На страже Заполярья. 1948 год. Март.
*■ 20 марта 1943 г., Ni 66 (3062). КА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Старшина передает опыт Старшина 1 статьи Ларпн уже два года командует орудийным расчетом. Он пони мает, что быть командиром отделения — значит не только безупречно знать свое дело, уставы, но и иметь волевой харак тер, способность работать с людьми. Эти ми необходимыми качествами Ларин обла дает. Потому он и обучает матросов ус пешно. — В нашем отделении не должно быть от стающих в учебе, нерадиво относящихся к службе, — напоминает Ларпн своим ifi- тросам. И они, привыкшие выполнять волю своего командира, следуют его требссани- ям. Об явлен сигнал: начать тренировки на боевом посту. Номерные снимают^ чехол, готовят орудие, проверяют механизм: ору дие к бою готово. Старшина 1 статьи Ла рин дает вводные. Если кто-либо не успе вает, тут же Ларин приходит на выручку. — Будем учиться действовать так, — учит он, — чтобы пи один снаряд не ми новал цели. Здесь же он сам показывает то пли иное действие, затем снова дает такую же вводную, требуя от матросов доводить свои действия до автоматизма. — На войне все делается быстро. В любую минуту надо быть готовым открыть огонь, меткий и расчетливый. А это по прпдет само собой. Нужно учиться упорно и настойчиво, — поясняет старши на. Когда старшина Ларпн пришел в отделе ние, некоторые матросы плохо знали свои заведывания. Старшина стал их учить, усложнять тренировки, раз’ясняя лич ному составу требования, пред’являе- ыые к советским воинам. Много учатся зенитчики, перенимая опыт и знания своего командира. С каждым днем повышают они свое боешое мастерство. На пример, матрос Мерочкпп был когда-то подносчиком снарядов. Ларин увидел в нем способного и трудолюбивого воина. Он ре шил обучить его заряжающим. Прежде чем ходатайствовать пгред командиром, стар шина провел несколько занятий: с Мероч- кпным, помог изучить ему устройство за- ведывания, провел с ним тренировки сна чала на станке заряжания, а затем уже у самого орудия. Надежды старшины оп равдались. Матрос Мерочкпн стал заряжа ющим. В настоящее время он хорошо справляется с возложенпымп обязанностя ми, добился высокого темпа в работе. Высокие достижения имеет наводчик старший матрос Фомченко. Он изучил ме ханизмы и умело владеет пми. Фомченко быстро воспринимает богатый опыт своего старшины. Он раэвпл в себе такие необхо димые качества, как глазомер, сноровку, добился автоматизма в работе. Благодаря этому он стал хорошим наводчиком, гра мотным артиллеристом. Командир расчета Ларпн на занятия? пред’являет высокие требования к моря кам, словом и делом помогает им в совер шенствовании теоретических знаний и навыков. Настойчивая требовательность, сочетаемая с повседневным воспитанием, благотворно сказалась на боевой подготовке матросов-артиллерпстов. Его отделение по леем днециплииам имеет высокие показа тели. Оно является передовым во второй боевой: части. Подчиненные Ларина не только учатся хорошо, но и являются дисциплинирован ными воинами. Вот уже год, как никто из матросов не имеет ни одного проступка. Сейчас расчет Ларина усиленно готовит ся к предстоящим стрельбам, настойчиво тренируются орудийные номера. На заня тиях изучаются праишла стрельбы, устра нение задержек, заедання, а приобретен ные теоретические зиания закрепляются практикой у орудия. Лейтенант А. РЫБАКОВ. В походе. Фото М. Бугакова. УЧЕБА В ПРОЦЕССЕ РЕМОНТА Во время летне-осенних походов мото ристы-дизелисты корабля Н. приобрели большую практику по эксплоатации тех ники, уходу и сбережению механизмов. Ходовые вахты часто в условиях штормо вой погоды, когда механизмы несут пре дельную нагрузку, научили матрособ по слуху определять пульсирующий ритм работающих агрегатов, своевременно пред отвращать возможные неисправности. Многому научились и молодые «оряки. Они, как и старослужащие, несли ходовые вахты, самостоятельно познавали особен ности работы разнообразной техники. Сейчас они мало чем отличаются от бы валых моряков. Со всеми заданиями командования экипаж корабля справился успешно. Зимой потребовалось произвести-необхо димый ремонт механизмам. Перед командиром отделения моторис тов старшиной 1 статьи Сидоровским по ставлена задача: организовать разборку и ремонт механизмов так, чтобы ремонт межно было использовать с наибольшей пользой для планомерной боевой учебы личного состава. По опыту прошлых лет старшина знал, что главное условие успешной учебы заключается в умелом планировании занятий, в строгом расче те времени, которое потребуется на изуче ние той или пной темы. Видел старшина также и то, что при планировании т.»м, необходимо обязательно исходить из факта последовательности разборки механизмов. Без таких наглядных пособий, как разо бранные детали механизмов, любое даже '.амое продуманное занятие не даст долж ного результата. Большую помощь Спдоровскому оказало совещание командиров отделений мото ристов и электриков. Офицер Сочинев подробно рассказал старшинам о задачах, которые должен решить личный состав пятой боевой 1 части, о методике занятий, правильном планировании учебы. Первым делом Сидоровский завел жур нал занятий по специальности. Здесь он стал записывать запланированные темы занятий и вести конспекты — краткое огтеапие Изучаемой темы. Вот как, па- иример, у него были спланированы и за конспектированы занятия в процессе раз борки главного двигателя по теме: «Уст ройство и назначение рамовых подшипни ков главного двигателя». В разделах плана он указал о цели запятпй и .времени, ыпо- рое потребуется для рассказа, показа и оп- Что мкшает экономии топлива Борьба за экономию топлива имеет ог ромное значение. Попятно каждому, как важен каждый ;ллограмм сэкономленных горюче-см'азичпых материалов. Эконом ный расход топлива поможет решить ряд дополнительных задач боевой подготовки, укрепить боеспособность корабля, усилить мощь нашего флота. Поэтому ни одно ра ционализаторское предложение, направ ленное хотя бы к малейшей экономии го рюче-смазочных материалов, не должно задерживаться. Его надо немедленно пре творять в жизнь. ♦ Хочется назвать ряд причин, которые мешают нам сберегать горюче-смазочные материалы. Уходя в море, подзодпые лодки берут топливо в балластные систерны. Практи чески точно установлено, что из балласт ной систерны все топливо, в нее погру женное, не взять. Образуется определен ный мертвый запас. Израсходовав весь соляр, систерпа продувается, и определен ное количество топлива уходит за борт. Это не естественная утечка топлива, а пера- цпопальное использование всех возможно стей. Но с этим явлением пока Сорьбы никакой ие ведется. Разберем еще «:дпп нрттмер непроизво дительной траты топлива. Топ.тиео, попа- дающео в расширительную спстерну, пе может быть использовано, так как при обжатии корпуса от неплотностей ма гистралей оно может быть откачано только за борт. На нашей лодке от этого нодостатка немало горючего тратится непроизводительно. Рациональнее сделать специальную магистраль и осушить эту систерну обратно в напорный бачок. Тог да можно будет использовать все горючее, попавшее в расширительную оистерну, тем более, что на кораблях позднейшей постройки такая магистраль уже есть. Однако технический орган отказывается дать санкппю на такие работы и помочь личному составу правильно решить во прос экономии топлива. Норма расхода масла исчисляется в процентном отношении от расхода сож женного топлива. Следовательпо, если есть перерасход топлива, будет и пере расход масла. Вот, иапример, когда ко рабль выходит пз ремонта или произво дится смена смазочных материалов, масло заливается в циркуляционные систерны в большом количестве. По истечении опре деленного срока обнаруживается его пе рерасход. Правда, на t3ikom корабле в следующий отчетный петшоа булет. экономия масла. роса. Дальше указывалось о месте занятии. Они проводились в машинном отделении у разобранных механизмов. Рассказ с показом устройства рамовых подшипников дополнялся кратким перечнем сведений о сплавах, применяемых для изготовления отдельных частей, описанием устройства с допусками и зазорами между деталями. Не ограничиваясь тем, что было в опи сании главного двигателя, Сидоровский использовал дополнительные материалы, свои записи, накопленные за долгую службу, вырезки из журналов. Так же старательно и умело были спланиро ваны и другие темы. Часто во время занятий у матросов возникают неясные вопросы, иногда охва тывающие целую тему занятий. В та ких случаях Сидоровский идет навстречу запросам мотористов. Матросы Николаев и Никитин заявили старшине, что они не знают, как правильно установить шатун в головном соединении. Матросу Борисо ву было неясно, до каких пределов допус кается бочкообразный пзнос цилиндровой втулки н в каких случаях разрешается ее расточка. Через несколько дней, когда двигатель был разобран и вскрыли цилиндры, Сидо ровский запланировал изучение устройст ва и работу цилиндров. На виду у матросов он снял все размеры цилиндров и клапа нов, показал и об’яснил, как устанавли вать шатун в головном соединении. Ма тросы получили ясные и точные об'яспе- ния на возникшие у них вопросы. Хорошо организованная .учеба сказы вается и на качестве производимого ре- манта. День ото дня обогащая свои зна ния, мотористы быстро и хорошо работа ют, проявляют инициативу п новаторство в разборке и сборке механизмов. Для определения износа цилиндра тре бовался штпхмас. Его отсутствие тормо зило работу'. Тогда комсомолец матрос Ни колаев по собственной инициативе изго товил оригинальный прибор, который за менил отсутствовавший штихмас. В другом случае старший матрос Кротов определил зазоры подшипников и подсчи тал, какими они должны быть. Ремонт механизмов и боевая учеба на корабле умело сочетаются. Мотористы промывают и осматривают детали, а изно шенные заменяют запасными, тут же с помощью описаний, схем •и чертежей изучают технику. Младший лейтенант К. ЯЦУК. Но дело в том, что личный состав корабля не знает, в какой период он действительно сэкономил масло и насколько эффективно работали матросы и старшины, борясь за экономию. Смазочному маслу положен определен ный срок работы в часах. Личному соста ву, обслуживающему установки, как сред ство экономии, надо поставить задачу уве личения срока работы масла, если оно обла дает параметрами, которые позволяют ра ботать на нем установке. Вот такая эко номия, как увеличение числа часов работы масла при его хорошем состоянии, еще очень ограниченно используется лич ным составом кораблей. Количество горюче-смазочных материа лов, идущее на зарядку аккумуляторных батарей, на работу вспомогательных ме ханизмов, при надводном ходе должно стро го учитываться. Точпый учет и контроль за правильностью ведения его при наи более выгодных режимах работы механиз мов позволит рационально расходовать топливо и масло. Полезно поделиться введенными прак тическими мероприятиями, которые позво ляют бережно относиться к горюче-сма зочным материалам и добиваться эконо мии. Во время ремонтных работ .необходимо тщательно следить за слстсонами, обос- О недостатках в марксистско- ленинской учебе офицзров Партийная организация, где секретарем был лейтенант Левашин, поставила на заседании бюро вопрос: «Организация са мостоятельной марксистско-ленинской учебы офицеров». Постановка вопроса своевременная. Решение было принято правильное. Но между правильным выводом и дей ствительной помощью офицерам получился разрыв. Практической помощи офицеры- коммунпсты, а также беспартийные не получали. Не получали потому, что лей тенант Левашин безразлично отнесся к учебе офицеров. Всю помощь оп свел к тому, что изредка, когда ему требовались данные о самостоятельной работе офице ров, забегал к ним и по заранее состав ленному вопроснику «учинял допрос с пристрастием». Такая «помощь» дала своп «результаты»: офицеры Балушов, Мака ров, оба коммунисты, бросили учебуч а лейтенант Черный, комсомолец, пе смог ответить на элементарные вопросы по истории нашей партии. В подразделениях, где офицеры Доро феев п Чураков, парторганизации стоят г. стороне от марксистско-ленинского* обра зования офицеров. Пмеются факты равнодушного отноше ния к идейно-теоретическому росту офи церов и со стороны отдельных команди ров. Офицеры Гаринов, Покровский за истекший год ни разу пе поинтересова лись самостоятельной работой своих под чиненных, не далп им практического со вета. Нет нужды говорить о том', что равно душие пагубно для всякого живо,го дела; нет надобности говорить, что невмеша тельство начальников в учебу своих под чиненных приводит к тому, что люди перестают учиться. Не случайно, офицеры Губайдулин, Артемов, Турицын перестали посещать семинарские занятия. Нельзя не сказать о лекционной рабо те. Лекции служат серьезпым подспорь ем в политическом самообразовании офи церов. Но и лекционная пропаганда здесь страдает существенными недостат ками. Надо помнить, что только прп правиль но организованной самостоятельной рабо те офицеров, при действенной помоши им со стороны парторганизаций, при систе матическом контроле старших командиров в сочетании с хорошо организованной лек ционной пропагандой марксистско-ленин ская учеба офицеров поднимется на новый уровень, соответствующий требованиям ЦК ВКП(б). Лейтенант В. ПОПОВ. печив непопадание в них воды, следить за качеством ремонта систери, тщательно опрессовывать их. Тогда не будет утечек топлива и масла, а, следовательно, дорого стоящие материалы не будут тратиться непроизводительно. Неплотности соляро вых магистралей на двигателе, малейшие трещины в рабочих клапанах двигателей приведут к попаданию соляра в масло. В этом случае вязкость масла упадет рань ше времени и его придется менять. Попа дание воды также приведет к порче масла. Отсутствие шплинтовки на фланцевых соединениях приведет к ослаблению их, а затем к утечке. Особенное значение это имеет для магистралей в труднодоступных местах. Своевременное и немедлеиноо устране- пне малейших неплотностей в магистра лях должно быть законом для каждого мо ториста. Принять активное участие в борьба за экономию топлива и масла — задача всего экипажа корабля. ПартпГ.ные и комсомольские организации должны раз'ясиить важность этой государственной задачи всему личному составу кораблей. Обмен опытом между различными соеди нениями должен проводиться регулярно. Это даст положительные результаты. Старший лейтенант В. ПАНОВ. В Ы С О К А Я Н А Г Р А Д А Комсомолец Парамонов занесен в Книгу почета ЦК ВЛКСМ и награжден Почетной грамотой Советская молодежь в нашей стране имеет все возможности для учебы, для творческого труда и дерзаний. Ей открыта широкая дорога в любую отрасль науки и знаний. Сын крестьянина-середняка Федор Парамонов мечтал стать летчиком. Родина дала ему крылья, н он поднялся в небо. Великая Отечественная война застала Парамонова в рядах летчиков гражданско го воздушного флота. Летая *па транспорт ных машинах, являя собой пример само отверженного труда, он стремился на фронт. Его звала, манила военная авиация. Ему хотелось летать на боевых самолетах, быть в первых рядах защитников Отечества. Он просит коман дование перевести его в действующие ча сти. И это желание его удовлетворяют. Парамонов зачисляется курсантом военно- морского училища имени Сталина. Начались напряженные дни учебы. Мо лодой воин, не жалея сил, трудится над изучепием техники, теории полетов. Оп прислушивается к каждому замечанию старших, опытных летчиков, вбирает в себя все нужное и лучшее, тренируется в полетах. Пока еше в зоне он отрабатыва ет, шлифует искусство бить противника наверняка. Труд, напряженно никогда не пропадают даром. Они всегда скажутся на практической деятельности. Парамонов стал одним пз лучших в училище. Его ставят в пример другим. Похвала не вскружила ему голову. Он с еще большей напористостью овладевает специальностью военного летчика, готовится стать в ряды грозной для врагов семьи сталин ских соколов. Учеба в училише закончена. Парамонов едет в Заполярье. Он везет с собой атте стацию. В ней написано, что летчик Па рамонов успешно выдержал экзамен. Его характеризуют, как человека дисципли нированного, настойчивого, инициатив ного. Федору Парамонову не пришлось много участвовать в боях. Враг под натиском наших победоносных Вооруженных Сил отступал в свое звериное логово. Парамо нов несколько раз вылетал на коммуника ции врага. Боевые задания он всегда вы полнял образцово. Наступили дни мирной учебы. Федор Парамонов неустанно совершенствует свое воинское мастерство. Он, как всегда, стре- ' ится к новым знаниям, изучает все тон кости своей специальности. На зачетной сессии он получает только хорошие и от личные оценки. Но Федор Парамонов не просто летчик. Оп — офпцер, комсомолец и постоян но стремится сочетать совершенствование специальных знаний с политическим ро стом, ведет воспитательную работу среди личного состава. Успешно окончив школу партийного актива, он продолжает заниматься полити ческим самообразованием. Как лучшего, достойного товарища, комсомольцы избира ют его секретарем комсомольской органи зации. Доверие членов ВЛКСМ вызвало у ком сомольца Парамонова повый прилив сил и энергии. Он ведет большую организатор скую работу, налаживает идейное воспи тание членов ВЛКСМ. Под его руко водством заметно оживляется внутри союзная жпзнь. Это сказывается и на службе комсомольцев. Постепенно у них исчезают дисциплинарные взыскания. На протяжении 6 -тп месяцев никто из комсо мольцев не сделал ни отного диециплипао- ного проступка, и за этот же срок они по лучили около 300 поощрений. Большинст во комсомольцев являет собой при мер честного отношения к службе. Комсомольская организация стала подлин ным помощником командира в мобилиза ции всего личного состава на выполнение задач боевой п политической подготов ки. В этом — немалая заслуга вожака молодежи Федора Парамонова. Как примерный офпцер, утгелый вос питатель комсомольцев, лейтенант Фе дор Парамонов решением ЦК ВЛКСМ за несен в Книгу почета ЦК комсомола и награжден грамотой. Зал Дома офицера летчиков заполнен. Здесь присутствуют солдаты, сержанты п офицеры. На сцене за столом представи тели молодежи — лучшие комсомольцы части. Иа трибуну поднимается началь ник политотдела. Он открывает вечер молодежи, посвященный вручению выпис ки из постановления ЦК ВЛКСМ о занесе нии комсог/)льца летчика Парамонова в Книгу почета и грамоты ЦК ВЛКСМ. Начальник политотдела говорит: — Сегодня у нас в части большое со бытие. Наш лучший комсомолец тов. Па рамонов занесен в Книгу почета ЦК ВЛКСМ п награждеп грамотой ЦК ВЛКСМ. Эта высокая награда обязы вает неустанно трудиться на благо.Роди ны не только тов. Парамонова, но и всех комсомольцев авиачасти. Далее он говорит о задачах Ленинского комсомола, о его славных делах и вы ражает уверенность в том, -что, готовясь к своему славному 30-летнему юбилею, комсомольцы части еще самоотверженнее будут трудиться на своих постах, добьют ся новых успехов в боевой и политиче ской подготовке. Свое выступление он заканчивает воз гласом: — Да здравствует лучший друг моло дежи, наш отец и учитель великий Сталин! Эти слова покрываются громом апло дисментов. Затем капитан 3 ранга тов. Руднев за читывает постановление ПК ВЛКСМ о за несении в Книгу почета ЦК ВЛКСМ и на граждении грамотой тов. Парамонова п под дружные аплодисменты вручает ему эти документы. Выступает тов. Парамонов. ---Товарищи! — обращается он к при сутствующим. — Сегодня мне вручепа почетная п высокая награда ЦК ВЛКСМ. Эта награда дана не только за мои труды, но и за работу многих наших комсомоль цев. Мы вместе вели борьбу за авангард ную роль в боевой и политической подго товке, в у-крепленпи воинской дисципли ны и вместе добились значительных успе хов. Почти все наши комсомольцы — от личники боевой и политической подго товки, в течение 6 -ти месяцев не имели ни одного дисциплинарного взыскания, а, наоборот, получили около 300 благодарно* стей от командования части, соединения. В работе с личным составом большую по мощь оказывали мне тов. Массарский, ко торый награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ, тт. Леонов, Пятаев, награж денные Почетными грамотами Мурманского обкома комсомола. Мне еще раз хочется подчеркнуть, что награда, полученная мною, это результат большего коллектив ного труда. Я заверяю всех комсомольцев, моло дежь, командование, что с честью оправ даю доверпе Центрального Комитета ВЛКСМ, выполню свой долг перед Ленин- ско-Сталинскпм комсомолом, перед ком мунистической партией, перед пашей любимой Родиной! Дружные рукоплескания слышатся в ответ. Молодые воины единодушно вы ражают свое стремление неустанно рабо тать, совершенствовать свое мастер ство, с достоинством охранять мирный труд советского парада. Па трибуну поднимается член комсо мольской организации, в которой работает тов. Парамонов, гвардии сержант Исаев. — Здееь уже говорили, что награда ЦК ВЛКСМ обязывает самоотверженно трудиться на благо Родины не только тов. Парамонова, но всех комсомольцев. Тов. Парамонов дал слово, что оправдает ока занное ему доверие. Общее мнение всех комсомольцев нашей организации та ково, что мы, в свою очередь, приложим все силы и будем отлично учиться и ра ботать, добьемся того, что многие из нас к славной 30-й годовщине Ленинского ком сомола будут удостоены такой же великой чести быть занесенными в Книгу по чета ЦК ВЛКСМ. — За новые успехи в учебе, товари щи! — обращается он с призывом * к собравшимся воинам. По окончании официальной части была показана пьеса Островского «Лес» в постановке коллектива художественной самодеятельности. Молодежь, комсомольцы вернулись ь подразделения бодрые, с огромным жела нием еще лучше трудиться па своих по стах. Майор Д. ФЕДОРИН. Нет хозяйского глаза Когда достраивалась паша гостиница, многие летчики п штурманы питали на дежду уютно и культурно устроить свой быт. Настало время, достроили гостиницу7, в се светлые комнаты пришли первые жильцы. Впачале (все как будто было хо рошо. Но стоило ударить первым морозам, как нас постигли невзгоды. Гостишгца отапливалась редко. Вода в графине и умывалышке часто замерзала. Мы обращались но этому вопросу к тов. Оборину. Но он лишь обещал устранить недостатки. На самом деле положение не изменилось п до сих цор. Однажды в нашей комнате было настоль ко холодно, что многие не могли остаться в гостпиипе па ночь и решили уйти я, общежитие к младшим авиаспециалистам. Этот факт был известен тов. Оборину’, но дрог, для отопления гостиницы он так и не выделил. Сейчас в гостинице стены потрескались, печи требуют ремонта. Когда их топят, то в кубрике дымно. Почему же тов. Оборин безразлично от носится к быту офицеров? - Гвардии лейтенант . В. БОНДАР1НКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz