На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.

В июня 1948 г., № 131 (3127). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я ИТОГИ УЧЕБЫ В вашей школе партийного актива за­ кончились экзамены. Подавляющее боль­ шинство слушателей показало хорошие и отличные знания пройденного материала. Та*, аанршгер, по «Краткому курсу исто­ рии ВКП(б)» 84 процента слушателей сдало экзамен на «отлично» и «хорошо». По географии СССР и зарубежных стран на «отлично» и «хорошо» сдало 96 про­ центов слушателей. Такие же опенки по­ лучили окончившие школу и Но другим предметам. Слушатели комсомолец стар­ ший матрос Федотов, член ВКП(б) стар­ шина 2 статьи Скворцов, член ВКП(б) главный старшина Свешников и другие сдали зачеты по всем предметам на «отлич­ но». В ысоки © знания слушателей достигнуты в результате их упорной и кропотливой работы над материалом. Наша школа начала работать в октябре прошлого года. Вначале занятия проходи­ ли нерегулярно, особенно в декабре, когда из четырех запланированных занятий было ^^оведено только одно. Школа по ряду ^Рредметов се имела преподавателей. Все это отразилось на посещаемости. Особенно низкая посещаемость была в первых чис­ лах февраля. Для того, чтобы улучшить работу шко­ лы, было созвано совещание в политотделе. На совещании заслушали доклад началь­ ника школы, после чето заместителям командиров кораблей и частей и секретарям j партийных организаций был дан ряд! указаний. Реалшуя эти указания, они | организовали практическую помощь слуша- j телям. Так, бюро парторганизации, где се- j кретарем лейтенант Пикитип, слушало на i своем заседании коммунистов Рогалева и j Скворцова о том, как они занимаются в ! школе партактива. В этой парторганизации старшина 2 статьи Парпптн часто пропу­ скал занятия из-за болезни. В результате отстал от пройденного материала. Пар- Ц кное бюро оказало помощь тов. Паршину. Секретарь партбюро лично зани­ мался с ним, и это помогло ему наверстать упущенное. Паршгн из четырех предметов три сдал на «хорошо» и «отлично». Работа школы значительно улучшилась. Слушатели стали систематически посе­ щать школу, лучше стали готовиться к классно-групповым занятиям, активнее участвовать в разборе поставленных во­ просов. Возросла и активность слушателей в партийно-политической работе на кораблях и в частях и, как результат этого, возрос их авторитет в магсах. Это видно из того, что на отчетно-выборных собраниях избра­ но в руководящие партийные и комсомоль­ ские органы большое количество слушате­ лей партийной школы. Большинство това­ рищей, избранных на руководящую партий­ ную и комсомольскую работу, до поступле­ ния в нпколу были рядовыми коммуниста­ ми и комсомольцами. Подготовка к экзаменам началась за ме­ сяц. Мы составили план, согласно которому была подобрана литература в библиотеках кораблей и в базовой библиотеке, подго­ товили помещение для занятий слушате­ лей, оборудованное соответствующими наглядными пособиями. Наряду с этим на кораблях и в частях проводились индиви­ дуальные консультации, читались лекции. В рззультате проведенной подготови­ тельной работы и помощи слушателям со стороны партийных и комсомольских орга­ низаций весь состав партийной школь- показал хорошие зн ан и я на экзаменах. Подавляющее большинство слушателей уве­ ренно отвечало на вопросы и получило высокие оценки. Капитан-лейтенант С. ВОЩИКОВ. ш т На строительств стадиона. Матросы корабля Н. на воскреснике. Фото Г. Кривоаттичекка Комсомольцы—передовики политических занятий Большое воспитательное значение имеют для комсомольцев и несоюзной молодежи кораблей и частей политические занятия. Ясно., что комсомольские организации ни в коем случае не должны стоять в стороне от них. Следует постоянно интересоваться хо­ дом политических занятий, оказывать по­ мощь отстающим. Особенно важно, чтобы комсомольская организация обеспечивала в учебе ведущую роль всех членов ВЛКСМ. Именно так организует работу комсо­ мольская организация, где секретарем стар­ ший сержант Тамкевич. На одном из комсо­ мольских собраний здесь обсудили вопрос: «Как комсомольцы на политических заня­ тиях изучают биографию И. В. Сталина». Выступавшие товарищи рассказали о хорошей учебе комсомольцев, критиковали тех, кто плохо готовится к занятиям, не является передовиком, в овладении полити­ ческими знаниями. i Член комсомольского бюро тов. Шапр рассказал ои учебе солдата Л. Виноградова. Виноградов серьезно п вдумчиво занимает-1 ся, составляет конспекты, активно высту-! пает на беседах. Он делится своими зна­ ниями с товарищами. Солдаты Подгорный, Саныко, Фпрсов недостаточно усваивали материал первых двух разделов кни ги .Краткая биография товарища Сталина. Виноградов же хорошо изучил эти главы книги и не замедлил притти на помощь своим товарищам. Он помог составить конспекты. Такая товарищеская помошь дала свои плоды. После собрания комсомольцы стали еще лучше учиться и больше помогать несоюз­ ной молодежи в изучении биографии вож­ дя. По их инициативе в комнате полигпро- светработы подбирается литература к по­ литическим занятиям, устраиваются чи т ки и беседы. Все это способствует повышению качества политзанятий. Хорошие результаты дает индивидуаль­ ная работа, проводимая с комсомольцами и несоюзной молодежью членами бюро и ком­ сомольскими актпвпвгамп. Это можно по­ казать на примере комсомольской органи­ зации, где секретарем старшина 2 статьи Данилов. Здесь члены бюро Николаевский и Двинин неослабно следят за успеваемо­ стью слушателей группы. Если кто-либо из моряков отстает, они сразу же устанавли­ вают причин !>1 отставания и помогают пре­ одолеть трудности. Комсомолец Засимов был в числе отстаю­ щих. Слушая рассказ руководителя, он нг записывал его, а также мало читал. Ни­ колаевский и Двинин указали Засимову на этот недостаток, научили его рабо­ тать с книгой, вести конспекты. К сожалению, не везде так работают чле­ ны комсомольского бюро. Члены бюро ком­ сомольской организации, где секретарем старший матрос Паникрутов, мало интере­ суются, как комсомольцы усваивают ма­ териал, помощи отстающим не оказывают. Неудивительно, что на политических заня­ тиях среди комсомольцев низка активность. Многие из них перестали готовиться к бе­ седам. Министр Вооруженных Сил СССР поста­ вил перед личным составом Армии и Фло­ та задачу дальнейшего повышения своей боевой выучки и укрепления воинской дис­ циплины. Успешно решить ее можно при том условии, если уровень политических знаний будет расти изо дня в день. По­ четный долг комсомольских организаций — всемерно содействовать улучшению качест­ ва политических занятий, добиваться того, чтобы каждый комсомолец был отличником политической подготовки. Лейтенант И. ФАДЕЕВ. З А Т Е Й Н И К И Кончился день боевой учебы. После на­ пряженных тренировок на боевых постах у механизмов, орудий, приборов нужно куль­ турно и весело отдохнуть. И здесь со всей силой проявляется молодежный огонек, за­ дор, находчивость комсомольцев. Они вы­ ступают затейниками различных мероприя­ тий. Нх инициатива находит отражение в планах работы комсомольских организаций боевых частей. Секретарь бюро ВЛКСМ ко­ рабля тов. Мукосеев активно поддерживает инициативу комсомольцев. Однажды в перерыв между занятиями матросы собрались у карты. Они по очереди отыскивали моря, реки, порты, области. У одного из стоящих у карты — комсомоль­ ца Кулакова — родилась мысль: провести организованно так называемую географи­ ческую викторину. Секретарь комсомоль­ ской организации боевой части старшина 1 статьи Петров поддержал инициативу тов. Кулакова. Были подобраны вопросы, которые затем утвердил заместитель коман­ дира корабля по политчасти. В часы культ­ массовой работы матрос Кулаков провел заинтересовавшую многих вов&ов географи­ ческую викторину. Матрос Дубов дал боль­ шее количество правильных ответов. Комсомолец старший матрос Смолов с ог­ ромным интересом прочел книгу Федорова «Подпольный обком действует». Он решил провести для матросов громкую читку не­ которых глав из этой книги. Согласовав вопрос с секретарем комсомольской органи­ зации боевой части старшим матросом 9а- боевым, тов. Смолов в кругу матросов про­ чел ряд отрывков из этого произведения. Таких примеров в жизни комсомольской организации корабля немало. В выходные дни по почину комсомольцев проведен ряд состязаний, спортивных игр. Член ВЛКСМ старший матрос Пискунов руководил ат- лакционом-игрой, рассчитанной на мет­ кость глаза, точно рассчитанные движения рук. Первый приз получил матрос Трунп- лов. Старшина 2 статьи Петров провел иг­ ру, способствующую развитию ориентиров­ ки воинов в условиях темноты. Соревнова­ ния в беге на 100 ’метров организовал ком­ сомолец офицер Рычков. Лучшее время — 13 секунд — показал матрос Федоров. Кроме этого по инициативе комсомольцев проведен шахматный турнир, состоялись шлюпочные прогулки, игры в волейбол и городки, соревнования боксеров. Инициатива комсомольцев в организации культурно-массовой и спортивной работы способствует успехам матросов в боевой и политической подготовке, укреплению воин­ ской дисциплины личного состава клпабля. Лейтенант Е. КОЗЛОВ. |О о в д U. Л о б к о в с к о .^ с С м 1 и и ы г . вРкобскогс г . - у ! Ш Ш а . МШ Г40АЛ&44 в с* W zjc , fa r - П К .* ,* . ffi-J jT 'j ггртш-у |, | j * h . hy - t /3- та-.Ао^ Щ 0 Ш Ш rj • Q j . j 'i i j> у *■ 'j l M k -к# -ххт.ея . 2 . M r * Примерный старшина, Секретарь комсомольской организации младший сержант Зенин выступает зачин­ щиком и организатором многих интерес­ ных мероприятий, способствующих росту политического и культурного уровня мо­ лодежи. По его инициативе подготовлены и лроведены литературный вечер, посвящен­ ный жизни и творчеству А. С. Пушкина, разборы кинофильмов, шахматный турнир. Как командир отделения, младший сер­ жант Зенин умело обучает и воспитывает юдчиненных. Он проявляет высокую тре­ бовательность к воинам и вместе с этим в г о с т я х V Ш Е Ф О В 1. В КОЛХОЗАХ ИМ. ГОРЬКОГО w И «ОГОРОДНЫЙ ГИГАНТ» Недавно мне с другими товарищами довелось побывать в гостях у наших ше­ фов в Ленинском районе Московской обла­ сти. На предприятиях я в колхозах, где нам приходилось бывать, нас встречали теяло и радушно. Мы посетили колхоз им. Горького. Здесь председателем Иван Михайлович Лунев, отмеченный высокой правительственной наградой еще до Великой Отечественной войны. Он и сейчас успешно руководит колхозом. # В колхозе имеется своя канализа­ ция, птицеферма, конеферма, молоч­ ная фзрма. В каждом доме -колхозника го­ рит лампочка Ильича. На свои средства колхоз построил огромное бетонированное овощехранилище, достраивается простор- вая кирпичная конюшня. Колхоз обрабаты­ вает 115 гектаров пахотной земли, имеет 64 гектара под садами. Лучшие звеньевые комсомолки Мария Шмакове, Клавдия Короткова, Мария Мо- чаллва, Клава Максимова за высокий уро­ жай в 1947 году награждены грамотами райкома комсомола. А секретарь комсо­ мольской организация Оля Короткова на­ граждена грамотой Московского областного комитета комсомола. В 1947 году колхоз вьгшел на первое место ло району, за что получил перехо­ дящее Красное знамя. Сайание того, что их самоотверженный тру! нзет на общее дело, на благо народу, на укрепление могущества нашей Родины, дает колхозникам еще больше сил и энер­ гии. 1948 год члены колхоза обязались ознаменовать более высокими показателя­ ми в своем труде. — В 1948 году, — рассказываетJ I . М. Лунев, — мы обязались собрать картофеля 23 тонны с гектара на площади 66 га, капусты — 36 тонн с гектара на площади 22 га, свеклы — 35 тонн с гектара на пло­ щади 9 га и значительно больше прошло­ годнего собрать томатов, моркови, огурцов. Можно не сомневаться, что наши шефы свое обязательство выполняют с честью. Успехам колхоза, несомненно,. способство­ вала хорошая массово-политическая рабо­ та, которая с каждым днем получает все больший размах. На полях колхоза рабо­ тают 15 агитаторов, среди них много ком­ сомолок. В колхозе выходит стенгазета, два раза в неделю выпускается «Боевой ли­ сток», 3 раза в неделю — «Молния». Та­ ким образом, ведется ежедневный учет социалистического соревнования между колхозниками, звеньями и бригадами. Комсомольцы организовали кружок но изучению Устава ВЛЬСМ. В пгколе созданы географический, литеватурный и физкуль­ турный кружки. Мы побывали и в колхозе «Огородный гигант». Обширное селение Коломенское являет­ ся одним из самых старинных историче­ ских мест Подмосковья. Отсюда когда-то русские войска отражали нашествие татар. До сих пор сохранились историжские по­ стройки, первая из них — огромная баш­ ня была построена еще в 1532 году. Сей- опытный руководитель чутко относится к ним, помогает им го­ товиться к политзанятиям, дает советы по различным вопросам. Организатор молодежи, тов. Зенин пони­ мает необходимость постоянно повышать свое боевое мастерство и идейно-политиче­ ский уровень. Тов. Зенин изучает труды В. И. Ленина и И. В. Сталина, читает худо­ жественную литературу. Благодаря повседневному труду тов. Зе­ нин стал умелым воспитателем подчинен­ ных, авторитетным руководителем молоде­ жи. Старший матрос Д. Д0НЧЕНК0. час на этих местах раскинулись поля кол­ хоза «Огородный гигант». Колхоз выращи­ вает овощи для трудящихся столицы. На полях л в парниках работает жизнерадост­ ная, трудолюбивая молодежь. Заслуженно пользуются всеобщим уважением колхоз­ ников звеньевая комсомолка Анастасия Селезнева. В 1947 году впервые в Подмосковьи этот колхоз произвел опыт выращивания арбузов, а в этом году колхоз приступил к массовому выращиванию арбузов. Молодежи предоставлены все возможно­ сти повышать свои знания. Созданы круж­ ки художественной самодеятельности, про­ водятся коллективные читки книг и дру­ гие культурно-массовые. мероприятия. Беседуя с молодыми колхозниками, с осо­ бенной силой чувствуешь, какой радостной и счастливой жизнью живет она. Такая счастливая жизнь возможна только в на­ шей стране, где вся власть принадлежит народу, где* каждый трудится на всех и все на каждого. 2. НА СТАНЦИИ БИРЮЛЕВО На железнодорожном узле станции Би­ рюлево работает много комсомольцев. Соз­ дано несколько комсомольско-молодежных бригад. Демобилизованный моряк-тахо- океанец Владимир Касякин ныне является секретарем комитета . комсомола железно­ дорожного узла. Он хорошо организовал работу комсомольцев, внимательно при­ слушивается к голосу молодежи. Замечательных людей мы встретили в вагоноремонтном парке, в механическом цехе. Мастер Петр Васильевич Сады-ков работает на транспорте около 40 лет. Он вырастил таких стахановцев, как молодой бригадир токарей топ. Чатшгн, ког^ т.гй вы- Готовим новуюпостановку К 1 мая в нашем клубе силами матросов и вольнонаемных работников был подго­ товлен и поставлен спектакль по пьесе Всеволода Иванова «Дядя Костя». Поста­ новка имела большой успех. В настоящее время под руководством младшего лейтенанта Русанова личный со­ став репетирует пьесу Анушкина «Солдат­ ская клятва», в которой участвуют Ледеш- ков, Хлопова, Уткин и другие. Старший матрос В. ФЕДОРОВ. Не раз в морях и океанах Меня трепал и шторм и шивал, И в разных странах иностранных Неоднократно я бывал. Но где б, когда бы ни ступала Матроса русского нога, Поверьте мне, не забывал он Свои родные берега. П р и п е в : Родные берега. Кто не знает, как для моряка Минута ата дорога, Когда в туманном еветв маяка Вдали покажутся родные берега. Нам в Сингапуре и в Бомбее Сиял небес лазурный свет; Но верьте мне, что голубее Родных небес на свете нет. И нет-прекрасней и дороже, Звучней родного языка, И нет средь нас таких, нто может Забыть родные берега. П р и п е в : Родные берега. Кто не знает, как для моряка Минута эта дорога, Когда в туманном свете маяка Вдали покажутся родные берега. Н А Э К З А М Е Н А Х Испытания держат военные моряки В выходной день Команда футболистов, капитаном кото­ рой старшина 2 статьи Пантюхин, в вос­ кресенье провела на стадионе тренировку. Часть матросов на шлюпке под пгГрусом с лейтенантом Каминским ходили по заливу. В хорошую погоду — это любимое матрос­ ское дело. Не скучали матросы и в кубри­ ках. Они.читали книги, свежие газеты, на­ писали письма родным домой. Под аккомпа­ немент аккордеона и баяна на юте матросы пели любимые песни. Старший матрос Б. ХОЛОДОВ. рлбатьгвает месячную норму на 260— 280 процентов, как электросварщик Юрий Огтрецов, выполнивший апрельскую норму на 298 процентов, Юрий Теплых, давший 263 процента месячной нормы. Все они — комсомольцы, учатся в вечерней школе. Таких же стахановцев мы видели в других цехах. Станция Бирюлево в ходе социалисти­ ческого соревнования добилась больших успехов. В беседе с вашей делегацией начальник станции с любовью называл имена луч­ ших стахановцев, таких, как Миша Боль­ шаков, Хорахорин и другие. 3. В ДОМЕ ОТДЫХА СУХАНОВО Вот мы находимся в живописном ме­ стечке под Москвой, в доме отдых* Суха­ нове. Ранее, еще до революции это было име­ ние князей Волкоясхих. Здесь жила семья помещика, а на нее работали обездоленные крестьяне, у которых не было своей земли. И лишь после Великой Октябрьской социа­ листической революции это поместье, как в все в нашей стране, стало достоянием наро­ да. Работники подсобного хозяйства доби­ лись высоких урожаев сельскохозяй­ ственных продуктов. В один год они сни­ мают по два урожая ржи, картофеля. В Су­ ханове развито'большое фруктовое#и цвет­ ное садоводство. Покидая гостеприимных шефов, мы по­ желали им успехов в труде и учебе и от имени североморцев заверили, что могучий Северный флот зорко и неустанно будет охранять северные морские границы на­ шей любимой Родины. Старший матрос И. ЛЯХОВ. В средней вечерней пгколе учится нема­ ло военных моряков. Прошел год их непре­ рывной общеобразовательной подготовки без отрыва от воинской службы. Нелегко давались знания. Но учащиеся вечерней школы проявили большое усердие и упор­ ство в достижении цели. Они умело соче­ тали свои служебные обязанности с заня­ тиями. На-днях моряки пришли в классы дер­ жать переводные и выпускные экзамены. Преподаватель Крестинина распечаты­ вает конверт с билетами. Первыми к сто­ лу подходят старшина 2 статьи Циликпн, старший матрос Петров и матрос Кули­ ковский. Каждый из них берет по билету, садится в первом ряду парт и сосредото­ ченно обдумывает вопросы. Проходит не­ сколько минут, и старший матрос Петров докладывает, что он готов к ответу. Подойдя к карте нашей Родины, тов. Петров показывает город Гори (Грузия), где родился в семье рабочего И. В. Сталин. Мо­ лодой североморец с горячей любовью рас­ сказывает об учебе юного Сталина, о его первых шагах революционной работы. Старший матрос Петров рассказывает да­ лее о том, как Сталин вел большую работу среди батумских, бакинских и тифлисских рабочих. Он говорит о Сталине, как о ге­ ниальном основоположнике ленинско- искровских организаций в Закавказье, о его нерушимой связи с Лениным. Так же обстоятельно Петров дает отве­ ты и на другие вопросы. » После этого к карте подходит старшина 2 статьи Цнликин. Он обстоятельно рас­ сказывает о внешней политике Александра I до 1812 г., о колониальной эюсплоагга- ции Англии в 1870 — 1890 гг. и англо­ бурской войне. Последовательно отвечая на все вопро­ сы, моряки показали зрелость своих мыс­ лей и суждений, умение правильно анали­ зировать и оценивать исторические со­ бытия. Испытания показали, что большинство моряков-учащихся свободно ориентируется и в более сложных вопросах, выходящих за пределы программы. Они обогащены и не­ которым житейским опытом, поэтому уме­ ют применять своп знания на практике, анализировать и связывать прошедшие ис­ торические события и «явления с сегодняш­ ним днем. Экзаменационная комиссия отметила, что учащиеся-военнослужащие 9 класса осно­ вательно н твердо усвоили изученный ма­ териал. Старшины 2 статьи Циликш, Пре­ сняков, старшие матросы Петров, Мохнат- кин, матрос Куликовский получили ртлич- ньге оценк^ Матросы Стрелков, Прямов ■ другие — хорошие*. Посредственных и пло­ хих оценок не оказалось. Капитан И. НИКИФОРОВ. В школе, где учатся дети североморцев В четырех классах начальной одолы, которой заведует бывший североморец, уча­ стник Великой Отечественной войны, депу­ тат городского Совета Мария Андреевна Ли­ патова, учатся дети военнослужащих. Учительницы Мария Андреевна Липа­ това и Ирина Лукинична Шкурко, ведущие по два класса, добились высокого усвоения учебной программы своими воспитанниками. Все учащиеся успешно сдали переводные и выпускные экзамены, девять из них по­ лучили Похвальные грамоты — уч(____ 1 класса Люся Шкурко, Рая Карпова ж Га­ ля Черная, второклассники Геня Смен, Лара Талина и Алик Босков, третьеклассясх Валерий Смирнов и выпускники Толя Со­ колов и Роберт Петлкн. В школе начались летние каникулы. Многие ученики вместе со своими родите­ лями поедут на юг, наберутся сил, отдох­ нут, чтооы в новом учебном году учя тш еще лучше. (Наш корр.). Корабельная стенгазета В (Комнате полнтпросветработы на вид­ ном месте висит корабельная стенгазета «Боевой курс». Она привлекает внимание старшин и матросов не только своим кра­ сочным оформлением,- но я полнотой со­ держания. Здесь .рассказывается, как от­ личники боевой и политической подготов­ ки добились успехов в службе, выступают бывалые воины с советами молодым, ост­ ро критикуются недостатки. Она всегда выходит регулярно- Рецкол- легия во главе со старшиной 1 статьи Козловым каждый очередной номер глубо­ ко продумывает, план и материал всесто­ ронне обсуждаются. Каждый номер стенга­ зеты нацеливает личный состав на вы­ полнение задач, стоящих перед кораблем. Девятый номер стенгазеты, например, (направляет матросов л старшин на подго­ товку корабля к выходу в море. В передо­ вой! статье коротко и ясно рассвавывает- ся о великом долге советских моряков, как нужно готовить боевую технику ж выходу в море. Из коротких я просто из­ ложенных заметок можно многому на- } чнться. Особенно хорошо написал 1 замет­ ку бывалый воин (Главный старшина Вр- 1 гов. Он поделился опытом, как нужсе крепить предметы по -штормовому. Редактор стенгазеты старшина I статьи Козлов хорошо относится к порученному делу. Стенная газета «Боевой курс» актив­ но помогает комащованию, партийной ж комсомольской организациям в воспитании военных моряков. Старший матрос А. БУТКМН*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz