На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.
А НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Й -июня 1948 г., ‘ Wi 134 (Jf JD Ji, ДЛЯ СОВЕТСКОГО МОРЯКА ВСЕ ТРУДНОСТИ ПРЕОДОЛИМЫ Отличник Смагин ♦ По вечерам о матросских кубриках ко рабля Н. собираются молодые моряки, что бы послушать бывалых «воинов о боевой ис тории корабля, о ратных (подвигах верных сынов Советской Родины— матросов, стар шин и офпледов в борьбе против немецтсо- фашпстсасих захватчиков. Опытные моряки рассказывают боевые эпизоды, показываю щие, почему необходимо матросам выраба тывать в мирное время морские качества— стойкость, находчивость, мастерство; как надо веюти себя на корабле, чтобы с честью выполнять воинскую присягу. Особенно часто беседует с матросами коммунист главный старшина Александр Костаев, опытный специалист, зароший воспитатель подчиненных. 'Вот он входит в матросский кубрик, при саживается на банку к матросам. Через минуту вокруг него замыкается круг лю дей, желающих поговорить с главным стар шиной, послушать его рассказ. — Было это в 194... году, — несколько задумчиво начинает Костаев. В кубрике на ступила типгана, моряки ловили каждое слово рассказчика, изредка прерывая его восклицаниями, вопросами. ..Льорзбль пересек полосу льдов и вышел в чистые воды. Погода стояла холодная, туман окружал корабль непроницаемой сте ной. Поскольку движение вперед стало затруднительным, командир принял реше ние осмотреть корабль после борьбы со льдами с тем, чтобы потом но тратить на это времени, а сразу выйти в море на бое вое задание. Внимательно осматривали лю ди теяннку и особенно корпус корабля, его подводную часть. Медленно ухода иод воду водолаз Гопоненко. Вот волны сомкнулись над его головой, и сверху видно было, как темная фигура, покачиваясь, уверенно прибли жается к корпусу. Шли минуты. На палубе стояли матросы, крепко держа кон цы. Когда подготовительные работы закон чились, Гапоненко подняли на борт. После короткого отдыха опять начался спуск, опять пошли минуты трудной работы. • По команде Гопоненко десятки устав ших от перенапряжения рук натянули конды. И, выполняя команды водолаза, лю ди напрягали все силы. : Поднятого на борт водолаза Гопоненко сразу нельзя было узнать: лицо его по чернело, глаза покраснели и опухли, как от продолжительной бессонницы. Но работа была выполнена только наполовину', и это заставляло моряков не ослаблять напряже- ния, а, напротив, мобилизовать себя на пре одоление новых трудностей. На море опускалась холодная, беолун ная ночь. Туман не рассеивался. Вверху он сливался с густыми серыми облаками, отчего становилось еще темнее и непривет ливее. Матросы вновь взялись за концы, а водолаз Гопоненко молча плотнее застеги вал посиневшими руками теплое обмунди рование-. Он уходил под воду. Бак Гопоненко в темноте работал, изве стно до сих лор только ему одному. Но из воды непрерывно поступали команды по телефону: «Правее, выбрать... Левее...». И матросы крепче упирались ногами, чтобы после многих часов непрерывной нагрузки на организм выжать из себя еще одно уси лие. К утру, когда туман стал отступать, а в разрывах облачности заблестели холод ные полярные звезды, матросы выпустили из рук концы и замахали отекшими рука ми. Но их труд казался рядовым, обыкно венным по сравнению с тем, что делал во долаз Гопоненко. Выполнив одну работу, • Гопоненко поднялся на несколько кинут, и снова вол- (Рассказ старшины) ны сомкнулись над его головой — он дол жен был поставить и закрепить тяжелую гайку. И он ее поставил. —-А почему люди работали день и ночь? —вдвинув глаза на окружающих матросов, спросил главный старшина. — Потому, что они понимали, для чего это необходимо, по: нимали свой долг, свою обязанность вы полнить в точности приказ, ибо, что зна чит для моряка приказ командира? — Это приказ Радины! Да! А цриказ Родины надо выполнять, так как этого требует воинская присяга. Главный старшина, продолжая рассказ, привел пример того, как вскоре напряжен ный труд моряков по осмотру корпуса пол ностью оправдал себя, а непрерывная ра бота днем и ночью явилась как бы решаю щей тренировкой перед ожесточенной борь бой всего экипажа в боевом походе с разгу лявшейся штормовой погодой. — Трудно пришлось тогда матросам, старшинам и офицерам. Так трудно, что если бы люди в мирное время не тренирова ли себя на выносливость, не учились бы бороться за живучесть, — пропали бы все, погубили бы корабль. Какой силы поднялся шторм, Костаев сейчас уже и не припомнит, не до того бы ло, чтобы считать баллы. Но, видимо, Ба ренцево море разыгралось не па пгутку. По палубе передвигаться совершенно не было никакой возможности, (волны накатыва лись так часто, что, казалось, корабль шел под водой. В котельное отделение стала по ступать вода. Котел был действующий, и I кочегары первыми почувствовали всю серьезность создавшегося положения. Доложив о случившемся, люди сразу приступили в откачке воды, но уже первые попытки показали безрезультат ность работы, если бороться с водой обыч ными и находившимися всегца в боевой готовности аварийными средствами. Вот .когда потребовались и инициатива, и ма тросская находчивость. И кочегар комсо молец Вдовиченко не растерялся. Сбивае мый поминутно с ног сильной качкой, вер нее сказать, неожиданными и резкими оросками из стороны в сторону, он добрал ся до кубрика и вместе с кочегаром Мала ховым притащили койки. Синея и дрожа от холода, кочегары сбросили с себя куртки, чтобы они не ме шали движениям рук, и налегали телами на койки. Конечно, койка — не пластырь, вода кое-где струилась, но, ликвиди ровав основные потоки, людям легко стало поставить уплотнения. Моряки продолжали нести вахту. И так длилось двое суток, без сна, без пищи. И выстояли люди, да еше как выстояли! А почему? Потому, что всей своей службой, каждым занятием и тренировкой моряки еще в мирное время готовили себя к таким неожиданностям. Они не могли знать, когда и где пригодится им эта на тренированность и закалка, но они твердо знали, что это все им наверняка пригодит ся ©бою, в штормующем море. — Вот и нам сейчас, — говорит главный старпганд, — надо готовить себя ко всяко го рода неожиданностями и трудностям. Далее коммунист Александр Костаев сказал, что моряки корабля гордятся боевой славой родного корабля и прилагают все силы к тому, чтобы еще выше поднять уро вень своей сознательности, настойчиво ов ладевают политическими знаниями, учатся без условностей, а когда нужно, смело идут навстречу трудностям. Cmахановцы послевоенной пятилетки МО РС КА Я Х В А Т К А Бывший североморец Дмитрий Демидов после демобилизации пошел работать сле сарем в электромеханический цех Архан гельской электростанции. В беседе с ним директор АГЭС спросил, куда желает пойти он работать: начальником отдела кадров, начальникам ПОО или на производство. — S стенку, в цех! — коротко ответил Ьмждсв. — Почему? — Очень проста. Руки соскучились по работе, да и дел -то очень много. — А справитесь, не забыли? — Я североморец! — ответил Демидов. Прядя в цех, Деощдов внимательно осмотрел ставки, инструмент, заготовка, познакомился с рабочими. Трудно пришлось Демидову. Длительный перерыв ска зывался. Пришлось засесть за чертежи, книги. К концу первого месяца работы он выполнил плановую норму на ЮО.,1 про центе. — Хватят в хвосте плестись, перехоагу щ полный ход! — коротко сказал Демидов ва собрании рабочих цеха. ! И он перешел на полный юд. На второй ■веял Демидов разработал рационализатор- свое предложение для расточки отверстий налоге диаметра. Спустя два месяца на ла сжаяке появились той резца с раз ными оборотами для изготовления одновре менно трех винтовых нарезов. — Этот североморец с его морской ухват кой слов на ветер не бросает; вот его реаль ная перспектива, — и главный инженер АГЭС тов. Гаршин разостлал па столе ди ректора схему нового процесса .работы ста хановца. Темпы работы повышались. — Вот что, товарищ начальник цеха. Мо лодежь да и еще кое-кто у нас неважно ра ботают. Дают 100 процентов, а иногда и меньше, и довольны. Не дело это. Надо ор ганизовать стахановскую школу. — П Де мидов представил сваи соображения о пгколе. По распоряжению директора начальник цеха назначил занятия стахановской шко лы. Одним из учителей по щкшзводствен- вему процессу стад Демидов. Учились его товарищи: Кузнецов, Павлов, Раздобурдин и другие, выполнявшис ранее только нор му, повышали производительность труда. — Равнение па Демидова! — говорили товарищи по работе. И не напрасно. В ок тябре 1947 года Демидов закончил выпол нение пятилетней нормы, а в 1 мая 1948 года на его счету было шесть с половиной годовых норм. * ★ * Василий Козлов — лесоруб Кямюкого лесопункта Северного лестоавхоза — тоже Вот отличники боевой и политической подготовки комсомольцы матросы Самсо- пов, Савушкин, Чучин, Шабашев, присут ствующие на этой беседе. 0 них плохого не скажешь, они и в мирное время нашли, чем приумножить боевые традиции корабля. И главное, что ставит этих людей в ряды до стойных преемников боевой славы ге роев,— это любовь к службе, к кораблю, безукоризненно точное выполнение уста вов и приказов начальников. Когда потребовалось заменить трубки холодильников, эти комсомольцы забыли и об отдыхе, п озо всем личном. Они поняли, что работу можно успешно выполнить и раньше срока, если только будешь думать о деле, о том, как быстрее закончить его. Разбирая и монтируя детали, комсо мольцы не считали ни минут, ни часов. Они работали, забыв обо всем, и только сигналы для приема пищи заставляли их положить на время инструмент. Доложив об окончании работы, комсомольцы узнали, что они проработали день, ночь и немножко прихватили других суток. Кончив дело, они со спокойной душой пошли отдыхать. Сейчас надо каждому матросу стре миться к тому, чтобы стать отличником боевой и политической подготовки. Это — благородное стремление. Не всякому легко даются знания, не каждый может быстро выработать в себе морские качества. Но в том-то и дело, в том и заключается отли чительная черта советского военного мо ряка, что чем труднее даются знания, чем труднее пе(реносит человек трудности по ходной жизни, тем упорнее он работает над собой, тем настойчивее тренирует свой орга низм на выносливость, умышленно создает себе трудности, чтобы в борьбе с ними вы работать и укрепить силу воли, решитель ность и мастерство. К сожалению, не все матросы этому придают серьезное значение. Почему, на пример, матрос Жваков в последнем похо де так укачался, что не мог пестн вахту? Разве качка не влияет на других? Разве есть такио люди, которые от .рождения безболезненно переносят штормовую качку? Нет, пе в этом суть. Качка влияет на каж дого, но люди по-разяому воспринимают это влияние. Одни с усилением качки креп че берут себя в руки, стараются не думать ни о чем, кроме того, что им предстоит де лать. Другие легко поддаются слабости, «раскисают» и дают волю губительной мысли, что, мол, «все, против качки мне не устоять». П вот результат. Кочегары Вдовиченко и Малахов после суточной штормовой болтанки нашли в себе силы победить воду, преградить ей путь к действующему котлу, а затем стоять еще сутки на вахте при усиливающейся кач ке, а матрас Жваков в сравнительно спо койной обстановке «размяк», ослаб на столько, что ни о какой вахте и говорить не приходилось. — Стало быть, — закончил беседу глав ный старшина Александр Костаев, — нам, советским морякам, надо всеща помнить героические дела наших боевых товарищей, учиться у лих переносить тяготы поход ной жизни, подражать им, чтобы быть го товыми во всеоружии встретить любую опасность и преодолеть ее. Для этого нужно одно — непрерывно п настойчиво учиться. Без политических знаний, без усвоения тех славных подви гов, совершенных во имя великого дела коммунизма родной партией большевиков, невозможно стать полноценным моряком. Окончив беседу, главный старшина еще раз окинул взглядом всех присутству ющих. Матросы молчали, обдумывая все услышанное. Записал капитан И. БЕРЕЗКИН. бывший североморец. Служил в дивизионе тральщиков. В лес он пошел сразу после демобилизации. Прямо на делянку. Как и Демидову, Козлову атришлось мно го поработать, прежде чем выполнить норму. — Что мы работаем кустарямп-одиноч- камн, по-старинке? Лучше работать эве ном. И в подтверждение своей мысли Козлов предложил создать звено из четырех чело век. Двое на свалке и раскряжевке. Двое на окорзовке сучьев и уборке мусора. Не сразу удалось осуществить свою идею. Были, к сожалению, люди, асептически относившиеся к «затее» Козлова. — Ничего, наша правда, мы докажем! — уверенно говорил Василий Козлов чле нам звена. — Докажем, факт! — уверял член зве на Федор Попов, допризывник, комсомолец, во всем подражавший Козлову, мечтающий о службе на море. — Правильно, моряк! — соглашался Козлов. — А тебе, тем более, будущему мо ряку, следует знать, что в жизни нужно быть настойчивым. П звено Козлова набирало темпы. За три месяпа напряженного труда оно ужо не только выполнило норму, но и значи тельно превзошло ее. При норме 3,5 кубо метра в день на человека звено давало по 5,1. Включаясь в работу по выполнению пятилетки в четыре года, звено Козлова дало слово заготовлять ежедневно не менее 6 кубометров на человека. УЛУЧШИЛАСЬ УЧЕБА КОММУНИСТОВ X J ЛЕП ВЛКСМ ефрейтор Н. Смагин яв- ляется помощником командира 4 ка раульного взвода. Он много сил отдает обучению и воспитанию бойцов. Дли тельное время подчиненные тов. Смагнна не имеют дисциплинарных проступков. Являясь помощником руководителя политических занятий группы рядового состава, тов. Смагин добросовестно вы полняет свои обязанности. Все члены группы па итоговой беседе по первому разделу программы политзанятий пока зали хорошие и отличные знания. Онтак же аккуратно выполняет задания комсо мольской организации. В прошлом году тов. Смагин окончил партийную школу. Сейчас он продолжает повышать свой идейно-политический уровепь, готовится поступить в универ ситет марксизма-ленинизма. Командование неоднократно отмечало заслуги ефрейтора Смагина. Всего он имеет 28 поощрений. Капитан 3 ранга А. ГОРБУНОВ. НА СНИМ КЕ: ефрейтор Н. Смагин. Фото М. Бугакова.. ц-TTW— И— =■ .щит- 1.1 - ■ш ю с т — ■— в— в в НАШЕЙ ГРУППЕ Недавно изучалась тема «Черноморский флот о Великой Отечественной войне». Гассказ был построен содержательно и ин тересно. В годы Великой Отечественной войны тов. Кпрута служил на Черномор ском флоте. Ярко и убедительно рассказал он матросам о боевых делах и героизме чер номорцев в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. На все вопросы были даны исчерпывающие ответы. Высокие показатели в политической подготовке имеют старшие матросы Лаза рев, Трусков. Они твердо знают пройденные темы. В сво5одное от службы время они много работают над собой, ежедневно чи тают свежие газеты, журналы, брошюры и художественную литературу. Их примеру следуют п другие матросы. Много работают над собой старший матрос Лысенко, матрос Шираков. Сейчас перед труппой стоит задача выйти на первое место в части но успе ваемости. Старший матрос А. БЕКРЯШОВ. Пример для многих Отличник боевой п политической подго товки комашпр отделения старший матрос Рожков — бригадир комсомольско-моло- дежной стахановской бригады. Его фотогра фия помешена на Доске почета в клубе части. Старший матрос Рожков за стахановскую работу был премирован деньгами, а за до срочное выполнение взятых им на себя ! предмайских обязательств командир части предоставил ему внеочередной краткосроч ный отпуск. . Матрос А. КЛОЧЕВ. — Вот неугомонный! — восхищенно говорил начальник лесопункта Басков. — Да он тут горы своротит! Труд лесоруба — нелегкий труд. Не сразу давалась победа Козлову и его звену. Но хоть н трудно, но зато уверенно они набирали темпы. К концу октября 1947 года звено выполнило четыре годовых нор- мы, довело выработку до 6,8 кубометра на ; человека в день. Предстояло вступить в ! серьезную борьбу за выполнение заданий * первого квартала осенне-зимнего сезона 1947— 48 года. Изучив опыт лучшего ле соруба озласти Сергея Журешова, Козлов, сделав новую расстановку сил, усилив зв?по одним человеках, перешел на поточ ный метод. К конпу ноября Козлов давал ужо по 7 кубометров на человека, а в ян варе 1948 года звено вырабатывало до .7,5 кубометра на каждого. В апреле 1948 года звено Козлова вы полнило пятилетпее задание. — Добился своего, молодец! — нежи мая руку после вручения очередной пре мии, оказал начальник Северного лес- транхоза тов. Часовских. ★ ★ ★ Мы взяли два .примера .работы бывших североморцев на передовой линии бврьбы за выполнение пятилетки в четыре года. А их очень много — соадат трудного Фронта. Характерно, что они — северо морцы — не только сами /по-стахановски работают, но и ведут за собой других. А. РЫЖКОВ. В январе состоялось отчетно-выборное партийное собрание. Хотя работа бюро ва отчетный период была признана удовлет ворительной, коммунисты в своих выступ лениях отметили много серьезных недо статков. Главные из них были: плохая подготовка партийных собраний, отсутст вие контроля со стороны бюро за марюснст- ско-лейинским образованием коммунистов, низкий уровень агитационно-маессвой ра боты. Новый состав партийного бюро сделал для себя серьезные выводы из критики на партийном собрании и решительно взялся за устранение от меченных недостатков. Бюро стало более тщательно готовить партийные собрания. Это особенно заметно было на собрании, состоявшемся в конпе апреля. Повестка дня гласила: «Партия требует от коммуни стов повседневного повышения уровня марксистско-ленинской подготовки». Док ладчик тов. Евсиков сделал подрозный анализ состояния партийного просвещения в организации. В прениях выступило 20 человек. Коммунисты отмечали, что после отчетно-выборного собрания значи тельно улучшилось идейное воспитание, что многие рядовые коммунисты начали изучать историю большевистской партии, что тов. Колесов п члены бюро активно по могают им в учебе. Тщательно подготовленное партийное собрание по актуальному вопросу вызвало большую активность коммунистов и оста вило глубокий след в их сознании. Собра ние способствовало усилению внимания всей партийной организации в вопросам марксистско-ленинской учебы. Бюро после собрания провело целый ряд мероприятий, направленных к улуч шению дела марксистско-ленинской учебы. Так, в порядке помощи в учебе коммуни стов-офицеров были прочитаны лекции на темы: «О работе товарища Сталина «Ок тябрьская революция и тактика русских коммунистов», «Доклад товарища Сталина «О правом уклоне ВКП(б)» и другие. ю проведено несколько консультаций nd отдельным вопросам истории партии кая с коммунистами, занимающимися само стоятельно, так и с теми, кто учится в школе партийного актива. Для слушателей шкалы партийного актива в связи с подго товкой их к выпускным экзаменам было» проведено несколько дополнительных за нятий по пройденным темам истории пар тии, а также несколько занятий по гео* графин. В порядке обмена опытом бюро за слушало доклады коммунистов — слуша телей школы — Базанова и Яковлева о том, как они готовятся к занятиям и к экзаменам. Члены партийного бюро л<*- вседневно проверяют учебу коммунистов, дают им советы, как лучше работать с книгой, раз’ясняют непонятные вопросы. Все это привело к тому, что в партийной 1 организации значительно улучшилась марксистско-ленинская подготовка комму нистов. Партийное бюро оказывает большую помощь командиру в политическом воспи танпп личного состава. Бюро строго кон тролирует посещаемость и успеваемость коммунистов и комсомольцев ла политиче ских занятиях. Активпая борьба за выполнение решения отчетно-выборного партийного собрания способствовала под’ему всей партийной ра боты, а это положительно сказалось как на вьгпа!пении плана боевой подготовки, так и на укреплении воинской дисципли ны. Личный пример коммунистов Бахтиго- зина, Лыкова, Колесова, Дричикова, как и многих других членов партии и комсомоль цев, в службе и учебе благотворно сказы вается на отношении беспартийных воинов к своим служебным обязанностям. Успех в работе партийного бюро обу словлен тем, что секретарь его привлекает актив к работе, опирается па пего и умело_ организует работу бюро, как органа ко.^Ъ лективпого руководства. Капитан Н. СОКОЛОВ. Больше заботы о воспитании кандидатов партии На отчетно-выборном партийном собра нии в одном из подразделений торпедных катеров коммунисты много говорили о том, что бюро слабо занималось политическим воспитанием кандидатов в. члены ВКП(б). Наиболее ярко это видно на примере с кан дидатом партии Логиновым. Старшина 2 статьп Логинов служит в этом подразделении уже пятый год. Оп активный участник Великой Отечественной войны. За боевые заслуги был цатраждеп в свое время двумя орденами и двумя ме далями. Как имеющего необходимую спе циальную подготовку, его назначили стар шиной группы мотористов. Партийное бюро считало Логинова от личником и в течение целого года совер шенно не интересовалось им. Секретарь партийной организации с ним пе беседовал и поэтому пе знал, готовится ли Логипов к вступлению в члены ВКП(б). И вот недавно вновь избраппое бюро ре шило послушать тсв>. Логинова. Неожиданно для членов бюро выявилась печальная картина. Оказывается, что историю партии тов. Логинов не изучает, пад собой не ра ботает. Па осенней инспекторской проверке политзанятий он получил оценку «удо влетворительно», между тем, как подразде ление в целом получило оценку «хорошо». Как выявилось на бюро. Логинов плохо разбирается в вопросах текущей политики. Неблагополучно у него и с дисциплиной. Так, уже будучи кандидатом в члены пар тии, о.т совершил два проступка, за что имеет дисциплинарные взыскания. Таковы факты, выявившиеся па бюро. Если бы бюро интересовалось жизнью кан дидатов парши, контролировало бы их учебу, привлекало к партийной работе, ни чего подобногоне случилось бы. Но Логинов, как и другие кандидаты партии, не чувст вовал контроля партийной организации. Он зазнался, перестал работать над собой, забыл о важнейших обязанностях, которые возлагаются на кандидата партии Уставом ВКП(б), начал вести себя так, что подо рвал свой авторитет у личного состава. Обсуждение на бюро вопроса о тов. Ло гинове произвело па него сильное впечат ление. Оп дал слово, что в течение бли жайших месяцев ликвидирует свое отста вание в политической учебе. По всему вид но было, что он переживает свои ошибки и готов сделать все, чтобы исправиться. Приходится сожалеть только, что партий ное бюро вспомнило о тов. Логинове тогда, когда он допустпл ошибку, а не значи тельно раньше. Партийное бюро должно сделать серьез ные выводы из этого факта. Бюро обязано вплотную заниматься воспитанием канди датов партии, активно привлекать их к партийной работе, давать им поручения. А о том, насколько слабо даже новый со став бюро интересуется воспитанием кан дидатов партии, их о5ществсннон работой, говорит следующий факт. В этом же под разделении служит молодой кандидат пар тии старшина 2 статьи Славшюкий. Он — отличник боевой и политической под готовки. Тов. Славииский хорошо разби рается в вопросах текущой политики, учится в школе партийного актива. Матро сы и старшины часто обращаются к нему с самыми различными вопросами и полу чают нужные ответы. Казалось бы. бюро должно было поставить Славннского в при мер другим капдщатам патгии, рассказать о его опыте работы. К сожалению, оно этого не сделало. Воспитанно кандидатов партии — одпа из важнейших <*бяза 1 пю*и fi партийного бюро. Об этом нельзя забывать ни на ми нуту. Старший лейтенант М. ГУЛЯЕВ. ---------------—---- - Безотказно действуют механизмы, сходящиеся в заведывании опытных специалистов старших матросов Юрия Дмитриева и Льва Ершоса. Командооение неоднократно поощряло Дмитриева и Ершова! за отличные знания и эксплоата. цию маггериалыной части. НА СНИМ КЕ; старшие матросы Ю. Дмитриев ц Л. Ершов за сборкой трюмно пожарного насоса. Фото Бугакова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz