На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.
НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я ¥в июня 1048 г., № Ш (31357. 'Жг=лцигаг А г и т а т о р , про ч т и м а т р о с а м ! ДОНБАСС СЕГОДНЯ Те, -кто сражались за освобождение Дон басса от немецко-фашистских захватчиков и приезжают сюда сейчас, не узнают горо дов и рабочих поселков прославленного края утля и металла. За короткий срок, немногим болев четы рех лет, труженики Донбасса восстановили я построили вновь сотни угольных шахт. Возвращены к жизни крупнейшие горлов- ские шахты имени Ленина и имени Ofмтам/ старейшая шахта «Кочегарка», которей в атом гаду исполняется 75 лет. В Красноар мейском районе вооста(шшвна на полную довоенную мощность большая шахта имени Георгия Димитрова. Вошла в отрой шахта имени Челюскинцев, представляющая собой механизированный завод под аемлей, и мно гие другие. Восрождаемые шахты оснащаются пере довой техникой. В забой пришли маптнны. Так, на/пример, подрубка и епрузка утл* в крупнейшем комбинате «Сталинуголь» уже механизированы более, чем на 90 про центов. Широкое применение получили от бойные молотки и врубовые машины. Их проговолгг восстановленный в центре Донбасса горловский машиностроительный завод имют Кирова. Инженеры и техники завода сконструировали и освоили ^сколь ко марок отечественны! врубовых маппга. Все оня по своим •качествам превосходят лучшие лаграиичиые образцы * позволяют горнякам достигать выеоюой производи тельности труда. Известный в Донбас се машинист врубовой машины лауреат Сталинской премии Герасим Запо рожец я его ученик Антон Очепнра довели месячную выработку на врубовке горлавсюэго завода «ГТК-3» до 12 — 14 тысяч тонн угля, что в пять раз превышает установленную норму. В послевоенные го ды горлсвскпе машиностроителя югофовнли уже сотни врубовых машин «ГТК-3». Недавно коллектив завода порадовал шах теров нсвыып достижениями — выпуском первой партии самых мопщьгх врубовых машин типа MB с мотором мощностью в 60 киловатт. Эта машина предназначена для добычи кратких углей. Ее прошводивль- ность в 2 — 2,5 роза выше выпушенных ранее врубовок. На базе мощной врубовки МВ-60 в Горловке сконструированы горные комбайны «ВОМ-2» в «С-40». Эти машины полностью механизируют про цесс выемки угля, т. к. одновременно про изводят его ноцрубку, о*Л5ойку и навалку на конвейер. До конца послевоенной пяти летки заоод даст шахтам Донбасса <идругих угольных бассейнов страны тысячи новых врубовых машин и сотни угольных ком байнов. Большой вклад в дело механизации шахт Донбасса сделали машиностроители ново краматорского завода имени Сталина. Они выпустили новую мощную шахтшмюд’ем- ную машину с бицидиндроюоничеюким бара баном, ‘которая способна поднимать уголь с глубины более 1.000 метров. Подобных под’еогных машин еще не знает угольная промышленность. . Советское правительство высоко оценило труд шахтеров-восстановителей. Лучшие из них награждены орденами. Учреждена медаль «За восстановление угольных шахт Донбасса». Медаль эту уже получил* семь тысяч горняков. Огромную работу проделали восстанови тели Донбасса. Из затопленных аратом шахт опи выкачали насосами сотни мил лионов кубометров воды — в два раза больше, чем ее имеет река Северный До нец. В ближайшие годы производственная мощнапъ Донецкого бассейна вырастет по*ггн в «два с половиной раза. Намечено построить сотни новых крупных шахт. Больших масштабов £аботы ведутся на восстановлении и строительстве металлур гических нретприятнй Донбасса. Снова дают свою продукцию заводы Оталино, Макеев ки, Енакиаво, Мариуполя, Константине®кл, Краматорска. На берегу Азовского моря, близ Ма риуполя, раскинулись заводские корпуса Южной Магнитки — завода «Азовсталь». Здесь ударными темпами монтируются мощный блуминг и крупный рельсо-балоч- нын стан. Оба мощные металлургические ДОНБАСС. М*кее»сосий металлучте- чесшй 99*09 ям. Кжюва. НА СНИМКЕ: *ющц&я доменная печь М I, Металлурги доменного цеха завода этом гаду уже дали оэерх плана не сколько т нот тоня ч угут Фото С. Гендельмаяе. (Фоггохроинка ТАСС). -----------+ « агрегаты в иынешием году будут сданы в эксплоатацню. Большое оживление на строительных площадках восстанавливаемого макеев ского завода «менв Кирова. Здесь в 1948 году должен вступить в строй новый мар теновский цех с 5 печами. На металлурги ческом заводе имени Сталина в текущем году должна быть задута доменная печь N 1. Восстановительные работы в Донбассе приняли широкий размах. Десятки тысяч рабочих стоят на строительных лесах. По железнодорожным магистралям на донец кие стройки идут эшелоны с оборудова нием н материалами. Москвичи и ленин градцы шлют машины, Киев и Львов — оборудование, Ужгород — лес. Только в Сталинской области ежедневно на строи тельство затрачивается свыше 10 миллио нов рублей. Успешно разрешена в Донбассе проблема использования горелых шахтных пород, как сырья для производства строительного материала. Недавно на шахте >5 8 «Вет ка» треста «Куйюышевуголь» сдан в эвеплоатацпю первый завод по переработ ке горных пород. Пз породы изготовляют ся бетонит, минеральная вата, кирпич. В ближайшее время будут созданы десятки таких заводов. Невдалеке от шлаковых отвалов метал лургического завода имени Сталина начато строительство двух мощных предприятий по изготовланию шлаковых блоков и изо ляционной ваты. В Краматорске и Ма риуполе организованы мастерские гипсо вых строительных деталей. В этом году по решению Министерства угольной промышленности западных райо нов СССР в Донбассе начинается строи тельство широкой сети шоссейных дорог. В течение 1948 — 49 гг. в Сталинской, Воропгиловградской и Ростовской областях будет проложено около 400 километров новых первоклассных шоссе, которые свя жут между собой крупные шахтерские районы Всесоюзной кочегарки. В конце года на 112 километрах новых шоссей ных дорог откроется автомойциое р в е ние. 20 новых каменных и песчаных карьеров ведут разработки для обеспече ния строительства материалами. Сооружает ся 8 передвижных асфальто-бетонных ea- водов и широкая сеть реагоняю-вюкаииче- екпх предприятий. Строительными работа ми руководит созданный в Сталчшо трест «Донбассдорстрой». Воороедаются города к рабочие посели Донбасса. В Сталино на главной улице имени Артема, восстановленной почти пол ностью, красуются здания Дома инженеров и техников угольной промышленности, облисполкома, комбината «Сталинуголь», управления Северо-Донепкой железной до роги, универмага и другие. Шесть трам вайных маршрутов связывают цейгр горо да с отдаленными окраинами. Восстанавли вается водопроводая сеть. Многие квар тиры в городе газифицированы. Снова ра ботают Донецкий государственный театр оперы п балета, Украинский драматический театр, кино^ клубы. В городе Рутченково открыты три выс ших учебных заведения, десятки технику мов, более сотни начальных и средних школ, много ремесленных училищ. При До нецком индустриальном институте имени П. С. Хрущева работают курсы командиров угольной промышленности. Здесь овладевают наукой горного деда многие знатные мастера угля. В их числе известный проходчик шахты № 10-био Николай Лукичев, навалоотбойщик шахты имени Феликса Кона Афанасий Кедя. знат ный врубмашинист шахты Ms 1 Павел Мосин и другие. В городе создано крупней шее научно-«сследовательское учреовдеине — Донецкий институт угля. Он руководит техническим оснащением восстанавли ваемых и вновь строяшюся шахт. Возвращены к жизни разрушенные вра гом шахтерская Горловка, города прослав ленных металлургов Макеевка и Ма риуполь, центр тяжелого машиностроения — Краматорск. За послевоенные годы в городах Сталинской области восстановлено к построено 3.426 тысяч квадратных мет ров жилой площади. Сто тысяч оставших ся без крова семей получили квартиры. Растут новые города Донбасса, возник шие в годы сталинских пятилеток, — Зугрэс, Дружковка и другие. После войны близ шахт и заводов Донбасса возникли но вые рабочие поселки. Лучшему из них при своено название «Победа». Нынешней весной в возрожденных го родах Донбасса проводится массовое озеле нение. Десятки тысяч трудящихся при нимают участие в воскресниках. Уже вы сажено несколько миллионов фруктовых, декоративных деревьев и кустарников. В город-сад превращается индустриальный Краматорск. Из донецких городов опять пошли сплошным потоком эшелоны с углем, ме таллом, машинами. Сотни тысяч тонн энер гетических, газовых, коксующихся углей и антрацитов отправляются в разные кон цы Украины,*^ Москву, Ленинград, Таллин, Каунас, Вильнюс, в порты Черноморского побережья. Металлурги Краматорска, Ма кеевки, Сталино отправляют в Ростов-на- Дону, Таганрог, Челябинск железо для са моходных комбайнов, в Белоруссию — сталь для молотилок, в Горький, Харьков — металл для автомашин и велосипедов. Накануне первомайского праздника с ново-краматорского завода тяжелого ма шиностроения имени Сталина на специаль ных платформах отправлены гигантское рабочее колесо для Днепровской ГЭС имени В. И. Ленина и вал для новой мощной гид ротурбины, которую собирают ленинград ские машиностроители. Дм. КОНЫЧЕВ. Донбасс. К 15 -летию Северного флота Действия на морских коммуникациях Бои 1941 года и весна 1942 года в За - 1 Особенно отличался Магомет Гаджи** Он _ ---------- ------------------ впервые применил для атаки аридекр**- лолярь*, как н нз всем советско-герман ском франте, подтвердили полную беспоч венность немецких планов «молниеносной войны», Врат терпел одно поражение за другим.‘ Но впереди еще предстояли суро вые кровопролитные сражения. Необходимо было измотать и полностью разгромить орага. Перед Северным флотом встали в основ ном две задачц. Во-первых, наносить беспрерывные удары по коммуникациям врага я, во-вторых, тщательно защищать свои внешние и внутренние коммуникации. Немецкие войска не располагали в Запо лярье достаточным количеством дорог, а железные дорош вообще отсутствовали, по этому боеприпасы, питание и другие грузы немцы вынуждены были подвозить морем. Из Северной Гермапи? и Норвегии намец- кие транспорты под большим конвоем воен ных кораблей шли -вдоль норвежских бе регов, между островами, узкими пролива ми к Варангер-Фиорду, где были располо жены основные сухопутные части немцев. Морской путь па Севере с самого начала войны стал нашей важнейшей коммуника цией. По нему осуществлялись перевозки важных грузов. Северные океанские ком муникации были под угрозой надводных, подводных и воздушных енл противника, базировавшихся в портах и фиордах Север ной Норвегии. ское оружие. Это было тая. Породна* «ед ка, на борту которой шел старшим шшан- диром М. И. Гаджиев, проникну® во враже ский фиорд, встретила транспорт против ника, охраняемый сторожевиком и двумя катерами-охотниками. Выпущенными тор педами немецкий транспорт был потоплен. Корабли, охранявшие транспорт, стали пре следовать подводную лодку, сбрасывая глубинные бомбы. От взрыва подводная лодка была повреждена, и ва поверхности воды начал появляться соляр, выдавая ме стонахождение лодки. Гаджиев приказал всплыть на поверхность н ввел в дейстаие артиллерию. Как только лодка показалась над водой, корабли противника открыли огонь п пошлп на сближение с ней. Но со ветские подводники в минимально-короткий срок после всплытия, открыли ответный артиллерийский огонь. После пятого залпа сторожевик загорелся ц затонул. Одним из следующих залпов был потоплен катер- охотник. Второй катер-охотник противни ка отвернул и удрал. В истории Великой Отечественной войны сохранился подвиг Героя Советского Союза Н. А. Луппна. В пюле 1942 г. немецкая эскадра в со ставе линкоров «Адмирал Тирпиц» и «Ад мирал Шеер» под охраной большого числа миноносцев п авиации вышла в море с Уже в 1942 году немцы начали созда- целью атаковать крупный конвой, шедший вать в Северной Норвегии маневреппую ба зу для нападения на конвои, следовавшие в Мурманск и Архангельск. В состав пере веденной немцами на север эскадры входи ли линейные корабли «Адмирал Тирпиц», «Шарнгорст» п «Адмирал Шеер», крейсе ры — «Адмирал Хпппер» п «Матцов», с грузом в СССР. Немецкую эскадру обна ружила в море подводная лодка Н. А. Лу нина. Искусно прорвав охранение эскадры, подводная лодка атаковала самый круп ный из вражеских кораблей —•линкор «Адмирал Тирпиц». Торпеды попали в цель и причинили линкору серьезное поврежде- два легких крейсера, до 12 эскадренных нпо. Немецкая эскадра вынуждена была миноносцев, подводные лодки. С этой же j отказаться от операции против каравана и целью немецкое командование перебросило ва Север дополнительное количество само летов — бомбардировщиков п торпедонос цев. Основная тяжесть борьбы на северных морских коммунпкапиях выпала на долю подводных лодок, авиации и торпедных ка теров. Условия, в которых пм приходилось действовать, были весьма трудными. На •высоких скалистых норвежских берегах немцы расставили своп посты наблюдения, береговую артиллерию, построили аэродро мы. Немепкпо караваньт всегда ходили с большим охранением. Нередко на один не мецкий транспорт с грузом приходилось более десятка конвойных кораблей. Усло вия полярной нпчи и подяркого дня, частые штормы, заряш, туманы усложняли дей ствия севрроморпев. Йо северомопгьт, гтМко преодолевая все трудности, активно д°йств^вали на комму никациях и наносили стремительные и дерзкие удары в портах и базах противни ка. Смелые рвйтьт во впаж^ские порты со- вернуться в свои б4зы. Поврежденный лин кор «Адмирал Тирпиц» вышел иа «роя на несколько месяцев. Велики заслуги в действиях на морских коммуникациях у североморских минонос цев. Мипоносцы Северного флота &а время Отечественной войны провели сотни тран спортов, много раз отражали атаки враже ских самолетов и подводных лодок. На бое вом счету североморских эсминцев — де сятки сбитых самолетов и несколько по топленных подводных лодок иротевним. Героически боролись с врагом славные труженики моря — североморские траль щики. Немцы применяли на Севере как но вые типы мин, так и различные методы их использования. Однако наши минеры на учились бороться со всеми техническими новшествами врага и успешно очищали под ходы к портам и базам от вражеских мин. Серьезные и чувствительные удары по врагу па морских путях наносила авиация Северного флота. Истребптели-торпедо- вершали шу » водныа лодкп. За это отваж- ( иоспы, штурмовики, разведчики, бомбарди- ньгм подводникам Стапикпну, Ко’тытттку, ровщики беспрерывно охраняли наши мор- Фисановичу было присвоено звание Героя скне коммупикапии, прорывались во вра- Советского Союза. Североморские пптпоттш^и проявляли в жеские базы и наносили там удары. Вот один яркий пример беззаветного му- боях мпого находчивости п новаторства, жества летчиков-североморцев. Летчп-тормдоносея капитан Аидой Андреевич Баштырков атаковал немецкий транспорт. Гр уи п те корабли шли иод большим охранением. Выбрав самый большой транс порт, Баштырков пошел на сближение. Вражеские корабли пустили в ход все ог невые ередстеа. Крупноколиберная артил лерия маш а бвть не кие, образуя огром ные столбы воды, о которые мог в любую ебкунду разбиться самолет, идущий на бреющей высоте. Вражеский снаряд попал в самолет. Но Баштырков и штурман Гав рилов вели свой самолет на цель. На горя щем самолете врезался в борт немецкого транспорта, вслед за этим последовал но* вый взрыв от торпеды. Вражеский корабль затонул. Капитану Баштыркову и сержан ту Гаврилову Советское правительство присвоило посмертно зваиие Героя Совет ского Союза. Велики ааелуги летчиков перед Родинку* Они воспитали в своих рядах 17 Геряф Советского Союза. Вместе с летчиками большую боевую ра боту провели зенитчики Заполярья. Круг лые сутки без сна и отдыха зенитчики ло вили самолеты противника. Особенно отли чилась батарея под командованием капита на Пророкова. За один только 1942 год ета батарея сбила 16 немецких самолетов. В действиях по кораблям противника проявила себя береговая оборона. Наши бе реговые батареи успешно блокировали вход в Петсамо, преграждая туда путь немец ким транспортам. Активно действовали на коммуникациях противника наши торпедные катера. Они потопили не один десяток вражеских кораб лей. Образном воинского мастерства для моря>. ков торпедиых катеров являются смелый набеги на вражеские конврп дважды Героя Советского Союза Александра Осиповича Шабалина. 22 декабря 1943 г., действуя в составе отряда торпедных катеров против большо го немецкого конвоя, Шабалин показал свое умение сочетать смелость и риск с точным расчетом. В море уже разыгрался бой на ших торпедных с кораблями про тивника, а катер Шабалина еще принимал горючее в своей базе. У Шабалина созрел план атаки — нанести удар врагу в тот момент, когда наши катера после боя отой дут от каравана и противник ослабит бдн- дельность. Расчет командира полностью оправдался: катер Шабалина, пользуясь темнотой, подошел к кчравану и несколь кими торпедами потопил два вражеских сторожевых корабля. За время Отечественной войны Северный флот успешно провел в наши порты и об ратно сотни транспортов с важными воен ными грузами. Так Северный Флот вместе с Приморской армией и войсками Карельского фронта под готовил почву для окончательного, решаю щего удара Краспой Армии по немецким войскам в Заполярье. Майор Е. СИЛАЕВ. Службу надо править строго по уставу В этот день, вею н всегда, старшина 2 статьи Киселев подготовился к заступле нию в наряд. Он побрился, почистил пуго вицы и пряжку. Обязанности дежурного Киселев повторил в оставшееся время. Он сам всегда считал, что свои обязан ности знает на-зубок, потому что много раз стоял дежурным. Так о нем думали и дру гие старшины, так думали н офицеры. Пз разводе дежурный по части, проверяя под готовку матросов п старшин к наряду, не задал Киселеву ни одного вопроса, счи тая, что он достаточно подготовлен. Отсутствие контроля всегда вызывает благодушие, притупляет бдительность и ве дет к нарушению уставов и дисципли нарным проступкам. Так случилось и в этот раз. После обеда личный состав подразделе ния лег отдыхать. Дежурный в это вре мя должен строго следить, чтобы никто громко не разговаривал, не шумел. В спаль не должна быть тишина, обеспе'адвающая матросам и старшинам спокойный отдых. Но, кроме этого, в часы отдыха бдитель ность надо повысить еще больше, потому что Евсь порядок и безопасность доверены дежурной службе. Вот тут старшина Киселев и совершал адийую ошибку, неороетцтвилтпр *0 толь ко опытному младшему командиру, но даже ’ матросу по первому году службы. Восполь зовавшись отсутствием офицеров в роте, Киселев тоже прилег на койку отдохнуть. В помещении поднялся шум, началось хождение по спальне, хлопанье дверью. От дых личного состава в этот день по вине дежурного был сорван, а впереди предстоя ло еще много работы. Киселев опоздал дать во-время сигнал под’ема. Матросы и старшины, которые от дыхали, встали позже, другие же ходи ли по двору и соседним помещениям. Когда поступило распоряжение выделить опреде ленное количество личного состава ва рабо ты, дежурный не смог обеспечить точное его выполнение. Он побежал собирать лю дей. Распорядок дня был нарушен, распоря жение выполнено с большим опозданием. После смены с дежурства *га Киселева было наложено строгое взыскание. Но дело не только во взыскании, а й в том, что, бу дучи деакурным и нарушив устав, Кисе лев долго не сознавал своей ошибки. Он пытался оправдать себя тем, что много ра ботал и не отдыхал. Он не понял всей глу бины совершенного им проступка. Это уже вторая ошибка старшины 2 статьи Киселева. Бели магрос или стар шина некритически отнесется к своему -ЩМЮОДЬУ, »е оценит его. как позорнее яв* ленив, то он может повторить его в сле дующий раз. А ведь Киселеву доржно быть понятно, что его поведение иа дежурстве достойно сурового осуждения. Дежурная служба должна первой при нять меры при каждом чрезвычайном слу чае, Смог ли бы тов. Киселев руководить подчиненным ему нарядом при усложнив шейся обстановке? Конечно нет, если в простых условиях он не мог нести сам службу точно по инструкции. Поэтому повторять обязанности необходи мо перед каждым заступлением в наряд, независимо от того, сколько раз матрос или старшина заступал на дежурство. Практика показывает, что если к про верке подходить серьезно и с уставной тре бовательностью, она поможет выявить зна ния и подготовку к наряду каждого матроса и старшины. Чем дежурный требовательнее, тем подчиненный ему личный состав твер же знает все, что ему необходимо делать на своем посту. Мало знать устав, его надо выполнять. А вот старпгива 2 статьи Киселев, если и знал требования устава так твердо, что на него даже понадеялся дежурный по частп, то выполнить их не смог. Это н есть от сутствие твердой воинской димитлады. I Лейтенант М. МЫЛЬНИКОВ. Помощч командиру За хорошую пабггу Комсомольская организация, секретарем | Большую роль в жизни подразделения Недавно в часть прибыл большой транс- которой является матрос Панков, улучшив играют комсомольцы-агитаторы. Младший порт о дровами. На его разгрузке работали свою работу после отчетно-выборного соб- ( сержант Рябченков провел громкие читки поочередно несколько команд. Матросы и ранпя, стала хорошим помощником коман -1 книг: «Люди с чистой совестью», «Молодая .старшины не терялп даром нп одной мп- днра в политическом воспитании матросов, j гвардия», «Повесть о настоящем челове- ‘ нуты и старались разгрузпть корабль дс- По инициативе бюро организуется помощь | ке>>’ «Ц^еиг». j срочно. Каждая команда перевыполняла Многие комсомольцы и несоюзные воины установленное задание. Особенно хорошо вовлечены в созданные но инициативе бю- поработали матросы и старшины команды ро кружки по изучению биографии лейтенанта Доктора. За шесть часов рабо отстающим в учебе воинам. Так, отличник боевой и политической подготовки старший матрос Щербаков во многом помог матросам Власову и Варлачеву. товарища Сталина. Матрос С. КУРДЮКОВ. Знать мзцте дела Матросу Васильеву дали на зачетах завязать узел «плоский штык». Васильев ответил четко, для чего служит узел, гдо его применяют, но завязать не мог. Вместо узла у него получилось что-то неопреде ленное. Это показывает, что матрос Василь ев недостаточно уделял внимания вязанию узлов. Матрос В. МАСЛОВ. В выходной дань Культурно и содержательно провел про шедший выходной день личный состав на ше!" части. С утра начались спортивные соревнования между подразделениями. В чего времени они значительно ппревыпол- нпли свое задание и выгрузили сверх пла на несколько десятков кубометров дров. За хорошую работу и перевыполнение установленного задания командир частп об’явил всему личному составу команды лейтенанта Доктора благодарность в при казе, а особо отличившихся — старшин программе соревнований — перетягива- ^ статьи Худякова, Воронова, Горячева, ние каната, бег на 100 метров и другие Азрапкина, старших матросов Корыстылс- виды соревнований. Лучшее время в беге ва и Лукпчева наградил денезшычп проми на 100 метров показали лейтенант Липин, сержант Лягамов, ефрейтор Калида * <*ол- ; дат Еремпп. Солдат Ю. КАРАЧЕВ. * (Наш иорр.). v : i ■Ш Штюпочггая хог.гакла лзшхоэу <ДрX-frgTfjy ра Фоте М 5vrw . v r
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz