На страже Заполярья. 1948 год. Март.

* ЯД С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 24 марта '1948 г., Ж 69 (3065). С отчетно-выборных комсомольских собсаний Чутко прислушиваться к голосу комсомольцев Комсомольская организация, руководи­ мая тов. Хабло, за отчетный период проде­ лала значительную работу по воинскому и политическому воспитанию членов ВЛКСМ. Бюро правильно нацеливало комсомольцев в пх повседневной службе, добивалось их личной примерности в боевой и полити­ ческой подготовке, в дисциплине. Подав­ ляющее большинство комсомольцев на деле является примерными воинами. Так, на­ пример, все комсомольцы катера офицера Смолева являются отличниками. Только за 1947 год комсомольцы пулеметчик Алек­ сандр Мартынов и моторист Георгий Мар­ тынов получили каждый свыше десятка благодарностей, старшина 2 статьп Чер­ вяков — 8 , моторист старшина 2 статьи Шемякин — 7. Более 250 раз командо­ вание поощряло комсомольцев-катернпков за успехи в учебе и службе. По итогам боевой п политической подготовки подраз­ деление в целом заняло первое место и считается лучшим в части. Безусловно, что эти успехи во многом об’ясняются плодотворной деятельностью комсомольской организации по идейно-по­ литическому воспптапшо молодежи, по мобплпзаппп ее на решение стоящих пе­ ред подразделением задач. . Однако эти успехи былп бы еще боль­ шими, еслп бы бюро в своей повседневной деятельности чутко прислушивалось к го­ лосу молодежи и комсомольцев. Прошед- шее па-днях отчетно-выборное комсо­ мольское собранпе, деловое обсуждение комсомольцами отчетного доклада бюро показали это особенно убедительно. Комсомольцы Немировский, Мусатов, Червяков и многие другие в своих выступлениях указывали на значительную работу бюро по обеспечению передовой роли комсомольцев в учебе п службе. Мно­ гие опытные специалисты-комсомольцы помогали молодежи в изучении вверенной им техники и оружия, комсомольцы былп актптнымп участниками технических кон­ ференций по устройству катера, по мото­ рам, по использованию катерного вооруже­ ния и средств связи. По выступавшие под­ черкивали, что бюро проводило такую ра­ боту только перед учениями и, следова­ тельно, она носила кампанейский харак­ тер. Бюро не обращало внимания на фак­ ты плохого ухода за механизмами и по­ верхностного знания их отдельными ком­ сомольцами. В одном пз недавних походов заведыва- япе комсомольца Голубева отказало в ра­ боте. Бюро следовало бы заинтересоваться этим фактом,'сделать его уроком для дру­ гих. Ведь скисание механизмов у комсо­ мольца Голубева произошло потому, что оп недобросовестно подготовил их к походу и недостаточно внимательно и заботливо уха­ живал за ними. Подобные факты халатно­ го отношения былп и у других комсомоль­ цев. Однако бюро не занялось этим делом, не прислушалось к голосу комсомольцев, говоривших о необходимости интересовать­ ся повседневной деятельностью комсо­ мольцев. Неудивительно, что подобные случаи имеют место п сейчас. Серьезный упрек по адресу бюро содер­ жало выступление комсомольца Червякова. — Бюро, — сказал тов. Червяков, — как будто активно боролось за примерность членов ВЛКСМ в дисциплине. Но на за­ седания бюро вызывались только те ком­ сомольцы, кто совершал грубые проступки и подвергался взысканию в служебном по­ рядке. В работе бюро не было случая, чтобы разбиралось поведение комсомольца, допустившего незначительный проступок. А ведь подобный метод воздействия мог бы предупредить появлсппе более серьез- пых нарушений. На этот недостаток бюро указывали и раньше. Но оно не прислушивалось к пра­ вильным замечаниям, чем, понятно, сни­ жало остроту борьбы за личную ппимер- ность комсомольцев в дисцип.лнп\ Высту­ павшие комсомольцы Червяков. Грошев. Быков, Иконников справедливо указывали на этот недостаток, говорили о том, что эти недостатки не создавали обстановку непримиримости ко всякого рода наруше­ ниям и нарушителям. Не всегда правильно п своевременно реагировало бюро на недостатки в идейпо- нолптическом воспитании комсомольцев, о чем говорили тт. Быков, Комиссаров, Ав­ донин, Семенов и другие. До спх пор не­ которые комсомольцы отстают па полити­ ческих занятиях, конспектов по ведут, к занятиям не готовятся. Но бюоо не сочло нужным заняться этим вопросом. Агитаторы-комсомольцы мало проводят бесед на политические и естественно-науч­ ные темы. В тех же случаях, когда бюро дает агитаторам отдельные поручения, оно часто не учитывает их подготовку и спо­ собность выполнить поручение. — Мне, — сказал комсомолец Муса­ тов,— секретарь поручил провести бесе.г' по речи В. П. Ленина на III с'езде FKCM. Я долго готовился, но беседу так и не провел, ибо чувствовал, что для таком серьезной темы я еще пе подготовлен, что она мне не под сплу. А бюро, давая пору­ чение, этого не учитывало. Еще в январе собрание указывало сек­ ретарю тов. Хабло на необходимость про­ должать однажды начатое полезное дело— разбор художественных произведений. Однако эта работа не была продолжена. В результате «Повесть о настоящем челове­ ке», которую с увлечением слушала вся молодежь, до сих пор не обсуждена. Пуж- но сказать, что бюро вообще слабо исполь­ зует художественную литературу, как средство идеологического воспитания ком­ сомольцев и молодежи. За отчетный пе­ риод не было ни одного литературпо-худо- жественного вечера. Несколько раз подни­ мали этот вопрос на свопх собраниях ком­ сомольцы, несколько раз они предлагали бюро возглавить эту работу, по бюро не прислушалось к голосу комсомольцев. Немало раздавалось па огчетпом собра­ нии и других критических замечаний. Комсомольцы смело указывали на недо­ статки в работе бюро, подчеркивали необ­ ходимость их устранения. Новое бюро, секретарем которого избран энергичный комсомолец тов. Липкпн. должно полностью извлечь урок из ошибок и недостатков, вскрытых на отчетно-вы­ борном собрании. Лейтенант И. ГЕЛЕВЕРЯ . Достигнутое— не предел За ремонтом турбодинамо. Старшие матросы Н. Колдомаев, И. Кириченко, М. Киянов всегда содержат свое заве- дывание в образцовом порядке. Фото М. Бугакова. Агитатор Тупиков Служить на флот Тупиков пришел в 1943 году. Закончив Учебный отряд, оп был назначен трюмным машинистом на корабль. Тяжело было первое время. Похватало опыта, который имели това­ рищи, участвовавшие уже в боевых операциях, да и знаний, полученных в Учебном отряде, было недостаточно. При­ ходилось все это приобретать в боевой об­ становке. Каждую свободную мппуту он отдавал учебе... Отгремели залпы Отечественной войны, новая, мирная обстановка поставила новые задачи. С кораблей уходили в долгосрочный отпуск старые опытные специалисты. Демобилизовался и командир отделения, в котором служил Тупиков. Как специалиста, хорошо знающего свое дело, опытного и дисциплинированного воина, командование назначило старшего матроса Туликова на этот ответственный пост. С еще большим рвением стал он от­ носиться к службе. Ведь теперь он должен не только сам знать, но и учить других! Во время избирательной кампании по выборам в местные Советы Тупиков про­ вел большую раз’яснителыгую работу* и показал себя хорошим агитатором. Свои беседы умелый агитатор строит на конкретных примерах, увязывает пх с за­ дачами. которые стоят перед кораблем. Изучая с матросами ириказ М 5 и доклад Министра Вооруженных Сил. агитатор Ту­ пиков особое внимание уделяет тому, ка­ кие почетные и ответственные задачи возлагаются на вопнов Советской. Армпп, что требуется от каждого военного моряка, чтобы выполнить свой долг перед Родиной. В своей повседневной службе Тупиков старается показывать пример. Будучи командиром отделепия трюмных машини­ стов. он раньше всех закончил ремонтные работы с отличным качеством. — Это мой ответ на приказ Министра. — говорит оп.— Какой я буду агитатор, если поплетусь в хвосте. — Отличный специалист, — отзывает­ ся о нем командир корабля. — Уж если что поручено Тупикову, значит будет вы­ полнено точно п в -срок. Младший л ей т е н а н т А. ДУБОВИКОВ. В жпзни каждого человека есть много памятных событий. Для 'Владимира Король одним из таких событий был призыв на военную службу. В семье Король была традиция провожать сыновей на службу напутственными слорлми . — Вот что, дорогой сынок, — говорил его отец. — Скоро ты встанешь под боевые знамена нашей армии, поклянешься своей славной Родине служить так, как служили наши люди, защищая отчпзпу от бе­ логвардейских бапд, и как сейчас воюют советские храбрецы, бьют немецкую чуму. Большой почет оказан тебе и большая ответственность. Будь же достоип этого доверия, оправдывай его честной, добросо­ вестной службой. С тех пор миновало три с лпшнпм года. Все это время молодой вопп добросовестпо выполняет в о и н с к и й долг. Король с ч у в ­ ством удовлетворения рассказывает о службе, которая сделала его сознательным гражданином, открыла широкий путь к знаниям, к жпзни. Электромеханическая школа Учебпого отряда, которую он окончпл успешно, обе­ спечила будущие успехи матроса. Обога­ щенный теоретическими знаниями, Королт и на корабле отличался дисциплинирован ностью, инициативой, энергией. Все эти качества ему пригодились при освое­ нии и работе у боевых механизмов. Король не ждал, пока старшина научит его все- му. Он сам интересовался особенностями устройства корабля, механизмами и бое­ выми средствами, сникал во вса детали морской службы, внимательно присматри­ вался к действиям старослужащих, в г е . что казалось неясным, просил пх расска­ зать. Кпоме плановых занятии на мате­ риальной части, старшииа давал ему задания самостоятельно изучать какую- либо деталь пли агрегат. Получит* такое задание, матрос спачала знакомился с устройством ее, а затем уже разбирался в работе механизмов, приобретав таким образом практические навыки. Король постоянно находился в поле зрения стар- шппы. Старшииа во-время приходил ма­ тросу па помощь, поддерживал его начи­ нания, наводил на правильное р°птепно. Однажды ему трудно было разобраться в работе одного пз агрегатов. Король пришел к старшине и рассказал ему об этом. Не откладывая дело в долгий ятчик, эип тот­ час пошли иа боевой пост. Еще раз спро­ сив, что не ясно матросу, коматир отде­ ления сначала по схеме, затем уже прак­ тически показал работу агрегата. — Теперь понятно? — спроспл старшпна отделения. — Так точно! —•. уверенно ответил Ко­ роль. Так шаг за шагом старший матрос Ко­ роль познавал сложпую технику, подни­ мал свое военпое мастерство па б.олее вы­ сокую ступень. Грамотный, растороппыи, старательный, инициативный — таким зпают машпнпста-турбиппста Владимира Король. ...И вот он стоит па вахте у вспомога­ тельного холодильника. Вид у пего серьез­ ный, сосредоточенный. Он сознает от­ ветственность за порученпое дело, ибо знает, что непсправпая работа иногда да­ же одного какого-либо механизма может привести в бездействие десятки других сложнейших приборов и агрегатов. II все его внимание сосредоточено на том, чтобы обеспечивать нормальную работу механиз­ ма. Он то п дело убеждается, пе нагре­ лись ли сальники пли подшипники в тур- боциркуляционпом насосе, точно ли соот­ ветствует протоку холодной забортной воды число оборотов, постоянно следит за вакуумом вспомогательного холодиль­ ника, чтобы вакуум соответствовал рабо­ те турбодпнамо. Однажды Король впервые нес самостоя­ тельно походную вахту у турбоконденсато­ ра. Под влиянием качки уровень воды колебался неравномерно. Приходилось пе­ риодически добавлять воду через добавоч­ ное пптапие. Когда уровень понизился, матрос добавил воды излишнее количество. В результате стал подниматься вакуум. Король не нашел причины п доложпл об этом командиру отделеппя. Тот раз’яснил, что в такпх случаях надо прислушиваться к звуку работы самого насоса. С тех пор Король стал точпо выполнять требования инструкции. Боевые механизмы, как и другая техпп- ка, требуют любовного и бережного ухода. Маптннст-турбиипст Король уделяет этому большое впимаппе, содержит свое заве- дываппе в чпетоте и порядке. Как п мно­ гие другие, он принимает активное уча­ стие в ремонте материальной части. Необходимо было произвести осмотр глав­ ного упорного подппгпнпка. На эту работу послали Король. Оп не только быстро осмотрел и прочпетпл подшипник, но п понаблюдал за его работой. Старший матрос Король является одним из лучших машпнистов-турбинпстов. Он не довольствуется достигнутым, а про­ должа°т напряженно учиться, осваивает то, что еще педостаточпо освоено. Чтобы быть зрелым специалистом, мало знать од­ но заведываппе, необходимо иметь доста­ точное представление о механизмах всего подразделения. П об этом Король не за­ бывает. Король пе ограничивается узкими рам­ ками своей специальности. Он повседневно работает над повышением своего полити­ ческого и культурного уровня. Его еже­ дневно можно видеть за чтеппем литера­ туры . Это человек с широким интересом. Он много читает произведений русских классиков, современных писателей, осо- бспно интересуется героикой Отечествен­ ной воины. Старший матрос хорошо знает жизнь своей страны. Достаточно сказать, что комсомолец Король только в минувшем году прочел около 50 различных книг, настойчиво работает над изучением «Крат­ кого курса истории ВКП(б)». К нему очень часто обращаются комсомольцы и несоюзная молодежь с неясными вопроса­ ми по текущей политике, материальной части, географии д т. д. Папример, матрос Колосов не зиа.т о месторождениях полез­ ных ископаемых в пашей стране. Он об­ ратился за помощью к тов. Король и по­ лучил подробпый ответ. Пмя тов. Король занесено нз Доску отличников боевой и политической подго­ товки. Авторитет передового воина оп заслужил упорной учебой, высокой ответственностью за выполнение воинско­ го долга. Он знает, что достигнутое — пп предел, п стремится к достижению но­ вых успехов в боевой п политической учебе и песенпп службы. Пм гордится личный состав пятой боевой части ко­ рабля П. Л ей т ен ан т А. РЫБАКОВ. Передовой орудийный расчет Сержант Князев вывел свой орудийный расчет на тренировку. Зенитчики с ору­ дием прошли по глубокому снегу через сопкп большое расстояние. Выбрав удоб­ ную позицию, они установили орудие и приступили к занятию. Матросы учатся действовать в трудных условиях. Хорошо обученные, они отрабатывают своп обязан­ ности пз позиции. Расчет сержанта Князева на хорошем счету на батарее. Умелым обучением, последовательным прохождением тем ко­ мандир расчета добился хорошего усвое­ ния подчиненными орудия, умения его об­ служивать и готовить к стрельбе. В отделении Князева выросли знатоки зенитного дела. Одним пз нпх является младший сержант Мелехов. Он щтплелпгымИ отношением к учебе п упорной работой^ достиг глубоких знаний своей специаль­ ности. Постоянная высокая дисциплина, отличные знания специальности помогли вырасти ему до заместителя командира орудия. Мелехов помогает своему команди­ ру орудпйпого расчета укреплять дисцип­ лину в отделении и обучать матросов мет­ кой стрельбе. Расчет гордится такими мастерами сво­ его дела, как матрос Якубов — установ­ щик трубок, матрос Левашев — установ­ щик прицела и матрос Поляков— совме­ щающий угол возвышения. Они быстро готовят орудие к бою и точностью своей работы обеспечивают выполнение стрельб по зенптным целям. Все матросы сержанта Князева любят л берегут свое орудие. Опи содержат ее в образцовой чистоте п всегда тщательно готовят к стрельбе. Особо проявилась пх забота о своем заведыванпп в дни, когда стояла холодная погода с сильными снеж­ ными буранами. Подчиненные Князева в это время старательно берегли свое орудие от снега п приняли меры, чтобы снег не набивался в трудно доступные места. Люди этого передового расчета ие толь­ ко хорошо учатся и содержат свою мате­ риальную часть. Опи так же образцово не­ сут службу в караулах и внутренних на­ рядах. П здесь отличаются матросы Яку­ бов, Левашев и Поляков. Сержлнт Князев воспитывает подчинен­ ных честно исполнять своп обязанности, постоянно учиться, повышать политичес­ кие и военные знания. За хорошую воспитательную работу с подчиненными, высокие показатели в бое­ вой и политической подготовке командир батареи об’явил благодарность сержанту Князеву. С ерж а н т 3 . ОЗЕРОВ Занятия проходя т интересно Интересно проводят занятия по радио­ делу офицеры тт. Слободчиков и Гохнер. Перед началом каждого занятия они прове­ ряют готовность помещения: есть ли необ­ ходимые приборы, схемы, чертежи, радио­ аппаратура. Все замеченные офицерами не­ достатки устраняются людьми, ответствен­ ными за обеспечение наглядными пособия­ ми. Особенно хорошо всегда готовит поме­ щение сержант Гайдуков. Недавно от личного состава былп приня­ ты зачеты. Радпоспецналисты показали глубокие знания дела. Тт. Арбузов, Пого­ дин, Леонов, Сазпн отзетплп на все вопро­ сы правильно и получпли отличные оцен­ ки. С ержан т Н. КУЧЕРОВ. f ЛЕНИНГРАДСКИЙ СТИЛЬ Штурман Ленько в дни войны с оружием в руках защищал родной город. Он был свидетелем того невидапного героизма, ко­ торый проявили ленинградцы, отстаивая каждую пядь своей земли. Ни бомбы, ни снаряды, пн голод блокады не могли сло­ мить волю советских людей к победе. Лю­ бовь к Родипе была той силой, которая помогла ленинградцам выстоять п побе­ дить врага. П вот, спустя три года после этих бо­ ев, гвардии старший лейтенант Ленько приехал в отпуск в Ленинград. За несколь­ ко дней оп побывал во всех уголках горо­ да, радуясь каждому восстановленному дому, ласкающему глаз скверу и газону, каждому производственному успеху рабо­ чего и работницы. Ленинград, перенеся на свопх плечах столько горя, стал еще более величествен­ ным, закалившимся, как сталь, в огне сра­ жения1, в трудовых буднях. Закалились и его людп. Каждый день их трудовой жизни наполнен подвигами во славу Родины, ее процветания и благополучия. Этим созидательным трудом охвачен каждый коллектив, каждая семья. Где бы пи побывал за время отпуска Эдуард Лень­ ко, он видел, как высокие патриотические чувства побуждают людей на творческий труд, на борьбу за выполнение сталинской пятилетки. П офпперу Ленько захотелось поближе п подробней узнать, •как работают его товарищи, родственники, не отстают ли они от других, насколько значительны их успехи в работе. ...Старинный Морской завод. Ленько ра­ ботал здесь до войны чертежником. Рука об руку с ним тут же трудились его това­ рищи, родственники. Заводу война нанесла жестокие рапы. Но коллектив» завода син­ ими силами восстановил цехи, стапеля, доки. Рабочие теперь успешно бошотся за выполнение пятплетнего плана. П в пер­ вых рядах стахановцев послевоепиой пяти­ летки идет лучший модельщик завода Ни­ колай Алексеевич Скороходов, родпон дядя Ленько. Как лучшего производственника, рабочие и инженеры избрали его своим де­ путатом в районный Совет. Владимир Косухпн — товарищ Ленько, работавший с ним вместе на заводе, теперь студент кораблестроительного института. Узнав об этом, Ленько горячо его иоздравнл и пожелал успехов в учебе. На этих ярких и живых примерах штурман Ленько впдел, как далеко они шагнули в своей жизшг, как одпп стали студентами, другие депутатами, ста­ хановцами. Такие перемепы он наблюдал « каждом доме, в каждой семье. II хотя они работают и учатся на разных фабриках и заводах, институтах, пх об'едпняет всех в дружный коллектив одно стремление, одно желание — работать и учиться па благо любимой Родины. Быстро пролетели дни отпуска. С теплы­ ми чувствами п хорошими воспомппа- ниямп возвращался в свою часть штурман Ленько. Как п всякого человека, прибыв­ шего из отпуска, летчики встретили его многочисленными вопросами. К пгпурману Ленько подходили украппцы, белоруссы. уроженцы Сибири и Кавказа, все опп инте­ ресовались: «Как жилет Ленинград?». Штурман понимал, что в этом коротком вопросе заключена любовь к городу Ленппа, и с охотой рассказывал о трудовых успехах ленинградцев, о восстановптельпых ра­ ботах, о новых стройках. Живую беседу вел штурман, как группо­ вод, на политических запятпях с сержан­ тами. Его рассказ о том, как Выборгская сторона явилась инициатором восстановле­ ния города, как на месте развалин возни­ кали парки Победы, как некогда разру­ шенные своды Эрмитажа теперь вновь восстановлены, воины слушали с большим вниманием. Штурмап Ленько видит успехи совет­ ских людей, как результат свободного творческого труда. Оп так и сказал в за­ ключение беседы: «У свободного челочка есть неиссякаемое желание работать с каждым днем все лучше и лучше-. П это желание народа беспредельно, ибо оно — результат завоеванного счастья нашими отпамп и старшими братьями в Октябрь­ ской революции. А нам, советским воинам, отставать от своего народа miкогда пелт.- зя. Его успехи в труде, а паши — в учебе — вклад в одно и то же дело, в дело укрепления мощп нашего государства». А вечером штурмана Ленько попросил зайти командир звепа гЕардпп капитан Глуховцев. Он поинтересовался, как штур­ ман провел отпуск, какие новости в Лепииграде, а потом сказал ему: — Вы хорошо отдохнули, теперь за дело. Работы мпого. П думаю, что мы не отста­ нем от ленинградцев. Звено приступило к решению очередных задач боевой подготовки. П большую долю труда в это дело вкладывали командир Глуховцев и штурман Ленько. Гвардии ка­ питан Глуховцев, как опытный летчпк, учил молодежь мастерству взлета п посад­ ки в сложных условиях, полетам в обла­ ках, торпедным атакам, а гвардпп старший лейтепант Ленько занимался воспитанием штурманов. Вначале не все шло благополучно. Мо­ лодые штурманы Соловьев, Тихомиров, привыкшие летать над сушей, богатой естественными ориентирами и всевозмож­ ными радионавигационными средствами обеспечения, слабо представляли полет р открытом море. Они не имели опыта рабо­ ты с радионавигационными приборами, до­ пускали ошибки в прокладке позиционных линий на карте. Первые полеты п обнаружили эти не­ достатки. Штурмап не только разбирал их ошибки, но н рассказывал, как сам он в море работает с аппаратурой, как ведет прокладку. После таких разборов штур­ ман Ленько Bi следующих полетах ставил поочередно молодых штурманов ведущими. Это вселяло в mix уверенность в своп силы, налагало больше ответственности и. главное, приучало к точности, к само­ стоятельности. Убедившись, что молодежь может само­ стоятельно выполнять простые упражне­ ния, командир и штурман доверяли им самостоятельные полеты. Понятно, и эти полеты вначале пе проходили без ошибок, но Глуховцеву и Лепько важно было знать, что пх труд пе проходит даром, что молодые штурманы настойчиво учатся летать над морем, как и бывалые. Каждый самостоятельный их полет штурман глубоко анализпрорал, вскрывал неточности в прокладке, находил причипы ошибок. Однажды молодой штурман Тихо­ миров на маршруте пемпого отклонился п не вышел па заданпый орпептир. Само­ му Тихомирову было трудно найти свою ошибку. На помощь пришел штурмап зве­ на. Ленько проверил полетные карты, до­ кументацию, поинтересовался, как он го­ товил на земле навигационные приборы к полету. И тут же спросил у Тихомирова: — Вы перед вылетом прослупншалп ап­ паратуру? Штурман всегда говорит командиру только правду. П па этот газ он сказал все, как было. Оказалось, что Тихомиров к подготовке аппаратуры к вылету отнес­ ся небрежпо. В воздухе у пего произошла заминка, было потеряно несколько секунд т:а лишнюю настройку приборов, и это сивело его к ошибке в прокладке позпцп- о и н о й линии. Случай этот был подробно разобран другим штурманом Соловьевым. Это помогло ему избежать подобных оши­ бок. В эти дпп Ленько был целиком и пол­ ностью погружен в работу. Он много п хорошо летал сам, учил других, проводил занятия с подчиненными. Каждую свобод­ ную минуту он использовал для пользы дела. Вот мы видим, как Ленько, одетый в летную форму, перед полетом беседует с воздушными стрелками Емец и Никифо­ ровым. Они обращаются к нему по многим вопросам. Воздушному стрелку Никифоро­ ву хочется знать, какое надо брать упреж­ дение, если самолет не выдерживает за­ данную скорость. Штурман тут же чертит па земле буксируемый конус п рассказы­ вает, как надо стрелять в таких слу­ чаях, чтобы пули не пошлп за «молоком». Помощь Ленько сказывалась па стрельбе воздушных стрелков Никифорова и Емец. Опп, как правило, всегда выполняли уп- ражпенпя. А Емец в части считается снайпером в воздухе и в тире. Учеба с молодежью не мешает самому штурману повышать свои теоретические знания. Несмотря на то, что он за 27 лет своей жизни 14 лет проучился в школах, рабфаках. Высшем Военно-Морском учи­ лище имени Фрунзе, в летной школе, все же оп ежедпевпо учится, чтобы не отстать от современных требований, которые пред’являет техника к штурману. Он пи­ тает особую любознательность к военным и художественным книгам. За короткое время он прочел свыше двадцати разных кппг. Книги стали его друзьями и по­ стоянными спутниками. Онп ему помогли в прошлом году сдать зачеты с общим баллом 4.8. В то время, когда радио и газеты по всей страпе разнесли радостную весть о том, что ленинградцы обратились ко всея трудящимся Советского Союза с призывом выполнить пятилетку в четыре года, штурман также «подсчитал» своп возмож­ ности и решил пе Летать от свопх земля­ ков. Днем и по вечерам до поздней ночи оп сидел с товарпщамп за учебниками, коллективно разбирая все неясные вопро­ сы. Но этим Ленько не ограничивался. Он считал, что коллективный разбор всех во­ просов темы это лишь пачало изучения той или иной дисциплины. Глубокие же знания постигаются после этого самостоя­ тельной учебой над кнпгой. Так он п по­ ступал. К этому он призывал п свопх то­ варищей. Тс, кто следовал его примеру, на зачетах получали вместе со штурманом высокие оценки. П, наоборот, кто ограни­ чивался лишь коллективными беседами, тот пе блистал на зачетах твердыми зна­ ниями. И штурман, п его товарищи в этом убе­ дились в первый день зачетов. Случилось так, что Ленько пришлось отвечать на тот же вопрос, на который отвечал несколько минут назад его товарищ. Его друг сето­ вал: «Понимаешь, попались такие вопро­ сы, что я немного сбился с толку. Полу­ чил, правда, четверку, по сам знаешь... Н друг замолчал. Но штурман Ленько, отвечая на эти же вопросы, радовал председателя своими полными и глубоко обоснованными ответа­ ми. То и дело останавливая его, ему говорили: «Следующий, это вы хорошо знаете».- Когда штурман вьппел из класса п пред­ седатель об’явил результаты зачелч>в, у штурмана коммуниста Эдуарда Ленько былп по семи дисциплинам только пятер­ ки. П все звено не подкачало. Летчики говорили: — Вот это я есть ленинградский стиль,* К а п и т а н В. СТЕПАНОВ. > 92 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz