На страже Заполярья. 1948 год. Март.
* ЯД С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 24 марта '1948 г., Ж 69 (3065). С отчетно-выборных комсомольских собсаний Чутко прислушиваться к голосу комсомольцев Комсомольская организация, руководи мая тов. Хабло, за отчетный период проде лала значительную работу по воинскому и политическому воспитанию членов ВЛКСМ. Бюро правильно нацеливало комсомольцев в пх повседневной службе, добивалось их личной примерности в боевой и полити ческой подготовке, в дисциплине. Подав ляющее большинство комсомольцев на деле является примерными воинами. Так, на пример, все комсомольцы катера офицера Смолева являются отличниками. Только за 1947 год комсомольцы пулеметчик Алек сандр Мартынов и моторист Георгий Мар тынов получили каждый свыше десятка благодарностей, старшина 2 статьп Чер вяков — 8 , моторист старшина 2 статьи Шемякин — 7. Более 250 раз командо вание поощряло комсомольцев-катернпков за успехи в учебе и службе. По итогам боевой п политической подготовки подраз деление в целом заняло первое место и считается лучшим в части. Безусловно, что эти успехи во многом об’ясняются плодотворной деятельностью комсомольской организации по идейно-по литическому воспптапшо молодежи, по мобплпзаппп ее на решение стоящих пе ред подразделением задач. . Однако эти успехи былп бы еще боль шими, еслп бы бюро в своей повседневной деятельности чутко прислушивалось к го лосу молодежи и комсомольцев. Прошед- шее па-днях отчетно-выборное комсо мольское собранпе, деловое обсуждение комсомольцами отчетного доклада бюро показали это особенно убедительно. Комсомольцы Немировский, Мусатов, Червяков и многие другие в своих выступлениях указывали на значительную работу бюро по обеспечению передовой роли комсомольцев в учебе п службе. Мно гие опытные специалисты-комсомольцы помогали молодежи в изучении вверенной им техники и оружия, комсомольцы былп актптнымп участниками технических кон ференций по устройству катера, по мото рам, по использованию катерного вооруже ния и средств связи. По выступавшие под черкивали, что бюро проводило такую ра боту только перед учениями и, следова тельно, она носила кампанейский харак тер. Бюро не обращало внимания на фак ты плохого ухода за механизмами и по верхностного знания их отдельными ком сомольцами. В одном пз недавних походов заведыва- япе комсомольца Голубева отказало в ра боте. Бюро следовало бы заинтересоваться этим фактом,'сделать его уроком для дру гих. Ведь скисание механизмов у комсо мольца Голубева произошло потому, что оп недобросовестно подготовил их к походу и недостаточно внимательно и заботливо уха живал за ними. Подобные факты халатно го отношения былп и у других комсомоль цев. Однако бюро не занялось этим делом, не прислушалось к голосу комсомольцев, говоривших о необходимости интересовать ся повседневной деятельностью комсо мольцев. Неудивительно, что подобные случаи имеют место п сейчас. Серьезный упрек по адресу бюро содер жало выступление комсомольца Червякова. — Бюро, — сказал тов. Червяков, — как будто активно боролось за примерность членов ВЛКСМ в дисциплине. Но на за седания бюро вызывались только те ком сомольцы, кто совершал грубые проступки и подвергался взысканию в служебном по рядке. В работе бюро не было случая, чтобы разбиралось поведение комсомольца, допустившего незначительный проступок. А ведь подобный метод воздействия мог бы предупредить появлсппе более серьез- пых нарушений. На этот недостаток бюро указывали и раньше. Но оно не прислушивалось к пра вильным замечаниям, чем, понятно, сни жало остроту борьбы за личную ппимер- ность комсомольцев в дисцип.лнп\ Высту павшие комсомольцы Червяков. Грошев. Быков, Иконников справедливо указывали на этот недостаток, говорили о том, что эти недостатки не создавали обстановку непримиримости ко всякого рода наруше ниям и нарушителям. Не всегда правильно п своевременно реагировало бюро на недостатки в идейпо- нолптическом воспитании комсомольцев, о чем говорили тт. Быков, Комиссаров, Ав донин, Семенов и другие. До спх пор не которые комсомольцы отстают па полити ческих занятиях, конспектов по ведут, к занятиям не готовятся. Но бюоо не сочло нужным заняться этим вопросом. Агитаторы-комсомольцы мало проводят бесед на политические и естественно-науч ные темы. В тех же случаях, когда бюро дает агитаторам отдельные поручения, оно часто не учитывает их подготовку и спо собность выполнить поручение. — Мне, — сказал комсомолец Муса тов,— секретарь поручил провести бесе.г' по речи В. П. Ленина на III с'езде FKCM. Я долго готовился, но беседу так и не провел, ибо чувствовал, что для таком серьезной темы я еще пе подготовлен, что она мне не под сплу. А бюро, давая пору чение, этого не учитывало. Еще в январе собрание указывало сек ретарю тов. Хабло на необходимость про должать однажды начатое полезное дело— разбор художественных произведений. Однако эта работа не была продолжена. В результате «Повесть о настоящем челове ке», которую с увлечением слушала вся молодежь, до сих пор не обсуждена. Пуж- но сказать, что бюро вообще слабо исполь зует художественную литературу, как средство идеологического воспитания ком сомольцев и молодежи. За отчетный пе риод не было ни одного литературпо-худо- жественного вечера. Несколько раз подни мали этот вопрос на свопх собраниях ком сомольцы, несколько раз они предлагали бюро возглавить эту работу, по бюро не прислушалось к голосу комсомольцев. Немало раздавалось па огчетпом собра нии и других критических замечаний. Комсомольцы смело указывали на недо статки в работе бюро, подчеркивали необ ходимость их устранения. Новое бюро, секретарем которого избран энергичный комсомолец тов. Липкпн. должно полностью извлечь урок из ошибок и недостатков, вскрытых на отчетно-вы борном собрании. Лейтенант И. ГЕЛЕВЕРЯ . Достигнутое— не предел За ремонтом турбодинамо. Старшие матросы Н. Колдомаев, И. Кириченко, М. Киянов всегда содержат свое заве- дывание в образцовом порядке. Фото М. Бугакова. Агитатор Тупиков Служить на флот Тупиков пришел в 1943 году. Закончив Учебный отряд, оп был назначен трюмным машинистом на корабль. Тяжело было первое время. Похватало опыта, который имели това рищи, участвовавшие уже в боевых операциях, да и знаний, полученных в Учебном отряде, было недостаточно. При ходилось все это приобретать в боевой об становке. Каждую свободную мппуту он отдавал учебе... Отгремели залпы Отечественной войны, новая, мирная обстановка поставила новые задачи. С кораблей уходили в долгосрочный отпуск старые опытные специалисты. Демобилизовался и командир отделения, в котором служил Тупиков. Как специалиста, хорошо знающего свое дело, опытного и дисциплинированного воина, командование назначило старшего матроса Туликова на этот ответственный пост. С еще большим рвением стал он от носиться к службе. Ведь теперь он должен не только сам знать, но и учить других! Во время избирательной кампании по выборам в местные Советы Тупиков про вел большую раз’яснителыгую работу* и показал себя хорошим агитатором. Свои беседы умелый агитатор строит на конкретных примерах, увязывает пх с за дачами. которые стоят перед кораблем. Изучая с матросами ириказ М 5 и доклад Министра Вооруженных Сил. агитатор Ту пиков особое внимание уделяет тому, ка кие почетные и ответственные задачи возлагаются на вопнов Советской. Армпп, что требуется от каждого военного моряка, чтобы выполнить свой долг перед Родиной. В своей повседневной службе Тупиков старается показывать пример. Будучи командиром отделепия трюмных машини стов. он раньше всех закончил ремонтные работы с отличным качеством. — Это мой ответ на приказ Министра. — говорит оп.— Какой я буду агитатор, если поплетусь в хвосте. — Отличный специалист, — отзывает ся о нем командир корабля. — Уж если что поручено Тупикову, значит будет вы полнено точно п в -срок. Младший л ей т е н а н т А. ДУБОВИКОВ. В жпзни каждого человека есть много памятных событий. Для 'Владимира Король одним из таких событий был призыв на военную службу. В семье Король была традиция провожать сыновей на службу напутственными слорлми . — Вот что, дорогой сынок, — говорил его отец. — Скоро ты встанешь под боевые знамена нашей армии, поклянешься своей славной Родине служить так, как служили наши люди, защищая отчпзпу от бе логвардейских бапд, и как сейчас воюют советские храбрецы, бьют немецкую чуму. Большой почет оказан тебе и большая ответственность. Будь же достоип этого доверия, оправдывай его честной, добросо вестной службой. С тех пор миновало три с лпшнпм года. Все это время молодой вопп добросовестпо выполняет в о и н с к и й долг. Король с ч у в ством удовлетворения рассказывает о службе, которая сделала его сознательным гражданином, открыла широкий путь к знаниям, к жпзни. Электромеханическая школа Учебпого отряда, которую он окончпл успешно, обе спечила будущие успехи матроса. Обога щенный теоретическими знаниями, Королт и на корабле отличался дисциплинирован ностью, инициативой, энергией. Все эти качества ему пригодились при освое нии и работе у боевых механизмов. Король не ждал, пока старшина научит его все- му. Он сам интересовался особенностями устройства корабля, механизмами и бое выми средствами, сникал во вса детали морской службы, внимательно присматри вался к действиям старослужащих, в г е . что казалось неясным, просил пх расска зать. Кпоме плановых занятии на мате риальной части, старшииа давал ему задания самостоятельно изучать какую- либо деталь пли агрегат. Получит* такое задание, матрос спачала знакомился с устройством ее, а затем уже разбирался в работе механизмов, приобретав таким образом практические навыки. Король постоянно находился в поле зрения стар- шппы. Старшииа во-время приходил ма тросу па помощь, поддерживал его начи нания, наводил на правильное р°птепно. Однажды ему трудно было разобраться в работе одного пз агрегатов. Король пришел к старшине и рассказал ему об этом. Не откладывая дело в долгий ятчик, эип тот час пошли иа боевой пост. Еще раз спро сив, что не ясно матросу, коматир отде ления сначала по схеме, затем уже прак тически показал работу агрегата. — Теперь понятно? — спроспл старшпна отделения. — Так точно! —•. уверенно ответил Ко роль. Так шаг за шагом старший матрос Ко роль познавал сложпую технику, подни мал свое военпое мастерство па б.олее вы сокую ступень. Грамотный, растороппыи, старательный, инициативный — таким зпают машпнпста-турбиппста Владимира Король. ...И вот он стоит па вахте у вспомога тельного холодильника. Вид у пего серьез ный, сосредоточенный. Он сознает от ветственность за порученпое дело, ибо знает, что непсправпая работа иногда да же одного какого-либо механизма может привести в бездействие десятки других сложнейших приборов и агрегатов. II все его внимание сосредоточено на том, чтобы обеспечивать нормальную работу механиз ма. Он то п дело убеждается, пе нагре лись ли сальники пли подшипники в тур- боциркуляционпом насосе, точно ли соот ветствует протоку холодной забортной воды число оборотов, постоянно следит за вакуумом вспомогательного холодиль ника, чтобы вакуум соответствовал рабо те турбодпнамо. Однажды Король впервые нес самостоя тельно походную вахту у турбоконденсато ра. Под влиянием качки уровень воды колебался неравномерно. Приходилось пе риодически добавлять воду через добавоч ное пптапие. Когда уровень понизился, матрос добавил воды излишнее количество. В результате стал подниматься вакуум. Король не нашел причины п доложпл об этом командиру отделеппя. Тот раз’яснил, что в такпх случаях надо прислушиваться к звуку работы самого насоса. С тех пор Король стал точпо выполнять требования инструкции. Боевые механизмы, как и другая техпп- ка, требуют любовного и бережного ухода. Маптннст-турбиипст Король уделяет этому большое впимаппе, содержит свое заве- дываппе в чпетоте и порядке. Как п мно гие другие, он принимает активное уча стие в ремонте материальной части. Необходимо было произвести осмотр глав ного упорного подппгпнпка. На эту работу послали Король. Оп не только быстро осмотрел и прочпетпл подшипник, но п понаблюдал за его работой. Старший матрос Король является одним из лучших машпнистов-турбинпстов. Он не довольствуется достигнутым, а про должа°т напряженно учиться, осваивает то, что еще педостаточпо освоено. Чтобы быть зрелым специалистом, мало знать од но заведываппе, необходимо иметь доста точное представление о механизмах всего подразделения. П об этом Король не за бывает. Король пе ограничивается узкими рам ками своей специальности. Он повседневно работает над повышением своего полити ческого и культурного уровня. Его еже дневно можно видеть за чтеппем литера туры . Это человек с широким интересом. Он много читает произведений русских классиков, современных писателей, осо- бспно интересуется героикой Отечествен ной воины. Старший матрос хорошо знает жизнь своей страны. Достаточно сказать, что комсомолец Король только в минувшем году прочел около 50 различных книг, настойчиво работает над изучением «Крат кого курса истории ВКП(б)». К нему очень часто обращаются комсомольцы и несоюзная молодежь с неясными вопроса ми по текущей политике, материальной части, географии д т. д. Папример, матрос Колосов не зиа.т о месторождениях полез ных ископаемых в пашей стране. Он об ратился за помощью к тов. Король и по лучил подробпый ответ. Пмя тов. Король занесено нз Доску отличников боевой и политической подго товки. Авторитет передового воина оп заслужил упорной учебой, высокой ответственностью за выполнение воинско го долга. Он знает, что достигнутое — пп предел, п стремится к достижению но вых успехов в боевой п политической учебе и песенпп службы. Пм гордится личный состав пятой боевой части ко рабля П. Л ей т ен ан т А. РЫБАКОВ. Передовой орудийный расчет Сержант Князев вывел свой орудийный расчет на тренировку. Зенитчики с ору дием прошли по глубокому снегу через сопкп большое расстояние. Выбрав удоб ную позицию, они установили орудие и приступили к занятию. Матросы учатся действовать в трудных условиях. Хорошо обученные, они отрабатывают своп обязан ности пз позиции. Расчет сержанта Князева на хорошем счету на батарее. Умелым обучением, последовательным прохождением тем ко мандир расчета добился хорошего усвое ния подчиненными орудия, умения его об служивать и готовить к стрельбе. В отделении Князева выросли знатоки зенитного дела. Одним пз нпх является младший сержант Мелехов. Он щтплелпгымИ отношением к учебе п упорной работой^ достиг глубоких знаний своей специаль ности. Постоянная высокая дисциплина, отличные знания специальности помогли вырасти ему до заместителя командира орудия. Мелехов помогает своему команди ру орудпйпого расчета укреплять дисцип лину в отделении и обучать матросов мет кой стрельбе. Расчет гордится такими мастерами сво его дела, как матрос Якубов — установ щик трубок, матрос Левашев — установ щик прицела и матрос Поляков— совме щающий угол возвышения. Они быстро готовят орудие к бою и точностью своей работы обеспечивают выполнение стрельб по зенптным целям. Все матросы сержанта Князева любят л берегут свое орудие. Опи содержат ее в образцовой чистоте п всегда тщательно готовят к стрельбе. Особо проявилась пх забота о своем заведыванпп в дни, когда стояла холодная погода с сильными снеж ными буранами. Подчиненные Князева в это время старательно берегли свое орудие от снега п приняли меры, чтобы снег не набивался в трудно доступные места. Люди этого передового расчета ие толь ко хорошо учатся и содержат свою мате риальную часть. Опи так же образцово не сут службу в караулах и внутренних на рядах. П здесь отличаются матросы Яку бов, Левашев и Поляков. Сержлнт Князев воспитывает подчинен ных честно исполнять своп обязанности, постоянно учиться, повышать политичес кие и военные знания. За хорошую воспитательную работу с подчиненными, высокие показатели в бое вой и политической подготовке командир батареи об’явил благодарность сержанту Князеву. С ерж а н т 3 . ОЗЕРОВ Занятия проходя т интересно Интересно проводят занятия по радио делу офицеры тт. Слободчиков и Гохнер. Перед началом каждого занятия они прове ряют готовность помещения: есть ли необ ходимые приборы, схемы, чертежи, радио аппаратура. Все замеченные офицерами не достатки устраняются людьми, ответствен ными за обеспечение наглядными пособия ми. Особенно хорошо всегда готовит поме щение сержант Гайдуков. Недавно от личного состава былп приня ты зачеты. Радпоспецналисты показали глубокие знания дела. Тт. Арбузов, Пого дин, Леонов, Сазпн отзетплп на все вопро сы правильно и получпли отличные оцен ки. С ержан т Н. КУЧЕРОВ. f ЛЕНИНГРАДСКИЙ СТИЛЬ Штурман Ленько в дни войны с оружием в руках защищал родной город. Он был свидетелем того невидапного героизма, ко торый проявили ленинградцы, отстаивая каждую пядь своей земли. Ни бомбы, ни снаряды, пн голод блокады не могли сло мить волю советских людей к победе. Лю бовь к Родипе была той силой, которая помогла ленинградцам выстоять п побе дить врага. П вот, спустя три года после этих бо ев, гвардии старший лейтенант Ленько приехал в отпуск в Ленинград. За несколь ко дней оп побывал во всех уголках горо да, радуясь каждому восстановленному дому, ласкающему глаз скверу и газону, каждому производственному успеху рабо чего и работницы. Ленинград, перенеся на свопх плечах столько горя, стал еще более величествен ным, закалившимся, как сталь, в огне сра жения1, в трудовых буднях. Закалились и его людп. Каждый день их трудовой жизни наполнен подвигами во славу Родины, ее процветания и благополучия. Этим созидательным трудом охвачен каждый коллектив, каждая семья. Где бы пи побывал за время отпуска Эдуард Лень ко, он видел, как высокие патриотические чувства побуждают людей на творческий труд, на борьбу за выполнение сталинской пятилетки. П офпперу Ленько захотелось поближе п подробней узнать, •как работают его товарищи, родственники, не отстают ли они от других, насколько значительны их успехи в работе. ...Старинный Морской завод. Ленько ра ботал здесь до войны чертежником. Рука об руку с ним тут же трудились его това рищи, родственники. Заводу война нанесла жестокие рапы. Но коллектив» завода син ими силами восстановил цехи, стапеля, доки. Рабочие теперь успешно бошотся за выполнение пятплетнего плана. П в пер вых рядах стахановцев послевоепиой пяти летки идет лучший модельщик завода Ни колай Алексеевич Скороходов, родпон дядя Ленько. Как лучшего производственника, рабочие и инженеры избрали его своим де путатом в районный Совет. Владимир Косухпн — товарищ Ленько, работавший с ним вместе на заводе, теперь студент кораблестроительного института. Узнав об этом, Ленько горячо его иоздравнл и пожелал успехов в учебе. На этих ярких и живых примерах штурман Ленько впдел, как далеко они шагнули в своей жизшг, как одпп стали студентами, другие депутатами, ста хановцами. Такие перемепы он наблюдал « каждом доме, в каждой семье. II хотя они работают и учатся на разных фабриках и заводах, институтах, пх об'едпняет всех в дружный коллектив одно стремление, одно желание — работать и учиться па благо любимой Родины. Быстро пролетели дни отпуска. С теплы ми чувствами п хорошими воспомппа- ниямп возвращался в свою часть штурман Ленько. Как п всякого человека, прибыв шего из отпуска, летчики встретили его многочисленными вопросами. К пгпурману Ленько подходили украппцы, белоруссы. уроженцы Сибири и Кавказа, все опп инте ресовались: «Как жилет Ленинград?». Штурман понимал, что в этом коротком вопросе заключена любовь к городу Ленппа, и с охотой рассказывал о трудовых успехах ленинградцев, о восстановптельпых ра ботах, о новых стройках. Живую беседу вел штурман, как группо вод, на политических запятпях с сержан тами. Его рассказ о том, как Выборгская сторона явилась инициатором восстановле ния города, как на месте развалин возни кали парки Победы, как некогда разру шенные своды Эрмитажа теперь вновь восстановлены, воины слушали с большим вниманием. Штурмап Ленько видит успехи совет ских людей, как результат свободного творческого труда. Оп так и сказал в за ключение беседы: «У свободного челочка есть неиссякаемое желание работать с каждым днем все лучше и лучше-. П это желание народа беспредельно, ибо оно — результат завоеванного счастья нашими отпамп и старшими братьями в Октябрь ской революции. А нам, советским воинам, отставать от своего народа miкогда пелт.- зя. Его успехи в труде, а паши — в учебе — вклад в одно и то же дело, в дело укрепления мощп нашего государства». А вечером штурмана Ленько попросил зайти командир звепа гЕардпп капитан Глуховцев. Он поинтересовался, как штур ман провел отпуск, какие новости в Лепииграде, а потом сказал ему: — Вы хорошо отдохнули, теперь за дело. Работы мпого. П думаю, что мы не отста нем от ленинградцев. Звено приступило к решению очередных задач боевой подготовки. П большую долю труда в это дело вкладывали командир Глуховцев и штурман Ленько. Гвардии ка питан Глуховцев, как опытный летчпк, учил молодежь мастерству взлета п посад ки в сложных условиях, полетам в обла ках, торпедным атакам, а гвардпп старший лейтепант Ленько занимался воспитанием штурманов. Вначале не все шло благополучно. Мо лодые штурманы Соловьев, Тихомиров, привыкшие летать над сушей, богатой естественными ориентирами и всевозмож ными радионавигационными средствами обеспечения, слабо представляли полет р открытом море. Они не имели опыта рабо ты с радионавигационными приборами, до пускали ошибки в прокладке позиционных линий на карте. Первые полеты п обнаружили эти не достатки. Штурмап не только разбирал их ошибки, но н рассказывал, как сам он в море работает с аппаратурой, как ведет прокладку. После таких разборов штур ман Ленько Bi следующих полетах ставил поочередно молодых штурманов ведущими. Это вселяло в mix уверенность в своп силы, налагало больше ответственности и. главное, приучало к точности, к само стоятельности. Убедившись, что молодежь может само стоятельно выполнять простые упражне ния, командир и штурман доверяли им самостоятельные полеты. Понятно, и эти полеты вначале пе проходили без ошибок, но Глуховцеву и Лепько важно было знать, что пх труд пе проходит даром, что молодые штурманы настойчиво учатся летать над морем, как и бывалые. Каждый самостоятельный их полет штурман глубоко анализпрорал, вскрывал неточности в прокладке, находил причипы ошибок. Однажды молодой штурман Тихо миров на маршруте пемпого отклонился п не вышел па заданпый орпептир. Само му Тихомирову было трудно найти свою ошибку. На помощь пришел штурмап зве на. Ленько проверил полетные карты, до кументацию, поинтересовался, как он го товил на земле навигационные приборы к полету. И тут же спросил у Тихомирова: — Вы перед вылетом прослупншалп ап паратуру? Штурман всегда говорит командиру только правду. П па этот газ он сказал все, как было. Оказалось, что Тихомиров к подготовке аппаратуры к вылету отнес ся небрежпо. В воздухе у пего произошла заминка, было потеряно несколько секунд т:а лишнюю настройку приборов, и это сивело его к ошибке в прокладке позпцп- о и н о й линии. Случай этот был подробно разобран другим штурманом Соловьевым. Это помогло ему избежать подобных оши бок. В эти дпп Ленько был целиком и пол ностью погружен в работу. Он много п хорошо летал сам, учил других, проводил занятия с подчиненными. Каждую свобод ную минуту он использовал для пользы дела. Вот мы видим, как Ленько, одетый в летную форму, перед полетом беседует с воздушными стрелками Емец и Никифо ровым. Они обращаются к нему по многим вопросам. Воздушному стрелку Никифоро ву хочется знать, какое надо брать упреж дение, если самолет не выдерживает за данную скорость. Штурман тут же чертит па земле буксируемый конус п рассказы вает, как надо стрелять в таких слу чаях, чтобы пули не пошлп за «молоком». Помощь Ленько сказывалась па стрельбе воздушных стрелков Никифорова и Емец. Опп, как правило, всегда выполняли уп- ражпенпя. А Емец в части считается снайпером в воздухе и в тире. Учеба с молодежью не мешает самому штурману повышать свои теоретические знания. Несмотря на то, что он за 27 лет своей жизни 14 лет проучился в школах, рабфаках. Высшем Военно-Морском учи лище имени Фрунзе, в летной школе, все же оп ежедпевпо учится, чтобы не отстать от современных требований, которые пред’являет техника к штурману. Он пи тает особую любознательность к военным и художественным книгам. За короткое время он прочел свыше двадцати разных кппг. Книги стали его друзьями и по стоянными спутниками. Онп ему помогли в прошлом году сдать зачеты с общим баллом 4.8. В то время, когда радио и газеты по всей страпе разнесли радостную весть о том, что ленинградцы обратились ко всея трудящимся Советского Союза с призывом выполнить пятилетку в четыре года, штурман также «подсчитал» своп возмож ности и решил пе Летать от свопх земля ков. Днем и по вечерам до поздней ночи оп сидел с товарпщамп за учебниками, коллективно разбирая все неясные вопро сы. Но этим Ленько не ограничивался. Он считал, что коллективный разбор всех во просов темы это лишь пачало изучения той или иной дисциплины. Глубокие же знания постигаются после этого самостоя тельной учебой над кнпгой. Так он п по ступал. К этому он призывал п свопх то варищей. Тс, кто следовал его примеру, на зачетах получали вместе со штурманом высокие оценки. П, наоборот, кто ограни чивался лишь коллективными беседами, тот пе блистал на зачетах твердыми зна ниями. И штурман, п его товарищи в этом убе дились в первый день зачетов. Случилось так, что Ленько пришлось отвечать на тот же вопрос, на который отвечал несколько минут назад его товарищ. Его друг сето вал: «Понимаешь, попались такие вопро сы, что я немного сбился с толку. Полу чил, правда, четверку, по сам знаешь... Н друг замолчал. Но штурман Ленько, отвечая на эти же вопросы, радовал председателя своими полными и глубоко обоснованными ответа ми. То и дело останавливая его, ему говорили: «Следующий, это вы хорошо знаете».- Когда штурман вьппел из класса п пред седатель об’явил результаты зачелч>в, у штурмана коммуниста Эдуарда Ленько былп по семи дисциплинам только пятер ки. П все звено не подкачало. Летчики говорили: — Вот это я есть ленинградский стиль,* К а п и т а н В. СТЕПАНОВ. > 92 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz