На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.
12 июня 1948 г., № 137 (3133). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я БЕСЕДА ПРОШЛА АКТИВНО В небольшом, но уютном, чисто прибран ном кубрчке разместились матросы. Они опрятно одгты, подтипуты. Чувствуется по все-му, что руководитель тр°бует подтежа- ния порядка на занятиях. Идет беседа по томе учебного плана политзанятий: «Ве роломна нападение фашистской Германии на ООСР». Руководитель группы поставпл своей целью помочь матросам углубить их зна ния, полученные па прошлых занятиях. Лгйтенапт Эпштейн обращается ко всей группе и этим самым заставляет каждого слушателя думать над отвитом на постав ленный вопрос: — Па что рассчитывали пемцы прп напа дения на Советский Союз 9 На этот вопрос лросит разрентеппя отве чать матрос Васильев. В сво?м кратком вы ступлении тов. Васильев убедительно пока зал провал расчетов врага па изоляцию Советского Союза. Матроа особенно под черкнул моральное превосходство совет ских людей. — Советские воины. — говорит тов. JfccBaw » , — защищали свою любимую Ро- ^ Л у , верили в правоту своего дела. И эта идея защиты своего Отечества порождала в рядах Советской Армии героев. Советский воин — это представитель армпп нового типа, созданной Лениным п Сталиным, на шей большевистской партией. Содержательно выступил и матрос тов. Линьков. Оп рассказал о причинах временных неудач Красной Армпп. Опи раясь на факты и примеры, тов. Линьков расасазал о тех тяжелых условиях борьбы против врага, в которых Советскому Союзу пришлось вести войну. Матрос Линьков рассказал и о жизнеспо собности советской экономики, позволив шей в .короткий срок превзойти технику врага и по количеству, хотя противник ис пользовал экономику не только Германии, но и ряда стран Европы. — Паротное хозяйство нашей страны са мое прочное, самое лучшее, самое сильное в мшре, — заключил свое выступление тов. Линьков. Выступления слушателей, участников беседы, свидетельствовали о том, что тема политзанятий усвоена хорошо, что к этой беседе тщательно готовились. Следует заметить, что группа лейтенанта тов. Эпштейна постоит из военнослужащих хозяйственных подразделений — писарей, коков, кладовщиков. — Раньше были случаи, — говорит тов. Эпштейн, — слабой подготовки и уче бы даже не по вине слушателей, а потому, что некоторые начальники вызывали само вольно подчиненных с занятий. Сейчас на веден порядок, и матросы прилежнее зани маются. Проведенная лейтенантом тов. Эпштей ном беседа показала хорошую успеваемость матросов на политзанятиях, их способность правильно оценивать исторические события Великой Отечественной войны. Однако име лись и недостатки. Активность слушателей была бы еше выше, если бы руководитель нолитзапятий свои выводы по выступле ниям делал короче. Проводить беседу сле дует так, чтобы в ней принимали участие все слушатели. Это позволит еще глубже усвоить изучаемый материал. Капитан А. СТЕПАНОВ. В м о р е н а у ч е н и я х В расчеты БЧ-2 пришли молодые бойцы из Учебного отряда, а также из других бое- эых частей. Наводчик Тарасов на-днях только был переведен из состава боцман ской команды. Комсомольское бюро поручило комсомоль цу Торопову всесторопне подготовить Тара сова к предстоящим стрельбам. Торопов много и настойчиво запимался с новичком ж добился успехов. Второй наводчик того хе орудия Гудков также не имел практики, так как до этого был дальномерщиком. С ним немало поработал сам командир орудия старшина 2 статьи Ав*рамеико. Накануне выхода в море комсомольские активисты побывали па всех боевых по стах с целью выявить, как комсомольцы подготовились к выполнению задачи, на сколько хорошо знают они свои обязанно сти, боевые инструкции. И вот настал день выхода в море. Уче ние началос*,. Бойды БЧ-2 на сей раз от личились. Когда была обнаружена «мина», комендор старшипа 2 статьи Смирнов со своим вторым номером Русппым с третьего .выстрела накрыл цель. Русин недавне пришел на корабль. Но он уже действова.- четко, выполнял все команды согласи» боевой инструкции. * Когда раздалась команда «открыть огонь», бойцы действовали четко и умело. Цель была накрыта с первого залпа. За от личную стрельбу командир подразделения об’явил орудийному расчету благодарность. Таким образом, орудийный расчет, где почти все бойцы — молодые специалисты, показал отличную выучку. Хорошо поработал и тральный расчет. В этом расчете выделяются знанием дела ма тросы Песковой, Плаксин, Росинский а Минкин. Задача и у этого расчета была принята командованием с оценкой «хорошо». В этом немалая заслуга комсюмольцев ко рабля, которые, являяаь передовиками бое вой подготовки, ведут за собой несоюзную молодежь. Комсомольцы неустанно совер шенствуют свое боевое мастерство в актив но помогают отстающим. Члены бюро Плак син, Песковой, Шепелев, комсомольцы Рас- трыгия, Положай, Ильенко не только са ми хорошо подготовились к учению, но и вели большую массовую работу с личным •оставом, помогали другим в отработке за дачи. Старшина 2 статьи И. ПОЧЕПКО. З а б ы л и о принятом решэнии Шред открытием егбрания, которое, кстати сказать, началось позже установ ленного времени, секретарь комсомольской вргаштции сержант Бардшп заявил: — Некоторые комсомольцы отсутствуют по неизвестные причинам. То, чего пе опал секретарь, вскоре вы яснилось. В ходе собрания один за другим стали подходить комсомольцы. Омывает ся, что всего несколько минут тому пазад они случайно узнали о том, что идет собра ние организации. Бюро ВЛКСМ совершенно не готовило собрание. Оно не побеспокоилось о том, табы все комсомольцы явились во-время, спали повестку дня собрания. Эго отрица тельно сказалось не только па посещаемо сти, но и на ходе обсуждения вопроса. А вопрос стоял важный — «Задачи комсо мольской организации в обеспечении вы полнения плана боевой я политической подготовки». По докладу выступили некоторые члены бюро, и те сделали лишь общие за мечания, не подвергли острой критике поведение отдельных членов ВЛКСМ, не вскрыли недостатки. Такие факты в комсомольской органи зации не единичны. Бюро ВЛКСМ забыло о решении отчетно-выборного собрания, где прямо сказано: «Улучшить подготовку комсомольских собраний». Старший матрос И. ЕГОРОВ. к П о д г о т о в к а нниг в ыд а ч е ч и т а т е л ю Н. К. Крупская в письме к библиотека рю А. Ф. Андреевой писала о том, что ос новное в библиотечной деятельности — вто умелое удовлетворение запросов чи тателя, способствующее его политическому и культурному росту п повышению его де ловой квалификации. Обслуживание читателя в библиотеке — процесс разносторонний. Серьезная культурио^по- литсгческая п педагогическая работа соче тается в нем со знанием библиотечной техники. # Организация выдачи книг зависит от многих условий. Решаюнугм из шгх яв ляется политический и культурный уро вень библиотекаря, его умение применить свей знания и навыки в соответствии с задачами библиотечной раиоты и интере сами читателей. Повседневная подготовка библиотекаря к выдаче книг имеет боль шое значение. Как преподаватель не имеет права и не может поптп па урок, не под- п уго ви вш ис ь к нему, так и библиотекарь не должен без соответствующей подготовки работать с читателем. Он должен забла говременно просмотреть ряд книг, чтобы иметь представление о их содержании, проверить выставки, рекомендательные «иски, наглядные материалы и, если нужно, сделать в них необходимые изме нения, вспомнить заявки читателей. Важным элементом в подготовке яв ляется также распасовка книг, наведе ние порядка на рабочем столе. Ознакомле ние же с литературой — процесс дли тельный. Оп тесно связан с общим повы шением квалификации библиотекаря. По этому каждый библиотекарь обязан уде лять этому дел> постоянное внимание. Из чего же складывается подготовка библиотекаря к выдаче книг? Как бы ни было велико желание библио текаря работать хорошо, он может добитьая этого только в том случае, если сам глу боко разбирается в политических вопросах, следит за текущими' событиями, знает свой книжный фонд. Чтобы изучить книжный фонд, надо, прежде всего, составить себе общее представлетние о книгах библиотеки, о распределении их по отделам. В библио теках Военно-Морских Сил необходимо тщательно познакомиться с военным отде лом и особенно с литературой по военно- морскому делу. Наконец, следует изучить наиболее хорошие книги из каждого отдела в такой степени, чтобы всегда знать, для какого читателя они предназначены. На утренней физзарядка Фото М. Бугакова. 4 На пути творческого роста О концертах флотсного енсамбля Если человек не стоит на месте, а по стоянно растет, настойчиво борется за осу ществление свопх идеалов, шаг за шагом идет вперед к намеченной цели, на него смотришь с законпой гордостью, его хо чется поддержать, если он иногда и спо тыкнется, ему хочется помочь в благород ном дерзании. Именно к такому выводу прпходишь, когда послушаешь концерты матросского ансамбля песпн и пляекп Северного флота. Последнее выступление его нам при шлось смотреть больше года тому назад. Это был еще «пробный» концерт почти пол ностью обновленного, «обмороженного» коллектива. П хор, и оркестр, и танцоваль- ная группа — все были еще далеки от совершенного исполнения. Конечпо, может быть, преждевремеппо и сейчас говорить о том, что коллектив уже достиг определенного артистического ма стерства и творческой подготовки. Много еще нужно потрудиться ему, чтобы до стичь вершин подлинного искусства. По несомненно одно — североморский ансамбль творчески растет и крепнет. Это видно и в хорошем звучании хора, в сла женном и дружном выступлении танцоров. Год тому назад хор слабо, например, ис полнял «Кантату о Сталине» Александрова, «На берегу голубого Дуная» Штрауса п другие вещи. Но совсем иначе звучат эти далеко не легкие для исполнения музы кальные произведения сейчас. Мы воспри нимаем их, как песни огромной силы, пес- пи, насыщенные пафосом и богатым музы кальным содержанием. И в этом боль шая заслуга дирижера Н. И. Махова, хор мейстера С. Д. Слозиной и всего хора. Чув ствуется, что немало поработано над совер шенствованием ансамбля. Заслугой хора является и то, что он под готовил высокоидейную, вполне совремеп- пую программу. В репертуаре хора главное место занимают песни советских компози торов. Все они исполпяются с большим под’емом и мастерством. Особенно мощно звучит «Гимн демократической молодежи мира» Новикова. ч Заметен рост у солистов Чаплыгина и Александрова. Первый хорошо запевает песни «Пора в путь-дорогу» Соловьева- Содого и «Одинокая гармонь» Мокроусо ва. Голос его ровен и владеет он им зна чительно лучше, чем раньше. С успехом выступает и Александров. Горячо принимают зрители и выступле ния солистки ансамбля Марии Кондратье вой. «Моя родная сторона» и «В лодке» Соловьева-Седого, «С тобой» Покрасса и «Тропинка» Блантера исполнены ею в мягком лирическом топе, просто в доходчи во. Говоря о танцевальной группе, возглав ляемой способным танцором Г. Штарком, нельзя не отметить то, что в ее составе много молодых танцоров. Однако она имеет бесспорные достижения. Тепло принимает зритель тайны «Картинка прошлого», со лист Трефилов, и матросскую пляску «Со леная вода». Нехорошее впечатление остается от тан ца хорватских пастухов, напоминающего полудикий ковбойский танец. Об акробатах Мягкове и Пыхове хочется сказать только одно: они пользуются боль шим успехом у зрителей. Солист аноамбля скрипач Будович снова выступал с романсом Глиера и «Сентимен тальным вальсом» Чайковского. Эта произ ведения Будович исполняет с большим ма стерством. Но хочется услышать от скрипа ча новых вещей. Тем более, что у Будови- ча для этого есть все возможности. В целом концерты ансамбля под худо жественным руководством Бочарского про ходят в наших частях и подразделениях с успехом. Капитан Н. БУКИН. КНИГА—ЛУЧШИЙ ДРУГ МОЛОДЕЖИ На открытое собрание пришли комсо мольцы и несоюзная молодежь, пришли, чтобы обменяться мнеписм, поделиться своими мыслями о книге, которая в по вседневной жизни матроса является его близким другом и советчиком. Доклад, сделанный офиг.ером Поляко вым, вызвал ож'шзлешшй обмен мнениями. Один за другим выступали комсомольцы, говорили о том, как книга помогает им в работе и учебе, рассказывали о своих лю бимых писателях и героях. — Произведения Алексея Макспморича Горького, — сказал тов. Демнн, — научи ли меня трудиться. Демин предложил организовать па ко рабле вечер, посвященный тво. че-тву ве ликого русского писателя Алексея Макси мовича Горького. Комсомолец Мьгсяков выступая в пре ниях, заяшш: — С детства книга является моттм по стоянным спутником и лучшим другом. Среди множества книг самыми любимыми являются те, в которых отражено героиче ское прошлое и настоящее нашей Родины. Образы таких героев, каю Павел Корчагин, Лиза Чайкина, Олег Кошевой, зовут пас, молодых бойцов, честно выполнять свой долг перед Родиной. Мысякс® указал, что комсомольской ор ганизации необходимо еще мною порабо тать среди молодежи в области пропаганды книги. — У нас есть такие комсомольцы, — сказал тов. Блинов, — которые не читают не только художественной литературы, по даже газет и журналов. Можно назвать хотя бы Борисова п Деркач. Члены комсомольского бюро редко посещают би блиотеку, почему-то но считают своей обя занностью помогать ей в работе. Некоторые товарищи указывали на то, что в пропаганде книги нетерпима ка.чпа- i нейщина. Необходимо систематически про водить читательские конференции и лите ратурные вечера. Это — важнейшая форма пропаганды книги. Комсомольское собрание решило в июне провести лпте 1 >атурный вечер, посвящен ный творчеству Алексея Максимовича Горького. Комсомолец Демин па второй день выве сил рекомендательный список произведе ний классиков художественной литерату ры, провел беседу по кпнге «Люди с чистой совестью» Вершигоры. Секретарь ком сомольской организации тов. Литвини- ченко рассказал комсомольцу Большакову о подвигах краснодонцев, посоветовал про честь книгу А. Фадеева «Молодая гвардия». 1 к>лыпаков прочитал эту' книгу с огромным интересом. Сейчас комсомольцы готовят литературный вечер. Лейтенант П. КОЗЛОВ. В П О М О Щ Ь А Г И Т А Т О Р У В партийном клбипете, гдп начальником вов и присяги. Среди выставленных па ' ского человека» и другие. Имеется также майор Кузнецов, оборудована книжная ви- витрине имеются брошюры «Военная при- специальная папка с литературой на тему: трина. Здесь выставлены брошюры и сяга», «Большевистское слово и личный «Советский народ в борьбе за построение статьи, которые помогают агитатору под- пример агитатора», «Революционная бди- коммунизма». готовиться к беседам по пропаганде уста- тельность — драгоценное качество совет- i Старший лейтенант Г. ДМИТРИЕВ. Празшиэ оэгагагад и кшролирзшь учзбу Старший лейтенант Лапшин прияед на классно-групповое занятие неподготовлен ным. О теме занятий оп узнал буквально за 5 минут до начала. Затем пришли ещв два офицера тт. Осокин п Пугачев. Быть может они потготовились к класодо-рруп- повому занятию? Нет. Осокин и Пугачев самостоятельно не занимались, а пришли послушать... как будут отвечать другие. Была у них тайная надежда, что их не спросят. По, увы! Руководитель спросил как раз их. Тов. Осокин сразу сказал, что материала пе зпает, а тов. Пугачев пытался кое-что ответить, надеясь на свой «старый багаж». По «старый багаж» под вел. Отвечал Пугачев не по существу, пу тался. Вот факты, которые подтверждают, что самостоятельная политическая учеба офи церов в этой 4 a°frn пе запяла подобающее ей место, что но все офицеры серьезно к ней относятся. Вина в этом п командира части, и его заместителя. Ведь их обязан ность напрат-лять самостоятельную работу офицеров, повседпевпо контролировать офи церскую учебу. Пе обращают опи внима ния на то, что многие па занятиях не при сутствуют. Особеппо редко ходят офицеры интендантской службы, врачи, механики. Совсем иначе обтгопт дело в другой части. Офицеры регулярно посещают клас сно-групповые занятия, тщательно гото вятся к ним. Подготовкой офицеров к занятиям здесь всегда пптересуется командир части и его заместитель. Нередко они присутствуют сами па класспо-групповых занятиях, слу шают, как отвечают офицеры. В этой части в марксистско-ленинской подготовке авангардную роль занимают офицеры коммунисты Случинский, Хар- ников, Свиридов. Неоднократно вопрос о самостоятельной учебе офицеров-коммуни- стов обсуждался на партийном бюро. Бюро обратило внимание, что коммунист Заклпн- ский занимался хуже других и указало ему на это. Сейчас тов. Заклппский системати чески занимается политическим самообра зованием. Опыт показывает, что наиболее полно ценным единоначальником, политическим руководителем, организатором воспитатель ной работы среди личного состава являет ся тот офицер, который повседневно учит ся сам. И, наоборот, те офицеры, которые не работают над повышением своего идей но-политического уровня, топчутся нз месте, допускают много ошибок в своей повседневной работе, перестают правильно понимать возложенные на них задачи. Только при правильной организации марксистско-ленинской подготовки офи церского состава» при действенной помощи и контроле со стороны политработников и парторганизаций, только при этих усло виях учеба офицеров будет отвечать со временным требованиям. Старший лейтенант А. УРВАЧЕВ. Приступили к рзмонту здани В пашем гарнизоне приступили к ремон ту зданий. Полностью закончено оборудо вание помешепий бани, прачечной, отремон тирована котельная (сделана переборка котла). В настоящее время прочищаются колод цы и трубопроводы. Л. НЕСТЕРОВ. Для того, чтобы иметь полпое продета - 1 влеиие о литературе по тому или другому разделу, библиотекарь может пользоваться указателем. Чтобы убедиться, достаточно ли, например, литературы по истории Во оруженных Сил Союза ССР, необходимо сличить ее по 'указателю «30 лет Совет ской Армии» издания 1018 года и затем сверить его с налггшо>! имеющиеся книг по этому вопросу. Ознакомившись с указа телем и взяв на пометку имеющиеся в библиотеке произведения по той и.тп иной теме, сотрудник может легко ответить на запросы читателей. Надо повседпевпо сличать кпигп на пол ках с библиографическими указателями. Конечно, прочитать все имеюншеся тома невозможно. Поэтому нужно, прожче всего, научиться составлять себе представление о произведениях путем беглого просмотра их. Для этого следует озпакомпться с автором, издательством п годом пздаппя, оглавлением и предисловием, послеслови ем и примечаниями к кппге. Иногда необ ходимо прибегать к выборочттму чтению страниц. Следует обязательно зпа- комяться с отзывами па книги, апотацня- ки, рецензиями, которые часто помешают ся в печати. После этого у библиотекаря сложится определенное впечатление о кни ге и оп сможет смело рекомендовать ее чи тателю. Чтобы быть, в курсе современной жизни н всех происходящих событий, необходи мо перед началом своей работы щюомат- рпвать свежие газеты п журпалы. Прочитав какой-.тибо интересный ма териал, пужпо ознакомить с ним мо ряков, порекомендовать читателю литера туру, связаипую с затронутым в газете во- просом. Пногда даже маленькая информация в газете или журнале, скажем, о предстоящем юбплее какого-либо выдающегося русского учепого, писателя, композитора должна послужить сигналом для библиотекаря к подбору литературы. Хорошим подспорьем библиотекаря яв ляется календарь. При составлении плана работы библиотеки необходимо учитывать по только общеизвестные юбилеи, но и все важпые события страны, представляющие inrrepec для читателей. Сообщение о зна менательных датах можно найти в разных источниках. Например, юбилеи из жизпп Военно-Морских Сил перечислены в килте «Справочник--календарь Военно-Морского Флота». К важным календарным датам необходи мо подбирать литературу, вывешивать ре комендательные списки, оформлять витри ны. Политические занятия с матросами, солдатами, старшинами и сержантами сроч ной и сверхсрочной службы на флоте про водятся по определенным планам. Библиотекарь должен знать эти планы и программы с тем, чтобы заранее гото вить необходимую литературу как для руководителей занятий, так н для слуша телей. Пмея тесную связь с руководителем политических занятий, сотрудник библио теки сможет заранее подобрать и отложить произведения классиков марксизма-лени низма, просмотреть журналы, брошюры (особенно те, па которых имеется специ альная напнись «В помощь руководителю политических занятий») п при первом запросе выдать их. Помимо политической литературы для занятий необходимо подбирать художест венные произведения. Например, к заня тиям о героическом прошлом нашей Роди ны можно рекомендовать исторические по вести и ромапы: «Чингпс-хан», «Иван Грозный», «Дмитрий Донской», «Петр I» и другие. Библиотекарь обязан прививать вкус к литературе личпому составу. Особенно внимательно он должен относиться к на чинающим читателям. Очень часто, придя в библиотеку, они говорят: «Дайте что- нибудь почитать на ваше усмотрение». Было бы неправильно, если бы библиоте карь буквально выполнил просьбу такого читателя и выдал ему книги по своему вкусу... В таком случае надо посоветовать произведения с занимательной тематикой, которые могли бы захватить его, которые пробудили бы у читателя большой интерес к литературе. Лейтенант Е. НАЗАРОВ. С КУ ЧН О В Н АШ ЕМ П О Д РА ЗД ЕЛ ЕН И И Вот уже месяц, как подразделение офицера Гриценко не навешают политра ботники. Они, как впдпо, забыли о нем. А у нас много различных вопросов, которые нужно разрешить. Па протяжении трех месяцев в подраз делении офицера Гриценко не работает ра диоузел, и воины лишены возможности слушать радио. Газеты сюда попадают от случая к случаю. Есть в подразделении киноаппарат, но фильмы все время поступают узкопленоч ные и смотреть их личный состав не имеет вопможности, так как узкопленочного ап парата в подразделении нет. В течение продолжительного времени личный состав просмотрел только одну кинокартину. Многие матросы имеют желание зани маться спортом, но нет спортивных снаря дов. В. КРУПИН. КО ГД А Ж Е Б У Д ЕТ П О ЧТА Л ЬО Н ? Болео месяца в нашем подразделении нет почтальона. Газеты и письма мы полу чаем только тогда, когда кто-нибудь из бойпов, будучи в городе, захватит коррес понденцию. Но пногда по четыре-пять дней мы не получаем газет. Бойцы неоднократ но задавали вопрос командиру подразделе ния. но мер никаких не принято. Почтальо на до сих пор нет. Старший матрос Л. КЛИМЧУН. Матрос А. СТАРШИНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz