На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.

20 моня 1948 г. Ift 144 (3140J, НА C T P AWC 1 Д П 0 П Я Р Ы » I Примерные воины, активные общественники •— Как у вас идут дела со стенгазетой? — опросил коммуниста Щеголева секре­ тарь партийной организации. Хорошо., товарищ главный старшина. Заметкя уже нодсбрал и в обеденный пе­ рерыв начнем пх обрабатывать. Заголовок нарисован, к вечеру постараемся закон­ чить оформление. После обеда все матросы отдыхали. Не отдыхал только Михаил Щеголев^__Он оформлял очередной номер стенгазеты. В am нп экипажа корабля за последние дни произошло много интересных событий. Корабль только возвратился в базу. В походе матроны хорошо поработали. Зада­ ние командования выполнено успешно. Перед вы-ходом в мпре и сразу по возвра­ щении в базу Щеголев выпустил два «Бое­ вых лгастка», а сейчас решил в стенной га­ зете подвести итоги похода, отметить ус­ пехи передовых и подробно разобрать про­ махи отдельных матросов. Стенгазета «Поднодни>к» в почете на ресньпги ж злободневными. Он сам много работает над собой, изо дня в день повы­ шает свой идейно-политический уровень является примерным слушателем шкоды партийного актива. — Учеба в школе партийного актива помогает мне в работе и службе, — гово­ рит Щеголев. — Здесь мне привили лю­ бовь к квите, я я научился самостоятельно работать над произведениями классиков марксизма-ленинизма. Кандидат в члены ВКП(б) тов. Балуев не только отличник учебы, но и хороший организатор и общественник. Он любит книгу, много читает и часто провода4, бе­ седы среди молодежи, рассказывает о произведениях русских классиков п со­ ветских писателей. Коммунист Балуев явился застрельщиком и руководителем литературных вечеров. Он организовал разбор нескольких книг советских писате­ лей. Первый литературный .<вечер был посвящен любимой книге матросов— рома­ ну А. Фадеева «Молодая гвардия». Комсо- К занятиям тщательно готовятся Занятия по девятой главе «Краткого I ша страна сумела построить могучую пн- курса истории ВКП(б)» начались точно в I дустриго и победила немецких захватчиков корабле. Она правдиво и оперативно ото- j мольцы и несоюзная молодежь активно бражает жизнь экипажа, пропагандирует опыт отличников, рассказывает пути до­ стижения успехов, критикуег нерадивых. Когда на политических занятиях при­ ступили к изучению «Краткой биографии И. В. Сталина», стенгазета не осталась в стороне. Этому важнейшему событию в жизни личного состава корабля был по- свяшеп специальный номер стенгазеты. После первых политических запятий матро- Да*и на этих вечерах, но и привлекал ' сы через стенгазету делились опытом са- молодежь. Так, при разборе книги «По- мостоятельной подготовки. В небольших о настоящем человеке» выступали заметках матросы Савостин, Логинов и старший матрос Авехин и другие. выступали, рассказывали о своих люби­ мых героях — о комсомольцах Красно­ дона прочитывали отдельные выдержки из книг. Организованно и живо прошли литера­ турные вечера, посвященные разбору книг «Чайка» Бирюкова и «Повесть о настоя­ щей человеке» Б. Полегого. К -ммунист Балуев не только сам выступал с докла- Сергей Королев рассказывали, k ik они используют вр°мя самостоятельной novo- назиачеииый час. К приходу руководителя офицера Снетко все было готово. Каждый слушатель имел перед собой тетрадь, ка­ рандаш, на стене была вывешена географи­ ческая карта. Приняв рапорт н поздоровавшись с ма­ тросами, офицер Снетко приступил в заня­ тию. Он вначале осведомился о том, какие имеются у слушателей неясности по прой­ денной теме. Убедившись, что все из прошлых занятий понятно слушателям, руководитель начал беседу. — Кто расскажет о сталинском плане индустриализации страны и его осуществ­ лении? — спросил он. Поднялось сразу несколько рук. Отвечать было разрешено старшему матросу Климипу. Четко и обстоятельно он рассказал осталин­ ском плане индустриализации страны, о той борьбе, которую провела большевистская партия с троцкистеко-зшовьевекюгп пре­ дателями. Климин, однако, недостаточно полно осветил вопрос о средствах, необхо­ димых для строительства и реконструкции тяжелой индустрии. Этот пробел был за­ мечен многими слушателями. На предло­ жение руководителя дополнить ответ Кли- мина нашлось немало желающих. Матрос Калачев подробно рассказал о государст­ венных займах, о доходах при товарообо­ роте, о роли рабочего класса и крестьянст­ ва в строительстве социалистической ин­ дустрии. Здесь же Калачев подверг крити­ ке методы индустриализации в капитали­ стических странах. Грабеж колоний, не­ щадная эвеплоатация рабочих и крестьян — вот средства, которыми пользуются империалисты для развития своей про­ мышленности, — говорил он. Подводя итоги, руководитель обобщил выступления матросов. В заключение он товарища Сталина. Большую работу стенгазета привела во время подписки на 3-й Государственный заем восстановления и развития народного хозяйства СССР. Наряду с пропагандой боевого опыта, требований присяги п уставов стенгазета подвергает резкой критике иградивьгх матросов. Рулевой матрос Черенков при выполнении своих обязанностей путал команды. Об этом поступила заметка. В юмористическом отделе газеты было ука­ зано па недостатки Черепкова. Критика на Черенкова подействовала, и он стал добросовестно править службу. В юмори­ стическом отделе подверглись критике и электрик матрос Бюрпков, который не­ брежно содержал свое заведывание, и матросы Коваленко и Полтавский за то, что ови долгое время не подготовились к сдаче зачета по устройству подводной лодки. Щеголев не один выпускает стенгазету, он организовал авторский актив. В своем большинстве — это отличники боевой и нолипгческой подготовки. Они делятся своим опытом учебы, учат матросов, как надо править службу. Стенгазета оперативно освещает жизнь экипажа, смело критикует недочеты, по­ могает «командиру и партийной организа­ ции в выполнении поставленных задач. Коммунист Михаил Щеголев любовно оформляет каждый номер «Боевого лпстка» Е стенгазеты, старается сделать их инте- ной прозорливости великого Сталина на- Старшина 2 статьи Балуев является помощником руководителя политических товки и какую литературу прочли допол- занятий. В период, когда матросы изучали подчеркнул что только благодаря гениаль- нительно. Стенная газета в специальном биографию вождя советского народа раздело систематически рекомендовала ли- товарища Сталина, он вечерами проводил тературу в помощь изучающим биографию громкие читки, помогал матросам в под­ боре дополнительной литературы. При про­ верке его группа получила хорошую оценку. Требовательный к себе, к подчиненным в Великой Отечественной войне. В обсуждении вопросов приняло уча­ стие большинство слушателей. Характер­ но, что все они для доказательст­ ва того или иного положения приводили цифры, убедительные факты. Это — сви­ детельство того, что матросы серьезно го­ товятся к каждому занятию. Матрос Боев, который рассказывал о нашей социали­ стической индустрии, заранее подобрал и внес в свой конспект цифры по добыче нефти, выплавке стали, чугуна в царской России. Эти данные он сравнивал с теми по­ казателями, которых добился наш народ под руководством большевистской партии к моменту нападения гитлеровской Герма­ нии на нашу страну. Получилась -убеди­ тельная иллюстрация несокрушимой мощи нашей Родины, мудрой лечинско-сталин- ской политики социалистического строи­ тельства. •* Хорошо отвечали также матросы Лев­ ченко, Романов, Сайфу.тин. В пх выступ­ лениях чувствовалось знание темы. Хорошая успеваемость в этой группе зависит и от того, что занятия посещают все сто процентов слушателей, которые хорошо готовятся к каждой теме. Моряки твердо усвоили первомайский приказ Ми­ нистра Вооруженных Сил, в котором гово­ рится о необходимости систематически по­ вышать и совершенствовать свои военные и политические знания. В часы самостоя­ тельной подготовки матросы отдают все свои силы лучшему усвоению материала, составляют конспекты, много читают. Политические занятия сказываются на всей службе моряков. В этой группе вы­ сокая дисциплина, матросы хорошо несут караульную службу, знают сбою воинскую специальность. Впереди идут такие ма­ тросы, как Боев, Приходько, Клггмин. Младший лейтенант К.ЯЦУК. 0 самодеятельности на малом корабле Вот стоят рядом два одинаковых катера, j мелодии «Полюшко-поле», «Рябина», «Ва- На одном из них матросы и старшины ряг». и товарищам по слулРбе. коммунист Балу-! весело, культурно проводят свободное вре- j При поддержке командира маленький ев четко выполняет воинские приказы н наставления. Он никогда не пройдет мимо проступка, не сделав замечания наруши­ телю. Был такой случай. Балуев дежурил по команде. Старшина 2 статьи Татильпев на несколько минут опоздал с увольнения. Некоторые товарищи пытались уговорить Балуева, что не стоит поднимать шум по поводу этой «мелочи». Но дисциплиниро­ ванный моряк доложил об этом командиру. И не случайно, что во время дежурства Балуева в кубриках всегда порядок. Он строго требует, чтобы койки были заправ­ лены и матросы соблюдали форму одежды. Матрос Коваленко часто забывает одевать форменный воротничок как будто это — мелочь. Но Балуев никогда не пройдет ми­ мо матроса, нарушившего форму одежды, не сделав ему замечания. — Коммунисты Щеголев и Балуев, — говорит секретарь партийной организа­ ции,—все поручения партийной организа­ ции выполняют добросовестно. Это способ­ ствует успешному претворению в жизнь решений отчетно-выборного собрания. Коммунисты Щеголев и Балуев служат примером для молодых моряков в выпол­ нении своего воинского долга перед Ро­ диной. Их фамилии занесены на Доску от­ личников. Старший лейтенант К. РУДЕНКО. мя, на другом—отдых личного состава не коллектив завоевал себе славу я пользуется организован. Здесь утверждают, что само-1 заслуженным успехом у моряков. В выход- деятельность на малом корабле создать ные дни на верхней палубе катера часто нельзя — нехватает талантов. В этом ли выступают участники самодеятельности. Хорошая подготовка обеспечилауспех дней до napnrfnoro собрания ВКП(б) знали повестку дня и время брания. За шесть коммунисты подгаздеаенпя начали гото­ виться к обсуждению вопроса «Задачи коммунистов в обеспечении боевой подго­ товки». Тов. Гесюк прп составлении тези­ сов своего доклада изучил приказы Мини­ стра Вооруженных Сил СССР, учел заме­ чания и советы командира подразделения, подобрал факты. Коммунисты Корот­ кий и Шломин также тщательно готови­ лись и собранию. Все члены и кандидаты со- Хорошая подготовка обеспечила успесс. После содержательного доклада высту­ пило около половины коммунистов под­ разделения. Они глубоко вскрывали недостатки, показыгаш опыт лучших, вносили деловые предложения. Собрание прошло живо, интересно, ша высоком идейном уровне. Намечен ряд конкрет­ ных мероприятий, способствующих луч­ шему выполнению боевых задач. (Главный старшина П. КУЗЬМИН. дело? Конечно нет. Среди военных моряков много способ­ ных, одаренных людей. Матроса, который бы хотел скучно проводить свободное вре­ мя, у нас нет. Весь личный состав стремит­ ся отдыхать культурно. Нужны лишь ор­ ганизаторы. Доказательство этому — пример команды катера Н., где по инициативе коммуниста Дедкова и секретаря комсомольской орга­ низации Боровикова создан свой коллектив художественной самодеятельности. Большой любовью и уважением на кате­ ре пользуется исполняющий песенную и танцовальную музыку аккордеонист Аксе­ нов. Под его игру танцоры Храменко, Калу­ гин, Лялин выступают с любимыми матрос­ скими плясками. Комсомолец Храменко два и т д Это разнообразит жизнь небольшого экипа­ жа. Сейчас на катере создается свой неболь­ шой хор, который разучивает пародные и военные песни. Инициатива коммунистов и комсомоль­ цев помогла улучшить проведение матрос­ ского досуга. Следовательно, самодеятель­ ность на малых кораблях оргаппзовать не только можно, но и нужно. Общим недостатком в развертывании ху­ дожественной самодеятельности на катерах является слабое внимапие к этому важно­ му делу отдельных офицеров и политра­ ботников, иногда пе поддерживающих ини­ циативы комсомольцев, молодежи. В этом деле далеко не все малые корабли также в достаточном количестве обеспечены музы­ кальными инструментами, гармошками раза в неделю посещает занятия хореогра­ фической группы в базовом матросском клубе. Часто выступает перед личным составом матрос Пономарев. Он на гитаре исполняет песни из кинофильмов и русские народные Работники базового матросского клуба после флотского смотра самодеятельности успокоились. Они не обобщают работу ма­ тросских даровании, не помогают ее участ­ никам расти и совершенствоваться. Капитан 3 ранга А. ГОРБУНОВ. Инициативный старшина Старшина 2 статьи Злобин служит па корабле электриком. Он дисциплини­ рованный, инициативный воин. Отлпчно зная свою специальность, Злобин внес ряд ценных рационализаторских предло­ жений. Только одно из его предложений, проведенное в жизнь, намного сокращает сроки зарядки аккумулятора, а следова­ тельно, и время стоянки корабля. Злобин умело обучает подчиненных. Мо­ лодой электрик матрос Кузнецов, перени­ мая опыт старшпны, становится подлин­ ным мастером своего дела. Матрас Л. РЕПИН. О с е н ь Кузьма ЧЕРНЫЙ Уходил на войну сибиряк (H i мнифмиа «Сю аим о миле сибирской»). Стихи Е . Д О ЛМ А ТО ВС КО ГО . М узы ка Н. К РЮ КО ВА . „ с * _ ем. с т т , f о •о о о — ' с л о в н о ^ _ ЛИ — н о и 3 1 ЛИ Г—г _ б и ___У — с ♦ - ем с тди .го — npo _ u u M -С<* j j i ,,t" 1 [' I1, ВОЛЬ _ и а . я. Где о сть с га .к а я «ирь ' Гы в 1у; ¥ 0 . е й . С и ___ б и р ь - 2 .Он в ПО 1 . .Уходил на войну сибиряк, С Енисеем, с тайгою прощален» Словно силы для жарких атак От родимой земли набирался. Уходил на войну сибирли, С Енисеем, с тайгою прощален. Припев: Сибирь, земля раздольная, Могучая и вольная. Где есть еще такая ширь? Ты в душа моей, Сибирь! 2 . Он в похедах хранил и берег Образ Родины, образ любимей. Много он видел стран и дорог Средь огня и военного дыма. Не в походах хранил и берег Образ Родины, образ любимой. ПРИПЕВ: Сибирь, земля раздельная. Могучая и вольная. Где есть еще такая ширь? Ты в душе моей, Сибирь! 3. Лет на сердце чертой огневой Путь солдата, тяжелый и длинный- Сибиряк воевал под Москвой, А закончил войну он в Берлине. Он с победой вернулся домой, Енисей его встретил былиной. ПРИПЕВ: Сибирь, земля раздольная, Могучая и вольная. Где есть еще такая ширь? Ты в душе моей, Сибирь! И н т е р е с н а я л е к ц и я • С большим вниманием собравшиеся в Доме офицеров матросы и старшины про­ слушали лекцию офицера тов. Анитропова «Воипские уставы — закон жизни совет­ ских воинов». Тов. Анитропоэ на ярких примерах по­ казал превосходство морального облика советских воинов перед солдатами капита­ листических армий. Лектор рассказал о том, какое огромное значение имеют требования Ленина и Сталина об укреплении воинской дисци­ плины в защите вашего Советского госу­ дарства. Тов. Анптропов в заключение ленда призвал моряков строго соблюдать требо­ вания воинских уставов, что является не­ обходимым условием успешного выполне­ ния задач, поставленных Министром Вооруженных Сил перед советсктагн вои­ нами. (Наш иорр.). Хороший специалист повышен в должности Три года.работает в нашем подразделе- За усердие в службе и всестороннее зва­ нии коком матрос Точилов. Это время не | цп 6 кулинарии кок Точнлов имеет четыре прошло для него даром. Точилов упорно изучал специальность, всегда чутко отно­ сился к запросам личного состава, на кам- Большая роль в создании и формировании литературы Советской Белоруссии принадлежит талантливому ее представителю, писателю Кузьме Черному, автору более чем 20 книг рассказов, очерков, романов, повестей, пьес. Рассказ «Осень», который мы сегодня печатаем, вошел в сборник «Бе­ лорусские рассказы», издающийся «Советским писателем». И лето давно мннуло, в осень близилась к концу* а она все так же, как и тогда, в тот страшный горячий день, не знает по­ коя — горе душит ее. И нет ей никакого облегчения. Как настанет утро, тянет ее итти куда-то, чего-то искать. Выйдет она из хаты на огороды и задумается: некуда итти, некому высказать свою боль. И ни­ когда не думала она прежде, что сразу, в один день, суждено ей будет стать/ такой одинокой. А какая была семья большая! Три сына и две дочери. Так шумно и весело было всегда в хате! И вот настал день. Три сына ушли в армию. Через шесть дней пришли немцы, забрали старшую дочь и не известно, что сделали с ней. Должно быть, куда-то далеко увезли или убили где-нибудь. А после приходила за младшей, за Ганулей. Но та убежала. Где-то она жок. Ветер согнал его в ложбины, и земля серая. Торчит из земли сухая^трава. Ка­ чается на ветру голый куст шиповника. Высоко в небе кочует месяц. Всюду без­ людно и тихо. Все притаилось, умолкло. Она одна идет пустынной дорогой к речке. Ночь. Светлые сумерки. Зачем она идет оюда? Вот и мостик и очертзния трех ольхо­ вых кустов. Холодно. Пусто. Страшное оди­ ночество. Она повернула и пошла обратпо. А раньше как хорошо было здесь осенью! Ноябрь месяц, богатая пора. Все было за­ валено яблоками, овощами, зерном. Со­ бирались артелью по очередп в каждой ха­ те шинковать капусту. Пелп песпи. После работы садились за стол, заканчивая день веселым крестьянским пиром. К Гапуле приходило свататься много хлопцев, но она В кильватерном строю. Фито М. Бугакова. скрывается! Прошла зима, весна и лето. И ; уж.очень разборчивая была. Старшая, вот уже кончается осень. А их никого нет, и ; Лизавета, уже сговорилась со своим друж- она одна. Стоят лунные ночи. Выпал сне- ! ком итти замуж... бузе поддерживал образцовый порядок. Она подходит снова к своей хате. Вот так и бродит день и ночь, в тоске, в мате­ ринской печали. И никто к ней не захо­ дит, никого нет; и так деиь за днем. Черная тень от хаты лежит на лемле; месяц светит за хатой. Или это ей кажет­ ся, или в самом деле кто-то стоит под дверью? Как будто женщина. Высокая. Ждет возле двери, на которой висит за­ мок. Мать подошла ближе. Боже мой! Ли­ завета!.. У матери задрожали ноги. Еле достала она угольков из печи и зажгла лу­ чину. Лизавета! Оборванная, с дикими гла­ зами и взлохмоченными волосами. Голос хрипловатый, движения медленные, страш­ ный взгляд. — Мама, я убежала из лагеря. Целый год я мучилась. Несколько раз хотела на­ ложить на себя рукп. Пятьсот километров прошла я, скрываясь. Перегрызла горло полицейскому, который поймал меня по до­ роге. Где наша Гануля? Она погасила огонь и не могла нагово­ риться вою ночь. • Перед самым рассветом кто-то постучал в окно. Мать вышла во двор и увидела Га- нулю. Она была в сапогах, в ватнике и в шапке. Нужно было снова зажечь лучину, но Гануля не позволила, и они остались впотьмах. Мать гладила Гапулину голову. Так внезапно начала собираться эта семья. — Мама, — сказала Гануля, — я при­ шла только навестить тебя л сказать тебе, благодарности. Педавно командование на- зпачпло его коком-пнетруктором. Старшина 2 статьи Ф. НЕДЯНИН. что все мы живы.- Я сваю, чта живы и Юрась, и Павел. Верь, что я Мико­ ла наш жив. И мы все снова своей семьей соберемся дома. Я была далеко отсюда. I нам попала в руки газета, брошенная на­ шими летчиками. Прочитала, что мал Юрась убил за день десять немцев. Зна­ чит, жив он. П все мы живы. И даже Лиза­ вета спаслась. Но мне нельзя оставаться здесь... Целый день Гануля провела дома. А ве­ чером ушла, сказав, что придет за Лизаве­ той, когда та наберется сил. Мать поцело­ вала Ганулю в поле, па тропинке средл черного жнивья. Гапулина фигура растаяла в ясном сумраке ранней ночи. Мать одна шла к своей хате. U не было больше одино­ чества. Ue было в мпре пустоты. Какая стоит осень! Три куста ольшани­ ка над речкой качаются на ветру. Холод* пый ветер колет лицо. Далекий лес почер­ нел, пад ним всходит месяц. Легче идут старые ногн. Мир раскрылся перед ней, как славный дар человеку: за него стоит стра­ дать и терпеть. Н какая Гануля стала! Воюет! Славная какая, п Юрась какой! Мать — посреди своего двора. В хате спит Лизавета. Поздно. Ночь. Светит ме­ сяц. Поднимается к небу черная купа сто­ летней березы. Снежинка падает на лицо. Последние дни п ночи осени! Надеждой и верой жив человек... Какая осень стоят!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz