На страже Заполярья. 1948 год. Март.

H f l За нашу Советскую Родину! • i Г 1 к ▼ г С е г о д н я в номере : Ежедневная газета Северного флота марта 1948 г. Год издания 11-й ! Н а г р аж д е н и е ор д ен ам и и м ед ал ям и Передовиков сел ь ск о го х о з я й с т в а .Т атар ­ ской А в С Р (1 стр .). Н а к о р аб л ях и в ч а с т я х (1 стр .). • »_»] ' <3 отчетно -вы борны х ком сом о л ь ски х собраний . К ап и т ан В. Л а гош ны й . — С е ­ кр е т ар ь говорил о том ... ч его не было! ( 2 стр .). Старш ий л ей тен ан т С. П анкраш ин . — З ам е т к и о воспи тании м о л о д о го л е тч и к а : 1. О тр ад и ц и я х ч асти (2 стр .). О б зор печ ати . Л у чш е о с в ещ а т ь к о м ­ сом о л ь скую ж и зн ь ( 2 стр .). К а н д и д а т н ау к . А . Н едзведскЁй . — ВелякнД украинский поэт (К 154-летию со дня рождения Яея Г . Ш евченко ) (3 етр.). С т арш и й л ей т ен ан т М . А рхипов . — Л и ч н о е п ер в ен с тво з а в о е в а л старш ий м а ­ тро с З а й ц е в (3 стр .). П р е д с е д а т е л ь А н тиф аш и с т с к о го к о ­ м и те та со в е т с к о й м о л о д еж и Л и д и я Вои­ но в а . — Д е м о к р а т и ч е с к а я м о л о д еж ь в борьбе з а мир и д е м о к р а т и и 4 стр .). П р а з д н о в а н и е М еж д у н а р о д н о г о ж е н ­ ско го д н я з а р у б еж ом (4 стр .). командир звен воспитатель летников Среди летчиков Военно-Воздушных Сил комавдгр звена занимает особое положе­ ние. Являясь старшим начальником всего личного состава звена, он призван решать весьма важные п сложные задачи обуче­ ния и воспитания подчиненных. Боевое мастере too летчиков, нормальный ход учебной подготовки всецело зависят от то­ го, насколько командир звена справляется со своими обязанностями. У командира звена широк и разносторо­ вен круг обязанностей. Он несет персо­ нальную ответственность за подготовку каждого летчика и воздушного стрелка. Лишь тот командир успешно справится со своими почетными и ответственными зада­ чами, у которого спецпальные и политиче­ ские знания находятся на высоком урозпе в постоянно пополняются, совершенст­ вуются. . Подготовка звена, как известно, слагает­ ся из многих элементов, но главным из них язляется воинское воспитание и обу­ чение летчиков. От командира подразделе- еия требуется умение хорошо обучать под­ чиненных искусству полета, новым такти­ ческим приемам боя, воспитывать летный состав в духе преданности нашей болыпе- сиотскэй партии и великому Сталину. 5 «Теперь, — говорит товарищ Сталин,— все офицеры и генералы должны в совер­ шенстве владеть мастерством обучения и воспитания войск в мирной обстановке». •. Воспитание летчиков — прямая и прп- яом самая важная служебная обязанность командира звена. Он должен прививать йстчикам самые ценные и благородные черты советского воина — честность- и правдивость, ревностное отношение к сво­ ему воинскому долгу, отвагу, волю и вы­ держку, умение и готовность до последней 1 ;апли крови защищать свою Родину, бди­ тельно стоять па страже мирного труда советского народа.. . г?... . !f' В наших частях и подразделениях авиа­ ции командиры звеньев накопили богатый Ьпыт в деле организации и содержания боевой учебы. Однако вопросами воинского я политического воспитания некоторые командиры подразделений занимаются еще 0 вдо недостаточно. У нас еще, к сожале­ нию, есть такие командиры звеньев, кото­ рые считают, что воинское и политиче­ ское воспитание летчиков — это дело по­ литработников, а пх обязанность учить глинов меткой стрельбе, искусству полета. Такого ошибочного и вредного мнения при­ держивается, в частности, командир звена тов. Буренков. Отсутствие должной воспи­ тательной работы среди подчиненных со стороны командира пагубно сказывается на всей учебе. Летчики этого звена менее подготовлены, чем остальные, порой кое- кто из них нарушает дисциплину. • До-шюму относится к воспитанию лет­ ного состава командир звена коммунист Добычин. Чтобы благотворно влиять нг своих подчиненных, воспитывать пх в ду­ хе советской военной идеологии, в духе преданности партии Ленина — Сталина, ен повседневно изучает людей, их качест­ ва, индивидуальные способности п запро­ сы. Командир во-время подмечает, -как лет­ чики растут как относятся к своим обя­ занностям. С нерадивых он строго взыскивает, проводит с людьми боль­ шую воспитательную работу. Добычин во­ время замечает отстающих, находит меры воздействия на них, поощряет отличивших­ ся. Этот командир звена часто беседует с летчиками на политические темы. Поэтому его подчиненные и все звено — это еди­ ный и опаянный коллектив, готовый в лю­ бую минуту решать самые сложные и от­ ветственные задачи. .*** Чтобы вырастить “ волевого летчика, идеологически выдержанного и политиче­ ски бдительного, командиру звена» необхо­ димо вложить немало труда. Воздушным воинам следует постоянно «раз’яснять о не­ обходимости стойкости летчиков, любви к своей профессии. Надо постоянно разви­ вать у них чувство войскового товарище­ ства, требовать с каждого неукоснительного выполнения инструкций и наставлений, напоминать им, что в советской авиации нет места нарушителям дисциплины, ро­ няющим честь и достоинство советского воина. Иные командиры звеньев полагают, что воспитывать нужно только молодежь. Лет­ чики с богатым боевым прошлым, по их мнению, не нуждаются в обучении. Они, дескать, проявили уже себя, доказали воинское мастерство. Это в высшей степени неправильное мнение. Небезызвестно, что военное дело не стоит на одном месте, что новая техника предъявляет . повышенные требовашея к нашим кадрам. П#этому нель­ зя довольствоваться лишь старым бага­ жом, порою устаревшим и не пригодным к настоящим условиям. И молодой, и быва­ лый воин в одинаковой степени должны со­ вершенствовать своп знания, а командир звена — заботиться об их воспитании. Большое значение в воспитании летчиков имеют боевые традиции части, героиче­ ское прошлое. И правильно поступает пере­ довой командир звена Михаил Бородатый, который знакомит своих подчиненных с традициями незабвенного летчика Б. Ф. Сафонова, рассказывает им о подвигах ге­ роев части в дни вййны. Память о ратных подвигах героев вдохновляет вашу моло­ дежь на успехи в учебе, на укрепление могущества социалистической Родины. Командир звена гвардеец Борзистый вос­ питывает у своих подчиненных чувство гордости за свою часть, повседневно при­ зывает их дорожить ее честью и боевой славой. Во всей своей воспитательной работе командиры звеньев должны опираться на помощь партийных п комсомольских орга­ низации. Прямой долг партийных и ком­ сомольских руководителей—помочь коман­ диру вовлекать летчиков в обществен­ ную работу, создать среди них атмосферу дружбы и взаимной выручки, резко кри­ тиковать тех, кто нарушает дисциплину в порядок. Неустанным воспитанием летчиков в духе беспредельной преданности партии Ленина — Сталина, в духе самоотвержен­ ного выполнения воинского долге командиры звеньев еще выше поднимут ка­ чество боевой подготовки и с честью вы­ полнят задачи, поставленные Министром Вооруженных Сил. -О- Награждение орденами и медалями передовиков сельского хозяйства Татарской A0GP В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1947 года за получение высоких урожаев пшеницы и ржи при выполнении колхозом обязательных поставок п нат 5 уроплаты за работу МТС в 1947 году и обеспечение семенами зерновых культур для весеннего сева 1948 г. Указом Президиума Верхов­ ного Совета СССР от 6 марта 1948 г. на­ саждена большая группа передовиков сетьского хозяйства Татарской) АССР. Орденом Ленина награждено — 44 чело­ века; Орденом Трудового Красного Знамени — 198 человек; Медалью «За трудовую доблесть» — — 349 человек; Медалью «За трудовое отличие» — 301 человек. (ТАСС). 1 Новое научное общество Пра Академии Наук СССР создано Все­ союзное гидробиологическое общество. Вице-президент общества д-р биологи­ ческих наук профессор Л. А. Зенкевич в беседе с корреспондентом ТАСС рассказал: Ни одно государство мира не обла­ дает таким обилием и разнообразием во­ доемов, как Советский Союз. Эти бесчис-' ленные водоемы, « которым прибавились созданные в годы сталинских пятилеток обширцые искусственные водохранилшцаг— Учинское, Рыбинское, Московское , море и другие, — представляют собой замеча­ тельные обекты для всестороннего их кзучепия- Одних только учреждений, изу­ чающих жизнь моря, имеется в нашей стране с^ыше 40. Кроме того, ведут рабо­ ту несколько десятков речных и озерных гидробиологических станций. Такое ваанитие швобиологпи вызвало необходимость об’единения всех заинтере­ сованных лиц во Всесоюзное гидробиоло­ гическое общество. Превидеитом общества избран видный ученый — микробиолог академик Б. Л. Исаченко. » , Уже в нынешнем году общество яирево развертывает свою деятельность. Комплекс­ ные экспедиции будут заниматься вевое- нжем рыбных богатств Черного моря. Соз­ даны специальные комиссии для изучения всех водохранилищ Московской . области и рационального использования их в рыб­ ном хозяйстве. г Всесоюзное гидробиологическое общест­ во, в состав которого уже вступило бо­ лее 400 человек, в ближайшее время открывает свои филиалы в Ленинграде, Киеве, Минске, Иркутске. Владивостоке и ддугцх городах страны. г а ® . Отлипнииу учебы— очередное еоинское звание Матрос Тимофеев с первых дпей службы глубоко заинтересовался своей специальностью. Он хорошо понял, что для того, чтобы стать полноценным спе­ циалистом, самостоятельно нести вахту, нужно много и упорно учиться. Тимофеев на занятиях проявляет большую любозна­ тельность и настойчивость. Учится он н в свободное время. Кратко конспектируя содержание изу­ чаемого материала, оп в то же время записывает непонятные вопросы, чтобы спросить о них у старших товарищей. Очень много помог Тимофееву старшина 1 статьи Едакин. На примерах своего мно­ голетнего опыта практической работы Еда­ кин обяснял непонятные вопросы, переда­ вал свой опыт матросу. Труды Тимофеева пе пропали даром. Сдав экзамены, оп встал на первую самостоятельную вахту. Осу­ ществив свою мечту, Тимофеев не остано­ вился на достигнутом. Он попрежнему упорно рзботает над собой, повышая свой специальный и политический кругозор. Благодаря упорной работе матрос Ти­ мофеев отлично освоил специальность и стал одним из лучших специалистов нашей части. Недавно матросу Тимофееву, как отличнику боевой п политической подго­ товки, присвоено очередное воинское зва- нне — «старший матрос». Старший катрсс А. ОКУНЕВ. Свято берегут гвардейскую честь Успехи в учебе сержанта Макарова В 1945 году сержант Макаров стал уси­ ленно готовиться к поступлению в поли­ технический институт. Желание его сбы­ лось. В 1946 году он был принят заочни­ ком на механический факультет этого ин­ ститута. С первых же дней поступления в инсти­ тут оп прилежно и любовно относился к изучаемым предметам. Два года заочной учебы в институте Макаров закончил с хорошими и отличными показателями. Учебу в -институте тов. Макаров умело сочетает с повседневной боевой подготовкой и общественной работой. Он успешно справляется с .работой секретаря комсо­ мольской организации подразделения, по­ мощника руководителя политических за­ нятий in агитатора. Несмотря на большую занятость общественной работой п учебой в институте, он ежедневно находит время почитать матросам новинки художествен­ ной литературы, свежие журналы и газе­ ты. Ha-днях сержант Макаров ездил в ин­ ститут сдавать зачеты за полугодие, где получил хорошие я отличные оценки. Старший матрос А. БЕКРЯШОВ. У командира гвардейской подводной .тодкп хранится псторпя корабля. Страни­ цы ее, чуть пожелтевшие от времени, рас­ сказывают о пройденном пути корабля в годы Великой Отечественной войны, о побе­ дах над врагом и подвигах личного соста­ ва. Матросы, пе участвовавшие в боевых походах корабля, с большим интересом про­ читывают страницы истории своего кораб­ ля, узнают о славных делах бывалых мо­ ряков. Матросы и старшины бережно хранят боевую славу корабля. Здесь часто органи­ зуются выступления бывалых воинов, бе­ седы и доклады о традициях, о храбром выполнении заданий, преданности своему народу н высоком мастерстве. На славных делах героев молодые моряки учатся бесстрашию и отваге, высокому воинскому мастерству и беззаветному служению своей Советской Родине. Матросы знают имена прославленных подводников-гвардейцев Героя Советского Союза Щедрина, мичмана Рыбакова, главных старшин Пустовалова, Лебедева и стремятся подражать пм в своей повседневной службе. Следовать традициям героев, множить славу своего корабля в мирное время— это значит честно и добросовестно выпол­ нять свой воинский долг, как выполняли его подводники-гвардейцы в боях с нена­ вистным врагом. Именно так хранят боевое прошлое гвар­ дейцы-подводники. В учебно-боевых похо­ дах прошедшего 1947 года они показали образцы воинского мастерства, твердого знания своего дела. Экипаж корабля находится в числе передовых по боевой и политической подготовке, по организован­ ности п воинскому порядку. Все учебно­ боевые задачи гвардейцы выполнили ус­ пешно. Ревностно берегут и умножают славу корабля матросы команды мотористов бы­ валого североморца, ветерана Отечествен­ ной войны гвардии главного старшины Лебедева. Это лучшая команда по боевой и политической подготовке. Как показала недавняя проверка знаний, мотористы команды Лебедеве добились вы­ соких показателей в боевой и политиче­ ской подготовке. Особенно твердые и глу­ бокие знания оказались у молодых мото­ ристов гвардии матросов Юрия Лебедева, Александра КурмьпЛева, сдавших учебно- боевые задачи только на «хорошо» и «от­ лично». Старший сержант И. СВИСТУНОВ. Умелый воспитатель воинов Восьмой год служит в подразделении офицера Черечеча сверхсрочник сержант Дников. За безупречную службу п отлич­ ное знание своей специальности Дийков заслужил ряд поощрений от командира части. На-днях по инициативе сержанта Дий- кова матросы хорошо оборудовали свое рабочее место. Они сделали большой стол, где радисты будут тренироваться в пере­ даче на ключе. Когда впервые пришел к нам в подраз­ деление матрос Серемятпн, он не имел до­ статочного опыта в специальной подго­ товке. За обучение его взялся сержант Дийков. В короткое время Серемягин'ос­ воился с радиотехникой и стал самостоя­ тельно- разбираться в сложном оборудова­ нии. Большую помошь оказал Дийков в боевой учебе и совершенствовании знаний мало­ опытным матросам Любченко п Васильеву. В день 30-летия Советской Армии и Флота командование части направило поздравительное письмо матери сер­ жанта Дийкова. В этом письме сооб­ щалось об успехах сержанта Дийкова, с которыми он пришел к празднику. Коман­ дир части и партийная организация бла­ годарили мать тов. Дийкова за достойное воспитание сына, который заслуженно пользуется уважением гопнег- зд зд » - Младший сержант А. БАХАРЕВ. Юбилейный день на корабле Недавно экипаж краснознаменного корабля празднично отметил юбилейный день поднятия на флагштоке корабля военно-морского флага Союза ССР. Боль­ шой славный путь прошел корабль. В го­ ды Великой Отечественной войны офице­ ры, старшины и матросы корабля проя­ вили исключительное мужество, предан­ ность великой Советской Родине п родно­ му товарищу' Сталину. Многие члены экипажа корабля награждены правитель­ ственными наградами, среди них: ттАн­ дреев, Подобрпй, Горбунов, Чугуев, По- нин, Романов, Одоев и многие другие. Сейчас моряки краснознаменного ко­ рабля напряженно учатся морскому делу, учатся тому, что потребуется в боевых походах. Как п в годы войны, весь лич­ ный состав в период мирной учебы берет пример с коммунистов и комсомольцев, отличников боевой и политической под­ готовки. Боевая слава корабля зовет весь личный состав к борьбе за новые успехи в учебе. Матросы, старшины и офицеры посвящают этому благородному делу все своп силы, знания, опыт. Старшина 1 статьи В. СУРЯДОВ. с»- НОВЫЙ ВЫПУСК МОРЕХОДНОГО УЧИЛИЩА Ha-днях закончили практику щурсанты выпускного курса ' старейшей в..стране кузницы кадров морского^флота» — Архан­ гельского мореходного училища. После государственных экзаменов вы­ пускники в течение восьми месяцев' прак­ тического плавания на судах закрепляли и совершенствовали теоретические знания, накопленные в училище* Штурманские вахты с использованием современной тех­ ники и приборов корабля в значительной степени обогатили запас теоретических -знаний, привили практические навыки выг пускивкам. Курсанты ознакомились. ..с театром плавания, получили бо^эдую прак­ тику в определении « е й су*нв всеми на­ вигационными и астрономическими спо­ собами, на<учились шяьзоваться специаль­ ной аппаратурой для целей судовождения. • * 1 • • # • « •••/ ^ • **,. #. в ,« Выпускники — судовые механики полу­ чили также обширную практику в обслужи­ вании судовых систем и механизмов, неся ходовые вахты под непосредственным ру­ ководством опытных механиков. Среди выпускников — большинство ком­ сомольцев. На судах они активно ^аство - вали в общественной работе, художествен­ ной самодеятельности. Большинство кур­ сантов получило отличные и.- хорошие спенки за стажировку. Имеющие дипло­ мы с отличием за теоретический курс кур­ санты Котлов, Моисеев, Шопгин, Черепен­ ников, Жогин, Нерус и другие получили и на практике отличные оценки и аттеста­ ции. Практика курсантов выявила необходи­ мость уделять больше внимания изучению театра плавания. С новым выпуском в морской флот идет большой отряд хорошо подготовленных ко­ рабельных специалистов — штурманов и механиков дальнего плавания. В апреле этого года училище отмечает 168 лет своего сущее^ввьатет. Немало знаиенптых на в*яь чореплавателей я полярных исследователей дало это ста­ рейшее в стране мореходное училище. В. СМИРНОВ. Агитбригада Политотдел Н-ского соединения из числа участников матросской художественной самодеятельности создал агитбригаду для обслуживания отдаленных гарнизонов. В бригаду входят: пропагандист офицер Са­ винекий, певцы, рассказчики, чтецы, бая­ нист. Бригада на-днях выехала в отдаленные гарнизоны. Перед личным составом лектор выступит с докладами о советском патрио­ тизме, о международном положении, участ­ ники самодеятельности будут выступать с концертами. (Наш норр.). Н\ КОРАБЛЯХ И В ЧАСТЯХ - Г 1*1IV- 1 ' т*Л.:ё КОМСОМОЛЬЦЫ ПОКАЗЫВАЮТ ПРИМЕР Подразделению, где офицер тов. Лапекин, была поставлена ответ­ ственная задача — в короткий срок построить новое здание. С большим воодушевлением присту­ пили к работе матросы п сержан­ ты. Особенно хорошо работают комсомольцы Смирнов, Митин, Складанюк, Огепанец, Бурцев и другие. Они ежедневно выполня­ ют и перевыполняют свои днев­ ные задания. Младший сержант А. Садовой. КРУЖОК ПО ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Организован кружок по изуче­ нию английского языка, который ведет жена офицера опытная преподавательница тов.* Максимо­ ва. Она понятно и умело препод­ носит материал. Не изучавшие ранее английский язык офицеры Осипян, Зильбит, Велыган сейчас уже имеют навыки в разговорной речи. Посещают также кружок офицеры, которые . занимаются самостоятельно, как, например, тт. Атаров, Кокине кий и другие.. Лейтенант Б. Дисев, ПЕРЕДОВИКИ СУДОРЕМОНТА Матросы и старшины подразделения офицера Трегубова активно борются за выполнение кла­ на судоремонта. Работая на ответственнейших участках су­ доремонта, государственный план за 1947 год подразделение выполнило на 177 процентов. На доске общих показателей крупным шрифтом вы­ писаны фамнлш 17 лучзнх производственников, реализовавших годовой план более чем на 200 процентов. В этом списке на первом месте зна­ чится старший матрос Ворошнин — депутат го­ родского Совета депутатов трудящихся. Заслуженным авторитетом среди личного со­ става пользуются матросы п старшины — Воз­ роптали, Хныкпн, Маклаков, Ефимов, Апифанов, Полякове кий, Грулиш, Цветков, Царезко, Сало- |цтнн , Бушковский в другие, вз месяца в месяц соверяенствующие методы своей работы и повы­ шающие производительность труда. Личяый состав ««разделения дал в январе 157 процентов плана. Котельщики Веретенов, Ройтер, Курдюмов выполнили месячный план на 20 февраля на Г04 доцента , текаря т дереву Ворошили, Хныкин, Маклаков — ва 120 процен­ тов, а слесари Саломатнн ж Венгер — на 101 процент. Так личный состав борется ва выполнение пятилетнего плана в четыре года. ' Матрос А. Клочев. ПРОЖЕКТОР ГОТОВ * : К ДЕЙСТВИЮ С первых дней службы матрос Смирнов показал себя примерным воином. Во время Великой Оте­ чественной войны он бдительно охранял воинские объекты от на­ летов вражеской авиации. В мирных условиях он отлично изучает свою боевую технику. Его прожектор всегда- готов к безот­ казному действию*в любое вре>мя. С в оди т Н. Клименко, НА УТРЕННЕЙ ЗАРЯДКЕ Во время утренней гимнастики интервал, чтобы но м еш ал вы- на нашем корабле все матросы расходятся по своим группам и приступают к гимнастике. Всеми отдельными группами руководят физруки, которые показывают, как нужно правильно выполнять те или иные упражнения. Стар­ шина 2 статьи Тихонов является лучшим физруком корабля. Он всегда расставит матросов своей группы на одределенный полнять упражнения один друго­ му, проверит форму одежды у каждого, после втоге врногупао* б упражнениям,- \ r t ' г На зарядку у вас отводится 15 минут. Это время * Тяхонов использует с большой . пользой для укрепления здоровья бойцвв. ЛУЧШИЙ КЛАДОВЩИК В нашем подразделено с л у ж и т младший сержант * Леганов. В Военно-Морсетх Овлах он с 1942 года. С самого прихода на флот тов. Леганов отдает все силы и э н е р г и ю , свое умение для t w o , чтобы в его ваведымяин всегда был образцовый порядок к чисто­ та. Работа* заведующим храни­ лища авиащгавшх материалов, Леганов даггелыое врщ* яв ­ ляется оапак лучи и ыадовщн- ком в шцрц еледж . За о т д а - ную слуабу ■ ва ofeaa toBu i по­ рядок вмеет ряд бмгедоаостей от к о а а ц р м ш я части. Be биле случая, ‘ чтобы я р т т в т г и подраздиешй со склада не по­ л г и ® o nш е я м и о жост во наряду, * 1с * ’ * ‘ * г - \ I i ( I к. » МмщтЛ w — Вг Ъ м м » — л к о в ш ц а и ш ! , * ц а б е м - тн ьвы й II п р и * — 1ПГТ Не­ давне ем ш з в г а ш е п е щ ц ^ КЛШОД «ВЧМЛКЯМ, ' т ~ f t

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz