На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.
/ H A C f P A f i U З А П О Л Я Р Ь Я Й июня 1948 г.. Я Т 4 В (3142Г- О РАБОТЕ С МОЛОДЫМИ СТАРШИНАМИ а м е т к и о ф и ц е р а ) (3 6. подготовкой СТА РШ И Н НАДО РУ КО ВО Д И Т Ь М ало внимания уделял подгато&ке своих старшин лейтенант Дегтяренко. Он з& учил их правильному подходу к матросам. при менению дисциплинарных .прав. методик проведения занятий и учений на боевом ncjoy;, но давал индивидуальных заданий для самостоятельной подготовки, недоста точно контролировал. Теперь лейтепант Дегтяренка видит плоды своей бездеятельности в подготовке старшин. Его подчиненный тов. Романчен- ко жцрлняет обязанности командира отде лен®, но сам далеко еще не овладел в сЛершепстве своей спсцпальнэстью. Он заложат провести с мзтросами выоокока- чветазившх занятий, не имеет необходи мых комалдирз — отсутствует трНМ&телыгость, проверка- исполнения отданных распоряжений. Л я » ,т ч » vm недостатки старшины Ро- и ш е ш отрицательно сказываются на работе всего отделения. Были случаи, когда вз-за плохого ухода за материальной частью самого Романченко и его матросов <Ш находшась в неисправности. Романченко не является примером для матрасов. Он не воспитывает таким сильным средством воздействия на подчи ненных, как личный пример. Ках же может Романчеагко увлечь матросов личным примером,, если од.сам не днициатдвен, вял п нерастб'тхйен. К тому же. он нарушает Корабельный устав: папистекч относится к п€^ч 1 шенным, Хыдит не по форме одетьпм, соблюдает корабельные правила. В ре зультате нетребовательности <^рого стар- пйпш и плохой постановки пм восиита- теяигД работы ш обучения подчиненных его м.УГроеы Литагаенко, Попов, Лазарев w to нарушает дисциплину, не соблюдают дня. Ho-byry«j; отнесся к подготовке моло дых старщин лейтенант Потапов. Он серьеснэ подошел к этому делу с первого для и упорно работает со старшинами в те чение долгого времени. Лейтенант Потапов ^егуд-'цшю. проводит занятия с командирами отделений как по специальности, таи и по общевойсковым вопросам. Качество за- #яиЙ он’ обеспечивает тщательной под готовкой к ним. Тов. Потапов дает индивп- дуальды* задапия молодым старшинам для самостоятельной проработки намеченных тем. По*истечении ерика лейтенант произ водит проверку выпосшедая задания в при сягам и всех старшин. Таким образом, ошкб&и,;допущенные одшпм 'командиром от деления, обнаруживаются сразу, н устра нятся воомоокность повторения ох други ми. #• \ - • * •С » вная хорошо специальность, лейте нант Потапов учит старшин показом. Он проводит показательные занятия и учения ..Упорная работа офицера Потапова со своими командирами отделений дает хоро ши* р^ультаты. Такие старшины, как Удптин, Рогачевокий, Вичангин прекрасно владеют специальностью. Эти старшины научились самостоятельно проводить заня тия н тренировки на боевых постах. Они стали передовиками боевой и политической подготовки, а матросы их отделений п^нравно несут службу н не имеют дис циплинарных проступков. На этих двух примерах достаточно ясно видпо, как велико значение правильного и заботливого отношения к подготовке моло дых старшин. Мы часто испытываем труд ности в своей работе из-за того, что мо лодые старшины не стали еще подлшшымн помощниками офицеров. А это потому, что некоторые офицеры сами плохо растят старшин н не проявляют заботы о их под- •готовке. 7. С И Л А О БЩ ЕС Т ВЕН Н О ГО ВО ЗД ЕЙ С Т ВИ Я Старший матрос Олегов стая жомащо- вать отделением машннжтов-турбютстов недавно, да уже сейчас имеет заметные ус пехи в своей работе. Его отделение яв ляется лучшим в боевой части по знанию специальности, диецнплше, организован ности н отлично справляется с ремонтом материальной часто. Хорошо работают н служат таим матро сы старшины 2 статьи Шакора. А ведь не так давно старшина Шакора сам нарушил дисциплипу, его отделение имело плохую славу на корабле. Успеха он добился бла годаря помощи со стороны старшины комапды старшипы 1 статьи Андрианова. Старшина 1 статьи Андрианов, помимо высокой требовательности и примерности, сумел вместе со своими стзрпгинами отде лений создать в команде обстановку нетер пимого отпошепия к нарушениям дисципли ны и порядка, к нерадивым и разболтап- пьгм мдтрозам. Одно время обращал ва себя Енпмапзге в команде старший матрос Мах- лгсгков. Кичась своими заслугами в прош лом, он стал нарушать дисциплину, смот рел свысока на молодых старшин отделе ний и даже пытался обсуждать приказа ния. Это, безусловно, отрицательно влияло на молодых матросов, и дисциплина в машин ной команде падала. Старшипа Андрианов сумел разобраться в причине нарушений дпецшштаы подчиненными н принял со вершенно правильные меры. Приказом командира Махленков был ли шен звания «старший матрос». Старшина Андриапов раз\яснпл всему личному соста ву, что это— результат зазиайства Махлен- кова. Оказалось, что, несмотря на кичли вость, Махленков на деле отстал в учебе от товарищей. Используя каждый удобный случай, Ан- иапр®мер, на занятиях по специальности, задавая Махленкову, как старослужащему, наиболее сложные вопросы, Андрианов пе ред всей комавдой показал его незнание дела. Проверяя содержание заведывания Махленкова и находя недостатки, он инфор мировал об этом всех машинистов. Па подведении итогов боевой подготов ки старшина показал всю неприглядность поступков Махленкова и тут же ставил в пример я рассказывал об отличной службе передовых матросов команды. Такому отно шению к поведению старшего матроса Мах ленкова учил Апдраанов и старшину отде ления. И результаты не замедлили сказаться. Сначала передовые лучшие люди подразде ления, а потом большинство маоинистои сами стали делать Махленкову замечания, удерживать его от проступков. Видя, что его никто не одобряет, не встречая под держки у окружающих, Махленков, как говорят, взялся за ух, и в настоящее время уже имеет благодарности за отличную ра боту ва ремонте г настойчиво приближается к числу передовых людей машинной коман ды. Умелое направление общественного мне ния на обсуждение недисциплинированно сти Махленкова сыграло свою роль. И в этом заслуга старшины машинной команды. В заключение хочется еще раз на помнить, «пч>в борьбе ва дисциплину, орга низованность и порядок в своих подразделе ниях корабельным офицерам необходимо главное внимание и упор делать на моло дых старшин. Надо настойчиво, не жалея времени, учить старшин специальности, морскому делу, уставам, умению руководить подчи ненными; офицерам самим падо готовиться н проводить с матросами занятия, показа тельные учения ва боевых постах. Необхо димо повысить требовательность к старши нам и одновременно повышать их авто ритет, их роль и значение как первых и непосредственных начальников над матро сами. Ни в косм случае нельзя распоря жаться через голову.старшин, -помнить тре бования Корабельного устава: отделения Царев Главное Политическое Управление Вооруженных Сил ’* СССР выпустило я рассылает в войска бланки «Похвального листа» для награждения лучших воняов, отличившихся в боевой я политической подготовке. Награждение «Похвальными листами» будет производиться в соответствия со статьей 73 Дисципли нарного устава Вооруженных Сил Союза ССР. НА СНИМ КЕ; образец «Похвальноголиста». Ж И Т Ь П О У С Т А В У на которых старшины учатся методике дрпапов показывал отсталость Махленкова, лодт^говкц и обучения матросов. *развенчивал его ложны:! авторитет. Так, начальник должен распоряжаться только тем, чем не могут самостоятельно распоря жаться его подчиненные...» (КУ— 43, ч. 1. ст. 81). Требуя от старшин повышения их роли и ответственности за воспитание подчинен ных, офицерам необходимо постоянно помнить о своих обязанностях воспитателей по отношению к старппшам. Личным при мером, разборам положительных н отрица тельных сторон работы старшинского соста ва, повышенной требовательностью к стар шинам, постоянным как деловым, так и неслужебным общением с ними, настойчи вым, кропотливым обучением каждый офи цер может добиться больших положитель ных результатов в боевой подготовке и дис циплине сбоого подразделения. Капитан-лейтенант В. БЕЛОВ. Посмотрите ца службу отличников бое вой п политической подго+овки. Их успехи в совершенствовании воинского мастерст ва достигаются благодаря точному соблюде- «Каждый j шло уставов, четкому выполнению прика заний старших. Примером может служить старший матрос тов. Литвин. , . Литвпп свое заведывание содержит в отличном состсяпин, беспрекословно вы полняет все требования воинских уставов, за что имеет поощрения от командования. При сдаче задач кораблем, при выходе в море Литлин всегда действует так, как нужно действовать в бою. Он отлично н^’сет вахту как па ходу, так и па якоре. Чест- осцвы Во Дворце культуры автозавода имени Сталина Itxam « Асфалыйгрв* ванные щ Цйрошй Jeer* нице, ведущей к главному входу. Мы от крывает маетную ^верьи попадаем внутрь Дворда культур# автозавода имени СЙ&нна. Это культурный центр Продаарсдого района Москвы, Он распо лагает несколькими залами, способными вмееггть тысячи людей. 32 комнаты пре доставлены для раалчньа -ванятзш в> вр у тм ь "Гордостью Дворца яультуры является уо библиотека. В ней собрано 160 тысяч эдомпляроо кввг. Библиотека шест 16 филиалов, так жазьшаемых передвижек, внутоп ^завода. Она обслуживает около 20 тыся^'^тзтезей. На читательски копф?- вдьсрг&ютея oHc 7 *Viraw новы-! кн *т. Пи одяп новинка литературы не остается без внимания автозаводцев. V * Г Г>Г ' ' лекционном здле систематически устранятся декщт па самые разнооб разны^ *рмы. В программе нынешнего ме сяца намечен цикл лекций о коммунисти ческом воспитании молодежи. Екенрдельно проводятся литературные вторники с уча стием м ^ р о э ^удожестнвоге чтения. По четвергам в лекционном зале работает филиал Всесо!Ь$ 1 ^Мт* общества по распро странению научных и технических знаний. Во Двэрпя культуры часто устраиваются тематЕче^жас вечера. Большой интерес вызвал, например, вечер, посвященный теме «Нас воспитала Родина». Иногда во Дворце организуют массовые вечера отдыха. В них принимают участие и кадровые рабочие, и молодежь, Па та- представитеяей науки, литературы, ис кусства. Эти вечера выливаются в това- РЙцлкую встречу, крепят узы большой советской дружбы. Тепло встретили авто- ааводцы молодых воспитанников Москов ской государственной консерватории имени Чайковского, которые показали свои твор ческие достижоиия. Крепнет повседневная связь Дворца культуры с цехами и передовыми брига дами завода. Здесь особенно значительную роль играет технический кабинет. Новые стахановские методы, новые технические идее, новые марки советских автомашин, обмен передовым опытом, показ лучших стахановцев — вот главные ведущие те мы а работе кабинета. Здесь есть макеты новейших конструкций машин, техниче ских узлов, конвейеров, целых цехов. Лутоне специалисты завода проводят кон сультации по новым советским автомаши нам. беседы по •стории аавода. На-днях ведущий инженер JL Ф. Богачев рассказал о новейших способам/повышения произво дительности труд иа «вводах автомобиль ной промышленности. Во Дворце работают 27 кружков худо жественной самодеятельности. В них еа- пято около двух тысяч человек рабо чих, инжрнеров. техников и служащих за вода, членов и^ семе®- Последние постановки актерского «кол лектива — «В наши днх» Успяюкого и «Любовь Яровая» Тренева — получили высокую оценку. Драматический коллек тив часто приглашается для выступлений в различные клубы столицы. Наиболее талантливые исполнители становятся ав- терами-профессионал&ми. Таков путь Бориса Мельникова. Участник заводского *ze ячера Дворед. приглашает видвейшх |раматического коллектива, он развивает сейчас свои способности в студии Москов ского художественного театра. Бывшие певцы хорового кружка тт. Муслаев, Кли мова, работница отдела технического контроля тов. Солдатова — ныне студен ты Московской консерватории имени Чай ковского. Для массы же участников во кальных, драматических, хореографиче ских и других коллективов Дворца куль туры художественная самодеятельность является не переходом к новой профес сии, а благотворной душевной зарядкой, способствующей внутреннему росту чело века. Один из лучших токарей-инстру ментальщиков тов. Черняев, работающий свыше 20 лет на заводе, занимается в во кальном коллективе. Оп посещает его уже десять лет. Облада* прекрасным тенором и техникой исполнения, тов. Черняев помо гает молодым участникам коллектива. В хоре поют квалифицированный мо дельщик Потапов, обладатель красивого баритона, главный бухгалтер литейного цеха тов. Вальтер, работница кузовного цеха Кораблева, стенографистка Сдрсяьева и многие другие. Большие возможности для развития творческих способностей предоставлены во Дворце культуры молодежи. В кружке авиамоделистов под руководством методи- ста-ковструктора занимаются десятки школьников а молодых рабочих. Детским драматическим коллективом разыграла пьеса Л. Кассиля «Дорогие мол мальчиш ки», кукольным кружком — «Медведь и девочка». Работают переплетная, столяр ная, электромеханическая и многие дру гие мастерские. Многообразно п ярко содержание боль шой повседвеввой работы Дворца культуры автозавода имени Сталина. Г, КАЙРАНСКАЯ. I пым отношением к служое старшин мррос Литвпп завоевал пН корабле большой ав торитет. * 1 Старшин матрос Лнгвин честно относит ся к своим обязанностям, он никогда не забывает те требования, которые пред’яв- ляются уставами к советскому воипу. В его заведывании — противопожар ные средства. Опи находятся всегда на ^поих местах, в пор.тке и в исправности. Когда дают сигпал: «Корабль к бою и похо ду изготовить», всегда можно видеть стар шего матроса Литвина па боевом посту. Он следит, чтобы все, что необходимо — ипструмепт, аварийные клинья, перенос ные помпы и т.д., — лежало на своих ме стах, чтобы их удобно можпо было взять в случае надобности, чтобы все бнлг закреп лено по-штормовому. О готовпости боевого поста Литвип докладцдает всегда ^громко, четко. Командир боевого :поста дает . лрпказа- чле запустить дшель-по'мтту нз ножар- «гую магистраль. С.тзрший матрос Литвпп ромко повторяет приказание тгтпягггупает х его выполнению. Через две минуты оп докладывает об nc'no.Ttrtnmi прямятия. Командир боевого поста дает фактическую вводную: — Разбит отливной клапан от дизель- помпы па пожарную магистраль. Литвин получил эту взодную впервые, tio оп быстро соображает, что ему надо делать: перекрывает перессчной клапан на перемычке й посредством соединения шлаигов пожарных рожков между дизель- помпой и центральной пожарной магист ралью обеспечивает прежнее давление за бортной воды в главной пожарной системе. Когда Литвин стоит ва вахте, пожарный насос работает без заиеманий, давление в пожарной магистрали постоянное, трюмы сухие. В ночное время оп становится осо бенно бдительным, несколько раз обойдет весь корабль и вахту сдает очередной смепе без замечаний. ’ Старший матрос Лнтвин любит свою специальность. Если оп недостаточно понял на ззпятпях работу парораспределения трюмпо-пожарпого пасоса, он обращается вторично к. старшине отделения, который об’яспяет ему, а .потом спраштаает Литви на. Только при отличном усвоении рабо ты зояотпиков старший натрое Литвип бе рется за другое дело. На одном занятна Литг,пн пе мог ус воить, кгк происходит смазкз опорного подшипника циркуляционного насоса. Оя обратится за помощью с статшнис отде ления и добился своего: отлично усвоил и этот трудный для лето вопрос. На примере службы комсомольца Литви- па легко убедиться, что в основе всех успе хов военных моряков заложены уставпые требования. Выполняй устав, выполняй честно свои: обязанности на боевом посту и ты будешь примерным моряком,достойным высокого ‘ доверия, которое оказано тебе советским народов. Старшина S етатьи Г. ОСИПОВ. ч Строго выполнять „Наставление по штурманской <3тужбе“ Штурманам в выполнений сложных по -1 чик выдержит прямую на боевом курсе, на летов над морем принадлежит большая роль. От их труда зависит качество учебы всех экипажей. Штурман Зубарев, в прошлом году при шедший из учалища, вначале серьезно от несся к учебе. Он быстро вошел в строй и одним пз первых выполнил программу лет ной подготовки, зарекомендовав ееба гра мотным специалистом. Но успех, очевидно, вскружил голову молодому офицеру. Оп пе рестал быть требовательным к себе. Только поэтому в последнем полете тов. Зубарев «ошпбея» в счислении своего мест^ на два часа! Худшего в полете для штурмана при думать нельзя. Успех маршрутного полета заложен в точном знании ветра. Опреде ляется ветер в полете просто, но это тре бует тщательного цромера и большой точ ности. Штурманы, проявляющие небреж ность при определении ветра, пе выпол няют упразшеиия, что и случилось с тов. Зубаревым. * Штурманы-'тт* Грудинекий |гЕршов, выполнявшие до етого ш упражнение па «хорошо», успокоились, стали делать ра счеты «на-глазок», в результате чего име ют ряд невыполненных упражнений. Необходимо эаметнть, что качество вы полнения 1 упражнеппя по самолетовожде нию зависит и от летчика. Ог того, как лет- ваходе ’ при фотографировании, как точно выполнит команды штурмана при доворо- тах; зависит «yenex упражнений. Поэто му тренировки иа земле при предполетной подготовке по бомбометанию, фотографиро ванию должны проводиться совместно с летчиком и штурманом. Особо важную роль в самолетовождении играет четкое взаимо действие между членами экипажа. Этот вопрос должен отрабатываться -самими командирами экипажей. Даже опытные экипажи^ л^енаб;^»# 3 jcpм, могут № выполнить задание. ‘ Опытный летчик» Шу>рвсж*& В кгурман Марченко вылетели на учебном самолете по маршруту. Но перед полетом экипаж не до говорился о совместных действиях в воз- духе.,;В результате,^иё поняв сигнала штур мана, тов. Марковский уклонился от задан ного маршрута и не выполнил упр<*кнение. «Паставлепие' но штурманской службе» обеспечивает бтличное выполнение заданий, а потому оно должно быть незыблемым за коном зютпой работы. ' Задачей каждого* штурмана должно явиться стремление отлично выполнять учебные задапия. Необходимое условие для Этого — свято выполнять «Наставле ние по штурмаяско£ службе». аГ* Старший лейтвиаНт В. ЛЕОНОВ. ,, Старшему матросу Цареву командова ние поручило дринять отделение. С пер- же даей он яачал старательно рабо- с яадчиневньгми, вечерами тщатель- я к ааиятиям с матросами и за- 00 специальности проводил уМело, стремление. Матросы с каждым днем приобретали все новые знания. Большое внимание уделил Царев изу.- чению матросами уставов и своих обязан- иоотей. Командир отделения требовал, что бы матросы были дпецпплтгщюванпыми, аккуратными и исполнительными. Под руководством командира отделения матросы добились больших успехов в уче- bt Я дисциплине. Например, старший ма трос Баковицкий стал отличником боевой и политической подглавки. За свою служ бу он не имеет дисциплинарных прсстул- ков. Недавно командир части за отличные успехи в учебе и примерное поведение предоставил ему внеочередной краткосроч-^^ ный отпуск. ф Царев одинаково хорошо заботится как об отличном содержании моторов, так и о порядке и уюте в кубрике. У него ма шина всегда блестит и работает без пере боев, а в кубрике чисто и опрятно. Еомавдир части недавно присвоил стар шему матросу Цареву — отличнику бое вой и политической подготовки очередное воинское звание — младший сержант. Старший матрос И. КАРАУЛОВ. За Геупреччую службу— 26 благодарностей Всю войну дрался автоматчиком в рядах морской пехоты командир отделения ко тельных машинистов главный старшина Иван Антонович Мусненко. В жестоких боях с врагами нашей Родппы был ранен и один раз получил серьезную контузию. Когда отгремела война, Мусиенко снова вернулся к своей прежней специальности. Огромный боевой и жизненный опыт, при обретенный им за двенадцать лет флотской службы, является теперь основой обучения и воспитания молодых флотских специали стов. Десятки младших командиров и сотни рядовых котельных машинистов,- выращен ных бывалым моряком, плавают теперь нз кораблях нашего флота. За эту работу, а также за безупречную эксплоатацию ввереипой техники главный старшина Мусиенко заслужил 26 благодар ностей. Недавно приказом командира части он занесен на Доску почета. Старший лейтенант И. ФЕШИН. На катере Главному старшине Ярову доверено командовать катером. Катер — небольшой корабль, но и оп требует хорошего отноше ния к себе, зпапия дела и службы по уста ву. Тов. Яров каждое утро обходит свой ка тер, придирчиво осматривает помещепия, верхнюю палубу и все хозяйство. Свои за мечания оп делает старшему матросу Вол кову — по жилым помещениям и *верх ней палубе, а по содержанию машин— стар шему матросу Чудакову, требует от них немедленного устранения недочетов. Па катере регулярно проводятся полит занятия. Личный состав твердо усваивает проходимые темы. Сам старшипа катера часто читает матросам газеты п журналы. Это помогает личному составу повышать, свою сознательность и лучше нести служ бу. На отдаленную точку надо было доста вить груз. Несмотря на свежую погоду, главный старшина Яров вышел в море на своем катере. Трудно было вести катер — он плохо слушался руля, волны залпвалл его, нос зарывался в воду. Но матросы и старшины, привыкшие строго выполнять все приказы, во-время привели катер г месту назначения.. Мичман Н. ВДСВИН. С помщью старослужащих С первых дней службы на корабле матросы Щербаков и Косолапое сво им усердием и желалием скорее изучить специальность артэлсктриха обратили на себя внимание старослужащих. Молодым моря&ам огаал помогать командир отделе ния старший матрос Подопригора п старг шина группы старшина 1 статьи Капи- щев. Па вахте и в сво5одное <вр?мя они помогают Щербакову и Косолапову изу чать заведывание. Надавдо старшина группы электриков Каншцев проверял знания молодых спе циалистов и за достигнутые успехи ос явпл нм благодарность. Старший матрос А. БУТНИН. Экзамены у радистов В нашем подразделении радисты сдают экзамены па классцость. Отличные знания радиодела и умение мастерски работать по прпему и передаче показали старшина 1 статьи Билютии, старшипа 2 статьи Герасимов и старший матрос Фокин. Эти товарищи сейчас усиленно готовятся к последним зачетам, чтобы получить зва ние радиста 1 класса. Старший матрос Ъ. КУЗНЕЦОВ*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz