На страже Заполярья. 1948 год. Май.

TO мая 1948 г., № 110 (3106). и х с т р а ж е З а п о л я р ь я Больше внимания занятиям школы партактива С ноября 1947 года на нашем корабле работает школа партийного актива, на­ чальником которой является тов. Ханов. Как s e проходят занятия в школе, како­ вы ее успехи? К сожалению, этими вопро­ сами интересуется очень узкий круг, лю- &А. Секретарь парторганизации корабля тов. Макаров как будто проявляет заботу о школе. Например, в день занятий он суетится, готовит помещение, проверяет посещаемость. Конечно, это хорошо. Од­ нако нам кажется, что такое чисто техни­ ческое дело, как подготовку помещения для занятий, руководитель парторганиза­ ций мог бы поручить кому-либо из рядо­ вых членов партии, а ему бы следовало поинтересоваться более важной стороной дела — прежде всего самостоятельной подготовкой слушателей к занятиям, при­ чинами срыва занятий или их переноса, что довольно часто бывает. Тов. Макаров всюду хочет поспеть сам. Даже простое техническое дело он не по­ ручает другому, а делает лично. Если бы секретарь парторганизации сколотил во­ круг себя ядро коммунистов, которые по­ могали бы ему в деле подготовки слушате­ лей к занятиям, они проходили бы значи­ тельно успешнее. Приведем некоторые факты, характери­ зующие, как проходят занятия. 18 февра­ ля с утра читалась лекция по циклу «Во­ просы партийного строительства». После обеда должна была состояться лекция по географии. Однлко лектор почему-то не прибыл на корабль, и тов. Макаров дал ука­ зание слушателям заниматься самостоя­ тельней работой над книгой. К сожалению, никто ее не организовал, эту самостоятель­ ную учебу, и к концу второго часа за сто­ лом сидело всего 3 человека. Время у большинства товарищей прошло непро­ дуктивно. 8 апреля школа занималась в помеще­ нии, через которое все время проходили матросы, занятые покраской надстроек. Заниматься было невозможно. Спраши­ вается, неужели нельзя было сразу найти нужное для занятий помещение? Можно было, но никто об этом не побеспокоплся. Руководители парторганизации боевых частей не проявляют нужной заботы о школе, об учебе коммунистов, не органи­ зуют самостоятельную подготовку слуша­ телей к занятиям, не контролируют ее. Это особенно ярко видно на примере нашей парторганизации — БЧ-1-III-IV. В прош­ лом году секретарем был тов. Мухин. Он ни разу не поинтересовался, кате идут за­ нятия в школе партактива, не нашел вре­ мени, чтобы хоть раз побывать на заня­ тиях, побеседовать со слушателями своей парторганизации, проверить, как они гото­ вятся к занятиям. Нужно ли после этого удивляться, что в школе имеются товари­ щи, отстающие в учебе. Школа партийного актива должна ра­ ботать в твердо установленные дни. Разве это нормально, когда занятия срываются, переносятся? ^то только расхолаживает слушателей, отбивает у них интерес к учебе. Нельзя считать нормальным, когда одно занятие от другого отделяет период в месяц и даже больше. Так, например, за­ нятия проходили у нас 15 января, а сле­ дующие — 17 февраля! Таким «режимом» работы школы, конечно, трудно заинтере­ совать слушателей. 1 Не соблюдается у нас и расписание тем. Если в расписании указано, что первая лекция по партстроительству, то уж обя­ зательно произойдет какое-либо изменение. Слушатели настолько привыкли к таким изменениям, что уже заранее безошибочно предсказывают их. Тов. Ханов не требует от преподавателей, чтобы они соблюдали утвержденное пм расписание занятий. Тяга к учебе у слушателей исключи­ тельно велика. С огромным вниманием слу­ шают опп увлекательные лекции капитана 2 ранга Смирнова, старшего лейтенанта Тихонова, капитана Лернера. Но ведь каж­ дому ясно, что для усвоения материала ма­ ло прослушать хорошую лекцию. Глав­ ное — нужно организовать самостоятель­ ную подготовку слушателей к занятиям, контроль и помощь в их учебе. А этого на корабле нет. Как тот или иной коммунист работает над книгой, правильно ли он кон­ спектирует материал, как он усваи­ вает изучаемую тему — вот что должно быть предметом постоянной заботы секре­ тарей парторганизаций и начальника школы. К сожалению, этим вопросам до­ статочного внимания не уделяется, особен­ но со стороны бюро парторганизации бое­ вых частей. 5 Необходимо покончить с фактами срыва и переноса занятий, установить действен­ ный контроль за учебой коммунистов. Это необходимо для того, чтобы успешно подготовиться к предстоящим экзаменам в школе партийного актива. К . АНАТОЛЬЕВ. Комсомольцы—передовики учебы Секретарь комсомольской организации тов, Бенин, как и все бюро, направляет все силы на то, чтобы добиться новых ус­ пехов в политическом восшгтаппп воинов. Было проведено собрание с повесткой дня: «Авангардная роль комсомольцев в полит­ занятиях». Комсомольцы приняли ряд хонщ ж гны х решений. Уходя с собрания, каждый комсомолец запомнил, что приня­ тое решение требует от него активного участия в политзанятиях. Комсомольцы лучше стали готовиться к ним, активно участвовать в собеседованиях. Отличные оценки получили но полптп- ч есим занятиям члены ВЛКСМ Соко­ лов, Беляков, Онпщук и другпе. Бюро ком­ сомольской организации оказывает помощь отстающим товарищам, для чего были вы­ делены сильные слушатели Соколов, Бе­ ляков, Шаров. Они систематически помо­ гают отстающим. Когда личный состав изучал биографию товарища Сталина, на комсомольском со­ брании было вынесено решение: задача каждого члена ВЛКСМ — глубоко изучить биографию товарища Сталина, для чего проводить громкие читки по главам с подробным разбором их. Это решение было выполнено. Однако есть комсомольцы, которые считают себя много знающими. Они пас­ сивно ведут себя на политзанятиях и сами отвлекаются и мешают своим товарищам. Это — Сологуб, Поляков, получившие не одно замечание от руководителя. Ошибка комсомольского бюро та, что члены его не побеседовали с этими това­ рищами, не потребовали от них соблюде­ ния воинской дисциплины и активного участия на политзанятиях. Старший матрос Д. Д0НЧЕНК0 . О Б З О Р П Е Ч А Т И Пропаганда боевых традиций * Во время войны в одном из боевых похо­ дов у берегов противника гвардейская под­ водная лодка получпла серьезное поврежде- ние. Первым увидел грозившую лодке опас­ ность торпе!дист Михаил Баев. Пе раздумы­ вая, он вскочил в поврежденный отсек, на­ глухо задраил за собой переборку и по пе­ реговорной трубе доложил командиру о случившемся. Отсев быстро заполнялся ледяной водой. Баев рисковал жизнью, но не покинул от­ сева. Баев понимал, что от его стойкости и находчивости зависела жизнь товарищей. Отважный североморец, до конца верный Родше и своему воинскому долгу, с ис­ ключительным мужеством боролся с опас­ ностью и спас корабль от угрожавшей гп- бела. В октябре прошлого года печатная газета «Боезой курс» рассказала об этом подвиге комсомольца Мпхапла Баева молодым ма­ кросам-подводникам. У старшего матроса Хабарова рассказ оставил глубокое впечат­ ление. В беседе с сотрудником редакции он оказал: — Хочется быть таким же, как Баев. Желание подражать отважному северо­ морцу, в боях с врагом добывшему победу Родизе и боевую славу своему соединению, не оставляло с тех пор старшего матроса Хабарова. По мере свопх сил он старался образцовой учебой и службой поддержать боевую славу своего корабля. Через месяг газета поместила корреспонденцию Хаба­ рова о том, как он готовится к инспектор­ ской проверке политических занятий, а еще через некоторое время сообщила, что Иван Хабаров показал отличные знания в политической подготовке и добился успе­ ха в боевой учебе. Матрос Хабаров стал от­ личником. Славные боевые традиции, история ^ко­ раблей, подвиги участников Великой Отече­ ственной войны воодушевляют молодых подводников на образцовую службу Родине. Хорошо помогает им в этом газета «Боевой курс». Редакция умело использует богатую ис­ торию североморских подводников, опыт Великой Отечественной войны в воинском воспитании матросов. Пз номера в номер на страницах газеты появляются корреспон­ денции о боевых традициях и подвигах участников войны. Молодые подводники узнали из своей га­ зеты о том, как торпедист Камышев, рис­ куя жизнью, разоружил задержавшуюся в аппарате торпеду, как тринадцать подвод­ ников в полузатопленном отсеке -десять часов самоотверженно боролпсь за спасе­ ние своего корабля. Редакция опубликовала письмо героя-матроса Степана Черноуса, который писал своим родителям перед боем: «Я люблю свой парод, свою страну, верю в их лучшее, потому что оно пред­ сказано нашими гениями — великими и умными вождями, перенесшими много тягот в борьбе за свободу народа — Лениным н Сталиным. НА СНИМКЕ: отличники боевой и политической подготовки командир ору­ дийного расчета линейного корабля «Ар­ хангельск» старшина 2 статьи Анатолий Б о й ц о в , старший матрос Виктор Карта­ шев, старший матрос Николай Мандрика. Ф;ио М. Бугакова. --------------- X X----------------- Идейный рост комсомольцев Старшина, долг которого учить и воспи­ тывать матросов, обязан сам неустанно по­ вышать свой политический, военный и об­ щекультурный уровень. Только при этих условиях он сможет быть полноценным старпшной-воспитателем. Старшины 2 статьи Печенкин и Яри- новский много работают над собой, читают политическую, историческую, техниче­ скую и художественную литературу. Онп уже изучили книгу товарища Сталина «0 великой Отечественной войео Советского Союза» и сейчас работают над изучением «Краткого курса истории ВКП(б)». Политические знания помогают комсо­ мольцам Печенкину п Ярпновскому ус­ пешно выполнять задания комсомольской организации. Они проводят интересные и содержательные беседы с комсомольцами и несоюзными воинами. Особенно хорошими были беседы тов. Печенкпна на темы: «Как построен комсомол», «Комсомол — боевой помощник большевистской партии». Тов. Яриновский умела воспитывает подчиненных. Недавно при сдаче боевой задачи подразделение тов. Яриновского по­ лучило высокую оценку. Подчиненные ему матросы тт. Соколов, Смирнов, Попов и Исаев поощрены командованием. Старшина В. СИМОНЕНКО. Письмо матери Комсомолец старший матрос Сергачев хорошо освоил специальность замкового. С помощью мичмана Волянского и старшего матроса Щекатурова он стал мастером сво­ его дела, дисциплинированным воином. 0 четкости действий замкового Сергачева го­ ворит факт, что при всех минувших стрель­ бах это арудио не имело ни одного про­ пуска. В карточке поощрений старшего матро­ са Сергачева записано 15 благодарностей, он занесен на Доску отличников. Недавно комсомольская организация по­ слала письмо матери отличника, в котором поблагодарила Августпнью Николаевну за хорошее воспитание сына. Старшина 1 статьи А. ДОРОФЕЕВ. В этой борьбе я могу погибнуть. Если так случится, то знайте: ваш Степан принес Родине пользу, он воевал с фа­ шизмом и отдал свою жизнь за правое де­ ло — за народ, за партию». Этих верных сынов Родппы, пе щадив­ ших жизни ради выполнения воинского долга, газета ставит в пример воем подвод­ никам, пришедшим служить па флот после войны: «Эти люди — ваши старшие братья, — пишет газета в передовой статье «Слово к молодым матросам». — Быть достойным преемником славы, завоеван­ ной ветеранами в жестоких боях, — таков долг каждого молодого моряка, занявшего боевой пост у механизмов». На подвигах Ивана Гондюхина и Алек­ сандра Фоменко, павших героями в бою, га­ зета «Боевой курс» показала, как свято и нерушимо хранили участники Отечественной войны традицию железной воинской дис­ циплины и, преодолевая любые трудности, выполняли боевой приказ. Многочисленные материалы рассказывают матросам о высо­ ком воинском мастерстве подводников. В передовой статье «Сердце корабля должно работать четко» редакция, обращаясь к мотористам, призывает их знать и обслу­ живать технику по примеру участника войны главного старшины Либермапз, ко­ торый никогда не допускал ппкакпх ава­ рий или поломок. Напоминая подводникам боевую пстоиг.ю кораблей, газета учит беречь пх боевую славу, умпожать ее патриотическими дела­ ми. В день пятилетия иод’ема краснозна­ менного флага на одной из подводных ло­ док редакция поместила корреспонденцию о КОРЯБЕЛЬНДЯ РДДИОГЯЗЕТД Три года назад я впервые ступил на палубу Краснознаменного корабля. Слож­ ная техника и непонятная морская терми­ нология вначале даже опечалили меня. Ка­ залось, никогда не изучить и не запомнить всего. — Не все сразу дается, постепенно при­ выкнете, только не теряйтесь, смелее бе­ ритесь за учебу, — ободрил меня старшина 1 статьи Плетников, когда я пришел в его группу комендоров. Началась кропотливая учеба, я отдавал все силы, чтобы быстрее стать хорошим комендором, да и товарищи много помога­ ли. Особенно много занимались со мной старшины Плетников, Катышев и старший матрос Кудин. Результаты напряженной учебы и заботливой товарищеской помощи не замедлили сказаться. Сейчас я тотовлюсь сдать экзамен на командира отделения. Успеха в учебе я добился благодаря настойчивости и стара­ нию. Большая роль в моих достижениях принадлежит коллективу, в котором я слу­ жу. Это мы привели отрывов из статьи «Большая честь» старшего матроса Круг­ лова, транслировавшейся 23 апреля по рз- дпо корабля Н. Корабельная радиогазета здесь стала серьезным подспорьем командо­ вания в борьбе за высокую дисциплину и организованность, беспрекословное выпол­ нение устава. В той же статье «•Большая честь», о которой мы говорил вначале, автор при­ водит следующий красноречивый факт: «Одно время старший матрос Шиидяпии и матрос Егозан нарушили дисциплину и форму одежды. 9а их воспитание взялись не только командир отделения, но и весь экипаж корабля. Воздействие личного со­ става оказалось очень сильным, заставило нерадивых моряков изменить свое отноше­ ние к службе. Недавно радиоузел транслировал статью главстаршины Кравченко, вызвавшую на корабле большой интерес. Статья повест­ вует о передовиках учебы Перхнне, Кирил­ лове, Волхове, несущих образцово службу, отличающихся высокой дисциплинирован­ ностью и аккуратностью. Автор указывает, что корабль по праву гордится в тю а моря­ ками, свято выполняющими военную при­ сягу. В статье называются фамилии нера­ дивых Кулеш, Фомина. Автор требует от них но позорить звание моряка, равнять­ ся по передовикам, стать отличниками военного дела. Корабельная радиогазета, которую ре­ дактирует старший матрос Лосев, мобили­ зуя матросскую общественность против нарушителей воинской дисциплины и не­ исполнительных моряков, помогает коман­ дованию в установлении образцового по­ рядка на корабле. Капитан Г. МОИСЕЕВ. Шлюпка не в строю Прошло немало времени, как на нашем корабле организована команда гоночных гребцов. Сейчас необходимо этой команде заниматься усиленной тренировкой. Но тре­ нироваться не на чем, так как шлюпка на­ ходится в плохом состоянии п требует ре­ монта. Гоночная команда, возглавляемая стар­ шиной шлюпки старшиной 2 статьи Моле­ вым с большим желанием взялась за ремонт шлюпки. Но для успешной работы матро­ сам нужен был инструмент. Старшине 2 статьи Молеву неоднократно приходилось обращаться к главному боцману тов. Сту­ кай за инструментом, но положительного ответа от него не получал. Требовалась шпаклевка, а вместо шпаклевки было по­ лучено белило, которое по составу пред­ назначено совсем для другой цели. Это при­ вело к липшей работе. Шлюпка простояла 7 суток у причала и не была отремонтирована. Приходит золотое время, а команда не тренируется. При спуске шлюпки на воду она попрежнему пропускает воду. Матросы горят большим желанием стать хорошими гребцами. Но для этого надо мно­ го тренироваться. Мелкие неполадки с ин­ струментом мешают быстро ввести шлюпку в строй. Старший матрос А . СИБИЛЕВ. Примерный почтальон Из разных концов нашей великой Ро­ дины поступают письма матросам и сер­ жантам. С нетерпением они ждут вестей нз родных мест, вестей о выполнении сталинской пятилетки в четыре года. Газеты и письма всегда своевременно приносит почтальон части младший сер­ жант Тузов. Он также охотно исполняет различные поручения личного состава, связанные с почтовым отделением. Почтальон Тузов является отличником боевой п политической подготовки. При­ казом командира части он занесен на Доску отличников части. Комсомолец Ту­ зов активно участвует и в работе комсо­ мольской организации. Его часто можно вздеть в кружке товарищей, разучивающих новые песни. Младший сержант Тузов пользуется за­ служенным уважением всего личного со­ става. Старший матрос И . ЕГОРОВ. В ч а с ы о т д ы х а Культурно и полезно проходит на нашем корабле отдых личного состава. Созданный старшим матросом Будамшинным струнный оркестр доставляет нам немало хороших минут. Старший матрос Свпдро, матросы Воскресенский и Кухтенков принимают в оркестре самое активное участив. В настоящее время на корабле прово­ дится шахматно-шашечный турнир. В нем занята чуть ли не треть личного состава. том, как экипаж этой лодка в тоды войны одержал 17 побед, а в мирное время про­ должает боевую славу отличной боевой выучкой. Передовая статья «Велпкая честь служить Родине» рассказывает о пример­ ной службе матросов Гончаренко и Малина, достойно продолжающих традиции и славу корабля. «Пменно так, — говорится в статье, — понимает свою службу Родине каж­ дый подводник, который постоянно помнит о североморской славе, о чести своего соединения, по-настоящему до­ рожит этой честью». Ж ивыми носителями боевых традиций являются участники Великой Отечествен­ ной войны — сверхсрочники, продолжаю­ щие служить на флоте. Редакция газеты «Боевой курс» уделяет им большое вни­ мание. Па страницах газеты часто поме­ щаются 'корреспонденции о том, как уча­ стники войны передают свой боевой опыт и воспитывают молодых матросов на боевых традициях. Ветераны-подводники выступают с очерками и воспоминаниями о боевых походах. Старшина 2 статьи Ларин паписал, например, очерк о четыр­ надцатой победе своего корабля. Участни­ ки знаменитого похода Героя Советского Союза Лунина против немецкой эскадры в 1942 году выступили с воспоминания­ ми на тему: «Наш удар по немецкому лпнкору «Тпрппц». Редакция «Боевого курса», понимая значение пропаганды боевых традиций в деле воинского воспитания личного состава, помогает агитаторам повседневно вести эту работу, показывает опыт отдель­ ных агитаторов, помещает подробные за- Впереди других в розыгрыше первенства идут старший матрос Рожин н офицер Санго. Наши матросы в свободные от занятий часы с интересом читают художественную литературу, проводят коллективные чте­ ния. Недавно в кубриках прочли «Хожде­ ние по мукам» Алексея Толстого, «Обрыв» и «Фрегат Паллада» Гончарова. Матрос Р. ВАСИЛЬЕВ. пнеи наиболее поучительных и интерес­ ных бесед. Читая материалы своей газеты, матро- сы-псчзодникн, подобно Ивану Хабарову, загораются желанием подражать героям войны. Выступивший на собрании лично­ го состава старший матрос Торяник сказал: — Я горжусь, что служу нз корабле, который имеет славное боевое прошлое. Я знаю, что каждый из нас испытывает это же чувство. Мы обязаны служить так, чтобы своим старанием и упорством при­ умножать боевые традиции, сложившиеся в горячих схватках с врагом. Редакция газеты «Боевой курс» это же­ лание молодых подводников постоянно поддерживает, из номера в номер показы­ вает их успехи в учебе и службе. В газе­ те есть постоянная рубрика «Наши от­ личники», часто помещаются портреты передовиков боевой и политической подго­ товки, корреспонденции и заметки о за­ служенных матросами поощрениях, от­ дельным отличникам посвящаются пере­ довые статьи и т. д. Боевые традиции Северного флота для нас, североморцев, — это не только па­ мять о сланных подвигах наших матросов, сержантов, старшин и офицеров. Традиции нашего флота сложились в Великой Оте­ чественной войне, они освящены кровью верных сынов Родины, отдавших свою жизнь в боях, онп отражают лучшие к а ­ чества наших советских людей. Газета «Боевой курс», повседневно пропагандируя боевые традиции кораблей, делает большое и нужное дело. Тральщики В тугих снастях поет полярный ветер, Громады волн встают со всех сторон. Родимый порт покинув на рассвета, В обычный ройс идет дивизион. Железный строй кильватерной новей* Хранят в походе строго корабли. Вдали исчез суровый и холодный Седой гранит оставленной земли. Давно война окончилась на море, Но и сегодня гибель кораблям В бескрайнем голубеющем просторе Таят коварно минные поля. Упорный труд, опасные походы, В дни мира не окончены для нас. От мин быстрей очистить наши воды— » Таков короткий Родины приказ. Напрасно ветер будет с нами спорить, Напрасно волны будут нас качать — Пришли на место— флагман семафорит: — В квадрате Н. траление начать. И день за днем идет в труде опасном, За рейсом рейс — с десятками побед. ...По всем морям дорогой безопасной' Идут суда за тральщиками вслед. . И. МОТОВИЛОВ. Утренняя гимнастика Хорошей формой физического воспитания воинов является утренняя гимнастика, ко­ торой у. нас в части уделяется большое вни­ мание. Ошибочно некоторые матросы смотрят на физическую гимнастику, как на второ­ степенное дело. К сожалению, такие имеются в нашем подразделении. Например, старший матрос Волков и матрос Голубев всегда находят причину для того, чтобы не присутствовать на утренней гимвастаке. А старшие матросы Немцев и Иванов во время гимнастики для «отвода глаз» выполняют упражнения. Сейчас перед личным составом поставле­ на задача — сдать нормы на значок ГТО. Утренняя гимнастика должна послужить успехом в разучивании упражнений комп­ лекса ГТО. Младший сержант И. СУХ0ПАР08 . Образцовый кчадовщгж В нашем подразделении образцово отно­ сятся к своему долгу работники продпище- блока. Солдат Семикоп работает на долж­ ности ученика-писаря по продфуражному и вещевому довольствию. К своим обязанно­ стям он относится честно, за что имеет не одно поощрение от комащования. Младший сержант Лященко служит кладовщиком части. Большую заботу проявляет он по доставке доброкачественных продуктов для личного состава. Его рабочее место веегда в образцовом порядке. Личпый состав дово­ лен работой младшего сержанта и благода­ рит его за добросовестное отношение к по­ рученному делу. Сержант Н. КУЧЕРОВ. ’ и Антисанитарии в гарнизоне В нашем тарнизоне возле домов 4, 7 и 8, а также в районе финских до­ миков полно разных нечистот и грязи. Сейчас, когда в Заполярье наступила вес­ на, это особенно неприятно и чревато пло­ хими последствиями. Вместо того, чтобы навести порядок и чистоту’ возле этих до­ мов, жители из-за отсутствия спецяаль- ных помойных ящиков продолжают, как и раньше, выбрасывать нечистоты прямо на улицу. Еще хуже обстоит дело с местами обществеиного пользования. Не однажды проживающие в домах офи­ церы и сверхсрочники обращались к на­ чальнику КЭЧ тов. Зубову с просьбой сде­ лать возле домов помойки, по безуспешно. «Завтра примутся делать», — отвечал он и, видимо, забывал о свопх обещаниях, так как до сих пор в этом деле ничего не предпринято. Н. БЫКОВ, Д. МИНАКОВ, В. СУХНЕЕВ. В кубриках молчит радио' В наших кубриках молчит радио. Обратились к начальнику радиоузла старшему сержанту Юрченко. «Линия оборвана»,— заявил он. «Нет, — говорим мы, — линия исправна, а радио все же не говорит почему-то». «Хорошо, завтра наладим», — ответил начальник. Пове­ рили и ушли. Прошло три месяца, а репродукторы в кубриках попрежнему не работают. Д . ЧЕТКАРЕВ. Беззаботный библиотекарь В нашей библиотеке фонд хороших про­ изведений в отделе художественной лите­ ратуры представлен несколькими экземп­ лярами: «Тихий Дон» Шолохова, «Моло­ дая гвардия» Фадеева, «Как закалялась сталь» Н. Островского и другими кни­ гами. Но где находятся эти книги — неизвест­ но. В библиотеке пх почти никогда оет. Библиотекарь Уваров не заботится о том, чтобы скорее вернули находящиеся на руках книги. Солдат В. УСАЧЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz