На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.
За нашу Советскую Родину! г т ч W г Л Я Р Ь Я Ежедневная газета Северного флота К 137 (3133). Суббота 12 июня 1948 г. Гея издания 11-й. £ Сегодня Председателю Совета Министров Генералиссимусу Сталину (1 стр.). Генералиссимусу Сталину (1 стр.). Министру Иностранных Дел Советско го Союза господину В. М . Молотову (1 стр.). На флотах и флотилиях (1 стр.}. Высокая дисциплина — основа воин ского мастерства (2 стр.). Капитан Н. Букин. — На пути творче ского роста. О концертах флотского ан самбля (3 стр.). Лейтенант Е . Назаров. — Подготовка книг к выдаче читателю (3 стр.). Юр. Ваньят. — Команда моряков (4 стр.). Отклики в Венгрии на решение Совет ского правительства об уменьшении репа рационных платежей для Венгрии (4 стр.). Отклики румынской печати на решение Советского правительства о снижении репарационных платежей для Румынии (4 стр.). в номере: Панибратство—злейший враг дисциплины к Состояние воинской дисциплины в любом Лодразделенпп во многом зависит от пра вильных взаимоотношений между коман дирам и подчиненными. О том, какими должны быть эти взаимоотношения, исчерпывающей ясностью сказано в Уставе внутренней службы Вооруженных: Сил Союза ССР. Дисциплина в рядах Советской Армии и ^Вкота основывается, прежде всего, на вы сокой социалистической сознательности воинов. Чувство личной ответственности за сащиту своей Родины требует от каждого советского воина точного выполнения всех уставных требований, беспрекословного подчинения приказам и распоряжениям етарших начальников. Есе это возлагает Еа командира, облеченного властью в боль шими правами, огромную ответственность за установление таких взаимоотношений с подчиненными, которые соответствуют ду ху железной воинской дисциплины. Старшина н командир отделения это аюдп, -которым доверено обученно матросов специальности. Онп первые помощники офицеров в воспитании личного состава. Как должностные лица, старшины ответ ственны перед государством за боевую подготовку своих подчиненных, за дис циплину., порядок и организованность, яв ляющиеся основой безопасности подразделе ния. Только тот старшина успешно оправ ляется со своими задачами и на деле оп равдывает оказанное ему доверие, который неустанно овладевает командирскими навы ками, повседневно проявляет волевые ка чества, требователен и строг ко всему, что касается службы, выполнения воинского делта. В своем подавляющем большинстве стар шины вашего флота такими п являются. Можно привести немало примеров, показы вающих умелую деятельность старшин по укреплению воинской дисциплины. На од ном из кораблей служит мичман Жуков ский. Десять лет флотской службы много му его научили, но главное, что стало для Бего нерушимым законом, — это высокая требовательность к подчиненным. Мичман Жуковский не разделяет дисциплину на важное в второстепенное. Он непримирим к малейшим проступкам и благодаря этому сумел добиться того, что дисциплина в под разделении всегда на высоком уровне. Во левым и требовательным командиром слы вет старшина 1 статьи Островершенко. Каждое его приказание выполняется точно и в срок, высокая дисциплина и организо ванность чувствуются во всей жизни под разделения. 'Старшины, подобные Жуковскому и Островершенко, добиваются успехов в дис- цшлиге тем, что они неотступно следуют уставным требованиям о взаимоотношениях к езду военнослужащими. Старшина, об.та - даняций волевыми качествами, умеет отдать •приказание и всегда добьется безоговорочно го его выполнения, он требователен и строг в делах службы, непримирим к малейшим жаргушениям дисциплины. Именно такой старшина пользуется подлинным авторите том и уважением среди своих подчиненных •— авторитетом прочным и заслуженным. 1 серьезную ошибку допускают тоюторые старшины, идя по ложному пути вахоевания дешевенького «авторитета», до пуская панибратство в своих отношениях с подчиненными. Такому старшине кажется что если он снизит требовательность к ма тросу, не будет очень «придирчив» в во просах дисциплины, то этим он вызовет к себе расположение подчиненных. Непра вильное и вредное мнение! Старшину, ко торый забывает, что он командир, облечен ный властью, матросы уважать не станут и высокой воинской дисциплины у такого старшины быть не может. Ведь именно в результате панибратства со стороны старшины 2 статьи Тихомирова в ето отделении дисциплина оказалась на крайне низком уровне. А началось все как будто с малого. Один раз Тихомиров не потребовал с подчиненного точного выпол нения своего приказания. В другой раз он не проверил, как выполнена порученная ма тросу работа. Нередко вместо того, чтобы отдать приказание, старшина занимался уговариванием, обращаясь -при этом к ма тросу не по-уставному, а называя его по имени и на «ты». Как и следовало ожидать, такая негодная практика старшины Тихомирова воспитала у его подчиненных распущенность. Уча стились случаи нарушения воинской дис циплины, к приказаниям старшины матро сы стали относиться безответственно. Вот к чему привело и не могло не приве сти панибратство старшины. Отступив от уставных требований, он нанес серьезный ущерб делу укрепления дисциплины, поте рял облик командира и начальника, други ми словами— сам стал нарушителем воин ских порядков н требований флотской службы. На такой же неправильный и порочный путь иногда становится старшина 2 статьи Богданов. Сам он хороший специалист, примерный моряк. Но взаимоотношения с подчиненными у него явно ошибочны. За метит, например, старшина какой-либо не значительный проступок со стороны подчи ненного — промолчит, боясь как бы «не испортить отношения». Нужно выполнить ту или иную работу— старшина подчас бе рется за дело сам, хотя должен был пору чить это подчиненным. И опять-таки руко водствуется он тем же ложным стремлени ем «не испортить отношения». Матрос Хохлов, зная слабые стороны своего коман дира, не прочь использовать нетребова тельность старшины и недавно, получив от Богданова приказание, стал пререкаться с ним. Панибратство, отсутствие строгой требо вательности к подчиненным — злейшие враги дисциплины. Эти недостойные совет ского воина явления неизбежно приводят к серьезным и тяжелым последствиям, и с ними должна вестись решительная борьба. Старшина — это, прежде всего, коман дир, начальник подчиненных. Воинскио уставы предоставляют ему большие права, дают ему силу власти. Долг перед Родиной, интересы защиты социалистического госу дарства требуют от каждого командира, от каждого начальника повседневно укреплять дисциплину, организованность и порядок— основу основ боевого могущества Вооружен- j ных Сил Союза ССР. А для этого необходи мо. чтобы взаимоотношения между началь ником п подчиненными соответствовали всем требованиям воинских уставов. МОСКВА. Председателю Совета Министров Генералиссимусу СТАЛИНУ Господин председатель, Весь трудящийся венгерский народ с глубокой благодарностью встретил вели кодушное решение правительства Совет ского Союза о сокращении наполовину ос тавшейся суммы репарационных платежей. Венгерский народ видит в этом решении повое яркое выражение помощи Советского Союза венгерскому народу, которую он в раньше так часто оказывал, чем в большой мере способствовал устранению трудностей венгерской на;Ацной демократии. Снижение оставшейся суммы репараций будет способствовать более быстрому вос становлению и развитию экономических сил Венгрии. Венгерскому народу ясно, что основой для дружественных мероприятий прави тельства Советского Союза явилось создание венгерской народной демократии. Венгер ский народ в будущем будет работать еще с большей сшлой над укреплением народ ной демократии, сознавая, что таким путем он может вамым действенным обрасом спо собствовать дальнейшему углублению дружбы между Советским Союзом и Венгри ей. Примите, господин Председатель, от имени всего венгерского народа мою самую глубокую блатодариость за это великодуш ное решение. ДИНЬЕШ ЛАЙОШ, Председатель Совета Министров. Октябрьской магистрали решплп достиг нуть в июне довоенного уровня оборота вагонов. Коллектив дороги обратился в Министерство путей сообщения с просьбой уменьшить иа июнь порму времени оюрота каждого вагопа. В марте 1948 года дорога ускорила обо рот вагонов на 2 состава в час. В мае коллектив дороги добился иергвьглолпгнип и уменьшенной нормы на четсерть часа. Коллектив Октябрьской магистрали пе снижает въттых темпов. С первых дней пюия поезда по дороге продвигаются на О К Т Я Б Р Ь С К А Я Д О РО ГА Д О С ТИ ГЛ А ДО ВО ЕННО ГО У РО ВН Я О БО РОТА ВА ГО НО В ЛЕНИНГРАД. (ТАСС). Железнодорожники | высших скоростях. Быстрее доставляются к месту назначения важнейшие, грузы. 3 июня железнодорожники добились новой победы. В этот день дорога достигла до- поггптхо уровня оборота вагонов. В следую щие дни этот уровень был превзойден. На пример, за 6 июня довоенная норма оборота вагопсв была превышена на 45 минут. Министр путей сообщения Бещев при слал начальнику Октябрьской дороги тов. Платопову и всем начальникам железнодо рожных округов телеграмму, в которой одобрил цепцуга ипициативу октябрьцев. МОСКВА, КРЕМЛЬ. Генералиссимусу СТАЛИНУ Примите выражение моей искренней бла годарности за то великодушное решение, ко торым Вы сократили наполовину сумму ос тавшихся репараций. Мы были уверены в том, что наша просьба, как до сих пор всегда, когда мы обращалась к Вам в инте ресах венгерского трудящегося народа, бу дет встречена с пониманием. Мы радуемся Вашему великодушному решению но толь ко потому, что благодаря ему ускорится темп восстановления Венгрии и под’ем жизненного уровня трудящегося народа, но н потому, что мы видим в этом признание того, что венгерская народная демократия смогла установить честные и дружествен ные отношения со своим освободителем, мо гучим Советским Союзом. Мы сделаем все для того, чтобы эти от ношения в будущем стали еще более глубо кими и прочными. С искренним уважением М. И. РАКОШИ, Будапешт, 8 июня 1948 года. М-ООКВА. Министру Иностранных Дал Советского Союза господину В. М. МОЛОТОВУ Уважаемый господин юшистр! С искренней признательностью и бла годарностью я получил письмо, в котором Вы сообщаете о великодушном решении правительства Советского Союза сократить 1 июля сего года остающуюся сумму ре парационных платежей, причитающихся с Венгрии, на 50 процентов. Венгерский народ, который х до «того был признателен своему великому другу, Советскому Союзу, с большой благодар ностью воспринял известие об этом вели кодушном решении, которое дает возмож ность усилить темп работы, целью которой является укрепление венгерской демокра тии и повышение жизненного уровня наро да. Решение Советского правительства еще более укрепляет дружеские отношения, которые до сих пор существовали между народами Советского Союза и венгерским народом и которые венгерский народ счи тает важнейшей основой своей внешней политики. Примите, господин министр, уверение в моем искреннем уважении. МОЛЬНАР ЭРИК. Будапешт, 9 июня 1948 года. О Т К РЫ Т И Е ВЫ С Т А В КИ Ж И ВО П И С И , С К У Л ЬП Т У РЫ И ГРА Ф И К И 10 июня в зале Московского товарище- 1-3 Кочпой армии». Ю. ства художников открылась выставка со ветской Ж 1 ГВОШГСИ, скульптуры и графики. Экспонированы произведения художни ков и скульпторов союзных республик. Особенно широко представлено изобрази тельное искусство мастеров Украины, Гру зии, Азербайджана, Армении, Узбекистана, Латвии, Молдавской ССР. Подавляющее большинство художествен ных полотен посвящено теме войны и побсцы. Обращают на себя внимание рабо ты Ю. Кугача «И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный среди бойцов армии», ю. Киянчеико «И. В. Сталин и Ф. Э. Дзержинский •на Восточном фропте», М. Абдулаева^ «Воз вращение героя», П. Депутатова «Моло дые кадры в Сталине», Ф. Самусева «На родпоП земле», М. Тоидзе «Песня победы». Представлена большая картина группы художников во главе с П. Соколовым- Скаля «Штурм Севастополя». Ее до- полпяет скульптурная композиция, изо бражающая защитников города-героя. Ав тор композиции — скульптор Баландин. (ТАСС). РА БО ТА П РО М ЫШ Л ЕН Н О С ТИ ВИЛЬНЮС, ТО июня. (ТАСС). Опубли ковано сообщение об итогах работы про мышленности и транспорта Литовской ССР в мае 1948 года. План производства по валовой продук ции выполнен промышленностью республи ки на 100,5 процента. Наиболее высоких показателей добились предприятия Мини стерства лесной промышленности, пред- И Т РАН СП О РТА Л И Т ВЫ В М А Е лочпой промышленности в промысловая ко операция. Выпуск валовой продукции промышлен ности республики в мае 1948 г. возрос по сравнению с тем же периодом 1947 год на 45,1 процента. Литовская железная дорога выполни план погрузки на 105 процентов, а м ая приятия легкой промышленности, мясомо- выгрузки — на 101,9 процента. П РО М Ы Ш Л ЕН Н О С Т Ь К А Р ЕЛ И И П Е Р ЕВЫ П О Л Н И Л А М А Я С К И Я ПЛАН ПЕТРОЗАВОДСК, 10 июня. (ТАСС). Опу бликовано сообщение Уполномоченного Гос плана СССР по Карело-Финской республике о выполнении промышленностью плана за май 1948 года. План по выпуску валовой продукции выполнен на 123 процента. Валовая про дукция просиьтшленностя республмв ва май 1918 года по сравнению с маем 1947 года возросла на 47 процентов. 100 П Р ЕД П РИ Я Т И Й ОД ЕССЫ ВЫ П О Л Н И Л И П О Л У ГО Д О ВУЮ П РО ГРА М М У ОДЕССА, 10 июня. (ТАСС). Наращивая мощности и совершенствуя технологиче ский процесс, многие преилриятия города- героя перевыполняют производственные планы. .Продукцию в счет 2-го полугодия выпу скают 30 фабрик и заводов Ильнчевского района. Свышо 100 предприятий города выпу скают продукцию в счет 2-го полугодая. Н А Ф Л О Т Я Н Второй том Сочинений В. И. Ленина на казахском языке АЛМА-АТА. (ТАСС). Казахское Государственное издательство выпустило из печати второй том Сочинений В. И. Ленина на казахском языке. Книга вышла тиражом в 50 тысяч экземпляров. Новый порядок распределения и использования молодых специалистов Министерстве высшего образования СССР установило новый порядок распреде ления и использования лип, окончивших высшие в средние специальные учебные заведения. Первое распределение выпускников должно быть проведено с таким расчетом, Чтобы за 3 месяца до окончания учебного Заведения учащийся знал, на какое пред приятие он будет назначен. Путевки о на правлении на работу вручат молодым спе циалистам не позже 5 дней после выпуска с указанием должности, размера заработ ной платы. Руководителям предприятий и учреждений запрещается принимать вы пускников на работу без путевок соответ ствующего министерства или ведомства. Окончившие высшие и средние спе циальные учебные заведения обязаны проработать на производстве не менее 3 лет по назначению министерства или ведом ства. В течение этою срока руководителям предприятия или учреждения запрещается использовать их в управленческом аппара те на работах, не связанных со спе циальностью, полученной в учебном за ведении. (ТАСС). УБОРКА ХЛЕБОВ В ГРУЗИИ ТБИЛИСИ, 10 июня. (ТАСС). На хозных полях Кахетии созрели выборочной косовице цг~хозы Сжгаахского, Телавското. Латодех- кол- хлеба. К ячменя приступили восточной ского и Кварелльского районов Грузии. • По дорогам на заготовительные пункты протянулись первые обозы с зерном нового урожая. ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК В базовом матросском клубе Днепров ской флотилии организован литературный кружок, в котором занимаются матросы и старшины. Они изучают литературу, вы пускают свой рукописный лятературный журнал. КУБОК КРАЯ ЗАВОЕВАЛИ АМУРЦЫ Блестящих успехов добились тяжелоат леты Краснознаменной Амурской флотилии. Из среды моряков главный старшина Юрий Самсонов стал мастером спорта СССР, стар ший матрос Кудрявцев — чемпионом Вооруженных Сил СССР. На состоявшихся соревнованиях тяжелоатлетов на первен ство Хабаровского края амурцы одержали новую победу. По боксу, борьбе в штанге они заняли общее первое место. Пятнадца ти тяжелоатлетам-амурцам присвоены зва ния чемпионов Хабаровского крал иа 1948 год. ВРУЧЕНЫ ПОЧЕТНЫЕ ГРАМОТЫ Городской Совет депутатов трудящихся наградил Почетными грамотам* группу ар тиллеристов Балтийского флота, особо от личившихся при освобождении города от немецких захватчиков в годы Отечествен ной войны. В числе награжденных передовые офи церы Дегтярь и Проскуро®, отличник боевой и политической подготовки гвардии старший сержант Бабьяк и другие. Всего грамотами награждено 8 человек. В единоборстве со стихией Корабль Балтийского флота находился в морс и выполнял учебную задачу- К вечеру в море разыгрался шторм, достигший 9 баллов. От сильной деформации кор пуса не выдержал шов электросварки на одной из латок, наложенных па пробоину еще в войну. Находившийся на вахте электрик матрос Кузнецов заметил поступле ние воды в трюм, а когда он открыл дверь переборки, то увидел, что ахтерпик напо ловину затоплен. Кораблю грозила серьезная опасность. Не теряя ни одной секунды, вахтенпьш бросился к телефону и сообщил о случившемся командиру БЧ-V. До прихода аварнД- ной группы электрик сам прикладывал все усплпя, чтобы ограничить поступлеппе роды. Прибывшая аварийная группа во главе со старшиной Лисиным энергично при нялась за дело. Работая по пояс в воде, моряки быстро заделали пробоину, и корабль благополучно вернулся в базу. ЗАСЛУЖИЛИ БЛАГОДАРНОСТЬ АДМИРАЛА Моряки канонерской лодки Краснозна- адмирал С. Г. Кучеров 13 воинам пенной Каспийской флотилии торжествен но отметили свой корабельный праздник. За высокие показатели в боевой и полити ческой подготовке командующий флотилией об’явил благодарность. Среди них мичманы Корот ков и Васильцов, старшина 1 статьи Коро лев, старший матрос Попов, матрос Крив цов и друше. КОНФЕРЕНЦИЯ ШОФЕРОВ В Н-ской части Тихоокеанского флота проведена конференция шоферов. С расска зами о своем опыте работы выступили лучшие военные шоферы флота тт. Голу бев и Зайцев. Автомашину М-1 тов. Голу бев водил около 10 лет. На этой машине ей сделал свыше 125 тысяч километров без капитального ремонта. Значительно перекрыл технические нормы и тов. Зай цев, работающий на «ЗИС-5». Советы по уходу, сбережению и аксплоатации маши ны, сопровождающиеся многочисленными примерами опытных водителей, дали много ценного молодым шоферам. ВСТРЕЧА С ВЕТЕРАНАМИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В отиепоноспом подразделении катеров- охотников Черноморского флота состойся в»“чср встречи молодых воинов с ветераамга Великой Огечествениой войны. Герой Со ветского Союза североморец офицер 1ях нодраЗпо рассказал о боевых действиях кораблей Северного флота. Огаривн» 1 статьи Александр Рощин, удостоенный 9 правительственных наград, свое высота- ление посвятпл боевым действиям черно морских катеров и десантным операция*, в •которых он участвовал. БОЛЬШАЯ ЭКОНОМИЯ ГОРЮЧЕГО Значительной экономии горюче-омаэоч- ных материалов добился летно-техни чески;! состав одной из авиационных ча стей Тихоокеанского флота. Благодаря пра вил ьной эксплоатации самолетов механика ми и летчиками сэкономлено несколько тонн бензина в масла. В одном только пе- ЧЕМПИОНЫ Лете по курсу боевой подготовки летчики ДУНАЙСКОЙ ФЛОТИЛИИ | Челианов и Койчев сэкономили бензин* иа Споргсмепы-дунайцы провели весенний 3 летных часа. Большая экономии также у рооыгрьш первенства флотилии по футбо- j летчиков Лазарева, Шевченко, Федорам и лу, волейболу и баскетболу. Звание чем пиона флотилии вышли оспаривать самые сильнейшие комавды корабле!, частей и подразделений. В упорной борьбе без по ражений по футболу победителем вышла команда катерников, капитан которой старшина 2 статьи Вячеслав Машанов. По баскетболу и волейболу первое место за воевали комавды Дома офицеров. Романова. 9 ТЫСЯЧ ЧАСОВ ПОД ВОДОК Па флоте водолаз Денис Воронков не прерывно служит 27 лет. За это врежж он пробыл под водой 9 тысяч часов. Не один десяток его учеников работает сейчас № лиф'ищгрозаниымп водолазами на многих морях и реках нашей страны. Сейчас мич ман Воронков — старший инструктор во долазного дела на Черноморском флоте.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz