На страже Заполярья. 1948 год. Март.

*■ 20 марта 1943 г., Ni 66 (3062). КА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Старшина передает опыт Старшина 1 статьи Ларпн уже два года командует орудийным расчетом. Он пони­ мает, что быть командиром отделения — значит не только безупречно знать свое дело, уставы, но и иметь волевой харак­ тер, способность работать с людьми. Эти­ ми необходимыми качествами Ларин обла­ дает. Потому он и обучает матросов ус­ пешно. — В нашем отделении не должно быть от­ стающих в учебе, нерадиво относящихся к службе, — напоминает Ларпн своим ifi- тросам. И они, привыкшие выполнять волю своего командира, следуют его требссани- ям. Об явлен сигнал: начать тренировки на боевом посту. Номерные снимают^ чехол, готовят орудие, проверяют механизм: ору­ дие к бою готово. Старшина 1 статьи Ла­ рин дает вводные. Если кто-либо не успе­ вает, тут же Ларин приходит на выручку. — Будем учиться действовать так, — учит он, — чтобы пи один снаряд не ми­ новал цели. Здесь же он сам показывает то пли иное действие, затем снова дает такую же вводную, требуя от матросов доводить свои действия до автоматизма. — На войне все делается быстро. В любую минуту надо быть готовым открыть огонь, меткий и расчетливый. А это по прпдет само собой. Нужно учиться упорно и настойчиво, — поясняет старши­ на. Когда старшина Ларпн пришел в отделе­ ние, некоторые матросы плохо знали свои заведывания. Старшина стал их учить, усложнять тренировки, раз’ясняя лич­ ному составу требования, пред’являе- ыые к советским воинам. Много учатся зенитчики, перенимая опыт и знания своего командира. С каждым днем повышают они свое боешое мастерство. На­ пример, матрос Мерочкпп был когда-то подносчиком снарядов. Ларин увидел в нем способного и трудолюбивого воина. Он ре­ шил обучить его заряжающим. Прежде чем ходатайствовать пгред командиром, стар­ шина провел несколько занятий: с Мероч- кпным, помог изучить ему устройство за- ведывания, провел с ним тренировки сна­ чала на станке заряжания, а затем уже у самого орудия. Надежды старшины оп­ равдались. Матрос Мерочкпн стал заряжа­ ющим. В настоящее время он хорошо справляется с возложенпымп обязанностя­ ми, добился высокого темпа в работе. Высокие достижения имеет наводчик старший матрос Фомченко. Он изучил ме­ ханизмы и умело владеет пми. Фомченко быстро воспринимает богатый опыт своего старшины. Он раэвпл в себе такие необхо­ димые качества, как глазомер, сноровку, добился автоматизма в работе. Благодаря этому он стал хорошим наводчиком, гра­ мотным артиллеристом. Командир расчета Ларпн на занятия? пред’являет высокие требования к моря­ кам, словом и делом помогает им в совер­ шенствовании теоретических знаний и навыков. Настойчивая требовательность, сочетаемая с повседневным воспитанием, благотворно сказалась на боевой подготовке матросов-артиллерпстов. Его отделение по леем днециплииам имеет высокие показа­ тели. Оно является передовым во второй боевой: части. Подчиненные Ларина не только учатся хорошо, но и являются дисциплинирован­ ными воинами. Вот уже год, как никто из матросов не имеет ни одного проступка. Сейчас расчет Ларина усиленно готовит­ ся к предстоящим стрельбам, настойчиво тренируются орудийные номера. На заня­ тиях изучаются праишла стрельбы, устра­ нение задержек, заедання, а приобретен­ ные теоретические зиания закрепляются практикой у орудия. Лейтенант А. РЫБАКОВ. В походе. Фото М. Бугакова. УЧЕБА В ПРОЦЕССЕ РЕМОНТА Во время летне-осенних походов мото­ ристы-дизелисты корабля Н. приобрели большую практику по эксплоатации тех­ ники, уходу и сбережению механизмов. Ходовые вахты часто в условиях штормо­ вой погоды, когда механизмы несут пре­ дельную нагрузку, научили матрособ по слуху определять пульсирующий ритм работающих агрегатов, своевременно пред­ отвращать возможные неисправности. Многому научились и молодые «оряки. Они, как и старослужащие, несли ходовые вахты, самостоятельно познавали особен­ ности работы разнообразной техники. Сейчас они мало чем отличаются от бы­ валых моряков. Со всеми заданиями командования экипаж корабля справился успешно. Зимой потребовалось произвести-необхо­ димый ремонт механизмам. Перед командиром отделения моторис­ тов старшиной 1 статьи Сидоровским по­ ставлена задача: организовать разборку и ремонт механизмов так, чтобы ремонт межно было использовать с наибольшей пользой для планомерной боевой учебы личного состава. По опыту прошлых лет старшина знал, что главное условие успешной учебы заключается в умелом планировании занятий, в строгом расче­ те времени, которое потребуется на изуче­ ние той или пной темы. Видел старшина также и то, что при планировании т.»м, необходимо обязательно исходить из факта последовательности разборки механизмов. Без таких наглядных пособий, как разо­ бранные детали механизмов, любое даже '.амое продуманное занятие не даст долж­ ного результата. Большую помощь Спдоровскому оказало совещание командиров отделений мото­ ристов и электриков. Офицер Сочинев подробно рассказал старшинам о задачах, которые должен решить личный состав пятой боевой 1 части, о методике занятий, правильном планировании учебы. Первым делом Сидоровский завел жур­ нал занятий по специальности. Здесь он стал записывать запланированные темы занятий и вести конспекты — краткое огтеапие Изучаемой темы. Вот как, па- иример, у него были спланированы и за­ конспектированы занятия в процессе раз­ борки главного двигателя по теме: «Уст­ ройство и назначение рамовых подшипни­ ков главного двигателя». В разделах плана он указал о цели запятпй и .времени, ыпо- рое потребуется для рассказа, показа и оп- Что мкшает экономии топлива Борьба за экономию топлива имеет ог­ ромное значение. Попятно каждому, как важен каждый ;ллограмм сэкономленных горюче-см'азичпых материалов. Эконом­ ный расход топлива поможет решить ряд дополнительных задач боевой подготовки, укрепить боеспособность корабля, усилить мощь нашего флота. Поэтому ни одно ра­ ционализаторское предложение, направ­ ленное хотя бы к малейшей экономии го­ рюче-смазочных материалов, не должно задерживаться. Его надо немедленно пре­ творять в жизнь. ♦ Хочется назвать ряд причин, которые мешают нам сберегать горюче-смазочные материалы. Уходя в море, подзодпые лодки берут топливо в балластные систерны. Практи­ чески точно установлено, что из балласт­ ной систерны все топливо, в нее погру­ женное, не взять. Образуется определен­ ный мертвый запас. Израсходовав весь соляр, систерпа продувается, и определен­ ное количество топлива уходит за борт. Это не естественная утечка топлива, а пера- цпопальное использование всех возможно­ стей. Но с этим явлением пока Сорьбы никакой ие ведется. Разберем еще «:дпп нрттмер непроизво­ дительной траты топлива. Топ.тиео, попа- дающео в расширительную спстерну, пе может быть использовано, так как при обжатии корпуса от неплотностей ма­ гистралей оно может быть откачано только за борт. На нашей лодке от этого нодостатка немало горючего тратится непроизводительно. Рациональнее сделать специальную магистраль и осушить эту систерну обратно в напорный бачок. Тог­ да можно будет использовать все горючее, попавшее в расширительную оистерну, тем более, что на кораблях позднейшей постройки такая магистраль уже есть. Однако технический орган отказывается дать санкппю на такие работы и помочь личному составу правильно решить во­ прос экономии топлива. Норма расхода масла исчисляется в процентном отношении от расхода сож­ женного топлива. Следовательпо, если есть перерасход топлива, будет и пере­ расход масла. Вот, иапример, когда ко­ рабль выходит пз ремонта или произво­ дится смена смазочных материалов, масло заливается в циркуляционные систерны в большом количестве. По истечении опре­ деленного срока обнаруживается его пе­ рерасход. Правда, на t3ikom корабле в следующий отчетный петшоа булет. экономия масла. роса. Дальше указывалось о месте занятии. Они проводились в машинном отделении у разобранных механизмов. Рассказ с показом устройства рамовых подшипников дополнялся кратким перечнем сведений о сплавах, применяемых для изготовления отдельных частей, описанием устройства с допусками и зазорами между деталями. Не ограничиваясь тем, что было в опи­ сании главного двигателя, Сидоровский использовал дополнительные материалы, свои записи, накопленные за долгую службу, вырезки из журналов. Так же старательно и умело были спланиро­ ваны и другие темы. Часто во время занятий у матросов возникают неясные вопросы, иногда охва­ тывающие целую тему занятий. В та­ ких случаях Сидоровский идет навстречу запросам мотористов. Матросы Николаев и Никитин заявили старшине, что они не знают, как правильно установить шатун в головном соединении. Матросу Борисо­ ву было неясно, до каких пределов допус­ кается бочкообразный пзнос цилиндровой втулки н в каких случаях разрешается ее расточка. Через несколько дней, когда двигатель был разобран и вскрыли цилиндры, Сидо­ ровский запланировал изучение устройст­ ва и работу цилиндров. На виду у матросов он снял все размеры цилиндров и клапа­ нов, показал и об’яснил, как устанавли­ вать шатун в головном соединении. Ма­ тросы получили ясные и точные об'яспе- ния на возникшие у них вопросы. Хорошо организованная .учеба сказы­ вается и на качестве производимого ре- манта. День ото дня обогащая свои зна­ ния, мотористы быстро и хорошо работа­ ют, проявляют инициативу п новаторство в разборке и сборке механизмов. Для определения износа цилиндра тре­ бовался штпхмас. Его отсутствие тормо­ зило работу'. Тогда комсомолец матрос Ни­ колаев по собственной инициативе изго­ товил оригинальный прибор, который за­ менил отсутствовавший штихмас. В другом случае старший матрос Кротов определил зазоры подшипников и подсчи­ тал, какими они должны быть. Ремонт механизмов и боевая учеба на корабле умело сочетаются. Мотористы промывают и осматривают детали, а изно­ шенные заменяют запасными, тут же с помощью описаний, схем •и чертежей изучают технику. Младший лейтенант К. ЯЦУК. Но дело в том, что личный состав корабля не знает, в какой период он действительно сэкономил масло и насколько эффективно работали матросы и старшины, борясь за экономию. Смазочному маслу положен определен­ ный срок работы в часах. Личному соста­ ву, обслуживающему установки, как сред­ ство экономии, надо поставить задачу уве­ личения срока работы масла, если оно обла­ дает параметрами, которые позволяют ра­ ботать на нем установке. Вот такая эко­ номия, как увеличение числа часов работы масла при его хорошем состоянии, еще очень ограниченно используется лич­ ным составом кораблей. Количество горюче-смазочных материа­ лов, идущее на зарядку аккумуляторных батарей, на работу вспомогательных ме­ ханизмов, при надводном ходе должно стро­ го учитываться. Точпый учет и контроль за правильностью ведения его при наи­ более выгодных режимах работы механиз­ мов позволит рационально расходовать топливо и масло. Полезно поделиться введенными прак­ тическими мероприятиями, которые позво­ ляют бережно относиться к горюче-сма­ зочным материалам и добиваться эконо­ мии. Во время ремонтных работ .необходимо тщательно следить за слстсонами, обос- О недостатках в марксистско- ленинской учебе офицзров Партийная организация, где секретарем был лейтенант Левашин, поставила на заседании бюро вопрос: «Организация са­ мостоятельной марксистско-ленинской учебы офицеров». Постановка вопроса своевременная. Решение было принято правильное. Но между правильным выводом и дей­ ствительной помощью офицерам получился разрыв. Практической помощи офицеры- коммунпсты, а также беспартийные не получали. Не получали потому, что лей­ тенант Левашин безразлично отнесся к учебе офицеров. Всю помощь оп свел к тому, что изредка, когда ему требовались данные о самостоятельной работе офице­ ров, забегал к ним и по заранее состав­ ленному вопроснику «учинял допрос с пристрастием». Такая «помощь» дала своп «результаты»: офицеры Балушов, Мака­ ров, оба коммунисты, бросили учебуч а лейтенант Черный, комсомолец, пе смог ответить на элементарные вопросы по истории нашей партии. В подразделениях, где офицеры Доро­ феев п Чураков, парторганизации стоят г. стороне от марксистско-ленинского* обра­ зования офицеров. Пмеются факты равнодушного отноше­ ния к идейно-теоретическому росту офи­ церов и со стороны отдельных команди­ ров. Офицеры Гаринов, Покровский за истекший год ни разу пе поинтересова­ лись самостоятельной работой своих под­ чиненных, не далп им практического со­ вета. Нет нужды говорить о том', что равно­ душие пагубно для всякого живо,го дела; нет надобности говорить, что невмеша­ тельство начальников в учебу своих под­ чиненных приводит к тому, что люди перестают учиться. Не случайно, офицеры Губайдулин, Артемов, Турицын перестали посещать семинарские занятия. Нельзя не сказать о лекционной рабо­ те. Лекции служат серьезпым подспорь­ ем в политическом самообразовании офи­ церов. Но и лекционная пропаганда здесь страдает существенными недостат­ ками. Надо помнить, что только прп правиль­ но организованной самостоятельной рабо­ те офицеров, при действенной помоши им со стороны парторганизаций, при систе­ матическом контроле старших командиров в сочетании с хорошо организованной лек­ ционной пропагандой марксистско-ленин­ ская учеба офицеров поднимется на новый уровень, соответствующий требованиям ЦК ВКП(б). Лейтенант В. ПОПОВ. печив непопадание в них воды, следить за качеством ремонта систери, тщательно опрессовывать их. Тогда не будет утечек топлива и масла, а, следовательно, дорого­ стоящие материалы не будут тратиться непроизводительно. Неплотности соляро­ вых магистралей на двигателе, малейшие трещины в рабочих клапанах двигателей приведут к попаданию соляра в масло. В этом случае вязкость масла упадет рань­ ше времени и его придется менять. Попа­ дание воды также приведет к порче масла. Отсутствие шплинтовки на фланцевых соединениях приведет к ослаблению их, а затем к утечке. Особенное значение это имеет для магистралей в труднодоступных местах. Своевременное и немедлеиноо устране- пне малейших неплотностей в магистра­ лях должно быть законом для каждого мо­ ториста. Принять активное участие в борьба за экономию топлива и масла — задача всего экипажа корабля. ПартпГ.ные и комсомольские организации должны раз'ясиить важность этой государственной задачи всему личному составу кораблей. Обмен опытом между различными соеди­ нениями должен проводиться регулярно. Это даст положительные результаты. Старший лейтенант В. ПАНОВ. В Ы С О К А Я Н А Г Р А Д А Комсомолец Парамонов занесен в Книгу почета ЦК ВЛКСМ и награжден Почетной грамотой Советская молодежь в нашей стране имеет все возможности для учебы, для творческого труда и дерзаний. Ей открыта широкая дорога в любую отрасль науки и знаний. Сын крестьянина-середняка Федор Парамонов мечтал стать летчиком. Родина дала ему крылья, н он поднялся в небо. Великая Отечественная война застала Парамонова в рядах летчиков гражданско­ го воздушного флота. Летая *па транспорт­ ных машинах, являя собой пример само­ отверженного труда, он стремился на фронт. Его звала, манила военная авиация. Ему хотелось летать на боевых самолетах, быть в первых рядах защитников Отечества. Он просит коман­ дование перевести его в действующие ча­ сти. И это желание его удовлетворяют. Парамонов зачисляется курсантом военно- морского училища имени Сталина. Начались напряженные дни учебы. Мо­ лодой воин, не жалея сил, трудится над изучепием техники, теории полетов. Оп прислушивается к каждому замечанию старших, опытных летчиков, вбирает в себя все нужное и лучшее, тренируется в полетах. Пока еше в зоне он отрабатыва­ ет, шлифует искусство бить противника наверняка. Труд, напряженно никогда не пропадают даром. Они всегда скажутся на практической деятельности. Парамонов стал одним пз лучших в училище. Его ставят в пример другим. Похвала не вскружила ему голову. Он с еще большей напористостью овладевает специальностью военного летчика, готовится стать в ряды грозной для врагов семьи сталин­ ских соколов. Учеба в училише закончена. Парамонов едет в Заполярье. Он везет с собой атте­ стацию. В ней написано, что летчик Па­ рамонов успешно выдержал экзамен. Его характеризуют, как человека дисципли­ нированного, настойчивого, инициатив­ ного. Федору Парамонову не пришлось много участвовать в боях. Враг под натиском наших победоносных Вооруженных Сил отступал в свое звериное логово. Парамо­ нов несколько раз вылетал на коммуника­ ции врага. Боевые задания он всегда вы­ полнял образцово. Наступили дни мирной учебы. Федор Парамонов неустанно совершенствует свое воинское мастерство. Он, как всегда, стре- ' ится к новым знаниям, изучает все тон­ кости своей специальности. На зачетной сессии он получает только хорошие и от­ личные оценки. Но Федор Парамонов не просто летчик. Оп — офпцер, комсомолец и постоян­ но стремится сочетать совершенствование специальных знаний с политическим ро­ стом, ведет воспитательную работу среди личного состава. Успешно окончив школу партийного актива, он продолжает заниматься полити­ ческим самообразованием. Как лучшего, достойного товарища, комсомольцы избира­ ют его секретарем комсомольской органи­ зации. Доверие членов ВЛКСМ вызвало у ком­ сомольца Парамонова повый прилив сил и энергии. Он ведет большую организатор­ скую работу, налаживает идейное воспи­ тание членов ВЛКСМ. Под его руко­ водством заметно оживляется внутри­ союзная жпзнь. Это сказывается и на службе комсомольцев. Постепенно у них исчезают дисциплинарные взыскания. На протяжении 6 -тп месяцев никто из комсо­ мольцев не сделал ни отного диециплипао- ного проступка, и за этот же срок они по­ лучили около 300 поощрений. Большинст­ во комсомольцев являет собой при­ мер честного отношения к службе. Комсомольская организация стала подлин­ ным помощником командира в мобилиза­ ции всего личного состава на выполнение задач боевой п политической подготов­ ки. В этом — немалая заслуга вожака молодежи Федора Парамонова. Как примерный офпцер, утгелый вос­ питатель комсомольцев, лейтенант Фе­ дор Парамонов решением ЦК ВЛКСМ за­ несен в Книгу почета ЦК комсомола и награжден грамотой. Зал Дома офицера летчиков заполнен. Здесь присутствуют солдаты, сержанты п офицеры. На сцене за столом представи­ тели молодежи — лучшие комсомольцы части. Иа трибуну поднимается началь­ ник политотдела. Он открывает вечер молодежи, посвященный вручению выпис­ ки из постановления ЦК ВЛКСМ о занесе­ нии комсог/)льца летчика Парамонова в Книгу почета и грамоты ЦК ВЛКСМ. Начальник политотдела говорит: — Сегодня у нас в части большое со­ бытие. Наш лучший комсомолец тов. Па­ рамонов занесен в Книгу почета ЦК ВЛКСМ п награждеп грамотой ЦК ВЛКСМ. Эта высокая награда обязы­ вает неустанно трудиться на благо.Роди­ ны не только тов. Парамонова, но и всех комсомольцев авиачасти. Далее он говорит о задачах Ленинского комсомола, о его славных делах и вы­ ражает уверенность в том, -что, готовясь к своему славному 30-летнему юбилею, комсомольцы части еще самоотверженнее будут трудиться на своих постах, добьют­ ся новых успехов в боевой и политиче­ ской подготовке. Свое выступление он заканчивает воз­ гласом: — Да здравствует лучший друг моло­ дежи, наш отец и учитель великий Сталин! Эти слова покрываются громом апло­ дисментов. Затем капитан 3 ранга тов. Руднев за­ читывает постановление ПК ВЛКСМ о за­ несении в Книгу почета ЦК ВЛКСМ и на­ граждении грамотой тов. Парамонова п под дружные аплодисменты вручает ему эти документы. Выступает тов. Парамонов. ---Товарищи! — обращается он к при­ сутствующим. — Сегодня мне вручепа почетная п высокая награда ЦК ВЛКСМ. Эта награда дана не только за мои труды, но и за работу многих наших комсомоль­ цев. Мы вместе вели борьбу за авангард­ ную роль в боевой и политической подго­ товке, в у-крепленпи воинской дисципли­ ны и вместе добились значительных успе­ хов. Почти все наши комсомольцы — от­ личники боевой и политической подго­ товки, в течение 6 -ти месяцев не имели ни одного дисциплинарного взыскания, а, наоборот, получили около 300 благодарно* стей от командования части, соединения. В работе с личным составом большую по­ мощь оказывали мне тов. Массарский, ко­ торый награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ, тт. Леонов, Пятаев, награж­ денные Почетными грамотами Мурманского обкома комсомола. Мне еще раз хочется подчеркнуть, что награда, полученная мною, это результат большего коллектив­ ного труда. Я заверяю всех комсомольцев, моло­ дежь, командование, что с честью оправ­ даю доверпе Центрального Комитета ВЛКСМ, выполню свой долг перед Ленин- ско-Сталинскпм комсомолом, перед ком­ мунистической партией, перед пашей любимой Родиной! Дружные рукоплескания слышатся в ответ. Молодые воины единодушно вы­ ражают свое стремление неустанно рабо­ тать, совершенствовать свое мастер­ ство, с достоинством охранять мирный труд советского парада. Па трибуну поднимается член комсо­ мольской организации, в которой работает тов. Парамонов, гвардии сержант Исаев. — Здееь уже говорили, что награда ЦК ВЛКСМ обязывает самоотверженно трудиться на благо Родины не только тов. Парамонова, но всех комсомольцев. Тов. Парамонов дал слово, что оправдает ока­ занное ему доверие. Общее мнение всех комсомольцев нашей организации та­ ково, что мы, в свою очередь, приложим все силы и будем отлично учиться и ра­ ботать, добьемся того, что многие из нас к славной 30-й годовщине Ленинского ком­ сомола будут удостоены такой же великой чести быть занесенными в Книгу по­ чета ЦК ВЛКСМ. — За новые успехи в учебе, товари­ щи! — обращается он с призывом * к собравшимся воинам. По окончании официальной части была показана пьеса Островского «Лес» в постановке коллектива художественной самодеятельности. Молодежь, комсомольцы вернулись ь подразделения бодрые, с огромным жела­ нием еще лучше трудиться па своих по­ стах. Майор Д. ФЕДОРИН. Нет хозяйского глаза Когда достраивалась паша гостиница, многие летчики п штурманы питали на­ дежду уютно и культурно устроить свой быт. Настало время, достроили гостиницу7, в се светлые комнаты пришли первые жильцы. Впачале (все как будто было хо­ рошо. Но стоило ударить первым морозам, как нас постигли невзгоды. Гостишгца отапливалась редко. Вода в графине и умывалышке часто замерзала. Мы обращались но этому вопросу к тов. Оборину. Но он лишь обещал устранить недостатки. На самом деле положение не изменилось п до сих цор. Однажды в нашей комнате было настоль­ ко холодно, что многие не могли остаться в гостпиипе па ночь и решили уйти я, общежитие к младшим авиаспециалистам. Этот факт был известен тов. Оборину’, но дрог, для отопления гостиницы он так и не выделил. Сейчас в гостинице стены потрескались, печи требуют ремонта. Когда их топят, то в кубрике дымно. Почему же тов. Оборин безразлично от­ носится к быту офицеров? - Гвардии лейтенант . В. БОНДАР1НКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz