На страже Заполярья. 1948 год. Март.
* НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 5 марта 194В Г., № БЗ (3049J, После отчетно-гь:барного партийного собрания Коммунисты на отчетно-выборном со брании подвергли резкой критике работу бюро партийной организации. В резолюции собрания было указано, что не все члены и кандидаты партии занимают авангард ную роль в боевой подготовке, что идейно-политический рост отдельных членов и кандидатов ВКП(б) остается па весьма низком уровне. Деятельность пар тийного бюро коммунисты признали неу довлетворительной. Бюро в полном составе избрано новое. t Руководствуясь решением отчетно-вы- борного собрания, вновь избранное парт бюро, возглавляемое тов. Русинович, с пер вых же дней начало борьбу за авангардную роль коммунистов в учебе п службе. Член ВЕП(б) Новиков продолжительное время халатно относился к своим служеб ным обязанностям, проявлял элементы личной недисциплинированности, панибрат ски относился к своим подчиненным. Этого товарища раньше ни разу не вызывали на бюро, никто из партийных руководителей с ним серьезно не говорил. Новый со став партийного бюро решид по кончить с порочной практикой «невмеша тельства». С коммунистом Новиковым бесе довали секретарь и члены бюро, после чего он был вызван \ на бюро. Бюро под вергло резкой критике деятельность ком муниста Новикова и потребовало от него немедленного устранения имеющихся недо статков. На одеом из заседаний бюро по ставило вопрос об авангардной роли ком мунистов в группе политических занятий, которой руководит член партии тов. Моро зов. Заслушав информацию руководителя, члены бюро всесторонне интересовались со стоянием учебы в группе. Выяснилось, что сам тов. Морозов халатно относится к ра боте. Когда у него спросили, есть ли в группе члены и ка/щидаты партии, оп беспомощно развел руками. Он не знал, с кем проводит занятия, как- успевают в по литучебе матросы и старпгины-коммунп- сты. Бюро обязало тов. Морозова корен ным образом улучшить качество проводи мых занятий, опираться в своей работе на коммунистов группы, добиваясь их пере довой «роли в учебе. Одновременно партий ное бюро наметило меры, обеспечива ющие повышение авангардной роли ком мунистов в учебе. Кровное дело партийной организации — постоянно интересоваться идейным уровнем коммунистов. Самостоятельная учеба — не только личное дело члена партии. Необхо димо контролировать, как люди учатся, подтягивать отстающих. Памятуя об этом, бюро на одном из заседаний поставило вопрос о мерах по улучшению контроля н помощи коммунистам, самостоятельно изучающим «Краткий курс истории ВКП(б)» и произведения классиков марксизма-ленинизма. Члену бюро тов. Касаткину ' было поручено в крат чайший срок побеседовать с людьми, уз нать, кто из членов и кандидатов ВКП(б) над чем -работает. Когда эта работа была проделана, бюро составило план, согласно которому через определенный период вре мени будут проводиться собеседования с коммунистами. Капитан Н. ДУБИНИН. Не таким должен быть политработник Исключительно велики и ответственны задачи политического работника на кораб ле, в части. Он призван руководить всей политической работой с личным составом, направлять ее на укрепление воинской дисциплины и боеспособности корабля, вос питывать матросов, старшин п офицеров в духе беспредельной преданности Родине, неуклонного выполнения военной присяги. Во всей своей деятельности заместитель командира по политчасти опирается на партийные и комсомольские организации, работой которых он руководит. Тесная органическая связь политработника с пар тийной и комсомольской организациями, умение использовать силы партийно-ком сомольского актива является необходашым условием успешного воспитания личного состава.- Заместитель командира по политчасти корабля тов. Зайцев в своей работе до пустил целый ряд серьезных ошибок. Он недооценил роль партийной организации корабля, не был связан с ней, не интере совался ее работой. Партийная организация корабля готови лась к отчетно-выборному собранию. Тов. Зайцев обязан , был практически помочь секретарю и в подготовке собрания, и в составлении отчетного доклада, провести работу с партийным активом, обеспечить развертывание принципиальной критики и самокритики. Но Зайце® проявил безразличие и пас сивность. Он не интересовался тем, как идет подготовка к отчетно-вьиборному соб ранию, не помог секретарю в подготовке отчетного доклада. В результате, доклад не удовлетворил коммунистов, и на собрании члены партии справедливо критиковали Зайцева, указывали на то, что оп не уча ствует в партийной работе, не помогает им в маркслстско-ленинской учебе. В этом факте наиболее ярко сказался отрыв тов. Зайцева от партийной органи зации, пепопимание им роли и значения парторганизации, -как опоры командования в идейно-политическом воспитании лично го состава. Нельзя руководить массово-политической работой, ие бывая в матросских кубриках, не изучая настроений и запросов личного состава. Тов. Зайцев не понимал и этой простой истины. Он предпочитал отсижи ваться в каюте, редко общался с матроса ми и старшинами. До чего дошел тов. Зай цев в своем пренебрежительном отношении к массовой работе, свидетельствует такой факт. Был канун выборов в местные Советы депутатов трудящихся. У всех на корабле — особо радостное, приподнятое настрое ние. Матросы и старшины во всем стара лись показать, что опп готовятся встре тить день выборов, как день большого п радостного торжества. ^Казалось бы, кому, как не политработ нику, быть в этот день с личным составом, кому, как не ему, следовало бы в этот день еще раз напомнить бойцам о их патриоти ческом долге — отдать свои голоса за кан дидатов сталинского блока коммунистов и беспартийных. Но тов. Зайцев не счел нуж ным даже в такой день побывать в кубри ках матросов и старшин. Он ушел с кораб ля и вернулся лишь на следующий день, когда все матросы, старшины я офицеры /же проголосовали. Коммунист, тем более политработник, должен быть человеком высокоидейным, политически грамотным, хорошо знать военное дело, обладать определенными ор ганизаторскими способностями, показывать окружающим личный пример в службе, политической учебе, дисциплине. Эти ка чества являются основой того незыблемого авторитета, который необходим вожаку и организатору масс. Тот политработник, ко торый сйстематически не работает над со бой, не заботится о повышении своей поли тической и военной подготовки, не сможет обеспечить высокого теологического уров ня воспитательной' работы, неизбежно пре вратится в делягу-крохобора, дискредити рует себя в глазах личного состава. Политработнику Зайцеву были созданы все необходимые условия для того, чтобы он смог успешно совершенствовать своп знания. Но у него, к сожалению, не ока залось главного — любви к кораблю. Оп пе стремился к тому, чтобы изучить корабль, его особенности, устройство, механизмы. Конечно, трудно воспитывать у личного со става чувство гордости за свой корабль та кому политработнику. Зазнайство и высокомерие Зайцева осо бенно сказались в отношении к своему идейно-политическому росту. Имея среднее образование, он считал, что сможет огра ничиться, старым багажом знанпй. что ему нр обязательно работать над собой. Можно ли тт>ебовать от других систематической учебы, если сам недопустимо отстаешь, не изучаешь истории и теории большевизма? Тов. Зайцев, видимо, не понимал всей от ветственности своего положения, не пони мал, что он обязан показывать окружаю щим личный пример подлинно партийного отношения к политическому самообразова нию. Все это не могло не сказаться на об щем состоянии марксистско-ленинской уче бы на корабле. Кружок по изучению «Крат кого курса истории ВКП(б)» работал плохо, не было контроля за учебой. Беспечность в отношении своей полити ческой подготовки — чужда советскому офицеру вообще, политическому руководи телю в особенности. Однако, когда Зайцеву указывали на этот серьезный недостаток, он высокомерно отвечал: — Я знаю, учить меня не нужно. В этом нетерпимом отношении к малей шему критическому замечанию по своему адресу особенно ярко проявилось зазнайст во Зайцева, его отрыв от партийной орга низации, непонимание того, что таким бар- ско-пренебрежительным отношением к за мечаниям товарищей он поступает так, как не должен поступать политработник. Тов. Зайцев не понял роли и места по литработника на корабле, не понял значе ния личного примера в успешном решении тех многогранных задач, которые стоят перед политработниками. * Зайцев— молодой политработник, п мно гих ошибок в его работе можно было бы избежать при наличии постоянного кон троля и руководства со стороны политот дела. Капитан 3 ранга А. ГОРБУНОВ. Расчет старшины 2 статьи Бурмистрова «а уч>ебньгх занятиях. Отражается налет авиации «противника». Фото М. Булгюам, Требовательность— основа дисциплины ЛИЦОМ К ЖИЗНИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ Отчетно-выборное собрание партийной организации, где ныне секретарем бюро офицер ггоп. Липоватый, вскрыло серьез ный недостаток — отрыв партийно-поли тической работы от тех задач, которые сто яли перед подразделешгем в области боевой подготовки. Об этом говорилз коммунисты на собрании. Вновь избранному составу бюро, которое полностью обновилось, со брание предложило подчинить партийно- политическую работу обеспечению боевой пэдготеви». С тех пор прошло уже около двух меся цев. За это время повое партийное бюро, руководимое тов. Лпповатым, добилось зна чительного улучшения партийно-политиче ской работы но обеспечению боевой подго товки. Вскоре после отчетного собрания состоя лось заседание партийного бюро нового состава. Бюро обсудило задачи коммуни стов по обеспечению учебно-боевых задач, которые в этот период решало подразделе ние. По .решению бюро коммунисты приня ли активнее участие в проведении техни ческой конференции по устройству катера. Руководивший конференцией офицер тов. Тузов повседневно оказывал помощь спе циалистам. которые готовили доклады по отдельным вопросам. Благодаря его помо щи п руководству, коммунист старшина 2 статьи Славинскпй хорошо «подготовил доклад о тактико-технических данных ториедпого катера, комсомолец Зяблов под готовил выступление о расположении а в а - р т»Гшо-спЯгателъного и протпвопожарного и !ушества, а комсомолец Карпов — до-' кгад на тему: «Спс*аыа осушепия н элек- тт-оспстема». Подготовка п поведение технической конференции по устройству кглера были все время в поле зрения партийного бюро. Онэ контролировало ход подготовки, пом> гало руководителю Еонферспдпи и до^тад- чдглм. Хорошо подготовленная и умело прове денная техническая конференций оказала | действенную помощь личному составу. Выступление тов. Зяблова, построенное на богатом опыте аварийно-спасательных ра бот, накопленном личным составам пятой боевой части в годы войны и в мирной боевой учебе, значительно расширило зва ния мотористов. Наряду с этим партийное бюро поручило коммунистам офицеру то®. Зорину и стар шине 2 статьи Барьппкову провести ряд бесед по специальности пятой боевой часто. Таких бесед коммунист Зорин провел не сколько. Беседа на тему: «Бесперебойная работа механизмов— залог выполнения за дачи», проведенная тов. Барьппковым, по могла мотористам усвоить основы эксплоа- тацип механизмов в походе. При этом тов. Барышков, ветеран войны, опытный спе циалист, доходчиво передал мотористам некоторые наиболее характерные особен ности использования п ухода за двигате лями в походе. Большую работу провел коммцдаст стар шина 1 статьи Новиков. Перед самым по ходом оп выступил перед к тч д о р лм и ш пулеметчиками своего подразделения с ин тересным п содержательным докладом, в котором рассказал о роли иаблщения в по ходе, о мерах предосторожности наблюда теля в длительном походе и особенно при морозе. Яркие примеры, приведенные Но виковым из опыта войны, когда наблюде ние было одним из важнейших факторов | в достижении победы, помог я комендорам и пулеметчикам лучше выполнить свои обязанности в походе. Над решением задач, стояшнх перед под разделением, работают и агитаторы. ^■Они проводят беседы о задачах личного состава в боевой учебе, читки интересных газет- пых п журнальных материалов, по могают матросам советами. В своей ра боте агитаторы нацеливали личный состав на отличную подготовку к выполнению учебных задач, на достойную встречу 30-летия Вооруженных Сил. Партийное бюро периодически собирает семинары аги таторов, слушает их на своих заседаниях, распространяет их опыт, помогает им в под боре тем для бесед. Индивидуальные бесе ды с агитаторами прочно вошли в стиль работы секретаря партбюро тов. Липова- того. Каждый коммунист на своем бое вом посту воспитывает людей, готоьит хороших специалистов. Коммунисты тт. Но виков, Тузов, Зорин, Прохорову Барыппсов, Павлов, Кузнецов и многие другие умело обучают матросов и старшин, передают им свои знания и опыт, своим личпым приме ром воодушевляют личный состав на успе хи в боевой п политической учебе, в служ бе. Проводимая партийно-политическая ра бота оказывает действенное влияние на утспешное выполнение задач, стоящих пе ред подразделением. Это особенно сказа лась во время недавнего учения. Партий ное бюро правильно учло силы коммуни стов, умело распределило эти силы и на правило деятельность коммунистов па ре шение задач. Успех учений во многом был обеспечен проведенной партийно-по- лптической работой. •Деятельность нового партийного бюро, руководимого тов. Липоватым, проводимая партийно-политическая работа по обес печению задач боевой подготовки говорят о том, что бюро правильно понимает свою роль, что оно умело учитывает те кон кретные задачи, которые стоят перед под разделением. Однако все это является только началом той большой и о-АетсТ- венной работы, которая стоит перед naD- тийной организацией и ее руководящим органом в деле воинского и политического воспитания личного состава. Лойтонант И. ГЕЛЕВЕРЯ. Каждый матрос, вступая в ряды Воору женных Сил СССР, принимает военную присягу, дает торжественную клятву перед своим народом, перед Родиной — добросо вестно и честно выполнять свой воинский долг. Выполнение этой почетной и вместе с тем ответственной клятвы возможно лишь при сознательном отношении к службе. Служение в рядах наших Вооруженных Сил предполагает, прежде всего, высо кую политическую сознательность, чест ное выполнение своего долта каждым военнослужащим, потому что он послан своим народом защищать и отстаивать с оружпем в руках интересы Советского го сударства. Если матрос, старшина будут расценивать / повседневные обязанности, как выполнение торжественной клятвы, то они не пожалеют пи своих сил, нп самой жизни для вьгполнешгя долга. Добросовестно выполнять свой воинский долг— значит твердо знать служебные обя занности и нерушимо выполнять пх. Эти обязанности сводятся к точному п неуклон ному соблюдению воинских уставов и на ставлении, выполнению приказов началь ников, всемерному укреплению воинской дисциплины и порядка, добросовестному и настойчивому изучению военного дела и повышению политической грамотности, образцовому песенпю службы, корабель ных нарядов. Кроме того, каждый матрос, старшина, выполняя эти требования, должен закалять свой организм, вырабатывать в себе спо собность выдерживать трудности воинской службы. Выход в море должен являться для него одновременно и уроком, который много дает, и проверкой, где он узнает своп пробелы. Поэтому плавания больше и ярче всего показывают, как моряки под готовили себя к выполнению своих обязан ностей. Примеров честного выполнения своего долга можно привести много. Вот старший матрос Захаров. Оп не только хорошо ус ваивал то, что давалось на занятиях, по п проявлял инициативу, самостоятельно ра ботал над собой. Освоение им специально сти и усвоение тем, проходимых па полит занятиях, было глубоким и система тическим. У Захарова не заме чалось рывков в работе, не наб людалось элементов зазнайства. Он упорно njiacToffrmBo день за днем накапли вал зпанпя. Отношение Захарова к учебе и вахте показательно тем, что он букваль но болел за свое дело. Если у него не ла дилось что-нибудь, он переживал, волно вался, но не опускал рук, а еще упорнее добивался своей цели. В результате высокой дисциплины и отличного владения специальностью стар ший матрос Захаров в прошлом году при казом командира соединения был признан лучшим радистом соединения. Это большая честь, которой вправе гордится каждый моряк. Но тов. Захаров потому и является лучшим п примерным матросом, что он не остановился На том уровне, которого до стиг, а продолжал с прежним упорством заниматься повышением своего воинского мастерства. Недавно Захаров добился нового' успе ха — его выдвинули на должность стар шины отделения. Теперь он командует под чиненными и учит пх, как надо править службу. У такого старшины матросы мо гут многому научиться п прежде всего безупречному выполнению обязанностей. Они переймут от своего командира много хорошего и в первую очередь честное отно шение к службе, любовь к свЬей специаль ности, к своему кораблю. Бывает, что старшина в своей деятель ности встречается с фактами, когда от дельные матросы не проявляют усердного отношения к службе. Такие матросы мало сами работают над повышением своего политического, специального и культурного уровня. Они не используют иногда даже положенного времени для своего роста. Поэтому онп и дело свое знают плохо, и дисциплину нарушают! Ведь не секрет, что есть среди отдельной %ьстп матросов, а иногда старшин люди, ставящие службу не иа первое место. Это явление не к лицу советским вой нам. Оно говорит о том, что такие люди сами не 'растут п свое отделение тянут назад. На одном из кораблей служит матрос Торгашев. Он неряшливо относится к вы полнению своих обязанностей. Этот матрос службу делит на главное и мелочи. Одно уже это— недопустимо. Рассуждения о том, что важно и что не важно, мешают Торгашеву целеустремленно работать и до биваться отличного знания своего дела. Наоборот, они приводит его к нарушению дисциплины. Он, например, считает воз можным для себя отвлекаться, посторонни ми делами на вахте, не соблюдать распоря док здя, ходить не по форме одетым. В результате отсутствия у Тор- гашева требовательности к себе, он дошел до того, что однажды, на хо довой вахте, при подходе корабля к пирсу вместо полного хода назад дал полный ход вперед. Только благодаря своевременно принятым мерам кораблю удалось избе жать аварии. Вот что значит нечестное отношение матроса к своим повседневным обязанно стям. Все начинается с малого, с того зла, которое называют «мелочами». Эти «мело чи» встречаются и в нарушении дисци плины, и в освоении специальности, и в содержании боевого оружия. Они сначала встречаются, как случай, а затем у неко торых матросов приобретают характер си стемы. К этому обычно приводит слабая требовательность командира к подчинен ным. Первейшей заботой наших старшин яв ляется помощь офицерам в воспитании и обучении подчиненных. Они должны вести непримиримую борьбу с малейшими про ступками и добиваться честного отноше ния к исполнению повседневных обязанно стей подчиненными, образцового служения Родине. К таким старшинам, которые хорошо помотают офицерам в воспитании матросов, относятся старшины групп тт. Долгопо лов п Афонов. Матросы этих старшин групп всеща соблюдают распорядок дня, не нарушают формы одежды, исправно со держат своп заведывания и лучше знают специальность. Большая и кропотливая работа была проделана тт. Долгополовым я Афониным, чтобы добиться таких резуль татов. Это быстро не дается и само не при ходит. Вполне естественно, чем больше командир работает с подчиненными, тем лучших он достигнет результатов. Чтобы честно выполнять все служебные обязанности, каждый старшина должен научиться сам подчиняться и научить этому своих матросов. Это значит, како» бы приказание матрос нп по.тучпл, он % обязан выполнить его с усердием, точно п в срок. При выполнении приказания могут встретиться большие трудности — матрос должен уметь преодолеть пх и любой ценой добиться выполнения приказа. Нельзя забывать, что матрос всегда бе рет пример со старших и в первую очередь со своего старшины. Отсюда вполне понят- па роль старшины. Достаточно допустить ему незначительную ошибку,^ как она от разится на поведении подчиненных. Старшипа первый, кто должен требо вать от матросов честности в службе. Без требовательности и контроля даже самое хорошее обучение пе принесет нужных результатов. Старшипа обязан бороться за пунктуальное выполнение уставов и на ставлений, пе мириться с их наруше нием. Тогда матросы будут приучены к точности, честности и повиновению. Матросам, старшинам п офицерам надо мобилизовать все своп силы, чтобы образ цово выполнить задачи, поставленные Ми нистром Вооруженных Сил СССР Маршалом Советского Союза тов. Булганиным перед Армией и Флотом в его приказе 5 и докладе на торжественном заседании в Москве, поеврщенном 30-летпю Советской Армии. Для этого требуется, в первую очередь, честное и четкое выполнение слу жебных обязанностей каждым воином. Капитан-лейтенант Ю. СТРАТИЛАТОВ. На дежурстве порядок Сержант Николаевский образцово несет дежурную службу в подразделении. Он постоянно следит за сбережением оружия, за чистотой и порядком в помещении, за заправкой шинелей, коек и наличием ки пяченой воды в бачках. Сержант .строго требует выполнения распорядка- дпя от личного состава подраз деления. Коща дежурит сержант Николаев ский, день проходит точно по намеченному плану. Он так же внимательно смотрит за несением службы дневальными. Сержант Николаевский проявляет бдительность в те чение всех суток. Он требователен к себе и подчиненным ему лицам суточного на ряда. За хорошее несение службы и высокую требовательность сержант Николаевский недавно получпл поощрение от командира подразделения. Старший матрос В. МАРКОВ. Демобилизованный воин — отличник судоремонта Когда входишь --в слесарный цех Н-ского завода, невольно бросается в глаза тот верстак, за которым работает слесарь Петр Андреевич Сергуткн. Од нажды ученик спросил слесаря: — Почему у вас, дядя Петя, всегда на рабочем месте так чисто и уютно? — Я, сынок,— ответил он ученику,— привык к армейскому порядку. В армии не любят того, кто неряшливо обра щается со своими механизмами... В прошлом Сергутпн— бывший воин- разведчик. Оп бил финнов нз Карельском фронте, воевал на Втором Белорусском фронте, брал Гдыню, с боями прошел немецкие города. Па его личном счету 48 убитых пемцев. Пемало за свою службу имеет поощрений тов. Сер- гутин. Две благодарности товарища Сталина, орден Красной Звезды и две медали — таковы его награды. Кончи лась война, и Сергутип вернулся па за вод, приступил к созидательному тру ду. Он вместе с товарищами вступпл на стахановскую вахту, борясь за выпол нение пятилетки в четыре года. Сергу- тин одним пз первых подхватил призыв ленинградцев. Сейчас оп, работая па ре монте клинкетов, выполняет план на 280 процентов. Оп одним нз первых за несен на Доску почета. Весь коллектив цеха по праву гор дится своим стахаповцем — демобилизо ванным в&ппом. Старший матрос Н. НИКИШИН иин. |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz