На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.

За нашу Советскую Родину! г т ч W г Л Я Р Ь Я Ежедневная газета Северного флота К 137 (3133). Суббота 12 июня 1948 г. Гея издания 11-й. £ Сегодня Председателю Совета Министров Генералиссимусу Сталину (1 стр.). Генералиссимусу Сталину (1 стр.). Министру Иностранных Дел Советско­ го Союза господину В. М . Молотову (1 стр.). На флотах и флотилиях (1 стр.}. Высокая дисциплина — основа воин­ ского мастерства (2 стр.). Капитан Н. Букин. — На пути творче­ ского роста. О концертах флотского ан­ самбля (3 стр.). Лейтенант Е . Назаров. — Подготовка книг к выдаче читателю (3 стр.). Юр. Ваньят. — Команда моряков (4 стр.). Отклики в Венгрии на решение Совет­ ского правительства об уменьшении репа­ рационных платежей для Венгрии (4 стр.). Отклики румынской печати на решение Советского правительства о снижении репарационных платежей для Румынии (4 стр.). в номере: Панибратство—злейший враг дисциплины к Состояние воинской дисциплины в любом Лодразделенпп во многом зависит от пра­ вильных взаимоотношений между коман­ дирам и подчиненными. О том, какими должны быть эти взаимоотношения, исчерпывающей ясностью сказано в Уставе внутренней службы Вооруженных: Сил Союза ССР. Дисциплина в рядах Советской Армии и ^Вкота основывается, прежде всего, на вы­ сокой социалистической сознательности воинов. Чувство личной ответственности за сащиту своей Родины требует от каждого советского воина точного выполнения всех уставных требований, беспрекословного подчинения приказам и распоряжениям етарших начальников. Есе это возлагает Еа командира, облеченного властью в боль­ шими правами, огромную ответственность за установление таких взаимоотношений с подчиненными, которые соответствуют ду­ ху железной воинской дисциплины. Старшина н командир отделения это аюдп, -которым доверено обученно матросов специальности. Онп первые помощники офицеров в воспитании личного состава. Как должностные лица, старшины ответ­ ственны перед государством за боевую подготовку своих подчиненных, за дис­ циплину., порядок и организованность, яв­ ляющиеся основой безопасности подразделе­ ния. Только тот старшина успешно оправ­ ляется со своими задачами и на деле оп­ равдывает оказанное ему доверие, который неустанно овладевает командирскими навы­ ками, повседневно проявляет волевые ка­ чества, требователен и строг ко всему, что касается службы, выполнения воинского делта. В своем подавляющем большинстве стар­ шины вашего флота такими п являются. Можно привести немало примеров, показы­ вающих умелую деятельность старшин по укреплению воинской дисциплины. На од­ ном из кораблей служит мичман Жуков­ ский. Десять лет флотской службы много­ му его научили, но главное, что стало для Бего нерушимым законом, — это высокая требовательность к подчиненным. Мичман Жуковский не разделяет дисциплину на важное в второстепенное. Он непримирим к малейшим проступкам и благодаря этому сумел добиться того, что дисциплина в под­ разделении всегда на высоком уровне. Во­ левым и требовательным командиром слы­ вет старшина 1 статьи Островершенко. Каждое его приказание выполняется точно и в срок, высокая дисциплина и организо­ ванность чувствуются во всей жизни под­ разделения. 'Старшины, подобные Жуковскому и Островершенко, добиваются успехов в дис- цшлиге тем, что они неотступно следуют уставным требованиям о взаимоотношениях к езду военнослужащими. Старшина, об.та - даняций волевыми качествами, умеет отдать •приказание и всегда добьется безоговорочно­ го его выполнения, он требователен и строг в делах службы, непримирим к малейшим жаргушениям дисциплины. Именно такой старшина пользуется подлинным авторите­ том и уважением среди своих подчиненных •— авторитетом прочным и заслуженным. 1 серьезную ошибку допускают тоюторые старшины, идя по ложному пути вахоевания дешевенького «авторитета», до­ пуская панибратство в своих отношениях с подчиненными. Такому старшине кажется что если он снизит требовательность к ма­ тросу, не будет очень «придирчив» в во­ просах дисциплины, то этим он вызовет к себе расположение подчиненных. Непра­ вильное и вредное мнение! Старшину, ко­ торый забывает, что он командир, облечен­ ный властью, матросы уважать не станут и высокой воинской дисциплины у такого старшины быть не может. Ведь именно в результате панибратства со стороны старшины 2 статьи Тихомирова в ето отделении дисциплина оказалась на крайне низком уровне. А началось все как будто с малого. Один раз Тихомиров не потребовал с подчиненного точного выпол­ нения своего приказания. В другой раз он не проверил, как выполнена порученная ма­ тросу работа. Нередко вместо того, чтобы отдать приказание, старшина занимался уговариванием, обращаясь -при этом к ма­ тросу не по-уставному, а называя его по имени и на «ты». Как и следовало ожидать, такая негодная практика старшины Тихомирова воспитала у его подчиненных распущенность. Уча­ стились случаи нарушения воинской дис­ циплины, к приказаниям старшины матро­ сы стали относиться безответственно. Вот к чему привело и не могло не приве­ сти панибратство старшины. Отступив от уставных требований, он нанес серьезный ущерб делу укрепления дисциплины, поте­ рял облик командира и начальника, други­ ми словами— сам стал нарушителем воин­ ских порядков н требований флотской службы. На такой же неправильный и порочный путь иногда становится старшина 2 статьи Богданов. Сам он хороший специалист, примерный моряк. Но взаимоотношения с подчиненными у него явно ошибочны. За­ метит, например, старшина какой-либо не­ значительный проступок со стороны подчи­ ненного — промолчит, боясь как бы «не испортить отношения». Нужно выполнить ту или иную работу— старшина подчас бе­ рется за дело сам, хотя должен был пору­ чить это подчиненным. И опять-таки руко­ водствуется он тем же ложным стремлени­ ем «не испортить отношения». Матрос Хохлов, зная слабые стороны своего коман­ дира, не прочь использовать нетребова­ тельность старшины и недавно, получив от Богданова приказание, стал пререкаться с ним. Панибратство, отсутствие строгой требо­ вательности к подчиненным — злейшие враги дисциплины. Эти недостойные совет­ ского воина явления неизбежно приводят к серьезным и тяжелым последствиям, и с ними должна вестись решительная борьба. Старшина — это, прежде всего, коман­ дир, начальник подчиненных. Воинскио уставы предоставляют ему большие права, дают ему силу власти. Долг перед Родиной, интересы защиты социалистического госу­ дарства требуют от каждого командира, от каждого начальника повседневно укреплять дисциплину, организованность и порядок— основу основ боевого могущества Вооружен- j ных Сил Союза ССР. А для этого необходи­ мо. чтобы взаимоотношения между началь­ ником п подчиненными соответствовали всем требованиям воинских уставов. МОСКВА. Председателю Совета Министров Генералиссимусу СТАЛИНУ Господин председатель, Весь трудящийся венгерский народ с глубокой благодарностью встретил вели­ кодушное решение правительства Совет­ ского Союза о сокращении наполовину ос­ тавшейся суммы репарационных платежей. Венгерский народ видит в этом решении повое яркое выражение помощи Советского Союза венгерскому народу, которую он в раньше так часто оказывал, чем в большой мере способствовал устранению трудностей венгерской на;Ацной демократии. Снижение оставшейся суммы репараций будет способствовать более быстрому вос­ становлению и развитию экономических сил Венгрии. Венгерскому народу ясно, что основой для дружественных мероприятий прави­ тельства Советского Союза явилось создание венгерской народной демократии. Венгер­ ский народ в будущем будет работать еще с большей сшлой над укреплением народ­ ной демократии, сознавая, что таким путем он может вамым действенным обрасом спо­ собствовать дальнейшему углублению дружбы между Советским Союзом и Венгри­ ей. Примите, господин Председатель, от имени всего венгерского народа мою самую глубокую блатодариость за это великодуш­ ное решение. ДИНЬЕШ ЛАЙОШ, Председатель Совета Министров. Октябрьской магистрали решплп достиг­ нуть в июне довоенного уровня оборота вагонов. Коллектив дороги обратился в Министерство путей сообщения с просьбой уменьшить иа июнь порму времени оюрота каждого вагопа. В марте 1948 года дорога ускорила обо­ рот вагонов на 2 состава в час. В мае коллектив дороги добился иергвьглолпгнип и уменьшенной нормы на четсерть часа. Коллектив Октябрьской магистрали пе снижает въттых темпов. С первых дней пюия поезда по дороге продвигаются на О К Т Я Б Р Ь С К А Я Д О РО ГА Д О С ТИ ГЛ А ДО ВО ЕННО ГО У РО ВН Я О БО РОТА ВА ГО НО В ЛЕНИНГРАД. (ТАСС). Железнодорожники | высших скоростях. Быстрее доставляются к месту назначения важнейшие, грузы. 3 июня железнодорожники добились новой победы. В этот день дорога достигла до- поггптхо уровня оборота вагонов. В следую­ щие дни этот уровень был превзойден. На­ пример, за 6 июня довоенная норма оборота вагопсв была превышена на 45 минут. Министр путей сообщения Бещев при­ слал начальнику Октябрьской дороги тов. Платопову и всем начальникам железнодо­ рожных округов телеграмму, в которой одобрил цепцуга ипициативу октябрьцев. МОСКВА, КРЕМЛЬ. Генералиссимусу СТАЛИНУ Примите выражение моей искренней бла­ годарности за то великодушное решение, ко­ торым Вы сократили наполовину сумму ос­ тавшихся репараций. Мы были уверены в том, что наша просьба, как до сих пор всегда, когда мы обращалась к Вам в инте­ ресах венгерского трудящегося народа, бу­ дет встречена с пониманием. Мы радуемся Вашему великодушному решению но толь­ ко потому, что благодаря ему ускорится темп восстановления Венгрии и под’ем жизненного уровня трудящегося народа, но н потому, что мы видим в этом признание того, что венгерская народная демократия смогла установить честные и дружествен­ ные отношения со своим освободителем, мо­ гучим Советским Союзом. Мы сделаем все для того, чтобы эти от­ ношения в будущем стали еще более глубо­ кими и прочными. С искренним уважением М. И. РАКОШИ, Будапешт, 8 июня 1948 года. М-ООКВА. Министру Иностранных Дал Советского Союза господину В. М. МОЛОТОВУ Уважаемый господин юшистр! С искренней признательностью и бла­ годарностью я получил письмо, в котором Вы сообщаете о великодушном решении правительства Советского Союза сократить 1 июля сего года остающуюся сумму ре­ парационных платежей, причитающихся с Венгрии, на 50 процентов. Венгерский народ, который х до «того был признателен своему великому другу, Советскому Союзу, с большой благодар­ ностью воспринял известие об этом вели­ кодушном решении, которое дает возмож­ ность усилить темп работы, целью которой является укрепление венгерской демокра­ тии и повышение жизненного уровня наро­ да. Решение Советского правительства еще более укрепляет дружеские отношения, которые до сих пор существовали между народами Советского Союза и венгерским народом и которые венгерский народ счи­ тает важнейшей основой своей внешней политики. Примите, господин министр, уверение в моем искреннем уважении. МОЛЬНАР ЭРИК. Будапешт, 9 июня 1948 года. О Т К РЫ Т И Е ВЫ С Т А В КИ Ж И ВО П И С И , С К У Л ЬП Т У РЫ И ГРА Ф И К И 10 июня в зале Московского товарище- 1-3 Кочпой армии». Ю. ства художников открылась выставка со­ ветской Ж 1 ГВОШГСИ, скульптуры и графики. Экспонированы произведения художни­ ков и скульпторов союзных республик. Особенно широко представлено изобрази­ тельное искусство мастеров Украины, Гру­ зии, Азербайджана, Армении, Узбекистана, Латвии, Молдавской ССР. Подавляющее большинство художествен­ ных полотен посвящено теме войны и побсцы. Обращают на себя внимание рабо­ ты Ю. Кугача «И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный среди бойцов армии», ю. Киянчеико «И. В. Сталин и Ф. Э. Дзержинский •на Восточном фропте», М. Абдулаева^ «Воз­ вращение героя», П. Депутатова «Моло­ дые кадры в Сталине», Ф. Самусева «На родпоП земле», М. Тоидзе «Песня победы». Представлена большая картина группы художников во главе с П. Соколовым- Скаля «Штурм Севастополя». Ее до- полпяет скульптурная композиция, изо­ бражающая защитников города-героя. Ав­ тор композиции — скульптор Баландин. (ТАСС). РА БО ТА П РО М ЫШ Л ЕН Н О С ТИ ВИЛЬНЮС, ТО июня. (ТАСС). Опубли­ ковано сообщение об итогах работы про­ мышленности и транспорта Литовской ССР в мае 1948 года. План производства по валовой продук­ ции выполнен промышленностью республи­ ки на 100,5 процента. Наиболее высоких показателей добились предприятия Мини­ стерства лесной промышленности, пред- И Т РАН СП О РТА Л И Т ВЫ В М А Е лочпой промышленности в промысловая ко­ операция. Выпуск валовой продукции промышлен­ ности республики в мае 1948 г. возрос по сравнению с тем же периодом 1947 год на 45,1 процента. Литовская железная дорога выполни план погрузки на 105 процентов, а м ая приятия легкой промышленности, мясомо- выгрузки — на 101,9 процента. П РО М Ы Ш Л ЕН Н О С Т Ь К А Р ЕЛ И И П Е Р ЕВЫ П О Л Н И Л А М А Я С К И Я ПЛАН ПЕТРОЗАВОДСК, 10 июня. (ТАСС). Опу­ бликовано сообщение Уполномоченного Гос­ плана СССР по Карело-Финской республике о выполнении промышленностью плана за май 1948 года. План по выпуску валовой продукции выполнен на 123 процента. Валовая про­ дукция просиьтшленностя республмв ва май 1918 года по сравнению с маем 1947 года возросла на 47 процентов. 100 П Р ЕД П РИ Я Т И Й ОД ЕССЫ ВЫ П О Л Н И Л И П О Л У ГО Д О ВУЮ П РО ГРА М М У ОДЕССА, 10 июня. (ТАСС). Наращивая мощности и совершенствуя технологиче­ ский процесс, многие преилриятия города- героя перевыполняют производственные планы. .Продукцию в счет 2-го полугодия выпу­ скают 30 фабрик и заводов Ильнчевского района. Свышо 100 предприятий города выпу­ скают продукцию в счет 2-го полугодая. Н А Ф Л О Т Я Н Второй том Сочинений В. И. Ленина на казахском языке АЛМА-АТА. (ТАСС). Казахское Государственное издательство выпустило из печати второй том Сочинений В. И. Ленина на казахском языке. Книга вышла тиражом в 50 тысяч экземпляров. Новый порядок распределения и использования молодых специалистов Министерстве высшего образования СССР установило новый порядок распреде­ ления и использования лип, окончивших высшие в средние специальные учебные заведения. Первое распределение выпускников должно быть проведено с таким расчетом, Чтобы за 3 месяца до окончания учебного Заведения учащийся знал, на какое пред­ приятие он будет назначен. Путевки о на­ правлении на работу вручат молодым спе­ циалистам не позже 5 дней после выпуска с указанием должности, размера заработ­ ной платы. Руководителям предприятий и учреждений запрещается принимать вы­ пускников на работу без путевок соответ­ ствующего министерства или ведомства. Окончившие высшие и средние спе­ циальные учебные заведения обязаны проработать на производстве не менее 3 лет по назначению министерства или ведом­ ства. В течение этою срока руководителям предприятия или учреждения запрещается использовать их в управленческом аппара­ те на работах, не связанных со спе­ циальностью, полученной в учебном за­ ведении. (ТАСС). УБОРКА ХЛЕБОВ В ГРУЗИИ ТБИЛИСИ, 10 июня. (ТАСС). На хозных полях Кахетии созрели выборочной косовице цг~хозы Сжгаахского, Телавското. Латодех- кол- хлеба. К ячменя приступили восточной ского и Кварелльского районов Грузии. • По дорогам на заготовительные пункты протянулись первые обозы с зерном нового урожая. ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК В базовом матросском клубе Днепров­ ской флотилии организован литературный кружок, в котором занимаются матросы и старшины. Они изучают литературу, вы­ пускают свой рукописный лятературный журнал. КУБОК КРАЯ ЗАВОЕВАЛИ АМУРЦЫ Блестящих успехов добились тяжелоат­ леты Краснознаменной Амурской флотилии. Из среды моряков главный старшина Юрий Самсонов стал мастером спорта СССР, стар­ ший матрос Кудрявцев — чемпионом Вооруженных Сил СССР. На состоявшихся соревнованиях тяжелоатлетов на первен­ ство Хабаровского края амурцы одержали новую победу. По боксу, борьбе в штанге они заняли общее первое место. Пятнадца­ ти тяжелоатлетам-амурцам присвоены зва­ ния чемпионов Хабаровского крал иа 1948 год. ВРУЧЕНЫ ПОЧЕТНЫЕ ГРАМОТЫ Городской Совет депутатов трудящихся наградил Почетными грамотам* группу ар­ тиллеристов Балтийского флота, особо от­ личившихся при освобождении города от немецких захватчиков в годы Отечествен­ ной войны. В числе награжденных передовые офи­ церы Дегтярь и Проскуро®, отличник боевой и политической подготовки гвардии старший сержант Бабьяк и другие. Всего грамотами награждено 8 человек. В единоборстве со стихией Корабль Балтийского флота находился в морс и выполнял учебную задачу- К вечеру в море разыгрался шторм, достигший 9 баллов. От сильной деформации кор­ пуса не выдержал шов электросварки на одной из латок, наложенных па пробоину еще в войну. Находившийся на вахте электрик матрос Кузнецов заметил поступле­ ние воды в трюм, а когда он открыл дверь переборки, то увидел, что ахтерпик напо­ ловину затоплен. Кораблю грозила серьезная опасность. Не теряя ни одной секунды, вахтенпьш бросился к телефону и сообщил о случившемся командиру БЧ-V. До прихода аварнД- ной группы электрик сам прикладывал все усплпя, чтобы ограничить поступлеппе роды. Прибывшая аварийная группа во главе со старшиной Лисиным энергично при­ нялась за дело. Работая по пояс в воде, моряки быстро заделали пробоину, и корабль благополучно вернулся в базу. ЗАСЛУЖИЛИ БЛАГОДАРНОСТЬ АДМИРАЛА Моряки канонерской лодки Краснозна- адмирал С. Г. Кучеров 13 воинам пенной Каспийской флотилии торжествен­ но отметили свой корабельный праздник. За высокие показатели в боевой и полити­ ческой подготовке командующий флотилией об’явил благодарность. Среди них мичманы Корот­ ков и Васильцов, старшина 1 статьи Коро­ лев, старший матрос Попов, матрос Крив­ цов и друше. КОНФЕРЕНЦИЯ ШОФЕРОВ В Н-ской части Тихоокеанского флота проведена конференция шоферов. С расска­ зами о своем опыте работы выступили лучшие военные шоферы флота тт. Голу­ бев и Зайцев. Автомашину М-1 тов. Голу­ бев водил около 10 лет. На этой машине ей сделал свыше 125 тысяч километров без капитального ремонта. Значительно перекрыл технические нормы и тов. Зай­ цев, работающий на «ЗИС-5». Советы по уходу, сбережению и аксплоатации маши­ ны, сопровождающиеся многочисленными примерами опытных водителей, дали много ценного молодым шоферам. ВСТРЕЧА С ВЕТЕРАНАМИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В отиепоноспом подразделении катеров- охотников Черноморского флота состойся в»“чср встречи молодых воинов с ветераамга Великой Огечествениой войны. Герой Со­ ветского Союза североморец офицер 1ях нодраЗпо рассказал о боевых действиях кораблей Северного флота. Огаривн» 1 статьи Александр Рощин, удостоенный 9 правительственных наград, свое высота- ление посвятпл боевым действиям черно­ морских катеров и десантным операция*, в •которых он участвовал. БОЛЬШАЯ ЭКОНОМИЯ ГОРЮЧЕГО Значительной экономии горюче-омаэоч- ных материалов добился летно-техни­ чески;! состав одной из авиационных ча­ стей Тихоокеанского флота. Благодаря пра­ вил ьной эксплоатации самолетов механика­ ми и летчиками сэкономлено несколько тонн бензина в масла. В одном только пе- ЧЕМПИОНЫ Лете по курсу боевой подготовки летчики ДУНАЙСКОЙ ФЛОТИЛИИ | Челианов и Койчев сэкономили бензин* иа Споргсмепы-дунайцы провели весенний 3 летных часа. Большая экономии также у рооыгрьш первенства флотилии по футбо- j летчиков Лазарева, Шевченко, Федорам и лу, волейболу и баскетболу. Звание чем­ пиона флотилии вышли оспаривать самые сильнейшие комавды корабле!, частей и подразделений. В упорной борьбе без по­ ражений по футболу победителем вышла команда катерников, капитан которой старшина 2 статьи Вячеслав Машанов. По баскетболу и волейболу первое место за­ воевали комавды Дома офицеров. Романова. 9 ТЫСЯЧ ЧАСОВ ПОД ВОДОК Па флоте водолаз Денис Воронков не­ прерывно служит 27 лет. За это врежж он пробыл под водой 9 тысяч часов. Не один десяток его учеников работает сейчас № лиф'ищгрозаниымп водолазами на многих морях и реках нашей страны. Сейчас мич­ ман Воронков — старший инструктор во­ долазного дела на Черноморском флоте.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz