На страже Заполярья. 1948 год. Март.
» / ЯА С Т М Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я f r e w r w n Ъ Я 8* (9094), Пота Советского правительства по поводу лондонского совещания по германскому вопросу (Окончание). , монополий. Здесь, в Бизонии, аигло-амери- канские монополисты, банки, картели про никают во все отрасли экономической жиз ни, подчиняя пх себе, своим экспансио нистским нолям. Факты показывают, что до сих пор ниче го не сделано для действительного восста новления высокоразвитой промышленности западной части Германии н что, напротив, развитие этой промышленности постоянно тормозилось п тормозится из опасений кон куренции. Наряду с этим в американский план «помощи» включаются Бизония и Рурская область с ее тяжелой промышлен ностью, всегда являвшейся мощной базой производства вооружения, что выражает стремление определенных американских кругов восстановить военно-экономпче- скпГг потенциал Германии и использовать его в указанных выше целях. После этого не приходится удаляться тому, что попыли обеспечить совместный контроль всех четырех оккупирующих дер жав над Рурской промышленной областью натолкнулись па решительное противодей ствие со стороны Соединенных Штатов Аме рики и Великобритании. Такая политика англо -америханекпх власт:й в области экономических мероприя тий в Германии рассчитана на то, чтобы получить поддержку со стороны магнатов германской тяжелой промышленности, по она явно противоречит целям мирного и де мократического преобразования. .Германии. Эта политика не ведет к восстановлению мирной экономики Германии, но заключает в себе опа:г:ость превращения западной ча сти Германии в стратегическую базу для будущей агрессии в Европе. В настоящее время правительством Ве ликобритании f t ’двинут план создания так называемого «западного союза». В этот полпгачзстгай блок вовлекаются Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург, а так же Италия и западная часть Германии и вместе с тем предусматривается участие <*>еигаешгых Штатов Америки. Имеется в виду и включение некоторых других запад но-европейских государств. Нетрудно заметить, что этот британский план тесно связан с «планом Маршалла», дополняя его и раскрывая политические цели американского плана в отношении Европы. Как американский план экономи ческой «помощи», так и британский поли тический план «западного союза» противо поставляют Западную Европу Восточной Европе и, следовательно, ведут к политиче скому расколу Европы. Из этого следует, что как американский экономическиГ* план, так п дополняющий его британский полити ческий план не имеют ничего общего с ин тересами укрепления мира и безопасности пародов Европы. Считаясь с тяжелыми уроками первой и второй мировой войны, миролюбивые евро пейские государства стремились к дости жению соглашений, чтобы предотвратить возможность новой германской агрессии. На этом основаны все известные договоры, как англо-советский * н франко-советский 2 0 -летние договоры о взаимопомощи, дого воры Советского Союза с другими европей скими государствами, а также англо- французекпй договор 1947 года. Такое стремление предотвратить новую герман скую агрессию соответствует интересам всех миролюбивых HnTvrww х* тто voЖРТ *р- сти к противопоставлению одних европей ских государств другим европейским госу дарствам. Заключение таких договоров способствовало и способствует безопасно сти народов Европы и укреплению всеоб щего мира. ------------------ О Совершенно другой характер имеет план создания «западного союза», в котором не ставится такой цели, как предотвращение германской агрессии ii оказание взаимной помощи на случай такой агрессии. Британ ский политический план п не может ста вить такой цели, поскольку оп пе только пе направлен против повторения германской агрессии, но включает в западный блок также ту часть Германии, где сохраняется господствующее положение агрессивных германских монополий, вчера еще являв шихся опорой гитлеровской агрессии. С другой стороны, о характере британского политического плана достаточно говорит то обстоятельство, что оп противопоставляет об’единяемые этим блоком европейские го сударства другим государствам Европы, ко торые последовательно стоят на позициях укрепления всеобщего мира и недопущения повой германской агрессин. Из этого следует, что создание англо- американской Бизонии и произведенный этим раскол Германии были не случайным явлением. Поставив западную часть Герма нии вне совместного контроля четырех дер жав, делают попытку использовать ее в целях создания особой группировки запад- но-европейских государств, противопостав ленной остальным государствам Европы, что ведет к политическому расколу Европы и к образованию двух лагерей европейских стран. Как американский экономический план, так п британский политический план, слу жат, таким образом, пе целям укрепления мира, экономического восстановления и прогресса, а совершенно противоположным целям. Все это об’ясняет отношепис Со ветского Союза к этим планам. Пз всего этого вытекает, что политика Великобритании и Соединенных Штатов Америки, а также Франции привела к под рыву соглашения четырех держав о Кон трольном Совете в Германии и к подрыву Потсдамского соглашения о Совете Минист ров Иностранных Дел, па который была возложена вся подготовительная работа по мирному урегулированию в Европе. Эта по литика трех держав пе только пе содей ствует установлению прочного демократи ческого мира в Европе, по и чревата таки ми последствиями, которые могут быть только на-руку всякого рода поджигателям повой войны. Секретные заседания в Лондоне по гер манскому вопросу представителей Велико британии, Соединенных IHjaroB Америки и Фрапцнн, устроенные в обход Совета Ми нистров Иностранных Дел, где участвовал бы и Советский Союз, свидетельствуют о том, что правительства трех держав не останавливаются перед игнорированием взятых на себя обязательств. Тот факт, что к этим совещаниям были привлечены представители только узкой группы неко торых государств, а вне этого совещания осталось большинство государств, наиболее пострадавших от германской агрессии, го ворит о том, что лондонское совещание пре следовало узко групповые цели создателей западного блока, противопоставляемого всем остальным государствам Европы. Ввиду этого Советское правительство считает нужным подтвердить сделанное им заявление, что подготовленные этим сове щанием решения не могут иметь закоппой силы и международного авторитета». Одновременно аналогичные ответы были переданы правительствам Соедппепных Штатов Америки и Фрапции советекими теслами в Вашингтоне и Париже. (ТАСС). К советско-египетским торговым отношениям В результате имевших место в послед нее время переговоров 3 марта 1948 года в Капре было подписано соглашение между Правительствами СССР и Египта fto торго вым вопросам. По условиям соглашения Правительство Египта поставит Советскому Союзу пз сво их запасов хлопок в обмен на зерно, лесо материалы, сульфат-аммоний и другие то вары. Достигнута также договоренность о том, что впредь до заключения общего торгово го соглашения в торговле между обеими странами будет применяться режим, на иболее благопршпхг.вуемый нации. Переговоры происходили в дружеской атмосфере и показали желаппе обеих сто рон развивать торговые отношения между ними. Соглашение подписали: со стороны СССР — Заместитель Министра впешпей торговли М. А. Меньшиков и со стороны ЕЬшта — Министр иностранных дел Ах мед Кашаба-паша. ЗАМЕТКИ О ВОСПИТАНИИ! МОЛОДОГО ЛЕТЧИКА 2. СИЛА— В МАСТЕРСТВЕ НА СНИМКЕ: старший матрос Ни колай Дзгобенко — лучший наводчик на корабле. Он имеет 12 поощрений коман дования. Фото М. Бугакова. Есзооюзноа совещание комитетов с управления по делам истугств б марта в Москве открылось всесоюз ное совещание председателей комитетов и пачальникрв управлений по делам искусств союзпых республик. Совещание обсудит вопросы, связанные с упорядочением и улучшением работы театров п концертных организаций. Свыше 600 театров перехо дит сейчас па работу без государственной дотации. С докладом об очередных задачах учреж дений искусств выступил председатель Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР П. П. Лебедев. Доклады сделали также заместитель председателя Комитета В. II. Сурип, начальники управ лений 10. С. Калашников, П. П. Горяйнов и другие. Па совсшаппп поставлен вопрос о реши тельном улучшении качества спектаклей п концертов. Выступавшие-приводили факты безответственного отношения к подбору ре пертуара. Чрезвычайно медленно готовятся новые постановки. На репетиции оперы «Борис Годунов» в Большом театре было потрачено в общей сложности 167 тысяч часов. Театры допускают излишества в расходовании средств на повыс иостаиовки. Штаты театров далеко превышают реальную потребность. Вследствие этого многие артисты месяцами пе бывают заня ты в спектаклях, теряю? квалификацию п отрываются от коллектива. На совещании был поднят также вопрос о более правиль ном распределении театров по городам сграны. Совещание продлится четыре для. (ТАСС). Успехи старшего матроса Данилоза Более двух лет служит на корабле стар ший матрос Данилов. За это время оп проявил себя умелым машинистом-турби- нпстом. С приходом на корабль Данплов получил в заведывание маслоохладитель. Матрос с любовью отпосплся к механизмам, содержал пх в образцовой чистоте, в полной исправности. Усердие и любовь к специальности по могли молодому машинисту быстро заслу жить уважение п доверие товарищей. Вскоре Данилову далн в заведывание ма невровое устройство п главные турбппы— самые ответственные механизмы машппио- ;о отделения. Несмотря на то, что новое заведывание песравпенпо Оо.гыпе и слож нее маленького маслоохладителя, Данплов содержал и его в образцовом порядке: кор пуса турбип .регулярпо промывались со- ляром, валы чистились и покрывались тонким слоем масла. Однажды во время длптельпого похода из сальника маневрового клапана вьгбпло набивку. Машппное отделение заполнилось паром. Чтобы вповь набпть сальник, тре бовалось остановить машину на несколько минут, чего пельзя было сделать по усло- виям-выполнения задачи. Тогда матрос воспользовался коротким перерывом (когда ход с переднего был переведен на задний). Обжигая руки, оп успел вложить новую набивку и поджать ее втулкой. Отличное знание своего заведьтвашгя и находчивость помогли матросу ifсправить повреждение в исключительно сложной обстановке. За отличное владение сво°й специально стью, за дисциплинированность Данилову было щшгвоено очередное воинское звание — «старший матрос». В тренировках и учебных походах росли и крепли выучка матроса, его масгерство. Командир пятой боевой части добивался от личного состава такого глубокого зна ния материальной части, чтобы любой матрос при обслуживании того пли иного механизма мог самостоятельно обнаружи вать и в кратчайший срок устранять за держки. Во время нахождения корабля в море старшина команды машинистов старшина 2 статьи Родионов дал старшему матросу Данилову вводную: — Прекратилась подача масла иа под шипники главных турбип, ваши действия? Стрелки манометров стояли па пуле. Положение становилось очень серьезным, но старший матрос Дапплов не растерялся. Взглянув на турбомасляпые пасосы, он убедился, что в их работе непормальпостей нет. Но отчего масло пе идет на подтппппи- ки? Данилов проверил маслопровод и на шел, что краппки на трубках, п д у щ п х к манометрам, перекрыты. Он открыл* кра ники, и манометры вповь стали показы вать нормальное давление. Работая в судоремонтной бригаде, стар ший матрос Данилов добился высоких про изводственных показателей. За один толь ко месяц он выполнил производственное задание более чем па 2 0 0 проц. Старший матрос Н. ЗВЕРЕВ. Углелый воспитатель В школе младшпх командиров курсапт Черников выделяется среди остальных бой цов смелостью, находчивостью и энергич ными действиями на всех занятиях. Хоро шо освоив боевое оружие и воинские уста вы, оп раньше всех встал па самостоятель ную вахту и никогда не пмел замечаний по службе. Закончив учебную программу с отлич ными оценками, Черников по.ту' чпл очеред ное зваппе— «ефрейтор». Но и после окон чания школы он продолжал настойчиво изучать военное дело. Принимая активное участие в работе комсомольской организации, Черников серьезно готовился к вступлеппю в пар тию. Сейчас оп уже капдидат ВКН(б). Вы сокое звание кандидата партии он оправ дывает с честыо. Сейчас, являясь старшиной подразделе ния, сержант Черников умело воспитывает свопх подчиненных в духе преданпости п любви к нашей Родине Он всегда служит примером для своих подчиненных и спра ведливо требует от них высокой дисципли ны, организованности в учебе п в несении лужбы. Младший сержант В. ДЕМЧЕНКО. Был летний день. Самолеты взлетали в производили посадку. Я со своими лелж - ками также находился на старте, н мы вме сте наблюдали ва самолетами, находящи мися в воздухе. Паше внимание привлек самолет, который в зон© выполнял фигуры высшего пилотажа. Ровно оппсав дугу боевого разворота, самолет сделал перево рот, петлю. Поблескивая плоскостями в лучах низкого солнца, самолет чисто, точ но, ровно выполнял иммельман, бочки, ви ражи. Окончив пилотаж, летчик пошел на по садку. Войдя в круг полетов по всем пра вилам и точно построив маршрут, он мяг ко приземлился у посадочного «Т». Заин тересовавшиеся летчики спросили у меня, кто этот мастер. Я ответил, что это летал майор Николаев. Вечером, после полетов, зайдя к летчи кам, мы вспомнили полет Николаева и раз говорились. Всем хотелось летать так, как летает майор Николаев. Но тут я заметил летчикам, что одного желания мало. Для этого надо и умеппе. А оно само не (прихо дит. Чтобы достигнуть такого мастерства, пужно много учиться п тренироваться. Я привел им случай, который произошел со мной, осенью 1944 г., когда я. облетав са молет и уходя из зоны, заметил слева ниже себя другую однотипную с моей машину. В то время я имел уже на св#ем счету сбитые пемелкие самолеты. П вот у меня появилось желание потренироваться и зай ти этому летчику в хвост. Я ввел самолет в вираж, намереваясь зайти «противнику» в хвост. По каково же было мое удивление, когда я увидел, что «про тивник» также лег в крутой вираж с яв ным намерением зайти в хвост ко мне. Мы закружились на виражах. Крены приходилось делать столь крутые, что с плоскостей слетали белые сгрун. Я ноч!ув- ствовал, что «противник» у меня серьез- пый и, пе имея возможности победить на вираже, перешел па вертикаль. Я прпмепял все хитрости, весь свои опыт, пытался обмануть ложны?! маневром своего «противника» и пе мог этого сде лать. Мое положение ухудшалось с каждой секундой. «Противник» явно садился мне па хвост. Еще несколько секунд, и я был бы «сбит». Я выравнял самолет и пошел на посадку. Вылезая из кабилы, заметил, что самолет, с которым я вел воздушный «бой», заруливает па нашу стоянку. Я уз- пал летчика, с кем мне довелось «сразить ся». Это был маСор Николаев! Подозвав мепя к себе п еппмая парашют, майор Пнколаев ска^ат: «Сила — в ма стерстве!» П тут же рассказал мне, какие я допускал ошибки и как он ими восполь зовался, чтобы победить мепя. Его указа ния во многом помогли мне. Во время войны мне часто приходилось слышать, как молодые летчпкп, не имея достаточной тренировки, просились в полет. Они обижались, если им этого пе разреша ли попа по закопчат полпый курс трени- рники и пе изучат хорошо материальную часть. аадо летчик, плохо Ш щ Л а т риальную часть, чуть было не т ш в мо ре. Он мбых, как нереютгез**оя беявя- довые красы. Моторы, выработав горючее ил одной группы баков, с т а я . .. я тоогь- ко наличие большой высоты позволило летчику разобраться в бевзосистеме и правильно переключить краны на баки е горючим. Еомавдир звена, узнав об этом столь конфузном случае, лично стад тре нировать летчика в знании всех секторов и кранов в кабине и до тех пор не разре шал ему летать, пока тот досконально, на- память, не выучил всю кабину своей ма шины. Или еще пример. Это произошло со iraoft в период моей учебы в школе. Перед поле тами мы собрались самолета, где наш командир давал предполетные указания. В этот день мы должны были отработать в зоне технику выполнения петли. Я думал, что петля не суть какая важ- пая вещь и выполнить мне се не составля ет никакого труда. Поэтому был мало вни мателен к наставлениям инструктора, что и не вамеддпло сказаться в первом же по лете. Придя в вону, я набрал скорость и пошел ца петлю, но в верхней часто пет ли самолет неожиданно перевернулся вниз колесами, сделал иммельман. Я был в не доумении. Повторил маневр — результат тот же. В чем дело? Я еще несколько раз попытался выполнихЪ петлю и каждый раз неизменно в верхней части самолет произвольно переворачивался вниз колеса ми. Так и не сделав нп одной петли, я произвел посадку. И только потом вместе с инструктором выяснплп причину произвольного перево рачивания машины на петле. Оказалось, что в верхней? части петли я, желая быст рее опустить нос самолета, резко брал ручку на себя, но так как самолет нахо дился на больших углах атаки, то при резком взятпп ручки углы атаки перехо дили за критические п получалась авто- ротация, короче — штопор в горизонталь ной плоскости. Командир заставил меня на земле тре нироваться в выбирании ручки, начертил схему и рассказал о вилах, действую щих в петле, теоретически доказал при чину моего произвольного переворачивания. П только в последующих полетах, поняв свою ошибку, я научплся делать правиль ные петли. П сейчас находятся такие летчики, кото рые пренебрегают последовательностью тренировки, не h ^ jt от простого к сложному. Сразу хотят выполнять слож ные задачи. Это неправильно, ибо в возду хе малейшая ошпбка грозит гибелью всего экипажа, тем более в воздушном бою. При веду случай, происшедший с Николаевым в одном пз полетов на штурмовку немецких авиаколонн. Идя бреющим полетом, шестерка наших самолетов была неожиданно обстреляна перекрестным огнем автоматов. Bee само леты сразу же разошлись в стороны, но так как Николаев вел шестерку и плхо- « в с я щ щжрь чтгаы , еж успел дать три ГНДОР в , в ю к ш зам е тать один из тгщтщ р м в т а ручку на себя, чтобы оербюлжъ через сотгку. Но самолет о? сл и т ом резкого дежекпя мвмегргально перевернулся вверх колесами и должен был через секунду, другую неми нуемо врезаться в сопку. Летчик не расте рялся, и, оказавшись вверх колесами, сра зу же вывел машину опять в нормальное положение. После полета летчика расспрашивали, каким образом ему удалось вывести само лет так быстро? И Николаев рассказал, что этого достигнуть ему удалось потому, что он не стал выбирать в обратную сто рону и, испооьеуя иверщпо самолета, ру лями помог ему сделать полную бочку. Бочку на бреющем полете! Бот пример настоящего мастерства. ** П теперь каждый летчик должен повседнев но учиться, тренировать свою технику пи лотирования. Но надо заметить, что еше не все летчики по-настоящему взялись за изучение материальной части, теории по лета. На проверочной осенней сессии не которые летчики получили плохие оценки, что говорит об их несерьезном отношении к своей профессии авиаторов, б постав ленным перед ними задачам. К таким летчикам командир звена дол жен подходить особенно внимательно и раз’яснять, что подобный взгляд на овладе ние теорией недопустим. Плохой тот лет чик, который, не зная и не понимая тео рии, машинально держится за ручку уп равления самолетом. Такого летчика ждуг большие неприятности. Не случайно у таких летчиков бывают поломкп и аварии. Воспитательная роль командира звена широка и разнообразна. Я не буду здесь перечислять все формы п методы воспита ния летного мастерства, но хочу остано виться на таком важном мероприятии, как организация на старте.* В момент полетов, как обычно, командир звена со своими летчиками находится на старте. И зачастую можно видеть, что летчики на старте вообще ничем не зани маются. А ведь именно на старте можно видеть много поучительного. Например, неплохо, если командир звеца соберет летчиков и будет с ними наблю дать взлеты и посадки всех самолетов. Пусть летчики сами замечают ошибки ле тающих товарищей и рассказывают о них командиру звепа, а последний должен по правлять пх, если они в чгм-нпбудь ошиблись. Каждый авиатор должен хорошо запомнить, что отличное, знание своето оружия, умеппе с наибольшей эффектив ностью использовать его в бою — одно пз основных качеств советского воина, без этого не может быть достигнута победа. П Министр 'Вооруженных Сил требует от нас, чтобы все силы сейчас были направле ны на повышение свопх знаппй, па изу чение п освоение боевой техники п ору жия, которые вручила нам Родина. Старший лейтенант С. ПАНКРАШИН. НА П О Л И Т З А Н Я Т И Я Х О П Т И В К И П О В Т О Р Я Ю Т С Я Большинство руководителей политзаня тий с начала ™>вого уч°бпого года стали серьезпо готовиться к занятиям и в значи тельной степени подняли идейное содержа ние политической учебы, занятия стали проходить интересно и активно. К числу таких руководителей следует отнести старшего лейтенанта Любимова, лейтенан та Щукина, которые постоянно обращают впим.ание па личную подготовку к заня тиям, а также па подготовку свопх слуша телей. По, к сожалеппю, пе все руководители политзанятий понимают по-настоящему свой долг и до сих пор занятия проводят по-старпнке, падеясь на свою память п на ранее получеппые зпаппя. Это пх часто приводит к неудачам, к серьезным ошиб кам. Так относится к делу, например, лейтепапт тов. Трефплов. Занятие, прове- деппое пм по теме: «И сточники силы Со ветских Вооружеппых Сил», явно не удо влетворяло слушателей. В чем причина? Почему тов. Трефплов слабо и неинтересно сровел занятие по этой теме? Все дело в том, что тов. Трефилов наде ялся па свои прежние знания и к заня тиям по существу пе готовился, ограничил ся только материалом, полученным на се минаре, и за несколько часов до занятий просмотрел одну газетную статью. В ре зультате, излагая материал слушателям, главных вопросов об источниках силы Вооруженных Сил СССР он не раскрыл, его беседа изобиловала малопонятными для слушателей формулировками. А в ряде вопросов тов. Трефплов сам слабо разбирается. Но это его не тревожило, и он не обратился пп за со ветом к более опытпым пропагандистам, ни к литературе. Не рассказал он слушате лям и о могучей животворной силе социа листического строя. самоотверженном труде советского парода в борьбе за вы полнение новой сталинской нятилеткп. Рассказ офицера Трефнлова носил об щий, неконкретный характер, и слушате ли его воспринимали слабо. После таких неудачных занятий офинеру Трефилову слодовало бы исправить указанные ошибки и слушателям раз’яснпть более глубоко те вопросы, которые оп в силу неподго товленности обошел, и заинтересоваться, как готовятся к очередному занятпю слу шатели. Однако офицер Трефилов не сде лал этого. Ни сам руководитель политзанятий, нп сто помощник не поинтересовались, зна комились ли с материалами по теме слу шатели. Как выяснилось впоследствии, материал никто не читал, т. к . офицер Трефилов и его помощник пе помогли слу шателям иайти рекомендованную литерату ру. Не случайно, что пз пяти опрошенных слушателей нп один пе смог ничего ска зать по теме. Занятие, которое провел тов. Трефилов, прошло плохо потому, что он безответст венно отнесся к порученному делу, счи тая, что можно провести занятня наспех, без серьезной подготовки. Капитан-лейтенант Вас. ЛЕНИН. В стороне от политзанятий Политические занятия являющиеся ос новной формой политического воспитания матросов и стариигн надо всесторон не обеспечивать необходимыми пособиями. Кспкретпую помощь в этом деле должны оказывать библиотеки и парткабинеты. Однако по делает этого библиотека, где пачальииком лейтенант Федотовскнй. Здесь имеется хороший читальный зал, в котором можно было бы создать самое не обходимое в помощь руководителю полит занятий, где были бы вы Е еш ены очередные темы политзанятий, подобраны наглядные пособия к ним, а также художественная литература. Большую помощь оказала бы этим самым библиотека руководителям по литзанятий. Но тов. Федотовскпй не интересуется не только политзанятиями, он пе заботится даже о том, чтобы матросы и старшины имели возможность почитать свежие газе ты и журналы. Читальный зал, который в период выборов в местные Советы был уютно оборудован, где можно было почи тать свежие газеты, журналы и получить ответ на интересующий вопрос, сейчас за пущен Здесь нет нп журналов, ни газет. Совершенно ппкакоб помощи руководи телям политзанятпй пе оказывает и парт- кабппет. начальником которого является капитан Павалихип. Удивительно, что на все это равнодушно смотрят работники политотдела. Капитан-лейтенант МАРТЫНЕНКО. В нашей группе В сержантской группе, где руководите лем лейтенант тов. Кузьменко, хорошо проходя 7 политические занятня. В группе нет отстающих. Это достигну то путем товарищеской помощп. Если ко му что неясно, ему всегда помогают това рищи. В группе нет такого положения, что бы какой-либо изучаемый вопрос ^остался непонятным п неразобранным. Старшей сержант тов. Грпншпон, сер жант тов. Артемьев, старший сержант тов. Коваленко, сержант тов. Буланов пе только хорошо занимаются сами, добросо вестно готовятся к предстоящим занятиям, но п помогают готовиться тем, кто отстал в учебе. Младший сеожант Г. СКОРОДУМОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz