На страже Заполярья. 1948 год. Май.
1 3 мая 194В г .', № И Г (3107). Н А С Т Р А Н Е Н очередным полит ичеоним з анят иям На корабль пришли свежие газеты. Старший матзрос Александр Литвиченко читает информацию о трудовых победах советских людей и делает выписки для беседы с матросами. Фото М. Бугакова. ВАЖНЫЙ УЧАСТОК ПАРТИЙНОЙ РАБОТЫ В Уставе гарнизонной службы записано, что нахождение в карауле является выпол нением боевой задачи. Успех выполнения этой задачи зависит от твердого знания личным составом караулов своих обязанно стей и добросовестного выполнения их, от военной и политической подготовки каж дого матроса и младшего командира, от то го, как командиры, политработники, пар тийные и комсомольские организации за нимаются воспитанием личного состава, не сущего караульную службу, как онп бо рются с фактами нарушения Устава гарни- вбйной службы, как популяризируют луч л и матросов, сержантов и старшин, s В Н-ском подразделении, партийная и комсомольская организации большое вни мание уделяют воспитанию личного со става караулов, добиваются примерности коммунистов и комсомольцев в несении караульной службы. На партийных и ком сомольских собраниях, на заседании пар тийного и комсомольского бюро здесь не раа обсуждались вопросы, связанные с не сением караульной службы. Так, напри мер, 6 января 1948 года на заседании партийного бюро был заслушан доклад о прммзрности коммунистов и комсомольцев в веселии караульной службы. Постановка / -*■х этбго вопроса была вызвана тем, что не- аоторые коммгушисты п комсомольцы — ЙСук и другие — нарушали требования Устава гарнизонной службы. Кандидат в ТИМЫ 1ВКЩ6) тов. Жук был привлечен к {партийной ответственности. Комсомоль ская организация привлекла к ответствен ности членов ВЛКСМ, нарушивших уста». Все они в настоящее время значи тельно улучшили свое отношение к службе. По поручению партийного бюро младший лейтенант Володин провел в караулах бе седы на тему: «Несение караульной служ бы — выполнение боевой задачи», а сек ретарь партбюро капитан тов. Черевичный провел беседу на тему: «Бдительно охра нять социалистическую собственность». В караулах организован выпуск «Боевых листков», не реже двух раз в неделю. Активное участие в подборе материала и оформлении «Боевых листков» принимают комсомольцы Иголкпн, Курило, Пиконов, Аренвн а Окуней. В «Боевых листках» рассказывается о матросах, отлично несу щих службу, критикуются нератпвые. - Ньраду с показом лучших людей в стен ной печати, комсомольское бюро практи кует посылку писем их родителям с сооб щением об успехах в боевой и политической подготовке. Так, были посланы письма ро дителям комсомольцев Окунева и Коротких, причем содержание писем обсуждалось на комсомольском собрании. Комсомольцы еди нодушно решили послать письма на роди ну своих товарищей и вместе с тем обяза лись служить так, как служат гг. Окуяев н Коротких. Все эти мероприятия партийной и комсо мольской организаций явились реальной помощью командиру в повышении каче ства караульной службы. Политработ- нпк тов. Гаврилов, секретарь партбюро тов. Черевичный и секретарь комсомольско го бюро тов. Осипов много уделяют внима ния индивидуальной работе с людьми. Они часто бывают в караульных помещениях, беседуют с матросами и сержантами, свое временно устраняют недостатки. Так, однажды тов. Гаврилов установил, что кладовщик продовольственного склада вскрывает склад без разрешения начальни ка караула. Это грубое нарушение было сразу же разобрано с личным составом, на сушим караульную службу, и устранено. Партийная и комсомольская организации требуют от коммунистов и комсомольцев быть примерными в несении караульной службы. На комсомольском собрании об суждался вопрос: «Бдительное несение ка раульной службы и задачи комсомольской организации». Вопрос о роли партийной организации в обеспечении караульной службы обсуждался на партийном собра нии. В караулах систематически проводят ся полптпнфоргмацпн на тему о значении караульной службы, изучен Указ Прези диума Верховного Совета СССР об охране социалистической собственности. На поли тических занятиях старший лейтенант Гон чаров и младший лейтенант Выборденок умело увязывают изучаемый материал с жизнью подразделения, обращают внимание личного состава на повышение бдительно сти в караулах, на выполнение требований воинской присяги о сбережении военного и народного имущества. . Используя эти формы работы, партийная и комсомольская организации добились примерности коммунистов и комсомольцев в несении караульной службы, общего улуч шения дисциплины и порядка. В апреле это подразделение не имело ни одного фак та нарушения Устава гарнизонной службы. * Капитан В. ЖАБИН. Комсомольцы изучают историю ЕКП(б) Ряд комсомольцев-активистов нашего ■подразделения записался в кружок по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)»< Первые занятия показали серьезное от ношение комсомольцев к учебе. На собесе довании по первой главе Краткого курса члены ВЛКСМ Соколов и Донченко давали глубокие, исчерпывающие ответы. Успехи не даются легко. Тов. Соколов систематически, напряженно работает пад •книгой, использует дополнительную лите ратуру. Если возникают неясности, Соколов обращается к коммунисту Чефранову, кото рый, как и многим другим, помогает ему разобраться в материале. Много пользы приносит учеба в кружке. Комсомолец Казаков рассказывает: — Когда я самостоятельно изучал исто рию партии, у меня было много неясного. Я запоминал события, но плохо понимал их сущность, значение. Сейчас лекции офице ра Обухова и собеседования помогают мне глубже изучить материал. — Изучение истории партии, — говорит член бюро ВЛКСМ тов. Донченко, — помо гает мне правильно выполнять обществен ную работу в подразделении. Младший сержант А. ЗАСЫКАЛОВ. Улуч СССР великая морская держава • Просторы, на которых раскинулась ва ша Родина, приучили нас к мысли, чте СССР — величайшая сухопутная держава мира. Это, конечно, верно. Но не следуеп аабывать при этом, что СССР также ж ве ликая морская держава. Развернем карту. Наша страна широкой полосой протянулась «от моря до моря». На западе, севере и востоке Советский Союз выходит к морям, относящимся) к трем океанам. Двенадцать морей (а включая Каспийское море — 13) омывают грани цы — берега нашей Родины. Около % всей пограничной лиши СССР проходит вдоль морей: общее протяжение нашей морской границы превышает 45 тысяч ки лометров. Б морским берегом СССР бегут тысячи рек: среди них такие великие реки, как Амур, leo a , Обь, Енисей, принадлежащие к числу крупнейших рек мира, как Вол га — первая по длине и многоводности река Европы. Одни реки собирают свои воды в дремучих таежных лесах, другие берут начало в тающих снетах и ледниках высоких гор; некоторые из рек СССР, как Аму-Дарья и Сыр-Дарья, уходят в пески пустынь, где советские люди заставляют их воды орошать поля. В СССР тысячи озер, среди которых самое крупное озеро мира — Каспийское море, самое глубокое в мире озеро Байкал, четвертое по величи не озеро мира — Аральское море, озера Ладожское и Онежское, через которые бас сейн Волги искусственно связан с Балти кой, большие высокогорные озера Иссьгк- Куль в Киргизии и Севан в Армении. Ог ромную роль у вас играет речной и озер ный транспорт. Моря, омывающие берега СССР, беско нечно разнообразны. В северных морских водах и летом плавают льдины, а южные и зимой не замерзают. Приливы в Черном море едва заметны, а в Гижипгнской губе Охотского моря они достигают высоты в 11 метров. У нас есть моря глубокие* и мелкие, очень соленые и лишь чуть соло новатые. Моря н морские пути имеют важней шее жизненное значение для каждою наро да, каждого государства. Громадную роль играют они и в жизни советского народа. Значение морей в жизни нашей Родины на много увеличилось после Великой Отече ственной войны, когда победа над фашист ской Германией и империалистической Японией еще больше раздвинула наши морские рубежи. На западе эти рубежи вышли на южное побережье Балтики, где СССР получил область города Калинин града — бывшего Кенигсберга — крупно го незамерзающего порта. На севере СССР вернул себе издавна освоенную русскими мореходцами и рыбаками область Печенги, где еще в XVI веке существовал знамени тый Печенгский монастырь; рядом с Мур- ^ временные крупные паро&бды могут под-1 Мурманск — крупный ры&йгрвиыеж^ ходить только по искусственным каналам зырытым в дне моря. Порты эти также вывозят много хлеба; Мариуполь, кроме то го, — основной углевывозной порт для все го Донбасса. Азовское море зимой вамерзает. Наш народ искони владел северным бе регом Черного моря, которое во времена Киевской Руси звалось просто «Русским». По этому морю киевские князья и купцы плавали в Византию. Монгольско-татар ское нашествие отрезало Русь от Черного моря: на его берегах стали кочевать тата ры и ногайцы. Позже крымские ханы прп поддержке Турции запиралп русским выход к морю. Только смелые запорожцы про скальзывали на своих челнах мимо турец ких крепостей да донские казаки вели долгую, упорную борьбу за устье Дона, за Азов. В XVIII веке Россия вернула себе черноморские берега. Быстро расцвели прибрежные города — морские ворога великую страну. Черноморское побережье Кавказа, за которое турки упорно держа лись, стало русским только в XIX веке. К этому времени Россия окончательно упро чила свой естественный морской рубеж на юге, создав в центре его крепость Севасто поль. Балтийское море расстилает перед нами свое стальное серое мелководье. Берета его плоски или покрыты песчаными дюнами, поросшими сосной. Восточный берет Балтики — старинная Новгородская земля, исторический морской рубеж русского народа; южнее лежат земли искони населенные эстамп, латышами, ли товцами — племенами, находившимися тесном союзе со славянами. От берегов Балтики Русь стремились отбросить не мецкие бароны, эти берега старались за хватить датские викинги и шведские ко роли. В 1242 году русские полки во главе с Александром Невским разгромили в При балтике немецких псов-рыцарей и отстоя ли русскую землю. Позже Иван Грозный вел здесь долгую войну против немецкого Ливонского рыцарского ордена. В начале XVU столетия шведы оттеснили было Рос сию от моря, но не надолго — Петр Пер вый вернул России берега Балтики, осно вал в устье Невы Петербургский порт и даже перенес сюда свою столицу. Перед Петербургом, как верный морской страж, встал неприступный Кронштадт — кре пость на островке Котлин. •Вскоре и более южная часть восточного побережья Балтики о городами Ревелем (Таллин), Ригой, Либавой (Лепая), Винда- вой (Вентспилс) воссоединилась с Россией. Это имело большое значение, так как «мор ская дорога» в Англию, Голландию, Фран цию отсюда короче, чем из Черного моря, — к тому же порты этой части Балтики шилась дисциплина, повысились производственные показатели После отчетно-выборного собрания бюро комсомольакой организации во главе с тов. Печатанным повело решительную борьбу за укрепление дисциплины среди членов ВЛКСМ, используя для этого различные формы п методы воспитания. Так, напри мер, после вызова на бюро и беседы рапее недисциплинированные комсомольцы Де рябин и Попков заметно улучшили свое по- ведеме . Благодаря повседневной заботе бю!*>, со юзная и производственная дисциплина ком сомольцев заметно укрепилась, повысилась их производительность труда. В авангарде выполнения п л аЛ идут комсомольцы-ак тивисты. Так, тов. Алпатский апрельское задание выполнил на 350 процентов к 20-му числу. Показатель выработки тов. Печенкина — 140 процентов. Старшина 2 статьи Яриновский дает регулярно пол торы нормы. Матрос М. ЛИТАНИН. По всем предметам — „ отлично* Много и усиленно изучал, военное дело матрос Беляков. Большой труд дал свои результаты. На зачетах по специальности, а пакже на политзанятия матрос Беляков получил отличные оценки по всем предметам. Командир части об’явил благо дарность матросу Белякову. Старший матрос Д. ДОНЧЕНКО. мааском у вас сейчас есть несколько но- одни не на долгое время покрываются вых незамерзающих гаваней. На востоке мы вернули захваченные японцами Ку рильские острова и южную часть Сахалина. Ныне гряда Курильских островов уже не барьер кз цепи японских пикетов, отго раживавший нас от просторов Тихого океана, ныне п Курилы, и Сахалинское побережье — средство прямой связи СССР с открытым океаном и вместе с тем — передовая линия обороны нашей Родины на случай возможной чьей-либо агрессии со стороны Тихого океана. Совершим мысленно плавание вокруг СССР, посмотрим, какое «лицо» имеет каждое из наших морей, вспомним, как русский народ боролся за обладание вы ходом на морские просторы. Чернов море, пожалуй, наиболее изве стно каждому в ООСР. Побережье его — Крымское и Кавказское — любимое месте отдыха трудящихся нашей страны. Целая «цепочка» курортов опоясывает его. Щед рая природа превратила окрестности наибо лее южных из них в чудесные субтропиче ские парки. Здесь, в Батуми и Сухуми, под открытым небом растут пальмы и бамбук, эвкалипты и тунговое дерево; здесь куль тивируется чайный куст, раскинулись плантации лимонов а мавдаринов. Здесь же на Черном море находится ряд важных торговых портов СССР. В Одессе, Николаеве, Херсоне, Новороссийске сотни пароходов наполняют свои трюмы золоти стым украинским и кубанским зерном или тугими мешками муки-крупчатки. Ново российск известен, кроме того; лучшими марками цемента. Нефть из Баку н Гроз ного, перекачиваемая по нефтепроводам «поперек» всего Кавказа, щедро льется в Батуми и Туапсе в огромные стальные танкеры. На Черном море расположена столица черноморских военных моряков — город-герой Севастополь. Черное море глубоководно: в средней части его встречаются глубины свыше двух километров. Здесь могли бы утонуть горы Крыма. Оно почти не замерзает, только в северной его части, у самого бере га, зимой на короткое время образуется полоса припая, однако суда легко пре одолевают ее. Но зато зима— время штор мов. . Азоаскоа море — залив Черного, глубо ко вдающийся между Крымом и Кавказом. Оно мелководно, и к его главнейшим пор там — Ростсву, Таганрогу, Мдрпуполю ■«— льдом (Таллин, Рига), а другие совсем не замерзают (Лепая, Ведаспиле). После Октябрьской революции иност ранные империалисты, вопреки воле наро да, сумели добиться отторжения от Совет ской России части Балтийского побережья — от Финского залива до литовского порта Клайпеда. Здесь были образованы «неза висимые» буржуазные республики — Эс тония, Латвия, Литва. Они отгораживали Советский Союз от морских просторов Балтики, в них укрывались шпионы и диверсанты, отсюда велась бешеная анти советская пропаганда. Только в 1940 году народные массы Эстонии, Латвии и Литвы смогли поднять свой голос за воссоедине- ’гпе с народами великого Советского Сого- Эстония, Латвия, Литва вошли в СССР :а правах союзных республик. Все восточ- побережье Балтики с его прекрасными юртами таким образом вернулось в состав СССР. После Великой Отечественной войнь Советский Союз получил также земли на южном берегу Балтики, около бывшего го рода Кенигсберга. Когда-то земли эти при надлежали славянам и литовцам. Затем их захватили немецкие рыцари, поработив шие, а частично, оттеснившие или истре бившие коренное население. Хищные ба роны н их .наследники — гитлеровские фашисты, превратили эту область в плац дарм нападения на Россию и соседнюю Литву. Сейчас это разбойничье гнездо лик видировано, город Кенигсберг стал совет ским городом и портом Калининградом, а прилегающий район вошел в состав РСФСР как Калининградская область, которую заселили советские люди. В результате разгрома гитлеровской Германии воссоединился с.Литвой порт Клайпеда, в 1939 году захваченный гит леровцами. Север Европейской части СССР омывает Бгренцово море. Оно относится уже к груп па арктических морей. Однако от других морей Арктики Баренцово море отличается тем, что оно «отеплено» мощным течением Гольфстрим, несущим через весь Атлан тический океан из-под самых тропиков огромные массы теплой воды. Поэтому ле довый режим здесь сравнительно легок, а у Мурманского побережья море вообще не замерзает даже и зимс«й. Порт Мурманск п соседние фиорды района Печенги — самые северные незамерзающие гавани. оый пеаггр. Рыболовные тральщика в зве робойные шхуны свозят сюда свою добычу — треску, палтуса, сельдь, тюленей, нер пу, белуху. Еще в XV— ХУП веках -русские промышленники-поморы плавали отсюда на острова Северного Ледовитого! океана — на далекий Грумангг (Шпицберген), на Колгуев, на Новую Землю за морским зве рем, за «рыбьим зубом» <ценной моржовой костью). Их не страшили нн туманы, ни частые штормы, ни плавающие льды. Му жество, упорство и предприимчивость этих первых русских мореходов унаследовали п умножили советские поляфники. Белое море — глубокий залив Баренце ва. Сюда не доходят теплые струи Гольф стрима, и зимой, кроме своей средней части, оно крепко сковано льдом. Около устья Се верной Двины стоит город Архангельск. По реке сюда идут громадные плоты; здесь пилят лес: доски, . ящичные комплекты, телеграфные столбы, балки идут ва вывоз. Архангельск — наш основной порт по торговле лесоматериалами. Берега Белого моря издавна заселены русскими людьми. До основания Петербур га Архангельск- был главным портом Рос сии для заморской торговли. К востоку от Баренцова моря тянутся арктические моря. Карское море лежит между Новой и Северной Землей. В него впадают реки Обь и Енисей. Полуостров Таймыр с мысом Челюскин (самая север ная материковая точка СССР — почти 78° северной широты) отделяет от него море Лаптевых, куда впадает река Лена. Еще дальше лежат Восточно-Сибирское и Чукотское моря. Все они большую часть года покрыты льдом. Когда-то в XVI— XVII вв. русские по- морычпромышленники и казаки-землепро ходцы на небольших суденышках — «ко- чах» смело «бегали» (частью под паруса ми, частью на веслах) между льдинами в устья великих сибирских рек. Один из этих смельчаков — казак Семен Дежнев вместе с промышленником Федотом Алек сеевым за сотню лет до Беринга первым прошел из Северного Ледовитого океана в Тихий. Многие «сказки» (донесения) этих мореходов затерялись в архивах московских приказов, и в XVHI веке русским морепла вателям пришлось почти заново исследо вать северное побережье Сибири. Немало мужества и героизма проявили здесь штур ман Челюскин, братья Лаптевы, морские офицеры Овцын, Прончшцев, Минин, Ма лыгин н другие, их имена навеки запечат лены на карте наших арктических морей. Некоторые из них погибли во время с в о и смелых плаваний, принесших русскому флоту в русской географии вечную славу. Известны пророческие слова Ломоносо ва о будущности русского северного море плавания. Однако до Октябрьской револю ции только отдельные исследователи делали попытки пройти весь морс&ой путь вдоль северных берегов Сибири. Некоторым из них удалось это сделать, но им пришлось зимо вать по дороге. Зимовка же лишала Север ный морской путь практического смысла. Только планомерное изучение Арктики со ветскими полярниками открыло здесь но вые возможности. Десятки созданных со ветской властью полярных станций, мно жество научных экспедиций, систематиче ские наблюдения над дрейфами льдов, по годой, течениями, наконец, ледовая авиа разведка позволили постепенно освоить всю морскую трассу. В 1932 г. впервые всю трассу за одну навигацию прошел ледокол «Сибиряков». Путь начал осваиваться. Уже в 1936 г. по нему прошло 14 кораблей. Северный морской путь соединил центр страны с Дальним Востоком, сыграл ог ромную роль в ускорении эксплоатации природных богатств Северной Сибири — ее лесов и полезных ископаемых. В устьях сибирских рек и удобных бухтах выросли ловые порты — Игарка, Тикси, Амбарчик и другие. Этим успехам содействовало и то, что советские люди двинули в арктические во ды сильную «эскадру» ледоколов. Ледоколы впервые стали строить русские. Первый Ле докол «Ермак» был спроектирован и вы строен еще в конце XIX века замечатель ным русским моряком и исследователем океанов — адмиралом С. 0. Макаровым. Однако при царском строе значение ледо колов недооценивалось. Уже в советские годы старые ледоколы времен первой ми ровой войны, получившие имена «Красин» и «Ленин», были дополнены многими но выми. Крупнейший среди них — «Иосиф Сталин». Из Ледовитого океана в Тихий океан ве дет Берингов пролив. Ширина его 89 км. На советском берегу находится Чукотский полуостров; крайний) мыс его назван Деж нев в честь смелого казаоса-морехода. На противоположном берегу — Аляска, при надлежащая США. Таким образом, здесь СССР на своем Крайнем Востоке имеет мор скую границу с США. Берингово море лежит между Камчаткой, Аляской и Алеутскими островами. Холод ные течения делают его суровым. Долгая зима неприветлива, летом — густые тума ны. Зато море это богато ценными промы словыми ж иво тным и — китами и котика ми. На пустынном острове в этом море по хоронен командор Беринг, начальник рус ской експедиции, посланной по почину Петра Велтгкою, чтобы выяснить «сошлась ли Азия с Америкой». Беринг успешно вы полнил эту задачу и умер на обратном пу ти. Охотское море (между Камчаткой, Ку рильскими островами и Сахалином) — то же сурово. Оно, кроме средней части, зи мой замерзает, а летом изобилует тумана ми. Но для советских моряков — это хоро шо знакомая морская дорога. Богаты рыб ные и (крабовые промыслы Охотского мо ря. Множество советских кораблей промыш ляет здесь, среди них* есть целые пловучио консервные заводы, которые пе только вы лавливают, но тут же, в открытом море, обрабатывают рыбу и крабов п упаковы вают их в консервные банки. Южнее Охотского лежит Японское море. Нам принадлежит его северо-западный бе рег. Здесь, в великолепной бухте, на гори стом мысу вырос наш главный тихоокеан ский порт — Владивосток. Корабли круг лый год уходят отсюда во все порты мира. Десятки их стоят всегда на рейде. С двух крутых сопок — Орлиной и Тигровой, по склонам которых лепится город, откры вается замечательный вид на бухту «Золо той Рог». От Владиврстока близко до Сахалина, который сейчас весь входит в пределы СССР. На южной части его теперь города и порты носят русские имена — Невельск, Корсаков, Южно-Сахалинск. Через эти пор ты, а также через старые порты северной части острова Сахалин вывозит свои бо гатства — уголь, лес, нефть, бумагу,. После изгнания японцев из Маньчжурии в 1945 году СССР по договору с Китаем принял на себя оборону района Порт-Арту ра. Эта морская крепость, где каждая соп ка, каждый утес живо напоминают русским воинам славную оборону во время русско- епонской войны, стала сейчас важной ба зой обороны от возможной агрессии па Желтом море. По этому договору мы также восстановили свои права на лежащий ря дом торговый порт Дальний. Последним из морей СССР является Наспийское море, несвязанное с океанами. Южный берег этого огромного озера при надлежит Прану, а западный, северный и восточный — СССР. Каспий зовут морем не только за его величину. По своей солено сти, окраске, волновому режиму, рыбным богатствам — это настоящее море. Эконо мическое значение Каспия в том, что оп соединяет Кавказ со Средней Азией и от крывает по Волге путь в глубь страны. Нефть1 -из Баку перевозится по Касппю в Астрахань и дальше поднимается вверх по великой Волге. Большое значение имеют и рыбные промыслы Каспия, дающие огром ные уловы. Моря, обрамляющие СССР, были разоб щены между собой. Советские люди ломают эту прежнюю изолированность наших мо рей. Беломорско-Балтийский канал имени Сталина уже соединил Белое море с Бал тикой, Балтика п Каспий в будущем свя жутся с Азовским и Черным морями по Волго-Донскому каналу (Волга и Каспий были и прежде соединены с Балтийским мо рем Мариинской системой). Вдоль всей се верной границы прошел Севморпуть, сое динивший Белое и Баренцово моря с мо рями Тихого и Ледовитого океанов. Наши моря сторожит Советский Военно- Морской Флот. Сущность военно-морской политики СССР заключается в обеспечении государственных интересов нашей Родины, в укреплении ее обороны. Военно-Морской Флот СССР является верпым помощником Советской Армии. Об этом говорит вся его славная тридцатплетняя история и боевой путь в период Великой Отечественной вой ны. ж Советское правительство, партия боль шевиков и лично товарищ Сталин неустан но заботятся о нашем флоте и военных мо ряках. Ленинский комсомол уже много лет посылает служить на флот своиф лучших представителей. Послевоенный пятилетний план предусматривает значительное разви тие судостроительной промышленности, ко торая должна построить для нашего флота много новых кораблей. Каждому из совет ских моряков дорого и памятно то внима ние, которое проявил к ним товарищ Сталин, посетивший летом 1947 г. крейсер «Молотов». Слова товарища Сталина, при зывающие к заботе о наших моряках, обя зывают весь флот еще лучше крепить обо рону морских рубежей СССР. Наш народ совершил на морях великие подвиги. Он открыл, исследовал п освоил обширные берега своей страны, в боях от стоял их от врагов. В этих боях, в дале ких, часто очень трудных плаваниях вы росла славная семья наших моряков. Мы чтим имена великих русских флотоводцев — Петра I, Ушакова, Сепявина, Лазарева, Нахимова, Макарова, мореплавателей-ис- следователей — Дежнева, Беринга, Чири- кава, Лаптевых, Челюскина, Лпсянского и Крузенштерна (первых русских капитанов, совершивших кругосветное плавание), Не вельского, Седова и многих других. Совете кие героп-морякп приумножп.ш эти подвиги. Моря СССР, по которым пла вают сотни кораблей под красным флагом, являются неот’емлемой частью нашей ве ликой Родины. Н. МИХАЙЛОВ, В. ПОНШИШЕВСКИЯ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz