейза­ жа с хрупкими осинками л елочками, верхушки которых рисуются на сером осеннем небе, и в горестной позе Аленуш­ ки, одиноко сидящей у тихой, как бы за­ стывшей воды. Создавая «Аленушку», проникнутую теплым сочувствием ко всем, для кого жизнь была «злой мачехой», Васнецов од­ новременно работал над иными сказочны­ ми темами. Он обращался к таким сказкам, в которых проявилась народная мечта о счастье, о покорении человеком природы. Он создаст картину «Три царевны под­ водного царства». Это — олицетворение скрытых в недрах земли богатств (золота, драгоценных камней и руды), которых ни­ кто не мог найти и которые нашел про­ стой крестьянский сын Иванушка — один из любимых образов русской народной сказки, — сдвинув тяжелый камень, скры­ вавший вход. Васнецов написал картину «Ковер-са­ молет». ...Высоко над землей, над полями и ре­ ками, свободно и плавно, словно громад­ ная птица, летит ковер-самолет. На нем стоит тот же излюбленный герой русских сказок — Иванушка — и крепко держит в клетке пойманную Жар-птицу — сим­ вол счастья. В 80-х и 90-х годах, в период расцве­ та своего таланта, Васпецов создал карти­ ны «Витязь на распутье», «Иван-царе- вич на сером волке», «Царь Иван Василье­ вич Грозный» и другие, написал большие картины для стен Исторического музея в Москве — «Каменный век» и выполнил декоративно-монументальные работы в Киеве. Заочная экскурсия по музеям страны В музее Дальнего Востока Лучшей стенной газетой на линкоре «Архангельск» является стенгазета, -ре­ дакторам которой старший матроо А. Захаров. НА СНИМКЕ: ч л ены < р г д к о л л е т и с т е н г а з е ты (слева направо) старшие Ma- В. Антановский, А. Захаров, Г. Смирнов и м атрос А. Чернов за выпу. тросы ском очередного камера. Фото М. Бугакоза. Хабаровский краевой музей имеет свою историю, наполненную яркими фактами и событиями освоения и развития Дальнего Востока. Музей создан более полувека тому на­ зад. Еще задолго до постройки теперешне­ го зданпя музея в его исторический фонд стали поступать экспонаты первоисследо­ вателей дальневосточных земель, путе­ шественников, этнографов, коренных жи­ телей края. Люди приносили сюда в дар звериные шкуры, древние китайские моне­ ты я многие другие редкие веши. Экспонаты музея отображают деятель­ ность знаменитых русских землепроходцев — Пояркова, Дежнева, Хабарова. Здесь много документов, рассказывающих о жиз­ ни и деятельности выдающегося исследо­ вателя Дальнего Востока путешественни­ ка, писателя и ученого В. К. Арсеньева. Автор пенных познавательных книг — «В дебрях Уссурийского края», «Дерсу У :ша», «Лесные люди» В. К. Арсеньев провел многочисленные экспедиции. Он — один из первых директоров Хабаровского музея и активный собиратель имеющихся здесь экспонатов. Из своих экспедиций по непроходимой Уссурийской тайге Арсеньев привез гольдяцкий наряд, удегейское копье на медведя, детскую люльку с при- вешеннуми позади побрякушками из копыт кабарги, принадлежности соболиных ло­ вушек и много других интересных экспо- патов. шли быт местного населения. Большой интерес вызывают у посетителя такие экспонаты, как старинный казацкий се­ ребряный кубок, кусок окаменелого дерева, найденный в Кессоне при постройке Амурского моста, бивень мамонта, недавно обнаруженный в ледниках Чукотки, вулка­ ническая бомба с Авачннского вулкана па Камчатке, кусок дерева с погибшего фре­ гата «Паллала», осколки знаменитого сяхотэалинского метеорита и много дру­ гих. В многочисленных залах музея выстав­ лены чучела животных, птиц натуральных размеров. Здесь есть редкий экземпляр скелета морской коровы. Экспонаты дают полное представление о зверях и пернатых тайги, о богатствах дальневосточных недр и морей, о растительном мире. В музее экспонировано много материа­ лов, отражающих развитие края за годы сталинских пятилеток. Выросли города, которых раньше не было па карте. Показа­ на замечательная эпопея строительства на берегах Амура большого современного го­ рода Комсомольска, ставшего индустри­ альным сердцем Дальнего Востока. Уси­ лиями советских людей на пустынном бе­ регу Охотского моря был заложен город Магадан — центр огромного горнопро­ мышленного района. На месте безвестной i войны станции Тихонькая построеи город Биро­ биджан. За короткое время создана уголь­ ная кочегарка края, где вырос иовый го- Любовно оборудован отдел, показываю- рз* горняков — Райчжхндок. Убедительные цифры и факты, собран­ ные в музее, паглядпо показывают, как преобразились п старые города края — Хабаровск, Благовещенск, Ннколаевск-яа- Амуре и другие. Посетитель музея узпает, что вложения иа капитальное строитель­ ство в 1937 году были равны всем за­ тратам царского правительства па народ­ ное хозяйство Дальнего Востока за 60 лет. В разделе, показывающем промышлен­ ное развитие края, демонстрируются ма­ териалы, говорящие о размахе строитель­ ства новых путей сообщения. Десятки воздушных линий пересекли огромный край. Колыма, Нижний Амур, Сахалин связаны регулярным авиасообщением с Хабаровском и центром страны. Мощное развитие получило сельское хозяйство. По посевам ценнейшей техниче­ ской культуры сои край занимает одно из первых мест в стране. На колхозных по­ лях работают сотни тракторов и других машин. Всесторонне показано развитие культу­ ры и здравоохранения в крае. За годы со­ ветской власти количество учебных заве­ дений и учащихся по сравнению с 1910 годом выросло почти в 12 раз. Построены десятки кинотеатров, театров, клубов и лечебных учреждений. Во дворе музея несколько пушек. Боль­ шой интерес представляет орудие, со­ стоявшее на вооружении русских войск в Маньчжурии в период русско-японской и потерянное в неравном бою. Че­ рез 40 лет, в памятные августовские дни 1945 года войска 2-го Дальневосточного Фронта, разгромив яиоаских самураев у города Цаммусы, обнаружим здесь эту Васнецов проявил себя п как замеча­ тельный театральный декоратор. Сохрани­ лись его акварельные эскизы декораций и костюмов для постановки (в IS 53 году) оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», этой поэтической весенней сказкп о побе­ де света над тьмой, сказке-мечты о кра­ сивой, радостной жизни. В «Снегурочке», как и во всех лучших работах Виктора Васнецова, сказалось не ’ только его мастерство декоратора, осно­ ванное на глубоком понимании своеоб­ разия и красоты народного искусства, но н его уменье раскрыть земную жиз­ ненную основу народпых фантастиче­ ских образов и творчески воплотить их в своем реалистическом искусстве. Период расцвета таланта Васпецова был как бы завершен появлепнем его замечательной картины «Богатыри». Над этой особенно дорогой ему кар­ тиной, задуманной еще в 70-годах, Васнецов работал много лет и показал ее на выставке лишь в 1898 году. В этой картине нашлп свое живопис­ ное воплощение образы любимых героев русских был"н. Сам художник так об‘- нснял содержание своей картины: «Бо­ гатыри — Добрыня, Илья п Алеша По­ пович на богатырском выезде — при­ мечают в поле, нет лп где ворога, не не обижают лп где кого». Посредине — Илья Муромец, могу­ чий «крестьянский сын», на таком же могучем вороном копе. Справа от Ильи — Добрыня Никитич, обнажаюшпй меч, смелый борец за правду. Слева — заго­ товивший «стрелочку каленую» Алеша Попович, который, по былипам, с си­ лой и удалью богатырской соединял лов­ кость и хитрость. Четко выделяются бога­ тыри па Фоне суровой п прекрасной рус­ ской природы. Прав был биограф и друг Васнецова — В. В. Стасов, когда писал: «...Я считаю, что в истории русской жпвоппсп «Богаты­ ри» Васнецова занимают одно из самых первейших мест» и что в нпх показана «сила торжествующая, спокойная п важ­ ная, никого ©с боящаяся п выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нра­ вится, что ей представляется потребным для всех, для народа». За свою долгую творческую деятель­ ность (художник умер в 1926 году) В. М. Васнецов наппсал свыше 30 крупных про­ изведений, десятки превосходных этюдов и рисунков. Творчество Васнецова, разносто­ роннее по своему характеру, было посвя­ щено одной великой теме: Родине, родному народу, было проникнуто идеей пламенного патриотизма, верой в сплы и величие сво­ ей Родины... Васнецов стоит в одном ряду с теми русскими художниками, писателями и музыкантами, о которых М. Горький го­ ворил: «Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рож­ денных Россией XIX века, но и поражаю­ щее разнообразие их». Советскому народу понятны, близки п дороги произведения Васнецова, столетие со дня рождения которого будет отмечать­ ся 15 мая 1948 года. Его луяшпе работы, проникнутые любовью к Родине, верой в могучие народные сплы, доставляют совет­ скому человеку не только художественную радость, но и укрепляют его стремление самоотверженно трудиться во имя процве­ тания и могущества своей велико5 Родины, готовность стать на защиту родней земли. С. ДРУЖИНИН , старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи. пушку п доставили в Хабаровск как ценную реликвию. С волнением посетители осматривают вал, в котором отображена гражданская вейна на Дальнем Востоке. Панорама ле- гепдарного Волочаевского боя воспроизво­ дит эпизод героической борьбы партизан и бойцов народио-революцнонной армпп за освобождение Дальнего Востока. Здесь же выставлены овеянные боевой славой зпа- мепа Забайкальской стрелковой дпвпзпп и партизанских соединений, изгнавших вра­ га из родной земли. Один и з уголков м рея рассказывает о многочисленных провокациях японских самураев на Дальневосточных рубежах. Здесь много материалов, посвященпых памятным боям у озера Хасап. Много интересных документов собрано в отделе «Великая Отечественная война». Трудящиеся края за военные годы дали в фовд обороны свыше 2 миллиардов рублей. Дальневосточники в тылу держали тесную связь со своими земляками па фронте. Вместе с многочисленными письмами, при­ сланными с поля боя, как пеппые релик­ вии, хранятся телеграммы от Верховного Главнокомандующего товарища Сталина, где выражена благодарность дальневосточ-. никам за помощь фропту. Всегда людно у стенда, отражающего рост Хабаровского края в послевоенной сталинской пятилетке. За 54 года Хабаровский музей приобрел известность не только в крас, но п далеко за его пределами. Этот культурный очаг иосешают сотни людей пз различных угол­ ков Советского Союза. И. ПЕРЕПЕЛИЦКИЙ. г. Х а б а р о в с к .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz