На страже Заполярья. 1948 год. Март.
НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 3 марта .1948 г., '№Sf ^ 3047 ), - г ч т Больше внимания университету марксизма-ленинизма Мар^истско-ленинская подготовка кад ров должна занимать одно из первых мест в работе наших партийных - организаций. Партия учит, что нельзя успешно решать задачи идеологического воспитания масс без глубокой теоретической подготовки са мих кадров, без овладения ими историей и теорией большевизма. Крупное значение в марксистско-ленин ской подготовке кадров имеет система пар тийных школ, в которых занимается пар тийный и комсомольский актив. Эту же цель преследует и созданный недавне уни верситет марксизма-ленинизма. Его зада ча — содействовать наиболее подготовлен ной части офицерского и старшипекого со става в более глубоком изучении марк систско-ленинской теории. Создание вечернего университета марк сизма-ленинизма было встречено активом с большим- удовлетворением. Большое коли чество офпперов, политработников, секре тарей партийных и комсомольских органи заций были зачислены слушателями уни верситета. Перед ними стоит задача исклю чительной важности: в течение двух лот они должны изучить курс истории СОСР, истории ВКП(б), диалектический и истори ческий материализм, политическую эконо мию, внешнюю политику СССР, св^бодпэ разбираться в современных международ ных отношениях. Прешло два с половиной месяиа работы университета. Этот короткий срок не дзет оснований говорить о каких-либо итогах учёбы. Но срок этот вполне достаточен для того, чтобы сказать о тех больших недо статках, каш е обнаружились в работе ве чернего университета марксизма-лениниз ма. Не устранив пх, нельзя дальше нор мально п плодотворно вести учебу. Что это за недостатки? При комплектовании университета дале ко не всегда был серьезный подход к зачи слению в число слушателей университета. В результате были зачислены отдельные офицеры и старшины, не имеющие необхо димой для учебы в университете теорети ческой подготовки. Это привело к чрезмер ной пест]юте в составе учебных групп п явилось тормозом успешного прохождения программы. В числе слушателей оказались также и некоторые товарищи, у которых по суще ству не было настоящего желания учить ся, не было необходимой воли и настойчи вости в преодолении трудностей, связан ных с учебой по вечерам. Эти товарищи рассчитывали на то, что программу заня тий они изучат без большого труда. А ког да обнаружилось, что университет пред’ являет определенные требования, что не обходимо работать над собой — они пере стали посещать занятия. Мы имеем в виду майора Галка, капитана 3 ранга Кат кова, (капитанов Кузминчука и Блинова, капитан-лейтенанта Топор, лейтенантов При проверке мы узнали, что двух не пустил по разным мотивам секретарь партийной организации тов. Алексеев, а третьего — помощник начальника тов. Анисимов. Некоторые руководящие работники, на пример, считают, что можно не утруж дать собя контролем и заботой о там, •как учатся их люди. Эти товарищи считают учебу в университете личным делом офицера или старшины. Это можно, например, сказать о политработниках тт. Маврине и Горбунове. Многие слушатели университета в результате невнимания со стороны тт. Маврина и Горбуш/ва запятая пе посещают. Вот к чему приводит от сутствие контроля партийных 'Орга низаций и политорганов за учебой ком мунистов — офицеров и старшин. Вот -к чему приводит ошибочный взгляд о том, что учеба является личным делом комму ниста. Отсутствие контроля со стороны партий ных организаций привело к.тему, что мно гие слушатели в течение длительного вре мени не присутствовали па занятиях, про пустили песколько семинаров и по суще ству начинают отрываться от учебы. Пе ред 0 тпмп товарищами стоит реальная опаспость, что в конце учебиого года они пе смогут успешно сдать экзамепы. Необходимо, чтобы командиры, политра ботники и oc'tfenno секретари партийных ергаппзатшгй контролировали посещаемость своих слушателей, чтобы они интересова лись пх успехами в учебе, больше помога ли им. Программа университета маркспзма- лепияизма обширная. Успешно изучить ее можно при правпльпо организованной са мостоятельной работе над книгой. Только | ежедневная, систематическая подготовка к ' занятиям может обеспечить успех. Тот, кто надеется добиться этого успеха, огра*- пичпваясь только слушапнем лекций, до пускает серьезнугю ошибку. Большое значение для усвоения програм мы имеют семипарскпе занятия. Практика показала, что семинар представляет собой действенный ксчптоль за учебой. Про веденные памп семппары показали, что подавляющая часть слушателей хорошо знает темы, глубоко изучила материал. Тов. Макруппт получил отличную оценку. Хорошо учатся тт. Седнев, Павлов, Шлюпко, Козлов, Храмцов, Дурпопьян, Ов- :яшшков и многие другие товарищи. Вечерний университет марксизма- ленинизма существует педавпо. Многое нужно сделать, чтебы устранить те недо статки, которые имеются в его работе. В частности, необходимо добиться, чтобы преподавательский состав был ближе к слушателям, чаще общался с ппми. Необ ходимо рззверпуть консультационную ра- A o u u i a u - A b u i t u i u i r i u x i / u u i r , . ( с ш с и ш п о и i у _ П е т р ™ и Ушакова. Отношение этих боту- повыснть ,кг№стао лекцпГ‘ и т ' д‘ Есть ряд серьезных недостатков, устра нение кс/горых зависит не от университе та. До сих пор мы пе можем снабдить слу- товарищец к учсое показывает, что они не понимают всей полноты ответственности, которую они взяли па себя, поступив в университет. Вопрос о посещаемости занятий имеет огромное значение для нормальной работы университета. Практика показывает, что там, где командиры и политработники ии- тересуются, как учатся пх люди, там посе щаемость высокая, там и успехи в учебе слушателей хорошие. К сожалению, далеко пе всегда команди ры и политработники частей пптересу-ются тем, как их офицеры или старшины учатся в университете. Больше того, мы часто встречаем факты, когда слушателей ушг- ве{)ситета в дни занятий посылают в на ряд, ставят на дежурство, вызывают па различного рода совещания и заседания. Так, однажды все три слушателя одною из подразделений пе явились па занятия. шателеи программами и учеэпым планом, справочным материалом, не можем обеспе чить каждого слушателя планами семпнар- екпх занятий, похватает исторических карт, совершеппо пет альбомов и других наглядных подобий. Клуб офицера и базо вый клуб, где проходят запятия, не помога ют университету. Библиотека клуба офицера ничего не хочет делать для университета, опишчпо считая, что подбор литературы не ее дело. При четкой организации ртботы универ ситета, при постояшюм, повседневном кон троле и помощи со стороны командиров и политработников за учебой своих слуша телей университет успсшно закончит свои первый учебный год. Капитан П. КУРАЛЕСОВ. ' W * ' \ *v vxjg • Щ 1 ш! Отличник боевой и политической подго товки старшина команды электриков старшина 2 статьи П. Гузин. Фото М. Бугакова. Помощь товарищу Недавно командир отделения проводил запятая по специальности. Он рассказал матросам об устройстве и эксплоатации турбодинамо, проверил знания подчинен ных, ответпл па все вопросы. Старшина видел, что подчиненные хорошо усвоили тему. Но когда закончились запятия, ма трос Тарасов сказал товарищам: — Я слабо запомнил, какие бывают аксиальные п радиальные зазоры и для чего они пужны. — Так почему же вы не задали вопроса на занятиях старшине отделения?— спросил его Максимов. — Но хотел задерживать всех матросов, — ответпл Тарасов. Узнав об этом, матросы Максимов и Ма- мопов решили помочь своему товарищу. Вечером, з свободное от занятий время, они собирались па боевом посту. При помощи чертежей об’яспилп тов. Тарасову все, что было непонятно. Па следующий день старшина Марьин проверил знания людей по пройденной те ме. Он спросил и Тарасова п остался до волен его ответами. Старшина 2 статьи С. ПЕТРОВСКИЙ. Знания рождаются в труде Настойчивость в боевой учебе, добросо вестное отношение к делу создали матросу Шилкову авторитет среди товарищей, по могли ему добиться хороших успехов в овладении специальностью машиниста- турбщшетз. После того, как матрос Шнлков успеш но сдал зачет по своей специальности, оп был поставлен па штатную должность и получил в заведыванпо вспомогательную устаповку. Сложпый механизм требовал постоянного ухода. Шил ков тщательно сле дил за заведываписм. Он регулярно чистил его, смазывал трущиеся части, в результа те чего в любом походе механизм не имел скисания. Позднее матросу Шилкову было доверепо повое заведывание — тур5одинамо. Оно сложнее первого. Работы увеличилось поч ти вдвое. С большим желанием взялся Шилков за изучение турбодпнамо. Особо внимательно и настойчиво познавал оп механизмы, когда ремонтировал их. Умело и уверенно действует матрос Шнлков и па ходовой вахте и когда стар шина отделения дает вводную: «Пожар на боевом посту». Он Bciojy отлично знает свои обязанности, недаром в пятой боевой части: говорят: «Шнлков мастер на все руки». Старший матрос И. ПЕРВЫШИН. С отчетно-выборного комсомольского собрания Вопросы воспитания—в центре внимания Отчетою-выборное комсомольское собра ние началось ровно в назначенное время. После избрания президиума и принятия повестки дня слово предоставляется секре тарю комсомольской организации тов. Шу милину. Докладчик правильно подошел к освещению работы бюро за отчетный пе риод. Он рассказал о том, как бюро оказы вало помощь командиру в решении задач, стоящих перед подразделением, показал, что ксм>! 0 (м 0 лъцы К ии яо в , Миняев, Багу- манов, Пагайцсв я другие служат примером в боевой подготовке, показывают образ цы в внладеишг шецвальиостью. На ин спекторской проверке политических заня- пий комсомольцы получили высокую оцен ку. Отметив положительное в работе, тов. Шумжлш признал, что бюро недостаточно занималось политическим воспитанием комсомольцев и молодежи, слабо укрепляло организованность средп членов ВЛКСМ, пе всегда реагировало на имевшиеся проступ ки. Секретарь подробно остановился н на других недостатках: заседания комсомоль ского бюро прохашди нерегулярно, не все комсомольцы принимали активное участие в обсуждении вопросов на собраниях, о выполнении решений собраний бюро не всегда информировало членов организации. В прениях комсомольцы подвергли кой и справедливой критике деятельность каждого члена бюро и секретаря, остро го ворили о тех комсомольцах, которые допу скали нарушения воинской и союзной дис циплины. Характерно, что среди высту пающих в прениях было много молодых комсомольцев. Первым выступпл член ВЛКСМ тов. Ба- рюкин. — Комсомольское бюро, — сказал он, — мало занималось н д с j -политическим воспитанием комсомольцев. Доклады и бе седы проводились редко. Сами члены бюро, за исключением секретаря, перед комсо мольцами не выступали. Контроля за уче бой комсомольцев пе было. Это произошло оттого, что состав бюро слабо занимался организацией воспитательной работы. Члены комсомольского бюро подчас сами не являлись передовыми. Например, комсо молец Бсбешко был выведен из состава бю ро, как нарушитель воинской дисциплнпы. Комсомолец Кажанов говорил о том, что бюро своевременно не реагировало на про ступки членов ВЛКСМ, подчас проходило мимо фактов нарушения дисциплины. Во прос о проступках комсомольцев не выно сился па обсуждение организации. Таким образом не воспитывалось чувство ответ ственности у всех комсомольцев за состоя ние воинской дисциплины в целом. Комсомолец Устянекий заявил: — Комсомольские поручения, как важ нейшая форма воспитания, использовались у нас плохо. Задания давались не всем комсомольцам, а в основном одним и тем же товарищам. В результате многие члены ВЛКСМ были в стороне от комсомольской работы. Слабый контроль за выполнением поручений со стороны бюро приводил к тому, т а многие поручения оставались невыполненными. Всего в прениях выступило 18 человек. Комсомольцы избрали новый состав бюро из числа лучших товарищей. Собрание прошло активно. Оно определило задачи комсомольской организации в дальнейшей работе. Старший лейтенант И. ИЛЬЯШЕНКО. ИЗМЕРЕНИЕ МОРСКИХ Г Л УВИВ Необходимость в измерении глубин мо ря возпикла вместо с возникновением мо реплавания. Известно, что дно моря, по добно поверхности суши, поднимается на столько, что глубина над ним становится опасной для мореплавания. Основной ха рактеристикой райоиа плавания поэтому является глубина. . i . Указание об измерении морских глубин имеются у такого писателя древности, как Геродота, жившего 2.400 лет назад. Несмотря на осознание необходимости точного знания глубины района плавания, техника в течение многих веков не могла дать достаточно удовлетворительного раз решения этой проблемы. До вто рой половины XIX века глубины измеря лись бросанием за борт тяжелого предме та. привязанного к лотлиню. По количе ству вытравленного лотлиня можпо было судить о глубине дачного места. Этот способ измерения глубин был не удобен. При нем необходимо во время из мерения останавливать корабль. Измерение отпнмало много времени, и большие глу бины фактически изя^рить было нельзя, так-как не поддавался опр^^епию мо мент касания грунта грузом. Во второй половине XIX века был изо бретен повый способ измерения глубин, оспованпыи па гидрографическом принци пе. Этот принцип состоит в следующем. известно, что давление столба воды за висит от высоты его, следовательно, с уве личением глубины давлеппе воды будет увеличиваться. Если взять стеклянную трубку, запаянпую с одного конца, и от крытым концом погрузить в воду, то вода будет входить в трубку и заполнять ее. Чем на большую глубину будет погружена трубка, тем выше будет уровень посту пившей в нес воды. Вода, входя в трубку, смывает спе циальную краску, которой окрашены впутрешгпе стенки трубки, оставляя прп этом резко очерченный след. Вынутую из боды трубку прикладывают к специаль ной шкале и против следа па трубке чи тают отсчет глубины. Кроме трубок, измерение глубин может производиться на том же принципе при помощи пружинного глубометра. Пружин ный глубометр представляет собой откры тый с одного кошш цилиндр, в котором может ходить поршенек. Шток поршенька скреплен с цилипдром при помощи пружи ны. На шток падет индекс, удерживаю щийся силой трения. На штоке щщесена (См. pirc. 1). Зная скорость звука в воде и измерив промежуток времени между мо ментом посылки звукового сигнала в мо мент щщема эхо этого сигнала, отражен ного от грунта, легко определить путь звука в воде п глубину. Для этого надо скорость звука в воде помножить на время прохождения его в воде от источника до дна моря и обратно и все это разделить по полам. При .расчете эхолота скорость звука принимается за постоянную величину. Если действительная скорость звука не совпадает со стандартной, то при опреде лении глубины будет допущена пекоторая ошибка, которая, однако, не превышает 2 — 3 процентов, что не имеет для нави гационных целей серьезного значения. Если принять скорость звука равной 1.500 метров в секупду, то очевидно, что звук в одну секунду пройдет путь в 1.500 м до грунта и обратно, т. е. глуби на будет равна 750 метрам. Следовательно, для измерения глубины в 1 метр нужно измерить промежуток времени, равный 1/750 сек. Таким обра зом, прибор, измеряющий время от момен та посылки сигнала до момента приема эхо, должен работать с точностью до одной ты сячной доли секунды. Первые же результаты применения эхолотов показали их громадные преимуще ства перед лотами всех предыдущих систем, преимущества, в основном заключающиеся в следующее: прп помогай эхолота глубины можно измерять на любом ходу корабля, с очень малыми промежутками по времени. Нет риска потерять груз и лотлинь и не требуется нескольких человек на обслу ж и в а т ь лота. И, наконец, стала возможной графическая запись рельефа дна моря. В первых образцах эхолотов применя лись звуковые сигналы (взрывы, удары и др.), имевшие частоту, воспринимаемую человеческим ухом. Однако звуковые сиг налы распространяются в воде по шаровым поверхностям во все стороны от отправите ля, поэтому они могут дать отражение не от точки грунта, лежащей под кораблем по вертикали, а от какой-лпбо ближайшей к кораблю отражающей поверхности. Прием эхо звуковых сигналов сопро вождается помехами в впде шумов от ра боты корабельных механизмов, шумов от движения воды вокруг корабля и от волне ния. Поэтому измерение глубин на боль ших скоростях и на волне становится за труднительным. Все эти причины заставили в современ ных приборах перейти от звуковых колеба ний к ультразвукоьый 'колебаниям. Ульт развуковые колебания имеют свойство рас пространятся не во все стороны от отпра вителя, а лпшь в пределах коиуса с углом около 40 градусов в его вершило подобно тому, как это имеет*место у луча прожек тора. В этом случае ультразвуковые колеба ния пе будут распространяться от корабля в горизонтальном паправлепии и не дадут возможности обнаружить корабль. Другим преимуществом применения ультразвуковых колебаний является почта полное отсутствие ультразвуковых помех * ;от работы механизмов и движения воды, шкала глубин до 100 саженей. Когда глубометр опускается в воду, под давле янем воды поршенек идет вверх и тянет за собой индекс. Поршенек двигается, пока глубометр пе дойдет до дпа. Когда его поднимают, поршепок идет назад, а индекс остается па месте и показывает глубину моста. При помощи лота Томсон,i формы и размеры ферромагнитных хотя вместо звуковых помех ультразвуко вые эхолоты подвержены разнообразным электрическим помехам. Для эхолотов используется явлепие маг- нитострикцни, представляющей собой из- стало возможным измерение глубин па ходу корабля (при скорости до 10— 12 узлев). Сам процесс измерепня ускорился, точность измерения глубин повысилась. Оиико и этот лот все лое не решал проблемы быстрого и точного измерения тел при изменении их магиитного состоя ния и, наобо|рот, изменение магнитного со стояния тела под влиянием механических воздействий, изменяющих размеры тел. Для отправления и приема ультразвуко вых сигналов применяются вибраторы. глубпп, особенно па большом ходу корабля Магнитострнкционпый вибратор представ- в свежую погоду. Между тем, при совре-j ляот собой пакет пз тонких никелевых меппых больших ско!>остях кораблей, при ! пластинок. В пластинках сделаны окна, в плавании в тумане, а в военное время при К('т°РЬ1е вложена обмотка. Механические плавании без навигационного ограждения, колсбанпя передаются окружающей виб- прп погашенных маяках определить свое РЛТ°Р забортной воде п распространяются место зачастую возможпо только измере- в в”Де пучка (конуса) до дца моря, ииом глубип. Практика показывает, что Рассмотрим, какпм же образом работает при наличия карт с подробным и точным Ультразвуковой магнитострикционпый эхо- промером л хорошо нанесенными линиями ранных глубии (изобатами) этот метод является вполне надежным, особенно, если есть возможность непрерывно весли на блюдение за глубинами, по которым прохо дит корабль. Поэтому человеческая мысль за разре шением проблемы быстрого, надежного п точного измерения глубии обратилась в область подводной акустики. После целого ряда неудачны* опытов только в 1902 году впервые был построен приемник отраженных со дна моря звуко вых колебаний, положивший начало прак тическим работам в области испольвования подводной акустики, применительно к це лям навигации. В 1904 году снова была высказана мысль о возможности применения звуковых колебаний для измерения глубин. Однако промежутки времени между отправкой зву ковых колебаний и получением их эхо от дна моря настолько малы, что техника в этот период не могла еще решить задачу создания прибора для измерения столь ма лых промежутков времени. В 1913 году был сконструирован и при менен первый прибор, посылавший звуко вые колебания п принимавший отраженное со дна моря эхо и таким образом измеряв ший глубину. Это был первый эхолот. Идея работы эхолота весьма пвоста. щюнных вибратора (излучитель и приеи* ник). Умформер (1), питаемый от суровой сети, вырабатывает постоянный ток на пряжением 1.000 вольт. Этот ток подводит ся к конденсатору (2) и заряжает его. Конденсатор представляет собой устройст во для накапливания электрической энер гии. Пока его внешняя цепь разомкнута, •конденсатор заряжается, накапливает электроэнергию. При замыкании внешней его цепи он разряжается, отдает нако пленную энергию потребителю. При помощи разрядника (3) конденсатор может быть замкнут на обмотку вибрато ра-излучителя (4), причем разряд его бу дет иметь колебательный, быстро затуха ющий характер. При этом пластины ви братора начнут колебаться с частотой около 20 .000 колебаний в секунду, соз давая ультразвук. Продолжительность раз ряда конденсатора и отаравленпого сигна ла очень мала — около 1/1000 доли се кунды. В указателе глубин имеется млтор (5), который вращается с постоянной скоро стью, поддерживаемой центробежпым регу лятором (6). Этот мотор через редуктор вращает диск (7) и размыкатель (8) со ско ростью 450 оборотов в минуту. Один пол ный оборот диска происходит за 10/75 се кунды. За это время звук при скорости 1.500 м/сок успеет пройти в воде 200 метров, т. е. 100 метров до грунта п 100 метров обратно. Размыкатель (8) управля ет работой разрядника (3), т. е. посылкой сигналов. Разряд конденсатора происходит при замыканпп разрядника. Пока реле разряд ника находится под током и якорек_ реле притянут сердечником, пепь конденсатора разомкнута. В момент размыкания реле пружина отгятпвает его якорек и замыкает конденсатор на обмотку излучателя, т. е. производит посылку спгпала. Сигнал доходпт до гру'нта, отражается от него п попадает па вибратор-приемник (9), вызывая колебания пластин его и по явление слабой электродвижущей силы в его обмотке. Ток от вибратора-прием ника подводптся к ламповому усилителю (10), где папряжение сигнала эхо усили вается до 500 вольт и поступает на нео новую лампочку (11), укрепленную па диске (7). Неоновая лампа представляет собой стеклянную запаянную трубочку, напол ненную газом неоном, в которую впаеиы две проволочки— электроды. Прп подведе нии к электродам лампы достаточно высо кого напряжения лампа зажигается крас ным светом. Перед диском укреплена неподвижная шкала (12), разбитая на деления до 100 метров. В момент включения размыкате лем тока в реле, т. о, в момент посылки сигнала, неоновая лампа находится точно против нуля шкалы. Шкала эхолота имеет деления в метрах. Так как вспышки лампы происходят 456 раз в минуту, опп сливаются в сплошную мерцающую полоску против деления шка лы, соответствующего глубине. Наблюдате лю остается лишь прочитать отсчет, против которого вспыхивает лампочка. Мы рассмотрели только принцып работы современного эхолота. Фактически эхолот может измерять глубину в нескольких диа пазонах, обычно в двух: от 0 до 100 метров и от 0 до 500 метров. Эхолот очень чувствителен к электри ческим помехам, вызывающим добавочные вспышки неоновой лампы, не давая, тпгким образом, прочитать истинную глубину'. При установке эхолота на корабле пршшмаются специальные меры против помех в виде, особых экранов и линий заземления. Из этих же соображений нельзя допускать загрязнения и обгораппя контактов, кол лекторов, щеток н т . д. Имеется мпого типов эхолотов как оте чественных, так и иностранных, но прин цип их .работы одинаков. Очень удобпым является эхолот, дающий запись рельефа дна па пути корабля па специальной медленно движущейся бу мажной ленте. Такой эхолот может запи- У Z Z /.от (рис. 2 ) . О с н о в ны м и частями эхолота являются: указатель глубип, управляющий посылкой ультразвуковых сигналов и ре гистрирующий приход эхо, разрядник (ко робка реле), производящий посылку сигна ла, усилитель, усиливающий слабую элек тродвижущую силу\ образующуюся в при емнике, умформер, вырабатывающий ток высокою шишяжения н два магнитострик- сать конттуры лежащего на дне моря пред мета. например, затонувшего судна, может показать присутствие под кораблем косяка рыбы и т . д. Так мысль человека прошла путь от древнейшего ручного лота до^сложного при* бора, дающего глубину в любой моменв эхолота. . Инженер-майор Л. ПЕВЗНЕР,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz