На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.

За нашу Советскую Родину! Ежедневная газета Северного флота К 149 (3149). Суббота 2 6 июня 1948 г. Г|| изцми» 12-#. t Заявление министров иностранных дел ССС Р , Албании, Болгарии, Чехосло­ вакии, Югославии, Польши, Румынии и Венгрии по поводу решений Лондонского совещания о Германщ!, принятое 24 нюня Ва совещании в Варшаве (1 стр.). Капитан - лейтенант Г . Никулин. — Требовательность — основа успеха (2 стр.). Сегодня Капитан А . Степанов. —' Политинфор -1 мация на корабле (3 стр.). Капитан В . С тепанов.'— Не готовят значкистов ГТО (3 стр.). На стройках пятилетки (3 ' стр.).- Отклики немецкой печати на денежную реформу в советской зоне оккупации и в Берлине (4 стр.). . • .* Фашистская организация в американ­ ской зоне оккупации Австрии (4 стр.). в номере: З А Я В Л Е Н И Е СССР, Албании, Болгарии, Чехословакии, и Венгрии по поводу решений Лондонского министров иностранных дел Югославии, Польши, Румынии совещания о Германии, принятое 24 июня на совещании в Варшаве ИВЕ! было опубликовано КОММЮ- об окончании Лондонского совещания 9-х дорвав — США, Великобритании и Франции — но германскому вопросу. В Ш 0 )Ш 1 е содержится изложение приня­ тых ва указанном секретном совещании ре- пеякб о Германии по основным цолитиче- ссим и экономическим вопросам, а также во «просу об изменении айиадных гранил Германии, хотя появившиеся в печати со­ общения доказывают, что коммюнике умалчивает о некоторых принятых ка со­ вещании решениях. Лондонское совещание было сосватаю в нарушение Потсдамского соглашения, согласно которому вопросы, касающиеся Германии, подлежат решению четырех дер­ жав — СССР, США, Великобритании п Фраящи, — причем рассмотрение этих востросо® было возложено на Совет Минист­ ров Иностранных Дел из представителей •пх держав. Нельзя также пройти мимо того факта, *по для участия в этом сепа­ ратном совещании трех держзв были при­ влечены также страны Бенилюкса (Бель­ гия, Нидерлаады, Люксембург), хотя в нем не участвовали такие пограничные с Гер­ манией государства, как Польша, Чехо­ словакия, а также другие непосредственно заинтересованные страны. . Созыв сепаратного Лондонскою совеща­ ния по германскому вопросу свидетельству­ ет о том, что организовавшие это совеща­ ние правительства США, Великобритании и Франции поставили своей целью ликвида­ цию созданного ка Потсдамской конферен- шжп Совета Министров ИпостранпЦ Дел, а такав лтгквидаиию па гьгрехс торойвето ковтрольэскго механизма в Германии, ут­ вержденного еще раньше но соглашению «жду четырьмя державами. Это нарушение прежних соглашении между США, OOGP, Великобританией л Францией но терман- а&ому вопросу, а также нарушение обяза­ тельств относительно консультаций с заин­ тересованными странами происходит у всех на глазах и ведет- к срыву Йотсд.амского соглашения о демилитари- аацк! в демократизации германского госу­ дарства, направленного на то, чтобы не до­ пустить повторной германской агрессии в будущем. Это нарушение существующих соглашений о Германии затрагивает жиз­ ненна интересы ве только четырех окку- янрующях Германию держав н государств, подвергшихся (германской агрессии, но и интересы всех европейских стран, стремя- собой не задачу предупреждения новой гер­ манской агрессии, а совершенно иные це­ ли. Признав невозможность втянуть в военно-стратегические планы США и Ве­ ликобритании всю Германию, Лондонское совещание стремится сделать базой этих планов западные зоны Германии, отрывая эти зоны от остальной Германии. 1 . Решения Лондонского совещания на­ правлены на завершение раскола я расчле­ нение Германии. Отказавшись даже от сло­ весного признания политического и эконо­ мического единства Германии, о чем ранее заявляли правительства США, Велико­ британии и Франции, Лондонское совеща­ ние подготовило создание правительства! для западной части Германии, отделенной сепаратными действиями указанных дер­ жав от остальной Германии. Для этого пре­ дусмотрен созыв специально подобранного Учредительного собрания из представите­ лей земель английской, американской и французской зон оккупации, что должно обеспечить дли западной части Германии образование марионеточного правительства из таких германских элементов, «которые угодны оккупационным властям в западных зовах н связаны тесныкги узами с* амери­ канскими и английскими капиталистиче­ скими монополиями, но не связаны с гер­ манским народом и враждебны его демо­ кратическим стремлениям. Это означает, что между США, Великобританией и Фран­ цией заключена сделка о проведении поли­ тического и экономического раскола и о создании в западных зонах такого сепарат­ ного правительства, которое должно пдо- тивостоять законным требованиям герман­ ского народа о единстве- и демократизации Германии. Кроме указанных выше мероприятий по политическому расколу я расчленению Гер­ мании. правительства США, Великобрита­ ния я Фраидии проводят сейчас новые ме­ роприятия по экономическому расколу и расчленению Германии. Сразу же после окончания Лондонского совещания прави­ тельства США, Великобритании и Фран­ ции начали проводить об’явленную 18 июня сепаратную денежную реформу для запад­ ных зон Германии, хотя упомянутое ком­ мюнике умолчано о решениях Лондонского совещания по этому вопросу. Сепаратная денежная реформа а западных зонах Гер­ мании была осуществлена вопреки очевид­ ной необходимости проведения единой де­ нежной реформы для всей Германии по « в с я к устааоыеиню прочного « длпмь- соглашевню шеж„ СССР, США. Ве.иш>- него пира в Европе. Как известно, Ялтинское и Потсдамское соглашения ставят целью разоружение и ликвидацию военной промышленности Гер­ мании, подрыв самой основы германского милитаризма и недопущение восстанов- •лезвы Германии, как агрессивной державы, 1 , таким образом, превращение Германии в миролюбивое и демократическое государст­ во. Ори этом Ялтинское п Потсдамское соглашения предусматривают обязанность Германии уплатить репарации и тем са­ мым хотя бы частично возместить ущерб странам, пострадавшим от германской аг­ рессии. Решения Лондонского совещания 3-х держав с участием Бенилюкса преследуют другие цели. Эти решения отбрасывают в сторону задачи демилитаркзацин и демо­ кратизации Германии, задачи превращения Геряннии в миролюбивое и демократиче­ ское государство и вовсе умалчивают о ре­ парационных обязательствах Германии. Лондонские решения направлены . не иа то, тггобы предупредить возможность новой германской агрессии, а на то, чтобы пре­ вратит» западную часть Германии и, прежде всего, рурскую тяжелую промыш­ ленность в орудие восстановления военного иотесщиала Германии, дабы использовать его для военно-стратегических целей Сое­ диненных Штатов Америки и Англии. По­ нятно, что подобный план не может не создать благоприятных условий повторения немецкой агрессии. ■ •; ; Внесте с тем решения Лондонского сове­ щания показывают, в чем заключается, действительный смысл «западного ного союза», созданного в последнее время правительствами Великобритании, Фран­ ции, -Бельгии, Нидерландов и Люксембурга под покровительством Соединенных Штатов Америки. Еще более откровенно, чем «за­ падный военный союз», включающий ука­ занные пять государств, Лондонское сове­ щание, в котором участвовали также Сое­ д и н и те Штаты Америки, ставило перед британней и Францией, как это предлагало Советское правительство. Вместо существующей до сих пор единой денежной системы с единой для всей Гер­ мании маркой, как это было в свое время установлено по соглашению четырех дер­ жав, правительства США, Великобритании и Франции сепаратным образом провели де­ нежную реформу и установили для запад­ ной части Германии особую марку. Это в экономических отношениях возводит сте­ ну между западной частью Германии и остальной Германией и создает новые мно­ гочисленные затруднения для ликвидации экономической разрухи и восстановления народного хозяйства в Германии. Вся денеж­ ная реформа в западных зонах Германии проводится с .расчетом обеспечить выгоды для крупных собственников н прежде всего для тех германских монополий, которые имеют тесные связи с американскими и британскими капиталистическими моно­ полиями, что угрожает росту безработицы и ухудшению материального положения трудящихся в Западной Германии и поведег к новым затруднениям в экономических отношениях с другими странами. Таковы неизбежные последствия Лон­ донского совещания, решения которого ве­ дут к завершению политического и эконо­ мического раскола и расчленения Герма­ нии. > • •2. Проведение политики раскола и рас­ членения 1 Германии ерываот заключение мирного наговора с Германией, без чего нельзя покончить с затянувшимся состоя­ щей* ! нием войны и в оккупационным *режимом в Европу.Не случайно,.что в коммюнике о Лондонском совещании ни слова не гово­ рится о мирном договоре с Германией и даже не затрагивается вопрос о подготовке мирного договора. Решения Лондонского совещания США, Великобритании, Франции с участием Бе­ нилюкса подтверждают, что правительства этих держав п близкие б ним . германские гругине заинтересованы в скором заклю­ чении германского мирного договора и в скором выводе оккупационных войск из Германии. Вместо мирного урегулирования для всей Германии правительства США, Великобри­ тании и Франции подготовили введение так* называемого оккупационного статута , в западных зонах Германии, на что в туман­ ных выражепиях намекает лондонское ком­ мюнике. В то время, как интересы всех миролюбивых народов требуют скорого за­ ключения мирного договора с Германией, что должно снять оккупационный режим в Германии и полностью вернуть германский парод к мирному и демократическому раз­ витию, правительства США, Великобрита­ нии и Франции не хотят допустить за­ ключения мирного договора с Германией, а стремятся навязать западным зопам Гер­ мании свой «оккупационный статут», что­ бы произвольно продлить оккупацию Герма­ нии, накладывая на немецкое население бремя оккупационных расходов на долгие годы. Такая политика американских, бри­ танских и французских властей, ведущая к закабалению германского населения и к затягиванию мирного урегулирования в Ев­ ропе, несовместима с задачами преобразо­ вания Германии в миролюбивое и демокра­ тическое государство, несовместима также со стремлениями народа к скорейшему уста­ новлению демократического мира в Европе. 3. Припятые Лондонским совсшзнием решения о государственном устройстве г> западных зонах Германии проникнуты антидемократическим духом. Вся подготов­ ка по созыву так называемого Учреди­ тельного собрания и по созданию герман­ ской копституции передана в руки трех ворпных губернаторов и премьер-министров земель западных зон оккупации Германии. Ог этого дела полностью отстранены демо- против соглашений, принятых на Ялтин­ ской и Потсдамской конференциях, относи­ тельно демократизации и демилитаризации Германии, ее обязательства в отношении возмещения ущерба, причиненного герман­ ской агрессией, и против известных реше­ ний о перемещении немецкого населения с попытками использовать это население в ° враждебных для соседних государств це­ лях. В особенности кампания немецких ре­ визионистских элементов направлена против польско-немецкой границы на Оде­ ре и Западном Нейсе, являющейся незыб­ лемой грапицей —- границей мира. Лон­ донская конференция обходит вопросы ре­ визионистской кампании, поощряя, таким образом, агрессивные тендепцпи среди не­ мецких реакционных кругов. В этих усло- ! виях применение мер против всякой реви- ! зиопистской деятельности является одним пз важнейших условий укреплении мира н безопасности народов Европы. 5. Решения Лондонского совещания 3-х держав подчиняют экономику Западной Германии целям Соединенных Штатов Аме­ рики и Англии, ставят ее в зависимость от проведения так называемого «плапа Мар­ шалла» в Европе. Это означает, что про­ мышленность и другие отрасли экономики Западпой Гермапии будут скованы планами американских, а также английских ка­ питалистических монополий, которые стре­ мятся подчипить себе всю экономическую жнзпь западных поп Германии и отнюдь пе заинтересованы в действительном вос­ становлении и под'еме германской мирной промышленности, которую они рассматри­ вают гтк своего конкурента. Эта политика экспансии преследует цели дальнейшего усиления зависимости свя- j занпых с «планом Маршалла» стран от американских и британских монополий. Восстановление и развитие мирной про- кратическне партия, профессиональные j цышленности Германии пе только не про­ союзы и другие демократические ограниза- тив 0 речит интересам других народов, но и ции, представляющие интересы германско­ го народа. Интересы мира и безопасности народов Европы требуют ликвидации гитлеровского централизовашюго государственного управ­ ления Германии, которое уничтожило ланд­ таги и автопомпое управление земель, и восстановления децентрализации уп­ равления, которое существовало до гитлеровского режима, с восстановлением ландтагов и двух общегерманских палат. Это обеспечит единство Германии и пре­ образование германского государства па мирных и демократических началах, при условии, что будет предоставлена возмож­ ность свободной деятельности для демокра­ тических организаций. Решения Лондонского совещания идут в совершенно другом направлении. Под тем предлогом, чтобы не допустить воевтановлепия централизованного Рейха, Лондонское совещание пытается отбросить Германию назад и навязать германскому народу федералистическое устройство госу­ дарства, где главная власть передается от­ дельным землям, а общегосударственное управление ограничивается второстепенны­ ми функциями. Хотя это находится в про­ тиворечии с современным развитием демо­ кратических государств, этот англо-фран- ко-американский план преследует цели расчленения Германии, что ведет к унич­ тожению самостоятельного германского го­ сударства. Осуществление этого плана на федерализацию (расчленение) Германии от­ дает идею единства Германии в руки не­ мецких шовинистов и реваншистов, стре­ мящихся к восстановлению Гермапии, как страны империалистической и господству- ощей над другими народами. В результате *того цодннмет голову идея реванша, усилится шовинизм, для которого в Герма­ нии имеется благоприятная почва, и соз­ дадутся условия для проявления новых бисмарков илн даже повых гитлеров. Если снова стремление германского на­ рода к едипой. Германии станет орудием в руках германских шовини^ов и милитари­ стов, которые получили уже миогие поощ­ рения со стороны оккупационных властей в западных.зонах Гермапии, то это пемипуе- мо поведет к повторению немецкой агрес­ сии с тягчайшими последствиями для на­ родов Европы, в том числе и для германско­ го народа, что заставляет миролюбивые па­ роды усилить меры борьбы против поджи­ гателей повой войны. 4. Политика, проводимая оккупационны­ ми державами в западных зонах Германии, поощряет немецкие ревизионистские эле­ менты. С пх стороны ведется кампания у соответствует задачам экономического рос- ! становления Европы. Германскому народу должны быть предоставлены широкие воз­ можности в деле восстановления и разви­ тия мирной промышленности, сельского хо­ зяйства и транспорта п также внеш­ ней торговли, т. к. без этого Германия не может существовать и выполнять свои ре­ парационные обязательства по. отношепию к странам, пострадавшим от германской агрессии. При этом в течение определенно­ го периода должен быть сохранен конт­ роль 4-х держав, чтобы пе допустить восстановления германской военной про­ мышленности и германского милитаризма. Включение экопомики западных зон Гер­ мапии в «плап Маршалла» означает вклю­ чение этой части Германии в проводимый по «плану Маршалла» раскол всей Европы па два лагеря, европейских государств, при­ нявших «план Маршалла» и, в силу этого, подчиненных контролю Соедипеппых Шта­ тов Америки, с одной стороны, и с другой стороны, европейских стран, к которым относятся СССР и народно-демократические республики, не согласные на иностранное вмешательство в их внутренние дела. Таким образом, Лондонское совещание не только завершает проведение плана раско­ ла и расчленения Германии, но оно вместе с тем в соответствии с «планом Маршал­ ла» еще дальше углубляет раскол стран Европы па противостоящие друг другу ла­ гери. Понятпо, что осуществление такой политики не имеет ничего общего с дейст­ вительными интересами народов Европы, с хозяйственным восстановлением Европы. Печего и говорить отом, что проведение этой политики США, Великобритании и Франции ставит экономику западных зон Германии в невыносимые условия подчинения экспан­ сионистским цланам иностранного капита­ ла. не считающегося ни в какой мере с ин­ тересами демократической Германии. 6 . Лондонское совещание приняло спе­ циальное решение по вопросу о Руре. Ре­ шено создать особый оргап по контролю распределения рурского угля, кокса и ста­ ли из представителей участвовавших в Лондонском совещании держав, из’яв из- под контроля этого органа производство угля, кокса и стали, чем обеспечивается сохранение господствующего положения американских и британских финансово­ промышленных монополий в рурской про­ мышленности. Таким образом, вместо передачи рурских угольных п металлических трестов и кар­ телей в собственность германского народа, ва чем настаивают как Советский Союз, так и другие участники настоящего сове- i давшими от геоманской агрессии. щания, правительства США и Великобри­ тании оставляют рурскую тяжелую про­ мышленность фактически в своих руках, вне участия Франции и СССР в контроле над производством и вне какого-либо влия­ ния германских демократических организа­ ций. Этим облегчается возможность сделки между американскими и британскими мо­ нополиями, с одной стороны, и немецкими магнатами угольной и сталелитейной про­ мышленности в Руре, с другой стороны, что создаст возможность, восстановления военного потенциала Германии и создания очага новой немецкой агрессии. Нетрудно понять, что такая политика совершенно несовместима с интересами ми­ ра, с интересами германского народа и дру­ гих народов Европы. Только передача рурской тяжелой промышленности в руки германского народа и установление опреде­ ленного срока контроля над производством и распределением продукции рурской чрт- мышленности со стороны 4-х государств — СССР, США, Великобритании и Франции, которые совместно могут обеспечить раз­ витие рурской промышленности исключи­ тельно в мирных целях, дали бы возмож­ ность решить вопрос о Руре в интересах мира и безопасности народов Европы. 7. Из всего сказанного видно, что лон­ донские решения являются грубым нару­ шением Ялтинского и Потсдамского согла­ шений по вопросу единства Германии *и проведепия демилитаризации, денацифика­ ции и демократизации Германии, об унич­ тожении- военного потенциала Германии- и ликвидации условий, могущих облегчить новую немецкую агрессию. Ввиду этого нужно признать совершенно несостоятельным заявление лондонского коммюпике о том, что лондонские решения должны облегчить достижение в дальней­ шем соглашения между 4-мя державами по вопросу о Германии. Несостоятельность та­ кого заявления видна из того, что лондон­ ские решения находятся в полном противо­ речии с принятыми ранее решениями на Ялтинской и Потсдамской конференциях об установлении четырехстороннего контроль­ ного механизма для Германии и соглашением о рассмотрении германского вопроса в Со­ вете Министров Иностранпых Дел с уча­ стием 4-х держав. Лондонское сепаратное совещапие трех держав с участием» страп Бенилюкса и лондонские сепаратные реше­ ния этих держав не только пе могут облег­ чить достижение соглашения между 4-мя державами по вопросу о Гермапии, по п подрывают доверие народов к международ­ ным соглашениям, в которых участвуют США и Великобритания. Петрудно понять, что нарушение принятых международных соглашепий пе сможет создавать доверия к нарушителям этих соглашений. Ввиду изложенного мы отказываемся признать за решениями Лондонского сове­ щания законную силу и какой-либо мо­ ральный авторитет. 8 . В соответствии с Ялтинским и Пот­ сдамским соглашениями по вопросу о Гер­ мании правительства СССР, Албании, Бол­ гарии, Чехословакии. Югославии, Польши, Румьшии и Венгрии считают пеотложным разрешение, прежде всего, следующих во- просоз: ; i Первое. Проведение по соглашению меж­ ду Великобританией, СССР, Францией и США мероприятий, обеспечивающих за­ вершение демилитаризации Германии. Второе. Установление па определенный срок контроля 4-х держав — Великобрита­ нии, СССР, Франции и США над рурской тяжелой промышленностью с целью разви­ тия широких отраслей рурской промышлен­ ности и недопущения восстановления воен­ ного потенциала Германии. Третье. Образование по соглашению между правительствами Великобритании, СССР, Франции и США временного демо­ кратического миролюбивого общегерманско­ го правительства из представителей демо­ кратических партий и организаций Герма­ нии — в целях создания гарантии от по­ вторения германской агрессии. Четвертое. Заключение мирного договора с Германией в соответствии с потсдзмски- ми решениями, с тем, чтобы оккупацион­ ные войска всех держав были выведены из Германии в годичный срок после заключе­ ния мирного договора. Пятое. Выработка мероприятий по вы­ полнению Германией ее репарационных обязательств пеосд государствами, постра- Окончание работы совещания министров иностраных дм 8 государств i Варшаве 24 июня совещание министров иност­ ранных дел СССР, Албании, Болгарии, Че­ хословакии, Югославии, Польши, Румынии и Венгрии закончило свою работу. . На. утреннем заседании предсеаотвль- ствовал Министр иностранных дел СССР В. М. Молотов, на вечернем — Мотстр иностранных дел Румьшии А. Паукер. Совещание разработало текст заямкиия по поводу решения Лондонекого совепыеиж о Германии. ’ ПОСЕЩЕНИЕ , ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СМЕТА МИНИСТРОВ И МИНИСТРОМ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В. И. МОЛОТОВЫМ ПРЕЗИДЕНТА ПОЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Б. БЕРУТА ВАРШАВА, 24 июня. (ТАСС). Сегодня Заместитель Председателя Совета Минист­ ров и Министр иностранных дел СССР В. М. Молотов посетил Президента Вель­ ской республики г-на Б. Берута. Товарища Молотова сопровождал посол ССОР в Поль­ ше В. 3. Лебедев. Осмотр В. М. Молотовым города Варшавы ВАРШАВА, 24 июня. (ТАОС). Сегодня Министр иностранных дел СССР *. В. М. Молотое осматривал Варшаву а по­ сетил строительство крупной магистра» «Восток — Запад», включающую редакт- рукцню дорог, ведущих к Варшаве, соору­ жение нового каменного поста через Вислу, тоннель дли городского транс­ порта, экскалатор для пешеходов. В. М.*Молотов посетил ряд районов города, в частности, рабочий район, руины ста­ рого города и* гетто,. а танже пажггнжж, воздвигнутый в честь жертв, погибших в гестапо. Б поездке по городу В. М. Молотова со­ провождали президент города Варшавы г-н Толвинский, министр эосстановлеяы г-н Еочаровский, директор департамента печати министерства иностранных дел г-нТрош, а также посол СССР в Польше В. 3. Лебедев. Прием в честь министров иностранныхдел— участников совещания 8 государств в Варшаве ВАРШАВА, 24 итоття, (ТАСС). Сегодня Премьер-министр Польской республики Ци- ранкевич устроил прием в честь 8 мини­ стров иностранных дел) — участников со­ вещания. На приеме присутствовали Заме­ ститель Председателя Совета Министров и Министр иностранных! дел СССР В. М. Молотов, Премьер-министр и Министр ино­ странных дел Албании Энвер Ходага, Вице- премьер и Министр иностранных дел Бол­ гарии Коларов, Министр иностранных- дел Чехословакии Клементис, Министр иност­ ранных дел- Ююславии. Симич, Министр иностранпых дел Венгрии Мольнар, Ми­ нистр иностранных дел Румынии А. Пау­ кер. На приеме присутствовали Президент Польской республики Б. Берут, Вице- премьер-министр Кожпцкей , Министр ино­ странных дел Модэелевский, Министр на­ циональной обороны маршал Жимерский и другие чш ы Польскою правительства, а также видные деятели пауки и культуры и дипломатический корпус. Прием прошел в сердечной атмосфере. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СЕЛЬСКОЙ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ •По решению Министерства высшего образования СССР в 1948— 49 учебвом году сельскохозяйственные вузы примут на факультеты п отделения сельской электрификации 800 студентов — в два с половиной раза больше, чем в прошлом году. •* Осенью открывается новое отде­ ление подготовки инженеров по конструи­ рованию и производству ветросиловых установок в Московском институте меха­ низации н электрификации сельского хо­ зяйства, факультет электрвфниви* сельского хозяйства в Львовском сельско­ хозяйственном институте. Кадры специалистов сельской электри­ фикации будут выпускать высшие учеб­ ные заведения Москвы, Ленинграда, Сара­ това, Челябинска, Киева, Харькова, Алма- Аты и других городов. (ТАОС),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz