На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.
2 ЯД С Т Р А Ж Е З А ПО Л Я Р Ь Я T I имущ ТВ41 г., Ж 1Й {3T38J ОРАБОТЕ С МОЛОДЫМИ СТАРШИНАМИ (3 а 4. Л И Ч Н Ы И П РИ М Е Р И Н А С ТО Й ЧИ ВО С ТЬ Зенитный расчет старшины 2 статьи Меленцоза во время практической стрель бы сбпл конус. Это свидетельствует о вы соком мастерстве и слаженности действий всего зенитного расчета. Успех пе пршпел сам по себе, он до стигнут в результате повседневных напря женных тренировок. Старшина Мелепцов добивался от каж дого матроса правильных движепиЙ, рас четливых, сноровистых действий. Только достигнув этой цели, Меленцов перешел к тренировкам па быстроту. Во время запя той оп безотлучно находился у орудия и с секундомером в руках тренировал матро сов, вырабатывал четкость, слажепность всего расчета. С каждой тренировкой на пряжение усиливалось, люди боролись ва каждую минуту и даже секунду, чтобы лучше использовать время занятии. Старшина постоянно напоминал матро сам, что овладеть воинским мастерствсс невозможно без напряженной учебы. Бы стро допить цель и метко стрелять, гово рит оп подчиненным, сможет только тот зенитчик, который не только кропотливо изучает теорию, но и тренируется непо средственно на боевом посту. И чем ус ловия будут сложнее на занятии, тем боль шую пользу они принесут. Современная скоростная авиация требует большого ма стерства венитчиков. От их умелых, быст рых и четких действий зависит успех боя. Подчиненные Меленцова поняли смысл и значение тренировок. Они отдавали все силы, чтобы добиться высокого мастерства в ведении огня. Расчет стал лучшим на корабле и при стрельбе неоднократно доби вался отличных результатов. Честное выполнение военной присяги, стремление во что бы то ни стаю решить задачп, поставленные перед кораблем, — вот что лежит в основе успеха этого зе нитного расчета. . . ♦ Своей примерностью иа политических занятиях, тренировках, в дисциплине и в *юбом деле старшина 2 статьи Меленцов гЬвоевал большой авторитет и стал отлич ником боевой и политической подготовки. Меленцов всегда чисто, по форме одет, за дания командира боевой части выполняет щШлежпо и быстро, свое оружие содержит в безупречной чистоте и порядке. Быть везде, во всем образцом для под- чипенпых, показывать им личным приме ром, как надо служить Родине, — таково правило командира зенитного расчета стар- шипы Меленцова. Матросы берут пример со своего командира и стараются подра жать ему. м е т к и о ф и ц е Примерпым матросом, хорошим помощ ником старшины стал старший матрос Грибушип. Матрос Волошко, которым раньше был недисциплинированным, те перь стал аккуратным, старательным вои ном, тверао знающим пушку. То же можно сказать и о матросе Хомякове. Так личный пример старшины отделе ния, его требовательность воспитывают матросов, способствуют укреплению дис циплины в отделении и повышению каче ства боевой подготовки. На каждом корабле есть примерные младшие командиры, имеющие большие навыки и опыт в обучении и воспитании матросов. У нас часто о таких старшинах только говорят при подведепии итогов или на строевых собраниях. Этого, конечно, недостаточно. Надо стремиться различны ми формами и методами передавать опыт лучших старшин молодым,командирам от делений, учить последпих, как надо рабо тать с подчиненными. Можно и нужно сделать так, чтобы отличные успехи опыт ных младших командиров были достоянием всего старшинского состава. 5. У Ч И Т Ь СТА РШ И Н Т Р ЕБО ВА Т ЕЛ ЬН О С ТИ Одно из необходимых качеств каждого старшины — требовательность к подчи ненным. Молодые старшины, копечно, тре бовательными не станут сами по себе. Тре бовательность вырабатывается путем вос питания у старшипы высокой ответствен ности за состояние дисциплины и боевой подготовки в отделении, путем постоянного контроля за его работой и помощи со сто роны офицера. Вполне попятно, чем мень ше офицер будет уделять внимания дей ствиям командира отделения, тем труднее будет старшипе требовать с матросов, тем меньше у него в отделепии будет порядка. Проверяя работу старшины, надо придир чиво выявлять недостатки, давать сроки для их устранения. Иные начальники ограничиваются толь ко приемом докладов командиров отделе ний. не проверяя, как па самом деле вы полнено старшипой указаппе пли проведе но учение. Отсутствие проверки исполне ния надо рассматривать, как понижение г ним требовательности. Ведь коптроль ест! ничто иное, как элемент требовательности который помогает обнаруживать недостат ки в работе подчипеипого, выявить при лежность его к службе. Без этого, по-мое му, нельзя привить молодому старшипе требовательность к матросам. У пас часто бывает так. Матрос совер шит проступок, его накажут, а старшина р а) остается незамеченным. Это приводит к тому, что у таких старшин матросы плохо занимаются, с нарушениями несут службу нарядов. И старшина не несет никакой от ветственности за своих подчиненных, он остается в стороне. Понятно, что такая практика пе способствует укреплению дне- циплипы в отделепии. Наряду с обучением и показом необходимо взыскивать с коман диров отделений за каждое нарушение дисциплины и порядка их матросами. Это поднимет требовательность самого коман дира отделения к своим матросам. В чему приводит отсутствие требова тельности к старшинам, показывает такой пример. При проверке состояния заведы- ваний были обнаружены серьезные недо статки в содержании материальной части в заведываниях старшин 2 статьи Антоно ва и Мурина. Оба они были строго нака заны. А надо сказать, что офицеры Ахмет- дипов и Дегтяренко замечали и раньше эти недостатки в содержании заведываний старшин Антонова и Мурина, но не требо вали устранения беспорядков, а проходили мимо, не указали своевременно старшинам на беспорядки на их боевых поетах, и ре зультат сказался. Старшины Антонов и Мурин в свою очередь также не требовали от матросов наведения порядка, и матери альная часть запускалась все больше и больше. Если бы офицеры Ахметднтюв и Дегтя реико контролировали старшин ежедневно, то их заведывапия были бы в порядке. Да и сами Аптонов и Мурин, несомненно, лучше бы учили свопх матросов содержа нию материальной части в образцовом порядке. Вполне ясно, что требовательный стар- шипа никогда не пройдет мимо любого на рушения дисциплины своими подчиненны ми. Вот, например, главный старшина Па- насюк. У него требовательность во. всем н всегда. Нельзя назвать случая, чтобы он не сделал замечания матросу, нарушивше му устав, хотя бы незначительно. Если у матроса не чшцены пуговицы или не сов сем чистый воротничок, тов. Панасюк по требует от него привести себя в порядок. Если матрос неправильно подошел к коман диру и не по-уставному приложил руку к головному убору, тов. Панасюк не оставит !i это незамеченным. Пе случайно матросы тодразделения главного старшины Панасю- :са выделяются своей подтянутостью и шсциплинированностью. Он чувствует от ветственность за поведение и службу сво- х матросов, сам требует от них выполне ния уставов и этому же учит подчинен ных. Такие командирские качества надо по стоянно и настойчиво прививать старши нам. Капитан-лейтенант В. БЕЛОВ. Лучший зенитчик части, отлгчяях боевой <и политической поцгофооки стар ший матрос Николай Галин. Фото М . IБугакова. Примерный воин До.инструктажа заступающих в наряд оставалось больше часа. Солдат Плепгков повторил уже обязанности дневального, начистил до блеска сапоги и прилгал чи стый подворотничок. Он готов к заступле нию в наряд. Такую заботу — быть всегда и во всем аккуратным— проявляет Плешков с пер вых дней службы. Поэтому и при несении службы дневального у него всегда чистота и порядок в помещении. Солдат любит службу и несет ее строго по уставу. Плепгков — отличник боевой и поли тической подготовки. За три с половиной года службы он пе имеет шг одного про ступка зато заслужил 18 благодарностей. За отличные результаты в учебе Пле>тпков занесен ва До^ку почета. Больших успехов тов. Плешков добился благодаря тому, что он привык строго выполнять воинские уставы, является сознательным и дисци плинированным воином. Командир части часто ставит его в пример другим солдатам. Ефрейтор В. НОВОСЕЛОВ. Дисциплина—основа мастерства О П Ы Т Н Ы Й В О С П И Т А Т Е Л Ь МАТРОСОВ Офицер тов. Шаденков вызвал старшину 2 статьи Мукосеева и приказал срочно подготовить боевой пост к выходу в море. К утру падо было доложить о готовности. Это потребовало от старшины наиболее целесообразной расстановки сил в умелого руководства. Старшина всесторонне обдумал приказа ние командира, раз’яснил поставленную за дачу своим подчиненным. До поздней ночи работали матросы Ба лашов и Бойко вместе со своим старшиной. Имея богатый опыт и отлично зная свое дело, старшина Мукосеев умело руководил своими подчиненными. Результат их работы сказался на уче ниях. Оружие старшины Мукосеева дейст вовало без задержек. Учебная задача была сдана с оценкой «отлично». Командир ко рабля предоставил старшине Мукосесву внеочередной краткосрочный отпуск. Это было пятнадцатое поощрение, записанное в* карточку взысканий и поощрений стар шины 2 статьи Мукосеева. Много работает старшина Мукосеев н над воспитанием своих подчиненных. Год назад матрос Балашов за слабые знания своей специальности был переведен в строевые. Это сильно подействовало на Ба лашова п возбудило у него упорное стрем ление повысить знания, изучить артил лерийское дело и стать хорошим специа листом. На помощь Балашову пришел стар шина Мукосеев. Он взялся помочь Бала шову стать хоросиим специалистом. И винтик может подвести В артиллерийской мастерской тщатель но ремонтировали материальную часть. Работа подходила к концу. Предстояло еще раз проверить качество ремонта и сдать материальную часть личному составу ко рабля. Капитан Шиханов, руководивший ре монтом приборов, которыми заведует стар шина 2 статьи Минкин, после детального осмотра и проверки пришел к выводу, что приборы отремонтированы хорошо, можно пх эксплоатировать. Старшина 2 статьи Минкин, хорошо знавший устройство при боров, при приемке их был внимателен. Придирчиво осмотрел он все подвергав шиеся ремонту детали, а также точность пх работы. Рабочие мастерской с душой подошли к этому серьезному делу, добросовестно и аккуратно отремонтировали дорогостоящую боевую технику. — У меня претензий к вам нет, — до вольный осмотром, заявил старшина Мин кин рабочим.— Все сделано хорошо, можно оформлять приемо-сдаточный акт. Командир второй боевой части корабля лично убедился в исправности всех меха низмов и только после этого были оформле ны документы. Предстояло еще проверить схему, испытаниями при стрельбе. Но в у с п е х е этих испытаний никто не сомне вался. Не было повода думать, что при стрельбе схема откажет в работе. Как. всегда требовательный к себе, стар шина 2 статьи Мднкдн делец выходом в морееще раз тщательно все осмотрел и про верил. Но никаких недостатков он и на этот раз не нашел. Вскоре корабль вышел в море. Материаль ная часть заведывания стзршпны Минки на работала исправно. Личный состав про водил тренировки, готовился отлично про вести предстоящие стрельбы. На корабле присутствовали специалисты для контроля за качеством выполненных ремонтных ра бот и наблюдения за работой механизмов во время стрельбы. Спустя два часа после выхода корабля в море старшина Минкин обпаружил, что в центральном приборе не все в порядке: Сначала ему показалось, что это незначи тельное заедание отдельного механизма, но вскоре он убедился в заедании основ ной цепи центрального прибора. Минкин быстро прикинул все возможные причины этого заедания, постарался сам установить их и устранить, но ничего не получалось. Старшина немедленно доложил командиру БЧ-Н, который вызвал в центральный пост специалистов. Что же случилось? Почему заело основ ную цепь прибора? Оказывается, в одном из механизмов большой кинематической цени сработался шарикоподшипник, зна чительно износился сепаратор, шарики за скочили между внутренним кольцом и се паратором. Почему это произошло? w (оцечно, не^мог с^азу сработаться ша^ Много потрудился старшина. Пришлось начинать с начала — знакомить матроса с устройством оружия, регулярно проводить тренировки и учить, как надо действовать при подготовке к бою и в бою. Сейчас матрос Балашов хорошо знает специальность, и старшина ходатайствует о зачислении его на штатную должность специалиста. j Старшина Мукосеев — активный об щественник. Комсомольцы избрали его сек ретарем комсомольской организации ко рабля. С этой работой Мукосеев справляет ся хорошо. Вполне заслуженно фотокарточка стар шины 2 статьи Мукосеева помещена на Доску отличников боевой и политической подготовки. Старший лейтенант С. ПОЗДЕЕВ. рикоподшиппик, это происходило посте пенно. В мастерской данный узел не подвер гался ремонту. Следовательно, это должен был проверять старшина 2 статье Мин кин. Но так как такую деталь относят к категории «винтика», «мелочи», то у нас зачастую не обращают на нее внимания. А эти самые «мелочи», «винтики» и яв ляются причиной ненормальной работы приборов, механизмов, а иногда и срыва стрельбы, когда на них не обращается должное внимание. Можно привести еще один случай, по казывающий, что о «винтиках», «мело чах» нужно всегда помнить и огносяггвся к ним с той же серьезностью, с какой сле дят моряки за «тлавными» деталями. Дальномерщик старший матрос Верхо лазов. казалось, всегда содержал дально мер в порядке, регулярно его осматривал. По при осмотрах и проверках дальноме ра он никогда не включал против«про жекторные стекла. Он считал, ломцимо- му, что ими никогда не придется тмьео- ваться, поэтому нечего жх и включать. Однажды Верхолазов поручил молодому специалисту произвести осмотр и проверку дальномера. Тот все внимательно осмотрел, проверил исправность всех механизмов, маховичков и в конце проверки включил противопрожекторньге стекла, забыв потом их выключить. Разумеется, он доложил Верхолазову, что осмотр и проверку про извел, никаких недостатков не обнаружил. На следующий день предполагались стрель бы по конусу. Когда дальномерщик Верхолавов црко- тожлса Cl дзмеревдв. Флотские стрелковые ссревнования На-днях па флоте проводились отбороч ные стрелковые соревнования офицерского состава. Первым tea огневой рубеж вышел офи цер Турапский. На ходу он расстегивает кобуру, делает два выстрела и бежит к сле дующей мганенп. Снова гремят выстрелы. Так на бегу с дистанций пятьдесят, со рок, тридцать и двадцать метров Турап* ский добился шести 'попаданий и выбил наибольшее количество очков. Ему при суждено первое место. По количеству попаданий и выбитых очков второе место занял офицер Кагано вич. Хороших результатов добились офице ры гг. Гусев, Смпрпов, Ря?апов и Антонов. Победители состоявшихся соревнований будут участвовать в борьбе за п рвешкггво по стрельбе из личного оружия на первен ство Военно-Морских Сил. (Наш корр.). Из отстающих в передовики А нашего Комсомольская организация подразделения внимательно следит за учебой личного состава. По ее инициативе отличник боевой и политической подготов ки курсант Беляков оказывал помошь от стававшему в начале года курсанту Коз лову. Теперь Козлов научился работать над кппгой, хорошо .усваивает материал и является передовиком учебы. Нурсант Н. ЗЕНИН. лось, что он ничего не видит в дальномер. Он не поверил своим глазам. Верхолазов, вспешке и сильно волну ясь, несколько раз обежал вокруг дально мера, пробовал провернуть маховик, во все оставалось попрежнему — деталь не вра щалась. Надо было доложить командиру о неисправности дальномера. Командир пытался caw выключить про- тивопрожекторпые стекла, но так как все это делалось вспешке, то дальномер по- прежвему оставался с включенными про- тивапроакекторными стеклами. Почему это произошло? Старший матрос Верхолазов, хотя и был грамотным дальномерщиком, но не учел всех «мелочей» и «вшггикоз», которые его и подвели. Если бы Верхолазов не то ропясь, внимательно все продумал, то протпвопрожекторпые стекла были бы свое временно выключены. Заедание в механиз ме включения стекол именно и произошло •потому, что им никогда не пользовались, своевременно це проверяли, не смазывали. После стрельбы эта неисправность быстро была устранена самим же дальномерщи ком. Можно было бы привести еще целый ряд подобных примеров и все они говорили бы об одном — надо всегда помнить о «мелочах» и «винтиках», чтобы избе жать неприятностей, вытекающих из мелочей, и тогда материальная часть все гда будет находиться в боеспособном со стоянии. Инженер-майор М. КОТОВ. ljitp94Qg-KaniiT£H В. ЩЕГОЛЕВ, i Старшина 2 статья Вячеслав Шютни- ков вращает верньер иастройкж. Высокие звуки точек #т тире назойливо проникают через наушники не только в уши радела*, во в стоящих рядом людей. Неосведомленному в профессии радиста человеку невозможно вообще что-либо по нять в этом хаосе звуков. По старшина Плотников быстро вращает верньер и вдруг неожиданно останавливает ето. В наушниках, кажется, до «порядка» еще далеко, но Плотников, поворачивая верньер вправо-влево, быстро отсела все постороннее и теперь записывает что-то иа бумагу: эти отчетливо слышимые се стогопы точки и тире адресованы только одному радисту Плотникову, и оп их уло вил, он нх принимает и понимает. Много и долго надо тренироваться, что бы стать мастером эфира* Этого достиг старшина отделения радистов комсомолец •старшина 2 статьи Плотников. Сегодня он обучает молодых радистов. На вахте маггрое Шорников. Давно надо было уже приступить к приему радио графы, но Шорнпклв все еще крутит верньер настройки. Оглушенный громким треском и неразборчивыми звуками, вах тенный нервничает. К нему подходит старшина отделения. Тонкий слух опытно го радиста раздражен продолжительным шумом, свистом и треском. Шорников неуверенно разжимает паль цы, освобождает верньер и выжидающе смотрит на старшину. Но Плотников не пытается настраиваться, он тянется ру кой к антенне. Одно движение, и в науш никах такая тишина, будто приемник вы ключился или к нет? не поступает пита ние. Но старшина медленно’ начинает вращать верньер, и вот послышались зна комые «та-ти-та», онп усиливаются, и радист Шорников б^рет в руки карандаш п начинает быстро водит им ’ по листу бумаги. — Почему вы долго яе могаи настро иться? — спрашивает Плотников ради ста, когда радио 1 рамма была принята- *— Не знаю, товарищ -старшина. Я, кажется сделал все, что требовалось. — Кажется! Плохо, ^что «кажется», антенна-го была прижата к обшивке передатчика! Радист Шортиков, заступая на вахту, не осмотрел аппаратуру, то-естй нарушил инструкцию. Это стало предметом обсуж дения со всеми радистами отделения. *— Нельзя таль, — говорил старшина подчиненным. — В боевое время секунда дорога, падо ловить станцию в один мо мент... В бою радисты не будут по два часа передавать для шас одну и ту же ра диограмму1. ‘Есть в отделепии старшины Плотнико ва и такие радисты, кому не нужно ока зывать помощь на вахте, кто по приему и передаче, по знанию материальной части порой не уступает и самому командиру. Отличники боесой и политической подго товки старшие матросы Стениловский, Бабанин, Умников и матрос Титов счита ют радиодело своей излюбленной про-, фессией. Вахту они несут добросовестно, инструкцию, которую знают напамять, вы полняют как приказ — точно, пунктуально. — Берите пример с отличников, — учит молодых радистов Плотиков, — наблюдайте «а их работой, тренируйтесь так же непрерывно и напряженно, как они, и вы достигнете мастерства. Обучение подчиненных специальности — боныпое жло, требующее времени и умения комсомольца. Нельзя овладеть 9 совершенстве специальностью, если ты будешь недисциплинирован. Как можно дорожить каждой секундой времеяп, не зная цены этой секунде в бою? Как можно работать ч °т о , диспи- плияированно на одюче, будучи в жизни, в службе нерадивым бойцом? Все это тес но связано между собою. Сознательное от ношение к исполлаштго своих обязанно стей на боевом посту, уставная дисци плинированность везде п всегда, овладе ние специальностью — единый комплекс, составляющий смысл сдужбы советского военного моряка. Об этом не раз говорил своим подчиненным старшина Плотников и для иллюстрация свопх правдивых слов приводил яркие, убедительные факты. Радист Мелехин владеет специально стью посредственно. Чтобы стать отлични ком боевой и политической подготовки, ему надо еще много и много трудиться. А почему Мелехин так медленно осваивает радиодело? Ответ прост: радист не в ладу живет с уставами. Однажды после сигнала на приборку Мелехин долго не приступал к работе, а, приступив, делал так, что даже его товарищам было неприятно глядеть. Ме лехин получил дисциплинарное взыскание. Не отличается глубоким знанием спе циальности и радист Шор'шков. Причи на этому тоже ясна: Шорников часто нарушает распорядок дпя, форму одежды, за что имеет взыскания. Следовательно, чтобы овладеть хорошо специальностью, надо сначала понять важность требования уставов, а, поняв Э 1 и требования, выполнять их неукосни тельно, так, как положено делать совет скому воину. Многие матросы отделения старшины Вячеслава Плотникова все это хорошо понимают, о чем свидетельствует высокая выучка радистов-отличшгков. По такие, как Шорников и Мелехин, еще тянут от деление назад, накладывают на него пят но дисциплинарными взысканиями. С ни* мп приходится много работать старшине отделения, и он работает, учит, воспиты вает. ...В столе секретаря партийной органи зации корабля лежит фотокарточка ком сомольца старшины 2 статьи Вячеслава Плотникова, сфотографированного у раз вернутого флага корабля. На •обратной стороне ее значится надпись: «За отлич ные успехи в боевой и политической под готовке старшине 2 статьи Плотникову Вячеславу Алексеевичу». Эта фотокар точка на-днях будет вручена отличному радисту комсомольцу Плотникову. Капитан И. БЕРЕЗКИН. Два метода обучения Умело организует обучение своих подчи ненных старшина 2 статьи Сидоров. К за нятиям он всегда составляет конспект, го товит схемы и место занятий. Это помогает старшине преподать материал интереса) и живо. Особенное внимание Сидоров уделяет си стематическим тренировкам в приеме и пе редаче радиограмм. Он тщательно следит за работой подчиненных, каждую неделю сни мает нормативы. Па раэборе учений стар шина об’ясняет ошибки, допущенные ради стами, рассказывает, как нужно их устра нять. С отстающими оп проводит дополни тельные тренировки. Поэтому у него ма тросы хорошо знают свою специальность. Совершенно другая картина наблюдает ся в группе радистов главного старшины Шемякина. Занятия Шемякин проводит без конспекта, без наглядных пособий. За по следнее ‘Время главный старшина прекра-* тил тренировки радистов по приему и пе- p.йаче па ключе. В результате радист Тре- щев уже длительно: время не допускается к самостоятельной вахте. Почему же так по лучилось? Шемякин не доверяет молодому радисту Трещеву,, боясь, что ма трос по неопытности сделает нарушение или выведет из строя радиоаппаратуру. И главный старшина решил радиста не до пускать к технике. Такая практика в обучении малоопыт ных специалистов порочна. Обучение радиста должно сочетаться с самостоятель ной работой на аппаратуре под контролем старшины. Шемякин забыл, что подготовка радистов требует регулярного и кропотли вого труда. Главный старшина М. КИРИЛЛОВ. Лучшие артиллеристы корабля старшее матросы Михаил Косабутокий в Мя- хавл Окуне® (все задачи по стрельбе выполнили ва «отдечво». Н А СНИМ КЕ: старшее мпросы М . Ц клбутаиА я М . Ожув*. j пулемет». Ф о то М . Б угр ом ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz