На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.

ИЮНЯ 1948 г., № 132 (3128). НА С Т Р А Ж Е ЗАТТОЛЯР&Я Учить матросов тому, что требуется на войне т Катер выполнял учебно-бо*вую задачу в море. Я находился в моторном отсеке, когда на верхней палубе раздалась глухая дробь пулеметов н автоматов, ооначавшая собою столкновение с «противником». В это время с -командного поста поступило прика­ зание. — Пробоина в выходящей масляной магистрали среднего мотора у масляного бака. Заделать и доложить! Моторист старший матрос Авдопип бы­ стро подбежал к масляной магистрали, взял лежавшие тут же аварийные материа­ лы — резину и вязальную проволоку— и начал устранять новреягд-ине. Заделка пробоины заняла у него всего несколько секунд. Накладывание резины и крепление ее вязальной проволокой Авдонин лротаво- нл быстро и умело, но без того душенного апряження и внутреннего пол ’ема кото­ рые овладевают матросом, впервые столк­ нувшимся с новой для пето серьезной ввод­ ной. Чувкггвовалось, что ааделка подобных пробоин, как п выполнение других ввод­ ных, часто носивших штамп условности и упрощенчества, Авдонину уже давно, как говорят, надоели. Поэтому она не вызывала в нем интереса, не пробуждала у него же­ лания глубоко проанализировать вводную и найти самое правильное ее решение. Так действовали и другие мотористы. На первый взгляд казалось, что цель достигну­ та. Мотористы научились в простых усло- тах, дававших питание на стартецвопомога- тельного двигателя, бабины главных дви­ гателей а другие агрегаты, а также соеди­ нили первичную обмотку магнето всех дви­ гателей на массу. Сделано это было во время отсутствия Л1гчного состава моторной группы и так. чтобы при беглом осмотре не бросалось и глаза. Сыграли тревогу. Тут же поступило приказание запустить мофофы и отойти на рейд. Мотористы старшие матросы Авдонин и Болдырев быстро спустились в отсек и, не осмотрев предварительно своих заведы- ваппй, что противоречило требоваагиям боевой ипструкттп, сразу же попытались завести машины... По вспомогательный двигатель совсем не вращался. Но удалось завести и главные двигатели. Авдонин и Болдырев в первоо время даже растерялись, не зная, в чем де­ ло. Ведь в их практике подобного случая никогда не встречалось. Свои заведыванпя Авдонин и Болдырев содержат в порядке и всегда готовыми к действию. Командир катера повторно запросил о готовности механизмов, а тут, как нагрех, моторы не заводятся... — Обнаружить неисправности и устра­ нить, — приказал командир катера. Авдонин и Болдырев смущенно перегля­ нулись между собою и решили проверить зажигание. Но проверяли в тех местах, в би ях правллшо решать подооные вводные:, деЁствут быстро и в соответствии с бос-! KOTOpux Рапьгае встречались испспрамо- выки инструкциям. Однако при глубо-! ком разГюре ст-ало ясно, что па занятиях п * ые старшипы групп идут по лтшп паи- осмотр контактов магнето распределителей - * | искры и т. д. Здесь было все в псправно- и учениях по борьое за живучесть некого- тт у j стп. Пи один из мотористоз пе обратился « 1 именно к тем агрегатам, в которых скрыва- сныпето сопротивления. Они зачастую ш n 0№ O T№ упрощают конкретную обстановку, их ввод- , £ К (! механизмы. Авдонин лые носят условный характер, периодгече-i r l , ттл, л,.„лт_ J т .* I и Болдырев в недоумении ски повторяются. Личный состав прпвы- кает к такой •упрощенности и со временем теряет интерес к занятиям и учениям, ра­ зучивается преодолевать трудности и дей­ ствовать инициативно. В подразделении ра/нее было проведено несколько показательных занятий и уче­ ний по борьбе за живучесть отдельных боевых постов п катера в целом. Старшины групп сами становились на места мотори­ стов и выполняли не такие вводные, какую j КЛ10ЧЗЛСЯ в TW> чтобы правильно проана- остановились. Что делать? Почему не заводятся моторы, где причины? Спустя пекотороэ время мотористы ре­ шили спова, но на этот раз довольно осно­ вательно проверить аажпгапие. Тщатель­ ный осмотр позволил им выявить отсут­ ствие искры. Это заставило мотористов искать о^рьгв в сети, который и был вско­ ре обнаружен в электрощите. Теперь успех выполнения вводной за­ получил старший матрос Авдоппн. а с ; ЛИЗщ>0В|ГГЬ причины неисправности и най- фактическим повреждением масляных п j Т[£ П ^ Т 1 1 лх уСТра11{?1ШЯ. Авдонин н Болды- I рев обнаружили. что первичная обмотка машето отсое/гннена п замкнута па массу. I В таком же состоянии оказалась п первич- водяных магистралей и других агрегатов (конечно, в рамках допустимого). По та­ кой порядок проведения учений пе был внедрен сразу на всех катерах самими старшинами. Об’ясняется это тем, что одна часть старшин несерьезно относилась к своим обязанностям и перепоручала их коман­ дирам отделений мотористов, а другая часть, из пришедших на катер после вой­ ны, еще не обладает достаточным обучения и воспитания подчиненных. Все это стало для нас поводом для «ко­ ренного пересмотра системы боевой подго­ товки моторных -групп. В подразделении состоялись занятия старшин групп, на ко­ торых онп прослушали ряд ценных сове­ тов по проведению учений и обменялись своим опытом. Для начала мы разработали несколько вводных, наиболее приближаю­ щих учебу личного состава пятой боевой части к условиям боевой действительно­ сти. Вот как проходили два первых учения. При участии командира катера в моторпо:: отсеке был отсоединен ряд проводников, на главном н вспомогательном электрощи- иая обмотка байтам. Поело устранения этих фактических повреждений Авдонин и Болдырев сразу же запустили моторы. Так прошло первое учение. Нельзя не заметить, что оно припекло гораздо больше пользы, чем если бы мотористам дали та­ кую вводную: «Разбит главный электро- опитом ЩПТ) устранить повреждение!» Почему7? Потому, что в последнем случае они пе ви­ дели бы перед собою фактического повреж­ дения. Его пришлось бы устранять услов­ но. пе прибегая к анализу обстановки и возможных последствий. В первом лее случае мотористы вынуж­ дены полагаться на свои теоретический б*> .гаж, на знание материальной части. В про­ цессе выполнения вводной с фактическими «повреждениями» они все время проверяют о{ 5я, свою подготовку и еще раз имеют ^эзможиссть убедиться в своих знаниях, больше того, получив подобную вводпую, тлчпый состав вынужден задумываться ьтд тем, как скорее паитп неисправности, лучше м быстрее устранить их. Целесообразно постепенно усложнять обстановку учений, ставить мотористов в такое положение, чтобы они сами оцени­ вали важность, быстроту и правильность своих действий. В носовом кубрике шли занятия по рас­ писанию. А в это время в моторном отсеке шла подготовка к учению по борьбе за живучесть технических средств. Под моим наблюдением старшина группы могорнстов от помпы, подающей воду на охлажде­ ние, отсоединил приводной валик, а помпу поставил навместо. Началось учение по борьбе за живучесть. — Завести моторы! — поступает с по­ ста первая вводная. Мотористы Авдоппн п Болдырев сразу же запускают свои двигатели, по вскоре обнаруживают, что коллекторы одпого из них быстро перегреваются. Матросы счи­ тали, что где-то образовалась паровая по­ душка. Однако их предположение оказа­ лось неверным. Тогда они решили прове­ рить кингстоны и водяную магистраль. Но эти агрегаты находились в полной исправ­ ности н работали нормальпо. Лишь впос­ ледствии мотористы обнаружили причину перегрева коллекторов: бездействует помпа, подающая воду на охлаждение. В качестве вводных можпо предлагать такие, которые прививали бы мотористам навыки по эксплоатации двигателей без контрольных приборов (что может слу­ читься в боевой обстановке), способность и умение определять нагрузку моторов по их работе. Так как усложненные вводные даются после «искусственного повреждения» п пу­ тем предварительного вывода пз строя от­ дельных агрегатов, то старшина группы должен быть особенно осторожным при пх выборе. Первоначально следует делать такие вы­ воды из строя отдельных агрегатов кото­ рые при малоопытном личном составе не привели бы к фактическим поломкам ме- халгазмов. По мере приобретения мотори­ стами твердых знании и навыков, необхо­ димо 'итги по пути постепенного усложне­ ния вводных. После каждого такого учения падо про­ водить разборы. Поскольку старшина груп­ пы в ходе учений имеет возможность на­ блюдать за действиями мотористов, то не­ обходимо детально и глубоко анализировать их .работу. Обнаруживая в знаниях мото* j ристов отдельные промахи, надо на разбо -\ рах добиваться, чтобы матросы пополняли j свой теоретический б;гаж новыми псац-. тлями, приобретали более сов^енпые | навыки использования вверенной техники*. ! Устранению вскрытых на таких разборах недостатков полезно посвящать очередные запятия или учения. Тщательный разбор имевших место не­ исправностей будет служить делу углуб­ ления знаний и приобретения навыков всех мотористов подразделения. Опыт эксплоатации двигателей в боевой обсталговке даст в наши руки богатейший j материал для обучения и воспитания лич-! иого состава моторных групп. Опираясь на j этот опыт, максимально нриближля учебу к условиям конкретной боевей деГгтиител:- ности, добиваясь точного и безупречного вы­ полнения боевых инструкций но эксчлга -1 тации механизмов, мы полностью выти- j ним указания товарища Сталина — учить | личный состав Вооруженных Сил л\)му , 1 что необходимо на войне. I Старший инженер-лейтенант И. КУРЯКОВ. К о м м у н и с т Г а в р и л е Закончены авральные работы. Матросы помылись, оделись в чистое обмундирова­ ние п собрались на очередную беседу. Точ­ но в назначенное время в кубрнк заходит схемы и чертежи радиоаппаратуры, элек­ трику Исаеву — перебрать стартер; помог матросу Шпбурову подготовиться к выступ­ лению на технической конференции по те- старшина 2 статьи Гаврилов. Тема сегод- ме: «Борьба за живучесть корабля». От- нядшей беседы: «За новый иод'ем сельско­ го хозяйства». Коммунист Гаврилов просто, доходчиво рассказывает матросам о поли­ тике партии в деревне, о блестящих итогах прошлого сельскохозяйственного года, о задачах колхозного крестьянства в теку­ щем году. Свой рассказ он иллюстрирует примерами и фактами, близкими матросам, взятыми из полученных писем и из расска­ зов товарищей, побывавших в отпуску. Гаврилов — самый популярный агита­ тор на корабле. Матросы привыкли обра­ щаться к нему с любыми вопросами, зпая, что он всегда даст толковый, вразумитель­ ный ответ. Тема этой беседы, живо инте­ ресующая каждого воина, возникла вечером в кубрике. Гаврилов что-то читал. Он слы­ шал завязавшийся спор и по опыту знал, что сейчас его попросят подойти решить, кто прав, кто нет. Спорили матросы Аверин и Тювалев. Спорили о том, как определяются нормы сдачи хлеба государству, в каком порядке производится засыпка селенного фонда, по­ чему практикуется сдача хлеба сверх установленного плана и т. д. Гаврилов подо­ шел, разобрался в вопросе, и в затихшем рубрике раздался его голос. Он раз’яснил бойцам Устав сельскохозяйственной артели, напомнил о первой заповеди колхозников — выполнение обязательств перед госу­ дарством. Гаврилов — боцман. Но он хорошо знает п многие другие корабельные специально­ сти. Он помог радисту Маленкову изучить личные знания корабля, корабельной тех­ ники являются основой того авторитета, которым пользуется Гаврилов среди лпчпо- го состава. Бойцы видят в нем человека, который личным примером показывает, как нужно владеть техникой, как нужно отно­ ситься к флотской службе. Гаврилов в 1947 году окончил школу партийного актива и сейчас продолжает пеустапно повышать своп политические знания. Он изучает статьи и речи товарища Сталина, конспектирует прочитанное. Это помогает ему лучше усваивать мате­ риал. Благодаря своей настойчивой работе над собой, он добился, что проводимые им бесе­ ды насыщены глубоким идейным содержа­ нием и вызывают огромный интерес слу­ шателей. Так, он провел интересную бесе­ ду по опубликованным в центральной пе­ чати материалам «фальсификаторы исто­ рии». Он систематически читает матро­ сам отдельные статьи из газет и тем самым активно помогает делу политического вос­ питания личного состава. Коммунист Гаврилов всегда готов пере­ дать свои знания и опыт товарищам. Эта черта его характера хорошо известна всем матросам, и поэтому к нему всегда обраща­ ются с вопросами. Матрос Маленков пришел во флот с образованием начальной школы. С первых же дней он почувствовал необхо­ димость повысить своп знания и задался целью изучить программу за среднюю школу. Маленков успешно учптся, чувствуя поддержку старшины Гаврилова. Послед­ ний много помогает ему, в частности, ио ма­ тематике. Гаврилов паходпт время н для чтения ху- J дожественной литературы. За последнее время он прочел такие книги, как «Угрюм- река» Шишкова, «Порт-Артур» Степано­ ва, «Счастье» Павленко, «Повесть о на­ стоящем человеке» Полевого. Он система­ тически читает центральные газеты, жур­ нал «Пропагандист и агитатор», «Блокнот агитатора Вооруженных Сил». Все это по­ могает ему успешно выполнять почетные обязанности агитатора и помощпика руко­ водителя группы политических занятий. У коммуниста боцмана Гаврилова имеет­ ся еще одна замечательная черта — это за­ бота о людях. Как-то на корабль прибыло шесть молодых матросов. По вине кладов­ щика базы онп не смогли во-время полу­ чить постельное белье. Об этом узнал Гав­ рилов. Он доложил командиру, и в резуль­ тате принятых мер постельное белье было получено. . Коммунист Гаврилов повседневно учит матросов флотской жизни, воспитывает у них любовь к морю, насаждает крепкую воинскую дисциплину. Ему легко дается все его, легко потопу, что од хорошо знает службу, много работает над повышением своих политических и общих знаний. Матросы уважают такого старшину, ко­ торый учит их личным примером. Именно таким и является старшина-сверхсрочник коммунист Гаврилов. Капитан 3 ранга Д. ГОРБУНОВ. 1 t Беречь политпросветимущество Тсоледные катера в кильВчПтетотоЯ ко- лотпне. Фото М. Бутакова. Николай Б У КИ Н . ИЗ ЦИНЛА „В РОДНЫХ КРАЯХ" 1. Полевой стан Наш флот располагает разнообразным полптпросветпмуществом, богатыми фон­ дами литературы и кинофильмов. Все это является мощпым средством агитации и пропаганды, имеет исключительное значе­ ние в идейно-полптической работе, в куль- турном^ воспитании личного состава. Качество агитационно-пропагандистской и политико-воспитательной работы во мно­ гом зависит от умелого и эффективного ис­ пользования имеющихся на кораблях и в частях лолитпросветпмущества, литерату­ ры, кинокартин и наглядных пособий. Мы располагаем большим количеством диафильмов по истории ВКЛ(б), истории СССР, истории русского флота, по граж­ данской войне н т. д. К сожалению, они совершенно плохо используются в поли­ тической работе и учебе. Также недооце­ ниваются в пропаганде научно-популярные фильмы и другие материалы наглядной агитации. Вольте того, имеются случаи бесхозяй­ ственного отношения к сохранению техни­ ческих средств пропагАНШ. часто не • соб­ людаются самые ялемептарные правила хоаиенпя и сбережения кино-paдпоаппара- туры, клавиптпых и струнпых музыкаль­ ных инструментов. Рояли и пианино, стутнные инструменты не имеют чехлов, аккопдеоны, баяньт и гармони хранятся без Футлялов, что приводит к преждевременно­ му износу. В П-ском матросском клубе киноаппара­ ты содержатся в грязном состоянии, в ре­ зультате чего снижается качество пворк- штч лпльмоц и поотится аппаратура, Кино­ механик матрос Фофопов к работе относит­ ся халатно. За дгревней, у «Малиновой горы»» Немудреные вагончини стоят, И отсюда в наступлснье на пары Комсомольский ходит тракторный отряд Здесь уставший отдыхает тракторист, Перзачс другому шумного ноня, И «Осенний сон» припомнит гармонист У ночного красноперого огня. В пионерском клубе Полярной средней День и ночь гудит земля. И не беда, школы состоялся вечер, посвященный пер- Что походный дом убранством но богат, вым экзамепам учеппков четвертых клас- После богатырского труда * 1 сов* Былп подведепьг итоги учебы и про- В нем заснешь, как после трех атак верочпых испытаний. В четвертом классе солдат. ! «А» все 27 учеппков — пионеры. Несколь- А над полем мчится, ускоряя бег, | ко месяцев. назад они дали слово порадо- Время. И грозит: «Не отставай!.. м ть №0ю р0ДИ1Ту 0ТЛпчной и хорошей уче- Здесь не просто твои кочующий ночлег, | Здесь — в сражении за хлеб — перад- i Имеются также отдедмке факты не­ удовлетворительного состояния учета по- литпродатимушеетва и литературы, их порчи и разбазаривания. Например, в биб­ лиотеке, которой заведует тов. Ино­ земцев, учет литературы до последнего времени находился в запущенном состоя­ нии. Многие кннги неизвестно куда нете­ ли. Радиола приведена в полную негодности В Н-ской части в результате безответст* венного хранения и обращения выведены из строя 3 киноаппарата, и личный C 0 CTO лишен сейчас возможности смотреть кин», Здесь халатно относятся и к вкеплоатаци* радиоузла. Все это происходит потому, что на ко­ раблях и в частях все еще недооценивают важности использования технических средств пропаганды в боевой и политичес­ кой подготовке, в культурно-воспитатель­ ной работе личного состава. Полптпросветпмущество, кинофильмы и литература являются социалистической собственностью государства и материаль­ ной базой для политико-воспитательно! ра­ боты. Советское правительство и наша партия постоянно воспитывают в нашем народе заботливое и бережное отношение к социалистической собственности, состав­ ляющей народное достояние. Надо всегда помнить, что книга, кино, радио, фото и другие технические средства пропаганды — сильное оружие политиже- воопитательной работы. Надо всемерно ис­ пользовать это оружие в своей повседнев­ ной деятельности. Майор Л. ПЕВЗНЕР. Похвальные грамоты нии край». 2. Бригадир Еще бледен рассвет, Еще тих сельсовет, И роса но сошла, А и опушке села Уж спешит бригадир Будто а строй командир. Разве время для сна. Если рожь, кач стона, Высока и густа И шумит не спроста: Раскуси-ка зерно, То-то, брат, и оно! Что. пожалуй, пора Нынче прямо о утра, Чтоб потом но пенять, Флаг уборки подиять. И в едином строю Всю бригаду свою Он ловзл за собой Будто армию в бой. 3. „Чистзгт работа Ведет он тр?нтор бороздой, С упрямой целинсю споря, • Нан будто тральщик bjsao* По Н-скому квадрату моря. Три нормы в смену — счет его — Героя в выцветшей тельняшке. И «сталинградца» своего Он отучил от перстгжки. Плывут эскадры гбгаиов Над голевой грядой безмолвной И вдаль бегут от лемехов Парны», бархатнь’о вогны. Нет, почерк мне его знаком, Клянусь, что он служил на флоте И был заправским моряком . И любит «чистую работу». бой. Свое, обещание пионеры выполнили с честью. Они успешно выдержали экзамен. Все ученики были переведены в следую­ щий класс. В учебе отличились Нина Лапина, Ира Аладжанова, Витя Барсков и многие дру* гие. На выпускном вечере им были вручены Похвальные грамоты. Впереди школьнике® ждет лето, веселый культурный отдых. Заведующий пионерским клубом А. ШЕМЯКИН. Встреча шахматистов Еще за несколько дней было известно, что состоится шахматный турнир. Соревно­ вания должны были происходить между лучшими шахматистами Н-окото подразде­ ления и отроками офицера Бычкова. M«vj4-Typuup все время проходил с боль­ шим оживлением. В ходе игры добадитеи* ми вышли шахматисты Н-ского подрадв* ления. Лучшие результаты показали гвар­ дии старший сержант Зуев; сержант М&* I тис и гвардии матрос Сатрайкии. П, КОНЯЕВ. Задерживают выдачу обмундирования и В П-ском подразделении я нахожусь всего 6 месяцев. Три из них (с марта ме- сяпа) хожу в кашцелярию АХО, *ггобы получить положенные мне шинель и бескозырку. В марте писарь Парфенов ответил, что срок (носки шинели и бескозырки еще не истек. Я доказывал обратное- Парфенов тт\ч.г* .оиатьсн в приказах, циркулярах. Ничего подтверждающего его слова он ее наптед. Нкпрос о* талея гперным. Прихожу в апреле. Писарь на этот раз j приветливее. После короткого преди­ словия он ч’огласился, что я прав, и на­ правил меня на склад. Дескать, «все выпи- 1 гано, идите получайте. Но кладовщик, старший матрос Мите- AUH, заявил, что ничего не знает и на- клатных у него пет. Пришлось уйти- Дождался я мая. Обращаюсь к стдрши- | не команды старшине 1 -статы! Якушеву. : Он окалывается все давпо забыл. Иду к 1 интенданту Захарову. Оп выслушал меня и пригласил вместе с ним зайти к писарю. Но Парфенов на этот раз изыскал новые доводы. Он утверждал, что обмундирова­ ние подлежит замене только при волом износе. Так до сих пор я не получил ни пшне- ли. ни бескозырки. Ждут выдачи положенных вещей и другие бойцы нашего подразделения- Ма­ тросу Крылову пе выдают брюк и фладв- левки, хотя срок их носки давно истек. Личный состав у нас ив имеет дам одинаковых ленточек на бескозырках. Ка­ ких нависей на них только не увидишь: и «Учебный отряд СФ», и «Охрана вода- го района», и «Архангельск», а вот лев- точек с положенной надписью нет. Матрос В. СГАДЛЕВ. ОТ РЕДАКЦИИ: Факты, изложенные военкврон ■ заметке, свидетельствуют о безответ­ ственном отношении в Н-сиом под­ разделении и удовлетворению яичного состава положенным обмуидирма* нием. Редакция надеется, что виновники будут наказаны и личный состав полностью получит положенное ему обмундирование. П Р А В Д И В А Я Т Е М А О повести Г. Свирепого „Запозедь дружбы" Повесть «Заповедь дружбы» автором по­ свящается «морякам Северного флота, дру­ зьям и товарищам ио службе». Поэтому нам, североморцам, интересно прочесть эту книгу. Что такое дружба? Часто задумываемся мы над этим вопросом н чувствуем: трудно сразу ответить, найти ясный, определен­ ный ответ. Ответ нам помогает найти повесть о дружбо и товариществе Г. Свнрского. В ней мы впднм североморских летчиков, силь­ ных духом, умелых, бесстрашных защит­ ников Советского Заполярья, бесстрашно сражавшихся в дни Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захват­ чиков. Любя жнзнь, Родину-мать, люди, воспитанные партией Ленина — Сталина в духе советского патриотизма, в духе друж­ бы и товарищества, побеждали врага. Не вернулся с задания командир эскад­ рильи майор Диковский. Он, несмотря на все усиливавшийся огонь противника по это группе самолетов, отважно пикирует на об’ект. Некоторые его подчиненные этого не делают, не следуют примеру командира и возвращаются на аэродром. Командир не вернулся... Чувство угры­ зения совести мучает летчиков: «бросили командира». Но Д иковский возвращается из полета и разбирает послехнюю операцию. Чувствуя позорную вину, никто не мог смотреть в глаза командиру. Один из уча­ стников операции старший лейтенант Ка- баров не выдержал тягоетного молчания. — Мы совершили тяжкий поступок, — говорит он. — Если вы еще раз поручите лам, мы будем достойиы вашего доверия! Клянусь! П повесть рассказывает, как Кабаров со своими соварищами выполняет клятву. Вспоминая бои, мы знаем, с каким трудом дается победа! Кто может ее завоевать, кто может победить? Люди большой воли и за­ калки. Этими качествами автор наделяет старшего лейтенанта Кабарова, его товари­ щей. «Настоящий коммунист, отважный летчик Кабаров проходит все испытания войны в суровых условиях Заполярья. Ка- баровский «экипаж отважных» из каждого боя воовращался с победой. Но вот Кабаров сбит над морем. Он в резиновой лодке ъ море... Кругом бесконечная туманная даль. Трое суток борется Кабаров за жизнь. Окоченевший, голодный, порою теряя со­ знание, он не теряет человеческого до­ стоинства в борьбе с суровой природой. Герой спасен. Он выдержал испытании и остался жив. Недаром он говорил: — Мы люди большой судьбы. Завидной судьбы. Вылетаем в.боевой — сотни глаа провожают, сотни сердец чаще забьются! Кто может быть настоящим другом? Тот, кто может радоваться вместе с тобой и П&* чалиться, кто выручит из беды. Но дружба не всегда припосит радости. Бывают ми­ нуты, когда смерть вырывает из наших ря­ дов дорогих, близких друзей и товарищей. Дружба мстила врагу за погибших. В повести видим, как мать, потерявшая единственного сына, находит «второго сынка» — товарища ее сына. Нельзя чи­ тать без волнения эти места повести. В семье летчиков всюду чувствуется локоть дружбы, сила товарищеской поддержки. Но кое-где повесть грешит односторон­ ностью образов. Фактически отрицательных персонажей в повести нет, и автор, чувст­ вуя это, ввел в повесть образ начальника штаба Фисюка. Его «не долюбливалп», ио за что? Может быть потому, что он плохо разбирался в психологии людей. Или при­ чины в чем-либо другом. Чувствуется, что автор, не зная, как решить судьбу Фисюка, списывает его «снисходительно» ъ другую часть. Есть в повести н другие нежизненные места, надуманныо автором. Но, несмотря на эти пробелы, флотской читатель прочтет «Заповедь дружбы» с интересом. Старший матрос И. ИВАНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz