На страже Заполярья. 1948 год. Март.
i 4- JTA С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я S3 марта ТМЯ г ., 10 69 (3W4). С отчетно-выборных комсомольских собр. ний УСИЛИТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ Bo.TbWH^TBo коусомольцев организа ции, руговодпмой старшиной 1 статьи Быковым, работает в интендантской служ бе и других обеспечивающих органах. Естественно, что это должно учитываться в проводимой политико-воспитательной работе срвди комсомольцев и молодежи. Она должна строиться так, чтобы нацели вать их на успешное решение стоящих ними затач, воспитывать чувство ответственности за обеспечение боевой "Т'мы личного состава тех подразделений, обслуживанием которых занимается ин тендантская служба. Вопросы политико-воспитательной ра боты должны были занять основное мрсто и в отчетном докладе секретаря тов. Бы кова. Но они пе получили глубокого освещения. Хуже того, серьеаныо недо статки, а порой и недопустимые промахи в работе бюро не подверглись обективному анализу в докладе, не были вскрыты и причины, порождающие эти недостатки. За последний год комсомольская органи зация значительно пополнилась. Большой рост рядов ВЛКСМ об’ясняется, есте ственно, тем, что бюро проводило среди несоюзнои молодсжи серьезную работу, помогало лучшим матросам и старшинам подготовиться к вступлению в комсомол. Однако, как только молодой матрос становился комсомольцем, о нем забыва ли. В результате некоторые пз вновь всгупттгшпх в комсомол не оправдывали оказанного им доверия. Ярким доказатель- ствой тому являются дисциплинарные проступки, совершенные молодыми комсо мольцами Мушковым, Ильиным, Вознюком и другими. Ерли бы комсомольская орга низация оказывала на них постоянное влияние и требовала от них примерного исполнения воинского и комсомольского долга, то они не нарушали бы дисципли ну. Рост комсомольской организации дол жен сочетаться с постоянной политико воспитательной работой с вновь вступив шими в ВЛКСМ. Таково одно из важней ших условий укрепления комсомола, роста его влияния и авторитета среди молоде жи. Но бюро мало работало с молодымг комсомольцами. Серьезным недостатком в работе бюрг был слабый контроль за примерность* комсомольцев в службе. Не бы:; случая, чтобы на заседании бюро заслу шивались комсомольцы» совершившие так называемые незначительные проступи. Яак правило, на заседаниях бюро разбира т ь вопросы только о тех комсомольцах, которые получили взыскания по служое. А это значит, что бюро часто занималось только фиксацией уже совершенных про ступков и не вело воспитательпой рабо ты по предупреждению проступков. Среди многих матросов интендантской службы утвердилось мн°ние, что работать писарем или кладовщиком— зазорно. Раз деляет его и некоторая, правда, незначи тельная часть комсомольцев. Комсомоль ская организация и ее руководящий ор ган — бюро не боролись против этих вредных настроений, мало раз’ясняли мо лодежи и членам ВЛКСМ важность, необ ходимость и значеппе любой военной с о циальности, что служба и работа на лю бом посту являются для вочна-моряка одинаково почетными и ответственными. Слабо борется комсомольская организа ция за авангардность членов. ВЛКСМ на политических занятиях. Обычно эта рабо та оживляется перед инспекторскими про верками. Например, перед последней ин спекторской проверкой проводились допол нительные занятия, коллективные беседы и читки материалов по пройденным те мам. По вечерам в кубриках разгорались дискуссии по наиболее важным, узловым вопросам. Личный состав хорошо готовил ся к занятиям и получил высокую оценку. Но, как только инспекторская проверка была проведена, комсомольская органи зация вновь перестала заниматься этой важной работой. Упущением тов. Быкова является то, что он пе раскрыл в своем отчетном докладе причин подобного по ложения. > Слабо использует комсомольская орга низация и ее руководящий орган * бюро и другие формы и средства поли тико-воспитательной работы. Стенгазет в подразделении выходит только по празд никам, коллектива матросской художе ственной самодеятельности пет, коллек тивные читки художественной литерату ры, просмотры кинофильмов с последую- цим обсуждением не проводятся. Вйовь избранное бюро должно путем семерного усиления политико-воспита- 'львой работы среди комсомольцев и мо- эдежи добиться их авангардной роли в подразделении. Лайтенант И. ГЕЛЕВЕРЯ. Беспечнесть в хранени квмсоиольских билетов случая не было принято мер, направлен ных на повышение ответственности комсо мольцев за хранение комсомольского биле та. Б сожалению, это не единственный слу чай попустительства со стороны бюро ком сомольской организации. Старший матрос Никульников грубо нарушил Устав ВЛКСМ, но до сих пор бюро на это не реагировало. Старшина 2 статьи Н, ДЕГТЯРЕВ. Коммунист Погорелов обнаружил однаж ды, что некоторые члены ВЛКСМ хранят своп комсомольские билеты в рундуках. Об этом знал секретарь комсомольской органи зации старший^матрос Гончаров. Одна-ко руководитель комсомольской организации не пресек безответственного отношения от дельных товарищей к хранению членских билетов ВЛКСМ. Вскоре был найден на койке комсомоль ский билет тов. Михина. Но и после этого Безупречная служба гвардейца Зайцева Стройными шеренгами выстроились выпускники школы младших авиаспециа листов. В торжественной обстановке зачи тывается приказ о премировании лучших воинов. «За отличные показатели в уче бе, службе и дисциплине, — говорилось в приказе,— награждаются: курсант Зай цев — денежной премией 800 рублей». С тех пор прошло около десяти лет. Любовь к Родине, глубокое чувство от ветственности перед народом помогли де ревенскому юноше с трехклассным обра зованием Николаю Зайцеву с отличием окончить школу младших специалистов и стать верным защитником социалистичес кого государства. Лосло окончания школы вооружелец Зайцев прибыл в боевую часть. Сложная авиационная техника требовала от моло дого специалиста новых знаний, опыта. В перерыве между полетами комсомолец Зайцев вместо со своими товарищам изу чал материальную часть пулеметов, ста раясь понять причину каждой задержки и неисправности. Всгоое Николай Зайцев завоевал в час ти боаыпой авторитет и прославился, как незаурядный масте.р своего дела. От ин женера п командира он получил свыше 10 благодарностей за отличную подго товку оружия к полетам. Высокое мастерство Зайцева особенно •оявилось в дни собыши на Халхаш- лле. Обслуживая самолет старшего лей тенанта Волкова, лучшего летчика части, Николай Зайцев добился безотказной ра боты пулеметов на боевой машине. Каж» дый паз. возврашаясь с задания, коман дир отмечал хорошую работу вооруженна Зайцева. Однажды после успешного по лета командир, об’являя Зайцеву еше одну благодарность, сказал: «Золотые ру- кп у вас, товарищ Зайцев. Ставлю ■вапгу работу в пример всем вооруженцам!». Отличной подготовкой вооружения к боевым полетам Зайцев способствовал разгрому японских самураев. Более чем сто. боевых вылетов он обслужил во вре мя этих событий. П пи разу летчики и воздушные стрелки не жаловались на ра боту пулеметов в воздухе. В 1940 году Николай Зайцев решил связать свою судьбу с большевистской партией. В своем заявлении в партийную организацию он нчсат: «Ктянусь быть достойным высокого зваппя члена комму нистической партии, которую создали Ленин и Сталин. Для борьбы за дело коммунизма не пожалею пи сил, нп са мой жизни». Отечественная война застала молодого коммуниста Зайцева на Севере. С первых дней ожесточенных боев с немецкими за хватчиками ему довелось обслуживать са молет Бориса Сафонова. Вместе с коман диром он изучал новую материальную часть, старался готовить ее к полету так, чтобы летчик с наибольшей эффектив ностью использовал оружие в боях с вра гами. Сафонов на этом самолете, оружие которого готовил Николай Зайцев, сбил десятки вражеских самолетов. Каждая цр- вая победа героя вдохновляла вооруженна Зайцева, и он стремился работать еще лучше. Артиллерийское учение. Орудийный расчет старшины 2 статьи Николая Остриянова «а тренировке. Фото М. Бугакова. ИМ ГОРДИТСЯ ЭКИПАЖ Последний поход был особенно тяже лым. Выполнив задание по тралению, ко рабль возвращался в базу. Часто налета ли густые снежные заряды. В такие ми нуты плотная непросматрпваемая завеса как бы делила корабль на две частп: с мо стика невозможно было рассмотреть, что делается на полубаке. И сигнальщики, и рулевые, и мотористы — все члены эки пажа держали экзамен пз морскую зре лость, приобретали настоящую закалку. На ходовой вахте у механизмов и при боров Медведев был особенпо внимателен. Нз своего опыта пятилетней служиы, трех больших походов н по рассказам бы валых моряков он знал, что море пе тер пит людей нерешительных. Малейшая за бывчивость, отступление от установлен ных норм поведения приводят к тяжелым последствиям. ...Ритмичную работу механизмов вдруг прорезал сигнал машинного телеграфа: «Полный назад!». Это было полнейшей не ожиданностью для Медведева. Оп ожидал темедленного полного плп малого хода перед. Все-такн туман, заряды, плохая видимость, — мало ли что может быть. Но с полного переднего на полный задплг ход... Нет, это было впервые за всю его пятилетнюю службу. Мысль сработала мгновенно. Раз прпк;» зал командир — значит что-то грозит ко раблю, что-то ненормально. Ипаче он не стал бы перегружать машины. Резкая перемена хода вызывает максимальное на пряжение всех работающих механизмов. Это знал Медведев отлично. Ухватпв лево$ рукой за регулятор, он с напряжением повернул его против часовой стрелки... 05ороты сбавлены. В то же мгновение он правой рукой перевел маховик реверса па «стоп» и тут же дал «полный назад». За дрожав всем корпусом, корабль стал мед ленно подаваться назад. — Благодарю за службу. За отличные действия об’являю поощрение — двое су ток внеочередного увольнения. Это говорил командир корабля по пере говорной трубе. Оставив за кормой сотпп миль, корабль чосле длительного плавания возвратился в 1 азу. Спустя некоторое время в каюту командира БЧ-V был вызван Медведев. Разговор был коротким. — Комапдпр отделения мотористов старшппа Бурлаков с корабля уходпт, — сказал инженер-лейтенант Гладпггеип. — Вам доверяется почетно? и ответственное дело — обучать и воспитывать .мотори стов. Принимайте дела. Это большое довсрио Медведев воспри нял не только как хорошую оценку его работы, но и как новую дополнительную ответственность. Он понял, что предстоит учиться еще более пастойчиво, отвечать не только за себя, по и за подчиненных. Сознание этого дало ему новые силы, новый прилив энер гии. % Медведев проводит занятия: «Борьба за живучесть корабля, заделка пробоин, ту шение пожара». Поступает вводная: «В машинном отделении пробоина». Старший матрос Медведев командует: «Приступить ; заделке пробоппы!». Моряки действуют '•ыстро и уверенно. Старшие матросы Ко- чеев и Рунов, действуя по инструкции, во- тужаются распорками, клиньямп, матами, •аклей п другим материалом п пнетру- . нтом. Остальные матросы заводят в это г.ремя пластырь. Кощеев умело наклады вает на шпацию паклю, сверху маты i подушку. После этого совместно с Рупл вым он поджимает брусом п ставит рас- поркп. Один конец распорок он упирает в пиллерс, а другой в брус, забивает клинья. Сейчас Медведев — заместитель секре таря комсомольской организации корабля. Оп мпого читает художественной и поли тической литературы, изучает «Краткий курс истории ВКН(б)» и произведения классиков марксизма-ленинизма. Это по могает ему правильно воспитывать свопх подчиненных. — Хороший старшина, — говорят о старшем матросе Медведеве па корабле, — чуткий, грамотный, требовательный. Младший лейтенант К. ЯЦУК. Коммунист Зайцев не только добился хорошей работы вооружения на своем самолете, но и всегда помогал товарищам. Как-то у молодого специалиста на другой машине произошел зажим гильзы. Нико лай Зайцев после боевого дня решил под робно выяснить причины задержки ору жия в стрельбе. Вместе с ним он разо брал пушку. Внимание опытного специа листа было обращено на чрезмерно отог нутую регулировочную пластппку, кото рая отражала гильзу. Немного ее подог нув, Зайцев посоветовал снова собрать пушку и попробовать стрелять в таком положении. Результаты оказались отлич ными. С тех пор оружие работало безот казно. Таких примеров можно привести очень много. Все они говорят об исключитель ной любознательноетн гвардейца к совер шенствованию своих знаний. Старший мастер по вооружению Нико лай Зайцев безупречно выполняет свой воинский долг. В дни мирной? учебы, об служивая самолеты Героя Советского Союза Сахарова, гвардии капитана Ми хайлова, старший сержант Зайцев добил ся безотказной работы пушек и пулеме тов. За отличную подготовку материаль ной части к полету ему об’яВлено еще несколько благодарностей. Сверхсрочник Зайцев принимает актив ное участие в партийно-полптическои жизни подразделения. СГ 1942 года и по 1946 год он был членом партийного бюро. Свои обязанности он выполнял честно и добросовестно. Сейчас гвардеец Зайцев выполняет обязанности агитатора. Как %только были опубликованы в печзтп материалы сессии Верховного Совета СССР он собрал вооруженцев и рассказал пм о бюджете социалистического государства на 1948 год, о тех законах, которые были приня ты на сесспп. В дни подготовки к 30-й го довщине Советской Армии оп деятельно учаетвовал в агитационно-массовой ра боте, в частности, хорошо подготовил и провел беседу о трех походах Антанты. Как лучшего агитатора. Пп-колан Заи ки:л зачислили и школу партийного актива соединения. С присушен; ему настойчи востью он изучает марксистско-ленинскую науку, ведет обстоятельный конспект. При обсуждении темы Зайцев выступает актив но и глубоко излагает изучаемый мате риал. Кроме политической литературы, гвар дии старитй сержант Зайпев много чи тает художественной литературы. Оп про- ✓ чел «Войну и мир» — Толстого, полное собрание сочинений Чехова, «Молодую гвардию» — Фадеева, «Сын полка» — Катаева и мпого других книг советских писателей, русских классиков. В апреле этого года гвзрдеец Зайпев готовится огпрапгшовать свое десятилетие службы в Военно-Воздушных Сплах. К этому дпю оп идет с высокими показате лями в боевой учебе. К обслуженным 730 боевым вылетам во время войны прибавились сотнп безупречно обслужен ных полетов в днп мирной учебы. За безупречную службу командование неоднократно отмечало его денежными премиями и внеочередными отпускамп. За годы службы в авиации он получил свыше пятидесяти поощрений п не имеет ни одного взыскания. К 30-й годошпте 4 Ссзетской Армпп имя Николая Зайцева было занесено на Доску отличников боевой и политической подго товки частп. Так безупречно служит социалистичес кой Родино гвардеец Николай Зайцев. Капитан В. ЛАГОШНЫЙ. Почему занятие прошло неудовлетворительно Когда матросы расселись, руководи тель занятпй старшина 1 статьи Гпльмут дпнов об’явпл: — Тема занятий: «Тактико-технические данные оружия корабля». Матросы приготовились слушать рас сказ старшины. Гильмутдинов раскрыл папку, в которой собраны отпечатанные на машинке характеристики орудий и боезапа са. Началось чтение данных: вес оружия, скорострельность, дальность и пр. Артплле- рпсты вначале внимательно слушали руко водителя занятпй, но обилие цифр, беспре рывно называемых Гильмутдиновым, быст ро наскучило матросам. Уже спустя не сколько минут после начала занятпй на .Tifnax слушателей не осталось и тенп со средоточенности. А матрос Кннжнпк, па прпмер, просто занялся посторонним де лом. Правда, старшина Гильмутдинов сделал Книжнику замечание, но матрос н после этого не нроявпл сосредоточенно сти. Гильмутдинов продолжал об’яснснпе. За кончив чтение данных одного орудия, он обратился к матросам: — Пу как? Все ясно? — Ясно... — неохотно отвечали артил леристы. Но оказалось, что пе всем все яс но. Старншй матрос Королев спросил ожп- вучестп ствола. Старшипа ответил. После довал еще ряд вопросов, после ответов па которые руководитель приступил к чтению характеристики торпедных аппаратов. Большинство матросов сидело молча, ни чего пе записывая, надеясь, видно, на свою память. Но старший матрос Королев (охпя из всей группы) проявлял активность. Пе спрашивая разрешения, он прерывал Гиль мутдинова, задавая ему один вопрос за другим. — Калибр торпедпых аппаратов? Старшипа ответил. — Па каком расстоянпп )Лжно торпеди ровать противника? Гильмутдинов сначала сказал: «Отве чаю», но, подумав, заявил: «Забыл, не взял я этих данных»... Хуже пошло занятое, когда Гальмутдн- нов рассказывал о боеприпасах. О неубе дительности п неполноте рассказа старши ны свидетельствует большое количество вопросов, задапных матросамп также без разрешения ( задающий вопрос даже пе ечитал своим долгом встать). — Где хранятся заряды? — Для чего служит запальная трубка? — Почему заряд помещен в гильзу? Гильмутдинов отвечал на каждый во- ipoc, нисколько не беспокоясь о том, со- 1 ветствует он теме или пе соответствует, lOMOtaeT оп запомнить характеристику оружия или отвлекает матросов. — Расскажите устройство торпедного аппарата. — Гм... Я, правда, не торпедист, но кое-что расскажу, — несколько даже сму тившись, сказал старшина н начал из лагать копструкцпю аппаратов, хотя это совершенно другая тема. При об'ясненни боевых качеств п назна чения боезапаса руководитель занятий не смог толково об’ясннть действие фугасного спаряда. Хуже того, Гильмутдинов сам стал путать устройство фугасных и осколочных снарядов. Осколочные снаряды он назвал просто разрывными, на что совершенно справедливо заметил старший матрос Зай цев: — Но ведь фугасный снаряд тоже разрывной. Гильмутдинов попытался раз’яснпть Зайцеву действие осколочного снаряда, но еше больше затуманил суть дела. Неправильное веденпс запятая, отсут ствие строгого направления, непродуман- ность плана п совершенно неудовлетвори тельно составленный копспект — все это отразилось на усвояемость. Прн опросе в конце занятия многие артиллеристы не от ветили на самые элементарные вопросы. — Каи вы будете готовить снаряд к вы стрелу? — обратился Гильмутдинов к ма тросу Онишепко. — Поставлю донный взрывауль...- — Неправильно. ----------------- О — Не знаю, — откровенно признался Опищенко. Он не ответил и на другой вопрос: «Какой угол возвышения орудия?». Почему же старшина 1 статьи Гильмут динов провел занятие неудег^творительно? Ведь он опытный артнллерпст и, по словам командира подразделения офицера Алак- шина, считается грамотным н способным руководителем занятий. Все дело в том, что старшипа Гильмутдинов накануне слабо подготовился к занятию. Составлен ный нм конспект (п утвержденный офице ром Алакшпным) ни в коей мере не может считаться хотя бы посредственным. Гпль-^ мутдинов выппсал некоторые данные ору-Щ жия и этим ограничился. Конспект оказал ся предельно коротким: одна страница тет радочного листа. Едва ли нужно говорить, что такой конспект не мог помочь руково дителю занятий, когда матросы затрагива ли вопрос глубже^н шире. Понятно, почему Гильмутдинов не сумел раз’яспить разницу между фугасным и осколочным снарядом, предельную дистанцию, на которую можпо торпедировать корабль противника, н др. Всего, конечно, в конспект не впшпешь, но эта вопросы должпы былп быть в нем, еслп бы Гильмутдинов хорошо готовился к запятиям, а офицер Алакшин потребовал бы этого от старшины. - Другой, пе менее важпой прпчппой пло хого качества иреведеппого занятия являет ся слабая требовательность руководителя запятпй. Старшина нп разграничил ( нр ^ спланировал) время так, чтобы можно было^ видеть, когда руководитель рассказывает, когда слушатели задают вопросы, когда происходит опрос, т. е. Гильмутдчпсв на рушил элементарные правила ведения за нятий н позволил матросам перебивчгь себя в любое время без разрешения. Эго нару шило всю организацию занятия. Слабая требовательность руководителя занятия особепно проявилась прп вызове матроса Медведева его товарищем. В сере дине занятия в кубрик вошел рассыльный п встал перед столом, видимо, не решаясь обратиться к старшпне. — Вы к кому? — спросил Гильмутди нов. Рассыльный переступил с ноги на ногу и неуверенно проговорил: — Медведева... вызывает его товарищ... уезжает. — Идите Медведев, — разрешил стар шина, не спросив, срочное ли дело плп можно его отложить до конца за нятий. Медведев ушел, а ему полезно бы ло бы послушать характеристику оружия, ибо прошел всего лпшь один месяц, как матрос стал артиллеристом. • Серьезным недостатком данного занятия следует считать п то, что проводилось оно одновременно с матросамп разного срока службы, а следовательно, — разного уров ня специальной подготовки. Опытным ар тиллеристам (Королев, Архипов и др.) мно гое было «давно известно», их трудно было заинтересовать, потому что для этого надо было оживить занятие чем-то новым для них, чего Гильмутдинов пе мог сделать, так как на занятии присутствовали матросы, ставшие артиллеристами месяц нлп не многим более тому назад, для которых «общепзвестпое» было новым. Занятие, проведенное старшппой 1 статьп Гильмутдиновым, щнгпесло мало пользы ма тросам. Это почувствовал, между прочим, и сам Гильмутднпов, заявив в конце опроса: «Плохо усвоили материал... плохо!». Ясно, что в данном случае повинны не слушате ли, а руководитель занятий и офицер тов. Алакшин, не прокоптролпровавшпй стар шину Гпльмутдипова. Задача подготовки высококвалифициро ванных кадров артиллеристов требует для своего решения ппого отношения, пното, более серьезного подхода к делу. В подраз делении офицера Алакшппа есть все воз- можпостп для улучшения качества заня тий: есть опытные старшппы, есть описа ния оружия и т. д. Надо только усилить требовательность п в первую очередь к ру ководителям занятпй, помочь пм методиче скими указаниями, улучшить оргаппзацпю проведения занятий. Капитан И. БЕРЕЗКИН. 160 процентов к плану Бойцы нашей частп выполняют боль шую трудоемкую работу по заготовке строительных материалов. Сознавая важ ность порученного дела, воины борются за повышение производительности труда. Продолжительное время самые высокие успехи были у бойцов подразделения, ко торым командует коммупнет старший сер жант Екпмов. В декабре месяце 1947 года еще более высоких успехов добилось под разделение, которым командует коммунист Гуляев. 153 процента к плану — таковы результаты труда вопнов этого подразде ления. Особенно отлнчплись в работе ефрейтор Верхулевскпй и рядовой Кучма. Онп выполняли задания на 200— 215 процентов. В депь годовщины части командир по здравил тов. Гуляева с достигнутыми ус пехами и премировал подразделение де нежной премией в сумме 1.000 рублей. Тогда коммунист Екпмов решил добить ся еще больших показателей в работе. Он усилил воспитательную работу с псачи ненными, улучшил организацию труда. Ежедневно старший сержант Екпмов и его помощник сержант Осадчпй подводили птогп, доводили результаты до каждого бойца, указывали па недостатки, ставили в пример лучших. Вскоре подразделение Екимова стало выполнять месячные нормы на 160 процентов. Так, сознательное огношенпе к выпол нению свопх обязанностей, являющееся следствием правильной воспитательной работы, обеспечило бойцам коммуниста Екимова значительные успехи в труд*. Младший лейтенант А. ВОРОНОВ. По следам неопубликованных писем Военкор писал в редакцию о плохой работе банно-прачечного комбината гор. Полярный. Офицер тов. Зубилов сообщил: «Факты, указанные в письме военкора, подтвердились. Пз совещании работников банно-прачечного комбината обсуждался • вопрос о плохой работе и прпняты кон кретные мероприятия по устранению недо статков. За плохую стирку и утерю белья па директора башю-прачечпого комбината и мастера Жужгшгу наложено взыскание». < * *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz