На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.

Т ‘1 июни 1948 г., W* 136 (3132). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Библиотека и марксистско-ленинская учеба Выступление капитана А. Тесленко Советские офицеры совершенствуют не только военное мастерство, во и системати­ чески повышают свою политическую под­ готовку. Нет нацо5ности доказывать, что не­ малую помощь им в этом призвана оказы­ вать флотская библиотека. Это ее важная задача. Основной формой политической учебы офицеэоо является самостоятельная рабо­ та. Следовательно, возникает потребность в книгах, дополнительных источниках и, главное, в людях, которые бы не только выдавали литературу согласно запроса, вывешен рекомендательный список. Он — пособие не только для читателей, но и для сотрудников библиотеки, особенно тогда, когда нм нужно дать какую-нибудь справ­ ку. Библиотека оказывает систематическую помощь и слушателям вечернего универ­ ситета марксизма-ленинизма. Для них ре­ гулярно подбирается необходимая литера­ тура, труды классиков. Так, например, недавно к семинарскому занятию по историческому и диалектичес­ кому материализму на тему «Условия ма- но и помогали подобрать наиболее нужные сериальной жизни общества» библиотека и полезные произведения. зап'чео подготовила для слушателей книги Офицеры часто посещают библиотеку. Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Была « I интересуются прежде всего книгами также оформлена витрина «К семинарским ркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Лишь занятиям слушателей вечернего унпве.р- последние 5 месяцев библиотекой выда­ но читателям более ста экземпляров «Крат­ кого курса искурил ВКП(б)». Для пропаганды политической литерату­ ры библиотека оборудовала выставки, на которых в основном представлены труды основоположников марксизма и ведающих­ ся деятелей большевистской партии. Бла­ годаря этому офицеры, придя в библиотеку, не затрудняют себя долгими поисками не­ обходимых им материалов для учебы. Здеть же у выставки на видном месте ситета марксизма-ленинизма». Широко используются и периодические издания, которыми библиотека располагает в достаточном количестве. Имеются под­ шивки газет, журналов, сдыана панна статей в помошь марксистско-ленинскому образованию офицере®. Но eejj _и затруднения в работе. Крайне недостаточно в библиотеке справочной лп- израгуры. Большой спрос такжо на поли­ тические словари, которых у пас очень мало. на Рабо та абон ем ен те ' Как мы помогаем готовиться к политзанятиям Выступление библиотекаря 3. Кондратьевой Ла первых порах моей работы библиоте­ карем были случаи, что, когда матросы и старшины обращались ко мне за литерату­ рой, необходимой для подготовки к поли­ тическим занятиям, у меня не оказывалось ее. Если же и находились требуемые бро­ шюры и книги, то их недоставало для того, чтобы удовлетворить все запросы. К тому же на поиски литературы приходилось убивать много времени, так как разыски­ вая те или иные материалы, приходилось перебирать все кнпгп на полках. Такое положение было явпо ненормальным. Заместитель командира по политчасти ознакомил меня с программой групп поли­ тических занятий и предложил составить описок рекомендованной литературы по каждой теме. j — Недостающую литературу, — доба­ вил он, — выпишем со склада политотде­ ла, а может быть кое-что приобретем и в магазинах. Так и поступили. Составленный много вписок книг помог нам подобрать все, что необходимо матросам и старшинам для подготовки к политическим занятиям. Ра­ ботники библиотеки зарппрр стали осведом­ ляться о предстоящих гемах и в соответст­ вии с этим подбирать нужный материал. Л. П. Берия «К вопросу об истории боль­ шевистских организаций в Закавказье» и другие труды, дополняющие «Краткий курс истории ВКП(б)». Для рядового со­ става сейчас собран богатый материал о боевой деятельности флотов и флотилий в период Великой Отечественной войны. Было бы большим пробелом в работе библиотеки, если бы она стояла в» стороне от пропаганды литературы, необходимой для подготовки к политическим занятиям. У нас этого нет. С помощью актива наша библиотека организует читку брошюр и статей в кубриках, содействует тому, что­ бы каждый матрос и старшина хорошо относился к политзанятиям. Чтецами яв­ ляются отличники боевой и политической подготовки Шендоровский, Гинзбург, Че- быкин п другие. Они много помогают в учебе своим товарищам. Матрос Селюгип отставал в политиче­ ских занятнягх. Основная причина этому была плохая подготовка к ним. Я узнала оо этом на комсомольском собрании и поре­ комендовала Селюгпну прочесть необходи­ мую литературу. Это помогло ему выйти из числа отстающих в учебе слушателей. Сейчас матрос Селюгин является акти- Теперь d библиотеке оборудованы витрп- вистом нашей библиотеки. Недавно он сам вы с книгами, брошюрами к политическим занятиям, благодаря которым личный со­ став в любое время может получить необ­ ходимый ему материал. Для старшинской группы, изучающей историю партии, подобраны произведения В. И. Ленина и И. В. Сталина. Книга Личный пример «снова В плане работы партийного бюро, кото­ рый был нами составлен на основе ре­ шения отчетпо-выборного собрания, вид­ ное место занимают вопросы обеспечения авангардной роли коммунистов в боев^ подготовке и дисциплипе. Па послезуютпгт партийных собраниях и заседаниях бюро мы несколько раз обсуждали эти вопросы, напоминали коммунистам об их священном долге — быть всегда и во всем примором для беспартийных воппов. Когда подразде­ ление готовилось к сдаче учебной задачи, на партийном собрании был заслушан до­ клад командира. После этого коммунисты на боевых постах проводили с матросами и старппгнамп беседы о значении предстоя­ щих учений. Учения были проведены успешно. Ком­ мунисты показали пример высокой боевой выучка. Так, коммунист Якобсон сдал за­ дачу па «отлично». Мастерство показали также коммунисты Середнев, Мальцев и Базаков. Ход учений лишний раз убедил нас в том, какое огромное значение для успеха дела имеет чувство ответственности ком­ муниста не только за себя, но и за своих товарищей, за их боевую выучку. То, что коммунист может сделать на своем боевом посту, является наиболее важным и суще­ ственным во всей нашей работе по обеспе­ чению плана боевой подготовки. Мы практикуем доклады на бюро от­ дельных коммунистов — командиров отде­ лений — о том, как члены и кандидаты партии помогают им в укреплении дисци­ плины. Так, мы заслушали доклад старши­ ны группы артэлектрпков коммуниста Островзршенко по этому вопросу. Он обра­ тил внимание бюро на недисциплинирован­ ность и цросил воздействовать нз таких прочел в матросском кубрике произведение лауреата Сталинской промин Казакевича «Звезда». Отрадно сознавать, тго, помогая лпчпому составу в подготовке к политическим заня­ тиям, наша библиотека делает большое и важное дело. Выступление библиотекаря 0. Подпариной На нашем заочном совещании мне хочет­ ся поднять вопрос о работе библиотекаря на абонемгнте, тем более, что эту тему еше никто не затрагивал. Библиотекарь обязан всегда помогать чи­ тателю в выборе кнпгп, особенно в тех случаях, когда он видит, что у него нет системы в работе над произведениями, чи­ тает он не то, что ему нужно бы читать. Иногда бывает так, что некоторые, стре­ мясь получить пптересиую книгу, просят обязательно что-нибудь приключенческое, романы с «необыкновенными» героями и мало интересуются классическими произ­ ведениями русской литературы. Таким то­ варищам мы обязательно рекомендуем про­ честь именно классические вещи. По для этого мало только порекомендовать книгу, надо обязательно коротко рассказать ее содержание и этим заиитересовать читате­ ля. Так мы приучили, например, к пра­ вильней системе чтеягия сержанта Панкова. Ранее оп брал литературу, какая попадет ему под руку. Мы посоветовали ему более вдумчиво относиться к подбору книг, на­ звали ряд книг, заслуживающих внима­ ния. Панков охотно согласился с нами. Он прочитал ряд произведений Л. Толстого, Королейко, Тургенева, Горького, А. Тол­ стого, Фадеева и других писателей. Аналогичную работу мы провелп с чи­ тателями сержантом Переозерзевым, стар­ шими матросами Митрошиным и Митрофа­ новым, матросом Вильховским и многими другими. Все они, как правило, теперь со­ ветуются, что им лучше взять для чтения. В их читательских билетах можно увидеть произведения классиков русской и западной литературы, советских писателей. Такое чтение обогащает пх знания, развивает культурный кругозор. Работая на абонементе, многое можно сделать п в области подготовки читателей к литературным вечерам. Каждая библио­ тека часто проводит такие вечера. Когда, например, мы готовились отметить 80-ле­ тие со дня рождения Гордого, поставили задачу: добиться того, чтобы в эти дпи как можно больше было прочитано произ­ ведений Алексея Максимовича. Короткая беседа библиотекаря с читате­ лем — полезная и нужная работа. В ней узнаешь кругозор человека, чем оп ин­ тересуется, каковы его стремления к зна­ ниям. После этого можно смело р?комепдс- вать то или иные книги, причем, следуе всегда умело убеждать читателя в том, чт< рекомендуемое прчп’тдеппе — иптер?спг злободневно, и он прочтет его с больше: пользой для себя. В этой связи с особой остротой ч встас вопрос о том, чтог)ы каждый библиотекарь имел всегда полпо? представление о всех ювидгкзх худож сгамгнсй и политической литературы. Надо попять, что можно рабо­ тать хорошо только тогда, когда библиоте­ карь сам разбирается в политических во­ просах, следит за текущими событиями в стране и за рубежом, много читает, изу­ чает все новое, что поступает в книжный 1 фонд. Письмо демобилизованного воина Уходя с Краснознаменного корабля, стар­ ший матрос Силантьев на прощанье ска­ зал: «Я никогда не забуду родного мне ко­ рабля, на котором прослужил 8 лет, участ­ вовал во всех боевых операциях, проводи­ мых кораблем в период Великой Отечест­ венной войны». Па-днях тов. Силантьев прислал на ко­ рабль письмо, в котором сообщает: «Вновь я вернулся на свой завод, на котором работал несколько лет до ухода во флот. Тепло встретили меня, демобилизо­ ванного воина, старые рабочие завода. Глубже освоив свою специальность, я вы­ полняю норму на 130— 200 процентов. Коллектив завода успешно борется за выполнение сталинской пятилетки в четы­ ре года. Пишите и вы, товарищич моряки, как проходит учеба в мирные годы. Я прошу «старичков» — участников Отечественной войны не успокаиваться на достигнутых знаниях, а повседневно попол­ нять их. Передавайте молодым матросам свой богатый опыт, обучайте пх тому, что необходимо на войне». Старший матрос Сахаров, принявший за- ведывание у тов. Силантьева, содержит его в образцовом порядке и в полной боевой го­ товности. Оп является прпмерпым воином. Повесть о мужестве Беседа о герое Комсомольцы нашего подразделения по­ сле просмотра фильма «Рядовой Александр Матросов» горячо обсуждали содержание кинокартины. Всех глубоко взволновали жизнь и бессмертный подвиг героя. Гвардии старший матрос Преловский сказал: «Подвит героя зовет нас к при­ мерной службе в мирное время». — Я понимаю так, — говорил комсомо­ лец Удолов, — героизм сам по себе не при­ ходит. Александр Матросов был примерным солдатом. Он отдавал служению Родине всю страсть своей молодой души. Бессмертным подвигом он как бы завещал нам: «Любите свою Родину беззаветно, будьте преданы ей до последнего удара сердца, тогда вы сумеете ее хорошо защитить». После обсужцеипя кинофильма морятси долго говорили о своей службе. В их речах звучало желание быть такими, каким был Александр Матросов. Матрос Н. ЕДРЕНИН. Командир лучшего в части орудийного расчета, отличник боепой и политиче­ ской подготовки младшим сержант В. Котлов. Фото М. Бугакова. коммунистов успеха товарищей, как Захаров и Чевский. Бюро приняло все меры, чтобы помочь старшине группы. Индивидуальные беседы, которые были проведены членами партбюро, дали положительные результаты. Эти и /ругие товарищи заметно подтянулись. На заседании партийного бюро с докла­ дами об авангардной роли коммунистов и пх помощи командиру в воспитании личного состава выступили также товарищи Солов и Трифонов. С дисциплиной в подразделении комму­ ниста Сопова было неблагополучно. Пар- 1 тпйное бюро глубоко изучило этот вопрос. Оказалось, что во многом повинен сам тов. Соаов, который, вопреки уставам, не про-, являл нужной требовательности к своим подчиненным. Обнаружились. например, такие факты, что заступавших на вахту тов. Сопов не инструктировал, на проступ­ ки матросов*не реагировал. На этот серьезный недостаток бюро и указало коммунисту Цопову. После этого положение заметно улучшилось. За пос­ леднее время дисциплинарные проступки в этом подразделении изжиты. Партийное бюро решительно борется с малейшими фактами недисциплинирован­ ности со стороны коммунистов. Ни один такой случай не остается без воздействия бюро. Это создает в партийной организации обстановку нетерпимости к нарушителям дисциплины, воспитывает членов партии в духе высокой требовательности к себе. Партийное бюро стремится до конца вы­ полнить важнейшее указание отчетно-вы­ борного партийного собрания — укрепить авангардную роль коммунистов в боевой подготовке п дисциплине. Стаошина 2 статьи В. ИВАНОВ. В борьбе за укрепление воинской дисциплины Старый состав бюро резко критиковали за то, что он пе помогал командиру в ук­ реплении воинской днециплипы, за то, что он не предупреждал проступки среди комсомольцев, а лишь фиксировал их. Члены комсомольского бюро нового со­ става и секретарь старший матрос Бадаев сделали для себя серьезные выводы из критики на отчетпо-вы5орпом собрании. Вопросы воепптаппя комсомольцев в духе сознательной еоинской дисциплины стали в центре внимания бюро. Комсомолец Краморенко позволял себе пререкание со старшими, был груб с това­ рищами. Его и комсомольца Оробей, кото­ рый также позволял гебе нарушения уста­ ва, вызвали на заседание бюро. Здесь обо­ им комсомольцам раз’ясипли ошибочность их повед°ния. показали, какой вред онп приносят делу укреплеппя дпепиплпны. Резкая товарищеская критика сильно по­ действовала па обоих. Они дали слово ис­ правиться. Бюри не ограничилось тем, что вызвало ва свое заседание двух недисциплиниро­ ванных комсомольцев. Было решено, что вопрос о состоянии дисциплины нужно вы­ нести на обшее комсомольское собрание. Причем решили, что па собрании речь должна птти пе вообще о дисциплине, а о том, к чему приводит неправильное пред­ ставление о дружбе, когда из-за боязни обидеть товарища ему не указывают на его недостойное поведение. Повестка дня собрания была поэтому сформулирована следующим образом: «Дорожить воинским, флотским товариществом». Па собрании комсомольцы резко крити­ ковали тех, кто пе борется за честь кораб -1 ля, кто, неправильно понимая дружбу, при­ миренчески отпосится к нарушителям дпе- циплипы. Собрание сыграло большую роль в мобилизации комсомольцев на борьбу с малейшим проявлением недисциплиниро­ ванности. В работе нового бюро пепно то, что оно уделяет большое внимание отдельным то­ варищам, что оно индивидуально подходит к каждому комсомольцу. Так, член бюро Царев помог комсомольцу Туфанову в изу­ чении специальности и устройства кораб­ ля. Секретарь Бадаев, тгровожая комсомоль­ ца Ганжу в отпуск, подробно беседовал с ним о том, ка* должен вести сеоя матрос в отпуску, как нужно хранить военную тай­ ну. С комсомольцем Марковым секретарь организации долго беседовал на интересную тему: почему у матросов, с которыми он — Марков—«дружит, низка дисциплина, по­ чему эта дружба комсомольца в данном случае не сказывается на укреплении дис­ циплины. Член бюро Маланнпков беседовал с комсомольцем Квашук о том, как укре­ пить дисциплину На боевом посту, где служит Квашук. Такие товарищеские бе­ седы комсомольских активистов с рядовы­ ми членами ВЛКСМ имеют большое значе­ ние. Они способствуют активизации комсо­ мольской жизни, воспитанию у рядовых комсомольцев чувства хозяина в организа­ ции. Усилия вновь избранного бюро дают свои результаты. За последнее время заметно укрепилась авангардная роль комсомольцев на корабле, значительно меньше стало про­ ступков среди комсомольцев. Капитан 3 ранга А. ГРИЧИШКИН. Николай Пинегин, художник в путеше­ ственник, написал правдивую, простую п волнующую повесть о мужественном рус­ ском исследователе Севера — морском офи­ цере Георгии Седове. Перед читате­ лем проходит жизнь и гибель Георгия Се­ дова, одного из тех отважных людей, от­ крытия и исследования которых прослави­ ли русскую науку. Писатель Н. Пинегин рассказал биогра­ фию талантливого русского самородка, сы­ на простого азовского рыбака из поселка Кривая Коса вблизи Мариуполя. Уже в раннем детстве Георгий Седов сроднился с морем, ходил на рыбный промысел, меч­ тал о кораблях и дальних морских путе­ шествиях. Обучаясь в приходской школе, он обнаружил исключительные дарования и успехи. Однако нужно было помогать семье, и юноше пришлось работать в лавке местного помещика, таская мешки с мукой п солью. В 1893 г. встреча с капитаном парохода, доставившего на рейд Кривой Косы груз соли, решила дальнейшую судьбу сына рыбака. От моряка Седов узнал, что совсем близко, в Ростове-на-Дону есть мореходные классы. Юношеские мечты подняли бурю в его душе. Покинув рыбацкий поселок, Седов пеш­ ком пришел в Ростав-па-Дону, выхлопотал право поступить в мореходные классы. Бу­ дущий капитан и исследователь Севера упорно изучал математику, географию, астрономию, морскую практику, навига­ цию. Он много читал, был охвачен жаждой знаний. Седову надо было не только учиться, но п зарабатывать себе на жизнь. Он часто нанимался в Ростовс^м порту грузить зер­ но п соль на пароход и. «Поступив в учи­ лище, питался первый год одним хлебом и чаем... Вместо каникул сразу же после экзаменов поступил на работу матросом — добывать деньги на второй год ученья». Полвека назад — в 1898 г. Георгий Се­ дов. окончил мореходное училище, ныне но­ сящее его имя. Получив диплом штурмана, он стал на пароходах совершать рейсы в порты Кавказа, Украины и Крыма. Лю­ бовь к морю, большой природный ум и исключительная энергия позволили моло­ дому штурману, сыну рыбака преодолеть все трудности, возппкшие на его пути, сдать экзамен на курс Морского корпуса, стать офицером флота. Работая в Гидрографическом управле­ нии, Георгий Седов участвовал в экспеди­ циях по описи северных морей и Новой Земли. В 1909 г. ечу поручили исслодо- вать устье реки Колымы и подходов к ней с моря, чтобы пароходы с грузами могли приходить из Владивостока. Под руководст­ вам Георгия Седова экспедиция была ус­ пешно проведена. Он собрал ценные мате­ риалы и сделал паучные доклады на засе­ даниях Географического и Астрономическо­ го общр<*тв, избравших его своим дейст­ вительным членом. В годы, проведенные на Ледовитом оке­ ане, у Седова возникла идея об организации первой русской экспедиции к Северному по­ люсу. С исключительной страстностью Георгии Седов отдался делу организации этой экспетиции. Он составил подробный план, маршрут, сметы, производил вербов­ ку участников, закупал снаряжение. Георгий Седов предполагал на судне до­ стигнуть земли Франпа-Иосифа, зазимовать там. пров^.ти ряд астрономических, маг­ нитных и гптрг>графическпх исследований, j а затем па собачьих упряжках пойти к ! полюсу. День за днем описывает Н. Пинегин подготовку русской полюсной экспедош, те трудности, с которыми пришлось столк­ нуться Седову и его спутникам. 8мв*р- ция была заранее обречена на провал в силу равнодушия царского правительства и буржуазного общества, к которым со своим проектом и за помощью обратился Седов, а также преступной деятельности людей, снаряжавших ее и видевших в ней только средство для личной наживы. Не отрываясь, читатель следит за раз­ вертыванием повести. Шхуна «Фока» вы­ шла из Архангельска на север поздва, и вскоре у моряков исчезла надежда уви­ деть в год отплытия Землю Франца-Иосифа. У берегов Новой Земли судно село на мель, а когда снялось с нее, попало в жестокий шторм. Он «стих через сутки», но что ока­ залось вокруг! Сплошной смерзшийся лед закрывал все проливы и бухты... Вокруг же — сплоченный наторошенный лед, в котором «Фока» был прочно закован». Устроившись на зимовку, участники экспедиции занялись исследованием север­ ной части Новой Земли. А через год шхуна «Фока» освободилась изо льдов е взяла курс к Земле Фрзпца-Посифа, к мысу Фло­ ра. От мыса Флора шхуна «Фока» продол­ жала рейс. Чем дальше на север шло суд­ но, тем плотнее и толще становился лед. В бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа экспедиции пришлось вторично зазимовать. Замечательно, просто и сильно написана у Н. Пннегина эта часть повести. Он расска­ зывает о тех лишениях, которые испытали на второй зимовке участники экспедиции, о их мужестве, о том, как они продолжали вести научно-исследовательские работы. 15 февраля 1914 года Георгий Седов решил ипи к полюсу на собачьих упряж­ ках вместе с матросами Пустотным и Лнн- ником. Седов был болен, но он стремился любой ценой дойти к намеченной цели. Прощаясь с экипажем шхуны «Фока», от­ важный морской офицер сказал: «В сегодняшний день мы выступаем к полюсу — это событие для нас и для ва­ шей родины. Об этом деле мечтали уже давно великие русские люди — Ломоносов, Менделеев... На долю же нас, маленьких людей, выпала большая честь осущест­ вить пх мечту... па пользу и гордость на­ шего дорогого отечества». На пути к полосу установилась жесто­ кая погода. С каждым днем Седову стано- - вилось хуже, с ним случались припадки сильного кашля, иногда он терял сознание. Три последних дня Георгий Седов лежал в палатке п «пятого марта во втором часу дня Седов стал внезапно задыхаться: «Линник, поддержи»... Матросы долго си­ дели, как скованные... На клочке земли, черневшей поблизости, выбрали подходя­ щее место. Тело умершего начальника по­ местили в углубление, вырытое киркой; рядом — предназначавшийся для полюса флаг». То, о чем мечтал Георгий Седов, было осуществлено советским народом. Русские люди были на Северном полюсе, находились продолжительное время на дрейфующей льдине, провелп большую научно-исследо- вательскую работу по изучению Централь­ ного Полярного бассейна. Труды экспеди­ ции Седова были изданы в годы советской власти и получили широкую известность. Прекрасная и н у ж н а я книга Н. Пииети- на несомненно найдет широкий круг чита­ телей на флоте. Советским морякам, вло­ жившим мпого труда в освоение северных морей и земель, близка тема о мужествен­ ном путешественнике п благородном чело­ веке — Георгии Седове. Г. БРЕГМАН. Л омоносовский музей в Ленинграде На набережной Невы расположен трех- этажный дом с венчающей его башней. . Установленная на фасаде мраморная ме­ мориальная доска рассказывает: «Здание кунсткамеры Петра I — первый музей России. Постройка начата в 1718 году ар­ хитектором Маттарновп, закончена архи­ тектором Киавери в 1727 году. После по­ жара в 1747 году заново восстановлено ар­ хитектором Чевакинским в 1755— 1758 годах». По решению президиума Академии наук СССР в здании бывшей петровской кунст­ камеры создается сейчас музей, посвящен­ ный жизни и творчеству великого русского ученого М. В. Ломоносова. Найденные в архивах чертежи позволя­ ют воспроизвести комнаты здания такими, какими они были в середине XVHI века. Широко развернулись реставрационные работы в старинной б^рне. На ее этажах разместится разнообразная экспозиция бу­ дущего ломоносовского музея. Так, на третьем этаже будет восстановлен конфе- рсицзал времен Ломоносова. В двух нишах ц галерее вокруг зала экспонируются портреты, гравюры. На четвертом этаже башни расположатся физический, химиче­ ский отделы и картографический кабинет. Здесь же найдет отражение деятельность Ломоносова в области металлургаи, горно­ го дела, мореплавания. Па пятом этаже будет установлен знаме­ нитый академический глобус, внутри' ко­ торого могут поместиться до 12 человек. Вращающийся механизм глобуса сейчас восстанавливается и электрифицируется. Для музея приобретен ряд ценнейших экспонатов. В их числе переданные прези­ дентом Академии паук СССР С. И. Вавило­ вым из физического института имени Ле­ бедева так называемое «большое чангау- зеровское зажигательное стекло», теле­ скоп, микроскоп, -ломоносовская реторта, барометр, различные инструменты. Здесь будут собраны рукописи Ломоносова, его печатные труды. Уже пзп-говлен макет химической лабо­ ратории великого ученого в одну десятую натуральной величины; пользуясь архив­ ными данными, а/рхитектору Каплан-Инге- лю удалось точно воспроизвести ее преж­ ний вид. К исполняющемуся в октябре нынешне­ го года двухсотлетию первой в России хи­ мической лаборатории будет открыта вы­ ставка «Работы Ломоносова в области фи- зики и химии». Создание музея М. В. Ломоносова в един­ ственна сохранившееся до ттаттпвг дней здании, где протекала его деятеяьвость,— прекрасный памятник великому деятелю отечественной науки. А. ВИКТОРОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz