На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.

ИА С Т Р А Ж Е ' З А П О Л Я Р Ь Я п 1948 г., т ТЗв (3134). А г и т а т о р , про ч т и м а т р о с а м ! Свято ВЫПОЛНЯТЬ свой воинский долг Не было и нет в мире армии и флота, которые боролись бы за такие великие и справедливые цели, за такие высокие идеа­ лы, как Советская Армия и Флот. Святая обязанность каждого военнослужащего Со­ ветских Вооруженных Сил — в любых ус­ ловиях честно выполнять «свой долг перед Родиной. Этспо требует от советского воина присяга, клятва перед всем народом. Тор­ жественное слово, данное народу, должно выполняться свято и нерушимо. Кто от­ ступает от этого, тот действует не на поль­ зу, а во вред государству, народу. В Сталинской Конституции сказано: «Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР». Сгрогоо вьгполнеше воинского доота обязательно для всех военнослужащих — от высших командиров до рядовых бой­ цов. П в мирной, и в боевой обстановке каждый ооязап выполнять свой воинский долг, то-гсть те задачи, которые перед ним поставлены Советским правительством. Товарищ Сталин говорил на приеме в чгсть учасгнпков Парада Победы 25 июня 1945 года о простых, скромных людях, у -кото­ рых «...'чинов мало и эванпе незавгсдное». но которые «...держат в состоянии активно­ сти наш великий государственный меха­ низм во всех отраслях науки, хозяйства и военного дела». В военном деле, nif требуются особая четкость, дисциплина, порядок, каждый боеп должен действовать бсзу'Кориг.нешм. От этого зависит успешно? выполнение всех задач, стоящих «перед на­ шими Вооруженными Силами. Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захват­ чиков дала m h c iw t ленные примеры геро­ изма, мужества и отваги. Советские воины, выжегняя свой долг перед Родиной, не ща­ дили крози и самой жизни. Две-тадпать матросов под командованием старшины 2 статьи Трушкина обороняли важный рубеж у Сталинграда. Против геросв-лголяков сражалось до шестидесяти немцев. Фашисты решили любой ценой сломить сопротивление моряков, рассчиты­ вая на свое численное превосхотство. Но моряки, выполняя приказ командира, стойко держаля обороиу. Немцы предприняли третью атаку. Пе считаясь ни с чем, устилая землю трупами, они рвались вперед. Гитлеровцы уже близ- ко подошли к нашему рубежу и готовились к последнему броску. Трупгкин, видя, «ттс- врат уже достаточно обескровлен и измотан поднял матгсссв в контрата 1 ку. — Пи шагу назад, сталинградцы! — крикнул Трушкин. — Вперед за Родину, за Сталина! Немцы не выдержали удара моряков и отступили, оставив на поле боя десятки трупов. Двенадцать героев, защитников Сталинграда, верные своему воинскому долгу, победили численно правоеходящего противника. Потерь среди моряков в этом бою не было. Силз советского бойца — в его сознании. Он защищает великое дело Ленина — Сталина. А чем выше сознание боша, тем Л}!тетпе он выполняет свой воинский долг. В дни боев под Ленинградом офицер Нико­ лай Курганов во главе штурмовой группы атаковал неприятеля. Солдат Колотилов. бежавший следом за Кургановым, заметил, что одна немец целится в командира. Он обогнал Курганова и прикрыл его своим телом. Раздался выстрел, солдат Коаотилов был ранен. Падая, он крикнул: .’ — Берегите 'командира! В этом подвиге раскрывается моральный облик советского человека. Благородный подвиг Колотплова пемаг всей группе вы­ полнить боевой приказ. При налете вражеской авиации в траль­ щик, стоявший у причала, попали две бом­ бы. Корабль был поврежден. На корме заго­ релась бочка с горючей жидкостью. Огонь подбирался к кормовому погребу с боезапа­ сом. Старшина 1 статьи Смоляков был ра иен осколками в грудь и лицо, но не оста вил своего боевого поста. Он выкатил заго­ ревшуюся бочку за борт, затем мокрым бушлатом сбил пламя с глубинных бомб выбросил их за борт. После зтого Смоляков затопил боевой погреб ■ потушил пожар. Самоотверженность, чувство ответственно ста -перед Родиной помогли Смоиякову со­ вершить славный воинский подвиг. Ко­ рабль вскоре вновь вступил в строй и про­ должал ввоз участие в обеспечении боевых операций. Р а у т чтит "героев, доблестно выпол­ нивших свой воинский долг. Тысячи воинов, отличившихся в боях, удостоены высокого эваию Героя Советского Союза, награждены знаками воинской славы — орденами и медалями. Родина никогда не забудет своих героических сынов, с честью погибших в боях. Память о них живет в сердцах парода, в песнях, сказаниях. В январе 1946 года на берегу Стрелец­ кой бухты состоялось торжественное от­ крытие памятника старшему краснофлотцу Г|-рок» Советского Союза Ивану Карповичу Голубец. Почему удостоен такой высокой чести попвбпгий в боях за Родину рядовой матрос’ Потому, что он честно и самоот­ верженно, во щадя своей жизни, выполни СВОЙ воинский долг. Это было I 1941 году. Осколок немец­ кою снаряда пробил борг катера-охотника. Загорелся бензин, половина корабля быстро была охвачена пламенем. Огонь уже под­ бирался к корме где хранился аапас глу­ бинных бомб, и тогда произошел бы огром­ ной силы взрыв. Находившийся поблизости старший краснофлотец Иван Голубец под­ нялся на корабль по охваченному огнем трапу и начал сбрасывать в море глубин­ ные бомбы. На Голубце загорелась одежда а он продолжал освобождать корабль от бомб. OivHb -достиг погреба с патронами, которые начали рваться. Голубец и тогда спокойно продолжал свое дело, пока не сбросил последнюю бомбу. Герой погиб в оп»е, он предотвратил огромной силы вяиьги и тем самым опас другие корабли и жизнь многих своих товарищей. Почему же Голубел пожертвовал своей жизнью, ведь *му никто не приказывал итти на об’ятый пламен nv корабль? Он сделал это как сознательный боеп. верный патриот Роди­ ны честно выполняя свой воинский долг. I Война является самым суровым испы- иниеу физических и моральных сил войной. Отечественная война полна яркими Фактами самоотверженности и героизма со­ ветских воинов. Так защитники нашей Род ИЯ ы выполняли свой воинский долг во время войны. В чем же состоит выполнение воинского долга в условиях мирной учебы? В добросовестном изучении военного дела, своей специальности, в точном соблюдении уставов, приказов командиров и начальников. Только тот сможет хорошо выполнить свой долг во время войны, кто в Дни мирной учебы подготовил себя к этому. Напомним вкратце, какпе требования прея’являет к военнослужащим Устав внутренней службы Вооруженных Сил Сою­ за ССР. Военнослужащий должен свято и нерушимо соблюдать военную присягу, быть честным, правдивым, храбрым, не щадить своих сил и самой жизни при выполнения воинского долга; беспрекос­ ловно повиноваться начальникам и защи­ щать их в бою; как зеницу ока, оберегать знамя своей части. Устав требует от советского воина, что­ бы он умело и добросовестно выполнял свои обязанности, постоянно совершенст­ вовал свои военные и политические анашя. берет свое оружие, военное и на/родное имущество. Военнослужащий обязан стойко переносить все тяготы а лишения военной службы, дорожить войсковым товарищест­ вом, помогать товарищам словом и делом, удерживать их от дурных поступков, вы­ ручать из опасности, быть бдительным, строго хранить государственную и военную тайну. Не только в боевой обстановке, но я в мирное время от бойца могут потребовать­ ся самоотверженность и находчивость, что­ бы выполнить свой воинский долг. Недавно на Тихоокеанском флоте был такой случай. Сторожевой корабль возвращался в базу. В это врему командир корабля получил при­ каз выйти в указанное место для помощи терпящему бедствие судну. На море был шторм. Комаэда корабля проявил» высо­ кую дисциплину и мужество, чтобы спасти пассажиров судна. На обратном пути было обнаружено, что запас топлива на сторожевике иссякает. Образовавшийся на трубках нагар значительно увеличивал расход топлива. Командир БЧ-V принял ре­ шение произвести очистку трубок, не до­ жидаясь охлаждения котлов. За выполне­ ние этой трудной задачи взялся старшина 2 статьи Сюхин. Вместе со своими матро сами в исключительно тяжелых условиях он снял нагар с трубок, в результате чего расход топлива понизился. Сторожевик во­ время оказал помощь судну. В мирное время есть много таких обя­ занностей, которые требуют от бойца бди­ тельности, сноровки, самоотверженности, воинского умения. Например, несение бой­ цом караульной службы является выполне­ нием боевой задачи в мирных условиях. Пост — священное место. Родина доверяет часовому охрану ценного имущества, важ­ ного об’екта. Были случаи, когда враги Со­ ветского государства пытались проникнуть в охраняемые об’екты. но бдительные ча­ совые предотвращали подобные попытки, они добросовестно выполняли свой воин­ ский долг. Вахта па корабле это также выполнение боевой задачи. На вахте нужно быть бди­ тельным, исправно нести службу, строго соблюдать наставления и инструкции. Ма­ лейшее нарушение установленных правил службы может повлечь за собой тяжелые после*твия. Известно, что всякие полом­ ки, аварии чаще всего бывают результатом нарушения дисциплины и порядка. Образ­ цовое несение вахты — это долг каждого военнослужащего. А образцово нести службу может только дисциплинированный воин, который стара­ тельно и усердно изучает военное дело. На одном из кораблей Черноморского флота служит старший матрос Тюрин. Он являет­ ся отличником боевой и политической под­ готовки, ето фотография вывешена на Доске почета в матросском клубе. Как Тю­ рин добился этого? Вот что он рассказы­ вает об этом: — Каждый час, каждая минута у меня на учете. При самоподготовке пользуюсь учебниками, наглядными пособиями и по­ мощью более знающих товарищей. Если изучаю материальную часть, то стараюсь посмотреть сами механизмы и детали, за­ помнить их названия и действие. Военная присяга требует, чтобы военно­ служащий добросовестно изучал военное дело. Это его первейший долг. Тюрин чест­ но выполняет этот долг. Таких матросов у нас много, но надо добиться, чтобы такими стали все. Народ доверил советским воинам охрану самого дорогого — нашу любимую Родину. Нет задачи более высокой и почетной! Каждый военнослужащий должен изо дня в день совершенствовать свои военные и политические знания, повышать мошь на­ ших Вооруженных Сил, зорко охранять мирный труд и безопасность советского на­ рода. Это великий в священный долг со­ ветского воина. Полковник П. АНЧАРСКИЙ. Матрос полюбил книгу Однажды член комсомольского ^таро тов. Пмрако спросил матроса Сергеичева: — Нечему вы не читаете художествен­ ной литературы? — Грамотность маловата. Брался пл- сколк о раз, да терпения нехватало. что­ бы прочесть до конца, — ответил Сер­ ге ям . Из беседы выяснилось, что Сергегчев брался за трудные хля него книги. Пащен­ ко рассказал матросу о значении кнаги в тдейвом и культурном росте человека. — Прочтите хля начала эту, — подавая книгу, сказал Пащенко. «Повесть о настоящем человеке» пргап- тась пг душе матросу. Прочитав ее, он ска­ зал: — От такой книги трудно оторваться! С тех пор Сергеичев сталЧк-пивным по­ сетителем библиотеки. Он регулярно читает не только художественную, но и политиче­ скую литературу, следит за событиями в '•трапе и за рубежом. Это положительно сказалось на его политической патготовке. На политзанятиях оп дает ясные, содержа-^*, тельные ответы. •Такие примеры в жизни комсомольской организации подразделения не единичны. Тт. Филимонов, Тарасов и другие члены ВЛКСМ вовлекли многих воинов в круг ак­ тивных читателей. Большинство личного состава подразделения свободное от занятий время проводит за книгой. Старший матрос Л. ПЕТРОВ. С’емка с якоря. Фото А. Воровского. Как мы работаем { З а м е т к и Радиогазета призвана оперативно ff до­ ходчиво раз'яснять матросам и старшинам важнейшие решения партии н правитель­ ства, приказы Министра Вооруженных Сил Союза ССР, текущие события внутреннего н международного характера, популяризи­ ровать отличников боевой и политической подготовки, укреплять воинскую дисципли­ ну. Практика показывает, что хорощо под­ готовленная, насыщенная глубоким coxeiv жанием радиогазета пользуется большой по­ пулярностью среди матросов и старшин, способствует повышению их политической сознательности, укреплению дисциплины на корабле. За три последних месяца нами выпущено 36 номеров радиогазеты. Основные темы, освещенные в»этот период, были* «О выпол­ нении задач летнего периода боевой подго­ товки», «О государственном бюджете на 1948 год», «О трех особенностях Совет­ ской Армии», «ВКПГб) — вдохновитель и организатор Вооруженных Сил Союза ССР», «Воинская дисциплина — закон воинской жизни». «Сталинские лауреаты — гордость па-тлей Родины» и пелый ряд других тем. Многие номера радиогазет были целиком посвяшены корабельной жизни. Так от­ личник боевой и политической подготовки комсомолец старшина 1 статьи Бада |>ас- р е д о к т о р а сказал радиослушателям о том, как его от­ деление добилось значительных успехов в боевой и политической подготовке. Его от­ деление не имеет ни единого дисциплинар­ ного взыскания. Коммунист главный старшина Бынин пе­ ред микрофоном рассказал о старшине 1 статьи Дорофееве и старшине 2 статьи Исакове, о том, как они тщательно готовят боевые посты и личный состав к походу. После каждого похода мы выпускаем очередной номер радиогазеты, подводим итоги нашей работы за поход. И в этом случае перед микрофоном выступают от­ личники боевой и политической подготов­ ки. старшины и матросы. Так, перед радио­ слушателями выступили старшины 2 статьи Моисеев. Компанией, Логинов, матросы Гришной, Бурьян, Онищенко. Вот что рассказал старшина 2 статья Моисеев: — Наша задача в походе заключалась в том. чтобы обеспечить четкую, бесперебой­ ную связь. Этому предшествовала тщатель­ ная подготовка материальной части под руководством главного старшины Шмуйло- вича и старшины 1 статьи Воробьева. В по­ ходе все механизмы действовали безукориз­ ненно. Хорошо справилиоь с задачей по обеспечению командования связью матросы р а д и о г а з е ты ) Косов, Бабкин, старшие матросы Перовое, Шамаев, Амелехин, старшина 2 статьи Осетров, старшина 1 статьи Бида. Таковы наиболее характерные выступле­ ния матросов и старшей по радио. Этим, конечно, не (исчерпывается содержание радиогазеты. Мы передаем цикл лекций, поовященных науке, технике, культуре п искусству, проводим читку художественной литературы. Так, читали «Молодую гвардию» Фадеева. «Чайку» Бирюкова и т. д., после чего организовали разбор и то­ варищеские собеседования по прочитанным произведениям. В выходные дни мы прак­ тикуем выступления перед микрофоном участников художественной самодеятельно­ сти корабля. В заключение хочу высказать два поже­ лания. По моему мнению нужно выпускать бюллетень для местного радиовещания, как это делалось в период выборов й Верховные Советы Союзных республик. Это оказало бы неоценимую помощь (работникам радиогазет корабдей и частей. Было бы также полезно периодически собирать редакторов радиогазет для обмена опытом работы. Редактор редиогаэоты корабля Н. \ главный старшина В. БАРБАСОВ. Бережно ухаживать за боевой техникой Старшина группы управления главный старшина Харин, принимая заведывание, не раз помянул недобрым словом бывшего старшину отделения артэлектриков стар­ шину 2 статьи Канищева., — Посмотрите, как он относился к тех­ нике, — возмущался тов. Харин, осматри­ вая заведывание. Харин был прав. Некоторые приборы на­ ходились в плохом состоянии, и это не­ смотря на то, что они незадолго до этого были отремонтированы. Более того, в од­ ном из механизмов прибора был найден сверток старой ветоши. — Ведь это боевая техника, — продол­ жал Харин, сразу устраняя недостат­ ки. — Ее нужно беречь, ее любить надо. Понятно возмущение отличника боевой и политической подготовки сверхсрочника главного старшины Харина. Он является одним из лучших старшин групп управле­ ния. Оп отлично знает устройство приборов и правила их эксплоатацип, утсело воспи­ тывает подчиненный ему личный состав, требователен к себе и подчиненным, имеет хорошую натренированность в работе. За короткий промежуток времени глав­ ный старшина вместе с личным составом группы при хорошем руководстве старшего лейтенанта Троицкого, привел все приборы в образцовое состояние. Все было тщатель­ но и с любовью перечищено, смазано. Про­ верочные испытания показали, что прибо­ ры работают хорошо, никаких неисправно­ стей не было обнаружено. А чем теперь занимается старшина Ка- лищеэ? Учел ли он плачевные уроки ето прошлой работы? К сожалению, он по- прежнему работает плохо, не занимается воспитанием подчиненногойсму личного со­ става, не руководит и ие направляет его деятельность. Теперь в заведывании Канищева нахо­ дится другой прибор, не менее ответствен­ ный, чем тот, который он довел до столь плохого состояния. Но и этот прибор он содержит плохо. Когда перед выходом ко­ рабля в море вскрыли его, то там оказалось много воды, детали поржавели, окислились. Старшина 2 статьи Канищев плохо изу­ чил новый прибор, а подчиненны 5 ему лич­ ный состав совершенно но знает устрой­ ства того прибора и не умеет работать на механизмах. И только один из них — стар­ ший матрос Подолритора хорошо знает устройство прибора и правила его эюеплоа- тацип. В этом заслуга самого старшего матроса Подопригора, но не Канищева. Многие подчиненные Канищева ве знают, где и какая шкала, не говоря уже 0 цене деления этих шкал, не знают по­ рядка проверки н оогласовкп прибора и т. д. Но один ли Канищев повинен во всем этом? Нет. В этом большая доля вины лей­ тенанта Каминского. Он не контролировал работу старшины, редко проверял’ состоя­ ние техники. Только поэтому Канищев раз­ валил работу, запустил заведывание. Организацией службы и обеспечением постоянной боеготовности нового прибора, который поступил теперь в заведывание Канищева, должен был в первую очередь запяться лейтенант Каминский. Ои этого не сделал. После ремонта прибора ои не подобрал людей, не обеспечил постоянный надзор за ним. Прибор оказался безнадзор­ ным. А между тем лейтенанту Каминскому было у кого поучиться. На корабль пришел старший лейтенант Троицкий. Это опыт­ ный, грамотный офицер, хорошо зн&юпшй свое дело. С самого начала он нашел при­ чину недостатков работы артиллеристов, правильно подобрал и расставил личный состав, быстро сумел организовать устране­ ние всех недостатков. Если бы лейтенант Каминский честно относился к порученному делу, он сам бы по-настоящему учился, впитывал богатый опыт, накопленный Троицким за время Великой Отечественной войны, и смог бы быстро перестроиться и наладить доажную организацию службы в своем заведывании. Но дело в том, что Каминский, видимо, ве хочет учиться и не желает критически от­ носиться к своим поступкам и действиям, как это от него требуется. Нужно помнить, что только подготовлен­ ный офицер сумеет руководить и контро­ лировать ход учебы подчиненного личного состава, знать истинное состояние боевой подготовки орудийных расчетов. Инженер-майор М. КОТОВ. Иижвиер-иапитан В. ЩЕГОЛЕВ. 1 Выполняя наказ комсомольцев Сержант Макаров был вторично избран секретарем комсомольской орга (изации. Следуя указаниям отчетно-выборного со­ брания, он быстро исправил недостатки, ко­ торые были в его работе. Тов. Макаров да­ ет членам бюро различные поручения и по­ стоянно контролирует их исполнение. Бюро успешно претворяет в жизнь на­ каз комсомольцев об улучшении идейно-по­ литического воспитания. По заданию секре­ таря члены бюро тт. Нащенко и Новак проверили, как комсомольцы ведут кон­ спекты на политзанятиях. Некоторые члены ВЛКСМ неправильно записывали находи­ мый материал, а тов. Смирнов, например, совсем не имел конспекта. Бюро прогело беседы о комсомольцами о значении кон­ спекта, и на беседах было показано, кал его вести» Сейчас все комсомольцы прихо­ дят на политические занятия с тетрадями, коротко записывают содержание бесед. Бюро не только проверяет политиче­ скую учебу комсомольцев, но и всячески помогает им. Часто после занятий проводятся допол­ нительные беседы с отстающими по прог­ рамме политзанятий, в комнатах политпро- свеггработы имеется литература, нагляд­ ные пособия. Многие посещают кружок по изучению Устава ВЛКСМ, руководит которым секре­ тарь комсомольской организации тов. Ма­ каров*. Большинство комсомольцев сейчас регулярно читает книги и газеты. Рост идейно-политического уровня ком­ сомольцев положительно сказался на со­ стоянии воинской дисциплины, увеличи­ лось число отличников боевой потготовки. Старший матрос П. ШУМИЛКИН. Примерный коммунист Главный старшина Кузьмин по праву считается лучшим специалистом нашего подразделения. Он служит примером для других не только в боевой учебе. Член ВКЩб) Кузьмин много работает над повы­ шением своего идейно-политического уров­ ня. Он самостоятельно изучает «Краткий курс истории ВКП(б)», книгу товарища Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза» и Краткую биографию И. В. Сталина. Коммунист Кузьмин избран секретарем партийной организации подразделения, он с большой активностью выполняет пору­ ченное ему дело. Старшина 1 статьи М. ДЕШИН. Учатся стрелять метко С большим под’емом матросы и старши­ ны взялись за подготовку материальной части к похоту. Большое старание • проявляют стар­ шина 2 статьи Белетгкий. старшие матросы Губанов, Казанов, Забичайло. Чувствуя от­ ветственность за стрельбу, опи отлично подготовили себя и оружие к стрельбе. Рано утром снялись с якоря. Наблюдатели просматривают горизонт. Поступает доклад: «Справа самолет «про­ тивника», дистанция...». Зенитчики открыли огонь. Разрывы ло­ жились близко к конусу, что свидетельст­ вовало о хорошей выучке и натренирован­ ности матросов. В другом походе своевременно была обнаружена плавающая «мина». Автомат старшины 2 статьи Казанова получи* при­ казание расстрелять ее. Четыре выстрела— и мина подорвана. Артиллеристы показали высокую натренированность, умение метят стрелять. В. БАШМАРЕВ. КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ИСТОРИЮ ПАРТИИ В нашем.подразделении большая группа комсомольцев изучает историю партии са­ мостоятельно. Особенно хорошо усваивают материал ефрейтор Рябушеико, младший сержант Люлнхин, солдат Авдеенко. Для изучающих историю партии систематически проводятся консультации. Уже проведены консультации по 1 и 2 главам «Краткого курса истории ВКЩб)». Ефрейтор А. БЕЗЫМЯННОВ. ' --0-- По следомнеору^лик'уранных пиьем Военкор писал о бюрократическом отно­ шении к своим служебным обязанностям ннтевданта Булдакова. Булдаков задержи­ вал выдачу обмундирования, не заботился о выдаче обмундирования по размерам. Копию письма военкора редакция посы­ лала командиру части. В своем ответе комавдир пишет: «Произведенным рассле­ дованием установлено, что факты, указан­ ные в письме военкора о бюрократическом отношении со стороны интенданта Булда­ кова, действительно имели место. Приняты меры к улучшению работы хозяйственной службы, виновные наказаны. \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz