На страже Заполярья. 1948 год. Июль.

I ,22 толя 1948 г., № 171 (3167), Пм С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я ЧЕМУ УЧИТ ОПЫТ БЫВАЛЫХ Рассказ агитатора М. Ивгиовх В краткой непринужденной беседе бьгва- 1 проявив высокую дисциплинированность, организованность и сознательность, испра­ вил все нанесенные бомбежкой противни­ ка повреждения нашему кораблю и благо- лый подводник сверхсрочник коммунист Иванов рассказал матросам о боевых дей­ ствиях Краснознаменного корабля, на ко­ тором он участвовал в 15 боевых походах и в потоплении 9 кораблей противника, в том числе одной подводной лодки. — Расскажу вам, — начал свою беседу тов. Иванов, — как мы учились бить про­ тивника наверняка и возвращаться с победой. Служба подводника почетна и вместе с тем ответственна. На кораблях от одного ^человека зависит судьба всего экипажа, рвыполнение боевой задачи. Нужно всегда каждому пз вас помнить русскую послови­ цу: «Все за одного, один за всех». Слож­ ные механизмы на корабле, условия под­ водного плавапия постояппо требуют сла­ женности действии всего экипажа, твердо­ го знания своей специальности и заведы- вапия, больших навыков работы па меха­ низмах в любых условиях — при освепто- ппи и темноте, наощупь, нашмять. Без этих качеств не выйдет хоротегр подвод­ ника и образцового матроса. По главное, что решает успех в бою, это высокая дис­ циплина, организованность, готлр.пл^ ть переносить любые трудности п опасности, ипогда с риском для жизни. Мне помнится тяжелый случай, кото­ рый произошел с папшм кораблем в пер­ вые дни войны в одном пз боевых похо- » ДОВ.- Мы назвали этот д ен ь днрм второго рож­ дения комапды и копаоля. Очень много мы перенесли в тот поход и как бы вновь пе­ ресмотрели всю свою жизнь. Мы вышли по заданию па боевую позппшо, чт^Пы искать и топить корабли протиппика. Был получно довел его до базы. Партийная и комсомольская организа­ ции провели тогда большую раз’яснитель- нуго работу среди личного состава. Былп разобраны все случаи, помешавшие выпол­ нить боевую задачу. Обратили вппманпе всего личного состава корабля на изуче­ ние инструкций и наставлений по обслу­ живанию механизмов и выполнению команд сигналами. Все это дало своп ре­ зультаты. Когда по боевым частям были проведены проверки, коммунисты и комсо­ мольцы показали отличные знания. П вскоре корабль получил новое боевое задание пойти к беретам острова Н. Там в это время нагло хозяйничали немецкие подводные лодки. Экипажу была поставле­ на задача — искать и топить подводные лодки немцев. Мы долго находились па позиции, терпеливо выискивая и выслу­ шивая подводпого противника. Вот, пако- Комсомольцы одного отделения В начале нынешнего года комсомольцы- радисты Гребенюк и Гарифулин нарушали воинскую дисциплину, отставали в боевой подготовке. Старшина 2 статьи Сидоров заинтересовался, почему не успевают его подчиненные. Пз бесед с ними он выяснил, что Гребенюк, встретившись с трудностя­ ми, опустил руки, а Гарифулин просто проявлял несерьезное отношение к учебе. Это стало известно комсомольцам отде­ ления. В личных беседах с отстающими и на собраниях они указывали матросам на недостатки, резко критиковали их, по­ требовали больше работать над собой. Гре­ бенюк и Гарифулин дали слово исправить­ ся. В то же время комсомольцы оказали и помощь товарищам. Особенно много при­ шлось поработать с Гребенюком. Так, отлич­ ник боевой и политической подготовки старший матрос Смирнов систематически занимался с ним, помогая ему в овладении военной специальностью. Сейчас тов. Гре­ бенюк пе отстает в боевой подготовке. Большое место в работе комсомоль- Николай Ф Л ЕРО В . нец, паш акустик Филиппов обнаружил ^eB занимает пропаганда боевых тра­ п/умы подводной лодки, идущей под дизе­ лями в надводном положении. Командир пошел на сближение и в Атаку на против­ ника. Мы долго маневрировали. Паш ко­ рабль, сохраняя скрытность, подошел к немецкой подводной лодке на требуемую дистанцию л атаковал се, выпустив торпе­ ды. Все мы вскоре услышали небывалой силы взрыв. По отсекам пронеслась радост­ ная весть о потоплении немецкой подвод­ ной лодки. Торпеды попали в. центральный пост, лодка переложилась пополам и зато­ нула. ' Командир поздравил экипаж с большой победой. Особенпо отличились в этом по­ ходе и проявили высокое мастерство стар- оонаружои каравап судов противника, ко- шщп t статьп Смиряов> главны- торый шел в охранении шести военных па ;кирухин> матросы Ларин, Букин и кораблей. Командир вышел в атаку па са­ мый крупный транспорт. Цель была уже \ Слизка. По команде командира «товсь» мы] юсе с нетерпением ожидали выпуска торпед по ненавистному врату. По матгос не вы­ держал, пе приняв последующей команды «или», он выпустил торпеды. Пз-за преждевременного выпуска тор­ пед лодка получила облегчение и под­ всплыла. В центральном посту, пе зпая, в чем дело, пе смоглп своевременно предотв­ ратить ес п л ы ти я лодки, и тем самым бы­ ла нарушепа скрытность корабля. Против­ ник обпаружпл лодку и начал преследо­ вать нас. Мы попдлись, как в ловушку, оказались в центре пемецкого каравана. Противпич 27 часов преследовал ndc. Мы долго не могли оторваться от про­ тивника. Нз лодку было сброшено много глубинных бомб. Опи сбрасывались серия­ ми но 12 штук, с определенными интерва­ лами. Шесть кораблей противника беспре­ рывно, посменно бомбили нас. Личный состав корабля по вине одного другие. Этот паглядпый пример учит пас •то­ му, насколько Еажно каждому матросу, старпише в мирных условиях тщательно изучать свою технику, свои обязаппости, быть уверенным в безотказном действии обслуживаемых механизмов. Что было бы с кораблем и экипажем, если бы вахта не обнаружила противника, а торппдисты во главе с коммунистом Жи- рухипым плохо подготовили торпеды к выстрелу? Торпеды не попали бы в цель, и противник, обнаружив нас, сам перешел бы в атаку. Пам тогда было бы очень трудно с ним бороться без торпед. Вывод напрашивается один. Только высокая дис- щшлинирозанность, отличное знание своей специальности и выдержка обеспечивают победу. Пе жалеть своих сил и способностей сейчас, в мирных условиях, готовить се- "‘я умелыми воинами, добиться высокой чрпмерпости всего личного состава в бое- i*>fi подготовке и дисциплине, приумно- матроса подвергся тяжелым испытаниям.;жать равные традиции коиабля — наша Геройство и мужество проявили старшина . обязанность, так закончил свой рас- 1 статьи Потехпн, который 24 часа бес- сказ тов* Иванов. сменно стоял на ответственной вахте на . Матросы слушали тов. Иваиова с боль- горивонтальных рулях, мичман Дементьев,! шим вииманпем, ведь все знали, что оп «который не ушел с вахты до конца бомбеж­ ки. Матрос Оченаш, получив ушибы от па­ дающих приборов, ле ушел со своего бое­ вого поста от главной станции. Умело, со знанием дела руководил борь­ бой за живучесть корабля командир БЧ-V офицер Динцер. Личный состав проявил высокую выдержку, находчивость и уме­ ние быстро исправлять повреждения. В темноте, наощупь приходилось вести борь­ бу с водой, закреплять отдельные меха­ низмы на своих местах. Умелые действия командира вывели ко­ рабль из-под бомбежки, а личный состав, сам лично участвовал в боевых походах, о которых рассказывал, и недаром он на­ гражден орденами Краспого Знамени, Отечественной войны 1 и 2 степени, ме­ далями «За оборопу Советского Запо­ лярья», «За победу над Германией», а также имеет две благодарности, об’явлен- дицпи военных моряков, славных тра­ диций Ленинского комсомола, великих до­ стижений нашего государства за годы со­ ветской власти, успехов трудящихся СССР по выполнению плана послевоенной сталинской пятилетки. Личный пример комсомольцев — дей­ ственная форма воспитания. Командир от­ деления член комсомольского бюро корабля старшина 2 статьи Сидоров, комсомольцы старший матрос Смирнов, юнга Соболев — отличники боевой и политической подго­ товки. Образец настойчивости и упорства в овладении знаниями подает товарищам сейчас и комсомолец Гарифулин. Он до­ бился успехов не только в боевой подготов ке, но и в работе над повышением своей идейно-политического уровня. Занимаясь i кружке по изучению «Краткого курс истории ВКЩб)», тов. Гарифулин читает дополнительную литературу, часто обра­ щается за помощью к старшим товарищам. Результаты работы комсомольцев нали­ цо. В отделении в течение пяти месяцев нет нарушений воинской дисциплины, все задачи боевой подготовки сданы на «хоро­ шо» п «отлично», за отделением прочно закрепилась слава одного из передовых подразделений на корабле. Старший матрэс М. МАНОХИН. Накануне праздника На-днях -коммунисты партийной органи­ зации катерников обсудили свои задачи по подготовке п проведению 15-летия Север­ ного флота. Собрание поручило Герою Со­ ветского Союза капитану 3 ранга Павлову выступить перед личным составом подрао- деления с докладом «15-лелие Северного флота». Коммунист Лииоватыи выступит с докладом «Иосиф Виссарионович Сталин — создатель Северного флота». Участники Челикой Отечественной войны •главный '.тафпшна Луконин старшина 2 статьи Ба- шикав расскажут матросам о боевом пути всих катеров. Главный старшина Козлов, который служил в дни войны боцманом на катере дважды Героя Советского Союза ка­ питана 3 ранта Александра Осиповича Ша­ балина, поделится своими воспоминаниями о боевых подвигах знатного катерника-се- ные в приказе Верховного Главиокоман- верОМОрЦа> д 0 вечерам в матросском кубри- дующего товарища Сталина, как участник К€ Идет читка боевой истории катерников. боев за освобождение города Петсамо (Пе- ченга) и Печенгской области от немецких захватчиков. Записал капитан 3 ранга А. ГОРБУНОВ. Ее проводит коммунист старшина 1 статьи Токарев. , В эти дни готовится праздничный номер стенгазеты. (Наш корр.). Из рисунков, присланных на конкгр: ; В свободную минуту. Рисунок младшего сержанта В. Березина. ц U U K W Ц ц и ц С Е В Е Р Н Ы Й Ф Л О Т (О Г Летя, мой стих, сметая расстоянья, И расскажи, как рассказать мечтал, О крае полуночного сиянья. Штормов я ветра, и гранягных скал. . I. Уже с обеда у причала Под шум вскипающих ветров Од» команда прозвучала; «Смть белье с лееров!». Одйо пока еще тревожит. КаВой дорогой боевой Итти в моря? На поиск, может, На артобстрел или в конвой? И вот уж «баковые вести» Несут ответную молву: «В конвой, со всей эскадрой вместе, И в океане — рандеву». Конвой? Мы помним это слово. Oat нам было в дни войны Приказом, чтоб в морях суровых Сберечь оружье для страны. Мы каждый транспорт охраняли И знали твердо: это он К врагу грозой огня и йталн Па фронте будет обращен. П значит, это наша кара, И мы еще издалека, Но к фронту главного удара Идем дорогой моряка. Зачем скрывать, нам были тяжки Порой те дни на корабле! Хотелось, обнажив тельняшки, Пройти по огненной земле, Где льют свинца дожди косые, Где неустанная борьба. Решается судьба России П наша, стало быть, судьба. Когда же море в полукружье Обняв, с оружьем шли суда, Мы знали: сохраним оружье, Какая б ни стряслась беда... Давно утесы оборвались, И сколько не иди вперед — Морей взволнованные дали И океана синий лед. Осталась где-то гладь залива, Фиорды, материк, страна. В последний раз тебе: «Счастливо!»; Сигналили у Кильдина. Мелькнул в туманных клочьях белых В последний раз вершин гранит И океан встречает смелых, И смелых океан хранит. Сигнальщик крикнул: «Вижу справа Дымки!». П понеслось: «Конвой!», И поднимались величаво Лесами мачты над волной. И, словно, птиц веселых стая, Взвился приветственный сигнал. Над океаном вырастая, Волшебный город возникал. Как будто в дни царя Салтана, Нам чудо принесли моря, Но выходили из тумана Не тридцать три богатыря, А сотни транспортов груженных Боеприпасами войны, Самой войною обожженных Во тьме недремлющей волны. Казалось, море отступило Пред этой массой кораблей. Но шторма взбешенная сила Все становилась злей и злей. И «старички» на полубаке Высмеивали молодежь: «Ну, как моря, друзья-салаки? Здесь пи проедешь, ни пройдешь!». «Вы зря пугаете морями, — Раздался голос позади, — Когда-то ведь боялись сами, —1 Утонешь, мол,' того гляди...». Комбриг! Откуда он нагрянул. Всегда вот так исподтишка. «Ну, что же, взыскивать не стану. Да, ваша служба нелегка». Был нынче адмирал в ударе, Рассказывал, шутил слегка. Он знал, что немцы с Луостар» • Придут бомбить наверняка. И следует перед бомбежкой С матросами поговорить, И чтобы дух поднять немножко, — И распушить, и подбодрить. «Да я, бывало, в ваши годы, Уйдя в моря от берегов, Всегда желал такой погоды Для просветления мозгов. У нас, друзья, эсминец славный. Здесь Сталин был. Стоял вот тут.н Как будто было так недавно, А годы, годы то идут. О том забуду я едва ли, Служил на этом корабле. Тогда мы, правда, отдыхали. Все больше были на земле. День, помню, был на редкость летний, Таких здесь, может, на год— пять, И час к тому ж послеобедний, Ну, значит, надо отдыхать. Когда тут все пришло в движенье, Стою и сразу не пойму; Команда — всем на построеяъе, И вое стремятся ва корту. Мне командир сказал два слов# . И в даль рукою указал: Шел пароход к стоянке новой, . Ва нем, друзья, я увидал* —*/ Р Ы В К И и з п о э м К нам Сталин шея...». Матросы строго Комбрига слушали, Но вот Гремят колокола: «тревога !»* Над ширью океанских вед, Вдали от берегов и портов, На мачтах кораблей подряд Взвиваются сигналы «твердо», То значит — «Юнкерсы» летят.’, П. Топот ног по мостика» Прогремел. Кто названным гостей к вам — На прицел! Берегись, добытчики, _ В этот час Рвутся в бой зенитчики, Ждут приказ. В трюмах наше голото: Сталь и бронь. На Защите молодость И огонь! Больно фрицы прыткие На добро. Подбежал к зенитке Нил Петров. Службы год отпразднует? Скоро Нил. В море нечисть разную Схоронил. Пусть же будет в плаванья Новый бой, Чтоб встречали в гавани Наш конвой; Чтобы полустанками Паровоз Самолеты с танками N К фронту вез. Вот оно — оружие! И не зря Корабли под стужею Шли в моря. В перекрестьи нитей Самолет, С Нилом у зенитки Весь расчет. Q снаряды врезались В высоту. Бьют они по срезу ля, По хвосту — «Юнкере» загорается. Весь в дыму Он назад бросается, Но ему Не уйти от гибеаги, Ясен путь, —' Этакой-то глыбе ли Дотянуть! Очередь от злости Немец дал — На зенитный мостик Нил упал. Вьют снаряды петли —: Смерти нить. «Юнкерсам» успеть ли Отбомбить?! • Бомбы к черту сброшены На рога, — Немцам жизнь хорошая Дорога. На капа налетчиков Генерал Неудачных летчиков Пробирал. Циферблат на часах у флагмана Голубой. Посмотрел ва часы и флагами Дал отбой. «Ну, теперь доведу до дока я Все сполна». Над волнами легла знакомая Тишина. Ветры по морю, по безбрежному Хлестко бьют. Мы идем по пути по прежнему — Курсом «зюйд». III. На фл-агах Родины пылает даль заката. Налет отбит. Суда идут вперед. И вот уже безмолвием об’ята Над Баренцевым морем ночь встает. Лишь за кормой, в крутых водоворотах, Шумит, вскипая, темная волна, И, словно бы, в тропических широтах Во тьме фосфоресцирует она. Хоть наше море солнцем не прогрето, И блеск волны холоден и суров, О нем всю ночь на койке лазарета В бессоннице тоскует Нил Петров. Он вспоминает час перед тревогой, Комбригом незаконченный рассказ, Он хочет встать, чтобы морской дорогой Пройти, как шел ужё десятки раз. Но, кажется, что «койка приковал*, Сжимают ногу натуго бинты. Он падает. И голос адмирала Приходит в лазарет из темноты. И снова явь, и снова боль в суставах, И вот уж ясно, кто это слизал: «Петро® не сп ят ?» «Вторая койка справа». «Не сплю, товарищ контр-адмирал». IV. О Север, июльские ночи! Мне вас не забыть никогда..,* Тихонько о чем-то хлопочет*^ Сбегая в ущелье вода* Ы) . В не! отсвет зари золотится, Здесь утро и вечер не в счет, Июль нарушает границы, . И к полночи — солнце печет. О Север, весенние зори! Немного прохладный июнь» Дремотно холодное море, И сопки седые, как лунь. И вдруг, средь лилпайликов тощиг, В низине, не веришь никак, Открылась короткая роща," Обычный такой березняк. О Север, декабрьские cryxsf Покрытые льдом берега, И ветры, что путника кружат* И всюду снега и снега, Лельащие невозмутимо И, кажется, чуть ля не год. А тут же, под сенью Годь|гц|— i Волна за волною плывет. И с зимними штормажя споря,'• От снежной холодной земли В любое далекое море Любые пройдут корабли. О Север, тревожный ж стропй, Зимой в бесконечную ночь. Ты путнику, знаю, в дороге Ничем не захочешь помочь. Но иутаек и сам не забудет, Что ты неприветлив, стар». Поэтому сильные лфди Выходят к тебе шпряшиь И ты в своих тундрах и горах, На мерзлой земле, чародей, * В морских, в океанских просторах Ты видывал крепких людеИ* Прошедшие в дебрях полярных И в страшной пучине морей, ^ Они навсегда благодарны Суровой науке твоей. И азбуке северной вторя, 1 Не ведая в жизни преград^ Родное советское море Они, как святыню, хранят. И так же, как древние далы —» Герои народных былин, Так жаждал над морем победы Владимир Петрович Ступиа. Потомок безвестных поморов, Быть может, петровских вр ем , Мальчишкою в этих просторах По морю бродяжничал он. Уйдет на неделю с дядьями, Мать только вздыхает с тоеклЁИ Вернется, пропахший волнами б свежею жирной треской. Такой уж он был непоседа, С рябячества в море одном. Там — песня, мечта и бессадГ Не кончатся ночью и даем. А землю — не сжился ои е вод Смиряя мальчишеский пыл, Пожалуй, что все же сильнее, Ту землю он в море любил. И юность пришла золотая, Мечта о науках да так, Кат; думал об этом, мечтая* Великий володин земляк. Призвали. «Куда же пойдете? —» Спросил пожилой яишюсар — Наверно, приетрастье к пехоте?*..* Владимира бросило в жар: «Пехоту люблю, но сильнее/* Я вырос иа море... Я вот...» Ну, словом, краснея, бледея» • Увидел написано: «флот». И вот они ,трубы лнккоров, Десятки знакомых имен. Потомок безвестных поморов!, Быть может, петровских времен, Увидел он камни Кроншлота, Что с темной ватной говорят, И родину русского флот, Прославленный город Кронштадт* Походы. Матросская дружба. В Архангельск—лнлгь несколько Окончилась срочная служба, Но службе ие кончился срок* Учиться! Всего не осилишь, Не зная науки морской. П вот он в одном из училищ, А там — лейтенант молодой. В те годы — о них не забудешь« На рейдах росли корабли, На моснитки новые люди Пз новых училищ пришли; •Воспитанники комсомола И партии нашей сьгны, Шли в эту высокую школу, - На флотскую вахту страны. Горячие будни походов — Бискайя, Босфор, Скагеррак. Мужала семья мореходов И наш пламенеющий флаг^ . Был гостем Марселя и Навта, Неаполь знавал, Амстердам. Советских морейлейтенаиты Ходили по разным волнамм. «Ступин, вы на Север хотите? Архангельск, родная земля», — -Однажды в часы чаешггья Спросил командир асорабля. «Хочу ли? Конечно, не скрою, Знакомые, верао,края...з> «Тоща собирайтесь со мною, Отрядом .командую я»* \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz