На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.

12 июня 1948 г., № 137 (3133). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я БЕСЕДА ПРОШЛА АКТИВНО В небольшом, но уютном, чисто прибран­ ном кубрчке разместились матросы. Они опрятно одгты, подтипуты. Чувствуется по все-му, что руководитель тр°бует подтежа- ния порядка на занятиях. Идет беседа по томе учебного плана политзанятий: «Ве­ роломна нападение фашистской Германии на ООСР». Руководитель группы поставпл своей целью помочь матросам углубить их зна­ ния, полученные па прошлых занятиях. Лгйтенапт Эпштейн обращается ко всей группе и этим самым заставляет каждого слушателя думать над отвитом на постав­ ленный вопрос: — Па что рассчитывали пемцы прп напа­ дения на Советский Союз 9 На этот вопрос лросит разрентеппя отве­ чать матрос Васильев. В сво?м кратком вы­ ступлении тов. Васильев убедительно пока­ зал провал расчетов врага па изоляцию Советского Союза. Матроа особенно под­ черкнул моральное превосходство совет­ ских людей. — Советские воины. — говорит тов. JfccBaw » , — защищали свою любимую Ро- ^ Л у , верили в правоту своего дела. И эта идея защиты своего Отечества порождала в рядах Советской Армии героев. Советский воин — это представитель армпп нового типа, созданной Лениным п Сталиным, на­ шей большевистской партией. Содержательно выступил и матрос тов. Линьков. Оп рассказал о причинах временных неудач Красной Армпп. Опи­ раясь на факты и примеры, тов. Линьков расасазал о тех тяжелых условиях борьбы против врага, в которых Советскому Союзу пришлось вести войну. Матрос Линьков рассказал и о жизнеспо­ собности советской экономики, позволив­ шей в .короткий срок превзойти технику врага и по количеству, хотя противник ис­ пользовал экономику не только Германии, но и ряда стран Европы. — Паротное хозяйство нашей страны са­ мое прочное, самое лучшее, самое сильное в мшре, — заключил свое выступление тов. Линьков. Выступления слушателей, участников беседы, свидетельствовали о том, что тема политзанятий усвоена хорошо, что к этой беседе тщательно готовились. Следует заметить, что группа лейтенанта тов. Эпштейна постоит из военнослужащих хозяйственных подразделений — писарей, коков, кладовщиков. — Раньше были случаи, — говорит тов. Эпштейн, — слабой подготовки и уче­ бы даже не по вине слушателей, а потому, что некоторые начальники вызывали само­ вольно подчиненных с занятий. Сейчас на­ веден порядок, и матросы прилежнее зани­ маются. Проведенная лейтенантом тов. Эпштей­ ном беседа показала хорошую успеваемость матросов на политзанятиях, их способность правильно оценивать исторические события Великой Отечественной войны. Однако име­ лись и недостатки. Активность слушателей была бы еше выше, если бы руководитель нолитзапятий свои выводы по выступле­ ниям делал короче. Проводить беседу сле­ дует так, чтобы в ней принимали участие все слушатели. Это позволит еще глубже усвоить изучаемый материал. Капитан А. СТЕПАНОВ. В м о р е н а у ч е н и я х В расчеты БЧ-2 пришли молодые бойцы из Учебного отряда, а также из других бое- эых частей. Наводчик Тарасов на-днях только был переведен из состава боцман­ ской команды. Комсомольское бюро поручило комсомоль­ цу Торопову всесторопне подготовить Тара­ сова к предстоящим стрельбам. Торопов много и настойчиво запимался с новичком ж добился успехов. Второй наводчик того хе орудия Гудков также не имел практики, так как до этого был дальномерщиком. С ним немало поработал сам командир орудия старшина 2 статьи Ав*рамеико. Накануне выхода в море комсомольские активисты побывали па всех боевых по­ стах с целью выявить, как комсомольцы подготовились к выполнению задачи, на­ сколько хорошо знают они свои обязанно­ сти, боевые инструкции. И вот настал день выхода в море. Уче­ ние началос*,. Бойды БЧ-2 на сей раз от­ личились. Когда была обнаружена «мина», комендор старшипа 2 статьи Смирнов со своим вторым номером Русппым с третьего .выстрела накрыл цель. Русин недавне пришел на корабль. Но он уже действова.- четко, выполнял все команды согласи» боевой инструкции. * Когда раздалась команда «открыть огонь», бойцы действовали четко и умело. Цель была накрыта с первого залпа. За от­ личную стрельбу командир подразделения об’явил орудийному расчету благодарность. Таким образом, орудийный расчет, где почти все бойцы — молодые специалисты, показал отличную выучку. Хорошо поработал и тральный расчет. В этом расчете выделяются знанием дела ма­ тросы Песковой, Плаксин, Росинский а Минкин. Задача и у этого расчета была принята командованием с оценкой «хорошо». В этом немалая заслуга комсюмольцев ко­ рабля, которые, являяаь передовиками бое­ вой подготовки, ведут за собой несоюзную молодежь. Комсомольцы неустанно совер­ шенствуют свое боевое мастерство в актив­ но помогают отстающим. Члены бюро Плак­ син, Песковой, Шепелев, комсомольцы Рас- трыгия, Положай, Ильенко не только са­ ми хорошо подготовились к учению, но и вели большую массовую работу с личным •оставом, помогали другим в отработке за­ дачи. Старшина 2 статьи И. ПОЧЕПКО. З а б ы л и о принятом решэнии Шред открытием егбрания, которое, кстати сказать, началось позже установ­ ленного времени, секретарь комсомольской вргаштции сержант Бардшп заявил: — Некоторые комсомольцы отсутствуют по неизвестные причинам. То, чего пе опал секретарь, вскоре вы­ яснилось. В ходе собрания один за другим стали подходить комсомольцы. Омывает­ ся, что всего несколько минут тому пазад они случайно узнали о том, что идет собра­ ние организации. Бюро ВЛКСМ совершенно не готовило собрание. Оно не побеспокоилось о том, табы все комсомольцы явились во-время, спали повестку дня собрания. Эго отрица­ тельно сказалось не только па посещаемо­ сти, но и на ходе обсуждения вопроса. А вопрос стоял важный — «Задачи комсо­ мольской организации в обеспечении вы­ полнения плана боевой я политической подготовки». По докладу выступили некоторые члены бюро, и те сделали лишь общие за­ мечания, не подвергли острой критике поведение отдельных членов ВЛКСМ, не вскрыли недостатки. Такие факты в комсомольской органи­ зации не единичны. Бюро ВЛКСМ забыло о решении отчетно-выборного собрания, где прямо сказано: «Улучшить подготовку комсомольских собраний». Старший матрос И. ЕГОРОВ. к П о д г о т о в к а нниг в ыд а ч е ч и т а т е л ю Н. К. Крупская в письме к библиотека­ рю А. Ф. Андреевой писала о том, что ос­ новное в библиотечной деятельности — вто умелое удовлетворение запросов чи­ тателя, способствующее его политическому и культурному росту п повышению его де­ ловой квалификации. Обслуживание читателя в библиотеке — процесс разносторонний. Серьезная культурио^по- литсгческая п педагогическая работа соче­ тается в нем со знанием библиотечной техники. # Организация выдачи книг зависит от многих условий. Решаюнугм из шгх яв­ ляется политический и культурный уро­ вень библиотекаря, его умение применить свей знания и навыки в соответствии с задачами библиотечной раиоты и интере­ сами читателей. Повседневная подготовка библиотекаря к выдаче книг имеет боль­ шое значение. Как преподаватель не имеет права и не может поптп па урок, не под- п уго ви вш ис ь к нему, так и библиотекарь не должен без соответствующей подготовки работать с читателем. Он должен забла­ говременно просмотреть ряд книг, чтобы иметь представление о их содержании, проверить выставки, рекомендательные «иски, наглядные материалы и, если нужно, сделать в них необходимые изме­ нения, вспомнить заявки читателей. Важным элементом в подготовке яв­ ляется также распасовка книг, наведе­ ние порядка на рабочем столе. Ознакомле­ ние же с литературой — процесс дли­ тельный. Оп тесно связан с общим повы­ шением квалификации библиотекаря. По­ этому каждый библиотекарь обязан уде­ лять этому дел> постоянное внимание. Из чего же складывается подготовка библиотекаря к выдаче книг? Как бы ни было велико желание библио­ текаря работать хорошо, он может добитьая этого только в том случае, если сам глу­ боко разбирается в политических вопросах, следит за текущими' событиями, знает свой книжный фонд. Чтобы изучить книжный фонд, надо, прежде всего, составить себе общее представлетние о книгах библиотеки, о распределении их по отделам. В библио­ теках Военно-Морских Сил необходимо тщательно познакомиться с военным отде­ лом и особенно с литературой по военно- морскому делу. Наконец, следует изучить наиболее хорошие книги из каждого отдела в такой степени, чтобы всегда знать, для какого читателя они предназначены. На утренней физзарядка Фото М. Бугакова. 4 На пути творческого роста О концертах флотсного енсамбля Если человек не стоит на месте, а по­ стоянно растет, настойчиво борется за осу­ ществление свопх идеалов, шаг за шагом идет вперед к намеченной цели, на него смотришь с законпой гордостью, его хо­ чется поддержать, если он иногда и спо­ тыкнется, ему хочется помочь в благород­ ном дерзании. Именно к такому выводу прпходишь, когда послушаешь концерты матросского ансамбля песпн и пляекп Северного флота. Последнее выступление его нам при­ шлось смотреть больше года тому назад. Это был еще «пробный» концерт почти пол­ ностью обновленного, «обмороженного» коллектива. П хор, и оркестр, и танцоваль- ная группа — все были еще далеки от совершенного исполнения. Конечпо, может быть, преждевремеппо и сейчас говорить о том, что коллектив уже достиг определенного артистического ма­ стерства и творческой подготовки. Много еще нужно потрудиться ему, чтобы до­ стичь вершин подлинного искусства. По несомненно одно — североморский ансамбль творчески растет и крепнет. Это видно и в хорошем звучании хора, в сла­ женном и дружном выступлении танцоров. Год тому назад хор слабо, например, ис­ полнял «Кантату о Сталине» Александрова, «На берегу голубого Дуная» Штрауса п другие вещи. Но совсем иначе звучат эти далеко не легкие для исполнения музы­ кальные произведения сейчас. Мы воспри­ нимаем их, как песни огромной силы, пес- пи, насыщенные пафосом и богатым музы­ кальным содержанием. И в этом боль­ шая заслуга дирижера Н. И. Махова, хор­ мейстера С. Д. Слозиной и всего хора. Чув­ ствуется, что немало поработано над совер­ шенствованием ансамбля. Заслугой хора является и то, что он под­ готовил высокоидейную, вполне совремеп- пую программу. В репертуаре хора главное место занимают песни советских компози­ торов. Все они исполпяются с большим под’емом и мастерством. Особенно мощно звучит «Гимн демократической молодежи мира» Новикова. ч Заметен рост у солистов Чаплыгина и Александрова. Первый хорошо запевает песни «Пора в путь-дорогу» Соловьева- Содого и «Одинокая гармонь» Мокроусо­ ва. Голос его ровен и владеет он им зна­ чительно лучше, чем раньше. С успехом выступает и Александров. Горячо принимают зрители и выступле­ ния солистки ансамбля Марии Кондратье­ вой. «Моя родная сторона» и «В лодке» Соловьева-Седого, «С тобой» Покрасса и «Тропинка» Блантера исполнены ею в мягком лирическом топе, просто в доходчи­ во. Говоря о танцевальной группе, возглав­ ляемой способным танцором Г. Штарком, нельзя не отметить то, что в ее составе много молодых танцоров. Однако она имеет бесспорные достижения. Тепло принимает зритель тайны «Картинка прошлого», со­ лист Трефилов, и матросскую пляску «Со­ леная вода». Нехорошее впечатление остается от тан­ ца хорватских пастухов, напоминающего полудикий ковбойский танец. Об акробатах Мягкове и Пыхове хочется сказать только одно: они пользуются боль­ шим успехом у зрителей. Солист аноамбля скрипач Будович снова выступал с романсом Глиера и «Сентимен­ тальным вальсом» Чайковского. Эта произ­ ведения Будович исполняет с большим ма­ стерством. Но хочется услышать от скрипа­ ча новых вещей. Тем более, что у Будови- ча для этого есть все возможности. В целом концерты ансамбля под худо­ жественным руководством Бочарского про­ ходят в наших частях и подразделениях с успехом. Капитан Н. БУКИН. КНИГА—ЛУЧШИЙ ДРУГ МОЛОДЕЖИ На открытое собрание пришли комсо­ мольцы и несоюзная молодежь, пришли, чтобы обменяться мнеписм, поделиться своими мыслями о книге, которая в по­ вседневной жизни матроса является его близким другом и советчиком. Доклад, сделанный офиг.ером Поляко­ вым, вызвал ож'шзлешшй обмен мнениями. Один за другим выступали комсомольцы, говорили о том, как книга помогает им в работе и учебе, рассказывали о своих лю­ бимых писателях и героях. — Произведения Алексея Макспморича Горького, — сказал тов. Демнн, — научи­ ли меня трудиться. Демин предложил организовать па ко­ рабле вечер, посвященный тво. че-тву ве­ ликого русского писателя Алексея Макси­ мовича Горького. Комсомолец Мьгсяков выступая в пре­ ниях, заяшш: — С детства книга является моттм по­ стоянным спутником и лучшим другом. Среди множества книг самыми любимыми являются те, в которых отражено героиче­ ское прошлое и настоящее нашей Родины. Образы таких героев, каю Павел Корчагин, Лиза Чайкина, Олег Кошевой, зовут пас, молодых бойцов, честно выполнять свой долг перед Родиной. Мысякс® указал, что комсомольской ор­ ганизации необходимо еще мною порабо­ тать среди молодежи в области пропаганды книги. — У нас есть такие комсомольцы, — сказал тов. Блинов, — которые не читают не только художественной литературы, по даже газет и журналов. Можно назвать хотя бы Борисова п Деркач. Члены комсомольского бюро редко посещают би­ блиотеку, почему-то но считают своей обя­ занностью помогать ей в работе. Некоторые товарищи указывали на то, что в пропаганде книги нетерпима ка.чпа- i нейщина. Необходимо систематически про­ водить читательские конференции и лите­ ратурные вечера. Это — важнейшая форма пропаганды книги. Комсомольское собрание решило в июне провести лпте 1 >атурный вечер, посвящен­ ный творчеству Алексея Максимовича Горького. Комсомолец Демин па второй день выве­ сил рекомендательный список произведе­ ний классиков художественной литерату­ ры, провел беседу по кпнге «Люди с чистой совестью» Вершигоры. Секретарь ком­ сомольской организации тов. Литвини- ченко рассказал комсомольцу Большакову о подвигах краснодонцев, посоветовал про­ честь книгу А. Фадеева «Молодая гвардия». 1 к>лыпаков прочитал эту' книгу с огромным интересом. Сейчас комсомольцы готовят литературный вечер. Лейтенант П. КОЗЛОВ. В П О М О Щ Ь А Г И Т А Т О Р У В партийном клбипете, гдп начальником вов и присяги. Среди выставленных па ' ского человека» и другие. Имеется также майор Кузнецов, оборудована книжная ви- витрине имеются брошюры «Военная при- специальная папка с литературой на тему: трина. Здесь выставлены брошюры и сяга», «Большевистское слово и личный «Советский народ в борьбе за построение статьи, которые помогают агитатору под- пример агитатора», «Революционная бди- коммунизма». готовиться к беседам по пропаганде уста- тельность — драгоценное качество совет- i Старший лейтенант Г. ДМИТРИЕВ. Празшиэ оэгагагад и кшролирзшь учзбу Старший лейтенант Лапшин прияед на классно-групповое занятие неподготовлен­ ным. О теме занятий оп узнал буквально за 5 минут до начала. Затем пришли ещв два офицера тт. Осокин п Пугачев. Быть может они потготовились к класодо-рруп- повому занятию? Нет. Осокин и Пугачев самостоятельно не занимались, а пришли послушать... как будут отвечать другие. Была у них тайная надежда, что их не спросят. По, увы! Руководитель спросил как раз их. Тов. Осокин сразу сказал, что материала пе зпает, а тов. Пугачев пытался кое-что ответить, надеясь на свой «старый багаж». По «старый багаж» под­ вел. Отвечал Пугачев не по существу, пу­ тался. Вот факты, которые подтверждают, что самостоятельная политическая учеба офи­ церов в этой 4 a°frn пе запяла подобающее ей место, что но все офицеры серьезно к ней относятся. Вина в этом п командира части, и его заместителя. Ведь их обязан­ ность напрат-лять самостоятельную работу офицеров, повседпевпо контролировать офи­ церскую учебу. Пе обращают опи внима­ ния на то, что многие па занятиях не при­ сутствуют. Особеппо редко ходят офицеры интендантской службы, врачи, механики. Совсем иначе обтгопт дело в другой части. Офицеры регулярно посещают клас­ сно-групповые занятия, тщательно гото­ вятся к ним. Подготовкой офицеров к занятиям здесь всегда пптересуется командир части и его заместитель. Нередко они присутствуют сами па класспо-групповых занятиях, слу­ шают, как отвечают офицеры. В этой части в марксистско-ленинской подготовке авангардную роль занимают офицеры коммунисты Случинский, Хар- ников, Свиридов. Неоднократно вопрос о самостоятельной учебе офицеров-коммуни- стов обсуждался на партийном бюро. Бюро обратило внимание, что коммунист Заклпн- ский занимался хуже других и указало ему на это. Сейчас тов. Заклппский системати­ чески занимается политическим самообра­ зованием. Опыт показывает, что наиболее полно­ ценным единоначальником, политическим руководителем, организатором воспитатель­ ной работы среди личного состава являет­ ся тот офицер, который повседневно учит­ ся сам. И, наоборот, те офицеры, которые не работают над повышением своего идей­ но-политического уровня, топчутся нз месте, допускают много ошибок в своей повседневной работе, перестают правильно понимать возложенные на них задачи. Только при правильной организации марксистско-ленинской подготовки офи­ церского состава» при действенной помощи и контроле со стороны политработников и парторганизаций, только при этих усло­ виях учеба офицеров будет отвечать со­ временным требованиям. Старший лейтенант А. УРВАЧЕВ. Приступили к рзмонту здани В пашем гарнизоне приступили к ремон­ ту зданий. Полностью закончено оборудо­ вание помешепий бани, прачечной, отремон­ тирована котельная (сделана переборка котла). В настоящее время прочищаются колод­ цы и трубопроводы. Л. НЕСТЕРОВ. Для того, чтобы иметь полпое продета - 1 влеиие о литературе по тому или другому разделу, библиотекарь может пользоваться указателем. Чтобы убедиться, достаточно ли, например, литературы по истории Во­ оруженных Сил Союза ССР, необходимо сличить ее по 'указателю «30 лет Совет­ ской Армии» издания 1018 года и затем сверить его с налггшо>! имеющиеся книг по этому вопросу. Ознакомившись с указа­ телем и взяв на пометку имеющиеся в библиотеке произведения по той и.тп иной теме, сотрудник может легко ответить на запросы читателей. Надо повседпевпо сличать кпигп на пол­ ках с библиографическими указателями. Конечно, прочитать все имеюншеся тома невозможно. Поэтому нужно, прожче всего, научиться составлять себе представление о произведениях путем беглого просмотра их. Для этого следует озпакомпться с автором, издательством п годом пздаппя, оглавлением и предисловием, послеслови­ ем и примечаниями к кппге. Иногда необ­ ходимо прибегать к выборочттму чтению страниц. Следует обязательно зпа- комяться с отзывами па книги, апотацня- ки, рецензиями, которые часто помешают­ ся в печати. После этого у библиотекаря сложится определенное впечатление о кни­ ге и оп сможет смело рекомендовать ее чи­ тателю. Чтобы быть, в курсе современной жизни н всех происходящих событий, необходи­ мо перед началом своей работы щюомат- рпвать свежие газеты п журпалы. Прочитав какой-.тибо интересный ма­ териал, пужпо ознакомить с ним мо­ ряков, порекомендовать читателю литера­ туру, связаипую с затронутым в газете во- просом. Пногда даже маленькая информация в газете или журнале, скажем, о предстоящем юбплее какого-либо выдающегося русского учепого, писателя, композитора должна послужить сигналом для библиотекаря к подбору литературы. Хорошим подспорьем библиотекаря яв­ ляется календарь. При составлении плана работы библиотеки необходимо учитывать по только общеизвестные юбилеи, но и все важпые события страны, представляющие inrrepec для читателей. Сообщение о зна­ менательных датах можно найти в разных источниках. Например, юбилеи из жизпп Военно-Морских Сил перечислены в килте «Справочник--календарь Военно-Морского Флота». К важным календарным датам необходи­ мо подбирать литературу, вывешивать ре­ комендательные списки, оформлять витри­ ны. Политические занятия с матросами, солдатами, старшинами и сержантами сроч­ ной и сверхсрочной службы на флоте про­ водятся по определенным планам. Библиотекарь должен знать эти планы и программы с тем, чтобы заранее гото­ вить необходимую литературу как для руководителей занятий, так н для слуша­ телей. Пмея тесную связь с руководителем политических занятий, сотрудник библио­ теки сможет заранее подобрать и отложить произведения классиков марксизма-лени­ низма, просмотреть журналы, брошюры (особенно те, па которых имеется специ­ альная напнись «В помощь руководителю политических занятий») п при первом запросе выдать их. Помимо политической литературы для занятий необходимо подбирать художест­ венные произведения. Например, к заня­ тиям о героическом прошлом нашей Роди­ ны можно рекомендовать исторические по­ вести и ромапы: «Чингпс-хан», «Иван Грозный», «Дмитрий Донской», «Петр I» и другие. Библиотекарь обязан прививать вкус к литературе личпому составу. Особенно внимательно он должен относиться к на­ чинающим читателям. Очень часто, придя в библиотеку, они говорят: «Дайте что- нибудь почитать на ваше усмотрение». Было бы неправильно, если бы библиоте­ карь буквально выполнил просьбу такого читателя и выдал ему книги по своему вкусу... В таком случае надо посоветовать произведения с занимательной тематикой, которые могли бы захватить его, которые пробудили бы у читателя большой интерес к литературе. Лейтенант Е. НАЗАРОВ. С КУ ЧН О В Н АШ ЕМ П О Д РА ЗД ЕЛ ЕН И И Вот уже месяц, как подразделение офицера Гриценко не навешают политра­ ботники. Они, как впдпо, забыли о нем. А у нас много различных вопросов, которые нужно разрешить. Па протяжении трех месяцев в подраз­ делении офицера Гриценко не работает ра­ диоузел, и воины лишены возможности слушать радио. Газеты сюда попадают от случая к случаю. Есть в подразделении киноаппарат, но фильмы все время поступают узкопленоч­ ные и смотреть их личный состав не имеет вопможности, так как узкопленочного ап­ парата в подразделении нет. В течение продолжительного времени личный состав просмотрел только одну кинокартину. Многие матросы имеют желание зани­ маться спортом, но нет спортивных снаря­ дов. В. КРУПИН. КО ГД А Ж Е Б У Д ЕТ П О ЧТА Л ЬО Н ? Болео месяца в нашем подразделении нет почтальона. Газеты и письма мы полу­ чаем только тогда, когда кто-нибудь из бойпов, будучи в городе, захватит коррес­ понденцию. Но пногда по четыре-пять дней мы не получаем газет. Бойцы неоднократ­ но задавали вопрос командиру подразделе­ ния. но мер никаких не принято. Почтальо­ на до сих пор нет. Старший матрос Л. КЛИМЧУН. Матрос А. СТАРШИНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz