На страже Заполярья. 1948 год. Март.

2 * Н А . С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 12 марта '1948 г., № 59 (3055). О той, что не записано в решении собрания Отчетно-выборные партийные собрания прошли на корабля! и в частях флота под знаком огромной активности коммунистов. По-большевистски вскрывая ошибки я не­ достатки в партийной .работе, члены и кан­ дидаты ВЕП(б) в своих выступлениях вно­ сили мвого ценных предложений, советов, пожеланий, направленных к дальнейшему улучшению деятельности партийных орга­ низаций, повышению эдейного уровня агитационно-пропагандистской работы, ук­ реплению авангардной роди коммунистов в боевой и политической подготовке личного совтава. Целый ряд конкретных замечаний и предложений, содержавшихся в речах вы­ ступавших, не мог найти отражения в ре­ золюции. Это понятно: резолюция по от­ четному докладу бюро охватывает лишь осиовные, ведущие вопросы работы пар­ тийной организации. Значит ли это, что вновь избранное пар­ тийное бюро может в своей практической (работе не считаться с предложениями, ко­ торые не вошли в резолюцию? Ни в коем случае. Секретарь партийной организации, члены бюро, выполняя волю партийного собрания, его решение, должны почаще заглядывать в протокол отчеоио-выборпо- го собрания, внимательно прочитывать все выступления коммунистов, выбирать отту­ да все то, что хотя и не вошло в (резолю­ цию, но должно быть .реализовано в инте­ ресах дела. Перед намп протокол отчетно-выборного партийного собрания на корабле Н. В нем много конкретных замечаний, предложений. Какова судьба этих предложений? Вы­ полняются ли они? Интересные замечания содержит речь старшего матроса Гавердовского. Он говорил о том, что на семинарах секретарей комсо­ мольских организаций редко разбираются вопросы, которые повышали бы теоретиче­ ский уровень комсомольского актива, семи­ нары созываются очень редко, наспех, лишь для очередного инструктажа. Замеча­ ние очень важное. Пожелание коммуниста Гавердовского следовало довести до сведе­ ния политотдела. Позаботилось ли об этом партпипое бюро? Нет. Второе замечание тов. Гавердовского ка­ салось состояния художественной самодея­ тельности па корабле. Поскольку об этом говорили и другие коммунисты, вновь из­ бранное бюро практически запялось этим делом. В последнее время заметно активи­ зировалась матросская художественная самодеятельность. Известную роль здесь, несомненно, сыграла подготовка к 30-ле- пию Вооруженных Сил. 25— 30 человек— певцы, танцоры, музыканты, мастера художественного слова — участвуют в ма­ тросской самодеятельности. Под руковод­ ством старшего матроса Залл они неодно­ кратно выступали не только на своем ко­ рабле, но и на других кораблях, неизменно встречая одобрение зрителей. Все же состояние художественной само­ деятельности не может удовлетворить лич­ ный состав. Слишком незначительным яв­ ляется количество ее участников, недо­ статком является отсутствие массового хо­ ра, свежего злободневного репертуара для исполнения. Таким образом пожелания коммунистов в отношении художественной самодеятельности выполнены далеко не полностью. На отчетно-выборном собранпи некоторые коммунисты говорили о стенной газете. В частности, редактор газеты тов. Соловьев указывал па то, что редколлегия неработо­ способна, что она должна быть переизбрана. В самом деле, чем может быть оправдано, что в состав редколлегии входит тоз. Бли­ нов, бывший старшина 2 статьи, за гру­ бые проступки .разжалованный в рядовые, который, кстати сказать, ничего не делает для газеты? Чем может быть оправдано то, что членами редколлегии числятся тт. Гера­ симов и Хрулев, которые нз проявляют ни­ какого интереса к порученному им делу, пе помогают совершенно редактору. Казалось бы, вопрос об укреплении ред­ коллегии является настолько назревшим, что его нужно было решить немедленно. Но вот уже два месяца прошло после собраппя, а для улучшения состава редколлегии ни­ чего не. сделано. Заместитель команди­ ра по политической частп наметил было 20 февраля провести строевое собраппс для обсуждения доклада редактора и переиз­ брания состава редколлегии. Но в этот предпраздничный депь собрание личного состава провести было невозможно, не про­ ведено оно и до сих пор. Конкретное пред­ ложение .коммуппстов па отчетно-выбор - ном собрании о необходимости укрепления редколлегии не реализовано. Речи других коммунистов также содер­ жали ряд ннтереепых предложений и по­ желаний. Далеко не все они выполнены пли выполнены неполностью. Такое отпошеппе к предложению! коммунистов недопустимо. Рядовые ком­ мунисты должны видель и чувст­ вовать, что все ценное и полезное, что бы­ ло в их предложепиях, претворяется в жизнь, что вновь избранные руководители внимательно прислушиваются к пх голосу. Это является важнейшим условием даль­ нейшего нод’ема активности и самодея­ тельности партийных масс. Майор С. ЛЬВОВ. Главный боцман Краснознаменного ли­ дера «Баку» мичман Федор Степаненко, прослужил на флоте 14 лет. НА СНИМКЕ: отличник боевой и по­ литической подготовки мичман Ф. Степа­ ненко. Фото М. Бугакова. Учиться тан, как комсомольцы Лазарев и Бузен^ов В группе политических занятий, кото­ рой руководит секретарь комсомольской организации тов. Лиясов, большинство составляют комсомольцы. Являясь передо­ виками в боевой подготовке, члены ВЛКСМ служат примером и в политической учебе. Особенно выделяются в группе своими знаниями старшие матросы Лазарев и Бу- зенков. Успехи комсомольцев Лазарева и Бузен- кова в учебе об’ясняются тем, *гто они мно­ го и упорно работают над собой. Прослушав беседу руководителя, эти товарищи умело конспектируют материал, дополнительно читают художественную и политическую литературу, газеты. Недавно тг. Лазарев и Бузенков приступили к изучению «Кратко­ го курса истории ВКП(б)». Однако в группе среди комсомольцев имеются и такие слушатели, которые от­ стают в учебе. Плохо учится член ВЛКСМ тов. Деркач, хотя и у пего есть все воз­ можности быть в числе передовых. Все де­ ло в том, что тов. Деркач халатно отно­ сится к политической учебе, не готовится к занятиям. Старший матрос К. ВЛАДИМИРОВ. Настойчивая учеба Матросы и старшины пятой боевой ча­ сти корабля П. настойчиво совершенствуют свои знания. Для более тщательного изучения боевой техники п устройства своего корабля лич­ ным составом, кроме плановых занятий, проводятся технические конференции и со- >еседованпя. Пнпцпаторамн этих мероприя­ тий являются коммунисты и комсомольцы. Напрпмер, недавно проводилось собесе­ дование по теме «Устройство корабля». В кубрике собралось много матросов и стар­ шин. Офицер Айзпн предоставил слово старослужащим старшинам и матросам, которые рассказали об устройстве п работе главных п вспомогательных механизмов. Оо устройстве главных машпн корабля и принципе кх работы рассказал матросам старшипа машинной группы Мамыкии. Старшина 2 статьи Горшунов подробно остановился на рулевом устройстве кораб­ ля. Особое внимание оп оделил необходи­ мости сбережения рулевого привода н руле­ вой машины. Тов. Горшунов указал основ­ ный ошибки, которые ведут к неисправной работе рулевого устройства, и последствия, к которым они приводят. Через несколько дней на корабле прово дилась техническая конференция на тэму: «Борьба за живучесть корабля». Матросы пятой боевой части обменялись опытом ра- Сюты и поделились знаниями. Все проводимые мероприятия помоглп личному составу лучше усвоить требова­ ния, которые к ним пред’являются, п укре­ пить их знания в своей специальности и в морской практике. Матросы и старшины подразделения офицера Айзина мпого тренируются на бо­ евых постах. Они успешно производят ремонт машпн, совмещая его с изучением разобранных механизмов. Собственными силами они производят сложные работы. В проводимом недавно ремонте отличи­ лись трюмные машинисты Каширин и Ко­ валенко. Высокое трудолюбие проявили опп в работе. Лейтенант Е. ПОЙДА. 3STor°oBS„Tr i 3. СМЕЛОСТЬ И ОТВАГА Летчик — это концентрация воли и мужества, отваги и мастерства. Великий вождь народов товарищ Сталин дал историческое определение морального облика советское летчика. Смелость и от­ вага, храбрость и героизм наших воздуш­ ных соколов имеют в своей основе прежде всего горячий советский патриотизм, лю- Ъвь к Родине, беспредельную преданность партпп Ленина — Сталина. 31 мая 1944 г. североморским летчикам стало известно, что большой группе мор­ ских авиаторов Указом Президиума Верхов­ ного Совета Союза ССР присвоено почетное звание Героя Советского Союза. Имена всех этих товарищей хорошо известны каждому из нас. Торпедоносцы Макаревич и Качела- евсклй, штурмовики Катунин и Мар­ кин, истребители Рассадкин и Бурматов, разведчик Суворов. Все эти люди в жестоких схватках с врагом показали при­ мер смелости и отваги, презрение к смерти во имя Родины, и народ высоко оценил их боевые дела. В ходе войны североморские летчики — штурмовики, истребители, разведчики, тор­ педоносцы дали много живых примеров стойкости и отваги, пз пх рядов вышли такие замечательные воздушные бойцы, как дважды Герой Советского Союза Б. Ф. Сафонов, Героп Советского Союза Спгбнев, Елькин, Турков, Франце® и мпого других. Находясь здесь, на Севере, с самого начала Отечественной войны я былевт^е- телем воздушных боев, разгоравппт* заполярном небе. Особенно хорошо м1: помнился случай, происшедший летом 1941 г. В то время у наших летчиков ощущался значительный недостаток самолетов, н не­ мецкие летчики наглели с каждым дном. И вот однажды звено наших самолетов, которое вел Герой Советского Союза Кс©а- ленко, пробив облачность, встретило боль­ шую группу самолетов, в которой насчи­ тывалось до 30 — 35 бомбардировщиков. Немецкие самолеты шли строем клиньев, не опасаясь наших самолетов. Ц вот тогда три наших летчика, выбрав себе цель, бесстрашно врезались в ровный стрэй не­ мецких машин. Дружно заработали пушки и пулеметы, разрывая дюраль немецких самолетов. 13 первой атаке были сбиты три самолета врага. Не дав немцам опомниться, наши летчики вновь атаковали противника, и • ■>пять две немецкие машины, оставляя за собой черные полосы дыма, свалились па 'чшкп Заполярья, третий немец развернул­ ся и со снижением пошел на свою террито­ рию. Строй немцев рассыпался и поредел. Воспользовавшись паникой, наши летчики <>иди еше пару немецких машин. Стрелки-радисты с немецких бомбарди* ' оепщкоз начали кричать в эфир о том, что они окружены советскими истребите­ лями и подвергаются уничтожению. Фашистские летчики, чтобы освободиться от груза, начали сбрасывать бомбы на свою же территорию. Израсходовав весь боезапас, наши летчики умело оторвались от появившихся на зов немцев «МЕ-109» и благополучно прилетели на свой аэро­ дром. Такими примерами и должен воспользо­ ваться командир звена для воспитания у своих летчиков важных и необходи­ мых качеств, как отвага и мужество. Моло­ дых авиаторов, которые знакомы со сме­ лостью наших летчиков в большинстве случаев только по газетам и книгам, не­ обходимо воспитывать так, чтобы онп сами в дальнейшем были живым примером сме­ лости и отваги. Прежде всего командир звена сам должен быть образцом и на деле подавать лич­ ный пример отвага. Плохой тот командир, который не является сам примером для подчиненных п, говоря своим летчикам о смелости, не проявляет ее. Такой командир никогда не будет пметь авторитета у свопх подчиненных. Здесь мне опять хочется привести при­ мер, как воспитывал у нас, молодых лет­ чиков, смелость и мужество майор, а ныне подполковник Маркевич. Мы тогда, только что прибывшие пз училища, имели малое понятие о настоящем воздушном бое. Командир сказал нам: «Драться нужно по-сафоновски. Вы — истребители и должны неустанно искать врага, а найдя — уничто­ жать». Оп, вылетая вместе с нами в бой, лично показывал, -как надо атаковывать п сбивать противника. Прошедшая война показала, что очень мютое зависит от смелости и отваги лет­ чика. Поэтому сейчас, в мирное время, каждый летчик должен вырабатывать в себз эти важные элементы повседневно в процессе боевой подготовки. Однажды, выполняя учебное задание, одному пз летчиков на сухопутном самоле­ те нужно было уйти в море, развернуться по расчету времепп п вновь выйти на бе­ реговую черту. Выйдя в море, летчик не дошел до намеченной точки и, развераув- | шись раньше времени, «пошел к берегу». После посадки, в беседе с командиром звена, выяснилось, что летчик испугался итгп далеко в море на сухопутном само­ лете. Командир звена не наложил на летчика взыскания. Он вызвал его к себе после по­ летов, побеседовал с ним и рассказал, что такие полеты даются для того, чтобы летчик мог освтиться с морем, привыкнуть к нему и чувствовать себя свободно. Командир привел ряд примеров пз Оте­ чественной войны, когда летчики Воробьев, Селезнев и другие ходили в море до большой широты, находясь над водой по 6 часов. В следующем полете командир звена был ведущим и сам ушел с летчиком о морс. После этого случая летчик смелее ст :л летать над водой, а в дальнейшем на­ столько -цривык к морю, что стал отзы­ ваться о полетах над морем гораздо лучше, чем над сушей. Можно привести еще ряд примеров, по­ казывающих, как сейчас комащпру нужно воспитывать у свсих летчикоз уверен­ ность, отвагу at мужество. Взять хотя бы такой пример. Командир звена заметил, что его летчик боится летать на малых высо­ тах и зачастую выполняет задания на большей высоте, чем это предусматривает задание па полет. Пе подавая вида, коман­ дир в следующий раз дал летчику спе­ циальное задание — полет на низкой вы­ соте, рассказав, как выполняется этот по­ лет. По летчик все же пе мог его выполнить, хотя к этому были все дапные. На разбор? после полетав командир звена наложил на летчика взыскание и пристыдил его в несмелости. Тут же перед звеном командир показал лучших смелых летчиков, с кото­ рых необходимо брать пример. На летчика это возымело действие и уже в следующих полетах он точно выполнял задание п отлично научился летать бреющим полетом. Говоря о смелости и отваге, мпе хочется заметить молодым летчикам, что нельзя понимать смелость и отвагу иначе, как стремление выполнить приказ. У некоторых летчиков неправильное понятие о смелости и отваге. Папрпмер, желая показать свою храбрость, летают, пе пмея на то задания, бреющим там, где пе положено, или ниже, чем следует, а есть и такие, которые про­ изводят высший пилотаж па не положен­ ной высоте и т. д. Онп думают, что этим тренируют свою смелость и отвагу. Эти товарищи должны помнить, что пе в том заключается сме­ лость и отвага, чтобы парушать правила летной службы и показывать ухарство. Храбрость, смелость — это такпе качества советского летчика, которые основываются на мастерстве п дисциплине. Без них пп один авиатор не может считать себя полно­ ценным летчиком. Летчика, пе имеющего достаточных зна- нпй и с низкой лгсцпплпной, нельзя до­ пускать к выполнению пе только боевых, но п учебных заданий. Каждый лет­ чик должен знать и свято выполнять все уставы и иаставлетптя, которые преду­ сматривают многое. Стоит отойти от пра­ вил, допустить нарушение, как дело кончается либо отставанием в учебе, либо происшествием или поломкой. Это должен хорошо запомнить каждый авиатор. Старший лейтенант С. ПАНКРАШИН. Д О С Т О Й Н Ы Й З А М Е С Т И Т Е Л Ь Когда старшина группы ушел в очередной краткосрочный отпуск, его обязанности поручено было выполнять отличнику боевой и политической подготовки старшине 2 статьп Яшкину. За время замещения старшины группы Яшкин продолжал так же взети подразделение, как п его коман­ дир. Дисциплина у личного состава башни не понизилась, обучение проходило по- прежнему целеустремленно. Исполнять обязанности старшины груп­ пы — это большее дело, п его доверяют только лучшему старшине подразделения. Чем же выделился старшина 2 статьп Яш- кин? Оп служит без замечаний. Его заве- дывание — артпогреб всегда в порядке. Снаряды разложены гэ партиям, чистые п аккуратно смазанные. 3 погребе чисто, температура воздуха поддерживается в тре­ буемых пределах. Артпогреб всегда задра­ ен и заперт. Если старшина 2 статьп Яшкин стоит в наряде, он знает твердо обязанности и ис­ полняет инструкцию пунктуально. Чпсто п спрятно одетый, он обращается к приходя­ щим на корабль только по-уставпому. Ему доверяют ответственный пост — вахтен­ ного у трапа. Стараясь оправдать оказанное доверие, тов. Яшкпн хорошо подготовил личный со­ став к выполнению предстоящих стрельб. Г.ашпя, которой доверепо командовать старшине 2 статьи Яшкину, всегда готова к решению поставленной задачи. Старшина 2 статьи В. МОЛЕВ. Немеркнущий подвиг балтийцев 30 лет тому назад балтийские моряки совершили чрезвычайно смелую, неслыхан­ ную по трудности выполнения операцию по переводу боевых и вспомогательных ко­ раблей Балтийского флота пз Гельсингфор­ са в Кронштадт п Петроград. Совершив легендарный «Ледовый поход», балтийцы одержали победу пад природой, преодолев крепчайшие льды суровой зимы 1918 го­ да, расстроили коварные планы немецких империалистов по захвату кораблей Бал­ тийского флота и спасли для Советской республики все боевое ядро флота. Этот подвиг способствовал неизмеримому повышению обороноспособности страны с моря, обеспечению надежной защиты -рево­ люционного Петрограда. Свой немеркну­ щий подвиг балтийские моряки соверши­ ли в исключительно сложной и напряжен­ ной обстановке страны. Наша партия под руководством Ленина и Сталина вела в этот период острую и решительную борьбу про­ тив нуды Троцкого и его сподручного Бу­ харина, против «левых» коммунистов, за передышку, за немедленное заключение мира. Злейшие враги трудового народа спровоцировали наступление немецких им­ периалистов на нашу Родину и подстави­ ли под удар молодую Советскую республи­ ку, добиваясь ее уничтожения и восста­ новления в стране капиталистов. Онп в самый опасный период жизни советской власти организовали гнусный заговор про­ тив Советского правительства, против вождей партии — Ленина, Сталина и Свердлова. Ровно в полдень 18 февраля 1918 года, несмотря на согласие Советско­ го правительства подписать мир, войска немецких империалистов начали наступле­ ние по всему огромному фронту от Балти- кг до Черного моря. Немецкие оккупанты, поощряемые англо-^глтаузскимп и адеютаанскимп им­ периалистами, с жадностью набросились па дашу социалистическую Родину, пы­ таясь покорить ее мечом и железом и превратить в свою колонию. Над Пегрогра­ дом нависла непосредственная опасность захвата немецкими полчищами. Узнав о наступлении немцев, Централь­ ный Комитет Балтийского флота 19 Фев­ раля вынес решение о немедленной подго­ товке кораблей флота, базирующихся на Ревель и Гельсингфорс, к переходу в Кронштадт. Центральный Комитет партии и Советское правительство в этих усло­ виях организовали мощный отпор советско­ го парода войскам кайзеровской Германии. Исторический декрет (воззвание) Совета Народных Комиссаров от 21 февраля — «Социалистическое Отечество в опасно­ сти» мобилизовал и сплотил всех трудя­ щихся на решительную борьбу с обнаглев­ шим врагом. Горячо откликнулись на призыв Ленина и Сталина, партии и правительства петро­ градские рабочие н балтийские морякп. В Кронштадте и Петрограде в спешном по­ рядке были сформированы и отправлены на фронт вместе с эшелонами Красной Армии батальоны петроградских рабочих, несколько боевых матросских отрядов. Под Нарвой п Псковом .разыгрались первые кровопролитные бои новой, молодой армии революционного народа с германскими войсками. Здесь 23 февраля враг получил решительный отпор. Продвижение немцев к Петрограду было приостановлено. День 23 февраля вошел в историю, как день рождения нашей Советской Армии и Со­ ветского Флота. Войска германских империалистов под­ ходили к передовой базе Балтийского фло­ та — Ревелю. Балтийские матросы на­ ступление врага встретили организованно. Они позготовилп своп кооабли к выводу ч Гельсингфорс. 29 февраля пмп были взорваны Суронскпе батареи на подступах к Ревелю. После короткого боя 25 февраля не­ мецкие частп ворвались в Ревель. Бригада крейсеров, две подводиые лод­ ки, транспорты, закончив все приготовле­ ния к отходу из гавани, отдавали послед­ ние швартовы. 11а кораблях Ревельского отряда эвакуировалось около 4 тысяч че­ ловек гражданского населения, команды береговых частей. Все наиболее цепное имущество базы было погружено на кораб­ ли. Выход отряда кораблей из гавани при­ крывала бригада крейсеров, которая под­ верглась обстрелу ружейночпулеметным огнем германских войск. Немецкие само­ леты совершали налеты на советские ко­ рабли. Па крейсерах «Рюрик» п «Бога­ тырь» были убитые н раненые. Однако, песмотря на активпое противодействие немцев, Ревельский отряд кораблей благо­ получно прибыл в Гельсингфорс. Оставшиеся на островах Неарген, Вульф п Вимс команды балтийских моряков уничтожили все укрепления, жилые дома, склады, мастерские, орудийные установки были взорваны. Морякп Ревельской воен- но-морской базы проявили высокую рево­ люционную сознательность. Они в чрезвы­ чайно сложной обстановке выполнили при­ каз Совнаркома и отстояли от коварного врага важнейшие военные об’екты, спаслп от немецких хищников корабли и ценное имущество. В день оставления флотом Ревеля В. И. Ленин в статье «Тяжелый, но необ­ ходимый урок», опублпковапной в «Прав­ де» 25 февраля 1918 года, назвал неделю, прошедшую с 18 по 24 февраля, как «Один из ве.дичайших исторических пере­ ломов» в истории русской веволюции. «Неделя военного наступления империа­ листической Германии, — писал В. П. Ленин, — на Советскую социалистическую республику явилась горьким, обидным, тяжелым, но необходимым, полезным, бла­ годетельным уроком. История шагнула вперед, за эти дни, на несколько ступенек вверх сразу. До сих пор перед памп стояли мизерные, презренно-жалкие (с точки зрения всемир­ ного империализма) враги, какой-то идиот Романов, хвастунишка Керенский, банды юнкеров и буржуйчиков. Теперь против нас поднялся гигант культурного, техниче­ ски первоклассно оборудованного, органи­ зационно великолепно налаженного все­ мирного империализма. С иим надо бороть­ ся. С ними падо уметь бороться» (Ленин). В городе Брест-Литовске 3 марта был официально подписан тяжелый для пас мирный договор с Германией. Согласно 5 и б статей Брестского договора, Совет­ ское правительство обязывалось перевести все военные корабли из Гельсингфорса в порты Советской Р оссии . В такой полити­ ческой обстановке балтийским морякам пришлось готовиться к историческому «Ле­ довому походу». Совет Народных Комиссаров, Ленин п Сталин дали балтийским морякам боевую директиву спасти Балтийский флот, не­ смотря па величайшие трудности вывестп из портов Фппляндпп в Кронштадт и Пет­ роград все боевое ядро флота, все ценные военные корабли, транспорты, вспомога­ тельные' суда. Партийные организации мобилизовали массы моряков-балтийцев на успешное вы­ полнение этой директивы. Собрание судо­ вых и ротных комитетов Гельсингфорской базы, совместно с членами Цептробалта, местного флотского комитета и Советом ко­ миссаров Балтийского флота, состоявшееся 6 -го марта 1918 года на яхте «Полярная звезда», вынесло решение о том, что все требования Совета комиссаров флота «должны пополняться беспрекословно», что «все команды должны остаться на ме­ стах. Пемедленпо приступить к выводу из Гельсингфорса первой бригады линейных кораблей и крейсеров». Служба связи еще 4 марта донесла командованию, что она обнаружила в море в районе Аландских островов группу немец­ ких кораблей. Это была эскадра хищного германского флота в составе трех линей­ ных кораблей «Фестфален», «Позен», «Рейнлапд», нескольких крейсеров п тральщиков, сопровождавшая десантный отряд немецких войск, размещенный на семнадцати транспортах. Численность не­ мецких войск под командованием генерала фон-дер-Гольца равнялась примерно 12 ты­ сячам. 15 марта немецкая эскадра подошла к Аландским островам (остров Экере). При­ ход немецкой эскадры окрылил финских белогвардейцев, п они, начиная с 7 по 11 марта, заняли, вооружили острова Гогланд, Лавепсарп и Соммерс. 12 марта 1918 года Балтийский флот начал легендарный ледовый поход. Фло­ ту предстояло пройти свыше 180 миль в условиях, когда Финский залив сковало крепчайшим льдом. Па наших кораблях был громадный некомплект команд и ко всему этому па переходе им угрожали пуш­ ки финских белогвардейцев. Острый недо­ статок испытывали наши корабли в топли­ ве. Перевод всего флота из Гельсингфорса 1 Кронштадт командование разбило иа три основных этапа. Четвертый заключи­ тельный этап был осуществлен уже по ч и ­ стой воде в мае 1918 года. 12 марта пз Гельспнгфорса вьппел пер­ вый отряд в составе 4 лилейных кораблей: «Петропавловск», «Гангут», «Севасто­ поль» л «Полтава» н трех крейсеров «Рю­ рик», «Богатырь» и «Адмирал Макаров». Линейные крейсера шлп через тяжелые льды. Им расчищали путь ледоколы «Ер­ мак» п «Волынец». Нужно отметить, что зима 1917— 18 годов была очень суровая, — торосистые льды приходилось порою - , левать с огромпьгмп трудностями, прп пе­ ременных ходах. Кораблп часто затирало во льдах и требовалась помощь ледоколов. Но героизм личного состава, сознание того, что оп выполняет исключительно важноо задание большевистской партии, букваль­ но делали чудеса. Большевики одержали первую победу в этом трудном деле. Через 5 дней, 17 марта, линейные кораблп и крейсера благополучно прибыли в Крон­ штадт без единого повреждения. В Гель­ сингфорсе шла подготовка к отправке в Кронштадт второго отряда кораблей. В то время, как героические балтийцы спасали флот для Советского государства от немец­ ких захватчиков, не дремали англо-немец­ кие шпионы н диверсанты. Они всячески­ ми путями пытались выводить пз строя наши корабли. Так, например, 30 марта 1918 года на крейсер «Аврора» врага под­ бросили «адскую машину» с часовым ме­ ханизмом. Эта машина оказалась англий­ ского происхождения. Ею был причинен некоторый ущерб на крейсере. В Гельспнгфорсе имели место случаи проникновения диверсантов на наши ко­ раблп. Враг хотел обезоружить наш флот и вывести из строя самые ценные п важ­ ные средства, обеспечивающие переход боевых кораблей в суровых условиях ле­ дового режима — ледоколы. Эти случаи свидетельствовали о том, к каким мерзким приемам прибегают иност­ ранные разведки, чтобы подорвать силу и мощь советской власти. Совет комиссаров Балтийского флота, вступивший в управле­ ние флотом, и парторганизации флота моби­ лизовали весь личный состав на повыше­ ние революционной бдительности и охраны боевых кораблей от диверсантов и шпио­ нов. Второй отряд судов в составе линей­ ных кораблей «Андрей Первозванный», «Республика», крейсеров «Баян» ц «Олег», с тремя подводными лодками «Тур», «Тигр» и «Рысь» вышел 4-го ап­ реля 1918 года в сопровождении трех слабосильных ледоколов. Кораблям втхшаго

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz