На страже Заполярья. 1948 год. Май.
e (Mill 1848 гч м 104 (3100). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я МОГУЧЕЕ СРЕДСТВО ИДЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ВОИНОВ НАСУЩНЫЕ ЗАДАЧИ ФЛОТСКОЙ ПЕЧАТИ С е г о ги , в традиционный день флот ской печати, работники флотских газет вместе со своими читателями критически оценивайот работу флотской печати 8а прошедший год. Выполняя исторические постановления ЦК ВКД(б) по вопросам идеологической работы, газеты флотов, флотилий и соеди нений приложили неосало усилий в деле улучшения политического, воинского и ультуриого воспитания личного состава флота. Газеты стали чаше и содержатель нее выступать со статьями по вопросам теории и истории большевистской партии и с материалами в помощь политической учебе матросов и старшин. Они шире по казывают на своих страницах борьбу со- веггского народа за выполнение послевоен ной сталинской пятилетки в четыре года. Газеты публикуют материалы, воспитываю щие у военных моряков чувство советского патриотизма и национальной гордости, ук репляющие священную любовь к Советской Родине я ненависть к ее вратам. Многие газеты помещают интересные и содерлсательные корреспонденции о патриотизме советских людей, об активных строителях коммунистического общества, о величии Советской Родины. Например, газета «За Родину» (редактор тов. Мамы- кин) систематически публикует по этим вопросам тематические полосы и подборки, передовые и пропагандистские статьи, консультации и ответы на вопросы чита телей, письма депутатов Верховного Совета и местных Советов, рассказы Героев Со циалистического Труда, знатных людей го рода и деревни, демобилизованных воинов и отпускников, побывавших на заводах и в колхозах. Газета на ярких и убедительных при мерах показывает превосходство нашей социалистической системы перед системой капиталистической. В тематической поло се «Говорят стахановцы одного завода» рабочие рижского электромеханического завода рассказали морякам о том, как они ж м и н работали при буржуазном строе и как живут и работают теперь, при совет ской власти. Нищенская и бесправная жизнь раньше, счастливая и обеспеченная жизнь теперь — таково содержание этих расскапов. Поучительна и организация материала для этой полосы. По инициативе редакции газеты была проведена экскур сия группы матросов на завод. После ос мотра завода моряки встретились с лучши ми стахановцами. Рассказы этих Стаханов- цев а были опубликованы в газете. Редак ция этой газеты ведет переписку со знат ными людьми страны, с демобилизованными моряками и часто обращается к ним с просьбой рассказать читателям о своих успехах. Многие из них охотно откликают- су иа эту просьбу. В газете выступали знатный кузнец Елизар Куратов, Николай Российский, сталевар Родоманцев и многие другие. Очень важно, чтобы пропаганда идей советского патриотизма велась не отвле ченно, а в тесной связи с задачами, кото рые стоят перед личным составом кораб лей и частей. Следует постоянно раз’яснять читателям, что патриотизм советского вои на воплощается в его конкретных делах, в образцовом выполнении им служебных обязанностей, в строжайшем соблюдении уставов, в борьбе за укрепление дисципли ны, организованности и порядка. А это зна чит, что газетам надо систематически за ниматься вопросами воинского воспитания. Нельзя сказать, что наши газеты не ос вещают этих вопросов. Все они в той или иной мере публикуют различные материа лы о боевой подготовке и дисциплине лич ного состава, о практике воспитания офи- це(рами и старшинами матросов и курсан тов. Но большинство газет делает это бес системно, недостаточно продуманно, упу ская из виду важнейшие вопросы воинско го воспитания. Многие газеты забывают о таких документах, как военная присяга и Устав внутренней службы Вооруженных Сил OOGP, в которых изложены важней шие требования в деле воспитания мораль ных и боевых качеств советского воина. Военная присяга в сжатой форме выражает существо советской военной идеологии и морали. Выполнение требований военной присяги должно быть мерилом поведения военнослужащего во всякой обстановке, в любых условиях}. На это и должно быть постоянно направлено внимание флотской печати. Этого, видимо, не учитывает ре дактор газеты «Октябрьский луч» тов. Ми- крюков. В этой газете редко можно встре тить материалы о воинском воспитании, в ней Еичего не говорится о военной прися ге. Освещая изредка вопросы боевой под готовки, опыт обучения старшинами ма тросов, газета не связывает свои выступле ния с требованиями воинских уставов. Несколько больше занимается вопросами воинского воспитания газета соединения «В бой за Родину» (редактор тов. Чибисов). Газета ведет настойчивую борьбу за дис циплину, организованность и порядок, она уделяет много внимания обучению и воспи танию *" молотых матросов и солдат. Статьи я корреспондентом, публикуемые в газете, гоходчивы и поучительны. Взять, к приме- >г, статью «В одинаковых условиях, а по- iw tc ли разные». В ней понятно и просто рассказыпается о том, как в часть пришли два молодых бойца— Борисов и Буга. В то время, как Борисов в совершенстве осваи вал боевую технику, изучал воинские ус тавы, проявлял в службе & на занятиях усердие и любознательность, Буга с первых же дней зарекомендовал себя недисципли нированным, недобросовестно выполняю щим свои обязанности по службе. Разбирая и сопоставляя службу этих двух солдат, газета приходит к выводу: плохое несение службы рядовым Буга об’ясняется тем, что он плохо выполняет воинские уставы, не дорожит честью высокого звания совет ского воина, нарушает воинскую дисцип лину. Служба передового, старательного воина Борисова наглядно подтверждает, что у солдата Буга есть свой воинский долг, надо только проявить побольше ста рательности, примерности во всем. Газета умело популяризирует примерных, передо вых воинов и критикует нерадивых^ от стающих. Так, в одном из номеров передо вая статья написана об артэлектрике Доб- ромыслове, который показывает яркий при мер добросовестного выполнения воинского долга. В другом номере мы читаем заметку «Как не надо нести службу», критикую щую бойцов Саковского и Захарова за пло хое несение караульной службы. И все же следует заметить, что и эта газета, как и большинство газет, освещая на своих стра ницах лишь отдельные вопросы, далеко не полно решает задачу воинского воспитания, упуская большое количество тем, форм и методов воспитательной работы, направ ленных на воспитание советских воинов в духе преданности партии Ленина — Сталина и Советской Родине, готовых сра жаться мужественно, храбро, умело, не щадя своих сил и самой жизни для дости жения полной победы над в/рагом. Дисциплинированность, добросовестное выполнение своих обязанностей, непре рывное совершенствование военных и по литических знаний, умение стойко пере носить тяготы и лишения военной службы, бережное хранение оружия и народного имущества, бдительность и строжайшее сохранение военной тайны, честность и правдивость, любовь к своему кораблю и военной профессии, поддержание чести своего воинского звания, укрепление вой скового товарищества и подлинной боевой дружбы, строгое соблюдение правил воин ской вежливости и отдания чести, безуко ризненное соблюдение формы одежды— вот далеко не полный перечень вопросов, кото рые следует иметь в виду газетам при ос вещении воинского воспитания. Надо шире использовать пропаганду бое вых традиций Советской Армии и Флота, воспитывая у личного состава законное чувство советской военной гордости, при вивая морякам любовь к морю, к военно- морской службе. Это тем более важно, что в настоящее время основная масса личного состава флота состоит из молодого попол нения, не участвовавшего в сражениях Ве ликой Отечественной войны;. Им надо рас сказать, какой героизм проявляли моряки в боях за Советскую Родину, какие труд ности преодолевали они в прошедшей вой не, и раз’яснять, что только беззаветная преданность своему народу, высокая дис- • пиплпнированность, мужество и военное мастерство неизменно приносили победу над коварным и злобным врагом. Важно понять, что воинское воспитание не кампания, а постоянная, повседневная обязанность газет. Для решения этой зада чи следует использовать все газетные жан ры: передовые и пропагандистские статьи, очерки и рассказы, корреспонденции и за метки, стихи, фельетоны и так далее;. Прошедшие отчетно-выборные собрания партийных, комсомольских организаций, а также партийные и комсомольские конфе ренции соединений, флотов и флотилий внесли значительное оживление в освеще ние вопросов партийной и комсомольской работы на страницах флотской печати. Га зеты помогли политерганам, партийным и комсомольским организациям, коммунистам и комсомольцам глубже вскрыть имеющие ся недостатки во внутрипартийной и ком сомольской работе, в идейно-политическом воспитании коммунистов и комсомольцев, в массовой политико-воспитательной рабо те среди личного состава кораблей и ча стей. В большинстве газет была разверйу- та принципиальная большевистская кри тика. За последнее время во многих газетах вопросы партийной и комсомольской жизни стали освещаться реже. Этого допускать нельзя, надо повседневно показывать, как выполняются решения партийных и ком сомольских собраний и конференций, как осуществляются пожелания и наказы ком мунистов и комсомольцев. Следует больше показывать положительный опыт в работе бюро и секретарей первичных партийных ; и комсомольских организаций, учить на этом опыте вновь пришедших на руково дящую работу партийных и комсомольских активистов, не ослаблять, а шире развивать критику и самокритику в партийной и ком сомольской работе. В деле коммунистического воспитания личного состава огромное значение имеет пропаганда хорошей книги, популяризация патриотических литературных произведе нии советских писателей и русских клас сиков. А между тем, критика и библиогра фия на страницах флотских газет постав лена плохо и ведется от случая к случаю. Надо ч4гце публиковать библиографические статьи и аннотации о новых книгах, сооб щения и статьи о вновь вышедших номе рах журналов, о выдающихся литератур- во-художественных произведениях. На страницах газет флотов редко появ ляются обзоры на печатные газеты сое динений, а некоторые из публикуемых об зоров носят разносный, заушательский характер. Такие обзоры не многому научат редакторов. Обзоры на газеты следует пу бликовать чаще. В них, наряду с товари щеской принципиальной критикой не достатков, надо показывать положитель ный опыт тех или иных газет, популяри зировать инициативу, творчество газетных работников, умело и инициативно освещаю щих отдельные вопросы в газетах. Правильно поступают газеты, уделяя должное внимание информации, освещая многогранную жизнь нашей страны и по казывая, как живут, учатся и постигают военное мастерство офицеры, старшины и матросы на флотах, флотилиях и в соеди нениях. Однако далеко не все газеты дают на своих страницах злободневную, полити чески острую, строго целеустремленную информацию, без которой они не могут по- настоящему выполнить свою роль коллек тивного организатора, пропагандиста и агитатора. Например, очень слабо постав лена информация в газете «Портартурец», в то время как для ее читателей очень важно своевременно знать о всем новом, что происходит на необ’ятных просторах нашей социалистической Родины, о том, как идет служба и жизнь на других фло тах и флотилиях. Многие работники печати, особенно ре дакторы некоторых печатных газет соеди нений и кораблей, мало обращают внима ния на литературные формы газетной ра боты, на стиль и грамотность изложения. В таких газетах мало инициативы, твор ческой выдумки, их страницы часто запол няются шаблонными, бессодержательными материалами, написанными сухим, канце лярским языком. Например, газета «Трал» часто печатает разные кроссворды, загадки и головоломки, занимая ими значительную газетную площадь. Редактор газеты тов. Еременко, видимо, плохо уяснил, что эта форма матросского досуга уместна и хоро ша лишь в меру и только в том случае, если ее содержание направлено на полити ческое, военное и культурное воспитание матроса. Какое же воспитательное значение имеет заметка, опубликованная в этой га зете, «Самые длинные слова», из которой читатель узнает, что едва ли не самым длинным словом в русском языке является слово — титул из одной старинной грамо ты. Но и это, оказывается, пустяк. Газета спешит удивить читателя и сообщает, что вот у одного племени в Индии есть слово, состоящее из 52 букв, которые тут же и приводятся. Это слово не только выгово рить, но и прочитать без передышки не каждый сможет. Кому нужна такая бес смыслица? Чтобы превратить флотские галеты в подлинный центр политического, воинско го и культурного воспитания личного со става, надо значительно улучшить руковод ство газетами со стороны политорганов. Выполняя ретпр-ния ПК ВКП(б) по вопросам -птеологической работы и требование о ре шительном повышении качества больше вистской печати, многие начальники по- лпторганов сталп конкретнее л оперативнее руководить газетами. Например, капитан 1 ранга тов. Лизарский ежедневно беседует с редактором газеты, ориентирует его. в об становке, ставит перед редакцией конкрет ные задачи, следит за идейным уровнем и качеством публикуемых в газете материа лов, привлекает работников политотдела к сотрудничеству в газете. Этого нельзя ска зать о начальнике политотдела тов. Вптка- лове, который очень мало интересуется га зетой, и хотя газета в данном соединении имеет все условия, чтобы быть содержа тельной и авторитетной у читателей, оаа влачит жалкое существование. Некоторые начальники политотделов вместо подлинно большевистского руковод ства газетой, занимаются ненужной мелоч ной опекой, вычитывают и редактируют j все материалы, подписывают галету перед отправкой ее в печать, то-есть по существу подменяют редактора. Это—порочная прак тика руководства и кроме вреда опа ничего не дает. Надо решительно покончить с не дооценкой газет в деле воспитания личного состава. Начальники политорганов должны помнить, что без газет, без печати по-на стоящему руководить нельзя. Хорошо на лаженная газета дает возможность коман дирам и политработникам, партийным и комсомольским организациям лучше орга низовать руководство идеологической рабо той, поднять качество боевой и политиче ской подготовки, развить критику недо статков и добиваться быстрейшего их устранения. Хорошо налаженная газета позволяет лучше поставить живую органи заторскую и роспптательную работу в мас сах. Следует постоянно иметь в виду и ру ководствоваться указанием товарища Сталина, что печать является самым ост рым и самым сильным орудием пашей партии. Полковник Б9РЭЗДКИН. НА СНИМКЕ: корабельный почтальон маггрос В. Беляев раздает газеты матросам и старшинам. ^ ° T0 м - Бугакова. в о е н к о р ы В редакцию газеты «За победу» еже дневно поступают письма военкоров. Ря довые, сержанты и офицеры пишут в свою газету о достижениях личного состава в борьбе за укрепление дисциплины, за по вышение качества боевой и политической подготовки, об успехах отличников учебы. Военкоры помогают редакции повышать идейный уровень газеты, лучше освещать жизнь подразделений. Прошло отчетно-выборное партийное со брание. Коммунисты вскрыли ряд серьез ных недостатков в деятельности партийно го бюро и как главный из этих недостатков — слабую работу по идейно-политическо му воспитанию коммунистов. Газета «За победу» поместила статью младшего лейтенанта тов. Ситкина. Автор показал передовых коммунистов, кто на стойчиво работает над собой. Коммунисты Зиновьев, Фокин, Стрекалов аккуратно по сещают занятия и приходят всегда подго товленными. Одновременно тов. Спткпн указывает, что коммунисты тг. Стеценко и | Оборотов, ссылаясь на «занятость», к за- 1нятиям не готовятся и посещают их от случая к случаю. Военкор тов. Спткпн помог редакции свое временно и остро поставить вопрос об идейно-политическом воспитании коммуни стов. И это не единственное выступление тов. Ситкина. Он принимает живое участие в газете, откликаясь на злободневные те мы серьезными, деловыми статьями. Прочно укрепилась связь редакции с военкором отличником боевой и политиче ской подготовки сержантом то». Крупченко. Это — примерный младший командир, имеющий несколько поощрений за усерд ную’ службу. Крупченко умело воспиты вает подчиненных и особенно настойчиво работает с младшими командирами. Моло дой командир отделения тов. Яковлев обя зан сержанту Крупченко и знаниями, и навыками обучения бойцов. О том, как отличники повышают напря жение в учебе, как они борются за каждую минуту рабочего времени, регулярно пишет в газету сержант Крупченко. Боец Галичнпков быстро выполняет за дания, как агитатор, много беседует с то варищами на самые различные темы. Боец тов. Выскуб живет строго по уставу, кро потливо работает над повышением своих политических знаний. П когда Галичнпков и Выскуб были приняты в ряды ленинско- сталинского комсомола, военкор Крупченко написал о .них в газету. Появилась яркая, убедительная заметка. «Прошу опубликовать мою заметку», — пишет в редакцию военкор комсомолец тов». Леонидов. Он сообщает о том, что шофер отличиик тов. Ситкарев своими силами от ремонтировал автомашину. Шофер работал ночами и добился, что автомашина бы стрее срока вошла в строй, а командир дал высокую оценку его работе. Военкоры помогают редакции пропаган дировать опыт учебы и работы передовых людей, указывают на недостатки, снижаю щие уровень боевой и политической подго товки и дисциплины, тем самым военкоры нацеливают газету на злободневные темы, подсказывают редакции важные вопросы, требующие немедленного разрешения. Выступления в газете «За победу» во енкоров отличников учебы авторитетны по тому, что с таких людей, как младший лей тенант тов. Спткпн, сержант Крупченко, ефрейтор Леонидов, в подразделениях берут пример, равняются по ним. Эти военкоры сами сознательно выполняют свой воинский долг перед Родиной и тем мобилизуют весь личный состав на дальнейшее укрепление порядка и организованности, на новые ус пехи в службе. Тесная связь редакции с военкорами, дальнейшее укрепление этой связи помо гут редакции «За победу» сделать газету более интересной, содержательной, выше поднять ее пдейпый уровень. Капитан И. БЕРЕЗКИН. В борьбе за воинскую дисциплину Среди многих задач, разрешаемых ко рабельной стенгазетой на своих страницах, видное место уделено вопросам укрепле ния воинской дисциплины. Па протяжении более трех с половиной лет степгазета «За Родину» из номера в номер помещает ма териалы, направленные на устранение не достатков в отделениях и у отдельных ма тросов. Она принципиально и резко крити кует нарушителей и показывает примерных бойцов и старшин. Вопросам дисциплины посвящаются пе редовые статьи: «Повышать воинскую дис циплину7», «Бороться за точное выполне ние уставов», «Жить и работать только по уставу». В них правильно и конкретно на целиваются матросы и старшины иа раз решение важнейших вопросов жизни и дея тельности личного состава. В многочисленных заметках метко кри тикуются матросы, допускающие послабле ние в воинской службе и поведении. На пример, за нарушение формы одежды, пло хое выполнение распорядка дня и недо стойное поведенпе были помещены в газе те материалы о старших матросах Соколо ве, Сахарове, Малыгатове, Купцове, Зелен ском, матросах Литюк, Карепове и других. Сила и действенность стенгазеты «За | Родину» выражается в том, что ге справед- J лпвая критика сразу же находит отклик в широких слоях матросской массы, партий ной и комсомольской органшапиях. После того, как газета отметила непристойпое по ведение на берегу старшего матрона Зелен ского, этот поступок был разобран иа об- ! щем партийном собрании. Недостойное по ведение старшего матроса Петрова разби ралось на бюро комсомольской организации корабля. В результате подвергнутым критике че рез стенгазету матросам и старшинам уде лялось большое внпмаппе офицерским со ставом и общественностью. Они усиливали воспитательную работу с нарушителями, . повышали к ним требовательность. Матро- 1сы улучшили свою дисциплину, а затем вышли в ряды передовиков боевой и поли тической подготовки, как старший матрос Купцов, матрос Литюк п другие. Кроме критики нарушителей воинского порядка, газета показывала и популяризи ровала примерных воинов, отличников бое вой и политической подготовки — матро сов Пизовцева и Андреева. «За Родину» сумела привлечь к участию в работе большой актив военкоров. В га зету пишут матросы и старшины всех бое вых частей. Старшины 2 статьи Виногра дов, Ппзовцев и Шастун, старшие матросы Мплетпкпп, Купцов, Кореппн и Малов — актпвпые военкоры, передовики боевой и политической учебы. Поднимая и правильно освещая злобо дневные вопросы боевой подготовки и дис циплины, привлекая к участию большое число матросов и старшин, стенгазета «За Родину» смогла добиться под руководством па^ийпон организации значительных успе хов в укреплении дисциплины и стала дей ствительным помощником командира ко рабля. Капитан-лейтенант В. ТРУНЕВ. , Бопиые листки“ на походе На-днях корабль Н. совершил поход, н а - . отстающие, нарушители дисциплины. Ком- сыщенный боевыми учениями. В низовых ссмолец матрос Псасв получил 5лагодар- комсомольокпх организациях, где секрета- ность командира за отличное подготовле- рями тт. Котов, Андреев и Мордвинов, перед 1ипе механизмов к походу. Комсомолец стар- выходом в море были проведены комсомоль- шпй матрос Василий Аношкин получил ! гкие собрания с повесткой дня: «Задачи благодарность командира подразделения за комсомольцев в подготовке корабля к похо ду». На время похода был намечен ряд ме роприятий. Одним из них был выпуск «Боевых ли стков» в походе. В них отмечались отлич ники боевой подготовки, критиковались хорошее наблюдение во время стрельб. 05 их успехах было написано в «Боевых листках». Освещались также достижения комсомольцев Антонова, Байкова, Андреева и Митрошина, содержавших механизмы в образцовом порядке. Старший матрос А. ЛИТВИНЕНКО. ОТЧЕТ РЕДКОЛЛЕГИИ СТЕНГАЗЕТЫ Стенгазета «Вымпел» Краснознаменно го эскадренного миноносна до апреля вы ходила нерегулярно и несво°временно от кликалась на запросы личного состава. Это побудило командование заслушать от чет редакционной коллегии на собрании личного состава. В обсуждении доклада активное уча стие приняли все члены экипажа. Они подвергли резкой критике недостатки га зеты и внесли предложения по устране нию их. Главный старшина Котов отме тил, что тазета «Вымпел» не связана с личным составом, не работает с военкора ми, не помогает им в подготовке материа лов. Об этом же говорил и главный стар шина Паникаровский, указав, что редак ционная коллегия не сумела сплотить во круг себя военкоров. Он поставил в при мер секретаря комсомольской организация тов. Применила, активного военкора, ча сто выступающего с заметками в стенной газете^ Офицер Зуев говорил, что тазета не занимается распространением опыта бое вой и политической подготовки, слабо бо рется за укрепление воинской дисципли ны, недостаточно рассказывает матросам о; боевых традициях корабля. Новому составу редколлегии личный состав дал наказ наладить регулярный выпуск газеты, систематически освещать опыт отличников, решительно бороться с нарушителями уставов, шире пропаганди ровать воинскую присягу. После собрания работа редколлегии ожи-> вилась. Каждую декаду выходит корабель ная газета* (Наш корр.). Новый состав редколлегии Стенная газета «Товсь» Н-ского подраз деления пользуется большим авторитетом у бойцов. Недавно на общем собрании личного состава редактор старший матрос Захаров отчитывался в своей работе. Со брание отметило, что на страницах газе ты успешно отражается ход выполнения задач боевой и политической подготовки, что она умело мобилизует матросов на достойное выполнение своего воинского долга. В новый состав редколлегии вновь избран старший матрос Захаров, а также избраны отличники боевой и политиче ской подготовки тт. Филиппов, Корапуз и другие. Уже после собрания вышел новый но-* мер газеты. Старший матрос С. ГРИГОРЬЕВ. Сборы редакторов При политотделе Н-ского соединения состоялись сборы редакторов стенных га зет подразделений. Офицер тов. Кутепов сделал подробный инструктаж о работе стенной печати в предпраздничные дни. Офицер тов. Плоткин рассказал о существенных недостатках отдельных редколлегий в освещении жиз ни я боевой учебы, в работе по воинскому и политическому воспитанию личного со става, в сколачивании военкоровского ак тива. Редакторы стенных газет получили не обходимую зарядку в работе. Старший сержант Н. КОЗЛОВ, По следам наших выступлений „После смотра“ Заместитель начальника политотдела сообщил в редакцию, что Факты ослабле ния работы кружков самодеятельности Дома офицеров, где начальником капитан Купцов, в корреспонденции «После смотра», напечатанной в газете «На страже Запо лярья № 65, освещены правильно. Политотделом приняты меры к устране нию этих недостатков. В настоящее время кружки художественной самодеятельно сти работают регулярно. Драмкружок го товит пьесу «Губернатор провинции». Офицер Каух организовал группу партер ных гимнастов. Кроме этого, разучивают ся индивидуальные номера: сольное пение, художественное чтение, русские пляски.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz