На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.
ЯЛ С Т Р А Ж Е З А ПО Л Я Р Ь Я *ч- Т948 г., № 149 (3145), ом Требовательность— основа успеха 19 дет назад натрое Беспоясов впервые встал к котельной установке. Он прошел славный путь, насыщенный упорной и кро потливой учебой, стал одним из лучших офицеров корабля. На основе своего большого практического и боевого опыта командир группы учит и воспиты вает подчиненных. За три года плавания корабля в котельной группе не было ни од ной* аварии механизмов, пи одного скиса- гая. Котельные машинисты всегда обеспе чивают кораблю нужный ход, безупречно несут походную вахту. Что ле явилось основой успеха котель ной группы? Прежде всего, правильно поставленная работа по сбережению боевой техники и обучсппто матросов п старппгн. Капитан- лейтенапт Беспоясов — рачительный хо зяин, человек, влюбленный в свою профес сию, добросовестный, трудолюбивый офи- j цер. Эти качества у него соче- j таются с высокой дисциплинированностью, j пунктуальным выполнением * требований I уставов и наставлений. Воспитание подчи ненных, основанное на нривитии им таких качеств, и дало замечательные результаты. .1. ХОРОШО БЕРЕЧЬ ТЕХНИКУ — ЗНАЧИТ ОТЛИЧНО ЗНАТЬ ЕЕ Было это в одном ка походов иа вахте старшины 2 статьи Самарина. Стоявший на горении старший матрос Сидоров заме тил, что в водомерной колонке вода быстро убывает. Произойти это могло только от па дения давления питательной воды в котле. Восстановить давление не стоило большого труда. Для этого достаточно было запустить вспомогательный питательный насос Но Самарпн в то время недостаточно хорошо знал систему взаимозаменяемости механиз мов. А неумение всегда ведет к растерян ности, суете. Слабое знание техники стар шиной Самариным отразилось и на его вах те. Оп не запустил вспомогательный насос. Давление в водомерной колонке упало д< критического. Старший матрос Сидоров, со- б!тодая инструкцию, вьгруЗил горение. Ко тел на некоторое время выбыл из строя. В этот же день случай, происшедший на вахте старшины Самарина, подвергся все стороннему обсуждению на совещании всех старшин котельной группы. Офицер Беспоя- сов указал старшинам на то, что они. изучая отдельные механизмы, мало обраща ют внимания на ту взаимосвязь, кот*|*я существует между этими механизмами. — Надо так знать свое заведывание, — говорил старшинам офицер, — чтобы в лю бую минуту, в любой обстановке уметь своевременно запустить взамен вышедшего из строя механизма другой, дублирующий. В боевой обстановке небольшое промедление может привести к самым серьезным послед ствиям. Офицер не ограничился раябодом ошибки Самарина на совещании старшин. На другой день вместе со старшинами котель ных команд Штепой и Насыровын он составил план учений и тренировок на бое вых постах, который был основательно на сыщен различными вводными по замене вышедших из строя механизмов дублирую щими. Выполнение плана строго контроли ровали старшины команд. В ходе учений Беспоясов давал неожиданные вводные, под мечал недостатки в обслуживании техники и на совещаниях старшин детально расска зывал о порядке их устранения. Беспоясов так поставил в группе маши нистов изучение техники, что матросы прежде всего познают внутренние процес сы работы механизмов, принципы, на кото рых построено действие техники, взаимо действие деталей. Обучение молодого матро са, пришедшего из Учебного отряда, здесь начинается не с теоретических занятии. Па теорию достаточно времени уделяется во время обучения специалиста в школе. Прак тика — вот что составляет основу подго товки котельного машиниста на корабле. Там, где новичок встречает непреодоли мое затруднение, на помощь ему прихо дит старшина. Он терпеливо, настойчиво разъясняет матросу непонятное, помогает ему сделать предельно ясную схему распо ложения мехапизмов. Когда новичок пы-* тается несерьезно отнестись к делу: избе гает трудно доступных мест для снятия схемы с натуры, стремится на-глазок занести в блокнот сложную систему распре деления магистралей и механизмов, — старшины, бывалые матросы решительно поправляют такого товарища. * — Верхоглядство при изучении техни ки — прямой путь к авариям, скиса ниям механизмов, — говорит часто моло дым морякам бывалый впил старишпа команды Штепа, являющийся одним из первых помощников комапдпра группы. Когда практическая подготовка закан чивается, матрос сдает зачет. Этот порядок уже пссколько лет незыблемо соблюдается в группе котельных машинистов. Если ма трос хорошо сдал зачет, оп допускается к следующему этапу обучения. В том случае, когда знания матроса оказались недостаточ ными, командир группы устанавливает срок, к которому изучение техники долж но быть освоено. Такую школу прошли старшины команд Штепа. Пагыров. Не миновали ее и стар шины отделений Самарин, Зубков, Бабеш ко. Кургапив. Пз этой же школы отлячпи- ками-спецналпсталги вьппло и более моло дое поколение моряков: Попов, Степанов, Давыдов, Дергауз. Вез опи теперь знатоки своего дела, отличные специалисты, поз навшие «душу» техники. 2. СТРОГОЕ СОБЛЮДЕНИЕ ИНСТРУКЦИЙ — ЗАЛОГ СБЕРЕЖЕНИЯ ТЕХНИКИ Можно безупречпо зпать механизм и все же плохо его беречь. Причиной этого часто служит чрезмерпая самонадеяность. Вместо того, чтобы во время запуска и эксплоата- ции механизма строго придерживаться ин струкции. отдельные матросы, а подчас и старшины пытаются внести в инструкцию свои непродуманные поправки. Такие слу чаи были в группе Беспоясова. Старший матрос Беляев неплохо зпает технику, а пар в дежурном котле все же по щадил. Почему? Беляев нарушил инструк цию. При заступлении па вахту оп обязан 'ыл проверить исправность резервного нефтяного насоса. Этого требовала инструк ция. Беляев пе проверпл насос, не счел нужпым и прогреть его. хотя это преду сматривается инструкцией. Во время рабо ты котла основной нефтяной насос застопо рился, нарушилась регулировка парорас пределения. Беляев попытался запустить резервный нефтснасос. Не тут-то было! Не- прогретый,насос не запускался. Пришлось срочно вводить в строй другой котел. — Почему нарушили инструкцию по эк- сплоатании механизмов? — потребовал об’- яснеичя тов. Беспоясов. — Я думал, что насос и без прогрева можно запустить, — ответил Беляев. Командир группы приказал старшине строго наказать матроса. Но одним наказа нием виновника дело не ограничилось. Па другой день случай нарушения инструкции Беляевым был подробно разобран со стар шинами вахт. Офицер Беспоясов указал при этом на то, что даже незначительное нарушение может привести к серьезной аварии. В подтверждение оп привел один случай из своей практики. — Инструкция — закон сбережения механизмов. Она должна выполняться без всяких отступлений. Матрос, нарушивший инструкцию, — нарушил присягу, которая обязывает его беречь народное имущество. Так закончил свою беседу с матросами капитан-лейтенант Беспоясов. Котельные машиписты группы Беспоя сова прекрасно знают инструкции по эк- сплоатации механизмов. Все же командир на этом пе успокаивается. Он добивается того, чтобы каждый матрос, старшина не только знал, по и на деле умел выполнять инструкцию. В группе систематически проводятся за нятия по изучению эксплоатационных ин струкций. Онм проходят непосредственно у механизмов. Матрос, старшина рассказы вает инструкцию и тут же выполняет ее. За ним внимательно наблюдают опытные старшины и все матросы. Старшины команд на каждом занятии выставляют матросам соответствующие опенки, указывают на не достатки. Эти занятия приучают матросов к четкому выполнению инструкций. 3. КОНТРОЛЬ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ Большое -зпачепие в правильном сбере жении техники имеет контроль командира отделения за тем, как подчиненные соблю дают правила проворачивания .механизмов, а также подготовки техники к походу. Хо рошо контролирует старшипа подчиненных — техника всегда в образцовом состоянии, случаи выхода цз строя механизмов исклю чены. Недостаточно старшина контролирует подчиненных, верит мм на слово — неиз бежны случаи нарушения инструкций, ски сания механизмов. Матрос Терехов, готовя нефтяной насос к походу, отцесся хаддтно к своим рбязац- ностям. А командир отделения Зуйков же проверил подчиненного. Он ограничился поверхностным разговором о матросом. — Терехов, у вас все в порядке? — спросил котельного машиниста Зубков. — Так i то*шо, .товарищ старшина, — ответил Терехов. Зубков прошел мимо заведывания подчнт ненного. А когда корабль вышел в море, «порядок» па вахте Терехова нарушился. Матросу потребовалось . запустить нефтяной насос. Но как он ни старался, сделать это ему не удалось. Не смог Терехов обнаружить и причину неисправности. Об отказе в работе механизма узнал офицер Беспоя сов. Он решил лично установить, кто же виноват в этом. При тщательной •пюверке обнаружилось, что ослаб соеди нительный стопор муфты крепления на штоке. Вяловат в этом был прежде всего матрос Терехов, недобросовестно подгото вивший заведывание к походу. Но большая вина в этом командира отделения Зубкова, как наиболее опытного моряка, который, бесспорно, обнаружил бы ослабление стопо ра, если бы проконтролировал подчиненно го. Матрос и командир отделения получили взыскания. Па совещании старшин Беспоя сов напомнил всем старшипам о том, что они не имеют права успокаиваться на до стигнутом и ослаблять контроль за подчи ненными даже тогда, когда в отделениях длительное время не наблюдается случаев халатного отношения к делу со стороны ма тросов. Прямой долг старшины— в любых условиях придирчиво контролировать под чиненных, добиваться образцового ухода за техникой, отличного ее сбережения. Терпеливо и настойчиво учил офицер Беспоясов требовательности старшину Ба бешко. Молодой командир отделения был хорошим учеником. Ом быстро освоил дело, етал требовательным младшим командиром. Но старшина с течением времени стал ослаблять требовательность и контроль. Он предполагал, что достаточно наладить дело, и потом все пойдет своим чередом. Бабешко просчитался. Стоило ему ослабить конт роль, как сальники начали пропускать пар. Офицер приказал немедленно устранить па рение сальников. При последующих проверках ваведыва- пия он стал обнаруживать грязь в трю мах, валяющиеся у механизмов посторон пне предметы. Аварийный инструмент так же был разбросан. Офицер вызвал в ко тельное отделение старшину команды Шад рина и командира отделения Бабешко. Сде лал им серьезное внушение, напомнил, что, ослабив контроль за подчиненными, они тем самым понизили у матросов чувство ответственности за порученное дело. — Даю вам сутки на устранение недо статков по заведываниго; приведите все в образцовый вид, — сказал Беспоясов. Личным примером капитан-лейтенант Беспоясов показывает матросам, старши нам, как надо относиться к исполнению служебных обязанностей, выполнять свой воинский долг перед Родиной. Под его ру ководством котельные машинисты несколь ко раз своими силами ремонтировали слож ную технику, сэкономив государству де сятки тысяч рублей. Очень многие меха низмы котельных отделений работают без ремонта в два-три раза дольше, чем это пре дусмотрено инструкциями по экеплоатации. И работают отлично. Корабль совершил немало учебных по ходов в море. В сложных условиях плава ния его экипаж успешно решал труд нейшие задачи боевой подготовки. Замеча тельных успехов в учебе достигли матросы и старшины котельной группы, возглавля емой опытным моряком капитан-лейтепан- том Владимиром Александровичем Беспоя совым. Капитан-лейтенант Г. НИКУЛИН. □ ------------------------- -— ii'V т . Отлично овладел специальностью тор- педиста-наводчика старший матрос Па вел Жестяяикоч. За примерную службу я отличные успехи в боевой учебе он по лучил от командования корабля 15 поощ рений. НА СНИМ КЕ: ставший мтгрос П. ЖесТяпиков. Фото М . Бугакова. Неожиданная „неисправность“ За каждую минуту учебпого времени борется старшипа радистов старший матрос Кузнецов. Треппровки, проводимые им, всегда насыщены вводпыми, выполнение которых требует от матросов большого на пряжения и мастерства. Па одном занятии радисты неожиданно получили вводную: «Папряжение в сети нормальное, по мотор-гепрратор пе додает обороты. Исправить «повреждение!». Радисты часто заменяли «порванные» антенны, «сгоревшие» лампы, но такое «повреждение» случилось впервые. Мно гие матросы засуетились, пе зпая, за что взяться, где искать причину. — Главпое — это спокойствие, — ска зал матросам Кузнецов. — Пе волноваться надо, а думать. Опытпый специалист рассказал подчи ненным порядок определения данной «не исправности» и тут же быстро устрапиг ее. Такие тропировки дают матросам боль шую пользу. И не случайно, все подчинен ные Кузнецова сейчас отличпо владеют своей специальностью. Старшина 2 статьи Б. БАБУШКИН. Результат зззнайспа Руководитель вызвал матроса Галина. Уверенно отвечал то®. Галин на все вопро сы. Чувствовалось, что тему политических занятий «Ленинеко-сталипекая программа социалистического строительства в СССР н ее осуществление», по которой он отвечал, Галин изучил так же хорошо, как и другие. Галин «получил отличную оценку. Вслед за тем был опрошен матрос Смир- пов. Он пе сумел дать правильного ответа ни па один вопрос. А почему? Да потому, что Смирнов плохо относится к учеб*. У него хорошие способности, когда-то он учился пе хуже, а даже лучше других, потом зазнался, перестал 'готовиться к за нятиям а в результате оказался в числе худших. Этот пример еще раз говорит, что нельзя застывать на месте, рассчитывать на когда-то полученные знания, нельзя за знаваться. И если бы Смирнов работал над повышением своего политического образо вания столь же настойчиво и повседневно, как, например, Галин, он бы не стал вту- дак, когда его спросил руководитель. Старший матрос А. БОРИСОВСКИЙ. Хокашшр «ЯТЯ"i& tj вяровку давало состав» боевой и политической содготодш старшшл 1 статье U. П. Костери (справа) ороаодг тре- Фото А. Ьоровсшгв. В передовом ргсчете Каждый матрос считает для себя честью служить в орудийном расчете старшины 2 статьи Рокипа. Н это не случайно, ибо расчет Рокипа — лучший на корабле. Комендоры настойчиво учатся, стараясь глубоко изучить вверенное оружие. Не так давно на корабль пришел чатрос Тарасов. Его определили первым паводчьком. С похвальным рвением ваялся он за освоение вверенного заведывания Командир расчета старшина 2 статьи Ро- кин не ограничивался одними занятиями по расписанию. Вместе с Тарасовым он изучал материальную часть по чертежам и схемам, часто беседовал непосредственно у орудия. Все тренировки проходили интен сивно, с полным напряжением использова лась каждая минута учебного времени. Сейчас первый наводчик матрос Тарасов хорошо знает свое заведывание. Кго часто ставят в пример молодым комендорам вто рой боевой части. Также хорошо учится заряжаю щий старший матрос Тяпилов. Посто янные тренировки помогли ему отработать свои действия при заряжании дп автома тизма. Тяпилов добился того, что значи тельно перевыполняет установленные для заряжающего нормативы. Комендоры старшипы Рокина готовятся сейчас к выполпению практических артил лерийских стрельб. Настойчивая учеба и тренировки, предшествовавшие этому от ветственному моменту, явятся залогом точ ных залпов. Старшина 1 статья 1. БОРИСОВ, 2 степи было людно. Собрались маггросы я стар шины додраздеаеЮЫ. — Воинские .уставы, говорит агита тор, — закон жизни и службы каждого военнослужащего, тш точно д е к е л я ют права I обязаншЛШ (матросов • старшин, правки-пх пове|ш 4 вна слулЙц в обще ственных местах, в быту. Тот, кто хорошо знает и свято выполняет требования уста вов, имеет хорою услехв в дон**. И агитатор на конкретных примерах из жизни своега подразделения доказывает слушателям, к а т успехов добшве* воеи- ные моряки, которые повседневно изучают уставы и иа деле выполнят их. «Вот до- мер, — рассказывает Квадов. — Старший матрос Мыльников настойчиво изучает военное дело. Опеядальюость водолаза <ш освоил в совершенстве. В повседневной службе Мыльников показывают пример вы сокой дисциплинированности, всегда подтянут, аккуратен, вежлив, честь отдает молодцевато. На любом посту он правит службу примерно» ни на шаг де отступает от уставов». Затем агнтаттр Иванов приводит фами лии старшин Алексеева, Глебова, старших матросов Никиток и Усллова, которые яв ляются передовыми воинами подразделе ния, прежде всего, потому, что живут ш учатся так, как требуют уставы. Резкой критике подверг агитатор тех матросов, которые нарушают во инские уставы, не выполняют тех тре бований, которые ия предъявлены военной присягой. Серьезно! критике был под вергнут старший матрос Галимов, который недавно получил взыскание за медлитель ность при выполнении приказа командира. В конце беседы агитатор Кяаяов сказал: сРодина, шрод, великий Сталин доверили нам с оружием в руках охранять «ирный труд советских людей, которые не жалеют ’ял для выполнения послевоенной пятилет ки в четыре года. Мы должны гордиться этим доверием, добросовестно выполнять свой воинский долг». Газета «В бой за>Родину* сделала боль шое и нужное дело, опубликовав ягу бесе ду. И это не случайный материм в газете. Она систематически публикует убедитель ные корреспонденция по вопросам воин ского воспитания, построенные ва приме рах я фактах из жизни своих подразделе ний. В пулеметном отделении младшего сер жанта Гречаного высокая воивокааг дис циплина. Солдаты этого отделения без заме чаний, старательно учатся востимгу делу, бдительно охраняют народное добро я не имеют дисциплинарных ’ проступков. Это об’ясняется большой востггапгелмвй рабо той, которую повседневно проводи яояан- дир отделения toe. Гречаный среда своих ------ 0 - дея- СО , наягатафой в газетг, ЮТРЦЦчг,- ный руководствуется уставами. В ча сы занятий и в свободное время оп с сол датами организует изучеппо уставов внутренней И гарт^оттттн!Т' слупят, цнплинарного устава. Каждый боец хорошо усвоил свои обязанности и стирается на деле оправдать высокое звание советского воина». Газета учит матросов жить по уставам, строго cO faBlJfy гррМипия, устагоз, на- ставлеюА и инструкций, быть высокодис- цяшгнннровалнымп воинами. Па ррдаерах я фактах газета наказывает бой' без высокой дяетдалтты нельзя успехов в боевой учебе. В передовой статье • «Неустанно ук реплять воинскую дисциплину» рассказы вается о старшем матросе .Морозове, несущем службу на одтюм из отдаленнщ постов. «Это настоящий матрос, — гово рится в статье, — мастер радиосвязи, от лично знающий вверенную боевую техиицу и умеющий четко работать нз механизмах. Когда на вахте стоит Морозов, начальник поста спокоен. Он знает, что старательный воин обеспечит бесперебойную связь с командованием». Бак старший матрос Морозов добился высоких успехов в службе и учебе? В до родовой статье дастся- подробный ответ,-# котором говорится, что успехи добфты упорным трудом, настойчивой учебой и, «прежде всего, тем, что он хорошо зпает н свято соблюдает требования воинских уста вов, наставлений, инструкций, боспрекоо ловно выполняет лрпказы начальников*... Повседневно и глубоко изучать уставы, точно выполнять их на каждом шагу —*• вот т о требуется от каждого воина. К этому призывает газета матросов я стар шин своих подразделений. «В бой за Родину» широко популяризи рует опыт отличников боевой а политиче ской подготовки, показывает, как ладо овладевать военным делом, какими каче ствами должен обладать советский воин, почему ему необходимо быть бдительным,*' честным, правдивым, смелым» и выносли вым. Газета не проходит мимо фактов на рушения дисциплины отдельными матроса ми, подвергает их критике. ‘Я Воспитание матросов и старппш в духе вепоколобимой верности воинскому долгу» военной 'присяге, в духе твердого знания н неуклонного выполнения требований уставов — одна из важнейших задач пе чатных газет. Эту задачу успешно начала решать газета «В бой за Родину». Не ос лаблять, а с каждым днем усиливать вос питание военных моряков в духе высокой воинской дисциплины, порядка л органи зованности — повседневпая и важная за» дача каждой матросский газеты. 1 * Н А Ч А Л О С Л У Ж Б Ы 1ейтеяаят Русла» Тяпякяж пробыл в подразделению из училища. Все его иму щество вмещалось в небольшом чемодане, наполовину набитом книгами. Заместитель командира подразделе*** встретил молодо го офицера добродушным вамечаияем; — Невелик же багаж, с который вы начинаете офицерскую службу— — Не смущайтесь, товарищ ле§генанг, — вмешался камащжр хгодряздеаекял, — о вас здесь будут судить и не ггмгу I t - гажу. По другому... Командир не назвал этого «другого ба гажа», но лейтенант Тядявян сразу понял его мысль. Оставшись один в отведенном ему помещении, лейтенант снова подумал о тош, вполне лм оа (готов я исполнению своих новых я высоких обязанностей командира экипажа гвардеДсмй частя, советского офицера. В памяти ожнля событ** в м ц ю месяца: выпускные окзанеяы, радостный день, когда пришел приказ в присвоении офицерского звания. Вопоияклнсь я креп кое рукопожатие инструктора, я его на путственные слова: — Училище дало вам все, чтобы вы хо рошо служили. Дальнейшее — в моих руках. Типикин хорояо звал своего ниетруято- ра. Тот не бросал слов на ветер. Нелегко дались летчику те выеояве баллы, вто рые украшают теперь его «личное деле». В училище опрашивали строго. Но теоерв он был рал строгости дреоаданггелей н инструкторов, той яенжеиввА наомАчи воет, с которой « в добяамкь вг вето глубоких аяашй, твердых яаваию. Она вселили в него уверенность. Конечно, жизнь, открывающаяся перед офицером сегодня, волновала его своей но визной. Она обещала не только радев*, |НО ш трудности. — Тем лучше, — вслух рам уа д а Ти пикин, доставая нз чемодана всю я акку ратно размещая их в комиате.—Без. труд ностей и л его НОДОСЯ, Типикин не обманулся в свопх ожида ниях. .Не так просто совершить переход от положения курсанта к должности воен ного летчика, командира экипажа1 Труд ности начались буквально с первых же дней. Заместитель командира подразделе ния предупредил: — £ оолетам будете допущены, когда сдадите зачеты. Он перечислил ряд дисциплин. Типикин не видел в них ничего сложного, но изу чить в считанные дни совершенно незнако мый ему район полетов, обнпмавппгй об ширное пространство с климатическими особенностями, показалось Типикину сна чала невыполнимым. Однако молодой лет чик ее пал духом. Он попроЗовал посмот реть на свою задачу, так сказать, практи чески, спокойно найти метод ее решения. Так учили ето поступать в училище, так он н поступил. Четкая система провела к успеху. Зачет по д м » » района лейтенант Типикин сдал в срок с высокой оценкой. Знание Типикиным теории полета про верял сам командир подразделения. Вы слушав уверенные, глубокие ответы летчи ка, командир разрешил вылет. Самолет, послушный воле летчика, на брал скорость и оторвался от взлетной полосы. Вот он разворачивается и идет в зову. Делая развороты на установленной инструкцией скорости и высоте, Типикин шлифует летное мастерство. На разборе полетов командир части об’явил Типикину благодарность оа первый н успешный вылет. — Это ваше начало службы в гвар дейской части. Не останавливайтесь в уче бе, будьте достойны славных традиций со ветской гвардии. У вас для этого есть все необходимые качества, — так сказал Т*- камаядир. Гвардия старший лейтенант } Н. ШИРЯЕВ* ;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz