На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.
16 июня 1948 г., № 140 (3136). ПА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я I Контроль и помощь в учебе коммунистов Месяц тому назад состоялось партийное собрание, посвященное проверке выполне ния решения отчетно-выборного партийно го собрания. Из доклада секретаря партор ганизации тов. Осипова было видно, что бюро заметно улучшило руководство по литике»:ким просвещением коммунистов. Большинство члене® партии изучает Старшины в системе политических за нятий изучают сейчас «Краткий курс истории ВКЩб)». Некоторые коммунпсты- старпгины. папример, тт. Масалшт и Запорожпый нуждались в помоши. Пар тийное бюро организовало дополнительные собеседования. Коммунист Парфенов прово дил собеседование по первым двум_главам историю ВКЩб) самостоятельно. Отдельные Краткого курса. Масалин, Задорожный, товарищи, например, старшина 1 статьи Рушманов припггмалп активное участие в Артеев и старший сержант Тихомиров,. обсуждении вопросов. Офинер Парфенов Выходной день матросов одного корабля оболцил выступления, дополнил их. Такягм образом, коммунисты-старшины смогли лучше усвоить изучаемый материал. Партийное бюро повседневно осущест вляет контроль за учебой членов и канди датов ВКЩб) и оказывает им помощь. Это способствует 1 >осту активности коммуни стов. усилению воспитательной работы с бойцами. Так, например, член ВКП(б) старшина 1 статьи Габов ио заданию парт бюро провел о матроса!ми беседу на тему: учатся в школе партийного актива. Пар тийное бюро стало осуществлять повсе дневны й контроль за учебой членов и кан дидатов партии. На одно нз заседаний бюро бьг.тп приглашены коммунисты тт. Гранат и Соловьев. Их слушали о том, как они повышают свой идейно-политиче ский уровень. Что же было выявлено? Тов. Гранат систематически работает над собой. Он изучает «Краткий курс исто рии ВКП(б) », систематически читает марксистско-ленинскую литературу, худо- «Вооруженные Оп.ты — верный страж жественные книги. На занятиях офицер мирного труда советского народа,). Слуша- Грават принимает активное участие в , тель школы партийного актива кандидат обсуждении теоретических вопросов. Высо- в члены ВКЩб) тов. Артеев часто высту кал полптиче:кгя грамотп:сть иомчхает' пает па партийных собраниях, остро крп- тов. Гранат успешно выполнять свои слу- i тикует недостатки, вносит дельные пред- жебные обязашюсти. j ложения. Это оУясняется прежде всего его Совсем плаче отстоит дело с уч*%и у ' идейно-политическим ро-том. Заметен рост коммуниста топ. Соловьева. Па заседании и члеяа вкп(б) старшего сержанта тов. партийное бюро оп заявил, что изучил См 1 Ф 1 Гова. Он хорошо усваивает материал ' ^Краткий .курс истории ВКЩб)» еще в ; 11,1 политзанятиях, умело ведет кон-j 1945 году и что ему сейчас изучать исто-i спект по истории партии, регулярно ни- i рию ВКЩб) «нет нсобхоj имоли». Однако, | тает художественные произведения статьп когда Соловьеву было задано несколтл’о 1 газет и журналов. Гакие книги, как; вопросов из истории партии, он не смог дать на них четкого ответа. Партийное Т «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке » Б. Нолевого, «Лю- бгсро напомнило Соловьеву о долге комму- ,1If с ТГКСТ0!"1 <’овсстыо» П. Вершпгоры ста- ннста — учиться. * I Ди любимыми книгами моряков. • В своей повседневной работе секретарь! г П psuo МК53,Ы рг3эты ? става партпГгюГ, оргашладЕП тов. Огштов онп- бюр<> поизшают* 470 ош> иа дсло иоРется р а т я на членов бюро, па широкий акгтгв 3“ в ? "™ ь принятых па от- «ошутпгстов. Он лично дам консультации ’‘стнэ-вь^орном соорашш решении. в помешь изучающим историю партии. Главный старшина А. ГАНЕННО. Б л е т н ы й д е н ь Солнечный теплый день. Раннттм утром летчики и техпикп прибыли на* аэродром. Начались последние приготовления и ос мотр самолетов, вооружеппя, приборов. Командиры экипажей проверяют знание летчиками задач на лгтный день. Секретарь партийной органпзапии и чле ны партийного бюро согласно плапа рабо ты партийного обеспечения летного дня, беоедуют с коммунистами. Редакторы бое вых листков тт. Гордеев, Тютиков говорят с военкорами. Онп собирают материалы для выпуска боевых лпегков. Точно в назначенное время самолеты уходят в воздух. Свое подразтеленне ведет опытный летчпк участник Великой Оте- ч:ственной войны офицер тов. Петров. Самолеты идут на полигон. Коммунист старший техппк по вооруже нию тов. Романов наблюдает за конусами. Он переживает за свою работу по псаготоьке конусного хозяйства для учебы летчиков. Через несколько мипут первые экипажи отстрелялись. Конусы сбрасываются, и тов. Романов подсчитывает попадания. Экипаж коммуниста Быстрова в этот день выполнил воздушную стрельбу на «отлично». Хорошо стрелял экипаж тов. Гордеева. Лучше всех в этот день стре лял комсомолец Гренадеров. Оп намного I перекрыл норматив. Таких результатов Гре надеров добился благодаря упорной учебе. Оглнчпо выполняли задачп тт. Критнов и Рожков. Плохо стр°ляли тт. Судаков, Понамарев. Онп несерьезно отнеслись к выполнению стрельбы. Самолеты еще в воздухе, но тг. Гордеев ~ т,'"-"глп b ^ vc - птлп «Боевые листки». В одной из статей показан радист Николаев, подготовивший материальную часть к полету. В статье «Подготовка са молета» показана хорошая н слаженная работа экипажа. Член ВКП(б) тов. Соломенпк п комсомо лец Копытков хорошо оформили итоги воздушной стрельбы. Их монтаж убедитель но показывал, как подготовка экипажей на земле отражается на выполнении задания в воздухе. Недостатком летного дня отмечено то, что полигонная служба задержала букси ровку щита. Особенно плохо работала ка терная группа, что вызвало задержку в буксировке самолетов. Это нарушало орга низацию полетов. В целом летный день прошел хорошо, летчпки сделали еще один шаг вперед в учебе. Лейтенант П. ТИЛИНИН. 1 1 ОСЛЕ кропотливого тоття р* механизмов и упорной боевой н поли тической учебы за неделю матросы старшины корабля культурно и инте ресно пров ли выходной день. Увольняющиеся с корабля матросы и старшины побывали в военно-морском музее Северного флота. Здесь они по знакомились с историей создания флота и его участиям в Велпкой Отече^'т- ной войне. Па снимке Л* 1 матросы Ко жухов, Конов и Игнатьев у картины ге роической гибели сторожевика «Туман». Ведет беседу экскурсовод П. Никитина. За красными столами, в каюте полит- просветработы п библиотеке в выгодной день побывало много матросов н стар- нпгп. Здесь они культурно л полезно провели время: читали художествен ную литературу, свежие газеты п жур налы. Машпнпст-турбинист комсомолец матрос Николай Стрелков (сиимок Лг 2, на переднем плане) является одним нз активных читателей библиотеки. Только за последний месяц оп прочитал роман И. Эренбурга «Буря», А. Фадеева «Раз гром» и ряд других книг, а с Йчас читает «Люди из захолустья» А. Малышко. Вот шлюпка старшины 2 статьи Кпр- сеева (снимок № 3) вышла на трени ровку. Моряки готовятся к состязаниям на первенство. В составе шлюпочтгков старший матрос Борисов, матросы Бес сарабов и Дудоров. Они — артнллерн- сты п на тренировках по стрельбе пере выполняют нормативы. В составе шлюпочной команды они лучшпе гребцы. В этом сезоне, несмотря на то, что состав команд значительно об новился, благодаря усиленным тренировкам достигнут ряд тобед. В соревнованиях тервенство подразделения плюпка на веслах завоевала t-е место и под парусом — 2-е место. В прошедшее вос кресенье шлюпка старшины 2 статьи Кирсеева на веслах опять вышла победителем в соединении. Перетягивание каната — один из лю бимых витов спорта па корабле. Поме- ряться силами всегда есть много желаю- шпх. Коммунист старший матрос Коваленко в часы отдыха один та ак тивных инициаторов в организации со ревнований по перетягиванию каната. В этот день под его руководством встре тились команды БЧ-Н п БЧ-V, возглав ляемые старшиной 2 статьп Бессарабо вым и матросом Алекганичевым. Победу одержала команда БЧ-Н (снимок 4). В кубриках шла игра в шахматы, шашки, домино. На корабле проводится шахматный турнир. В нем участвуют 15 матросов и старшин. Окончен первый круг. Внпреди рулевой матрос Бирюков (снимок Л5 5, слева), набравший 13 с половиной очков из 14 сыгранных пар тий. На втором месте — старший матрос Чефанов. После сыпанных партий вто рого круга у них одинаковое количест во очкпв. Дальнейшие игры выявят чемпиона корабля. . Затейниками веселого н разумного от дыха матросов и старшпп являются участники художественной самодеятель ности. Старший матрос Пизов пкий хоро шо играет на аккордеоне (снимок Л? 6 ), визирщпк старший матрос Козлов — лучший запевала, старшина 1 статья Кантппев, старигина 2 статьи Федоров, старший матрос Воронков п матрос Кей да — танцоры. Музыкой, задорной пес ней н веселой пляской онп обеспечива ют личному составу культурный отдых в часы досуга. Передовики боевой и политической подготовки накапупе п в выходной день совершили культпоход в Дом офицеров па вечер отдыха личного состава, по смотрели кинофильм «Подвиг разведчи ка». На корабле для личного состава . демонстрировались кипокартппы «Мик- лухо-Ма>клай» п «Петр I». Полезно п культурно отдохнув, моря ки с новой силой взялись за учебу, за повышение своего боевого мастерства. Фото М. БУГАКОВА. Текст К. ТРОНЕВА. Быть дщшинкрованным матрош требует присяга Велико значение дпепиплттпы па войне, она дает возможность лучш выстоять в борьбе с врагом, победить -его. Но и в мир ных услозиях- без дпецпплнпы невозможны нормальная жизнь и оЗуч ние войск. Зна чение дисциплины в армии, как в боевых условиях, так и в условиях мирного перио да, не раз подчеркивал товарищ Сталин. Недисциплинированность даже одного матроса, забвение им своих служеб ных обязанност й, пренебрежение ими мо жет привести к невыполнению задания и к аварии. Матрос Вильдяицев во время учебной торпедной стрельбы по халатно сти не включпл переключатель. Прибор пе вырабатывал данных стрельбы. Так Виль- дянцев свел на-нет усилия всего личного состава корабля. Или возьмем другой случай. Один мото рист допустил аварию только пз-за своей недисциплинированности. Не спустил во время воду и разморозил головку дизеля— тр снул чугуп. Вот еще одпп пример, показывающий важность диецпплппы и в мирных усло виях. Командир орудия Сорокин па трени ровках по открыванию и закрываппю зам ка но требовал, чтобы вставляли уч бную трубку. В итоге на зачетных стрельбах орудие Сорокина сд лало пропуск, так как замковый и на этот раз не вставил трубки. Понятно, к каким результатам могла бы привести такая пеор жность в бою. Корабль готовится к бою не только во время непоср дственнои боевой подготовки, во время учений, а и повседневно. Вся дея тельность личного состава в условиях каж додневной службы обесп чивает боеготов- пость корабля. Вот почему воипская при сяга требует от матроса жел.зной дисцип лины, которая «есть строгое и точное соб люл ние всеми военнослужащими порядка п правил, установленных законами п воин скими уставами», которая обязывает: — «точпо выполнять требования воин ских уставов, приказы п приказания на чальников; — стойко переносить все тяготы п ли га ния возипой службы, не щадить своей крови и самой жизни при выполнении воинского долга; — строго хранить военную н государст венную тайну; — быть, честным, правдивым, добросо вестно изучать воепно: дело и всемерно бе речь военное и народное имущество; — оказывать уважепие- начальникам н старшим, строго соблюдать правила бонн ской вежливости и отдания чести». (Из Дисциплинарного устава Вооружепных Сил Союза ССР). Не сможет матрос нести свою службу так, как того требует присяга, если не будет диеппплпнированным, пе будет по стоянно помнить, что в дисциплине глав ная сила армии и флота. Воинская дисциплина — это прежде всето добросовестное несение 4 всеми воинами своей службы, строгое и точ ное выполнение уставов н наставлений, правил внутреннего распорядка, приказа ний командиров и начальников. Для этого надо хорошо зпать уставы (там все предусмотрено, что требуется для службы), выполнять вс: приказания коман дира. Его приказ — закон для подчинен ных, потому что дисциплина поддержи вается в повседневной жизни приказами командиров. Воинская дисциплина складывается из ряда моментов. Почему, например, тре буется, чтобы боец отдавал при встрече честь офицеру? Пе является-ли это про стым знаком внимания, внешней формой отношений между начальником и подчи ненным? Нет конечно. Ведь матросы н офицеры нашего флота — сыновья одной семьи советского паро да и выполняют одну и ту же задачу и цели у них одни. В годы войны они стоя ли плечо к плечу, локоть к- локтю, вместе участвовали в боях, вместе были под огнем, вместе кровь проливали, вместе отстояли свою Родину от врата. И сейчас они выполняют одни и те же задачп. Как же им не отдавать друг другу воинских почестей! Как же бойну не приветствовать офицера, если офицер руководит им, учит его военным и полити ческим знаниям, а в случае необходимости ведет в бой за нашу страну! Или, скажем, зачем нужно, чтобы матро сы вставали, когда к ним входит или об ращается офицер? Все для того же — для поддержания дисциплины. Ес.тн матрос привыкнет всегда приветствовать офицера, стоять перед ням смирно, он всегда будет помнить, что перед ним его начальник, н никогда не позволит себе ослушаться, пе выполнить приказания. А когда матрос привыкнет выполнять все приказы, не будет чураться «черной» работы, пугаться трудностей, научится преодолевать их, тогда ему легче станет переносить все тяготы военной службы, успешнее он будет нести ее. Оп и сам станет хорошим моряком и успехи всего корабля будут выше. Ведь корабль — это очень сложный механизм, бесперебойная работа которого зависит от каждого вин тика. Другой молодой матрос может подумать, что дисциплина играет решающую роль лишь во время боя, а если в мирное вре -1 мя, так во время учебной тревоги, в уело- j виях, близких к боевой действительности. j А какое, например, для боеготовности ко-1 рабля имеют значение бдительное несение вахты пли дежурства, корабельные рабо ты или занятия? А ведь здуматься, так прямое отноше ние имеют. Вахты или авральные работы в мир ных условиях, помимо того, что онп нуж ны сами по себе, приучают личный состав к быстрому и четкому выполнению всех команд, воспитывают дисциплинарные п боевые навыки. Нет ничего па корабле, чем бы можно было пренебрегать, все надо выполнять четко, быстро, по уставу. Вот, скажем, есть на одном из наших кораблей старший матрос Сергей Бритвин. Он три года служит па флоте. И все три года служит так, как требуют от него воен ная присяга, военные уставы и настав ления. . . . . Бритвин хорошо изучил свою специаль ность электрика, воинское дело. Вот уже больше двух лет его имя постоянно нз Доске отличников. Бритвин относится к своему делу любовно, с огоньком. Он не боится никакой трудной работы, все при* касания выполняет быстро и четко, ^он привык к дисциплине, она стала неотъем лемой частью ето характера. От коман дования Бритвину об*явлено 30 блато- дарпостей за хорошую работу по спе циальности, хорошее несение вахты, де журства, плаио-предупредитсльный ре монт и т. д. Он два раза получал внеоче редные отпуска, за образцовую боевую и политическую подготовку получил денеж ную премию. Таким матросом, как Сергей Бритвин, все гордятся! Ему и почет на корабле и уважение, и любовь от товарищей и на чальников. Бритвпну не стыдно глядеть им в глаза. Он чсстпо выполняет свой воинский долг. Доверили ему быть военным моряком, доверил ему народ стоять на страже интересов Родины — он оправды вает это доверие. Почему Бритвин служит успешно, по чему его трудности военной службы не тяготят? Да потому, что, поняв, что от него требует служба, он приучил себя к дисциплине, к быстрым, четким действиям. Если прозвучал сшпал побудки, он сразу встает, а не тянется, на своем посту он всегда первый, оружие свое и заведывапие содержит в порядке. Это стало ето при вычкой. а привычка, говорят, вторая на тура. Вместе с Бритвиным служит матрос Се лезнев. К нему отношение экипажа корабля иное, недружелюбное. А по чему? Да потому, что он забыл о своей присяге, не выполняет свой воинский долг, пе оправдывает доверия, которое ему оказали. Был он ствршиной, и сместо того, чтобы ответить на выдвиже ние еще лучшей учебой, воинской подго товкой, зазнался, ста* пренебрегать свои ми обязанностями, допускал нарушение инструкций. Разжаловали его, перевели в строевые. Вернется он с флота, спросят его дома, спросят знакомые, друзья: «Как служил?». Что он ответит? 0 чем расска жет? 0 том, что вместо того, чтобы кре пить мощь своего корабля, тянул его на зад. позорил его?! 0 том, что не был он настоящим матросом, боевым моряком?! Все матросы корабля осуждают доведе ние Селезнева. Да это и попятно. Каждый понимает, что не можем мы в своей среде терпеть недисциплинированных мЬряков. Всем нам дорога честь нашего флота, всем нам нужпа н важна его боевая мощь, а отсутствие дисциплипы даже у отдельных матросов ослабляет ее. Дисциплина пашей армии и флота ни чего общего не имеет с дисциплиной армий капиталистических стран. Там она направ лена на укрепление порядков, враждебных народу, построепа на оболванивании сол дат, превращении их в механических ис полнителей чужой воли. Паша же воинская дисциплина основана, прежде всего, нз по литической сознательпостп воинов, верных сынов своето парода — строителя комму низма. Мпого кровп пролил наш народ, много жертв ирппес он, чтобы победить йрага, отстоять нашу землю от рабства и неволи, сохранить свою свободу. А ныне снова точат па нас зубы капиталисты. Не дают им покоя паши успехи. Вот пам и надо держать порох сухпм. быть всегда в боевой готовности, чтоб в любую минуту высту пить на защиту пашей дорогой Родины. Крепить дисциплину обязывает тебя твой воинский долг, присяга, которую ты дал своему народу. Капитан 3. С0К0ЛИНСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz