На страже Заполярья. 1948 год. Май.

/ \ Н А С Т Р А Ж Е 1 А П 0 Л Я Р Ь Я 18 м м 1848 г., № 113 (3109). О СОВЕТСКОМ ПАТРИОТИЗМЕ В условиях эксплоататорского строя нет h не может быть отечества, единого для всех классов общества. Отечество экспло- ататорскпх классов — это пх собствен­ ность па средства производства, пх госу­ дарственная власть в данной стране. П то, и другое господствующие в капиталисти­ ческих страиах классы под видом «защи­ ты отечества» охраняют как от иностран­ ных конкурентов, так и от революционных стремлений угпетепных классов своей страны. Буржуазия в борьбе с более силь­ ным иноземным конкурентом, — говорит товарищ Сталип, — «апеллирует к «род­ ным ппззм» и пачпнлет кричать об «оте­ честве», выдавая свое собственное дело за дело общенародное» (Сталпн, соч. т. И, стр. 306). По, как только перед эксплоатато*рскнмп классами возникает угроза потерять свое -господствующее положение в общество, очи изменяют родпне, продают ее незави­ симость, становятся ее злейшими врагами. Когда дело доходит до основ экономической власти эксплоататоров, до их собственно­ сти, — говорил Ленин, — «они забывают все свои фразы о любви к отечеству и независимости... Буржуазия продает ро­ дину и вступает в торгашеские сделки против своего народа с какими угодно чу- жеземиамп» (Ленин, т. ХХШ, стр. 158). События второй мпровой войны еще раз подтвердили эту истину. В большинстве европейских государств верхушка отечественной буржуазии преда­ вала интересы своей страны, своей роди­ ны и шла па грязную сделку с фашизмом. Яшвотяый страх перед собствепным на­ родом заставляет и ныпе буржуазию ряда европейских государств за доллары про­ давать свободу и независимость своей страны американским империалистам. Нет и не >жет быть единого отечества Цля греческих мопархо-фашпетов и грече­ ского народа, представляемого борцами На­ родно-демократической армпи Маркоса. Нет и не может быть единого отечества у гоминдановской клики и китайских трудя­ щихся, представляемых борцами китай­ ской Народно-освободительной армии. Действительным носителем идей отече­ ства и патриотизма в наше время являют­ ся трудящиеся массы. Народ неотделим, от родины. Он — творец всех материаль­ ных и культурных ценностей в своей стране, он единственный носитель ее на­ циональных традиции. Родина — арена его исторической деятельности, его труда, арена его классовой борьбы. .Паразитиче­ ские классы, жпвущпе за счет порабо­ щенного ими народа, — враги парода, враги своей *родины, как бы они ни рас­ пинались о своей «любви» к отечеству. Вот почему революционная борьба рабо­ чего класса, представляющего коренные интересы парода, глубоко патриотична по самому существу своему. Она — проявле­ ние подлинной любви к отечеству, к роди­ не. Путем этой борьбы народ стремится отвоевать свою родппу «у богатых для бедных», создать свое, подлинно демокра­ тическое, социалистическое отечество. «...Пролетариат и только он, — писал товарищ Сталин пакануне первой рус­ ской революции, — призван стать во гла­ ве грядущей революции, шаг за шагом собирая вокруг себя все честное и демо­ кратическое в России, жаждущее осво­ бождения родппы от неволи» (Сталпн, соч. т. II, стр. 284). Вплоть до Великой Октябрьской социа­ листической революции все усилия рабо­ чего класса, трудящихся освободить свою родину от неволи не давали результатов. Только Октябрьская социалистическая ре­ волюция 1917 года привела к власти ра­ бочий класс, коренным образом преобразо­ вала социальную, политическую и куль­ турную среду страны. «Отечество рябу- шпнеких и тайных договоров, — как го­ ворил Ленин, — перестало существовать». Возникло новое социалистическое отечест­ во, которого еще по зпала история. На оспове победы социализма в полной мере развернулся советский патриотизм как движущая сила советского общества. «Следует признать, — указывал тов. Молотов, — что (важнейшим завоеванием нашей революции является новый духов- пый облик и идейный рост людей, как со­ ветских патриотов»... В чем же заключаются основные осо­ бенности советского патриотизма? Советский патриотизм проявляется в идее защиты своего социалистического Отечества, в беззаветном служеппи инте­ ресам Родины. В ■капиталистических странах патрио­ тизм не может проявиться как всеоб’ем- лющев, действенное чувство любвп трудя­ щихся к родине, к отечеству, ибо едипого отечества для них нет, народ там не яв- ляется хозяином своей страны. Государст­ венная власть, средства производства, культурные ценности — все это сосредо­ точено в руках эксплоататорекпх классов. «Все, что особенно интересует граждан— пх экономические условия существования, война и мир, — все это капиталистическое общество решает тайком от самого обще­ ства... ничтожной горсткой капиталистов» •(Ленин, т. XXV, стр. 128 129). В капиталистических странах чувство кровной заинтересованности народа в де­ лах государства, в его политике, в разви­ тии хозяйства проявляется в революцион- пой борьбе за разрушение буржуазного «отечества». Того отечества, о котором го­ ворят господствующие классы, рабочий класс и трудящиеся пе имеют. В этом смысле еще в «Манифесте Коммунистиче­ ской партии» Маркса и Энгельса сформу­ лировано знаменитое положение: «рабочие не имеют отечества». История многих стран знает высокий под’ем патриотических чувств народа в период справедливой войны за свободу и независимость своей родины. Однако этот пробуждавшийся народный патриотизм вы­ зывался чрезвычайными обстоятельства­ ми и всегда носил кратковременный ха­ рактер. Как только кончалась освободи­ тельная война, общество возвращалось к своей обычной жизни в условиях експло- ататорского строя, борьбы «из-за куска хлеба, из-за более высокой пены на про­ дукт или на труд» (Ленин). Чувство об­ щей ответственности за судьбу страны, вызванное в народе справедливой войной, приходит в непримиримое противоречив с частной собственностью — экономиче­ ской основой вксплоататорского строя. Патриотизм народа в этих условиях выра­ жается в форме 1 слассовой борьбы, направ­ ленной на разрушение социальных и по­ литических порядков, угодных и выгод­ ных господствующему классу, на установ­ ление демократического, социалистиче­ ского строя. -патриотизме гармонически сочетаются на­ циональные традиции народов и общпе жизненные интересы всех трудящихся Со­ ветского Союза». Характерной чертой буржуазного патри­ отизма является национальный эгопзм, об’- являгоший свою нацию «высшей расой», якобы призванной господствовать над все­ ми другими расами. Буржуазный национа­ лизм явился одним из источников немец­ кого фашизма со всем его расовым изу­ верством и человеконенавистничеством. В наше время буржуазный натрих>тизм пита­ ет расовую идеологию новых поджигате­ лей войны — англо-американских импе­ риалистов. Одип из идеологов англо-сак- ского империализма Спурел писал: «Пат­ риотизм требует, чтобы нация исключи­ тельно считалась с интересами своих со­ граждан, с интересами же других наппй... он так же мало считается, как, если бы они состояли из животных других пород». Подобная идеология, конечно, пе может служить основой для воспитания у граж­ дан многонационального государства ис­ тинной любви к своему отечеству. Чувство патриотизма у трудящихся Только общественная социалистическая различных национальностей не может воз- гобственность соединяет интересы людей в один высший государственный, нацио­ нальный интерес, в равной степени ра­ спространяющийся так на военные дела государства, так и ва всю его деятель­ ность в мирное время. Всемирно-истори­ ческое значение Октябрьской революции заключается в том, что она вызвала в на­ роде патриотизм как всеоб’емлющее чув­ ство любви к Родине, проявляющееся не только в период войны, но и в мирное вре­ мя в впде самоотверженного труда на бла­ го Отечества. Наряду с героизмом воен­ ным появился героизм трудовой; наряду с военным подвигом — подвиг трудовой. Сам труд стал делом славы, доблести и геройства. Советский патриотизм проявляется не только в военное время, он является так­ же одним из источников движения совет­ ского народа к коммунизму и в мирное время, источником трудовых подвигов со­ ветских людей. «Коммунизм начинается там, — писал Ленин, — где появляется :амоотверженная, преодолевающая тяжелый труд забота рядовых рабочих об увеличе­ нии производительности труда, об охране каждого пуда хлеба, угля, железа и дру­ гих продуктов, достающихся не работаю­ щим лично и но их «ближним», а «даль­ ним», т. е. всему обществу в целом, десят­ кам и сотням миллионов людей, об’едпнен- ных сначала в одно социалистическое го­ сударство, потом в Союз Советских респуб­ лик (т. XX IV , стр. 3 4 2 ). Советский патриотизм носит общенарод­ ный характер. В капиталистических странах патрио­ тизм не может носить общенародный ха­ рактер, потому что здесь нет единого на­ рода. То, что в буржуазных странах назы­ вают обычно «народом», на самом деле есть совокупность различных классов и наций с различными жизненными интере­ сами. Рабочий класс и ирестьянство, — с одной стороны, — помещики, капитали­ сты и торговцы, — с другой — образуют два противоположных лагеря. И каждый из них имеет свое представление об оте­ честве, и каждый по-своему понимает свои патриотические обязанности так, -как диктует классовый интерес. Герцен гово­ рил в свое время о двух Россиях, как о двух враждебных странах. «Мужик!» — говорила с высокомерием о народе бритая и одетая в ливрею Русь, «Немцы!» — бор­ мотал себе в бороду с затаенной злобой на­ род, глядя на дворян» (Герцен, т . VI, стр. 2 8 0 ). В социалистическом обществе, где ликви­ дирована частная собственность на сред­ ства производства, где уничтожены анта­ гонистические классы и национальная рознь, а общество представляет собой со­ трудничество дружественных классов и наций, патриотизм становится общенарод­ ным чувством, он охватывает все населе­ ние страпы. Здесь впервые появляется понятие «парод» в прямом значении этого слова. В условиях социализма производство и распределение продуктов является общена­ родным делом. Рабочий класс, крестьян­ ство, интеллигенция становятся совладель­ цами общенародной собственности. Обще­ народная собственность служит источником материального благосостояния каждого, и труд каждого в свою очередь становится исто*гапком благосостояния всех. Рабочий класс всю свою энергию направляет на выполнение государственных планов раз­ вития социалистической промышленности. Крестьянство борется за урожай, имея в виду, прежде всего, интересы государства, интересы страны в целом. Интеллигенция укрепляет государственный аппарат, дви­ гает вперед пауку, гоздает художествен­ ные пенногти, прославляющие будничный труд миллионов тружеников социалисти­ ческого общества. Патриотическое чувство охватывает весь народ и является могучим псточппком сил советского обшества. ✓ Советский патриотизм носит интернаци­ ональный характер. Интернационализм со­ ветского патриотизма противостоит буржу­ азной национальной исключительности и шовинизму. Товарищ Сталин так определя­ ет интернациональную сущность советско­ го патриотизма: «Сила советского патрио­ тизма состоит в том, что он имеет своей осповои пе расовые или националистиче­ ские предрассудки, а глубокую предан­ ность и верносп народа своей Советской Родине, братское содружество трудящихся всех наций пашей страны. В советском никнуть в тех условиях, когда националь­ ные традиции народов, их культура и на­ циональное достоинство попираются в а каждом шагу, начиная от политики расо­ вой дискриминации и кончая судами Лин­ ча. Не случайно имевшие место в истории многочисленные попытки соединить в одно государственное целое различные народы всегда вызывали национально-освободи­ тельное движение. Огромные «лоскутные монархии» и колониальные империи в конце концов разваливались. Национально- освободительные войны были и остаются вплоть до наших дней. И как ни старают­ ся современные английские империали­ сты выдать Великобританию за страну «содружества народов», она остается «тюрьмой пародоь». Советский патриотизм открывает новую страницу в истории духовного развития человека. Впервыо возникает такое чувст­ во любви к своему отечеству, которое ли­ шено какого бы то пи было национально­ го эгоизма. Братское содружество всех на­ ций, населяющих пашу страну, породи­ ло пламенное чувство любви к единому со­ циалистическому Отечеству. Интернациональная сущность советского патриотизма не означает, однако, что со­ ветскому народу чуждо чувство нацио­ нальной гордости. По не «расовое превос­ ходство», не «чистота крови» лежпт в ос­ нове национальной гордости советского народа, а сознание той великой прогрес­ сивной роли, которую он играет в исто­ рии развития человеческого общества, во всех областях человеческой деятельности, сознание своего полного духовного превос­ ходства над людьми капиталистического мира. Гордился своим «отечеством» и древне­ римский патриций, и французский бур­ жуа наполеоновской империи, и обыва­ тель-немец в дни владычества своего фю­ рера. Гордится и ныне амерпкапекпй биз­ несмен «всемогуществом» своего доллара. Но это — гордость хищников, побеждаю­ щих своего конкурента. Ее источник — эаздел и передел собственности, в конеч­ ном счете, борьба за «содержимое кошель­ ка». Национальная гордость советского чело­ века возвышенна и благородна. Советский народ гордится тем, что он первый среди народов построил в своей стране социали­ стическое общество, уничтожил все виды эксплоатации и неравенства, создал могу­ чую советскую культуру, плановое хозяй­ ство в масштабах огромной страны. Он гор­ дится тем, что ныно его Отечество, став во главе демократических стран, противосто­ ит лагерю апгло-американскнх поджигате­ лей войны, высоко держпт знамя борьбы за мир и безопасность свободолюбивых народов. Национальное достоинство советского человека несовместимо с преклонением перед культурой капиталистического раб­ ства. Низкопоклонство перед буржуазной реакционной культурой ведет к притупле­ нию классовой ненависти к капитализму, к потере чувства национальной тордости, г. национальному самоунижению, несовме­ стимому с. советским патриотизмом. Советский патриотизм — это сознатель- пое высоко-идейное служение своей социа­ листической Родпне. Всемпрпо-псторпческое значение Ок­ тябрьской социалистической революции за­ ключается л том, что она создала новую общность людей, сознательно участвующих в строительстве своих общественных отпо- шеппй. Чувство любви народных масс к Отечеству, к новой социальной и культур­ ной среде становится вполне осознанным чувством любви к своему народному госу­ дарству, своему народному хозяйству, свое* национальной культуре. Патриотизм впер вые приобретает активный, действенный, целеустремленный, животворный харак­ тер. направленный в равной степени как па защиту страны, так и на строительство новых форм жизни, на строительство ком­ мунизма. В пашей стране патриотизм стал вели­ кой СБижущей силой общественного раз­ вития. Советский патриотизм был одним из мо­ гучих источников самоотверженности и ге­ роизма наших людей на Фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны. Со­ ветский патриотизм является могучим ис­ точником великих побед советского народа в строительстве коммунизма в нашей стра­ не. Псдполкознин Н. КАПИТОНОВ. Торпедный катер Я походе. Фото М. Бугакова. % Море любит находчивых Быть готовым к преодолению трудностей, развивать смекалку, неустанно совершенствовать знания Морская служба требует от человека большой вьщосливости, привычки к физи­ ческому труду, мужества, сообразительно­ сти и многих других качеств. Условия службы на Севере, плавания в зимнее вре­ мя в наших морях еше больше повышают значение этпх факторов для моряков Се­ верного флота. Поэтому на морскую выучку, физиче­ скую подготовку личного состава кораблей необходимо обращать самое серьезное вни­ мание. Надо упорно и ежедневно добивать­ ся, чтобы личный состав понял, какое исключительное значение имеет личный почин, осмысленная инициатива, пред­ приимчивость и умение самостоятельно решать все вопросы в об’еме своих обя­ занностей. Это возможно достичь на осно­ ве прочных знаний материальной части н практических навыков обслуживания се. Без твердых знаний невозможно проявле­ ние инициативы. Необходимость для каждого моряка — матроса, старшины и офицера твердых онанпй своего дела, выработки на основе их ценных качеств я хочу показать па примерах из Отечественной войны. Мне вспоминается случай, который произошел на подводной лодке. Лодкой в то время командовал капитан 3 ранга Мака* ренков. При производстве торпедното залпа по конвою противника на большой волне подводная лодка получила большой дп- ферент, и одна торпеда полностью не вышла пз торпедного аппарата. Торпеда заклини­ лась и отработала в торпедном аппарате. Она представляла для корабля большую опасность потому, что могла взорваться в любую минуту. Умелым маневрированйем командир су­ мел оторваться от кораблей противника. Отдав приказание «по местам стоять, к всплытию», командир принял смелое решеине — разоружить торпеду в море. Светлое время суток и вероятность преследования подводной лодкп само­ летами противника заставляли быть готовым к немедленному погружению. Кто мог разоружить торпеду и выру­ чить экипаж пз беды? Такой поступок был под силу только моряку, любящему свой ко­ рабль и команду, имеющему прочные зна­ ния своей специальности. Охотников разо­ ружить торпеду сразу же нашлось мпого, но командир рсаппл доверить эту опасную работу опытному моряку старшине 2 статьп Камышеву. Дав указания, как работать с торпедой, командир предупре­ дил старшину Камышева о возможном по­ явлении самолетов, что повлечет за собой немедленное погружение подводной лодки, поэтому для быстроты работы разоружать торпеду придется без водолазного костюма. После инструктажа командира Камышев без колебаний приступил к работе. Он ны ­ рял в воду п работал под водой. Всплывал только па секувды, чтобы набрать воздуха. Оп вел упорную самоотверженную борьбу: леденая вода сковывала движения, руки и тело коченели. Большая океанская волна усложнила работу: то она высоко поднима­ ла нос подводной лодки с торчавшей пз аппарата торпедой, то мгновенно опускала его глубоко в воду, угрожая каждое мгво- вение смыть с торпеды смелого моряка. Наконец, после долгих усилий Камышеву удалось разоружить торпецу. Физическая выносливость, сообразитель­ ность, отличное знание своей специально­ сти помогло старшине Камышеву с честью выполнить приказ командира. С приходом корабля в базу мужественному подводнику командующий Северным флотом на пирсе вручил орден Красного Знамени. Приведенный случай самоотверженного поступка старшины 2 статьи Камышева говорит о том, что матрос пли старшина смогут проявить ценные качества только в том случае, если они воспитаны, обу­ чены и натренированы. Но этого нельзя достигнуть в короткий промежуток време­ ни. Чтобы сделать из матроса настоящего моряка, способного проявить смекалку, его надо много п долго учить, то-есть учить тому, что ему придется делать в боевых условиях. Нельзя упускать ни хороших поступков матросов п старшин, ни пх ошибок. Кат; те, так и другие полезно разобрать, проанали­ зировать, показать всему экипажу истин­ ные причины благородных поступков и ошибок. Иногда молодые матросы, добросовестно ведя наблюдение в своем секторе, не обра­ щали внимания на окружающую обстанов­ ку, не связанную с непосредственным появлением кораблей, самолетов, периско­ пов, следа торпеды, мины и т . I . Будучи вахтенным офицером, я прика­ зал сигнальщикам усилить наблюдение, так как мы находились в районе вероятно­ го появления подводных лодок противника. Трехбальная волна и проходящие снеж­ ные заряды затрудняли наблюдение и соз­ давали благоприятную обстановку для не­ приятельских подводных лодок. Я обратил внимание на странное поведение чаек, ко­ торые не летели за кормой нашего корабля, как они обычно это любят делать в ожида­ нии полакомиться остатками обеденного стола, а группой кружились впереди на курсовом 40— 50 градусов. Они упорно не хотели оттуда улетать, кат; будто что-то привлекало пх любопытство. При более тшательном наблюдении в этом районе я обнаружил перископ подводной лодки, вы­ ходившей на нас в атаку. Возможно секунды оставались до команды «пли», когда (наш корабль, резко изменив курс и скорость, сорвал атаку не­ мецкой подводной лодкп. Одновременно с командой об изменении курса и скорости раздался доклад сигнальщика: «Перископ — левый борт 60 , дистанция 10 кабельто­ вой». Тате чайки выдали местонахождеше перископа подводной лодки. Конечно, здесь помогло знание обстановки, привычка на- блюаать. Однажды подводная лодка, попав на минное поле в непосредственной близости от берегов противпика, получила повреж­ дения и лишилась хода. Отдаленность рай­ она от наших баз но давала возможности оказать поврежденпому кораблю немедлен­ ную помощь. Исправить же полученные повреждения в море силами личного соста­ ва не представлялось возможным. Коман­ дир принял решение вести борьбу до пос­ ледней возможности, а в случае угрозы захвата корабля в плен подготовил его к взрыву. Коммунисты и комсомольцы ко­ рабля дали клятву, сражаться, не щ а д я ^ ^ своей жизни. < щш Течение медленно несло корабль к бере­ гу. Были отчетливо видны берета против­ ника. Кто-то предложил поднять на пе­ рископах паруса. Эта инициатива была подхвачена: собраны чехлы с механизмов, и через некоторое время подводная лодка подняла импровизированные паруса. Па­ руса помогли успешно перебороть течение, и даже более того, подводная лодка получи­ ла небольшой ход. Подошедший наш ко­ рабль оказал помощь поврежденной лодке. Так морская смекалка и инициатива по­ могли в тяжелую минуту для корабля из­ бежать грозившей опасности. Моряк, безусловно, в совершенстве дол­ жен знать звездное небо так же, как опыт­ ный таежный охотник. Для моряка ис­ пользование небесных светил при плава­ нии в открытом море оказывает большую пользу. Например, с одной подводной лодкой произошел случай в боевом походе. После успешной атаки конвоя противника подвод­ ная лодка подверглась преследованию ко­ раблями противолодочной обороны, евьппо десяти часов длилось преследование. Сотни бомб были сброшены на нес. Лодка получила значительные повреж­ дения и, несмотря на присутствие кораблей противника, вынуждена была всплыть в непосредственной близости от них. Коман­ дир офицер Городничий, дав сигнал артил­ лерийской тревоги, приказал всплывать. Подводная лодка всплыла, артрасчет занял места у орудий, мотористы сразу же дали полный ход. К зюйду в нескольких десят­ ков кабельшвов отчетливо были видны миноносец и сторожевые корабли против­ ника, продолжающие бомбометание. Надо было срочно уходить из этого рай*- она в море, но ни один компас не работал* В первый момент штурман повел подвод­ ную лодку, ориентируясь по тем редким звездам, которые появились в разрывах облаков. Па запрос командира о состоянии материальной части, кроме прочих повреж­ дений, поступил доклад штурманского электрика о выходе из строя всех компа­ сов. Ввод одного компаса был возможен только через несколько часов. Правиль­ ность ведения корабля зависела от знания штурманом звездного неба. И мы ушли. Так хорошие знания штурманом звездного неба помогли уклониться от кораблей про­ тивника. Безусловно, это только отдельные момен­ ты, дающие ответ па поставленный во­ прос. Можно привести еще большое коли­ чество примеров, и все они будут под­ тверждать положение, что умение п наход­ чивость достигаются упорным трудом, уче­ бой и соблюдением’ строгой дисциплины. Капитан 3 ранга А. МАЛЫШЕВ. БУДУ ЕЩЕ ЛУЧШЕ СЛУЖИТЬ РОДИНЕ В прошлом году юнга Понамарев полу­ чил специальность радиста п прибыл па наш корабль. С большим желанием он взялся за освоение радиодела на практике, всегда внимательно относился к занятиям и тренировкам, изучая до мельчайших под­ робностей радиоаппаратуру. Замечая трудолюбие юнгп Понамарева. старшина 2 статьи Старцев помогал ему быстрее освоиться с делом и нередко ста­ вил в пример некоторым матросам дисцип­ линированного, энергичного юпгу. За отличное освоенпо специальности командир корабля предоставил юнге Пона- мареву виеочередпой краткосрочный от­ пуск. Недавно он побывал в гостях у своих сестер. а корда вернулся па родтпй ко­ рабль рассказал матросам о том, что оставшиеся в 1942 году после смерти ро- живут дителей сестры-сироты сейчас обеспеченно и в полном достатке. — Старшая сестра,— говорит юнга Пона­ марев, — работает агрономом в одном из районов Талды-Курганской области, Казах­ ской ССР, а младшая сестренка учится в школе. Посмотрев, «как живут и трудятся его сестры, юпга сказал: — От всей души благодарю я дорогого отца и учителя товарища Сталина, давшего нам счастливую, радостную и обеспечен­ ную жизнь. Это обязывает меня еще луч­ ше служить нашей Родине. Юнга Попамарев хорошо знает свою специальность, свое заведывание содер­ жит п образцовом порядке. Прошло немного времени, а юнга Попа- .мареп уже имеет 5 благодарностей коман­ дования. Старший матрос А. БУТКИН. Благодарность за хорошую работу Связист старший матрос Шурков обес­ печивает работу стартовой радиостанции. От него зависит о ч р н ь многое. До начала вахты еще есть время, но Шурков уже на своем посту. Он проверил всю аппаратуру, подготовил ее к безупречному действию. Старт дал. Самолеты поднялись в воз­ дух. Радист с напряженным вниманием следит за каждым сигналом с. воздуха. Ш уркоЕ быстро и умело передает и прини­ мает сообщения. ГОуркова сменил старший матрос Иг- наев. Пгнаев тоже отличный специалист. Его вахта проходит пе хуже, чем у Шур- кова. . После полетов командир подвел птогн работы. Он отметил безупречную работу стартовой радиостанции. Зз отличное несе­ ние вахты старшим матросам Шуркову и Игнаеву оп об'явил благодарности. Гвардии сержант Г. ШОРИН. ) #

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz