На страже Заполярья. 1948 год. Май.

WA С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я G т:м 1Э43 г ., Л ТОТ (311ГГУ, ОПОРА КОМАНДИРА Перед составлением плана секретарь партийного бюро лейтенант Суслов обычно советуется с .командиром* выясняет, чем подразделение будет заниматься в ближай­ шее время. Командир, в свою очередь, ста­ рается во-время подсказать партийному бюро, за какие вопросы нужно взяться, со­ ветует, как лучше организовать и провести то или иное мероприятие. Такая дружная, слаженпая работа командира и секретаря партийной организации положительно ока­ зывается на всей жизни подразделения. — Без помощп со стороны партийной ор­ ганизации мы не смогли бы добиться тех M l дитель стремится увязывать всю партий­ ную работу с боевой учебой авиаторов, добивается, чтобы партийная организация еще лучше выполняла свою роль опоры командира. Приведем еще такой пример. . Подразделение осваивало материаль­ ную часть. Тов. Суслов созвал пар­ тийное бюро п поставил перед членами бюро задачу: внимателъпо следить за хо­ дом освоения коммунистами боевой техни­ ки, помогать отстающим товарищам сове­ том и личным показом, быстро выявлять недостатки, оперативно на них реагиро- результатов, которые сей»час имеем. Ком- I вать. мунисты являются моей опорой, большой организующей и мобилизующей сллой, — пворит командир тов. Перевозчиков. Подразделению предстояло решить слож­ ную задачу по 'боевой подготовке. Коман­ дир пригласил к -себе секретаря фртийной организации, рассказал ему о предстоящей задаче, о том, в каких условиях будет проходить напряженная работа личного состава и как шужно к этому готовиться. Вместо с командиром секретарь тов. Су­ слов разработал, цлап мероприятий партий­ ной организации и утвердил его на заседа­ нии бюро. Члены бюро при атом также ашесли ряд ценных предложений, и, таким образом, в плане было учтено все необхо­ димое, что нужно было сделать. Поело этого бюро собрало партийное со- Однажды произошла задержка полетов. Технический состав не знал особенностей эксплоатащги боевой техники в зимних ус­ ловиях, не сумел своевременно подгото­ вить самолеты к полетам. Бюро заинтере­ совалось работой авиамехаников. Оказа­ лось, что опытные авиамеханики, в том числе и коммунисты, слабо помогают мо­ лодым специалистам, мало их учат, ром- •мушгет Евтеев, например, отличный спе­ циалист. Но у его подчиненных работа, те ладится, так как тов. Евтеев мало уделял внимания обучению молодых механиков. В товарищеской беседе секретарь пар­ тийной организации указал тов. Евтееву ва этот недостаток, подсказал пути его ис­ правления. И работ! здесь стала улуч­ шаться. Также помог тов. Суслов и члену брание. С докладом: «Задачи партийной ор- тов. Глущенко, ганизапип в обеспечении выполнения пла- I Вопрос был достаточно серьезный, и на учебно-боевой подготовки» выступил командир тов. Перевозчиков посоветовал об- командпр. Главное внимание коммунистов он обратил на организованность, дисципли­ ну, образцовую подготовку материальной части самолетов, на обеспечение безотказ­ ной связи, на осуществление коммуни­ стами подлинно авангардной роли в поле­ тах. После собрания, на котором было при­ нято практическое решение. Так, тов. Никишину было поручено провести беседу на тему: «Особенности эксплоата- ции материальной части в условиях Се­ вера». Под руководством тов. Терехова судить его та специальном заседании бю­ ро. Так и сделали. На бюро был всесторон­ не обсужден доклад члена ВКП(б) тов. Ни­ кишина: «Авангардная роль коммунистов в подготовке и изучении новой материаль­ ной части». Опытным коммунистам пору­ чили помочь молодым. Выполняя задание бюро, тов. Евтеев провел беседу на тему: «Эксплоатация материальной части само­ лета в зимних условиях». Член BKIK6) Никишин провел занятие с летным соста­ вом непосредственно на самолете. Гвардии вышел специальный номер стенной газеты. ; старший сержант Пчельников поделился Тов. Пятаев оформил натлядную агитацию. Секретарь партийного бюро тов. Суслов йаходил время для задушевной беседы с каждым летчиком, с- каждым механиком. Кандидату партии гвардии лейтенанту Ку- ришко предстояло выполнить одну из сложных задач. За несколько . часов до вылета Суслов побеседовал с офицером Ку- ришко. Летчик охотно поделился с секре­ тарем партийного бюро своим тактическим замыслом, показал на карте, как и где он будет выполнять задание. В конце беседы тов. Суслов напомнил летчику: — Вы кандидат партии, тов. Курпшко, скоро должны стать членом партии. Пока­ жите па деле, что коммунист — это от­ личный воин. Офицер тов. Куришко дал слово успешно выполнить задачу. Когда радостный и возбужденный тов. Куришко вернулся на аэродром, ов сразу поделился своими успехами с секретарем партийной организации. Не только он, но и другие коммунисты- летчики отлично справились с выполне­ нием поставленной перед ними задачи, и в числе передовиков были тт. Малышко и Суслов. Отлично держали связь сержанты Пятаев и Исаев. Обеспечили высокую подготовку материальной части механики гвардии старший сержант Пчельников и гвардии сержант Четвериков. Работая над обеспечением задакия командования, то®. Суслов понял, насколько важна для командира помощь партийной организапии. Молодой руково- своим опытом работы с (механиками. За­ пуск моторов был освоен. Самолеты вы­ руливали на старт своевременно, а экспло­ атация их в воздухе заметно улучшилась. Высокая воинская дисциплина — осно­ ва всех успехов в боевой и политической подготовке. Поэтому партбюро неустанно борется за укрепление дисциплины среди личного состава, подчеркивает перед каж­ дым коммунистом, что это является его священной обязанностью. Коммунисты окружили и моло­ дых бойцов вниманием. Член ВКП(б) Пятаев ознакомил их с боевой историей части, рассказал об учебе в по­ слевоенный период. По заданию партий­ ного бюро коммунисты Петровичев и Ев­ теев проводили беседы с молодыми товари­ щами. Когда «комсомолец Маяцкий нарушил дисциплину, его вызвал тов. Суслов. По его совету Маяцкий выступил на комсо­ мольском собрании, осудил свою ошибку, и дал слово серьезнее относиться к учебе и службе, в совершенстве освоить специ­ альность. Свое слово Маяцкий сдержал. Сейчас он примерно несет службу. Партийное бюро этого подразделения стало подлинной опорой командира в обес­ печении плана боевой и политической под­ готовки. Во всем этом большая заслуга коман­ дира подразделения тов. Перевозчикова и секретаря партийной организации тов. Су­ слова, которые умело решают одну об­ щую задачу — подготовки отличных вои­ нов. ’ У Гвардии капитан В. ДЕДЯСОВ. ВЫСОКОЕ СОЗНАНИЕ ДОЛГЛ Без замечаний сдав дежурство, старши­ на 2 статьи Зайков пришел в кубрик. — Товарищ старшина, — обратился к вошедшему один из готовившихся к итоговому политическому занятию матрос Фплаткпн, — у нас здесь возник ряд во­ просов. — Какие? — спросил Зайков, садясь вкруг подчиненных. Старшина отделения, внимательно выслушав вопросы воинов, дал подробные, обстоятельные ответы. Затем он поинтересовался, как подчинен­ ные усвоили темы из первого раздела про­ граммы политзанятий. Если матросы за­ труднялись ответить, Зайков сам подробно об’яснял непонятое. Незаметно круг беседующих расширил­ ся: подошли бойцы из других отделений. Они также задавали вопросы, зная, что старшина никогда ни в чем не откажет. Такие беседы тов. Зайкова с матросами не единичны. Особенно часты они были перед итоговой беседой по первому разде­ лу политических занятий. Кандидат в члены партии тов. Зайков находил время для того, чтобы ответить на многио вопросы бойцов, проверить полити­ ческую подготовку подчиненных. Резуль­ таты повседневной кропотливой работы налицо: все матросы из отделения стар­ шины 2 статьи Зайкова на итоговом поли­ тическом занятии, как и на осенней ин­ спекторской проверке, давали четкие, со­ держательные ответы, получили только хорошие и отличные оценки. Тов. Зайков хорошо справляется с обя­ занностями члена бюро комсомольской ор­ ганизации, редактора «Боевого листка». Но этим далеко не исчерпывается его мас­ сово-политическая работа. Не проходит ни одно крупное событие в стране или за ру­ бежом, по поводу которого Зайков не по­ беседовал бы с матросами. Командир орудия Зайков умело и на­ стойчиво обучает подчиненных. Так, на­ пример, когда отделение приступило к ре­ монту оборудования, он заметил, что моло­ дой комендор Фокин при с'емке механизмов действовал неуверенно, понапрасну тратил время и энергию на липшие операции. И после этого непосредственно у разобранно­ го агрегата опытный командир подробно раз’яснял подчиненному правила и после­ довательность разборки и сборки механиз­ мов до тех пор, пока не убедился, что под­ чиненный отлично усвоил урок. Пред’являя высокие требования к под­ чиненным, тов. Зайков добивается личной примерности в службе и поведении. За шесть лет жизни на корабле он получил 30 благодарностей от командования, на Дочяе почета долгое время висит фотокарточка этого примерного младшею командира. Кандидат в члены ВКП(б) Зайков зани­ мается в кружпо по изучению истории большевистском партии. Руководитель кружка офицер Барыкип отзывается о нем, как об одном ип способпыл члепов кружка. Успехи тов. Зайкова оо’яспяются тем, что его деятельностью руководит сознание ком­ муниста, высокое чувство ответственности ! перед Ротиной за обучение и BO'-mrnvm!!’ советских военных моряков. Лейтенант Е. КОЗЛОВ. 800 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ ЭКОНОМИИ р АБОТА рационализаторов и пзо- бретателей играет немаловажную роль в борьбе за досрочное выполнение послевоенной сталинской пятилетки. Творческая мысль рабочих, служащих и инженерно-технических работников су­ доремонтного предприятия, пх рациона­ лизаторские предложения направлены в основном на успешное решение задач по судоремонту, на повышение эффектив­ ности труда за счет улучшепия техно­ логии и механизации работ, на борьбу за экономию топлива и материалов. Рационализаторством и изобретатель­ ством здесь занимаются люди разных профессий — начальники цехов, масте­ ра, техники, инженеры и рядовые рабо­ чие. Все они своим творчеством вносят большой вклад в дело скорейшего выпол­ нения производственного плана и улуч­ шения процесса труда. В области рацио­ нализации наиболее активно участвуют инженерно-технические работники меха­ нического, корпусно-котельного цехов и в отделе главного механика. Начальник цеха Петр Викторович Бог­ данов после тщательного изучения про­ цесса ж «апряженной творческой рабо­ ты предложил усовершенствовать тех­ нический процесс плавки цветно­ го металла в имеющейся в цехе тигель­ ной печи. Б результате время плавки сократилось в два-трп раза, экономится дорогостоящий кокс, а качество металла значительно повысилось. Это предложе­ ние принято техническим советом и внедрено в производство, оно позволит сэкономить в год выше 16 тысяч рублей. Имеющий па своем счету ряд рацио­ нализаторских предложений технолог Иван Иванович Сиволобов вновь сконст­ руировал универсальный поворотный стол для фрезерных, сверлильных, стро­ гальных и долбежных работ, 'который изготовлен и внедрен в производство в марте этого года. Применение его значи­ тельно повышает производительность труда и культуру производства. Это при­ способление может быть использовано на родственных метатлообрабатывающих предприятиях нашего флота. Экономиче­ ский эффект его составляет 7.500 руб­ лей в год. Большой интерес представляет предло­ жение инженер-капитана Георгия Ми­ хайловича Зшцера. Он изменил техно­ логию сборки п обнтвкп днища парохо­ да, применив электросварку вместо клепки. В этом году предложение инже­ нерпйапптана Зиндера дает экономию на ремонте парохода свыше 180 тысяч руб­ лей. Механик по оборудованию Степан Три­ фонович Куприянов трудится над модер­ низацией станочного оборудования су­ доремонтного предприятия, приспособле­ ния для обкатки шестерен, под’ем цент­ ров кругло-шлифовального станка и ряд других. Мастер корпусно-котельного це- xii Алексей 'Васильевич Гончаров в ос­ новном работает над изысканием спосо­ бов механизации и облегчения трудоем­ ких и тяжелых ручных процессов. Ему принадлежит конструкция балки для рез­ ки крупных стальных лпстов под преоо- ножиицами «Пельс», ряд приспособле­ ний к различным видам оборудования цех!а, многие штампы для изготовления мелких изделий. Способ изготовления качественной изо­ ляции для паровых магистралей и дру­ гих установок из отходов — рвани ас­ бестового листа, ранее не используемого для подобных целей, предложил ма­ стер Милюков. Это позволяет изготав­ ливать асбестовые брикеты, в ряде слу­ чаев с успехом заменяющие дефицитный листовой материал. Заслуживают внимания рационализа­ торские предложения расточника Кор- мильцева, токаря Конского, мастера Ко- бякова, начальников цехов Куклинова, Лютоева, Сурнакова и ряда других това­ рищей. Существенную помощь рационализато­ рам оказывает работающий на судоре­ монтном предприятии технический каби­ нет. Здесь онп готовят свои предложе­ ния, получают советы, консультации, пользуются технической литературой. Кроме того, каждую пятницу мастерам, бригадирам, технологам, строителям чи­ таются лекции о новых формах органи­ зации производства, о достижениях нау­ ки и техники и другие. Это оказывает большую помощь в развитии творческой мысли. Напряженный творческий труд рацио­ нализаторов и изобретателей судоремонт­ ного предприятия дал свои плоды. Реали­ зованные 52 предложения дали эконо­ мию за год около 800 тысяч рублей, де­ сятки тонн топлива, тысячи кпловатгча- сов электроэнергии. Напитан К . ТРОНЕВ. НА СНИМКЕ: группа наиболее а к т и в ­ ных рационализаторов судоремонтного j предприятия. Первый ряд (слева напра­ во): С. Т. Куприянов, А. В. Гончаров, ин- женер-капитан Г. М. Зиндер; второй ряд: В. Н. Кормильцев и И. И. Сиволобов. Фото М. Бугакова. Воспитывать воинов честными, правдивыми Выступая в газете «На страже Запо­ лярья» со статьями под рубрикой «Замет­ ки о воспитании молодого летчика», стар­ ший лейтенант Панкрашип совершенно правильно сделал, подчеркнув необходи­ мость привития летчику таких качеств, как честность и правдивость. Тот, кому довелось участвовать в воздушных боях с противником, хорошо знает цепу честно­ сти и правдивости летного состава. Я думаю, нет надобности приводить при­ меры того, как ярко проявлялись в боевое время эти качества, присущие советскому летчику, горячо любящему свою Родипу. Честность и правдивость летчика — по­ казатели его сознательности, его высокого морально-политического уровня. Отсюда важность непрерывной учебы, напряжен­ ной работы над собой. Нечестность — пагубное дело. Поэтому командиру звена в своей повседневги а деятельности надо обращать самое серьез­ ное внимание на воспитание у подчиненных правдивости, умения своевременно при­ знать свою ошибку и исправить ее. Нельзя проходить мимо даже самых незначитель­ ных проявлений нечестности, ибо они не­ избежно перерастут, я бы сказал, в при­ вычку, с которой потом трудно будет бо­ роться. Летчик тов. Тонких служит в части про­ должительное время и считайте я уже опыт­ ным. Его уважают товарищи за мастер­ ство, советуются с ним, как о умелым пи­ лотом. Но однажды тов. Тонких допустил грубую ошибку. Получив задании переле­ теть на соседний аэродром. Тонких поспе­ шил и не принял от механика самолет, как :»то положено по наставлению. В результа­ те оя произвел взлет со струбциной, -по­ тр у ю заметил уже в воздухе. Как долж-п был поступить Тонких'' Ему следогало немедленно произвести посадку на свой аэродром и доложить командиру о слу­ чившемся. Но летчик, видимо, боясь нака­ зания, решил скрыть происшествие. Тонких продолжал полет и посадку сделал на соседнем аэродроме, где и снял струбцину. Вернувшись, он доложил командиру о выполнении задания, не упо­ мянув о струбцине. Но скрыть этого лет­ чику, конечно, не удалось, и поступок Тонких был подробно разобран. В данном случае летчик сделал две серьезные ошибки, одна из которых — попытка обмануть командира — явилась результатом нечестности человека, его неправдивости. За это тов. Тонких был наказан, и надо думать, что он сделал для себя соответ­ ствующий вывод. А что, если бы его про­ ступок не удалось обнаружить? В другой раз летчик мог поступить точно так же, 'что- в конце концов привело бы его к тя ­ желым последствиям. Воспитывать честность и правдивость надо постоянно, непрерывно, используя для этого все средства. Летчик Гребнев получил задание произ­ вести маршрутный полет под колпаком и на высоте не ниже G00 метров. Гребнев сначала строго следовал заданию, но на одном из пунктов маршрута он снизился до бреюшегс полета и стал рассматривать населенный пункт. Этим оп нарушил пря­ мое указание командира звена — ни в коем случае не снижаться ниже 600 мет­ ров. Докладывая командиру о выполнении задания. Гребнпв не сказал о бреющем по­ лете. Но его видели другпе экипажи. Командир, зная о нарушении Гребнева, пн- тересовался лодргЮностями его полета. Но Гребнев упорно умалчивал о проступке. Тогда командир задал ему прямой вопрос: — До бреющего снижались? Гребнев вынужден был признаться. Этот случай также был разобран с летным со­ ставом. Командир звена, занимаясь воспитанием л обучением подчиненных, прививая им •г.ысокпе моральные качества, должен всячески поощрять честные, правдивые по­ ступки, учить на них других летчиков. Большую помощь командиру звена может оказать в этом опыт Великой Отечествен­ ной войны. Ведь молодым пилотам интерес­ но знать подробности полетов иа боевые задания и их выполнении. Эти подробности можно найти в истории части. Проводя беседы, рассказывая о героических делах летчиков в боях с врагом, надо всячески подчеркивать, что все успехи героев стали возможными лишь в результате большой воспитательной работы командиров с под­ чиненными, привития им высокого совет­ ского патриотизма, мастерства и честного служения Родине. Приходя в часть, молодой летчик сам становится воспитателем, потому что ему, как командиру экипажа, доверяется работа с людьми — штурманом, стрелком, меха­ ником и т. д. Это следует учитывать и добиваться, чтобы летчик показывал при­ мер честности и правдивости, был бы требователен к себе. Воспитывая летчиков, командир звена обязан сам быть правди­ вым, чтобы летчики видели это и подра­ жали бы командиру. Советский летчик — это сознательный борец за дело партии Ленина — Сталина, за коммунизм. Оп должен быть стойким, умелым, честным воином. Гвардии лейтенант Н. ШОПИН. I От юнги до командира отделения Старший матрас Ухарских юнгой ггрти шел на вив корабль ж усердно принялся за изучение боевой техники. Необходимую помощь в учебе в освоении специальности артиллерийского электрика ему оказал старшина 2 статьи Ломаев. Благодаря упорной учебе я помощи товарищей Ухар­ ских через несколько месяцев был допу. щей к несению самостоятельной вахты у боевьгх механизмов. Полюбив свою специальность, юнга Ухарских всегда исправно нес службу н хорошо справлялся с поставленными за­ дачами во время артиллерийских стрельб. За правильную ж четкую ориентировку щ ш стрельбе ол получил не одну благодарпос^Г от командира боевой части. . . За хорошее овладение своей специаль­ ностью и высокую дисциплину юнге Ухар­ ских было присвоено воинское званпе — матрос. А через год матрос Ухарских уже имел опыт в артиллерийском деле и яв­ лялся первым помощником своего коман­ дира. В прошлом году Ухарских было при­ своено воинское звание— старший матрос. На его погонах появилась золотая нашив­ ка, которая говорит о достоинстве и чест­ ном отношении к своему воинскому долгу. Сейчас старший матрос Ухарских на­ значен командиром отделения артиллерий­ ских электриков. Свою службу оп пргпит безукоризненно, умело и грамотно в см и - тывает подчиненных. Старший матрос А. БУТКНЧ . % Мастер своего дела Старший матрос Липкпн хорошо овла­ дел специальностью радиста. Этого он до­ стиг в результате напряженной рдботы над собой, использования каждой минуты учебного времени с наибольшей пользой. Аппаратура, обслуживаемая старшим матросом Липкиным, находится всегда в полной готовности, в чистоте. Во время проворачивания механизмов Липкпн безот­ лучно находится на боевом посту. Он чи­ стит детали, удаляет с них нагар и уголь­ ную пыль, проверяет исправность всего до тех пор, пока не наведет полный порядок на своем посту. Особенно старателен Лшгкин па вахте. Какая бы погода ни была, даже при вол­ нении моря в 5 — б баллов, .радист рабо­ тает четко, своевременно принимает и пе­ редает радиограммы, ие допускает искаже­ ний. Однажды катер попал в шторм. При низ­ кой температуре на палубу то и дело об­ рушивались волны, антенна начала обмер­ зать. Но это не помешало отличнику стар­ шему матросу Липкину работать так же уверенно, как работает он при нормальных условиях. Переключившись с основной на аварийную антенну, радист в течение все­ го похода бдительно нес вахту и обеспечил корабль надежной связью. По старшему матросу Липкину равняют* ся многие матросы экипажа. — Радпст Лппкин — это мастер •:воего дела! — так отзываются о нем товарищи. Старший лейтенант М. КАРЧАК08 . Лучшим —награды В вашей части недавно проходила учеб­ ная тренировка связистов. В ней участво­ вали радиотелеграфисты катеров. Лучших результатов добились старшины 2 статьи Масленников и Ермаков. Приказом коман­ дира им об’явлены благодарности.4 Этим хе приказом они награждены нагрудными значками «Отличный связист». Хороших успехов в обеспечении торпед­ ных стрельб достигли специалисты подрав- > деления оФипера тов. Черного. Подготовлен­ ные ими торпеды попали в цель. Отличная работа торпедистов получила заслуженную опенку командования: офицер тов. Черный, старшипа 1 статьи Степанов, старшина 2 статьи Бабинцев, старшие матросы Чечеткин, Сергеев, Опря, Купленко, Бари­ нов, матросы Ревпн, Изюмов, Захаров н другие награждены денежными премиими. Капитан-лейтенант П. НОНДАНОВ. Доверили самостоятельную вахту Высокими показателями в боевой и политической учебе отметил Первомай­ ский праздник матрос Панфилов. ' Недав­ но ему доверили несение самостоятельной вахты, и с этой ответственной злгачей он справляется успешно. Он бдительно несет вахту, чисто, акку­ ратно и разборчивым почерком произво­ дит записи в вахтенном журнале, за что имеет поощрение от старшины вахты. Матрос Панфилов образцово ухаживает за материальной частью и всегда уссрдпо выполняет приказаппя старшпны отде­ ления. 11а всех тренировках и занятиях матрос Панфилов пастойчпво продолжает совер­ шенствовать евои знания. Он борется за укрепление днепиплпны в отделении. Матрос Б. СМИРНОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz