На страже Заполярья. 1948 год. Март.
18 юрт» 1848 г., № 64 (30В0). НА С Т Р А Ж Е 1 А П 0 Л Я Р Ь Я 13-я флотская зимняя спартакиада Б Е Г П А Т Р У Л Е Й П Е Р Е Д ПОХОДОМ Вчерашний день спартакиады живо воскресил в памяти незабываемые годы Велнвой Отечественной войны. В строю отделения стоят североморцы, одетые в черные шинели. За спиной у каждого — боевая винтовка, а на широ ком флотском ремне — два подсумка. Командир Ееторопливо проверяет снаряже- л ние, обувь, крепления на лыжах. Все в Я порядке. Слышится отрывистая команда, и матросы-лыжники, чуть пригнувшись, трогаются в поход. Скрипит под ногами твердый мартовский снег... Вот так же в годы войны наши воины уходили в далекую разведку по немецким тылам, выполняли специальные задания. Преодолевая горы и сопки, проходя лес ные массивы, онп подходили незаметно к врагу и беспощадно уничижали его. А сегодня— соревнование (военных пат рулей. Сотни зрителей присутствуют у старта, откуда начинается борьба за пер венство в этом трудном и увлекательном бидо спорта. Сверены часы п секундомеры. Со стар та пошла первая команда во главе с офи цером Поповым. В колонпо по одному патрули поднимаются в гору и, мелькая между кустарником, скрываются за сопкой, f t А в это время готовится к походу вторая * группа. Труден бег патрулей. В полном боевом снаряжении онп должны пройти тяжелую десятикилометровую дистапцпю. Победа решается не только высоким лыжным ма стерством, выносливостью, а и отличной стрельбой. Надо в быстром темпе пройти 10 километров, а в середине дистанции от стреляться, поразить мишень двумя патро нами. Это значит, что каждая команда обязана сделать 20 попаданий в цели, только тогда ей засчитывается пройден ное время. За каждый промах в стрельбе патруль получает штраф полторы минуты, которые начисляются к времени, показан ному в десятикилометровке. Вот почему стрельба в этом виде соревнования приоб ретает первостепенное значение. Можно блестяще пройти дистанцию, по если команда плохо стреляла — успех мало вероятеп. И зрители, и «болельщики» сегодня уже не называют вероятных претендентов на первое место. И это вполне понятно. Никто не знает, как подготовлены коллек тивы к стрельбе, кто из них метче всех поразит мишени, как в целом пройдет команда лыжную трассу. Ведь все десять человек должны вместе уйти не только со старта, но и финишировать, допуская разрыв между первым и последним уча стником пе более 60 метров. Бег патрулей требует особой подготов ки, высокой организованности и вопнской дисциплинированности. ...Через каждые 10 минут со старта ухолят команды. Вот пошли лыжники, возглавляемые млздшпм лейтенантом Юрьевым. Уходит отделение старшины 2 статьп Бушуева. Дается старт группе старшето лейтенанта Москвипа. В пей особенно сильные гопщпки. Здесь мы уз наем победителя восемнадцатпкилометро- вой гонки Всеволода Шестакова, Николая Зайцева, Волкова. С первых же метров лыжники набирают быстрый темп. За ними стартует команда капитана Ежова. П в ней сильнейшие спортсме ны — Дьяконов, Бондарев, Лукьянчиков, Серов. Это чи в острой п напряженной борьбе выиграли «Белого медведя». Теперь коллектив решил завоевать первенство в военизированном беге. Но это пе так легко. Посмотрим, как наши лучшие лыжники покажут себя па стрельбище... НА О ГН ЕВОМ Р У Б ЕЖ Е В пяти километрах от старта — первая остановка. Здесь стрельбище. В ста мет рах от лыжни ровными рядами стоят ми шени. Видно, как один за другим выходят на огневую линпю участники гонки. Бы стро снимая винтовки, онп заряжают их н открывают огонь. Залп, второй... Проходит три, четыре минуты. Отстрелявшись, патрули снова начинают бег. Еще трудно судить о результатах. Впе реди — пять километров пересеченного пути, да и неизвестны итоги стрельбы. Первой финиширует команда, <во главе которой офицер Попов. Десять километров она прошла за 1 час 3 минуты. Это— хо рошее время. Однако состав патруля очень плохо использовал в состязании свое оружие. Со стрельбища сообщили, что команда имеет всего лишь восемь попада ний. 12 пуль прошли мимо мишени. За 'это коллектив получил 18 минут штрафа. В результате пройденное время составило уже 1 час 21 минуту. Стрельба подвела! Вскоре пришел патруль младшего лей тенанта Юрьева. Его время на несколько минут хуже, чем у первой команды, зато лыжники хорошо показали себя на линии огня. Из 20 возможных они выбили 16 очков. Это— -неплохой» результат. Руководи тели физической подготовки этой части правильно делали, что наряду с развер тыванием лыжного спорта усиленно и систематически тренировали людей в стрельбе. Военный моряк-лыжппк обязан в совершенстве знать военную специаль ность. Метко стрелять, мастерски вести штыковой бой — необходимые качества нашего бойца. П эти качества следует всячески ему прививать. К сожалению, об этом кое-где забывают. П это наглядно показа,™ сегодняшние со ревнования. Разве можно считать норма» ним, когда некоторые лучшие лыжники Флота па стрельбище оказываются беспо мощными, не могут поразить мишень, на ходящуюся всего лишь в ста метраа? Вот в быстром темпе идет состав па труля капитана Ежова. Он показывает в беге блестящее время. Но когда команда занимает огневой рубеж, стрельба ведется беспорядочно, суетливо. Пули с визгом летят мимо целей. И вот результат: 6 по паданий пз 20 выстрелов. Еще хуже показала себя команда, где инструктором физкультуры тов. Симонов. Она поразила мишени всего лишь двумя НА Д Л И Н Н О Й Д И С Т А Н Ц И И Хороший лед на катке радует конь кобежцев. Три тысячи метров — это немалая дистанция. Надо пройти 12 кругов, каждый по 250 метро®. Здесь не возьмешь спрнетерским рывком — нужны большая затрата физической силы, умение правильно распределить ее на всем пути. И только в нужный момент, почти перед самым финишем, опытный бепун делает бросок — стремительно и резко заканчивает бег. Один из лучших спортсменов, участ ник 13-й зимней спартакиады Анатолий Дьяконо*. 20 километров он прошел на лыжах з а 1 час 43 минуты. . | . Фото М. Бугакова. патронами. 27 штрафных минут начисли ли за этот промах коллективу. Можно ли гонорить после этого о каких-либо поло жительных результатах? Конечно, нет. И команда, естественно, оказалась на по следнем месте Падо полагать, что и Си монов, и другие товарищи, ведающие фи зической подготовкой в части, учтут этот серьезный провал команды. Физкультура и спорт — не самоцель, а средство, спо собствующее повышению боевой готовно сти* наших воинов. 05 этой истине надо всегда помнить. Победителем в беге патрулей вышла команда младшего лейтенанта Юрьева. На втором месте — коллектив Н-ской базы, и па третьем — группа старшего лейте нанта Москвипа. Победительницы в женской эстафете. НА СНИМКЕ: (слева направо) Любовь Мене ва, Сера Горевая н Антонина Августинович. Фото М. Бутакова. Ll-p-Jrtu AMu'jAA. и И К У Л й И >1ло*»лев — победитель в слаломе. Фото Н. Дежина. Как и в прошлые дни, в первюй паре идут два лучших скоростника — Ча лых н Прорван. Вот онп ушли на пер вый круг. Бегут длинным, раскатистым шагом, низко нагнув корпус вперед. Прой дено четыре круга. Прорвип, молодой и не совсем еще опытный спортсмен, как его соперник, пытается вырваться вперед. Ры нок— и он уходит на десятки метров. Но Чалых уверенно «достает» Прорвина и идет рядом с ним. Так они в быстром темпе проходят еще несколько кругов — рядом, плечом к плечу. Фигуры конькобеж цев как бы срослись вместе и кажется, что бежит один спортсмен... Однако моло дой конькобежец не оставляет своей на дежды уитн от лейтенанта хотя бы на песколько метров. ...Так, вместе, они подходят к последне му, 12 кругу. Кто же ®ырвется вперед, кто первый достпгпет желанного финиша? И тут Чалых делает то, что пытался не сколько минут тому назад сделать его «противник». Резким броском он па ви раже обходит Прорвина, имея в запасе около ста метров. Фппнш. Стоп! Судья засекает время — бмпнут 41,8 секуцды. Прорвпн, отстав ший от него почти на полкруга, проходит дистанцию за 6 минут 50 секунд. Таким образом, оп завоевывает второе место. Старшина 1 статьп Фильчаков оказзлсяна третьем месте. Его время — 7 минут 42,5 секунды. В ТО РОЙ М А ТЧ ХОККЕИ СТОВ Вчера па местном катке состоялась вторая официальная встреча между хок кейными командами, борющимися за пер венство на флотской спартакиаде. На ле дяном поле — пгрокп капитанов команд Воробьева и Осипцева». Первые пграют в серых костюмах, вторые — в желтых. Команда Воробьева позавчера потерпела поражение. Из результатов первой игры она сделала для себя вывод — играть коллективом, меньше заниматься обвод кой. Первые атаки команда проводит ус пешно. Опа то п дело прорывается к во ротам «противника», чаще п точнее посы лает мяч. Однако н соперник у ппх сегод ня .куда серьезнее и энергичнее. ...Вот у ворот «серых» свалка, кто-то нарушил правило игры. Судья назначает штрафной удар. Игроки этой команды вста ют вплотную друг к другу, стараются на глухо закрыть свои ворота. Попробуй про бей эту «живую стену»! Бьет левый защитник Андреев. Это рас четливый, опытный хоккеист. Быстро взглянув вперед, он точно оценивает об становку и сильно бьет в направлении совершенно ничтожного просвета между игроками, образовавшими «степу». Мяч влетает в сетку ворот. Зрители одобри тельно приветствуют этот мастерский удар Андреева. Это было на 25-й минуте. А еще через 7 мипут полусреднпй— Антонов увеличи вает счет до 2:0. Вскоре усилия комапды Воробьева увенчиваются успехом. Хорошо завершив комбинацию, они проводят ответ- пый мяч в ворота «противника». Все активнее и энергичнее атакуются ворота хоккеистов Воробьева во второй по ловине игры. Быстрый, вездесущий Швип- дерман все чаще и чаще прорывается к штрафной линии. Вот он обвел трех игро ков и подал мяч Антонову. Тот сходу за гоняет мяч в сетку. Через несколько ми нут он же забивает еще одмн гол. Счет 4:1. До конца игры остается 18 минут. За это время хоккеисты Осинцева, реализуя свое явное преимущество, заби вают еще три мяча, пропустив в свои во рота только один. Игра заканчивается с внушительным счетом — 7:2 i пользу команды, где капитаном Осинцев. Майор Н. ДЕЖИН, Старший лейтенант Л. ШАХНОВСКИЙ. Как хороша Москва! (Рассказ отпускника) — Посчастливилось мне, товарищи, побывать в любимой столице нашей Ро дины— Москве, — начал свой рассказ прибывший нз краткосрочного отпуска старшина 2 статьп Михаил Розов.— В это время столица отмечала столетие «Мани феста Коммунистической партии». — Хороша и прекрасна Москва! Мне захотелось как можно больше увидеть л услышать е жизни столицы. ...Вот я с несколькими товарищами и экскурсоводем на Красной плошадп. В центре ее-^памятник борцам за освобож дение русской земли Минину и Пожарско му. Осмотрев его, мы направились в Центральный музей Владимира Ильича Ленина. ...Когда мы были у мавзолея В. И. Лешина, из остановившейся около него автомашины вышли два пожилых человека. Наш экскурсовед сказал, указы вая на одного нз них: — Это, товаржши, внук Карла Маркса — французский пггрнет доктор Эдгар Лонге, приехавши! в Москву на праздно вание столетия «Манифеста Коммунисти ческой партии». Много интересного рассказал тов. Р#зов о метро, о Москва-реке, еб исторических памятниках. В конце своего рассказа отпускник по советовал матросам: — Еслп будете в Москве, обязательно сходите на экскурсия. Как хороша Москва! Старшина 2 статьи КУДЯВНИН. Любовь к книге Вечером, когда кончается боевая учеба, матросы нашего корабля собираются в ком нате политпросветработы. К их услугам книги, газеты, шахматы. В корабельной библиотеке, которая находится в комнате политпросветработы, можно получить та кие интересные книги, как «Война и мир» Толстого, «Порт-Артур» Степапова и дру гие. Библиотекарь стзршина 2 статьи Хай- руллин с любовью относится к своим обя занностям. Он заботится о том, чтобы биб лиотека пополнялась свежей литературой. Недавно библиотекарь получил мпого ин тересных книг, среди которых «Повесть о настоящем человеке» Полевого, «Моло дая гвардия» Фадеева и другие. Матросы с увлечением читают эти про изведения. По книге «Повесть о настоящем человеке» у пас был проведен литератур ный вечер. Старшины 2 статьи Абраменко, Каширин, Евдокимов подробно обрисовали героя повести, рассказали, каков большое значеппе имеет эта книга для воепптаппя молодежи. Старший матрос И. ПОЧЕПКО. ПЕРВЫЕ РУССКИЕ КРУГОСВЕТНЫЕ МОРЕПЛАВАТЕЛЮ Заботливый содержатель Старший матрос Кузнецов в нашей части служит четвертый год. За время своей службы он имеет 14 поощрений. За отлич- пое знание специальности и высокую дис циплинированность в прошлом году прика зом командира части ему было присвоено очерёдное воинское звание — старший ма трос. Вскоре Кузнецов был назначен со держателем. Осенью в часть привезли овощи. Погода как раз стояла дождливая, и овощи могли испортиться. Не считаясь со временем и отдыхом, Кузнецов постоянно наблюдал па порученным хранилищем. Много раз была произведена переборка, в результате чего овощи были сохрапены от порчи, личный состав обеспечен доброкачественными ово щами. Старший матрос Кузнецов является пе только хорошим заботливым хозяйственни ком, но п отличником боевой и полити ческой подготовки. Старший матрос М. ЛОГИНОВ. В свет вышло первое советское издание книги Ю. Ф. Лпсянского «Путешествие вокруг света па корабле «Нева» в 1803— 1806 годах». Этот труд прославленного русского мореплавателя был раньше издан только один раз — в 1812 году. В первой половипе XIX века Россия за нимала ведущую роль в проведении круго светных путешествий, исследований морей и океанов. Переходом кораблей «Падежда» и «Нева» под командованием капитан-лей тенантов И. Ф. Крузенштерна п 10. Ф. Лпсянского началась эпоха замечательных русских кругосветных экспедиций: В. Го ловнина, 0. Коцебу, Ф. Велингсгаузена, М. Лазарева, Ф. Литке, В. Хромченко, 3. ПонаФидина, М. Станюковича и других мореплавателей. В память об этих дальних вояжах на географических картах остались русские названия: остров Лпсянского к се- перо-западу от Гавайского архипелага, острова Бородино, Смоленск, Завадовского и Земля Петра Первого в Антарктике, острова Суворова. Кутузова и Лазарева между Новой Зеландией и Таити, мыс Го ловнина в Северной Америке. Русские корабли ходили из Кронштадта через Атлантический и Тихий океаны, ми мо мысов Доброй Надежды и Горна на Кам чатку, к северо-западным берегам Амери ки, где на Аляске и Алеутских островах находились иоселения, основанные нашими промышленниками и моряками. На Тихом океане большую деятельность развернула Россдиско-Американская компания. Остро ва Кадьяк и Баранова (Ситха) были глав ными центрами русских владений. Отсюда на судах собственной постройки русские моряки ходили в Калифорнию, Чили, Ка наду, Китай, на Гавайские и Филиппин ские острова, посещали гавани Русской Америки — Форт Росс, Капитанскую, Пав ловскую, Георгиевскую. Автор рецензируемой книги Юрий Федо рович Лнсяпскпй получил морские образование, много плавал, бывал в Севсрпой Америке, Южной Африке, Мндии. Современники характеризовали его, как человека «беспристрастного... усердного к общей пользе... имевшего как о морях... так и о морской астрономии достаточные по- знанпя». Когда он принял «Неву», то имел чин капитан-лейтенанта и участвовал до этого в восемнадцати морских походах. «Нева» была небольшим кораблем во доизмещением в 350 тонн. Его команда со стояла пз русских матросов-доброволь- цев, раныпе пикогда не участвовавших в дальних плавапиях. В те времена наши кораблп не спускались южнее Северного тропика. Лисянский верил в неисчерпаемые силы русского человека и категорически отклонил предложение взягь в рейс ино странных моряков. Когда после первою я:есткого шторма в Северном море па русник успешно и без повреждений дошел До Фальмутл>, Лнсянскпй «...весьма радо вался, что нашел свопх матросов... ис кусными и расторопными». История первого русского кругосветно го плазанпя, продолжавшегося более трех лет, ярко дапа в книге Лисяпского. Оп выразительным языком (рассказывает день за дпем о плавании «Невы» и ее спутнике — корабле «Надежда», на .кото рое находился И. Ф. Крузенштерн. Во время первого русского кругосвет ного путешествия моряки вели промеры океана, изучали морские течения, темпера туру и плотность воды на разных глубп- пах, исправляли и дополняли существую щие морские карты, описывали малоизвест ные острова, экономику и быт пх населе ние. Русские моряки положили начало йо гой науке — океанографии, внесли цея- пы!т вклад в этнографию. Уже у Канарских островов — «ворот Европы» Лнсянскпй писал: «Долгом себе поставлю заметить, что вид острова Тене- *) Ю. Ф. Лисянский «Путешествие во круг света на корабле «Нева» в 1803 — 1806 гг.». 1 1 рифа с северной стороны, находящийся в Ост-Инднйскем английском атласе, весь ма не походит на действительный, а пото му и прилагаю своё к карте земного шара». В своей книге Лисянский приво дит немало практических указаний буду щим русским мореплавателям вокруг света. 26 ноября 1803 года русские корабли впервые в истории нашего флота пересек- лп экватор. Посетив Маркизские, Ва- шингтоповые, Гавайские и Алеутские острова, автор сделал много ценных наблю дений о жизни народов северной части Тихого океана. «Пева» доставила в Рос сию богатейшие этнографические коллек ции. У Гавайских островов парусники «На-, д^жда» и «Нева» расстались. П. Ф. Кру зенштерн направился к берегам Японии, а 10. Ф. Лисянский проложил курс своего корабля па северо-запад, к острову Кадь як, где находилась главная контора Рос сийско-Американской компании. «Наст)-, пила мрачная погода... Мы находились в совершенно холодном климате... Впрочем, эти неприятные обстоятельства облегча лись тем, что мы довольно скоро при ближались к месту, которое было преде лом половины нашего путешествия. 10 июля 1801 года жители острова Кадьяк радостно встретили прибытие «Невы» из далекой Балтики. Они обни мали офицеров и матросов, расспрашивали о России. «Неву» приветствовали 11 пу- шечными выстрелами. «Каждый может себе вообразить, — пишет Лисянский, — с каким чувством надлежало мне принять это поздравление, видя, что я первый из русских, предпри няв столь трудпый и дальний путь, до стиг места своего назначения». «Нева» продолжительное время нахо дилась У островов Русской Америки. Мо ряки помогали жителям русских поселе ний, производили опись островов. Здесь мм пришлось столкнуться с хищническими действиями американских и английских китобоев и промышлепников, которые подстрекали индейские племена к напа дению па русских. «По проливам ежегодг но ходят суда Американских Соединен- ... ных Штатов и меняют там ружья, порох и и прочие военные материалы...» Однажды «Нева» оказалась вблизи по селка, населенного индейцами. Моряки увидели множество ребят и старух полу мертвых от голода. «Желая, сколько возможно, облегчить их бедствепную участь, — вспоминает Лисянский, — я отдал им всю бывшую тогда со мною сушеную рыбу. Жители, исполненные живейшей благодарностью, выбежав из своих хижин... произносили многократно слово «ладно», что означает здесь гораз до больше, нежели спасибо». ...Возвращаясь из Тихого океана па Балтику, парусник «Пева» совершил вы дающийся переход из Кантона до берегов Англии. Пять месяцев небольшой ко рабль находился в открытом море, не за ходя в промежуточные гавани, боролся со штормами, прошел через опасный, тогда еще неизвестпый для русских мо ряков Зондский пролив. Этот переход показал всему миру, ка кими прекрасными качествами обла дают наши мореплаватели. В своей книге Лисянский пишет: «Еще пи один, подобный нам, морепла ватель не отважился па такой далекий путь, не заходя куда-либо для отдыха. К этому смелому подвигу меня побуждало также и само желание моих подчинен ных... иметь случай доказать свету, что мы заслуживаем в полной мере ту дове ренность, какую оказало нам отечество...» Книга 10. Ф. Лисяпского правдиво изо бражает трудности первого русского кру госветного путешествия, раскрывает ве личие и благородство души русских мо ряков. Она имеет огромное значение для читателей-моряков, воспитывая их на л у чш и х традициях нашего Флота. Г. БРЕГМАН. А положение нисколько не изменилось... В газете «На страже Заполярья» от 29 февраля была помещена корреспонден ция о плохой работе отделения тыла, где начальником офицер Хоботов. После этого положение нисколько пе изменилось. Гру бость по отношению к .командирам кораб лей и частей со стодопы начальников от делов не изжита. Попрежнему в днп, когда нужпо полу чать довольствие, начальники отделов под разными предлогами срывают его выдачу. То они куда-то отлучаются, то отсут ствуют кладовщики. В отпускные дни десятки баталеров с кораблей и частей бесцельно ждут отпуска материалов. Экипаж корабля испытывает большую нужду в посуде, но отделение тыла не счи тает нужным удовлетворить потребность моряков. Давно негодная посуда списана, что оформлено соответствующими актами, а тыл попрежнему считает ее з наличии. Дошло дело до того, что на камбузе неделями подавать заявки. А транспорт вместо положенных кухонных ножей нужен всего лишь па 2— 3 часа. используются перочинные. Но и это мало : обеспечен личный состав обмуцдж- бсспокоит тт. Хооотова и Осорина. Негодное обмундирование длительное время пе могут принять па склады, ссы лаясь лд отсутствие помещений. В то же время на кораблях образуются залежи об мундирования. Чтобы получить в отделе тыла тран спорт для нужд частей, нужно целыми рованнем больших ростов, хотя все заявки были поданы своевременно. Бюрократизм п волокита слишком уко ренились в отделе тыла, который возглав ляет офицер Хоботов. Капитан-лейтенант Н. МЕНЬШИКОВ. ОТ РЕДАКЦИИ Работа тыла, где начальником офицер Хоботов, неодноюратно подвергалась критик» в печати. Однако тов. Хоботов не считает нужным откликнуться на сигналы печати, сообщать, какие меры он принимает для искоренения недостат ков в работе тыла. Молчание тов. Хоботова можно об’ясннть только его неправильным, не партийным отношением к выступлениям печати, к большевистской критике. Критика, как это впдно нз публикуемого сегодня письма, проходит мимо внимания тов. Хоботова. Редакция надеется, что в работе отделения тыла, руководимого тов. Хоботовым, будет наведен порядок. *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz