На страже Заполярья. 1948 год. Май.

в мая Т948 г., № 107 (3103)’. НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я О Р Я К И У Ч А Т С Я Много моряков Северного флота совмешагот службу с учебой в средних шко­ ла*, университетах марксизма-ленинизма, в заочных высших учебных заведениях. Благодаря упорству и настойчивости, поавильной поганизацня рабочего времени оия успешно овладевают знаниями. Учеба оказывает большое положительное влияние на успеваемость моряков в боевой и политической подготовке. Чем выше культурный уровень моряка, тем луч­ ше он овладевает боевой техникой, оружием, тем усерднее несет службу. Сейчас в связи с наступлением выпускных и переводных экзаменов перед воен. нымн моряками-учащнмися встает задача успешно закончить учебный год, отлично выдержать экзамены. Дело чести каждого из них — показать пример высокой дисци­ плинированности, трудолюбия и прилежания в подготовке к экзаменам. Ниже рассказывается об общеобразовательной учебе североморцев. ж\ Ф° WBO НА АТТЕСТАТ ЗРЕЛОСТИ S' начале 1947 года вместе с другими моряками я поступил в 9 клагс школы ра- чей молодежи 2 с твердым решением во что бы то ни стало закончить десяти­ летку в поступить в высшее учебное заве­ дение. В школе нас встретили тепло и радушно. Некоторые матросы п старшины с недо­ верием отнеслись к возможности совме­ щать учебу со службой. Пз своего опыта я убедился, что хоть и трудно успешно учиться и одновременно нести службу, но возможно, главное— это желание, упорство и сила воли в достижении цели. К началу нового учебного года в школе было одиннадцать заявлений от матросов и старшин нашей части. С первых же дней зьнятий все дружно взялись за уче­ бу. Ежедневно в свободное время и по ве­ черам мы собираемся вместе п помогаем ДРУГ Другу в усвоении материала, чтобы учащиеся матросы и старшины были пе­ редовыми во всей школе. Сейчас уже последняя четверть учебно­ го года — самая напряженная, решающая четверть. Все силы мы отдаем подготовке к предстоящим экзаменам. Старшина 2 статьи В. МОДАНОВ. МЕЧТА СБЫВАЕТСЯ Желание учиться в планоЕО-эксаомпче- ском институте у меяя появилось давпо. Но как его осуществить? Рассчитав свое время, свободное от занятий и службы, я пришел к выводу, что у чи ться можно, и поступил в институт заочником. ОсоЗенно трудным был первый период. Шла Великая Отечественная война. Мне, как молодому торпедисту, приходилось осваивать боевой опыт, часто выходить на корабле в море. Уставал сильно, но учебы заочной не пре­ кращал. В учебе встретилась и другая трудность — недоставало литературы. И в этом случае я вышел нз положения. Прежде всего завязал связь с библиотеками, «оторые находились поблизости, а когда получил отпуск — недостаток в литерату­ ре о 1 ьончательно восполнил, приобретя учебники в магазинах столицы. Повседневная, усидчивая работа над заданьями позволила мне успешно закон­ чить эот уже четвертый курс планово- ввошмического института. На зачетной сессии в августе — сентябре прошлого года по всем дисциплинам я получил от­ личные оценки. Так же успешно продол­ жается моя учеба и на последнем курсе. Моя мечта сбывается. Скоро я окончу жастатут. Старшина ! статьи М. КУЗНЕЦОВ. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В 1ишей школе вот уже несколько лет учатся старшины п матросы Н-ского сое­ динения. Некоторые из них в стелах па­ шей школы получили среднее образ<#вание. В 1946— 47 учебном году окончил 10 классов и получил аттестат зрелости матрос Васильев. Теперь он продолжает учебу в заочном высшем учебном заведении. Матросы и старшины, занимающиеся в нашей школе, в преобладающем боль­ шинстве — примерные ученики. Старши­ на 2 статьи Моданов п старший матрос Жданов — лучшие ученики 10 класса. Они аккуратно посешают занятия, серьез­ но готовятся к урокам и оказывают су­ щественную помощь в хозяйственном устройстве школы. Отличниками являются также матросы Сельверстоо и Скремнев. Ими по праву гордится школа, как самыми успевающими в учебе. Много хорошего можно сказать и о матросе Супрунове. В ближайшее время начинаются экза­ мены. Онп явятся проверкой знаний уча­ щихся, пх умения разбираться в изучен­ ном материале. Дирекция школы надеется па то, что военные моряки покажут твер­ дые знания и добьются высоких оценок. Мы ждем, что в наступающем 1948— 49 уче5ном году число учащихся военных моряков значительно увеличится. Добро пожаловать, дорогие товарищи! Заведующая учебной частью школы рабочей молодежи В. ПРОТОПОПОВА. В УНИВЕРСИТЕТЕ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА Многие коммунисты нашей партийной организации повышают свое политическое образование в университете марксизма- ленинизма. Секретарь партийной органи­ зация главный старшина Надворный за­ канчивает в этом году университет. По следний год учится в университете и глав­ ный старшина Михайлов. Решил и я по­ следовать примеру своих товарищей и в прошлом году поступил в вечерний уни­ верситет марксизма-ленинизма. Важно правильно организовать свое Бремя. В этом мне помогли наши комму­ нисты, занимающиеся второй год в уни­ верситете. Сейчас каждую свободную ми­ нуту от службы я использую для учебы. Часто приходится обращаться в парткаби­ нет горкома ВКЩб), в областную библио­ теку. Пришлось много приложить усилий, чтобы сдать зачеты с хорошими оценками за первое полугодие. На подготовку к заче- там я использовал положенный мне от­ пуск. Учеба в университете, изучение марксистско-ленинской теории помогают мне лучше решать вопросы в моей прак­ тической работе секретаря комсомольской организации. Старшина 2 статьи В. ДАНИЛОВ. НА СНИМКЕ: матросы Е. Изветов и А. Азаров готовят шлюпку к сореъяоза- «шш. Фото М. Бугакова. 70 тысяч километров без ремонта Шоферы Владимир Фесеев п Ан­ дрей Армеев перевозили уголь. Дорога через реку плохая. За эту об’ективную причину они не стали прятаться, а хоро­ шенько подумали, п вместо обычных трех поездок за смену делали пять. Водители Иван Михайлов и Борис Крохип так организовали режим работы своих ав­ томашин, чтобы онп прошли без капиталь­ ного ремонта п среднего по 70 тысяч ки­ лометров. А ведь по техническим нормам после 30 тысяч километров пробега необ­ ходим средний ремонт, на который надо за­ тратить много средств. Значит, эти шоферы дважды перекрыли нормы и сэкономили государству не менее 16 тысяч рублей. Как онп добились такой победы, болея душой за каждую государственную копей­ ку? Грамотно организовали эксплоатацшо вверенной техники. Возвратившись в га­ раж, тщательно осматривали мотор, ходо­ вую часть, подкручивали ослабленные гай­ ки, болты, берегля машины d пути, теку­ щий ремонт производили сами, лишь изред­ ка прибегая к незначительной помощи ма­ стерских. То же можно сказать п о трактористе Бо­ рисе Крючкове. Его трактор отработал 2.200 часов даже без среднего ремонта, ко­ торый надо производить через каждые 600 часов. Приедет он бывало в гараж зпмой, но по­ ка не осмотрит тщательно своего мотора, не уйдет, хотя мороз сковывает пальцы, заглядывает под добротный полушубок. П трактор, как бы в ппак благодарности сво­ ему заботливому хозяину, прошел без ре­ монта расстояние, равное от Архангельска до V ockbw и обратно. Так патриоты-шоферы, борясь за до­ срочное выполнение пятилетки, самоотвер­ женно трудятся на пустах, экономя боль- ине государственные средства. И . ДНЕПР0В. Строго по прагилам и наставлениям Умело и старательно готовят горпеды к боевым учениям старшина 1 статьи Дмит­ риев, старшие матросы Ланцов и Кузне­ цов. Они всегда строго руководствуются наставлением н правилом минной службы. Перед приготовлением торпеды они тща­ тельно проверяют работу прибора расстоя­ ния, машины, промывают все фильтры. Потом производят перекладку ’ рулей и тщательно укупоривают горловину во всех отделениях торпеды. Все это обеспечивает надежную работу механизмов торпеды во время прохождения ею дистанции. Большое старание Кузнецов, Ланцов и Дмитриев проявляют к выстреленной тор­ педе после поднятия ео на (юрт. Чтобы торпеда пе покрылась ржавчиной, онп сСтирают ее и накладывают нозую смазку. Затем производят тщательную проверку работы всех приборов и приводят их в по­ рядок. Так заботливо ухаживают торпедисты за оружием при каждой тренировочной стрельбе. Правильного использования тор­ педного оружия они добились благодаря упорному изучению своей специальности. За отличное обслуживание материальной части старшина 1 статьи Дмитриев имеет 17 поощрений, старший матрсс ЛЗтщов — 16 п Кузнецов — 10. Гпзсный старшина П. CTAP23 IPCB . Книга в знаменито»! русскзн пцтвшеошннвд (П. К. Козлов.—„В азиц?ских просторах1) Книга «В азиатских просторах» — вое- но продвигались в глубь азиатских щюсто- поминанпя известного всему миру русского путешественника П. К. Козлова, ученика и друга Николая Михайловича Пржеваль­ ского. В 1882 году автор книги, в то вре­ мя 14-летний юноша, Петр Козлов впервые встретился с прославленным ученым- путешественнпком. Мужественный открыватель «белых пя­ тен» Азии, человек неисчерпаемой жизнен­ ной энергии, восторженно влюбленный в природу, Николай Михайлович Пржеваль­ ский зажег в сердце ниюпги горячую лю­ бовь к путешествиям,’^вторую тот сохра­ нил на всю жизнь. Herj Козлов был неиз­ менным спутником все* его экспедиций в Центральную Азию, а впоследствии сам<* стоятельно продолжал исследования! Мон­ голии, Китая н Восточного Тибета. Книга о великом русском ученом-путе- шественнико скупо, но, вместе с тем, очень правдиво, повествует читателям о жизнен­ ном пути первого исследователя Централь­ ной Азии. ^Николай Пгжевальскпй с юношеских лет увлекается серьезным изучением зоологии н ботаники, много и жадно читает. Его рабочая комната всегда была заполнена книгами, картами, исписанными тетрадя­ ми, коллекциями п гербариями. Чем боль­ ше была жажда к знаниям, чем больше он углублялся в эти занятия, тем сильнее им овладевала мысль о путешествии сперва в Африку, а затем в Азию. Заветное его желание исполнилось в 1867 году. Пржевальский получил двух­ летнюю служебную коматттировку в Уссу­ рийский край. Одновременно Сибирский отдел Географического общества поручил ему опирать флору и фауну, собрать зооло­ гическую и ботаническую коллекции. В январо 1870 года Пржевальский вернулся в Петербург и, изложив в своем описании «Путешествие в Уссурийский край» строе­ ние, климат, флору и фауну края, обра­ тился в Совет Географического общества с ходатайством отправиться с экспедицией в северные окраины Китая и мало изучен­ ные страны верхнего течения Желтой реки, в земли ордосго и Куку-нор. В ноябре этого же года Николай Ми­ хайлович Пржевальский отправляется в первую свою :амосточтельную экспедицию в Монголию и страны внутренней Азии. Царские чиновники не очень щедро отпу­ скали средства на научно-исследователь­ скую работу, и поэтому полученных ка­ зенных трех-четырех тысяч хватило лишь на -усушествление первоначальных планов. Путь в горах Тибета преодолевался с боль­ шими трудностями, по русские люди упор- ров. Морозы, леденящий ветер, нападения разбойников, разреженный горный воздух не остановили мужественных исследовате­ лей. До Пржевальского никому из иностран­ ных путешественников не удалось пройти в глубь Азии так далеко и сделать столько ценпых наблюдений. Результаты русской экспедиции были огромны. В Россию были достав­ лены богатые и разнообразные кол­ лекции. По материалам экспедиции была составлена первая карта обширного, раиее не исследованного пространства в Цент­ ральной Азии. Нужны были огромные зна­ ния, самообладание, самоотверженная пре­ данность своему делу, чтобы в труднейших кочевых условглх вести исследования од­ новременно во многих областях наукм. Своп исследования Монголии, Куку-норе и Цайдама Н. М. Пржевальский описал в знаменитом научном труде «Монголия ж странз тангутов». С лета 1876 года и по март 1878 года Пржевальский с небольшой группой своих спутников находился в новой экспедиции по исследованию Центральной Азии. Осенью этого же года он подготовил экспедицию в Тибет. Со стороны Индии в Тибет стреми­ лись проникнуть и англичане, но они вы­ нуждены были вернуться ни с чем. Только исследования русских увенчались победой. Тпбетские экспедиции доставили в Россию богатейшие зоологические и ботанические коллекции, единственные в кире археоло­ гические материалы. Осенью 1888 года смерть оббрвааа прекрасную жизнь труженика науки, пла­ менного патриота Родины. Исследования Азии продолжал сподвижник Прже§аль- ского — Петр Кузьмич Козлов, автор ре­ цензируемой книги. Его книга «В азиат­ ских просторах» относится к числу пре­ красных человеческих документов. За годы советской власти благодаря широкой поддержке партии и правитель­ ства наша географическая наука шагнула далеко вперед. Постановлением Советского правительства учреждены четыре золотые медали Всесоюзного географического обще­ ства, среди них — медаль имени Прже­ вальского. Сейчас все меньше и меньше остается на карте «белых пятен». Над пу­ стынями Азии летают самолеты, пустыню Гоби бороздят автомобили, радио связывает нас с далекими полярными экспедициями... Жизнь Николая Михайловича Пржеваль­ ского наполняет нашп сердца гордостью за русского челов-ека, борющегося за сла­ ву и величие науки. Младший лейтенант Ю. ГАДАЛЕВ. ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР С большим интересом матросы нашего поста следят за проходящим шахматным матч-турнпрем на первенство мпра. Еже­ дневно любители шахмат собираются у репродуктора слушать репортажи из Ко­ лонного зала Дома Союзов. Внимательно прослушав сообщения о ходе состязаний, мы записываем отложен­ ные позиции, обсуждаем партии. Недавно по инициативе комсомольской организации мы провели совместно с со­ седним постом шахматный турнир. Первое место занял матрос Муравский, набравший 10,5 очков из 14 возможных. Только на пол-очка отстал от него матрое Лешувов, занявший второе место. В. РЫБКИН . 4 Торжество советского изобразительного искусства - * В жизни советского изобразительного искусства произошло знаменательное собы­ тие. Присуждение Сталинских премий за вовыю ра/боты мастеров живописи, графики ■ скульптуры вызывает законную гор­ дость и радость всех, кому дороги успехи советской художественной культуры. «Наша интеллигенция, работники куль­ туры, люди науки п искусства проникну­ ты советским патриотизмом, как никогда... В нашей стране коммунизм воодушевляет к вдохновенному труду, к героической борьбе за Родину, к высокому идейному творчеству», — эти слова Вячеслава Михайловича Молотова всецело относятся к работам, удостоенным Сталинских пре­ мий. Произведения эти свидетельствуют о неуклонном под’еме идейно-творческого > содержания изобразительного искусства. Они проникнуты высоким гражданским пафосом, верой в силы советского челове­ ка, любовью к героическому прошлому нашей Родины и к ее великому будущему. Советские художники посвятили обра­ зам великих вождей В. И. Ленину и И. В. Сталину много глубоко волнующих произведений искусства. Заслуга новых лауреатов Сталинской премии худож­ ников В. Серова, И. Тоидзе, М. Хмелько, В. Орешникова, Е. Кибрика, В. Ефанова в том, что онп создали ряд талантливых произведений, в центре которых — образы В. П. Ленина И R Сталина и их сорат­ ников. Картина В. Серова «В. П. Ленин про­ возглашает советскую власть» — произ­ ведение, глубоко реалистическое, проник­ нутое па<фосом и страстью революционной борьбы. С большим мастерством художник запечатлел момент, когда В. И. Ленин, в залитом огнями Смольном, обращается к делегатам с’езда — рабочим, солдатам и матросам революционного Питера с пла­ менной речью, провозглашая советскую власть. На этом полотне мы видим вер­ ных соратников Владимира Ильича — И. В. Сталина, Я. М. Свердлова, Ф. Э. Дзержинского. Полотно написано с блеском, с глубокой страстью. 0 незабываемых днях Великой Оте­ чественной воины рассказывает картина «Выступление И. В. Сталина на торжест­ венном заседании, посвященном 24-й го­ довщине Великой Октябрьской! социали­ стической революции» работы И. Тоидзе. Эта картина — результат напряженного трехлетнего труда талантливого живо­ писца. Каждому советскому человеку па­ мятен день, когда на весь Советский Союз из Москвы, к стенам которой рвался враг, прозвучал спокойный, уверенный голос любимого вождя. То была речь, произне­ сенная им перед трудящимися столицы на торжественном заседании 6 ноября 1941 года. На трибуне П. В. Сталин, произнося­ щий свою историческую речь. Твердость, ясность мысля, уверенность в победе, не­ преклонная воля — вот что характерна зует образ вождя, запечатленный художни­ ком Тоидзе. Уверенность, спокойствие от­ личают и сидящих за столом президиума руководителей партии и правительства. Внимательно н сосредоточенно, стараясь не пропустить ни одного слова, слушают вождя присутствующие на заседании. Это полотно свидетельствует о том, что Тоидзе, следуя лучшим традициям русского реали­ стического искусства, создал произведение большой художественной силы. Биография В. П. Ленина — неисчерпае­ мый источник тем и сюжетов. Владимира Ильича в его юношеские годы на замеча­ тельном по живописным качествам полот­ не «В. И. Ленин на экзамене в универси­ тете» запечатлел художник В. Орешников. Светлая гамма красок как бы подчерки­ вает, оттеняет чистый, одухотворенный образ юного Ленина. В то же время Ленин предстает перед зрителем, как человек яс­ ной мысли и твердой воли. Вряд ли найдется человек, который, смотря на полотно художника А. Лактио­ нова «Письмо с фронта», остался бы рав­ нодушен к этому произведению. Лактионов не стремится к монументальному решению темы. Герои картины — простые совет­ ские люди, живущие далеко от линии фронта, от тех мест, где сражаются с вра­ гом их близкие. Художник запечатлел на полотно приезд на побывку воина Совет­ ской Армии, привезшего по поручению то­ варища письмо к его родным. Заслуга Лактионова в том, что он в простом, каза­ лось бы, ничем непримечательном эпизо­ де сумел взволнованно рассказать о боль­ шой душевной красоте и моральном благо­ родстве советских людей, живших в эти тяжелые годы испытаний единой, дружной семьей. Яркая, сочная по колориту живо­ пись сообщает картине особенную выра­ зительность. Тема победы, торжества советского на­ рода над черными силами фашизма наибо­ лее сильно отражена в большой компози­ ции молодого украинского художника М. Хмелько «За великий русский народ». Верный традициям исторической живопи­ си М. Хмелько вообразил момент, когда на торжественном приеме в Кремле в честь командующих Еойскамн Красной Армии И. В. Сталин 24 мая 1945 года произно­ сит тост за великий русский народ. В этом полотне с наибольшей ясностью сказзлась одна из основных особенностей советской живописи — елпяппе глубокой жизнен­ ной правды и романтической приподнято­ сти. В 1947 году советские живописцы до­ бились несомненных успехов и в области исторического жанра. Свидетельство это­ му — удостоенные Сталинской премии картины украинского художника Г. Мели­ хова. «Молодой Тарас Шевченко у худож­ ника К. П. Брюллова» и московского жи­ вописца А. Бубнова «Утро на Куликовом поле». Монументальность — вот основная от­ личительная черта работы А. Бубнова «Утро на Куликовом поле». На огромном иоле, покрытом выжжен­ ной солнцем травой, в ожидании грозной сечи стоят русские воипы. Утренний свет озаряет рать. Напряженная тишина. Лица русских бойцов полны глубокой ненави­ сти к врагам и твердой уверенности в ко­ нечной победе. Перед русскими полками е обнаженным мечом в руках возвышается на белом коне Дмитрий Донской. Тема дружбы русского и украинского пародов ярко раскрыта в картине Г. Ме­ лихова. Посвященная давно прошедшим событиям, она волнует советского зрителя правдой психологической характеристики. Это полотно — подлинно реалистическое произведение молодого украинского худож­ ника, воспитывавшегося у русского жи­ вописца Федорова, ученика великого Ре­ пина. Среди живописных работ, удостоенных Сталинской премии второй степени, особое место занимает картина Я. Ромаса «На олоту». Художественно-идейное значение этего произведения заключается в тонкой проникновенной трактовке художником пейзажа. Глядя па эту картппу, невольно ощущаешь, как хороша русская земля, русская природа бескрайними просторами ее рек, лугов и лесов. Событием в советской живописи яв­ ляется работа А. Яр-Кравчеико «М. Горь­ кий чнтзет товарищу Сталину, Молотову и Ворошилову свою сказку «Девушка и Смерть». Художник показал себя блестя­ щим рисовальщиком, создав серию портре­ тов выдающихся советских писателей. Наша действительность, многосторонне раскрывающая тему о человеке во всех областях жизни и деятельности советских людей, дает богатейший материал для творчества художников-портретистов. Наиболее значительные работы в области портретного жанра, раскрывающие все­ сторонне образ советского человека, удо­ стоены ныне Сталинских премий. В портрете И. В. Сталина, написанном И. Тоидзе, художнику удалось с предельной выразительностью и проникновением пе­ редать духовное величие и мудрость ве­ ликого вождя. * Интересный живописный портрет В. М. Молотова создал В. Ефанов. Замечательны по своей психологиче­ ской выразительности л живописному ма­ стерству портреты К. С. Станиславского работы Н. Ульянова и академика П. Д. Зелинского кисти П. Котова. Премия присуждена талантливому ху- дожнику-графику Е. Кибрику за рисунки, посвященные деятельности В. И. Ленина в дпи Великой Октябрьской социалисти­ ческой революции. Таковы отличающиеся глубоким политическим содержанием н вы­ сокими художественными достоинствами рисунки «В. И. Ленин в Разливе», «Есть такая партия!». В рисунке «Есть такая партия!», художник, правдиво показывая историческое событие, глубоко раскрывает дружбу и совместную революционную дея­ тельность В. И. Ленина и его соратника и друга И. В. Сталина. Радостно видеть среди новых лауреате* Сталинской премии имя талантливого жи­ вописца В. Пузырькова, написавшего ин­ тересное полотно «Черноморцы». Сталинской премпи удостоены и пять советских скульпторов. Премией первой степени отмечены скульпторы Н. Томский и старейший грузинский деятель Я. Ннко- ладзе — автор интересной скульптуры «В. И. Леиип в эпоху создания «Искры». Автор многочисленных портретов В. И . Ленина, С. М. Кирова, многих полко­ водцев и героев Великой Отечественной воины Н. Томский в своей новой работе — портрете генерала армии П. 4ep if ховского — лишний раз показал блестящее мастер­ ство в создании монументального героиче­ ского скульптурного портрета. Мужествен­ ный, не знающий страха солдат, уверенный в грядущей победе—таким предстает перед намв в новой работе Н. Томского генерал Черняховский — один из лучших полко­ водцев сталинской школы. Художник до­ бился в этом произведении гармонического сочетания пластической формы и психо­ логического содержания. Присуждение Сталинских премий новому отряду мастеров советского изобразитель­ ного искусства свидетельствует о его не­ уклонном росте и в то же время обязывает советских живописцев, графиков и скульп- торов ие останавливаться на достигнутом, все время двигаться вперед, создавая но­ вые произведения, достойные великой сталинской эпохи. Народный художник РСФСР лауреат Сталинской премии академик живописи В. ЯН0ВЛЕВ. #

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz