На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.

ЯЛ С Т Р А Ж Е З А ПО Л Я Р Ь Я *ч- Т948 г., № 149 (3145), ом Требовательность— основа успеха 19 дет назад натрое Беспоясов впервые встал к котельной установке. Он прошел славный путь, насыщенный упорной и кро­ потливой учебой, стал одним из лучших офицеров корабля. На основе своего большого практического и боевого опыта командир группы учит и воспиты­ вает подчиненных. За три года плавания корабля в котельной группе не было ни од­ ной* аварии механизмов, пи одного скиса- гая. Котельные машинисты всегда обеспе­ чивают кораблю нужный ход, безупречно несут походную вахту. Что ле явилось основой успеха котель­ ной группы? Прежде всего, правильно поставленная работа по сбережению боевой техники и обучсппто матросов п старппгн. Капитан- лейтенапт Беспоясов — рачительный хо­ зяин, человек, влюбленный в свою профес­ сию, добросовестный, трудолюбивый офи- j цер. Эти качества у него соче- j таются с высокой дисциплинированностью, j пунктуальным выполнением * требований I уставов и наставлений. Воспитание подчи­ ненных, основанное на нривитии им таких качеств, и дало замечательные результаты. .1. ХОРОШО БЕРЕЧЬ ТЕХНИКУ — ЗНАЧИТ ОТЛИЧНО ЗНАТЬ ЕЕ Было это в одном ка походов иа вахте старшины 2 статьи Самарина. Стоявший на горении старший матрос Сидоров заме­ тил, что в водомерной колонке вода быстро убывает. Произойти это могло только от па­ дения давления питательной воды в котле. Восстановить давление не стоило большого труда. Для этого достаточно было запустить вспомогательный питательный насос Но Самарпн в то время недостаточно хорошо знал систему взаимозаменяемости механиз­ мов. А неумение всегда ведет к растерян­ ности, суете. Слабое знание техники стар­ шиной Самариным отразилось и на его вах­ те. Оп не запустил вспомогательный насос. Давление в водомерной колонке упало д< критического. Старший матрос Сидоров, со- б!тодая инструкцию, вьгруЗил горение. Ко­ тел на некоторое время выбыл из строя. В этот же день случай, происшедший на вахте старшины Самарина, подвергся все­ стороннему обсуждению на совещании всех старшин котельной группы. Офицер Беспоя- сов указал старшинам на то, что они. изучая отдельные механизмы, мало обраща­ ют внимания на ту взаимосвязь, кот*|*я существует между этими механизмами. — Надо так знать свое заведывание, — говорил старшинам офицер, — чтобы в лю­ бую минуту, в любой обстановке уметь своевременно запустить взамен вышедшего из строя механизма другой, дублирующий. В боевой обстановке небольшое промедление может привести к самым серьезным послед­ ствиям. Офицер не ограничился раябодом ошибки Самарина на совещании старшин. На другой день вместе со старшинами котель­ ных команд Штепой и Насыровын он составил план учений и тренировок на бое­ вых постах, который был основательно на­ сыщен различными вводными по замене вышедших из строя механизмов дублирую­ щими. Выполнение плана строго контроли­ ровали старшины команд. В ходе учений Беспоясов давал неожиданные вводные, под­ мечал недостатки в обслуживании техники и на совещаниях старшин детально расска­ зывал о порядке их устранения. Беспоясов так поставил в группе маши­ нистов изучение техники, что матросы прежде всего познают внутренние процес­ сы работы механизмов, принципы, на кото­ рых построено действие техники, взаимо­ действие деталей. Обучение молодого матро­ са, пришедшего из Учебного отряда, здесь начинается не с теоретических занятии. Па теорию достаточно времени уделяется во время обучения специалиста в школе. Прак­ тика — вот что составляет основу подго­ товки котельного машиниста на корабле. Там, где новичок встречает непреодоли­ мое затруднение, на помощь ему прихо­ дит старшина. Он терпеливо, настойчиво разъясняет матросу непонятное, помогает ему сделать предельно ясную схему распо­ ложения мехапизмов. Когда новичок пы-* тается несерьезно отнестись к делу: избе­ гает трудно доступных мест для снятия схемы с натуры, стремится на-глазок занести в блокнот сложную систему распре­ деления магистралей и механизмов, — старшины, бывалые матросы решительно поправляют такого товарища. * — Верхоглядство при изучении техни­ ки — прямой путь к авариям, скиса­ ниям механизмов, — говорит часто моло­ дым морякам бывалый впил старишпа команды Штепа, являющийся одним из первых помощников комапдпра группы. Когда практическая подготовка закан­ чивается, матрос сдает зачет. Этот порядок уже пссколько лет незыблемо соблюдается в группе котельных машинистов. Если ма­ трос хорошо сдал зачет, оп допускается к следующему этапу обучения. В том случае, когда знания матроса оказались недостаточ­ ными, командир группы устанавливает срок, к которому изучение техники долж­ но быть освоено. Такую школу прошли старшины команд Штепа. Пагыров. Не миновали ее и стар­ шины отделений Самарин, Зубков, Бабеш­ ко. Кургапив. Пз этой же школы отлячпи- ками-спецналпсталги вьппло и более моло­ дое поколение моряков: Попов, Степанов, Давыдов, Дергауз. Вез опи теперь знатоки своего дела, отличные специалисты, поз­ навшие «душу» техники. 2. СТРОГОЕ СОБЛЮДЕНИЕ ИНСТРУКЦИЙ — ЗАЛОГ СБЕРЕЖЕНИЯ ТЕХНИКИ Можно безупречпо зпать механизм и все же плохо его беречь. Причиной этого часто служит чрезмерпая самонадеяность. Вместо того, чтобы во время запуска и эксплоата- ции механизма строго придерживаться ин­ струкции. отдельные матросы, а подчас и старшины пытаются внести в инструкцию свои непродуманные поправки. Такие слу­ чаи были в группе Беспоясова. Старший матрос Беляев неплохо зпает технику, а пар в дежурном котле все же по­ щадил. Почему? Беляев нарушил инструк­ цию. При заступлении па вахту оп обязан 'ыл проверить исправность резервного нефтяного насоса. Этого требовала инструк­ ция. Беляев пе проверпл насос, не счел нужпым и прогреть его. хотя это преду­ сматривается инструкцией. Во время рабо­ ты котла основной нефтяной насос застопо­ рился, нарушилась регулировка парорас­ пределения. Беляев попытался запустить резервный нефтснасос. Не тут-то было! Не- прогретый,насос не запускался. Пришлось срочно вводить в строй другой котел. — Почему нарушили инструкцию по эк- сплоатании механизмов? — потребовал об’- яснеичя тов. Беспоясов. — Я думал, что насос и без прогрева можно запустить, — ответил Беляев. Командир группы приказал старшине строго наказать матроса. Но одним наказа­ нием виновника дело не ограничилось. Па другой день случай нарушения инструкции Беляевым был подробно разобран со стар­ шинами вахт. Офицер Беспоясов указал при этом на то, что даже незначительное нарушение может привести к серьезной аварии. В подтверждение оп привел один случай из своей практики. — Инструкция — закон сбережения механизмов. Она должна выполняться без всяких отступлений. Матрос, нарушивший инструкцию, — нарушил присягу, которая обязывает его беречь народное имущество. Так закончил свою беседу с матросами капитан-лейтенант Беспоясов. Котельные машиписты группы Беспоя­ сова прекрасно знают инструкции по эк- сплоатации механизмов. Все же командир на этом пе успокаивается. Он добивается того, чтобы каждый матрос, старшина не только знал, по и на деле умел выполнять инструкцию. В группе систематически проводятся за­ нятия по изучению эксплоатационных ин­ струкций. Онм проходят непосредственно у механизмов. Матрос, старшина рассказы­ вает инструкцию и тут же выполняет ее. За ним внимательно наблюдают опытные старшины и все матросы. Старшины команд на каждом занятии выставляют матросам соответствующие опенки, указывают на не­ достатки. Эти занятия приучают матросов к четкому выполнению инструкций. 3. КОНТРОЛЬ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ Большое -зпачепие в правильном сбере­ жении техники имеет контроль командира отделения за тем, как подчиненные соблю­ дают правила проворачивания .механизмов, а также подготовки техники к походу. Хо­ рошо контролирует старшипа подчиненных — техника всегда в образцовом состоянии, случаи выхода цз строя механизмов исклю­ чены. Недостаточно старшина контролирует подчиненных, верит мм на слово — неиз­ бежны случаи нарушения инструкций, ски­ сания механизмов. Матрос Терехов, готовя нефтяной насос к походу, отцесся хаддтно к своим рбязац- ностям. А командир отделения Зуйков же проверил подчиненного. Он ограничился поверхностным разговором о матросом. — Терехов, у вас все в порядке? — спросил котельного машиниста Зубков. — Так i то*шо, .товарищ старшина, — ответил Терехов. Зубков прошел мимо заведывания подчнт ненного. А когда корабль вышел в море, «порядок» па вахте Терехова нарушился. Матросу потребовалось . запустить нефтяной насос. Но как он ни старался, сделать это ему не удалось. Не смог Терехов обнаружить и причину неисправности. Об отказе в работе механизма узнал офицер Беспоя­ сов. Он решил лично установить, кто же виноват в этом. При тщательной •пюверке обнаружилось, что ослаб соеди­ нительный стопор муфты крепления на штоке. Вяловат в этом был прежде всего матрос Терехов, недобросовестно подгото­ вивший заведывание к походу. Но большая вина в этом командира отделения Зубкова, как наиболее опытного моряка, который, бесспорно, обнаружил бы ослабление стопо­ ра, если бы проконтролировал подчиненно­ го. Матрос и командир отделения получили взыскания. Па совещании старшин Беспоя­ сов напомнил всем старшипам о том, что они не имеют права успокаиваться на до­ стигнутом и ослаблять контроль за подчи­ ненными даже тогда, когда в отделениях длительное время не наблюдается случаев халатного отношения к делу со стороны ма­ тросов. Прямой долг старшины— в любых условиях придирчиво контролировать под­ чиненных, добиваться образцового ухода за техникой, отличного ее сбережения. Терпеливо и настойчиво учил офицер Беспоясов требовательности старшину Ба­ бешко. Молодой командир отделения был хорошим учеником. Ом быстро освоил дело, етал требовательным младшим командиром. Но старшина с течением времени стал ослаблять требовательность и контроль. Он предполагал, что достаточно наладить дело, и потом все пойдет своим чередом. Бабешко просчитался. Стоило ему ослабить конт­ роль, как сальники начали пропускать пар. Офицер приказал немедленно устранить па­ рение сальников. При последующих проверках ваведыва- пия он стал обнаруживать грязь в трю­ мах, валяющиеся у механизмов посторон пне предметы. Аварийный инструмент так­ же был разбросан. Офицер вызвал в ко­ тельное отделение старшину команды Шад­ рина и командира отделения Бабешко. Сде­ лал им серьезное внушение, напомнил, что, ослабив контроль за подчиненными, они тем самым понизили у матросов чувство ответственности за порученное дело. — Даю вам сутки на устранение недо­ статков по заведываниго; приведите все в образцовый вид, — сказал Беспоясов. Личным примером капитан-лейтенант Беспоясов показывает матросам, старши­ нам, как надо относиться к исполнению служебных обязанностей, выполнять свой воинский долг перед Родиной. Под его ру­ ководством котельные машинисты несколь­ ко раз своими силами ремонтировали слож­ ную технику, сэкономив государству де­ сятки тысяч рублей. Очень многие меха­ низмы котельных отделений работают без ремонта в два-три раза дольше, чем это пре­ дусмотрено инструкциями по экеплоатации. И работают отлично. Корабль совершил немало учебных по­ ходов в море. В сложных условиях плава­ ния его экипаж успешно решал труд­ нейшие задачи боевой подготовки. Замеча­ тельных успехов в учебе достигли матросы и старшины котельной группы, возглавля­ емой опытным моряком капитан-лейтепан- том Владимиром Александровичем Беспоя совым. Капитан-лейтенант Г. НИКУЛИН. □ ------------------------- -— ii'V т . Отлично овладел специальностью тор- педиста-наводчика старший матрос Па­ вел Жестяяикоч. За примерную службу я отличные успехи в боевой учебе он по­ лучил от командования корабля 15 поощ­ рений. НА СНИМ КЕ: ставший мтгрос П. ЖесТяпиков. Фото М . Бугакова. Неожиданная „неисправность“ За каждую минуту учебпого времени борется старшипа радистов старший матрос Кузнецов. Треппровки, проводимые им, всегда насыщены вводпыми, выполнение которых требует от матросов большого на­ пряжения и мастерства. Па одном занятии радисты неожиданно получили вводную: «Папряжение в сети нормальное, по мотор-гепрратор пе додает обороты. Исправить «повреждение!». Радисты часто заменяли «порванные» антенны, «сгоревшие» лампы, но такое «повреждение» случилось впервые. Мно­ гие матросы засуетились, пе зпая, за что взяться, где искать причину. — Главпое — это спокойствие, — ска­ зал матросам Кузнецов. — Пе волноваться надо, а думать. Опытпый специалист рассказал подчи­ ненным порядок определения данной «не­ исправности» и тут же быстро устрапиг ее. Такие тропировки дают матросам боль­ шую пользу. И не случайно, все подчинен­ ные Кузнецова сейчас отличпо владеют своей специальностью. Старшина 2 статьи Б. БАБУШКИН. Результат зззнайспа Руководитель вызвал матроса Галина. Уверенно отвечал то®. Галин на все вопро­ сы. Чувствовалось, что тему политических занятий «Ленинеко-сталипекая программа социалистического строительства в СССР н ее осуществление», по которой он отвечал, Галин изучил так же хорошо, как и другие. Галин «получил отличную оценку. Вслед за тем был опрошен матрос Смир- пов. Он пе сумел дать правильного ответа ни па один вопрос. А почему? Да потому, что Смирнов плохо относится к учеб*. У него хорошие способности, когда-то он учился пе хуже, а даже лучше других, потом зазнался, перестал 'готовиться к за­ нятиям а в результате оказался в числе худших. Этот пример еще раз говорит, что нельзя застывать на месте, рассчитывать на когда-то полученные знания, нельзя за­ знаваться. И если бы Смирнов работал над повышением своего политического образо­ вания столь же настойчиво и повседневно, как, например, Галин, он бы не стал вту- дак, когда его спросил руководитель. Старший матрос А. БОРИСОВСКИЙ. Хокашшр «ЯТЯ"i& tj вяровку давало состав» боевой и политической содготодш старшшл 1 статье U. П. Костери (справа) ороаодг тре- Фото А. Ьоровсшгв. В передовом ргсчете Каждый матрос считает для себя честью служить в орудийном расчете старшины 2 статьи Рокипа. Н это не случайно, ибо расчет Рокипа — лучший на корабле. Комендоры настойчиво учатся, стараясь глубоко изучить вверенное оружие. Не так давно на корабль пришел чатрос Тарасов. Его определили первым паводчьком. С похвальным рвением ваялся он за освоение вверенного заведывания Командир расчета старшина 2 статьи Ро- кин не ограничивался одними занятиями по расписанию. Вместе с Тарасовым он изучал материальную часть по чертежам и схемам, часто беседовал непосредственно у орудия. Все тренировки проходили интен­ сивно, с полным напряжением использова­ лась каждая минута учебного времени. Сейчас первый наводчик матрос Тарасов хорошо знает свое заведывание. Кго часто ставят в пример молодым комендорам вто­ рой боевой части. Также хорошо учится заряжаю­ щий старший матрос Тяпилов. Посто­ янные тренировки помогли ему отработать свои действия при заряжании дп автома­ тизма. Тяпилов добился того, что значи­ тельно перевыполняет установленные для заряжающего нормативы. Комендоры старшипы Рокина готовятся сейчас к выполпению практических артил­ лерийских стрельб. Настойчивая учеба и тренировки, предшествовавшие этому от­ ветственному моменту, явятся залогом точ­ ных залпов. Старшина 1 статья 1. БОРИСОВ, 2 степи было людно. Собрались маггросы я стар­ шины додраздеаеЮЫ. — Воинские .уставы, говорит агита­ тор, — закон жизни и службы каждого военнослужащего, тш точно д е к е л я ют права I обязаншЛШ (матросов • старшин, правки-пх пове|ш 4 вна слулЙц в обще­ ственных местах, в быту. Тот, кто хорошо знает и свято выполняет требования уста­ вов, имеет хорою услехв в дон**. И агитатор на конкретных примерах из жизни своега подразделения доказывает слушателям, к а т успехов добшве* воеи- ные моряки, которые повседневно изучают уставы и иа деле выполнят их. «Вот до- мер, — рассказывает Квадов. — Старший матрос Мыльников настойчиво изучает военное дело. Опеядальюость водолаза <ш освоил в совершенстве. В повседневной службе Мыльников показывают пример вы­ сокой дисциплинированности, всегда подтянут, аккуратен, вежлив, честь отдает молодцевато. На любом посту он правит службу примерно» ни на шаг де отступает от уставов». Затем агнтаттр Иванов приводит фами­ лии старшин Алексеева, Глебова, старших матросов Никиток и Усллова, которые яв­ ляются передовыми воинами подразделе­ ния, прежде всего, потому, что живут ш учатся так, как требуют уставы. Резкой критике подверг агитатор тех матросов, которые нарушают во­ инские уставы, не выполняют тех тре­ бований, которые ия предъявлены военной присягой. Серьезно! критике был под­ вергнут старший матрос Галимов, который недавно получил взыскание за медлитель­ ность при выполнении приказа командира. В конце беседы агитатор Кяаяов сказал: сРодина, шрод, великий Сталин доверили нам с оружием в руках охранять «ирный труд советских людей, которые не жалеют ’ял для выполнения послевоенной пятилет­ ки в четыре года. Мы должны гордиться этим доверием, добросовестно выполнять свой воинский долг». Газета «В бой за>Родину* сделала боль­ шое и нужное дело, опубликовав ягу бесе­ ду. И это не случайный материм в газете. Она систематически публикует убедитель­ ные корреспонденция по вопросам воин­ ского воспитания, построенные ва приме­ рах я фактах из жизни своих подразделе­ ний. В пулеметном отделении младшего сер­ жанта Гречаного высокая воивокааг дис­ циплина. Солдаты этого отделения без заме­ чаний, старательно учатся востимгу делу, бдительно охраняют народное добро я не имеют дисциплинарных ’ проступков. Это об’ясняется большой востггапгелмвй рабо­ той, которую повседневно проводи яояан- дир отделения toe. Гречаный среда своих ------ 0 - дея- СО , наягатафой в газетг, ЮТРЦЦчг,- ный руководствуется уставами. В ча­ сы занятий и в свободное время оп с сол­ датами организует изучеппо уставов внутренней И гарт^оттттн!Т' слупят, цнплинарного устава. Каждый боец хорошо усвоил свои обязанности и стирается на деле оправдать высокое звание советского воина». Газета учит матросов жить по уставам, строго cO faBlJfy гррМипия, устагоз, на- ставлеюА и инструкций, быть высокодис- цяшгнннровалнымп воинами. Па ррдаерах я фактах газета наказывает бой' без высокой дяетдалтты нельзя успехов в боевой учебе. В передовой статье • «Неустанно ук­ реплять воинскую дисциплину» рассказы­ вается о старшем матросе .Морозове, несущем службу на одтюм из отдаленнщ постов. «Это настоящий матрос, — гово­ рится в статье, — мастер радиосвязи, от­ лично знающий вверенную боевую техиицу и умеющий четко работать нз механизмах. Когда на вахте стоит Морозов, начальник поста спокоен. Он знает, что старательный воин обеспечит бесперебойную связь с командованием». Бак старший матрос Морозов добился высоких успехов в службе и учебе? В до­ родовой статье дастся- подробный ответ,-# котором говорится, что успехи добфты упорным трудом, настойчивой учебой и, «прежде всего, тем, что он хорошо зпает н свято соблюдает требования воинских уста­ вов, наставлений, инструкций, боспрекоо ловно выполняет лрпказы начальников*... Повседневно и глубоко изучать уставы, точно выполнять их на каждом шагу —*• вот т о требуется от каждого воина. К этому призывает газета матросов я стар­ шин своих подразделений. «В бой за Родину» широко популяризи­ рует опыт отличников боевой а политиче­ ской подготовки, показывает, как ладо овладевать военным делом, какими каче­ ствами должен обладать советский воин, почему ему необходимо быть бдительным,*' честным, правдивым, смелым» и выносли­ вым. Газета не проходит мимо фактов на­ рушения дисциплины отдельными матроса­ ми, подвергает их критике. ‘Я Воспитание матросов и старппш в духе вепоколобимой верности воинскому долгу» военной 'присяге, в духе твердого знания н неуклонного выполнения требований уставов — одна из важнейших задач пе­ чатных газет. Эту задачу успешно начала решать газета «В бой за Родину». Не ос­ лаблять, а с каждым днем усиливать вос­ питание военных моряков в духе высокой воинской дисциплины, порядка л органи­ зованности — повседневпая и важная за» дача каждой матросский газеты. 1 * Н А Ч А Л О С Л У Ж Б Ы 1ейтеяаят Русла» Тяпякяж пробыл в подразделению из училища. Все его иму­ щество вмещалось в небольшом чемодане, наполовину набитом книгами. Заместитель командира подразделе*** встретил молодо­ го офицера добродушным вамечаияем; — Невелик же багаж, с который вы начинаете офицерскую службу— — Не смущайтесь, товарищ ле§генанг, — вмешался камащжр хгодряздеаекял, — о вас здесь будут судить и не ггмгу I t - гажу. По другому... Командир не назвал этого «другого ба­ гажа», но лейтенант Тядявян сразу понял его мысль. Оставшись один в отведенном ему помещении, лейтенант снова подумал о тош, вполне лм оа (готов я исполнению своих новых я высоких обязанностей командира экипажа гвардеДсмй частя, советского офицера. В памяти ожнля событ** в м ц ю месяца: выпускные окзанеяы, радостный день, когда пришел приказ в присвоении офицерского звания. Вопоияклнсь я креп­ кое рукопожатие инструктора, я его на­ путственные слова: — Училище дало вам все, чтобы вы хо­ рошо служили. Дальнейшее — в моих руках. Типикин хорояо звал своего ниетруято- ра. Тот не бросал слов на ветер. Нелегко дались летчику те выеояве баллы, вто­ рые украшают теперь его «личное деле». В училище опрашивали строго. Но теоерв он был рал строгости дреоаданггелей н инструкторов, той яенжеиввА наомАчи воет, с которой « в добяамкь вг вето глубоких аяашй, твердых яаваию. Она вселили в него уверенность. Конечно, жизнь, открывающаяся перед офицером сегодня, волновала его своей но­ визной. Она обещала не только радев*, |НО ш трудности. — Тем лучше, — вслух рам уа д а Ти­ пикин, доставая нз чемодана всю я акку­ ратно размещая их в комиате.—Без. труд­ ностей и л его НОДОСЯ, Типикин не обманулся в свопх ожида­ ниях. .Не так просто совершить переход от положения курсанта к должности воен­ ного летчика, командира экипажа1 Труд­ ности начались буквально с первых же дней. Заместитель командира подразделе­ ния предупредил: — £ оолетам будете допущены, когда сдадите зачеты. Он перечислил ряд дисциплин. Типикин не видел в них ничего сложного, но изу­ чить в считанные дни совершенно незнако­ мый ему район полетов, обнпмавппгй об­ ширное пространство с климатическими особенностями, показалось Типикину сна­ чала невыполнимым. Однако молодой лет­ чик ее пал духом. Он попроЗовал посмот­ реть на свою задачу, так сказать, практи­ чески, спокойно найти метод ее решения. Так учили ето поступать в училище, так он н поступил. Четкая система провела к успеху. Зачет по д м » » района лейтенант Типикин сдал в срок с высокой оценкой. Знание Типикиным теории полета про­ верял сам командир подразделения. Вы­ слушав уверенные, глубокие ответы летчи­ ка, командир разрешил вылет. Самолет, послушный воле летчика, на­ брал скорость и оторвался от взлетной полосы. Вот он разворачивается и идет в зову. Делая развороты на установленной инструкцией скорости и высоте, Типикин шлифует летное мастерство. На разборе полетов командир части об’явил Типикину благодарность оа первый н успешный вылет. — Это ваше начало службы в гвар­ дейской части. Не останавливайтесь в уче­ бе, будьте достойны славных традиций со­ ветской гвардии. У вас для этого есть все необходимые качества, — так сказал Т*- камаядир. Гвардия старший лейтенант } Н. ШИРЯЕВ* ;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz