На страже Заполярья. 1948 год. Март.

a * u ip ra 1948 г., « 73 {SM If. НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Г’^т Г О Р Ь К И М •Нелегкую жпзшь прожил Горыий. Что­ бы от мальчива-беспризорника, «от малограмотного парня», как он сам себя называл, притти к вершинам мировой куль­ туры, потребовались, кроме природного таланта, колоссальная вюля, совершенно изумительная целеустремленность, не­ обычайно? напряжение всех сил. Для на­ шей молодежи и для прогрессивной моло­ дежи всего мпра этот путь Алеэдея Мак­ симовича навсегда останется поучитель­ ным тгртчером жизненного подвига. Перенесемся ко времени молодости Горького, когда он еще только формиро­ вался как писатель. Конец восьмидесятых, начало девяностых годов. Крепостническая реакция стремилась задушить малейшие проявления демократической мысли и во­ ли. Режим Победоносцева держал Россию мертвой хваткой, п солдатский сапог Алек­ сандра П 1 был подлинным символом .вла­ сти. Казалось, кладбищенская тишина ца­ рила в России; как писал Горький, «в эти застойные годы жизнь (кружилась медлен­ но, восходя по невиданной спирали к неведомой цели своей». В состоянии непрерывной тревоги Горь­ кий пошел по России в свои знаменитые странствования. «Хождение мое по Руси, — писал он, — было вызвано не стремлением к бро­ дяжничеству, а желанием видеть, где я живу, что за народ вокруг меня». То было время, когда разорение деревни вытесняло из нее массы дочиста обобран­ ного к-рсстьянства, бродившего из конца в конец стганы в поисках работы и по­ полнявшего кадры промышленного проле­ тариата. «...Века крепостного гнета и десятиле­ тия форсированного пореформенного разо­ рения, — писал об этом времени В. И. Ленин, — накопили горы ненави­ сти, злобы и отчаянной решимости» (Т. XII сгр. 333). Люди первых горьковских рассказов бы­ ли невиданными д 0 того в русской литера­ туре. Изображение «униженных и оскорб­ ленных) с цейью вызвать гуманные чув­ ства в буржуазном обществе совсем не вхо дило в задачи автора. Не милости к ним, не сочувствия, не помощи от щедрот «общества» требовал автор: он показывал неизбежность того, что эти униженные и угнетенные сами поведут борьбу за свое право на жизнь. Все накопленные дворян­ ской, либерально-буржуазной я отчасти народнической литературой представления о «-кротости» и «терпении русского че­ ловека с появлением рассказов Горького уходили в историю. Либеральная и народническая критика не разглядела в этих рассказах пх сути. Критика увидела причудливые лохмотья па босяках, но не увидела самого главного — достоинства человека, который даже на самом дне социальной жизни не поко­ ряется гнетущим его силам. Критика не увидела страстного протеста против раб­ ства, кабального труда на кулака, купца, капиталиста. Между тем -картина, изображенная, на­ пример, в рассказе «Челкаш» (1895 г.), совершенно точно говорила о намерениях автора. «Шум подавлял, пыль, раздражая нозд­ ри сладила глаза, зной пек тело и изну­ рял его, и все кругам казалось напряжен­ ным, теряющим терпение, готовым разра­ зиться какой-то грандиозной катастро­ фой, взрывом, за которым в осве­ женном им воздухе будет дышаться свободно и легко, на земле воцарится ти­ шина... и тогда в городе, на море, в пебе станет тихо, ясно, славно...» Образ революции дан здесь еще в самых смутных, в самых общих очертаниях, как тоска по новым, испило человеческим Формам жизни, где нет угнетения человека человеком, нет рабства, нищеты и наси­ лия. Эти же настроения отразил Горький к в другом жанре своих литературных произведений, в романтических легендах, сказках и в аллегориях. Рассказ «Старуха Изергиль» содержит легенду о герое Данко, который вырвал из своей груди пылающее сердце, чтобы осветить людям дорогу к правде. «Песня о Соколе» расска­ зывает о смелом Соколе, истекшем кровью в борьбе с врагом, и возглашает славу «бе­ зумству храбрых». К этому же ряду про­ изведений Горького относится сказка в стихах «Девушка и смерть». Так же, как «Песня о Соколе», она является настоя­ щей поэмой всепобеждающей жизни. Горького, как писателя, формировала эпоха подготовки восстания пролетариата, становившегося во главе всех демократи­ ческих сил России. Этот под’ем масс влек Горького •к непосредственным связям с ра- бочими-революционерами и к прямой рево­ люционной работе. В пьесе Горького «Ме^_ шанс» в 1901 году появляется новый ге­ рой в русской литературе — рабочий Нил. Этот герой полон энергии и оптимиз­ ма. В письме к К. С. Станиславскому Горь­ кий писал: «Нил— человек, спокойно уве­ ренный в своей силе и в своем праве пере­ страивать жизнь и все ее порядки по его, нилову, разумению». В русской литературе не раз изобража­ лись герои, боровшиеся за лучшее буду­ щее, но все это были герои-одиночки, оканчивавшие неудачей. В образе Нила впервые © русской литературе дан герой, опирающийся на силы восходящего класса, и потому он так уверен в своем праве и в своей силе. Нарастает буря, и ее вестником, глаша­ таем и знаменосцем выступает уже про­ славленный ,на весь мил писатель Максим Горький. Его «Песня о Буревестнике» ста. ла манифестом революционного под’ема, художественным и политическим докумен­ том эпохи. В. И. Ленин в статье «Перед бурей'» и И. В. Сталин в прокламации «Ко всем рабочим» пользуются образами этой песни, как широко известными мас­ сам. В 1902 году Горький устанавливает связь с ленинской «Искрой». Влияние большевистской идеологии было решающим для его творчества. В пьесе «Враги» с замечательной правдивостью и блреком впервые показаны социальные ппотироре- чия русской жизни. Если в «Мещанах» дан рабочий Нил — представитель русско­ го пролетариата, то во «Врагах» мы ви­ дим рабочий коллектив, воспитанный боль­ шевистской партией, спаянный классовым сознанием и готовый' на непрямпримую, самоотверженную, идущую до конца борь­ бу с «хозяевами жизни». Подлинно велик#й исторической заслу- Горькому проникнуты и дружеским уча­ стием и великой ленинской заботой о бы­ те, условиях работы и здоровье Горького. И в то же время Ленин был непреклонно строг и резок, если Горький делал ошибоч­ ный шаг в политике, если высказывал неверный взгляд, противоречивший тео­ рии и практике пролетарской борьбы. В таких случаях Ленин с принципиальной прямотой указывал Горькому на ошибки и помогал их исправить. Так было в 1908 юду, когда Горький отошел от партий:гых взглядов. С такой же суровой прямотой критиковал и товарищ Сталин позицию Горькою в 1917 году, когда Горький не понял и недооценил силу и размах проле­ тарской революции. Партия большевиков п кровная, органи­ ческая связь Горького с рабочим классом бесповоротно поставили его духовные силы на службу строительству нового социали­ стического общества. В четвертом томе «Жизни Клима Санги­ на» изображено русское буржуазное обще­ ство в период войны и накануне проле­ тарской революции. В этом обществе на­ растает тревога перед новым под’емом масс. Вррмя от времени сюда доносятся отзвуки работы боевых кадров пролета­ риата. Горький рисует образ крепкого, ве­ селого и обаятельного большевика Кутузо­ ва, ученика Ленина, и контуры истори­ ческой Фигуры Ленина ложатся на стра­ ницы повествования. А в конце книги появляется и он сам, на броневике, на площади Финлявдского вокзала, как во­ площение всенародной воли. Это были последние строки, написанные Горьким, и это была его последняя дань памяти великого друга и учителя. Горь­ кий говорил, что не было человека, кото­ рый так, как Ленин, действительно заслу­ жил в мире вечную память. Дружба со Сталиным, как в свое время дружба с Лениным, освещала последний период жизни Горького и его великую художественную, публицистическую и ор­ ганизаторскую деятельность. Горький всегда обладал огромной волей к труду. Но его деятельность в советскую эпоху является наиболее блистательным примером его гигантской работоспособно­ сти. Опиралась эта деятельность на под­ держку и вдохновляющую силу вождя советской страны — Сталина. . В день сорокалетия литературной дея­ тельности Горького Сталин писал ему: «От души приветствую вас и крепко жму руку. Желаю вам долгих лет жизни и работы на радость всем трудящимся, на страх врагам рабочего класса». Безгранично было уважение Горького Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный. То нрылом волны насаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике пти­ цы. В зтом крине — жажда бури! Силу гнева, пламя стра­ сти и уверенность в победе слышат тучи в этом крине. Чайкч стонут перед бурей — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей. И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно .на­ слажденье битвой жизни: гром ударов их пугает. Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! В:е мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и по­ ют, и рзутся волны к высоте навстречу грому. Гром грэхочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн об’ ятьем коепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбизая в пыль и брызги изумрудные громады. Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн нрылом срывает. Вот он носится, как демон, — гордый, чеоным демон бури, — и смеется, и рыдает... Он над тучами смеется, он от радости рыдает! М. Горький В гневе грома, — чуткий демон, — сн давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, — нет не скроют! Ветер воет... Гром грохочет...' Синим пламенем пылают стаи туч над бездной mod я. Море лозит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи вьются в море, исчезая, отраженья этих молний. — Буря! Скоро грянет Это смелый Буревестник реет между молний щим гневно морем; чит пророк победы: — Пусть сильнв грянет буря! У Ч И Т Е Л Ь Ж И З Н И «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к чело­ вечеству», — говорил великий пролетар­ ский писатель М. Горький. Этот призыв находит горячий отклик у военных моряков. Читатели нашей биб­ лиотеки живо интересуются литературой и прежде всего обращаются к творчеству; гениального художника слова А. М. Горь- j кого. Книги Горького не залеживаются па полках, они пользуются большим спросом. Произведения Алексея Максимовича вызы­ вают горячие суждения, оказывают силь­ ное воздействие на читателей, воспитыва­ ют их. В книге отзывов о творчестве .Горького матрос Рябчиков пишет: «Я зачитываюсь Горьким. Его произведения поражают своей правдивостью. Книги Горького по- ц в им и е у i о о ю гой Горького явился ого роман «Мать» в к Сталину— «человеку огромного ума и | мо™ют мне чать НСТ°Р ПК) год поражения первой русской революции, в ту пору, когда перепуганные меньшеви­ ки и ликвидаторы оплевывали и поносили самый принцип партийности, -когда Пле-< сердца», «человеку, в котором воскресла ; энергия Ленина». Сталинские пятилетки вызва.ц 1 могу- j любить И Ц2ШТЬ чий под‘ем освобожденных творческих сил 1 ханов заявил: «Не надо оыло браться за ! народа ^ бшо f ^ ^ , оружие». Горький в своем рочаке показал ; m m <<я п се-час в героическое бадьшемстское подполье, по- на ' казал передовых рабочих, глубовд сознаю -1 ^ ’ 1 пта святость дела партии и ее рЬолюпи- | П(ШОЛЯЛО ладям неувядаемые ояной борьбы. Известно, как Ленин на пя -1 1ШЭМЬГ» легенды». том с’езде РСДРП в Лондоне оценил про-: Значение деятельности Горького огром- пагандистское значение этого романа.! но- Его историческая заслуга в том, что «Мать» Горького до сих пор является од- в эпоху решающей борьбы рабочего клае- ,ной из самых любимых книг массового са с капитализмом он, как художник сло- советского читателя. ва, приобщал к революционному сознанию Встречи Горького с Лениным на с’езде в Лондоне послужили началом тесного дру­ жеского сближения между ними. Тогда же возникает переписка между ними. Письма Ленина Горькому являются не только документами огромного теорети­ ческого содержания, но и, обращенные к великому художнжку-реалисту, они яв­ ляются классическим образом идейного воздействия партии на развитие литерату­ ры. «Его отношение ко мне было отноше­ нием строгого учителя и доброго заботливо­ го друга»,— писал Горький в своих вос­ поминаниях. Действительно, письма Ленина широчайшие массы читателей, оп своими художественными произведениями, п своей публицистской и непосредственной рево­ люционной работой укреплял боевое созна­ ние масс и выступал, как виднейший со­ ратник великих вождей Ленина и Сталина в борьбе за победу коммунизма. Он явился первым в мире писателем пролетариата, зачинателем литературы со­ ветской эпохи, основоположником социа­ листического реализма. Его имя стоит \ ряду великих русских писателей, класси­ ков нашей и мировой литературы. Илья ГРУЗДЕВ. i скон партии, а также историю СССР. Его •произведения дают нашей молодежи яр- I кую картину мрачного прошлого, учат наше великое настоя­ щее». Другой читатель, Соня Чуйкина, пишет: «Читая произведения А. М. Горького, я представляю себе, как трудно было обык­ новенным людям учиться в дореволюцион­ ное время. Горький пе имел средств для учебы. Только огромное желание, усидчи­ вость, железная воля и вера в свой народ помогли ему стать великим писателем. Горький— наша гордость, наш великий учитель!». Капитан Лещенко, матрос Коданев, жена военнослужащего Григорьева в самых теп­ лых словах отзываются о прочитанных ими книгах любимого писателя. Другие за­ писи читателей полны любви и уважения к Алексею Максимовичу, благодарности за его талантливые произведения. Отмечая 80-летие со дня рождения Горь­ кого. наша библиотека оборудовала литера­ турно-тематические выставки, отражаю­ щие жизнь и деятельность пламенного борца за коммунизм. Нз них представлены литературно-критические статьи Горького, книги, посвященные ему. перечень произ­ ведений пнгателя, изданных на языках народов СССР. Рекомендательный список знакомит чи­ тателя с датами написания произведений великого пролетарского писателя и крат­ ким пх содержанием. С большпм интересом прошли литера­ турные вечера, посвященные 80-летию со дня рождения Алексея Максимовича. Лек­ ция на тему: «Жизнь и творчество А. М. Горького» собрала более 700 человек. На корабле, где секретарем партийной организации офицер Попов, доклад о твор­ ческом пути М. Горького сделал офицер Малышев. После доклзда старшина 2 статьи Лаготин прочел «Песню о Буре­ вестнике» и «Песню о Соколе». Для пропаганды произведений А. М. Горького используется местное радиовеща­ ние. Выступившие перед микрофоном ма­ трос Рябчиков и жена офицера Никитина рассказали о жизни великого писателя и прочли отрывки нз его произведений. В Н-ской части солдат Богач прочел личному составу отрывки из произведений «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых» и познакомил присутствующих с биографией Горького. Депь 80-летия со дня рождения Алексея Максимовича отмечается в нашем соеди­ нении, как большое знаменательное собы­ тие. Начальник библиотеки старший лейтенант Н. ТКАЧ. Я видел Горького 1 В 1933 году я служил на Черноморском Флоте в краснознаменпоГг экспедиции под­ водных работ. Нашему комапд^ванию стало твестпо, что товаро-пассажирский пароход «Харьков» выбросило бурел на подводную банку. Для спасения его была отправлена ава­ рийно-спасательная группа во главе с во­ долазом Правшным. На буксир «Торос» погрузили необходимое водолазное снаря­ жение. Долго п упорпо пришлось работать, ибо сильно мешали тяжелые метеорологические условия. Но задание командования было выполнепо. Вскоре стало известно, что из Одессы в Италию следует па теплоходе «Жан Жорес» Алексей Максимович Горький. Велико было желание всех наших моряков встретиться с великим пролетарским писателем. В теплый солнечный день теплоход при­ швартовался к прпчалу, где стоял и наш буксир. Вскоре мы увидели знакомую фи­ гуру Горького. Одет Алексей Максимович был в простую русскую рубаху с вышитым воротником. Увидя нас, Горький привет­ ливо улыбнулся и, сойдя с трапа, стал по­ жимать нам руки. Потом он поднялся на палубу шшего буксира и стал подробно расспрашивать об учебе, о службе/ о трудностях работы во- дслазов. — Я знаю, — говорил Горький, — что ваша работа требует хорошего здоровья, Физической закалки. Мы попросили Алексея Максимовича рас­ сказать о своем творчестве. Он охотно согласился и рассказал о т^ч, как трудился пат произведениями «Мать», «В людях», «Мои университеты». В этой задушевной, теплой беседе моряки многое узнали из уст писателя о его жизни и деятельности. Па прощание Горький пожелал пам больших успехов и счастливого плавания^ Меня удивили простота и ратупше этого человека. В моей памяти навсегда сохра­ нится встреча с великим писателем. К а п и т а н - л е й т е н а н т Б . П0ДГУРСКИЙ, Книги, зовущие к подвигу Произведения, созданные Алексеем Мак- j состава нашего корабля. В эти дни я ре- симовичсм Горьким, воспитали и будут вос­ питывать советских патриотов. Они зовут нас к подвигам во славу своей Родины. Произведения Горького пользуются ис­ ключительным интересом среди личного шил еще раз прочесть роман «Мать». В мою жизнь вошли новые большие чувства: боль и радость, любовь и гнев, подсказан­ ные судьбой героев. Бессмертные книги Горького вызывают у нас стремление еше больше любить свою Родину-мать, еще лучше беречь ее. Старший матрос М. 0КУНЕВ, А. М. Горький об Америке Беззаветный друг трудящихся, великий патриот советского общества, родона­ чальник социалистической литературы — А. М. Горький страстно ненавидел и пре- вирал отупляющий человека подневольный труд и лицемерие, ханжескую мораль и бездушный «чистоган», характерные для буржуазного мира. В особенности в резких формах наблюдал Горький эти пороки ка­ питализма во время своего пребывания в Америке, куда он ездил в 1906 году. «Все здесь устроено нарочно, чтобы ослепить, оглушить, изуродовать людей», — с гне­ вом н болью писал Алексей Максимович. В результате поездки в США появилось нескотько публицистических очерков и памфлетов («Город Желтого Дьявола», «Царство скуки», «Один из королей рес­ публики», «Жрец Морали» н др.). Уже тогда Горький разоблачал звери­ ную сущность американского империализ­ ма, его желание поглотить весь мир. В своем сатирическом интервью с мил­ лионером Горький вкладывает в уста свое­ го собеседника следующие слова: «У хоро­ шего правительства не должно быть со­ циалистов». С тех пор минуло более 40 лет. «Труды» пресловутой комиссии по расследованию антиамериканской деятель­ ности, наступление на права рабочих показывают, как сумело выполнить этот социальный заказ правительство США. Горький с возмущением писал о ра­ совой теории, о суде линча, о продажности американской прессы. С тех пор эти урод­ ства приняли еще более отвратительный и угрожающий характер. Два десятилетия тому назад Горький, обращаясь к американцам, писал: «Я ду­ маю, что ваша цивилизация — это самая уродливая цивилизация нашей планеты, Потому что она чудовищно преувеличила все многообразные и позорные уродства европейской цивилизации... • Капиталисты всех стран — одинаково коварное и бесчеловечное племя, но ваши — хуже». Сквозь десятилетия Горький зоркими глазами художника-патриота разглядел, что империалистическая клика США ста­ нет центром мракобесия, штабом преступ­ ной деятельности поджигателей новой войны. 4 Страстные обличения А. М. Горького с прежней силой звучат и сегодня. Мы пуб­ ликуем ряд характерных высказываний великого русского писателя о США, где «люди тщательно ослеплены», где* «сила глупости» п хищничества мнет и давит все живое и прогрессивное. * ★ * ■— Это — кто? Тихо спросила девушка- полька, изумленно указывая на статую Свободы. Кто-то ответил*. — Американский бог... Массивная фигура бронзовой женщины покрыта с ног до головы зеленой окисью. Холодное лицо слепо смотрит сквозь ту­ ман в пустыню океана, точно бронза ждет солнца, чтобы оно оживило ее мерт­ вые глаза... И кажется, что все — железо, камни, вода, дерево — полно протеста против жизни без солнца, без песен и счастья, в плену тяжелого труда. Все стонет, воет, скрежещет, повинуясь воле какой-то тай­ ной силы, враждебной человеку. Повсюду на груди воды, изрытой и разорванной же­ лезом, запачканной жирными пятнами неф­ ти, засоренной щепами и стружками, со­ ломой и остатками пищи, — работает не­ видимая глазом холодная и злая сила. Она сурово и однообразно даст толчки всей этой необ’ятной машине, в ней кора­ бли п доки — только маленькие частп, а человек — ничтожный винт, невиди­ мая точка среди уродливых, грязных сплетений железа, дерева, в хаосе судов, лодок и каких-то плоских барок, нагру­ женных вагонами. ... Эта— город, это— Ныо-Йорк. На беюе- гу стоят двадцатиэтажные дома, безмолв­ ные и темные «скребницы неба». Квад­ ратные, лишенные желания быть краси­ выми, тупые, тяжелые здания поднимают­ ся вверх угрюмо и скучно. В каждом до­ ме чувствуется надменная кичливость своею высотой, сеоим уродством. В окиах нет цветов и не видно детей... Издали город кажется огромной челю­ стью, с неровными, черными зубами. Он дышит в небо тучами дыма и сопит, как обжора, страдающий ожирением. Войдя в него, чувствуешь, что ты попал в желудок из камня и железа, в желудок, который проглотил несколько миллионов людей и растирает, переваривает их. Улица — скользкое, алчное горло; по не­ му куда-то вглубь плывут темные куски пиши города — живые люди. Везде — над головой, под ногами и рядом с тобой живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо. Вызванное к жизни силою Золота, одушевленное им, оно окружает человека своей паутиной, глушит его, сосет кровь п мозг, пожйрает мускулы и нервы и ра­ стет, растет, опираясь на безмолвный ка­ мень, все шире раскидывая звенья своей цени. . ...Лица людей неподвижно спокойны — должно быть, никто из них не чувствует j несчастья быть рабом жизни, нишей горо- да-чудовища. В печальном самомнении они считают себя хозяевами своей судьбы — в глазах у них, норою, светится созна­ ние своей независимости, но, видимо, им непонятно, что это только независимость топора в руке плотника, молотка в руке кузнеца, кирпича в руках невидимого каменщика, который, хитро усмехаясь, строит для всех одну огромную, но тес­ ную тюрьму. Есть много энергичных лиц, но на каждом лице прежде всего видишь зубы. Свободы внутренней, свободы ду­ ха— не светится в глазах людей. И эта энергия без свободы напоминает холод­ ный блеск ножа, который еще не успели иступить. Это — свобода слепых орудий в руках Желтого Дьявола — Золота. Я впервые вижу такой чудовищный го­ рд, и никогда еще люди не казались мне так ничтожны, так порабощены. И в то же время я нигде не встречал их такими тра­ гикомически довольными собой... ...В мутном небе, покрытом копотью, гаснет депь. Огромные дома становятся еще мрачнее, тяжелее. Кое-где в их тем­ ных недрах вспыхивают огни и блестят, точно желтые глаза странных зверей, ко­ торые должны всю ночь стеречь мертвое богатство этих гробниц. Люди кончили работу дня и, — не ду­ мая о том, зачем она сделана, нужна ли она для них, — быстро бегут спать. Тро­ туары залиты темными потоками челове­ ческого тела. Все головы однообразно по­ крыты круглыми шляпами, п все мозги— это видно ио глазам — уже уснули. Ра­ бота кончена, думать больше не о чем. Все думают только для хозяина, о себе думать нечего; если есть работа — буд^г хлеб и дешевые наслаждения жизнью, кроме это­ го ничего не нужно человеку в городе Желтого Дьявола... («Город Желтого Дьявола»). ...Стальные, керосиновые и все друг*е короли Соединенных Штатов всегда сму­ щали мое воображение. ...Можете вообразить мое изумление, когда я, встретив миллионера, увидал, что это самый обыкновенный человек. ...Он смотрел на меня глазами святого. Я пере­ вел дух и сказал: — ...Что же вы делаете с вашими деньгами? Тогда он немного приподнят плечи, его глаза пошевелились в орбитах, и он ответил: — Я делаю ими еще деньги. — Зачем? — Чтобы сделать еще деньги... — Зачем? — повторил я. ^ Он наклонился ко мне, упираясь локтя­ ми в ручки кресла, и с оттенком некоторо­ го любопытства спросил: — Вы — сумасшедший?... — Правительство не мешает вам? — скромно спросил я. — Правительство? — повторил он я задумался, потирая пальцами лоб. Потом, как бы вспомнив что-то, кивнул головой: — Ага... Это те... в Вашингтоне? Нет, они не мешают. Это очень добрые ребята... Среди них есть кое-кто из моего клуба. (Окончание см ., 1 * 4 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz