На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.
z НА С Т Т А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 12 няня 1848 г., № 137 (313S; Высокая дисциплина—основа воинского мастерства "к ^ V W W N » % В летний период учебы советские военные моряки вступили с единым стремлением добиться новых успехов в овладении r o h h c k h m м а с т е р с т в о м , на учиться отлично работать на ссоих бое- гых постах, еще лучше осгаива-ь и раз вивать опыт Великой Отечественной г.ойны. В решении этих важных задач огромнее значение приобретает дисцип. лина, строгое выполнение уставов. «Жить по устану» — вот требование сегодняш него дня. Значительных успехов в укреплении д и с ц и п л и н ы добился личный состав под- ( р а з д е л е н и я офицера тов. Жмак. Это ре з у л ь т а т неуклонного осуществления у с т а ов, большой воспитательной рабо. ты. Главное, что обеспечило успех, __ это непрерывная и напряженная полити- i чсская учеба, неослабная пропаганда устагоз и высокая требовательность командиров. На этой странице офицер тов. Жмак и старшины-отличники его подразделения » делятся опытом о том, как они обучают и воспитывают подчиненных, добиваются строгого выполнения уставов и инструк ций. пропагандировать уставы В патпем подразделении большое значе- пие придается пропаганде уставов. Это очень важное средство укрепления дис- ппнлпны, повышения чувства ответствен- лости у каждого матроса за неуклонное соблюдение воеппой присяги, за образцовое выполнение волнекого долга. Большую работу проводят офицеры. Тов. Жмак, палример, очень часто беседует с личным составом о том, как должен ве сти с::ия матрос па корабле, на берегу, чтобы высоко держать честь советского военного моряка, почему надо акк^оатно Командир отделения старшина 2 статьи Геннадий Осипов инструктирует вахту. подчиненных ему матросов перед заступлением иа Фото М. Бугакова. СТАРШИНА— НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ НАЧАЛЬНИК МАТРОСА Советская Родина доверила старшине от деления воспитание и обучение матросов. Это — большое доверие! Воспитывать лю дей в духе преданности своему народу, пар тии большевиков и Советскому правитель ству, учить моряков специальности и уме лому применению оружия п боевой техни ки — задача первостепенной важности и решать ее надо вдумчиво, с сознанием от- ухаживпть за формой одежды и т. д. Беседы ветствепноста перед Родиной. офицера действенны потому, что поводят ся оип на живых, ярких примерах из жиз ни подразделения. Среди матросов часто можно видеть коммуниста Корпкова. Он рассказывает о том, как в годы Великой Отечест венной войны советские моряки самоотвер женно сражались с врагом, одерживая блистательные победы. Корпков особенно подчеркивает, что стойкость, мужество и мастерство советских воинов являлись следствием их высокой политической со знательности, преданности делу партии Ленина— Сталина. Этим следует об’яснять и то, что сов?тские моряки в годы войны показывали образцы дисциплинированно сти, строго выполняли уставы, ибо воины попималп, что недисциплинированность — самый злейший враг для дела победы. Педавно у нас состоялось комсомольское собраппе, па повестке дня которого стоял один возрос: «Уставы Вооруженных Сил Союза ССР». Выступавшие на собрании комсомольцы остро критиковали тех, кто пе показывает примера в службе. Резко осудили выступающие комсомольца Непри- мерот^а за его нарушения дисциплины. Критика на собрании, а также настойчивая работа старшины отделения по раз’ясне- лию матросам уставных положений возы мели действие. Старший матрос Непрпмеров дальнейшеГ образцовой службой добился снятия взы скания и после этого получил три благодар ности за усердную службу. Непрерывное раз’ясненпе уставов повы шает сознательность матросов, развивает у них чувство любви» к своему кораблю, к своему потразделению. Однажды старший матрос Еепримеров получил по болезни на три дия освозождение от несения вахты. Но корабль готовился к походу, и Непри- меров пришел к старшине отделения. — Разрешите, товарищ старшина, засту пить па вахту. Я могу стоять, — сказал он. Пслучпв разрешение, комсомолец Не- примеров сразу отправился к механизмам и до смены обеспечивал безотказность их работы. В изучении личным составом уставов, в борьбе за выполнение уставов нашими старшипами проведена значительная рабо та, по много еще надо сделать по даль нейшему укреплению дисциплины. Нельзя ослаблять пропаганду уставов ни на один час, а, напротив, усиливать, ее, чтобы до биться еще лучших результатов в борьбе за выполнение первомайского приказа Министра Вооруженных Сил Маршала Со ветского Союза товарища Булганина. Старшина 2 статьи А. МОРОЗОВ. Многие старшины иашего подразделения это хорошо понимают и своей повседнев ной кропотливой работой с матросами ста раются оправдать высокое доверие. Коммунист старшина 2 статьи Осипов имеет в своем подчинении четырех матро сов. Все они люди разные и по ха рактеру, и по уронпю подготовки, и по способностям. По, несмотря па это, старчп- не отделения пужпо было сделать всех матрасов отличными специалистами, дис циплинированными воинами. П Осипов взялся за это дело с большим желанием и решимостью. В основу обучеппя подчинен ных он положил индивидуальную работу с каждым матросом. Усиливая напряжение в учебе, исклю чая всякие условпости, Осипов признаал матросам навыки, необходимые в бою. На тренировках он наиболее трудное выпол нял сначала сам, а потом требовал от под чиненных точно повторять его действия. Видя, что старшина работает по-боевому, Матросы подражали командиру, «копиро вали» каждое его движение, ибо это было движение мастера, а быть мастером своего дела — стремление каждого сознательного советского воина. Не все гладко шло у Осипова. Старший чатрос Гребенков, например, отличался от воих товарищей вялостью, а порою просто тежеланием следить за заведыванпем. Осп- тов ерпзу заметил недостатки подчинен ного. Он несколько раз разговаривал с-Гре- >енковым, указывал ему на грязные меха низмы, говоря, что такая техника мо жет отказать, если дать ей максимальную нагрузку в бою. Коммунист Осипов правильно использо вал в воспитательной работе опыт передо виков боевой и политической подготовки. Он указывал Гребенкову, что у него есть все необходимые качества для достижения звания отличника, для того, чтобы быть таким же, как его товарищи, о которых с уважением говорят на корабле. Для этого Гребенкову следует повысить требователь ность к себе, следить за своим поведением. — Вы комсомолец, — говорил Гребепко- ву Осипов. — Вы читаете газеты, знаете, каких успехов добиваются сейчас совет ские люди, не покладая рук работающие над выполнением послевоенной сталинской пятилетки в четыре года. Разве советскому пароду это легко дается? Нет. Эго стало возможным только благодаря высокой со знательности наших рабочих, колхозников, советской интеллигенции при железной трудовой дисциплине. А как же можем жить -мы, воины, без дисциплины, не выполняя уставные требования? Комсомолец Гребенков реоко изменил по ведение и отношение к служебным обязан ностям. А сейчас, когда прошло порядочно времени, старшина Осипов отзывается о Гребееткове с похвалой. Матрос содержит заведьгванпе в образцовом порядке, четко выполняет приказания, стал отличником бопвой и политической подготовки. Правильная воспитательная работа, не примиримое отношение к недостаткам, уставная требовательность обеспечили ком мунисту Осипову успех. Сейчас отделение трюмпых машпппстов — передовое в на шей боевой части. Нпогда говорят: «Каков старшина, та ковы и подчиненные». В большинстве слу чаев это оправдывается. Трудно себе пред ставить сплоченное отделение, способное выполнить любой приказ точно и в срок, если старшина отделения недисциплиниро ван, нетребователен. У подчиненных тако го старшины с каждым днем ослабе вает дисциплина, что неминуемо при ведет к понижению напряжения в учебе, снижению уровня боевой и политической подготовки, то-есть приведет к застою, а затем и отставанию в совершенствовании специальных и политических знаний. Пн один случай нарушения воинского порядка и дисциплины не должен оста ваться незамеченным старшиной. Но, к сожалению, некоторыми старшинами это еше не выполняется. Матрос Коротков часто нарушал форму одежды, ходил небритым, в грязном ра бочем обмундировании. Старшина 1 статьи тов. Политика, ссылаясь па то, что у Ко роткова заведьгванче содержится в хорошем состоянии, не требовал от матроса опрятно го внешнего вида. К чему это привело? Коротков распустился, стал попирать ос новы воинского порядка. Дисциплина в отделении полностью за висит от старшины. Он командует подчи ненными, учит их, показывает, как надо поступать в каждом конкретном случае. Ему надо научить пе одного матроса, a bcj отделение и работать большей частью при ходится с отдельными людьми. Пекоторые старшины высказывают мнение, что на ра боту с каждым подчиненным, мол, пехва- тает времени. Такие заявления неоснова тельны. Во-первых, у старшины отделения не так уж много подчиненных, а, во-вто рых, у каждого еГгазшины есть хоро шая очора — коммунисты и комсомольцы, отличники боевой и политической подго товки. При нравпльпой оргапизаппп рабо ты старшина сумеет найти и время, и хо роших помощпнков для того, чтобы непре рывно подписать воинское мастерство всех матросов отдедештя. Старшине следует помнить, что одними только приказаниями дисциплину но подни мешь и даже но удержишь. Падо стремить ся, чтобы матрос сам соонавал недопусти мость нарушения уставных требований и обязательность соблюдения всех воинских порядков. Но высокая сознательность не приходит к матросу сама собой. Ее можно добиться только кропотливой работой. Надо изучить каждого подчиненного, придирчиво относиться к мельчайшим отступления* от устава, раз’яснять обязанности советского воина. Одпако нельзя ограничиваться одними беседами. Старшина — это командир, и он обязан требовать от матросов беспрекослов ного повиновения, строгого выполнения уставов, наставлений и распоряжений. Не обладая комапднрекими качествами, стар шина не справится со своими обязанностя ми. Требовательность нельзя рассматривать, как эпизодичноо, временное явление. Она необходима иа протяжении всей службы в большом и малом деле. Главное — пе упус кать «мелочей», а пресекать их сразу же, не давая перерастать в крупные проступ ки, парушепия. Отсюда следует, что подчиненные долж ны быть все время в иоле зрения старшины, под его влиянием, а сам старшина обязан показывать матросам пример точного вы полнения уставов и требовать этого от дру гих. Это оправдывается практикой лучших старшин нашего подразделения. Старшины Мамзер, Кориков, Кожанов и другие сумели прочпо стать па свои места непосредствен ных начальников матрасов. Пз всего ска аипого можно сделать вы вод, что в лодпятни воинского мастерства матросов отделения, в укреплении уставной дпециплипы старшине отделения принадле жит важпая роль. Надо, чтобы старшины созпавали ответственность за сиециальпую подготовку подчиненных и в первую оче редь — за воспитание у матросов высокой политической сознательности, честности, ревностного отпошеиня к службе — ка честв, присущих советским вониам, ка честв, необходимых для беззаветного слу жения социалистическому Отечеству. Инженер-лзйтекант Ю. ЖМАК. Закон Прошло две гои, как матрос пришел в нате подразделение. Слабо разбираясь в технике, я« зная осо бенностей корабельной службы, тов. Беркун первое время каждый свой шаг делал не уверенно, робко, с механизмами обращался до боязни осторожно, самостоятельно не решался пустить в действие самый про стейший агрегат. Но уже с первого дня тов. Беркун зарекомендовал себя исполни тельным, дпеппплпнированным матросом, а технику содержал в образцовой чистоте. Усердие, желание мастерски овладеть своей специальностью предрешили его дальней шую успешную учебу. Помнится, освоение техники матрос Бер кун начал не с эксплоатацни w, а с изу чения инструкции. Это, между прочим, наиболее полно характеризует моряка, как поборника уставных требований. Ведь мож но хорошо зпать устройство механизма и в то же время вывести его из строя неуме лым обращением, уходом и т. д. Беркун решил сначала научиться обращаться с техникой, а потом уже глубже вникнуть в ее устройство. Это оправдало себя. Разбирая и собирая детали, специалист, хорошо помня инструкцию, знал, как и что нужно делать, чтобы не попортить части, каким маслом смазывать, чтобы механизм не отказал. Во всем жить только по уставу — стало законом службы матроса Беркун. Еще не было случая, чтобы он получил замечание за нарушение распорядка дня или формы одежды. Отведенное для занятий и работ время он использует с полным напряжением сил. Когда подается сигнал начала осмотра и проворачивания механизмов, матрос Бер кун первым прибегает в свое заведьгвание и работает усердно до последней секунды от веденного для этого времени. Сознательность, непрерывная учеба, точное вьптолпение уставов — вот что ха рактерно для матроса Беркун. Какое бы приказание он ни получил, оно выполняет ся всегда быстро и точно. Этим н обго няется то, что всюду, куда бы ни послали матроса Беркун, он остается примерным воином. П, надо сказать, этому челове ку на все хватает времени. Началась приборка. Беркун идет в за ведьгванпе и сразу приступает к работе. Когда время приборки истекло, заведьгва- ние матроса находится в образцовом по рядке, и проверяющий всегда хвалит усерд ного матроса. Идут занятия. Матрос Беркун активен. Он вникает в каждую деталь изучаемой темы и усваивает материал прочно. На за четах он отвечает только отлично. Если по распорядку дня предусмотрено личное время, матрос Беркун раскрывает книгу и читает ее с увлечением или идет в каюту политико-просветительной работы и занимается там. Молодой моряк сумел перенять от стар ших товарищей, от бывалых матросов и старшин все лучшее, что они накалили за жизни воина Бврхун n n w Я г годы службы. Конечно, в этом ему оказали большую помощь старшины, но усердие са мого матроса явилось, безусловно, главной причиной успеха. Беркун привык все делать так, чтобы после него никто ничего не переделывал. Однажды ва паровой матпетралп был смят детандер. Неожиданно подали сигнал: «Ко рабль к походу и бою изготовить». По требовалось срочно собрать дотапдер и по ставить его на место. Эту работу обычно выполняли три человека, по двое уже за ступили ва ходовую вахту. Сознавая важ ность дела, Беркун один собрал детандер rf установил его, доложив старшине, что па ровая группа введена в строй. Это было сделано матросом раньше срока и с высо ким качеством. Во время приготовления корабля к похо ду всюду требуется зоркий глаз опытного моряка, упущенное очень трудно псправи] потому что в море для этого времени И матрос Беркун дважды, трижды о:ыатр] вает все, за что он отвечает. Только убе дившись в полной готовности аварийного материала и инструмента, в их надежном креплении, Беркун докладывает старшине о готовности заведывания к походу. Таким образом, за два года службы ма трос Беркун научился жить стром по уставу, полюбил свою специальность, су мел воспользоваться помощью старшин в деле овладения воинским мастерством я добился звания отличника боевой и поли тической подготовки. Одной пз главных причин этих успехов является хорошая политическая подготовка матроса. Он правильно разбирается в текущих событи ях, а на политических занятиях всегда сосредоточен и отвечает только на «хоро шо» и «отлично». О требовательности матроса Беркун и / себе, о его непримиримости к недостаткам и упущениям своих товарищей убедитель но говорит один факт. Беркун заступал на вахту. Сменяющий ся с вахты Тихоновский снимает нарукав ный знак и подает ключ, говоря, между прочим: — Работает шестой насос. — Я ночью переводил с шестого на вто рой,— заметил ему Беркун. — Разве про изошли изменения? — Ничего не знаю, — старается «отде латься» Тихоновский. — Мне сказали —• шестой, значит — шестой... — А сами вы ходили к работающему на сосу? Тихоновский замялся, ему нечего было отвечать, так как он за всю вахту ни разу не подошел к работающему насосу. 4 — Все ясно, — закончил разговор Бер кун и спустился в машинное отделение* Работал второй насос. Отличнику боевой и политической под готовки тов. Беркун сейчас присвоено оче редное воинское звание «старший матрос». Старшина 2 статьи Н. САЛОНИН, Строгая требовательность— необходимое качество командира Без дисциплины успеха не добьешься Девять благодарностей В карточке поощрений комсомольца Александра Кострова записано девять бла годарностей. Среди них благодарности за образцозоо несение дежурной службы и за отличные действия на боевом иосту. Комсомолец старший матрос Костров не сет вахту. Входит офицер. Приняв четкий доклад, он проверил все до мелочи и сде лал заключение: — Замечаний лет — все по уставу! В течению всей вахты Костров сумел поддержать уставной порядок и обеспечить бесперебойную работу техники. Па занятиях Костров внимателен, на учениях действует мастерски. Устав требует от воина отлично знать свою спе- ццальн-сть, и -комсомолец Костров это требование устава выполняет точно. Высокая сознательность, точное следо вание Уставу — вот что лежит в основе успехов отличника Александра Кострова. Старшина 2 статьи М. МАМЗЕР. Известно, что только дисциплинирован ный воин в состоянии быстро и глубоко изучить сложную корабельную технику и мастерски овладеть ею. В нашем подразделении укреплению дис циплины придается большое значение. От личники учебы, такие, как старший матрос Беркун, комсомольцы старшие матросы Костров, Кожевников и многие другие, по казывают пример товарищам в четком вы полнении уставных требований. На их службе можно легко убедиться, что все достижения матросов в учебе являются ре зультатом дисциплинированности людей, а также правильной воспитательной работы начальников. Недисциплинированный матрос не может добиться звания отличника боевой п поли тической подготовки. Не может потому, что недтаиплинироваппый человек не в со стоянии учиться напряженно. Только у сознательною, дисциплиниро ванного воина хватит сил и терпения глу боко изучить технику, бережно ухаживать за нею и добиться безотказности в работе в любых условиях. Примером в этом мо жет служить комсомолец Салопин, которо му недавно присвоено звание старшины 2 статьи. полнптельного, трудолюбивого моряка. 0 не случайно командование поставило Са- лонпна на должность старшины отделения трюмных машинистов. Сознавая свой долг перед Родиной и от ветственность за воспитание подчиненных, комсомолец Салонин пред’явпл к себе еще больше требовательности и стал изу чать новую специальность с полной отда чей сил. Правильная постановка дела и созна тельность позволили Салонину в течение одного месяца не только самому изучить свое заведывание, но, все время повышая требовательность к подчиненным, добиться хорошего знания специальности всеми ма тросами, содержания заведывания в об разцовом порядке. За примерную службу старшина Салонин был поощрен. Важным качеством дисциплинированно го матроса должно быть умение максималь но использовать каждую минуту времени, отведенного для занятий и тренировок. Это помогает матросу, старшине глубже изучить материальную часть, быстрее при обрести навыки, необходимые для четкой работы в походе. А ведь серьезное и впи вает ее, как оегбый элемент службы, — глубоко ошибается. Что помогает матросу в совершенстве овладеть механизмами? Напряженные тре нировки, работа на боевом посту, высокая сознательность. Что помогает матросу содержать в от личном состоянии заведывание? Хорошее знание техники, точное выполнение экелло- атационных инструкций, продуктивное ис пользование каждой минуты времени. Это тоже дисциплина. Важную роль в изучении специально сти играет любовь матроса к своему делу. Старшина Салопин, готовясь к заня тиям по изучению корабельных систем, не ограничивается только схемами, ранее при готовленными. Он сам пройдет от начала до конца системы и только после того, как вычертит ее со всеми подрозностями, идет к матросам проводить занятия. Матросы, зная, что старшпна хорошо подготовился к занятиям, с интересом слушают старшину, занимаются самостоятельно и отвечают старшине всегда полпо и правильно. Решающее зпачеппо для воспитания со знательных военных моряков имеет полити ческое образоваппо старшин отделений. В нашем подразделении этому уделяется мательпое отношение к занятиям — это С первого дня пребывания на корабле I тоже дисциплина. Следовательно, тот, кто I серьезное внимание. Салонин прочно завоевал репутацию не- [отделяет дисциплину от учебы, рассматра- 1 Главный старшина ti. К0РИК08. Старший матрос Келосов с холодком отно сился к материальной части, не проявлял особого усердия л в изучении механизмов. Сгаршипа 2 статьи Компанией своевремен но заметил эти недостатки подчиненного н после беседы с Колосовым потребовал от пего пемедленпо улучшить свою службу. Колосов обещал старшине, что в’ дальней шем он будет служить без замечаний, и слово свое держал крепко. Одпако старшина Компанией не успо коился первыми результатами. Он стал чаще бывать у механизмов, обслуживаемых Колосовым, контролировал выполнение своих указаппй, помогал бойлу и добился своего. Заведывание старшего матроса Ко лосова стало содержаться в образцовом по рядке, а сам матрос добился звания отлич ника боевой п политической подготовки. Стало быть, требовательность старшины отделения, его настойчивость оказались наиболее действенным средством воспи тания. В отделении старшины 2 статьиТЕомпа- нпец многие матросы являются отличника ми. Это показатель напряженной и уме лой работы старшины о людьми. Он прояв лял к матросам повседневную требова тельность, помогал подчиненным советом и делом, подбадривал пх в трудные минуты. Старший матрос Король слабо знал специ альность. Однажды он сказал старшине: «Мне трудна эта специальность. Мне ею не овладеть в совершенстве». Компаниец не- улустил из виду это неправильное мнение моряка и с характерной для него настойчи востью принялся за обучение старшего ма троса. Он учил его у механизмов и систем, давал задание вычерчивать в тетрадь схе мы и чертежи, жестко требовал от матро са учиться напряженно, ежедневно. Стар ший матрос Король, чувствуя поддержку и помощь командира и вместе с тем реши тельную требовательность, стал чаще бы вать у механизмов и усиленно изучать их. Сейчас тов. Король хорошо знает спе циальность, является отличником учебы. Однако и в нашем подразделения есть еще старшины, которые мало требуют с подчиненных и тем расхолаживают их, ме шают всему личному составу подразделе ния добиться более лучших успехов в службе, не могут сплотить своп отделения в крепкий, дружный коллектив. Старшина 2 статьи Богданов, к приме ру, сам является хорошим специалистом, но иногда он примиренчески отпосится к проступкам подчиненных и где надо строго потребовать, старается быть «посторонним» человеком, делает вид, что пе замечает происходящего. К чему это приводит? Не требовательность старшины является пово^ дом для недисциплинированных матросов к «замазыванию» своих проступков пли, в лучшем случае, к отговоркам и спорам со старшиной. Крышка главного упорного подшипника давала утечку масла. Необходимо было не медленно ликвидировать дефект. Богданов приказал матросу Хохлову воять инстру мент и устранить неисправность. Но вместо того, чтобы немедленно приступить в ра боте, Хохлов стал пререкаться, алая, что за это старшина отделения не накажет. Правда, ва этот раз Хохлову не простили, он получил взыскание, но опять же не от старшины отделения, д от вышестоящего начальника. Получая задаиие, старшина Богданов нередко выполняет его сам, в то время как это должны делать его подчиненные. Так, Богданов получил приказание силами своего отделения отремонтировать масля- Шв насос. Старшина не собрал матросов, не довел до них задачу, а, вооружившись инструментом, пошел один на работу. По лучилось так, что ремонт насоса он про извел сам, оставив в стороне личный со став отделения. Почему? Потому, что Бог данов побоялся потребовать с подчиненных, побоялся, как бы они пе обиделись на старшину за «перенапряжение» в работе. Часто Богданов своими руками устраняет недоделки, допущенные его подчиненными. Нечего и говорить, что такая практика расхолаживает матросов, потакает неради вым, и в отделении неминуемо будет расти число проступков. Старшина 2 статьи Г. КОЖАНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz