На страже Заполярья. 1948 год. Май.

1 3 мая 194В г .', № И Г (3107). Н А С Т Р А Н Е Н очередным полит ичеоним з анят иям На корабль пришли свежие газеты. Старший матзрос Александр Литвиченко читает информацию о трудовых победах советских людей и делает выписки для беседы с матросами. Фото М. Бугакова. ВАЖНЫЙ УЧАСТОК ПАРТИЙНОЙ РАБОТЫ В Уставе гарнизонной службы записано, что нахождение в карауле является выпол­ нением боевой задачи. Успех выполнения этой задачи зависит от твердого знания личным составом караулов своих обязанно­ стей и добросовестного выполнения их, от военной и политической подготовки каж­ дого матроса и младшего командира, от то­ го, как командиры, политработники, пар­ тийные и комсомольские организации за­ нимаются воспитанием личного состава, не­ сущего караульную службу, как онп бо­ рются с фактами нарушения Устава гарни- вбйной службы, как популяризируют луч­ л и матросов, сержантов и старшин, s В Н-ском подразделении, партийная и комсомольская организации большое вни­ мание уделяют воспитанию личного со­ става караулов, добиваются примерности коммунистов и комсомольцев в несении караульной службы. На партийных и ком­ сомольских собраниях, на заседании пар­ тийного и комсомольского бюро здесь не раа обсуждались вопросы, связанные с не­ сением караульной службы. Так, напри­ мер, 6 января 1948 года на заседании партийного бюро был заслушан доклад о прммзрности коммунистов и комсомольцев в веселии караульной службы. Постановка / -*■х этбго вопроса была вызвана тем, что не- аоторые коммгушисты п комсомольцы — ЙСук и другие — нарушали требования Устава гарнизонной службы. Кандидат в ТИМЫ 1ВКЩ6) тов. Жук был привлечен к {партийной ответственности. Комсомоль­ ская организация привлекла к ответствен­ ности членов ВЛКСМ, нарушивших уста». Все они в настоящее время значи­ тельно улучшили свое отношение к службе. По поручению партийного бюро младший лейтенант Володин провел в караулах бе­ седы на тему: «Несение караульной служ­ бы — выполнение боевой задачи», а сек­ ретарь партбюро капитан тов. Черевичный провел беседу на тему: «Бдительно охра­ нять социалистическую собственность». В караулах организован выпуск «Боевых листков», не реже двух раз в неделю. Активное участие в подборе материала и оформлении «Боевых листков» принимают комсомольцы Иголкпн, Курило, Пиконов, Аренвн а Окуней. В «Боевых листках» рассказывается о матросах, отлично несу­ щих службу, критикуются нератпвые. - Ньраду с показом лучших людей в стен­ ной печати, комсомольское бюро практи­ кует посылку писем их родителям с сооб­ щением об успехах в боевой и политической подготовке. Так, были посланы письма ро­ дителям комсомольцев Окунева и Коротких, причем содержание писем обсуждалось на комсомольском собрании. Комсомольцы еди­ нодушно решили послать письма на роди­ ну своих товарищей и вместе с тем обяза­ лись служить так, как служат гг. Окуяев н Коротких. Все эти мероприятия партийной и комсо­ мольской организаций явились реальной помощью командиру в повышении каче­ ства караульной службы. Политработ- нпк тов. Гаврилов, секретарь партбюро тов. Черевичный и секретарь комсомольско­ го бюро тов. Осипов много уделяют внима­ ния индивидуальной работе с людьми. Они часто бывают в караульных помещениях, беседуют с матросами и сержантами, свое­ временно устраняют недостатки. Так, однажды тов. Гаврилов установил, что кладовщик продовольственного склада вскрывает склад без разрешения начальни­ ка караула. Это грубое нарушение было сразу же разобрано с личным составом, на­ сушим караульную службу, и устранено. Партийная и комсомольская организации требуют от коммунистов и комсомольцев быть примерными в несении караульной службы. На комсомольском собрании об­ суждался вопрос: «Бдительное несение ка­ раульной службы и задачи комсомольской организации». Вопрос о роли партийной организации в обеспечении караульной службы обсуждался на партийном собра­ нии. В караулах систематически проводят­ ся полптпнфоргмацпн на тему о значении караульной службы, изучен Указ Прези­ диума Верховного Совета СССР об охране социалистической собственности. На поли­ тических занятиях старший лейтенант Гон­ чаров и младший лейтенант Выборденок умело увязывают изучаемый материал с жизнью подразделения, обращают внимание личного состава на повышение бдительно­ сти в караулах, на выполнение требований воинской присяги о сбережении военного и народного имущества. . Используя эти формы работы, партийная и комсомольская организации добились примерности коммунистов и комсомольцев в несении караульной службы, общего улуч­ шения дисциплины и порядка. В апреле это подразделение не имело ни одного фак­ та нарушения Устава гарнизонной службы. * Капитан В. ЖАБИН. Комсомольцы изучают историю ЕКП(б) Ряд комсомольцев-активистов нашего ■подразделения записался в кружок по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)»< Первые занятия показали серьезное от­ ношение комсомольцев к учебе. На собесе­ довании по первой главе Краткого курса члены ВЛКСМ Соколов и Донченко давали глубокие, исчерпывающие ответы. Успехи не даются легко. Тов. Соколов систематически, напряженно работает пад •книгой, использует дополнительную лите­ ратуру. Если возникают неясности, Соколов обращается к коммунисту Чефранову, кото­ рый, как и многим другим, помогает ему разобраться в материале. Много пользы приносит учеба в кружке. Комсомолец Казаков рассказывает: — Когда я самостоятельно изучал исто­ рию партии, у меня было много неясного. Я запоминал события, но плохо понимал их сущность, значение. Сейчас лекции офице­ ра Обухова и собеседования помогают мне глубже изучить материал. — Изучение истории партии, — говорит член бюро ВЛКСМ тов. Донченко, — помо­ гает мне правильно выполнять обществен­ ную работу в подразделении. Младший сержант А. ЗАСЫКАЛОВ. Улуч СССР великая морская держава • Просторы, на которых раскинулась ва ­ ша Родина, приучили нас к мысли, чте СССР — величайшая сухопутная держава мира. Это, конечно, верно. Но не следуеп аабывать при этом, что СССР также ж ве­ ликая морская держава. Развернем карту. Наша страна широкой полосой протянулась «от моря до моря». На западе, севере и востоке Советский Союз выходит к морям, относящимся) к трем океанам. Двенадцать морей (а включая Каспийское море — 13) омывают грани­ цы — берега нашей Родины. Около % всей пограничной лиши СССР проходит вдоль морей: общее протяжение нашей морской границы превышает 45 тысяч ки­ лометров. Б морским берегом СССР бегут тысячи рек: среди них такие великие реки, как Амур, leo a , Обь, Енисей, принадлежащие к числу крупнейших рек мира, как Вол­ га — первая по длине и многоводности река Европы. Одни реки собирают свои воды в дремучих таежных лесах, другие берут начало в тающих снетах и ледниках высоких гор; некоторые из рек СССР, как Аму-Дарья и Сыр-Дарья, уходят в пески пустынь, где советские люди заставляют их воды орошать поля. В СССР тысячи озер, среди которых самое крупное озеро мира — Каспийское море, самое глубокое в мире озеро Байкал, четвертое по величи­ не озеро мира — Аральское море, озера Ладожское и Онежское, через которые бас­ сейн Волги искусственно связан с Балти­ кой, большие высокогорные озера Иссьгк- Куль в Киргизии и Севан в Армении. Ог­ ромную роль у вас играет речной и озер­ ный транспорт. Моря, омывающие берега СССР, беско­ нечно разнообразны. В северных морских водах и летом плавают льдины, а южные и зимой не замерзают. Приливы в Черном море едва заметны, а в Гижипгнской губе Охотского моря они достигают высоты в 11 метров. У нас есть моря глубокие* и мелкие, очень соленые и лишь чуть соло­ новатые. Моря н морские пути имеют важней­ шее жизненное значение для каждою наро­ да, каждого государства. Громадную роль играют они и в жизни советского народа. Значение морей в жизни нашей Родины на­ много увеличилось после Великой Отече­ ственной войны, когда победа над фашист­ ской Германией и империалистической Японией еще больше раздвинула наши морские рубежи. На западе эти рубежи вышли на южное побережье Балтики, где СССР получил область города Калинин­ града — бывшего Кенигсберга — крупно­ го незамерзающего порта. На севере СССР вернул себе издавна освоенную русскими мореходцами и рыбаками область Печенги, где еще в XVI веке существовал знамени­ тый Печенгский монастырь; рядом с Мур- ^ временные крупные паро&бды могут под-1 Мурманск — крупный ры&йгрвиыеж^ ходить только по искусственным каналам зырытым в дне моря. Порты эти также вывозят много хлеба; Мариуполь, кроме то­ го, — основной углевывозной порт для все­ го Донбасса. Азовское море зимой вамерзает. Наш народ искони владел северным бе­ регом Черного моря, которое во времена Киевской Руси звалось просто «Русским». По этому морю киевские князья и купцы плавали в Византию. Монгольско-татар­ ское нашествие отрезало Русь от Черного моря: на его берегах стали кочевать тата­ ры и ногайцы. Позже крымские ханы прп поддержке Турции запиралп русским выход к морю. Только смелые запорожцы про­ скальзывали на своих челнах мимо турец­ ких крепостей да донские казаки вели долгую, упорную борьбу за устье Дона, за Азов. В XVIII веке Россия вернула себе черноморские берега. Быстро расцвели прибрежные города — морские ворога великую страну. Черноморское побережье Кавказа, за которое турки упорно держа­ лись, стало русским только в XIX веке. К этому времени Россия окончательно упро­ чила свой естественный морской рубеж на юге, создав в центре его крепость Севасто­ поль. Балтийское море расстилает перед нами свое стальное серое мелководье. Берета его плоски или покрыты песчаными дюнами, поросшими сосной. Восточный берет Балтики — старинная Новгородская земля, исторический морской рубеж русского народа; южнее лежат земли искони населенные эстамп, латышами, ли­ товцами — племенами, находившимися тесном союзе со славянами. От берегов Балтики Русь стремились отбросить не­ мецкие бароны, эти берега старались за­ хватить датские викинги и шведские ко роли. В 1242 году русские полки во главе с Александром Невским разгромили в При­ балтике немецких псов-рыцарей и отстоя­ ли русскую землю. Позже Иван Грозный вел здесь долгую войну против немецкого Ливонского рыцарского ордена. В начале XVU столетия шведы оттеснили было Рос­ сию от моря, но не надолго — Петр Пер­ вый вернул России берега Балтики, осно­ вал в устье Невы Петербургский порт и даже перенес сюда свою столицу. Перед Петербургом, как верный морской страж, встал неприступный Кронштадт — кре­ пость на островке Котлин. •Вскоре и более южная часть восточного побережья Балтики о городами Ревелем (Таллин), Ригой, Либавой (Лепая), Винда- вой (Вентспилс) воссоединилась с Россией. Это имело большое значение, так как «мор­ ская дорога» в Англию, Голландию, Фран­ цию отсюда короче, чем из Черного моря, — к тому же порты этой части Балтики шилась дисциплина, повысились производственные показатели После отчетно-выборного собрания бюро комсомольакой организации во главе с тов. Печатанным повело решительную борьбу за укрепление дисциплины среди членов ВЛКСМ, используя для этого различные формы п методы воспитания. Так, напри­ мер, после вызова на бюро и беседы рапее недисциплинированные комсомольцы Де­ рябин и Попков заметно улучшили свое по- ведеме . Благодаря повседневной заботе бю!*>, со­ юзная и производственная дисциплина ком­ сомольцев заметно укрепилась, повысилась их производительность труда. В авангарде выполнения п л аЛ идут комсомольцы-ак­ тивисты. Так, тов. Алпатский апрельское задание выполнил на 350 процентов к 20-му числу. Показатель выработки тов. Печенкина — 140 процентов. Старшина 2 статьи Яриновский дает регулярно пол­ торы нормы. Матрос М. ЛИТАНИН. По всем предметам — „ отлично* Много и усиленно изучал, военное дело матрос Беляков. Большой труд дал свои результаты. На зачетах по специальности, а пакже на политзанятия матрос Беляков получил отличные оценки по всем предметам. Командир части об’явил благо­ дарность матросу Белякову. Старший матрос Д. ДОНЧЕНКО. мааском у вас сейчас есть несколько но- одни не на долгое время покрываются вых незамерзающих гаваней. На востоке мы вернули захваченные японцами Ку­ рильские острова и южную часть Сахалина. Ныне гряда Курильских островов уже не барьер кз цепи японских пикетов, отго­ раживавший нас от просторов Тихого океана, ныне п Курилы, и Сахалинское побережье — средство прямой связи СССР с открытым океаном и вместе с тем — передовая линия обороны нашей Родины на случай возможной чьей-либо агрессии со стороны Тихого океана. Совершим мысленно плавание вокруг СССР, посмотрим, какое «лицо» имеет каждое из наших морей, вспомним, как русский народ боролся за обладание вы­ ходом на морские просторы. Чернов море, пожалуй, наиболее изве­ стно каждому в ООСР. Побережье его — Крымское и Кавказское — любимое месте отдыха трудящихся нашей страны. Целая «цепочка» курортов опоясывает его. Щед­ рая природа превратила окрестности наибо­ лее южных из них в чудесные субтропиче­ ские парки. Здесь, в Батуми и Сухуми, под открытым небом растут пальмы и бамбук, эвкалипты и тунговое дерево; здесь куль­ тивируется чайный куст, раскинулись плантации лимонов а мавдаринов. Здесь же на Черном море находится ряд важных торговых портов СССР. В Одессе, Николаеве, Херсоне, Новороссийске сотни пароходов наполняют свои трюмы золоти­ стым украинским и кубанским зерном или тугими мешками муки-крупчатки. Ново­ российск известен, кроме того; лучшими марками цемента. Нефть из Баку н Гроз­ ного, перекачиваемая по нефтепроводам «поперек» всего Кавказа, щедро льется в Батуми и Туапсе в огромные стальные танкеры. На Черном море расположена столица черноморских военных моряков — город-герой Севастополь. Черное море глубоководно: в средней части его встречаются глубины свыше двух километров. Здесь могли бы утонуть горы Крыма. Оно почти не замерзает, только в северной его части, у самого бере­ га, зимой на короткое время образуется полоса припая, однако суда легко пре­ одолевают ее. Но зато зима— время штор­ мов. . Азоаскоа море — залив Черного, глубо­ ко вдающийся между Крымом и Кавказом. Оно мелководно, и к его главнейшим пор­ там — Ростсву, Таганрогу, Мдрпуполю ■«— льдом (Таллин, Рига), а другие совсем не замерзают (Лепая, Ведаспиле). После Октябрьской революции иност­ ранные империалисты, вопреки воле наро­ да, сумели добиться отторжения от Совет­ ской России части Балтийского побережья — от Финского залива до литовского порта Клайпеда. Здесь были образованы «неза­ висимые» буржуазные республики — Эс­ тония, Латвия, Литва. Они отгораживали Советский Союз от морских просторов Балтики, в них укрывались шпионы и диверсанты, отсюда велась бешеная анти­ советская пропаганда. Только в 1940 году народные массы Эстонии, Латвии и Литвы смогли поднять свой голос за воссоедине- ’гпе с народами великого Советского Сого- Эстония, Латвия, Литва вошли в СССР :а правах союзных республик. Все восточ- побережье Балтики с его прекрасными юртами таким образом вернулось в состав СССР. После Великой Отечественной войнь Советский Союз получил также земли на южном берегу Балтики, около бывшего го­ рода Кенигсберга. Когда-то земли эти при­ надлежали славянам и литовцам. Затем их захватили немецкие рыцари, поработив­ шие, а частично, оттеснившие или истре­ бившие коренное население. Хищные ба­ роны н их .наследники — гитлеровские фашисты, превратили эту область в плац­ дарм нападения на Россию и соседнюю Литву. Сейчас это разбойничье гнездо лик­ видировано, город Кенигсберг стал совет­ ским городом и портом Калининградом, а прилегающий район вошел в состав РСФСР как Калининградская область, которую заселили советские люди. В результате разгрома гитлеровской Германии воссоединился с.Литвой порт Клайпеда, в 1939 году захваченный гит­ леровцами. Север Европейской части СССР омывает Бгренцово море. Оно относится уже к груп­ па арктических морей. Однако от других морей Арктики Баренцово море отличается тем, что оно «отеплено» мощным течением Гольфстрим, несущим через весь Атлан­ тический океан из-под самых тропиков огромные массы теплой воды. Поэтому ле­ довый режим здесь сравнительно легок, а у Мурманского побережья море вообще не замерзает даже и зимс«й. Порт Мурманск п соседние фиорды района Печенги — самые северные незамерзающие гавани. оый пеаггр. Рыболовные тральщика в зве­ робойные шхуны свозят сюда свою добычу — треску, палтуса, сельдь, тюленей, нер­ пу, белуху. Еще в XV— ХУП веках -русские промышленники-поморы плавали отсюда на острова Северного Ледовитого! океана — на далекий Грумангг (Шпицберген), на Колгуев, на Новую Землю за морским зве­ рем, за «рыбьим зубом» <ценной моржовой костью). Их не страшили нн туманы, ни частые штормы, ни плавающие льды. Му­ жество, упорство и предприимчивость этих первых русских мореходов унаследовали п умножили советские поляфники. Белое море — глубокий залив Баренце­ ва. Сюда не доходят теплые струи Гольф­ стрима, и зимой, кроме своей средней части, оно крепко сковано льдом. Около устья Се­ верной Двины стоит город Архангельск. По реке сюда идут громадные плоты; здесь пилят лес: доски, . ящичные комплекты, телеграфные столбы, балки идут ва вывоз. Архангельск — наш основной порт по торговле лесоматериалами. Берега Белого моря издавна заселены русскими людьми. До основания Петербур­ га Архангельск- был главным портом Рос­ сии для заморской торговли. К востоку от Баренцова моря тянутся арктические моря. Карское море лежит между Новой и Северной Землей. В него впадают реки Обь и Енисей. Полуостров Таймыр с мысом Челюскин (самая север­ ная материковая точка СССР — почти 78° северной широты) отделяет от него море Лаптевых, куда впадает река Лена. Еще дальше лежат Восточно-Сибирское и Чукотское моря. Все они большую часть года покрыты льдом. Когда-то в XVI— XVII вв. русские по- морычпромышленники и казаки-землепро­ ходцы на небольших суденышках — «ко- чах» смело «бегали» (частью под паруса­ ми, частью на веслах) между льдинами в устья великих сибирских рек. Один из этих смельчаков — казак Семен Дежнев вместе с промышленником Федотом Алек­ сеевым за сотню лет до Беринга первым прошел из Северного Ледовитого океана в Тихий. Многие «сказки» (донесения) этих мореходов затерялись в архивах московских приказов, и в XVHI веке русским морепла­ вателям пришлось почти заново исследо­ вать северное побережье Сибири. Немало мужества и героизма проявили здесь штур­ ман Челюскин, братья Лаптевы, морские офицеры Овцын, Прончшцев, Минин, Ма­ лыгин н другие, их имена навеки запечат­ лены на карте наших арктических морей. Некоторые из них погибли во время с в о и смелых плаваний, принесших русскому флоту в русской географии вечную славу. Известны пророческие слова Ломоносо­ ва о будущности русского северного море­ плавания. Однако до Октябрьской револю­ ции только отдельные исследователи делали попытки пройти весь морс&ой путь вдоль северных берегов Сибири. Некоторым из них удалось это сделать, но им пришлось зимо­ вать по дороге. Зимовка же лишала Север­ ный морской путь практического смысла. Только планомерное изучение Арктики со­ ветскими полярниками открыло здесь но­ вые возможности. Десятки созданных со­ ветской властью полярных станций, мно­ жество научных экспедиций, систематиче­ ские наблюдения над дрейфами льдов, по­ годой, течениями, наконец, ледовая авиа­ разведка позволили постепенно освоить всю морскую трассу. В 1932 г. впервые всю трассу за одну навигацию прошел ледокол «Сибиряков». Путь начал осваиваться. Уже в 1936 г. по нему прошло 14 кораблей. Северный морской путь соединил центр страны с Дальним Востоком, сыграл ог­ ромную роль в ускорении эксплоатации природных богатств Северной Сибири — ее лесов и полезных ископаемых. В устьях сибирских рек и удобных бухтах выросли ловые порты — Игарка, Тикси, Амбарчик и другие. Этим успехам содействовало и то, что советские люди двинули в арктические во­ ды сильную «эскадру» ледоколов. Ледоколы впервые стали строить русские. Первый Ле­ докол «Ермак» был спроектирован и вы­ строен еще в конце XIX века замечатель­ ным русским моряком и исследователем океанов — адмиралом С. 0. Макаровым. Однако при царском строе значение ледо­ колов недооценивалось. Уже в советские годы старые ледоколы времен первой ми­ ровой войны, получившие имена «Красин» и «Ленин», были дополнены многими но­ выми. Крупнейший среди них — «Иосиф Сталин». Из Ледовитого океана в Тихий океан ве­ дет Берингов пролив. Ширина его 89 км. На советском берегу находится Чукотский полуостров; крайний) мыс его назван Деж­ нев в честь смелого казаоса-морехода. На противоположном берегу — Аляска, при­ надлежащая США. Таким образом, здесь СССР на своем Крайнем Востоке имеет мор­ скую границу с США. Берингово море лежит между Камчаткой, Аляской и Алеутскими островами. Холод­ ные течения делают его суровым. Долгая зима неприветлива, летом — густые тума­ ны. Зато море это богато ценными промы­ словыми ж иво тным и — китами и котика­ ми. На пустынном острове в этом море по­ хоронен командор Беринг, начальник рус­ ской експедиции, посланной по почину Петра Велтгкою, чтобы выяснить «сошлась ли Азия с Америкой». Беринг успешно вы­ полнил эту задачу и умер на обратном пу­ ти. Охотское море (между Камчаткой, Ку­ рильскими островами и Сахалином) — то­ же сурово. Оно, кроме средней части, зи­ мой замерзает, а летом изобилует тумана­ ми. Но для советских моряков — это хоро­ шо знакомая морская дорога. Богаты рыб­ ные и (крабовые промыслы Охотского мо­ ря. Множество советских кораблей промыш­ ляет здесь, среди них* есть целые пловучио консервные заводы, которые пе только вы­ лавливают, но тут же, в открытом море, обрабатывают рыбу и крабов п упаковы­ вают их в консервные банки. Южнее Охотского лежит Японское море. Нам принадлежит его северо-западный бе­ рег. Здесь, в великолепной бухте, на гори­ стом мысу вырос наш главный тихоокеан­ ский порт — Владивосток. Корабли круг­ лый год уходят отсюда во все порты мира. Десятки их стоят всегда на рейде. С двух крутых сопок — Орлиной и Тигровой, по склонам которых лепится город, откры­ вается замечательный вид на бухту «Золо­ той Рог». От Владиврстока близко до Сахалина, который сейчас весь входит в пределы СССР. На южной части его теперь города и порты носят русские имена — Невельск, Корсаков, Южно-Сахалинск. Через эти пор­ ты, а также через старые порты северной части острова Сахалин вывозит свои бо­ гатства — уголь, лес, нефть, бумагу,. После изгнания японцев из Маньчжурии в 1945 году СССР по договору с Китаем принял на себя оборону района Порт-Арту­ ра. Эта морская крепость, где каждая соп­ ка, каждый утес живо напоминают русским воинам славную оборону во время русско- епонской войны, стала сейчас важной ба­ зой обороны от возможной агрессии па Желтом море. По этому договору мы также восстановили свои права на лежащий ря­ дом торговый порт Дальний. Последним из морей СССР является Наспийское море, несвязанное с океанами. Южный берег этого огромного озера при­ надлежит Прану, а западный, северный и восточный — СССР. Каспий зовут морем не только за его величину. По своей солено­ сти, окраске, волновому режиму, рыбным богатствам — это настоящее море. Эконо­ мическое значение Каспия в том, что оп соединяет Кавказ со Средней Азией и от­ крывает по Волге путь в глубь страны. Нефть1 -из Баку перевозится по Касппю в Астрахань и дальше поднимается вверх по великой Волге. Большое значение имеют и рыбные промыслы Каспия, дающие огром­ ные уловы. Моря, обрамляющие СССР, были разоб­ щены между собой. Советские люди ломают эту прежнюю изолированность наших мо­ рей. Беломорско-Балтийский канал имени Сталина уже соединил Белое море с Бал­ тикой, Балтика п Каспий в будущем свя­ жутся с Азовским и Черным морями по Волго-Донскому каналу (Волга и Каспий были и прежде соединены с Балтийским мо­ рем Мариинской системой). Вдоль всей се­ верной границы прошел Севморпуть, сое­ динивший Белое и Баренцово моря с мо­ рями Тихого и Ледовитого океанов. Наши моря сторожит Советский Военно- Морской Флот. Сущность военно-морской политики СССР заключается в обеспечении государственных интересов нашей Родины, в укреплении ее обороны. Военно-Морской Флот СССР является верпым помощником Советской Армии. Об этом говорит вся его славная тридцатплетняя история и боевой путь в период Великой Отечественной вой­ ны. ж Советское правительство, партия боль­ шевиков и лично товарищ Сталин неустан­ но заботятся о нашем флоте и военных мо­ ряках. Ленинский комсомол уже много лет посылает служить на флот своиф лучших представителей. Послевоенный пятилетний план предусматривает значительное разви­ тие судостроительной промышленности, ко­ торая должна построить для нашего флота много новых кораблей. Каждому из совет­ ских моряков дорого и памятно то внима­ ние, которое проявил к ним товарищ Сталин, посетивший летом 1947 г. крейсер «Молотов». Слова товарища Сталина, при­ зывающие к заботе о наших моряках, обя­ зывают весь флот еще лучше крепить обо­ рону морских рубежей СССР. Наш народ совершил на морях великие подвиги. Он открыл, исследовал п освоил обширные берега своей страны, в боях от­ стоял их от врагов. В этих боях, в дале­ ких, часто очень трудных плаваниях вы ­ росла славная семья наших моряков. Мы чтим имена великих русских флотоводцев — Петра I, Ушакова, Сепявина, Лазарева, Нахимова, Макарова, мореплавателей-ис- следователей — Дежнева, Беринга, Чири- кава, Лаптевых, Челюскина, Лпсянского и Крузенштерна (первых русских капитанов, совершивших кругосветное плавание), Не­ вельского, Седова и многих других. Совете кие героп-морякп приумножп.ш эти подвиги. Моря СССР, по которым пла­ вают сотни кораблей под красным флагом, являются неот’емлемой частью нашей ве­ ликой Родины. Н. МИХАЙЛОВ, В. ПОНШИШЕВСКИЯ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz