На страже Заполярья. 1948 год. Март.
2 * Н А . С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 12 марта '1948 г., № 59 (3055). О той, что не записано в решении собрания Отчетно-выборные партийные собрания прошли на корабля! и в частях флота под знаком огромной активности коммунистов. По-большевистски вскрывая ошибки я не достатки в партийной .работе, члены и кан дидаты ВЕП(б) в своих выступлениях вно сили мвого ценных предложений, советов, пожеланий, направленных к дальнейшему улучшению деятельности партийных орга низаций, повышению эдейного уровня агитационно-пропагандистской работы, ук реплению авангардной роди коммунистов в боевой и политической подготовке личного совтава. Целый ряд конкретных замечаний и предложений, содержавшихся в речах вы ступавших, не мог найти отражения в ре золюции. Это понятно: резолюция по от четному докладу бюро охватывает лишь осиовные, ведущие вопросы работы пар тийной организации. Значит ли это, что вновь избранное пар тийное бюро может в своей практической (работе не считаться с предложениями, ко торые не вошли в резолюцию? Ни в коем случае. Секретарь партийной организации, члены бюро, выполняя волю партийного собрания, его решение, должны почаще заглядывать в протокол отчеоио-выборпо- го собрания, внимательно прочитывать все выступления коммунистов, выбирать отту да все то, что хотя и не вошло в (резолю цию, но должно быть .реализовано в инте ресах дела. Перед намп протокол отчетно-выборного партийного собрания на корабле Н. В нем много конкретных замечаний, предложений. Какова судьба этих предложений? Вы полняются ли они? Интересные замечания содержит речь старшего матроса Гавердовского. Он говорил о том, что на семинарах секретарей комсо мольских организаций редко разбираются вопросы, которые повышали бы теоретиче ский уровень комсомольского актива, семи нары созываются очень редко, наспех, лишь для очередного инструктажа. Замеча ние очень важное. Пожелание коммуниста Гавердовского следовало довести до сведе ния политотдела. Позаботилось ли об этом партпипое бюро? Нет. Второе замечание тов. Гавердовского ка салось состояния художественной самодея тельности па корабле. Поскольку об этом говорили и другие коммунисты, вновь из бранное бюро практически запялось этим делом. В последнее время заметно активи зировалась матросская художественная самодеятельность. Известную роль здесь, несомненно, сыграла подготовка к 30-ле- пию Вооруженных Сил. 25— 30 человек— певцы, танцоры, музыканты, мастера художественного слова — участвуют в ма тросской самодеятельности. Под руковод ством старшего матроса Залл они неодно кратно выступали не только на своем ко рабле, но и на других кораблях, неизменно встречая одобрение зрителей. Все же состояние художественной само деятельности не может удовлетворить лич ный состав. Слишком незначительным яв ляется количество ее участников, недо статком является отсутствие массового хо ра, свежего злободневного репертуара для исполнения. Таким образом пожелания коммунистов в отношении художественной самодеятельности выполнены далеко не полностью. На отчетно-выборном собранпи некоторые коммунисты говорили о стенной газете. В частности, редактор газеты тов. Соловьев указывал па то, что редколлегия неработо способна, что она должна быть переизбрана. В самом деле, чем может быть оправдано, что в состав редколлегии входит тоз. Бли нов, бывший старшина 2 статьи, за гру бые проступки .разжалованный в рядовые, который, кстати сказать, ничего не делает для газеты? Чем может быть оправдано то, что членами редколлегии числятся тт. Гера симов и Хрулев, которые нз проявляют ни какого интереса к порученному им делу, пе помогают совершенно редактору. Казалось бы, вопрос об укреплении ред коллегии является настолько назревшим, что его нужно было решить немедленно. Но вот уже два месяца прошло после собраппя, а для улучшения состава редколлегии ни чего не. сделано. Заместитель команди ра по политической частп наметил было 20 февраля провести строевое собраппс для обсуждения доклада редактора и переиз брания состава редколлегии. Но в этот предпраздничный депь собрание личного состава провести было невозможно, не про ведено оно и до сих пор. Конкретное пред ложение .коммуппстов па отчетно-выбор - ном собрании о необходимости укрепления редколлегии не реализовано. Речи других коммунистов также содер жали ряд ннтереепых предложений и по желаний. Далеко не все они выполнены пли выполнены неполностью. Такое отпошеппе к предложению! коммунистов недопустимо. Рядовые ком мунисты должны видель и чувст вовать, что все ценное и полезное, что бы ло в их предложепиях, претворяется в жизнь, что вновь избранные руководители внимательно прислушиваются к пх голосу. Это является важнейшим условием даль нейшего нод’ема активности и самодея тельности партийных масс. Майор С. ЛЬВОВ. Главный боцман Краснознаменного ли дера «Баку» мичман Федор Степаненко, прослужил на флоте 14 лет. НА СНИМКЕ: отличник боевой и по литической подготовки мичман Ф. Степа ненко. Фото М. Бугакова. Учиться тан, как комсомольцы Лазарев и Бузен^ов В группе политических занятий, кото рой руководит секретарь комсомольской организации тов. Лиясов, большинство составляют комсомольцы. Являясь передо виками в боевой подготовке, члены ВЛКСМ служат примером и в политической учебе. Особенно выделяются в группе своими знаниями старшие матросы Лазарев и Бу- зенков. Успехи комсомольцев Лазарева и Бузен- кова в учебе об’ясняются тем, *гто они мно го и упорно работают над собой. Прослушав беседу руководителя, эти товарищи умело конспектируют материал, дополнительно читают художественную и политическую литературу, газеты. Недавно тг. Лазарев и Бузенков приступили к изучению «Кратко го курса истории ВКП(б)». Однако в группе среди комсомольцев имеются и такие слушатели, которые от стают в учебе. Плохо учится член ВЛКСМ тов. Деркач, хотя и у пего есть все воз можности быть в числе передовых. Все де ло в том, что тов. Деркач халатно отно сится к политической учебе, не готовится к занятиям. Старший матрос К. ВЛАДИМИРОВ. Настойчивая учеба Матросы и старшины пятой боевой ча сти корабля П. настойчиво совершенствуют свои знания. Для более тщательного изучения боевой техники п устройства своего корабля лич ным составом, кроме плановых занятий, проводятся технические конференции и со- >еседованпя. Пнпцпаторамн этих мероприя тий являются коммунисты и комсомольцы. Напрпмер, недавно проводилось собесе дование по теме «Устройство корабля». В кубрике собралось много матросов и стар шин. Офицер Айзпн предоставил слово старослужащим старшинам и матросам, которые рассказали об устройстве п работе главных п вспомогательных механизмов. Оо устройстве главных машпн корабля и принципе кх работы рассказал матросам старшипа машинной группы Мамыкии. Старшина 2 статьи Горшунов подробно остановился на рулевом устройстве кораб ля. Особое внимание оп оделил необходи мости сбережения рулевого привода н руле вой машины. Тов. Горшунов указал основ ный ошибки, которые ведут к неисправной работе рулевого устройства, и последствия, к которым они приводят. Через несколько дней на корабле прово дилась техническая конференция на тэму: «Борьба за живучесть корабля». Матросы пятой боевой части обменялись опытом ра- Сюты и поделились знаниями. Все проводимые мероприятия помоглп личному составу лучше усвоить требова ния, которые к ним пред’являются, п укре пить их знания в своей специальности и в морской практике. Матросы и старшины подразделения офицера Айзина мпого тренируются на бо евых постах. Они успешно производят ремонт машпн, совмещая его с изучением разобранных механизмов. Собственными силами они производят сложные работы. В проводимом недавно ремонте отличи лись трюмные машинисты Каширин и Ко валенко. Высокое трудолюбие проявили опп в работе. Лейтенант Е. ПОЙДА. 3STor°oBS„Tr i 3. СМЕЛОСТЬ И ОТВАГА Летчик — это концентрация воли и мужества, отваги и мастерства. Великий вождь народов товарищ Сталин дал историческое определение морального облика советское летчика. Смелость и от вага, храбрость и героизм наших воздуш ных соколов имеют в своей основе прежде всего горячий советский патриотизм, лю- Ъвь к Родине, беспредельную преданность партпп Ленина — Сталина. 31 мая 1944 г. североморским летчикам стало известно, что большой группе мор ских авиаторов Указом Президиума Верхов ного Совета Союза ССР присвоено почетное звание Героя Советского Союза. Имена всех этих товарищей хорошо известны каждому из нас. Торпедоносцы Макаревич и Качела- евсклй, штурмовики Катунин и Мар кин, истребители Рассадкин и Бурматов, разведчик Суворов. Все эти люди в жестоких схватках с врагом показали при мер смелости и отваги, презрение к смерти во имя Родины, и народ высоко оценил их боевые дела. В ходе войны североморские летчики — штурмовики, истребители, разведчики, тор педоносцы дали много живых примеров стойкости и отваги, пз пх рядов вышли такие замечательные воздушные бойцы, как дважды Герой Советского Союза Б. Ф. Сафонов, Героп Советского Союза Спгбнев, Елькин, Турков, Франце® и мпого других. Находясь здесь, на Севере, с самого начала Отечественной войны я былевт^е- телем воздушных боев, разгоравппт* заполярном небе. Особенно хорошо м1: помнился случай, происшедший летом 1941 г. В то время у наших летчиков ощущался значительный недостаток самолетов, н не мецкие летчики наглели с каждым дном. И вот однажды звено наших самолетов, которое вел Герой Советского Союза Кс©а- ленко, пробив облачность, встретило боль шую группу самолетов, в которой насчи тывалось до 30 — 35 бомбардировщиков. Немецкие самолеты шли строем клиньев, не опасаясь наших самолетов. Ц вот тогда три наших летчика, выбрав себе цель, бесстрашно врезались в ровный стрэй не мецких машин. Дружно заработали пушки и пулеметы, разрывая дюраль немецких самолетов. 13 первой атаке были сбиты три самолета врага. Не дав немцам опомниться, наши летчики вновь атаковали противника, и • ■>пять две немецкие машины, оставляя за собой черные полосы дыма, свалились па 'чшкп Заполярья, третий немец развернул ся и со снижением пошел на свою террито рию. Строй немцев рассыпался и поредел. Воспользовавшись паникой, наши летчики <>иди еше пару немецких машин. Стрелки-радисты с немецких бомбарди* ' оепщкоз начали кричать в эфир о том, что они окружены советскими истребите лями и подвергаются уничтожению. Фашистские летчики, чтобы освободиться от груза, начали сбрасывать бомбы на свою же территорию. Израсходовав весь боезапас, наши летчики умело оторвались от появившихся на зов немцев «МЕ-109» и благополучно прилетели на свой аэро дром. Такими примерами и должен воспользо ваться командир звена для воспитания у своих летчиков важных и необходи мых качеств, как отвага и мужество. Моло дых авиаторов, которые знакомы со сме лостью наших летчиков в большинстве случаев только по газетам и книгам, не обходимо воспитывать так, чтобы онп сами в дальнейшем были живым примером сме лости и отваги. Прежде всего командир звена сам должен быть образцом и на деле подавать лич ный пример отвага. Плохой тот командир, который не является сам примером для подчиненных п, говоря своим летчикам о смелости, не проявляет ее. Такой командир никогда не будет пметь авторитета у свопх подчиненных. Здесь мне опять хочется привести при мер, как воспитывал у нас, молодых лет чиков, смелость и мужество майор, а ныне подполковник Маркевич. Мы тогда, только что прибывшие пз училища, имели малое понятие о настоящем воздушном бое. Командир сказал нам: «Драться нужно по-сафоновски. Вы — истребители и должны неустанно искать врага, а найдя — уничто жать». Оп, вылетая вместе с нами в бой, лично показывал, -как надо атаковывать п сбивать противника. Прошедшая война показала, что очень мютое зависит от смелости и отваги лет чика. Поэтому сейчас, в мирное время, каждый летчик должен вырабатывать в себз эти важные элементы повседневно в процессе боевой подготовки. Однажды, выполняя учебное задание, одному пз летчиков на сухопутном самоле те нужно было уйти в море, развернуться по расчету времепп п вновь выйти на бе реговую черту. Выйдя в море, летчик не дошел до намеченной точки и, развераув- | шись раньше времени, «пошел к берегу». После посадки, в беседе с командиром звена, выяснилось, что летчик испугался итгп далеко в море на сухопутном само лете. Командир звена не наложил на летчика взыскания. Он вызвал его к себе после по летов, побеседовал с ним и рассказал, что такие полеты даются для того, чтобы летчик мог освтиться с морем, привыкнуть к нему и чувствовать себя свободно. Командир привел ряд примеров пз Оте чественной войны, когда летчики Воробьев, Селезнев и другие ходили в море до большой широты, находясь над водой по 6 часов. В следующем полете командир звена был ведущим и сам ушел с летчиком о морс. После этого случая летчик смелее ст :л летать над водой, а в дальнейшем на столько -цривык к морю, что стал отзы ваться о полетах над морем гораздо лучше, чем над сушей. Можно привести еще ряд примеров, по казывающих, как сейчас комащпру нужно воспитывать у свсих летчикоз уверен ность, отвагу at мужество. Взять хотя бы такой пример. Командир звена заметил, что его летчик боится летать на малых высо тах и зачастую выполняет задания на большей высоте, чем это предусматривает задание па полет. Пе подавая вида, коман дир в следующий раз дал летчику спе циальное задание — полет на низкой вы соте, рассказав, как выполняется этот по лет. По летчик все же пе мог его выполнить, хотя к этому были все дапные. На разбор? после полетав командир звена наложил на летчика взыскание и пристыдил его в несмелости. Тут же перед звеном командир показал лучших смелых летчиков, с кото рых необходимо брать пример. На летчика это возымело действие и уже в следующих полетах он точно выполнял задание п отлично научился летать бреющим полетом. Говоря о смелости и отваге, мпе хочется заметить молодым летчикам, что нельзя понимать смелость и отвагу иначе, как стремление выполнить приказ. У некоторых летчиков неправильное понятие о смелости и отваге. Папрпмер, желая показать свою храбрость, летают, пе пмея на то задания, бреющим там, где пе положено, или ниже, чем следует, а есть и такие, которые про изводят высший пилотаж па не положен ной высоте и т. д. Онп думают, что этим тренируют свою смелость и отвагу. Эти товарищи должны помнить, что пе в том заключается сме лость и отвага, чтобы парушать правила летной службы и показывать ухарство. Храбрость, смелость — это такпе качества советского летчика, которые основываются на мастерстве п дисциплине. Без них пп один авиатор не может считать себя полно ценным летчиком. Летчика, пе имеющего достаточных зна- нпй и с низкой лгсцпплпной, нельзя до пускать к выполнению пе только боевых, но п учебных заданий. Каждый лет чик должен знать и свято выполнять все уставы и иаставлетптя, которые преду сматривают многое. Стоит отойти от пра вил, допустить нарушение, как дело кончается либо отставанием в учебе, либо происшествием или поломкой. Это должен хорошо запомнить каждый авиатор. Старший лейтенант С. ПАНКРАШИН. Д О С Т О Й Н Ы Й З А М Е С Т И Т Е Л Ь Когда старшина группы ушел в очередной краткосрочный отпуск, его обязанности поручено было выполнять отличнику боевой и политической подготовки старшине 2 статьп Яшкину. За время замещения старшины группы Яшкин продолжал так же взети подразделение, как п его коман дир. Дисциплина у личного состава башни не понизилась, обучение проходило по- прежнему целеустремленно. Исполнять обязанности старшины груп пы — это большее дело, п его доверяют только лучшему старшине подразделения. Чем же выделился старшина 2 статьп Яш- кин? Оп служит без замечаний. Его заве- дывание — артпогреб всегда в порядке. Снаряды разложены гэ партиям, чистые п аккуратно смазанные. 3 погребе чисто, температура воздуха поддерживается в тре буемых пределах. Артпогреб всегда задра ен и заперт. Если старшина 2 статьп Яшкин стоит в наряде, он знает твердо обязанности и ис полняет инструкцию пунктуально. Чпсто п спрятно одетый, он обращается к приходя щим на корабль только по-уставпому. Ему доверяют ответственный пост — вахтен ного у трапа. Стараясь оправдать оказанное доверие, тов. Яшкпн хорошо подготовил личный со став к выполнению предстоящих стрельб. Г.ашпя, которой доверепо командовать старшине 2 статьи Яшкину, всегда готова к решению поставленной задачи. Старшина 2 статьи В. МОЛЕВ. Немеркнущий подвиг балтийцев 30 лет тому назад балтийские моряки совершили чрезвычайно смелую, неслыхан ную по трудности выполнения операцию по переводу боевых и вспомогательных ко раблей Балтийского флота пз Гельсингфор са в Кронштадт п Петроград. Совершив легендарный «Ледовый поход», балтийцы одержали победу пад природой, преодолев крепчайшие льды суровой зимы 1918 го да, расстроили коварные планы немецких империалистов по захвату кораблей Бал тийского флота и спасли для Советской республики все боевое ядро флота. Этот подвиг способствовал неизмеримому повышению обороноспособности страны с моря, обеспечению надежной защиты -рево люционного Петрограда. Свой немеркну щий подвиг балтийские моряки соверши ли в исключительно сложной и напряжен ной обстановке страны. Наша партия под руководством Ленина и Сталина вела в этот период острую и решительную борьбу про тив нуды Троцкого и его сподручного Бу харина, против «левых» коммунистов, за передышку, за немедленное заключение мира. Злейшие враги трудового народа спровоцировали наступление немецких им периалистов на нашу Родину и подстави ли под удар молодую Советскую республи ку, добиваясь ее уничтожения и восста новления в стране капиталистов. Онп в самый опасный период жизни советской власти организовали гнусный заговор про тив Советского правительства, против вождей партии — Ленина, Сталина и Свердлова. Ровно в полдень 18 февраля 1918 года, несмотря на согласие Советско го правительства подписать мир, войска немецких империалистов начали наступле ние по всему огромному фронту от Балти- кг до Черного моря. Немецкие оккупанты, поощряемые англо-^глтаузскимп и адеютаанскимп им периалистами, с жадностью набросились па дашу социалистическую Родину, пы таясь покорить ее мечом и железом и превратить в свою колонию. Над Пегрогра дом нависла непосредственная опасность захвата немецкими полчищами. Узнав о наступлении немцев, Централь ный Комитет Балтийского флота 19 Фев раля вынес решение о немедленной подго товке кораблей флота, базирующихся на Ревель и Гельсингфорс, к переходу в Кронштадт. Центральный Комитет партии и Советское правительство в этих усло виях организовали мощный отпор советско го парода войскам кайзеровской Германии. Исторический декрет (воззвание) Совета Народных Комиссаров от 21 февраля — «Социалистическое Отечество в опасно сти» мобилизовал и сплотил всех трудя щихся на решительную борьбу с обнаглев шим врагом. Горячо откликнулись на призыв Ленина и Сталина, партии и правительства петро градские рабочие н балтийские морякп. В Кронштадте и Петрограде в спешном по рядке были сформированы и отправлены на фронт вместе с эшелонами Красной Армии батальоны петроградских рабочих, несколько боевых матросских отрядов. Под Нарвой п Псковом .разыгрались первые кровопролитные бои новой, молодой армии революционного народа с германскими войсками. Здесь 23 февраля враг получил решительный отпор. Продвижение немцев к Петрограду было приостановлено. День 23 февраля вошел в историю, как день рождения нашей Советской Армии и Со ветского Флота. Войска германских империалистов под ходили к передовой базе Балтийского фло та — Ревелю. Балтийские матросы на ступление врага встретили организованно. Они позготовилп своп кооабли к выводу ч Гельсингфорс. 29 февраля пмп были взорваны Суронскпе батареи на подступах к Ревелю. После короткого боя 25 февраля не мецкие частп ворвались в Ревель. Бригада крейсеров, две подводиые лод ки, транспорты, закончив все приготовле ния к отходу из гавани, отдавали послед ние швартовы. 11а кораблях Ревельского отряда эвакуировалось около 4 тысяч че ловек гражданского населения, команды береговых частей. Все наиболее цепное имущество базы было погружено на кораб ли. Выход отряда кораблей из гавани при крывала бригада крейсеров, которая под верглась обстрелу ружейночпулеметным огнем германских войск. Немецкие само леты совершали налеты на советские ко рабли. Па крейсерах «Рюрик» п «Бога тырь» были убитые н раненые. Однако, песмотря на активпое противодействие немцев, Ревельский отряд кораблей благо получно прибыл в Гельсингфорс. Оставшиеся на островах Неарген, Вульф п Вимс команды балтийских моряков уничтожили все укрепления, жилые дома, склады, мастерские, орудийные установки были взорваны. Морякп Ревельской воен- но-морской базы проявили высокую рево люционную сознательность. Они в чрезвы чайно сложной обстановке выполнили при каз Совнаркома и отстояли от коварного врага важнейшие военные об’екты, спаслп от немецких хищников корабли и ценное имущество. В день оставления флотом Ревеля В. И. Ленин в статье «Тяжелый, но необ ходимый урок», опублпковапной в «Прав де» 25 февраля 1918 года, назвал неделю, прошедшую с 18 по 24 февраля, как «Один из ве.дичайших исторических пере ломов» в истории русской веволюции. «Неделя военного наступления империа листической Германии, — писал В. П. Ленин, — на Советскую социалистическую республику явилась горьким, обидным, тяжелым, но необходимым, полезным, бла годетельным уроком. История шагнула вперед, за эти дни, на несколько ступенек вверх сразу. До сих пор перед памп стояли мизерные, презренно-жалкие (с точки зрения всемир ного империализма) враги, какой-то идиот Романов, хвастунишка Керенский, банды юнкеров и буржуйчиков. Теперь против нас поднялся гигант культурного, техниче ски первоклассно оборудованного, органи зационно великолепно налаженного все мирного империализма. С иим надо бороть ся. С ними падо уметь бороться» (Ленин). В городе Брест-Литовске 3 марта был официально подписан тяжелый для пас мирный договор с Германией. Согласно 5 и б статей Брестского договора, Совет ское правительство обязывалось перевести все военные корабли из Гельсингфорса в порты Советской Р оссии . В такой полити ческой обстановке балтийским морякам пришлось готовиться к историческому «Ле довому походу». Совет Народных Комиссаров, Ленин п Сталин дали балтийским морякам боевую директиву спасти Балтийский флот, не смотря па величайшие трудности вывестп из портов Фппляндпп в Кронштадт и Пет роград все боевое ядро флота, все ценные военные корабли, транспорты, вспомога тельные' суда. Партийные организации мобилизовали массы моряков-балтийцев на успешное вы полнение этой директивы. Собрание судо вых и ротных комитетов Гельсингфорской базы, совместно с членами Цептробалта, местного флотского комитета и Советом ко миссаров Балтийского флота, состоявшееся 6 -го марта 1918 года на яхте «Полярная звезда», вынесло решение о том, что все требования Совета комиссаров флота «должны пополняться беспрекословно», что «все команды должны остаться на ме стах. Пемедленпо приступить к выводу из Гельсингфорса первой бригады линейных кораблей и крейсеров». Служба связи еще 4 марта донесла командованию, что она обнаружила в море в районе Аландских островов группу немец ких кораблей. Это была эскадра хищного германского флота в составе трех линей ных кораблей «Фестфален», «Позен», «Рейнлапд», нескольких крейсеров п тральщиков, сопровождавшая десантный отряд немецких войск, размещенный на семнадцати транспортах. Численность не мецких войск под командованием генерала фон-дер-Гольца равнялась примерно 12 ты сячам. 15 марта немецкая эскадра подошла к Аландским островам (остров Экере). При ход немецкой эскадры окрылил финских белогвардейцев, п они, начиная с 7 по 11 марта, заняли, вооружили острова Гогланд, Лавепсарп и Соммерс. 12 марта 1918 года Балтийский флот начал легендарный ледовый поход. Фло ту предстояло пройти свыше 180 миль в условиях, когда Финский залив сковало крепчайшим льдом. Па наших кораблях был громадный некомплект команд и ко всему этому па переходе им угрожали пуш ки финских белогвардейцев. Острый недо статок испытывали наши корабли в топли ве. Перевод всего флота из Гельсингфорса 1 Кронштадт командование разбило иа три основных этапа. Четвертый заключи тельный этап был осуществлен уже по ч и стой воде в мае 1918 года. 12 марта пз Гельспнгфорса вьппел пер вый отряд в составе 4 лилейных кораблей: «Петропавловск», «Гангут», «Севасто поль» л «Полтава» н трех крейсеров «Рю рик», «Богатырь» и «Адмирал Макаров». Линейные крейсера шлп через тяжелые льды. Им расчищали путь ледоколы «Ер мак» п «Волынец». Нужно отметить, что зима 1917— 18 годов была очень суровая, — торосистые льды приходилось порою - , левать с огромпьгмп трудностями, прп пе ременных ходах. Кораблп часто затирало во льдах и требовалась помощь ледоколов. Но героизм личного состава, сознание того, что оп выполняет исключительно важноо задание большевистской партии, букваль но делали чудеса. Большевики одержали первую победу в этом трудном деле. Через 5 дней, 17 марта, линейные кораблп и крейсера благополучно прибыли в Крон штадт без единого повреждения. В Гель сингфорсе шла подготовка к отправке в Кронштадт второго отряда кораблей. В то время, как героические балтийцы спасали флот для Советского государства от немец ких захватчиков, не дремали англо-немец кие шпионы н диверсанты. Они всячески ми путями пытались выводить пз строя наши корабли. Так, например, 30 марта 1918 года на крейсер «Аврора» врага под бросили «адскую машину» с часовым ме ханизмом. Эта машина оказалась англий ского происхождения. Ею был причинен некоторый ущерб на крейсере. В Гельспнгфорсе имели место случаи проникновения диверсантов на наши ко раблп. Враг хотел обезоружить наш флот и вывести из строя самые ценные п важ ные средства, обеспечивающие переход боевых кораблей в суровых условиях ле дового режима — ледоколы. Эти случаи свидетельствовали о том, к каким мерзким приемам прибегают иност ранные разведки, чтобы подорвать силу и мощь советской власти. Совет комиссаров Балтийского флота, вступивший в управле ние флотом, и парторганизации флота моби лизовали весь личный состав на повыше ние революционной бдительности и охраны боевых кораблей от диверсантов и шпио нов. Второй отряд судов в составе линей ных кораблей «Андрей Первозванный», «Республика», крейсеров «Баян» ц «Олег», с тремя подводными лодками «Тур», «Тигр» и «Рысь» вышел 4-го ап реля 1918 года в сопровождении трех слабосильных ледоколов. Кораблям втхшаго
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz