На страже Заполярья. 1948 год. Март.

* НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 5 марта 194В Г., № БЗ (3049J, После отчетно-гь:барного партийного собрания Коммунисты на отчетно-выборном со­ брании подвергли резкой критике работу бюро партийной организации. В резолюции собрания было указано, что не все члены и кандидаты партии занимают авангард­ ную роль в боевой подготовке, что идейно-политический рост отдельных членов и кандидатов ВКП(б) остается па весьма низком уровне. Деятельность пар­ тийного бюро коммунисты признали неу­ довлетворительной. Бюро в полном составе избрано новое. t Руководствуясь решением отчетно-вы- борного собрания, вновь избранное парт­ бюро, возглавляемое тов. Русинович, с пер­ вых же дней начало борьбу за авангардную роль коммунистов в учебе п службе. Член ВЕП(б) Новиков продолжительное время халатно относился к своим служеб­ ным обязанностям, проявлял элементы личной недисциплинированности, панибрат­ ски относился к своим подчиненным. Этого товарища раньше ни разу не вызывали на бюро, никто из партийных руководителей с ним серьезно не говорил. Новый со­ став партийного бюро решид по­ кончить с порочной практикой «невмеша­ тельства». С коммунистом Новиковым бесе­ довали секретарь и члены бюро, после чего он был вызван \ на бюро. Бюро под­ вергло резкой критике деятельность ком­ муниста Новикова и потребовало от него немедленного устранения имеющихся недо­ статков. На одеом из заседаний бюро по­ ставило вопрос об авангардной роли ком­ мунистов в группе политических занятий, которой руководит член партии тов. Моро­ зов. Заслушав информацию руководителя, члены бюро всесторонне интересовались со­ стоянием учебы в группе. Выяснилось, что сам тов. Морозов халатно относится к ра­ боте. Когда у него спросили, есть ли в группе члены и ка/щидаты партии, оп беспомощно развел руками. Он не знал, с кем проводит занятия, как- успевают в по­ литучебе матросы и старпгины-коммунп- сты. Бюро обязало тов. Морозова корен­ ным образом улучшить качество проводи­ мых занятий, опираться в своей работе на коммунистов группы, добиваясь их пере­ довой «роли в учебе. Одновременно партий­ ное бюро наметило меры, обеспечива­ ющие повышение авангардной роли ком­ мунистов в учебе. Кровное дело партийной организации — постоянно интересоваться идейным уровнем коммунистов. Самостоятельная учеба — не только личное дело члена партии. Необхо­ димо контролировать, как люди учатся, подтягивать отстающих. Памятуя об этом, бюро на одном из заседаний поставило вопрос о мерах по улучшению контроля н помощи коммунистам, самостоятельно изучающим «Краткий курс истории ВКП(б)» и произведения классиков марксизма-ленинизма. Члену бюро тов. Касаткину ' было поручено в крат­ чайший срок побеседовать с людьми, уз­ нать, кто из членов и кандидатов ВКП(б) над чем -работает. Когда эта работа была проделана, бюро составило план, согласно которому через определенный период вре­ мени будут проводиться собеседования с коммунистами. Капитан Н. ДУБИНИН. Не таким должен быть политработник Исключительно велики и ответственны задачи политического работника на кораб­ ле, в части. Он призван руководить всей политической работой с личным составом, направлять ее на укрепление воинской дисциплины и боеспособности корабля, вос­ питывать матросов, старшин п офицеров в духе беспредельной преданности Родине, неуклонного выполнения военной присяги. Во всей своей деятельности заместитель командира по политчасти опирается на партийные и комсомольские организации, работой которых он руководит. Тесная органическая связь политработника с пар­ тийной и комсомольской организациями, умение использовать силы партийно-ком­ сомольского актива является необходашым условием успешного воспитания личного состава.- Заместитель командира по политчасти корабля тов. Зайцев в своей работе до­ пустил целый ряд серьезных ошибок. Он недооценил роль партийной организации корабля, не был связан с ней, не интере­ совался ее работой. Партийная организация корабля готови­ лась к отчетно-выборному собранию. Тов. Зайцев обязан , был практически помочь секретарю и в подготовке собрания, и в составлении отчетного доклада, провести работу с партийным активом, обеспечить развертывание принципиальной критики и самокритики. Но Зайце® проявил безразличие и пас­ сивность. Он не интересовался тем, как идет подготовка к отчетно-вьиборному соб­ ранию, не помог секретарю в подготовке отчетного доклада. В результате, доклад не удовлетворил коммунистов, и на собрании члены партии справедливо критиковали Зайцева, указывали на то, что оп не уча­ ствует в партийной работе, не помогает им в маркслстско-ленинской учебе. В этом факте наиболее ярко сказался отрыв тов. Зайцева от партийной органи­ зации, пепопимание им роли и значения парторганизации, -как опоры командования в идейно-политическом воспитании лично­ го состава. Нельзя руководить массово-политической работой, ие бывая в матросских кубриках, не изучая настроений и запросов личного состава. Тов. Зайцев не понимал и этой простой истины. Он предпочитал отсижи­ ваться в каюте, редко общался с матроса­ ми и старшинами. До чего дошел тов. Зай­ цев в своем пренебрежительном отношении к массовой работе, свидетельствует такой факт. Был канун выборов в местные Советы депутатов трудящихся. У всех на корабле — особо радостное, приподнятое настрое­ ние. Матросы и старшины во всем стара­ лись показать, что опп готовятся встре­ тить день выборов, как день большого п радостного торжества. ^Казалось бы, кому, как не политработ­ нику, быть в этот день с личным составом, кому, как не ему, следовало бы в этот день еще раз напомнить бойцам о их патриоти­ ческом долге — отдать свои голоса за кан­ дидатов сталинского блока коммунистов и беспартийных. Но тов. Зайцев не счел нуж­ ным даже в такой день побывать в кубри­ ках матросов и старшин. Он ушел с кораб­ ля и вернулся лишь на следующий день, когда все матросы, старшины я офицеры /же проголосовали. Коммунист, тем более политработник, должен быть человеком высокоидейным, политически грамотным, хорошо знать военное дело, обладать определенными ор­ ганизаторскими способностями, показывать окружающим личный пример в службе, политической учебе, дисциплине. Эти ка­ чества являются основой того незыблемого авторитета, который необходим вожаку и организатору масс. Тот политработник, ко­ торый сйстематически не работает над со­ бой, не заботится о повышении своей поли­ тической и военной подготовки, не сможет обеспечить высокого теологического уров­ ня воспитательной' работы, неизбежно пре­ вратится в делягу-крохобора, дискредити­ рует себя в глазах личного состава. Политработнику Зайцеву были созданы все необходимые условия для того, чтобы он смог успешно совершенствовать своп знания. Но у него, к сожалению, не ока­ залось главного — любви к кораблю. Оп пе стремился к тому, чтобы изучить корабль, его особенности, устройство, механизмы. Конечно, трудно воспитывать у личного со­ става чувство гордости за свой корабль та ­ кому политработнику. Зазнайство и высокомерие Зайцева осо­ бенно сказались в отношении к своему идейно-политическому росту. Имея среднее образование, он считал, что сможет огра­ ничиться, старым багажом знанпй. что ему нр обязательно работать над собой. Можно ли тт>ебовать от других систематической учебы, если сам недопустимо отстаешь, не изучаешь истории и теории большевизма? Тов. Зайцев, видимо, не понимал всей от­ ветственности своего положения, не пони­ мал, что он обязан показывать окружаю­ щим личный пример подлинно партийного отношения к политическому самообразова­ нию. Все это не могло не сказаться на об­ щем состоянии марксистско-ленинской уче­ бы на корабле. Кружок по изучению «Крат­ кого курса истории ВКП(б)» работал плохо, не было контроля за учебой. Беспечность в отношении своей полити­ ческой подготовки — чужда советскому офицеру вообще, политическому руководи­ телю в особенности. Однако, когда Зайцеву указывали на этот серьезный недостаток, он высокомерно отвечал: — Я знаю, учить меня не нужно. В этом нетерпимом отношении к малей­ шему критическому замечанию по своему адресу особенно ярко проявилось зазнайст­ во Зайцева, его отрыв от партийной орга­ низации, непонимание того, что таким бар- ско-пренебрежительным отношением к за ­ мечаниям товарищей он поступает так, как не должен поступать политработник. Тов. Зайцев не понял роли и места по­ литработника на корабле, не понял значе­ ния личного примера в успешном решении тех многогранных задач, которые стоят перед политработниками. * Зайцев— молодой политработник, п мно­ гих ошибок в его работе можно было бы избежать при наличии постоянного кон­ троля и руководства со стороны политот­ дела. Капитан 3 ранга А. ГОРБУНОВ. Расчет старшины 2 статьи Бурмистрова «а уч>ебньгх занятиях. Отражается налет авиации «противника». Фото М. Булгюам, Требовательность— основа дисциплины ЛИЦОМ К ЖИЗНИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ Отчетно-выборное собрание партийной организации, где ныне секретарем бюро офицер ггоп. Липоватый, вскрыло серьез­ ный недостаток — отрыв партийно-поли­ тической работы от тех задач, которые сто­ яли перед подразделешгем в области боевой подготовки. Об этом говорилз коммунисты на собрании. Вновь избранному составу бюро, которое полностью обновилось, со­ брание предложило подчинить партийно- политическую работу обеспечению боевой пэдготеви». С тех пор прошло уже около двух меся­ цев. За это время повое партийное бюро, руководимое тов. Лпповатым, добилось зна­ чительного улучшения партийно-политиче­ ской работы но обеспечению боевой подго­ товки. Вскоре после отчетного собрания состоя­ лось заседание партийного бюро нового состава. Бюро обсудило задачи коммуни­ стов по обеспечению учебно-боевых задач, которые в этот период решало подразделе­ ние. По .решению бюро коммунисты приня­ ли активнее участие в проведении техни­ ческой конференции по устройству катера. Руководивший конференцией офицер тов. Тузов повседневно оказывал помощь спе­ циалистам. которые готовили доклады по отдельным вопросам. Благодаря его помо­ щи п руководству, коммунист старшина 2 статьи Славинскпй хорошо «подготовил доклад о тактико-технических данных ториедпого катера, комсомолец Зяблов под­ готовил выступление о расположении а в а - р т»Гшо-спЯгателъного и протпвопожарного и !ушества, а комсомолец Карпов — до-' кгад на тему: «Спс*аыа осушепия н элек- тт-оспстема». Подготовка п поведение технической конференции по устройству кглера были все время в поле зрения партийного бюро. Онэ контролировало ход подготовки, пом> гало руководителю Еонферспдпи и до^тад- чдглм. Хорошо подготовленная и умело прове­ денная техническая конференций оказала | действенную помощь личному составу. Выступление тов. Зяблова, построенное на богатом опыте аварийно-спасательных ра­ бот, накопленном личным составам пятой боевой части в годы войны и в мирной боевой учебе, значительно расширило зва ­ ния мотористов. Наряду с этим партийное бюро поручило коммунистам офицеру то®. Зорину и стар­ шине 2 статьи Барьппкову провести ряд бесед по специальности пятой боевой часто. Таких бесед коммунист Зорин провел не­ сколько. Беседа на тему: «Бесперебойная работа механизмов— залог выполнения за­ дачи», проведенная тов. Барьппковым, по­ могла мотористам усвоить основы эксплоа- тацип механизмов в походе. При этом тов. Барышков, ветеран войны, опытный спе­ циалист, доходчиво передал мотористам некоторые наиболее характерные особен­ ности использования п ухода за двигате­ лями в походе. Большую работу провел коммцдаст стар­ шина 1 статьи Новиков. Перед самым по­ ходом оп выступил перед к тч д о р лм и ш пулеметчиками своего подразделения с ин­ тересным п содержательным докладом, в котором рассказал о роли иаблщения в по­ ходе, о мерах предосторожности наблюда­ теля в длительном походе и особенно при морозе. Яркие примеры, приведенные Но­ виковым из опыта войны, когда наблюде­ ние было одним из важнейших факторов | в достижении победы, помог я комендорам и пулеметчикам лучше выполнить свои обязанности в походе. Над решением задач, стояшнх перед под­ разделением, работают и агитаторы. ^■Они проводят беседы о задачах личного состава в боевой учебе, читки интересных газет- пых п журнальных материалов, по­ могают матросам советами. В своей ра­ боте агитаторы нацеливали личный состав на отличную подготовку к выполнению учебных задач, на достойную встречу 30-летия Вооруженных Сил. Партийное бюро периодически собирает семинары аги­ таторов, слушает их на своих заседаниях, распространяет их опыт, помогает им в под­ боре тем для бесед. Индивидуальные бесе­ ды с агитаторами прочно вошли в стиль работы секретаря партбюро тов. Липова- того. Каждый коммунист на своем бое­ вом посту воспитывает людей, готоьит хороших специалистов. Коммунисты тт. Но­ виков, Тузов, Зорин, Прохорову Барыппсов, Павлов, Кузнецов и многие другие умело обучают матросов и старшин, передают им свои знания и опыт, своим личпым приме­ ром воодушевляют личный состав на успе­ хи в боевой п политической учебе, в служ­ бе. Проводимая партийно-политическая ра­ бота оказывает действенное влияние на утспешное выполнение задач, стоящих пе­ ред подразделением. Это особенно сказа­ лась во время недавнего учения. Партий­ ное бюро правильно учло силы коммуни­ стов, умело распределило эти силы и на­ правило деятельность коммунистов па ре­ шение задач. Успех учений во многом был обеспечен проведенной партийно-по- лптической работой. •Деятельность нового партийного бюро, руководимого тов. Липоватым, проводимая партийно-политическая работа по обес­ печению задач боевой подготовки говорят о том, что бюро правильно понимает свою роль, что оно умело учитывает те кон­ кретные задачи, которые стоят перед под­ разделением. Однако все это является только началом той большой и о-АетсТ- венной работы, которая стоит перед naD- тийной организацией и ее руководящим органом в деле воинского и политического воспитания личного состава. Лойтонант И. ГЕЛЕВЕРЯ. Каждый матрос, вступая в ряды Воору­ женных Сил СССР, принимает военную присягу, дает торжественную клятву перед своим народом, перед Родиной — добросо­ вестно и честно выполнять свой воинский долг. Выполнение этой почетной и вместе с тем ответственной клятвы возможно лишь при сознательном отношении к службе. Служение в рядах наших Вооруженных Сил предполагает, прежде всего, высо­ кую политическую сознательность, чест­ ное выполнение своего долта каждым военнослужащим, потому что он послан своим народом защищать и отстаивать с оружпем в руках интересы Советского го­ сударства. Если матрос, старшина будут расценивать / повседневные обязанности, как выполнение торжественной клятвы, то они не пожалеют пи своих сил, нп самой жизни для вьгполнешгя долга. Добросовестно выполнять свой воинский долг— значит твердо знать служебные обя­ занности и нерушимо выполнять пх. Эти обязанности сводятся к точному п неуклон­ ному соблюдению воинских уставов и на­ ставлении, выполнению приказов началь­ ников, всемерному укреплению воинской дисциплины и порядка, добросовестному и настойчивому изучению военного дела и повышению политической грамотности, образцовому песенпю службы, корабель­ ных нарядов. Кроме того, каждый матрос, старшина, выполняя эти требования, должен закалять свой организм, вырабатывать в себе спо­ собность выдерживать трудности воинской службы. Выход в море должен являться для него одновременно и уроком, который много дает, и проверкой, где он узнает своп пробелы. Поэтому плавания больше и ярче всего показывают, как моряки под­ готовили себя к выполнению своих обязан­ ностей. Примеров честного выполнения своего долга можно привести много. Вот старший матрос Захаров. Оп не только хорошо ус­ ваивал то, что давалось на занятиях, по п проявлял инициативу, самостоятельно ра­ ботал над собой. Освоение им специально­ сти и усвоение тем, проходимых па полит­ занятиях, было глубоким и система­ тическим. У Захарова не заме­ чалось рывков в работе, не наб­ людалось элементов зазнайства. Он упорно njiacToffrmBo день за днем накапли­ вал зпанпя. Отношение Захарова к учебе и вахте показательно тем, что он букваль­ но болел за свое дело. Если у него не ла­ дилось что-нибудь, он переживал, волно­ вался, но не опускал рук, а еще упорнее добивался своей цели. В результате высокой дисциплины и отличного владения специальностью стар­ ший матрос Захаров в прошлом году при­ казом командира соединения был признан лучшим радистом соединения. Это большая честь, которой вправе гордится каждый моряк. Но тов. Захаров потому и является лучшим п примерным матросом, что он не остановился На том уровне, которого до­ стиг, а продолжал с прежним упорством заниматься повышением своего воинского мастерства. Недавно Захаров добился нового' успе­ ха — его выдвинули на должность стар­ шины отделения. Теперь он командует под­ чиненными и учит пх, как надо править службу. У такого старшины матросы мо­ гут многому научиться п прежде всего безупречному выполнению обязанностей. Они переймут от своего командира много хорошего и в первую очередь честное отно­ шение к службе, любовь к свЬей специаль­ ности, к своему кораблю. Бывает, что старшина в своей деятель­ ности встречается с фактами, когда от­ дельные матросы не проявляют усердного отношения к службе. Такие матросы мало сами работают над повышением своего политического, специального и культурного уровня. Они не используют иногда даже положенного времени для своего роста. Поэтому онп и дело свое знают плохо, и дисциплину нарушают! Ведь не секрет, что есть среди отдельной %ьстп матросов, а иногда старшин люди, ставящие службу не иа первое место. Это явление не к лицу советским вой­ нам. Оно говорит о том, что такие люди сами не 'растут п свое отделение тянут назад. На одном из кораблей служит матрос Торгашев. Он неряшливо относится к вы­ полнению своих обязанностей. Этот матрос службу делит на главное и мелочи. Одно уже это— недопустимо. Рассуждения о том, что важно и что не важно, мешают Торгашеву целеустремленно работать и до­ биваться отличного знания своего дела. Наоборот, они приводит его к нарушению дисциплины. Он, например, считает воз­ можным для себя отвлекаться, посторонни­ ми делами на вахте, не соблюдать распоря­ док здя, ходить не по форме одетым. В результате отсутствия у Тор- гашева требовательности к себе, он дошел до того, что однажды, на хо­ довой вахте, при подходе корабля к пирсу вместо полного хода назад дал полный ход вперед. Только благодаря своевременно принятым мерам кораблю удалось избе­ жать аварии. Вот что значит нечестное отношение матроса к своим повседневным обязанно­ стям. Все начинается с малого, с того зла, которое называют «мелочами». Эти «мело­ чи» встречаются и в нарушении дисци­ плины, и в освоении специальности, и в содержании боевого оружия. Они сначала встречаются, как случай, а затем у неко­ торых матросов приобретают характер си­ стемы. К этому обычно приводит слабая требовательность командира к подчинен­ ным. Первейшей заботой наших старшин яв­ ляется помощь офицерам в воспитании и обучении подчиненных. Они должны вести непримиримую борьбу с малейшими про­ ступками и добиваться честного отноше­ ния к исполнению повседневных обязанно­ стей подчиненными, образцового служения Родине. К таким старшинам, которые хорошо помотают офицерам в воспитании матросов, относятся старшины групп тт. Долгопо­ лов п Афонов. Матросы этих старшин групп всеща соблюдают распорядок дня, не нарушают формы одежды, исправно со­ держат своп заведывания и лучше знают специальность. Большая и кропотливая работа была проделана тт. Долгополовым я Афониным, чтобы добиться таких резуль­ татов. Это быстро не дается и само не при­ ходит. Вполне естественно, чем больше командир работает с подчиненными, тем лучших он достигнет результатов. Чтобы честно выполнять все служебные обязанности, каждый старшина должен научиться сам подчиняться и научить этому своих матросов. Это значит, како» бы приказание матрос нп по.тучпл, он % обязан выполнить его с усердием, точно п в срок. При выполнении приказания могут встретиться большие трудности — матрос должен уметь преодолеть пх и любой ценой добиться выполнения приказа. Нельзя забывать, что матрос всегда бе­ рет пример со старших и в первую очередь со своего старшины. Отсюда вполне понят- па роль старшины. Достаточно допустить ему незначительную ошибку,^ как она от­ разится на поведении подчиненных. Старшипа первый, кто должен требо­ вать от матросов честности в службе. Без требовательности и контроля даже самое хорошее обучение пе принесет нужных результатов. Старшипа обязан бороться за пунктуальное выполнение уставов и на­ ставлений, пе мириться с их наруше­ нием. Тогда матросы будут приучены к точности, честности и повиновению. Матросам, старшинам п офицерам надо мобилизовать все своп силы, чтобы образ­ цово выполнить задачи, поставленные Ми­ нистром Вооруженных Сил СССР Маршалом Советского Союза тов. Булганиным перед Армией и Флотом в его приказе 5 и докладе на торжественном заседании в Москве, поеврщенном 30-летпю Советской Армии. Для этого требуется, в первую очередь, честное и четкое выполнение слу­ жебных обязанностей каждым воином. Капитан-лейтенант Ю. СТРАТИЛАТОВ. На дежурстве порядок Сержант Николаевский образцово несет дежурную службу в подразделении. Он постоянно следит за сбережением оружия, за чистотой и порядком в помещении, за заправкой шинелей, коек и наличием ки­ пяченой воды в бачках. Сержант .строго требует выполнения распорядка- дпя от личного состава подраз­ деления. Коща дежурит сержант Николаев­ ский, день проходит точно по намеченному плану. Он так же внимательно смотрит за несением службы дневальными. Сержант Николаевский проявляет бдительность в те­ чение всех суток. Он требователен к себе и подчиненным ему лицам суточного на­ ряда. За хорошее несение службы и высокую требовательность сержант Николаевский недавно получпл поощрение от командира подразделения. Старший матрос В. МАРКОВ. Демобилизованный воин — отличник судоремонта Когда входишь --в слесарный цех Н-ского завода, невольно бросается в глаза тот верстак, за которым работает слесарь Петр Андреевич Сергуткн. Од­ нажды ученик спросил слесаря: — Почему у вас, дядя Петя, всегда на рабочем месте так чисто и уютно? — Я, сынок,— ответил он ученику,— привык к армейскому порядку. В армии не любят того, кто неряшливо обра­ щается со своими механизмами... В прошлом Сергутпн— бывший воин- разведчик. Оп бил финнов нз Карельском фронте, воевал на Втором Белорусском фронте, брал Гдыню, с боями прошел немецкие города. Па его личном счету 48 убитых пемцев. Пемало за свою службу имеет поощрений тов. Сер- гутин. Две благодарности товарища Сталина, орден Красной Звезды и две медали — таковы его награды. Кончи­ лась война, и Сергутип вернулся па за­ вод, приступил к созидательному тру­ ду. Он вместе с товарищами вступпл на стахановскую вахту, борясь за выпол­ нение пятилетки в четыре года. Сергу- тин одним пз первых подхватил призыв ленинградцев. Сейчас оп, работая па ре­ монте клинкетов, выполняет план на 280 процентов. Оп одним нз первых за­ несен на Доску почета. Весь коллектив цеха по праву гор­ дится своим стахаповцем — демобилизо­ ванным в&ппом. Старший матрос Н. НИКИШИН иин. |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz