На страже Заполярья. 1948 год. Март.
a * u ip ra 1948 г., « 73 {SM If. НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Г’^т Г О Р Ь К И М •Нелегкую жпзшь прожил Горыий. Что бы от мальчива-беспризорника, «от малограмотного парня», как он сам себя называл, притти к вершинам мировой куль туры, потребовались, кроме природного таланта, колоссальная вюля, совершенно изумительная целеустремленность, не обычайно? напряжение всех сил. Для на шей молодежи и для прогрессивной моло дежи всего мпра этот путь Алеэдея Мак симовича навсегда останется поучитель ным тгртчером жизненного подвига. Перенесемся ко времени молодости Горького, когда он еще только формиро вался как писатель. Конец восьмидесятых, начало девяностых годов. Крепостническая реакция стремилась задушить малейшие проявления демократической мысли и во ли. Режим Победоносцева держал Россию мертвой хваткой, п солдатский сапог Алек сандра П 1 был подлинным символом .вла сти. Казалось, кладбищенская тишина ца рила в России; как писал Горький, «в эти застойные годы жизнь (кружилась медлен но, восходя по невиданной спирали к неведомой цели своей». В состоянии непрерывной тревоги Горь кий пошел по России в свои знаменитые странствования. «Хождение мое по Руси, — писал он, — было вызвано не стремлением к бро дяжничеству, а желанием видеть, где я живу, что за народ вокруг меня». То было время, когда разорение деревни вытесняло из нее массы дочиста обобран ного к-рсстьянства, бродившего из конца в конец стганы в поисках работы и по полнявшего кадры промышленного проле тариата. «...Века крепостного гнета и десятиле тия форсированного пореформенного разо рения, — писал об этом времени В. И. Ленин, — накопили горы ненави сти, злобы и отчаянной решимости» (Т. XII сгр. 333). Люди первых горьковских рассказов бы ли невиданными д 0 того в русской литера туре. Изображение «униженных и оскорб ленных) с цейью вызвать гуманные чув ства в буржуазном обществе совсем не вхо дило в задачи автора. Не милости к ним, не сочувствия, не помощи от щедрот «общества» требовал автор: он показывал неизбежность того, что эти униженные и угнетенные сами поведут борьбу за свое право на жизнь. Все накопленные дворян ской, либерально-буржуазной я отчасти народнической литературой представления о «-кротости» и «терпении русского че ловека с появлением рассказов Горького уходили в историю. Либеральная и народническая критика не разглядела в этих рассказах пх сути. Критика увидела причудливые лохмотья па босяках, но не увидела самого главного — достоинства человека, который даже на самом дне социальной жизни не поко ряется гнетущим его силам. Критика не увидела страстного протеста против раб ства, кабального труда на кулака, купца, капиталиста. Между тем -картина, изображенная, на пример, в рассказе «Челкаш» (1895 г.), совершенно точно говорила о намерениях автора. «Шум подавлял, пыль, раздражая нозд ри сладила глаза, зной пек тело и изну рял его, и все кругам казалось напряжен ным, теряющим терпение, готовым разра зиться какой-то грандиозной катастро фой, взрывом, за которым в осве женном им воздухе будет дышаться свободно и легко, на земле воцарится ти шина... и тогда в городе, на море, в пебе станет тихо, ясно, славно...» Образ революции дан здесь еще в самых смутных, в самых общих очертаниях, как тоска по новым, испило человеческим Формам жизни, где нет угнетения человека человеком, нет рабства, нищеты и наси лия. Эти же настроения отразил Горький к в другом жанре своих литературных произведений, в романтических легендах, сказках и в аллегориях. Рассказ «Старуха Изергиль» содержит легенду о герое Данко, который вырвал из своей груди пылающее сердце, чтобы осветить людям дорогу к правде. «Песня о Соколе» расска зывает о смелом Соколе, истекшем кровью в борьбе с врагом, и возглашает славу «бе зумству храбрых». К этому же ряду про изведений Горького относится сказка в стихах «Девушка и смерть». Так же, как «Песня о Соколе», она является настоя щей поэмой всепобеждающей жизни. Горького, как писателя, формировала эпоха подготовки восстания пролетариата, становившегося во главе всех демократи ческих сил России. Этот под’ем масс влек Горького •к непосредственным связям с ра- бочими-революционерами и к прямой рево люционной работе. В пьесе Горького «Ме^_ шанс» в 1901 году появляется новый ге рой в русской литературе — рабочий Нил. Этот герой полон энергии и оптимиз ма. В письме к К. С. Станиславскому Горь кий писал: «Нил— человек, спокойно уве ренный в своей силе и в своем праве пере страивать жизнь и все ее порядки по его, нилову, разумению». В русской литературе не раз изобража лись герои, боровшиеся за лучшее буду щее, но все это были герои-одиночки, оканчивавшие неудачей. В образе Нила впервые © русской литературе дан герой, опирающийся на силы восходящего класса, и потому он так уверен в своем праве и в своей силе. Нарастает буря, и ее вестником, глаша таем и знаменосцем выступает уже про славленный ,на весь мил писатель Максим Горький. Его «Песня о Буревестнике» ста. ла манифестом революционного под’ема, художественным и политическим докумен том эпохи. В. И. Ленин в статье «Перед бурей'» и И. В. Сталин в прокламации «Ко всем рабочим» пользуются образами этой песни, как широко известными мас сам. В 1902 году Горький устанавливает связь с ленинской «Искрой». Влияние большевистской идеологии было решающим для его творчества. В пьесе «Враги» с замечательной правдивостью и блреком впервые показаны социальные ппотироре- чия русской жизни. Если в «Мещанах» дан рабочий Нил — представитель русско го пролетариата, то во «Врагах» мы ви дим рабочий коллектив, воспитанный боль шевистской партией, спаянный классовым сознанием и готовый' на непрямпримую, самоотверженную, идущую до конца борь бу с «хозяевами жизни». Подлинно велик#й исторической заслу- Горькому проникнуты и дружеским уча стием и великой ленинской заботой о бы те, условиях работы и здоровье Горького. И в то же время Ленин был непреклонно строг и резок, если Горький делал ошибоч ный шаг в политике, если высказывал неверный взгляд, противоречивший тео рии и практике пролетарской борьбы. В таких случаях Ленин с принципиальной прямотой указывал Горькому на ошибки и помогал их исправить. Так было в 1908 юду, когда Горький отошел от партий:гых взглядов. С такой же суровой прямотой критиковал и товарищ Сталин позицию Горькою в 1917 году, когда Горький не понял и недооценил силу и размах проле тарской революции. Партия большевиков п кровная, органи ческая связь Горького с рабочим классом бесповоротно поставили его духовные силы на службу строительству нового социали стического общества. В четвертом томе «Жизни Клима Санги на» изображено русское буржуазное обще ство в период войны и накануне проле тарской революции. В этом обществе на растает тревога перед новым под’емом масс. Вррмя от времени сюда доносятся отзвуки работы боевых кадров пролета риата. Горький рисует образ крепкого, ве селого и обаятельного большевика Кутузо ва, ученика Ленина, и контуры истори ческой Фигуры Ленина ложатся на стра ницы повествования. А в конце книги появляется и он сам, на броневике, на площади Финлявдского вокзала, как во площение всенародной воли. Это были последние строки, написанные Горьким, и это была его последняя дань памяти великого друга и учителя. Горь кий говорил, что не было человека, кото рый так, как Ленин, действительно заслу жил в мире вечную память. Дружба со Сталиным, как в свое время дружба с Лениным, освещала последний период жизни Горького и его великую художественную, публицистическую и ор ганизаторскую деятельность. Горький всегда обладал огромной волей к труду. Но его деятельность в советскую эпоху является наиболее блистательным примером его гигантской работоспособно сти. Опиралась эта деятельность на под держку и вдохновляющую силу вождя советской страны — Сталина. . В день сорокалетия литературной дея тельности Горького Сталин писал ему: «От души приветствую вас и крепко жму руку. Желаю вам долгих лет жизни и работы на радость всем трудящимся, на страх врагам рабочего класса». Безгранично было уважение Горького Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный. То нрылом волны насаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике пти цы. В зтом крине — жажда бури! Силу гнева, пламя стра сти и уверенность в победе слышат тучи в этом крине. Чайкч стонут перед бурей — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей. И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно .на слажденье битвой жизни: гром ударов их пугает. Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! В:е мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и по ют, и рзутся волны к высоте навстречу грому. Гром грэхочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн об’ ятьем коепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбизая в пыль и брызги изумрудные громады. Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн нрылом срывает. Вот он носится, как демон, — гордый, чеоным демон бури, — и смеется, и рыдает... Он над тучами смеется, он от радости рыдает! М. Горький В гневе грома, — чуткий демон, — сн давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, — нет не скроют! Ветер воет... Гром грохочет...' Синим пламенем пылают стаи туч над бездной mod я. Море лозит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи вьются в море, исчезая, отраженья этих молний. — Буря! Скоро грянет Это смелый Буревестник реет между молний щим гневно морем; чит пророк победы: — Пусть сильнв грянет буря! У Ч И Т Е Л Ь Ж И З Н И «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к чело вечеству», — говорил великий пролетар ский писатель М. Горький. Этот призыв находит горячий отклик у военных моряков. Читатели нашей биб лиотеки живо интересуются литературой и прежде всего обращаются к творчеству; гениального художника слова А. М. Горь- j кого. Книги Горького не залеживаются па полках, они пользуются большим спросом. Произведения Алексея Максимовича вызы вают горячие суждения, оказывают силь ное воздействие на читателей, воспитыва ют их. В книге отзывов о творчестве .Горького матрос Рябчиков пишет: «Я зачитываюсь Горьким. Его произведения поражают своей правдивостью. Книги Горького по- ц в им и е у i о о ю гой Горького явился ого роман «Мать» в к Сталину— «человеку огромного ума и | мо™ют мне чать НСТ°Р ПК) год поражения первой русской революции, в ту пору, когда перепуганные меньшеви ки и ликвидаторы оплевывали и поносили самый принцип партийности, -когда Пле-< сердца», «человеку, в котором воскресла ; энергия Ленина». Сталинские пятилетки вызва.ц 1 могу- j любить И Ц2ШТЬ чий под‘ем освобожденных творческих сил 1 ханов заявил: «Не надо оыло браться за ! народа ^ бшо f ^ ^ , оружие». Горький в своем рочаке показал ; m m <<я п се-час в героическое бадьшемстское подполье, по- на ' казал передовых рабочих, глубовд сознаю -1 ^ ’ 1 пта святость дела партии и ее рЬолюпи- | П(ШОЛЯЛО ладям неувядаемые ояной борьбы. Известно, как Ленин на пя -1 1ШЭМЬГ» легенды». том с’езде РСДРП в Лондоне оценил про-: Значение деятельности Горького огром- пагандистское значение этого романа.! но- Его историческая заслуга в том, что «Мать» Горького до сих пор является од- в эпоху решающей борьбы рабочего клае- ,ной из самых любимых книг массового са с капитализмом он, как художник сло- советского читателя. ва, приобщал к революционному сознанию Встречи Горького с Лениным на с’езде в Лондоне послужили началом тесного дру жеского сближения между ними. Тогда же возникает переписка между ними. Письма Ленина Горькому являются не только документами огромного теорети ческого содержания, но и, обращенные к великому художнжку-реалисту, они яв ляются классическим образом идейного воздействия партии на развитие литерату ры. «Его отношение ко мне было отноше нием строгого учителя и доброго заботливо го друга»,— писал Горький в своих вос поминаниях. Действительно, письма Ленина широчайшие массы читателей, оп своими художественными произведениями, п своей публицистской и непосредственной рево люционной работой укреплял боевое созна ние масс и выступал, как виднейший со ратник великих вождей Ленина и Сталина в борьбе за победу коммунизма. Он явился первым в мире писателем пролетариата, зачинателем литературы со ветской эпохи, основоположником социа листического реализма. Его имя стоит \ ряду великих русских писателей, класси ков нашей и мировой литературы. Илья ГРУЗДЕВ. i скон партии, а также историю СССР. Его •произведения дают нашей молодежи яр- I кую картину мрачного прошлого, учат наше великое настоя щее». Другой читатель, Соня Чуйкина, пишет: «Читая произведения А. М. Горького, я представляю себе, как трудно было обык новенным людям учиться в дореволюцион ное время. Горький пе имел средств для учебы. Только огромное желание, усидчи вость, железная воля и вера в свой народ помогли ему стать великим писателем. Горький— наша гордость, наш великий учитель!». Капитан Лещенко, матрос Коданев, жена военнослужащего Григорьева в самых теп лых словах отзываются о прочитанных ими книгах любимого писателя. Другие за писи читателей полны любви и уважения к Алексею Максимовичу, благодарности за его талантливые произведения. Отмечая 80-летие со дня рождения Горь кого. наша библиотека оборудовала литера турно-тематические выставки, отражаю щие жизнь и деятельность пламенного борца за коммунизм. Нз них представлены литературно-критические статьи Горького, книги, посвященные ему. перечень произ ведений пнгателя, изданных на языках народов СССР. Рекомендательный список знакомит чи тателя с датами написания произведений великого пролетарского писателя и крат ким пх содержанием. С большпм интересом прошли литера турные вечера, посвященные 80-летию со дня рождения Алексея Максимовича. Лек ция на тему: «Жизнь и творчество А. М. Горького» собрала более 700 человек. На корабле, где секретарем партийной организации офицер Попов, доклад о твор ческом пути М. Горького сделал офицер Малышев. После доклзда старшина 2 статьи Лаготин прочел «Песню о Буре вестнике» и «Песню о Соколе». Для пропаганды произведений А. М. Горького используется местное радиовеща ние. Выступившие перед микрофоном ма трос Рябчиков и жена офицера Никитина рассказали о жизни великого писателя и прочли отрывки нз его произведений. В Н-ской части солдат Богач прочел личному составу отрывки из произведений «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых» и познакомил присутствующих с биографией Горького. Депь 80-летия со дня рождения Алексея Максимовича отмечается в нашем соеди нении, как большое знаменательное собы тие. Начальник библиотеки старший лейтенант Н. ТКАЧ. Я видел Горького 1 В 1933 году я служил на Черноморском Флоте в краснознаменпоГг экспедиции под водных работ. Нашему комапд^ванию стало твестпо, что товаро-пассажирский пароход «Харьков» выбросило бурел на подводную банку. Для спасения его была отправлена ава рийно-спасательная группа во главе с во долазом Правшным. На буксир «Торос» погрузили необходимое водолазное снаря жение. Долго п упорпо пришлось работать, ибо сильно мешали тяжелые метеорологические условия. Но задание командования было выполнепо. Вскоре стало известно, что из Одессы в Италию следует па теплоходе «Жан Жорес» Алексей Максимович Горький. Велико было желание всех наших моряков встретиться с великим пролетарским писателем. В теплый солнечный день теплоход при швартовался к прпчалу, где стоял и наш буксир. Вскоре мы увидели знакомую фи гуру Горького. Одет Алексей Максимович был в простую русскую рубаху с вышитым воротником. Увидя нас, Горький привет ливо улыбнулся и, сойдя с трапа, стал по жимать нам руки. Потом он поднялся на палубу шшего буксира и стал подробно расспрашивать об учебе, о службе/ о трудностях работы во- дслазов. — Я знаю, — говорил Горький, — что ваша работа требует хорошего здоровья, Физической закалки. Мы попросили Алексея Максимовича рас сказать о своем творчестве. Он охотно согласился и рассказал о т^ч, как трудился пат произведениями «Мать», «В людях», «Мои университеты». В этой задушевной, теплой беседе моряки многое узнали из уст писателя о его жизни и деятельности. Па прощание Горький пожелал пам больших успехов и счастливого плавания^ Меня удивили простота и ратупше этого человека. В моей памяти навсегда сохра нится встреча с великим писателем. К а п и т а н - л е й т е н а н т Б . П0ДГУРСКИЙ, Книги, зовущие к подвигу Произведения, созданные Алексеем Мак- j состава нашего корабля. В эти дни я ре- симовичсм Горьким, воспитали и будут вос питывать советских патриотов. Они зовут нас к подвигам во славу своей Родины. Произведения Горького пользуются ис ключительным интересом среди личного шил еще раз прочесть роман «Мать». В мою жизнь вошли новые большие чувства: боль и радость, любовь и гнев, подсказан ные судьбой героев. Бессмертные книги Горького вызывают у нас стремление еше больше любить свою Родину-мать, еще лучше беречь ее. Старший матрос М. 0КУНЕВ, А. М. Горький об Америке Беззаветный друг трудящихся, великий патриот советского общества, родона чальник социалистической литературы — А. М. Горький страстно ненавидел и пре- вирал отупляющий человека подневольный труд и лицемерие, ханжескую мораль и бездушный «чистоган», характерные для буржуазного мира. В особенности в резких формах наблюдал Горький эти пороки ка питализма во время своего пребывания в Америке, куда он ездил в 1906 году. «Все здесь устроено нарочно, чтобы ослепить, оглушить, изуродовать людей», — с гне вом н болью писал Алексей Максимович. В результате поездки в США появилось нескотько публицистических очерков и памфлетов («Город Желтого Дьявола», «Царство скуки», «Один из королей рес публики», «Жрец Морали» н др.). Уже тогда Горький разоблачал звери ную сущность американского империализ ма, его желание поглотить весь мир. В своем сатирическом интервью с мил лионером Горький вкладывает в уста свое го собеседника следующие слова: «У хоро шего правительства не должно быть со циалистов». С тех пор минуло более 40 лет. «Труды» пресловутой комиссии по расследованию антиамериканской деятель ности, наступление на права рабочих показывают, как сумело выполнить этот социальный заказ правительство США. Горький с возмущением писал о ра совой теории, о суде линча, о продажности американской прессы. С тех пор эти урод ства приняли еще более отвратительный и угрожающий характер. Два десятилетия тому назад Горький, обращаясь к американцам, писал: «Я ду маю, что ваша цивилизация — это самая уродливая цивилизация нашей планеты, Потому что она чудовищно преувеличила все многообразные и позорные уродства европейской цивилизации... • Капиталисты всех стран — одинаково коварное и бесчеловечное племя, но ваши — хуже». Сквозь десятилетия Горький зоркими глазами художника-патриота разглядел, что империалистическая клика США ста нет центром мракобесия, штабом преступ ной деятельности поджигателей новой войны. 4 Страстные обличения А. М. Горького с прежней силой звучат и сегодня. Мы пуб ликуем ряд характерных высказываний великого русского писателя о США, где «люди тщательно ослеплены», где* «сила глупости» п хищничества мнет и давит все живое и прогрессивное. * ★ * ■— Это — кто? Тихо спросила девушка- полька, изумленно указывая на статую Свободы. Кто-то ответил*. — Американский бог... Массивная фигура бронзовой женщины покрыта с ног до головы зеленой окисью. Холодное лицо слепо смотрит сквозь ту ман в пустыню океана, точно бронза ждет солнца, чтобы оно оживило ее мерт вые глаза... И кажется, что все — железо, камни, вода, дерево — полно протеста против жизни без солнца, без песен и счастья, в плену тяжелого труда. Все стонет, воет, скрежещет, повинуясь воле какой-то тай ной силы, враждебной человеку. Повсюду на груди воды, изрытой и разорванной же лезом, запачканной жирными пятнами неф ти, засоренной щепами и стружками, со ломой и остатками пищи, — работает не видимая глазом холодная и злая сила. Она сурово и однообразно даст толчки всей этой необ’ятной машине, в ней кора бли п доки — только маленькие частп, а человек — ничтожный винт, невиди мая точка среди уродливых, грязных сплетений железа, дерева, в хаосе судов, лодок и каких-то плоских барок, нагру женных вагонами. ... Эта— город, это— Ныо-Йорк. На беюе- гу стоят двадцатиэтажные дома, безмолв ные и темные «скребницы неба». Квад ратные, лишенные желания быть краси выми, тупые, тяжелые здания поднимают ся вверх угрюмо и скучно. В каждом до ме чувствуется надменная кичливость своею высотой, сеоим уродством. В окиах нет цветов и не видно детей... Издали город кажется огромной челю стью, с неровными, черными зубами. Он дышит в небо тучами дыма и сопит, как обжора, страдающий ожирением. Войдя в него, чувствуешь, что ты попал в желудок из камня и железа, в желудок, который проглотил несколько миллионов людей и растирает, переваривает их. Улица — скользкое, алчное горло; по не му куда-то вглубь плывут темные куски пиши города — живые люди. Везде — над головой, под ногами и рядом с тобой живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо. Вызванное к жизни силою Золота, одушевленное им, оно окружает человека своей паутиной, глушит его, сосет кровь п мозг, пожйрает мускулы и нервы и ра стет, растет, опираясь на безмолвный ка мень, все шире раскидывая звенья своей цени. . ...Лица людей неподвижно спокойны — должно быть, никто из них не чувствует j несчастья быть рабом жизни, нишей горо- да-чудовища. В печальном самомнении они считают себя хозяевами своей судьбы — в глазах у них, норою, светится созна ние своей независимости, но, видимо, им непонятно, что это только независимость топора в руке плотника, молотка в руке кузнеца, кирпича в руках невидимого каменщика, который, хитро усмехаясь, строит для всех одну огромную, но тес ную тюрьму. Есть много энергичных лиц, но на каждом лице прежде всего видишь зубы. Свободы внутренней, свободы ду ха— не светится в глазах людей. И эта энергия без свободы напоминает холод ный блеск ножа, который еще не успели иступить. Это — свобода слепых орудий в руках Желтого Дьявола — Золота. Я впервые вижу такой чудовищный го рд, и никогда еще люди не казались мне так ничтожны, так порабощены. И в то же время я нигде не встречал их такими тра гикомически довольными собой... ...В мутном небе, покрытом копотью, гаснет депь. Огромные дома становятся еще мрачнее, тяжелее. Кое-где в их тем ных недрах вспыхивают огни и блестят, точно желтые глаза странных зверей, ко торые должны всю ночь стеречь мертвое богатство этих гробниц. Люди кончили работу дня и, — не ду мая о том, зачем она сделана, нужна ли она для них, — быстро бегут спать. Тро туары залиты темными потоками челове ческого тела. Все головы однообразно по крыты круглыми шляпами, п все мозги— это видно ио глазам — уже уснули. Ра бота кончена, думать больше не о чем. Все думают только для хозяина, о себе думать нечего; если есть работа — буд^г хлеб и дешевые наслаждения жизнью, кроме это го ничего не нужно человеку в городе Желтого Дьявола... («Город Желтого Дьявола»). ...Стальные, керосиновые и все друг*е короли Соединенных Штатов всегда сму щали мое воображение. ...Можете вообразить мое изумление, когда я, встретив миллионера, увидал, что это самый обыкновенный человек. ...Он смотрел на меня глазами святого. Я пере вел дух и сказал: — ...Что же вы делаете с вашими деньгами? Тогда он немного приподнят плечи, его глаза пошевелились в орбитах, и он ответил: — Я делаю ими еще деньги. — Зачем? — Чтобы сделать еще деньги... — Зачем? — повторил я. ^ Он наклонился ко мне, упираясь локтя ми в ручки кресла, и с оттенком некоторо го любопытства спросил: — Вы — сумасшедший?... — Правительство не мешает вам? — скромно спросил я. — Правительство? — повторил он я задумался, потирая пальцами лоб. Потом, как бы вспомнив что-то, кивнул головой: — Ага... Это те... в Вашингтоне? Нет, они не мешают. Это очень добрые ребята... Среди них есть кое-кто из моего клуба. (Окончание см ., 1 * 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz