На страже Заполярья. 1948 год. Июль.

I ЙА* В Т I*ЖТ1ГЕ" ' S lTtVTUfPbr t КЛЖДЫИ ДЕНЬ УЧЕБЫ ШЯГ К МЯСТЕРСТЕУ Завтра мы с вамп вылетаем па кон­ троль техники пиллтнроваппя, — заявил командир звена молодому латнику гвардии лейтенанту Типикппу. — Предстоит вы­ полнить сложное упражнение. Проверьте материальную часть самолета, загляните в свой конспект и в наставление; Советую также проанализировать еще раз прошлые ошибки в технике пилотирования, чтобы их больше не повторять. Гвардии лейтенапт Типикин внимательно выслушал указание своего Командира; уточнил вопросы, связанные с выполне­ нием полетного задания, и приступил к самостоятельной подготовке. Лейтенант Типикин пришел в подразде­ ление полгода тому назад, окончив авиа­ ционное училище. Ему не пришлось участ­ вовать в боях, поэтому практические навы­ ки нужно было приобрести в дни мирной учебы. Любознательный и неутомимый, спо­ койный й решительный, никогда не падаю­ щий духом при Неудачах, Типикин на- стойко учился, овладевая все новыми и новыми знаниями. Советы бывалых летчи­ ков, совместные полеты с ними, решение различных учебных эздач помогли ему вы­ работать в себе необходимые летчику ка­ чества: хладнокровие, выдержку, умение найти выход из трудного положения, само­ стоятельно принять правильное решение. Первые успехи не вскружили голову молодому летчику. Он понимал, что не име­ ет права успокаиваться на достигнутом. Старшие товарищи летали лучше его, уве­ реннее управляли машиной, чище выпол­ няли упражнения в воздухе. Типикин про­ должал настойчиво учиться, перенимать опыт своего командира звена. Вот и сейчас он стал тщательно гото- Bfftfcoi к предстоящим полетам. Просматри­ вая свой копспект и наставлепйе, Титтштшт обдумал каждое свое движение в кабине самолета, решил несколько вводных, кото­ рые могли пригодиться в воздухе, вспомнил опгйбки, дЬпущепйьг* во время предыдущих полётов, и продумал их. Летчик зпал: успе­ ха в воздухе добьешься только тогда, когда на земле не пожалеешь врбмеяя й сил для пбдйяойкй к полету. Задание, полученное Типикиным нашф!е полетов, было для него не новым. Предстоя­ ло вылететь в зону, набрать нужную высо­ ту я проделать мелкие и глубокие вираЛи, cnfpfctifc, а потом снизиться й пад поверх- ностьЙ водиогЬ пространства удерживать (щмич) заданную скорость, направление, нг допуская набора или снижения. Типикин выйолнЛл в зоне фштры и раньше. Ои нЛдноКфсгйо летал над водой «бреющим». Однако, несмотря на это, он еше и еще рал переФггал наставление. Обдумывая каждую фрезу, раз’йснЯющуго правда выполнения nriibraaefcm фигур й йолета на малой вы­ соте над водой, Типикин находил в тексте такие детали, которые раньше ои или не заавод или считал второстепенными. Самостоятельная подготовка к продето#- щйму полету закончилась поздно вечером. Типикин ложился* спать со спокойной ду той. Он знал, что все необходимое на зем- лё он сделал. Па другой день, рано утром, — он уже на аэродроме. Па самолете, на котором to*- жен был лететь Типикин, работал меха­ ник. Типпкип внимательно осмотрел само­ лет, опробовал мотор, проверил работу при­ боров. Как он й ожидал, всё было в поряд­ ке. И вот летчик в кабине самолета. Коман­ дир, контролирующий его полет, также за­ нял свое место. Старт... . Самолет плавно отрывается от земли. Пабрав нужную высоту и подойдя t зоне, Типнкип с разрешения командира присту­ пает к выполнению задания. Машина легко подчиняется каждому движению летчика. Солнечные лучи игра­ ют на ее крыльях, внизу на много километ­ ров простирается равнина. Прислушиваясь к шуму мотора и следя за приборами, Ти­ пикин старается точно выполпить задан­ ное упражнение. Вдруг он слышит приказ поверяющего: — Повторить! Повторить! «Я допустил ошибку», — подумал Ти­ пикин и тут же вспомнил правила выпол­ нения виража: соответствие крена, скоро­ сти с соблюдением высоты. «Все эти требо­ вания я выполни...», — терялся в догад­ ках Типикин. — Излишне перетягиваете ручку, — пояснил командир. Типикин еще внимательнее стал следить за каждым своим движением и, наконец, выполнил вираж точно. Вот он делает тре­ тий, четвертый вираж и не слышит заме­ чаний. Зпачит, ошибок нет, можно итти на снижение. Однако при первой попытке выполнять спираль так, как требует наставление, он допускает оптпбку: дает машине большой кт>ен, в результате чего растет скорость. Летчик зпает, что это недопустимо, и выво­ дит самолет из фигуры и в п о е ь повторяет спираль. — Уменьшить крен, — слышится голос командира; Типикин выполняет команду И чув­ ствует, что спираль выходит правиль­ ная. Он повторяет упражпепйё несколько паз подряд, запоминая каждоё свое двп&е- пие. Внимание летчика приковано к воде. Нельзя отрывать взгляд от воды, но нужио видеть и иоказапия приборов. Три... пять минут. Самолет летит по прямой над во­ дой t постоянной скоростью, высотой и направлением^ — Можно итти на аэродром, — послы- гпалсл спокойный голос койпнДйра. Летчик, удовлетворенный Полетом, воз­ вращается На свой аэродром. Каждый летный день приносит Типики­ ну новые успехи в боевой учебе. Напря­ женная подготовка на земле и коптрольпо- тренировочные полеты в зону, воспитывают в нем качества отличного воздушного бой­ ца. Гвардии лейтенант Типикин стремится с пользой провести каждый летный депь, чтобы догнать тех, кто ушея вперед, и быть самому впереди. Гвардии старший лейтенант Н. ШИРЯЕВ. На рейде. Фото А. Боровского. Настойчивость помогла Труда было го первых порах молодому матросу ШтеМпеЛь освоить сложную спе­ циальность машиниста-турбпнжта. Но на­ стойчивость, желание стать полноценным специалистом « помощь товарищей помогли ему. Его допустили к самостоятельной вахте. Тов. Штемпель и после зачисления его На штатную должность продолжал учиться также настойчиво и напряженно. Прихо­ дилось иногда использовать свободпое вре­ мя, чтобы почитать описание кехаиизков, изучать их по чертежам. За 4 года службы тов. Штемпель имеет 18 поощрений. Недавно ему было при­ своено званйе «старший матрос». • Старший матрос Н. НИКИШИН. Благодарность за умелые дей:твия АРТИЛЛЕРИСТЫ НА УЧЕНИЙ Раздался сигнал: «Попадание торпеды в райопе шпапгоута...». Матросы Рыжков и Васильев, отлично знающие свои обязанно­ сти, быстро готовят пластырь к заводке. Они заводят концы, и через несколько ми- пут па ходовой мостик поступил доклад: «Пластырь заведен». Последовала вторая команда: «Пожар на посту от авиабомбы». Матросы, вооружен­ ные противопожарпым инструментом, бы­ стро выполнили и эту вводпуюа Старшина 2 статьи Чистяков дает свое­ му орудийному расчету вводную: «Тяжело «рапеп» второй наводчик». Старший ма­ трос Петухов умело оказываем «раненому» помощь. Стрельба продолжалась без пере­ рыва. Много поступало таких вводных, но ма­ тросы выполняли свои обязаппоети четко и уверенно. После учения командиры ору­ дий подвели итоги. Старшина группы ко- мепдоров главпый старшина Егоров остал­ ся доволеп действиями матросов, об’явив нм благодарность. Старшина 1 статьи Н. ИВАШКОЗ. Бэз условнсястёй • Тщательно готовится к занятиям но Спе­ циальности «командир орудия стгкрптйна 2 статьи Бессарабов. При обучении матро­ сов он использует наглядные пособия, чер­ тежи. Все это хорошо помогает старшине готовить квалифицироваевых специдлистов- комендоров. Перед началом тренировок старшина от­ деления всегда внимательно проверяет Ма­ териальную часть. Потом дает вводную: — Замочный вышел из строя)! Старший матрос Белоусов заменяет за­ мочного. Стрельба продолжается с пдежней скорострельностью. — Заменить стреляющее! Вышла яз строя центральная наводка. Старшина Бессарабов учит своих подчи­ ненных тому, что требуется от них в море, что требуется в бою. Старший матрос А. БУТКИН. 9 щ т Н а м о с к о в с к о й 1 в о д н о - с п о р т и в н о й с т а н ц и и По !&манде судьи несколько «восьмерок» одновремейно вырываются вперед. Разме­ ренно взмахивают веслами гребцы. Легкие данный лодм быстро скользят по реке, рассекал волны. *Ск 1 $Ы» — быстрохЬднЬге академичес­ кие суда — винуют Зеленый театр Цент­ ральнаи) парка культуры и отдыха имели Гфьксго в идут вниз по реюе- У гранитной набережной москвичи с интересом наблюда­ ют зг. спортивной борьбой, дружески при­ ветствуют физкультурников... Нлпюлыю раз в год происходят в столи­ це традиционные соревнований гребцов. В s t i участвуют спортсмены, занимающиеся в секциях акадсашческои гребли на водных станциях. На Яосква-реке, между Крымским и Ка­ менным м&стамв, есть месте, которое из­ давна называется «стрелкбЙ». Ей*е до Октябрьской революции здесь помещался московский речной яхт-клуб. В 1920 году на «етрелже» была оборудована водная ба­ за Московского совета профсоюзов. На спортивных лодках «скиф» и «клййкф» начали занижаться академической греблей физкультурника столичных фабрик и заво­ де, ученых заведений и учреждений. Теперь база переименована в водно-cnOfc- тивную станцию ВЦСПС. Здесь ЬповятСя выоокеквалифицированные гребцы, получа­ ют шструтстаж тренеры, проводят свой от- 1 ых сзюртемады-любители. / Гоночные лодки тина «скиф* — высше­ го класса. Они сделаны Из 3-мпллиметро- вых де,ревяипых листов. Восьмерка, рас­ считанная lira 8 гребцов, тыкнет дайну около 20 метров. На таких доДкая гребйы участ­ вуют во всесоюзных соревнования!, трени­ роваться на них разрешается только физ­ культурникам, имеющим первый разряд. Лодки — самый ценный, инвентарь стап- ции. Их любовно берегут спортсмены. До сих пор, например, эксплоаггирустся вось­ мерка «Первенец» типа «скиф», приобре­ тенная в 1910 году. За 38 лет она не по­ теряла своих качеств, на ней и сейчас ус­ пешно выступают спортсмены первой ка­ тегории. С каждым годом водный спорт получает все большее распространение- Водно-спор­ тивная станция ВЦСПС имеет сейчас 75 л*>д 0 Ь. ЗдеЬь &ийнмайтся спорймЬны 1i добровольных обществ и 7 коллективов —- студенты института имен» Баумана, рабо­ чие и инженеры авиационной промышлен­ ности, электростанций. Сотни людей еже­ дневно проводят свой отдых ва воде. Часто можно встретить на станции ин­ женера Бориса Ефимовича 3>бчука, масте­ ра спорта. Он занимается сам я обучает аюлодежь. Здесь тренируется мастер спор- Г- ДёйьййЬв, который в прошлом году па всесоюзных соревнованиях занял первое место на одиночке «скиф». Около 20 лет назад прищел впервые на водную станцию Bert) АлексЬебиЧ Йахомов. Теперь он за- служейньй WiCTep ейорт*. Постоянно тре­ нируются спортсмены общества «Крылья К отс таю щим в учебе — оегбый подход ТАК ДОСТИГАЛАСЬ СЛАЖЕННОСТЬ Советов», два года подряд завоевывающие первенство страны. На своей восьмерке опп проходят 2 километра за 6 минут 16 се­ кунд. Наряду с мастерами водного спорта станцию посещают новички. Их обучение начинается с отработки элементарных при­ емов. Возле причального Ьлота, где спуска­ ются на воду лодки, оборудован учебный неподвижный плот. Зде:ь установлено 8 аппаратов — 8 мест для гребцов. Опыт­ ные пнструкторы-обществппники пока­ зывают молодежи, к&к правильно б|*ать весло, погружать его в воду, в каком поло­ жении должен находиться корпус, когда нужно делать вдох и выдох. ПервЬге три- четыр& занятия новички гфоходйт fca это# плоту. Затем их переводят на четверку. Мо­ лодые спортсмены учатся грести ровно, без толчков, соблюдать ритм движений. Йе- рез несколько месяцев они уже уверенно чувствуют себя на воде. Особенно ожпвлеййо на Годной спортив­ ной станции вечером, когда после оконча­ ния рабочего дпя на предприятиях и в учреждениях юноши и Девушки спешат на «стрелку». Одну за другой гребцы осто­ рожно выносят лодки из элинга и, спустив их на воду, уходят вверх по реке- Уже в сверках к плоту причаливает последняя запоздавшая «восьмерка». Оан- ция заканчивает работту», но долго .«яде йе расходятся люди, обсуждая спор’гинные I новости, предстоящие соревнования. I А. МЕДВЕДЕВ. Орудийный расчет старшины 2 статьи Млртынкевича — лучший в подразделении. Мартынкевич — молодой младший коман­ дир. С назначением на должность коман­ дира орудийного расчета он по-деловому взялся за воспитание и обучение подчинен­ ных, за привитие нм любви к своей специ­ альности. Часто можно видеть командира расчета беседующим с матросами. В беседах оп пе­ редает свой оныт, ставит перед личным составом конкретные задачи. Во время учений на боевых постах он тренирует матросс© действовать так, -как требуется в бою. После каждого учения Мартынкевич выстраивает расчет на боевом посту и подводит итоги, разбирает действия каждого матроса. В необходимости проверки знания ма­ тросами инструкций Ма 1 ртьгикевнч убедился уже в первые дни .командования расчетом. Однажды перед стрельбой оп не опросил подчиненных по знанию ими инструкций п правил практического их применения. Ока­ залось, что старший матрос Буньков теоре­ тически инструкцию знал, но практически применять ее ве мог. В результате ио ви­ не замочного Бунькова после команды «дробь» орудие было неправильно разря­ жено, что снизило оценку стрельбы. С Буньковым начались напряженные тренирован. Старшина добивался от замоч­ ного четких действий, давал самые неожи­ данные вводные и требовал их выполнения строго по инструкции. Например в самый решительный момент, когда должна После­ довать команда «огонь», Мартынкевич вдрут командовал: — Вышла из строя гальваническая цепь стрельбы! — Щелкал секупдомер. Буньков с каждым разом работал увереннее. Допускал ошибки п наводчик Теретпук. Особенно плохо действовал он. при переходе с центральной наводки на прицельную или наоборот. Внимательно следя за работой на­ водчика, Мартыякевич понял, что старший матрсс Терещук старается все сделать, как Положено, но по неопытности теряется, вол­ нуется. Освободиться от столь пагубных в бою ошибок Терещук мог только непрерыв­ ными трепировками на боевом посту, тре­ нировками без условностей. П Мартыно­ вич стал проводить с ним индивидуальные занятия. Много часов потратил командир расчета но добился своего. Сейчас Терещук при переход© с одной цепи стрельбы на ; другую действует сноровисто, питатель­ но перекрывая нормативы. Так старшине удалось нодтянуть отста­ ющих до уровня передовых артнллерветш. Начались запятия по отработке слажен­ ности всего расчета. Старшина ДобкШей быстроты изготовки орудия и боеприпасов к действию, автоматизма в работе прй йЬ- ступлепии самых неожиданных Вводные. Большее З 1 гачеиие при этом ямоёт репе- товапие комадд. Артиллеристы могут хоро­ шо зна/ь инеггрукдаи, уметь п|»авпльШ 1 гми пользоваться, но стоит командиру ору­ дия вяло или нетотгто отрепетовать коман­ ду, как все их мастерство (fcrrtatetefl безре­ зультатным. Понимая это, Мартынкевич сам много тренировался на боевом посту в репетовании команд, умышленно создавал себе трудности: плохую слышимость, рез­ кий переход от одних условий стрельбы х другим и т. д. Пзпряжеияая учеба артиллеристов дала свои результаты при последней боевой стрельбе в море. Личный состав, выполняя четкие и ясные команды, действовал быст­ ро, умело. Этому во многом споойстВовадо еще и то, что тов. Мартынкевич йереД стрельбой провел короткое совещание, ва котором обратился к коммуниста^ и ком­ сомольцам с призывом быть примерными b решении Олветстйешюй задачи, показывать всему личному составу образец сознатель­ ности й понимания ответственности за ус­ пех стрельбы. Коммунисты й ком сом ольцы опрайдалй надежды командира. Во их при­ меру все артиллеристы отлично подготовили материальную часть орудия е боеприпасы, а во время стрельбы боролись за каждую долю секунды, за наибольшую точность по­ паданий. Особенно усердно п сноровисто действо­ вал коммунист старший матрос Буньков. В этой стрельбе он показал, каких результа­ тов можно добиться, если будешь третиро­ ваться на боевом посту с сознанием пар­ тийной ответственно'ги за доверенное дело, если своевременно поймешь й осознаешь не только свби окгиоки, но и При^гНы их и повседневной все боЛсо напряженной уче­ бой Исправишь эти ошибки. В полем стрельба прошла без единого замечания, за что весь расчет получил бла­ годарность. Это — хороший итог труда ар­ тиллеристов и в первую очередь командир расчета старшины 2 статьи тс*. Мартыпке- впча, сумевшего подтянуть всех отстающих до y-wvr'» и'оетонкое. Старший лейтенант В. ЧЕРНОЛИХ. Я пм» 1948 г., Л ‘176 (ЗТ72* П е р е д о в о е отделение В дни воины старшина 2 статьи Околе- лов нрвобрел богатый оныт. Он стал ог- Яйчйьтм отецяаЛистом. Когда старшие това­ рищи ушли в долгосрочный отпуск, Околе- Ш заменил свохо командира отделения. Молодой старшина стал умело обу­ чать своих подчиненных — матросов Матвеева и Гуманенко, которые сейчас яв­ ляются отличными мотористами. Околелов H.t непосредственно у мехят!ззмо§, в море, на бое кем траленст. Умелая поста­ новка учебы обеспечила успех. Тральщик прошел тысячи миль. И отде­ ление мотористов Околелова успешно спра­ вилась со своими обязанностями. Старшина за успешное траление был награжден Медалью «Адмирал Нахимов». — Эта награда, — сказал стартшгва, обязывает меня еще лучше служить Роди­ не. Старший матрос Л. РЕПИН. САМИ СТРЕМЭНТМРОВАЛИ 1Ш 0Р Группа трактористов во главе с сержан­ том Сидоровым получила задание отре­ монтировать и ввести в эксплоатацию ди­ зельный трактор. Предстояло расточить ко­ ленчатый вал и произвести замену изно­ шенных частей. Собрав нужные инстру­ менты, сержант Сидоров каждому специа­ листу дал определенную работу. Используя свое личное время, комсо­ мольцы Коиаев и Яцкий своевременно за­ менили изношенные части, а сержант Си­ доров произвел в мастерской расточку ко^^ ленчатого вала. Благодаря хорошей подготовке лич­ ного состава и знанию своего дела трактор был отремонтирован и своевременно введен в строй. Сержант А. АТАМАНЕНКО. Освоил новуюспециальность Старший матрос Леттпев долгое время работал в сапожной мастерской. Он свое­ временно и доброкачественно ремонтировал обувь для личного состава подразделения. Честным и добросовестным отношением к труду он заслужил ряд благодарностей кома*Ц!гра. Одновременно он много занимал­ ся повышением своих военных и полити­ ческих знаний. Из’явив Желание освоить специальность электромоториста, тов. Леттиев t еще боль­ шим напряжением сил взялся за изучение сложной техники. Большую помощь в учебе < старшейу ма*пхюу Леттневу оказал младший cejttcaffr Ефтин — опытный специалист, работаю-'' щпй уже окаю четыре! лет по Специаль­ ности электромоториста и имеющйй хоро­ шие отзыва командования за Пличную работу. Вскоре старший iiarpoc Летгией был до­ пущен к самостоятельной работе на двик- ке. Так, благодаря настойчивости н напря­ женной учебе, комсомолец Леттиев достиг своего. Он стал одним пз лучших специа­ листов подразделения. Старший матрос А. БЕКРЯШОВ. Успехи молодого офицера Молодой штурман лейтенант Баранов любит свою специальность, относится к де­ лу всегда добросовестно. Поход еще только намечается, а он уже с утра до поздней но4и занят подготовкой, подбпраст нужные карты и т. д. И пЬход всегда заканчивает­ ся уейепттго. В свободное время Баранов занимается самообразованием, ^тзучает лоцпю театра, морскую астрономию, читает политическую н художесгпенпую литературу. Оп систс- зпаш-тй специальности старшинами и ма­ тросамп. Лейтенант Барапов— комсомолец, актив­ но участвует в общественной жнзнп ко­ рабля. Оп часто проводит политинформа­ ции. а тачжс в"дет политзанятия с груп­ пой старшин. В его группе все слушатели имеют хорошую успеваемость. Служба молодого офицера Баранова— хо- РопптГ? призер трудолюбия о любви к своей матйческй занимается с подчиненным ему специальности. личным составом, добивается глубоких • Капитан-лейтенант И. РЫЬАЛЧЕНКО. Прчевоено очередное звание Старшие матросЬг Чучкалов, Вальков и 1 являются командирами лучших етделешй Колбнп — участники Великой Отечествен- на корабле, требовательны к себе и к под­ вой воины, Награжденные орденами и меда- , чиненным, пользуются заслуженным ува- ЛИЯ СОСР м обраоцовое вьгаолнение зада- хетеч Л1Гга0ГО состава. йедавно С1арши ний командования на фронте борьбы с пе- п D - .___ иец***, и ш ш ш , . Па протяжении “ 4 ТР0С“ Чучкалову, Валькову и Колбину всей СЛуйбЫ wm не имеют йи одного взы- присвоено очередное воинское званзе скання. Чучкалов имеет 16 поощрений, старшина 2 статьи. Вальдов 14 и Колбия — 11. Все они I Старшина 2 статьи ft. ЗВЕРЕЙ. Старший матрос Кострубов — один чз f лучших трюмных на корабле. Кострубов работает с исключительной добросовест­ ностью. Ремонтируя какой-либо мехаикгм, или деталь, он с большим прилежанием 5е- j ретсл за дело и доводит его до конца. Тов. Кострубов одновременно с работой обучает i молодого матроса Кульсннова. j Любовь к кораблю Электрики тт. Нехорошее t ШевандЬ также проявляют большую старательность. Ремонтируя механизмы, они глубже *зу- чают их устройство. В этом проявляется любовь моряк* к морю^к своему кораблю. Матрос В. ВОСКРЕСЕНСКИЙ. Комсомольцы матросы Семенов, Бело­ усов, Вероносов н Стравой за время службы на корабле стали умелыми спе­ циалистами. Ua-днях приказом команди­ ра им присвоено очс,редпое воинское зва­ ние — старший матрос. Старший матрос Б. Алексеев. it it ★ Культурно проводит выходные дни лич­ ный состав нашей части. По пшщнативе комсомольцев организуется перетягива­ ние каната соревнования по прыжкам в длнну и высоту, спортивные игры. И. Перьков. ★ ★ ★ Хорошо поработал личный состав ва­ шей части на разгрузке транспорта. B m < v t o 48 чат(тв защите было выполнено за 41 час. Всем участникам разгрузки командир об’явил благодарность. Лейтенант А. Опарин. t> * is На трн дня раньше срока закончМй мы t&rpyaty транспорта с Лесомат&р#а- аамй. ОгАйчно работали сержант Ищей- ко, пПреГпор Трач, солдаты Попов* Афа- йасм*| Солдат Н. Лунацййй. ★ * * Четко несет службу суточного рядовой Дашппн. Когда он стоит ва по­ сту, все команды по распорядку дня по­ даются точно и быстро выполняются. За успехи в боевой и политической под­ готовке тов. Дайпгпн занесен на Доску отаетникю®. Солдат Н. Калашников. * * * 18 toraixtfapHocteft имеет за усердную службу ефрейтор Попов. Но ой Не УСйо- каявается на достигнутом, а повседневно повышает своп знания. Йедаязю тов. По­ пов сфотографирован у развернутого зза- жейи части. В. Майбуров. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz