На страже Заполярья. 1948 год. Март.

2 4 А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 14 марта 1548 гм f t 61 (3057), З а с е д а н и е В е р х о в н о г о Со в е т а Р СФС Р О государственном бюджете РСФСР на 1948 го Доклад Министра финансов РСФСР депутата А. М. САФРОНОВА Расходы государственного бюджета Товарэтш депутаты! Наша страна всту­ пила в третий решающий год послевоенной сталинской пятилетки. В 1948 году должен быть значительно превзойден уровень 1940 года по валовой промышленной продукции, должно быть обеспечено дальнейшее повы­ шение производительности труда и улуч­ шение качества выпускаемой продукции. Перед социалистическим сельским хозяй­ ством поставлена задача превзоитп в 1948 году довоенный уровень урожайности по основным сельскохозяйственным культу­ рам и повысить темпы развитая животно­ водства. На всех участках социалистиче­ ского строительства нынешний год должен стать годом новых успехов. Российской Федерации принадлежит исключительно важная роль в разрешении крупнейших народно-хозяйственных задач третьего года послевоенной пятилетки. Рабочие и работницы, колхозники и кол­ хозницы, интеллигенция нашей страны са­ моотверженно борются за выполнение пя­ тилетки в четыре года. Советские люди умело используют внутренние производст­ венные резервы, систематически повышают производительность труда. Во всенародной борьбе за осуществление предначертаний товарища Сталина находит свое выражение несокрушимое морально- политическое единство советского общества, проявляются преимущества советской де­ мократии. Прошедшие выборы в местные Советы депутатов трудящихся явились повой демонстрацией монолитности совет­ ского народа, его сплоченности вокруг пар­ тии Ленина — Сталина и Советского пра­ вительства. Проведенная в нашей стране денежная реформа и отмена карточек на продоволь- ственные и промышленные товары способ­ ствуют дальнейшему под'ему экономиче­ ской мощи Советского государства, повы­ шению благосостояния народа. Советский народ полон творческих сил и неиссякаемой энергии. Всемерно исполь­ зуя преимущества советского общественно­ го и государственного строя, наш народ, тесно сплоченный вокруг большевистской партпп, уверенно идет под гениальным во­ дительством товарища Сталина к победе коммунизма! Госу. ар тзенный бюджет РСФ1Р ка 1848 год За первые два года послевоенной пяти­ летки русский народ вместе с другими братским*’ народами Советского Союза до­ стиг серьезных успехов в ликвидации последствий небывало тяжелой войны, в дальнейшем развитии народного хозяйства. Государственная промышленность и про­ мысловая кооперация РСФСР перевыполни­ ли план двух первых лет послевоенной пя­ тилетки. Темпы промышленного производ­ ства возрастали из квартала в квартал. В последней четверти прошлого года промыш­ ленность и промысловая кооперация до­ стигли средне-квартального уровня про­ мышленного производства 1940 года. Успешно восстанавливалось и развива­ лось и сельское хозяйство пашей респуб­ лики. Несмотря на тяжелые последствия войны, а также на трудности, вызванные засухой 1946 года, колхозы п совхозы, осуществляя решения февральского Плену­ ма ЦК ВЕП(б), в 1947 году расширили посевные площади, добились значительного повышения урожайности зерновых и тех­ нических культур, увеличили поголовье скота, полностью выполнили план хлебоза­ готовок. В 1947 году Российская республика достигла также серьезных успехов и в об­ ласти культурного строительства. Число учащихся в школах возросло в 1947 году на 389 тысяч и в высших учебных заве­ дениях — на 11,5 тысячи человек. Рас­ ширила :ь сеть культурно-просветитель­ ных учреждении. Достижения в народном хозяйстве РСФСР оказали благоприятное влияние на исполнение государственного бюджета 1947 года и создали условия для роста бюджета в 1948 готу. По предварительным данным, бюджет РСФСР за прошлый год выполнен по доходам в сумме 47 миллиардов 199 миллионов руб., пли на 102,3 проц., п по расходам — в сумме 46 миллиардов 144 млн. руб., т. е. на 100,1 проп. Пре­ вышение доходов над расходами составило 1 миллиард 55 миллионов рублей. Проект государственного бюджета Рос­ сийской Советской Федеративной Социали­ стической Республики па 1948 год вносит­ ся Советом Министров РСФСР на рассмот­ рение и утверждение Верховного Совета по доходам в сумме 49 миллиардов 420 миллионов руб. и по расходам в сум­ ме 49 миллиардов 182 миллиона руб., с превышением доходов пад расходами на 238 млп. руб. Проект бюджета полностью отвечает задачам, стояшпм перед респуб­ ликой в третьем году послевоенной ста­ линской пятилетки. Доходы бюджета увеличиваются против прошлого года па 3. миллиарда 283 млп. рублей и расходы на 3 миллиарда 77 млн. руб. По сравнению с довоенным 1940 го­ дом общий об’ем государственного бюджета возрастает почти в два раза. Такое увели­ чение бюджета свидетельствует о нара­ стающей мошп советской э ко н ом и ки , о прочности советских фипапсов и непрерыв­ ном под'еме хозяйства и культуры всех на­ родов многонациональной Российской Фс- терацпп. Доходы государстве н т бюджета Доходы государствеппого бюджета | к поступлению в следующих елм по отдельным источникам намечаются мах: Отчисление от налога с оборота Отчисление от прибылей госу­ дарственных предприятий Подоходный налог и другие на­ логи с предприятий и органи­ заций Отчисление от государствен­ ных налогов с населения Местные налоги и сборы Отчисление от государственных займов Средства государственного со­ циального страхования Прочие поступления (В млн. рублей) 15.029 5.992 2.060 9.830 3.930 5.900 3.472 3.207 Всего доходов: Большой рост поступлений предусматри­ вается по отчислениям от прибылей госу­ дарственных предприятий республиканско­ го и местного подчинения и по подоходному налогу, взимаемому с прибылей коопера- 49.420 цпп. Увеличение этих доходов в бюджете основывается, прежде всего, на расшире­ нии производства п товарооборота, на снижении себестоимости продукции и из­ держек обращения. 81.5 проц. Резко ухудшили свою работу предприятия Министерства мясной и мо­ лочной промышленности РСФСР. Не спра- видась с январским заданием кооператив­ ная промышленность. В условиях широкой советской торговли непреложным законом должно стать выпол­ нение плана каждым предприятием по всей установленной номенклатуре товаров. В прошлом году многие хозяйственные ру­ ководители ие обращали достаточного вни­ мания на выполнение плана по ассорти­ менту. Только этим можно об’яснить тот факт, что местная промышленность из 12 2 планируемых изделий не выполнила задания по 54 изделиям, а промысловая кооперация из 158 изделий — по 67. В результате ими недодано на десятки мил­ лионов рублей необходимых населению то­ варов — одежды, обуви, предметов домаш­ него обихода. Нельзя допускать такого по­ ложения в 1948 году. Серьезной задачей хозяйственников яв­ ляется улучшение качества товаров. Поку­ патель вправе требовать, чтобы ему за полноценный рубль был дан хороший то­ вар. Однако имеются предприятия, кото­ рые продолжают выпускать недоброкачест­ венную продукцию. Естественно, что такая продукция не находит спроса. Многие руководители торговых организа­ ций не учлп коренных изменений условий торговли, еще не отказались от методов распределения товаров, пренебрегают за­ просами населения, не заботятся о расши­ рении ассортимента товаров, несвоевремен­ но завозят их в торговую сеть. В Иванов­ ской области, например, на сбытовых базах промышленности и на складах торгующих организаций в январе и феврале находи­ лось большое количество таких товаров, как оконное стекло, кровельное железо, посуда, мыло, спички, табак, кондитер­ ские изделия. В торговой же сети, особен­ но в сети потребительской кооперации на с рло , многих из перечисленных товаров* в продаже не было. * Приведу другие примеры. В магазине Андреевского сельского потребительского общества в Смоленской области в япваре не торговали солыо, хотя на складе сель­ по соль имелась в избытке. В магазине Судпславского райпотребсоюза в Костром­ ской области в продаже не было посуды, путовпц, иголок, в то время как эти това­ ры имелись на складе райпотребсоюза в достаточном количестве. Неудивительно, что такие торговые организации не выпол­ няют плапа товарооборота, а бюджет недо­ получает намеченных доходов. Такая прак­ тика торговли на селе свидетельствует о том, что Центросоюз недостаточно руково­ дит деятельностью своей сети. Президиуму Центросоюза следует обратить на это вни­ мание. Министерство торговли РСФСР и Цент­ росоюз слабо борются с пренебрежитель­ ным отношением многих торговых работни­ ков к обеспечению магазинов широким ас­ сортиментом товаров, необходимых населе­ нию. Недостаточно требовательны Мини­ стерство и Центросоюз к промышленным предприятиям, слабо добиваются повыше­ ния качества и расширения ассортимента товаров широкого потребления. Необходимо устранить эти недостатки. Исполнительным комитетам Советов де­ путатов трудящихся необходимо усилить свою роль в борьбе за дальнейшее раз­ вертывание и повышение культуры совет­ ской торговли. Одппм пз условий полного поступления налога с оборота является строжайшее соблюдение всеми предприятиями и хозяй­ ственными организациями государственной платежной дисциплины. Между тем нару­ шения платежной дисциплины имеют ме­ сто. Некоторые нарушения носят при этом явно антигосударственный характер. Так, директор Торопецкого мясокомбината треста «Росглавмясо» Чпков укрывал размеры облагаемого оборота и ежемесячно незакон­ но задерживал сотни тысяч рублей налога. Директор Симферопольского ппвовар;шнзго завода «Росглавпиво» Беликов вдвое зани­ жал платежи в бюджет. Эти факты говорят о серьезных упуще­ ниях в работе финансовых органов, на что совершенно справедливо указывалось па IV сессии Верховного Совета СССР. Особен­ но серьезные недостатки в работе по взи­ манию налога с оборота допущены финан­ совыми органами Тюменской области (за­ ведующий облфпнотделом тов. Замэраев\ автономной республики Коми (Министр финансов тов. Шарапов) и Удмуртской автономной республики (Министр финан­ сов тов. Сандаков). Интересы народного хозяйства требуют, чтобы работники финансовых органов на местах навели должный порядок в этом важном деле. Финансовые органы обязаны повседневно контролировать деятельность хозяйственников с тем, чтобы обязательст­ ва перед государством выполнялись неукоснительно. Поступления в бюджет по отчислениям от прибылей государственных предприятий установлены на 1 миллиард 117 млн. руб. больше суммы, утвержденной в прошлом году. Республиканская и местная промышлен­ ность в целом выполнили в 1947 году производственный план и свои обязатель­ ства по отчислениям от прибылей. Однако Министерство мясной и молочной промыш­ ленности РСФСР (Министр тов. Воробьев), из-за плохой работы многих предприятий недодало в бюджет свыше 20 миллионов рублей. Общая сумма потерь от бесхозяй­ ственности па предприятиях этого Мини­ стерства за 9 месяцев составила 20 млн. руб. Это говорит о том, что работники Ми­ нистерства мясной и молочной пормышлеп- ностп пе принимают должных мер к лик­ видации потерь п убытков, не борются за повышение рентабельности предприятий. Министерство лесной промышленности РСФСР в 1947 году несколько улучшило свою работу, но и здесь еще имеются серьезные упущения. Передвижные элект­ ростанции,* электропилы, мотовозы, трак­ торы и другие механизмы во многих лес­ промхозах использовались неудовлетвори­ тельно. Автомашины и конный транспорт около трети рабочего времени простояли без дела. Чтобы успешно выполнить план третьего года послевоенпой пятилетки, партия и правительство требуют от нас всемерно использовать имеющиеся резервы, совер­ шенствовать организацию труда и техно­ логию, экономно расходовать сырье, мате­ риалы, топливо, электроэнергию, ликвиди­ ровать брак н другие потери в производст­ ве, решительно сокращать накладные pic- ходы. Умелая мобилизация внутренних резер­ вов дает большие результаты. 05 этом го­ ворит опыт многих предприятий. Взять, папример. Ленинградскую суконную фаб­ рику Министр.лства текстильной промыш­ ленности РСФСР. Улучшив уход за обору­ дованием п усилив контроль за технологи­ ческим процессом, фабрика сэкономила в прошлом году 14.200 килограммов пряжи, ^то позволило выработать дополнительно 18 тысяч метров ткани и увеличить на­ копления па полтора миллпопа рублей. В РСФСР имеется значительное количе­ ство отраслей и множество предприятий, работающих рентабельно, не прибегающих к государственной дотации. Необходимо, чтобы все предприятия Российской Федера­ ции из месяца в месяц снижали себестои­ мость продукции, улучшали техпико-эко- помические показатели, внедряли хозяйст­ венный расчет н давали государству боль­ ше накопления. Доходы бюджета от социаллстичзского v хозяйства и задача уЕвличв::ия накоплений Главными источниками доходов бюджета являются поступления от социалистическо­ го хозяйства — отчисления от налога с оборота и отчисления от прибылей госу­ дарственных предприятий. Непременным условием полного посту­ пления налога с оборота является выпол­ нение плана производства каждым пред­ приятием. Между тем, имеется еще пемало пред­ приятий, не справляющихся с производст­ венными задачами. Так, пз 90 предприя­ тий Министерства вкусовой промышленно­ сти РОФСР в прошлом году пе выполнили плана производства 22 предприятия, а из 142 предприятий Министерства текстиль­ ной промышленности РСФСР — G3 пред­ приятия. В Красноярском крае две трети районных промышленных комбинатов не справились в 1947 году с производствен­ ной программой, а часть пз них выпустила продукции даже меньше, чем в 1946 году. В Читинской области больше половины ар­ телей промысловой кооперации недовыпол­ нили производственную программу. Резко отстали от темпов роста всего народного хозяйства местная промышленность и про­ мысловая кооперация восточиых районов, особенно в Кемеровской, Курганской, Тю­ менской и Томской областях. Многие предприятия Министерства вку­ совой промышленности РСФСР и в нынетп нем году не преодолели отставания. Он ( выполнили плап за январь только n j I Поступление средств пт насе^нчч В соответствии с народно-хозяйст­ венным планом РСФСР на 1948 год бюджет предусматривает следующие расходы: На народное хозяйство В том числе; промышленность сельское п лесное хозяйство коммупально-жилищпое хозяйство На социально-культурные мероприятия В том числе: просвещение здравоохранение и физическую культуру социальное страхование п социальное обеспечение На содержание органов государственною управления н судебных органов На прочие расходы Средства, передаваемые в резервный фонд Совета Министров (В млн. руб.). 9.289 2 .992 2.221 3.093 34.570 18.791 11 .464 4.315 4.669 490 СССР 164 Всего расходов: 49.182 Финансирование наргдного хозяйства и борьба за режим экономии Перехожу к доходам, поступавшим от населения, и к вопросам укрепления пла­ тежной дисциплины. Своевременное и полное поступление налоговых платежей имеет большое значе­ ние для успешного исполнения бюджета. К сожалению, не во всех областях уделяет­ ся достаточное внимание этому важному участку финансовой работы. В Курской области (заведующий облфинотделом тов. Красавин), в Рязанской области (заведую­ щий облфинотделом тов. Едемский) и Яро­ славской области (заведующий облфинот­ делом тов. Гусев) планы по налогам в 1947 году не были выполнены. Образова­ лась большая недоимка. В отдельных райо­ нах налоговыми работниками были допу­ щены нарушения закона и растраты госу- тарственных средств. Руководители финансовых органов обя­ заны настойчиво укреплять платежную тисциплину. Необходимо потребовать от слогового аппарата точпого применения юветекпх законов при взимании налогов, полного учета плательщиков п их доходов и обеспечения своевременного выполнения каждым плательщиком обязательств перед государством. Большое значение в бюджете имеют от­ числения от Государственных займов. В прошлом году поступления по Государст­ венным займам намного превысили наме­ ренную для республики сумму. Вместе с 'тем в таких областях, как Ивановская ; (заведующий облфпнотделом тов. Зайцев), Владимирская (заведующий облфпнотделом ,тов. Концов), Астраханская (заведующий облфинотделом тов. Багмутов), часть средств по подписке не была собрана. Сле­ дует указать, что сберегательные кассы в этих областях все еще неудовлетвори­ тельно обслуживают займодержателей и вкладчиков. Надо добиться, чтобы все сбе­ регательные кассы повысили культуру в работе, улучшили обслуживание населе­ ния. Основные затраты на развитие народ­ ного хозяйства республики производятся из союзного бюджета. Расходы, преду­ сматриваемые по этой статье в бюджете РСФСР, относятся только к республи­ канскому и местному хозяйству. Исходя из установленного плана капи­ тального строительства, плана производ­ ства и товарооборота, ассигнования на на­ родное хозяйство увеличиваются против прошлого года на 131 млн. руб. На капитальное строительство намечено выделить пз бюджета 1 зоиллиард 671 млн. руЗ. Кроме того, из собственных средств хозяйственных организаций на эту цель должно быть направлено 4 1 6 'млн. рублей. Таким образом, общий размер вложений на капитальные работы составит 2 мил­ лиарда 87 млн. руб. За первые два года послевоенной пяти­ летки в РСФСР восстановлены и построены сотни промышленных и коммунальных предприятий, а также большое количество социально-культурных учреждений. После освобождения районов, опустошенных вра­ гом, построено с помощью государства свыше 885 тысяч жилых домов, в кото­ рые вселено более 4 млн. колхозников. Отмечая эти достижения, следует, одна­ ко, указать па недочеты в капитальном строительстве. Министерству мясной и молочной про­ мышленности РСФСР были выделены в прошлом году крупные средства на строи­ тельство паромехаиизнрованных маслоза­ вода . 24 таких завода должны были быть псстроепы в 1947 году. Однако Министер­ ство ие организовало по-настоящему это большое дело. Строители из Министерства проявили беспомощность, в результате 19 маслозаводов пе бттлп введены в дейст­ вие. Между тем, па ржание аппарата по строительству, работавшего в зна­ чительной мере вхолостую, затрачено не­ мало депег. На первой сессии Верховного Совета ГСФСР отмечалось, что Министерство жи­ лищно-гражданского строительства хотя и несколько расширило об’ем строительных р:бот, но установленного на 1946 год плана не выполнило. Но было обеспечепо Министерством выполнение строительной программы п в 1947 году. Ввод в действие новых строек резко отставал от выполне­ ния плана капитальных работ. Например, трест «Вязьмагорстрой» выполнил план всего на 32,4 проц., а плап ввода в дейст­ вие — только на 16,3 проц. Строительные организации Министерства не соблюдали режима экономии, нгямоверно раздули на­ кладные расходы. В итоге было допущено значительное удорожание работ. Работники Министерства свыклись с тем, что большинство трестов пз года в год срывает выполнение планов п терпит боль­ шие убытки, общая сумма которых соста­ вила за 1946 год 46.7 млн. руб. и за 1947 год — 37 млн. руб. Из всего этого следует, что Министр жи.тищпо-гражданского строительства тов. Игнатов не принял решительных мер, что­ бы положить конец бесхозяйственному ис­ пользованию государственных средств под­ чиненными ему строительными организа­ циями. Необходимо отдельно остановиться на недостатках в жилищном строительстве. Партия и правительство проявляют боль­ шую заботу об улучшении жилищных ус­ ловий трудящихся. Новый пятилетний план предусматривает дальнейшее расширение жилищного строительства. Несмотря на это, в ряде городов жилищным строитель­ ством по существу не занимаютя. Ново­ российский горисполком должен был по­ строить в 1947 году большой жилой дом, на что ему было ассигновано 1 млн. 120 тыс. руб. Из этой суммы горисполком Расходы на социально-культурные мероприятия Основное место в нашем бюджете зани­ мают расходы па народное образование, на науку, на народное здравоохранение, со­ циальное обеспечение. Расходы па социально-культурные ме­ роприятия увеличиваются против прошлого года на 2 миллиарда 794 млн. руб. Наи­ больший рост намечен по пародному обра- зованпю — на 1 миллиард 515 млн. руб. лей. « использовал только 82 тыс. руб. Томский горисполком израсходовал лишь 7 тыс. руб. из 900 тыс. руб., отпущенных ему ^ на строительство 2 4 -квартирного дома. Исполнительные комитеты Советов в этих городах не сумели рационально ис­ пользовать средства, отпущенные на жи­ лищное строительство, не проявили долж­ ной инициативы в изыскании на месте ресурсов, необходимых для строительства. Предприятия, выпускающие строительные материалы, в некоторых областях продол­ жают работать очень плохо. Нельзя мириться с такими недостатка­ ми! Установленный план капитального строительства на 1948 год должен быть полностью выполнен, причем главное вни­ мание следует сосредоточить на пусковых об’ектах. В расходовании материалов и де­ нежных средств необходим строжайший режим экономии, надо систематически снижать издержки строительства. Исполнительным комитетам Советов де­ путатов трудящихся следует уделять боль­ ше внимания и вопросам благоустройства городов и районных центров, полнее ис­ пользовать для этого важного дела местные ресурсы и инициативу трудящихся. Бюджетом предусматриваются лесигяа*.. вания в 621 млн. руб. на прирост собст­ венных оборотных средств государствен­ ных предприятий и хозяйственных орга­ низаций. Перед руководителями предприятии и хозяйственных организаций стоит задача—* всемерно ускорить оборачиваемость этих средств в целях дальнейшего расширения производства. Между тем, па многих пред­ приятиях нет еще достаточно целеустрем» ленной борьбы за ускорение оборота средств. Десятки миллионов рублей омертв­ ляются в больших запасах и з л и ш н и х , а зачастую п вовсе ненужных товаров п ма­ териалов. Па предприятиях Министерства местной промышленности таких запасов имелось на 1-е января 1948 года на 17 млп. рублей. В результате предприятия этого Министерства ощущали серьезные финансовые затруднения, что приводило к задержкам платежей в бюджет п расчетов с поставщиками и Государственным бан­ ком. Народно-хозяйственный план РСФСР нз 1948 год предусматривает дальнейший под’ем сельского хозяйства. Советское го­ сударство оказывает колхозам п совхозам большую, всестороннюю помощь н окружает почетом передовых людей — новаторов сельского хозяйства, дающих высокие уро­ жаи, присваивая им звание Героя Социа­ листического Труда, награждая орденами и медалями. Расходы па сельское хозяйство по бюд­ жету РСФСР значительно увеличиваются, в частности резко возрастают асспгнавадия на агрономическую п ветеринарную сеть. Совет Министров РСФСР принял решение организовать в нынешнем году 2 .480 но­ вых агрономических участков и 415 новых ветеринарных учреждений. Почти в три раза увеличены ассигнования на выдачу премий агрономам и ветеринарному персо­ налу за выполнение планов урожайности, под’ема и обработки паров и вспашки зя­ би, за выполнение и перевыполнение пла­ нов по животноводству. Крупный рост ас­ сигнований предусмотрен также по совхо­ зам, в особенности на увеличение парка тракторов и сельскохозяйственных машин. Колхозники и работники совхозов долж­ ны приложить все усилия к тому, чтобы провести сельскохозяйственные работы в нынешнем году в сжатые сроки, па высо­ ком агротехническом уровне и на этой ос­ нове добиться более богатого урожая н своевременно выполнить всо обязательства перед государством. (Окончание см. на 3 стр.)г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz