На страже Заполярья. 1948 год. Июль.
I ЙА* В Т I*ЖТ1ГЕ" ' S lTtVTUfPbr t КЛЖДЫИ ДЕНЬ УЧЕБЫ ШЯГ К МЯСТЕРСТЕУ Завтра мы с вамп вылетаем па кон троль техники пиллтнроваппя, — заявил командир звена молодому латнику гвардии лейтенанту Типикппу. — Предстоит вы полнить сложное упражнение. Проверьте материальную часть самолета, загляните в свой конспект и в наставление; Советую также проанализировать еще раз прошлые ошибки в технике пилотирования, чтобы их больше не повторять. Гвардии лейтенапт Типикин внимательно выслушал указание своего Командира; уточнил вопросы, связанные с выполне нием полетного задания, и приступил к самостоятельной подготовке. Лейтенант Типикин пришел в подразде ление полгода тому назад, окончив авиа ционное училище. Ему не пришлось участ вовать в боях, поэтому практические навы ки нужно было приобрести в дни мирной учебы. Любознательный и неутомимый, спо койный й решительный, никогда не падаю щий духом при Неудачах, Типикин на- стойко учился, овладевая все новыми и новыми знаниями. Советы бывалых летчи ков, совместные полеты с ними, решение различных учебных эздач помогли ему вы работать в себе необходимые летчику ка чества: хладнокровие, выдержку, умение найти выход из трудного положения, само стоятельно принять правильное решение. Первые успехи не вскружили голову молодому летчику. Он понимал, что не име ет права успокаиваться на достигнутом. Старшие товарищи летали лучше его, уве реннее управляли машиной, чище выпол няли упражнения в воздухе. Типикин про должал настойчиво учиться, перенимать опыт своего командира звена. Вот и сейчас он стал тщательно гото- Bfftfcoi к предстоящим полетам. Просматри вая свой копспект и наставлепйе, Титтштшт обдумал каждое свое движение в кабине самолета, решил несколько вводных, кото рые могли пригодиться в воздухе, вспомнил опгйбки, дЬпущепйьг* во время предыдущих полётов, и продумал их. Летчик зпал: успе ха в воздухе добьешься только тогда, когда на земле не пожалеешь врбмеяя й сил для пбдйяойкй к полету. Задание, полученное Типикиным нашф!е полетов, было для него не новым. Предстоя ло вылететь в зону, набрать нужную высо ту я проделать мелкие и глубокие вираЛи, cnfpfctifc, а потом снизиться й пад поверх- ностьЙ водиогЬ пространства удерживать (щмич) заданную скорость, направление, нг допуская набора или снижения. Типикин выйолнЛл в зоне фштры и раньше. Ои нЛдноКфсгйо летал над водой «бреющим». Однако, несмотря на это, он еше и еще рал переФггал наставление. Обдумывая каждую фрезу, раз’йснЯющуго правда выполнения nriibraaefcm фигур й йолета на малой вы соте над водой, Типикин находил в тексте такие детали, которые раньше ои или не заавод или считал второстепенными. Самостоятельная подготовка к продето#- щйму полету закончилась поздно вечером. Типикин ложился* спать со спокойной ду той. Он знал, что все необходимое на зем- лё он сделал. Па другой день, рано утром, — он уже на аэродроме. Па самолете, на котором to*- жен был лететь Типикин, работал меха ник. Типпкип внимательно осмотрел само лет, опробовал мотор, проверил работу при боров. Как он й ожидал, всё было в поряд ке. И вот летчик в кабине самолета. Коман дир, контролирующий его полет, также за нял свое место. Старт... . Самолет плавно отрывается от земли. Пабрав нужную высоту и подойдя t зоне, Типнкип с разрешения командира присту пает к выполнению задания. Машина легко подчиняется каждому движению летчика. Солнечные лучи игра ют на ее крыльях, внизу на много километ ров простирается равнина. Прислушиваясь к шуму мотора и следя за приборами, Ти пикин старается точно выполпить задан ное упражнение. Вдруг он слышит приказ поверяющего: — Повторить! Повторить! «Я допустил ошибку», — подумал Ти пикин и тут же вспомнил правила выпол нения виража: соответствие крена, скоро сти с соблюдением высоты. «Все эти требо вания я выполни...», — терялся в догад ках Типикин. — Излишне перетягиваете ручку, — пояснил командир. Типикин еще внимательнее стал следить за каждым своим движением и, наконец, выполнил вираж точно. Вот он делает тре тий, четвертый вираж и не слышит заме чаний. Зпачит, ошибок нет, можно итти на снижение. Однако при первой попытке выполнять спираль так, как требует наставление, он допускает оптпбку: дает машине большой кт>ен, в результате чего растет скорость. Летчик зпает, что это недопустимо, и выво дит самолет из фигуры и в п о е ь повторяет спираль. — Уменьшить крен, — слышится голос командира; Типикин выполняет команду И чув ствует, что спираль выходит правиль ная. Он повторяет упражпепйё несколько паз подряд, запоминая каждоё свое двп&е- пие. Внимание летчика приковано к воде. Нельзя отрывать взгляд от воды, но нужио видеть и иоказапия приборов. Три... пять минут. Самолет летит по прямой над во дой t постоянной скоростью, высотой и направлением^ — Можно итти на аэродром, — послы- гпалсл спокойный голос койпнДйра. Летчик, удовлетворенный Полетом, воз вращается На свой аэродром. Каждый летный день приносит Типики ну новые успехи в боевой учебе. Напря женная подготовка на земле и коптрольпо- тренировочные полеты в зону, воспитывают в нем качества отличного воздушного бой ца. Гвардии лейтенант Типикин стремится с пользой провести каждый летный депь, чтобы догнать тех, кто ушея вперед, и быть самому впереди. Гвардии старший лейтенант Н. ШИРЯЕВ. На рейде. Фото А. Боровского. Настойчивость помогла Труда было го первых порах молодому матросу ШтеМпеЛь освоить сложную спе циальность машиниста-турбпнжта. Но на стойчивость, желание стать полноценным специалистом « помощь товарищей помогли ему. Его допустили к самостоятельной вахте. Тов. Штемпель и после зачисления его На штатную должность продолжал учиться также настойчиво и напряженно. Прихо дилось иногда использовать свободпое вре мя, чтобы почитать описание кехаиизков, изучать их по чертежам. За 4 года службы тов. Штемпель имеет 18 поощрений. Недавно ему было при своено званйе «старший матрос». • Старший матрос Н. НИКИШИН. Благодарность за умелые дей:твия АРТИЛЛЕРИСТЫ НА УЧЕНИЙ Раздался сигнал: «Попадание торпеды в райопе шпапгоута...». Матросы Рыжков и Васильев, отлично знающие свои обязанно сти, быстро готовят пластырь к заводке. Они заводят концы, и через несколько ми- пут па ходовой мостик поступил доклад: «Пластырь заведен». Последовала вторая команда: «Пожар на посту от авиабомбы». Матросы, вооружен ные противопожарпым инструментом, бы стро выполнили и эту вводпуюа Старшина 2 статьи Чистяков дает свое му орудийному расчету вводную: «Тяжело «рапеп» второй наводчик». Старший ма трос Петухов умело оказываем «раненому» помощь. Стрельба продолжалась без пере рыва. Много поступало таких вводных, но ма тросы выполняли свои обязаппоети четко и уверенно. После учения командиры ору дий подвели итоги. Старшина группы ко- мепдоров главпый старшина Егоров остал ся доволеп действиями матросов, об’явив нм благодарность. Старшина 1 статьи Н. ИВАШКОЗ. Бэз условнсястёй • Тщательно готовится к занятиям но Спе циальности «командир орудия стгкрптйна 2 статьи Бессарабов. При обучении матро сов он использует наглядные пособия, чер тежи. Все это хорошо помогает старшине готовить квалифицироваевых специдлистов- комендоров. Перед началом тренировок старшина от деления всегда внимательно проверяет Ма териальную часть. Потом дает вводную: — Замочный вышел из строя)! Старший матрос Белоусов заменяет за мочного. Стрельба продолжается с пдежней скорострельностью. — Заменить стреляющее! Вышла яз строя центральная наводка. Старшина Бессарабов учит своих подчи ненных тому, что требуется от них в море, что требуется в бою. Старший матрос А. БУТКИН. 9 щ т Н а м о с к о в с к о й 1 в о д н о - с п о р т и в н о й с т а н ц и и По !&манде судьи несколько «восьмерок» одновремейно вырываются вперед. Разме ренно взмахивают веслами гребцы. Легкие данный лодм быстро скользят по реке, рассекал волны. *Ск 1 $Ы» — быстрохЬднЬге академичес кие суда — винуют Зеленый театр Цент ральнаи) парка культуры и отдыха имели Гфьксго в идут вниз по реюе- У гранитной набережной москвичи с интересом наблюда ют зг. спортивной борьбой, дружески при ветствуют физкультурников... Нлпюлыю раз в год происходят в столи це традиционные соревнований гребцов. В s t i участвуют спортсмены, занимающиеся в секциях акадсашческои гребли на водных станциях. На Яосква-реке, между Крымским и Ка менным м&стамв, есть месте, которое из давна называется «стрелкбЙ». Ей*е до Октябрьской революции здесь помещался московский речной яхт-клуб. В 1920 году на «етрелже» была оборудована водная ба за Московского совета профсоюзов. На спортивных лодках «скиф» и «клййкф» начали занижаться академической греблей физкультурника столичных фабрик и заво де, ученых заведений и учреждений. Теперь база переименована в водно-cnOfc- тивную станцию ВЦСПС. Здесь ЬповятСя выоокеквалифицированные гребцы, получа ют шструтстаж тренеры, проводят свой от- 1 ых сзюртемады-любители. / Гоночные лодки тина «скиф* — высше го класса. Они сделаны Из 3-мпллиметро- вых де,ревяипых листов. Восьмерка, рас считанная lira 8 гребцов, тыкнет дайну около 20 метров. На таких доДкая гребйы участ вуют во всесоюзных соревнования!, трени роваться на них разрешается только физ культурникам, имеющим первый разряд. Лодки — самый ценный, инвентарь стап- ции. Их любовно берегут спортсмены. До сих пор, например, эксплоаггирустся вось мерка «Первенец» типа «скиф», приобре тенная в 1910 году. За 38 лет она не по теряла своих качеств, на ней и сейчас ус пешно выступают спортсмены первой ка тегории. С каждым годом водный спорт получает все большее распространение- Водно-спор тивная станция ВЦСПС имеет сейчас 75 л*>д 0 Ь. ЗдеЬь &ийнмайтся спорймЬны 1i добровольных обществ и 7 коллективов —- студенты института имен» Баумана, рабо чие и инженеры авиационной промышлен ности, электростанций. Сотни людей еже дневно проводят свой отдых ва воде. Часто можно встретить на станции ин женера Бориса Ефимовича 3>бчука, масте ра спорта. Он занимается сам я обучает аюлодежь. Здесь тренируется мастер спор- Г- ДёйьййЬв, который в прошлом году па всесоюзных соревнованиях занял первое место на одиночке «скиф». Около 20 лет назад прищел впервые на водную станцию Bert) АлексЬебиЧ Йахомов. Теперь он за- служейньй WiCTep ейорт*. Постоянно тре нируются спортсмены общества «Крылья К отс таю щим в учебе — оегбый подход ТАК ДОСТИГАЛАСЬ СЛАЖЕННОСТЬ Советов», два года подряд завоевывающие первенство страны. На своей восьмерке опп проходят 2 километра за 6 минут 16 се кунд. Наряду с мастерами водного спорта станцию посещают новички. Их обучение начинается с отработки элементарных при емов. Возле причального Ьлота, где спуска ются на воду лодки, оборудован учебный неподвижный плот. Зде:ь установлено 8 аппаратов — 8 мест для гребцов. Опыт ные пнструкторы-обществппники пока зывают молодежи, к&к правильно б|*ать весло, погружать его в воду, в каком поло жении должен находиться корпус, когда нужно делать вдох и выдох. ПервЬге три- четыр& занятия новички гфоходйт fca это# плоту. Затем их переводят на четверку. Мо лодые спортсмены учатся грести ровно, без толчков, соблюдать ритм движений. Йе- рез несколько месяцев они уже уверенно чувствуют себя на воде. Особенно ожпвлеййо на Годной спортив ной станции вечером, когда после оконча ния рабочего дпя на предприятиях и в учреждениях юноши и Девушки спешат на «стрелку». Одну за другой гребцы осто рожно выносят лодки из элинга и, спустив их на воду, уходят вверх по реке- Уже в сверках к плоту причаливает последняя запоздавшая «восьмерка». Оан- ция заканчивает работту», но долго .«яде йе расходятся люди, обсуждая спор’гинные I новости, предстоящие соревнования. I А. МЕДВЕДЕВ. Орудийный расчет старшины 2 статьи Млртынкевича — лучший в подразделении. Мартынкевич — молодой младший коман дир. С назначением на должность коман дира орудийного расчета он по-деловому взялся за воспитание и обучение подчинен ных, за привитие нм любви к своей специ альности. Часто можно видеть командира расчета беседующим с матросами. В беседах оп пе редает свой оныт, ставит перед личным составом конкретные задачи. Во время учений на боевых постах он тренирует матросс© действовать так, -как требуется в бою. После каждого учения Мартынкевич выстраивает расчет на боевом посту и подводит итоги, разбирает действия каждого матроса. В необходимости проверки знания ма тросами инструкций Ма 1 ртьгикевнч убедился уже в первые дни .командования расчетом. Однажды перед стрельбой оп не опросил подчиненных по знанию ими инструкций п правил практического их применения. Ока залось, что старший матрос Буньков теоре тически инструкцию знал, но практически применять ее ве мог. В результате ио ви не замочного Бунькова после команды «дробь» орудие было неправильно разря жено, что снизило оценку стрельбы. С Буньковым начались напряженные тренирован. Старшина добивался от замоч ного четких действий, давал самые неожи данные вводные и требовал их выполнения строго по инструкции. Например в самый решительный момент, когда должна После довать команда «огонь», Мартынкевич вдрут командовал: — Вышла из строя гальваническая цепь стрельбы! — Щелкал секупдомер. Буньков с каждым разом работал увереннее. Допускал ошибки п наводчик Теретпук. Особенно плохо действовал он. при переходе с центральной наводки на прицельную или наоборот. Внимательно следя за работой на водчика, Мартыякевич понял, что старший матрсс Терещук старается все сделать, как Положено, но по неопытности теряется, вол нуется. Освободиться от столь пагубных в бою ошибок Терещук мог только непрерыв ными трепировками на боевом посту, тре нировками без условностей. П Мартыно вич стал проводить с ним индивидуальные занятия. Много часов потратил командир расчета но добился своего. Сейчас Терещук при переход© с одной цепи стрельбы на ; другую действует сноровисто, питатель но перекрывая нормативы. Так старшине удалось нодтянуть отста ющих до уровня передовых артнллерветш. Начались запятия по отработке слажен ности всего расчета. Старшина ДобкШей быстроты изготовки орудия и боеприпасов к действию, автоматизма в работе прй йЬ- ступлепии самых неожиданных Вводные. Большее З 1 гачеиие при этом ямоёт репе- товапие комадд. Артиллеристы могут хоро шо зна/ь инеггрукдаи, уметь п|»авпльШ 1 гми пользоваться, но стоит командиру ору дия вяло или нетотгто отрепетовать коман ду, как все их мастерство (fcrrtatetefl безре зультатным. Понимая это, Мартынкевич сам много тренировался на боевом посту в репетовании команд, умышленно создавал себе трудности: плохую слышимость, рез кий переход от одних условий стрельбы х другим и т. д. Пзпряжеияая учеба артиллеристов дала свои результаты при последней боевой стрельбе в море. Личный состав, выполняя четкие и ясные команды, действовал быст ро, умело. Этому во многом споойстВовадо еще и то, что тов. Мартынкевич йереД стрельбой провел короткое совещание, ва котором обратился к коммуниста^ и ком сомольцам с призывом быть примерными b решении Олветстйешюй задачи, показывать всему личному составу образец сознатель ности й понимания ответственности за ус пех стрельбы. Коммунисты й ком сом ольцы опрайдалй надежды командира. Во их при меру все артиллеристы отлично подготовили материальную часть орудия е боеприпасы, а во время стрельбы боролись за каждую долю секунды, за наибольшую точность по паданий. Особенно усердно п сноровисто действо вал коммунист старший матрос Буньков. В этой стрельбе он показал, каких результа тов можно добиться, если будешь третиро ваться на боевом посту с сознанием пар тийной ответственно'ги за доверенное дело, если своевременно поймешь й осознаешь не только свби окгиоки, но и При^гНы их и повседневной все боЛсо напряженной уче бой Исправишь эти ошибки. В полем стрельба прошла без единого замечания, за что весь расчет получил бла годарность. Это — хороший итог труда ар тиллеристов и в первую очередь командир расчета старшины 2 статьи тс*. Мартыпке- впча, сумевшего подтянуть всех отстающих до y-wvr'» и'оетонкое. Старший лейтенант В. ЧЕРНОЛИХ. Я пм» 1948 г., Л ‘176 (ЗТ72* П е р е д о в о е отделение В дни воины старшина 2 статьи Околе- лов нрвобрел богатый оныт. Он стал ог- Яйчйьтм отецяаЛистом. Когда старшие това рищи ушли в долгосрочный отпуск, Околе- Ш заменил свохо командира отделения. Молодой старшина стал умело обу чать своих подчиненных — матросов Матвеева и Гуманенко, которые сейчас яв ляются отличными мотористами. Околелов H.t непосредственно у мехят!ззмо§, в море, на бое кем траленст. Умелая поста новка учебы обеспечила успех. Тральщик прошел тысячи миль. И отде ление мотористов Околелова успешно спра вилась со своими обязанностями. Старшина за успешное траление был награжден Медалью «Адмирал Нахимов». — Эта награда, — сказал стартшгва, обязывает меня еще лучше служить Роди не. Старший матрос Л. РЕПИН. САМИ СТРЕМЭНТМРОВАЛИ 1Ш 0Р Группа трактористов во главе с сержан том Сидоровым получила задание отре монтировать и ввести в эксплоатацию ди зельный трактор. Предстояло расточить ко ленчатый вал и произвести замену изно шенных частей. Собрав нужные инстру менты, сержант Сидоров каждому специа листу дал определенную работу. Используя свое личное время, комсо мольцы Коиаев и Яцкий своевременно за менили изношенные части, а сержант Си доров произвел в мастерской расточку ко^^ ленчатого вала. Благодаря хорошей подготовке лич ного состава и знанию своего дела трактор был отремонтирован и своевременно введен в строй. Сержант А. АТАМАНЕНКО. Освоил новуюспециальность Старший матрос Леттпев долгое время работал в сапожной мастерской. Он свое временно и доброкачественно ремонтировал обувь для личного состава подразделения. Честным и добросовестным отношением к труду он заслужил ряд благодарностей кома*Ц!гра. Одновременно он много занимал ся повышением своих военных и полити ческих знаний. Из’явив Желание освоить специальность электромоториста, тов. Леттиев t еще боль шим напряжением сил взялся за изучение сложной техники. Большую помощь в учебе < старшейу ма*пхюу Леттневу оказал младший cejttcaffr Ефтин — опытный специалист, работаю-'' щпй уже окаю четыре! лет по Специаль ности электромоториста и имеющйй хоро шие отзыва командования за Пличную работу. Вскоре старший iiarpoc Летгией был до пущен к самостоятельной работе на двик- ке. Так, благодаря настойчивости н напря женной учебе, комсомолец Леттиев достиг своего. Он стал одним пз лучших специа листов подразделения. Старший матрос А. БЕКРЯШОВ. Успехи молодого офицера Молодой штурман лейтенант Баранов любит свою специальность, относится к де лу всегда добросовестно. Поход еще только намечается, а он уже с утра до поздней но4и занят подготовкой, подбпраст нужные карты и т. д. И пЬход всегда заканчивает ся уейепттго. В свободное время Баранов занимается самообразованием, ^тзучает лоцпю театра, морскую астрономию, читает политическую н художесгпенпую литературу. Оп систс- зпаш-тй специальности старшинами и ма тросамп. Лейтенант Барапов— комсомолец, актив но участвует в общественной жнзнп ко рабля. Оп часто проводит политинформа ции. а тачжс в"дет политзанятия с груп пой старшин. В его группе все слушатели имеют хорошую успеваемость. Служба молодого офицера Баранова— хо- РопптГ? призер трудолюбия о любви к своей матйческй занимается с подчиненным ему специальности. личным составом, добивается глубоких • Капитан-лейтенант И. РЫЬАЛЧЕНКО. Прчевоено очередное звание Старшие матросЬг Чучкалов, Вальков и 1 являются командирами лучших етделешй Колбнп — участники Великой Отечествен- на корабле, требовательны к себе и к под вой воины, Награжденные орденами и меда- , чиненным, пользуются заслуженным ува- ЛИЯ СОСР м обраоцовое вьгаолнение зада- хетеч Л1Гга0ГО состава. йедавно С1арши ний командования на фронте борьбы с пе- п D - .___ иец***, и ш ш ш , . Па протяжении “ 4 ТР0С“ Чучкалову, Валькову и Колбину всей СЛуйбЫ wm не имеют йи одного взы- присвоено очередное воинское званзе скання. Чучкалов имеет 16 поощрений, старшина 2 статьи. Вальдов 14 и Колбия — 11. Все они I Старшина 2 статьи ft. ЗВЕРЕЙ. Старший матрос Кострубов — один чз f лучших трюмных на корабле. Кострубов работает с исключительной добросовест ностью. Ремонтируя какой-либо мехаикгм, или деталь, он с большим прилежанием 5е- j ретсл за дело и доводит его до конца. Тов. Кострубов одновременно с работой обучает i молодого матроса Кульсннова. j Любовь к кораблю Электрики тт. Нехорошее t ШевандЬ также проявляют большую старательность. Ремонтируя механизмы, они глубже *зу- чают их устройство. В этом проявляется любовь моряк* к морю^к своему кораблю. Матрос В. ВОСКРЕСЕНСКИЙ. Комсомольцы матросы Семенов, Бело усов, Вероносов н Стравой за время службы на корабле стали умелыми спе циалистами. Ua-днях приказом команди ра им присвоено очс,редпое воинское зва ние — старший матрос. Старший матрос Б. Алексеев. it it ★ Культурно проводит выходные дни лич ный состав нашей части. По пшщнативе комсомольцев организуется перетягива ние каната соревнования по прыжкам в длнну и высоту, спортивные игры. И. Перьков. ★ ★ ★ Хорошо поработал личный состав ва шей части на разгрузке транспорта. B m < v t o 48 чат(тв защите было выполнено за 41 час. Всем участникам разгрузки командир об’явил благодарность. Лейтенант А. Опарин. t> * is На трн дня раньше срока закончМй мы t&rpyaty транспорта с Лесомат&р#а- аамй. ОгАйчно работали сержант Ищей- ко, пПреГпор Трач, солдаты Попов* Афа- йасм*| Солдат Н. Лунацййй. ★ * * Четко несет службу суточного рядовой Дашппн. Когда он стоит ва по сту, все команды по распорядку дня по даются точно и быстро выполняются. За успехи в боевой и политической под готовке тов. Дайпгпн занесен на Доску отаетникю®. Солдат Н. Калашников. * * * 18 toraixtfapHocteft имеет за усердную службу ефрейтор Попов. Но ой Не УСйо- каявается на достигнутом, а повседневно повышает своп знания. Йедаязю тов. По пов сфотографирован у развернутого зза- жейи части. В. Майбуров. I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz