На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.

2 ЯД С Т Р А Ж Е З А ПО Л Я Р Ь Я T I имущ ТВ41 г., Ж 1Й {3T38J ОРАБОТЕ С МОЛОДЫМИ СТАРШИНАМИ (3 а 4. Л И Ч Н Ы И П РИ М Е Р И Н А С ТО Й ЧИ ВО С ТЬ Зенитный расчет старшины 2 статьи Меленцоза во время практической стрель­ бы сбпл конус. Это свидетельствует о вы­ соком мастерстве и слаженности действий всего зенитного расчета. Успех пе пршпел сам по себе, он до­ стигнут в результате повседневных напря­ женных тренировок. Старшина Мелепцов добивался от каж­ дого матроса правильных движепиЙ, рас­ четливых, сноровистых действий. Только достигнув этой цели, Меленцов перешел к тренировкам па быстроту. Во время запя­ той оп безотлучно находился у орудия и с секундомером в руках тренировал матро­ сов, вырабатывал четкость, слажепность всего расчета. С каждой тренировкой на­ пряжение усиливалось, люди боролись ва каждую минуту и даже секунду, чтобы лучше использовать время занятии. Старшина постоянно напоминал матро­ сам, что овладеть воинским мастерствсс невозможно без напряженной учебы. Бы стро допить цель и метко стрелять, гово­ рит оп подчиненным, сможет только тот зенитчик, который не только кропотливо изучает теорию, но и тренируется непо­ средственно на боевом посту. И чем ус­ ловия будут сложнее на занятии, тем боль­ шую пользу они принесут. Современная скоростная авиация требует большого ма­ стерства венитчиков. От их умелых, быст­ рых и четких действий зависит успех боя. Подчиненные Меленцова поняли смысл и значение тренировок. Они отдавали все силы, чтобы добиться высокого мастерства в ведении огня. Расчет стал лучшим на корабле и при стрельбе неоднократно доби­ вался отличных результатов. Честное выполнение военной присяги, стремление во что бы то ни стаю решить задачп, поставленные перед кораблем, — вот что лежит в основе успеха этого зе­ нитного расчета. . . ♦ Своей примерностью иа политических занятиях, тренировках, в дисциплине и в *юбом деле старшина 2 статьи Меленцов гЬвоевал большой авторитет и стал отлич­ ником боевой и политической подготовки. Меленцов всегда чисто, по форме одет, за­ дания командира боевой части выполняет щШлежпо и быстро, свое оружие содержит в безупречной чистоте и порядке. Быть везде, во всем образцом для под- чипенпых, показывать им личным приме­ ром, как надо служить Родине, — таково правило командира зенитного расчета стар- шипы Меленцова. Матросы берут пример со своего командира и стараются подра­ жать ему. м е т к и о ф и ц е Примерпым матросом, хорошим помощ­ ником старшины стал старший матрос Грибушип. Матрос Волошко, которым раньше был недисциплинированным, те­ перь стал аккуратным, старательным вои­ ном, тверао знающим пушку. То же можно сказать и о матросе Хомякове. Так личный пример старшины отделе­ ния, его требовательность воспитывают матросов, способствуют укреплению дис­ циплины в отделении и повышению каче­ ства боевой подготовки. На каждом корабле есть примерные младшие командиры, имеющие большие навыки и опыт в обучении и воспитании матросов. У нас часто о таких старшинах только говорят при подведепии итогов или на строевых собраниях. Этого, конечно, недостаточно. Надо стремиться различны­ ми формами и методами передавать опыт лучших старшин молодым,командирам от­ делений, учить последпих, как надо рабо­ тать с подчиненными. Можно и нужно сделать так, чтобы отличные успехи опыт­ ных младших командиров были достоянием всего старшинского состава. 5. У Ч И Т Ь СТА РШ И Н Т Р ЕБО ВА Т ЕЛ ЬН О С ТИ Одно из необходимых качеств каждого старшины — требовательность к подчи­ ненным. Молодые старшины, копечно, тре­ бовательными не станут сами по себе. Тре­ бовательность вырабатывается путем вос­ питания у старшипы высокой ответствен­ ности за состояние дисциплины и боевой подготовки в отделении, путем постоянного контроля за его работой и помощи со сто­ роны офицера. Вполне попятно, чем мень­ ше офицер будет уделять внимания дей­ ствиям командира отделения, тем труднее будет старшипе требовать с матросов, тем меньше у него в отделепии будет порядка. Проверяя работу старшины, надо придир­ чиво выявлять недостатки, давать сроки для их устранения. Иные начальники ограничиваются толь­ ко приемом докладов командиров отделе­ ний. не проверяя, как па самом деле вы­ полнено старшипой указаппе пли проведе­ но учение. Отсутствие проверки исполне­ ния надо рассматривать, как понижение г ним требовательности. Ведь коптроль ест! ничто иное, как элемент требовательности который помогает обнаруживать недостат ки в работе подчипеипого, выявить при­ лежность его к службе. Без этого, по-мое­ му, нельзя привить молодому старшипе требовательность к матросам. У пас часто бывает так. Матрос совер­ шит проступок, его накажут, а старшина р а) остается незамеченным. Это приводит к тому, что у таких старшин матросы плохо занимаются, с нарушениями несут службу нарядов. И старшина не несет никакой от­ ветственности за своих подчиненных, он остается в стороне. Понятно, что такая практика пе способствует укреплению дне- циплипы в отделепии. Наряду с обучением и показом необходимо взыскивать с коман­ диров отделений за каждое нарушение дисциплины и порядка их матросами. Это поднимет требовательность самого коман­ дира отделения к своим матросам. В чему приводит отсутствие требова­ тельности к старшинам, показывает такой пример. При проверке состояния заведы- ваний были обнаружены серьезные недо­ статки в содержании материальной части в заведываниях старшин 2 статьи Антоно­ ва и Мурина. Оба они были строго нака­ заны. А надо сказать, что офицеры Ахмет- дипов и Дегтяренко замечали и раньше эти недостатки в содержании заведываний старшин Антонова и Мурина, но не требо­ вали устранения беспорядков, а проходили мимо, не указали своевременно старшинам на беспорядки на их боевых поетах, и ре­ зультат сказался. Старшины Антонов и Мурин в свою очередь также не требовали от матросов наведения порядка, и матери­ альная часть запускалась все больше и больше. Если бы офицеры Ахметднтюв и Дегтя­ реико контролировали старшин ежедневно, то их заведывапия были бы в порядке. Да и сами Аптонов и Мурин, несомненно, лучше бы учили свопх матросов содержа­ нию материальной части в образцовом порядке. Вполне ясно, что требовательный стар- шипа никогда не пройдет мимо любого на­ рушения дисциплины своими подчиненны­ ми. Вот, например, главный старшина Па- насюк. У него требовательность во. всем н всегда. Нельзя назвать случая, чтобы он не сделал замечания матросу, нарушивше­ му устав, хотя бы незначительно. Если у матроса не чшцены пуговицы или не сов­ сем чистый воротничок, тов. Панасюк по­ требует от него привести себя в порядок. Если матрос неправильно подошел к коман­ диру и не по-уставному приложил руку к головному убору, тов. Панасюк не оставит !i это незамеченным. Пе случайно матросы тодразделения главного старшины Панасю- :са выделяются своей подтянутостью и шсциплинированностью. Он чувствует от­ ветственность за поведение и службу сво- х матросов, сам требует от них выполне­ ния уставов и этому же учит подчинен­ ных. Такие командирские качества надо по­ стоянно и настойчиво прививать старши­ нам. Капитан-лейтенант В. БЕЛОВ. Лучший зенитчик части, отлгчяях боевой <и политической поцгофооки стар­ ший матрос Николай Галин. Фото М . IБугакова. Примерный воин До.инструктажа заступающих в наряд оставалось больше часа. Солдат Плепгков повторил уже обязанности дневального, начистил до блеска сапоги и прилгал чи­ стый подворотничок. Он готов к заступле­ нию в наряд. Такую заботу — быть всегда и во всем аккуратным— проявляет Плешков с пер­ вых дней службы. Поэтому и при несении службы дневального у него всегда чистота и порядок в помещении. Солдат любит службу и несет ее строго по уставу. Плепгков — отличник боевой и поли­ тической подготовки. За три с половиной года службы он пе имеет шг одного про­ ступка зато заслужил 18 благодарностей. За отличные результаты в учебе Пле>тпков занесен ва До^ку почета. Больших успехов тов. Плешков добился благодаря тому, что он привык строго выполнять воинские уставы, является сознательным и дисци­ плинированным воином. Командир части часто ставит его в пример другим солдатам. Ефрейтор В. НОВОСЕЛОВ. Дисциплина—основа мастерства О П Ы Т Н Ы Й В О С П И Т А Т Е Л Ь МАТРОСОВ Офицер тов. Шаденков вызвал старшину 2 статьи Мукосеева и приказал срочно подготовить боевой пост к выходу в море. К утру падо было доложить о готовности. Это потребовало от старшины наиболее целесообразной расстановки сил в умелого руководства. Старшина всесторонне обдумал приказа­ ние командира, раз’яснил поставленную за­ дачу своим подчиненным. До поздней ночи работали матросы Ба­ лашов и Бойко вместе со своим старшиной. Имея богатый опыт и отлично зная свое дело, старшина Мукосеев умело руководил своими подчиненными. Результат их работы сказался на уче­ ниях. Оружие старшины Мукосеева дейст­ вовало без задержек. Учебная задача была сдана с оценкой «отлично». Командир ко­ рабля предоставил старшине Мукосесву внеочередной краткосрочный отпуск. Это было пятнадцатое поощрение, записанное в* карточку взысканий и поощрений стар­ шины 2 статьи Мукосеева. Много работает старшина Мукосеев н над воспитанием своих подчиненных. Год назад матрос Балашов за слабые знания своей специальности был переведен в строевые. Это сильно подействовало на Ба­ лашова п возбудило у него упорное стрем­ ление повысить знания, изучить артил­ лерийское дело и стать хорошим специа­ листом. На помощь Балашову пришел стар­ шина Мукосеев. Он взялся помочь Бала­ шову стать хоросиим специалистом. И винтик может подвести В артиллерийской мастерской тщатель­ но ремонтировали материальную часть. Работа подходила к концу. Предстояло еще раз проверить качество ремонта и сдать материальную часть личному составу ко­ рабля. Капитан Шиханов, руководивший ре­ монтом приборов, которыми заведует стар­ шина 2 статьи Минкин, после детального осмотра и проверки пришел к выводу, что приборы отремонтированы хорошо, можно пх эксплоатировать. Старшина 2 статьи Минкин, хорошо знавший устройство при­ боров, при приемке их был внимателен. Придирчиво осмотрел он все подвергав­ шиеся ремонту детали, а также точность пх работы. Рабочие мастерской с душой подошли к этому серьезному делу, добросовестно и аккуратно отремонтировали дорогостоящую боевую технику. — У меня претензий к вам нет, — до­ вольный осмотром, заявил старшина Мин­ кин рабочим.— Все сделано хорошо, можно оформлять приемо-сдаточный акт. Командир второй боевой части корабля лично убедился в исправности всех меха­ низмов и только после этого были оформле­ ны документы. Предстояло еще проверить схему, испытаниями при стрельбе. Но в у с п е х е этих испытаний никто не сомне­ вался. Не было повода думать, что при стрельбе схема откажет в работе. Как. всегда требовательный к себе, стар­ шина 2 статьи Мднкдн делец выходом в морееще раз тщательно все осмотрел и про­ верил. Но никаких недостатков он и на этот раз не нашел. Вскоре корабль вышел в море. Материаль­ ная часть заведывания стзршпны Минки­ на работала исправно. Личный состав про­ водил тренировки, готовился отлично про­ вести предстоящие стрельбы. На корабле присутствовали специалисты для контроля за качеством выполненных ремонтных ра­ бот и наблюдения за работой механизмов во время стрельбы. Спустя два часа после выхода корабля в море старшина Минкин обпаружил, что в центральном приборе не все в порядке: Сначала ему показалось, что это незначи­ тельное заедание отдельного механизма, но вскоре он убедился в заедании основ­ ной цепи центрального прибора. Минкин быстро прикинул все возможные причины этого заедания, постарался сам установить их и устранить, но ничего не получалось. Старшина немедленно доложил командиру БЧ-Н, который вызвал в центральный пост специалистов. Что же случилось? Почему заело основ­ ную цепь прибора? Оказывается, в одном из механизмов большой кинематической цени сработался шарикоподшипник, зна­ чительно износился сепаратор, шарики за­ скочили между внутренним кольцом и се­ паратором. Почему это произошло? w (оцечно, не^мог с^азу сработаться ша^ Много потрудился старшина. Пришлось начинать с начала — знакомить матроса с устройством оружия, регулярно проводить тренировки и учить, как надо действовать при подготовке к бою и в бою. Сейчас матрос Балашов хорошо знает специальность, и старшина ходатайствует о зачислении его на штатную должность специалиста. j Старшина Мукосеев — активный об­ щественник. Комсомольцы избрали его сек­ ретарем комсомольской организации ко­ рабля. С этой работой Мукосеев справляет­ ся хорошо. Вполне заслуженно фотокарточка стар­ шины 2 статьи Мукосеева помещена на Доску отличников боевой и политической подготовки. Старший лейтенант С. ПОЗДЕЕВ. рикоподшиппик, это происходило посте­ пенно. В мастерской данный узел не подвер­ гался ремонту. Следовательно, это должен был проверять старшина 2 статье Мин­ кин. Но так как такую деталь относят к категории «винтика», «мелочи», то у нас зачастую не обращают на нее внимания. А эти самые «мелочи», «винтики» и яв­ ляются причиной ненормальной работы приборов, механизмов, а иногда и срыва стрельбы, когда на них не обращается должное внимание. Можно привести еще один случай, по­ казывающий, что о «винтиках», «мело­ чах» нужно всегда помнить и огносяггвся к ним с той же серьезностью, с какой сле­ дят моряки за «тлавными» деталями. Дальномерщик старший матрос Верхо­ лазов. казалось, всегда содержал дально­ мер в порядке, регулярно его осматривал. По при осмотрах и проверках дальноме­ ра он никогда не включал против«про­ жекторные стекла. Он считал, ломцимо- му, что ими никогда не придется тмьео- ваться, поэтому нечего жх и включать. Однажды Верхолазов поручил молодому специалисту произвести осмотр и проверку дальномера. Тот все внимательно осмотрел, проверил исправность всех механизмов, маховичков и в конце проверки включил противопрожекторньге стекла, забыв потом их выключить. Разумеется, он доложил Верхолазову, что осмотр и проверку про­ извел, никаких недостатков не обнаружил. На следующий день предполагались стрель­ бы по конусу. Когда дальномерщик Верхолавов црко- тожлса Cl дзмеревдв. Флотские стрелковые ссревнования На-днях па флоте проводились отбороч­ ные стрелковые соревнования офицерского состава. Первым tea огневой рубеж вышел офи­ цер Турапский. На ходу он расстегивает кобуру, делает два выстрела и бежит к сле­ дующей мганенп. Снова гремят выстрелы. Так на бегу с дистанций пятьдесят, со­ рок, тридцать и двадцать метров Турап* ский добился шести 'попаданий и выбил наибольшее количество очков. Ему при­ суждено первое место. По количеству попаданий и выбитых очков второе место занял офицер Кагано­ вич. Хороших результатов добились офице­ ры гг. Гусев, Смпрпов, Ря?апов и Антонов. Победители состоявшихся соревнований будут участвовать в борьбе за п рвешкггво по стрельбе из личного оружия на первен­ ство Военно-Морских Сил. (Наш корр.). Из отстающих в передовики А нашего Комсомольская организация подразделения внимательно следит за учебой личного состава. По ее инициативе отличник боевой и политической подготов­ ки курсант Беляков оказывал помошь от­ стававшему в начале года курсанту Коз­ лову. Теперь Козлов научился работать над кппгой, хорошо .усваивает материал и является передовиком учебы. Нурсант Н. ЗЕНИН. лось, что он ничего не видит в дальномер. Он не поверил своим глазам. Верхолазов, вспешке и сильно волну­ ясь, несколько раз обежал вокруг дально­ мера, пробовал провернуть маховик, во все оставалось попрежнему — деталь не вра­ щалась. Надо было доложить командиру о неисправности дальномера. Командир пытался caw выключить про- тивопрожекторпые стекла, но так как все это делалось вспешке, то дальномер по- прежвему оставался с включенными про- тивапроакекторными стеклами. Почему это произошло? Старший матрос Верхолазов, хотя и был грамотным дальномерщиком, но не учел всех «мелочей» и «вшггикоз», которые его и подвели. Если бы Верхолазов не то­ ропясь, внимательно все продумал, то протпвопрожекторпые стекла были бы свое­ временно выключены. Заедание в механиз­ ме включения стекол именно и произошло •потому, что им никогда не пользовались, своевременно це проверяли, не смазывали. После стрельбы эта неисправность быстро была устранена самим же дальномерщи­ ком. Можно было бы привести еще целый ряд подобных примеров и все они говорили бы об одном — надо всегда помнить о «мелочах» и «винтиках», чтобы избе­ жать неприятностей, вытекающих из мелочей, и тогда материальная часть все­ гда будет находиться в боеспособном со­ стоянии. Инженер-майор М. КОТОВ. ljitp94Qg-KaniiT£H В. ЩЕГОЛЕВ, i Старшина 2 статья Вячеслав Шютни- ков вращает верньер иастройкж. Высокие звуки точек #т тире назойливо проникают через наушники не только в уши радела*, во в стоящих рядом людей. Неосведомленному в профессии радиста человеку невозможно вообще что-либо по­ нять в этом хаосе звуков. По старшина Плотников быстро вращает верньер и вдруг неожиданно останавливает ето. В наушниках, кажется, до «порядка» еще далеко, но Плотников, поворачивая верньер вправо-влево, быстро отсела все постороннее и теперь записывает что-то иа бумагу: эти отчетливо слышимые се стогопы точки и тире адресованы только одному радисту Плотникову, и оп их уло­ вил, он нх принимает и понимает. Много и долго надо тренироваться, что­ бы стать мастером эфира* Этого достиг старшина отделения радистов комсомолец •старшина 2 статьи Плотников. Сегодня он обучает молодых радистов. На вахте маггрое Шорников. Давно надо было уже приступить к приему радио­ графы, но Шорнпклв все еще крутит верньер настройки. Оглушенный громким треском и неразборчивыми звуками, вах­ тенный нервничает. К нему подходит старшина отделения. Тонкий слух опытно­ го радиста раздражен продолжительным шумом, свистом и треском. Шорников неуверенно разжимает паль­ цы, освобождает верньер и выжидающе смотрит на старшину. Но Плотников не пытается настраиваться, он тянется ру­ кой к антенне. Одно движение, и в науш­ никах такая тишина, будто приемник вы­ ключился или к нет? не поступает пита­ ние. Но старшина медленно’ начинает вращать верньер, и вот послышались зна­ комые «та-ти-та», онп усиливаются, и радист Шорников б^рет в руки карандаш п начинает быстро водит им ’ по листу бумаги. — Почему вы долго яе могаи настро­ иться? — спрашивает Плотников ради­ ста, когда радио 1 рамма была принята- *— Не знаю, товарищ -старшина. Я, кажется сделал все, что требовалось. — Кажется! Плохо, ^что «кажется», антенна-го была прижата к обшивке передатчика! Радист Шортиков, заступая на вахту, не осмотрел аппаратуру, то-естй нарушил инструкцию. Это стало предметом обсуж­ дения со всеми радистами отделения. *— Нельзя таль, — говорил старшина подчиненным. — В боевое время секунда дорога, падо ловить станцию в один мо­ мент... В бою радисты не будут по два часа передавать для шас одну и ту же ра­ диограмму1. ‘Есть в отделепии старшины Плотнико­ ва и такие радисты, кому не нужно ока­ зывать помощь на вахте, кто по приему и передаче, по знанию материальной части порой не уступает и самому командиру. Отличники боесой и политической подго­ товки старшие матросы Стениловский, Бабанин, Умников и матрос Титов счита­ ют радиодело своей излюбленной про-, фессией. Вахту они несут добросовестно, инструкцию, которую знают напамять, вы­ полняют как приказ — точно, пунктуально. — Берите пример с отличников, — учит молодых радистов Плотиков, — наблюдайте «а их работой, тренируйтесь так же непрерывно и напряженно, как они, и вы достигнете мастерства. Обучение подчиненных специальности — боныпое жло, требующее времени и умения комсомольца. Нельзя овладеть 9 совершенстве специальностью, если ты будешь недисциплинирован. Как можно дорожить каждой секундой времеяп, не зная цены этой секунде в бою? Как можно работать ч °т о , диспи- плияированно на одюче, будучи в жизни, в службе нерадивым бойцом? Все это тес­ но связано между собою. Сознательное от­ ношение к исполлаштго своих обязанно­ стей на боевом посту, уставная дисци­ плинированность везде п всегда, овладе­ ние специальностью — единый комплекс, составляющий смысл сдужбы советского военного моряка. Об этом не раз говорил своим подчиненным старшина Плотников и для иллюстрация свопх правдивых слов приводил яркие, убедительные факты. Радист Мелехин владеет специально­ стью посредственно. Чтобы стать отлични­ ком боевой и политической подготовки, ему надо еще много и много трудиться. А почему Мелехин так медленно осваивает радиодело? Ответ прост: радист не в ладу живет с уставами. Однажды после сигнала на приборку Мелехин долго не приступал к работе, а, приступив, делал так, что даже его товарищам было неприятно глядеть. Ме­ лехин получил дисциплинарное взыскание. Не отличается глубоким знанием спе­ циальности и радист Шор'шков. Причи­ на этому тоже ясна: Шорников часто нарушает распорядок дпя, форму одежды, за что имеет взыскания. Следовательно, чтобы овладеть хорошо специальностью, надо сначала понять важность требования уставов, а, поняв Э 1 и требования, выполнять их неукосни­ тельно, так, как положено делать совет­ скому воину. Многие матросы отделения старшины Вячеслава Плотникова все это хорошо понимают, о чем свидетельствует высокая выучка радистов-отличшгков. По такие, как Шорников и Мелехин, еще тянут от­ деление назад, накладывают на него пят­ но дисциплинарными взысканиями. С ни* мп приходится много работать старшине отделения, и он работает, учит, воспиты­ вает. ...В столе секретаря партийной органи­ зации корабля лежит фотокарточка ком­ сомольца старшины 2 статьи Вячеслава Плотникова, сфотографированного у раз­ вернутого флага корабля. На •обратной стороне ее значится надпись: «За отлич­ ные успехи в боевой и политической под­ готовке старшине 2 статьи Плотникову Вячеславу Алексеевичу». Эта фотокар­ точка на-днях будет вручена отличному радисту комсомольцу Плотникову. Капитан И. БЕРЕЗКИН. Два метода обучения Умело организует обучение своих подчи­ ненных старшина 2 статьи Сидоров. К за­ нятиям он всегда составляет конспект, го­ товит схемы и место занятий. Это помогает старшине преподать материал интереса) и живо. Особенное внимание Сидоров уделяет си­ стематическим тренировкам в приеме и пе­ редаче радиограмм. Он тщательно следит за работой подчиненных, каждую неделю сни­ мает нормативы. Па раэборе учений стар­ шина об’ясняет ошибки, допущенные ради­ стами, рассказывает, как нужно их устра­ нять. С отстающими оп проводит дополни­ тельные тренировки. Поэтому у него ма­ тросы хорошо знают свою специальность. Совершенно другая картина наблюдает­ ся в группе радистов главного старшины Шемякина. Занятия Шемякин проводит без конспекта, без наглядных пособий. За по­ следнее ‘Время главный старшина прекра-* тил тренировки радистов по приему и пе- p.йаче па ключе. В результате радист Тре- щев уже длительно: время не допускается к самостоятельной вахте. Почему же так по­ лучилось? Шемякин не доверяет молодому радисту Трещеву,, боясь, что ма­ трос по неопытности сделает нарушение или выведет из строя радиоаппаратуру. И главный старшина решил радиста не до­ пускать к технике. Такая практика в обучении малоопыт­ ных специалистов порочна. Обучение радиста должно сочетаться с самостоятель­ ной работой на аппаратуре под контролем старшины. Шемякин забыл, что подготовка радистов требует регулярного и кропотли­ вого труда. Главный старшина М. КИРИЛЛОВ. Лучшие артиллеристы корабля старшее матросы Михаил Косабутокий в Мя- хавл Окуне® (все задачи по стрельбе выполнили ва «отдечво». Н А СНИМ КЕ: старшее мпросы М . Ц клбутаиА я М . Ожув*. j пулемет». Ф о то М . Б угр ом ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz