На страже Заполярья. 1948 год. Июль.

I их " страже З аполярья 52 июля 1948 г., К! 171 (3167). Л 1 5 - й г о д о в щ и н е со д н я п р е б ы в а н и я т о в а р и щ а С т а л и н а в З а п о л я р ь е Самый счастливый день 13 лет 18 лая 1933 года мы отдали швартовы от причалов Балтики и выти.тп нз Крайний Север, в Баренцево море. Мне посчастлл- мвгось быть в числе участников этого от­ ветственного перехода. Путь из Балтики в Мурманск пролегал по естественным водоемам и искусственном гр^гдиолпым. сооружениям Беломорско-Балтийского ка­ нала пмешт Сталина. Построенный в рекордные сроки — за 20 мгсяц®в. этот капал сократил рясстоя- пие между Балтийским и Баренцовым мо­ рями на четыре тысячи километров. Кроме того, с открытием канала отпала необхо­ димость прп следовлшш па Севгр огибать Скандинавию, плавать в чужих водах. Благодаря предвидев» товлрилпа Сталина, огромной энергии бо.шпсвтстско.й партии и советского народа, паша Родила с построй­ кой канала полутона аджигйптую судоход­ ную систему, рашой которой По срокам строительства я техническому оснащению пет в мире. Мы, советские! моряки, участники перво­ го п^лехота По каналу, с готи^ст^го за на­ шу Родину, за партию большевиков, за родного товарища С тила смотрр.лги на сооружения канала, на еп> шлюзы, щ его люд°й, тепло встречавших и провожавших нас от этапа к этапу. Много трудностей встречалось на пути. По сознание ответственности за оказанное* иам доверие, созпаппе того, что за нашим переходом следит лично товарищ Сталин, воодушевляло моояков, п все трудности пр°одолрвались. Каждому (матросу, коман­ диру хотелось как можно лучше выпол­ нить свои обязанности. Благодаря стаоантаю людлй, их знанию дела мы благополучно прошли канал и тюдояпп к причалам Б°лОморс*а (Сорока), где предстояло изготовить корабли для вы ­ хода в Белое, а затем и Ба/речцойо «ом. С большим в о о д у ш р в л р н и р м работали первые североморцы, внимательно осматри­ ва в свои заведывачия, делали все так, чтобы я мор* никакой пттоом был не стра­ шен. И вот разп°слась радостная весть: «Пароход «Анох'тт» пгоходшт последний шлюз м ала. На мостике парохода — товарищ Сталин!». Помню, я и пять моих товлоищей чисти­ ли в те минуты шлюпку. ЭтоГг •вести ш сначала почему-то не повеоп.тл : у товари­ ща Сталина так много работы, так дорога ому каждая- минута, чтобы успеть обо всем позаботиться, все предусл'птоеть... Но вот, сигнальщик доложил: «Прпбтижается па- роход «Анохин», хорошо вижу товарища Сталина». Мы прекратили работу и как бы вросли I? землю, пе смея пошевелиться. Рядом со мной стояли у шлюпки командиры отделе­ ний Ехалов и Терехитг. Все молчали и но сводили глаз с «Анохина». Товарищ .Сталин и товарищи Ворошилов и Киров сошли с парохода п направились к боевы» кораблям. Словами не передать той радости и волнения, охратнвпгпх нас, когда мы увидели, что великий вождь п его в°р- ныо copajrHHKH идут прямо к пам (шлюпка лежала в метрах десяти от дороги). Мы все приняли положение «смигоно» и смот- рели, смотрели, смотрели. Хотелось как можно лучше разглядеть дорогие черты лица Иосифа Виссарионовича, услышать сто голос. ' Проходя мимо нас, тогартгщ Сталин тпз- говаривал с товарищем «Ворошиловым. Шли они медленно, п мне удалось навсегда за­ печатлеть в своей памяти дорогие черты .вождя, его улыбку. Вот прошло уже 15 |лет с того самого счастливого дня моей |жизни, а я вижу перед собой вождя, помню незабываемую встречу, будто это происхо­ дило .несколько минут назад. Долго мы стояли у шлюпки недвижи­ мо, смотрели на корабль, на который во­ шли товарищ Сталин и ел соратники товарищи Ворошилов и Киров. Уже потом мы узнали все подробности пребывания вождя на корабле. Мь| беседовали с матро­ сами и старшинами, расспрашивали все детально. Товарищ Сталин обошел весь корабль, зашел, на камбуз, узнал, как кормят ма­ тросов, а тсогда товарищ Ворошилов спро­ сил о пожеланиях /моряков корабля, все высказали одно, единственное,—услышать голос товарища Сталина. И желание это было удовлетворено. Великий вождь рас­ сказал матросам, почему необходимо-па Севере иметь боевые корабли, о том, ка­ кие богатства хранит в себе земля Совет­ ского Заполярья. Тепло попрощавшись с моряками, товарищ Сталин и товарищи Ворошилов и Киров на поезде уехали в Мурманск. Встречи с любимым Сталиным придала и?/ч новые силы. Мы в короткий срок за­ кончили все приготовления и вскоре вы­ шли в Белое море. Советское правительство, большевист­ ская партия и лично товарищ Сталин вни­ мательно следили за ростом Северного фло­ та, оказывали ему большое внимание, неустанно заботились о североморцах. Об этом свидетельствует хотя бы один, но яр­ кий. убедительный факт: в '1934 году, один из лучших северомоопр** матт>ос Лев- шов был избран членом ЦПК СССР. Этим подчеркивалось значение, которое прида­ валось нашим правительством и партией укреплению севеоных морских рубежей со­ циалистической Родины. На заботу партии к правительства, лич­ но товарища Сталина североморцы отвеча­ ли напряженной учебой, неутомимым тру­ дом по овладению воинским мастерством, укреплению дисциплины и организованно­ сти. Годы упорного труда принесли желае­ мые результаты: воеипые моряки Совет­ ского Заподяоья быстро освоили новый и трудный район плавания, выковали в себе выносливость, мастерство, умение смело преодолевать трудности. А главное — ма­ тросы, старпгипы и офицеры повысили свой идейно-политический уровень, свою сознательность и были готовы в любой мо­ мент по приказу Родины выступить на за­ щиту священных рубежей социалистиче­ ского государства. Это наглядно подтверди­ лось в дни боев против белофиппов и осо­ бенно в годы Великой Отечественной вой­ ны. Североморцы с честью оправдали до­ верие советского народа. Сейчас, когда могучий Северный флот, оцачныгй велтеким Сталиным, возмужал, и закалился в огне Отечественной войны, хочется оглянуться назад. И, оглядываясь, видишь большой героический путь родного флота, тиучъ, проложенный советскими людьми, советскими моряками через миоме трудности, через кровопролитные бои с не­ мецко-фашистскими захватчиками. Это — путь славы и побед. на Северном флоте По предначертаниям вождя Э ТО было в 1933 году. Группа ко­ раблей прибыла на Север. Начина­ лось создание нашего флота. В числе первых североморцев был моторист с линкора «Марат» Михаил Ефимович Готов. Он являлся секрета­ рем партийной организации одного из кораблей. Коммунист Готов показывал всему личному составу корабля пример мужества и выдержки. Он помогал ма­ тросам в трудные минуты похода.- ...15 лет службы на Северном флоте. За эти годы Михаил Ефимович прошел путь от рядового матроса до офицера. Капитану Готову многое есть, что вспомнить о прошлом. Незабываемым остался для Готова день, когда моряков посетили великий вождь советскогонаро­ да Иосиф Виссарионович Сталин и его соратники товарищи Киров и Ворошилов. Товарищ Сталин поблагодарил весь личный состав за успешный переход на Север. И эту благодарность вождя капи­ тал Готов запомнил на всю жизнь. Своей примерной службой Михаил Ефимович заслужил общую признательность и ува­ жение всех, кто его знал и знает сей­ час. Капитан Готов полюбил Север и Се­ верный флот. В любом деле, в малом и в большом, он отдает все свои силы на укрепление нашего могучего флота, создателем которого является великий Сталин. — Меня воспитала партия, — гово­ рит тоз. Готов, — и я всегда готов че­ стно служить там, где этого требует от меня Родина. Лейтенант М. МЫЛЬНИКОВ. НА СНИМ КЕ: капитан интендантской службы М. Е. Готов. День 22 июля 1933 года навсегда во­ шел в историю Северного флота и Мурман­ ской области яркой, замечательной стра­ ницей). В этот день товарищ Сталин со своими соратниками товарищами Вороши­ ловым и Кировым посетил' Мурманск, но- бережье Кольского залива. Великий вождь дал тогда личные указания о строительст­ ве Северного флота. Приезд товарища Опалина связан с дальнейшим развитием Мурманской области и всего Кольского по­ луострова. Вот как рассказывав лаконич­ ное официальное сообщение ТАСС об этом знаменательном событии: «ЛЕНИНГРАД, (ТАСС). 18 июля тг. Сталин и Ворошилов приехали<в Ле­ нинград и вместе с т. Кировым в тот же день выехали на Беломорско-Балтий­ ский канал. По ознакомлении с рабочей канала и состоянием гидротехнических сооруже­ ний выехали через Беломорский порт (Х)рока на Мурманск. В Мурманске тт. Сталин, Ворошилов и Киров осмотрели Мурманский порт и бухту Полярную (Александровск) в (Мурманском заливе. 25 июля по возвращению в Ленинград а осмотре Ленинградского порта тт. Сталин и Ворошилов выехали в Москву». Историческое посещение Мурманска ве­ ликим Сталиным и его соратниками сыг­ рало огромную роль в хозяйственном раз­ витии края, в укреплении обороноспособ­ ности северных границ нашей Родины. Оно было Ознаменовано решениями партии л правительства о строительстве Туломской ГЭС, об электрификации Мурманской же­ лезной дороги, о коммунальном строитель­ стве, о5 укреплении обороны на Крайнем Севере, о создании могучего Северного Военно-Морского флота и рядом других решений, имеющих исключительно важное значение для развития Мурманска и края. По предложению товарища Сталина был принят план грандиозных работ по созда­ нию индустриальной базы н мощного фор­ поста обороны на Севере. Горнодобывающая промышленность, хи­ мия, (металлургия, рыбная промышлен­ ность, судостроение, океанский порт, база наступления на Арктику — таковы основ­ ные пгсзгкты этого плана, о котором вскоре узнала вся страна. Под руководством товарища Кирова большевики побеждали суровую стихию Заполярья. Но рука презренного убийцы оборвала жизнь замечательного большеви­ ка. Кирова не стало. Вместе со всей стра­ ной любимого Миропыча провожали в по­ следний путь трудящиеся Мурмапа. Претворение в жизнь сталинских пред­ начертаний развития Севера продолжил товарищ Жданов. Личное внимание това­ рища Сталина, повседневная забота партии я правительства вывели рыбную про­ мышленность Мурмапа на одно из первых мест в Советском Союзе. За годы трех сталинских пятилеток большевики Советского Запоаягья претво­ рили план Сталина в жпзнь. До неузна­ ваемости изменился край. Там, где раньше былп белые пятна, выросли новые социа­ листические города. Нернаваем стал и город Мурманск. Воз­ никнув в условиях капитализма, он рос К. КУЗНЕЦОВ, , ♦ и развивался уже так город социалистиче­ ской страны. Только в условиях советско­ го строя, только под руководством такой партии, как партия большевиков, было возможно в столь короткий срок, в исклю­ чительно трудных условиях так преобра­ зить, по существу, построить новый город, крупный промышленный и культурный центр. Мурманск стал крупнейшей в Совет­ ском Союзе базой механизированной рыб­ ной промышленности. В 1939 году в Ба­ ренцевом море промьшгляли уже десятки траулеров, которые выловили за год 227,5 тысяч тонн рыбы, в 130 раз больше, чем в 1920 году! Дореволюционный промы­ сел рыбы в Мурманске знал только один вид продукции — соленую тргску. Пред приятия же советского Мурманска выпу­ скали перед войной 62 наименования раз­ личных рыбных продуктов. Отновременно была создана мощная су­ доремонтная промышленность для трало­ вого, торгового и арктического Флотов. Мурманск превратился в большой бла­ гоустроенный город. По указанию великого Сталина за Полярным кругом вырос но­ вый индустриальный центр. Здесь созда- пы различные отрасли промышленности. Вот нисколько цифр, характеризующих не­ обычайно бурный рост промышленности на Кольском полуострове: в 1913 году вало­ вая поодукпия промышленности доставля­ ла 4,5 миллиона рублей. В 1928 году она увеличилась до 12,7 миллиона руб­ лей, а в 1939 году валовая продукция промышленности уже составила 341,1 миллиона рублей. Рост валовой продукции по отношению к 1913 году составил 7.500 процентов! Характерно, что 84 про­ цента всей валовой продукции выпуска­ лось пр°дпркятиями крупной промышлен­ ности. Можно отметить и такой факт, что по выработке электроэнергии иа душу на­ селения Мурманская обла^ до войны стояла иа первом месте в СССР. Большое ра-витпе получило селыское хозяйствовав Полярным кругом. Не только овошп. но * зеочовые культуры началп произрастать в Заполярье и давать высо­ кие урожаи. Успехи сопталистического строительства иа Кольском полуострове вызвали реше­ ние создать М.урманскуго область, и она была образована Указом Президиума Вер- ховпого Совета СССР от 28 мая 1938 года. Кипучая созидательная работа на Край­ нем Севере была прервана вероломным нападением немецко-фашистских захват­ чиков на нашу страну. С первых же дней войны Мурманская область стала, фронто­ вой областью. Немцы рассчитывали бы­ стро разгромить части Совгтской Армии на Севере, оккупировать Мурманскую область п прервать морские путп сообщения СССР. Ио гениальное предвидение товарища Сталина, создавгарго на северных рубежах стоапы крепкую оборону и могучей Север­ ный флот, сорвало план врага. На земле, на' море и в воздухе советские воины пре­ градили путь йапгистскпм захватчикам, а когда товарищ Сталин приказал,— перешли в наступление и одержали блестящую побе­ ду. В результате этой\ победы нашей стране была возвращена исконно русская Печенгская земля. Огромную помопгь фрзв- ту в дни Великой От чественной версты оказала трудящиеся Советского Запо­ лярья. Тяжелые раны нанесли немецкие захват­ чики народному хозяйству Мурманской области. Общий ущерб составляет сумму, равную почти миллиарду р|у5лгй. Только жилой площади гитлеровцами было разру­ шено и выведено из строя около 300 ты­ сяч квадратных метров. Трудящиеся Советского Заполярья еще ходе войны под руководством партийных^ организаций успешно начади восстановле­ нию промышленных предприятий и город­ ского хозяйства. Особенно большой размах восстановительные работы приобрели с окончанием войны после постановления правительства о восстановлении 15 городрв Российской Федерации, в числе которых значится и город Мурманск. План по производству валовой продук­ ции в 1946 году был выполнен промыш- . летшостью области на 104,1 процента, в 1947 году — на 101,3 процента. Все воль­ та и больше дает область народному хо­ зяйству страны различных видов промыш­ ленности. Довоенный уровень производства по выпуску валовой продукции пргвзойдея на 11,5 процента уже в 1948 году. Развивается жилищное строительство. В городах и поселках восстановлено и по­ строено вновь свыше 100 тысяч квадрат-^ ных метров жилой площади, восстанавли-^ ваптся и расширяется коммунальное хо­ зяйство городов, растут темпы восстановле­ ния и строительства культурных учрежде­ ний. Сейчас перед трудящимися Мурманской области стоят исключительно большие за­ дачи. Первая и главная т них — восста­ новить и значительно превзойти довоенный уровень промышленного производства об­ ласти. Дальнейшее развитие получат все отрасли промышленности. Серьезнейшей задачей является также потное восстановление и дальнейшее раз­ витие Юрода Мурманска в соответствии с генеральным планом, как областного цент­ ра и важнейшего морского порта на Край­ нем Севере советской страны. К концу пя­ тилетки в Мурманске и в других городах, в районных центрах и рабочих поселках области предстоит восстановить довоенный уровень жилищно-коммунального и куль­ турно-бытового обслуживания населения. Пятнадцатую годовщину со дня приезда в Мурманск товарища Сталина рабочие, колхозники и интеллигенция Мурманской области встречают большими успехами в труде. Эту знаменательную годовщину ваш х Северный Военно-Морской флот, созданный великим. Сталиным, встречает могучей, грозной боевой единицей, зорко стоящей ва стоате северных рубежей социалистичес­ кой Отчизны, надежно охраняющей мир­ ный созидательный труд советского народа. Под руководством мудрой большевист­ ской партии и великого вождя товарища Сталина трудящиеся Мурманской области и моряки Северного флота создают на се­ верном краю родной земли несокрушимый форпост коммунизма. Мичман И. Х0ЛИН. -О- Б Я С Т И О Н С Е В Е Р Н Когда при входе в бухту впдишь краси­ вые многоэтажные здания, «циркульны­ ми» рядами опоясывающие побережье, большие причалы и ошвартованные у них могучие боевые корабли, с трудом веришь, что пятнадцать лет тому назад здесь, над пустынными скалистыми берегами, стоя­ ла вековая тишина, нарушаемая несмол­ каемым плеском волн, побегавших на хо­ лодный гранит, да криком чаек. Пятнадцать лет... А какие огромные пре­ образования произошли на Побережье Кольского залива! Сколько своих сокро­ вищ отдала заполярная земля большеви­ кам, смело перешагнувшим Полярный круг и вступившим в решительную борьбу с су­ ровой природой. Теперь уже каждый ви­ дит, что из этой решительной борьбы большевики вышли победителями. Совет­ ское Заполярье расцветает с каждым днем, а на охране оеверпых рубежой социали­ стического Отечества стоит могучий Се­ верный флот, созданный великим Сталиным. Мне приятно сознавать, что в строи­ тельстве «Северного Кронштадта», в раз­ витии и укреплеппи мощи Северного фло­ та есть и моя скл^ тя доля тоула. Вспоминается 1933 год. По прибытии на место строительства мы узнали, что недавно там были товарищ Сталин п его соратнпки товарпщи Ворошилов и Кпров. Вождь советского народа стоял там, где ныне установлена мемориальная доска. И мы понимали: все, что пам необходимо сделать, это предпачертанпе любимого товарища Сталина. П мы работали с утроенной энергией, работали дружно, штурмуя «нсирпступпый» грапит, преодо­ левля многие трудности. Депь п ночь над бухтой грохотали взры­ вы, слышались визг электропил, говор со­ тен людей: стр^ллпсь причалы, жилые и служебные здания для моряков. | Особенно спешно сооружались причалы. Это вызывалось большой необходимостью: I прибывали боевые корабли—пионеры, если можпо так назвать, будущего могу­ чего флота. День и ночь шла работа. Строители но считались ни с отдыхом, ни с трудностями жизни, которые, безуслов­ но, были, да опи и неизбежны прп всяком большом начинании. На строительстве были люди разных профессий, с разными способностями и образованием. Но всех их об’единяло одно стремление — как можно быстрее и лучше выполнить указания вождя. Каждая от­ ветственная работа рассматривалась как «сталинское задание» и выполнялась с усердием, вдумчиво и, главное, честно. Среди строителей были ныне началь­ ник одного строительного участка тов. Пп- лявекпй, бывший лесосплавщик, ставший за время стройки заместителям главного бухгалтера строительства, тов. Лохов и другие. Особенно обличался ц работе куз- пец тов. Кравченко. Много деталей, и до­ ныне прочно стоящих на причалах, выко­ вал тов. Кравченко, и всегда оп перевыпол­ нял нормы. По таким товарищам — пере­ довым людям стройки — равнялись все, брали с них пример. Руками моряков строился стадиоч, бла­ гоустраивались территории, окружающие здаадчя. Производилась посадка деревьев. ратЗивалпсь клумбы для цветов. С каж­ дым днем город преображался. П вот от» стоит пад гаванью гордый, красивый. У причалов- выстроились с гордо развеваю­ щимися флагами боевые корабли. Па ме­ сте, где когда-то были голые скалы, стоит как бессменный часовой, могучий бастион j Севера. Этот город создан упорным трудом лю­ дей. За свое пятнадпатилетпее существо­ вание оп окреп, возмужал. С честыо вы­ держал он испытания войны, а моряки Северного флота покрыли себя неувядае­ мой сдавой в боях с врагом. н. гра ба рч у к . Н Е З А Б Ы В А Е М Ы Й Р Е Й С РА С С КА З БЫ ВШ ЕГО КАПИ ТАН А ПАРО ХОДА «БУ Р ЕВ ЕС Т Н И К » А . М . ЧУ ХЧИ Н А О П РЕБЫ ВА Н И И НА С Е В Е Р Е ТО ВА РИЩ А СТАЛИНА ...J5 лет прошло с того времени, как'на борту «Буревестника» был товарищ Сталин. Этот пезабывасмый рейс навсегда останется в моей па­ мяти. 19 июля 1933 года мы вернулись с моря, где выполняли аварийно- спасательпые работы, и мпе сразу же предложили подготовить судно к ответственному рейсу. Экипаж «Бу- ревестпика» энергично взялся за де­ ло. Работа спорилась, все трудились с под’емом. К утру 22 июля ярко на­ чищенные поручни, медяшки, иллю­ минаторы, свежая краска корпуса, надстроек и внутренних помещений придали «Буревестнику» празднич­ ный п нарядный вид. «Буревестник» готов к приему правительственной комиссии»,— так записал я в судо­ вом журнале. В 7 часов 215 минут в порт при­ шел поезд. Я вьппел на причал, что­ бы встретить дорогих гостей. По на­ правлению к судну шел товарищ Сталин — любимый вождь советского •: •- ■Т'.ТУТ: чА А. М. Чухчин беседует с молодыми матросами. Фото М. Бугакова народа. Поспф Виссарионович о чем**го го-1 Полный вперед! «Буревестник» устре- | Товарищ Сталин подошел ко мне н за- ворил с товарищем Ворошиловым. Немного ' милея по Кольскому заливу, легко рассе- дал несколько вопросов, касающихся судо- ттозади, показывая па окрестности Мурман- j кая спокойные воды. Мне казалось, что вождения. ска, беседуя с окружавшими его людьми, никогда еще судно не шло таким ходом и ! Стоявший на мостике Сергей мемориальная доска с надписью «Здесь был 22 июля 193!3i года осно­ ватель и создатель Северного флота великий Сталин». Иосиф Виссарионович вместе с товарищами Ворошиловым и Кировым внима­ тельно осмотрел Екатеринйнскую гавань. После этого «Буревестник» направился в Мурманск. В порт при­ шли на 18 минут раньше назначен­ ного времени. Дорогие гости осмотре­ ли судоремонтный завод и траловую базу. У причала торгового порта закон* чплся этот незабываемый историче*- ский рейс. На прощанье товарищ Сталин тепло и ласково пожал мне руку, поблагодарил за прием, а за­ тем попрощался с командой н сошел с корабля. День 22 июля 1933 года стал дпем рождения Северного флота. Волею большевиков, усилиями советского народа Север нашей Роди­ ны превращен в богатую сырьевую и промышленную базу. Крупнейшие комбинаты, заводы и фабрики выросли здесь за годы советской власти. Отсюда идут апатит, лес, рыба, никель. Мудрым оказалось предвидение Иосифа шел Сергей Миронович Киров. Подойдя, товарищ Сталии поздоровался никогда так послушпо пе повиновалось во- Миронович Киров расспрашивал меня о са* Виссарионовича об укреплении обороно- ле экипажа. Да и на самом деле так было, мых обыкновенных будничных делах, способности пашей Родины на ее северных tvt ™ шттттепесоппся jtvrt тбота Воодушевленные пребывапием па корабле Его интересовало буквально все: откуда я рубежах. Созданный волею Стаднна, Север- т\т-же поштресовалг^ юк идет раоота, гостей, люди работали с особен- родом, давно ля плаваю, хорошо ли анаю вый флот надежно защищал РУ«еки паше* 5? Потом Zmm Ст“ ™ а Г ш лы" У главной «ашины стоял , бер, а Мурманска, как жикут моряки За- Родины от бандитских п о с я г а в фи- Ворошилов и Киров поднялись на борт «Бу- меха,п? комсомолец Николай Смирнов - полярья, в чем нуждаются, какую ско- оевестника». Поздоровавшись с командой, лучшпи специалист на корабле. Иосиф Виссарионович зашел в салоп. Я по-1 Это была счастливая, незабываемая вах- лучил приказание игти в рейс. Моей радо- та! Стоял теплый июльский день. Ярко сти и радости всего экипажа пе было пре- светило солнце, отражаясь бликами в вол- дела. Мы были безгранично счастливы тем, Нах залива что пам оказано великое доверие — вести п * *, « Па палубе «Буревестника» стоял сто- __ _________, ____ „ __ — корабль, пз котором находились великий лп^ па Н€М рас110Л0Жена карта. Товарищ вестник» лег на обратный курс, вождь и учитель товарищ Сталин и его Сталин, товарищи Ворошилов и Киров по -1 Мы подошли к Полярному и стали неда- соратники. I долгу наблюдали в бинокли за берегом. 1 леко от скалы, где теперь установлена рость имеет судно, и много, много других вопросов. Через несколько часов мы вышли в мо­ рг. Погода попрежнему стояла хорошая, ветер 2 балла, зыбь с моря. Товарищ Сталин, товарпщи Ворошилов и Киров ос­ мотрели Рыбачий Кильдин. Затем «Буре- ской белогвардейщины в 1939— 1940 гг. и от немецких фашистов в годы Великой Отечественной войны. Североморцы с честью оправдали в этих боях доверие тру­ дящихся, большевистской партия к товарища Сталина. За 15 лет выросли и окрепли славные боевые традиции. Моряка должны беречь н умножать славу флота, основателем и создателем которого являет­ ся наш дорогой Иосиф Виосаряоаович Сталин!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz