На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.

ЩRMMW I г„ №130 (3126), К 1 5 - л е т и ю С е в е р н о г о ф л о т п первые дни войны Поход на Мурмане* и Архангельск был составной частью плана немецкого «похода на Восток». Немцы рассчитывали «мол­ ниеносным» ударом захватить Мурманск, главную базу Северного флота, перерезать железную дорогу на Юг, захватить весь Вольский полуостров с его богатствами и выйти * Белому морю. Решение этой вы­ дачи, как предполагали немцы, обеспечило бы контроль над Архангельском и, таким образом, перерезало бы советские комму­ никации на Севере. Для решения этой за­ дачи немецкое комащование скрытно под­ везло в Северную Финляндию и Норвегию 2 -ю и 3-ю горно-егерские дивизии, груп­ пу «Норд» и другие части, а немного поз­ же 6 -ю горную дивизию. Эти немецкие войска состояли из отборных частей, про­ шедших специальную подготовку и обла­ давших опытом войны в горных условиях. Солдаты и офицеры этих дивизий участво­ вали в завоевании Польши, Норвегии, Фратщиз. Часть этих войск участвовала в десантных операциях на острове Кригг и первой вступила в Афины. В портах и базах Тронхейме, Тромсе, Нарвике, Еирконесе, Петсамо немцы со­ средоточили крупные морские силы, со­ стояние го миноносцев, подводных лодок, сторожевых кораблей и тральщиков, сто­ рожевых кагоров и большого количества вспомогательных судов. На аэродромах Финляндии п Норвегии немцы сосредоточи­ ли свои авиационные силы, имевшие почти четырехкратное превосходство над совет­ ской авиацией на Приморском участке Фронта. Утром 29 июня немцы начали наступле­ ние. Они рассчитывали, легко сбив наши стрелковыо части, быстро овладеть полу­ островами Средний и Рыбачий и захватить Мурманск. Командир корпуса генерал Дитл в своем приказе точно указал, когда и ку­ да должен войти каждый немецкий полк. Генерал Дитл, уверенный в быстрой победе, назначил даже день доя банкета в мурман­ ской гостинице «Арктика» в честь пред­ полагаемой победы немецких войск. Но расчеты врага не оправдались. Вско­ ре же ход войны показал всю несостоя­ тельность и сумасбро.тность немецкого пла­ на «молниеносной войны». Войска Карель­ ского фронта и Северный флот выстояли в этой тяжелой, неравной борьбе. На узком Приморском участке фронта завязались кровопролитные бон. Боевые действия шли главным образом вдоль до­ роги, ведущей к Мурманску и на Север — на полуострова Средний и Рыбачий. Вои­ ны Красной Армии дрались с изумитель­ ным упорством и стойкостью. Противнику, имевшему большое превосходство в живой силе и технике, удалось потеснить наши войска, но продвигался он медленно. До- стигнуз реки Большая Лица, немцы столкнулись со свежей, только что подос­ певшей советской дивизией и им так и не удалось продвинуться дальше берегов этой реки и подступов к перешейку полуострова Средний. 30 июня на поддержку нашим войскам, оборонявшим полуострова Средний и Ры­ бачий, вышли эскадренные миноносцы Северного флота в «'Хранении катеров-охот- ников. Шесть часов подряд миноносцы вели губительный огонь по противнику, усилив этим самым огневую мощь совет­ с ки сухопутных частей. Миноносцы на­ несли врагу чувствительный урон. Выполнив задание, миноносцы стали от- ходжть. В это время появились вызванные немцами бомбардировщики. Их было более сорока. Самолеты тройками пи­ кировали на корабли, сбрасывая на них крупные бомбы. Создалось крайне тяжелое положение. Однако, умело манев­ рируя, корабли вернулись в свою базу бее существенных повреждений. На берегу оставались высаженные с миноносцев корректировщики. Их ваял к себе на борт катер-охотник лейтенанта Кроля. В пути его нагнали фашистские бомбардировщики. Мужественно встретил врага маленький советский корабль. Он открыл по самолетам сильный огонь и, умело маневрируя, стал ускользать от ударов противника. От близких разрывов бомб у катера была раз­ бита корма и повреждены моторы. Но катер вьгетоял. Решающую роль сыгра­ ли люди, которые беззаветно сражались с врагом и вышли победителями. Личный состав катера сбил три немецких бом- бар 1 ировщика и довел поврежденный ка­ тер до одной из бухт Мотовского залива. Много храбрости и боевого мастерства проявили в те дни летчики Северного флота. В конце июня 1941 года немецкая авиация впервые попыталась бомбардиро­ вать город Мурманск, Полярное, Колу, на­ ши аэродромы. Среди всех храбрых и смелых самым отважным воздушным богатырем был дважды Герой Советского Союза Борис Феоктистович Сафонов — гордость и честь североморцев. Талантливым и смелым ма- гтером воздушного боя проявил он себя в боях за Родину. 29 июня Борис Феоктистович первый на Северном флоте сбил немецкий самолет. Это был «Хейнкель-111». Этой победой Борис Сафонов открыл боевой счет Военно- Воздушных Сил Северного флота. Для летчиков-североморцев особенно па­ мятен день 15 сентября 1941 г. В этот день сафоновцы одержали блестящую победу. Семерка наших истребителей «И-16». под командованием Сафонова получила приказание лететь на прикрытие наших войск. Подходя к линии фронта, советские летчики заметили немецкие бомбардиров­ щики и истребители, которые по числен­ ности превосходили группу Сафонова почти в семь раз. Не теряя драгоценных минут, сафоновцы врезались в строй бомбардиров­ щиков. Строй врата нарушился, поднялась | паника. Открытым текстом немцы радиро­ вали своему командованию: «Окружены советскими истребите­ лями». В этот день 13 вражеских машин не ( вернулись на свои аэродромы. Три само-1 лета уничтожил Сафонов. За первые три! месяца войны его эскадрилья сбила более 50 самолетов врата. Как на море и в воздухе, так и на суше военные моряки Северного флота проявили стойкость, мужество и героизм. Северный флот сформировал несколько отрядов мор­ ской пехоты и послал их на сухопутный фронт. Рука об руку с частями Красной Армии, в их составе сражались отряды мо­ ряков под командованием тт. Ермоленко, Старовойтова, Семененко, Савченко. Десантные отряды Северного флота, дей­ ствовавшие на протяжении всей войны, наносили чувствительные удары по тылам врага. Моряки-десантникй проявили исключительную стойкость и отвагу в боях. В одной из десантных операций, в пе­ риод первого наступления немцев на Мур­ манск, незабываемый подвиг совершил краснофлотец Иван Сивков. После боя груп­ па десантников стала отходить. На скале остался один Сивков, прикрывая огнем отход товарищей. Когда у Сивкова вышли все патроны, немцы окружили его и стали кричать: «Рус, сдавайся!». Храбрый моряк подпустил к себе врагов и с возгласом: «Русские в плен не сдаются!» — бросил в окруживших его немцев гранату. Герой погиб, но взрывом гранаты были уничто­ жены и набросившиеся на него фашисты. Весной 1942 года немецкое командова­ ние готовило новое наступление на Севере. Для этой цели немцы подтянули свежие резервы. Но и на этот раз немецкое на­ ступление было сорвано активными дей­ ствиями войск Карельского фронта и Се­ верного флота. В конце апреля бригада морской пехоты под прикрытием авиации, корабельной и береговой артиллерии успешно высадилась на приморском фланге противника. Эта де­ сантная операция длилась две недели. Противник потерял убитыми и ранеными тысячи солдат и офицеров. Стянутые не­ мецким командованием резервы для весен­ не-летнего наступления были израсходова­ ны преждевременно. Отважно действовали североморские раз­ ведчики. Отряд разведчиков командира Леонова был неуловим для врага. Развед­ чики взбирались по канату на отвесные скалы, преодолевали вброд холодные и бурные горные реки. Внезапно обрушиваясь на врага, отряд взрывал гранатами немец­ кие штабы, траншеи, землянки, уводил пленных. Большой урон врагу наносили муже­ ственные подводники. С первых дней вой­ ны они начали беспощадно уничтожать немецкие транспорты. Первым потопила вражеский транспорт противника подводная лодка под командованием Оголбова. Это было 14 июля 1941 г. Вслед за этим под­ водники-североморцы топили один за дру­ гим немецкие транспорты, тем самым под­ рывая боевое оснащение немецкой армии, уничтожая живую силу врата. Торпедные катера, быстро накапливая своп силы, уже с первых дней войны вступили в единоборство с врагом. Особенно отличился командир катера Александр Осипович Шабалин. Его катер первым из торпедных катеров на Севере потопил вражеский корабль водоизмещением в 7.000 тонн. Так Северный флот помогал Красной Армии в ее героической борьбе с врагом. Красная Армия измотала силы противника на Севере и остановила его. Немцы были вынуждены попятиться и глубоко зарыться в землю. Под ударами Красной Армии и Северного флота им пришлось отказаться от захвата Мурманска и полуострова Ры­ бачий. С начала октября 1941 г. война в Заполярье приняла позиционный харак­ тер. Немецкая группировка была зажата в крепкие советские клещн. Северный флот продолжал изматывать врага, накапливал силы, совершенствовал мастерство, чтобы в дальнейшем усилить удары по врагу на его коммуникациях и стойко защищать свои внешние и внутрен­ ние коммуникации. Майор Е. СИЛАЕВ. Отличник боевой и политической под­ готовки машинист старший матрос Ари­ стархов — лучший специалист на ко- /рабле Н. За отличное выполнение за­ даний и примерную службу он имеет ряд поошоений огг командира боевой частя. НА СНИМ КЕ: старший матрос Аристархов на вахте. Фото М. Бугакова*. Передовик учебы Начало занятий. Отделение младшего сержанта Князькина собралось в классе. На стенах развешены схемы, чертежи. «Сегодня зачет по пройденному мате­ риалу», — об’являет командир отделения. Нервым отвечает матрос Беляков. Как и всетза, его ответы ясные, конкретные, свидетельствующие о хорошей подготовке матроса. Но Беляков не только хорошо знает ма­ териал, он умело использует свои теорети­ ческие знания во время работы. В резуль­ тате этого он добился перевыполнения ус­ тановленных нормативов. Отличные результаты не пришли сами собой. Это результат упорного и терпели­ вого труда. Беляков использует все воз­ можности, каждую минуту для того, что­ бы заняться самостоятельно. Как отличпик боевой учебы, матрос Беляков стремится к тому, чтобы помочь товарищам стать мастерами своего дела. Часто можно видеть, как Беляков об’яс- вяет матросам интересующие пх вопросы. Беляков — активный комсомолец. Ком­ сомольское бюро поручило ему в процессе подготовил к политзанятиям организовы­ вать проведение громких читок биографии товарища Сталина. Отличник добросовест­ но выполняет это комсомольское пор(уче- нпе. За отличные успехи в учебе командир части обявил матросу Белякову благодар­ ность. Младший сержант А. ЗАСЫКАЛ0В. ШИВАТЬ Ляльноаирщик старший меярос Вертйа- мов обстоятельно ответил ш все виден* заданные ему проверяющим. Он хорошо знал устройство дальномера, прею » его експловтации в в соответствии в хкетрув- иией содержи свое ваведьаиню в обрмцо- вом порядке. Проверяющий не сделал ян малейшего замечания: дальномер хорошо покрашен, осушка его производится регу­ лярно, наружные оптические детали чи­ стые, все механизмы дальномера ра(ботают нормально. Старший матрос Верхоламов окончил школу в 1946 году и с тех нор непрерывно занимается, совершенствует свою спе­ циальность. Труды его не прешали даром: он стал отличником боевой и политической подготовки. Другую ренутацию заслужил матрос Городов, тоже дальномерщик, окончивший школу также в 1946 году. Уже первые от­ веты проверяющему свидетельствовали о том, что матрос Городов после окончания школы совершенно перестал учиться. Он плохо знает устройство дальномера, не смог ответить на элементарные вопросы. Тот же старший матрос Верхоламов, явившийся на корабль к Городову для совместного измерения дистанции, внима­ тельно осмотрел дальномер и заявил, что на таком дальномере нельзя работать. И он был прав. Матрос Городов покрасил свой дально­ мер так, что стало невозможно на нем работать. Он закрасил все наружные шка­ лы, надписи, номера. Маховички, которые никогда не красятся, он также закрасил. Вместо того, чтобы смазать техническим вазелином цапфенные кольца и ролики на откидной наметке, он их так густо покрасил, что краска засохла и трудно стало производить вертикальную наводку дальномера. вш п е я серьезным нарушением инструк­ ции. 0 вреде етого говорит один убедитель­ ный факт. Дшпдр^рпугЕ старший матрос Козырев никогда не проверял соответствие внутрен­ ней абсолютной выверки с выверкой по- известному расстоянию. А между тем, обе выведай не совпадали до 2 — 4 кабельто­ вое. Результаты этого несоответствия ска­ зались на очередных стрельбах. В одном случае стрельба велась с большими недо­ летами, во втором — с перелетами. Коман­ дир не знал причину плохой стрельбы и долго думал на^ этим. А виноват во всем был дальномерщик старший матрос Козы­ рев. Перед одной стрельбой он выверял даль­ номер по внутреннему абсолютному выве- рителю, перед другой — по неизвестному расстоянию. Так как выверки имели между собой несоответствие, то это сразу же ска­ залось на точности определения дистанции. В первом случае он давал заниженную ди­ станцию до цели, во втором — завыш Выверку дальномера Городов производит крайне редко и не систематически, что ную. Подобное положение может произойти в любой момент и с дальномерщиком Городо­ вым, если он не осознает своей ошибки. Бесспорно, что после окончания школы матрос Городов хорошо знал и устройство дальномера, и правила его эксплоашщи. Но прибытии на корабль Городову нужно было еще прилежнее учиться, закрепить теоретические знания на практике. Этого он не сделал. Получив начальные знания специальности, Городов успокоился и сло­ жил руки. Ежедневные осмотры техники он делал поверхностно, обманывал стар­ шину, докладывая о якобы внимательном осмотре заведывания.’ Все это и привело в тому, что матрос Городов запустил заведывание, потерял чувство ответственности за содержание техники в полной боевой готовности. Инженер-майор М. КОТОВ. Им гордится весь личный состав Назначен командиром отделения Матрос Туропаев зарекомендовал себя дисциплинированным и исполнительным воином. Его заведьгванне содержится всег­ да в образцовом соггоянтш, хорошо несет он *и специальную вахту. За отличное знание специальности и добросовестное отношение б своим обязан­ ностям матрону lyjwiiapBv !ылг. нриевк!- но звание старшего матооса. После демо­ билизации старшины 1 статьи Та- | чина командование назначило старшего матроса Туропаева на должность команди­ ра отделения- С новыми обязанностями командир отделения Туропаев справляется умело, являясь для своих подчиненных примером в выполнении воинского долга. Матрос А. ЩЕРБАКОВ. В 1945 году в числе многих своп това­ рищей солдат Кисель прнбыл на Север. С первого дня тов. Кисель показал себя од­ ним из лучших, дисциплинированных вои­ нов. Как передового воина, отлично успеваю­ щего в боевой и политической подготовке, •комсомольская организация приняла его в свои ряды, а в 1948 году тов. Кисель из­ бирается членом комсомольского бюро пер­ вичной комсомольской организации. Оправ­ дывая это высокое доверие, комсомолец тов. Кисель усилил напряжение в учебе, стал более активным в политической жиз­ ни. Он проводил с комсомольцами и несо­ юзной молодежью беседы, читки газет, мо­ билизуя товарищей на выполнение заданий командования. Но не одними беседами он мобилизует молодежь на отличное служение Родине, а и личным примером. Сам тов. Кисель про­ изводственный план 1947 года выполнил на 172 процеета, а первого квартала 1948 года на 210 процентов. Он непрерывно со­ вершенствует свою специальность и нара­ щивает темпы работы. По примеру тов. Кисель сейчас работает около половины личного состава подразде­ ления. За отличную боевую и политиче­ скую подготовку и высокую производитель­ ность труда тов. Кисель имеет от командо­ вания 10 благодарностей, денежную пре­ мию н внеочередной краткосрочный отпуск. Сейчас он занимает должность командира отделения. Сознательным, трудолюбивым воином тов. Кисель гордится весь личный состав. Младший лейтенант А. ВОРОНОВ. Сложный ремонт Чтобы отремонтировать главный мотор катера, необходимы были заводские силы. Но матросы Губарев и Горбачев решили произвести ремонт своими силами. Они не считались ни с личным временем, ни с отдыхом, работали день и ночь. И мо­ ряки добились своего. За короткий срок Губарев и Горбачев сделали переборку мо­ тора, произведи шабровку и расточку подшипников. . Сложной работой был монтаж главного мотора: установка его, проводка электро­ питания и трубопроводов. Однако и с этим матросы справились успешно. Закончив ремонт досрочно, они получили высокую оценку командира. За отличные показатели в боевой и по­ литической подготовке Губареву и Горбаче­ ву присвоено воинское звание «старший матрос». Командир части вынес им благо­ дарности, а старшему матросу Горбачеву командир катера предоставил внеочередной краткосрочный отпуск. Лейтенант М. НИКОЛАЕВ. Командир-коммунист В начале войны украинскому парню с села Ново-Архангельского, Кировоградской области, Павлу Савченко едва перевалило за двадцать. В то время нелегко было кон­ чить летную школу хотя бы из-за того, что фронт непрерывно двигался на Восток, и школе приходилось часто переезжать с места на место, но все же Родина дала Савченко крылья. Когда полки и дивизии Красной Армии перешли в наступление, летчик-истреби­ тель Савченко уже принимал участие в воздушных боях с немецкой авиацией на Севере. Первые схватки с врагом увенча­ лись успехом: молодой летчик смело искал и бил противника. И в этом было то мораль­ ное удовлетворение, которого советский офицер давно ждал. В удары по врагу он вкладывал всю месть за поруганную Ук­ раину, за кровь п слезы советских людей. Па счету у него появились сбитые самоле­ ты, а его грудь украсил орден Красного Знамени. Далеко остались позади былые сражения, воздушные бои. В дни мирной учебы перед Павлом Савченко встали новые за­ дачи уже как перед командиром зве­ на. Нужно было не только самому учиться, но обучать и воспитывать подчиненных. С помощью партийной организации он на­ чал настойчиво сколачивать летчиков в единый боевой коллектив. Нужно было, прежде чем приступить к учебе, умело со­ ставить пары. — В нашем деле,—подчеркивает Савчен- ето имеет большое значение. Надо, чтобы ведомый видел в ведущем не только своего командира, но и. учителя, чувство­ вал уверенность в его силы, видел ма­ стерство. Самого слабого летчика в то время, Епи­ фанова, командир взял в свою пару. Летая вместе с ним, Савченко было легче подме­ тить его слабые стороны и во-время испра- Старшнй лейтенант П. В. САВЧЕНКО . L ' вить ошибки, но в то же время дм коман­ дира часть оюгабои, которые допускал в полете Епифанов, составляла тайну. — Ввжу, что парень всей душой ста­ рается летать как можно лучше, а что-то ему мешает. Тогда я начал еще вниматель­ нее присматриваться к нему. Однажды Епифанов, вернувшись из обычного учебного полета, показался коман­ диру слишком утомленным. Савченко на­ сторожился. «Что же могло быть? Почему он так устает даже в простом полете?». И, глядя на переутомленного Епифанова, Сав­ ченко как будто искал ответ на свой вопрос. Тут же он подробно поговорил с ним обо всем. Его интересовали малейшие подроб­ ности полета: как летчик пилотирует, как выполняет отдельные элементы полета, те или иные фигуры, как держится в возду­ хе. И хотя для Савченко после этого стало положение более ясным, все же он решил подняться с летчиком вместе на учебном самолете. Серебристый учебно-тренировочный яст­ ребок оторвался от земли и ушел в зону. Вначале фигуры выполнял Епифанов. Командир лишь следил за его действиями. У летчика фигура хотя и получилась, но выполнил он ее как-то с напряжением, неуклюже. Тут же командир по переговор­ ному аппарату сказал ему: — Смотрите за мдоими действиями, по­ казываю, как надо выполнять петлю! Самолет шел с набором высоты. Затем иа моторе сбавились обороты, и машина по­ шла в стремительное пике. Когда настало время выбирать ручку, Савченко плавно взял ее на себя, и мадпина так же плавно вышла из петля, как вошла в нее. — Теперь вам понятно, в чем дело, — спросил Савченко подчиненного. — Ясно, товарищ командир, разрешите я сам попробую. Убедившись в том, что летчик понял свои ошибки, командир разрешил нтгн на посадку. На земле Савченко вместе с дру­ гими летчиками подробно разобрал ошибку Епифанова в пилотировании. Говоря о ней в звене, командир объяснял: — У Епифанова серьезная ошибка. Она могла бы привести его к нежелательным последствиям. Дело в том, что он петлю выполняет на повышенной скорости. По­ чему? Потому’, что он боится, чтобы в верхней точке не зависнуть. Это в свою очередь приводит к перегрузке на организм, он переутомляется в полете. Наблюдая как-то на старте за посадкой того же Епифанова, командир заметил, как он посадил машину на три точки. Это хо­ рошо, скажем, на другом типе самолетов. За это нужно хвалить летчика, но на дан­ ной машине такой профиль посадки счи­ тается неграмотным. И снова Епифанов уходил в воздух со своим командиром. Когда самолет выпол­ нил четвертый разворот и шел на посадку, командир предупредил летчика: «Будьте внимательны!». Пристально наблюдая за летчиком и по­ ложением самолета, командир не старался вмешаться в его действия. Только когда, по мнению Савченко, самолет нужно было выравнивать, а Епифанов продолжал сни­ жаться, командир про себя сказал: «Теперь мне ясно. Позднее выравнивание. У него из-за малой высоты не остается времени иа выбирание ручки. А отсюда и посадка на три точки». Когда самолет закончил пробег, старший лейтенант Савченко, обращаясь ic Епифа­ нову, сказал: — А ну-ка еще один полет. Но прежде чем взлетать, командир по­ дробно ему рассказал о его посадке, об ошибке. Следующие полеты и посадки Епифанов шюизвел сам без замечаний. Для Епифанова это были не просто сове­ ты, а хорошая школа, в которой он исправлял свои ошибки, в каждом полете учился летать так, как его командир, приобретая те основные качества воздуш­ ного бойца, необходимые летчику-истреби- телю. После беседы Епифанов, сравнивая свой профиль посадки с профилем посадки командира, глубже осмыслил свои ошибки. Если Котову и Соколову каждое новое упражнение давалось легко, то Епифанов постигал это новое с большим трудом, в поте лица. Но зато то, что ему удавалось столь нелегко, прочно входило в его стиль и вселяло в него новую силу и желание еще лучше учиться. Люди в этом звене благодаря заботе ком­ муниста-командира Савченко растут с каждым днем. Каждый день учебы здесь— это шаг вперед. И не случайно, что в этом звене за короткое время старший лейте­ нант Савченко подготовил из летчиков Бо­ това и Соколова хороших командиров. Прав­ да, они молодые командиры. Но их первые шаги говорят о том, что они переняли у своего учителя все то лучшее, что необ­ ходимо дм воспитания боевого летчика. Савченко использовал для учебы разно­ образные формы. Один раз он им поочеред­ но поручал проведение предполетной под­ готовки, другой раз по его заданию они проводили проигрыш полета. При этом сам командир не устранялся от этой работы. Напротив, он присутствовал тут же и по­ правлял их действия. Как-то Савченко, сидя на одном из проигрышей, заметил, что у Соколова не все ладится с методикой. Он знает хорошо тему, но не может передать свои знания летчикам. Для будущего ко­ мандира это серьезный пробел. И командир сажал Соколова рядом с собой и учил, как надо проводить предполетную подготовку, передавал ему свои методические навыки. В конце концов Соколов избавился от свое­ го недостатка. Из звена старшего лейтенанта Савченко теперь ушли Котов и Соколов. К нему при­ шел летчик Гришин. Несмотря на то, что командир многое знал о нем, он подробно с ним поговорил о его теорети­ ческой подготовке, поинтересовался други­ ми вопросами. Гришин с первых ^дней за­ нял в звене подобающее место. Строго индивидуальный подход коман­ дира звена к обучению и воспитанию лет- ,чиков благотворно сказывается на их уче- 1 бе. Достаточно сказать, что прошлый сос­ тав звена сдал зачетную сессию только на «отлично». Командир в этом шел впереди. На недавно проведенных зачетах по мате­ риальной части летчики звена старшего лейтенанта Савченко тоже получили толь­ ко пятерки. Эти успехи об’ясняются не только уме­ нием командира найти главный пробел в учебе летчика, но и тем чувством коллекти­ визма, которое непрерывно культивирует в своем звене командир Савченко. Дружба здесь носит сугубо благородный характер. Если кто из летчиков нарушил летную дисциплину, его строго осудит весь кол­ лектив. Попади кто-нибудь из членов зве­ на в беду — все летчики придут на по­ мощь. Старший лейтенант Савченко следит за летчиками, как они изучают историю большевистской партии. Служебная заня­ тость не мешает и самому ему учиться. Он с успехом окончил школу партийного акти­ ва. Сейчас самостоятельно изучает историю партии, много читает военной, политиче­ ской и художественной литературы. Так обучает и воспитывает летчиков командир коммунист Савченко. Напитан В. ЛАГОШНЫЙ*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz