На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.
НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 87' и м я 1848 1й 145 р т ч т J . НА СНИМКЕ: гвардии старший лейтенант Беляев рассказывает -------------------□ матросам и сержантам о боевом пути самолета. Фогто М. Бугакоаз. □------------------ - (БЕСЕДА О БОЕВЫХ ТРАДИЦИЯХ В один из летних дней к самолету, vfo стоит в середнпе боевого строя, пришли мо лодые механики, чтобы послушать рассказ о том, как в годы Велико» Отечественной войны механики готовили самолеты к бое вым полетам. Беседа началась с выступле ния старого гвардейца, воспитанника Бо риса Феоктистовича Сафонова — Петра Романова. — Товарищи, — говорит гвардии капи тан Романов, — я вижу, с каким чувством гордости вы глядите на эту машину. В мо ей памяти сохранился павсегда тот день, когда Андрею Беляеву и его механику командир вручил это боевое оружие. Экипаж поклялся беречь его, как зеницу ока. И с каким волнением, чувством гордости готовил этот самолет механик к первому боевому аплету! А сколько тревог, радости перешит сам командир экипажа, выполнял первое рое вое задание! Мысли этих двух товарищей в дни войны слились воедино. Опи стреми лись сделать все для быстрейшей победы над врагом п освобождения Созетской Ро дины от немецких захватчиков. И пе было в те дни для нас других целей. Думы о Ро- дийе, о ее будущем счастье вдохновляли пас на победу... С нарастающим ревом проносится пад стоянкой взлетающий самолет. Романов па минуту остановился и медленным взгля дом как бы проводил своего товарища в счастливый полет. Затем он продолжал рассказ. — Таких «старушек», вы сами видите, у нас осталось немало. На том самолете воевал Герой Советского Союза Диден ко, на этом — гвардии капитан Мак симович. О их подвигах вы достаточно слышали. Теперь на этих машинах с успе хом летают наши молодые друзья. Почему »ти машины сохранились? Почему они выдержали неслыханное испытапие? От вет очень простой и каждому понятный: потому, что экипажи любили свое оружие, как свою жизнь, смотрели за ним и берегли, как добрый хозяин. О таком добром хозяине я и хочу вам рассказать. Во время войны я перегопял на аэродром за сотни километров один са молет. Не скрою, за длительный полет я привык к нему. Когда я зарулил истреби тель па стоянку, ко мпе подбежал запы хавшийся механик Копосов. Он’ с большой радостью принялся осматривать самолет. А на утро командир приказал вылететь на задание. Работы на самолете было много. П механик не ушел с аэродрома. Он, засучпв рукава, работал целую ночь, и приказ был выполнен. Утром, когда чуть наступил рас свет, я вылетел во главе группы прикры тия штурмовиков. Подготовленная с ду шой механиком Копосовым машина не под вела меня в бою. Еще об одном важном моменте в вашей работе хочу я вам напомнить. Для лет чиков ежеминутная готовность к немед ленному вылету — это первая, я бы ска зал, заповедь. Вспоминаю, как од нажды во время войны по вине одного ме ханика задержался взлет самолета. А про изошло это так. Сидели мы тогда в готовности «раз». Вдруг с КП взвилась ра кета и гроздьями растаяла в небе. За мипимальпо короткое время мы трое были уже в воздухе к собрались но кругу. Огляделись. А где же четвертый самолет? Его не было с нами. Конечно, каждый волновался, ибо с таким колнчест- ноя машин итти на задание нельм.1. Что произошло на земле с наших товарищем, мы пока не знали. Через несколько минут к нам пристроился четвертый истребитель. Выполнив задание, мы сели на аэродроме. Оказалось что виновником вадбржкн был никто другой, как механик Науман. Он плохо подготовил самолет к полету. А в те дни, когда на фронте решалась судьба на шей Родипы, поступить так, значит совер шить тягчайшее преступление перед Отчиз ной. .Как и следовало ожидать, Науман по лучил по заслугам. До сих пор, например, я вспоминаю еще одного своего механика — Бахадоса. Бы вало только об’япят тревогу, пока я запу скаю мотор, он мне и парашют поправит, и ремни пристегнет, и шлемофон включит. Эта забота механика кажется на первый взгляд мелочью, но она вселяет в летчика уверенность и бодрость. Поэтому я хотел бы, чтобы вы брали пример с передовых на ших механиков Чурина, Ратова, Феокти стова, с наших техников Халявы и Зуева. Любите свою машину, как они, заботьтесь о ней, как эти товарищи, тогда и вы ста нете такими мастерами своего дела и бу дете уважаемыми людьми в подразделении. — А теперь я приведу случай с меха- гаком Курамшиным, который произошел лишь вчера. На его машине мы с коман диром должны были лететь для трени ровки в облаках. Курамшип подготовил са* молет. Когда мы подошли к машине, он вразвалку, пожимая плечами, говорит: «То варищ командир, пет парашютов». Ему приказали позвонить, чтобы парашюты до ставили иа самолет. Вскоре их принесли, командир цачал одевать параппот сам/ а "ожс. Ну, думаю, я как-нибудь уж сам оде* ну, по почему этот механик стоит в сто роне и наблюдает, как у командира вы скальзывает пз рук то одна, то другая лям ка. В войну так не было. Если бы тогда кто-нибудь так поступил, то горе было бы ему от его же сослуживцев. Но тут, кстати сказать, п стоявшие рядом старые механики не одернули Курамшина и не сказали ему: «Помоги командиру, это твоя же обязанность». У нас порой об этом стали забывать. А это неправильно. Такой товарищ нарушает наши славные тради ции. Пужно помнить, что мы — сафоноз- цы, гвардейцы. С рассказом о боевой славе са молета выступил перед механиками гвардии старший лейтепанг Беляев. Он совершил 133 боевых вылета, сбил в груп пе и лично семь самолетов врага. Совет ское правительство наградило его за до блесть и мужество двумя орденами Красно го Знамени орденом Отечественной вой ны 1-й степени, медалями. Беляев с особой теплотой отзывается о честпом и добросо вестном труженике механике Халява., — Мой механик был для мепя пе только подчиненным, — рассказывает Беляев. — по и хорошим товарищем. Поэтому мои успехи в бою — это его успехи. Да это и попятно. Ибо, если он хотя бы раз плохо мпе -подготовил самолет, я мог либо не вер нуться па свой аэродром, либо не выпол нить задание. А об этом он, очевидно, очень хорошо помнил и иошгмал ту боль шую ответственность, которую па него воз ложила Родина. А как он встречал меня после полета! Я еще рулю по аэродрому, а уже вижу, как Халява стоит на стоянке с поднятыми вверх руками и указывает, ку да мне заруливать. Не успеешь открыть кабину, как он начинает засыпать тебя вопросами, как работал мотор, не давал ли перебоев, как температура, о здоровье всег да спросит, воды, если надо попить при несет. Если случалось, что я привозил пробои ны, Халява переживал это, как свои соб ственные раны. Пробоины, видите, и сейчас из-под краски видны. Походит он вокруг самолета, бывало, прикипет, что и как надо сделать, и молча начнет работать. Было время, когда оп по двое суток не отходил от самолета. Скажешь ему: «Ты бы отдох нул», Халява только рукой махнет и всег да говорил: «Не время нежиться, това рищ командир. Нам с вами многое еше нуж но сделать д^я победы». И опять еще пуще прежнего трудится. А что сделает, то уж, как говорится, и комар носа не подточит. Вот это и есть то, что мы называем чест ным служением своему родному Отечеству, большевистской партии. В заключение хочу сказать вам одно: мы сейчас живем в такое время, когда весь советский народ, не покладая рук, трудится над выполнением пятилетки в четыре года. Дозволено ли нам, советским войнам, да еще гвардейцам, совершать проступки в службе! Я хотел бы, чтобы каждый из вас всегда иоинил два слова: «Мы— сафопов- цы!»: 1 эти словакам о многом говорят, ко мй&гвму обязывают. Работайте так. как учил нас любимый командир Борис Феок тистович Сафонов, как его воспитанники. ...Рассказ окончен. С чувством глубоко го удовлетворения расходятся механики но своим самолетам. Через час вылет. Н они с полцым напряжением готовят боевые самолеты к вылету. Каждый старается сде лать так, как и их старшие товарищи. И им удается. Первый самолет взлетает точ но в назначенное время, за ним остальные. И механики говорят летчикам, садящимся в самолеты: счастливого полета, повых успехов вам желаем. старшина индивиду- 6 jfiny. За ПО УСТЯВУ Матросы отдания старшины 1 стэты Кузьмой строго 'выполняют требования Дисциплинарного устава, борются за ук репление дисциплины, организованности ■ порядка. л Старшина отделения К уш ан регуляр но проводит занятия по устава*. Всегда точно рассчитывая учебл>е время, ои , в ютцо занятий отводит несколько минут для закрепления матросами зпапин по пройденной теме. Шысйкдею требовательность 1 статьи Кузьмин сочетает с альным подходом к каждому четыре года службы на корабле старшина статьи Кузьмин обучил сложному ар тиллерийскому делу десятки подчинен ных. Спй?час его воспитанники всеца и во всем идут впереди, никто нз них не имеет дисциплинарных взысканий и нарушений по службе, Большую помешь в воспитании подчи ненных оказывает старшине отделения Кузьмину отличник богяюй и политиче ской подготовки- старший матрос Студе- никия. Он хорошо* изучил уставные тре бования, в совершенстве освоил специаль ность установщика прицела и целика. Студетшш настойчиво продолжает учить ся сам и в то же время помогает товари щам (в учебе и укреплении вюинсхой дис циплины. Он твердо помнит требования устава о том, что каждый военнослужа щий обязал содействовать начальнику в поддержании воинской днециплипы и по рядка. \ Педавно командир подразделения прини мал зачеты по знанию Дисциплинарного устава. Старшие матросы Масленников Макобула и другие отвечали на вопросы уверенно, со знанием дела. По знанию Дисциплинарного устава отделение стар- шины 1 статьи Кузьмина получило высо кую оценку. Оссбенно хороши* знания по казал старший матрос Мертвччгако. Он заслужил благодарность командира коро ля. Отделение старшины Кузьмина сейчас занимает ведущее место в артиллерийском подразделении. Еще rie так давно старшие матросы Масленников и Семин были строевыми, а сейчас они ужо комендоры палубные, от лично знают обязанности наводчиков ору дия. Старший матрос Мартыпкевич за срав нительно короткое, время выр« от замоч ного до командира отделения. Сейчас он избран секретарем комсомольской органи зации. Старший матрос Макобула также готовится к сдаче экзамена на командира отделения. Примером для своих подчиненных в учебе и точном выполнении уставов слу жит сам старшина отделения. Утром он поднимается за 13 минут до побудки и следит за организованным под’емом своих подчиненных. За время службы на флоте старшина 1 статьи Кузьмин заслужил 20 поощрений и не имеет ни одного дис циплинарного взыскания. Коммунисты из брали старшину 1 статьи Кузьмина сек ретарем партийной организации, видя в пем примерного воина. Лейтенант В. ЗАЖИРЕЙ. У ДАЛЬНОМЕРА НЕТ ХОЗЯИНА Певрапюает дождь. Все нря*оры, уста нови, устройства ва это* Ввра1ле неври ты чехлами. Видно, что личный состав за ботите! о i t сбережет. Один хять даль номер ие зачехлеи, Хождь n o w ere. Веда просачивается во все отверстие, «опадает во внутрь прибора и вертит его. Чехол валяет ся ридрм грвфный, мокрый. Как же здесь может не испортиться оп тика, и что можно ожидать от такого даль номера, если у него центральная окуляр ная система ие закрыта мигают, рычаж ки и валики не смазаны в иа них много грязи? Почему такое пренебрежение в столь нужному и точному прибору? Где же его хозяин? В этой весь и секрет, что хоаяииа- то у него нет. Дальномером по сути дела никто не заведует * някто за вето ие от вечает. Когда старшину 2 статьи Борееюк спро сили, кто же несет ответственность эа со держание, уход и исправность этого даль номера. он, нодумав, неуверенно ответил: — В последнее время он частично за мной числится. — А кто же не частично, а полностью отвечает? Боропюк пустился в длинное об’иснение. Он говорил о бездействии дальномера, о той, что старшина дальномерщиков демобилизо вался, стереоскопистов попа еще нет и уха живает за дальномером тот, кого назначат. Свой рассказ Боронюк закончил неожидан ным заключением: — Теперь я за дальномер не отвечаю. Это входит в обязанность старшины 2 статьи Полигопького. Дело в том, что старшина 2 статьи Бо- ронгок, оставаясь за старшину комендоров Полигопького, принял от него в заведы вание дальномер. На его обязанности лежа ла уборка прибора и проворачивание меха низмов. Боронюк знал, что wo обязательно надо делать каждый день. Но ои проявил нетерпимую халатность к своим обязанно стям и к сбережению столь дорогой техни ки. Боронюк сам не следил за дальномером, ее ухаживал за ним, он назначал своих матросов делать приборку на этом боезом весту, ирячем, каждый раз новых. Как подчиненные выполняют его распо ряжения, старательно ли они осматривают и ухаживают за дальноиером, Боронюк пе знал. Он никогда не проверял их работу. Обращение с дальномером и у других матросов самое небрежное. Находящиеся рядом сигнальщики садятся на него, из любопытства крутят Ъаликп и штурвалы. Ведь ле зря завещается пользоваться при борами и установкаии лйцам, которые не знают его устройства и правил обрзщепия. В прак'^*ке немало случаев, когда матросы, подходя к чужому заведывавию, начиная им действовать, портили его. Но здесь это го не учитывают. ___ _ Старшина Боронюк решил, что если у дальномера оптическая ось не исправлена и абсолютная выверка не работает, то и ухаживать за таким дальномером нечего. Правда, дальномер нуждается в ремонте. Но его довели до этого, а теперь запускают еще больше. Разве старшине 2 статьи Боронюк не ясно, что дальномер — боевая техника, дорогой и сложпый прибор, необходимый для производства артиллерийских стрельб. Он не даст точной дистанции, если его не беречь, не ухаживать за ним. В беспорядке на дальномерном боевом посту виноват прежде всего старшина 2 статьи Боронюк. По его халатности л безответственности допускаются столь не терпимые безобразия. Каждому младшему командиру понятно, что на корабле не должно быть ни одного прибора, механиз ма, установки, даже помещения, не имею щего определенного заведующего. Ко всему должен быть приставлен хозяин, который вы любовно ухаживал за своим заведыва- нием, берег его я содержал в чистоте п п<н радве. Лейтенант М. МЫЛЬНИКОВ, Капитан В. ЛАГОШНЫЙ. 34 из 40 возможных Па-днях в вашем подразделении прово дилась стрельба из боевой винтовки. Ре зультаты показали, что матросы, система тически тренировавшиеся в наводке, вы полнили упражнение на «хорошо» и «от лично». Матросы Салом<кин и Калалызтга Честно выполняет свой долг Требовательный боцман По-хозяйски относится к своему боль шому заведывавию боцман старпшна 2 статьи Верещагин. Твердо зная, что от ветственность за порядок на корабле ле жит на нем, тов. Верещагин во время при борок неотлучно находится ва палубе, там, где идут работы. У него всегда в го товности приборочное имущество: шваб ры, щетки, пмвки и пр. Требовательностью, отличным званием морского дела Верещагин заслужил уваже ние матросов н старшин. О его требова тельности -говорит такой факт. Обходя поздним вечером корабль, боцман обнару жил густо смазанные механизмы, накры* тыс тентом. Это без разрешения сделали машинисты. За ночь тент мог пропитать ся маслом. Несмотря па поздний час, боц ман вызвал виновных и потребовал убрать тент па свое место. За время службы старпшна прививал подчиненным необходимые качества куль турного военного моряка. Сейчас ва кораб ле нельзя увидеть человека, облокотивше гося Ка леера или выбрасывающего за борт мусор в неположенном месте. В этом немалая заслуга старшины Верещагина. А. ЩЕРБАКОВ. Деловая помощь коммунистов Во время подготовки корабля к походу партийное бюро организовало ряд мероприя тий. Коммунист Григорьев провел беседу с торпедистами о их задачах в походе. Ком мунисты Павлов и Лнпавский выпустили «Боевые листки», в которых раз'ясиили стоящие перед экипажем задачи, призвали матросов брать пример с отличников бое®ой и политической подготовки. На время по хода бывалые моряки коммунисты Желез ный и Борисов получили задание расска зать молодым морякам о мастерстве и ге роизме наших подводников в период Вели кой Отечественной войны, о боевых похо дах подводных лодок. Коммунисты, не считаясь со временем, систематически помогают отстающим матросам в овладении военным мастерством. Приведем такой факт. Матросы Новоселов и Сеиинякии слабо успевали в изучении специальности. Коммунист старшина 1 статье Борисов, часто отказывая себе в отдыхе, неустанно занимался о молодыми воиаамн. Вскоре матросы Новоселов и Се минякин хорошо изучили устройство дизе ля, правила его эксплоатацни, а также правила борьбы за живучесть корабля. Тов. Борисов часто в свободное от занятий вре мя учит подчиненных заделывать про боины, бороться с пожарами водой. Все это способствовало тому, что личный состав нашего корабля сдал боевые задачи с вы сокой оценкой. Старшина 1 статьи А. ЗЯБЛОВ, На самостоятельную вахту За время службы на корабле натрое Ку ликов показал себя дисциплинированным, исполнительным моряком. Свою специаль ность машяниста-турбиниста он изучил в совершенстве, а длительная практика об служивания различных механизмов хала ему большой опыт. Недавно старшина машинной грушц$ старшина 1 статьи Трубаевский допустил Куликова к несению ответственной вахты — дежурным по машинам. Прежде чем за ступить па это дежурство, Кулпов еще раз повторил инструкции, проверил состояние водоотливных и протавопольарпых средств, правила их эксплоатацни. Во время дежурства матрос Куликов строго соблюдает инструкции, регулярно обхода и осматривает вверенные ему по- метения. Благодаря добросовестному отношению к порученному делу, четкости д аккуратно сти маггрос Куликов считается одним из лучших дежурных по машинам. Матрос А. ЩЕРБАКОВ. В первом походе В мае этого года солдат Ильич, один h j лучших бойцов подразделения, был назна чен командиром отделения. Энергичный воин стал умело и настойчиво воспитывать подчиненных tr добился немалых успехов. В отделении укрепилась воинская дисцип- стрелялп на «отлично», выбив по 34 очка дина, повысилась производительность тру пе 40 возможных. Они добились отличных I да. Сейчас отделение то®. Ильич занимает результатов •благодаря кропотливой рабо-*первое место во взводе н одно из первых те по изучению военного дела и олагодаря оказанной им помощи со стороны коман дира отделения сержанта Митрошенко. Вместе с ними стрелял матрос Макарь- 1 гн. Оч халатно относился к изучению военного дела, надеялся на старый багаж знаний, а повтому и выбил всего 9 очков пз 40 возможных. Матросам, выполнившим это упражне ние на «отлично», были об’явлены благо- д о п о а , Мрвйтвр и, ЩЕГЛОВ. мест в подразделении по производственным показателям. Комсомолец Ильич настойчиво работает над расширением своего политического и культурного кругозора. Он успешно изучает «Краткую биографию И. В. Сталина», читает художественную литера туру, журналы, следит за событиями в стране с за рубежом. Свои знания тов. Ильич передает воинам. В свободное от занятий и работы время солдаты собираются вою т автори тетного агитатора, совместно с ним обсуж дают материалы свежих газет. Воины жи во интересуются ходом выполнения сталинского пятилетнего плана в нашей стране, событиями в Греции, Китае, Се верной п Южной Корее, Палестине. С большой радостью встречают опи вести о дальнейшем укреплении добрососедских от ношений между OGCP и демократическими государствами Восточном Европы. Бее поручения комсомольской организа ции тов. Ильич выполняет добросовестно. Недавно он организовал шахматный тур нир, провел громкую читку романа А. Фа деева «Молодая гвардия». Командование неоднократно отмечало за слуги солдата Ильич. Он является подлин ным отличником боевой и политической подготовки. Младший сержант В. РУСАКОВ. I Нарушитель дисциплины Матрос Коган, подучив увольнительную записку, отправился в город. Как на служ бе, так и в увольнении он показал себя иеднсцпилшшговасным матросом. Одет Коган был не по форме: 5ескозыр- ка блином, пуговицы и бляха гряаные. Его поведение на увольнении было не до стойно советского вокна: старили по зва нию Коган чести не отдавал, дороги не уступал. В результате он был задержал обходом. Нарушает форму одежды этот матрос не впервые. Но почему-то ему все проходит безнаказанно. Вероятно, беспокоит эго его командира. Старшина 1 статьи Д. МИХАЙЛОВ, Вместе со всем экипажем корабля гото вились к походу рулевые. В отделение есть молодые матросы Катунов и Белкин, которые недавно пришли на кдоидь. В походах и на учениях они еше не были. Это был ггх первый выход в морс, j Перед выходом в морс Катуво® и Белкин с большой прилежностью готовили свое заведывание к походу. Матрос Катунов готовил главный пост управления рулем, проверял работу машинного телеграфа,- освещение магнитного коошаса, средства связи с боевыми постами, до блеска на драил все медяшки- Матрос Белкип под наблюдением и руководством старшего ма троса Федорова ио «Извещению морепла вателям» корректировал навигационные парты, чертил кальки. Настал день выхода корабля в море. Но сигналу «Корабль в походу и бою изгото вить» матросы разбегаются по боевым постам, еще раз все проверяют, убеждаясь в полной готовности боевых постов к по ходу. На походе под наблюдением старшины 2 статьи Перфильева Катунов н Белкин хорошо стояли у руля. Белкин правильно производил на ходу метеонаблюдения. Все это говорит о том, что они много учились ц готовились иа якорной стоянке. Матрос А. МАТВЕЕВ. К О Р О Т К О Заслуженным уважением пользуется в нашем подразделении лучший специа лист старший матрос Павлюк. За ус пехи в учебе и службе он занесен на Доску отличников. Недавно командова ние предоставило Павлюку внеочередной краткосрочным отпуск. Матрос Р. МОРОШКИН. * * * Культурно я весело проводит свобод ное время личный состав нашего под разделения. Под руководством офицере Никонова мы учимся играть в вочейбол и городки. Матрос Н. СЕМЕНОВ. Чтобы успешнее шла уче^а, солдаты Бут, Стародубцев, Телюжин и Маварея- ко оборудовали класс дли завеяй, офор мили его наглядными пособиями п схе мами. Все это поможет лучше освоить специальность п глубже познать изу чаемые материалы. Младший сержант В. МАЧИКИН. * * * У летчиков наступила горячая’ пора.! боевой летней подготовки. Экипажи бое-' вых самолетов выполняют курсовые уп- ражвевия, стрельбы. Хороших результа тов добилсА экипаж старшего лейтенанта Быстрова. Экипаж перед каждым вы летом тщательно продумывает учебпо- боевые задания, производит предваритель*| иые расчеты. Недавно в подразделении подводились * ■тоги за первый период боевой учебы.J Экипаж старшего лейтенанта Быстрова! ииеет наилучшис показатели. Ему при-jj суждеио первое жесто. Лейтенант П. СОКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz