На страже Заполярья. 1948 год. Март.
# ft А а Т Р А Ж Ё З А Т 1 0 Л Я Р Б Я i e i r t p n W l ' K l f t 73 (3063), i f 1 1 и f Родоначальник социалистической литературы К 80-летию со дня рождения А. М. Горького Горький — великий пролетарски! пи сатель, блестящий мастер художественного слова, гордость великого русского народа. Наследник и продолжатель благородных традиций «русской классической литерату ры, он стал родоначальником социалисти ческой'литературы. Товарищ Молотов го ворил: «По силе своего влияния на русскую литературу Горький стоит за такими ги гантами, как Пушкин, Гоголь, Толстой, как лучший продолжатель их великих тра диций н наше время. Влияние художест венного слова Горького на судьбы вашей революции непосредственное я сильнее, чем влияние какого-либо другого нашего писа теля. Поэтому именно Горький и является подлинным родоначальником пролетарской, социалистической литературы в вашей стране и в глазах трудящихся всего мира». Русской классической литературе, кото рая завоевала мировую славу, присущи замечательные качества: гуманизм, чело вечность, протест против порабощения че ловека, стремление к справедливости в со циальных отношениях. Все эти качества нашли яркое отражение в художественном творчестве Горького. Но пролетарский пи сатель пошел дальше. Вместе со своим на родом, в передовых его рядах, следуя за Лениным и Сталиным, прошел он путь ре волюционной борьбы. Вместе с массами преодолевал он трудности строительства новой ;визни, вместе с ними [разделял ра дость и ликование, когда социализм побе дил. На службу народу он отдал свое заме чательное оружие — художественное сло во. Свой творческий путь Горький начал в 90-е годы прошлого века — ‘в годы, когда революционная борьба пролетариата еще только начинала развертываться, когда кадры пролетарских революционеров еще только зарояцалнсь. Это обусловило рево люционную романтику первых горько&скид произведений. В рассказе «Старуха Изергиль» Горь кий воспроизвел образ сказочного народ ного героя Данко, который ради лучшей жизни людей вырвал из своей груди горя щее любовью -к людям сердце и, осветив им путь, пошел вперед. 1901 год. В зна менитой «Песне о Буревестнике» Горький возвестил о надвигающейся буре: «Буря! Скоро грянет буря!». И всем было ясно, о какой буре говорил Горький. «Песня о Буревестнике» возвещала о грядущей ве ликой народно# революции в России. г Ромштические образы борцов за луч шую жизнь (Данко, Буревестник, Сокол и другие) нашли свое развитие в последу ющих, глубоко реалистических, полных жизненной правды произведениях Горько го. В <Мещанах» впервые в русской лите ратуре был изображен представитель клас са пролетариев машинист Нил, герой, пол ный энергии, оптимизма и воли к борьбе, опирающийся на силу рабочих масс. В пьесе «Враги» революционные рабочие Левпшн, Ягодин и другие, люди но^ой мо рали, сильные духом, ненавидящие своих угнетателей и верящие в светлое будущее трудящихся, противопоставлены экспло- ататорам Бардиным, представителям нисхо дящего, загнивающего класса, людям мо* рально растленным и одичавшим. В атом произведении Горькой впервые с исключи тельной правдивостью показал противоре чия русской жизни и их последовательное раявитие до «онца — до непримиримой- борьбы пролетариата против буржуазии. В прославленной повести «Мать», на фоне пирогой картины революционного движения в Россия, Горький создал прекрасные образы пролетарски револю ционеров — Ниловны, ее сына Павла Вла сова и других. В этом произведении Алек сей Максимович ярко я правдиво изобра зил большевиков, являющихся душой ре волюционного движения рабочего класса, XX благородный духовный облик, неукро тимую энергию, тесную связь с массами и непоколебимую веру в победу своего пра вого дела. Повесть «Мать» является заме чательным образцом социалистического д о л з к а в художественной литературе. Уже в годы советской; власти Горький создал монументальное произведение — «Жизнь Клима Самгвш». На огромном художественном полотне писатель с пора зительным мастерством нарисовал карти ны русской жизни конца прошлого и на чала нынешнего века, правдиво показал история блужданий) и предательств рус ской буржуазной интеллигенции. Здесь же Горький дал образ большевика Кутузова, подлинного борца за освобождение трудя щихся. Горький в своем творчестве с большой художественной силой показал хищниче скую природу капитализма, его развитие, разложение и гибель. В произведениях «Фома Гордеев», «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина», «Дело Ар тамоновых» даны яркие образы капита листических хищников, затхлых мешан, буржуазных интеллигентов- паразитов и других угнетателей народных масс. В ав тобиографических повестях Горького «Детство», «В людях», «Мои универси теты», в цикле рассказов «По Руси» зву чит гневное обличение всех «свинцовых мерзостей» буржуазного строя, суровый приговор всей системе общественных от ношений при капитализме. Великий сын великого народа Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Алексея Максимовича Горького — великого русского писателя, родона чальника самой передовой в мпре проле тарской социалистической литературы, неутомимого борца за победу коммунизма. Нерушимыми узами был связан Горький со своим народом. Он беспредельно любил народ, непоколебимо верил в его творче ские силы, в его счастливое будущее. «Я вижу русский народ исключительно, фан тастически талантливым», — говорил Горький. Сорок лет назад он бросил яр кий призыв: «Верь в свой народ, создав ший могучий русский язык, верь в его творческие силы. Помогай ему подняться с колен, иди к нему, иди с ним». Счастливыми Горький считал тех лю дей, которые знают, что именно народ есть неиссякаемый источник энергии, единст венно способный претворить все мечты в Враги пытались смешать Горького с грязью, пытались квалифицировать его как идеолога мешанства, но мы — рабо чие — дали им отпор и крикнули: «Он наш!». Горький мыслил и чувствовал, как луч шие пролетарии, осознавшие великую историческую роль своего класса». Рисуя в своих произведениях образы тупых, мерзких и хищных «хозяев жиз ни» — купцов, промышленников, чинов ников, полицейских, мешан — Горький обобщил гнусные черты злобных врагов народа, которые изменяли народу, преда вали его, мешали в победоносном шествии к светлому будущему. Подлинной энциклопедией русской жиз ни конца XIX и начала XX века является автобиографическая трилогия Горького — «Детство», «В людях», «Мои университе ты». По событиям русской общественной жизни, которые показаны в трилогии, по множеству героев из самых различных слоев русского общества наша литература Все произведения Горького, от первого действительность. Таким счастливым че- до последнего, проникнуты высоким ува- j ловеком прежде всего был сам Горький, жением к достоинству челозека. Крылатое прошедший весь свой жизненный путь с горьковское выражение: «Человек — это рабочим классом, с великой иартяой звучит гордо!» — облетело весь мир. !иенина — Сталина. Героическая поэзия Каждый рассказ, каждая, повесть велико- труда, вера в революционную энергию на го писателя наполнены верой в человека, в его творческую энергию,' в его способ ность преодолеть темное царство рабской жизни. Горький создавал образй огромной жизне утверждающей силы. Он написал чудес- рода вдохновляли его, вели к вершинам культуры человечества. «Если бы я был критиком, — говорил Горький, — н пи сал книгу о Максиме Горьком, я бы ска зал в ней, что сила, которая сделала Горького тем, что он есть, каким он стзит вы он ную сказку «Девушка и смерть», в основу порел вами— тем писателем, которого сюжета которой положена идея поиеды ! так « * « * • заключается в том, что жизненного начала над смертью. Товарищ пеРвы® в русскаи: литературе, может быть, Сталин высоко оценил это произведение: I пеРвыи в жизии “ вот так’ лично “ .Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гет,.j пеЛ1ГШе труда* образующего все цеппп,- (Любовь побеждает смерть),.. В 1' с прекрасное, все великое в этом 1 мире». Горький с радостью наблюдал, как тор-; Важнейшей чертой, определяющей твор- жествует освобожденный человек в пашей чество Горького, является борьба за осво бождение трудящегося человечества. «Ве личие Горького, — говорил В. М. Молотов, — в том, что его светлый ум, близость к пароду и самоотверженный, гигантский труд над освоением достижений культуры стране, как он строит новую жизнь. Горький был великим патриотом социа листической Родины. Чувством любви к ней проникнуты и его чудесные художест венные творения п его пламенная публи цистика. Горячая любовь к трудящимся человечества сделали его беззаветным дру- рождала в нем гнев и непависть к врагам народа, к фашистам и пх троцкистско- бухаринским прислужникам. «Если враг гом трудящихся и великим вдохновите лем борьбы за дело коммунизма». Писательская деятельность Горького па не сдается, — его уничтожают», — в этих чалась в девяностые годы прошлого столе- замечательных словах выражен гуманизм Горького, гуманном великого пролетарского писателя, призывающего уничтожить все преграды для достижения свободы и счастья своего народа. Троцкистские бандиты, презренные тия. Это был период роста революционного движения в России, период, когда В. П. Ленин завершал идейный разгром народничества, добивал пародпичество. Образование Лениным Петербургскою «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», который повел массовую агита- агенты фашизма злодейски оборвали жизнь ццю среди рабочих и начал осуществлять гениального художника. ! руководство массовыми стачками, озпача- До последних дней своей жизни Горь- ло Н{,ВЫ11 этап в развитии революционного кий боролся за сплочение прогрессивных ^впжсппя в России переход па массо- сил человечества против мутного потока в* 10 ап1та1*пю среди рабочих п соедиие- озверелого фашизма. Он неустанно раэоб- j J,ne гпЦпалнзма с рабочим движением, лачал поджигателей надвигавшейся второй ; ^ первые произведения Горького бы- мировой войны. С презрением и гневом лп наполнены страстным протестом против писал Горький о капиталистах Америки, о J Угнетения трудящихся. Они звали к ре- «деревянных рожах американских мил лионеров». «Рабочий класс Европы п Америки дол жен протестовать протпв единоличных убийств рабочих капиталистами... Но еще более дружным, решительным и бурным должен быть его протест протпв всяких попыток капиталистов снова организовать международную бойню рабочих и кресть ян». Эти слова написаны в 1931 году, но и сегодня они звучат таким же страстным цризывом к трудящимся Европы и США дать отпор зарвавшимся англо-амерпкан- ским империалистам и их наемникам — правым «социалистам», толкающим свои народы в пучину новой войны. Свой литературно-революционный путь Горький прошел под знаменем большевиз ма. Он горячо любил героическую партию большевиков — подлинную защитницу интересов трудящихся. Великие вожди пролетариата Ленин и Сталин высоко це нили и очень любили Горького. Алексей Максимович написал воепомн- вания о Ленине — одно из лучших произ ведений мировой мемуарной литературы. Когда читаешь эту изумительную книгу, как живой встает перед нами образ вели кого Ленина. Правда, иногда Горький отходил от ленинских взглядов, допускал ошибки. Ленин и Сталин, высоко ценя Горького, как гениального пролетарского художника, путем принципиальной критики его мелко буржуазных шатаний помогли evy твердо стать на большевистский путь борьбы. В идеях Ленина — Сталина нашел Горький верный компас для всей своей дальнейшей творческой деятельности. Бла годаря этим идеям он стал великим проле тарским писателем, родоначальником со циалистической литературы, вождем самой передовой литературы мира. И. 80СТРЫШЕВ. волюциоппому изменепию прогнившего на сквозь царского строя, к разрушению хищпических и упижающпх достоинство человека основ капиталистического обще ства. Горький смело показывает страшные язвы капитализма, калечащего людей и выбрасывающего их «па дно», дает яркие картины нищеты трудящихся масс, клей мит звериную жестокость «хозяев жизни» капиталистического общества, где над судьбами людей властвуют деньги и про извол. В образах Сокола, Буревестника, героев сказок и легенд Горький со всей силой своего таланта выразил революционное пробуждение рабочего класса России. После выхода пьесы «Па дне» Горький становится самым известным русским пи сателем в Европе. Пьеса «На дне», в ко роткие сроки обошедшая сцены всех евро пейских театров, принесла Горькому миро вую славу. Миллионные .рабочие массы, видевшие в произведениях молодого пролетарского писателя Горького художественное выра жение своих чувств, мыслей и стремлений, встречали эти произведения с огромной ♦любовью. Старый рабочий революционер П. А. Заломов вспоминает: «Произведения Алексея Максимовича Горькою имели для нас огромную цен ность. В художественной форме они воспе вали великодушие, отвагу, самоотвержен ность, гордое чувство человеческого до стоинства, прямоту, честность. «Песня о Соколе» была для нас ценнее десятков прокламаций. Мы изумлялись глупости царской цензуры, пропустившей ее. Разве только мертвый или неизмери мо низкий и трусливый раб мог от нее не проснуться, не разгореться гневом и жаж дой борьбы. Мы (раз’ясняли, что смелый Сокол— это революционный пролетариат... «Песня о Буревестнике» являлась пря мым призывом к революции и пе понимать этого могли разве только невежественные царские чиновники и жандармы... НА СНИМКЕ: В. И. противопоставляет им людей труда, под линных творцов жизии. Только в ппх он видел людей, способных изменить мир пу тем революционных преобразований. Эту непобедимую силу — передовых рабочих, сознательных творцов революции, ведущих за сотой ц крестьянские ма»*еы. Горький изобразил в замечательной повести «Мать», в пьесах «Врагп», «Мещане» и во многих других повестях и рассказах. В образе Павла Власова — одного пз главных героев повести «Мать»— Алексей Максимович показал нового человека, ко торому суждено историей разрушить ста рое, основанное на экенлоатапии общест во. В речи на суде Павел Власов, характе ризуя капиталистическое •общество, рас сматривающее человека только как орудие своего обогащения, смело предсказывает неизбежную гибель этого общества и заяв ляет, что оно противочеловечно. Павел Власов говорит: «...Мы ие можем прими риться с его моралью, двуличной и лжи- гой; цинизм и жестокость его отношения к личности противны нам, мы хотим и будем бороться протпв всех форм физиче ского и морального порабощения человека таким о 1 щегтвом, против всех приемов дробления человека в угоду корыстолю бию. Мы, рабочие.— люди, трудом которых создается все — от гигантских машин до детских игрушек... Победим мы, рабочие! Ваши доверители совсем пе так сильны, как им кажется. Та же собственность, накопляя и сохраняя которую они жерт вуют миллимами порабощенных ими лю дей. та же сила, которая дает им власть над нами, возбуждает среди них враждеб ные трения, разрушает пх физически и морально... Вы оторвали человека от жпз ни и разрушили его; социализм соединяет разрушенный вами мир в единое великое целое и это — будет!». Повестью «Мать» Горький заложил не рушимый фундамепт литературы социали стического реализма, какой является наша советская литература. Эта литература пе только гневно отрицает все упадническое и реакционное, но и активно вторгается в жизнь, борется и побеждает. Пзвестпо, что В. П. Ленин высоко оце нил повесть «Мать», увидев в ней произ ведение, революционизирующее сознание рабочего класса, могучее оружие борьбы. Ленин говорил: «...Книга — нужная, мно го рабочих участвовало в революционном движении несознательно, стихийно, и те перь они прочитают «Мать» с большой пользой для себя». В романах «Дело Артамоновых» и «Жизнь Клима Самгпна», над которым Горький работал до конца своей жизни, нашли особенно яркое выражение мысли великого писателя о революционном преоб разовании России, о патриотизме русского народа. Показывая жизнь русского народа на протяжении десятилетий, Горький в этих произведениях страстпо и с огромной человеческой радостью подчеркивает веко вые стремления русских людей к измене нию жизни, к счастью. Наряду с этим в романе «Жизнь Клима Самгпна» Горький создал образ врага ре волюции — буржуазного интеллигента ад воката Клима Самгина. В этом образе Горький с огромной художественной силой Ленин и А. М. Горький. Акварель художника П. Васильева. пе имеет произведений, равных этой трилогии. После победы Великой Октябрьской со циалистической революции Горький отдал всю свою кипучую энергию делу создания социалистического общества. Рол** Алексея Максимовича в строитель стве новой социалистической культуры в нашей стране трудно переоценить. Он ру ководил работой советских писателей, был организатором издательств и журналов. Горький был идейным вдохновителем v со ветского искусства, способствовал расцве ту в нашей стране народного творчества. Каждое достижение советского народа, каждая победа, одержанная им под руко водством большевистской партии в строи тельстве социалистического общества, вы зывали в Горьком юрдость за свой народ, за его великих вождей Ленина и Сталина. Когда принимался незыблемый закон на шего социалистического государства — Сталинская Конституция, отразившая исторические преобразования нашей Роди ны, Алексей Максимович образно сказал: «Теперь даже камни поют от радости». Пламенный патриот прекрасного, сво бодного и могущественного Советского го сударства, созданного Лениным и Сталиным, Горький всей силой своего ог ромного таланта защищал Советский Союз от лжи п клеветы, распространявшейся в мировой реакционной печати. В свопх пламенных статьях он раз'яснял сущность происходящих в нашей стране изменений, рассказывал о свободном и сильном совет ском человеке, о значении строительства социализма в СССР для всего человечест ва. Великий гуманист, самоотверженно бо ровшийся на протяжении десятилетий за освобождение человека от капиталистиче ского рабства, Алексей Максимович гневно разоблачал клеветников, пытавшихся очернить Советский Союз и созидательный труд советских людей. А. М. Горький неутомимо заботился об усилении мощи Советского государства п призывал крепить оборону страны. «Мы жизем в состоянии войны, вот что нам нужно помнить, не забывая ни на минуту, — писал он в одной из своих статей. — ...Нужно истреблять врага безжалостно и беспощадно, ни мало не обращая внима ния на стоны и вздохи профессиональных гуманистов». Если вспыхнет война, говорил Горький в 1929 году, то он в качестве рядовою бойца пойдет в Красную Армию, чтобы с оружием в руках отстаивать социалисти ческое государство, созданное Лениным и Сталиным. «Пойду не потому, что знаю, именно она победит, а потому, что великое справедливое дело рабочего класса Союза Советов — это мое законное дело, мой долг». Горький горячо любил Советскую Ар мию и призывал крепить ее боевую мощь. Вдохновенными словами говорил Алексей Максимович об исторической миссии на шей армии и ее неминуемой победе в смертельной борьбе с врагами. «П если нам придется пойти па поля битв против старого мира с оружием в руках, — писал 1 орький, — на этот последний бой выйдет первая в мире армия, каждый боец которой будет совершенно точно и ясно знать, за что он борется, кто его действительный враг, будет знать, что враг этот обречен историей на гибель, и что гибель его начало счастья трудящихся всей земли» Горький отдал Родине всю свою жизнь до последнего вздоха. Он умер, как солдат, на поле боя, погубленный врагамп наро да, действовавшими по указке фашистских штабов. Но со смертью Горького его голос не умолк. Горький всегда с нами, его слово воодушевляло советских людей на трудо вые подвиги в предвоенные годы, звучало на пие боя в суровые дни военных испы таний. В годы Великой Отечественной бонны Советского Союза с немецкими захватчи ками Алексей Максимович Горький был в первых рядах борцов, защищавших честь, свободу и независимость Родины. Его пла менная любовь к Родине, жгучая нена висть к врагу помогали советским воннам^^ побеждать врага, как бы он пп был си-^р лен. Обращаясь к советским воинам в своем приказе 23 февраля 1942 года, Генера лиссимус Советского Союза тозарищ Сталин сказал: «Вспомните слова велико го русского писателя Максима Горького: «если враг не сдается, — ого уничтожа ют». Эти слова прозвучали тогда для вои нов Советской Армии боевым лозунгом, воодушевляющим пх па подвиги. Горький был пламенным борцом протпв Фашизма. Многие его статьи и выступле ния говорили об опасности, которую пес фашизм мировой культуре и цивилизации, идейно вооружали советский народ, укреп ляли уверенность в торжество нашего правого дела. Ни на одно мгновенье Горький не со мневался в победе Советского Союза над фашистскими ордами. Предсказывая неми нуемое столкновение с врагом. Горький горячо верил в Советскую Армию, в гений > ее вождя великого Сталина и непоколеби мую прочность советского общественного и государственного строя, в дружбу наро дов СССР. Советские люди пс расставались с кни гами Горького в окопах и блиндажах. Эти книги помогали нашим воинам громить врага. «В блиндаже тишина, — вспоминает гвардии старший лейтенант Л. Сгибнев.— Нпкто не шелохнется, никто не проронит ни единого слова — только глаза у всех горят каким-то страппым огнем. Словно каждый из пятерых видит тот старый, вечно шумящий под ветром лес и тех людей, сильных и смелых, покинувших насиженные родительские места. С душевным жаром читает гвардеец Ко лесник чудесную легенду о Данко: «...П вдруг оп разорвал рукамп себе грудь и вырвал пз пее свое сердце и вы соко поднял его пад головой. Оно пылало так ярко, как солнпе, и ярче солнца, и весь лес замолчал, осве щенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота... — Пдем! — крикнул Данко и бросился вперед па свое место, высоко держа горя щее сердце... II вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко п все те люди сразу оку нулись в море солнечного света п чистого воздуха, промытого дождем». Чтец умолк. Бойцы сидели, как зачаро ванные, мысленно любуясь подвигом это го сказочного богатыря. Да.— думал каж дый.— вот и наш народ, как гордый Дап- ко, освещает всем людям мира ярким факе лом правды дорогу к счастью, к свету. ...В Полночь ушли на задание раьосд- чики и вместе с ними пятерка бойцов пз взвода Самсонова. Гвардейцы захватили с собой и тоненькую ислуцгтренавтуюся книжечку со сказкой о смелом и красивом Данко, осветившем жаром собственного сердца дорогу людям!». Ныне, когда советский парод, руково димый партией Ленина — Сталина, ус пешно выполняет планы послевоенной сталинской пятилетки, мужественный го лос великого сына великого русского па рода А. М. Горького с еще большей силой зовет советских людей к трудовым подви гам ради человеческого счастья. Горький говорил: «Радостно жить и бороться в стране, где великая мудрость партии п железная воля ее вождя Поенфа Сталина навсегда освобождает человека от прокля тых павыков п предрассудков прошлого». Всем своим творчеством Горький воспевал радость труда, создающего и преобразую щего все ценнейшее, прекрасное п великое в этом мире, н звал народ к свободе и счастью. Самоотверженный борец за коммунизм, защитник трудящихся, гневный обличи тель капитализма, друг и соратник Ленина н Сталина Горьким вечно будет жить в сердцах нашего народа, а его изумитель ные произведения будут освещать нам путь к ком^утгнзму. А. ЖУЧКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz