На страже Заполярья. 1948 год. Март.

НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 3 марта .1948 г., '№Sf ^ 3047 ), - г ч т Больше внимания университету марксизма-ленинизма Мар^истско-ленинская подготовка кад­ ров должна занимать одно из первых мест в работе наших партийных - организаций. Партия учит, что нельзя успешно решать задачи идеологического воспитания масс без глубокой теоретической подготовки са­ мих кадров, без овладения ими историей и теорией большевизма. Крупное значение в марксистско-ленин­ ской подготовке кадров имеет система пар­ тийных школ, в которых занимается пар­ тийный и комсомольский актив. Эту же цель преследует и созданный недавне уни­ верситет марксизма-ленинизма. Его зада­ ча — содействовать наиболее подготовлен­ ной части офицерского и старшипекого со­ става в более глубоком изучении марк­ систско-ленинской теории. Создание вечернего университета марк­ сизма-ленинизма было встречено активом с большим- удовлетворением. Большое коли­ чество офпперов, политработников, секре­ тарей партийных и комсомольских органи­ заций были зачислены слушателями уни­ верситета. Перед ними стоит задача исклю­ чительной важности: в течение двух лот они должны изучить курс истории СОСР, истории ВКП(б), диалектический и истори­ ческий материализм, политическую эконо­ мию, внешнюю политику СССР, св^бодпэ разбираться в современных международ­ ных отношениях. Прешло два с половиной месяиа работы университета. Этот короткий срок не дзет оснований говорить о каких-либо итогах учёбы. Но срок этот вполне достаточен для того, чтобы сказать о тех больших недо­ статках, каш е обнаружились в работе ве­ чернего университета марксизма-лениниз­ ма. Не устранив пх, нельзя дальше нор­ мально п плодотворно вести учебу. Что это за недостатки? При комплектовании университета дале­ ко не всегда был серьезный подход к зачи­ слению в число слушателей университета. В результате были зачислены отдельные офицеры и старшины, не имеющие необхо­ димой для учебы в университете теорети­ ческой подготовки. Это привело к чрезмер­ ной пест]юте в составе учебных групп п явилось тормозом успешного прохождения программы. В числе слушателей оказались также и некоторые товарищи, у которых по суще­ ству не было настоящего желания учить­ ся, не было необходимой воли и настойчи­ вости в преодолении трудностей, связан­ ных с учебой по вечерам. Эти товарищи рассчитывали на то, что программу заня­ тий они изучат без большого труда. А ког­ да обнаружилось, что университет пред’­ являет определенные требования, что не­ обходимо работать над собой — они пере­ стали посещать занятия. Мы имеем в виду майора Галка, капитана 3 ранга Кат­ кова, (капитанов Кузминчука и Блинова, капитан-лейтенанта Топор, лейтенантов При проверке мы узнали, что двух не пустил по разным мотивам секретарь партийной организации тов. Алексеев, а третьего — помощник начальника тов. Анисимов. Некоторые руководящие работники, на­ пример, считают, что можно не утруж­ дать собя контролем и заботой о там, •как учатся их люди. Эти товарищи считают учебу в университете личным делом офицера или старшины. Это можно, например, сказать о политработниках тт. Маврине и Горбунове. Многие слушатели университета в результате невнимания со стороны тт. Маврина и Горбуш/ва запятая пе посещают. Вот к чему приводит от­ сутствие контроля партийных 'Орга­ низаций и политорганов за учебой ком­ мунистов — офицеров и старшин. Вот -к чему приводит ошибочный взгляд о том, что учеба является личным делом комму­ ниста. Отсутствие контроля со стороны партий­ ных организаций привело к.тему, что мно­ гие слушатели в течение длительного вре­ мени не присутствовали па занятиях, про­ пустили песколько семинаров и по суще­ ству начинают отрываться от учебы. Пе­ ред 0 тпмп товарищами стоит реальная опаспость, что в конце учебиого года они пе смогут успешно сдать экзамепы. Необходимо, чтобы командиры, политра­ ботники и oc'tfenno секретари партийных ергаппзатшгй контролировали посещаемость своих слушателей, чтобы они интересова­ лись пх успехами в учебе, больше помога­ ли им. Программа университета маркспзма- лепияизма обширная. Успешно изучить ее можно при правпльпо организованной са­ мостоятельной работе над книгой. Только | ежедневная, систематическая подготовка к ' занятиям может обеспечить успех. Тот, кто надеется добиться этого успеха, огра*- пичпваясь только слушапнем лекций, до­ пускает серьезнугю ошибку. Большое значение для усвоения програм­ мы имеют семипарскпе занятия. Практика показала, что семинар представляет собой действенный ксчптоль за учебой. Про­ веденные памп семппары показали, что подавляющая часть слушателей хорошо знает темы, глубоко изучила материал. Тов. Макруппт получил отличную оценку. Хорошо учатся тт. Седнев, Павлов, Шлюпко, Козлов, Храмцов, Дурпопьян, Ов- :яшшков и многие другие товарищи. Вечерний университет марксизма- ленинизма существует педавпо. Многое нужно сделать, чтебы устранить те недо­ статки, которые имеются в его работе. В частности, необходимо добиться, чтобы преподавательский состав был ближе к слушателям, чаще общался с ппми. Необ­ ходимо рззверпуть консультационную ра- A o u u i a u - A b u i t u i u i r i u x i / u u i r , . ( с ш с и ш п о и i у _ П е т р ™ и Ушакова. Отношение этих боту- повыснть ,кг№стао лекцпГ‘ и т ' д‘ Есть ряд серьезных недостатков, устра­ нение кс/горых зависит не от университе­ та. До сих пор мы пе можем снабдить слу- товарищец к учсое показывает, что они не понимают всей полноты ответственности, которую они взяли па себя, поступив в университет. Вопрос о посещаемости занятий имеет огромное значение для нормальной работы университета. Практика показывает, что там, где командиры и политработники ии- тересуются, как учатся пх люди, там посе­ щаемость высокая, там и успехи в учебе слушателей хорошие. К сожалению, далеко пе всегда команди­ ры и политработники частей пптересу-ются тем, как их офицеры или старшины учатся в университете. Больше того, мы часто встречаем факты, когда слушателей ушг- ве{)ситета в дни занятий посылают в на­ ряд, ставят на дежурство, вызывают па различного рода совещания и заседания. Так, однажды все три слушателя одною из подразделений пе явились па занятия. шателеи программами и учеэпым планом, справочным материалом, не можем обеспе­ чить каждого слушателя планами семпнар- екпх занятий, похватает исторических карт, совершеппо пет альбомов и других наглядных подобий. Клуб офицера и базо­ вый клуб, где проходят запятия, не помога­ ют университету. Библиотека клуба офицера ничего не хочет делать для университета, опишчпо считая, что подбор литературы не ее дело. При четкой организации ртботы универ­ ситета, при постояшюм, повседневном кон­ троле и помощи со стороны командиров и политработников за учебой своих слуша­ телей университет успсшно закончит свои первый учебный год. Капитан П. КУРАЛЕСОВ. ' W * ' \ *v vxjg • Щ 1 ш! Отличник боевой и политической подго­ товки старшина команды электриков старшина 2 статьи П. Гузин. Фото М. Бугакова. Помощь товарищу Недавно командир отделения проводил запятая по специальности. Он рассказал матросам об устройстве и эксплоатации турбодинамо, проверил знания подчинен­ ных, ответпл па все вопросы. Старшина видел, что подчиненные хорошо усвоили тему. Но когда закончились запятия, ма­ трос Тарасов сказал товарищам: — Я слабо запомнил, какие бывают аксиальные п радиальные зазоры и для чего они пужны. — Так почему же вы не задали вопроса на занятиях старшине отделения?— спросил его Максимов. — Но хотел задерживать всех матросов, — ответпл Тарасов. Узнав об этом, матросы Максимов и Ма- мопов решили помочь своему товарищу. Вечером, з свободное от занятий время, они собирались па боевом посту. При помощи чертежей об’яспилп тов. Тарасову все, что было непонятно. Па следующий день старшина Марьин проверил знания людей по пройденной те­ ме. Он спросил и Тарасова п остался до­ волен его ответами. Старшина 2 статьи С. ПЕТРОВСКИЙ. Знания рождаются в труде Настойчивость в боевой учебе, добросо­ вестное отношение к делу создали матросу Шилкову авторитет среди товарищей, по­ могли ему добиться хороших успехов в овладении специальностью машиниста- турбщшетз. После того, как матрос Шнлков успеш­ но сдал зачет по своей специальности, оп был поставлен па штатную должность и получил в заведыванпо вспомогательную устаповку. Сложпый механизм требовал постоянного ухода. Шил ков тщательно сле­ дил за заведываписм. Он регулярно чистил его, смазывал трущиеся части, в результа­ те чего в любом походе механизм не имел скисания. Позднее матросу Шилкову было доверепо повое заведывание — тур5одинамо. Оно сложнее первого. Работы увеличилось поч­ ти вдвое. С большим желанием взялся Шилков за изучение турбодпнамо. Особо внимательно и настойчиво познавал оп механизмы, когда ремонтировал их. Умело и уверенно действует матрос Шнлков и па ходовой вахте и когда стар­ шина отделения дает вводную: «Пожар на боевом посту». Он Bciojy отлично знает свои обязанности, недаром в пятой боевой части: говорят: «Шнлков мастер на все руки». Старший матрос И. ПЕРВЫШИН. С отчетно-выборного комсомольского собрания Вопросы воспитания—в центре внимания Отчетою-выборное комсомольское собра­ ние началось ровно в назначенное время. После избрания президиума и принятия повестки дня слово предоставляется секре­ тарю комсомольской организации тов. Шу­ милину. Докладчик правильно подошел к освещению работы бюро за отчетный пе­ риод. Он рассказал о том, как бюро оказы­ вало помощь командиру в решении задач, стоящих перед подразделением, показал, что ксм>! 0 (м 0 лъцы К ии яо в , Миняев, Багу- манов, Пагайцсв я другие служат примером в боевой подготовке, показывают образ­ цы в внладеишг шецвальиостью. На ин­ спекторской проверке политических заня- пий комсомольцы получили высокую оцен­ ку. Отметив положительное в работе, тов. Шумжлш признал, что бюро недостаточно занималось политическим воспитанием комсомольцев и молодежи, слабо укрепляло организованность средп членов ВЛКСМ, пе всегда реагировало на имевшиеся проступ­ ки. Секретарь подробно остановился н на других недостатках: заседания комсомоль­ ского бюро прохашди нерегулярно, не все комсомольцы принимали активное участие в обсуждении вопросов на собраниях, о выполнении решений собраний бюро не всегда информировало членов организации. В прениях комсомольцы подвергли кой и справедливой критике деятельность каждого члена бюро и секретаря, остро го­ ворили о тех комсомольцах, которые допу­ скали нарушения воинской и союзной дис­ циплины. Характерно, что среди высту­ пающих в прениях было много молодых комсомольцев. Первым выступпл член ВЛКСМ тов. Ба- рюкин. — Комсомольское бюро, — сказал он, — мало занималось н д с j -политическим воспитанием комсомольцев. Доклады и бе­ седы проводились редко. Сами члены бюро, за исключением секретаря, перед комсо­ мольцами не выступали. Контроля за уче­ бой комсомольцев пе было. Это произошло оттого, что состав бюро слабо занимался организацией воспитательной работы. Члены комсомольского бюро подчас сами не являлись передовыми. Например, комсо­ молец Бсбешко был выведен из состава бю­ ро, как нарушитель воинской дисциплнпы. Комсомолец Кажанов говорил о том, что бюро своевременно не реагировало на про­ ступки членов ВЛКСМ, подчас проходило мимо фактов нарушения дисциплины. Во­ прос о проступках комсомольцев не выно­ сился па обсуждение организации. Таким образом не воспитывалось чувство ответ­ ственности у всех комсомольцев за состоя­ ние воинской дисциплины в целом. Комсомолец Устянекий заявил: — Комсомольские поручения, как важ­ нейшая форма воспитания, использовались у нас плохо. Задания давались не всем комсомольцам, а в основном одним и тем же товарищам. В результате многие члены ВЛКСМ были в стороне от комсомольской работы. Слабый контроль за выполнением поручений со стороны бюро приводил к тому, т а многие поручения оставались невыполненными. Всего в прениях выступило 18 человек. Комсомольцы избрали новый состав бюро из числа лучших товарищей. Собрание прошло активно. Оно определило задачи комсомольской организации в дальнейшей работе. Старший лейтенант И. ИЛЬЯШЕНКО. ИЗМЕРЕНИЕ МОРСКИХ Г Л УВИВ Необходимость в измерении глубин мо­ ря возпикла вместо с возникновением мо­ реплавания. Известно, что дно моря, по­ добно поверхности суши, поднимается на­ столько, что глубина над ним становится опасной для мореплавания. Основной ха­ рактеристикой райоиа плавания поэтому является глубина. . i . Указание об измерении морских глубин имеются у такого писателя древности, как Геродота, жившего 2.400 лет назад. Несмотря на осознание необходимости точного знания глубины района плавания, техника в течение многих веков не могла дать достаточно удовлетворительного раз­ решения этой проблемы. До вто­ рой половины XIX века глубины измеря­ лись бросанием за борт тяжелого предме­ та. привязанного к лотлиню. По количе­ ству вытравленного лотлиня можпо было судить о глубине дачного места. Этот способ измерения глубин был не­ удобен. При нем необходимо во время из­ мерения останавливать корабль. Измерение отпнмало много времени, и большие глу­ бины фактически изя^рить было нельзя, так-как не поддавался опр^^епию мо­ мент касания грунта грузом. Во второй половине XIX века был изо­ бретен повый способ измерения глубин, оспованпыи па гидрографическом принци­ пе. Этот принцип состоит в следующем. известно, что давление столба воды за­ висит от высоты его, следовательно, с уве­ личением глубины давлеппе воды будет увеличиваться. Если взять стеклянную трубку, запаянпую с одного конца, и от­ крытым концом погрузить в воду, то вода будет входить в трубку и заполнять ее. Чем на большую глубину будет погружена трубка, тем выше будет уровень посту­ пившей в нес воды. Вода, входя в трубку, смывает спе­ циальную краску, которой окрашены впутрешгпе стенки трубки, оставляя прп этом резко очерченный след. Вынутую из боды трубку прикладывают к специаль­ ной шкале и против следа па трубке чи­ тают отсчет глубины. Кроме трубок, измерение глубин может производиться на том же принципе при помощи пружинного глубометра. Пружин­ ный глубометр представляет собой откры­ тый с одного кошш цилиндр, в котором может ходить поршенек. Шток поршенька скреплен с цилипдром при помощи пружи­ ны. На шток падет индекс, удерживаю­ щийся силой трения. На штоке щщесена (См. pirc. 1). Зная скорость звука в воде и измерив промежуток времени между мо­ ментом посылки звукового сигнала в мо­ мент щщема эхо этого сигнала, отражен­ ного от грунта, легко определить путь звука в воде п глубину. Для этого надо скорость звука в воде помножить на время прохождения его в воде от источника до дна моря и обратно и все это разделить по­ полам. При .расчете эхолота скорость звука принимается за постоянную величину. Если действительная скорость звука не совпадает со стандартной, то при опреде­ лении глубины будет допущена пекоторая ошибка, которая, однако, не превышает 2 — 3 процентов, что не имеет для нави­ гационных целей серьезного значения. Если принять скорость звука равной 1.500 метров в секупду, то очевидно, что звук в одну секунду пройдет путь в 1.500 м до грунта и обратно, т. е. глуби­ на будет равна 750 метрам. Следовательно, для измерения глубины в 1 метр нужно измерить промежуток времени, равный 1/750 сек. Таким обра­ зом, прибор, измеряющий время от момен­ та посылки сигнала до момента приема эхо, должен работать с точностью до одной ты­ сячной доли секунды. Первые же результаты применения эхолотов показали их громадные преимуще­ ства перед лотами всех предыдущих систем, преимущества, в основном заключающиеся в следующее: прп помогай эхолота глубины можно измерять на любом ходу корабля, с очень малыми промежутками по времени. Нет риска потерять груз и лотлинь и не требуется нескольких человек на обслу­ ж и в а т ь лота. И, наконец, стала возможной графическая запись рельефа дна моря. В первых образцах эхолотов применя­ лись звуковые сигналы (взрывы, удары и др.), имевшие частоту, воспринимаемую человеческим ухом. Однако звуковые сиг­ налы распространяются в воде по шаровым поверхностям во все стороны от отправите­ ля, поэтому они могут дать отражение не от точки грунта, лежащей под кораблем по вертикали, а от какой-лпбо ближайшей к кораблю отражающей поверхности. Прием эхо звуковых сигналов сопро­ вождается помехами в впде шумов от ра­ боты корабельных механизмов, шумов от движения воды вокруг корабля и от волне­ ния. Поэтому измерение глубин на боль­ ших скоростях и на волне становится за­ труднительным. Все эти причины заставили в современ­ ных приборах перейти от звуковых колеба­ ний к ультразвукоьый 'колебаниям. Ульт­ развуковые колебания имеют свойство рас­ пространятся не во все стороны от отпра­ вителя, а лпшь в пределах коиуса с углом около 40 градусов в его вершило подобно тому, как это имеет*место у луча прожек­ тора. В этом случае ультразвуковые колеба­ ния пе будут распространяться от корабля в горизонтальном паправлепии и не дадут возможности обнаружить корабль. Другим преимуществом применения ультразвуковых колебаний является почта полное отсутствие ультразвуковых помех * ;от работы механизмов и движения воды, шкала глубин до 100 саженей. Когда глубометр опускается в воду, под давле янем воды поршенек идет вверх и тянет за собой индекс. Поршенек двигается, пока глубометр пе дойдет до дпа. Когда его поднимают, поршепок идет назад, а индекс остается па месте и показывает глубину моста. При помощи лота Томсон,i формы и размеры ферромагнитных хотя вместо звуковых помех ультразвуко­ вые эхолоты подвержены разнообразным электрическим помехам. Для эхолотов используется явлепие маг- нитострикцни, представляющей собой из- стало возможным измерение глубин па ходу корабля (при скорости до 10— 12 узлев). Сам процесс измерепня ускорился, точность измерения глубин повысилась. Оиико и этот лот все лое не решал проблемы быстрого и точного измерения тел при изменении их магиитного состоя­ ния и, наобо|рот, изменение магнитного со­ стояния тела под влиянием механических воздействий, изменяющих размеры тел. Для отправления и приема ультразвуко­ вых сигналов применяются вибраторы. глубпп, особенно па большом ходу корабля Магнитострнкционпый вибратор представ- в свежую погоду. Между тем, при совре-j ляот собой пакет пз тонких никелевых меппых больших ско!>остях кораблей, при ! пластинок. В пластинках сделаны окна, в плавании в тумане, а в военное время при К('т°РЬ1е вложена обмотка. Механические плавании без навигационного ограждения, колсбанпя передаются окружающей виб- прп погашенных маяках определить свое РЛТ°Р забортной воде п распространяются место зачастую возможпо только измере- в в”Де пучка (конуса) до дца моря, ииом глубип. Практика показывает, что Рассмотрим, какпм же образом работает при наличия карт с подробным и точным Ультразвуковой магнитострикционпый эхо- промером л хорошо нанесенными линиями ранных глубии (изобатами) этот метод является вполне надежным, особенно, если есть возможность непрерывно весли на­ блюдение за глубинами, по которым прохо­ дит корабль. Поэтому человеческая мысль за разре­ шением проблемы быстрого, надежного п точного измерения глубии обратилась в область подводной акустики. После целого ряда неудачны* опытов только в 1902 году впервые был построен приемник отраженных со дна моря звуко­ вых колебаний, положивший начало прак­ тическим работам в области испольвования подводной акустики, применительно к це­ лям навигации. В 1904 году снова была высказана мысль о возможности применения звуковых колебаний для измерения глубин. Однако промежутки времени между отправкой зву­ ковых колебаний и получением их эхо от дна моря настолько малы, что техника в этот период не могла еще решить задачу создания прибора для измерения столь ма­ лых промежутков времени. В 1913 году был сконструирован и при­ менен первый прибор, посылавший звуко­ вые колебания п принимавший отраженное со дна моря эхо и таким образом измеряв­ ший глубину. Это был первый эхолот. Идея работы эхолота весьма пвоста. щюнных вибратора (излучитель и приеи* ник). Умформер (1), питаемый от суровой сети, вырабатывает постоянный ток на­ пряжением 1.000 вольт. Этот ток подводит­ ся к конденсатору (2) и заряжает его. Конденсатор представляет собой устройст­ во для накапливания электрической энер­ гии. Пока его внешняя цепь разомкнута, •конденсатор заряжается, накапливает электроэнергию. При замыкании внешней его цепи он разряжается, отдает нако­ пленную энергию потребителю. При помощи разрядника (3) конденсатор может быть замкнут на обмотку вибрато­ ра-излучителя (4), причем разряд его бу­ дет иметь колебательный, быстро затуха­ ющий характер. При этом пластины ви­ братора начнут колебаться с частотой около 20 .000 колебаний в секунду, соз­ давая ультразвук. Продолжительность раз­ ряда конденсатора и отаравленпого сигна­ ла очень мала — около 1/1000 доли се­ кунды. В указателе глубин имеется млтор (5), который вращается с постоянной скоро­ стью, поддерживаемой центробежпым регу­ лятором (6). Этот мотор через редуктор вращает диск (7) и размыкатель (8) со ско­ ростью 450 оборотов в минуту. Один пол­ ный оборот диска происходит за 10/75 се­ кунды. За это время звук при скорости 1.500 м/сок успеет пройти в воде 200 метров, т. е. 100 метров до грунта п 100 метров обратно. Размыкатель (8) управля­ ет работой разрядника (3), т. е. посылкой сигналов. Разряд конденсатора происходит при замыканпп разрядника. Пока реле разряд­ ника находится под током и якорек_ реле притянут сердечником, пепь конденсатора разомкнута. В момент размыкания реле пружина отгятпвает его якорек и замыкает конденсатор на обмотку излучателя, т. е. производит посылку спгпала. Сигнал доходпт до гру'нта, отражается от него п попадает па вибратор-приемник (9), вызывая колебания пластин его и по­ явление слабой электродвижущей силы в его обмотке. Ток от вибратора-прием­ ника подводптся к ламповому усилителю (10), где папряжение сигнала эхо усили­ вается до 500 вольт и поступает на нео­ новую лампочку (11), укрепленную па диске (7). Неоновая лампа представляет собой стеклянную запаянную трубочку, напол­ ненную газом неоном, в которую впаеиы две проволочки— электроды. Прп подведе­ нии к электродам лампы достаточно высо­ кого напряжения лампа зажигается крас­ ным светом. Перед диском укреплена неподвижная шкала (12), разбитая на деления до 100 метров. В момент включения размыкате­ лем тока в реле, т. о, в момент посылки сигнала, неоновая лампа находится точно против нуля шкалы. Шкала эхолота имеет деления в метрах. Так как вспышки лампы происходят 456 раз в минуту, опп сливаются в сплошную мерцающую полоску против деления шка­ лы, соответствующего глубине. Наблюдате­ лю остается лишь прочитать отсчет, против которого вспыхивает лампочка. Мы рассмотрели только принцып работы современного эхолота. Фактически эхолот может измерять глубину в нескольких диа­ пазонах, обычно в двух: от 0 до 100 метров и от 0 до 500 метров. Эхолот очень чувствителен к электри­ ческим помехам, вызывающим добавочные вспышки неоновой лампы, не давая, тпгким образом, прочитать истинную глубину'. При установке эхолота на корабле пршшмаются специальные меры против помех в виде, особых экранов и линий заземления. Из этих же соображений нельзя допускать загрязнения и обгораппя контактов, кол­ лекторов, щеток н т . д. Имеется мпого типов эхолотов как оте­ чественных, так и иностранных, но прин­ цип их .работы одинаков. Очень удобпым является эхолот, дающий запись рельефа дна па пути корабля па специальной медленно движущейся бу­ мажной ленте. Такой эхолот может запи- У Z Z /.от (рис. 2 ) . О с н о в ны м и частями эхолота являются: указатель глубип, управляющий посылкой ультразвуковых сигналов и ре­ гистрирующий приход эхо, разрядник (ко­ робка реле), производящий посылку сигна­ ла, усилитель, усиливающий слабую элек­ тродвижущую силу\ образующуюся в при­ емнике, умформер, вырабатывающий ток высокою шишяжения н два магнитострик- сать конттуры лежащего на дне моря пред­ мета. например, затонувшего судна, может показать присутствие под кораблем косяка рыбы и т . д. Так мысль человека прошла путь от древнейшего ручного лота до^сложного при* бора, дающего глубину в любой моменв эхолота. . Инженер-майор Л. ПЕВЗНЕР,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz