На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.
1 тонн 1948 г., № ТЗЗ (ЗТ29]Г. РА С Т Р А Ж * З А П О Л Я Р Ь Я c l h c v с с в е Щ с с Т т е 9 1 За образцовый учет и хранение книг Выступление тов. И. НАЗАРОВА ♦ На заочном совещании библиотекарей ми©хочется высказаться но вопросам учета и сбережения книг. Проверка флотских библиотек (как в прошлом, так и в этом году показала, что там, ще заместители командиров по поли тической части и начальники библиотек придают большое внимание этому вопросу, там дело учета литературы, ее сбережение :т«вле&о образцово. Примером в этом отношении является библиотека, где начальником тов. Барано ва. Она, прежде всего, хорошо зпает свое дело, любовно относится к работе. Здесь чисто и аккуратно ведется вся документа ция. Силами самих читателей библиотек сумела переплести большое количество книг. Хорошо обстоит дело с учетом и в дру гих библиотеках. Но, к сожалению, таких Оиблиотек не так уж много. Большинство библиотеч ных работников такой важный вопрос, как учет и сохранность книги, упускает из сво его поля зрения. Особенно плохо налажен учет книжного фонда в библиотеке тыла флота. Книги учета здесь заведены еще в 1942 году. Они не обновлялись до сего времени, хотя в Ц 1 ом есть острая необходимость. Многие ЧКжуменгы не подшиты, растеряны. ■В некоторых библиотеках имеются боль шие недостатки в вопросе учета и сбереже ния литературы. Книги учета имеи^р боль шую давность. Коз-где они завгдены в 1935 году, и в них очень трудно разо браться. Не лучше поставлен учет и у товарища Белозерова, который уже выступал в газе те и рассказывал о пропаганде книги, но, к сожалению, об их учете, сбережении ни единым словом не обмолвился. Кроме того, здесь иногда просто «■консервируют» от дельные тома, не выдают их читателям до «особого распоряжения». Плохо с учетом книг и на некоторых кораблях, где, казалось бы, легче, чем где бы то пи было учесть небольшой фонд ли тературы. Например, в библиотеках, кото рые возглавляют старшие матросы Те рентьев и Пенченко, учета литературы во все не существует. Многие ценные книги здесь утеряны. Следует обратить внимание также на то, чтобы напги библиотеки не держали у себя устаревшие издания различных брошюр, учебников, отдельных произведений худо жественной литературы, потерявших цен ность для читателя. Ведь не секрет, что на латках библиотек нередко можно встре тить учебники, по которым давным-давно не занимаются. А они до сих пор почему-то яе из’яты из основного фонда литературы. Необходимо в кратчайший срок наладпть в библиотеках образцовый учет и вести повседневную работу с читателем по сохра нению книжного фонда. к 4 * ж * Постоянно работать с активом Выступление тов. А. ЯШИХИНА Помогать морякам в овладении трудани Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, в изу чении военного дела и общеобразователь ных дисциплин — вот правило, которому следует наша библиотека в своей работе. Пропагандируем мы книгу различными методами и формами. Ежемесячно состав ляется план работы, который аккуратно выполняется. К очередным политзанятиям, в помощь слушателям школы партактива и для офицерской учебы «подбирается необхо димая литература, своевременно вывеши ваются рекомендательные списки, оформ ляются тематические выставки, витрины. У нас регулярно читаются лекции, до клады, проводятся литературные вечера и беседы. Чтобы ближе познакомить воинов с творчеством писателей нашей Родины, мы используем местные радиопередачи. Вы ступая перед микрофоном, активные чита тели делятся впечатлениями о лучших произведениях классиков и современных книгах. За последнее время транслировались выступления тов. Хлолешои на тему: «Со ветская литература о моряках», младшего лейтенанта Русанова — «Творцы минного оружия», передавалась радиогазета о жиз ни и творчестве замечательного советского поэта Владимира Маяковского. Все перечисленные формы — полезные и нулевые. По чтобы широко пропагандиро вать книгу, их. безусловно, недостаточно. Тем более, что фонд библиотеки пополняет ся из рук вон плохо. Особенно мало посту пает новинок художественной литературы и книг военной тематики. Они доставляют- | ся буквально по одному экземпляру. Спрос же на них велик, и он все время растет. Отдавать единственный экземпляр про изведения кому-либо на руки — значит лишить возможности познакомиться с со держанием книги других воинов. Чтобы этого не получилось, библиотека решила широко практиковать коллективные читки. Для этого в первую очередь понадоби лось провести большую работу с активом. Он был тем звеном, па которое всегда опи ралась библиотека. Собрать совещание не удалось. Пришлось ограничиться индиви дуальными беседами. Библиотека проводила большую работу с читательским активом. Многие воины рассказывали о положении у них с пропа гандой книг, вносили ценные предложения. Это давало возможность библиотеке пра вильнее строить свою работу. В ходе бесед выявлялись лучшие, обладаю щие хорошей дикцией чтецы. Подбирать их помогали также комсомольские органи зации. Сейчас голос активистов библиотека раз дается не только в клубе (на литературных вечерах, читательских конференциях или при выступлении перед микрофоном), но и в кубриках. Коллективные читки у пас по лучили всеобщее признание. Матрос Федоров прочитал сослуживцам книгу «'Молодая гвардия» хи трое Шубный — «Угрюм-река» Шишкова, сержант Титов— «Униженные и оскорблен ные» Достоевского. Роман «.Молодая гвар дия» разбирался и обсуждался на комсо мольском собрании в одном из подразделе ний. Коллективные читки организовала Пина Бабушкина. Она прочла членам семей военнослужащих «Кружплиху» В. Пано вой, «Порт-Артур» Степанова, «Радугу» Ванды Василевской и «Борьба за мир» Панферова. Ведут пропаганду книги па местах и многие другие активные читате ли. Они помогают товарищам ближе позна комиться с литературой. Первые шаги нашей работы Выступление тов. Д. БОРОДКИНА В нашей библиотеке учет книжного фовда находился в запущенном со стоянии. Инвентарные книги faoHbie, в них много различных помарок, исправлений и т. д. Учета период 1 гческого издания не было. Обработка литературы велась непра вильно, каталог отсутствовал. Книги на полках лежали но в порядке, -поэтому при ходилось тратить много времени, чтобы найти тот пли иной том. В первую очередь библиотека взялась за классификацию литературы. Книги разло жили по разделам. П сейчас как для себя, так и для читателя стало видно, где какая книга находится. На первом плане — на более видном место — разместили по алфавиту художественную литературу, дальше— учебный фонд, так как спрос чи тателя па учебники очень велик. После этого с помощью читательского "дтива— матроссв Петухова, Каримоза, Ве- _;гсова, старшего матроса Перцова и (млад шего сержанта Васильева в библиотеке оформили витрины. На первой из них вы ставили весь материал в помощь полити ческим занятиям, на другой — литерату ру, посвященную памяти Белинского. Проведен литературный вечер, посвя щенный ЮОчтетию со дня смерти Вис сариона Григорьевича Белинского. К 18 июня готовим вечер, посвященный жизни и творческой деятельности Максима Горького. Одновременно с этим, настойчиво зани маемся дальнейшим комплектованием би блиотеки, приобретаем новую литературу. Личный состав с большим интересом читает книги. Особенно популярны среди моряков такие произведения, как «Люди с чистой совестью» Верптгоры, «Обрыз» Гончарова, «Ночь полксоодца» Береэкэ «Подполье Краснодара» Игнатова, «0. Москвы до Берлина» Брагина, «Что до- лать?» Чернышевского и другие. ПОЧЕМУ О НИХ ЗАБЫЛИ? В успешном ходе политических занятий большая роль принадлежит помощнику ру ководителя группы. К сожалению, не вез де еще помощники отвечают своему назна чению. В ряде груш Н-свой части по мощники руководителей политзапятий стоят в стороне от своих основных задач. Там не проводится работа с пропустивши ми занятия, не оказывается помощь от стающим старшинам и матросам. В одном из подразделений существуют две груп пы— старшинская и рядового состава. У обоих руководителей имеются помощ ники , но на тот, ни датой из них не выполняет своих обязанностей. Согласно приказу командира части в группе старшинского состава помощником числится главный старшина Нефедьев. Однако фактически он является помощни ком руководителя группы матросов, а функции помощника по старшинской груп пе здесь поручены секретарю партийной организации главному старшине Гладуш. Оба помощника не посещают занятий сво их групп: Нефедьев, потому что учится в школе партийного актива, а Гладуш ссы лается на оанятость партийными делами. 05а они ошибочно считают себя «ре зервными» людьми, нужными при особых обстоятельствах, когда руководитель от сутствует. А нужда в активной работе по мощников весьма огромна. Например, в ста ; шинекой группе многим товарищам 1 необходима серьезная помощь в уяснении отдельных вопросов. Сплошь и рядом слу шатели в период подготовки к занятиям испытывают затруднения. Здесь и требует ся .помощь. Старшнпа 2 статьи Курышин с большими трудностями столкнулся при изучении четвертой главы «Краткого кур са истории ВКП(б)». Обратиться к руко водителю группы он не имел возможности и не смог подготовиться к занятиям. Если бы помощник руководителя тов. Гладуш пришел на помощь старшине, то этого бы не случилось. За четыре месяца текущего года старши на Порфирьев не присутствовал на 15 за нятиях. Причина — частые вахты. Есте ственно, что человек в силу сложившихся обстоятельств отстает от товарищей. По тем не менее ему также не оказывается | помощь со стороны помощника руководи теля политзанятий. Незаслуженная недооценка роли помощ ника руководителя политзанятий имеется и в подразделений, где секретарем партий ной организации то®. Хабаров. Здесь суще ствует солидная по численности группа старпгин-сверхерочшгков, изучающая исте рию ВКЩб). Помощником руководителя назначен офицер, в то время, как в группе имеются коммунисты главные старшины и мичманы, вполне .способные быть помощниками. В результате помощ ник совсем живет в отрыве от группы и Еыступает перед ней в аварийных слу чаях. Зная, что руководитель на месте, к очередным занятиям он не готовится, по мощи отстающим в учебе не оказывает. Да и сможет ли он оказать ее, если на заня тиях не присутствует и не имеет представ ления, кому и в чем необходимо помочь! Однажды на занятие не я е - илось по раз ным причинам несколько старшин. Каза лось бы, что с пропустившими должно проводится дополнительное занятие. Но ни чего подобного не было. Руководитель счи тает, что он свою о&язанность выполнил, а его помощник не готовился по теме. Так некоторая часть слушателей осталась неох ваченной занятиями, и это не исключение, а система, укоренившаяся с начала созда ния группы. Вполне понятно, что такая организация основной формы политического воспитания личного состава не дает того эффекта, ко торого можно было-бы достигнуть при стро жайшем соблюдении общеустановленных принципов в проведении политических за нятий. Но эти принципы нарушаются, и в этом немалая вина политотдела соединения. Его работники, контролируя ход политиче ских занятий иа кораблях и в частях, мало обращают внимания на помощников руко водителей групп, не замечают серьезных недостатков в этом деле. Помощник руководителя политзанятий младший сержант Луцкович говорит: — Хотелось бы побывать на совещании по обмену опытом работы, послушать хорошую лекцию опытного методи ста. Это положительно сказалось бы на на шей работе. Но таких мероприятий с нами не проводят. К голосу тов. Луцковнча следовало бы прислушаться работникам политотдела. Л;йтокант С. КУЗНЕЦК. Санитар корабля Н. кожэомолец стар ший матроо Александр Се.\син служит примером выполнения своих обязанностей по службе. За/ отличные успели в учебе И ВЫСОКУЮ Д1ИСйШШ1ШШрОВаННОСТЬ он 'имеет -ряд благодарностей от командова ния. НА СНИМ КЕ: старший матрос А. Семин. Фото М . Бугакоза. В чем причина недостатков I На отчетно-выборном собрании в парт организации коммунисты резко критикова ли работу бюро за слабое руководство комсо молом. После собрания прошло уже более четырех месяцев. Срок достаточный, ка залось, чтобы устранить этот недостаток. Па деле мы этого не видим. Как секретарь партбюро части, так и секретарь комсомольского бю ро части тов. Полянский руководят комсомольской работой «вообще». Опи обычно поверхностно знакомятся с плана ми работы, которые им показывают секре тари комсомольских организаций. -Полян ский обычно советует: — «Действуйте по обстановке!». Секретарь комсомольской организации старший матрос Луковский — инициатпв- пый комсомолец. Он с болыппм желанном взялся за работу, но отсутствие опыта и конкретной помощи, естественно, не дает ому возможности добиться нужных успе хов. В апреле согласно плана работы бюро на корабле состоялось комсомольское собра ние по вопросу: «О задачах идейно-поли тического воспитания комсомольцев». Во прос исключительно важный. К такому со бранию нужно было тщательно подгото виться. Секретарь партбюро обязан был по мочь секретарю комсомольской организа ции, в частности, обязан был позаботиться о докладчике. Что же мы видим па деле? Секретарь партбюро занял какую-то страпную пози цию постороннего наблюдателя, по поинте ресовался, как идет подготовка к собранию, кто выделен докладчиком. И комсомольцы были весьма удивлены, когда доклад о за дачах идейно-политического воспитания сделал не коммунист и даже не комсомо лец, а беспартийпый товарищ. Слов нет, докладчик постарался добросовестно вы полнить поручение. Но сам Факт, что секретарь партбюро даже не поинтересо вался тем, кто будет делать доклад, весьма убедительно показывает, насколько оп недооцеипвает значение вопросов идейно- политического воспитания молодежи. Воспитательная работа среди комсомоль цев поставлена на корабле плохо. Отдельные члены ВЛКСМ нарушают роии скую дисцип лину. Однако, вопрос об авангардной роли комсомольцев но находит отражения в пла те работы комсомольскс-й организации. Серьезная ошибка партийного бюро г Полянского заключается в тем, что онг •техретную помощь комсомститам иоллг - ттпп дачей общих, мало вразумительны гсгетов. кроде «дейстлуйтп но обстановка> Этим объясняется то, что идейное восс тание молодежи и комсомольцев поста* • леио здесь плохо. Капитан 3 ранга А. ГОРБУНОВ. У н аш и х п о л ны х Что пенагалз сэбсанкв На очередном собрании коммунисты под вели итоти работы партийной организации по оказанию пшощн командиру в укрепле нии воинской дисциплины в подразделе нии. После отчетно-выборного собрания пар тийное бюро стало больше уделять внима ния воспитанию воинов в духе непреклон ного выполнения требовапий уставов. Ком мунисты-агитаторы тт. Шульга, Архипов и другие провели ряд бесед о военной при сяге, приказах Министра Вооруженных Сил СССР, поведении военнослужащих на берегу. Коммунисты Баскоков, Широкобо- родов, Молчанов, Пермяков, Тарасов образ цово несут службу, личным примером спо собствуют укреплению вопнекой дисципли ны. Партийное бюро своевременно реаги рует на все проступки членов и кандидатов ВКН(б). Как недостаток, па собрании отмечали то, что еще не все старшины-коммунисты глубоко вникают в быт подчиненных. При водились факты, когда старшины даже не интересуются тем, как бойцы готовятся в паряд, па увольнение. На собрании отмечали, что число дисци плинарных проступков заметно сокра тилось за последнее время. Было принято решение, направленное на дальнейшее укрепление воипскоп дисципли ны в подразделении. Гвардии старший лейтенант А. СИДЯНМН. Тысячи нитей связывают наших воен ных моряков с народом. Письма ■ тело- граммы, встречи с людьми в дня отпуска, шефские делегации. Сколько интересных, волнующих разговоров возникает по вече рам в кубриках! И почти каждый отпуск ник в такие минуты становится агитатором. Моряки собрались в кубрике. Старшина 1 статьи Колодяжный развернул газету, и началась беседа. Он говорил об успехах на рода в борьбе за пятилетку в четыре года. Рассказывал об электрификации сел. При водил цифры. Но тлавное в этой беседе бы ло не в цифрах, хотя и они сами по себе говорили о многом. — Я был рад, — вступил в беседу ма трос Жуков, когда речь зашла о строитель стве сельских электростанций, — был рад потому, что в нашем село тоже горит элек тричество. Ток даст своя колхозная элек тростанция. Об электрическом свете в родном колхо зе говорил и матрос Никитин. Миллионы лампочек Ильича зажглись в наши дни в домах и избах колхозников. Беседа в разгаре. Люди разговорились, и цифры ожили. Можно сказать — хорошо построил беседу тов. Колодяжный. Но это го мало. Сама жизнь сделала эту беседу ин тересной, волнующей, влила в нее глубо кое содержание. И нельзя без волнения слу шать то, что рассказывают матросы о сво их родных местах. — В нашей деревне, — заявил тов. Жу ков, — только один дом остался с соломен ной крышей, и лишь он напоминает о бы- лом. Все остальные дома новые... И сам Колотязкный побывал дома — в украинском городке Ахтырка. — Ахтырку не узнать, — говорит он. — На месте развалин выросли новые строй ные корпуса заводов. Причем заводы не просто восстановлены, а оборудованы и рас ширены, и продолжают расти. Улицы то- рода тоже преобразились. Вместо вырублен ных садов посажены молодые деревья. Старший матрос Молчанов отдыхал в Архангельской области*. — Большой жизнью живут сейчас мои земляки. В деревне все учатся- Даже старики посещают избу-читальню, где агроном проводит с ними занятия. Колхоз ники занимаются в политкружке. Они уже изучили большую часть биографии товарища Сталина. А как работают! В прошлом году заняли второе место в райо не, а в этом — обещают обязательно вый ти на первое. Молчанов гордится своими земляка». Так он и сказал: — Горжусь тем, что я родился и вырос в этом колхозе. Это — законная гордость патриота. Недавно пришел ответ на письмо родите лям отличника боевой и политической под готовки Алексея Бармина. Вот что пишут отоц и мать моряка: «Мы очень рады успехам в службе на шего сына Алексея. Выражаем вам наше родительское спасибо за правильное вос питание сына. Позвольте и нам поделиться своими ус пехами в работе на колхозных полях. Наш колхоз своевременно подготовился к севу, причем на поля вывезли удобрений столь ко, сколько не вывозили за два последах года. Мы дали слово товарищу Сталину вырастить в 1948 году высокий урожай, досрочно рассчитаться с государством и вы вести свой колхоз в передовые. Слово свое мы сдержим. Работая на колхозных полях, мы увере ны, что и вы, военные моряки, с честью выполните свой долг перед Роданой». Огарший матрос Зуев провел свой от пуск в столице Карело-Финской республи ки — Петрозаводске и в городе Медвеже- горске. Зуев рассказывает: — 1946 год мне пришлось встречать в Петрозаводске. Город носилтопа следы вой ны. Тяжело было смотреть на развалины филармонии, драматического театра, го- стинного двора, на исковерканную гости ницу — лучшее здание города. Разрушен был и Онежский завод. Недавно мне вновь пришлось побьвать дома. За это время петрозаводцы восстано вили завод. Работают и филармония и дра матический театр. По улицам города пошли новые двухэтажные автобусы. Лицо города совершенно переменилось. Медвежегорок был почти полностью сож жен и разрушен. В заводском поселке ос тался только одни дом. Красивый городов был совершенно сметен с лица земли. Не возможно было смотреть, без боли в серрде на эти злодейские разрушения. Прошло три года, и Медвежегорск стал неузпаваам. На месте пепелища вырастают дома еще более красивые, чем прешце. Молодежь города учится в восстановленной железнодорожной школе. От причалов при стали отходят десятки судов с грузами на Беломорканал. Трудно представить, *го к а это сделано в такой короткий срок. Медве- жегорцы гордятся тем, что внесли свой вклад в восстановление Беломорско-Бал- тийского канала и заслужили благодар ность товарища Сталина. — Я сам видел стройку домов. Удивля ют темпы строительства: дом растет бук вально на глазах. Все механизировано. С энтузиазмом трудится молодежь. Смотришь — и радуешься вместе с народом успех» пятилетки, — заявил ездивший с деле гацией к шефам старшина 2 статьи Сла- В1ГНСКПИ. С таким чувством возвращается иа флот каждый, кто побывал дома, кто видел са моотверженный труд советских людей на заводах, на фабриках, на колхозных полях. И у каждого одно желание — личным трудом, образцовой службой оправдать вы сокое звание советского воина, доверие на шего народа. Лейтенант М. МИРОНОВ. РАЗБОР РАБОТЫ ТЕХНИКОВ Усиленную учебу в воздухе обеспечили механики, мотористы, оружейники. С ран него утра они проверяли все агрегаты и узлы моторов и самолетов, готовили воору женно и спецоборудованис. Их работу контролировал инженер подразделения тов. Раскошный. Вот он подошел к старшему технику звена Головко. — Самолет к полету готов, — доложил Головко. Инженер осмотрел самолет и сразу ■братил внимание на то, что планер и мо- ор в грязи, управление не смазано. На сдельных лючках нехватает несколько •урунов. — Самолет выпускать в воадух не раз- шаю, пока не наведете порядок, — ска- зл инженер и ушел. Иа следующий день инженер перед по летами снова пришел к месту расположе ния звена Головко. С первого взгляда он увидел, что самолеты и моторы блетцут чистсфой . Все закреплено так, как требует наставление. — Чтобы всегда было так. — потребо вал Раскошный. — Не докладывайте о готовности самолета, если он в грязи. Разбор летного дня начался короткими докладами о том, как проходила подготовка материальной части. Позже других закон чили подготовку самолетов механики звена тов. Шерстнева. Рассказывая об этом, Шерстнев подчеркнул, что об’ем работы был очень большой. Механику одного самолета, например, пришлось заменять цилиндр на левом моторе. Другой меха ник потерял много времени, пока устано вил, что оборван прово*ник термопары, и поэтому нельзя было узнать температуру цилиндров работающего мотора. На осталь ных машинах производилась проверка ком прессии и замена бензина. Техник Головко доложил, что в общем у него подготовка материальной части про шла нормально. Все самолеты были под готовлены хорошо. — А что случилось с вашим самолетом? — спросил инженер Раскопгный. — Самолет вернули со взлетной полосы из-за болтавшегося дюрита из мотоотсека. — Кто же в этом повинен? — Виновен сержант Гринштейн, который халатно отнесся к очищению отсеков. — А почему его работу не проверили? Раскошный достал из кителя свои за метки, сделанные во время проверки рабо ты людей иа аэродроме и в ходе докладов техников звеньев. Разбор был весьма по учительным. Инженер говорил ровно, спо койно, каждое его слово, каждое замечание было точно, убедительно. — У вас, Головко, перед полетами была ненужная «гонка» моторов. Зачем зря рас ходовать моторесурсы и горючее. Почему ни вас, ни Лебедева не было на старте? Раз ваши самолеты летают, вы должны быть там. Инженер знал, что ето подчиненные во время полетов занимались нужными дела ми. Но он своими словами подчеркнул не обходимость всегда быть там, где присут ствие техника более необходимо. Техника звена Головко Раскошный счи тает своей опорой. Головко умеет во-время оценить ,работу подчиненных, воодушевить их на преодоление трудностей. Работаю щие под его руководством механики, мото ристы и вооруженны раньше других подго товили боевые машины к вылету. Когда все замечания \ были высказаны, инженер сообщил, что перед разбором он был у командира подразделения. — Командир подразделения сказал пне: «Работой технического состава доволен». Будем ценить эту похвалу и трудиться на своем посту еще лучше, — закончил ин женер. Гвардии сержант Д. НОВИКОВ. Комсомольская инициатива С наступлением весны комсомольцы ко рабля П. поставили перед собой задачу — построишь спортивную площадку. Свое решение они претворили в жизнь. Под руководством старшего матроса Лего- тпиа силами бойцов расчищен пустырь и на его месте построена волейбольная пло щадка. Сейчас старшины и матросы ко рабля в свободное от боевой учебы время занимаются спортом. Организованная ком сомольцем Кравчук футбольная комазда корабля играла на первенство по базе и показала хорошую натренированность. Матрос А. ЩЕРБАКОВ. 0
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz