На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.

z НА С Т Т А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 12 няня 1848 г., № 137 (313S; Высокая дисциплина—основа воинского мастерства "к ^ V W W N » % В летний период учебы советские военные моряки вступили с единым стремлением добиться новых успехов в овладении r o h h c k h m м а с т е р с т в о м , на­ учиться отлично работать на ссоих бое- гых постах, еще лучше осгаива-ь и раз­ вивать опыт Великой Отечественной г.ойны. В решении этих важных задач огромнее значение приобретает дисцип. лина, строгое выполнение уставов. «Жить по устану» — вот требование сегодняш­ него дня. Значительных успехов в укреплении д и с ц и п л и н ы добился личный состав под- ( р а з д е л е н и я офицера тов. Жмак. Это ре­ з у л ь т а т неуклонного осуществления у с т а ов, большой воспитательной рабо. ты. Главное, что обеспечило успех, __ это непрерывная и напряженная полити- i чсская учеба, неослабная пропаганда устагоз и высокая требовательность командиров. На этой странице офицер тов. Жмак и старшины-отличники его подразделения » делятся опытом о том, как они обучают и воспитывают подчиненных, добиваются строгого выполнения уставов и инструк­ ций. пропагандировать уставы В патпем подразделении большое значе- пие придается пропаганде уставов. Это очень важное средство укрепления дис- ппнлпны, повышения чувства ответствен- лости у каждого матроса за неуклонное соблюдение воеппой присяги, за образцовое выполнение волнекого долга. Большую работу проводят офицеры. Тов. Жмак, палример, очень часто беседует с личным составом о том, как должен ве­ сти с::ия матрос па корабле, на берегу, чтобы высоко держать честь советского военного моряка, почему надо акк^оатно Командир отделения старшина 2 статьи Геннадий Осипов инструктирует вахту. подчиненных ему матросов перед заступлением иа Фото М. Бугакова. СТАРШИНА— НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ НАЧАЛЬНИК МАТРОСА Советская Родина доверила старшине от­ деления воспитание и обучение матросов. Это — большое доверие! Воспитывать лю­ дей в духе преданности своему народу, пар­ тии большевиков и Советскому правитель­ ству, учить моряков специальности и уме­ лому применению оружия п боевой техни­ ки — задача первостепенной важности и решать ее надо вдумчиво, с сознанием от- ухаживпть за формой одежды и т. д. Беседы ветствепноста перед Родиной. офицера действенны потому, что поводят­ ся оип на живых, ярких примерах из жиз­ ни подразделения. Среди матросов часто можно видеть коммуниста Корпкова. Он рассказывает о том, как в годы Великой Отечест­ венной войны советские моряки самоотвер­ женно сражались с врагом, одерживая блистательные победы. Корпков особенно подчеркивает, что стойкость, мужество и мастерство советских воинов являлись следствием их высокой политической со­ знательности, преданности делу партии Ленина— Сталина. Этим следует об’яснять и то, что сов?тские моряки в годы войны показывали образцы дисциплинированно­ сти, строго выполняли уставы, ибо воины попималп, что недисциплинированность — самый злейший враг для дела победы. Педавно у нас состоялось комсомольское собраппе, па повестке дня которого стоял один возрос: «Уставы Вооруженных Сил Союза ССР». Выступавшие на собрании комсомольцы остро критиковали тех, кто пе показывает примера в службе. Резко осудили выступающие комсомольца Непри- мерот^а за его нарушения дисциплины. Критика на собрании, а также настойчивая работа старшины отделения по раз’ясне- лию матросам уставных положений возы­ мели действие. Старший матрос Непрпмеров дальнейшеГ образцовой службой добился снятия взы­ скания и после этого получил три благодар­ ности за усердную службу. Непрерывное раз’ясненпе уставов повы­ шает сознательность матросов, развивает у них чувство любви» к своему кораблю, к своему потразделению. Однажды старший матрос Еепримеров получил по болезни на три дия освозождение от несения вахты. Но корабль готовился к походу, и Непри- меров пришел к старшине отделения. — Разрешите, товарищ старшина, засту­ пить па вахту. Я могу стоять, — сказал он. Пслучпв разрешение, комсомолец Не- примеров сразу отправился к механизмам и до смены обеспечивал безотказность их работы. В изучении личным составом уставов, в борьбе за выполнение уставов нашими старшипами проведена значительная рабо­ та, по много еще надо сделать по даль­ нейшему укреплению дисциплины. Нельзя ослаблять пропаганду уставов ни на один час, а, напротив, усиливать, ее, чтобы до­ биться еще лучших результатов в борьбе за выполнение первомайского приказа Министра Вооруженных Сил Маршала Со­ ветского Союза товарища Булганина. Старшина 2 статьи А. МОРОЗОВ. Многие старшины иашего подразделения это хорошо понимают и своей повседнев­ ной кропотливой работой с матросами ста­ раются оправдать высокое доверие. Коммунист старшина 2 статьи Осипов имеет в своем подчинении четырех матро­ сов. Все они люди разные и по ха­ рактеру, и по уронпю подготовки, и по способностям. По, несмотря па это, старчп- не отделения пужпо было сделать всех матрасов отличными специалистами, дис­ циплинированными воинами. П Осипов взялся за это дело с большим желанием и решимостью. В основу обучеппя подчинен­ ных он положил индивидуальную работу с каждым матросом. Усиливая напряжение в учебе, исклю­ чая всякие условпости, Осипов признаал матросам навыки, необходимые в бою. На тренировках он наиболее трудное выпол­ нял сначала сам, а потом требовал от под­ чиненных точно повторять его действия. Видя, что старшина работает по-боевому, Матросы подражали командиру, «копиро­ вали» каждое его движение, ибо это было движение мастера, а быть мастером своего дела — стремление каждого сознательного советского воина. Не все гладко шло у Осипова. Старший чатрос Гребенков, например, отличался от воих товарищей вялостью, а порою просто тежеланием следить за заведыванпем. Осп- тов ерпзу заметил недостатки подчинен­ ного. Он несколько раз разговаривал с-Гре- >енковым, указывал ему на грязные меха­ низмы, говоря, что такая техника мо­ жет отказать, если дать ей максимальную нагрузку в бою. Коммунист Осипов правильно использо­ вал в воспитательной работе опыт передо­ виков боевой и политической подготовки. Он указывал Гребенкову, что у него есть все необходимые качества для достижения звания отличника, для того, чтобы быть таким же, как его товарищи, о которых с уважением говорят на корабле. Для этого Гребенкову следует повысить требователь­ ность к себе, следить за своим поведением. — Вы комсомолец, — говорил Гребепко- ву Осипов. — Вы читаете газеты, знаете, каких успехов добиваются сейчас совет­ ские люди, не покладая рук работающие над выполнением послевоенной сталинской пятилетки в четыре года. Разве советскому пароду это легко дается? Нет. Эго стало возможным только благодаря высокой со­ знательности наших рабочих, колхозников, советской интеллигенции при железной трудовой дисциплине. А как же можем жить -мы, воины, без дисциплины, не выполняя уставные требования? Комсомолец Гребенков реоко изменил по­ ведение и отношение к служебным обязан­ ностям. А сейчас, когда прошло порядочно времени, старшина Осипов отзывается о Гребееткове с похвалой. Матрос содержит заведьгванпе в образцовом порядке, четко выполняет приказания, стал отличником бопвой и политической подготовки. Правильная воспитательная работа, не­ примиримое отношение к недостаткам, уставная требовательность обеспечили ком­ мунисту Осипову успех. Сейчас отделение трюмпых машпппстов — передовое в на­ шей боевой части. Нпогда говорят: «Каков старшина, та­ ковы и подчиненные». В большинстве слу­ чаев это оправдывается. Трудно себе пред­ ставить сплоченное отделение, способное выполнить любой приказ точно и в срок, если старшина отделения недисциплиниро­ ван, нетребователен. У подчиненных тако­ го старшины с каждым днем ослабе­ вает дисциплина, что неминуемо при­ ведет к понижению напряжения в учебе, снижению уровня боевой и политической подготовки, то-есть приведет к застою, а затем и отставанию в совершенствовании специальных и политических знаний. Пн один случай нарушения воинского порядка и дисциплины не должен оста­ ваться незамеченным старшиной. Но, к сожалению, некоторыми старшинами это еше не выполняется. Матрос Коротков часто нарушал форму одежды, ходил небритым, в грязном ра­ бочем обмундировании. Старшина 1 статьи тов. Политика, ссылаясь па то, что у Ко­ роткова заведьгванче содержится в хорошем состоянии, не требовал от матроса опрятно­ го внешнего вида. К чему это привело? Коротков распустился, стал попирать ос­ новы воинского порядка. Дисциплина в отделении полностью за­ висит от старшины. Он командует подчи­ ненными, учит их, показывает, как надо поступать в каждом конкретном случае. Ему надо научить пе одного матроса, a bcj отделение и работать большей частью при­ ходится с отдельными людьми. Пекоторые старшины высказывают мнение, что на ра­ боту с каждым подчиненным, мол, пехва- тает времени. Такие заявления неоснова­ тельны. Во-первых, у старшины отделения не так уж много подчиненных, а, во-вто­ рых, у каждого еГгазшины есть хоро­ шая очора — коммунисты и комсомольцы, отличники боевой и политической подго­ товки. При нравпльпой оргапизаппп рабо­ ты старшина сумеет найти и время, и хо­ роших помощпнков для того, чтобы непре­ рывно подписать воинское мастерство всех матросов отдедештя. Старшине следует помнить, что одними только приказаниями дисциплину но подни­ мешь и даже но удержишь. Падо стремить­ ся, чтобы матрос сам соонавал недопусти­ мость нарушения уставных требований и обязательность соблюдения всех воинских порядков. Но высокая сознательность не приходит к матросу сама собой. Ее можно добиться только кропотливой работой. Надо изучить каждого подчиненного, придирчиво относиться к мельчайшим отступления* от устава, раз’яснять обязанности советского воина. Одпако нельзя ограничиваться одними беседами. Старшина — это командир, и он обязан требовать от матросов беспрекослов­ ного повиновения, строгого выполнения уставов, наставлений и распоряжений. Не обладая комапднрекими качествами, стар­ шина не справится со своими обязанностя­ ми. Требовательность нельзя рассматривать, как эпизодичноо, временное явление. Она необходима иа протяжении всей службы в большом и малом деле. Главное — пе упус­ кать «мелочей», а пресекать их сразу же, не давая перерастать в крупные проступ­ ки, парушепия. Отсюда следует, что подчиненные долж­ ны быть все время в иоле зрения старшины, под его влиянием, а сам старшина обязан показывать матросам пример точного вы­ полнения уставов и требовать этого от дру­ гих. Это оправдывается практикой лучших старшин нашего подразделения. Старшины Мамзер, Кориков, Кожанов и другие сумели прочпо стать па свои места непосредствен­ ных начальников матрасов. Пз всего ска аипого можно сделать вы­ вод, что в лодпятни воинского мастерства матросов отделения, в укреплении уставной дпециплипы старшине отделения принадле­ жит важпая роль. Надо, чтобы старшины созпавали ответственность за сиециальпую подготовку подчиненных и в первую оче­ редь — за воспитание у матросов высокой политической сознательности, честности, ревностного отпошеиня к службе — ка­ честв, присущих советским вониам, ка­ честв, необходимых для беззаветного слу­ жения социалистическому Отечеству. Инженер-лзйтекант Ю. ЖМАК. Закон Прошло две гои, как матрос пришел в нате подразделение. Слабо разбираясь в технике, я« зная осо­ бенностей корабельной службы, тов. Беркун первое время каждый свой шаг делал не­ уверенно, робко, с механизмами обращался до боязни осторожно, самостоятельно не решался пустить в действие самый про­ стейший агрегат. Но уже с первого дня тов. Беркун зарекомендовал себя исполни­ тельным, дпеппплпнированным матросом, а технику содержал в образцовой чистоте. Усердие, желание мастерски овладеть своей специальностью предрешили его дальней­ шую успешную учебу. Помнится, освоение техники матрос Бер­ кун начал не с эксплоатацни w, а с изу­ чения инструкции. Это, между прочим, наиболее полно характеризует моряка, как поборника уставных требований. Ведь мож­ но хорошо зпать устройство механизма и в то же время вывести его из строя неуме­ лым обращением, уходом и т. д. Беркун решил сначала научиться обращаться с техникой, а потом уже глубже вникнуть в ее устройство. Это оправдало себя. Разбирая и собирая детали, специалист, хорошо помня инструкцию, знал, как и что нужно делать, чтобы не попортить части, каким маслом смазывать, чтобы механизм не отказал. Во всем жить только по уставу — стало законом службы матроса Беркун. Еще не было случая, чтобы он получил замечание за нарушение распорядка дня или формы одежды. Отведенное для занятий и работ время он использует с полным напряжением сил. Когда подается сигнал начала осмотра и проворачивания механизмов, матрос Бер­ кун первым прибегает в свое заведьгвание и работает усердно до последней секунды от­ веденного для этого времени. Сознательность, непрерывная учеба, точное вьптолпение уставов — вот что ха­ рактерно для матроса Беркун. Какое бы приказание он ни получил, оно выполняет­ ся всегда быстро и точно. Этим н обго­ няется то, что всюду, куда бы ни послали матроса Беркун, он остается примерным воином. П, надо сказать, этому челове­ ку на все хватает времени. Началась приборка. Беркун идет в за­ ведьгванпе и сразу приступает к работе. Когда время приборки истекло, заведьгва- ние матроса находится в образцовом по­ рядке, и проверяющий всегда хвалит усерд­ ного матроса. Идут занятия. Матрос Беркун активен. Он вникает в каждую деталь изучаемой темы и усваивает материал прочно. На за­ четах он отвечает только отлично. Если по распорядку дня предусмотрено личное время, матрос Беркун раскрывает книгу и читает ее с увлечением или идет в каюту политико-просветительной работы и занимается там. Молодой моряк сумел перенять от стар­ ших товарищей, от бывалых матросов и старшин все лучшее, что они накалили за жизни воина Бврхун n n w Я г годы службы. Конечно, в этом ему оказали большую помощь старшины, но усердие са­ мого матроса явилось, безусловно, главной причиной успеха. Беркун привык все делать так, чтобы после него никто ничего не переделывал. Однажды ва паровой матпетралп был смят детандер. Неожиданно подали сигнал: «Ко­ рабль к походу и бою изготовить». По­ требовалось срочно собрать дотапдер и по­ ставить его на место. Эту работу обычно выполняли три человека, по двое уже за­ ступили ва ходовую вахту. Сознавая важ­ ность дела, Беркун один собрал детандер rf установил его, доложив старшине, что па­ ровая группа введена в строй. Это было сделано матросом раньше срока и с высо­ ким качеством. Во время приготовления корабля к похо­ ду всюду требуется зоркий глаз опытного моряка, упущенное очень трудно псправи] потому что в море для этого времени И матрос Беркун дважды, трижды о:ыатр] вает все, за что он отвечает. Только убе­ дившись в полной готовности аварийного материала и инструмента, в их надежном креплении, Беркун докладывает старшине о готовности заведывания к походу. Таким образом, за два года службы ма­ трос Беркун научился жить стром по уставу, полюбил свою специальность, су­ мел воспользоваться помощью старшин в деле овладения воинским мастерством я добился звания отличника боевой и поли­ тической подготовки. Одной пз главных причин этих успехов является хорошая политическая подготовка матроса. Он правильно разбирается в текущих событи­ ях, а на политических занятиях всегда сосредоточен и отвечает только на «хоро­ шо» и «отлично». О требовательности матроса Беркун и / себе, о его непримиримости к недостаткам и упущениям своих товарищей убедитель­ но говорит один факт. Беркун заступал на вахту. Сменяющий­ ся с вахты Тихоновский снимает нарукав­ ный знак и подает ключ, говоря, между прочим: — Работает шестой насос. — Я ночью переводил с шестого на вто­ рой,— заметил ему Беркун. — Разве про­ изошли изменения? — Ничего не знаю, — старается «отде­ латься» Тихоновский. — Мне сказали —• шестой, значит — шестой... — А сами вы ходили к работающему на­ сосу? Тихоновский замялся, ему нечего было отвечать, так как он за всю вахту ни разу не подошел к работающему насосу. 4 — Все ясно, — закончил разговор Бер­ кун и спустился в машинное отделение* Работал второй насос. Отличнику боевой и политической под­ готовки тов. Беркун сейчас присвоено оче­ редное воинское звание «старший матрос». Старшина 2 статьи Н. САЛОНИН, Строгая требовательность— необходимое качество командира Без дисциплины успеха не добьешься Девять благодарностей В карточке поощрений комсомольца Александра Кострова записано девять бла­ годарностей. Среди них благодарности за образцозоо несение дежурной службы и за отличные действия на боевом иосту. Комсомолец старший матрос Костров не­ сет вахту. Входит офицер. Приняв четкий доклад, он проверил все до мелочи и сде­ лал заключение: — Замечаний лет — все по уставу! В течению всей вахты Костров сумел поддержать уставной порядок и обеспечить бесперебойную работу техники. Па занятиях Костров внимателен, на учениях действует мастерски. Устав требует от воина отлично знать свою спе- ццальн-сть, и -комсомолец Костров это требование устава выполняет точно. Высокая сознательность, точное следо­ вание Уставу — вот что лежит в основе успехов отличника Александра Кострова. Старшина 2 статьи М. МАМЗЕР. Известно, что только дисциплинирован­ ный воин в состоянии быстро и глубоко изучить сложную корабельную технику и мастерски овладеть ею. В нашем подразделении укреплению дис­ циплины придается большое значение. От­ личники учебы, такие, как старший матрос Беркун, комсомольцы старшие матросы Костров, Кожевников и многие другие, по­ казывают пример товарищам в четком вы­ полнении уставных требований. На их службе можно легко убедиться, что все достижения матросов в учебе являются ре­ зультатом дисциплинированности людей, а также правильной воспитательной работы начальников. Недисциплинированный матрос не может добиться звания отличника боевой п поли­ тической подготовки. Не может потому, что недтаиплинироваппый человек не в со­ стоянии учиться напряженно. Только у сознательною, дисциплиниро­ ванного воина хватит сил и терпения глу­ боко изучить технику, бережно ухаживать за нею и добиться безотказности в работе в любых условиях. Примером в этом мо­ жет служить комсомолец Салопин, которо­ му недавно присвоено звание старшины 2 статьи. полнптельного, трудолюбивого моряка. 0 не случайно командование поставило Са- лонпна на должность старшины отделения трюмных машинистов. Сознавая свой долг перед Родиной и от­ ветственность за воспитание подчиненных, комсомолец Салонин пред’явпл к себе еще больше требовательности и стал изу­ чать новую специальность с полной отда­ чей сил. Правильная постановка дела и созна­ тельность позволили Салонину в течение одного месяца не только самому изучить свое заведывание, но, все время повышая требовательность к подчиненным, добиться хорошего знания специальности всеми ма­ тросами, содержания заведывания в об­ разцовом порядке. За примерную службу старшина Салонин был поощрен. Важным качеством дисциплинированно­ го матроса должно быть умение максималь­ но использовать каждую минуту времени, отведенного для занятий и тренировок. Это помогает матросу, старшине глубже изучить материальную часть, быстрее при­ обрести навыки, необходимые для четкой работы в походе. А ведь серьезное и впи­ вает ее, как оегбый элемент службы, — глубоко ошибается. Что помогает матросу в совершенстве овладеть механизмами? Напряженные тре­ нировки, работа на боевом посту, высокая сознательность. Что помогает матросу содержать в от­ личном состоянии заведывание? Хорошее знание техники, точное выполнение экелло- атационных инструкций, продуктивное ис­ пользование каждой минуты времени. Это тоже дисциплина. Важную роль в изучении специально­ сти играет любовь матроса к своему делу. Старшина Салопин, готовясь к заня­ тиям по изучению корабельных систем, не ограничивается только схемами, ранее при­ готовленными. Он сам пройдет от начала до конца системы и только после того, как вычертит ее со всеми подрозностями, идет к матросам проводить занятия. Матросы, зная, что старшпна хорошо подготовился к занятиям, с интересом слушают старшину, занимаются самостоятельно и отвечают старшине всегда полпо и правильно. Решающее зпачеппо для воспитания со­ знательных военных моряков имеет полити­ ческое образоваппо старшин отделений. В нашем подразделении этому уделяется мательпое отношение к занятиям — это С первого дня пребывания на корабле I тоже дисциплина. Следовательно, тот, кто I серьезное внимание. Салонин прочно завоевал репутацию не- [отделяет дисциплину от учебы, рассматра- 1 Главный старшина ti. К0РИК08. Старший матрос Келосов с холодком отно­ сился к материальной части, не проявлял особого усердия л в изучении механизмов. Сгаршипа 2 статьи Компанией своевремен­ но заметил эти недостатки подчиненного н после беседы с Колосовым потребовал от пего пемедленпо улучшить свою службу. Колосов обещал старшине, что в’ дальней­ шем он будет служить без замечаний, и слово свое держал крепко. Одпако старшина Компанией не успо­ коился первыми результатами. Он стал чаще бывать у механизмов, обслуживаемых Колосовым, контролировал выполнение своих указаппй, помогал бойлу и добился своего. Заведывание старшего матроса Ко­ лосова стало содержаться в образцовом по­ рядке, а сам матрос добился звания отлич­ ника боевой п политической подготовки. Стало быть, требовательность старшины отделения, его настойчивость оказались наиболее действенным средством воспи­ тания. В отделении старшины 2 статьиТЕомпа- нпец многие матросы являются отличника­ ми. Это показатель напряженной и уме­ лой работы старшины о людьми. Он прояв­ лял к матросам повседневную требова­ тельность, помогал подчиненным советом и делом, подбадривал пх в трудные минуты. Старший матрос Король слабо знал специ­ альность. Однажды он сказал старшине: «Мне трудна эта специальность. Мне ею не овладеть в совершенстве». Компаниец не- улустил из виду это неправильное мнение моряка и с характерной для него настойчи­ востью принялся за обучение старшего ма­ троса. Он учил его у механизмов и систем, давал задание вычерчивать в тетрадь схе­ мы и чертежи, жестко требовал от матро­ са учиться напряженно, ежедневно. Стар­ ший матрос Король, чувствуя поддержку и помощь командира и вместе с тем реши­ тельную требовательность, стал чаще бы­ вать у механизмов и усиленно изучать их. Сейчас тов. Король хорошо знает спе­ циальность, является отличником учебы. Однако и в нашем подразделения есть еще старшины, которые мало требуют с подчиненных и тем расхолаживают их, ме­ шают всему личному составу подразделе­ ния добиться более лучших успехов в службе, не могут сплотить своп отделения в крепкий, дружный коллектив. Старшина 2 статьи Богданов, к приме­ ру, сам является хорошим специалистом, но иногда он примиренчески отпосится к проступкам подчиненных и где надо строго потребовать, старается быть «посторонним» человеком, делает вид, что пе замечает происходящего. К чему это приводит? Не­ требовательность старшины является пово^ дом для недисциплинированных матросов к «замазыванию» своих проступков пли, в лучшем случае, к отговоркам и спорам со старшиной. Крышка главного упорного подшипника давала утечку масла. Необходимо было не­ медленно ликвидировать дефект. Богданов приказал матросу Хохлову воять инстру­ мент и устранить неисправность. Но вместо того, чтобы немедленно приступить в ра­ боте, Хохлов стал пререкаться, алая, что за это старшина отделения не накажет. Правда, ва этот раз Хохлову не простили, он получил взыскание, но опять же не от старшины отделения, д от вышестоящего начальника. Получая задаиие, старшина Богданов нередко выполняет его сам, в то время как это должны делать его подчиненные. Так, Богданов получил приказание силами своего отделения отремонтировать масля- Шв насос. Старшина не собрал матросов, не довел до них задачу, а, вооружившись инструментом, пошел один на работу. По­ лучилось так, что ремонт насоса он про­ извел сам, оставив в стороне личный со­ став отделения. Почему? Потому, что Бог­ данов побоялся потребовать с подчиненных, побоялся, как бы они пе обиделись на старшину за «перенапряжение» в работе. Часто Богданов своими руками устраняет недоделки, допущенные его подчиненными. Нечего и говорить, что такая практика расхолаживает матросов, потакает неради­ вым, и в отделении неминуемо будет расти число проступков. Старшина 2 статьи Г. КОЖАНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz