На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.
ЯД С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я ■ тщ, I В июня 1948 г ., Hi 132 (3128>. -л — З а в т р а и с п о л н я е т с я с т о л е т и е со дня с ме р т и В. Г. Б е л и н с к о г о Великий сын русского народа .«Любовь к родите, мысль о благе ее, одушевляла каждое его слово». Чернышевский. С гордостью, с любовью вспоминают я произносят советские люди имя Белинско го, великого прооветителя-демократа, вер ного сына русского народа, бесконечно много сделавшего для развития его духов ной культуры, для освобождения его от оков угнетения и бесправия. Учитель Чернышевского и Добролюбова, предшествен ник русской социал-демокра тии, Виссарион Григорьевич Белинский сыграл огромную роль в развитии русской ли тературы и общественной мысли. Гениальный мысли тель, блестящий литератур ной -критик и пламенный публицист, он был беззавет но предан своему народу. Всю жизнь он посвятил не устанной борьбе с креиост- ничеством, страстно мечтая об освобождении родины, о ее счастливом будущем, о том времени, когда могучий народ сбросит с себя ярмо порабощения. Белинский был истинный патриот в самом глубоком смысле этого слова. Народ ное благо — вот чем измерял он все свои слова и поступ ки. Любить родину значило для него страстно бороться за ее счастье, страстно не навидеть угнетателей наро да. С именем Белинского свя зана целая эпоха в истории русского " освободительного движения. И недаром товарищ Огалин в трудный час войны, об ращаясь к советскому народу, вспомнил Белинского. Он назвал русскую нацию на- лией Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Глин ки и Чайковского, Горького и Чехова, Се ченова и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова. Товарищ Сталин при вел имена величайших людей, которых дал миру русский народ. По складу своей натуры, своего ума и таланта Белнвский был рожден для боль шой общественной деятельности. Это был человек с характером борца, с неукроти мым темпераментом трибуна и революци онного агитатора. Пафосом борьбы и про теста насыщены творения Белинского, на чиная с драмы «Дмитрий Калинин», напи санной в пору юности, и кончая самыми зрелыми его статьями последнего года жизни. Белквакай жил в тяжелое время нико лаевской реакции, когда всякий проблеск свободной мысли карался, как преступле ние, ютда жандармы свирепо преследова ли передовое лскуссгво, дунхли просве щение. Литература в те годы была един ственной отдушиной для мыслящего чело века, единственной областью, где можно было как-то высказать свои взгляды, в той или иной форме коснуться животрепе щущих вопросов. «У нас общественная мысль преимуще ственно выражается в литературе»,— пи сал Бзлинский. И <т посвятил себя лите ратуре. Он сумел стать ш зчшко литера тором, критиком; его кипучая деятельность ■ ® искусстве, в литературе он видел была по существу деятельностью народ -1 мощное орудие общественной борьбы, ного трибуна. «Я в мнре боец...»— говорил Правдиво показывая важнейшие явления сам о себе Белинский. Критик прошел сложный путь идейного развития. Преодолев временные колебания, он пришел к социалистическим убеждени ям. 4 С наибольшей силой революционное ми ровоззрение Белинского проявилось в его жизни, подлинное искусство должно при носить реальную пользу людям/должно отражать нужды п интересы народа. Бе линский об'являл беспощадную войну тем писателям и поэтам, которые, отвертыва ясь от живой жизни, «щебетали по- птичьи», когда надо было говорить громким голосом о делах действительных п на сущных. Он сурово осуждал и высмеивал тех, кто пытал ся противопоставить искус ство обществу. Свежо и сильно звучат сегодня пре красные слова Белинского: «Отнимать у искусства пра во служить общественным интересам, — значит не возвышать, а унижать его, потому что это значит — лишить его самой живой силы, то-есть мысли, де лать его предметом какого- то сибаритского наслажде ния, игрушкой праздных ленивцев». Теория реализма п народ ности искусства, созданная Белинским и надолго опло дотворившая развитие рус ской литературной мысли, помогла критику дать глу бокий анализ творчества крупнейших русских писа телей — Пушкина, Лермон това, Гоголя, Грибоедова. Она помогла ему справедливо оценить первые шаги таких писателей, как Кольцов, Некрасов, Тургенев, Гонча- знаменитом письме к Гоголю, написанном ! Достоевский. во время пребывания за границей, без оглядок на цензуру. В этом письме, отра зившем гнев и ненависть угнетенных масс крепостного крестьянства, Белинский смело высказал своп заветные мысли, которые он не мог прямо излагать в печати. Его письмо к Гоголю, как писал Ленин в 1914 году, подводило «итог литературной дея тельности Белинского, было одним из луч ших произведений бесцензурной демократи ческой печати, сохранивших громадное, живое значение и по сию пору» (Ленин. Соч., том XVII, стр. 341). Царское правительство было перепугано письмом Белинского, которое в списках распространялось по всей России. Заклю ченная в письме революционная сила была столь сокрушительна, что чтение письма рассматривалось как тягчайшее государ ственное преступление. Самого Белинского только ранняя смерть избавила от тюрьмы и каторги. О чем бы ни писал Белинский— о круп нейших произведениях современной лите ратуры, о театре и об актерах, о забытых теперь книжках и брошюрах, — его статьи всегда были насыщены смелой мыслью, революционной страстью. Белинский создал» теорию реалистичес кого искусства, в основе которой лежпт идея народности. Народность была для критика тем «пробным камнем», с по мощью которого он оценивал достоинства литературного произведения. Белинский первый определил историче ское значение Пушкина — национального русского гения, основоположника новой русской литературы. Белинский был пер вым критиком, который) понял и объяснил русскому обществу значение Гоголя р. Лермонтова. Его классический анализ та ких крупнейших произведений русской литературы, как «Евгений Онегин», «Ге рен нашего времени», «Мертвые души», «Тарас Бульба», до сих пор остается не превзойденным образцом литературной критики. Белинский был блестящим ис толкователем и неустанным пропагандис том прогрессивных идей русской литера туры. Перечитывая Белинского, мы восхища емся силой и глубиной его мысли, яр костью языка, справедливостью оценок, боевым темпераментом публициста. Мы видим, как идея служения народу окры ляла этого человека. Пламенная вера в творческие силы русского народа, убеж дение в высоком предначертании России водили пером Белинского, когда он писа.т Едохнсзеилые слова, обращенные к нам, людям социалистической эпохи: «Завидуем внукам и нраииукам нашим, которым суждепо видеть Россию в 194(км году, стоящую во главе образованного ми- ^а,_даюшею -а^иы и науке, и искусству, и принимающею благоговейную дапь ува жения от всего просвещенного человечест ва...». В. ЖДАНОВ. „НЕИСТОВЫЙ ВИССАРИОН" В. Г. Б Е Л И Н С К И И ( Б и о г р а ф и ч е с к а я с п р а в к а ) Великий русский критик Виссарион Григорьевич Белинский родился 1 июня 1811 года в оеогье флотского врача. Детст во Виссариона Григорьевича протекало в городке Чембаре, Пензенской губернии. Тая он окончил уездное училище. В 1826 году Белинский поступил в пензенскую гимназию. Еще мальчиком он пристра стился к чтению и наделялся среди свер стников смелостью и самостоятельностью своих суждений о прочитанном. Позднее, будучи студентом Московского уетверсн- тета, Белинский, по свидетельству совре менников, по своему уму, литературному таланту, смелости я глубине мысли стоял ва голову выше многих {учивших его про фессоров,- • В. Г. Белинскому не удалось получить диплом] об окончании высшего учебного за&едяшя: в 1632 году его исключили из универевггегга- Причиной исключения яви лась дописанная им пьеса «Дмитрий Ка линин:», в которой открыто изобличались зверски^ крепостнические порядки, j Не инея средств к существованию, Бе линский после исключения id университета перебивается грошовыми уроками i пере водами. *В 1834 году в московских журна лах «Молва» и «Телескоп» появляется его статья «Литературные мечтания», а за ней и ряд других критических статей о русской и иностранной литературе. С тех пор Белинский занимает ведущее место среди русской прогрессивной интеллиген ции. Особенно сильное впечатление произ водят его смелые революционные мыс-лн на учащуюся молодежь. Литературные выступления Белинского были замечены А. С. Пушкиным, о чем Бе линский всегда вспоминал с чувством гор дости. Однако обстоятельства сложились так, что великий русский поэт п великий русский критик ни разу лично не встрети лись. В 1836 году «Телескоп» был закрыт, а редактор его отправлен в ссылку. Для Бе линского снова начался период страшной нужды. На средства друзей он совершает поездку для лечения в Пятигорск. С 1838 по 1839 тод Белинский редактирует жур нал «Московский наблюдатель», а после его закрытия переезжает в Петербург, чтобы работать в журнале «Отечественные запи ски». Здесь его литературный талант раз вертывается во всем блеске. Особенно зна чительными в этот период были его две надцать статей о Пушкине. В Петербурге Белинский сближается с Герценом, Турге- вевым, Некрасовым. Редактором-издателем «Отечественных записок» был ловкий делец Краевский, беспощадно эксплоатпровавший Белинского. Как ни любил Белинский журнал, по в 1846 году он вынужден был уйти из пего. В письме другу он так об’яснял причины своего ухода: «...работаю с странгпым лихо радочным напряжением, до того, что паль цы деревенеют и отказываются держать 1 перо... Здоровье, видимо, разрушается... С г. Краевскнм невозможно иметь дела. Это... приобретатель, следовательно, вампир, всегда готовый высосать из человека кровь и душу, а потом бросить его за окно, как выжатый лимон». Друзья пришли на помощь Белинскому. Знаменитый русский артист Щепкин повез его с собой на юг, но восстановить подо рванное здоровье Белинскому уже не уда лось. -После короткого периода работы в не красовском журнале «Современник» он уезжает лечиться за границу. Там он, уже смертельно больной, пишет свое знаменитое «Письмо к Гоголю», ставшее его политиче ским завещанием. Осенью 1847 тода Бе линский возвращается в Петербург, пы тается приступить к работе, но силы по кидают его. Предписание явиться в цар скую охранку застало умирающего писате ля в постелп. Белинский умер 7 июня 1848 года в воз расте тридцати семи лет. В предсмертном бреду оп обращался с речыо к русскому ьароду. О нем была последняя мысль Бе- лииского. «За&идуем внукам я правнукам на шим, которым суждено видеть Россию в 1940 году, стоящую во главе обраэо* ванного мира*, дающею законы и науке, и лекусотву и принимающею благого вейную дань уважения от всего просве щенного человечества». В. Г. Белинский. 7 июня 1948 года исполняется сто лет со дня смерти великого русского критика и революционного демократа Виссариона Григорьевича Белинского. Вся наша стра на глубоко чтит память гепиального сына русского народа, пламенного трибуна и борца за свободу. Товарищ Сталин назвал Белинского в числе лучших представите лей русской нации, вдохновлявших нас на борьбу с фашизмом. «Неистовый Висса рион», как называли Белинского его друзья, прошел трудную, полную лишений и невзгод жизнь, целиком посвятив ее служению пароду. С 1833 года начинаются годы сотруд ничества Белинского сначала в ряде мос ковских, а затем петербургских журналов. 15 лет непрерывной работы отданы поискам реальпых путей к народном;, благоденствию. Начало общественной деятельности Бе линского отпосится к 30 годам прошлого столетия. После разгрома декабристов ни колаевский самодержавный режим торже ствовал победу. Страна жила тогда «под гнетом невиданно дикого и реакционного царизма» (Ленин, т. XXV, стр. 175). Тюрьма, ссылка, каторга ожидали каж дого, кто по покорялся самодержавию. Но па смену декабристам росли другие революционные силы, подготовлявшие но вый революционно-демократический пе риод освободительного движения в Рос сии. Историческая заслуга Белинского со стоит в том, что он явился зачинателем революционно - демократического движения в России, болео широкого, чем движение декабристов». В отличпо от декабристов, ко торые, по определению В. И. Ленина, были «страшно далеки от народа», рево люционеры - демократы видели опору для себя в крестьяпской массе. В. П. Ленин писал: «Предшественником полного выте снения дворян разночинцами в нашем ос вободительном движении был еще при •крепостном праве В. Г. Белинский». Великий критик поднял голос протеста против крепостного рабства и всех его по рождений в экономической и социальной области, он был духовным вождем и учи телем передовой части общества своего времени. Его критическая деятельность иг рала огромную революционную роль и оказывала громадное влияппе на общест венную жпзнь, потому что в каждой его статье заключалась целая программа по политическим, литературным и нравст венным вопросам. Дар образного мышле ния, горячий темперамент, жпвая заинте ресованность во всем, гениальный ум бы ли яркими чертами характера Белинского. А. И. Герцен писал: «Я считаю Белин ского одним пз замечательных лиц нико лаевского периода... В этом застенчивом человеке, в этом хилом тело обитала мощ ная, гладиаторская натура! Да, это был сильный боец!». Интерес Белинского к литературе опре делился тем большим значением, которое она имела для русской жизни. Только в одной литературе, как указывал сам кри тик, несмотря на жестокую цензуру, могли выражаться духовные интересы народа, его «жизнь и движение вперед». В этих усло виях критик становился трибуном, произ носившим решающео слово по поводу каждого общественного события. Белинский говорил, что «наша критика должна быть гувернером общества и на простом языке говорить высокие истины». Его проница тельный ум угадывал смысл общественных явлений и давал всему глубокое истолко вание. Его критика воспитывала обще ственное сознание и литературный вкус в демократическом духе. Великий критик пропагандировал идеи социализма, ратовал за установление демократической народ ной республики, веря, что только при социализме паступит равенство и счастье для трудового народа, только в социали стическом обществе улучшится материаль ное благосостояние человечества. Но пути к достижению этого и тех сил, которые могли бы осуществить революцию, Белин ский указать но мог. Вед жизнь Белинского проходы» в творчестве и напряженных исканиях. «Мученик своих сомнений и мыслей эн тузиаст, поет и дваглтик, оскорбляемый всем, что его окружало, оп изнурял себя в муках. Этот человек трепетал от негодо вания и содрогался от бешенства при веч ном зрелище русского самодержавия» (Герцен). Б материализму и социализму Белин ский пришел не сразу. В 30-х годах он смотрел на все глазами идеалиста-просве тителя, полагая, что только просвещение и нравственное совершенствование народа являются важнейшими условиями преобра зования мира. Отвергая революционные методы борьбы, критик думал, что граж данская свобода явится плодом внутренней свободы каждого человек и придет сама собой, без «всяких революций». 1§36 — 1839 годы были самыми тяжелыми в жизпп Белинского. Он переживал глубокий духовный кризис. В этот момент он при держивался теории «примирения с дей- ; ствительиостью», считая все в жизни *ра- I зумпым и целесообразным. Эти заблужде ния Белинского об’ясняются тяжелыми '•гловиями русской жизни в то время, от- I мствием массового революционного дви жения и отрицательным влиянием бур жуазных теорий, особенно реакционной немецкой идеалистической философии Ге геля. Но уже в концо 1839 года Белин ский резко восстает против гнусной рос сийской действительности, проклинает кре постнический строй и отворачивается от идеалистической теории, становится . па путь материализма и революционного демо кратизма. Он подверг уничтожающей кри тике свои ошибочные статьи периода примирения и вместе о Герценом стал под знамя революции и социализма. Уже 8 сентября 1841 года он писал своему другу В. Н. Боткину*: «Я теперь в повой край ности — Зто идея социализма, которая стала для меня идеею идей, бытпем бы тия, вопросом вопросов, альфою и омегою веры и знания. Все из нее, для нее и в ней. Она вопрос и решение вопроса... Со циальность, социальность — или смерть! Вот девиз мой». С огромным вдохновением он говорил о всеочищаюшем урагане на родной революции, которая принесет брат ство и равенство. Он верил в сьетлое бу дущее человечества, когда «не будет бо гатых, не будет бедных, ни царей и под данных, но будут братья, будут люди». Деятельность Белинского в сороковых годах проходила под знаком борьбы за со циализм. Высокое патриотическое чувство и любовь,к народу согревали произведения критика, придавая им неотразимую силу. «Чем больше живу и думаю, — писал он, — тем больше, кровное люблю Русь». Великого патриота волновали вопросы о путях развития России д ее культуры. Он мечтал о создании великой русской литературы, которой надлежит играть глав ную роль среди литератур других стран и пародов. «Мы будем иметь свою литерату ру, — писал критик,- — явимся не подра жателями, а соперниками европейцев». Статьи великого демократа дышали благо» родной ненавистью к тем людям, которые не верили в творческие силы своего наро да, которые раболепно преклонялись перед всем иностранным. Оп говорил, что ко все му иностранному надо подходить критиче ски и пора «перестать восхищаться евро пейским потому только, что оно не азиат ское». К буржуазной Европе и Америке Белинский относился отрицательно. «Пусть процветает в Северо-Американских Штатах гражданское благоденствие... — ппсал оп. — Я презираю это благоденствие, я не уважаю этой цивилизации, я не верю этой нравственности, потому что это благоден ствие искусственно, эта цивилизация бес плодна, эта нравственность подозрительна». Великий революционный демократ беспо щадно разоблачал крепостнический режим, указывал па отсталость крепостнической России по сравнению с буржуазной Евро пой. Но вместе с тем Белинский сознавал, что буржуазный строй не отвечает интере сам трудового народа. Он видел страшное положение рабочего класса в Европе, царя щие там голод и нищету. Как настоящего интернационалиста, Белинского волновала судьба но только своего народа, но и судьба трудящихся других стран. Он меч тал о преобразовании России и всего мира ООО- V )с” иа революционно-демократической и социа листической основе. «Я сказал, — ппсал он Боткину в декабре 1847 года, — что не годится государству быть в руках ка питалистов, а теперь прибавлю: горе госу дарству, которое в руках капиталистов, это люди без патриотизма, без всяп( г возвы шенности в чувствах. Для них волна плп мир значит только возвышение или уаадок фондов — далее этого они ничего не ви дят». Буржуазному Западу Белинский противо поставлял здоровые революционные начала русского народа. В беседе с профессором Грановским он с гордостью говорил, что Россия лучшо сумеет разрешить социаль ный вопрос и покончить с капиталами и собственностью, чем Европа. Белинский был убежден, что русский народ, освобо^ дившись из-под гнета крепостного реж и самодержавия, создаст свободное госр дарство, которое займет руководящее мес то среди государств мира. Подтверждение своей мысли он видел в героической цсто- рип русского народа, в его свободолюбии, смелости и остроте ума. «Я душевно люб лю русский народ, — говорил он,— и по читаю за честь и славу быть ничтожной песчинкой в его массе». Великий патриот радовался успехам рус ской литературы. Полны восторга его ста тьи о Пушкине, Гоголе, Лермонтове и о писателях натуральной школы: Герцене, Тургеневе, Гончарове и др. Он отстаивал принципы правдивости и высокой идейно сти в литературе, прпзывая писателей к беззаветному служению родине п народу. Статьи Белинского о Пушкине Л. Н. Тол стой назвал чудом и благодарил критика за то, что он помог ему лучше и глу понять творения гениального поэта. Произведения великого критика на поте ряли своей ценности для нас. Огромное значение имеет письмо Белинского от 15 июля 1847 года, написанное по поводу ре акционной книги Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». В нем выраже но горькое, негодование по поводу того, что Гоголь после прекрасных произведений «Ревизор» и «Мертвые души» выпустил реакционную книгу. Колоссальное значение письма в том, что Белинский в нем не только резко обличает крепостническую действительность, но и окончательно утвер ждает точку зрения на литературу, как на огромное общественное благо, способное по мочь раскрепощению народа. Тогда в рус ской критике не было еще другого произве дения, равного этому письму по силе сво его гневного протеста, по силе своей нена висти к царизму. Вместе с тем это письмо было полно чувства горечи за угнетенный народ. Самым важным, самым необходимым для России Белинский считал «уничтоже ние крепостного права». В. П. Ленин, вы соко пенивший письмо Белинского, указы вал, что в этом письме отразилось настрое ние крепостных крестьян. «Ещ знаменитое «Письмо к Гоголю», — писал В. И. Ленин, — подводпвшее итог литературной деятельности Белинского, было одним из лучших произведений бес цензурной демократической печати, сохра нивших громадпое, жпвоо значение и по сию пору». Освободительные идеалы Белинского вос приняли революционеры 60-х годов. Они оказали огромное влияние на Чернышев ского, Добролюбова и Некрасова. В. И. Ленин считал Белинского предшественником большевизма в России. Великая Октябрьская социалистическая революция разрушила основы того строя, против которого восставал Белинский, осу ществила все его идеалы. Велика роль творчества Белинского в культурной жизни нашой страны. Его про изведения издаются мпоготысячнымп тира жами, переведены на языки народов Совет ского Союза. Читая статьи Белинского, со ветская молодежь глубже, полнее, осваи вает богатства русской классической лите ратуры. Советские критики, литературове ды учатся у Белинского пониманию общест венного значения искусства. Советский народ глубоко понимает, чтпт и любит великого предшественника социал- демократии России — В. Г. Белинского. Проф. Ф. ГОЛОВЕНЧЕНКО. v " m w " ' Ш 1 = " *: 1 К Й к М к НА СНИМ КАХ: 1. Белинский читает «Бедные люди» Достоевскому и Некрасову. 2. Гончаров читает «Обыкновенную исто рию» Белинскому Рисунки художника Б. Лебедева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz