На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.

/ H A C f P A f i U З А П О Л Я Р Ь Я Й июня 1948 г.. Я Т 4 В (3142Г- О РАБОТЕ С МОЛОДЫМИ СТАРШИНАМИ а м е т к и о ф и ц е р а ) (3 6. подготовкой СТА РШ И Н НАДО РУ КО ВО Д И Т Ь М ало внимания уделял подгато&ке своих старшин лейтенант Дегтяренко. Он з& учил их правильному подходу к матросам. при­ менению дисциплинарных .прав. методик проведения занятий и учений на боевом ncjoy;, но давал индивидуальных заданий для самостоятельной подготовки, недоста­ точно контролировал. Теперь лейтепант Дегтяренка видит плоды своей бездеятельности в подготовке старшин. Его подчиненный тов. Романчен- ко жцрлняет обязанности командира отде­ лен®, но сам далеко еще не овладел в сЛершепстве своей спсцпальнэстью. Он заложат провести с мзтросами выоокока- чветазившх занятий, не имеет необходи­ мых комалдирз — отсутствует трНМ&телыгость, проверка- исполнения отданных распоряжений. Л я » ,т ч » vm недостатки старшины Ро- и ш е ш отрицательно сказываются на работе всего отделения. Были случаи, когда вз-за плохого ухода за материальной частью самого Романченко и его матросов <Ш находшась в неисправности. Романченко не является примером для матрасов. Он не воспитывает таким сильным средством воздействия на подчи­ ненных, как личный пример. Ках же может Романчеагко увлечь матросов личным примером,, если од.сам не днициатдвен, вял п нерастб'тхйен. К тому же. он нарушает Корабельный устав: папистекч относится к п€^ч 1 шенным, Хыдит не по форме одетьпм, соблюдает корабельные правила. В ре­ зультате нетребовательности <^рого стар- пйпш и плохой постановки пм восиита- теяигД работы ш обучения подчиненных его м.УГроеы Литагаенко, Попов, Лазарев w to нарушает дисциплину, не соблюдают дня. Ho-byry«j; отнесся к подготовке моло­ дых старщин лейтенант Потапов. Он серьеснэ подошел к этому делу с первого для и упорно работает со старшинами в те­ чение долгого времени. Лейтенант Потапов ^егуд-'цшю. проводит занятия с командирами отделений как по специальности, таи и по общевойсковым вопросам. Качество за- #яиЙ он’ обеспечивает тщательной под­ готовкой к ним. Тов. Потапов дает индивп- дуальды* задапия молодым старшинам для самостоятельной проработки намеченных тем. По*истечении ерика лейтенант произ­ водит проверку выпосшедая задания в при­ сягам и всех старшин. Таким образом, ошкб&и,;допущенные одшпм 'командиром от­ деления, обнаруживаются сразу, н устра­ нятся воомоокность повторения ох други­ ми. #• \ - • * •С » вная хорошо специальность, лейте­ нант Потапов учит старшин показом. Он проводит показательные занятия и учения ..Упорная работа офицера Потапова со своими командирами отделений дает хоро­ ши* р^ультаты. Такие старшины, как Удптин, Рогачевокий, Вичангин прекрасно владеют специальностью. Эти старшины научились самостоятельно проводить заня­ тия н тренировки на боевых постах. Они стали передовиками боевой и политической подготовки, а матросы их отделений п^нравно несут службу н не имеют дис­ циплинарных проступков. На этих двух примерах достаточно ясно видпо, как велико значение правильного и заботливого отношения к подготовке моло­ дых старшин. Мы часто испытываем труд­ ности в своей работе из-за того, что мо­ лодые старшины не стали еще подлшшымн помощниками офицеров. А это потому, что некоторые офицеры сами плохо растят старшин н не проявляют заботы о их под- •готовке. 7. С И Л А О БЩ ЕС Т ВЕН Н О ГО ВО ЗД ЕЙ С Т ВИ Я Старший матрос Олегов стая жомащо- вать отделением машннжтов-турбютстов недавно, да уже сейчас имеет заметные ус­ пехи в своей работе. Его отделение яв­ ляется лучшим в боевой части по знанию специальности, диецнплше, организован­ ности н отлично справляется с ремонтом материальной часто. Хорошо работают н служат таим матро­ сы старшины 2 статьи Шакора. А ведь не так давно старшина Шакора сам нарушил дисциплипу, его отделение имело плохую славу на корабле. Успеха он добился бла­ годаря помощи со стороны старшины комапды старшипы 1 статьи Андрианова. Старшина 1 статьи Андрианов, помимо высокой требовательности и примерности, сумел вместе со своими стзрпгинами отде­ лений создать в команде обстановку нетер­ пимого отпошепия к нарушениям дисципли­ ны и порядка, к нерадивым и разболтап- пьгм мдтрозам. Одно время обращал ва себя Енпмапзге в команде старший матрос Мах- лгсгков. Кичась своими заслугами в прош­ лом, он стал нарушать дисциплину, смот­ рел свысока на молодых старшин отделе­ ний и даже пытался обсуждать приказа­ ния. Это, безусловно, отрицательно влияло на молодых матросов, и дисциплина в машин­ ной команде падала. Старшипа Андрианов сумел разобраться в причине нарушений дпецшштаы подчиненными н принял со­ вершенно правильные меры. Приказом командира Махленков был ли­ шен звания «старший матрос». Старшина Андриапов раз\яснпл всему личному соста­ ву, что это— результат зазиайства Махлен- кова. Оказалось, что, несмотря на кичли­ вость, Махленков на деле отстал в учебе от товарищей. Используя каждый удобный случай, Ан- иапр®мер, на занятиях по специальности, задавая Махленкову, как старослужащему, наиболее сложные вопросы, Андрианов пе­ ред всей комавдой показал его незнание дела. Проверяя содержание заведывания Махленкова и находя недостатки, он инфор­ мировал об этом всех машинистов. Па подведении итогов боевой подготов­ ки старшина показал всю неприглядность поступков Махленкова и тут же ставил в пример я рассказывал об отличной службе передовых матросов команды. Такому отно­ шению к поведению старшего матроса Мах­ ленкова учил Апдраанов и старшину отде­ ления. И результаты не замедлили сказаться. Сначала передовые лучшие люди подразде­ ления, а потом большинство маоинистои сами стали делать Махленкову замечания, удерживать его от проступков. Видя, что его никто не одобряет, не встречая под­ держки у окружающих, Махленков, как говорят, взялся за ух, и в настоящее время уже имеет благодарности за отличную ра­ боту ва ремонте г настойчиво приближается к числу передовых людей машинной коман­ ды. Умелое направление общественного мне­ ния на обсуждение недисциплинированно­ сти Махленкова сыграло свою роль. И в этом заслуга старшины машинной команды. В заключение хочется еще раз на­ помнить, «пч>в борьбе ва дисциплину, орга­ низованность и порядок в своих подразделе­ ниях корабельным офицерам необходимо главное внимание и упор делать на моло­ дых старшин. Надо настойчиво, не жалея времени, учить старшин специальности, морскому делу, уставам, умению руководить подчи­ ненными; офицерам самим падо готовиться н проводить с матросами занятия, показа­ тельные учения ва боевых постах. Необхо­ димо повысить требовательность к старши­ нам и одновременно повышать их авто­ ритет, их роль и значение как первых и непосредственных начальников над матро­ сами. Ни в косм случае нельзя распоря­ жаться через голову.старшин, -помнить тре­ бования Корабельного устава: отделения Царев Главное Политическое Управление Вооруженных Сил ’* СССР выпустило я рассылает в войска бланки «Похвального листа» для награждения лучших воняов, отличившихся в боевой я политической подготовке. Награждение «Похвальными листами» будет производиться в соответствия со статьей 73 Дисципли­ нарного устава Вооруженных Сил Союза ССР. НА СНИМ КЕ; образец «Похвальноголиста». Ж И Т Ь П О У С Т А В У на которых старшины учатся методике дрпапов показывал отсталость Махленкова, лодт^говкц и обучения матросов. *развенчивал его ложны:! авторитет. Так, начальник должен распоряжаться только тем, чем не могут самостоятельно распоря­ жаться его подчиненные...» (КУ— 43, ч. 1. ст. 81). Требуя от старшин повышения их роли и ответственности за воспитание подчинен­ ных, офицерам необходимо постоянно помнить о своих обязанностях воспитателей по отношению к старппшам. Личным при­ мером, разборам положительных н отрица­ тельных сторон работы старшинского соста­ ва, повышенной требовательностью к стар­ шинам, постоянным как деловым, так и неслужебным общением с ними, настойчи­ вым, кропотливым обучением каждый офи­ цер может добиться больших положитель­ ных результатов в боевой подготовке и дис­ циплине сбоого подразделения. Капитан-лейтенант В. БЕЛОВ. Посмотрите ца службу отличников бое­ вой п политической подго+овки. Их успехи в совершенствовании воинского мастерст­ ва достигаются благодаря точному соблюде- «Каждый j шло уставов, четкому выполнению прика­ заний старших. Примером может служить старший матрос тов. Литвин. , . Литвпп свое заведывание содержит в отличном состсяпин, беспрекословно вы­ полняет все требования воинских уставов, за что имеет поощрения от командования. При сдаче задач кораблем, при выходе в море Литлин всегда действует так, как нужно действовать в бою. Он отлично н^’сет вахту как па ходу, так и па якоре. Чест- осцвы Во Дворце культуры автозавода имени Сталина Itxam « Асфалыйгрв* ванные щ Цйрошй Jeer* нице, ведущей к главному входу. Мы от­ крывает маетную ^верьи попадаем внутрь Дворда культур# автозавода имени СЙ&нна. Это культурный центр Продаарсдого района Москвы, Он распо­ лагает несколькими залами, способными вмееггть тысячи людей. 32 комнаты пре­ доставлены для раалчньа -ванятзш в> вр у тм ь "Гордостью Дворца яультуры является уо библиотека. В ней собрано 160 тысяч эдомпляроо кввг. Библиотека шест 16 филиалов, так жазьшаемых передвижек, внутоп ^завода. Она обслуживает около 20 тыся^'^тзтезей. На читательски копф?- вдьсрг&ютея oHc 7 *Viraw новы-! кн *т. Пи одяп новинка литературы не остается без внимания автозаводцев. V * Г Г>Г ' ' лекционном здле систематически устранятся декщт па самые разнооб­ разны^ *рмы. В программе нынешнего ме­ сяца намечен цикл лекций о коммунисти­ ческом воспитании молодежи. Екенрдельно проводятся литературные вторники с уча­ стием м ^ р о э ^удожестнвоге чтения. По четвергам в лекционном зале работает филиал Всесо!Ь$ 1 ^Мт* общества по распро­ странению научных и технических знаний. Во Двэрпя культуры часто устраиваются тематЕче^жас вечера. Большой интерес вызвал, например, вечер, посвященный теме «Нас воспитала Родина». Иногда во Дворце организуют массовые вечера отдыха. В них принимают участие и кадровые рабочие, и молодежь, Па та- представитеяей науки, литературы, ис­ кусства. Эти вечера выливаются в това- РЙцлкую встречу, крепят узы большой советской дружбы. Тепло встретили авто- ааводцы молодых воспитанников Москов­ ской государственной консерватории имени Чайковского, которые показали свои твор­ ческие достижоиия. Крепнет повседневная связь Дворца культуры с цехами и передовыми брига­ дами завода. Здесь особенно значительную роль играет технический кабинет. Новые стахановские методы, новые технические идее, новые марки советских автомашин, обмен передовым опытом, показ лучших стахановцев — вот главные ведущие те­ мы а работе кабинета. Здесь есть макеты новейших конструкций машин, техниче­ ских узлов, конвейеров, целых цехов. Лутоне специалисты завода проводят кон­ сультации по новым советским автомаши­ нам. беседы по •стории аавода. На-днях ведущий инженер JL Ф. Богачев рассказал о новейших способам/повышения произво­ дительности труд иа «вводах автомобиль­ ной промышленности. Во Дворце работают 27 кружков худо­ жественной самодеятельности. В них еа- пято около двух тысяч человек рабо­ чих, инжрнеров. техников и служащих за­ вода, членов и^ семе®- Последние постановки актерского «кол­ лектива — «В наши днх» Успяюкого и «Любовь Яровая» Тренева — получили высокую оценку. Драматический коллек­ тив часто приглашается для выступлений в различные клубы столицы. Наиболее талантливые исполнители становятся ав- терами-профессионал&ми. Таков путь Бориса Мельникова. Участник заводского *ze ячера Дворед. приглашает видвейшх |раматического коллектива, он развивает сейчас свои способности в студии Москов­ ского художественного театра. Бывшие певцы хорового кружка тт. Муслаев, Кли­ мова, работница отдела технического контроля тов. Солдатова — ныне студен­ ты Московской консерватории имени Чай­ ковского. Для массы же участников во­ кальных, драматических, хореографиче­ ских и других коллективов Дворца куль­ туры художественная самодеятельность является не переходом к новой профес­ сии, а благотворной душевной зарядкой, способствующей внутреннему росту чело­ века. Один из лучших токарей-инстру­ ментальщиков тов. Черняев, работающий свыше 20 лет на заводе, занимается в во­ кальном коллективе. Оп посещает его уже десять лет. Облада* прекрасным тенором и техникой исполнения, тов. Черняев помо­ гает молодым участникам коллектива. В хоре поют квалифицированный мо­ дельщик Потапов, обладатель красивого баритона, главный бухгалтер литейного цеха тов. Вальтер, работница кузовного цеха Кораблева, стенографистка Сдрсяьева и многие другие. Большие возможности для развития творческих способностей предоставлены во Дворце культуры молодежи. В кружке авиамоделистов под руководством методи- ста-ковструктора занимаются десятки школьников а молодых рабочих. Детским драматическим коллективом разыграла пьеса Л. Кассиля «Дорогие мол мальчиш­ ки», кукольным кружком — «Медведь и девочка». Работают переплетная, столяр­ ная, электромеханическая и многие дру­ гие мастерские. Многообразно п ярко содержание боль­ шой повседвеввой работы Дворца культуры автозавода имени Сталина. Г, КАЙРАНСКАЯ. I пым отношением к служое старшин мррос Литвпп завоевал пН корабле большой ав­ торитет. * 1 Старшин матрос Лнгвин честно относит­ ся к своим обязанностям, он никогда не забывает те требования, которые пред’яв- ляются уставами к советскому воипу. В его заведывании — противопожар­ ные средства. Опи находятся всегда на ^поих местах, в пор.тке и в исправности. Когда дают сигпал: «Корабль к бою и похо­ ду изготовить», всегда можно видеть стар­ шего матроса Литвина па боевом посту. Он следит, чтобы все, что необходимо — ипструмепт, аварийные клинья, перенос­ ные помпы и т.д., — лежало на своих ме­ стах, чтобы их удобно можпо было взять в случае надобности, чтобы все бнлг закреп­ лено по-штормовому. О готовпости боевого поста Литвип докладцдает всегда ^громко, четко. Командир боевого :поста дает . лрпказа- чле запустить дшель-по'мтту нз ножар- «гую магистраль. С.тзрший матрос Литвпп ромко повторяет приказание тгтпягггупает х его выполнению. Через две минуты оп докладывает об nc'no.Ttrtnmi прямятия. Командир боевого поста дает фактическую вводную: — Разбит отливной клапан от дизель- помпы па пожарную магистраль. Литвин получил эту взодную впервые, tio оп быстро соображает, что ему надо делать: перекрывает перессчной клапан на перемычке й посредством соединения шлаигов пожарных рожков между дизель- помпой и центральной пожарной магист­ ралью обеспечивает прежнее давление за­ бортной воды в главной пожарной системе. Когда Литвин стоит ва вахте, пожарный насос работает без заиеманий, давление в пожарной магистрали постоянное, трюмы сухие. В ночное время оп становится осо­ бенно бдительным, несколько раз обойдет весь корабль и вахту сдает очередной смепе без замечаний. ’ Старший матрос Лнтвин любит свою специальность. Если оп недостаточно понял на ззпятпях работу парораспределения трюмпо-пожарпого пасоса, он обращается вторично к. старшине отделения, который об’яспяет ему, а .потом спраштаает Литви­ на. Только при отличном усвоении рабо­ ты зояотпиков старший натрое Литвип бе­ рется за другое дело. На одном занятна Литг,пн пе мог ус­ воить, кгк происходит смазкз опорного подшипника циркуляционного насоса. Оя обратится за помощью с статшнис отде­ ления и добился своего: отлично усвоил и этот трудный для лето вопрос. На примере службы комсомольца Литви- па легко убедиться, что в основе всех успе­ хов военных моряков заложены уставпые требования. Выполняй устав, выполняй честно свои: обязанности на боевом посту и ты будешь примерным моряком,достойным высокого ‘ доверия, которое оказано тебе советским народов. Старшина S етатьи Г. ОСИПОВ. ч Строго выполнять „Наставление по штурманской <3тужбе“ Штурманам в выполнений сложных по -1 чик выдержит прямую на боевом курсе, на летов над морем принадлежит большая роль. От их труда зависит качество учебы всех экипажей. Штурман Зубарев, в прошлом году при­ шедший из учалища, вначале серьезно от­ несся к учебе. Он быстро вошел в строй и одним пз первых выполнил программу лет­ ной подготовки, зарекомендовав ееба гра­ мотным специалистом. Но успех, очевидно, вскружил голову молодому офицеру. Оп пе­ рестал быть требовательным к себе. Только поэтому в последнем полете тов. Зубарев «ошпбея» в счислении своего мест^ на два часа! Худшего в полете для штурмана при­ думать нельзя. Успех маршрутного полета заложен в точном знании ветра. Опреде­ ляется ветер в полете просто, но это тре­ бует тщательного цромера и большой точ­ ности. Штурманы, проявляющие небреж­ ность при определении ветра, пе выпол­ няют упразшеиия, что и случилось с тов. Зубаревым. * Штурманы-'тт* Грудинекий |гЕршов, выполнявшие до етого ш упражнение па «хорошо», успокоились, стали делать ра­ счеты «на-глазок», в результате чего име­ ют ряд невыполненных упражнений. Необходимо эаметнть, что качество вы­ полнения 1 упражнеппя по самолетовожде­ нию зависит и от летчика. Ог того, как лет- ваходе ’ при фотографировании, как точно выполнит команды штурмана при доворо- тах; зависит «yenex упражнений. Поэто­ му тренировки иа земле при предполетной подготовке по бомбометанию, фотографиро­ ванию должны проводиться совместно с летчиком и штурманом. Особо важную роль в самолетовождении играет четкое взаимо­ действие между членами экипажа. Этот вопрос должен отрабатываться -самими командирами экипажей. Даже опытные экипажи^ л^енаб;^»# 3 jcpм, могут № выполнить задание. ‘ Опытный летчик» Шу>рвсж*& В кгурман Марченко вылетели на учебном самолете по маршруту. Но перед полетом экипаж не до­ говорился о совместных действиях в воз- духе.,;В результате,^иё поняв сигнала штур­ мана, тов. Марковский уклонился от задан­ ного маршрута и не выполнил упр<*кнение. «Паставлепие' но штурманской службе» обеспечивает бтличное выполнение заданий, а потому оно должно быть незыблемым за­ коном зютпой работы. ' Задачей каждого* штурмана должно явиться стремление отлично выполнять учебные задапия. Необходимое условие для Этого — свято выполнять «Наставле­ ние по штурмаяско£ службе». аГ* Старший лейтвиаНт В. ЛЕОНОВ. ,, Старшему матросу Цареву командова­ ние поручило дринять отделение. С пер- же даей он яачал старательно рабо- с яадчиневньгми, вечерами тщатель- я к ааиятиям с матросами и за- 00 специальности проводил уМело, стремление. Матросы с каждым днем приобретали все новые знания. Большое внимание уделил Царев изу.- чению матросами уставов и своих обязан- иоотей. Командир отделения требовал, что­ бы матросы были дпецпплтгщюванпыми, аккуратными и исполнительными. Под руководством командира отделения матросы добились больших успехов в уче- bt Я дисциплине. Например, старший ма­ трос Баковицкий стал отличником боевой и политической подглавки. За свою служ­ бу он не имеет дисциплинарных прсстул- ков. Недавно командир части за отличные успехи в учебе и примерное поведение предоставил ему внеочередной краткосроч-^^ ный отпуск. ф Царев одинаково хорошо заботится как об отличном содержании моторов, так и о порядке и уюте в кубрике. У него ма­ шина всегда блестит и работает без пере­ боев, а в кубрике чисто и опрятно. Еомавдир части недавно присвоил стар­ шему матросу Цареву — отличнику бое­ вой и политической подготовки очередное воинское звание — младший сержант. Старший матрос И. КАРАУЛОВ. За Геупреччую службу— 26 благодарностей Всю войну дрался автоматчиком в рядах морской пехоты командир отделения ко­ тельных машинистов главный старшина Иван Антонович Мусненко. В жестоких боях с врагами нашей Родппы был ранен и один раз получил серьезную контузию. Когда отгремела война, Мусиенко снова вернулся к своей прежней специальности. Огромный боевой и жизненный опыт, при­ обретенный им за двенадцать лет флотской службы, является теперь основой обучения и воспитания молодых флотских специали­ стов. Десятки младших командиров и сотни рядовых котельных машинистов,- выращен­ ных бывалым моряком, плавают теперь нз кораблях нашего флота. За эту работу, а также за безупречную эксплоатацию ввереипой техники главный старшина Мусиенко заслужил 26 благодар­ ностей. Недавно приказом командира части он занесен на Доску почета. Старший лейтенант И. ФЕШИН. На катере Главному старшине Ярову доверено командовать катером. Катер — небольшой корабль, но и оп требует хорошего отноше­ ния к себе, зпапия дела и службы по уста­ ву. Тов. Яров каждое утро обходит свой ка­ тер, придирчиво осматривает помещепия, верхнюю палубу и все хозяйство. Свои за­ мечания оп делает старшему матросу Вол­ кову — по жилым помещениям и *верх­ ней палубе, а по содержанию машин— стар­ шему матросу Чудакову, требует от них немедленного устранения недочетов. Па катере регулярно проводятся полит­ занятия. Личный состав твердо усваивает проходимые темы. Сам старшипа катера часто читает матросам газеты п журналы. Это помогает личному составу повышать, свою сознательность и лучше нести служ­ бу. На отдаленную точку надо было доста­ вить груз. Несмотря на свежую погоду, главный старшина Яров вышел в море на своем катере. Трудно было вести катер — он плохо слушался руля, волны залпвалл его, нос зарывался в воду. Но матросы и старшины, привыкшие строго выполнять все приказы, во-время привели катер г месту назначения.. Мичман Н. ВДСВИН. С помщью старослужащих С первых дней службы на корабле матросы Щербаков и Косолапое сво­ им усердием и желалием скорее изучить специальность артэлсктриха обратили на себя внимание старослужащих. Молодым моря&ам огаал помогать командир отделе­ ния старший матрос Подопригора п старг шина группы старшина 1 статьи Капи- щев. Па вахте и в сво5одное <вр?мя они помогают Щербакову и Косолапову изу­ чать заведывание. Надавдо старшина группы электриков Каншцев проверял знания молодых спе­ циалистов и за достигнутые успехи ос явпл нм благодарность. Старший матрос А. БУТНИН. Экзамены у радистов В нашем подразделении радисты сдают экзамены па классцость. Отличные знания радиодела и умение мастерски работать по прпему и передаче показали старшина 1 статьи Билютии, старшипа 2 статьи Герасимов и старший матрос Фокин. Эти товарищи сейчас усиленно готовятся к последним зачетам, чтобы получить зва­ ние радиста 1 класса. Старший матрос Ъ. КУЗНЕЦОВ*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz