На страже Заполярья. 1948 год. Май.
It 8a пашу Советскую Родину! / г т 1 ▼ , ЛЯРЬЯ Ежедневная газета Северного флота № 1 1 0 ( 3 1 0 6 ) . Среда 12 м а я 1948 г. Гоя издании 11 -й Сегодня в номере: К с о в е т с к о -ам е р и к ан с ки м о тнош ени ям (1 стр .). Г . Н о в о гр уд ски й . — Верный сын своей О тчи зны (2 стр .) . Во с л а в у Р оди ны . В стреч а военных м о р яко в со с т ах ан о в ц ам и -с у д о р ем о н т - никам и (2 стр .). К . А н а т о л ь е в . — Б о л ьш е вним ани я з ан я ти ям ш колы п а р т а к ти в а (3 стр). О б зор печати . П р о п а г а н д а бо евы х т р а диций (3 стр .). t I Г а з е т а «У нита» о поиедешш К эри на сессии и сполком а Всемирной ф ед ер ац и и п роф сою зо в (4 стр.). П о д а в л ен и е рабочего д в иж ен и я Ф р ан ц у зском М а р о к к о (4 стр .;. во * ПО-БОЛЬШЕВИСТСКИ выполнить РЕШЕНИЯ ОТЧЕТНО-ВЫБОРНЫХ ПАРТИЙНЫХ СОБРАНИЙ Отчетно-выборные партийные собрания, состоявшиеся на флоте в январе—феврале этого года, явились важнейшим событием в идейной жизни флотских партийных ор ганизаций. Они оставили глубокий след в сознании каждого коммуниста, мобилизова ли всех членов и кандидатов партии на ус пешное выполнение задач боевой и полити ческой подготовки, способствовали улучше нию марксистско-ленинского воспитания. Принципиальная, острая большевистская критика и самокритика, на основе которой проходили собрания, несомненно, сыграла огромную роль в смысле улучшения пар тийной работы, активизации партийных касс. Было бы, однако, серьезной ошибкой считать, что поскольку коммунисты про- ^ ^ в я л и высокую активность на собраниях, ^ р с к р ы л и многио существенные недочеты в партийно-политической работе, приняли хорошие, деловые решения, — то сейчас, собственно, не о чем беспокоиться, недо статки исчезнут сами собой, в порядке са мотека. Товарищ Сталин учит нас: «Победа ни когда ве приходит сама,— ее обычно при таскивают. Хорошие резолюции и деклара ции за генеральную линию партии — это только начало дела, ибо они означают лишь желание победить, но не самую победу. После того, как дана правильная линия, после того, как дано правильное решение вопроса, успех дела зависит от организа ционной ра т ы , от организации борьбы за проведение в жизнь линии партии, от пра вильного подбора людей, ст проверки ис полнения решений руководящих органов >. Чтобы по-большевистски выполнить ре шения отчетно-выборных партийных собра ний и партийных конференций, нужно при ложить много усилий, нужны ИСТИННО болыпеаистская страстность и инициатива в работе. Время, прошедшее после отчетно- выборных партийных собраний, изобилует мвогеми примерами подобного рода. У большевиков-подводников плодотворно ра ботает партбюро, возглавляемое лейтенан- том Пугачевым; у летчиков — секретарь парторганизации тов. Суслов; у катерников — тов. Татарпнов. Ценно у них то, что они умело решают именно те задачи, не акту альность которых указывали коммунисты. Та к , парторганизации, возглавляемые тт. Сусловым и Татариновым, успешно решают задачу укрепления авангардной роли коммунистов в боевой подготовке личного состава. В этих подразделениях каждый коммунист является опорой командира, его верным помощнцром. Об становка непримиримости к недостаткам, ж малейшему отставанию, созданная еще на отчетно-выборных собраниях, сохрани лась здесь по сей день. В парторганизации, возглавляемой тов. Пугачевым, налажено марксистско-ленинское образование, о чем особенно много говорили коммунисты. Резолюции, принятые на отчетно-вы борных партийных собраниях, являются документами большой важности. Это — программа практической деятельности для каждой партийной организации по обеспе чению высокого уровня боевой и полити ческой подготовки, по укреплению воинской дисциплины и политико-морального со стояния личного состава, по развертыва нию всей партийной работы. И сейчас для политработников, для бюро и секретарей партийных организаций нет боле« важной и ответственной задачи, чем настойчивая, решительная борьба за выполнение реше ний отчетно-выборных партийных собра ний и конференций. Б сожалению, имеются у нас на флоте такие руководители парторганизаций, ко торые этого недооценивают, которые не торопятся с выполнением решений отчетно- выборных собраний, проявляют недопусти мую беспечность и медлительность в рабо те. Отчетно-выборное собрание на корабле, где секретарем парторганизации тов. Сверч ков, показало, что главная задача 'комму нистов данного -корабля — борьба за укреп ление воинской дисциплины. Выступив ший иа собрании командир корабля говорил о либеральном отношении к нарушителям дисциплины, Казалось бы, задача ясна. Но бюро плохо выполняет волю со брания, не развернуло пропаганду воин ских уставов, не создало обстановку не терпимости к малейшим нарушениям дис циплины. Часто на этом корабле бы вает работник политотдела тов. Ткаченко, однако существенной помощи секретарь парторганизации от него не получает. Плохо выполняется наказ коммунистов и в парторганизации, ще секретарем парт бюро тов. Соковников. Об этом свидетель ствуют проведенные в конце апреля пар тийные собрания подразделений. Харак терно, что по докладу секретаря тов. Филь кина о выполнении решения отчетно-вы борного партийного собрания была принята резолюция, почти дословно повторяющая это решение. Тем самым собрание как бы подчеркнуло, что за четыре месяца своей работы тов. Филькин ничего не сделал для выполнения решения отчетно-выборного собрания. Целый ряд фактов подтверждает этот вывод. И в этом, конечно, повинно партбюро, возглавляемое тов. Соковнико- вым, которое не помогает повседневно сек ретарям парторганизаций подразделений. Медлительность в выполнении решений отчетно-выборных партийных собраний наблюдается и в ряде других партийных организациях. С подобным отношением к наказу коммунистов нельзя мириться. Не обходимо организовать систематическую проверку исполнения принятых решений. Секретари партбюро обязаны периодически отчитываться перед коммунистами о своей работе, внимательно прислушиваться >к их критическим замечаниям, докладывать на партийном собрании о том, что сделано по решению предыдущего собрания. Такая периодическая отчетность необходима для успеха дела, для того,’ чтобы секретарь, бюро чувствовали контроль партийной ор ганизация, чтобы не было застоя в работе, чтобы партийная жизнь била ключом. Исключительно велика роль политорга нов в выполнении решений отчетно-выбор- ных партийных собравий и партийных конференций. Секретари, бюро партийных организаций должны постоянно чувствовать контроль и помощь в своей работе снизу, со стороны партийных масс, а также свер ху, со стороны политотдела соединения. Задача его не только в том, чтобы обучать молодых секретарей на сборах и семинарах, но и обеспечить конкретную помощь и ру ководство на M6CTQ, непосредственно в пар тийной организации. Инструкторы полит отделов и заместители командиров по по литчасти обязаны глубоко вникать в су щество партийной работы, по-деловому по могать секретарям парторганизаций. Необходимо учить молодых секретарей партийных организаций не увлекаться до стигнутыми успехами, не зазнаваться, су дить о партийной работе не по формальным данным, но по количеству проведенных собраний, занятий, бесед, а по фактиче ским результатам работы, по тому, как каждый коммунист выполняет свои пар тийные и служебные обязанности, овладе вает знаниями марксизма-ленинизма, бо рется за боеспособность своего корабля, своего подразделения, как он помогает командиру в обучении и воспитании лич ного состава. Опыт многих партийных организаций учит, что решения отчетно-выборных соб раний успешно выполняются тогда, когда в практическую работу втянуты все ком мунисты. Опираясь на широкие круги вы росшего партийного актива, всемерно раз вивая критику и самокритику в партийной рг.ботс, руководители парторганизаций вы полнят волю отчетно-выборных собраний и конференций и тем самым обеспечат решение задач, поставленных перед боль шевиками флота историческими постанов лениями ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам и приказами Министра Вооружен ных Сил СССР. К с о в е т с к о - ам е р и к а н с к им о т н оше ниям Памятники русским полководцам По решению Советского правительства на Бородинском поле должен быть воздвиг нут памятник в честь великого русского полководца фельдмаршала М. И. Кутузова. Недавно лауреат Сталинской премии скульптор Н. Томский закончил работу над проектом этого монумента. Отлитая в брон зе пятиметровая фигура Кутузова будет установлена на пьедестале, высеченном из ст.еттого подмосковного камня. Высота памятпика — 10 метров. Вскоре скульп тор приступает к формовке статуи в на туральную величину. В ближайшее время в Вильнюсе должен быть в<швкгкут памятник советскому полководцу генералу армии И. Д. Черня ховскому. На высоком постаменте, изобра жающем тяжелый танк, будет возвышать ся четырехметровая фигура Черняховско го. С плеч полководца ниспадают склад ки плаща. Его сосредоточенный взгляд устремлен вдаль, на Запад, куда неудер жимым потоком движутся победоносные советские войска. В правой руко Черня ховского бинокль, левая рука сжата в ку лак. Оле стороны постамента украшены барельефами, изображающими радостную встречу жителей Вильнюса с ч а с т ям Со ветской *рмии. Е . МОСНВИН. * i мая посол Соединенных Штатов Аме рики г-н Смит посетил Министра Иност ранных Дел СССР В. М. Молотова и сделал ему по поручению своего правительства заявление, в котором говорится следую щее: Сославшись на свою беседу с Генера лиссимусом И. В. Сталиным и В. М. Молотовым в 1946 году, г-н Смит заявил, что Европейское сообщество стран и США, встревоженные тенденциями советской по литики, сплотились для взаимной самоза щиты, и Соединенные Штаты полны реши мости играть свою роль в этих совместных мероприятиях), направленных на восста новление и самооборону. Беспокойство и решимость американского народа усили лись в связи с враждебной позицией, про- | явленной Советским Правительством в от ношении программы Европейского Восста новления, которая по своей идее представ- ляет лишь мероприятие по оказанию аме риканской помощи в деле восстановления на совместной основе без угрозы для кого- либо. Положение, возникшее из-за действий Советского Правительства или политиче ских групп, которые, очевидно, находятся под его контролем, а также реакция на : эти действия со стороны других стран, включая и США, безусловно носят весьма ! серьезный характер. j В связи с этим Правительство США хо чет изложить некоторые моменты* в огно- ■шении которых, по его мнению, представ- j ляется весьма важным, чтобы не было ни каких недоразумений. 1. Политика Правительства Соединен ных Штатов в международных вопросах стала достаточно определенной в послед нее время. Эта политика пользуется под держкой большинства американского наро да. Она будет и впредь энергично прово диться в жизнь. Внутриполитические соображения, как, например, предстоящие выборы, не ока жут влияния на эту политику. Правительству США известно, что ком мунистические организации в различных местах пропагандируют ту точку зрения, что надвигающийся экономический кризис в Соединенных Штатах вскоре приведет к изменению американской политики. * Даже те, кто упорствует в таких предсказаниях, должны понять, что экономический кризис никоим образом не затронет основной производственной мощности США или ко ренных факторов, лежащих в основе внеш ней политики США. Нынешнее международное положение за трагивает вопросы, которые имеют жиз ненно важное значение для безопасности Соединенных Штатов и для всеобщего ми ра. 2. Правительство США желает ясно заявить, что Соединенные Штаты не име ют никаких враждебных или агрессивных намерений в отношении Советского Союза. Политика Соединенных Штатов разработа на таким образом, что она никак не мо жет оказать неблагоприятного влияния на интересы Советского Союза, если Совет ский Союз стремится жить в мире со свои ми соседями и воздержится от попыток оказывать излишнее прямой или косвенное влияние иа их дела. : По существу говоря, многие элементы | внешней политики Соединенных Штагов, ! которые в настоящее время вызывают та кие резкие возражения со стороны совет ской печати, никогда бы не возникли, ес ли бы для Соединенных Штатов не было необходимости оказывать помощь другим странам с целью защиты их политической целостности от попыток со стороны ком мунистических меньшинств захватить власть и установить режимы, подчиненные I j иностранным интересам. Если эти попыт- ; ки прекратятся, то отпадет и необходи- ! мость в некоторых проявлениях внешней политики Соединенных Штатов, которые, повидимому: вызывают недовольство в Москве. Нынешнее состояние американо-совет ских отношений является источником серь езного разочарования для американского народа и для Правительства Соединенных Штатов. Что касается нас, то оно пред ставляет собой болезненную и нежелатель ную альтернативу, к которой нас шаг за шагом толкала политика Советского Союза и мирового коммунизма. Мы до сих пор ни коим образом не отказались от надежды на такой поворот в событиях, который даст нам возможность найти путь к установле нию хороших и разумных отношений меж ду нашими двумя странами вместе с ко ренным ослаблением того напряжения, которое в настоящее время повсюду ока зывает неблагоприятное влияние на меж дународные отношения. Что касается Сое диненных Штатов, то дверь всегда остает ся открытой для исчерпывающего обсужде ния и урегулирования наших разногласий. Мое правительство искренне надеется, что члены Советского Правительства не проявят пренебрежения в отношении пози ции Правительства Соединенных Штатов, как она здесь изложена. Если они это сде- f лают, они не встретят с нашей стороны отсутствия готовности и желания внести , свой вклад в дело такой стабилизации условий в мпре, которая будет полностью совместима с безопасностью советского на рода. 9 мая В. М. Молотов пригласил г-на Смита и сделал ему по поручению Совет ского Правительства следующее заявле ние: Советское Правительство ознакомилось с заявлением посла США г-на Смита от А мая с. г. по поводу нынешнего состояния ' советско-американских отношений. Совет- , ское Правительство положительно относит- I ся к выраженному в этом заявлении поже ланию Правительства США улучшить эти i отношения и согласно с предложением при- ‘ ступить с этой целью к обсуждению и ' урегулированию существующих между на ми разногласий. Вместе с тем Советское Правительство считает нужным заявить, что оно не мо жет согласиться с Правительством США, что причиной нынешнего неудовлетвори тельного состояния советско-американских отношений и напряженности в междуна родном положении является политика СССР в Восточной Европе и усилившееся здесь влияние Советского Союза. Что касается отношений СССР с погра ничными, а также другими странами в | Европе, то Советское Правительство с 1удовлетворением может констатировать, что, действительно, эти отношения после ' войны значительно улучшились. Как из вестно, это нашло свое выражение в заклю чении между СССР и этими странами дого воров о дружбе и взаимепомощи, которые . направлены исключительно против повто- ? ; рения агрессии со стороны Германии и ее ; j возможных союзников и которые, вопреки ■заявлению посла США в Москве г-на Смита, не содержат никаких секретных протоко лов. В заключении этих договоров особен но заинтересованы указанные страны, через которые прошла германская агрес сия. Известно, что и Соединенные Штаты Америки проводят политику укрепления своих отношений с пограничными страна ми, например, с Канадой, Мексикой, а также с другими странами ^Америки, что вполне лопятно. Столь же понятно, что Советский Союз также проводит политику укрепления своих отношений с пограннч- ! пыми и другими странами Европы. Поли тику укрепления дружественных отноше ний с этими странами Европы Советский ! Ссюз будет проводить и впредь, j В заявлении Правительства США гово- : рнтся, что некоторые внешнеполитические мероприятия Соединенных Штатов в дру гих странах, вызывающие недовольство со J стороны СССР, обгоняются излишним ; влиянием Советского Союза на внутрепние дела этих стран. Советское Правительство ®е может согласиться с такого рода пб'ис- яедием. Что касается стран Восточной Европы, которые в данном случае имеются в виду, то здесь после войны произошли, как из вестно, серьезные демократические преоб разования, которые являются средством за щиты против угрозы новой войны и кото рые создали ввиду этого благоприятные условия для развития дружественных от ношений между этими странами и СССР. Было бы совершенно неправильно припи сывать происшедшие здесь демократиче ские преобразования вмешательству Совет ского Союза во внутренние дела этих стран. Это значило бы игнорировать тот несомненный- факт, что указанные пре образования являются естественным ре зультатом победы демократических сил над нацизмом и фашизмом и рассматриваются народами Восточной Европы, как гаран тия против угрозы новой войны. В этой связи вполне понятно выдвижение комму нистов на руководящие посты, так как народы этих стран считают коммунистов наиболее последовательными борцами про тив новой войны. Никому не дано права оспаривать, что проведение демократических преобразова ний является внутренним делом каждого государства. Однако нз приведенного вы ше заявления Правительства США явст вует, что оно придерживается другого взгляда и допускает со своей стороны вмешательство во внутренние дела других государств, что не может не вызвать серьезных возражений со стороны Совет ского Правительства. События в Греции являются не единственным примером та кого вмешательства во внутренние дела других государств. Теперешнее неудовлетворительное со стояние советско-американских отношений правительство США об'ясняет также пози цией Советского Правительства в вопросе о так называемой программе Европейского Восстановления. Между тем, совершенно ясно, что если бы вопрос об экономическом j восстановлении стран Европы был постав-; лен не так, как это сделано в указанной программе, а на основе нормальных ус ловий международного экономического со трудничества в рамках организации Об’едпненных наций и с должным , уважением к национальным правам и суверенитету государств, то пе было бы причли для отрица-. тельного отношения СССР к программе Европейского Восстановления. Тем более, что СССР является одним из наиболее эко номически пострадавших в войне госу дарств, весьма заинтересован в развитии послевоенного международного экономиче ского сотрудничества. Вместе с тем, Советское Правительство питает нужным заявить, что нынешнее неудовлетворительное состояние советско- американских отношений и напряженность в международном положении являются ре зультатом политики Правительства Соеди ненных Штатов Америки за последний пе риод. Созданию такого напряженного положе ния содействуют, прежде всего, такие ша ги Правительства ОША, как все большее развитий сети военно-морских и военно авиационных баз во всех частях света и, в том числе, на территориях, пограничных с СССР, причем пресса в ряд официальных представителей США прямо заявляют, что создание этих баз имеет целью окружение СССР. Такие мероприятия нельзя об’яс- нить интересами самообороны. Нельзя также пройти мимо того, что нынешняя атмосфера международных отношений от равляется всякого рода воинственными угрозами, направленными против СССР, и исходящая из определенных кругов, тесно гьязаяных с Правительством США. В про тивоположность этому Советское Прави тельства ведет последовательно-мирную политику в отношении США и других го сударств. не создает военных баз в друтих странах и не допускает военных угроз в отношении кого бы то ни было. Далее. Последнее время образеоан воен ный союз западных стран, включающий Англию, Францию, Бельгию, Голландию, Люксембург. В то время, как все договоры о взаимопомощи, заключенные Советским Союзом с Восточно-Европейскими страна ми, а также с Англией и Францией, имеют целью недопущение новой агрессии со стороны Германии и не направлены про тив какого-либо союзного государства, соз данный теперь военный союз пяти запад ных государств, как это' видно из догово ра, имеет в виду не только Германию, но в одинаковой мере может быть направлен против тех государств, которые были со юзниками во второй мировой войне. Во всей английской, французской и амерл-- канской печати открыто говорится, что этот союз направлен против СССР. При этом нельзя пройти мимо того, что образо вание указанного военного союза стало возможным только благодаря покровитель ству со стороны Правительства США. Ясно, что военный договор пяти западных госу дарств никак нельзя рассматривать, как договор самообороны. Недружелюбный характер политики Правительства США в отношении СССР сказывается и в области советско-амери канской торговли. По заключенному между нашими двумя государствами торговому соглашению Правительство США обязано но применять в отношении вывоза товаров из США в Советский Союз никаких более обременительных ‘ правил или формальностей, чем те, которые применяются в отношении всякой третьей страны. Однако проводимая теперь Прави тельством США политика игнорирует это обязательство Соединенных Штатов и на ходится в полном противоречии с советско- американским торговым соглашением,- устанавливая дискриминацию в отношении СССР, несмотря на то, что Советский Союз добросовестно выполняет свои обязатель ства по указанному соглашению. В ре зультате этого срывается вывоз в СССР американских товаров, по которым упла чены Советским Союзом авансы или даже произведена полная оплата, что наносит ущерб также соответственным американ ским фирмам. Нетерпимость такого поло жения совершенно очевидна. В настоящее время Правительство США заявляет, что Соединенные Штаты не имеют никаких враждебных пли агрессив ных намерений в отношении Советского Союза и выражает надежду на возмож ность найти путь к установлению хороших и разумных отношений между вашими двумя странами вместе с коренным ослаб лением напряжения в международных от ношениях и выражает готовность содейст вовать такой стабилизации условий в мире, которая соответствовала бы также интересам безопасности советского народа. Советское Правительство может только приветствовать это заявление Правитель ства США, ибо, к а^ известно, оно всегда проводило политику миролюбия и сотруд ничества в отношении Соединенных Шта тов Америки, которая всегда встречала единодушное одобрение и поддержку со стороны народов СССР. Правительство СССР заявляет, что оно и впредь намерено проводить эту политику со всей последова тельностью. Советское Правительство также выра жает надежду на возможность найти сред ства устранить имеющиеся разногласия и установить между нашими странами хоро шие отношения, которые соответствовали. бы как интересам наших пародов, так л делу упрочения всеобщего мира. Г-н Смит оаешал довести заявление Со ветского Правительства до сведения Пра вительства США. (ТАСС). t
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz