На страже Заполярья. 1948 год. Июнь.
1 \ рисун и ж ш НА С Т Р А Ж Е ЗА П 0 1 Я Р Ь Я - ТАМ, ГА Е ШЛИ БОИ ЗА Р О Д Ш _ _______ _ I Лиинахамари 30 тоня 1348 г., 1 6 152 (3143)', В этом порту каждое здание, каждый ка мень, каждый поворот дороги напоминает г героических днях. Здесь в Ъктжбре 1941 года североморцы в ожесточенной схватке с гитлеровцами одержали замечательную победу: водрузили свое знамя над важней шей морской заполярной базой немцев. М а е т еще л сейчас- ешцетедьехвуех о кровопролптпых боях. Совсем недалеко от берега, аа обросшей мхо* и кудрявыми березками сопкой, рзс- стииМсА небольшое каменистое плато. С залива Цетсамо ветер гонит на подножье этого плато пеболыпие, но частые волны. Здесь в темную октябрьскую ночь 1944 го да наши катерники высадили первый де сантный отряд североморских пехотинцев. Тогда десантные отряды североморцев во взаимодействии с частями Советской Ар мии выполняли приказ товарища Сталипа. На повороте шоссе к главному причалу и теперь виднеется у самого залива груда важней и цемента. Здесь был опорный пункт противника. Многие камни еще и сейчас в’ следах аргиллерийских снарядов. Они — немые свидетели дерзновенной схватки. Это здесь, на этом месте, Ка торжный и его боев'уе штурмовали, укрепления врага. Тринадцать таких огне вых точек, расположенных на берегу и прибрежпых сопках, на чердаках домов и на перекрестке дорог, уничтожило его отде ление. Далее портовая дорога поворачивает круто на юг. В самом узком мвсТе ее про тивник* рассчитывал задержайг ^движе ние советских морских пгхптинцев. Гитле ровцы попытались песколько раз контрата ковать паши части. Опи подтянули сюда артиллерийские резервы, вели ураганный огонь по всему занятому советскими воипа- ми сектору. По и это не спасло врага от гибели. Матросы и старшины отряда Пе- Па катерах, которыми командовал про- | тербургского с возгласами «За Родину! За славлениый мастер торпедных ударов Сталина!» бросились в бой и дважды Герой Советского Союза Александр нительный рубеж фашистов Шабалин, они прорвались в залив. Гитле ровцы вели бешеный огонь из минометов и пулеметов. Но ничто не могло остановить боевого порыва североморцев. Подраз деления морских пехотинцев под командованием офицера Петербургского первыми ступили на это камени стое плато. Ые теряя ни минуты времепи, 'они закреплялись на побережьи. Несколь ко десятков пемецких солдат, охранявших этот участок, были уничтожены, а осталь ные, избегая гибели, отступили на сопку. Взвод, одним из отделений которого коман довал старший сержант Иван Каторжный, преследовал немцев. — Взводом комапдую я! За Родину, за Сталина, вперед! — властно прозвучал го лос Каторжного, когда комвзвод был ранен вражеским осколком. Моряки-пёхотппцы упорно преследова ли врага. Они быстро нарушили связь, взорвали несколько огневых точек вместе с немецкой прислугой. Успешное продвиже ние передовых отделений десанта помогло быстрее выездиться на берег всему отряду. К утру североморцы с ожесточенными боя ми запяли высоту, которая открывала путь к порту. Атака началась на рассвете. Отряд Пе тербургского, преодолевая ожесточенное сопротивление врага, приближался к причалу. Попрежнему в первых це пях атакующих шел взвод Ивана Ка торжного. Воодушевленные примером командира, его бойцы все дальше вклини вались в расположение *вражеской базы. Фашисты метались в панике, бросали одну огневую точку за другой, несли большие потери. ровских солдат поднялась паника*и беспорядке побежали назад. Оставалось на шим отрядам еще две-три сотни хётров для того, чтобы овладеть все! «рржторжв* пор та. Известно, что «клавшиеся в мари фашисты и не поммЮТли о вб ности нападения на базу с моря. Свол обо- ропу с моря и с суши они считали непри ступной. Do дорого-на Петсамо было соору жено несколько дзотов ж дотов, в .? самой базы танковые ворота — «пеодолимая сте на». В тридцати метрах от танковых ворот помещалась гоепшица, служившая теперь последним убежищем дли оворопявших базу немцев. Взвод Ивана Каторжного с боями подхо дил к гостинице. Па этом трехэтажпом зда нии предстояло водрузить Красное знамя победы. Последние метры были особенно напряженными. Несколько рьяных фа шистов бросилось в атаку, остальные по ливали всю территорию свинцовым дождеу из пулеметов и автоматов. — Огопь по вражеским огпевым точкам, — приказал командир своим пулеметчикам, а сам с бойцом Королевым поспешил к гостинице. Они по лестнице взобрались на крышу дома и водрузили знамя. ...Более трех с половиной лет отделяет нас от того памятпого дпя, когда над Лиипа- хамаря взвился флаг победы. Североморцы всегда будут помнить отважпых героев, совершивших подвиг во имя Родины, будут помнить о них и приумножать их славные боевые традиции. Kammm Н. ДУБИНИН. / Подводная лодка под *о.чаялова*«№М кш тада Э ранга Гаижиевя вступила, и аргяллерийскмй бой с тремя немемкимя М &икод из которых два потопила, а третий обратила в бегство. Рисунок старшего матроса Е. Кондржшена. СТРОГО П О У С Т А В Ъ Старшине положено требовать одинаково строго за всякое нарушение дисциплины, кем бы <ик>ни было совершено, действовать « у с т р у . Ста®*™», придерживающийся такого вдавила, веш а пользуется уваже нием подчиненных, его авторитет велик. Это хорошо усвоил мичман Каркоцкий. Строго уставную треЗовательнюсть он поло- кил в сынову В 1 *лй своей работы по укреп лению боннской дисциплины среди подчи ненных. На одном из построений мичмап заметил, что у матроса Драгунова на ши нели ле пришито несколько пуговиц. Мич ман приказал выйтп матросу из строя. — Вы нарушили форму одежды. К 12 чадах пуговицы пришить -и доложить! Драгунов повторил приказание л стал в строй. Мичман, продолжая осмотр, прикажи выйти ио стгоя и ставшему матросу Шку- рову, который считался одним из самых тисц-пнлшшрованзых в команде. У него бы- ю такое же нарушение формы одежды, как и у Драгунова. Шкурову мичман та 1 сже «раькдзал привести шшгель в порядок. ГИа матроса получили предметный урок. В другой раз Дрвгунэв плохо заправил койку .и рундучок. Под податикой у него хранилось грязное белье. Мичман сделал замечание матросу. Такой же непорядок он обнаружил и у матроса Чеботаева. Его Кар- коп кий также предупредил. Никому—ни примерному, ни отстающе му матросу— не дозволено нарушать устав. Уставные требования для всех одинаковы, для всех они — закон службы. Таи; повсе- днгвео воспитывает подчиненных мичман Каркоцкий. Это и помогает ему поддержи вать дпезптлшу на высоком уровне. Большое значение придаст мичман роли старшины отделения в наведении порядка на корабле. Сгарпгиш Евдокимов не пользовался чредрставлеалыхи ему уставом дисципли нарными правами. Взыскания на наруши теле! накладывал командир боевой части, а Евдокимов как бы оставался в сторопе. Однажды матрос Лобанов нагрубил Ев докимову. Вместо того, чтеоы наложить на матроса взыскание, старшина пришел про сить об этом мичмана. — А вы сами почелгу не наложили на Лооанова взыскание? Нрава ведь л у вас есть? — спросил Каркоцкий. — Ваши права убедительней подей ствуют. — попытался оправдаться стар шина. — Вапгп тоже будут убедительными, если вы сегодня накажете матроса за про ступок, а завтра приведете наказание в ис полнение,— заметил Каркоцкий и приказал старшине наказать матроса своей властью. После этого случая Евдокимов изменил свою дисциплинарную практику. Теперь он ’ уже пе ходит к мичману и командиру бое вой части с просьбами паказать подчинен ного, а делает это сам. П авторитет стар шины неизмеримо возрос. До прихода мичмана Каркотткого в команду мотористов там нарушался поря док наложения взыскании, предусмотрен ный уставом. Мичмач проделал большую работу со старшинами, раз’ясиил им зна чение дясцтшгнарлон практики, потре бовал от каждого вдумчиво относиться к Решению вопроса. — При наложении взыекз-гия надо стро го руководствоваться уставом, — говори.: старшинам мичман. — Не только наказы- 1 вайтс подчиненных, но и поощряйте луч ших, чтобы маггросы чувствовали справед ливость вашей требовательности, а также чуткость. Обратил внимание мичман и на учет взысканий и поощрений. Раньше нередки были случаи, когда взыскания и поощре ния, объявленные матросам, не заносились в карточки. Хуже того, отдельные старши ны умышленно не записывали взыскания. Так, в частности, поступал старшина Да нилов. Песколько взысканий он наложил на подчиненного ему командира отделения Сергачева. Нн одно из этих взысканий в карточку пе было занесено. Почему? Да только потому, что Сергачев был близким другом Данилову. Пе желая портить отно шения с «другом», старшина Данилов гру бо нарушил Дисциплинарный устав. Огромная ра^та, проделанная бывалых моряком коммунистом мичманом Каркоц- ким по укреплению дисциплины, дала свои положительные результаты. Команда мо тористов живет сейчас строго по уставу. Уже длительное время в команде нет про ступков, зато число поощрений утроилось. В прошлом недисциплинированные матросы Лоланов, Черкасов, Комлев стали теперь примерными воинами. Матрос Лобанов — отличник боевой и политической подготов ки, оп получил песколько поощрений н в том числе краткосрочный отпуск. Комлев получил ряд поощрений. Высокая дисциплина и у других матросов команды. Это положительно сказалось я на боевой подготовке. Команда мотористов заккхаег в учебе ведущее место на корабле, она всег да образцово решает задачи боевой подго товки как у стенки, так и в хоре. Высокая требовательность в сочетания с умелой воспитательной работой мичмана-коммуни ста — основа успехов этой передовой группы могористое. Капитан-лейтенант Г. НИКУЛИН. КО РОТКО бозалось заметать мотор, механик самолета ссржанг дев, механик Грлнштейп и моторист в, правильно организовав ра- ярожзвелй вахепу намного рань ше положенного еропз. Облетав самолет, детчик Александров дал высокую <щея- ку труду авиационных спеяшахишв: мотор в воздухе работал отлично. Гвардии ссржакт Д. НОВИКОВ. й Л * Па хоре появилась цель. Радист тов. Прыпгн, не медля ки секунды, сообщил об егох по радго командссапию. Вскоре показались самолеты. Сво/врсменно ня- форхдровашшс о месте нахождения,де ля, летчики успешно отбомбились. За образцовую радиовахту старшему ма тросу Прыпзну оУявлена благоговеть. Старший матрос Н. СЗ ЕДКСЗ. ж -а -я За бдительное несение караульной •службы отличник боевой и политиче ской подготовки солдат Куш пир семь раз отмечался благодарностями. Недавно командир вьгне^ ому восьмое поощрение. Младший сержант В. ДЕМЧЕННО. * * * •Младший сержант Газизов — не ар тиллерист. Но он отличи') овладел спе циальностью заряжающего. Недавно па тренировке тов. Газизов сделал непре рывно сто заряжаний и значительно перекрыл норматив. Младший сержант А. КАБАЙЛСВ. Отличники политической учебы В нашей группе старшин-сверхсроч- ников много отличников политической уче бы. К таким можно отнести, например, мичманов Пегова, Воляпского, старшин 2 статьи Короткова и Нажиганова. Они^ь старательно учатся, весь матерпал тша-^j тельно конспектируют. Все онп хорошие младшие командиры, умело работают со своими подчиненными. У их подчиненных крепкая дисциплина, многие матросы — передовики боевой и политической подго товки. Песомненно, в этом играют свою роль те знания, которые младшие коман диры получают на политических занятиях рост их политического кругооора. Паоовем еще* таких слушателей, кая Чернышев. Бондаренко, Артамонов, кото рые в результате политических занятий выросли в политически грамотных и разви тых людей. Некоторые из них стали агита торами, а главный старшина Бондаренко теперь в одной пз групп ведет политиче ские занятия. Пример лучших заставляет подтяги ваться других. Можно сослаться на стар шину 2 статьи Прозорова. Он пе умел само стоятельно работать с книгой, это мешало ему хорошо усваивать пройденное. Пере нимая опыт товарищей, с их помощью Прозоров научился правильно вести кон спекты. Сейчас у пего законспектировано пять глав «Краткого курса истории ВКП(б)», отвечает он па занятиях уверен но н правильно. Лейтенант М. ГУСЕВ. важнейшие задач и партийных орга политорганов цяй флота военные кадры должны дальше развивать и двигать вперед советскую военную на-\чены в научную работу, стояли в стороне наличие серьезных недостатков в этой ра зличительной чертой прошедших иа Флотах, флотилиях, в учебных заведениях и учреждениях отчетно-выборных партий ных собраний и партийных конференций является их исключительно высокая актив ность, развернутая большевистская крити ка и самокритика. Отчетно-выборные собрания и партий ные конференции показали, как сильно возросла роль партийных организаций в воинском обучении и политическом воспи тании матросов, старшин и офицеров. Ком мунисты, являясь организующей и цемен тирующей силой, ведут за собой весь лич ный состав, настойчиво борются за выпол нение задач, поставленных перед флотом Министром Вооружепных Сил Союза ССР Маршалом Советского Союза Н. А. Булгани ным. Па собраниях и конференциях многие рядовые коммунисты и партийные руково дители показали пример того, как надо по- бодьшег.истскц анализировать свою деятель ность, вскрывать допущенные недочеты. Большевистская критика и самокритика, развернувшаяся во время отчетов и выборов партййвых органов, явилась той могучей силой, которая помогла командирам и по литработникам, партийным руководителям более глубоко увидеть и понять недостатки и упущения в работе по военно-полнтпче- екому воспитанию личного состава и наме тить конкретные меры по их устранению. Все это способствовало улучшению деятель ности партийных и политических органов. Резко повысился их авторитет, заметна пе рестройка их работы в соответствии с об становкой мирного времени и с требования ми Министра Вооруженных Сил о необхо димости обеспечения постоянной боевой го товности войск, высокой боевой ж полити ческой подготовки, укреплении железной дисциплины личного состава Армжж и Флота. Отчетно-выборные партийные собрания и партийные конференции продемонстриро вали монолитную сплоченность коммуни стов Военно-Морских Сил вокруг ленин- ско-сталинскего *Центрального Комитета ВКП(б) и любимого вожди ж учители товарища Сталина.. Вопросы идеологической работы стояли в центре внимания собраний ж конферен ций. И это вполне понятно. Большевистская * П я ускорения восстановления и развития народного хозяйства СССР и досрочного вы полнения пятилетпего плана. Это потребо вало от политорганов развертывания Про паганды успехов советской экономики, во просов политической экономии социализма Генерал-мсйор А. МУРАВЬЕВ ♦ партия, личпо товарищ Сталин придают огромное значение идейно-политическому просвещению и большевистскому воспита- нию личного состава Советской Армия и ; _/ * ____ Военно-Морского Флота. *, . | Партийные конференции соединении, п Как известно, отчетно-ваЦцные Ьобра- особенно партийна конференции флотов и я и конференции проходил* в *>нце 1547 Ф*и*лий, убедительно показали, что оиль- Йн» шевимСВоенно-Морских Сил поняли, что иувший год был годом Г ~ тигельного наступления алистической ждвололи на шему строю бу В 1947 году ВКП(б) принял вопросам идеологич философскую дискус Александрова «История запа философии». Эти решения ж уку — самую передовую военную науку, соответствующую нашему прогрессивному общественному строго». Министр поставил большие и ответствен- демип, в частности военно-морские акаде мии, па деле стали центрами советской во- дые талантливые офицеры не были вовле- •мунисты в своих выступлениях отмечали боте. Такие важнейшие документы, как доклад -------С---- ------ Г ---f г* “ тов. Булганина «Тридцать лет Советских Вооруженных Сил», давшие четкую ориен тировку в вопросах международного поло- в современных условиях выдвижение боль шевистскойшартией на первый план во просов идеологического воспитания выте- как из. задач борьбы за победу комму- зма в цашей стране, так и из между- ародной обстановки. Ва собраниях и конференциях коммупи- отмечали, что за доследний год на ко- блях ж в частях достигнуты некоторые ____ *и 1 организации пропаганды и в со- u 'd A U b i'w n u '. w in uum vinu i м «V* *«к**» <»>; „ тт дискуссии дали нашей партии богапЬний идеологической работы. Наведен материал для дальнейшего развшии жар- порядок в организации марксист- ксистско-лепинско! науки, указали .-^ ско-лвнинской учебы офицеров, адмиралов идейного воспитания советских людей. Они п гпиера.тов. ТГеКции, консультации и семи- заставили флотские политорганы и пар- наРы проводятся систематически, стали бо- тийные организации по-иному оцепить со стояние идеологической работы и организо вать непримиримую борьбу против аполи тичности и об’ективизма, отрыва теории от практики, против всех и .всякдх проявле ний раболепия и низкопоклонства перед иностранщиной. от критики буржуазных военных теорий. Во-вторых, потому, что некоторые по- литорганы и партийные организации подо- товарища Молотова «Тридцатилетие Be- шли формально к выполнению указаний, ликой Октябрьской социалистической рево- ные задачи перед военными Академиями и данных в ответе товарища Сталина на люции», доклад тов. Жданова «О между- институтами. Они должны являться центра- письмо проф. Разипа, не мобилизовали ком- народном положении» на совещании пред- мп советской воениой науки. По, чтобы акй- хунистов па борьбу за разоблачение чуж- ставителей некоторых компартий, доклад дой пам военной идеологии. В-третьих, потому, что часть профессо- енной науки, им необходима постоянная и ров п преподавателей академий л училищ активная помощь со стороны политических слабо повышала свой идейный уровень я жеппя, слабо использовались в пропаганде органов и партийных организаций. Одпако в силу этого пе могла быстро попять п международной политики Советского госу- до сид пор эта помощь была недоста- усвоить современные требования, пред’яв-;дарства, в воспитании лт^чного состава -в' точной. |ляемые к научным ка.трам, проявляла из- {духе советского патриотизма и советской Вполпе понятно, что пельзя двигать впе- вестнуго нерешительность в разработке но- национальной гордостп. В частности, отме- ред советскую военную науку без разработ- вых теоретических вопросов. |чали на конференциях коммунисты, в уст- ки па основе опыта Великой Отечественной | Анализируя причины, мешавшие раз- ной н печатной пропаганде явно недоста- войны вопросов военного искусства. Пеоб- вертыванию научной мысли на флоте, ком- точно освещался общий кризис капитали- ходимс, далее, постоянно помнить указание мунисты на конференциях указывали и стической системы, обострение противоре- товарпща Сталина о том, что «Нельзя двп- пути устранения недостатков, намечали чий, присущих общему кризису капитализ- гаться вперед и двигать вперед науку без ближайшие задачп полпторганов и партий- ха. того, чтобы не подвергнуть критическому ных организаций в этом важнейшем деле, разбор? устаревшие положеппя и высказы- Они п^ЬДОШ ф нлжт} воспитание Фжот- идейности, во- лее содержательными и актуальными. Целеустремленней и организованней ста ли работать школы партийного актива, университеты марксизма-ленинизма, пар тийные кабинеты. Особо подчеркивалось значение улучшепия работы школ партий ного актива, играющих огромную роль в Тогда же большевики получили и изучи - 1 марксистско-ленинской подготовке руково ли такой исторически важный документ, как ответ товарища Сталина на письмо проф. Разина. Этог документ определил за дачи и перспективы научной работы в об- дителеи партийных и комсомольских орга низаций. Отмечены заметпые успехи в идейно-по- гттнческом воспитании матросов и стар- вания известных авторитетов». Мы должны учитывать указания тов. Булганина о том, что военпая наука, кро ме вопросов военного искусства, обнимает вопросы экономических и моральных воз можностей страны. Из >того следует, что в системе идеоло гического воспитания кадров флота особое внимадие должно быть обращено на уси ление изучения ими законов развития об щества, а также на изучение законов по литической экономии капиталистических стран н законов экономического развития страны социализма. Пе зная законов обще ственного развития, не понимая экономиче ских вопросов общественной жизни, офицет работать плодотворпо сейчас не сумеет. 0 : ских кадров в духе высокой В работе по раз’яснеппю международного положения подчас поверхпостно, неглубоко вскрываются основные противоречия между оружнть этп кадры знанием марксистско- капиталистическим миром и СоюзоЛ ССР, ленинской теории об обществе, прививать им чувство советской военной гордости. На решение задач развитии науки падо подпять всю флотскую общественность, и ни в коем случае не возлагать это на от дельные группы специалистов. Подымая идейный уровень наших офи церских кадров, расширяя политически^ 3 стоящим на страже мира и демократии.' В то же время явно недостаточно пропаган дируются силы демократического лагеря, противостоящие империалистическому лаге рю поджигателей войиы, исторические пре образования в странах народной демократии. Политорганы должны резко усилить про пагандистскую работу по вопросам между- знанля матросов и старшин, необходимо до-^народного положения. Надо неустанно раз биться всемерного развития военной науки, повышения бдительности личного состава, непримиримого отношения даже к малей шим случаям раболепия перед заграницей. 1 еобходимо, чтобы в разработке и пропа- •анде научпо-теоретичоских вопросов ши- ласти военной идеологии, задачи разверну-,шин. Благодаря усилению контроля повы- той борьбы против реакционных буржуаз- j силась ответственность руководителей групп ных ..военных теоретиков прошлого и па- политзапятий за свою личную подготовлен- стоящего, критики буржуазных военных ность, за качество преподавания, за усво- теорпй. Гениальный по глубине мысли, по ение изучаемого материала каждых хатро- своему содержанию ответ товарища Сталина сом и старшиной. на письмо проФ. Разина заставил политор- Вместе с тем в докладах и выступлениях ганы и партийные организации флота .по- коммунистов резкой критике были под- новому оценить состояние нашей военно- вергнуты серьезные недостатки в идеологи- хорской науки. ческой работе, а также в работе по разви- неизбежно превратится в аполитичного де- рзко использовались факты соврехенности. лягу, бесперспективного ремесленника, то- Опыт Великой Отечественной войны, удач- гда как флоту нужны творческие, всесто- ные и неудачные операции флотов и фло- ронне развитые, инициативные офицеры- тилий должны глубоко изучаться офицер- Наконец, 1947 год явился годом даль нейшего укрепления экономического могу щества нашей Родины. Денежная реформа, отмена карточек на продовольственные и промышленные товары создали весьма важ ные дополнительные условия и стимулы тию советской военной науки. Министр Вооруженных Сил Союза ССР Маршал Советского Союза Н. А. Булганин в своем докладе «Тридцать лет Советских Воэруженпых Сил» указывал: «...чтобы всегда быть на высоте своих задач, наши воспитатели. * ' В своих выступлениях коммунисты отме чали отставание Военно-Морских Сил в вы- ским составом. Боепитание советского патриотизма, со- полненин требований о всемерпом развитии ветской национальной гордости и беспре- творчесюй научной деятельности, критико- дельной преданности пашей сотргалистиче- валн медлительность работников флота в ской Родине должно стоять в центре вни- выполнении указапий, данных в ответе мания всех командиров, политработников, товарища Сталина па письмо проф. Разина, партийных п комсомольских организации. Почему же это произошло? Паргийные конференции отметили, что вы- Во-первых, потому, что в наших науч- полнение решений ЦК ВКПСб) по идеоло- ных учреждениях слабо была развита кри- гическим вонр «сам обеспечило значительное ствах социалистической системы над капн- тика и самокритика в научной работе и не- оживление раооты по воспитанию личного талистической, раскрывать процесс посте- достаточно хорошо организована работа с состава в духе советского патриотизма и пенного перехода от социализма к комму- холодыми кадрами. Вследствие этого моло-, национальной гордости. Вместе с тем, кои-1 низиу, показывать, как постепенно пада- облачать перед лжчных составом нрсискц и маневры реакционеров — поджигателей войны, ярко показывать последовательную борьбу Советского Союза и стран народной демократии за мир во всем мире. Лектор ские группы Полиуправления ВМС, полит управлений флотов и политотделов флоти лий должны показать пример доходчивой и целеустремленной агитации н пропаганды по вопросам международного положения. Воспитание личного состава в духе со ветского патриотизма и национальной гор дости не может быть полноценным без глу бокого раз’ясненпя каждому военнослужа щему исторических побед п гигантских за дач социалистического строительства в па шей стране. Офицерам, матросам и старшинам нужно систематически рассказывать о перспекти вах развития нашей Родины, о нреимуще-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz