На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.
Т ‘1 июни 1948 г., W* 136 (3132). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Библиотека и марксистско-ленинская учеба Выступление капитана А. Тесленко Советские офицеры совершенствуют не только военное мастерство, во и системати чески повышают свою политическую под готовку. Нет нацо5ности доказывать, что не малую помощь им в этом призвана оказы вать флотская библиотека. Это ее важная задача. Основной формой политической учебы офицеэоо является самостоятельная рабо та. Следовательно, возникает потребность в книгах, дополнительных источниках и, главное, в людях, которые бы не только выдавали литературу согласно запроса, вывешен рекомендательный список. Он — пособие не только для читателей, но и для сотрудников библиотеки, особенно тогда, когда нм нужно дать какую-нибудь справ ку. Библиотека оказывает систематическую помощь и слушателям вечернего универ ситета марксизма-ленинизма. Для них ре гулярно подбирается необходимая литера тура, труды классиков. Так, например, недавно к семинарскому занятию по историческому и диалектичес кому материализму на тему «Условия ма- но и помогали подобрать наиболее нужные сериальной жизни общества» библиотека и полезные произведения. зап'чео подготовила для слушателей книги Офицеры часто посещают библиотеку. Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Была « I интересуются прежде всего книгами также оформлена витрина «К семинарским ркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Лишь занятиям слушателей вечернего унпве.р- последние 5 месяцев библиотекой выда но читателям более ста экземпляров «Крат кого курса искурил ВКП(б)». Для пропаганды политической литерату ры библиотека оборудовала выставки, на которых в основном представлены труды основоположников марксизма и ведающих ся деятелей большевистской партии. Бла годаря этому офицеры, придя в библиотеку, не затрудняют себя долгими поисками не обходимых им материалов для учебы. Здеть же у выставки на видном месте ситета марксизма-ленинизма». Широко используются и периодические издания, которыми библиотека располагает в достаточном количестве. Имеются под шивки газет, журналов, сдыана панна статей в помошь марксистско-ленинскому образованию офицере®. Но eejj _и затруднения в работе. Крайне недостаточно в библиотеке справочной лп- израгуры. Большой спрос такжо на поли тические словари, которых у пас очень мало. на Рабо та абон ем ен те ' Как мы помогаем готовиться к политзанятиям Выступление библиотекаря 3. Кондратьевой Ла первых порах моей работы библиоте карем были случаи, что, когда матросы и старшины обращались ко мне за литерату рой, необходимой для подготовки к поли тическим занятиям, у меня не оказывалось ее. Если же и находились требуемые бро шюры и книги, то их недоставало для того, чтобы удовлетворить все запросы. К тому же на поиски литературы приходилось убивать много времени, так как разыски вая те или иные материалы, приходилось перебирать все кнпгп на полках. Такое положение было явпо ненормальным. Заместитель командира по политчасти ознакомил меня с программой групп поли тических занятий и предложил составить описок рекомендованной литературы по каждой теме. j — Недостающую литературу, — доба вил он, — выпишем со склада политотде ла, а может быть кое-что приобретем и в магазинах. Так и поступили. Составленный много вписок книг помог нам подобрать все, что необходимо матросам и старшинам для подготовки к политическим занятиям. Ра ботники библиотеки зарппрр стали осведом ляться о предстоящих гемах и в соответст вии с этим подбирать нужный материал. Л. П. Берия «К вопросу об истории боль шевистских организаций в Закавказье» и другие труды, дополняющие «Краткий курс истории ВКП(б)». Для рядового со става сейчас собран богатый материал о боевой деятельности флотов и флотилий в период Великой Отечественной войны. Было бы большим пробелом в работе библиотеки, если бы она стояла в» стороне от пропаганды литературы, необходимой для подготовки к политическим занятиям. У нас этого нет. С помощью актива наша библиотека организует читку брошюр и статей в кубриках, содействует тому, что бы каждый матрос и старшина хорошо относился к политзанятиям. Чтецами яв ляются отличники боевой и политической подготовки Шендоровский, Гинзбург, Че- быкин п другие. Они много помогают в учебе своим товарищам. Матрос Селюгип отставал в политиче ских занятнягх. Основная причина этому была плохая подготовка к ним. Я узнала оо этом на комсомольском собрании и поре комендовала Селюгпну прочесть необходи мую литературу. Это помогло ему выйти из числа отстающих в учебе слушателей. Сейчас матрос Селюгин является акти- Теперь d библиотеке оборудованы витрп- вистом нашей библиотеки. Недавно он сам вы с книгами, брошюрами к политическим занятиям, благодаря которым личный со став в любое время может получить необ ходимый ему материал. Для старшинской группы, изучающей историю партии, подобраны произведения В. И. Ленина и И. В. Сталина. Книга Личный пример «снова В плане работы партийного бюро, кото рый был нами составлен на основе ре шения отчетпо-выборного собрания, вид ное место занимают вопросы обеспечения авангардной роли коммунистов в боев^ подготовке и дисциплипе. Па послезуютпгт партийных собраниях и заседаниях бюро мы несколько раз обсуждали эти вопросы, напоминали коммунистам об их священном долге — быть всегда и во всем примором для беспартийных воппов. Когда подразде ление готовилось к сдаче учебной задачи, на партийном собрании был заслушан до клад командира. После этого коммунисты на боевых постах проводили с матросами и старппгнамп беседы о значении предстоя щих учений. Учения были проведены успешно. Ком мунисты показали пример высокой боевой выучка. Так, коммунист Якобсон сдал за дачу па «отлично». Мастерство показали также коммунисты Середнев, Мальцев и Базаков. Ход учений лишний раз убедил нас в том, какое огромное значение для успеха дела имеет чувство ответственности ком муниста не только за себя, но и за своих товарищей, за их боевую выучку. То, что коммунист может сделать на своем боевом посту, является наиболее важным и суще ственным во всей нашей работе по обеспе чению плана боевой подготовки. Мы практикуем доклады на бюро от дельных коммунистов — командиров отде лений — о том, как члены и кандидаты партии помогают им в укреплении дисци плины. Так, мы заслушали доклад старши ны группы артэлектрпков коммуниста Островзршенко по этому вопросу. Он обра тил внимание бюро на недисциплинирован ность и цросил воздействовать нз таких прочел в матросском кубрике произведение лауреата Сталинской промин Казакевича «Звезда». Отрадно сознавать, тго, помогая лпчпому составу в подготовке к политическим заня тиям, наша библиотека делает большое и важное дело. Выступление библиотекаря 0. Подпариной На нашем заочном совещании мне хочет ся поднять вопрос о работе библиотекаря на абонемгнте, тем более, что эту тему еше никто не затрагивал. Библиотекарь обязан всегда помогать чи тателю в выборе кнпгп, особенно в тех случаях, когда он видит, что у него нет системы в работе над произведениями, чи тает он не то, что ему нужно бы читать. Иногда бывает так, что некоторые, стре мясь получить пптересиую книгу, просят обязательно что-нибудь приключенческое, романы с «необыкновенными» героями и мало интересуются классическими произ ведениями русской литературы. Таким то варищам мы обязательно рекомендуем про честь именно классические вещи. По для этого мало только порекомендовать книгу, надо обязательно коротко рассказать ее содержание и этим заиитересовать читате ля. Так мы приучили, например, к пра вильней системе чтеягия сержанта Панкова. Ранее оп брал литературу, какая попадет ему под руку. Мы посоветовали ему более вдумчиво относиться к подбору книг, на звали ряд книг, заслуживающих внима ния. Панков охотно согласился с нами. Он прочитал ряд произведений Л. Толстого, Королейко, Тургенева, Горького, А. Тол стого, Фадеева и других писателей. Аналогичную работу мы провелп с чи тателями сержантом Переозерзевым, стар шими матросами Митрошиным и Митрофа новым, матросом Вильховским и многими другими. Все они, как правило, теперь со ветуются, что им лучше взять для чтения. В их читательских билетах можно увидеть произведения классиков русской и западной литературы, советских писателей. Такое чтение обогащает пх знания, развивает культурный кругозор. Работая на абонементе, многое можно сделать п в области подготовки читателей к литературным вечерам. Каждая библио тека часто проводит такие вечера. Когда, например, мы готовились отметить 80-ле тие со дня рождения Гордого, поставили задачу: добиться того, чтобы в эти дпи как можно больше было прочитано произ ведений Алексея Максимовича. Короткая беседа библиотекаря с читате лем — полезная и нужная работа. В ней узнаешь кругозор человека, чем оп ин тересуется, каковы его стремления к зна ниям. После этого можно смело р?комепдс- вать то или иные книги, причем, следуе всегда умело убеждать читателя в том, чт< рекомендуемое прчп’тдеппе — иптер?спг злободневно, и он прочтет его с больше: пользой для себя. В этой связи с особой остротой ч встас вопрос о том, чтог)ы каждый библиотекарь имел всегда полпо? представление о всех ювидгкзх худож сгамгнсй и политической литературы. Надо попять, что можно рабо тать хорошо только тогда, когда библиоте карь сам разбирается в политических во просах, следит за текущими событиями в стране и за рубежом, много читает, изу чает все новое, что поступает в книжный 1 фонд. Письмо демобилизованного воина Уходя с Краснознаменного корабля, стар ший матрос Силантьев на прощанье ска зал: «Я никогда не забуду родного мне ко рабля, на котором прослужил 8 лет, участ вовал во всех боевых операциях, проводи мых кораблем в период Великой Отечест венной войны». Па-днях тов. Силантьев прислал на ко рабль письмо, в котором сообщает: «Вновь я вернулся на свой завод, на котором работал несколько лет до ухода во флот. Тепло встретили меня, демобилизо ванного воина, старые рабочие завода. Глубже освоив свою специальность, я вы полняю норму на 130— 200 процентов. Коллектив завода успешно борется за выполнение сталинской пятилетки в четы ре года. Пишите и вы, товарищич моряки, как проходит учеба в мирные годы. Я прошу «старичков» — участников Отечественной войны не успокаиваться на достигнутых знаниях, а повседневно попол нять их. Передавайте молодым матросам свой богатый опыт, обучайте пх тому, что необходимо на войне». Старший матрос Сахаров, принявший за- ведывание у тов. Силантьева, содержит его в образцовом порядке и в полной боевой го товности. Оп является прпмерпым воином. Повесть о мужестве Беседа о герое Комсомольцы нашего подразделения по сле просмотра фильма «Рядовой Александр Матросов» горячо обсуждали содержание кинокартины. Всех глубоко взволновали жизнь и бессмертный подвиг героя. Гвардии старший матрос Преловский сказал: «Подвит героя зовет нас к при мерной службе в мирное время». — Я понимаю так, — говорил комсомо лец Удолов, — героизм сам по себе не при ходит. Александр Матросов был примерным солдатом. Он отдавал служению Родине всю страсть своей молодой души. Бессмертным подвигом он как бы завещал нам: «Любите свою Родину беззаветно, будьте преданы ей до последнего удара сердца, тогда вы сумеете ее хорошо защитить». После обсужцеипя кинофильма морятси долго говорили о своей службе. В их речах звучало желание быть такими, каким был Александр Матросов. Матрос Н. ЕДРЕНИН. Командир лучшего в части орудийного расчета, отличник боепой и политиче ской подготовки младшим сержант В. Котлов. Фото М. Бугакова. коммунистов успеха товарищей, как Захаров и Чевский. Бюро приняло все меры, чтобы помочь старшине группы. Индивидуальные беседы, которые были проведены членами партбюро, дали положительные результаты. Эти и /ругие товарищи заметно подтянулись. На заседании партийного бюро с докла дами об авангардной роли коммунистов и пх помощи командиру в воспитании личного состава выступили также товарищи Солов и Трифонов. С дисциплиной в подразделении комму ниста Сопова было неблагополучно. Пар- 1 тпйное бюро глубоко изучило этот вопрос. Оказалось, что во многом повинен сам тов. Соаов, который, вопреки уставам, не про-, являл нужной требовательности к своим подчиненным. Обнаружились. например, такие факты, что заступавших на вахту тов. Сопов не инструктировал, на проступ ки матросов*не реагировал. На этот серьезный недостаток бюро и указало коммунисту Цопову. После этого положение заметно улучшилось. За пос леднее время дисциплинарные проступки в этом подразделении изжиты. Партийное бюро решительно борется с малейшими фактами недисциплинирован ности со стороны коммунистов. Ни один такой случай не остается без воздействия бюро. Это создает в партийной организации обстановку нетерпимости к нарушителям дисциплины, воспитывает членов партии в духе высокой требовательности к себе. Партийное бюро стремится до конца вы полнить важнейшее указание отчетно-вы борного партийного собрания — укрепить авангардную роль коммунистов в боевой подготовке п дисциплине. Стаошина 2 статьи В. ИВАНОВ. В борьбе за укрепление воинской дисциплины Старый состав бюро резко критиковали за то, что он пе помогал командиру в ук реплении воинской днециплипы, за то, что он не предупреждал проступки среди комсомольцев, а лишь фиксировал их. Члены комсомольского бюро нового со става и секретарь старший матрос Бадаев сделали для себя серьезные выводы из критики на отчетпо-вы5орпом собрании. Вопросы воепптаппя комсомольцев в духе сознательной еоинской дисциплины стали в центре внимания бюро. Комсомолец Краморенко позволял себе пререкание со старшими, был груб с това рищами. Его и комсомольца Оробей, кото рый также позволял гебе нарушения уста ва, вызвали на заседание бюро. Здесь обо им комсомольцам раз’ясипли ошибочность их повед°ния. показали, какой вред онп приносят делу укреплеппя дпепиплпны. Резкая товарищеская критика сильно по действовала па обоих. Они дали слово ис правиться. Бюри не ограничилось тем, что вызвало ва свое заседание двух недисциплиниро ванных комсомольцев. Было решено, что вопрос о состоянии дисциплины нужно вы нести на обшее комсомольское собрание. Причем решили, что па собрании речь должна птти пе вообще о дисциплине, а о том, к чему приводит неправильное пред ставление о дружбе, когда из-за боязни обидеть товарища ему не указывают на его недостойное поведение. Повестка дня собрания была поэтому сформулирована следующим образом: «Дорожить воинским, флотским товариществом». Па собрании комсомольцы резко крити ковали тех, кто пе борется за честь кораб -1 ля, кто, неправильно понимая дружбу, при миренчески отпосится к нарушителям дпе- циплипы. Собрание сыграло большую роль в мобилизации комсомольцев на борьбу с малейшим проявлением недисциплиниро ванности. В работе нового бюро пепно то, что оно уделяет большое внимание отдельным то варищам, что оно индивидуально подходит к каждому комсомольцу. Так, член бюро Царев помог комсомольцу Туфанову в изу чении специальности и устройства кораб ля. Секретарь Бадаев, тгровожая комсомоль ца Ганжу в отпуск, подробно беседовал с ним о том, ка* должен вести сеоя матрос в отпуску, как нужно хранить военную тай ну. С комсомольцем Марковым секретарь организации долго беседовал на интересную тему: почему у матросов, с которыми он — Марков—«дружит, низка дисциплина, по чему эта дружба комсомольца в данном случае не сказывается на укреплении дис циплины. Член бюро Маланнпков беседовал с комсомольцем Квашук о том, как укре пить дисциплину На боевом посту, где служит Квашук. Такие товарищеские бе седы комсомольских активистов с рядовы ми членами ВЛКСМ имеют большое значе ние. Они способствуют активизации комсо мольской жизни, воспитанию у рядовых комсомольцев чувства хозяина в организа ции. Усилия вновь избранного бюро дают свои результаты. За последнее время заметно укрепилась авангардная роль комсомольцев на корабле, значительно меньше стало про ступков среди комсомольцев. Капитан 3 ранга А. ГРИЧИШКИН. Николай Пинегин, художник в путеше ственник, написал правдивую, простую п волнующую повесть о мужественном рус ском исследователе Севера — морском офи цере Георгии Седове. Перед читате лем проходит жизнь и гибель Георгия Се дова, одного из тех отважных людей, от крытия и исследования которых прослави ли русскую науку. Писатель Н. Пинегин рассказал биогра фию талантливого русского самородка, сы на простого азовского рыбака из поселка Кривая Коса вблизи Мариуполя. Уже в раннем детстве Георгий Седов сроднился с морем, ходил на рыбный промысел, меч тал о кораблях и дальних морских путе шествиях. Обучаясь в приходской школе, он обнаружил исключительные дарования и успехи. Однако нужно было помогать семье, и юноше пришлось работать в лавке местного помещика, таская мешки с мукой п солью. В 1893 г. встреча с капитаном парохода, доставившего на рейд Кривой Косы груз соли, решила дальнейшую судьбу сына рыбака. От моряка Седов узнал, что совсем близко, в Ростове-на-Дону есть мореходные классы. Юношеские мечты подняли бурю в его душе. Покинув рыбацкий поселок, Седов пеш ком пришел в Ростав-па-Дону, выхлопотал право поступить в мореходные классы. Бу дущий капитан и исследователь Севера упорно изучал математику, географию, астрономию, морскую практику, навига цию. Он много читал, был охвачен жаждой знаний. Седову надо было не только учиться, но п зарабатывать себе на жизнь. Он часто нанимался в Ростовс^м порту грузить зер но п соль на пароход и. «Поступив в учи лище, питался первый год одним хлебом и чаем... Вместо каникул сразу же после экзаменов поступил на работу матросом — добывать деньги на второй год ученья». Полвека назад — в 1898 г. Георгий Се дов. окончил мореходное училище, ныне но сящее его имя. Получив диплом штурмана, он стал на пароходах совершать рейсы в порты Кавказа, Украины и Крыма. Лю бовь к морю, большой природный ум и исключительная энергия позволили моло дому штурману, сыну рыбака преодолеть все трудности, возппкшие на его пути, сдать экзамен на курс Морского корпуса, стать офицером флота. Работая в Гидрографическом управле нии, Георгий Седов участвовал в экспеди циях по описи северных морей и Новой Земли. В 1909 г. ечу поручили исслодо- вать устье реки Колымы и подходов к ней с моря, чтобы пароходы с грузами могли приходить из Владивостока. Под руководст вам Георгия Седова экспедиция была ус пешно проведена. Он собрал ценные мате риалы и сделал паучные доклады на засе даниях Географического и Астрономическо го общр<*тв, избравших его своим дейст вительным членом. В годы, проведенные на Ледовитом оке ане, у Седова возникла идея об организации первой русской экспедиции к Северному по люсу. С исключительной страстностью Георгии Седов отдался делу организации этой экспетиции. Он составил подробный план, маршрут, сметы, производил вербов ку участников, закупал снаряжение. Георгий Седов предполагал на судне до стигнуть земли Франпа-Иосифа, зазимовать там. пров^.ти ряд астрономических, маг нитных и гптрг>графическпх исследований, j а затем па собачьих упряжках пойти к ! полюсу. День за днем описывает Н. Пинегин подготовку русской полюсной экспедош, те трудности, с которыми пришлось столк нуться Седову и его спутникам. 8мв*р- ция была заранее обречена на провал в силу равнодушия царского правительства и буржуазного общества, к которым со своим проектом и за помощью обратился Седов, а также преступной деятельности людей, снаряжавших ее и видевших в ней только средство для личной наживы. Не отрываясь, читатель следит за раз вертыванием повести. Шхуна «Фока» вы шла из Архангельска на север поздва, и вскоре у моряков исчезла надежда уви деть в год отплытия Землю Франца-Иосифа. У берегов Новой Земли судно село на мель, а когда снялось с нее, попало в жестокий шторм. Он «стих через сутки», но что ока залось вокруг! Сплошной смерзшийся лед закрывал все проливы и бухты... Вокруг же — сплоченный наторошенный лед, в котором «Фока» был прочно закован». Устроившись на зимовку, участники экспедиции занялись исследованием север ной части Новой Земли. А через год шхуна «Фока» освободилась изо льдов е взяла курс к Земле Фрзпца-Посифа, к мысу Фло ра. От мыса Флора шхуна «Фока» продол жала рейс. Чем дальше на север шло суд но, тем плотнее и толще становился лед. В бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа экспедиции пришлось вторично зазимовать. Замечательно, просто и сильно написана у Н. Пннегина эта часть повести. Он расска зывает о тех лишениях, которые испытали на второй зимовке участники экспедиции, о их мужестве, о том, как они продолжали вести научно-исследовательские работы. 15 февраля 1914 года Георгий Седов решил ипи к полюсу на собачьих упряж ках вместе с матросами Пустотным и Лнн- ником. Седов был болен, но он стремился любой ценой дойти к намеченной цели. Прощаясь с экипажем шхуны «Фока», от важный морской офицер сказал: «В сегодняшний день мы выступаем к полюсу — это событие для нас и для ва шей родины. Об этом деле мечтали уже давно великие русские люди — Ломоносов, Менделеев... На долю же нас, маленьких людей, выпала большая честь осущест вить пх мечту... па пользу и гордость на шего дорогого отечества». На пути к полосу установилась жесто кая погода. С каждым днем Седову стано- - вилось хуже, с ним случались припадки сильного кашля, иногда он терял сознание. Три последних дня Георгий Седов лежал в палатке п «пятого марта во втором часу дня Седов стал внезапно задыхаться: «Линник, поддержи»... Матросы долго си дели, как скованные... На клочке земли, черневшей поблизости, выбрали подходя щее место. Тело умершего начальника по местили в углубление, вырытое киркой; рядом — предназначавшийся для полюса флаг». То, о чем мечтал Георгий Седов, было осуществлено советским народом. Русские люди были на Северном полюсе, находились продолжительное время на дрейфующей льдине, провелп большую научно-исследо- вательскую работу по изучению Централь ного Полярного бассейна. Труды экспеди ции Седова были изданы в годы советской власти и получили широкую известность. Прекрасная и н у ж н а я книга Н. Пииети- на несомненно найдет широкий круг чита телей на флоте. Советским морякам, вло жившим мпого труда в освоение северных морей и земель, близка тема о мужествен ном путешественнике п благородном чело веке — Георгии Седове. Г. БРЕГМАН. Л омоносовский музей в Ленинграде На набережной Невы расположен трех- этажный дом с венчающей его башней. . Установленная на фасаде мраморная ме мориальная доска рассказывает: «Здание кунсткамеры Петра I — первый музей России. Постройка начата в 1718 году ар хитектором Маттарновп, закончена архи тектором Киавери в 1727 году. После по жара в 1747 году заново восстановлено ар хитектором Чевакинским в 1755— 1758 годах». По решению президиума Академии наук СССР в здании бывшей петровской кунст камеры создается сейчас музей, посвящен ный жизни и творчеству великого русского ученого М. В. Ломоносова. Найденные в архивах чертежи позволя ют воспроизвести комнаты здания такими, какими они были в середине XVHI века. Широко развернулись реставрационные работы в старинной б^рне. На ее этажах разместится разнообразная экспозиция бу дущего ломоносовского музея. Так, на третьем этаже будет восстановлен конфе- рсицзал времен Ломоносова. В двух нишах ц галерее вокруг зала экспонируются портреты, гравюры. На четвертом этаже башни расположатся физический, химиче ский отделы и картографический кабинет. Здесь же найдет отражение деятельность Ломоносова в области металлургаи, горно го дела, мореплавания. Па пятом этаже будет установлен знаме нитый академический глобус, внутри' ко торого могут поместиться до 12 человек. Вращающийся механизм глобуса сейчас восстанавливается и электрифицируется. Для музея приобретен ряд ценнейших экспонатов. В их числе переданные прези дентом Академии паук СССР С. И. Вавило вым из физического института имени Ле бедева так называемое «большое чангау- зеровское зажигательное стекло», теле скоп, микроскоп, -ломоносовская реторта, барометр, различные инструменты. Здесь будут собраны рукописи Ломоносова, его печатные труды. Уже пзп-говлен макет химической лабо ратории великого ученого в одну десятую натуральной величины; пользуясь архив ными данными, а/рхитектору Каплан-Инге- лю удалось точно воспроизвести ее преж ний вид. К исполняющемуся в октябре нынешне го года двухсотлетию первой в России хи мической лаборатории будет открыта вы ставка «Работы Ломоносова в области фи- зики и химии». Создание музея М. В. Ломоносова в един ственна сохранившееся до ттаттпвг дней здании, где протекала его деятеяьвость,— прекрасный памятник великому деятелю отечественной науки. А. ВИКТОРОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz