На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.
R * С Т Р А Ж Е ЗИ Т Т В Л Я Т Ь Я T 8 iisief fM f г., 12 13B ^ ^ ^ « ■ ■ ■ н в е а в ш а п а ! , А г и т а т о р , п р о ч т и м а т р о с а м Знать иберечь свое оружие и технику С первых шатов службы на флоте воину приходится иметь дело с первоклассным оружием и сложной боевой техникой. Бла годаря неустанной заботе большевистской партии и Советского правительства наш флот имеет прекрасные корабли, оснащен ные ценнейшими механизмами, машинами, приборами, оружием, представляющими собой последнее слово техники. * Все эго богатейшее военное хозяйство, которым располагает наш флот, является социалистической собственностью. Оно создано усилиями большевистской партии, руками советских людей на наших пред приятиях. Советский народ кровно заин тересован в тем, чтобы эта богатейшая техника рационально и эффективно исполь зовалась на благо Родины» содержалась в постоянной боевой готовности. * Словами военной присяги народ прояв ляет своим защитникам требования — «..добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное иму щество...» • • Выражением высокого патриотизма, вер ности присяге п воинскому долгу служит у моряков любовь к своему оружию. Пуще жизни берегли матросы и старшины свое оружие и технику в бою, несмотря ни на что обеспечивали безукоризненное их дей ствие. Ради победы своего оружия, славы ©ю военные моряки не жалели ни cbocl крови, пи самой жизни. Увенчанные славой, советские моряки пс*казалп в моракпх сражениях беспример ное могущество и отвагу. И в то же время спи умело использовали и берегли., как зе ницу ока, вверенную им боевую технику. - История Великой Отечественной- войны знает немало героических подвигов, в ко торых нашла яркое выражение самоотвер женная забота воинов о сбережении своего оружия и боевой техники. Овлто чтут на лидере «Ленинград» па мять старшины Кузнецова, отдавшего жизнь за то, ‘чтобы его корабль жил и продолжал громить врата. Морякам-черно морцам памятен пример беззаветной добле сти Героя Советского Союза старшины Ус. При спасении боезапаса и вооружения сторожевого катера, потопленного врагом, он сорок, раз ньгрял в ледяную воду, до ставая ящики с боеприпасами и оружием. Любовь к своему оружию, самоотвер женная забота и бережный уход за ним в самых напряженных условиях бо?вых походов сочетались у моряков с отменным знглгпем своего оружия, умением до конца испочьэовать его превосходные боевые ка чества. Все это помогало не только удли нять срок службы вверенного оружия, по и наносить врагу сокрушительные удары. 52 тысячи миль прошел боевой путь за время воины гвардейский эскадренный ми ноносец «Сообразительный». Он откшвои- ровал 134 транспорта, провел более 50 артиллерийских стрельб по врагу, успеш но отразил 100 воздушных атак, потопил две подз<эдньге лодки и несколько бронека теров противника, уничтожил 7 вражеских батарей, десятки танков и автомашин, сбил 4 немецких самолета, истребил тысячи офицеров и солдат противника. В тяжелой и сложной обстановке приходилось дей ствовать славному экипажу корабля. Но никогда моряки не забывали о сбережении оружия, которое им доверил народ. В похо дах и в промежутках между боями они пе упускали случая своевременно осмотреть, почистртгь и смазать механизмы п оружие. Хорошее знание и любовное сбережение своего оружия предрешало успешное его действие в бою. За время войны оружие и механизмы корабля действовали безот казно. Корабль не имел ни единой ава рии, поломки, скисания механизмов, пов реждения. Пушка младшего сержанта Погодина из зенитной части Балтийского флота совер шила путь от Ленинграда до Германии, вы пустив по самолетам противника около двух тысяч снарядов. Благодаря любовно му н тщательному уходу эта нупгка и в настоящее время находится в полной боевой готовности. Советские моряки справедливо гордятся своим испытанным боевым оружием. Это оружие с честью выдержало проверку ог нем. Оно овеяно бессмертной славой бли стательных побед в боях за Родину. Беречь это оружие, заботливо ухаживать за ним, в любых условиях содержать в боевой го товности — одна из славных боевых тра диций Отечественной войны. Традиции Великой Отечественной войны учат повседневно заботиться о вооружении, постоянно обеспечивать его полную сохран ность и безотказное действие. В мирных условиях воспитание у каждого моряка патриотического чувства гордости своим боевым оружием, любви к нему и стремле ния в совершенстве овладеть техникой является одной из важнейших задач. Пра вильно поступают на многих кораблях фло та, когда с первых шагов пребывания на корабле прививают новичкам любовь к боевой технике. Прежде чем молодой мо ряк приступит к своим обязанностям по боевому расписанию, ему рассказывают, кто владел этим оружием в бою, как он сражался с немецко-фашистскими захват чиками. Люди узнавали боевую историю врученного им оружия, получали яркое представление о его силе и мощи. . Начиная знакомить молодых моряков с флотскими традициями и порядками, стар шина группы комендоров линкора «Ок тябрьская революция» Паранчеико ведет их к зенитной установке. — Перед вами — гордость корабля: «Орудие имени Ивана Томбасова, — читал он матросам, выгравированные на бронзе слова. — 16 апреля 1943 года пал смертью храбрых командир орудия старши на 1 статьи кандидат В1Ш(б) Иван Том- басов. От попадания снаряда загорелся боезапас, угрожая орудию и артиллерий скому погребу. Рискуя своей жизнью, Иван Тлмбашв выбрасывал горящие снаряды за 5орт и своим геройским подвигом спас ору дие и артиллерийский погреб. Приказом командующего Балтийским флотом Иван Томоасов посмертно награжден орденом Красного Знамени н зачислен пожизненно в список корабля...». Рассказы о том, как линкоровцы высоко ценят, изучают и заботливо берегут свое оружие, произвели большое впечатление на молодых матросов, они ревностно при нялись за изучение боевой техники. Подобный пример умелого воспитания у своих подчиненных чувства любви к своему оружию, стремления в совершенстве овладеть боевой техникой достоин подра жания. Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР обязывает каждого воина «иметь всегда исправное, готовое к бою и вычи щенное оружие и материальную часть». Для того, чтобы выполнить это требование устава, необходимо честно, без отступле ния соблюдать инструкции и наставления, ибо в них сосредоточен многолетний опыт по уходу и экоплоатации механизмов и оружия. Они дают исчерпывающие указа ния, как падо сбсречать оружие на стоянке в базе, па занятиях в походе. Твердое зна ние инструкций и наставлений, неуклон ное выполнение их — залог правильной экоплоатации, образцового содержания ма териальной чаоти и оружия, гарантия вы сокой боевой готовности корабля. Бережное отношение к боевой технике, правильный уход за ней предполагают глу бокое знание вверенного оружия. Нельзя говорить о сбережении и грамотной экенлоа- тации боевой техники, если матрос или старшина не овладел ею. Только воин, в совершенстве знающий свое заведьгванпе— машины, агрегаты, механизмы, никогда не допустит отказов или малейших перебоев в работе. На протяжении всей службы на Флоте матрос и старшина должны изу чать боевую технику, стремиться познать ее до мельчайших деталей, тонкостей. Именно в этом— залог успешного примене ния ео в боевой обстановке. Уход за техникой составляет важнейшую обязанность воинской службы. Образцовое состояние техники, умелый и заботливый уход за пей — лучшая аттестация воину, обслуживающему эту технику. Если ору дие, торпедный аппарат, тот и.ти иной механизм действует безотказно, это значит, что боец честно п добросовестно ухажи вает за вверенной ему техникой, любит свое оружие. Любовь к своему оружию — одна из благородных черт советского воина. Плох тот боец, который ленится своевре менно почистить оружие, невнимательно оематрчгвает и проверяет работу механиз мов. Боевая техника не терпит равноду шия и нерадивого отношения к себе. Не брежная чистка, плохо надетый чехол, не правильная смазка могут явиться причиной неисправности пушки, торпедного аппарата и повлиять на меткость их стрельбы. А такая неисправность в боевой обстановке может повлечь за собой тяжелые послед ствия. Каждое утро после под’ема флага на ко раблях слышатся звуки горна и команда: «Вооружение и механизмы осмотреть и проверить>. По этому сигналу весь личный состав проверяет вооружение, состояние боевых и технических средств и провора чивает механизмы. В это время оценивают ся состояние каждого механизма и прибора любого боевого поста, все недочеты и неполадки в их работе. Не формальное, а тщательное и точное выполнение требова ний повседневного осмотра, правильное использование времени, отведенного распо рядком дня, является залогом безаварийно го плавания и высокой боевой готовности корабля. Бережное отношение к боевой технике особое значение приобретает на корабле, где сосредоточено множество ценнейших механизмов, мангин, приборов, где весь личный состав имеет дело с весьма слож ной и дорогостоящей техникой, где от без отказной и правильной работы одного ме ханизма нередко зависит работа всего боевого поста, группы, корабля. Поэтому каждый матрос и старшина на корабле, по лучивший в заведывание по боевому рас писанию какие-либо приборы, механизмы, аппаратуру, должен помнить, что это его боевое оружие. Глубоко знать его, всюду п всегда сохранять в полной боевой готов ности — первейший долг военного моряка. Именно такой конкретной ответственности каждого специалиста за свое заведывание требует от военных моряков 270 статья 2-й части Корабельного устава: «а) знать детально устройство, порядок и правила использования заведуемых ме ханизмов, оружия, приборов и пр.; б) поддерживать заведываемую часть в порядке, чистоте и исправности; в) следить, чтобы все средства (меха низмы, оружие, устройство и пр.) заве- хуемой части работали в соответствии с требованиями специальных инструкций; г) стремиться всемерно улучшать техни ческие качества всех средств своего заве- дывания и немедленно принимать меры к ликвидации обнаруженных дефектов». Выполнять эти требования с честью — долг каждого моряка. Безупречное содержание оружия и ме ханизмов — первый признак настоящей морской культуры. Такая высокая мор ская культура свойственна многим передо вым матросам и старшппам нашего флота. Замечательные образцы ухода за техникой показывает отделение комендоров старши- пы Николаева на одном из кораблей Северного флота. Старшина Нико лаев не жалеет сил и времени на подготовку с ес п х подчиненных, на вос питание у них любви к своему оружию, заботливого ухода за материальной частью. Его подчиненные хорошо знают инструк ции по экоплоатации и уходу за оружием и тщательно их выполняют. Образцовым содержанием вверенного оружия, безуко- ризнгиным действием каждого номера рас чета отделение старшины Николаева сни скало славу одного из лучших отделений комендоров на Северном флоте. Показа тельны любовь и забота о сбережении ме ханизмов в отделении машинистов старши ны 1 статьи Коваленко на крейсере «Мо лотов '. На б^-вом посту у старшины Ко валенко всегда порядок, любовно и забот ливо люди отделения ухаживают за меха низмами. Машины крейсера всегда работа ют безотказно. Экипаж крейсера по праву гордится лвоими машинистами. Многочисленны примеры безукоризнен ного содержания оружия и механизмов п умелой их эксплоатацни на флоте. Они свидетельствуют о высокой сознательно сти матро:ов и старшин за сохранность порученного пм ценнейшего государствен ного имущества, за содержание ввереитого им оружия всегда в боевой готовности. Сейчас, когда флот вступил в период летней учебы, все внимание офицеров и старшин флота должно быть направлено на дальнейшее повышение боевой мощи кораблей п частей флота, совершенствова ние воинского мастерства. А подлинно ма стерское умение воевать, высокая боевая готовность немыслимы без отличного зна ния и сбережения оружия, боевой техники. Товарищ Сталин говорит: «Красная Ар мия имеет на своем вооружении первоклас сную технику, составляющую основу ее боевой мощи. Задача заключается в том, чтобы отлично знать эту технику, умело владеть ею и беречь ее, как зеницу ока». Свято выполнять это требование вождя, знать, как зеницу ока, беречь свое оружие и ‘боевую технику — благородный долг воинов флота. '.орошо исполняет ссои обязанности наводчика матрос Ьажшов. Ьжедней *ш.мм трени^о j к"ми о ! позы-иает свое боевое мастерство. НА Г Т,ИД\КЕ: м-’тпо-'' Баженов и командир орудийного расчета старшина 2 статьи Леонов на тренировке. ______Фото М. Бугакова. В передовом подразделении Подразделение коммуниста старшины 1 статьи 0стровпргаспко считается одним из лучших. И это не случайно. Тов. Остро вершенко сам живет строго по уставу п требует этого от своих подчиненных. В результате унорной, кропотливой рабо ты с личным составом подразделения 0строзпр:пеш;о добился того, что в ето под- р заделе i : i i и все матросы отлично овладели свосй специальностью, выросли новые от личники бо'вон и политической подготов ки, кат; стаогпп? маттросы Котиков, Нови ков, Губанов, Авдеев, Казанов и многие дру гие. Четырем матросам за отличные пока затели в боевой и политической подготов-’ ке были предоставлены внеочередные крат косрочные отпуска. Старшина 1 статьи Островершенко не только разбирает ошибки матросов. Оп тре бует. чтоиы на допущенной раз оплошно сти учились другие. Так в расчете старшипы 2 статьи Кот по випе самого командира расчета и пена- тренировашюстп вертикального наводчика Ахромеева во время стрельбы пропустили два галса самолета с копусом, в результа те чего стрельба была затянута на несколь ко минут. Па одном из постов, личный состав ко торого следит за исправностью телефонов и звонков зенитных боевых постов, во вре мя учений in -за плохой связи затруднялась передача команд. Узнав nonpojHo о происшедшем, Оетро- веритенко собрал старшин и рассказал им о допущенной опт лее, разобрал причину про пуска двух галсов самолета. Разбирая таг. каждую стрельбу, каждое занятие, Островершенко добился хороших результатов. Матросы и старшины подразделения старшины 1 статьи Островершенко но име ют нарушений дисциплины, а за последнее время получили за примерность в службе 44 поощрения. Старшина Островершенко — требова тельный, отличпо знающий своо дело командир. Матросы и старшины чувствуют в своем командире подлинного воспитателя и старшего товарища. Это пришло не сразу. Взаимопонимание между командиром и подчиненными складывалось постепенно, не без трудностей. Были случаи, когда матросы совершали проступки. Это не оставалось без воздей ствия командира. Матрос Волков проявлял недисциплинированность, слабо знал схему своего боевого поста. Побеседовав с ним, Островгршенко вскрыл все недостатки и тут жо поставил в пример нерадивому спе циалисту примерпого матроса Новиковах который имеет несколько поощрений от командования. Островершенко обратился за помощью в комсомольскую организацию, которая так же приняла меры. Все это заставило Вол кова изменить отиошенпе к дтужбе. Он стал неплохо знать овою специальность и в течение этого года пе имеет ни одного за мечания по службе. Коммунист Островершенко много рабо- i тает пад повышением своего идейно-поли тического уровня п принимает активное участие в партийпой работе. Он избран членом партийного бюро и редактором стенной газеты; помогает в ор ганизации комсомольской работы и во всем опирается иа комсомольскую организацию; | часто выступает перед комсомольцами с докладами, •ставит перед нпми очередные задачи по боевой и политической подготов ке и дисциилчпе. Сво°й деловитостью и примерностью в службе Островершенко заслужил большой авторитет среди всего личного состава. Зз время службы на корабле он имеет 18 по ощрений от командования корабля. Старшина 2 статьи В. ИВАНОВ. — керотко — Получив задание по запг^вке t'job, 0 М 6 ХЫ главного старшины Пирогова и ездвяны 1 статьи Иванова дружно при нялась ва дело. Они выполнили задание ■а 200 щроцвггов. Матросам Андрейкину, Гврасююву, Еарачевдеву и Гаврилову за добросовестную (работу командир оЗ’явил благодарность, а старшему матросу Рыб кину предоставил внеочередной отпуск. Матрсс 3. ЙЬСЯТЯ. * ☆☆ Хирургическое отделение, где рабо тают медсестра Тамара Волкова и сани тарка Тоня Зайцева, считается луч- Ярц в Н-ском госпитале. Воины, побы вавшие на излечении, с благодарностью отзываются о заботливом внимании к больным этих работников скромной про- J фессии. Старший матрос И. СУХ0П*??3. * * * Солдаты и сержанты с большим вни манием прослушали беседу «Советско- американские отношения», которую до ходчиво изложил младший лейтенант Ку- делин. Младший сержант И. САКОВ. * * * Усердно овладевают знанием своих за гадываний молодые специалисты комсо мольцы Тимофеев, Феофанов и Корепанов. За высокие показатели в боевой и поли тической учебе им недавно присвоено •очередное воинское звание «младший сержант». Младший сержант С. КОННОВ. ★ ★ ★ По боевой и политической учебе отде ление младшего сержанта Ценова имеет лучшие результаты в П-ской части. Командиру передового отделения предо ставлен внеочередной отпуск. Матрос Л. КУЛЕШОВ. ★ ★ * Напряженно трудятся воины-строите ли. Группы каменщиков тт. Нпкнтенко- ва и Кругового систематически выполня ют нормы на 150 — 200 процентов. Не отстает и отделение младшего сержанта Лузгина, которое обеспечивает каменщи ков необходимым материалом, выполняя задание на 130— 180 процентов. Солдат Ю. КАРАЧЕВ. •ь * ■* В массовом бете личного состава Н-ской части на 1.000 метров старший матрос Герасев вышел победителем. Ему командир об’явил благодарность. Старший матрос И. ЕГОРОВ. * * * Вышедший из строя автокран взя- I лись отремонтировать сержант Хордыков и матрос Титов. С работой они справи лись быстро и аккуратно. Автокран был восстановлен, и это позволило успешно выполнить тяжеловесные работы. Матрос В. КОШЕЛЕВ.- ДЕЙСТВОВАТЬ ПО УСТАВУ Майдр П. ГРИГОРЬЕВ. На политических занятиях Несерьезное отношение к порученному делу Несерьезно относятся в проведению по литических занятий руководители групп тт. Грищук и Листа. Об ©том говорят та кие факты. Тов. Грищук иа политзанятиях ставил непродуманные вонресы. При изучении краткой биографии товарища Сталина он спросил матроса Бабкина: — Скажите о промьпвленности в период XVI о’езда. Мы тогда отставали, какие стоя ли задачи? Матросу Шорохоеу он скаэи: — Какой орган был сеадад, чтЫш укре- Трудно было при такой постановке вопроса догадаться, что речь шла о созда нии политотделов МТС. Тов. Грищук искажает отдельные фак ты материала, о котором рассказывает. С вопросами руководитель обращается аразу по фамилии к тому или другому матросу на «ты», нарушая этим самым и методи ку преподавания и правила вежливости. Методика требует, наоборот, поставить во прос перед всей группой, ,дать время по думать, а лотом спросить, кто хочет отве- - тить. и .тйль£о_есди не убудет ^ е л ш п .. вызвать кого-либо из слушателей для отве та. Руководитель тов. Лисин на политзаня тии спросил у матроса, что такое анархизм, и, пытаясь поправить и дополнить ето от вет, сам запутался. Эти два примера показывают, что к по литзанятиям тт. Грищук и Лисин готовятся плохо. Они яе продумывают вопросов, кон спектов не составляют, дополнительной литературой не пользуются. Занятия про водят неправильно^ не выделяют главных вопросов. Г. АЛЕКСЕЕВ. На вечерней позерке старшппа оэ’явил новый п^ряд для несепия внутренней службы. Дежуриым был назначен сержант Щапов, дневальными — ефрейтор Зубарев, солдаты Завьялов и Нестеров. На следующий день новый дежурный 1 грпстуипл к подготовке наряда. Собрав бойцов, он прочитал им обязанности дне вального, затем начал опрос. Щапов остал ся недоволен ответом молодого бойца Не стерова и приказал ему выучить обязанно сти дневального к вечеру. — Я не могу запомнить, товарищ сер жант, знать знаю, а рассказать по порядку не могу... — Учить падо, — коротко сказал сер жант. Много п упорпо занимался в этот день Нестеров. Он несколько раз прочитал обя занности дневального, представлял себе, как он будет выполнять их на практике. Вечером офицер Слабодяток пришел проверять знания нового наряда. — Товарищ Завьялов, расскажите обя занности дневального. Боец без запинки рассказал то, что на писано в Уставе внутренней службы. — Хорошо, — сказал офицер л задал еще один вопрос: — В помещение входит незнакомый вам офицер, что вы будете делать? — Подаю команду «емнрпо», — отве чает Завьялов. —А вы как думаете, товарищ Нестеров? — Дежурный к выходу, — скомандовал Нестеров. — Правильно, — сказал офицер н, об ращаясь к сержанту, добавил: — Бойцов отпустите, а сами зайдите ко мне. — Метод подготовки наряда надо изме нить, — сказал старший лейтенант, когда сержант Щапов вошел в кабинет. —Завь- Лл/»действовать по уставу ие может. Нуж но обращать внимание не только иа то, как выучил солдат устав, как он знает ‘свои обязанности, по и на то, как боец умеет выполнять требования устава. Выйдя от командира, Щапов понял, ка кую ошибку оп допустил в практике своей раооты. i+jifj* Сейчас Щапов учит свопх подчиненных на деле выполнять требования уставов, сочетая теоретическую учебу с практиче скими тренировками. Бойцы Нестеров и Завьялов теперь не только хорошо знают устав, но и действу ют точно но уставу. Младший лейтенант А. ДУБОВИКОВ. Бывалый обучает молодых •Всеобщим уважением пользуется в под разделении старшина 1 статьи то®. Коло бов. Участник Великой Отечественной вой ны, отличный пулеметчик, Колобов сейчас умело обучает иа основе боевого опыта мо лодых моряков. Он помог, например, стар ш и е ^ ^статьи Чеякаадковх.в _совестсдст- ве освоить специальность пулеметчика и продолжает учить его умелому использова нию пулемета. Все стрельбы матросы Чет- верткова выполнили с хорошими оценками. За примерную службу тов. Колобов толь ко в этом году имеет двенадцать поощре- НЙ. Стзииина_ 1 _етащ ^М.JW JH EU ee . ОПРАВДЫВАЕТ ЗВАНИЕ ГВАРДЕЙЦА Отличное выполнение своих служебных обязанностей у гвардейцев стало тради цией. Если кто-либо об этом забывает, ему' «аноминают: не для того в боях с врагом •обыт гвардейский флаг, чтобы позорить >го недобросовестным отношением к службе. В таком коллективе выковываются лучшие флотские специалисты, люди, безукориз ненно знающие свое дело,, умеющие высо ко держать звание моряка-гвардейца. Здесь, в рядах передовых людей флота, вырос и воспитался гвардии старший ма трос Чугунов. Он приобрел специальность комендора н всей душой полюбил свое де ло. Отличный моряк, благодаря высокой со знательности п постоянному стремлению к новому, стал рационализатором. Его пред ложения позволили морякам добиться хороших успехов в боевой учебе. Однажды тов. Чугунов предложил но вый метод сборки орудийного замка. Это предложение дало хорошие результаты. Мо ряки теперь значительно перекрывают нормативы. Чугунов — командир отделения. Он учит подчиненных мастерству. Кропотливо пере давая свой опыт матросу Шаляпину, он добился, что тот отлично изучил мате риальную часть и успешно справляется с обязанностями наводчика. Будучи сам дисциплинированным моря ком, Чугунов требует этого от свопх подчиненных. Часто ему поручают прово дить занятия по специальности. Чугунов относится к этому серьезно. Несмотря на то, что он свое дело знает отлично, перед каждым занятием просматривает инструк ции и наставления. Не менее тщательно го товится и к тренировкам. — Чутунов — настоящий гвардеец, на шим морякам есть чему у него поучиться, — rowpwr о Чугувове его командир. Мваишй.шйтмент_ Е. ЛУБЕНЕЦ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz