На страже Заполярья. 1948 год. Март.
2 4 А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 14 марта 1548 гм f t 61 (3057), З а с е д а н и е В е р х о в н о г о Со в е т а Р СФС Р О государственном бюджете РСФСР на 1948 го Доклад Министра финансов РСФСР депутата А. М. САФРОНОВА Расходы государственного бюджета Товарэтш депутаты! Наша страна всту пила в третий решающий год послевоенной сталинской пятилетки. В 1948 году должен быть значительно превзойден уровень 1940 года по валовой промышленной продукции, должно быть обеспечено дальнейшее повы шение производительности труда и улуч шение качества выпускаемой продукции. Перед социалистическим сельским хозяй ством поставлена задача превзоитп в 1948 году довоенный уровень урожайности по основным сельскохозяйственным культу рам и повысить темпы развитая животно водства. На всех участках социалистиче ского строительства нынешний год должен стать годом новых успехов. Российской Федерации принадлежит исключительно важная роль в разрешении крупнейших народно-хозяйственных задач третьего года послевоенной пятилетки. Рабочие и работницы, колхозники и кол хозницы, интеллигенция нашей страны са моотверженно борются за выполнение пя тилетки в четыре года. Советские люди умело используют внутренние производст венные резервы, систематически повышают производительность труда. Во всенародной борьбе за осуществление предначертаний товарища Сталина находит свое выражение несокрушимое морально- политическое единство советского общества, проявляются преимущества советской де мократии. Прошедшие выборы в местные Советы депутатов трудящихся явились повой демонстрацией монолитности совет ского народа, его сплоченности вокруг пар тии Ленина — Сталина и Советского пра вительства. Проведенная в нашей стране денежная реформа и отмена карточек на продоволь- ственные и промышленные товары способ ствуют дальнейшему под'ему экономиче ской мощи Советского государства, повы шению благосостояния народа. Советский народ полон творческих сил и неиссякаемой энергии. Всемерно исполь зуя преимущества советского общественно го и государственного строя, наш народ, тесно сплоченный вокруг большевистской партпп, уверенно идет под гениальным во дительством товарища Сталина к победе коммунизма! Госу. ар тзенный бюджет РСФ1Р ка 1848 год За первые два года послевоенной пяти летки русский народ вместе с другими братским*’ народами Советского Союза до стиг серьезных успехов в ликвидации последствий небывало тяжелой войны, в дальнейшем развитии народного хозяйства. Государственная промышленность и про мысловая кооперация РСФСР перевыполни ли план двух первых лет послевоенной пя тилетки. Темпы промышленного производ ства возрастали из квартала в квартал. В последней четверти прошлого года промыш ленность и промысловая кооперация до стигли средне-квартального уровня про мышленного производства 1940 года. Успешно восстанавливалось и развива лось и сельское хозяйство пашей респуб лики. Несмотря на тяжелые последствия войны, а также на трудности, вызванные засухой 1946 года, колхозы п совхозы, осуществляя решения февральского Плену ма ЦК ВЕП(б), в 1947 году расширили посевные площади, добились значительного повышения урожайности зерновых и тех нических культур, увеличили поголовье скота, полностью выполнили план хлебоза готовок. В 1947 году Российская республика достигла также серьезных успехов и в об ласти культурного строительства. Число учащихся в школах возросло в 1947 году на 389 тысяч и в высших учебных заве дениях — на 11,5 тысячи человек. Рас ширила :ь сеть культурно-просветитель ных учреждении. Достижения в народном хозяйстве РСФСР оказали благоприятное влияние на исполнение государственного бюджета 1947 года и создали условия для роста бюджета в 1948 готу. По предварительным данным, бюджет РСФСР за прошлый год выполнен по доходам в сумме 47 миллиардов 199 миллионов руб., пли на 102,3 проц., п по расходам — в сумме 46 миллиардов 144 млн. руб., т. е. на 100,1 проп. Пре вышение доходов над расходами составило 1 миллиард 55 миллионов рублей. Проект государственного бюджета Рос сийской Советской Федеративной Социали стической Республики па 1948 год вносит ся Советом Министров РСФСР на рассмот рение и утверждение Верховного Совета по доходам в сумме 49 миллиардов 420 миллионов руб. и по расходам в сум ме 49 миллиардов 182 миллиона руб., с превышением доходов пад расходами на 238 млп. руб. Проект бюджета полностью отвечает задачам, стояшпм перед респуб ликой в третьем году послевоенной ста линской пятилетки. Доходы бюджета увеличиваются против прошлого года па 3. миллиарда 283 млп. рублей и расходы на 3 миллиарда 77 млн. руб. По сравнению с довоенным 1940 го дом общий об’ем государственного бюджета возрастает почти в два раза. Такое увели чение бюджета свидетельствует о нара стающей мошп советской э ко н ом и ки , о прочности советских фипапсов и непрерыв ном под'еме хозяйства и культуры всех на родов многонациональной Российской Фс- терацпп. Доходы государстве н т бюджета Доходы государствеппого бюджета | к поступлению в следующих елм по отдельным источникам намечаются мах: Отчисление от налога с оборота Отчисление от прибылей госу дарственных предприятий Подоходный налог и другие на логи с предприятий и органи заций Отчисление от государствен ных налогов с населения Местные налоги и сборы Отчисление от государственных займов Средства государственного со циального страхования Прочие поступления (В млн. рублей) 15.029 5.992 2.060 9.830 3.930 5.900 3.472 3.207 Всего доходов: Большой рост поступлений предусматри вается по отчислениям от прибылей госу дарственных предприятий республиканско го и местного подчинения и по подоходному налогу, взимаемому с прибылей коопера- 49.420 цпп. Увеличение этих доходов в бюджете основывается, прежде всего, на расшире нии производства п товарооборота, на снижении себестоимости продукции и из держек обращения. 81.5 проц. Резко ухудшили свою работу предприятия Министерства мясной и мо лочной промышленности РСФСР. Не спра- видась с январским заданием кооператив ная промышленность. В условиях широкой советской торговли непреложным законом должно стать выпол нение плана каждым предприятием по всей установленной номенклатуре товаров. В прошлом году многие хозяйственные ру ководители ие обращали достаточного вни мания на выполнение плана по ассорти менту. Только этим можно об’яснить тот факт, что местная промышленность из 12 2 планируемых изделий не выполнила задания по 54 изделиям, а промысловая кооперация из 158 изделий — по 67. В результате ими недодано на десятки мил лионов рублей необходимых населению то варов — одежды, обуви, предметов домаш него обихода. Нельзя допускать такого по ложения в 1948 году. Серьезной задачей хозяйственников яв ляется улучшение качества товаров. Поку патель вправе требовать, чтобы ему за полноценный рубль был дан хороший то вар. Однако имеются предприятия, кото рые продолжают выпускать недоброкачест венную продукцию. Естественно, что такая продукция не находит спроса. Многие руководители торговых организа ций не учлп коренных изменений условий торговли, еще не отказались от методов распределения товаров, пренебрегают за просами населения, не заботятся о расши рении ассортимента товаров, несвоевремен но завозят их в торговую сеть. В Иванов ской области, например, на сбытовых базах промышленности и на складах торгующих организаций в январе и феврале находи лось большое количество таких товаров, как оконное стекло, кровельное железо, посуда, мыло, спички, табак, кондитер ские изделия. В торговой же сети, особен но в сети потребительской кооперации на с рло , многих из перечисленных товаров* в продаже не было. * Приведу другие примеры. В магазине Андреевского сельского потребительского общества в Смоленской области в япваре не торговали солыо, хотя на складе сель по соль имелась в избытке. В магазине Судпславского райпотребсоюза в Костром ской области в продаже не было посуды, путовпц, иголок, в то время как эти това ры имелись на складе райпотребсоюза в достаточном количестве. Неудивительно, что такие торговые организации не выпол няют плапа товарооборота, а бюджет недо получает намеченных доходов. Такая прак тика торговли на селе свидетельствует о том, что Центросоюз недостаточно руково дит деятельностью своей сети. Президиуму Центросоюза следует обратить на это вни мание. Министерство торговли РСФСР и Цент росоюз слабо борются с пренебрежитель ным отношением многих торговых работни ков к обеспечению магазинов широким ас сортиментом товаров, необходимых населе нию. Недостаточно требовательны Мини стерство и Центросоюз к промышленным предприятиям, слабо добиваются повыше ния качества и расширения ассортимента товаров широкого потребления. Необходимо устранить эти недостатки. Исполнительным комитетам Советов де путатов трудящихся необходимо усилить свою роль в борьбе за дальнейшее раз вертывание и повышение культуры совет ской торговли. Одппм пз условий полного поступления налога с оборота является строжайшее соблюдение всеми предприятиями и хозяй ственными организациями государственной платежной дисциплины. Между тем нару шения платежной дисциплины имеют ме сто. Некоторые нарушения носят при этом явно антигосударственный характер. Так, директор Торопецкого мясокомбината треста «Росглавмясо» Чпков укрывал размеры облагаемого оборота и ежемесячно незакон но задерживал сотни тысяч рублей налога. Директор Симферопольского ппвовар;шнзго завода «Росглавпиво» Беликов вдвое зани жал платежи в бюджет. Эти факты говорят о серьезных упуще ниях в работе финансовых органов, на что совершенно справедливо указывалось па IV сессии Верховного Совета СССР. Особен но серьезные недостатки в работе по взи манию налога с оборота допущены финан совыми органами Тюменской области (за ведующий облфпнотделом тов. Замэраев\ автономной республики Коми (Министр финансов тов. Шарапов) и Удмуртской автономной республики (Министр финан сов тов. Сандаков). Интересы народного хозяйства требуют, чтобы работники финансовых органов на местах навели должный порядок в этом важном деле. Финансовые органы обязаны повседневно контролировать деятельность хозяйственников с тем, чтобы обязательст ва перед государством выполнялись неукоснительно. Поступления в бюджет по отчислениям от прибылей государственных предприятий установлены на 1 миллиард 117 млн. руб. больше суммы, утвержденной в прошлом году. Республиканская и местная промышлен ность в целом выполнили в 1947 году производственный план и свои обязатель ства по отчислениям от прибылей. Однако Министерство мясной и молочной промыш ленности РСФСР (Министр тов. Воробьев), из-за плохой работы многих предприятий недодало в бюджет свыше 20 миллионов рублей. Общая сумма потерь от бесхозяй ственности па предприятиях этого Мини стерства за 9 месяцев составила 20 млн. руб. Это говорит о том, что работники Ми нистерства мясной и молочной пормышлеп- ностп пе принимают должных мер к лик видации потерь п убытков, не борются за повышение рентабельности предприятий. Министерство лесной промышленности РСФСР в 1947 году несколько улучшило свою работу, но и здесь еще имеются серьезные упущения. Передвижные элект ростанции,* электропилы, мотовозы, трак торы и другие механизмы во многих лес промхозах использовались неудовлетвори тельно. Автомашины и конный транспорт около трети рабочего времени простояли без дела. Чтобы успешно выполнить план третьего года послевоенпой пятилетки, партия и правительство требуют от нас всемерно использовать имеющиеся резервы, совер шенствовать организацию труда и техно логию, экономно расходовать сырье, мате риалы, топливо, электроэнергию, ликвиди ровать брак н другие потери в производст ве, решительно сокращать накладные pic- ходы. Умелая мобилизация внутренних резер вов дает большие результаты. 05 этом го ворит опыт многих предприятий. Взять, папример. Ленинградскую суконную фаб рику Министр.лства текстильной промыш ленности РСФСР. Улучшив уход за обору дованием п усилив контроль за технологи ческим процессом, фабрика сэкономила в прошлом году 14.200 килограммов пряжи, ^то позволило выработать дополнительно 18 тысяч метров ткани и увеличить на копления па полтора миллпопа рублей. В РСФСР имеется значительное количе ство отраслей и множество предприятий, работающих рентабельно, не прибегающих к государственной дотации. Необходимо, чтобы все предприятия Российской Федера ции из месяца в месяц снижали себестои мость продукции, улучшали техпико-эко- помические показатели, внедряли хозяйст венный расчет н давали государству боль ше накопления. Доходы бюджета от социаллстичзского v хозяйства и задача уЕвличв::ия накоплений Главными источниками доходов бюджета являются поступления от социалистическо го хозяйства — отчисления от налога с оборота и отчисления от прибылей госу дарственных предприятий. Непременным условием полного посту пления налога с оборота является выпол нение плана производства каждым пред приятием. Между тем, имеется еще пемало пред приятий, не справляющихся с производст венными задачами. Так, пз 90 предприя тий Министерства вкусовой промышленно сти РОФСР в прошлом году пе выполнили плана производства 22 предприятия, а из 142 предприятий Министерства текстиль ной промышленности РСФСР — G3 пред приятия. В Красноярском крае две трети районных промышленных комбинатов не справились в 1947 году с производствен ной программой, а часть пз них выпустила продукции даже меньше, чем в 1946 году. В Читинской области больше половины ар телей промысловой кооперации недовыпол нили производственную программу. Резко отстали от темпов роста всего народного хозяйства местная промышленность и про мысловая кооперация восточиых районов, особенно в Кемеровской, Курганской, Тю менской и Томской областях. Многие предприятия Министерства вку совой промышленности РСФСР и в нынетп нем году не преодолели отставания. Он ( выполнили плап за январь только n j I Поступление средств пт насе^нчч В соответствии с народно-хозяйст венным планом РСФСР на 1948 год бюджет предусматривает следующие расходы: На народное хозяйство В том числе; промышленность сельское п лесное хозяйство коммупально-жилищпое хозяйство На социально-культурные мероприятия В том числе: просвещение здравоохранение и физическую культуру социальное страхование п социальное обеспечение На содержание органов государственною управления н судебных органов На прочие расходы Средства, передаваемые в резервный фонд Совета Министров (В млн. руб.). 9.289 2 .992 2.221 3.093 34.570 18.791 11 .464 4.315 4.669 490 СССР 164 Всего расходов: 49.182 Финансирование наргдного хозяйства и борьба за режим экономии Перехожу к доходам, поступавшим от населения, и к вопросам укрепления пла тежной дисциплины. Своевременное и полное поступление налоговых платежей имеет большое значе ние для успешного исполнения бюджета. К сожалению, не во всех областях уделяет ся достаточное внимание этому важному участку финансовой работы. В Курской области (заведующий облфинотделом тов. Красавин), в Рязанской области (заведую щий облфинотделом тов. Едемский) и Яро славской области (заведующий облфинот делом тов. Гусев) планы по налогам в 1947 году не были выполнены. Образова лась большая недоимка. В отдельных райо нах налоговыми работниками были допу щены нарушения закона и растраты госу- тарственных средств. Руководители финансовых органов обя заны настойчиво укреплять платежную тисциплину. Необходимо потребовать от слогового аппарата точпого применения юветекпх законов при взимании налогов, полного учета плательщиков п их доходов и обеспечения своевременного выполнения каждым плательщиком обязательств перед государством. Большое значение в бюджете имеют от числения от Государственных займов. В прошлом году поступления по Государст венным займам намного превысили наме ренную для республики сумму. Вместе с 'тем в таких областях, как Ивановская ; (заведующий облфпнотделом тов. Зайцев), Владимирская (заведующий облфпнотделом ,тов. Концов), Астраханская (заведующий облфинотделом тов. Багмутов), часть средств по подписке не была собрана. Сле дует указать, что сберегательные кассы в этих областях все еще неудовлетвори тельно обслуживают займодержателей и вкладчиков. Надо добиться, чтобы все сбе регательные кассы повысили культуру в работе, улучшили обслуживание населе ния. Основные затраты на развитие народ ного хозяйства республики производятся из союзного бюджета. Расходы, преду сматриваемые по этой статье в бюджете РСФСР, относятся только к республи канскому и местному хозяйству. Исходя из установленного плана капи тального строительства, плана производ ства и товарооборота, ассигнования на на родное хозяйство увеличиваются против прошлого года на 131 млн. руб. На капитальное строительство намечено выделить пз бюджета 1 зоиллиард 671 млн. руЗ. Кроме того, из собственных средств хозяйственных организаций на эту цель должно быть направлено 4 1 6 'млн. рублей. Таким образом, общий размер вложений на капитальные работы составит 2 мил лиарда 87 млн. руб. За первые два года послевоенной пяти летки в РСФСР восстановлены и построены сотни промышленных и коммунальных предприятий, а также большое количество социально-культурных учреждений. После освобождения районов, опустошенных вра гом, построено с помощью государства свыше 885 тысяч жилых домов, в кото рые вселено более 4 млн. колхозников. Отмечая эти достижения, следует, одна ко, указать па недочеты в капитальном строительстве. Министерству мясной и молочной про мышленности РСФСР были выделены в прошлом году крупные средства на строи тельство паромехаиизнрованных маслоза вода . 24 таких завода должны были быть псстроепы в 1947 году. Однако Министер ство ие организовало по-настоящему это большое дело. Строители из Министерства проявили беспомощность, в результате 19 маслозаводов пе бттлп введены в дейст вие. Между тем, па ржание аппарата по строительству, работавшего в зна чительной мере вхолостую, затрачено не мало депег. На первой сессии Верховного Совета ГСФСР отмечалось, что Министерство жи лищно-гражданского строительства хотя и несколько расширило об’ем строительных р:бот, но установленного на 1946 год плана не выполнило. Но было обеспечепо Министерством выполнение строительной программы п в 1947 году. Ввод в действие новых строек резко отставал от выполне ния плана капитальных работ. Например, трест «Вязьмагорстрой» выполнил план всего на 32,4 проц., а плап ввода в дейст вие — только на 16,3 проц. Строительные организации Министерства не соблюдали режима экономии, нгямоверно раздули на кладные расходы. В итоге было допущено значительное удорожание работ. Работники Министерства свыклись с тем, что большинство трестов пз года в год срывает выполнение планов п терпит боль шие убытки, общая сумма которых соста вила за 1946 год 46.7 млн. руб. и за 1947 год — 37 млн. руб. Из всего этого следует, что Министр жи.тищпо-гражданского строительства тов. Игнатов не принял решительных мер, что бы положить конец бесхозяйственному ис пользованию государственных средств под чиненными ему строительными организа циями. Необходимо отдельно остановиться на недостатках в жилищном строительстве. Партия и правительство проявляют боль шую заботу об улучшении жилищных ус ловий трудящихся. Новый пятилетний план предусматривает дальнейшее расширение жилищного строительства. Несмотря на это, в ряде городов жилищным строитель ством по существу не занимаютя. Ново российский горисполком должен был по строить в 1947 году большой жилой дом, на что ему было ассигновано 1 млн. 120 тыс. руб. Из этой суммы горисполком Расходы на социально-культурные мероприятия Основное место в нашем бюджете зани мают расходы па народное образование, на науку, на народное здравоохранение, со циальное обеспечение. Расходы па социально-культурные ме роприятия увеличиваются против прошлого года на 2 миллиарда 794 млн. руб. Наи больший рост намечен по пародному обра- зованпю — на 1 миллиард 515 млн. руб. лей. « использовал только 82 тыс. руб. Томский горисполком израсходовал лишь 7 тыс. руб. из 900 тыс. руб., отпущенных ему ^ на строительство 2 4 -квартирного дома. Исполнительные комитеты Советов в этих городах не сумели рационально ис пользовать средства, отпущенные на жи лищное строительство, не проявили долж ной инициативы в изыскании на месте ресурсов, необходимых для строительства. Предприятия, выпускающие строительные материалы, в некоторых областях продол жают работать очень плохо. Нельзя мириться с такими недостатка ми! Установленный план капитального строительства на 1948 год должен быть полностью выполнен, причем главное вни мание следует сосредоточить на пусковых об’ектах. В расходовании материалов и де нежных средств необходим строжайший режим экономии, надо систематически снижать издержки строительства. Исполнительным комитетам Советов де путатов трудящихся следует уделять боль ше внимания и вопросам благоустройства городов и районных центров, полнее ис пользовать для этого важного дела местные ресурсы и инициативу трудящихся. Бюджетом предусматриваются лесигяа*.. вания в 621 млн. руб. на прирост собст венных оборотных средств государствен ных предприятий и хозяйственных орга низаций. Перед руководителями предприятии и хозяйственных организаций стоит задача—* всемерно ускорить оборачиваемость этих средств в целях дальнейшего расширения производства. Между тем, па многих пред приятиях нет еще достаточно целеустрем» ленной борьбы за ускорение оборота средств. Десятки миллионов рублей омертв ляются в больших запасах и з л и ш н и х , а зачастую п вовсе ненужных товаров п ма териалов. Па предприятиях Министерства местной промышленности таких запасов имелось на 1-е января 1948 года на 17 млп. рублей. В результате предприятия этого Министерства ощущали серьезные финансовые затруднения, что приводило к задержкам платежей в бюджет п расчетов с поставщиками и Государственным бан ком. Народно-хозяйственный план РСФСР нз 1948 год предусматривает дальнейший под’ем сельского хозяйства. Советское го сударство оказывает колхозам п совхозам большую, всестороннюю помощь н окружает почетом передовых людей — новаторов сельского хозяйства, дающих высокие уро жаи, присваивая им звание Героя Социа листического Труда, награждая орденами и медалями. Расходы па сельское хозяйство по бюд жету РСФСР значительно увеличиваются, в частности резко возрастают асспгнавадия на агрономическую п ветеринарную сеть. Совет Министров РСФСР принял решение организовать в нынешнем году 2 .480 но вых агрономических участков и 415 новых ветеринарных учреждений. Почти в три раза увеличены ассигнования на выдачу премий агрономам и ветеринарному персо налу за выполнение планов урожайности, под’ема и обработки паров и вспашки зя би, за выполнение и перевыполнение пла нов по животноводству. Крупный рост ас сигнований предусмотрен также по совхо зам, в особенности на увеличение парка тракторов и сельскохозяйственных машин. Колхозники и работники совхозов долж ны приложить все усилия к тому, чтобы провести сельскохозяйственные работы в нынешнем году в сжатые сроки, па высо ком агротехническом уровне и на этой ос нове добиться более богатого урожая н своевременно выполнить всо обязательства перед государством. (Окончание см. на 3 стр.)г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz